Защита прав и интересов несовершеннолетних детей. Имущественные права ребенка - защита интересов. Консультации

Российское законодательство, стремясь защитить интересы каждого гражданина, особое внимание уделяет обеспечению прав детей. Достаточное количество статей Семейного кодекса РФ посвящено гарантиям безопасности и созданию надлежащих условий для любого ребенка от его рождения до совершеннолетия. Защита имущественных прав несовершеннолетних очень важна, так как ребенок не может самостоятельно отстаивать право на владение каким-то имуществом. Имущественные права ребенка часто нарушаются, давайте не позволим нерадивым взрослым обижать ни в чем не винных детей!

Это кажется очень логичным в последовательности событий. Другими словами, первые должны быть разработаны в мирное время; последние должны быть созданы во время конфликта, а последние должны быть организованы после начала военных действий. Это положение сначала напоминает об общей цели договоров, ответственность за которую несет любая договаривающаяся сторона. Во-вторых, эта формула интерпретируется как относящаяся не только к соблюдению международного гуманитарного права во внутреннем порядке, но и к международному порядку.

По словам Ганса Питера Гассера, необходимо принять ряд мер для обеспечения соблюдения обязательств по международному гуманитарному праву. Даже на поле битвы несколько этапов должны характеризовать подготовку и проведение военной операции: миссию, сбор разведывательных данных, анализ факторов, оценку, принятие решений, передачу решения, обеспечение соблюдения и контроль. Этап анализа должен включать изучение уязвимости людей и гражданских активов.

Помимо установленных в главе 11 кодекса прав несовершеннолетних детей, заключающихся в праве ребенка проживать и получать основы воспитания в семье, выражать свое мнение, общаться со своими отцом и матерью, другими родными, получать защиту, существуют у детей и права имущественного характера.

Семейный кодекс на страже детских интересов

В понятие имущественных прав входит родительский долг, касающийся проявления любви и заботы. Выполняя свой материнский и отцовский долг в соответствии с семейным правом , родители также обязаны тратить долю своего заработка на нужды ребенка. Дети имеют право получать содержание от своих отца и матери (в некоторых ситуациях от других членов семьи) для обеспечения потребностей в питании, одежде, образовании, лечении и реабилитации.

Таким образом, законы, конкретно связанные с защитой уязвимости ребенка, должны быть обнародованы и широко распространены на национальном или местном языках. Они будут направлены на наказание виновных в нарушениях прав ребенка и создании специальных судов для разрешения таких споров. Будут также предприняты другие практические меры для рассмотрения вопроса о специальной защите, которая будет предоставляться детям после начала военных действий.

У них также будет задача уточнить в связи с контекстом различные международные документы, ратифицированные в отношении ребенка. Более того, практика показывает, что такие меры не всегда принимаются государствами, особенно теми, которые являются «слабыми». Последние не ставят перед ними приоритет, и у них нет ресурсов для удовлетворения таких ожиданий. Даже если они будут доступны, эти ресурсы будут выделены другим секторам, которые считаются «более важными» просто как «защитники власти». Мы должны видеть, что бюджеты, выделенные для полиции и обороны в этих странах, должны быть убеждены.

В тех случаях, когда родители отказываются осуществлять содержание ребенка, законом определены правила взыскания средств в судебном порядке.

Если ребенку причитаются какие-либо денежные выплаты (пособия, пенсии или алименты), указанные средства передаются родителям. Последние обязаны тратить эти средства целевым образом, направляя на воспитание, получение образования и общее содержание ребенка. Если один из родителей осуществляет перечисление алиментов и не уверен в том, что средства расходуются по назначению, он имеет право требовать у суда, вынесшего решение об уплате алиментов, включить в решение пункт о перечислении не более половины сумм алиментов на расчетный счет, открываемый на имя несовершеннолетнего ребенка в банке. Это же касается и имущественных прав ребенка.

Если они не были назначены, Международный комитет Красного Креста будет предлагать свои добрые услуги сторонам в конфликте с целью такого назначения. Стороны в конфликте могут также просить Международный комитет Красного Креста выступать в качестве «замены держав-защитников» или любой организации с гарантиями беспристрастности и эффективности.

Защищающие силы или Заместитель Защищающих Сил обеспечивают посещение Войны Войны и мест интернирования и вмешательство в пользу гражданского населения во власти противника. Однако он доказал, что со времен Второй мировой войны стороны в конфликте больше не готовы назначать защитные полномочия в соответствии с требованиями международного права. Следует отметить, что отказ Договаривающихся сторон, или, скорее, государств-участников конфликта, назначать защитные полномочия обусловлен различными причинами.

У ребенка может иметься какая-либо собственность, состоящая из движимого или недвижимого имущества, ценных бумаг, вкладов и иных, предусмотренных законодательством объектов. Это всё его личные вещи, и никто не может на них претендовать. Источником происхождения такой собственности может быть как доход от непосредственной интеллектуальной или предпринимательской деятельности несовершеннолетнего, так и дарение или наследство .

На политическом уровне проблема нейтральности и беспристрастности государства, обозначенного как защитная сила, по-прежнему создает проблему. Потенциальное принимающее государство не было бы уверенным в отношении агента отправляющего государства, которое, кроме того, считалось «шпионом», чьи политические интересы за пределами «Гуманитарного» не могли быть определены. С юридической точки зрения государства-участники конфликта, назначая защитные полномочия, видят в этом признание отрицательной стороны, которая автоматически дает конфликту международный характер со всеми вытекающими последствиями.


Возраст ребенка как критерий осуществления прав

С возрастом ребенка связаны его возможности самостоятельно осуществлять распоряжение собственным имуществом. Находясь в возрасте от 14 до 18 лет, дети вправе распоряжаться заработанными самостоятельно средствами, стипендиями или иными доходами. Имеет ребенок и права автора на созданные им объекты в области науки, литературной сферы или иного искусства, изобретения и иные последствия деятельности интеллекта и творческого самовыражения. Необходимо учесть, что такие авторские права могут осуществляться детьми без согласия отца и матери, усыновителей или лиц, являющихся попечителями.

Конвенция о правах ребенка, касающаяся положения ребенка, выходит за рамки обычного гуманитарного права, например, в статье 43 Конвенции о правах ребенка. Последний отвечает за рассмотрение докладов государств о мерах, принятых для осуществления прав, признанных Конвенцией, включая протоколы к ней. Кроме того, Организация Объединенных Наций через свои органы является подлинным механизмом контроля за соблюдением прав ребенка. Например, Совет Безопасности и Секретариат постоянно принимают резолюции, касающиеся соблюдения международного гуманитарного права или международного права в области прав человека сторонам конфликтов.

Законодатель также устанавливает возможность для ребенка такого возраста самостоятельно проводить бытовые мелкие сделки.

Согласие отца и матери, усыновителей или попечителей требуется в случаях совершения ребенком гражданско-правовых сделок, имеющих связь с реализацией имущественных прав детей.

К правам малолетних детей (закон относит к таковым лиц от 6 до 14 лет) можно отнести право принятия подарков, безвозмездного пользования предоставляемого им имущества, а также распоряжения так называемыми «карманными расходами».

В этом отношении также участвуют другие специализированные учреждения, такие как ЮНИСЕФ. Он не может юридически квалифицировать факты, если он не устанавливает факты, а точнее устанавливает незаконность. Принятие полномочий Комиссии может осуществляться путем объявления.

Комиссия состоит из 15 членов высокого морального характера и признанной беспристрастности и назначается Договаривающимися сторонами. Со своей стороны, обусловливание функционирования Международной комиссии по установлению фактов в связи с принятием государствами ранее было бы устаревшим и, следовательно, оскорбить важную часть осуществления международного гуманитарного права. С этой целью предлагается, чтобы принятие пункта, содержащегося в статье 90, понималось как неотъемлемая часть конвенций, чтобы договаривающиеся стороны не выдавали никаких оговорок.

Судебная защита прав ребенка

Закон предусматривает для несовершеннолетних граждан право самостоятельно осуществлять защиту собственных интересов в суде (при условии эмансипации - признания ребенка дееспособным в полном объеме в установленном законом порядке). В иных случаях охрана имущественных прав в суде выполняется их законными представителями. Такая реализация является достаточно эффективной.

На международном уровне это связано с созданием международных или смешанных юрисдикций. Таким образом, в отношении защиты детей в ситуациях вооруженного конфликта, хотя договоры создают обязательство государств-участников воздерживаться от вербовки и использования детей, они не криминализуют такие действия с индивидуальной уголовной ответственностью. Государства-участники договоров тем не менее обязаны принять необходимые меры для предотвращения таких актов, что является косвенным призывом санкционировать вербовку детей в качестве преступления для расследования и судебного преследования таких актов.

Следует отметить, что возникновение спорной ситуации с участием малолетнего и несовершеннолетнего ребенка может стать травмирующим фактором для детской психики. Обращение к специалистам с целью получения исчерпывающей юридической консультации может помочь свести к минимуму возможные негативные последствия семейных имущественных и неимущественных споров.

Скажем, этот феномен наказания в последнее время представляет собой международное право: масса криминальных репрессий, похоже, переносит внимание к закону на наказание, тогда как первоначальная правовая система, скорее всего, ориентирована на превентивную перспективу. Защита детей в вооруженных конфликтах в Демократической Республике Конго в соответствии с международным гуманитарным правом. Эта глава призвана быть практической и направлена ​​на анализ защиты детей в конголезских вооруженных конфликтах в соответствии с международным гуманитарным правом.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Ясно, что речь идет о представлении и критике того, каким образом защита детей была гарантирована сторонами этих вооруженных конфликтов и международным сообществом. Это позволит отметить землю, чтобы найти возможные решения в направлении улучшения защиты этого слоя уязвимой группы населения. И для того, чтобы выполнить это обязательство, было бы разумно начать с изучения происхождения и развития этих вооруженных конфликтов.

Происхождение и развитие вооруженного конфликта в Демократической Республике Конго

Таким образом, чтобы попытаться понять, что ставки этой вооруженной борьбы во что бы то ни стало, лучше контролировать то, почему уважение или нет прав детей на поле битвы. Перекрытие стран региона из-за их общих интересов, альянсов или антагонизмов приводит к тому, что поразительный конфликт в государстве может, благодаря эффекту домино, вызвать настоящий катаклизм во всем регионе. В течение нескольких лет он был предметом периодического переплетенного вооруженного конфликта с самыми смертоносными последствиями после Второй мировой войны.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Представляется, что полномочия этого представителя должны быть подтверждены мотивированным постановлением органов опеки и попечительства (органов местного самоуправления). Такое представительство является вынужденной мерой и носит временный характер. Оно выступает как один из способов защиты прав и интересов ребенка, применяемый органами опеки и попечительства, и одновременно является принудительной мерой, ограничивающей права родителей. Если отпадут основания, органы опеки и попечительства отменяют представительство.

В основе такого конфликта лежат разные причины. Наиболее важными являются вопросы, связанные с интернационализацией политической и этнической напряженности в районе Великих озер, а также разведкой и эксплуатацией природных ресурсов Демократической Республики Конго. В Заире продолжается геноцид, в результате которого погибли миллионы людей в Руанде, тутси и противники хуту. Соединившись со своими «кузенами хуту» в Киву и других местных группах, беженцы-хуту похищают свой крупный рогатый скот и вызывают отток в Руанду десятков миллионов беженцев тутси.

Если же родители уклоняются от защиты прав и интересов детей, злоупотребляют родительскими правами, то такая защита опять-таки возлагается на органы опеки и попечительстваСт. 121 Семейного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (СК РФ) (в ред. от 28 декабря 2004 г.) //СЗ РФ от 1.01.1996 г. N 1 ст. 16. . Эти органы и должны в установленном порядке решить вопрос о защите прав детей.

Последний вернулся в страну и получил военную подготовку в руандийской армии для демонтажа лагерей беженцев в Хуту, что представляло потенциальную опасность для руандийского правительства. Наконец, чтобы передать свои требования, при поддержке Руанды, Уганды и Бурунди, эти тутси присоединятся к различным существующим «заирским» революционным политическим партиям, чтобы вести войну против власти Киншасы, защитника хуту, и лучше контролировать ситуацию.

И несоблюдение обязательств, вытекающих из этого соглашения этим, будет происходить от второй войны «освобождения», то есть от 2 августа. Точно так же он также поблагодарил конголезцев за их давнюю поддержку. Ровно через пять дней началась война. Будут различные вооруженные группы и движения, для которых использование детей-солдат будет легким способом ведения войны. Стремясь положить конец этой войне, будет предпринят долгий процесс мира, чтобы добраться до Сан-Сити.

Так, решением Киржачского районного суда от 15 мая 1995 г. правильно удовлетворен иск органов опеки и попечительства к Павлову В. и Павловой О. об ограничении родительских прав в отношении двух детей. Суд установил, что оставление детей у родителей вследствие их поведения опасно для детей, и обоснованно принял решение об отобрании детей у родителей (дело N 2-437/95 г.).

С тех пор эта война кажется бесконечной с присутствием различных движений и вооруженных групп на востоке страны. Доклады международных организаций подтверждают даже участие конголезских властей в этих целях. Эта вторая основная причина, конечно, не игнорируется. Он также должен быть привязан ко всем войнам. Это привело к тому, что профессор Диур Катонд сказал, что это прокси-война для небольших соседних стран восточной Демократической Республики Конго, которые при материально-технической и финансовой поддержке ведут войну с Демократической Республикой Конго от имени западных держав.

Решением Ленинского районного суда г. Владимира от 26 июня 1995 г. обоснованно был удовлетворен иск органов опеки и попечительства к О.Ситник о лишении родительских прав и взыскании алиментов. Суд установил, что О.Ситник уклонялась от исполнения родительских обязанностей, страдала хроническим алкоголизмом (дело N 2-1629/95 г.) Беспалов Ю. Судебная защита семейных прав и интересов ребенка //Российская юстиция, 1996, N 12. С. 25. .

Основные причины заключаются в поиске контроля над властью Киншасы с целью свободного доступа к огромным ресурсам Демократической Республики Конго. Таким образом, будет добавлено, что до тех пор, пока эта страна богата, она столкнется с постоянными войнами. Его долг - иметь активную дипломатию и сильную армию, чтобы противодействовать этому.

Стороны вооруженных конфликтов в Демократической Республике Конго и защита детей

Также во всех случаях оккупации территории, даже если эта оккупация не сталкивается с военным сопротивлением. И в этих условиях логично понимать, что защита детей должна быть понята. В этой связи этот раздел будет подразделяться на два пункта: стороны в вооруженных конфликтах в Демократической Республике Конго и международное сообщество в области защиты детей в вооруженных конфликтах в Демократической Республике Конго. Текущие конфликты, развитие новых форм борьбы и стратегий, принимаемых сторонами в конфликте, затрагивают все больше и больше детей.

Если дети, оставшиеся без родительского попечения, переданы на воспитание в семью (на усыновление, удочерение), под опеку (попечительство), в приемную семью или в учреждение для детей-сирот либо детей, оставшихся без попечения родителей, то обязанности по защите их прав возлагаются на усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей; администрацию учреждения. В случае уклонения усыновителей, опекунов (попечителей) приемных родителей от защиты прав детей в установленном законом порядке усыновление, опека (попечительство) отменяются, а договор о передаче ребенка на воспитание в семью расторгается.

Так, решением Вязниковского городского суда от 27 января 1995 г. удовлетворен иск Вязниковского межрайонного прокурора в интересах несовершеннолетнего Иванова Сергея, 1987 г.р., к Ивановой С.Н. и Иванову И.Н. об отмене усыновления. Суд установил, что ребенок усыновлен Ивановыми в 1991 году. В 1993 году по их просьбе ребенок был помещен в психиатрическую больницу. Между тем по заключению врачей ребенок не нуждался в стационарном лечении. К тому же за период пребывания ребенка в больнице Ивановы не посещали его и отказались взять из больницы. При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что усыновители уклоняются от своих обязанностей, и обоснованно отменил усыновление (дело N 2-495/95 г.) Беспалов Ю. Судебная защита семейных прав и интересов ребенка //Российская юстиция, 1996, N 12. С. 27. .

Право ребенка на защиту включает и возможность самостоятельного принятия им (независимо от возраста) некоторых мер в случае нарушения его законных прав и интересов. Это возможно при злоупотреблениях со стороны родителей, а равно при невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями обязанностей по воспитанию, образованию ребенка. В таких ситуациях ребенку предоставлено право обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет - в суд. Последствия такого обращения могут заключаться в привлечении родителей к административной или уголовной ответственности, отобрании ребенка у родителей органом опеки и попечительства, лишении или ограничении родительских прав в судебном порядке. Реальному осуществлению права ребенка на защиту должны способствовать введение практики ознакомления детей через школьную программу с их правами, включая информирование детей о возможности пожаловаться на насилие в семье, освещение в средствах массовой информации прецедентов - процессов над гражданами (в том числе родителями), нарушающими права детей, как в семье, так и в образовательных (дошкольных, школьных) и иных (лечебных, исправительно-трудовых) учреждениях.

Определенной гарантией надлежащей защиты прав ребенка в семье является установление п. 3 ст. 56 Семейного кодекса обязанности должностных лиц организаций и иных граждан, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка или о нарушении его прав и законных интересов, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка. Несмотря на реализацию в семейном законодательстве РФ основных требований Конвенции о правах ребенка, существует настоятельная необходимость дальнейшего совершенствования правовых основ обеспечения защиты прав и безопасности детей в семейных правоотношениях в целях приближения к международно-правовым стандартам в данной области. В этой связи следует отметить следующее.

1. Серьезной проблемой является конкретизация объекта охраны, поскольку, как отмечает А. М. Нечаева, между понятиями "права ребенка" и "охрана детства" нет четкого разграничения, что приводит "к бездействию норм, регулирующих возникающие при этом отношения" Семейное право: проблемы и перспективы развития (Материалы "круглого стола") // Государство и право. 1999. N 9. С. 96. .

2. Заслуживают внимания и поддержки предложения о необходимости реализации в России рекомендаций Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) по вопросам правового воспитания детей в ХХI веке, направленные на то, чтобы: а) права детей широко поощрялись и соблюдались; б) законы, политика и меры в отношении детей всегда принимались с учетом наилучшего обеспечения их интересов; в) дети полностью реализовывали свой потенциал в развитии и вели здоровый и активный образ жизни при наличии широких возможностей для обучения и участия в принятии решений, от которых зависит их благополучие; г) политика и программы для детей разрабатывались с учетом моральных критериев беспристрастности, чтобы преобладала солидарность с теми, кто находится в наименее благоприятном положении и является наиболее нуждающимся при условии сокращения экономического и социального неравенства и поддержания принципа недискриминации; д) семьям оказывалась помощь в выполнении их обязанностей по воспитанию детей для обеспечения того, чтобы они жили в атмосфере заботы, понимания, опеки и поддержки при постоянном развитии способностей и расширении возможностей, чтобы дети могли стать основными действующими лицами в осуществлении своих прав. Не утратили своей актуальности и сформулированные еще в 1993 г. следующие предложения для России Комитета по правам ребенка Генеральной Ассамблеи ООН: а) организовать регулярный контроль за воздействием экономических перемен на положение детей; б) активно развивать альтернативные формы ухода, заменяющие уход в интернатных учреждениях; в) осуществлять профессиональную подготовку лиц, занимающихся охраной прав детей; г) разработать процедурные правила и механизм рассмотрения жалоб детей на грубое и жестокое с ними обращение; д) предпринять более решительные шаги по борьбе с детской проституцией Нечаева А. М. Судебная защита прав и интересов несовершеннолетних детей. - М. 2001 г. С. 182-184. .

2.3 Процессуальные правила разбирательства семейных дел

Семейное право, как известно, относится к числу материальных прав. Соответственно Семейный кодекс Российской Федерации считается преимущественно материально-правовым нормативным актом. Однако традиционно в Семейный кодекс РФ включены и разнообразные процессуальные правила разбирательства семейных дел, причем по сравнению с прежним семейным законодательством их объем увеличился.

Процессуальные нормы в Семейном кодексе РФ, как и прежде, не составляют специального раздела, а содержатся практически во всех главах этого кодекса и рассчитаны на применение при разбирательстве конкретных категорий семейных дел.

Значительно меньшая группа таких правил определяет особенности движения процесса: правила отложения разбирательства дел о расторжении брака, особенности подготовки к судебному разбирательству и исполнение решений суда по делам, связанным с воспитанием детей, порядок уплаты и взыскания алиментов и др.

Процессуальные правила, включенные в кодекс, по сфере применения относятся к специальным, поскольку ориентированы на конкретные категории дел. Некоторые из них являются исключительными, ограничивающими право на судебную защиту при определенных обстоятельствах. Так, согласно ст.17 Семейного кодекса РФ муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка. В ст.28 Семейного кодекса ограничено право на обращение в суд с иском о признании брака недействительным супруга, знавшего о наличии обстоятельств, препятствующих заключению брака, либо о фиктивности брака. Этот супруг может обратиться в суд лишь с требованием о расторжении брака.

Роль процессуальных правил, содержащихся в Семейном кодексе РФ, велика, поскольку они призваны специализировать процессуальную форму защиты семейных прав, сделать ее более эффективной с учетом специфики брачно-семейных правоотношений. Вместе с тем их включение не в специализированный нормативный акт создает определенные трудности в судебной практике, поскольку они должны применяться вместе с общими правилами специализированного процессуального законодательства.

Особенно остро стоит вопрос о применении тех процессуальных правил, которые не соответствуют общим процессуальным нормам.

Так, ст. 24 Семейного кодекса РФ предусмотрено, что при расторжении брака в судебном порядке суд обязан по своей инициативе определить, с кем из родителей будут проживать несовершеннолетние дети после развода, а также с кого из родителей и в каких размерах взыскиваются алименты на их детей, если супруги не представили суду соглашение по этим вопросам либо это соглашение нарушает интересы детей или одного из супругов. Здесь содержатся по существу императивные правила о соединении исковых требований, причем допускается, что инициатором такого соединения выступают не сами супруги, а суд. Между тем по общим положениям процессуального законодательства о соединении и разъединении нескольких исковых требований инициатива соединения исковых требований принадлежит только истцу. Судья лишь оценивает целесообразность такого соединения. Кроме того, процессуальное законодательство не предоставляет суду полномочий рассматривать какие-либо исковые требования, не заявленные сторонами в установленном законом порядке, тогда как в ст. 24 Семейного кодекса РФ на суд такие обязанности возлагаются.

Нельзя не отметить, что процессуальные правила разрешения комплекса вопросов при вынесении судом решения о расторжении брака направлены на защиту интересов детей, права которых нарушаются при прекращении совместной жизни их родителей. Однако эффективность этих норм существенно снижается вследствие того, что они не соответствуют правилам гражданского процессуального законодательства. Хотя некоторыми авторами высказываются соображения о том, что специальная процессуальная норма, содержащаяся в нормативных актах материального права, может совсем по-иному регулировать то или иное процессуальное отношение Шерстюк В. М. Особенности рассмотрения отдельных категорий гражданских дел. - М.: Изд-во МГУ, 1995. С.7. , большинство процессуалистов не разделяют этого взгляда. Мало того, в Гражданском процессуальном РФ сформулировано общее положение о том, что нормы гражданского процессуального права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Гражданскому процессуальному кодексу.

Анализ специальных процессуальных правил нового Семейного кодекса показывает, что многие из них имеют целью усилить защиту прав детей. Так, принципиально расширены пределы судебной защиты прав детей, рожденных вне брака, на установление их происхождения. В ст. 49 Семейного кодекса РФ предусмотрено, что при разбирательстве дел об установлении отцовства суд принимает во внимание любые доказательства, с достоверностью подтверждающие происхождение ребенка от конкретного лица, тогда как по прежнему семейному законодательству возможность удовлетворения иска связывалась с подтверждением в суде ограниченного перечня обстоятельств. Неподтверждение в суде хотя бы одного из этих обстоятельств приводило к отказу в удовлетворении иска. Получалось, что закон был бессилен против непорядочных отцов, не желающих выполнять свои родительские обязанности добровольно.

Эти ничем не обоснованные ограничения при установлении происхождения ребенка, родившегося вне брака, устранены. Однако трудно согласиться с новыми ограничениями в установлении происхождения детей, родившихся вне брака, которые содержатся в ст. 50 Семейного кодекса РФ. В этой статье, озаглавленной «Установление судом факта признания отцовства», говорится о том, что в случае смерти лица, которое признавало себя отцом ребенка, но не состояло в браке с матерью ребенка, факт признания им отцовства может быть установлен в судебном порядке по правилам гражданского процессуального законодательства. Данное правило ограничивает возможности судебной защиты прав детей на установление отцовства после смерти предполагаемого отца по сравнению даже с прежним семейным законодательством.

При установлении отцовства важно ответить на вопрос: когда возникают права и обязанности - с момента рождения ребенка или с момента обращения в суд с иском об установлении отцовства. Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 25 октября 1996 года N 9 «О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов» Российская газета от 5 ноября 1996 г. разъяснил судам, что при рассмотрении дела об установлении отцовства датой рождения ребенка определяется, какой нормой следует руководствоваться. Констатируя, что обстоятельства для установления отцовства в судебном порядке, предусмотренные ст. 49 Семейного кодекса РФ, существенно отличаются от тех, которые предусматривались ст. 48 Кодекса о браке и семье, Пленум высказался за то, что положения нового Семейного кодекса РФ могут применяться только в отношении детей, родившихся после введения Семейного кодекса РФ в действие, то есть 1 марта 1996 года и позднее.

Следовательно, если исходить из тех разъяснений, которые даны Пленумом Верховного Суда РФ, то в зависимости от времени рождения внебрачного ребенка по делам об установлении отцовства применяются либо нормы Семейного кодекса РФ, либо правила Кодекса о браке и семье. Эти новые ограничения прав детей на установление отцовства усложняют судебную защиту и порождают определенное неравенство детей в зависимости от времени их рождения. Правильность данного разъяснения вызывает сомнения еще и потому, что непосредственно законодатель не предусмотрел этих ограничений, как это было ранее сделано в Законе об утверждении Основ.

В то же время Пленум Верховного Суда РФ не исключает возможность установления в особом производстве факта отцовства в случае смерти предполагаемого отца. В отношении детей, родившихся в период с 1 октября 1968 года до 1 марта 1996 года, такой факт устанавливается на основании ст. 48 Кодекса о браке и семье, в то время как в случае рождения ребенка 1 марта 1996 года и позднее факт отцовства устанавливается на основании ст. 49 Семейного кодекса РФ.

Таким образом, в особом производстве судом могут устанавливаться либо факт признания отцовства, либо факт отцовства в случае смерти предполагаемого лица, что зависит от даты рождения ребенка. Пределы судебной защиты прав детей расширены введением судебного порядка усыновления (удочерения) по ст. 125 Семейного кодекса РФ, которое ранее производилось в административном порядке. В ст. 125 Семейного кодекса РФ предусматривается, что рассмотрение дел об установлении усыновления ребенка производится судом в порядке особого производства по правилам, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством.

Определенные возражения вызывают положения ст. 18 Семейного кодекса РФ. В ней указывается, что расторжение брака производится в органах загса, а в случаях, предусмотренных статьями 21-23 Семейного кодекса РФ, - в судебном порядке. Из указанной нормы можно сделать вывод, что основной порядок расторжения брака - административный (осуществляемый в загсе), тогда как ранее таковым считался судебный. Между тем в ст. 19 Семейного кодекса РФ названы те случаи, в которых может быть произведен развод в загсе: 1) при взаимном согласии на расторжение брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей; 2) по заявлению одного из супругов, если другой признан судом безвестно отсутствующим, либо признан судом недееспособным, либо осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет.

Упомянутый перечень почти не изменился по сравнению с прежним, определяемым ранее. Единственное уточнение касается указания на общих несовершеннолетних детей, наличие которых препятствует расторжению брака в загсе при взаимном согласии супругов. Хотя данное уточнение не вызывает возражений, все же правильнее было бы указать в ст. 18 Семейного кодекса РФ, что расторжение брака в органах загса производится только в случаях, предусмотренных в ст. 19 Семейного кодекса РФ. В современном гражданском процессуальном праве, как и в семейном, усиливаются начала диспозитивности, характеризующиеся предоставлением субъектам материально-правовых и процессуальных отношений большей свободы в распоряжении своими материальными и процессуальными правами.

Усиление диспозитивных начал в Семейном кодексе РФ наиболее активно проявилось в регулировании брачных и семейных имущественных правоотношений. Супруги получили право заключить брачный договор - либо до государственной регистрации заключения брака, либо в любое время в период брака. Этим договором они вправе изменить предусмотренный законом режим совместной собственности и установить режим совместной, долевой или раздельной собственности на все имущество супругов, на его отдельные виды или на имущество каждого из супругов. Споры, связанные с изменением, расторжением брачного договора, а также с признанием его недействительности полностью или частично, должны разрешаться в судебном порядкеСт. 43, 44 Семейного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (СК РФ) (в ред. от 28 декабря 2004 г.) //СЗ РФ от 1.01.1996 г. N 1 ст. 16. . По алиментным правоотношениям между лицом, обязанным уплачивать алименты, и их получателем может быть заключено соглашение об уплате алиментов, подлежащее нотариальному удостоверению.

В судебном порядке могут рассматриваться споры об изменении или расторжении этого соглашения, а также о признании его недействительным Там же. Ст. 101, 102 . Эти споры представляют собой новые категории брачно-семейных дел.

В новом семейном законодательстве получили дальнейшее развитие, наряду с диспозитивными, и публичные начала судебной защиты брачных и семейных прав, в особенности прав несовершеннолетних и иных категорий граждан, нуждающихся в государственной защите. Данная тенденция проявляется, в частности, в тех процессуальных правилах Семейного кодекса РФ, которые закрепляют права и обязанности прокурора, а также органов опеки и попечительства по вступлению в процесс, участию в нем в различных процессуальных формах.

В Семейный кодекс РФ включены нормы об обязательном участии в процессе: прокурора - по делам о лишении родительских прав, восстановлении в родительских правах, ограничении родительских правТам же. Ст. 70, 72, 73. ; органов опеки и попечительства - по делам: о признании брака недействительным, если он заключен с лицом, не достигшим брачного возраста, а также с лицом, признанным судом недееспособнымСт. 28 Семейного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (СК РФ) (в ред. от 28 декабря 2004 г.) //СЗ РФ от 1.01.1996 г. N 1 ст. 16. ; о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка Там же. Ст. 66. ; о лишении родительских прав, восстановлении в родительских правах, ограничении родительских прав, по всем спорам, связанным с воспитанием детей Там же. Ст. 70-73, 78. , а также об установлении усыновления Там же. Ст. 125. .

Все эти нормы носят императивный характер и подчеркивают публичность судебной защиты прав несовершеннолетних и недееспособных граждан. В Семейный кодекс РФ включены также правила, согласно которым прокурор и органы опеки и попечительства имеют право на обращение в суд с исковыми требованиями в защиту прав других лиц. Такое право принадлежит, в числе других заинтересованных лиц, прокурору, органам опеки и попечительства и носит диспозитивный характер, что дает этим субъектам возможность самим определять целесообразность обращения в суд.

По Семейному кодексу РФ прокурор вправе требовать признания брака недействительным, если брак был заключен при отсутствии добровольного согласия одного из супругов на его заключение: в результате принуждения, обмана, заблуждения или невозможности в силу своего состояния в момент регистрации заключения брака понимать значение своих действий и руководить ими, а также и в некоторых других случаях. Прокурор также указан в числе субъектов, имеющих право на возбуждение в суде требований: о лишении родительских прав; об ограничении родительских прав; об отмене усыновления.

Представляется, что названные нормы не должны толковаться как ограничивающие право прокурора на предъявление иных исков, когда это необходимо в целях защиты прав и охраняемых законом интересов граждан. В приведенных правилах подчеркивается публичность конкретных исковых требований и целесообразность обращения прокурора в суд именно с ними.

Подводя итог, необходимо отметить, что хотя процессуальные правила нового Семейного кодекса дополняют и обогащают процессуальную форму разбирательства брачных и семейных дел, они должны совершенствоваться с учетом выявленных недостатков. Одним из направлений совершенствования гражданского процессуального законодательства должен стать учет тех специальных процессуальных норм, которые содержатся в иных нормативных правовых актах и эффективно регулируют особенности разбирательства конкретных категорий гражданских дел.

Процессуальные особенности разбирательства брачных и семейных дел традиционно активно исследовались в процессуальной науке. Однако после принятия в 1995 г. Семейного кодекса РФ эти вопросы почти не рассматриваются. Между тем их исследование имеет не только теоретическое, но и прикладное значение, поскольку в структуре судебной практики по гражданским делам они занимают важное место. Велика также и социальная ценность брачных и семейных прав граждан, которые в настоящее время являются конституционными.

Глава III. Виды судебной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей

3.1 Судебно-психологическая экспертиза в делах, касающихся защиты прав несовершеннолетних детей

Судебные споры, возникающие из брачно-семейных отношений, можно отнести к таким гражданским делам, в которых с наибольшей очевидностью проявляется потребность в использовании специальных психологических знаний. Одна из главных причин заключается в обилии социально-оценочных норм в брачно-семейном законодательстве; норм, одним из необходимых компонентов, содержания которых выступают психологические элементы. Особый социальный резонанс приобретает психологическая экспертиза в делах, связанных со спорами о праве на воспитание детей. К числу таких дел можно отнести следующие:

О воспитании детей после расторжения брака между родителями и о месте проживания детей;

О месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей;

Об участии отдельно проживающего родителя в воспитании детей, когда сами родители не пришли к соглашению по этому вопросу;

Об устранении препятствий со стороны родителей на общение с ребенком дедушки, бабушки, братьев, сестер и других родственников, если родители не подчиняются решению органа опеки и попечительства по данному вопросу;

О возврате ребенка по требованию родителей от любых лиц, удерживающих ребенка не на основании закона или судебного решения;

О лишении родительских прав;

О восстановлении в родительских правах;

Об отобрании ребенка без лишения родительских прав родителей (ограничении родительских прав);

Об отмене ограничения родительских прав;

Об усыновлении ребенка;

Об отмене усыновления.

Все перечисленные категории дел связаны с защитой прав и интересов несовершеннолетних детей, где законодатель в качестве критерия для опр еделения последствий, которые указаны в той или иной норме права, применяемой судом, называет интересы детей.

Таким образом, практически по всем категориям споров о праве на воспитание детей суду надлежит установить, будет ли отвечать интересам детей то или иное действие (передача ребенка от одного родителя другому, определение места проживания ребенка с конкретным родителем, лишение родительских прав, отмена усыновления и пр.).

В то же время в нормах брачно-семейного законодательства не содержится никаких критериев относительно того, как в том или ином случае понимать формулу «интересы детей», какие конкретные обстоятельства необходимо установить суду, чтобы констатировать соответствие (или несоответствие) поведения определенных лиц интересам ребенка. Решение данного вопроса отдано, по сути, на усмотрение суда и вызывает, как показывает практика, немалые трудности Сахнова Т.В. Основы судебно-психологической экспертизы по гражданским делам. М., 1997. С. 111. .

Самой распространенной судебной ошибкой при рассмотрении и разрешении подобных дел является невыясненность всех необходимых обстоятельств, вынесение судебного решения на основе непроверенных и недостаточных доказательств, что влечет необоснованность решения. Поэтому в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ Постановлениях Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. № 10 “О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей” // БВС РФ. 1998. № 7. неоднократно подчёркивалась недопустимость разрешения дела по существу только на основании утверждении сторон, назывался примерный перечень наиболее типичных обстоятельств, которые необходимо устанавливать при рассмотрении спора о праве на воспитание детей: конкретные условия воспитания детей, их возраст, особенности психического развития ребенка, характер взаимоотношений родителей между собой и каждого из них с ребёнком, отношение детей к родителям, положительное или отрицательное воздействие родителей на развитие детей, а также личные качества родителей, личная привязанность ребёнка. Если спор о праве на воспитание детей возник в связи с расторжением брака, следует обратить внимание на причины семейного конфликта, что может быть важно для правильного определения места проживания ребенка -- с учетом его интересов.

По вопросам применения ст. 69 Семейного кодекса РФ (лишение род ительских прав) Верховный Суд РСФСР разъяснил, что уклонением от выполнения родителями своих обязанностей в отношении детей следует также считать отсутствие заботы об их нравственном воспитании, а злоупотребление родительскими правами может выражаться в создании препятствий для общения ребенка со сверстниками; жестокость может проявляться в психическом насилии, унижении человеческого достоинства ребенка. По своему характеру все вышеуказанные обстоятельства являются психологическими, которые невозможно профессионально определить исходя, только из жизненного опыта -- необходимо применение специальных знаний Постановление Пленума Верховного Суда РСФСРот 21 февраля 1973 г. № 3 “О некоторых вопросах, возникающих в практике применения судами Кодекса о браке и семье РСФСР” // Сб. постановлений Пленумов Верховного Суда СССР и РСФСР по гражданским делам. М., 1994. .

Сказанное позволяет выделить типичные обстоятельства материально-правового характера, имеющие психологическое содержание, которые по длежат установлению судом по конкретным категориям дел, а именно:

а) влияние поведения родителей (воспитателей) на психическое состояние и развитие детей;

б) степень привязанности ребенка к родителям (воспитателям) с учетом особенностей психического развития детей и их возраста (те же ст. СКРФ);

в) учет мнения ребенка, достигшего 10 лет, о месте его жительства;

г) при возбуждении дела по ст. 69 СК РФ (решение вопроса о лишении родительских прав):

уклонение родителей от выполнения обязанностей по воспитанию детей;

злоупотребление родительскими правами;

жестокое обращение с детьми.

Анализ норм брачно-семейного законодательства, подлежащих применению при рассмотрении судом споров о праве на воспитание детей, показывает, что в большинстве случаев они имеют социально-оценочный характер с включением психологических элементов. Это главный фактор, предопределяющей в принципе возможность использования судебно-психологической экспертизы как средства получения судебных доказательств. На необходимость учёта психологических по содержанию факторов при рассмотрение споров о детях также обращает внимание постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998г. «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей».

Чаще всего может быть назначена, экспертиза в отношении родителей (одного из них) или фактических: воспитателей, а также экспертиза по психологическому анализу ситуации (семейного конфликта).

Экспертиза в отношении родителей или фактических воспитателей направлена на выявление таких обстоятельств психологической природы, которые способны играть роль доказательств при установлении судом способности названных субъектов к осознанному и соответствующему интересам детей осуществлению ими своих родительских прав и обязанностей, к надлежащему воспитанию детей. Среди конкретных психологических обстоятельств в контексте исследуемых категорий дел могут быть значимы:

индивидуально-личностные особенности родителей (в познавательной, эмоциональной, волевой сферах);

установки и доминанты поведения (особенно действующие в конфликтных ситуациях, типичные способы разрешения конфликтов);

основные мотивационные линии поведения в семье;

структура потребностей и социальных ценностей;

выявление истинных и мнимых причин семейного конфликта Сахнова Т.В. Судебно-психологическая экспертиза в гражданском процессе. - Красноярск, 1990. С. 120. .

Специфика устанавливаемых в ходе психологической экспертизы обстоятельств подсказывает и ее виды: экспертиза по дифференцированному определению психологических особенностей личности и экспертиза по выявлению основных мотивационных линий личности и их структуры.

Заключение эксперта-психолога такого рода выступает прямым доказательством, иногда - косвенным.

Другой распространенный в делах по спорам о детях вид экспертизы -- психологический анализ семейной ситуации. В большинстве случаев для правильного разрешения судом дела необходимо знать и учитывать не только особенности поведения родителей, но и специфику его воздействия на детей, их психическое состояние и психическое развитие. Это, в свою очередь, предполагает выявление индивидуально-личностных особенностей ребенка, мотиваций его поведения, факторов, влияющих на изменение поведения, формирование доминант поведения, личностных ценностей, социальных ориентиров и т.п. Установление подобных обстоятельств невозможно вне специального психологического исследования. Однако назначить судебную экспертизу в отношении ребенка с юридической точки зрения нельзя: он не является субъектом процесса. С процессуальных позиций, ребенок недееспособен, хотя сам процесс ведется в его интересах, объектом защиты выступают права и интересы ребенка. Иногда (при опросе ребенка) пытаются применить процессуальные правила, регламентирующие статус свидетеля. Это недопустимо и по той причине, что ребенок имеет объективно обусловленный материально-правовой интерес в деле (независимо от того, способен он это осознавать или нет; он является процессуально правоспособным субъектом). Поскольку ребенок недееспособен, его интересы в суде представляют, по общему правилу, законные представители (родители, усыновители).

Итак, приходим к следующему. Интерес ребенка -- главный критерий для правильного разрешения дела, но выразителями этого интереса в процессе выступают другие заинтересованные лица (родители), чей интерес может объективно противоречить интересу ребенка. По этой причине для правильного, объективного установления истинных интересов ребенка суд нуждается в непредвзятой информации, которая, во-первых, отражала бы определенные факты действительности, во-вторых, была бы получена из процессуально нейтрального (незаинтересованного в исходе дела) источника. Такая информация, с одной стороны, могла бы использоваться для проверки объяснений сторон судом, с другой -- служить самостоятельным судебным доказательством определенных обстоятельств. Именно этим объясняется в целом доказательственная значимость выводов, содержащихся в заключении эксперта-психолога Сахнова Т.В. Экспертиза в суде по гражданским делом. М., 1997 г. С. 118. .

3.2 Определение места жительства ребенка при раздельном проживании родителей

Для нашего времени характерно явление, которое называется «кризисом семьи». Одна из форм его проявления выражается в цифрах бракоразводной статистики, которые свидетельствуют о тенденции к росту числа разводов. По данным Министерства юстиции РФ было удовлетворенно исков о расторжении брака супругов, имеющих несовершеннолетних детей, в 2004 г. - 350075, в 2005 г. - 382262, в 2006 г. - 418168. Следовательно, введение в действие нового Семейного кодекса РФ картина остается прежней. Это объясняется непреходящими причинами, а обстоятельствами, уходящими своими корнями глубоко - в самые недра жизнедеятельности семьи, впитывающей все перемены, происходящие в обществе, общественном сознании. Здесь и серьезные перемены в присущих семье функциях, изменения традиционных ролей женщины и мужчины в семье, когда кормильцем становится мать детей, утрата многих духовных ценностей, рост алкоголизма и наркомании, убивающих одну из главных человеческих ценностей - любовь к своему ребенку и другие. Все это вместе взятое находит свое отражение в гибели полной семьи, прекращении брака путем развода, ведущему к разрыву, казалось бы, прочного треугольника: мать - ребенок - отец. Отсюда весь трагизм положения ребенка, чьи родители расторгают брак. Тысячи несовершеннолетних детей страдают в результате развода родителей. Причем страдают серьезно, ибо, по мнению известного психолога Гельмута Фигдора, любой развод - огромная травма для ребенка. Одновременно он подчеркивает: от всех других видов разлуки несовершеннолетнего с одним из родителей развод означает окончательность, безвозвратность, необратимость изменившихся жизненных обстоятельств. И это роднит его с переживанием одного из родителей Диана В. Помощь разведенным родителям и их детям. - М., 2005. С. 34. .Говоря о расторжении брака как причине появления спора об определении места жительства ребенка с одним из родителей, надо еще раз обратить внимание на очевидную истину от того, как дети переживут развод во многом зависит их дальнейшее психическое здоровье. Но если развод родителей, по общему правилу, трагедия для ребенка, то подлинным источником его страданий становится предразводная ситуация, когда назревает спор между родителями, с кем будет после прекращения брака жить ребенок. Тем более, что оградить его от сгустившихся туч, накала страстей практически невозможно.

Такова подоплека споров между родителями об определении места жительства несовершеннолетнего после развода. Что касается правового аспекта таких споров, то здесь можно говорить, во-первых, об общих их правовых предпосылках, во-вторых, о конкретных положениях, сформулированных в СК РФ, в-третьих, о содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ разъяснениях, обращающих внимание на наиболее сложные вопросы, возникающие при разрешении судом дел подобного рода.

К числу первых предпосылок относятся:

Каждый родитель имеет равные права и обязанности в отношении своих несовершеннолетних детей;

Родители имеют права и обязанности по воспитанию своих несовершеннолетних детей. Отсюда следует, что они имеют правомочия на: личное воспитание своего ребенка, выбор способов и методов семейного воспитания, устройство ребенка на воспитание в одно из детских образовательных, воспитательных, медицинских и прочих учреждений, передачу несовершеннолетнего на усыновление, надзор за его поведением;

Не исключается существование других правомочий, вытекающих из права родителя на воспитание своего ребенка;

Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей;

Все вопросы, касающиеся воспитания родителями своих детей, решаются родителями по их взаимному согласию, исходя из интересов детей и с учетом мнения детей;

Родители, будучи законными представителями своих несовершеннолетних детей, вправе (и обязаны) выступать в защиту их прав и интересов в отношениях с физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных на то правомочий.

Кроме перечисленных общих предпосылок споров об определении места жительства ребенка с одним из родителей Семейный кодекс РФ содержит адресованные непосредственно суду. Так, согласно п. 2 ст. 65 СК РФ, родителям (одному из них) предоставляется право при наличии разногласий между ними обратиться за их разрешением в орган опеки и попечительства или в суд. Решение вопроса, куда именно, зависит от степени глубины этих разногласий. Если они не имеют антагонистический характер и их можно преодолеть в рамках семьи, то следует направлять родителей в органы опеки и попечительства, управомоченные п. 2 ст. 65 Семейного кодекса РФ на их разрешение. При этом органы опеки и попечительства выносят решение (постановление) лишь рекомендательного свойства. Когда же возникает спор о праве, связанный с семейным воспитанием, который сами родители погасить не в состоянии, есть все основания для обращения в суд. К сказанному следует добавить, что обращение в суд допускается, по общему правилу, лишь в случаях раздельного проживания родителей. При их непосредственном постоянном и каждодневном общении с ребенком, когда они проживают в одном доме и, даже, в одной квартире, но в разных комнатах, рассмотрение возникшего спора теряет смысл, и ему не будет конца. Не случайно, п. 3 ст. 65 Семейного кодекса РФ обращает внимание на то, что речь идет об определении судом места жительства детей при раздельном проживании родителей.

В судебной практике данную категорию дел относят к числу наиболее сложных. Это обусловливается тем, что в них обычно не ставится под сомнение способность того или иного родителя должным образом осуществлять право на воспитание. Независимо от того, с кем будет проживать ребенок, право на воспитание в равной мере принадлежит обоим родителям. Подобный спор возможен как при расторжении брака, так и независимо от этого.

По Семейному кодексу РФ, при решении вопроса о месте проживания учитывается желание самого ребенка, если он достиг 10-летнего возраста (хотя преимущественного значения этому не придается: суд может не учитывать желания ребенка, если придет к выводу, что оно противоречит его действительным интересам). При выявлении мнения ребенка о месте его проживания перед судом встают вопросы, которые ему необходимо предварительно разрешить, а именно:

Кто и как будет выявлять такое мнение;

Какими критериями следует руководствоваться при оценке выявленного мнения ребенка (когда при вынесении решения его следует учитывать, а когда -- нет, мотивация этого).

Если ребенку не исполнилось 10 лет, то суд вообще лишен возможности использовать каким-то образом мнение ребенка как критерий при разрешении данного спора. Встает вопрос: какие конкретные обстоятельства необходимо установить и учесть в такой ситуации, с тем чтобы решение отвечало интересам детей.

Обычно выявление мнения ребенка (с кем из родителей он хотел бы жить) вменяется в обязанность органа опеки и попечительства (РОНО) при составлении им заключения. Однако вряд ли такой подход приемлем. Кроме того, выявляя желание ребенка, важно знать особенности его психофизического развития и конкретного состояния. Названные обстоятельства по своей природе являются психологическими; выявить и учесть их профессионально способен только специалист в области детской психологии.

В одном из своих постановлений Верховный Суд РФ Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. № 10 “О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей” // БВС РФ. 1998. № 7 указал, что мнение ребенка по вопросу о месте проживания должно оцениваться с учетом особенностей психического развития ребенка, его конкретного психофизического состояния, особенностей конфликтной ситуации, воздействовавшей на него. С такой рекомендацией нельзя не согласиться. Но очевидно также и то, что, прежде чем указанные факторы взять за критерии оценки, их нужно установить. И здесь не обойтись без специальных психологических знаний в форме экспертизы, которая и должна быть проведена.

Наконец, ситуация, когда ребенку менее 10 лет. Большинство споров такого рода решается по усмотрению суда, без учета каких-либо объективных критериев. А в заключении РОНО отражаются, как правило, материально-бытовые условия проживания с тем или иным родителем; определить условия воспитания РОНО просто не компетентен. В тех же редких заключениях РОНО, где имеются указания на условие воспитания, вывод об этом делается на основе сугубо житейского усмотрения и не может иметь никакого значения для вынесения судом решения. Объяснения родителей также не могут быть положены в основу судебного решения, ибо они небеспристрастны.

В свете сказанного становится очевидным необходимость специального психологического исследования (судебной экспертизы) по такого рода делам Сахнова Т.В. Зачем суду психолог. М., 1990. С. 89. . Специальное исследование дает возможность учесть характер и структуру межличностных отношений в семье в целом и в доме каждого из родителей. Знание всех этих обстоятельств поможет выявить, в чем же заключается действительный интерес ребенка при решении вопроса о его месте проживания. Проиллюстрируем сказанное на примерах, взятых из судебной практики.

В народном суде рассматривалось дело по спору между бывшими супругами об изменении места жительства их 8-летнего сына Юры. Суть дела: после расторжения брака мальчик остался с матерью, которая вскоре вновь вышла замуж. Обстановка в новой для мальчика семье была вполне благополучной, отчим заботился о ребенке, стремился завоевать его доверие, относился как к собственному сыну. Однако истец, отец мальчика, просил о том, чтобы мальчик постоянно жил с ним, т.к. в новой семье он чувствует себя плохо, у него изменился характер, он часто находится в подавленном состоянии, а мать не уделяет ему должного внимания. Из показаний учителей, вызванных в судебное заседание в качестве свидетелей: поведение мальчика изменилось (часто наблюдаются срывы, стал груб, чего ранее не было, хуже занимается, рассеян на уроках, потерям интерес к занятиям). Ответчица (мать) возражала против иска, утверждая, что в новой семье имеются все условия для надлежащего воспитания, что у мальчика просто идет процесс адаптации к изменившимся условиям.

По делу была назначена комиссионная судебно-психологическая экспертиза. Экспертам предлагалось оценить психологическую ситуацию, сложившуюся в доме матери, психофизическое состояние ребенка и его причины, психологическое отношение мальчика к отцу, матери, отчиму.

Выяснилось, что мальчик осознавал сложившуюся ситуацию как отрицательную, конфликтную для себя; находился в состоянии психологического дискомфорта, что вызывало резко отрицательный эмоциональный фон; не мог принять отчима, частично такое отношение переносилось на мать; мальчик испытывал большую привязанность к отцу. Заключение экспертов-психологов, оцененное в совокупности с другими материалами по делу, позволило суду, верно, установить и оценить имеющие значение для дела обстоятельства. В итоге суд удовлетворил требование истца Сахнова Т.В. Экспертиза в суде по гражданским делам. М., 1997. С. 90. .

И, напротив, в тех случаях, когда суд пытается решить вопрос о передаче ребенка только на основе свидетельских показаний, что ведет не только к увеличению процессуальных издержек, но и возрастанию отрицательного воздействия длящейся конфликтной ситуации на ребенка, что может привести, по мнению психологов, к необратимым последствиям в психическом развитии Коваленко А.Г. Влияние субъективных причин на полноту материалов по гражданским делам. М., 1982. С. 34. .

Вот характерный пример. Мать 13-летнего Кости предъявила иск к его отцу о передаче ей сына на воспитание. Истица утверждала, что после расторжения брака у ответчика сложилась новая семья, а мальчик фактически воспитывается бабушкой (матерью ответчика), которая настраивает его против матери. Ответчик настаивал, что утверждения истицы не соответствуют истине. Привлеченный в процесс как субъект ч. 2 ст. 42 Гражданско-процессуального кодекса, РОНО дал заключение о целесообразности передачи мальчика матери. Сам мальчик выразил желание остаться с отцом. По мнению педагога, классного руководителя, привлеченных в качестве свидетелей, передача травмирует мальчика, у которого имеются собственные убеждения, взгляд на сложившуюся ситуацию, сформировавшиеся самостоятельно, без чьего-либо воздействия. Однако суд, учитывая заключение РОНО, иск удовлетворил. Тем не менее, дело неоднократно рассматривалось -- сначала кассационной, затем надзорной инстанцией. Последняя отменила решение, вынесенное судом первой инстанции, по мотиву его необоснованности и направила дело на новое рассмотрение. Надзорная инстанция отметила, что суд не выявил всех необходимых доказательств, которые подтверждали бы утверждения сторон, не проверил по существу имеющиеся доказательства, в том числе показания свидетелей, а потому не смог дать им должной юридической оценки.

Подобного можно было бы избежать, если бы своевременно была назначена судебно-психологическая экспертиза Сахнова Т.В. Судебно - психологическая экспертиза в гражданском процессе. Красноярск, 1990. С. 89. . Спор между родителями о порядке участия в воспитании отдельно проживающего родителя возможен в суде, когда родители сами не пришли к согласию о порядке участия в воспитании детей. При рассмотрении такого спора суду надлежит:

а) выявить причины, по которым стороны не соблюдают (или одна из сторон нарушает) установленный органом опеки и попечительства порядок участия в воспитании ребенка отдельно живущего родителя;

б) установить, какой порядок участия такого родителя в воспитании будет отвечать интересам ребенка.

Для названной категории дел типичными будут: экспертиза по психологической оценке ситуации и психологическое исследование в отношении родителей (спорящих сторон в процессе). Нередко при рассмотрении таких дел выявляются факты злоупотребления родительскими правами, что служит поводом для возбуждения дела об отобрании, т. е. ограничении родительских прав, осуществляемых над ребенком и передаче его на воспитание другому родителю или органу опеки и попечительства.

3.3 Иски об отобрании ребенка

Задача сохранения жизни, физического и психического здоровья ребенка всегда стояла на первом месте в семейном законодательстве.

Общение ребенка с родителями может быть разным. В одних случаях опасность могут смягчать окружающие ребенка члены его семьи, в других - очевидно, что ребенок на грани гибели. Именно для разрешения таких ситуаций предназначена статья, которая позволяет органам опеки и попечительства отобрать ребенка у родителей (одного из них) немедленно. Статья сообщает только о праве этих органов, однако надо полагать, что налицо их профессиональная обязанность спасти ребенка с помощью отобрания в упрощенном административном порядке. При этом не имеет значения, наступили или нет негативные последствия такой опасности.

Использовать такую исключительную по своему характеру меру защиты прав и интересов ребенка могут только органы опеки и попечительства. Они вправе (и обязаны) отобрать ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью не только у родителей (одного из них), но и у других лиц, на попечении которых ребенок находится.

Что касается детей, находящихся на попечении детского воспитательного, медицинского учреждения, учреждения социальной защиты населения, существующая для них опасность может быть устранена путем незамедлительного их перевода в другое соответствующее учреждение. Одновременно следует решить вопрос о привлечении к ответственности лиц, на которых возложена обязанность заботиться о несовершеннолетнем, его воспитании.

Изъятие ребенка означает отобрание его у родителей, которые не хотят с ним расстаться. Иное дело, когда ребенок оказывается брошенным, что представляет особую опасность для малолетних детей. Получив сведения о таком ребенке, необходимо принять срочные меры по его устройству. Этому устройству может предшествовать направление ребенка в одно из медицинских учреждений, в детский приют, детский приемник и т.п. Использовать любой способ устройства ребенка, оставшегося без родительского попечения, могут только органы опеки и попечительства. То же самое можно сказать об отобрании ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью.

Подобные документы

    Особенности рассмотрения и разрешения гражданских дел о защите прав и интересов несовершеннолетних с участием ОВД. Анализ норм материального и процессуального права; способы судебной защиты прав несовершеннолетних; совершенствование законодательства.

    дипломная работа , добавлен 01.02.2012

    Юридическая природа и комплексная характеристика прав несовершеннолетних в Российской Федерации. Анализ функционирования правового института охраны прав и защиты интересов несовершеннолетних. Нормы и положения международной конвенции о правах ребенка.

    реферат , добавлен 20.04.2011

    Нормативно-правовое обеспечение защиты жилищных прав детей в России. Правоспособность и дееспособность несовершеннолетних. Защита жилищных прав несовершеннолетних детей органами опеки и попечительства, проблемы данного процесса и пути их решения.

    дипломная работа , добавлен 18.02.2012

    Правовое положение несовершеннолетних детей. Личные неимущественные права несовершеннолетних детей. Имущественные права несовершеннолетних детей. Задачи и функции органов опеки и попечительства в защите прав и интересов несовершеннолетних детей.

    дипломная работа , добавлен 28.03.2008

    Гарантии обеспечения прав и законных интересов допрашиваемых несовершеннолетних. Психологические, педагогические, этические основы допроса несовершеннолетних. Тактические приемы производства допроса несовершеннолетних, фиксация и оценка их показаний.

    дипломная работа , добавлен 19.05.2011

    "Несовершеннолетний" как термин и юридическое понятие. Основные направления и проблемы защиты прав и интересов несовершеннолетних в современной России. История становления и развития ювенальной системы правосудия в отношении несовершеннолетних в России.

    реферат , добавлен 23.01.2012

    Особенности правовой защиты детей, оставшихся без попечения родителей, формы их выявления и устройства. Государственный орган, на который возлагается защита прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних детей. Усыновление, опека и попечительство.

    реферат , добавлен 04.04.2012

    Понятие прав несовершеннолетних, механизм и проблемы их обеспечения. Характеристика органов, осуществляющих защиту прав несовершеннолетних, анализ примеров их нарушения. Разработка мероприятий по защите прав несовершеннолетних, их основные направления.

    дипломная работа , добавлен 01.08.2016

    Права и обязанности ребенка. Правовые меры борьбы с детской проституцией, наркоманией, алкоголизмом. Защита прав детей. Личные и имущественные права несовершеннолетних. Органы опеки и попечительства. Участие органов внутренних дел в защите прав детей.

    контрольная работа , добавлен 17.02.2010

    Право собственности и иные вещные права несовершеннолетних. Право несовершеннолетних распоряжаться своими доходами. Способы защиты права собственности и иных вещных прав несовершеннолетних. Способы защиты прав распоряжаться своими доходами.

Случайные статьи

Вверх