Приемная семья с юридической точки зрения. Проблемы толкования термина «приемная семья» - научная конференция, симпозиум, конгресс на проекте sworld - апробация, сборник научных трудов и монография - россия, украина, казахстан, снг

Приемные семьи и раньше не были обделены вниманием государства, теперь же их поддержка станет еще масштабнее. Президент и федеральные власти решительно настроены приравнять семьи, в которых есть трое и больше своих и приемных детей, к многодетным и наделить более весомыми льготами.

Стоит уточнить критерии, согласно которым можно определить, является ли семья приемной или ребенок взят на воспитание в формате опеки. При варианте опеки и попечительства ребенок является воспитанником. Опекун занимается вопросами содержания, воспитания, образования ребенка, а также защитой его прав.

Льготы, гарантируемые государством опекунам и их воспитанникам

Помимо разнообразных денежных выплат, опекуну и его воспитаннику гарантированы следующие льготы:

  • Ежемесячная компенсация расходов семьи при оплате жилищно-коммунальных услуг;
  • На отказного или подкинутого ребенка дополнительно предусмотрена ежемесячная компенсационная выплата;
  • Дети до двух лет бесплатно получают продукты на молочной кухне; до трех лет - бесплатные лекарства по рецепту врача, 50% скидка на посещение дошкольного учреждения; бесплатное двухразовое питание и бесплатные учебники в школе; в возрасте 14 лет - право постановки на жилищный учет.

Приемная семья предполагает подписание договора между одним из приемных родителей и органами опеки. В официальном документе четко прописан период пребывания ребенка в приемной семье.

Основные льготы для приемных родителей и детей:

  • Зарплата в размере 3-х минимальных размеров оплаты труда на каждого ребенка;
  • Время воспитания приемного ребенка учитывается при определении трудового стажа;
  • Приемный ребенок может рассчитывать на те же льготы, что и опекаемый;
  • Очень существенная льгота - приемному ребенку в возрасте 18 лет предоставляется отдельное жилье;
  • Сохранение прав ребенка на все полагающиеся по закону льготы и выплаты: пенсии (потеря кормильца, инвалидность), алименты, пособия для детей без попечения родителей и сирот;
  • Право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а при его отсутствии - на обязательное предоставление;
  • Приобретение продуктов питания по льготным расценкам на специализированных базах.

Предполагается, что очень скоро размер пособия на приемного ребенка, которое семьи смогут получать единовременно, составит 100000 рублей. Фактически, уже сейчас установлено право приемных семей, в которых воспитывается трое и больше детей, среди которых могут быть как свои, так и приемные, на льготы, аналогичные тем, что положены многодетным .

Название пособия Размер Условия
Ежемесячные
Ежемесячное пособие на содержание приемных детей. 40% от средней заработной платы усыновителя за последний год. Необходимо наличие следующих документов:
  • заявление о назначении пособия;
  • копия вступившего в законную силу решения суда об усыновлении или выписка из решения органа опеки и попечительства об установлении над ребенком опеки (попечительства), в том числе по договору о приемной семье;
  • копии одного из следующих документов:
    • справка о заключении родителей под стражу или о пребывании в местах лишения свободы;
    • решение суда об установлении факта отсутствия родительского попечения над ребенком (в том числе в связи с болезнью родителей) или об исключении сведений о родителе или родителях из актовой записи о рождении ребенка;
    • справка органов внутренних дел о неустановлении местонахождения разыскиваемых родителей;
    • акт об оставлении ребенка матерью в медицинском учреждении после родов.

Выплаты на содержание подопечных детей и воспитанников приемных семей производятся ежемесячно в порядке и в размере, которые установлены законами субъектов РФ.

Компенсация до достижения ребенком трех лет. 50 руб. + районный коэффициент.
Единовременные
Пособие на приемного ребенка при передаче его в приемную семью. 16350,33 руб. Предоставляется каждой семье по факту появления в ней приемного ребенка.
Пособие детям-сиротам. 24000 рублей. Ребенку при достижении 18 лет, если он находился под опекой или на патронатном воспитании.

Пособие выплачивается после окончания срока попечительства.

Детям-сиротам. 79416 руб. Выделяется при устройстве на работу после школы.
Детям-сиротам. 20639 руб. При продолжении учебы в другом учебном заведении.

С 1 января 2014 года были проиндексированы ежемесячные вознаграждения семьям, где воспитываются приемные дети. Семьи будут получать пособия на приемных детей до 12 лет в размере 7200 рублей, старше 12 лет - 8000 рублей. А если прибавить к этому многочисленные региональные льготы и субсидии, получается очень неплохая поддержка.

Как уже было указано в таблице, размер ежемесячного пособия должен составлять 40% среднего заработка по месту работы за последние 12 календарных месяцев, при этом минимальное пособие по уходу за первым ребенком должно быть не менее 2908,62 руб., а за вторым и последующими детьми - 5817,24 руб. В каждом крае и области размер пособий различен.

В немалой степени на это влияет уровень экономического развития и финансовое благополучие региона. Очень интересен в плане предоставления пособий опыт Москвы . На ребенка до 12 лет ежемесячная субсидия составляет 15 тысяч рублей, на ребенка от 12 до 18 лет - 20 тысяч рублей. Если в семье появляется трое и более детей, то до 12 лет на каждого будет выделяться пособие 18000 в месяц, от 12 до 18 лет - по 23000 рублей. Если под опекой оказывается ребенок-инвалид, выплата увеличивается - до 25000 руб. в месяц.

За все расходы на детей приемные родители должны отчитываться в письменном виде и вести их учет.


Еще раз хочется обратить внимание на то, что всем приемным семьям, в которых воспитываются трое и больше детей, приемных и собственных, предоставляются все льготы для многодетных семей, познакомиться с которыми вы можете в соответствующем разделе.

Я бы хотела обозначить три темы доклада:

1. Показания к устройству в приёмную семью;

2. Устройство в приемную семью, и неизбежно возникающие затруднения;

3. Профессионализация приёмных семей.

1. Показания к устройству в семью.

Когда устройство ребенка становится неизбежным, обязательно встает вопрос выбора места помещения ребенка: пойдет ли он в учреждение или же в приемную семью? Ответить на этот вопрос, значит попытаться прояснить, что мы, собственно, ждем от семейного устройства для этого ребенка. Каковы для нас основные вопросы, которые мы должны рассмотреть, когда решаем, куда пойдет ребенок - в приемную семью или
в интернат? В чём приемная семья лучше, чем интернат?
Приемная семья позволяет ребенку воспользоваться индивидуальным подходом, более личностным, более человечным. В отличие от интерната, семья предлагает ребенку явное продолжение его семейной жизни. В учреждениях непременно будет сменяемость персонала, множество новых людей, что, в общем-то, не благоприятно отражается на ребенке. В то время как в семье ребенок обретает рамки, в которых легко ориентируется, которые ему легко идентифицировать, к которым он легче привыкает.

В приемной семье ребенок знакомится - и в этом наша цель - с определенным образом родителя, с определенной семейной моделью, что поможет ему реконструировать, восстановить свою личность.

Появление родительского образа открывает возможность для ребенка снова «разыграть» то, что у него было прежде в отношениях с кровными родителями, пережить тот опыт как бы заново. «Семейная сцена» позволяет ребенку снова пережить свои первичные отношения. Простым, очевидным образом приемная семья даст ребенку ответы, которых не смогли дать его кровные родители. Возьмем простой пример: когда он будет плакать, приемная мать будет реагировать иначе, не так, как реагировала его кровная мать. Ребенок не окажется в тех же самых отношениях, которые поддерживала с ним его кровная мать. Он окажется в другой ситуации, поскольку реакция приемной семьи будет иной. Для нас этот аспект очень важен, потому что именно это позволит ребенку восстановить себя, восстановить свое психо-эмоциональное развитие.

Мы настаиваем на том, что очень важно, чтобы команда специалистов, перед тем как передать ребенка в приемную семью, обязательно затратила время на обдумывание такого вопроса: позволит ли это устройство в семью дальше развиваться ребенку. Ребенка нельзя поместить просто так, не задав себе вопрос: нет ли риска для этого конкретного ребенка, нет ли противопоказаний по отношению к его помещению в данную семью?

Противопоказания к устройству в семью.

Я кратко коснусь некоторых противопоказаний. В нашем опыте бывают ситуации, когда привязанность ребенка к его кровным родителям и влияние кровных родителей на ребенка, то взаимодействие с ними, которое сложилось в самые ранние годы его жизни, помешают ребенку завязать новые аффективные отношения с другой семьей. Это значит, что если даже кровные родители где-то далеко, и физически ребенок их редко видит, психологическое влияние родителей на ребенка может быть таково, что он не сможет воспользоваться устройством в новую семью.

Есть другие примеры противопоказаний. В частности, когда речь идет о серьезных случаях дурного обращения, когда, скажем, ребенок внутренне глубоко переживает тот факт, что дурное обращение его родителей с ним раньше было формой любви к нему. Такой ребенок не во всех случаях, но порой будет подталкивать приемную семью воспроизвести это дурное отношение к нему, как это было в кровной семье. Поэтому есть риск разрыва. Приемная семья не сможет как-то не ответить на этот запрос ребенка, а будет реагировать. Для некоторых семей, подобная ситуация будет серьезным противопоказанием.

Я хотела бы настоятельно привлечь внимание к значению того времени, которое является необходимым команде специалистов для осмысления. Это не потерянное время. Лучше сначала затратить достаточное количество времени до помещения ребенка и поразмыслить хорошенько. Это позволит сделать так, чтобы прием ребенка в семью прошел легче, чем, если мы быстро примем необдуманное решение.

2. Что такое устройство ребенка в семью?

Дети. Дети, которых мы помещаем в приемные семьи - это дети, отделенные от их кровных родителей, с плохим состоянием здоровья психологического, физического, морального, но у которых остается сильное ощущение принадлежности к кровной семье, несмотря на то, что семья их оставила, несмотря на дурное обращение. Внутренне ребенок все еще принадлежит своим кровным родителям.

Это чувство принадлежности ребенка к кровным родителям исключает в рамках семейного помещения какое-либо присвоение ребенка новой приемной семьей. К этому вопросу мы еще вернемся, когда будем говорить о профессионализации приёмной семьи.

Другой важный элемент: все дети, которых мы помещаем в приёмные семьи, обнаруживают нарушения, которые долго длятся, и которые не всегда очевидны; порой их трудно преодолеть, настолько они укоренены. Этим детям трудно привязываться к людям. Подобные психические нарушения предусматривают специальный уход, специальные меры в процессе помещения.

Помещенный в семью ребенок - это ребенок, который поделен, который борется и за, и против своей принадлежности то к одной, то к другой семье. Он разрывается внутренне.

Приемные семьи. С другой стороны - приемные семьи. Они согласились воспитывать ребенка, причем чужого ребенка. Они обеспечат ежедневный уход, построят конкретные условия жизни, дадут или обозначат определенные семейные ценности, они создадут религиозное и культурное окружение и, кроме того, они создадут возможность возникновения и поддержания чувства привязанности, исправляя, таким образом, деструктивный опыт, который существовал в прошлом ребенка, пока он жил в биологической семье.

Что представляет собой приемная семья? Быть приемной семьей - это значит, прежде всего, открыть двери своего дома, своей личной интимной жизни ребенку, подростку; ввести чужого ребенка в свою семейную жизнь, во взаимодействие с другими детьми, с мужем, ввести его полноценным членом в эту семью, где у него будут братья, сестры, вся семья в широком смысле слова; включить его в жизнь своей семьи во всех ее проявлениях; позволить ребенку, через ежедневно излучаемую семьей теплоту, заключить новые связи, развить дружеские отношения и способность развивать привязанности к людям.

Итак, приемная семья - это не только крыша над головой для ребенка, это означает принять его, включить его в семью, чтобы он понял, что такое семья, родители, сестры, братья. Благодаря этому, ребенок начинает понимать место каждого члена семьи.
Он может построить свои отношения, привязаться, создать эмоционально-аффективные отношения в семье. И, в дальнейшем, приобретет определенную автономию, займет свое место, как любой другой член в этой семье. Для нас, следовательно, очень важно, что приемная семья играет роль родителей для ребенка, у которого есть свои собственные родители. Надо отчетливо понимать эту реальность. Помещая ребенка в семью, мы создаем для него особую ситуацию. Мы даем ребенку возможность жить в условиях семьи. В то же время, у него есть свои родители. Таким образом, у него - две семьи. Понимание этого факта очень важно. Это связано с тем, о чем вчера говорил Крестьен: в нашей работе чрезвычайно важно с самого начала определить место биологических родителей и закрепить его.

Приёмная семья и биологические родители.
Примечание: функция приемной семьи не совпадает с функцией усыновления; ребенок дается семье не навсегда. Когда ребенок доверяется приемной семье, мы не можем сказать, на какой срок мы доверяем ей этого ребенка. Это - постулат: у ребенка есть
кровные родители, и, может быть, в какой-то прекрасный день он вернется к ним.

По нашему опыту, мы знаем, что чаще всего этих детей доверяют приемной семье на достаточно долгое время. Если все будет хорошо и, если приемная семья будет справляться с его проблемами. Но объективно мы никогда не можем сказать приёмной семье, как семье, которая усыновляет, что этот ребенок - ваш. Нет, мы наоборот подчеркиваем: мы вам доверяем этого ребенка для того, чтобы вы выполнили определенные задачи тех родителей, которые не могут этого сделать, но мы не знаем, как долго это будет продолжаться, сколько времени кровные родители будут неспособны заниматься своим ребенком. Это - постулат, потому с приемной семьей сразу оговариваются сроки, и это нечто очень трудное для нее. Трудно переносить, когда тебе говорят, что, быть может, приемному ребенку придется потом уйти. Даже если, и я настаиваю на этом, на практике всё иначе: часто, доверяя детей в приемные семьи на два, на три, на четыре года, мы оставляли их там, в конечном итоге, до совершеннолетия. Но работая с приемными семьями, мы всегда им говорим, что тот ребенок, у которого есть родители, всегда может вернуться домой, может уйти от вас.

Устройство ребенка в приемную семью резко отличается от усыновления, когда родители становятся ребенку родителями во всех отношениях, включая и юридическую сторону. Ребенок же, который помещается в приемную семью, остается в рамках закона, сыном своих биологических родителей, а приемная семья обеспечивает все функции семьи, не заменяя биологических родителей, которые не справились с выполнением своей задачи.

Трудно все это выразить и описать точными терминами, но это очень важно. Во Франции много внимания уделяется тому, чтобы подобрать наиболее точные термины и слова, для обозначения подобной ситуации. Наш профессиональный опыт заставляет нас отмести термин «замещающие родители». Он не отражает ситуацию, которая складывается в приемной семье. Задача приемной семьи - дополнить то, что биологические родители не могут сделать для своего ребенка, дополнить их функциональную недостаточность. Но она не заменяет, вот что важно, природных биологических родителей, она восполняет то, что биологические родители по разным причинам не могут сделать.

Я какое-то внимание уделю примерам. Мне вспоминается мать мальчика. Мальчику было три года, его мать была психически больна. Но она не принимала своей болезни, отрицала ее, настаивая на том, что она здоровая. Однако, с момента рождения ребенка, она показала всему окружению, что не способна заниматься ребенком. Речь не шла о том, что она его не любила. Она все время была с ребенком. Она держала его в своих объятьях, даже слишком сильно обнимала его. Но не могла понять, что малыш имеет определенные физиологические потребности, что ему, например, надо регулярно давать соску. Этого она не понимала. Так же она не могла усвоить, как надо реагировать на плач ребенка. Это ее пугало. Она не могла правильно реагировать, не могла подумать, что нужно поменять ему пеленки, что он мокрый. Часто мы сталкиваемся с тем, что некоторые женщины не могут ответить на самые простые, примитивные нужды ребенка, даже если они его любят. Такая ситуация требует принятия решения, об изъятии ребенка, потому что, несмотря на всю предлагаемую помощь, такая женщина, такая мать, в конечном итоге не может выполнить свою роль, по воспитанию ребенка. Такой ребенок будет доверен приемной семье, которая должна выполнять банальные функции, обеспечивающие нормальное развитие ребенка. Когда ребенок попадает в приемную семью в подобной ситуации, даже если он был отобран у матери рано, в три года, тем не менее он уже отмечен своими контактами с ней. У него уже есть привязанность к своей матери, сформировавшаяся в течение первых трех лет жизни, несмотря на то, что она не могла им заниматься как следует. Поэтому, приходя в новую семью, он уже несет в себе воспоминания о своей прошлой жизни.

Я могла бы обратиться к другим примерам, когда родители ребенка имеют не психическое заболевание, а другие трудности, такие как токсикомания, алкоголизм, требующие защиты ребенка от возникающих в связи с ними опасностей. Ребенок должен быть защищен от затруднений, которые испытывают эти родители. Тот факт, что приемная семья не заменяет кровных родителей, очень важен для аффективного, психологического развития ребенка. Хочу еще раз подчеркнуть один очень значимый аспект.

Когда ребенок попадает в приемную семью, то думает, что его разлучили с родителями. Все дети, которыми мы занимаемся, реагируют подобным образом. Они считают, что какие-то посторонние нехорошие люди разлучили их с кровными родителями.

Они не видят причину произошедшего в том, что их кровные родители плохо ими занимались, или даже дурно с ними обращались, просто били их. У ребенка нет ощущения, что у него плохие родители, он себя ощущает плохим. Ребенок испытывает чувство вины и считает, что именно он плох, поэтому его кровные родители его били и расстались с ним. Ни в какой ситуации, ребенок не думает, что его кровные родители были ответственны за этот разрыв, что они были виновны в разрыве. Ребенок считает, что
это он виноват в этом разрыве. Ребенок, я говорила уже это неоднократно, очень привязан к кровным родителям, он принадлежит им, и его родители ему тоже принадлежат. Здесь я говорю о психологической реальности, но это также и юридический факт. Эти переживания у детей внутри, и они могут не высказывать их. Дети не говорят об этом, но они эту реальность очень хорошо ощущают, даже когда они еще очень маленькие. Они знают, что их родители имеют на них права, и сохраняют эти права. Разлука с кровными родителями является, несомненно, жизненно важным фактором для развития детей.

Крестьен уже говорил об этом вчера. В тот момент, когда ребенка разлучают с его кровными родителями, у него возникает ощущение потери, утраты, которая вызовет большие трудности почти во всех случаях. Это событие вызовет серьезные переживания, тоску, тревогу. Мы называем это состояние тоской от расставания. От приемной семьи потребуется, чтобы она поступала с ребенком естественно, обращалась с этим ребенком, как с собственными детьми, оставив ему, тем не менее, его кровных родителей.

Уважение ценностей приёмной семьи и биологической семьи. Когда мы помещаем ребенка в приемную семью, то семья принимает его у себя, со всем тем, что она имеет у себя. Ни одна семья не похожа на другую, в каждой семье свой собственный порядок, свои собственные ценности, которые сложились еще до приема ребенка. Вопрос семейных ценностей очень важен, потому что именно это укрепляет семью, объединяет ее.

Каковы бы ни были ценности приемных семей, мы требуем от них не отказывать в тех подарках, которые приходят из кровной семьи ребенка. Мы это записываем в договоре. Мы говорим им: даже если вы не согласны, даже если вы считаете, что то, что получит ребенок от своих кровных родителей, дурно скажется на нем, нужно позволить ребенку принимать такие подарки. Однажды, в нашей практике, мама послала дочери свои срезанные волосы в конверте в качестве сувенира. Приемная семья считала, что для девочки волосы ее матери - это очень тревожный подарок, который нарушает ее спокойствие в семье. Тем не менее, нужно было как-то работать с приемной семьей, чтобы объяснить ей: «Может быть, вы считаете, что это источник тревоги для ребенка, но это принадлежит ее матери, это ее мать решила послать ей такой подарок, поэтому мы не можем лишить ребенка такой возможности, даже если нам взрослым это кажется совершенно неуместным, ставящим ребенка перед сложной проблемой.
Можно привести другие примеры дискуссии, которые у нас могут быть с приемной семьей по поводу тех предметов, которые дети получают от своих кровных родителей. Мы обсуждаем с ними каким образом защищать ребенка, помогая ему правильно воспринимать то, что к нему приходит из его кровной семьи.
Я привела пример предмета, который передала мать. Но есть другие примеры, примеры религиозного характера. С самого начала, когда мы передаем ребенка в приемную семью, мы просим, чтобы семья уважала все религиозные ценности биологических родителей. В виде документально-оформленного соглашения мы формулируем и требуем то, что нужно соблюдать относительно биологических родителей. Нужно уважать место, которое занимают биологические родители в жизни ребенка. Я говорю все это, чтобы показать определенное сочленение: с одной стороны, у ребенка есть кровные родители, с другой стороны - приемная семья обеспечивает определенную родительскую функцию, и эта функция ограничивается во времени. Это значит, что рядом с семейным пространством есть профессиональное пространство, которое в данный момент обеспечивается обществом, службой, сопровождающей устройство ребенка в семью. Этот аспект, конечно, связан с профессиональным аспектом приемной семьи, с тем фактом, что быть приемной семьей это - профессия, но не такая, как все остальные профессии. В случае помещения ребенка в семью сосуществуют одновременно два обстоятельства: Во-первых, для ребенка это - семья; во-вторых, это профессиональная воспитательная среда.

3. Профессионализация приёмной семьи.

Так как кровные родители не могут исполнить свои родительские функции по отношению к ребенку, общество принимает решение, что другие люди будут выполнять родительские функции по отношению к этому ребенку. Это общественное решение и является базой для профессионализации приемной семьи.

Приемная семья должна представлять сложившуюся ситуацию следующим образом: мы действуем так, как поступили бы кровные родители, но мы осуществляем заказ общества, свой долг по отношению к этому ребенку.

В 2005 году, во Франции был принят закон, утвердивший профессию приемных родителей. Эта профессия получила наименование «Семейный ассистент». Семейный ассистент, как всякий профессионал, для исполнения своей деятельности, должен иметь диплом по этой профессии.

Для Франции - это большое событие. Результатом появления такого диплома является то, что приемные семьи стали профессиональными, они теперь на сто процентов социальные работники, как любой другой социальный работник Франции. Надо подчеркнуть, что повышая свой уровень профессионализма, приёмные семьи тем самым усиливают свою требовательность по отношению к специалистам, сопровождающим эти семьи. Следовательно, профессионализация приемной семьи заставляет нас, т.е. команду, сопровождающую семейное устройство ребенка, еще раз задуматься и изменить наше поведение в процессе помещения ребенка.

Средства, предлагаемые приемной семье обществом. Приемная семья будет опираться на свои собственные семейные ресурсы, но она также будет опираться и на те средства, на ту поддержку, те границы, которые ей определит общество.

В чем выражаются эта поддержка и эти границы?

В заработной плате.

В различных материальных компенсациях расходов по содержанию ребенка.

В правах и обязательствах, которые имеет приемная семья по отношению к доверяемому ей ребенку.

В границах, которые определяет приемной семье сопровождающая служба, и которые основываются, прежде всего на том, что у ребенка есть его кровные родители с неутраченными родительскими правами.

В сопровождении приемной семьи профессионалами, т.е. в совместном воспитании ребенка, совместной заботе о нем. Когда общество решает поместить ребенка в приемную семью, чтобы она компенсировала то, чего не могут дать биологические родители, оно (общество) сразу берет на себя обязательство не оставлять эту приемную семью один на один со всеми сложностями, которые могут возникнуть при принятии ребенка. Эти общественные обязательства по отношению к приемной семье и выполняет, прежде всего, сопровождающая команда профессионалов. Семья, принимая такого ребенка, будет выполнять определенную профессиональную работу, следовательно, нужно помогать этой семье, сопровождать ее, чтобы она в выполнении этой профессиональной задачи не осталась один на один с трудностями. Сопровождение приемной семьи - это обязательство со стороны всей команды. Необходимо поддерживать и приемную семью, и ребенка, который вводится в эту семью. Мы не можем передать ребенка в семью, и потом время от времени справляться, как он поживает. Нет, мы доверяем ребенка приемной семье и вместе с приемной семьей занимаемся ребенком, заботимся о нем. Семья занимается ребенком, выполняя родительские функции, а мы занимаемся этим ребенком как специалисты: помогаем разрешить трудности в жизни ребенка, у которого две семьи, который должен жить в такой сложной ситуации.

Одновременно, не смотря на зарплату, обучение, поддержку, осуществляемую сопровождающими специалистами, невозможно сказать, что в семейном устройстве ребёнка нет никакого риска. Мы не можем дать полной гарантии и приемной семье, гарантировать, обеспечить полностью уверенность, что всё пройдет обязательно успешно. Мы вместе рискуем (может, слово «рискуем» не совсем подходит - трудно подобрать термин). И служба, и семья, вместе включаются в процесс, целью которого является осуществление нормального существования ребенка. С самого начала мы заявляем семье, что будет трудно. Мы не упрощаем ситуацию, мы говорим о трудностях. Мы говорим, что у нас нет уверенности, что мы преуспеем в этом начинании. Мы будем вместе стараться, и посмотрим, что это даст.

Мотивация приемных семей.

Во Франции, мотивация приемных семей остается не всегда понятной, ее трудно объективировать, сложно рационально объяснить. Часто она связана с аффективным прошлым семьи, и, в частности, матери. Часто наблюдается желание репарации чувства любви к детям, желания любить и воспитывать детей.

Часто мотивация связана с возможностью сочетать семейную жизнь и профессиональную деятельность: «Я хочу заниматься этой профессией, стать приемной матерью потому, что это будет профессией, которая позволит мне быть у себя дома и больше заниматься и своими детьми».

Интересно, что зарплата занимает здесь второстепенное место. Приемные семьи крайне редко имеют какие-то возражения или требуют чего-то большего по отношению к положенной зарплате. Часто у них возникает мысль, что это может быть не совсем морально, не совсем этично получать зарплату за то, что они выполняют родительские функции. Это не всегда говорится вслух, но, тем не менее, мы чувствуем это. Мы, члены сопровождающей команды, говорим: «Зарплата обязательна, потому что речь идет о работе, а каждая работа должна быть оплачена, каждый труд оплачивается. Безусловно, вы - родители, и вы будете действовать так, как будто это ваш ребенок, но все-таки вам это поручило общество, оно наняло вас, поэтому вы должны получать зарплату». Роли как бы меняются, мы настаиваем, что семьи должны получать зарплату, для нас это очень важно.

Обучение.

Во Франции, мы начинаем обучение приемных семей лишь в тот момент, когда они уже приняли ребенка. Для нас процесс обучения не предполагает каких-то специальных профессиональных знаний, какой-то компетенции, как, например, обучение инженера или обучение психолога. Цель обучения - помочь приемной семье правильно отреагировать на трудности, которые им встретятся. Приёмный ребенок - не их ребенок, а ребенок, имеющий своих собственных родителей.

Мы их учим, как обращаться с ребенком, как его воспитывать, как дать нормальную жизнь ребенку, у которого есть свои родители, который разделен, разрывается между двумя семьями, который попал в трудную ситуацию, и поэтому помещен в другую семью, у которого складываются привязанности и с биологической, и с приемной семьей.

Как примирить между собой эти две роли: семейную и профессиональную?
Я подчеркну, что очень важными являются:

Так называемое «Третье лицо"»,

Установление связей между всеми действующими лицами и событиями в жизни приемной семьи и приемного ребенка.

«Третье лицо». Основная роль «третьего лица» - позволять всем (приёмной семье, ребёнку, социальной службе, кровным родителям) установить необходимые границы в сложившейся ситуации, обеспечить безопасную дистанцию между приемной семьей, ребенком и его кровными родителями.

Кто или что играет роль «третьего лица»?

Эту роль исполняет служба сопровождения, которая помещает ребенка в семью. Для того, чтобы приемная семья обеспечила исполнение своей родительской роли, не присваивая себе ребенка, оторвав его от кровных родителей, команда профессионалов играет важную роль «третьего лица» (посредника) между этим ребенком и приемной семьей.

Дети, у которых было особое прошлое с их кровными родителями, конечно, будут вынуждать приемную семью вести себя соответствующим образом. Часто эти дети чувствуют себя брошенными. Они переживают травму, связанную с тем, что их бросили. Они живут с чувством оставленности своими родителями и, когда они пребывают в приемную семью, они подталкивают эту семью к тому, чтобы та попыталась их присвоить. Случается так, что не столько приемная семья хочет присвоить ребенка, сколько ребенок сам своим поведением подталкивает приемных родителей к тому, чтобы они занимались им значительно больше, чем своими собственными детьми. Приемные семьи, у которых все хорошо проходило со своими собственными детьми, вдруг оказываются с приемными детьми в очень сложных для них отношениях. Вчера в примерах, которые вы приводили, в частности говорилось о приемной семье, которая оплатила частную школу для ребенка даже в противоположность советам социальной службы. Мы знаем случаи, когда приемные семьи способны купить приемному ребенку кое-что, хотя у них нет особых средств для этого, они обязательно хотят дать все этому ребенку, во всем его удовлетворить. Мы встречаем практически во всех ситуациях желание приемных родителей максимально удовлетворить потребности ребенка не из-за того, что они так всегда себя ведут, просто ребенок их к этому подталкивает.

Важно понять, что ребенок подводит приемную семью к тому, чтобы та вела себя определенным образом. И тут очень важно, чтобы команда профессионалов сыграла определенную роль, стала посредником (мы во Франции используем термин «третье лицо»). Не знаю, насколько правильно он выражает эту ситуацию в переводе. Команда должна быть здесь всегда для того, чтобы позволить приемной семье оставаться самой собой, и чтобы ребенок не слишком уж подталкивал приемную семью к таким отношениям, которые будут частично копировать взаимоотношения, которые у него были в кровной семье. Команда профессионалов очень важна, чтобы помочь приемной семье слегка дистанцироваться и иначе отвечать на запросы ребенка, чем его кровные родители. Поэтому я определяю команду специалистов как «третье лицо».

Роль «третьего лица» играет также среда других приемных родителей. В ходе профессиональной подготовки (лекций, тренингов) приемные родители общаются между собой. Они делятся впечатлениями: «Твой ребенок - такой, мой - такой». Разговаривая с коллегами, с другими приемными семьями о повседневных трудностях, которые встречаются в воспитании детей, о том, что их волнует, семьи имеют возможность несколько дистанцироваться от повседневных проблем, немножко успокоиться, расширить свой кругозор. Установление связей между всеми действующими лицами и событиями в жизни приемной семьи и приемного ребенка.

Когда есть семья, есть ребенок, есть сопровождающая служба, есть кровные родители ребенка, что образует связь между ними?

Образовать такую связь дает возможность профессиональная подготовка.
Она заставляет приемную семью размышлять над теми трудностями, с которыми она сталкивается, задавать себе, например, такие вопросы:

Что представляют для приемного ребенка его кровные родители?

Почему у него такое чувство принадлежности к его собственным кровным родителям?

Все эти вопросы естественно связаны с ситуацией приема. Это не отвлеченные вопросы, независимые от ситуации, в которой оказывается приемная семья. Они возникают именно от того, что она - приёмная семья, и вынуждена жить с этим ребенком, проживать (решать) проблемы и вместе с ним. Подготовка позволяет образовать связь семейного и профессионального начала. Позволяет особым образом говорить о том, с чем столкнется семья, повседневно воспитывая приемного ребенка.

Оплата для приемной семьи также образует связь между частью семейной и частью профессиональной. Именно это позволяет сказать: «Да, вы принимаете ребенка, и за этот прием, так как это - ваша профессия, ваш труд, вы заслуживаете оплаты».

Значит, и подготовка (среда коллег, особая атмосфера), и команда специалистов играют особую посредническую роль, образуют «третье лицо», формируют связь между семейной и профессиональной стороной. Я, в частности, здесь думаю о вопросах, которые возникают между приемной семьей и командой сопровождения по поводу семейной истории ребенка: как ребенок жил раньше? какие у него были кровные родители? что с ним было? как это происходило? что происходит, когда ребенок встречается со своими кровными родителями, что он ощущает?

В заключение еще несколько слов о рисках.

Риск для приемного ребенка, безусловно, есть огромный риск. Я думаю, что в течение всего своего выступления дала понять, как все это сложно, трудно, но в тоже самое время, мы убеждены, что для некоторых детей возможность быть принятыми в приемной семье - это единственное средство, позволяющее им восстановить себя, свою личность. Я глубоко убеждена в этом. Риск есть, и надо пытаться избегать этого риска. Конечно, для ребенка это, в первую очередь, риск разрыва с приемной семьей, риск снова попасть в эту спираль: он привязался к приемной семье и вдруг все рухнуло. Очень часто так происходит, ребенок чувствует ответственность, он обвиняет себя в том, что снова оказывается покинутым, брошенным. Иногда он ждет, что у него снова будет эта травма. Он провоцирует конфликты, чтобы показать и проверить, что его невозможно любить. Очень опасен риск умножения подобных разрывов, когда ребенок проживает подряд несколько травм.

Устройство в новую приемную семью - опять разрыв. Чем больше помещений, тем больше страданий ребенку, тем больше его нарушения будут усиливаться, усугубляться. Подобная ситуация сложна, и мы должны приложить все усилия, приложить всю нашу энергию, чтобы попытаться максимально избежать риска нового разрыва ребенка с приемной семьей.

Есть также риск и для самой приемной семьи. Когда прием ребенка проваливается, этот риск оборачивается для некоторых приемных семей травмой. Бывают случаи, когда приемные семьи очень тяжело оправляются после подобного краха отношений. Они чувствуют себя ранеными, у них возникает депрессия, реальная депрессия, потому что они вложили силы, и вдруг такая неудача. Здесь нельзя недооценивать аффективную ангажированность, которую приемная семья вкладывает, когда она принимает ребенка.

Есть также риск для самой семейной пары. У нас были случаи, когда семьи распадались, разводились. Есть также риск для кровных детей, потому что у них могут возникнуть сложности со школой, школьным образованием после появления приемного ребенка, могут возникнуть другие виды сложностей.

По отношению к этим рискам у нас, во Франции, нет никаких готовых рецептов. Мы знаем, что эта ситуация очень сложна. Мы не думаем, что есть какие-то средства, которые позволяют во всех случаях обеспечить успех снятия всех рисков. Мы находимся в процессе, где мы сами, вместе с приемной семьей, берем ответственность, принимаем на себя такой же риск. Единственная «путеводная нить», которая у нас есть - это то, что общая работа команды профессионалов и приемной семьи позволяет не оставаться один на один со сложностями. Мы вместе, мы не один на один с парадоксами в этой сложной ситуации семейного устройства. Мы не находимся один на один во власти наших представлений, нашей идеологии, т.к. мы все вместе обсуждаем ситуацию. Приемная семья не несет весь груз сложностей. Команда профессионалов разделяет с ней, берет на себя часть этих проблем. Мы все вместе, опираясь друг на друга, размышляем, чтобы избегать попадания в ошибки, которые неизбежны, которые присущи семейному устройству.

Мартынова Е.В.

ПРОБЛЕМЫ ТОЛКОВАНИЯ ТЕРМИНА «ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ»

Новошахтинский филиал Южного федерального университета

This article dedicate of the studying problems of orphanage and. In the work analyzing a question about theoretically bases of studying of problems of social family.

Эта статья посвящена проблемам сиротства. В работе проанализированы вопросы теоретического осмысления сущности приемной семьи.

Ключевые слова: приемная семья; патронат; приемное родительство; сиротство.

Динамика роста и масштабы распространения сиротства стали характерными чертами социальной реальности современного российского общества, актуализируя необходимость изучения различных форм жизнеустройства детей-сирот. Особую значимость приобретают исследования семейных форм устройства детей, лишенных родительского попечения.

Социологический анализ современного российского института приемной семьи в контексте структурно-функционального подхода позволил обозначить проблему «конфликта интерпретаций» при определении сущностных характеристик семейных форм устройства детей-сирот. Успешное разрешение данного «конфликта» создаст реальные предпосылки для максимальной реализации принципа семейного устройства детей-сирот, для дальнейшего совершенствования современной практики семейного воспитания.

Наибольший интерес представляет само понятие «приемная семья». Согласно Семейному кодексу Российской Федерации, приемная семья − это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основными признаками которой являются: договорная основа, ограниченный по времени характер существования, государственное обеспечение приемных детей и возмездное выполнение обязанностей приемных родителей . Казалось бы, это определение должно быть единственно верным, однако, междисциплинарный характер данного термина предполагает разность его толкований.

Так, например, И.Н. Курбацкий обратил внимание, что существует традиционный подход к пониманию приемной семьи, который нашел отражение в определении понятия «приемные дети». Данное определение гласит: «приемные дети – дети, оставшиеся без родительского попечения, и принятые в новый семейный коллектив, или воспитываемые с участием нового члена семьи – отчима или мачехи, а также других лиц, заменяющих родителей, в условиях отношений усыновления, опеки (попечительства)» . Согласно данному определению, приемной семьей может называться любая форма семейного устройства ребенка-сироты, а также семья, в которой ребенок является приемным по отношению к одному из родителей. Проблема соотнесения законодательного и традиционного толкования данного термина может быть разрешена в результате согласования обеих позиций путем введения широкого и узкого понятий приемной семьи, как предлагает И.Н. Курбацкий. Широкое понятие соответствует традиционному значению и формулируется следующим образом: приемная семья – семья, образованная в результате принятия на воспитание супругами или отдельными лицами, не состоящими в браке, ребенка, оставшегося без попечения родителей. В широкое понятие приемной семьи целесообразно включить и такие категории семей, в которых ребенок воспитывается с участием мачехи или отчима. Узкое понимание понятия «приемная семья» основывается на современном семейном законодательстве и трактуется как форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка на воспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями. Но это только одна сторона вопроса, определенная путаница наблюдается и при соотнесении понятий «приемная семья» (в узком значении) и «патронат», что часто приводит к ошибочным выводам об их идентичности или подструктурности. Семейный кодекс Российской Федерации окончательно определил формы семейного устройства детей-сирот: усыновление, опека (попечительство) и приемная семья. Иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть предусмотрены законодательством субъектов Российской Федерации . Как правило, это патронат, т.е. форма временного устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на основе заключения договора с органом опеки и попечительства, который предполагает разделение с этим учреждением степени ответственности за воспитание детей . Примером отличий патроната как формы устройства детей-сирот является форма экстренного устройства в семью патронатного воспитателя. Эта форма предполагает, что на патронатное воспитание могут передаваться дети из кризисных семей, в которых существует угроза со стороны родителей их жизни или здоровью. Отличительными признаками являются также более кратковременный характер и разделение ответственности за воспитание ребенка между органами опеки и попечительства и воспитателями при патронате.

В настоящее время отсутствует единое и общепринятое определение понятия «приемная семья», что создает определенные неудобства, связанные с необходимостью уточнения смыслового значения в каждом конкретном случае. В научной литературе интерпретация приемной семьи как малой группы (узкое значение) чаще всего используется в различных сферах психологии и микросоциологии, а как социальный институт (широкое значение), данный термин может трактоваться с позиций макросоциологического анализа, что позволяет рекомендовать введение в научный оборот понятия «приемное родительство». В этой связи, целесообразно рассмотреть первичную по отношению к институту приемной семьи категорию – родительство.

Рассматривая роль родительства в аспекте семейной системы, нужно отметить, что именно социализация и воспитание детей сохраняется на протяжении исторического этапа существования семьи в качестве ее основной функции. Родительское воздействие ребенка осуществляется постоянно, несмотря на то, осознанно оно или стихийно, а потому родительство можно определить как систему, включающую совокупность ценностных ориентаций родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности и стиля семейного воспитания и основанную на нормах семейного права. Родительство можно разделить на биологическое и социальное. Так как социальное родительство довольно широкое понятие, смысловая нагрузка которого схожа с определением приемной семьи в широком значении, то еще более актуализируется введение термина «приемное родительство», что позволит избежать путаницы при интеграции социологических, правовых и психолого-педагогических исследований, что неизбежно при разработке методических рекомендаций, правовых норм и их практического применения.

Таким образом, следует четко разделять понятия:

Приемное родительство – это совокупность семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивающую их социальную защиту посредством установления взаимосогласованных, целесообразно ориентированных социально-правовых норм деятельности уполномоченных служб и приемных родителей, основанных на принципах гуманизма, участия и заботы;

Приемная семья - это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основными признаками которой являются: договорная основа, ограниченный по времени характер существования, государственное обеспечение приемных детей и возмездное выполнение обязанностей приемных родителей;

Патронатное воспитание - форма временного устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на основе заключения договора с органом опеки и попечительства, который предполагает разделение с этим учреждением степени ответственности за воспитание детей и регулируется законодательством субъектов РФ.

Литература:

  1. Курбацкий И.Н. Педагогическое и правовое толкование понятия «приемная семья» // Педагогика. 2002. № 5. С. 39
  2. Семейное воспитание: Краткий словарь / Сост.: И.В. Гребенников, Л.В. Ковинько, М.: ИНФРА-М, 1990. С. 205
  3. Семейный кодекс Российской Федерации. М.: Юрайт−Издат, 2003.С. 55
  4. Решение комиссии Министерства образования «О семейных формах устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»// Вестник образования. 1998. № 8. С. 13−16.

Успешность воспитания определяется такими факторами, как:

личностные качества родителей;

внутрисемейные взаимоотношения;

воспитательные установки родителей.

Личностные качества родителей.

Эмпатичность – способность к сопереживанию, позволяет родителю правильно оценивать эмоциональные состояния ребенка и адекватно на них реагировать.

Открытость родителя в общении с ребенком формирует между ними неформальные доверительные отношения.

Эмоциональность родителя позволяет ребенку научиться понимать, различать и выражать свои чувства, научаясь этому у родителя.

Коммуникативность обеспечивает удовлетворяющую родителя и ребенка межличностную связь.

Альтруистичность - качество, благодаря которому родитель считает потребности ребенка более важными, чем свои и считает необходимым удовлетворять их в первую очередь.

Уравновешенность есть способность контролировать свои чувства и являться предсказуемым для ребенка.

Гибкость позволяет находить решения, адекватные текущей ситуации.

Адекватная самооценка и уверенность в своих силах исключают самоутверждение родителя за счет ребенка и гарантируют самостоятельное решение своих проблем.

Способность к развитию и изменению может являться гарантом адекватности родителя в более поздних возрастах.

Внутрисемейные взаимоотношения.

Внутрисемейные взаимоотношения являются еще одним фактором, влияющим на личностное развитие ребенка. Человеческие отношения (отношения - система связей личности с различными сторонами действительности) многократно повторяясь, становятся характерными для личности, т.е. превращаются в черты характера.

Они также могут явиться источником невроза, поскольку выходят за пределы инстинктов в сознании долга, ответственности, в чувстве собственного достоинства, в привязанностях, на основе которых и возникают столкновения людей друг с другом и человека с самим собой.

Исследования показывают, что семьи, имеющие детей, страдающих неврозом, характеризуются низкой успешностью совместной деятельности, присутствием большого числа напряжений и малопродуктивных действий. Родители при взаимодействии между собой и с детьми используют преимущественно разную и непоследовательную тактику. В то же время в семьях, где дети не страдают неврозом, успешность совместной деятельности выше, она более продуктивна и сопровождается существенно меньшим числом эмоциональных напряжений.

Им выделены следующие особенности отношений в семьях, имеющих детей с неврозом:

Построение отношений в браке по типу невротически мотивированного взаимодополнения при реальном контрасте черт характера супругов;

Личностные изменения у родителей, а также невроз у одного из них;

Инверсия супружеских и родительских ролей;

Образование эмоционально обособленных диад и блокирование одного из членов семьи;

Тревожная эмоциональная атмосфера в семье;

Повышенная эмоциональная возбудимость и непродуктивные напряжения в процессе общения в семье;

Использование одного из членов семьи в роли «козла отпущения».

В случае, когда приемная семья не имеет детей, рассматривают супружеские взаимоотношения, которые являются частью внутрисемейных отношений и также непосредственно оказывают влияние на личностное становление ребенка.

Супружеская дисгармония, по мнению С. Бич, характеризуется вербальной и физической агрессией, угрозами расставания, грубыми нападками и обвинениями.

Условиями же супружеской гармонии и благополучия (С.Бич, Г.Роланд) являются: сплоченность пары, непринужденность общения, принятие эмоциональной экспрессии партнера, высокая степень взаимопонимания, сексуальная удовлетворенность, супружеская надежность, поддержка самоуважения, доверительность отношений и эмоциональная поддержка.

Воспитательные установки родителей.

Воспитательная установка родителя - это комплексная суммарная оценочная реакция родителя, включающая в себя эмоциональное отношение к ребенку, представление о нем и сложившуюся систему воспитательных воздействий (контроль, наказания, поощрения, степень открытости в отношениях с ребенком).

Под эмоциональным отношением обычно понимают степень принятия/отвержения ребенка. Существуют данные, показывающие, что если люди в окружении ребенка его не любят, не принимают его индивидуальности, являются чересчур требовательными, непостоянными или равнодушными, то у ребенка возникает ощущение глубинной небезопасности и смутного беспокойства – так называемая, «базальная тревожность». Базальная тревожность мешает ребенку устанавливать спонтанные отношения и принуждает его искать способы взаимодействия с другими, которые облегчат его тревожность. Такими способами могут выступать уступчивость, агрессивность или равнодушие. Попытка решения первых невротических конфликтов оказывает определяющее влияние на дальнейшее течение невротического развития. Это касается не только отношений к другим, но и влечет за собой определенные изменения личности в целом.

Важнейшей составляющей воспитательной установки родителя является его представление о ребенке. Представление о ребенке может быть адекватным и неадекватным. Адекватное – наиболее близкая к объективной оценка психических и характерологических особенностей ребенка. В случае усыновления – ребенка, воспитывающегося в интернатном учреждении. Неадекватное представление о ребенке подразделяется на приписывание ребенку «слабости» (болезненности), «плохости» (аморальности), и инвалидизацию – принудительное обесценивание всего, что может предлагать ребенок.

В систему воспитательных воздействий родителя, как мы уже указывали, входят: контроль, наказания, поощрения, степень открытости в отношениях с ребенком.

Контроль – это способ, с помощью которого происходит управление конкретным действием, поступком, поведением. Родительский контроль обычно располагают в границах от предоставления ребенку полной автономии до абсолютного подчинения воле родителей. Выделяют ограничивающий и авторитарный способы контроля. При ограничивающем способе родители запрещают ребенку делать то, что он хочет; при авторитарном способе контроля ребенок неукоснительно должен выполнять установленные родителем правила, нормы и требования.

У детей, контроль за которыми осуществляется авторитарно, обнаруживается отсутствие эмпатии, низкая самооценка, слабые внутренние моральные стандарты, ориентация на внешние требования и наказания, трудности во взаимоотношениях с ровесниками, отсутствие независимости, средний уровень социальной ответственности. Жесткий контроль часто вызывает агрессивность ребенка. Дети, воспитанные в семьях, в которых много четких правил, запретов, ограничений, менее энергичны в поведении, излишне ориентированы на социальные нормы, подавлены, конформны, стыдливы, социально непредприимчивы.

Контроль непосредственно связан с действиями родителей по поддержанию дисциплины ребенка, в качестве которых обычно выступают поощрения и наказания. Среди наказаний выделяют: 1) основанные на силе, 2) эмоциональные наказания, 3) объясняющие наказания. Наказаниями, которые не влекут нежелательных последствий для формирования личности ребенка, являются только объясняющие.

Поощрение является более действенным воспитательным воздействием, чем наказание. Вместе с тем, «захваливание» ребенка, как и отсутствие поощрения, негативно сказывается на его личностном формировании. В качестве форм поощрения выделяют похвалу за усилие, награждение делом, поощрение путем расширения прав ребенка, выражение благодарности, выражение нежного отношения. Важным фактором, оказывающим влияние на формирование личности ребенка, являются отношения, существующие между родителями и детьми, которые могут носить открытый (личностный) и закрытый (ролевой) характер. Личностный характер общения предполагает эмоциональную и личностную раскрытость, доверительность, искренность выражения чувств и состояний. Ролевой характер общения характеризуется закрытостью родителей, подчеркиванием ими зависимого положения ребенка. Патогенным для развития ребенка является ролевой характер общения. Воспитательные установки родителя определяют осуществляемый им тип воспитания.

В психологических исследованиях выделяются типы воспитания, неблагоприятные для эмоционального и личностного развития ребенка: отвержение, гипоопека, гиперопека, сверхтребовательность, симбиоз, диктат и др. Среди эмоциональных черт, развивающихся у детей при таких типах воспитания, отмечают агрессивность, аутоагрессивность, отсутствие способности к эмоциональной децентрации, тревожность, мнительность, чувство неполноценности, эмоциональную неустойчивость в общении с людьми.

Компетенции кандидатов в приемные родители по воспитанию ребенка.

Компетентный родитель – кто он? Понятия компетентность и компетенция.

Всем известно выражение: «Дети – цветы жизни». Воспринимать его можно по-разному, но одно можно сказать наверняка – эти цветы не вырастут сами, без заботливого, понимающего и компетентного взрослого. Именно последняя характеристика является ключевой, потому что она включает в себя множество различных качеств и способностей, знаний, умений и навыков, которыми должен обладать родитель, чтобы воспитать полноценную, гармоничную личность.

Психологи определяют родительскую компетентность как систему знаний, установок, навыков и умений, обеспечивающих родителю возможность эффективного взаимодействия с ребенком. Основной признак компетентного и эффективного родительского поведения – способность обеспечить позитивное направление когнитивного (познавательного), эмоционального, социального и личностного развития ребенка. То есть родитель должен содействовать всестороннему развитию ребенка – его самостоятельности, активности, инициативности, развитию позитивного самовосприятия, уверенности в себе, способности к сотрудничеству, способности сопереживать другим, понимать их и т.д.

Кто же такой современный компетентный родитель? Тот, у которого нет проблем? Тот, у кого идеальный послушный ребенок-отличник? Вовсе нет. С проблемами и трудностями сталкиваются все без исключения, а идеальных детей (как и родителей) в природе не существует.

Компетентный родитель – это человек, который не испытывает страха за то, что он «плохой» родитель, и не переносит чувство страха и вины на своего ребенка. Это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок, и прилагать усилия для того, чтобы ее менять. Это человек, который знает, что если не помогает одно – надо пробовать другое. Компетентный родитель понимает, что для развития ребенка в более благоприятную сторону надо меняться самому, пробовать, искать, в общем – учиться.

Три типа родительских компетенций

Если задуматься о том, какие требования общество предъявляет современным родителям, то можно составить огромный список. Родители должны удовлетворять не только физиологические потребности ребенка (он должен быть здоров, сыт, одет, обут и т.д.), но и психологические (он должен чувствовать себя в безопасности, ощущать любовь и заботу, с ним должны общаться, играть, заниматься и т.д.). При этом у младенцев одни потребности, у школьников – другие, а у подростков – третьи. И родителям приходится постоянно перестраиваться, менять свое поведение, пересматривать свои требования к ребенку и к себе.

Как же становятся компетентными родителями? Многим вещам мы незаметно для себя учимся у собственных мам и пап. Ребенок неосознанно запоминает, как родители хвалили и наказывали его, что в семье поощрялось, а что запрещалось, какие фразы использовали родители, чтобы подбодрить его, а какие, чтобы выразить недовольство, как проводили свободное время члены семьи и как отмечали праздники и т.д. Вырастая, ребенок воспроизводит все это в собственной семье или старается поступать по методу «от противного», если ему что-то очень не нравилось. Кроме того, некоторым вещам учатся на практике (к примеру, как поменять подгузник ребенку), что-то узнают из книг или от друзей, а о каких-то вещи могут рассказать специалисты (к примеру, какой уход нужен ребенку с ограниченными возможностями или как помочь ребенку пережить горе в случае потери близкого человека).

Дополнительное обучение и профессиональная поддержка особенно актуальны для замещающих родителей, так как к приемным детям нужен особый подход (в соответствии с состоянием их здоровья, особенностями психического развития и историей их жизни в целом), и даже опыта воспитания родных детей часто недостаточно для грамотного решения возникающих проблем.

Именно поэтому вопрос компетентности приемных родителей стоит весьма остро. Для того чтобы разобраться, какие личностные качества, знания и умения важны для замещающих родителей в первую очередь, психологи внимательно изучили все, что касается эффективности исполнения родительской роли, и выделили три типа родительских компетенций: инструментальные компетенции, межличностные компетенции и системные компетенции.

Инструментальные компетенции ‑ это знания и технологические умения в области психологии и педагогики замещающей семьи, воспитания приемного ребенка, собственного поведения в семье.

Это вполне конкретные знания и умения, которые будущие замещающие родители могут почерпнуть из книг, а так же на занятиях в Школе приемных родителей. Это базовые вещи, которые необходимы, чтобы грамотно справляться с повседневными задачами на каждом этапе функционирования приемной семьи (начиная с момента знакомства с ребенком). Инструментальные компетенции помогают правильно интерпретировать поведение ребенка и реагировать не него, предупреждать возможные проблемы и управляться с трудностями и т.д.

Межличностные компетенции ‑ это индивидуальные способности, связанные с умением выражать чувства и отношения, с критическим осмыслением и способностью к самокритике, а также социальные навыки, связанные с процессами социального взаимодействия и сотрудничества, с умением принимать социальные и этические обязательства.

В отличие от инструментальных компетенций, качество межличностных компетенций во многом зависит от индивидуальных особенностей человека. К примеру, человеку, хорошо осознающему свои чувства, будет проще выразить их, чем тому, кто с трудом определяет собственное эмоциональное состояние. Однако это не значит, что межличностные компетенции нельзя развить. Для этого хорошо подходят специальные психологические тренинги и упражнения, а социальные навыки можно приобрести, к примеру, общаясь с представителями социальных и психологических служб.

Системные компетенции ‑ это сочетание понимания, отношения и знания, способность планировать изменения с целью совершенствования системы (в данном случае – семейной системы).

Системные компетенции являются наиболее общими способностями. Они могут быть полезны в разных областях, однако их значимость очень велика. К примеру, желание человека учиться (как одна из системных компетенций) во многом определяет, насколько далеко он сможет продвинуться в развитии собственных инструментальных и межличностных компетенций.

Таким образом, один тип компетенций дополняет другой, а все вместе они необходимы для того, чтобы замещающая семья функционировала эффективно, чтобы все ее члены были удовлетворены отношениями, могли расти и развиваться.

Инструментальные компетенции

К наиболее значимым инструментальным компетенциям замещающих родителей относятся:

  1. Знания и навыки ухода за ребенком в соответствии с его возрастными потребностями и потребностями здоровья.
  2. Знания основ психологии семьи с приемным ребенком.
  3. Знания особенностей становления и развития замещающей семьи.
  4. Знание основных способов обеспечения приемного ребенка безопасной и стабильной ситуацией в семье.
  5. Знание особенностей развития и социализации ребенка с депривационными нарушениями в развитии в условиях институционального и семейного воспитания.
  6. Знания основ помощи приемному ребенку в переживании специфических психических травм, обусловленных депривационным воспитанием ребенка.
  7. Умение адекватно интерпретировать причины нарушенного поведения у детей.
  8. Умение рефлексировать и управлять теми изменениями, которые происходят в собственной семье в связи с процессами интеграции приемного ребенка в семью.
  9. Знание основных способов управления трудным поведением приемного ребенка.
  10. Знание основных способов защиты и поддержки приемного ребенка.
  11. Знание простейших техник управления собственными аффектами.
  12. Знание простейших коммуникативных техник.

Межличностные компетенции:

  1. Способность принимать на себя ответственность за создание атмосферы безопасности в семье.
  2. Способность проявлять ответственность и терпимость в отношениях
  3. Способность формировать реальные ожидания от приемного ребенка
  4. Способность к эмоциональной поддержке у членов семьи.
  5. Способность к вербализации собственных чувств и состояний, а также чувств и состояний приемного ребенка.
  6. Желание сотрудничать со специалистами, принимать адекватную ситуации помощь.
  7. Способность разрешать конфликты конструктивным способом.
  8. Способность поддерживать баланс между потребностями членов базовой семьи и приемными детьми.

Системные компетенции

  1. Умение применять полученные знания на практике.
  2. Желание учиться.
  3. Способность адаптироваться к новой ситуации в семье.
  4. Способность планировать и управлять ситуацией развития и социализации приемного ребенка.
  5. Забота о качестве воспитания приемного ребенка.

Общественность будоражат проблемы с усыновленными в Америку русскими детьми. Да и в нашей стране хоть и выросло количество приемных детей - но и процент возврата велик. Люди берут детей из лучших побуждений - и не справляются. Почему? Кто виноват? Что необходимо понимать прежде всего, если хочешь взять в семью ребенка? Об этом «НС» беседует с Марией КАПИЛИНОЙ - психологом, которая более 20 лет занимается профессиональной помощью семьям с приемными детьми.

Сверхзадача бывает посрамлена

- Почему люди берут приемных детей в семьи? Бывают мотивы, грубо говоря, «неправильные», из-за которых через какое-то время ребенок возвращается в детский дом?

Лучше говорить - мотивы, которые помогают, и мотивы, которые могут затруднить отношения с приемным ребенком. На самом деле нет мотива, гарантирующего, что отношения будут максимально благополучными. Но очень важно понимать свои подлинные ожидания от ребенка и то, ради чего вы это делаете, что его приход в вашу жизнь значит для вас. Затем - постараться соотнести это с мнениями профессионалов и опытом «действующих» приемных родителей. Вероятно, в ходе такой «коррекции» ожидания станут более реалистичными. Ведь именно ощущение обмана, даже возмущение «несоответствием действительности желаниям», является частой причиной возвратов детей в детские дома. Человек, например, хочет «пожалеть сиротку», а сиротка окажется агрессивным, с независимым характером, не желающим, чтобы его жалели, да и «благодарности» за факт семейного устройства особо не испытывает - «я вас не просил!». Вот и готов конфликт.

Мотив «полюблю, если...». Иной раз люди, беря ребенка, уже ожидают от него определенных качеств и мечтают, каким он вырастет. Это рискованная идея. Когда для любви требуется соблюдение каких-то условий: я полюблю тебя, если ты... (похудеешь на 20 кг, переменишь характер с задумчивого на веселый и т. д.). Примените подобные условия к себе - хочется соответствовать? Или протест возникает, даже если требования в целом правильные? Ребенок, переживший отвержение (а он воспринимает потерю семьи как отвержение - ведь его родители позволили расставанию произойти, значит, он просто не ценность), невысокого мнения о своих шансах на любовь. И даже обладая потенциальными способностями, в ситуации «заслужи любовь» вряд ли чего достигнет. А приемные родители будут глубоко разочарованы.

Мотив «закрепитель». Не просто риск, а прямо беда, когда между супругами сложные отношения и они считают: возьмем ребенка - отношения между нами наладятся. Но где тонко, там и рвется. Приемный ребенок - это всегда дополнительное напряжение в семье. Кроме того, эти дети нуждаются в стабильной обстановке и надежности. А если эмоциональная атмосфера в семье неблагополучная, они не чувствуют себя в безопасности, и такую «лодку» всегда «раскачивают». Получается ровно противоположный результат! Людям сначала нужно решить свои проблемы, а потом уже брать ребенка.

Мотив «замещения ушедшего» - когда люди потеряли своего ребенка и берут в семью приемного. Они с приемными детьми находятся в похожей ситуации: и те и эти знают, что такое терять. И если взрослые со своей утратой справились: она принята ими, скорбь осталась, но есть любовь, и есть понимание смысла, - то они могут прекрасно помочь этим детям восстановиться в жизни, потому что знают, как это - умереть вместе с тем, кого ты потерял, и потом родиться заново. Но с другой стороны есть опасность, что, если люди не пережили утрату и ими втайне движет мотив вернуть ушедшего ребенка, они этого берут как бы на замену тому. И со временем обнаруживается, что этот приемный ребенок, во-первых, совершенно другой, во-вторых, он не дает людям те чувства, которые у них были с ушедшим ребенком. Того, о ком они скорбят, по-прежнему нет. Зато есть куча проблем, принесенная «новеньким». И у людей может возникнуть ярость на приемного ребенка, как будто он их в чемто обманул.

Мотив «послушание». Опасный мотив, когда люди решают: раз мы христиане, мы должны воспитать приемного ребенка, даже если нам не очень хочется. Когда такие вещи делаются из «внешнего» долга, из каких-то высоких соображений - они всегда плохо кончаются. Другой человек не может быть средством для достижения целей и воплощения идей. А цель в данном случае - не ребенку помочь, а героем стать, подвижником.

Аналогичный мотив - быть «родителями на пятерку» . В таком случае самоуважение родителя напрямую зависит от успехов ребенка. А он в своем развитии с какими-то вещами справляется, а в чем-то терпит фиаско. Он споткнулся - надо помочь подняться. А если мы его спотыкание воспринимаем как угрозу своему статусу, если из-за него мы «плохие», то мы на него злимся за его проблемы. Естественно, отношения портятся. Конечно, рефлексирующим интеллигентам сложно. Они часто склонны ставить себе сверхзадачи, в том числе и с приемными детьми. Сверхзадачи бывают посрамлены. Правда, здоровые внутренне интеллигенты по ходу дела справляются и говорят: ну и ладно, ребенку хорошо, делом занят, с людьми почеловечески общается - и хватит этого, и слава Богу.

- Должны ли у приемного родителя быть какие-то «особые качества», особый опыт?

В первую очередь очень важно, чтобы у родителей был реалистичный взгляд на то, что такое приемный ребенок. Необходимо заранее читать литературу по проблемам приемных детей, общаться вживую или на форумах с уже состоявшимися приемными родителями. Существуют тренинги и школы приемных родителей - они дают некие навыки и определенное испытание себя.

Опыт воспитания собственных детей - это хорошо, но с приемным ребенком своя специфика, и стать прекрасными приемными родителями могут люди, не имеющие собственных детей. Скорее важны личностные качества, такие как терпение и терпимость к отличиям. Когда люди не пугаются и не становятся агрессивными, если ребенок делает что-то не совсем понятное для них, не совместимое с их укладом. Вторая важная вещь - у людей должно быть много энергии. Дети, у которых есть дефицит родительской любви, проблемы в развитии, пережитые стрессы, требуют очень много сил. И иной раз эту свою потребность в поддержке они выражают не самым приятным образом. Очень важно, чтобы у людей элементарно хватало физических и психических сил. Потому что, если нагрузка, которую привносит ребенок, людей истощает, раздражает, провоцирует гнев - это проблема взрослых, а не ребенка.

И еще одно важное качество - люди должны быть устойчивы к проявлениям агрессии. Если по опыту общения они знают за собой, что проявление агрессии или цинизма выбивает их из равновесия, может стать причиной, чтобы прервать общение с другим человеком, если важным условием для общения является понятность другого - в этом случае с приемным ребенком может оказаться невозможно жить. Ведь приемные дети чаще всего оказываются из другой среды, чем люди, которые хотят взять их в семьи. И, как у всех травмированных детей, у них много боли и агрессии. Родителям это надо учитывать.

И еще, людям, склонным впадать в самокопание, зацикленным на своих сложных многообразных чувствах, с приемным ребенком будет трудно. Он их «заклинит» до ступора... Но бывает и наоборот, некоторые выправляются: по сравнению с приемным ребенком все надуманные проблемы рассеиваются. Жизнь все ставит на свои места, люди учатся думать по-другому и становятся гораздо проще: чувства укрепляются, разум проясняется. И они говорят потом: благодаря приемному ребенку мы избавились от многих собственных проблем.

Жизнь после смерти

- О чем потенциальному приемному родителю лучше знать заранее? Есть какие-то «особые свойства» приемных детей?

Специфического поведения приемных детей нет. Есть специфические источники проблем, но проявляются они у всех по-разному.

Эти дети пережили атомную катастрофу. Жизнь после утраты семьи - это жизнь после смерти. Просто дети не переживают это так на сознательном уровне, но внутри у них все вдрызг разбито. И мы должны понимать, что будем собирать это по кускам. И не все части присутствуют. И никогда склеенное не будет таким, каким оно было бы целым, и это трудно. Степень трудности может быть разная.

Как ни странно, жизнь с приемным ребенком ближе к браку, чем к родительству. Как и в браке, с приемными детьми очень часто мы спотыкаемся о свои несовершенства. Дети бьют по самым слабым местам. Почему? Потому что они нуждаются в надежности. И проверяют нас на прочность. Не со зла и не из холодного экспериментаторства - для них это жизненная необходимость: если мы справляемся с ними, значит, мы сможем их и защитить от всего плохого. И очень часто этот ребенок может как раз нам помочь выйти на какие-то наши несовершенства, переживания, страхи. И если мы их разрешим, то и с ребенком останемся, и свои внутренние нестроения управим. Так что с этой точки зрения ребенок может даже и помочь.

Но нельзя забывать, что мы принимаем в свое сердце другого человека с его собственной судьбой, историей, этот путь очень тернистый и болезненный, нам приходится оплачивать чужие счета, врачевать боли, принимать гнев этого ребенка, хотя мы перед ним ни в чем не виноваты, просто в его прошлой жизни была катастрофа. Логика раненой души чужда логике интеллектуальной.

Например, приемным детям очень трудно просить прощения, и они не хотят ни за что чувствовать себя виноватыми. Почему? Потому что способность признать свою неправоту восходит к очень глубоким вещам, а именно - к любви. К пониманию того, что ты теряешь любовь, когда ты виноват перед кем-то. И что попросить прощения - путь эту любовь восстановить. Что любовь больше и дороже, чем страх, что тебя не простят или накажут. Но больше и дороже, когда она есть. А когда у ребенка поругано это все или не было никогда, для него признать свою вину - значит просто признать право другого тебя наказать, а восстанавливать нечего. И прежде чем он научится принимать и отдавать любовь, он должен выплеснуть то, что у него есть, «место освободить» в душе; потом нужно, чтобы он узнал, что бывают другие отношения, в которых есть чувства; дальше - чтобы понял, что это такое - прощение, мир; ну и если к тому времени мы все останемся в живых - то, может быть, тогда мы узнаем, что наш ребенок тоже умеет любить и просить прощения.

Так же, например, с воцерковлением приемного ребенка - важно понимать, что дети про любовь к Богу узнают из любви родительской. У приемных детей образ Божий замутненный, искаженный, и мы не знаем, как именно. Воцерковление должно следовать за отношениями, не в ущерб им. Дети доверяют не словам.

Так же и с благодарностью. Приемные родители в глубине души ожидают ее от ребенка. И обычно предполагается, что благодарность с его стороны будет выражаться в том, что он просто будет послушным. А у детей любовь и послушание - часто разные вещи. И потом, мы ведь любим своих родителей не за сам факт, что появились благодаря им на свет. Так же и для приемного ребенка факт, что его взяли в семью, сам по себе еще не является основанием для благодарности. Благодарность вырастает, когда в сердце ребенка начнет просыпаться опыт нормальных человеческих чувств и отношений. Прежде чем это случится, много чего с ним должно в семье произойти. И люди бывают обескуражены, что ребенка взяли, а он живет, как будто так и надо. Еще и может сказать: «А я не просил, чтоб вы меня брали. И вообще хочу обратно в детдом».

- И как же реагировать родителям, если ребенок так говорит?

У родителей должна быть изначально уверенность, что ребенку в любом случае лучше в их семье, чем без семьи и дома. Если ее нет, тогда и начинают возникать всякие проблемы. Должно быть четкое понимание, что мы это делаем не для одобрения ребенка, не для его благодарности, мы это делаем, потому что это наша ответственность взрослых людей перед Богом, перед собой. Так надо, потому что есть какие-то правильные вещи, которые должны быть: у ребенка должен быть дом, кто-то должен о нем заботиться, в жизни должно быть место добру и справедливости. И когда ребенок нам говорит: «А я не хочу, чтоб это было», мы говорим: «Знаешь, а я хочу. Я так делаю, потому что я чувствую сердцем, что так правильно, и я не сомневаюсь. Вырастешь - разберешься». Должна быть уверенность, которая не зависит от того, что тебе ребенок сказал сегодня за завтраком.

На самом деле даже подросток так говорит не потому, что действительно считает, что эта семья ему не нужна. Дети так могут говорить, потому что проверяют границы. И еще потому, что в какой-то момент у них начинается переоценка ценностей.

Когда ребенка берут в семью - это акт воли родителей. Ведь ребенок не знает всех последствий. У него есть какая-то идеальная картинка и робкие надежды. И когда начинаются трудности и ребенок говорит, «я с вами не хочу жить», - родителям нужно понимать, что за таким поведением чаще всего стоят попытки пробиться к подлинной близости. Так ребенок приходит к подлинному принятию этих людей как родителей: через все свои несогласия, сопротивление, упрямство, неумение любить - через все это он хочет на самом деле поверить в то, что это его семья. Дети хотят, чтобы их удержали.

Крайне мало детей, которым действительно не нужна семья - у них все отрубилоотрезало, и крайне редко бывает, что вот именно эти люди не могут воспитывать этого ребенка. Какая-то совсем кризисная ситуация должна быть рассмотрена специалистами, и выводы должны основываться отнюдь не на эмоциях.

Ну а если ребенок недавно попал в семью и просится обратно, это чаще всего связано с тем, что он просто элементарно начинает скучать по тем людям, которых оставил, или ему сложно привыкнуть к новой обстановке. И тут очень важно ребенку сказать: ты знаешь, теперь твой дом здесь, а твоих друзей, воспитателей мы съездим навестить попозже.

Вообще, при возникновении любых сложных ситуаций родителям не стоит опускать руки. Ошибок, конечно, не избежать, но в большинстве случаев они не смертельны. Приемный родитель - это не человек со знаком качества, это обычный человек, который просто старается изо всех сил. Бывают ситуации, когда действительно очень трудно с этими детьми, и нет ничего зазорного, чтобы обратиться за помощью к специалистам.

Нет признаков, по которым можно сказать: ну, все понятно, вот такой ребенок, я буду делать то-то и то-то - и все будет отлично. Единственный выход - как можно больше знать про приемных детей, тренировать волю, терпение и воспитательские навыки, не сдаваться и относиться к этому, как к делу, которое я хочу сделать максимально хорошо. А там - как Бог даст.

Беседовала Марина НЕФЕДОВА

Случайные статьи

Вверх