Виды государственной гражданской службы рф. Государственная служба Российской Федерации

Современные ученые считают, что человечество достигло пика своей социально-политической самоорганизации, когда появились первые державы. Ведь государственная власть является наиболее сложной формацией людей. Нужно также отметить, что её существование во многом зависит от человеческой деятельности. Иными словами, всегда должны быть субъекты, которые обслуживают государственную власть, а также фактически реализуют её в реальном полисе. Изначально подобные люди не имели определенного социального или правового статуса. Однако со временем появилось отдельное сословие, целью которого стала служба на благо своей державе. Данная социальная структура развивалась на протяжении многих веков и столетий. Со временем она приобрела правовое закрепление. Служащие своему государству люди пользовались почетом и уважением в обществе. Подобное отношение сохранилось и по сей день, только в современном мире госслужащие имеют льготы и иные преимущества своего правового режима. Автор попытается раскрыть в статье все аспекты государственной службы России.

Что это такое?

Любая страна, если представить её как специфическое лицо, имеет аппарат управления, благодаря которому реализуются её основные функции и задачи. При этом структура подобного координационного центра может быть разной в зависимости от внутренних аспектов построения власти, правящего режима, социального строя общества и т. п.

Тем не менее существует один неизменный аспект: любой аппарат существует, потому что им управляют люди. Именно эти субъекты создают основу деятельности на благо страны в широком смысле данного понятия. Учитывая представленные факты, можно сделать вывод, что госслужба - это деятельность профессионального характера, осуществляемая в аппарате государственного управления. Её основной задачей является реализация функций страны. Государственная служба в России имеет определенную структуру, а также специфические особенности. Эти аспекты управленческого аппарата сформировались под давлением исторического развития данной социально-правовой категории.

История управленческого аппарата

Государственная служба формировалась столетиями. Уже в Древнем Риме существовал достаточно громоздкий бюрократический аппарат, который впоследствии перекочевал в государственное устройство Византии. Характерной особенностью данного периода стала сословная и родовая зависимость всех государственных служащих. Их, как правило, назначали на должности согласно принципу личной зависимости от вышестоящего патрона. Позднее основной упор делался на анализ способностей и моральных качеств.

Что касается России, то на её территории деятельность в управленческом аппарате имеет свои характерные черты. Государственная служба РФ во многом основана на принципах, разработанных в период СССР и Царской России.

Госслужба в современной России

Государственная служба РФпредставляет собой деятельность профессионального характера граждан по обеспечению и реализации основных функций и задач государства. Если проанализировать данное понятие более скрупулезно, то госслужащие органов власти РФ обеспечивают полномочия следующих структур:

Державы, России;

Федеральных органов, иных центральных органов власти;

Субъектов РФ;

Органов власти субъектов РФ;

Лиц, исполняющих функции федеральных государственных органов власти;

Лиц, исполняющих функции государственных органов власти субъектов РФ.

Помимо этого, федеральная государственная служба имеет внутреннюю структуру. Распределение функциональных сфер между её элементами позволяет более оперативно и точно реализовывать государственные задачи на всей территории России.

Структура госслужбы

Органы государственной службы составляют единую систему аппарата управления РФ. Полномочия между ними разделены на основе существующих видов госслужбы. Учитывая положения Федерального закона «О системе госслужбы Российской Федерации», можно выделить следующие её виды, а именно:

1. Государственная гражданская служба.

2. Военная.

3. Правоохранительная служба.

Органы каждого из этих видов, имеют свою специфику работы. Чтобы понять суть их деятельности, необходимо рассмотреть каждый вид в отдельности, а также проанализировать точки их соприкосновения.

Государственная гражданская служба РФ

Рассмотрим данную структуру более подробно. Государственная служба гражданского характера в России является основным способом регулирования исполнительной, законодательной и судебной системы власти в стране. Её основой является профессиональная работа граждан, на постах в представленных органах разных веток аппарата управления. Гражданская служба, а точнее её задачи, нацелена прежде всего на обеспечение нормального государственного оборота в России. В этом проявляется её основное отличие от иных сфер госдеятельности. Например, военная служба и правоохранительная выполняют экстраординарные задачи, которые выходят за рамки нормального правового режима.

Нормативное регулирование гражданской службы РФ осуществляется прежде всего конституцией, а также иными федеральными законами, а именно:

1. Федеральным законом «О системе государственной службы». Данный нормативный акт уже был представлен в статье ранее. В нем указанны основы, согласно которым различные виды государственной службы сосуществуют и реализуют свои функциональные задачи.

2. Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Законом детально регулируются вопросы гражданской службы в России, а также порядок её непосредственного осуществления.

Помимо федерального законодательства, существует достаточно разветвленная подзаконная нормативная база, созданная президентом РФ и центральными органами государственной власти.

Необходимо также отметить большую роль конституционных норм в процессе регулирования гражданской службы. Учитывая тот факт, что в Конституции РФ закреплены основы правовой системы государства, государственная служба, вне зависимости от её вида, должна отвечать нормам основного закона.

Должности и ранги гражданской службы

Федеральная государственная служба гражданской направленности отличается от военной и правоохранительной не только целями и задачами, но еще и наличием должностных рангов, а не званий. Что касается должностей, то они делятся на основные категории, а они, в свою очередь, на группы. Подобная структура позволяет наиболее точно распределять обязанности между сотрудниками гражданской службы. Всего выделяют четыре должностных категории:

1. Руководители - осуществляют непосредственную координацию деятельности того или иного государственного ведомства.

2. Помощники - специально учрежденная должность для всевозможного содействия руководителям тех или иных подразделений.

3. Специалисты - это ряд должностей, на которые возложена функция непосредственной реализации государственных задач.

4. Обеспечивающий персонал - совокупность должностей, которые учреждаются для организационного, информационного или хозяйственного обеспечения государственных органов и ведомств.

Классные чины гражданской государственной службы - это альтернатива званиям. Они присваиваются в соответствии с должностью по результатам сдаваемых экзаменов каждым госслужащим. Классные чины (ранги) сохраняются за госслужащим пожизненно. Плюс ко всему ранги обеспечивают выплату дополнительного вознаграждения, сумма которого регламентируется указами президента Российской Федерации.

Чтобы более детально разобраться в сущности гражданской службы, необходимо рассмотреть деятельность конкретного органа, который относится к этой форме аппарата управления. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является идеальным примером гражданской формы управленческого аппарата.

Служба регистрации, кадастра и картографии

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии-это орган исполнительной власти в России, который осуществляет единый федеральный кадастровый учет имущества, регистрацию имущественных прав на него и пространственных данных России. Служба имеет подведомственные учреждения, например ФГБУ (Федеральное государственное бюджетное учреждение) и другие. Регламент деятельности осуществляется через соответствующее министерство, а именно Министерство экономического развития Российской Федерации. Изначально Федеральная государственная служба кадастра, картографии и регистрации подчинялась Министерству юстиции, что в корне не отвечало принципам подведомственности и структуризации государственного аппарата управления.

Полномочия службы

Государственная служба кадастра, картографии и регистрации наделена рядом функций по регистрации прав на недвижимость, сделок с подобным имуществом, осуществлению кадастрового учета и т. п. В рамках представленных полномочий ведомство осуществляет следующую деятельность:

  1. Ведет реестр регистрации прав на имущество.
  2. Составляет специальный реестр саморегулируемых организаций.
  3. Осуществляет деятельность по ведению кадастра недвижимости на территории Российской Федерации.
  4. Ведет специальный каталог географических названий тех или иных мест.
  5. Осуществляет земельный, геодезический надзор, а также контролирует проведение процесса землеустройства.

Представленные виды деятельности регламентированы некоторыми указами президента Российской Федерации.

Правоохранительная служба

Российская государственная служба правоохранительного характера является составляющей частью аппарата управления страной. Но правоохранительная служба имеет ряд отличий от военной и гражданской. Во-первых, она имеет особенную структуру, во-вторых, её функциональные задачи экстраординарного характера. Анализируя федеральное законодательство России в данной сфере, можно сказать, что правоохранительная служба - это деятельность граждан профессионального характера, занимающих должности в правоохранительных органах, по обеспечению и реализации правопорядка, законности, безопасности личности и общества, а также самого государства. Что касается государственной безопасности, то в этом случае речь идет о конституционном строе, режиме демократизма, территориальной целостности и суверенитете страны. Людям, занимающим должности в службах обеспечения правопорядка и безопасности населения, присваиваются специальные звания.

Нормативное регулирование и структура

Управление государственной службой правопорядка осуществляется за счет существующего законодательства. Однако нормативная база правоохранительной сферы существенно отличается от гражданской. Не существует единого нормативно-правового акта для всех органов данной области. Таким образом, правовое регулирование каждой структуры правоохранительной направленности осуществляется путем издания отдельного закона и создания отраслевой подзаконной базы. Этот факт обусловлен не только большим различием функциональных задач, но и достаточно громоздкой структурой этих органов.

К правоохранительным органам можно отнести следующие структуры:

  • МВД, МЧС, ФМС России.
  • Следственный комитет.
  • Прокуратура России.
  • ФСКН, ФТС.
  • ФСИН Министерства юстиции России.

К числу этих органов могут быть причислены и другие государственные службы по решению высших органов госвласти. Некоторые органы не имеют высших ведомств в структуре исполнительной власти. Поэтому управление федеральной службы государственной сферы правопорядка в ряде случаев осуществляется внутри самого ведомства. Порой отсутствие единого регулятора достаточно негативно сказывается на самом механизме деятельности правоохранительных служб. Тем не менее система органов правопорядка в России достаточно развита, что обеспечивает качественное выполнение их функциональных задач.

Служба военная

Военная служба во многом схожа с правоохранительной, прежде всего совокупностью экстраординарных задач. Однако полностью отождествлять два этих вида госслужбы никак нельзя. Как и иные виды государственной деятельности, военная служба - это профессиональная работа граждан в вооруженных силах России, которая направлена на организацию обороны и безопасности государства. Отсюда следует, что благодаря своим задачам по защите обороны военная служба имеет эксклюзивный характер. Работникам этой сферы присваиваются воинские звания в соответствии с занимаемой должностью.

На сегодняшний день сфера обороны в России является достаточно престижным направлением деятельности. Статус военнослужащих регулируется указами президента, а также следующими нормативными актами: «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе».

Итак, в статье автор постарался ответить на вопрос о том, что такое государственная служба, а также представил характерные особенности данной деятельности. В заключение нужно отметить, что эта сфера никогда не потеряет своей значимости, потому как без неё государство не сможет реализовывать свои основные функции.

  • Государственное управление
    • Понятие, содержание и виды управления
    • Социальное управление
    • Теория управления и теория административного права
    • Понятие государственного управления
    • Признаки государственного управления
    • Виды государственного управления
    • Функции государственного управления
    • Исполнительная власть и государственное управление
  • Исполнительная власть
    • Основные подходы к изучению административно-правовой теории
    • Принцип разделения властей
    • Признаки исполнительной власти
    • Функции исполнительной власти
    • Субъекты исполнительной власти
  • Административное право как отрасль права. Предмет и метод административного права
    • Публичное право и административное право
    • Административное право и частное право
    • Предмет административного права
    • Метод административно-правового регулирования
    • Система административного права
    • Взаимосвязь и разграничение административного права и иных отраслей права
  • Наука административного права
    • Наука об управлении
    • Административное право как наука
    • Административно-правовая политика
    • История развития административно-правовой науки
      • Полицейское право
      • Административно-правовая наука в конце XVIII - начале XIX в.
      • Административное право конца XIX - начала XX в.
      • Основные достижения науки административного права в XX в.
      • История развития российской науки административного права
  • Нормы административного права и административно-правовые отношения. Источники административного права
    • Система административно-правового регулирования
    • Нормы административного права
    • Структура административно-правовых норм
    • Административно-правовые отношения
      • Содержание административно-правовых отношений
    • Источники административного права
  • Понятие, правоспособность и дееспособность субъектов административного права
    • Понятие субъекта административного права
    • Правоспособность и дееспособность субъектов административного права
  • Индивидуальные субъекты административного права
    • Административная правоспособность и административная дееспособность индивидуальных субъектов
    • Административно-правовой статус граждан Российской Федерации
    • Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
    • Специальные административно-правовые статусы индивидуальных субъектов
    • Паспортный режим в Российской Федерации
    • Способы защиты прав граждан
    • Право граждан на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления
    • Право гражданина на административную жалобу
    • Производство по административным жалобам граждан
    • Право граждан на судебное обжалование незаконных решений (действий) органов публичного управления и их должностных лиц
    • Право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями органов и должностных лиц публичного управления
  • Государственная администрация
    • Понятие и содержание деятельности государственной администрации
    • Линейная и функциональная власть
    • Организационная структура государственной администрации
    • Административное ведомство
  • Органы исполнительной власти
    • Понятие и правовой статус органов исполнительной власти
    • Президент Российской Федерации и исполнительная власть
    • Виды органов исполнительной власти
    • Правительство Российской Федерации
    • Федеральные органы исполнительной власти
      • Система федеральных органов исполнительной власти
    • Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
    • Территориальные органы исполнительной власти
    • Органы местного самоуправления в системе публичной власти
  • Государственная служба и государственные служащие
    • Государственная должность: понятие и основные черты
    • Должности государственной службы. Реестры должностей государственной службы
    • Государственная служба: понятие, признаки, значение и правовые источники
    • Муниципальная служба и муниципальная должность
    • Система (виды) государственной службы
    • Виды государственной гражданской службы
    • Управление государственной службой
    • Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы: понятие, система и виды
    • Государственный служащий: основы правового положения
      • Права государственного служащего
      • Обязанности государственного служащего
      • Поощрение (стимулирование) и ответственность государственных и муниципальных служащих
    • Классификация государственных служащих
    • Прохождение государственной службы
      • Аттестация государственного служащего
      • Квалификационный экзамен
      • Прекращение государственной службы
  • Государственные и негосударственные организации как субъекты административного права
    • Понятие и виды организаций
    • Основы административно-правового статуса предприятий и учреждений
    • Понятие и виды общественных объединений
    • Основы административно-правового статуса общественных объединений
    • Особенности административно-правового положения профессиональных союзов
    • Основы административно-правового положения религиозных объединений
  • Понятие и виды управленческих действий
    • Понятие формы управленческих действий
    • Значение формы управленческих действий в административно-публичной сфере
    • Виды форм управленческих действий
  • Правовые акты управления
    • Понятие, признаки и юридическое значение правового акта управления
    • Функции правового акта управления
    • Действие правовых актов управления
    • Виды правовых актов управления
    • Правовые акты Президента Российской Федерации
    • Правовые акты Правительства Российской Федерации
    • Правовые акты федеральных органов исполнительной власти
    • Правовые акты управления субъектов Российской Федерации
    • Правовые акты муниципальных образований (органов местного самоуправления)
  • Административный договор
    • Понятие и публично-правовая природа административного договора
    • Признаки административного договора

Система (виды) государственной службы

Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» классифицирует государственную службу на следующие виды, составляющие ее единую систему:

  1. государственная гражданская служба;
  2. военная служба;
  3. правоохранительная служба.

Государственная гражданская служба подразделяется, в свою очередь, на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ.

В соответствии с действующим законодательством о государственной службе, основанном на конституционно-правовом принципе федерализма (в зависимости от федеративного устройства Российской Федерации), выделяются следующие виды государственной службы: федеральная государственная служба и государственная служба субъектов РФ. Федеральная государственная служба представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы. Путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» могут быть установлены и другие виды федеральной государственной службы. В субъекте РФ организуется государственная гражданская служба субъекта РФ.

В соответствии с п. «т» ст. 71 Конституции РФ федеральная государственная служба относится к исключительному ведению Российской Федерации, т.е. правовое регулирование и организация федеральной государственной службы находятся в ведении Российской Федерации (п. 4 ст. 2 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации»). Осуществление правового регулирования государственной гражданской службы субъекта РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Однако практическая организация региональной государственной гражданской службы находится в ведении соответствующего субъекта РФ.

Государственная гражданская служба Российской Федерации - это вид государственной службы, который представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан, занимающих должности государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и ее субъектов.

Государственная гражданская служба - это служебная деятельность, направленная на обеспечение полномочий органов, которые осуществляют государственно-управленческие функции для разрешения экономических и социальных задач. Их работа связана с реализацией действий и принятием решений обеспечительного характера. В правовом статусе государственных гражданских служащих не устанавливаются ярко выраженные задачи по осуществлению функций правоохраны, военной деятельности и военного управления.

Можно считать, что осуществление служебной деятельности гражданами России в рамках государственной гражданской службы исключает, во-первых, их деятельность на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, выполняющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства, а во-вторых, служебную деятельность на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, борьбе с преступностью, защите прав и свобод человека и гражданина.

Военная и правоохранительная служба - это виды государственной службы, связанной с охранительной деятельностью государства, обеспечением личной безопасности граждан, внутренней и внешней безопасности общества и государства в целом, а также с обеспечением правопорядка.

Для военной и правоохранительной службы характерен ряд признаков.

Наиболее важные из них:

  1. ее содержание - обеспечение безопасности граждан, общества и государства, защита основных прав граждан и публичных интересов, материальных ценностей, охрана общественного порядка;
  2. свой профессиональный долг эти служащие обязаны выполнять даже в условиях повышенного риска для собственной жизни и здоровья, причем во многих случаях с оружием в руках;
  3. наличие специальных правовых актов, регулирующих организацию и прохождение службы, правовое положение служащих;
  4. наличие системы специальных званий и внешней атрибутики (форменной одежды, служебных знаков, погон и др.);
  5. проведение специальных обязательных занятий в служебное время (огневая, строевая, физическая подготовка), обязанность служащих участвовать в сборах, учениях, соревнованиях и иных плановых мероприятиях;
  6. более строгая дисциплина и единоначалие, которые предполагают установление строжайшей персональной ответственности за выполнение служебных обязанностей;
  7. повышенные требования как при приеме, так и при прохождении службы (по возрасту, медицинским показаниям и др.). Так, на милитаризованную службу принимают с 18, а в ряде случаев - с 20 лет;
  8. особые правила привлечения к юридической ответственности.

Военнослужащие и служащие правоохранительных органов могут проходить службу и не занимая должностей в государственных организациях. Это возможно в случаях: нахождения в распоряжении определенного ведомственного органа, командования; нахождения за штатом во время организационно-штатных мероприятий; прикомандирования к органам государственной власти.

В Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» дается определение военной службы, под которой понимается вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства, которым присваиваются воинские звания.

Военная служба осуществляется: в Вооруженных Силах РФ (т.е. в органах, учреждениях, войсках, подчиненных Министерству обороны РФ); во внутренних войсках МВД России; в железнодорожных войсках; в органах ФСБ России, пограничных войсках; в воинских формированиях системы МЧС России; в иных войсковых формированиях.

Для военной службы главная цель - защита страны от посягательств других государств на конституционный строй, суверенитет, территориальную целостность, военный и экономический потенциал страны. Военнослужащие готовятся к обороне и осуществляют оборону, охраняют государственную тайну, государственную границу и другие важные для страны объекты. Значительная часть военнослужащих создает условия для выполнения главной задачи военной службы путем обучения, медицинского и жилищно-коммунального обслуживания военнообязанных и военнослужащих, борьбы с нарушениями законности и выполнения иной вспомогательной деятельности.

Отличие военной службы от любой другой публичной службы состоит в том, что она комплектуется не только на добровольной основе, но и на основе призыва. По этому критерию военная служба делится на два вида: службу по контракту и службу по призыву.

К гражданам, зачисляемым (поступающим) на военную службу, предъявляются повышенные требования к состоянию здоровья, образованию, уровню профессиональной подготовки, морально-психологическим качествам, выполнению нормативов физической подготовки.

Основная масса военнослужащих в отличие от гражданских государственных служащих служит не в органах государственной власти, а в воинских частях (формированиях). Значительное число военнослужащих занимает должности в учреждениях (образовательных, медицинских и др.).

В Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» дается также определение правоохранительной службы , под которой понимается вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, борьбе с преступностью, защите прав и свобод человека и гражданина, которым присваиваются специальные звания и классные чины.

Правоохранительную деятельность осуществляют служащие: подразделений криминальной милиции и милиции общественной безопасности МВД России; таможенных органов РФ; противопожарной и иных служб МЧС России; органов Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков; Федеральной службы судебных приставов; Федеральной службы исполнения наказаний; Государственной фельдъегерской службы РФ.

Правоохранительная служба призвана защищать права и свободы граждан и организаций, обеспечивать общественную безопасность, вести борьбу с преступлениями и административными правонарушениями.

Большинство сотрудников правоохранительных органов являются должностными лицами, представляя такую разновидность должностных лиц, как представители власти. Как представители власти сотрудники правоохранительных органов наделены широкими властными полномочиями, и в том числе правом применять принудительные меры, пресекать неправомерные действия (требовать прекращения неправомерных действий, доставлять, задерживать граждан, изымать имущество и документы, применять оружие и т.д.). Они имеют специальные удостоверения, знаки отличия, форменную одежду, а во многих случаях и огнестрельное оружие.

Государственная служба - это вид деятельности работников государственных организаций, осуществляемый на профессиональной основе. В Российской Федерации существует множество госучреждений, необходимых для управления страной, выполнения ее функций и задач, существования страны в принципе.

Понятие "государственная служба"

ФЗ "О системе государственной службы РФ" от 27.05.2003 г. № 58 гласит, что ГС (государственная служба) - это профессиональный род деятельности людей, граждан России, по гарантированному исполнению полномочий РФ, органов федеральной госвласти, субъектов страны, органов госвласти регионов, а также лиц, которые замещают посты, устанавливаемые Конституцией РФ и ФЗ для непосредственной реализации полномочий федеральных госорганов и лиц, замещающих посты, устанавливаемые законами регионов страны для непосредственной реализации полномочий госструктур субъектов РФ.

ФЗ о государственной службе определяет организационные и правовые начала системы ГС России, включая систему ее управления. Данный закон не регулирует деятельность граждан, замещающих государственные посты РФ и должности руководителей субъектов страны.

Система ГС

Система государственной службы, согласно ФЗ-58, включает в себя государственную гражданскую, военную и правоохранительную службы.

Государственная гражданская служба (ГГС) - это один из видов федеральной ГС, которая представляет собой профессиональный служебный род деятельности граждан РФ на должностях гражданской госслужбы по реализации полномочий федеральных и региональных органов власти, а также лиц, которые замещают гос. должности РФ, и лиц, которые замещают гос. должности регионов РФ. Она подразделяется на федеральную службу и службу субъектов РФ. К гражданской ГС относятся различные учреждения, например, государственная служба кадастра, федеральное агентство научных организаций, департамент образования, Пенсионный фонд РФ и т. д.

Военная служба - это один из видов федеральной ГС, которая представляет собой профессиональный служебный род деятельности граждан РФ на воинских должностях, а также на некоторых иных, предусмотренных ФЗ и (или) законодательными актами президента страны, в Вооруженных Силах России, другого рода войсках, воинских формированиях и структурах, которые реализуют задачи по обеспечению безопасности и обороны государства. Гражданам, занятым на военной службе, присваивают воинские звания.

Правоохранительная служба - это один из видов федеральной ГС, которая представляет собой профессиональный служебный род деятельности граждан РФ на должностях государственных правоохранительных структур или учреждений и организаций, осуществляющих функции по обеспечению законности, безопасности, по борьбе с криминалом, охране правопорядка, защите прав и интересов людей. Гражданам, занятым на правоохранительной службе, присваивают классные чины и специальные звания.

Федеральная государственная служба - профессиональный род деятельности людей по обеспечению выполнения полномочий РФ, непосредственных обязанностей федеральных органов власти и лиц, замещающих гос. должности страны. Военная и правоохранительная службы России являются федеральными ГС.

Принципы системы госслужбы

Система государственной службы основывается на определенных принципах ее построения и функционирования:

  • на федерализме - принципе, который обеспечивает единство системы ГС и соблюдение конституционной структуры, разграничения функционала и прав между федеральными органами власти и органами власти регионов РФ;
  • на принципе законности;
  • на равенстве доступа граждан к ГС;
  • на первостепенности прав и свобод человека, на обязательном их признании, их защите и соблюдении;
  • на взаимосвязи ГС и муниципальной службы;
  • на принципе единства правовых и организационных начал ГС, которые законодательно закрепляют единый подход к строению госслужбы;
  • на открытости ГС, ее доступности контроля со стороны общества, предоставлении объективных сведений гражданам о деятельности государственных работников;
  • на принципе компетентности и профессионализме госслужащих;
  • на положении о защите госслужащих от незаконного вмешательства в их деятельность как со стороны государственных структур и должностных лиц, так и со стороны других граждан и предприятий.

Должности ГС

Согласно статье 8 вышеупомянутого ФЗ, посты госслужащих подразделяются на:

  • должности федеральной ГС;
  • должности ГГС субъектов РФ;
  • военные должности;
  • должности правоохранительных учреждений.

Принято делить также должности государственной службы по категориям и/или группам в соответствии с федеральным и региональным законодательствами страны. Существуют и такие посты в федеральных гос. органе и органе субъекта РФ, которые не являются должностями ГС. Трудовая деятельность работников, занимающих такие рабочие места, регулируется трудовым законодательством.

Для лиц, которые замещают рабочие места ГС, федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами федерального и регионального уровня устанавливаются квалификационные требования.

Должности государственной службы перечислены в специальных реестрах. Последние формируют списки типовых служебных постов федеральной гражданской ГС, военной службы и постов правоохранительной службы. Утверждаются перечни рабочих мест федеральной ГС президентом страны. А реестры должностей гражданской ГС субъектов - законодательством регионов РФ.

Общие условия ГС

ФЗ о государственной службе определяет общие условия ГС - особенности создания кадрового состава, поступление на госслужбу, прохождение ее и прекращение, особенности присвоения соответствующих классов и чинов, учета стажа и хранения персональных данных государственных клерков. Более подробно все эти и другие условия ГС определяются соответствующими ФЗ о виде госслужбы.

Формирование кадрового состава госслужбы обеспечивается при помощи:

  • создания кадрового резерва на всех уровнях ГС и его эффективного использования;
  • развития профессиональных навыков и качеств госслужащих;
  • оценки итогов профессиональной деятельности работников в процессе проведения аттестации или прохождения квалификационного экзамена;
  • создания доступности для должностного роста госслужащих;
  • применения современных кадровых технологий;
  • использования образовательных систем, федеральных гос. образовательных стандартов.

Обучением будущих работников государственных органов занимается Академия государственной службы при Президенте РФ. Также данное учреждение проводит профессиональную переподготовку кадров и повышение их квалификации. Можно отметить, что Академия государственной службы была создана по указу президента от 06.06.1994 года и по сегодняшний день успешно выполняет возложенные на нее функции.

На ГС вправе поступать только те лица, которые достигли соответствующего должности возраста и знающие государственный язык РФ, владеющие им свободно. Субъектами России могут быть установлены и иные критерии для приема граждан в органы государственной службы регионального уровня. Также другие требования к кандидатам могут выдвигаться ФЗ о виде госслужбы. Этими же законами должны определяться условия контрактов, порядок заключения их и прекращения. В целом договора о ГС могут заключаться на определенный или неопределенный срок, а также на период обучения в образовательной организации по профессии и на определенный период госслужбы после его окончания. ФЗ о виде ГС устанавливает предельный срок службы на соответствующей должности.

Государственная служба - это деятельность, при которой работнику последовательно присваиваются соответствующие классы и чины, ранги дипломатов, воинские или специальные звания, в зависимости от вида государственной службы. Общий порядок их прописан в ФЗ-79 и ФЗ-59, а особенности присвоения званий и чинов в разного рода госучреждениях закрепляются еще и в дополнительных законодательных актах. Например, государственная служба картографии, как и любая другая ГС, руководствуется в этих целях примерной специальной таблицей паритетов классных чинов, рангов и званий, которая устанавливается приказом Президента РФ.

Лишить гражданина его классного чина, ранга или звания можно по решению суда.

При переводе на пост ГС другого вида все предыдущие присвоенные классы и чины учитываются, а в случае увольнения или освобождения от должности некоторые из них сохраняются.

В федеральном органе и органе регионов РФ ведется реестр госслужащих, все данные о которых являются закрытой информацией, государственной тайной.

Управление и финансирование ГС

Управление государственной службой осуществляется согласно ст. 16 ФЗ-58, исходя из которой система управления ГС создается на федеральном уровне и уровне субъектов РФ.

Для совершенствования системы госслужбы регулярно реализуются федеральные и региональные программы реформирования и развития федеральной ГС и ГС субъектов.

Федеральная государственная служба и гражданская ГС субъектов финансируются за счет средств федеральной казны или бюджета региона соответственно в порядке, который установлен ФЗ и иными нормативно-правовыми актами РФ, законами и иными актами субъектов России.

Федеральный закон о гражданской ГС Российской Федерации

Гражданская ГС в России регулируется ФЗ-79 "О гражданской государственной службе Российской Федерации" от 27.07.2004 года. В данном законодательном акте закреплены основные нюансы гражданской ГС, указан перечень должностей, условия принятия на службу, ее исполнение и прекращение, правовой статус госслужащего, в статьях закона описаны положения о том, как связаны гражданская государственная и муниципальная служба, гражданская ГС и другие виды ГС, перечислены принципы гражданской госслужбы и т. д.

Помимо ФЗ-79 гражданскую госслужбу регулирует Конституция РФ, ФЗ-58, указы президента, постановления правительства, законы федеральных учреждений исполнительной власти и нормативно-правовые акты субъектов страны, устанавливающие особенности несения ГГС.

Принципы ГГС

К принципам гражданской ГС относятся:

  • первостепенность прав и свобод человека;
  • единство организационных и правовых начал федеральной ГС и ГС регионов;
  • одинаковый доступ к рассматриваемой службе для всех граждан, учитывая требования к кандидатам, установленные законом, но независимо от расы, пола, вероисповедания, национальности, должностного и имущественного положения, происхождения, места жительства людей, а также независимо от других признаков, не связанных с профессиональной деятельностью;
  • компетентность и профессионализм;
  • взаимодействие ГС с общественными объединениями и людьми;
  • доступная информация о гражданской ГС;
  • стабильность;
  • защита госслужащих от незаконного вмешательства в их служебную деятельность.

Гражданская государственная служба взаимосвязана с другими видами госслужбы РФ. Как и иные формы ГС, она имеет аналогичные принципы ее построения и является звеном единой системы госслужбы РФ. Гражданская государственная и муниципальная служба также сопряжены между собой. Данная связь обеспечивается посредством:

  • единых квалификационных критериев;
  • единых ограничений и обязанностей в момент прохождения службы;
  • единых требований при подготовке кадров;
  • учета стажа гражданской службы при исчислении муниципальной, и наоборот;
  • сообразности основных социальных гарантий и оплаты труда;
  • сообразности основных условий пенсионного обеспечения служащих и их семей в случае смерти кормильца.


Основные особенности ГГС

Должности гражданской ГС подразделяются на категории: руководителей, советников (помощников), специалистов и обеспечивающих специалистов. К группам гражданской ГС относятся: высшие, главные, ведущие, старшие и младшие должности.

На ГГС имеют право поступать лица старше 18 лет, владеющие государственным языком РФ и подходящие по квалификационным критериям, установленным ФЗ. К квалификационным требованиям относятся: уровень профессионального образования, стаж гражданской службы или опыт работы по специальности, направление подготовки, профессиональные навыки и знания. Высшим образованием должны обладать кандидаты на посты руководителей, советников, специалистов и обеспечивающих специалистов главной и ведущей групп должностей ГС.

Прием на гражданскую службу соответствующего лица производится в результате проведения конкурса, проводимого специально созванной комиссией. В результате успешного прохождения данного конкурса с гражданином заключается контракт, срок действия которого может быть ограничен (от одного до пяти лет) или не иметь даты окончания. Законом также установлен предельный возраст лица, занимающего должность гражданской ГС, - 60 лет (в исключительных случаях - 65 лет, а для федеральных госслужащих руководителей высшей группы - 70 лет, по решению президента страны).

Гражданские государственные служащие обязаны раз в три года проходить аттестацию. А в случае их желания получить классный чин по собственной инициативе или по наступлению срока (для некоторых категорий работников, перечисленных в ч. 2 ст. 11 ФЗ-79) - еще и сдать квалификационный экзамен.

В момент приема на рассматриваемую службу гражданин обязан предоставить сведения о своем имуществе, доходах и обязательствах имущественного характера, а в некоторых случаях и аналогичные сведения о членах своей семьи (супруге и несовершеннолетних детях). Помимо этого, госслужащий обязан предоставлять и сведения о своих расходах (расходах своей семьи).

Оплата труда госслужащего ежегодно индексируется и увеличивается с каждым годом соразмерно стажу. За отработанные 1-5 лет к заработной плате прибавляется 10%, за 5-10 лет - 15%, за 10-15 лет - 20%, а свыше 15 лет - 30%.

Запреты и ограничения, связанные с гражданской государственной службой

Лицо не может занимать должности гражданской ГС в случае:

  • полной или частичной недееспособности по решению суда;
  • несения им наказания в виде запрета занимать соответствующие посты или при наличии неснятой/непогашенной судимости;
  • наличия определенных заболеваний, перечень которых устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;
  • отказа от процедуры оформления допуска к информации, которая является государственной тайной, в случаях, когда выполнение его обязанностей по должности, на замещение которой он претендует, или по замещаемому служащим посту гражданской службы связано с использованием такого рода сведений;
  • выхода из гражданства России или получением гражданства другого государства;
  • предоставления фальсифицированных документов или заведомо ложной информации в момент приема на работу;
  • близкого свойства или родства (супруг, родители, дети, сестры, братья, супруги детей или дети супругов) со служащими ГГС, в ситуациях, когда замещение поста связано с непосредственной подконтрольностью или подчиненностью одного из них другому;
  • отказа от предоставления или подачи заведомо ложных сведений об имуществе в момент приема на работу;
  • утраты доверия со стороны представителя нанимателя, в результате невыполнения запретов и ограничений, требований о пресечении и разрешении конфликта интересов и невыполнения обязанностей, которые установлены в целях противодействия коррупции ФЗ-79 и другими соответствующими законами;
  • непрохождения военной службы по призыву без законных на то оснований (кроме граждан, служивших по контракту).

Служащему на посту гражданской ГС запрещено выполнять некоторые действия, подробно описанные в ФЗ-79. Вот некоторые из них:

  • запрещено замещать должности ГС, если он выбран или назначен на гос. должность, избран на должность в орган муниципалитета или избран на оплачиваемую должность в орган профсоюза в государственном органе;
  • запрещено заниматься предпринимательством, участвовать в управлении хозяйствующего субъекта (кроме жилищного, гаражного или жилищно-строительного кооперативов, садоводческого, дачного, огороднического потребительских кооперативов, профсоюза и товарищества собственников недвижимости);
  • запрещено покупать ценные бумаги, по которым возможно получить доход;
  • запрещено открывать и иметь счета и хранить ценности в иностранных банках, которые расположены за пределами территории РФ;
  • получать вознаграждения, подарки от юридических и физлиц в связи с исполнением своих должностных обязанностей;
  • разглашать конфиденциальные сведения, полученные в результате профессиональной деятельности.

Государственная служба - это многогранное, многоаспектное правовое явление, имеющее взаимосвязь с конституционным, административным и трудовым правом. Это неотъемлемая часть, одно из фундаментальных звеньев российской государственности. Поэтому вся система государственной службы и ее виды по отдельности подробнейшим образом регулируются законодательством РФ, а его исполнение контролируется компетентными на то органами власти.

В законодательстве РФ нет общего понятия государственной службы.

В юридической литературе государственная служба определяется как деятельность, связанная с профессиональным осуществлением по поручению общественно полезной деятельности лицами, занимающими должности в государственных организациях. Государственная служба регулируется нормами , и других .

Универсальной и удачной представляется классификация государственной службы, даваемая в юридической литературе. Государственная служба может пониматься в широком смысле как выполнение служащими своих обязанностей в государственных организациях (органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях) и в узком смысле как выполнение служащими своих обязанностей в государственных органах.

С учетом федеративного устройства Российской Федерации государственная служба может быть разделена на федеральную государственную службу и государственную службу субъектов РФ.

Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. “Об утверждении Положения о федеральной государственной службе” и утвержденное им Положение непосредственно регулируют условия прохождения федеральной государственной службы. В Положении перечислены должности, на которых осуществляется федеральная государственная служба (в администрации президента, аппарате правительства, в аппаратах палат Федерального собрания, судов РФ и т. д.).

Государственная служба в субъектах РФ осуществляется в соответствии с , федеральными законами и другими правовыми актами; некоторые вопросы государственной службы регламентируются конституциями и иными правовыми актами субъектов РФ. Например, указом президента РФ установлен порядок назначения на должность и освобождения от должности глав администраций субъектов РФ.

Различается государственная служба в органах представительной, и судебной властей.

Все служащие в зависимости от вида , на основе которого действуют организации, в которых они работают, могут быть служащими: частных предприятий, организаций; международных, иностранных организаций; государственных организаций, предприятий.

Государственные служащие

В российском законодательстве нет единого нормативного акта, содержащего общее понятие служащего. Такое положение обусловлено многообразием социальных функций, выполняемых служащими и множеством законодательных и иных правовых актов, регулирующих отдельные виды службы, что не позволяет установить единый критерий в определении понятия служащего. Поэтому мы предлагаем дать такое определение понятия “служащий”: служащим признается гражданин, занимающий должность в какой-либо организации и осуществляющий управленческую деятельность или социально-культурное обслуживание (преподаватель, врач) за вознаграждение.

Государственные служащие — один из видов служащих. Они составляют большинство в общей массе служащих нашей страны.

В зависимости от государственной организации, в которой занимает должность служащий, понятие “государственный служащий” следует понимать в широком и узком смысле по аналогии с классификацией государственной службы.

Государственный служащий в широком смысле — лицо, занимающее должность в государственной организации (органе государственной власти, на предприятии, в учреждении), в узком смысле — лицо, занимающее должность в государственном органе.

Должность — это часть организационной структуры государственной организации (штатная единица), которой соответствует часть компетенции государственной организации, предоставляемой лицу, занимающему эту штатную единицу. Должность определяет права, обязанности и ответственность государственного служащего, требования к его профессиональной подготовке, содержанию выполняемой работы, что может быть сформулировано в должностных инструкциях.

Специальным актом, регламентирующим государственную службу, является Положение о федеральной, государственной службе, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г.

Положение ввело понятие федерального государственного служащего как гражданина РФ, занимающего в порядке, предусмотренном этим Положением, оплачиваемую государственную должность. В данном контексте под государственной должностью понимается должность в федеральных государственных органах, организациях, служба в которых определяется названным Положением.

Государственных служащих по характеру полномочий делят на должностных лиц, оперативный состав, технический и вспомогательно-обслуживающий состав .

Должностные лица — государственные служащие, которые имеют право в пределах своей компетенции совершать властные действия с юридическими последствиями (издавать правовые акты управления, подписывать денежные документы, совершать регистрационные действия и т. д.). К ним относятся также служащие, не совершающие подобных действий, но руководящие деятельностью подчиненных им работников и уполномоченные предъявлять к ним обязательные для исполнения требования (например, руководители структурных подразделений органов управления).

Особый правовой статус среди должностных лиц имеют представители административной власти, которые наделены правом предъявлять юридически властные требования (предписания, указания) и применять меры административного воздействия в отношении лиц и организаций, им не подчиненных (главные санитарные врачи, работники милиции, другие должностные лица, осуществляющие контрольно-надзорные функции).

Оперативный состав — это государственные служащие — специалисты государственных органов, наделенные полномочиями в сфере выполнения государственно-властных функций. Они не имеют права совершать юридически властные акты в отношении граждан. Это служащие, которые работают над подготовкой проектов различных решений (юристы, экономисты и др.).

Технический и вспомогательно-обслуживающий состав — государственные служащие, служебная деятельность которых не связана с выполнением действий, влияющих на решения этого органа (например, технические секретари).

Согласно ст. 21 закона РФ “Об общих принципах организации местного самоуправления” муниципальными служащими являются “лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления”. В уставе муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и федеральными законами определяются правовое регулирование муниципальной службы, в том числе и требования к должностям, правовой статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление муниципальной службой.

Государственная служба - это организационно-функциональная основа государства. Ее суть заключается в осуществлении по поручению государства исполнительно-распорядительных функций гражданами, занимающими государственные должности .

Понятие «государственная служба», в юридической литературе, толкуется по-разному: как социально-правовой институт, как вид органов государства и как род деятельности человека.

Как правовой институт , государственная служба представляет собой совокупность норм, регулирующих государственно-служебные отношения . Данный правовой институт является многоотраслевым, объединяя нормы конституционного, административного, финансового, уголовного трудового права. Основное его содержание составляют нормы административного права. Они устанавливают правовое положение государственного служащего, определяют порядок приема на государственную службу, условия ее прохождения и прекращения.

Как вид органов государства , государственная служба представляет собой структурное образование, наделенное определенным объемом компетенции и властных полномочий, необходимых, для реализации возложенных на него задач . Существуют Служба внешней разведки РФ, Федеральная миграционная служба, Федеральная служба безопасности РФ и др.

В организационном отношении государственная служба динамична, управляема. Путем издания нормативных правовых актов государство может менять конкретные компоненты ее системы, в частности, уточняя круг осуществляющих ее субъектов.

Данное обстоятельство в немалой степени повлияло на трактовку государственной службы, как рода деятельности. Так, при отсутствии однозначного определения государственной службы в нормативных правовых актах в юридической литературе она понималась в широком и узком смысле. Государственная служба в широком смысле сводилась к выполнению служащими своих обязанностей (работы) в государственных организациях: в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях, иных организациях, оплачиваемая из бюджетных средств. Например, государственными служащими признавались и учитель школы, и врач, и министр и т.п. Данное определение было характерно для советского периода государственного строительства в России. Современное российское законодательство исходит из трактовки понятия «государственная служба» в узком смысле. Она рассматривается как профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. К государственной службе стали относиться только лица, замещающие государственные должности в государственных органах (при этом учителя и врачи не были включены в перечень таких должностей). Следовательно, как род деятельности - государственная служба есть ни что иное, как профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения государственных полномочий .

Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (ст. 1) устанавливает, что государственная служба Российской Федерации - это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:

    Российской Федерации, в целом;

    федеральных органов государственной власти;

    субъектов Российской Федерации;

    органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

    лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (Президент РФ, депутаты, министры, судьи);

    лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации (например, губернатор края или области).

Причем Федеральный закон «О системе государственной службы» установил, что он не регулирует деятельность лиц, замещающих государственные должности РФ и субъектов РФ. Следовательно, значительный круг лиц, занимающих государственные должности не отнесены к государственным служащим. Государственные должности РФ - это должности, устанавливаемые Конституцией РФ и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов , лица их замещающие не являются государственными служащими . Это, например, должности, непосредственно установленные Конституцией РФ: Президента РФ (ст. 11, 80); Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской федерации (ст. 101); Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (ст. 101); федеральных министров (ст. 110); судей федеральных судов (ст. 128); депутатов (статья 97, 98) и др. Полный перечень государственных должностей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами установлен Сводным перечнем государственных должностей Российской Федерации 1 . Государственные должности субъекта РФ - это должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ , например, руководители субъектов РФ и их органов государственной власти, мировые судьи 2 .

Особенности их правового статуса закрепляются в Конституции РФ и соответствующих федеральных конституционных законах и федеральных законах. Так, правовое положение Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров устанавливаются Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». Правовое положение председателя, его заместителя и судьи федерального суда определяется Законом РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации».

Государственные должности следует отличать от должностей государственной службы . Государственными служащими являются лишь те, кто замещает должности государственной службы . Например, это помощники, пресс-секретари, советники и референты Президента РФ, губернатора Красноярского края; помощники, советники и консультанты депутатов Федерального Собрания РФ и Законодательного Собрания Красноярского края; руководитель (директор), советник и специалист департамента федерального министерства; руководитель, советник, консультант и специалист департамента Совета администрации Красноярского края; помощник судьи, специалист, секретарь судебного заседания; начальник отдела и специалист прокуратуры. Именно они признаны государственными служащими. В Законе определено, какие должности относятся к государственным должностям государственной службы, а их перечень подлежит внесению в Реестр государственных должностей федеральной государственной гражданской службы РФ, утверждаемый Президентом РФ 3 .

Реестр необходим прежде всего для того, чтобы установить порядок учреждения должностей федеральной государственной гражданской службы. Правовой статус лица, замещающего должность федеральной государственной гражданской службы возникает не с момента ее учреждения, а с даты включения в Реестр и сохраняется до того момента, пока она числится в Реестре.

Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

    государственная гражданская служба;

    военная служба;

    правоохранительная служба.

Кроме того, государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации. Военная и правоохранительная служба являются исключительно видами федеральной государственной службы.

Государственная гражданская служба представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации .

В зависимости от принципа разделения властей различается государственная служба в органах законодательной, исполнительной и судебной власти. За этими рамками остается служба в органах прокуратуры, избирательных комиссиях и некоторых других органах, которая также является государственной. К числу лиц, проходящих государственную гражданскую службу, относятся, например, сотрудники Администрации Президента РФ, аппарата Правительства РФ, аппаратах палат Федерального Собрания РФ, органах государственной власти субъектов РФ (например, в Совете администрации Красноярского края) и других государственных органах, за исключением, так называемых, силовых ведомств. Вопросы прохождения государственной гражданской службы регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79–ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими нормативными правовыми актами.

Следует обратить особое внимание на такую разновидность трудовой деятельности, как альтернативная гражданская служба , которая осуществляется в интересах общества и государства взамен военной службы по призыву. Этот вид службы предусмотрен Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе», а сама такая деятельность регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных названным законом. Право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой имеет гражданин в случаях, если:

несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;

он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

Местом прохождения такой службы могут быть:

организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти;

организации, подведомственные органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала.

Граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам, направляются для прохождения альтернативной гражданской службы в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов.

Срок альтернативной гражданской службы в 1,75 раза превышает установленный Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» срок военной службы по призыву и составляет для граждан, направленных для ее прохождения после 1 января 2008 года, - 21 месяц.

Военная служба - это профессиональная служебная деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства 4 .

Правовое регулирование указанного вида службы регулируется актами, определяющими порядок прохождения военной службы, например Федеральными законами от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», от 27 мая 1998 г. № 76–Ф3 «О статусе военнослужащих», Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента РФ от 16 сентября 1999г.№ 1237.

Так, Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» четко определяет, в каких структурах она осуществляется. Согласно этому Закону военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах РФ, а также в пограничных войсках, во внутренних войсках Министерства внутренних дел, войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки РФ, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и создаваемых на военное время специальных формированиях и т.д.

К военнослужащим относятся :

военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, - офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту;

офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента РФ;

военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, - сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта.

Правоохранительная служба - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина 5 . Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины. Хотя согласно статье 19 закона приведенное определение применяется со дня вступления в силу федерального закона о правоохранительной службе. Специальный законодательный акт, который предусматривал бы общую регламентацию правоотношений, связанных с прохождением правоохранительной службы, - единую для всех субъектов ее осуществления - на сегодняшний день отсутствует. Проект Федерального закона «О правоохранительной службе», внесенный Президентом РФ в порядке законодательной инициативы пока еще не принят, перечень органов, в которых, осуществляется прохождение правоохранительной службы нормативно не закреплен, правовой статус сотрудников правоохранительных органов регламентируется разрозненными, отличающимися по своей юридической силе нормативными правовыми актами. По формальным признакам к правоохранительной можно отнести службу в таможенных органах, в органах и учреждениях исполнения наказаний, в органах, осуществляющих контроль за оборотом наркотиков, службу судебных приставов и, конечно же, службу в органах внутренних дел. Вместе с тем, этот перечень не является исчерпывающим, так как нет полной уверенности в том, можно ли к этому виду службы относить службу в прокуратуре, ФСБ, МЧС и судах. По смыслу Федерального закона от 20 апреля 1995 г. № 45–ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» правоохранение осуществляют: прокуроры; следователи; лица, производящие дознание; лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность; сотрудники ОВД, сотрудники органов ФСБ; сотрудники органов по контролю за оборотом наркотиков. Однако, окончательный однозначный ответ на вопрос о том, службу в каких органах следует считать правоохранительной, можно будет дать только после принятия соответствующего федерального закона и утверждения Президентом РФ перечня типовых должностей правоохранительной службы.

Служба в ОВД, которая интересует нас в наибольшей степени, в настоящее время регулируется двумя основными нормативными правовыми актами: Законом РФ «О милиции» и Положением о службе в ОВД. Оба этих документа были приняты достаточно давно (1991 и 1992 г.г.) в период советского государства, которого уже не существует. Отдельные положения этих нормативных актов противоречат друг другу и, естественно не отвечают изменившимся социально-политическим условиям.

Выводы

Понятие «государственная служба», в юридической литературе, толкуется по-разному: как социально-правовой институт, как вид органов государства и как вид деятельности человека. Так в первом случае - это совокупность норм регулирующих однородные отношения, во втором - организационно-структурное образование, в третьем - род общественно-полезной деятельности.

Таким образом, законодательством Российской Федерации создана система законодательства о государственной службе, в которую входят федеральная государственная служба и государственная служба субъектов РФ. Федеральная государственная служба включает в себя государственную гражданскую службу, военную службу и правоохранительную. Субъектами РФ осуществляется только государственная гражданская служба, действующая в соответствии с федеральным законодательством о государственной службе и законодательством субъектов РФ на основе их компетенции.

Случайные статьи

Вверх