Объявление человека в розыск. Заявление о пропаже человека

Реалии таковы, что люди пропадают регулярно. Причины разные. Периодически пропавших объявляют в федеральный розыск.

В список разыскиваемых попадают не только преступники, но и обычные граждане и даже дети.

Почему так происходит и что такое федеральный розыск – разбираемся по порядку.

Существует несколько видов розыска . Все они различаются по масштабу проводимых розыскных мероприятий:

  • Местный – проводится в том же населенном пункте, где проживал пропавший.
  • Региональный – территория охвата расширяется до пределов региона.
  • Федеральный – розыск пропавшего лица ведется на территории всей страны.
  • Межгосударственный – проводится в масштабах стран СНГ.
  • Международный – розыскные мероприятия ведутся по всему миру. Чаще всего объявляется в том случае, если достоверно известно, что разыскиваемое лицо пересекло границу государства.

Каждый год в нашей стране пропадают сотни людей. По некоторым данным количество пропавших соответствует 100 000 человек, эта цифра соответствует количеству жителей небольшого города.

Существует несколько факторов, влияющих на величину неутешительного показателя. В первую очередь это криминогенная обстановка в стране.

Не последнее слово имеет и действующее законодательство. Например, в результате поправок, внесенных в Уголовный кодекс, какое-либо злодеяние может перестать быть уголовно-наказуемым, а значит и лица, находящиеся в розыске по этой статье, автоматически выбывают из списка разыскиваемых.

К одной из таких поправок относится корректировка суммы неуплаченных налогов. В 2009 году был увеличен размер неуплат в большую сторону.

В результате, изрядное количество ранее разыскиваемых лиц, имеющих меньший объем долга, были удалены из списков федерального розыска.

На количество разыскиваемых сказывается судебная практика, действующая в государстве.

Розыскники оценивают результативность работы за год по нескольким показателям: удельный вес разыскиваемых лиц, найденных в текущем году и остаток лиц в списке. В среднем за год удается установить местоположение около 80 % разыскиваемых.

Кто разыскивается в федеральном розыске:

Но даже самого злостного неплательщика алиментов или заядлого рецидивиста не так просто внести в список лиц, находящихся в федеральном розыске. Сначала соответствующие инстанции разыскивают человека на местном уровне.

В каких случаях подают в федеральный розыск? Если в течении определенного времени розыск на местном и региональном уровне не дал положительных результатов.

В особых случаях решение об объявлении человека в федеральный розыск может быть принято и раньше, если все возможные варианты поиска на местном уровне были исчерпаны, или имеются веские доказательства того, что разыскиваемый покинул пределы региона.

Чаще всего в розыск попадают преступники, обвиняемые в небольшой или средней тяжести преступлениях. Как правило, во время следствия с них берут подписку о невыезде.

Строгую меру пресечения в виде лишения свободы на время ведения следствия избирают крайне редко. Некоторые преступники, не желая отвечать за свои деяния, пытаются скрыться от неизбежного возмездия в виде суда и лишения свободы и отправляются в бега.

Бывает и так, что преступнику, совершившему тяжкое преступление, также удается скрыться от правосудия. Зная, что его должны арестовать, он покидает родной регион.

Но чаще всего таким гражданам на время расследования избирается строгая мера пресечения в виде заключения под стражу. Поэтому сбежать им удается крайне редко.

Как заявить человека в розыск:

  • Можно лично прийти в правоохранительный орган, как правило, люди обращаются к сотрудникам МВД, в следственный комитет или прокуратуру.
  • О пропаже человека можно заявить по телефону.
  • Данные о пропавшем могут принять и через электронную приемную.

Чаще всего граждане выбирают первый вариант и лично приходят в отделение милиции, чтобы написать заявление.

Желательно сразу принести с собой все необходимые документы, в том числе и фотографию пропавшего.

Порядок объявления в федеральный розыск по уголовному делу будет несколько другой . Решение о подаче преступника в федеральный розыск принимает следователь, но только после того, как все местные ресурсы будут исчерпаны.

Если весь этот спектр действий ни к чему не привел, то расследование приостанавливается и начинается розыск подозреваемого на местном уровне.

Все розыскные мероприятия проводит полиция . Именно она отрабатывает все места возможного нахождения предполагаемого преступника.

Поступают ориентировки на разыскиваемого и в базу ГИБДД . Параллельно все данные получают и все региональные отделения полиции.

Если в течение полугода розыск на местном и региональном уровне не принес желаемых результатов, преступник объявляется в федеральный розыск.

Обнаружением лиц, находящихся в федеральном розыске занимаются все правоохранительные органы в рамках своей компетенции.

ФСБ, ФСИН, таможня и наркоконтроль занимаются розыском параллельно своей основной деятельности.

Основная функция за розыск пропавших возложена на полицию . Именно они проводят все розыскные мероприятия по имеющимся ориентировкам.

Нередко помощь в поиске пропавших оказывают и простые граждане.

Следственных мероприятий, проводимых с целью установления местонахождения разыскиваемого, много. Как только поступает информация о пропавшем, все сведения передаются в ГИЦ МВД РФ в шифрованном виде. Вся информация появляется в оперативно-справочных картотеках информационных центров.

Список лиц, находящихся в федеральном розыске, в обязательном порядке публикуется на официальных интернет-ресурсах органов внутренних дел тех субъектов Российской федерации, где может находиться разыскиваемый.

Для проведения розыскных работ актуальны следующие виды деятельности:

Бывают ситуации, когда необходимо проверить, находится ли человек в федеральном розыске. Это может потребоваться как самому разыскиваемому, так и его окружению.

Например, невеста, узнав, что ее жених не платит алименты детям от первого брака, может заинтересоваться, не состоит ли он по этому поводу в розыске.

Так, как узнать, находится ли человек в федеральном розыске? Сделать это не так сложно, как может показаться изначально. Нужно зайти на официальный сайт МВД «Внимание, розыск».

Учтите, здесь вы увидите единый список разыскиваемых в 2019 году: пропавших без вести, разыскиваемых уголовников, должников за невыплаты алиментов и других платежей.

Чтобы узнать, находится ли человек в розыске, нужно в поисковую строку ввести фамилию, имя, отчество и год рождения интересующего вас лица. Также сервис потребует ввести вашу электронную почту. Нажмите кнопку «Искать».

Если интересующий вас гражданин находится в розыске, информация об этом придет на вашу электронную почту. В письме будет указано, кто стал инициатором розыска, что послужило причиной розыска и приметы разыскиваемого.

Для получения более детальной информации потребуется обратиться с заявлением в Главное управление уголовного розыска МВД РФ . сделать это можно здесь же на сайте через специальную форму.

В случае, если интересующего вас человека нет в списке сервиса, сайт предложит вам подать заявку в подразделение Главного управления уголовного розыска МВД России. Именно это учреждение отвечает за организацию розыска.

Если вас интересует, не находится ли человек в федеральном розыске за невыплату алиментов, сделать это можно через судебных приставов. У них имеется вся база данных по разыскиваемым должникам.

Такой же сервис по поиску разыскиваемых есть и на сайте Федеральной службы судебных приставов.

Сколько длится федеральный розыск?

Человека сразу же исключат из списка федерального розыска, если его местоположение будет установлено или он самостоятельно явится в правоохранительные органы.

Прекратится розыск и в том случае, если будет достоверно установлено, что человек умер, в этом случае дело будет автоматически закрыто.

У любого преступления есть свой срок давности, по истечении которого человека уже нельзя привлечь к уголовной ответственности за совершенное деяние:

  • Через 2 года истекает срок давности за преступления небольшой тяжести;
  • Через 6 лет после совершения преступления средней тяжести;
  • 10 лет со дня совершения преступления тяжкого характера;
  • Через 15 лет истекает срок давности для особо тяжких преступлений.

Но есть небольшой нюанс, срок давности начинает исчисляться со дня преступления и до дня вступления приговора в силу .

То есть, если следствие по делу шло слишком долго и за это время истек срок давности, то с человека снимается уголовная ответственность за совершенное деяние.

Но если преступник скрылся и был объявлен в федеральный розыск, то срок давности приостанавливается до те пор, пока местоположение преступника не будет обнаружено.

Так, сколько длится федеральный розыск? Он не прекращается до тех пор, пока местоположение разыскиваемого не будет установлено.

Немного другие правила работают при розыске без вести пропавших:

По ряду причин люди, которые в какой-то момент были объявлены в федеральный розыск, находятся.

Бывает и так, что судебные приставы, перестраховавшись, объявили человека в розыск за невыплату алиментов, а он и не собирался пропадать, просто выехал в соседний город на ПМЖ, наладил ситуацию с деньгами и регулярно вносит суммы на содержание своих детей.

Но при этом правоохранительные органы не убрали информацию из базы данных.

Как снять федеральный розыск с гражданина РФ? Достаточно обратиться в ту инстанцию, которая стала инициатором розыска.

Узнать, кто подал информацию в розыск несложно, для этого нужно зайти на сайт МВД в раздел «Внимание розыск» и заполнить форму, вписав в нее свои данные.

На электронную почту придет вся информация о разыскиваемом лице, в том числе и о том, кто с инициировал розыск.

На сегодня розыскная система нашего государства не идеальна. Поэтому нередко дает сбои. В розыске могут оказаться люди, которые и не пытаются скрываться от правосудия.

В то же время существуют серьезные препятствия, не позволяющие объявить человека в федеральный розыск до истечения определенного срока. А в это время вероятность обнаружения следов пропавшего все меньше.

Ведь по статистике, если человек не был найден в ближайшие несколько дней, то с большой долей вероятности его уже не смогут найти никогда.

Генерал-лейтенант внутренней службы Александр АВДЕЙКО, начальник Договорно-правового департамента МВД России, Заслуженный юрист Российской Федерации.

В настоящее время серьёзную обеспокоенность в обществе вызывает тема поиска без вести пропавших граждан.

20 марта 2015 года в Министерстве юстиции России прошёл государственную регистрацию приказ МВД России, Генеральной прокуратуры Российской Федерации и СК России от 16 января 2015 года № 38/14/5, утверждающий новую Инструкцию о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц (публикуется в этом номере).

Современная российская полиция является принципиально новой правоохранительной структурой, сформированной на основе партнёрской модели взаимоотношений с обществом. Общественное доверие и поддержка граждан - важнейший принцип деятельности полиции. Залогом ее эффективности является взаимодействие и сотрудничество с другими правоохранительными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами.

Приём, регистрация, проверка заявлений и сообщений о преступлениях, происшествиях и принятие по ним мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, является обязанностью полиции. Аналогичное полномочие возложено на органы предварительного следствия.

Достаточно серьёзную обеспокоенность в обществе вызывает в настоящее время проблема поиска без вести пропавших граждан. Данный вопрос регулярно обсуждается экспертным сообществом на различных дискуссионных площадках. При этом особое внимание справедливо уделяется наиболее уязвимой части общества - несовершеннолетним.

Структурные и функциональные изменения в правоохранительной системе государства последних лет, в том числе выделение из прокуратуры Российской Федерации Следственного комитета Российской Федерации в самостоятельный федеральный государственный орган, привели к определённому правовому вакууму в регламентации деятельности по рассмотрению сообщений о безвестном исчезновении граждан.

В результате нормативный правовой акт, определяющий порядок работы в данном направлении (приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации и МВД России от 27 февраля 2010 года № 70/122) фактически не применялся.

В этой связи возникла безусловная необходимость издания межведомственного нормативного правового акта, определяющего порядок взаимодействия уполномоченных правоохранительных ведомств.

Для деятельности органов внутренних дел приоритетной является профилактика безнадзорности среди несовершеннолетних, профилактика преступлений и иных правонарушений, причём совершаемых как самими несовершеннолетними, так и в отношении их.

Любой несовершеннолетний, оставшийся без внимания взрослых, в том числе без вести пропавший, становится потенциальной жертвой наиболее опасных преступлений (против жизни, здоровья, половой неприкосновенности).

Несмотря на то, что в 2014 году зафиксировано снижение количества объявленных в розыск несовершеннолетних (7 806, на 29,7% ниже, чем в 2013 году), статистические данные свидетельствуют о том, что за последние четыре года в среднем только по одному из 14 случаев безвестного исчезновения несовершеннолетнего лица возбуждается уголовное дело. Эффективность розыска лица напрямую связана с незамедлительным принятием мер, пред­усмотренных законодательством, весь комплекс которых возможно осуществить при наличии возбуждённого уголовного дела.

Основной причиной такого состояния дел было отсутствие нормативной регламентации взаи­модействия правоохранительных органов.

Ситуация изменилась. Пунктом 10 новой Инструкции предусмотрен подробный список признаков, свидетельствующих о возможности совершения преступления в отношении без вести пропавшего лица, что даёт основание для незамедлительных оперативных действий по розыску. Одним из таких признаков является несовершеннолетний возраст (п. 10.14).

В чем принципиальные отличия нового порядка рассмотрения сообщений о безвестном исчезновении граждан? Несомненным преимуществом новой Инструкции является чёткая регламентация действий сотрудников полиции и следователей Следственного комитета Российской Федерации при приёме, рассмотрении сообщения о пропавшем лице и принятии по нему решения. Разграничена компетенция следователя СК России и сотрудника оперативного подразделения органов внутренних дел Российской Федерации.

Существенно расширен и уточнён перечень обстоятельств, которые свидетельствуют о совершении преступления в отношении без вести пропавшего лица.

Например, такими обстоятельствами считаются несовершеннолетний возраст, безвестное исчезновение лица с автотранспортом или со средствами мобильной связи, наличие при без вести пропавшем лице значительных денежных средств или других ценностей и т.д.

Определён механизм ведомственного контроля и прокурорского надзора за указанной деятельностью.

Данные новеллы обес­печат качественное рассмотрение сообщений о безвестном исчезновении граждан, своевременное осуществление всего комплекса розыскных мер и установление местонахождения лица.

Действие Инструкции распространяется на розыск абсолютно всех пропавших граждан без деления их на какие-либо категории. В статье 2 Конституции Российской Федерации провозглашено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Назначение полиции - незамедлительно приходить на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств, вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. В этой связи положения Инструкции обес­печат надлежащее рассмотрение сотрудниками полиции и следователями Следственного комитета Российской Федерации заявлений, сообщений о преступлениях, а также иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства.

В контексте данного вопроса следует отметить, что полиция осуществляет розыск лиц, которые пропали без вести или утратили связь с родственниками; несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; несовершеннолетних, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа.

У граждан часто бытует мнение, что с заявлением о безвестном исчезновении гражданина можно обратиться в полицию только спустя трое суток. Также нередко возникают вопросы: кто должен выступать в качестве заявителя, чтобы не отказали в приёме заявления? Насколько правомерно требование о том, что с таким заявлением должен обратиться родственник?

Отвечая на эти вопросы, скажу сразу, что суждения по поводу трёх суток вымышлены и не имеют под собой никакой правовой основы. Именно поэтому в третьем пункте Инструкции установлено: «сообщение о безвестном исчезновении лица подлежит приёму, регистрации и разрешению в установленном порядке независимо от давности и места его исчезновения, наличия или отсутствия сведений о месте постоянного или временного проживания или пребывания, полных анкетных данных и фотографии без вести пропавшего лица, сведений об имевшихся ранее случаях его безвестного исчезновения». Данное положение вытекает из требований Федерального закона «О полиции» и иных нормативных правовых актов.

Например, в соответствии с Инструкцией о порядке приёма, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, административных правонарушениях, происшествиях, утверждённой приказом МВД России от 29 августа 2014 года № 736, заявления и сообщения о преступлениях, происшествиях подлежат обязательному приёму во всех территориальных органах МВД России. При этом очень важно отметить, что приём сообщений о преступлениях и происшествиях осуществляется круглосуточно. Меры реагирования на такие сообщения принимаются сразу же.

Что касается второй части вопроса. В жизни происходит так, что зачастую с заявлением о пропаже человека обращаются именно родственники или иные близкие лица. Но это не означает, что другое лицо (сосед, коллега, знакомый и т.д.) лишён права заявить об этом. В этом смысле законодательством не установлено никакого перечня лиц, поэтому с рассматриваемыми заявлениями, равно как и с заявлением о любом правонарушении, может обратиться каждый человек.

С учётом установленной компетенции правоохранительных органов я бы советовал обращаться по поводу исчезновения человека в органы внутренних дел Российской Федерации или следственные органы СК России. Но это не исключает возможности обращения в любой иной правоохранительный орган. Однако надо учитывать, что в таком случае может пострадать оперативность реагирования на заявление, поскольку неуполномоченный правоохранительный орган в конечном счёте направит его по подведомственности в органы внутренних дел или СК России.

Следует отметить, что деятельность по розыску без вести пропавшего регламентируется не только рассматриваемой Инструкцией, но и законодательными и иными подзаконными актами (например, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об оперативно-разыскных деятельности», приказ МВД России от 29 августа 2014 года № 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приёма, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, административных правонарушениях, происшествиях», приказ Следственного комитета Российской Федерации от 11 октября 2012 года № 72 «Об организации приёма, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации».

В общих чертах алгоритм реагирования на сообщения о безвестном исчезновении лица состоит в следующем. При поступлении сообщения выясняются обстоятельства его исчезновения, возраст, образ жизни, круг знакомых, близких, место его работы, предположительное место нахождения, наличие в собственности недвижимого имущества, автотранспортных средств и другие обстоятельства. Особое внимание уделяется выяснению обстоятельств, которые свидетельствуют о совершении преступления в отношении без вести пропавшего лица.

К таким обстоятельствам, наряду с указанными выше, относятся, например, отсутствие объективных данных, указывающих на намерение без вести пропавшего лица беспричинно и на длительное время убыть в неизвестном направлении или сменить место проживания или пребывания, отсутствие у без вести пропавшего лица заболевания, которое может обусловить его скоропостижную смерть, потерю памяти, ориентирования во времени и пространстве, наличие по месту проживания без вести пропавшего лица личных документов, вещей (одежды) и денежных средств, без которых он не может обойтись в случае длительного отсутствия, наличие у без вести пропавшего лица событий, участие в которых для него является важным (сдача экзамена, защита диссертации и других), безвестное исчезновение лица, связанное с отчуждением его собственности, отсутствие в правоохранительных органах заявления о без вести пропавшем лице (либо запоздалое или несвоевременное его направление) от иного лица, которое в силу родственных или иных отношений должно было его подать, внезапный (срочный) ремонт по месту жительства или пребывания без вести пропавшего лица, поспешное решение членами семьи без вести пропавшего лица и (или) иными лицами различных вопросов, которые можно решать только при уверенности, что без вести пропавшее лицо не возвратится (переоформление или продажа его имущества, обращение в свою пользу его сбережений, вступление супруга (супруги) в сожительство с другим лицом), безвестное исчезновение лиц, занимающихся проституцией и т.д.

На место происшествия направляется следственно-оперативная (оперативная) группа из числа сотрудников органов внутренних дел, а при наличии указанных обстоятельств также следователь следственного органа СК России, который осуществляет руководство данной группой.

Проверка сообщения о безвестном исчезновении лица, в котором отсутствуют обстоятельства, свидетельствующие о совершении преступления в отношении данного лица, поручается сотруднику оперативного подразделения органов внутренних дел.

Взаимодействие правоохранительных органов в розыске без вести пропавших основывается на принципе разграничения компетенции следственных органов СК России и органов внутренних дел, критерии которого в достаточной степени определены Инструкцией. При наличии обстоятельств, свидетельствующих о совершении преступления, рассмотрением сообщения о безвестном исчезновении лица должен заниматься следственный орган СК России, а при отсутствии - орган внутренних дел. В то же время, даже если в момент получения сообщения отсутствуют сведения, указывающие на данные обстоятельства, но они устанавливаются в последующем в ходе розыска, то орган внутренних дел передаёт соответствующие материалы в следственный орган СК России.

Персональная ответственность за обеспечение исполнения требований Инструкции в рамках ведомственного контроля возложена на руководителей органов внутренних дел и следственных органов СК России.

Вместе с тем Инструкцией предусмотрено, что разрешение споров между ведомствами относится к компетенции прокурора, который осуществляет надзор в целом за этой деятельностью.

19.06.2015

Розыск обвиняемого (подозреваемого) представляет собой совокупность мероприятий процессуального, организационного, оперативного и административного характера, осуществляемых по инициативе должностного лица, осуществляющего производство по уголовному делу, и направленных на установление места нахождения обвиняемого (подозреваемого). Если место нахождения обвиняемого или подозреваемого неизвестно, следователь обязан предпринять все возможные процессуальные действия (включая следственные действия), направленные на его розыск, до приостановления предварительного следствия, т.е. в его ходе, как только было установлено, что место нахождения обвиняемого (подозреваемого) неизвестно. Одновременно следователь имеет право вынести постановление об объявлении обвиняемого (подозреваемого) в розыск. Комплекс организационных, оперативных, административных мероприятий, обусловленных постановлением об объявлении лица в розыск, выполняется органом дознания, указанным в постановлении. В случае если принятые меры не дали положительных результатов и на момент истечения срока предварительного расследования выполнены все возможные в отсутствие обвиняемого (подозреваемого) следственные действия, включая и действия, направленные на его розыск, предварительное расследование приостанавливается. Розыск обвиняемого (подозреваемого) может быть объявлен не только во время производства предварительного расследования, но и одновременно с его приостановлением. В этом случае соответствующая отметка делается в постановлении о приостановлении предварительного следствия. Одновременно с постановлением об объявлении лица в розыск (постановлением о приостановлении предварительного следствия, где указывается на объявление в розыск) в орган дознания направляется справка о личности разыскиваемого с указанием его анкетных данных и иных характеристик личности, необходимых для успешной организации розыска, а также постановление о привлечении в качестве обвиняемого, если таковое вынесено. В случае если розыск объявлен в отношении подозреваемого, в орган дознания направляется документ, ставящий лицо в процессуальный статус подозреваемого (постановление о возбуждении уголовного дела, протокол задержания, постановление об избрании меры пресечения до предъявления обвинения). Согласно ч. 4 ст. 210 УПК в отношении разыскиваемого обвиняемого при наличии оснований может быть избрана мера пресечения, в том числе (в случаях, предусмотренных статьей 108 УПК) заключение под стражу. Однако следует отметить, что согласно положениям ч. 4 ст. 108 УПК заседание суда для решения вопроса об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу по общему правилу не может состояться в отсутствие обвиняемого. Лишь в случае объявления лица в международный розыск допускается принятие судебного решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отсутствие обвиняемого (ч. 5 ст. 108 УПК) Действия, из которых складывается объявление розыска следователем, с одной стороны, и органом дознания - с другой, входят в исключительную компетенцию каждого из них. Объявление розыска следователем по своей природе является процессуальным решением: основания и условия этого решения предусмотрены уголовно-процессуальным законом. Розыск должен быть объявлен немедленно, как только возникнут основания и будут созданы условия, делающие возможным принятие данного решения. Следователь при обнаружении факта неизвестного местонахождения обвиняемого: - проводит мероприятия, направленные на установление действительного факта уклонения или неизвестности местонахождения обвиняемого: допросы родственников, соседей не менее 2-х, знакомых обвиняемого, приобщает к делу корешки повесток, постановления о приводах, свидетельствующих об уклонении от явки обвиняемого в ОВД; - дает поручения органам дознания в порядке ст. 38 УПК РФ о проведении первоначальных розыскных действий по розыску лиц (не требующих безотлагательного реагирования), осуществляемых соответствующими службами в срок до 10 дней с момента поступления информации о необходимости розыска лица (приобщает справки-рапорты сотрудников органа дознания о результатах проделанной работы); - производит в необходимых случаях обыск; - накладывает арест на почтово-телеграфную корреспонденцию, адресованную связям разыскиваемого; - при наличии судимости у подозреваемого или обвиняемого истребует дактокарты по месту отбывания наказания, фотографии и характеризующие материалы, приобщает справку о судимости; - производит выемку и приобщает к материалам уголовного дела копию удостоверения пенсионного страхования; ксерокопию формы N 1 с отметкой о розыске. Оценив собранные по делу доказательства, при наличии фактических данных о том, что подозреваемый уклоняется и скрывается, следователь принимает процессуальное решение об объявлении розыска обвиняемого. При этом следователь обязан выставить сторожевой лист, направить запросы-уведомления: в ЗАГС (не умер ли он, не сменил ли фамилию), военный комиссариат (с целью исключить призыв в Вооруженные силы РФ), налоговую инспекцию, подразделение по организации работы участковых уполномоченных милиции, паспортно-визовую службу, ГИБДД, ЖЭУ, поликлинику о том, что обвиняемый скрылся от следствия, объявлен в розыск, а в случае его обращения необходимо уведомить соответствующий орган внутренних дел, принять меры для задержания лица. Согласно ст. 210 УПК РФ розыск обвиняемого может быть объявлен как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением. Не дожидаясь окончания предварительного расследования, следователь предоставляет материалы уголовного дела в вышестоящее следственное подразделение для дачи заключения на предмет необходимости и обоснованности объявления обвиняемого в розыск. После получения заключения вышестоящего следственного подразделения следователь не позднее 3 дней направляет материалы в розыскное подразделение для получения номера розыскного дела. Материалы должны в себя включать: постановление об объявлении в розыск, постановления: о привлечении в качестве обвиняемого, избрании меры пресечения, справку о личности (в которой должны быть указаны: фамилия, имя, отчество, если их несколько, следует указать все; дата и место рождения; образование; профессия; последнее и предыдущие места жительства, работы и учебы; отношение к воинской службе; данные о судимости; наличие транспортных средств, оружия и т.д., данные о родственниках), заключение вышестоящего следственного подразделения об обоснованности объявления обвиняемого в розыск. Начальник следственного отдела осуществляет процессуальный и ведомственный контроль за своевременным и обоснованным объявлением обвиняемых в розыск, правильным избранием меры пресечения, возобновлением производства по уголовным делам после обнаружения разыскиваемых; контролирует своевременное направление материалов в полном объеме в ОУР для заведения розыскного дела подчиненными следователями, предоставлением уголовного дела в вышестоящее следственное подразделение для проверки обоснованности объявления обвиняемого в розыск; после вынесения следователем постановления о приостановлении производства уголовного дела в связи с розыском в течение 10 суток предоставляет приостановленное уголовное дело с ксерокопией статистической карточки 1.1 в вышестоящее следственное подразделение для проверки своевременности объявления официального розыска обвиняемого.

Часто люди начинают жалеть о взятых на себя денежных обязательствах. Они не могут или не хотят отдавать долги, и решают что в данной ситуации лучше всего исчезнуть из поля зрения кредиторов, то есть сбежать. Желательно со всем своим . Как же можно разыскать таких людей и заставить платить по счетам?

В законе Российской Федерации № 229 в статье 65 прописано, что кредиторы имеют право разыскивать должника, если у приставов, исполняющих требования, отсутствует информация, где может находится данное лицо.

Объявление о розыске можно подать как заемщика, так и по тому месту жительства, где заемщик числился последнее время. Это первый шаг для того, чтобы искать должника по всей территории страны.

Розыск должника в исполнительном производстве проводится

Чтобы начать процедуру розыска должника официальным путем, используя законодательную базу РФ, нужно учесть определенные обстоятельства. Все эти обстоятельства четко прописаны в законодательных актах нашей страны.

К примеру, к таким обстоятельством относится то, что у службы судебных приставов отсутствует информация, где же может скрываться должник.

В данной службе исполняются следующие требования:

  • Забрать ребенка от безответственных родителей.
  • Найти средства, чтобы погасить просроченные выплаты по кредитам.
  • Найти средства, чтобы компенсировать вред здоровью, которые должник нанес другому лицу.
  • Найти средства, чтобы компенсировать потерю кормильца, если в этой ситуации виновен должник.

Что надо предпринять, чтобы должника разыскивали

Прежде чем начать розыски, должны сами попробовать собрать сведения о должнике. Для этого должны быть приняты ими следующие меры. Приставы должны отправить запрос официальным путем в адресное бюро ГУВД на территории, где они находятся. Это бюро должно прислать адрес, по которому должник прописан.

Если должник снят с учета, то адресное бюро должно предоставить информацию о том, куда выбыло данное лицо. Далее следует подать запрос в бюро по адресу, куда должен был выбыть должник.

Следует также запросить российский Пенсионный фонд, так как если должник официально работает, туда должны будут идти отчисления . Также должен быть выполнен опрос близких к должнику людей: родных, соседей, друзей, сослуживцев.

В случае, когда материальных средств для компенсации не найдено, стоит запросить организации, в которых имущество может быть зарегистрировано. Это , БТИ и тому подобные. Также направляется запрос в Сбербанк, по адресу, где последнее время был зарегистрирован разыскиваемый заемщик.

Если вышеперечисленные меры не привели к результатам, и ни должник, ни его имущество обнаружены не были, то подается объявление о розыске.

Кто имеет право подать объявление о розыске?

Служба судебных приставов

Такое объявление имеет право подать судебный пристав. Данный процесс может начаться как по инициативе данной службы, так и по требованию кредитора. Для этого ему нужно в службу, которая ведает исполнением требований.

Однако, сам процесс подачи такого объявления очень сложен. Для этого надо собрать всю документацию по предпринятым действиям и предоставить документы, где предъявлены требования в заемщику.

Подача возможна, если:

  • Исполнить требования, которые прописаны в соответствующей документации, невозможно выполнить.
  • Требования носят не материальный характер (к примеру, забрать ребенка).
  • Если сумма превышает 10 000 рублей.

Ответчиком по требованиям может быть как конкретный человек, так и организация, независимо от ее формы.

Судебные приставы

Пристав, исполняющий требования, имеет право вынести постановление о мерах по розыску заемщика. Это происходит с момента, когда становится понятно, что без этого требования по исполнительному листу выполнить задание невозможно. Также он должен вынести постановление о розыске, если кредитор подал в службу соответствующее заявление. Срок для этого действия не должен быть больше, чем трое суток.

В постановлении должны быть указаны следующие данные разыскиваемого лица:

  • Число, месяц, год и место его рождения.
  • Данные о его регистрации.
  • Адрес последнего места жительства.
  • Последнее место работы.
  • Все данные о сумме выплат ( , ).
  • Число, месяц, год и место рождения кредитора.
  • Место проживания кредитора.

В законе Российской Федерации в статье 3(6) прописано, что при соблюдении вышеизложенного, задолжавшее лицо может быть разыскано, путем подачи объявления. В постановлении должны перечисляться меры, которые должны использоваться при розыске, в том числе и принудительные.

Данный документ должен утвердить руководитель службы судебных приставов. С момента утверждения постановление вступает в законную силу. Должника начинают искать. Все стороны получают копии решения суда о принятии к исполнению объявления о розыске,либо о прекращении оного.

Если данные о заемщике так и не поступили, то по последнему месту проживания ему отправляется копия данного постановления.

Особенности проведения мер по розыскам должника

В некоторых случаях подобные мероприятия осуществляются полицией России. Это прописано в законе Российской Федерации в статье 65(1). Все расходы, которые потребует проведение розыска, задолжавшее лицо должно будет компенсировать из своего кармана.

Чтобы определить, сколько денег должно выплатить задолжавшее лицо, соответствующие службы подают заявление, где записаны расходы. Если должник не частное лицо, а организация, то заявление об этом подает ФССП . Если взыскатель подаст соответствующее заявление в службу судебных приставов, то меры по розыску должника прекращаются.

Права, которые имеет судебный пристав, чтобы розыскать должника

Представитель службы судебных приставов имеет право провести ряд мероприятий, чтобы разыскать задолжника. Он может:

  • Запрашивать банки на предмет предоставления сведений о разыскиваемом лице.
  • Обрабатывать всю полученную информацию.
  • Использовать данные частных сыскных агентств, если данные предоставит ему кредитор.

Что должен сделать пристав, если должник обнаружится

Если должник, либо его имущество, будут найдены на территории, где полномочия нашедшего его сотрудника не действительны, то пристав должен обратиться за содействием к главе подобной службы данного места. Главный судебный пристав должен сообщить (осуществить это можно любыми доступными средствами) в службу, объявившую розыск, о том, что обеспечивается сохранность отысканного имущества.

Даже если найдено место, где находится задолжавшее лицо, исполнительные меры в отношении его не прекращаются. Требования к должнику осуществляются в принудительном порядке. Только проводят их в принудительном порядке. Мероприятия по взыскиванию задолженности можно начать исполнять через сутки после завершения мероприятий по розыску.

Должник получает от судебного пристава , где прописаны все требования к задолжавшему. При желании найти должника, который захотел убежать от проблем, отыскать вполне возможно. Поэтому лучше не бегать (и не брать на себя расходы еще и по розыску), а сразу решить возникшие вопросы.

Мнение юриста-эксперта:

Загруженность государственных чиновников различным документооборотом, часто не позволяет им заниматься своими непосредственными делами с надлежащей эффективностью. Это касается и судебных приставов, и полицейских. Закон, конечно, обязывает тех и других, принимать меры к розыску должников, но далеко не всегда получается.

Кроме мер, которые принимаются государством, кредиторам необходимо и самим предпринимать меры. Особенно, если ситуация с задолженностью произошла благодаря вашей неосмотрительности. Что можно сделать дополнительно, зависит от конкретных обстоятельств. Но любым делом, должны заниматься профессионалы. И здесь могут помочь детективные агентства. У них для этого возможностей больше, чем у обычных граждан.

Кроме детективов, за такие дела берутся некоторые адвокаты, которые специализируются в этой сфере. В целом, не следует сидеть и ждать, когда пристав пригласит вас получить деньги. Затраты на привлечение специалистов можно будет прибавить к сумме долга и требовать компенсации в суде.

Подробнее о розыске должников исполнительными производствами — в видеосюжете:

Местный розыск - это комплекс оперативно-розыскных, поисковых, информационно-справочных и иных действий органа внутренних дел, направленный на обнаружение разыскиваемого лица, при котором сигнальная система оперативно-справочных учетов ИЦ и адресных бюро используется локально. Он начинается после проведения первоначальной проверки.

Все мероприятия местного розыска осуществляются по розыскным делам и делам по установлению личности неизвестных граждан.

Розыскное дело заводится не позднее 10 суток с момента поступления в орган внутренних дел сведений о необходимости проведения розыскных действий (кроме случаев, не терпящих отлагательства).
Основанием для заведения розыскного дела являются:
а) постановление органа дознания, следователя, прокурора, определение суда, постановление судьи об объявлении розыска обвиняемого, подсудимого, осужденного;
б) определение суда на осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, о замене не отбытого срока на лишение свободы;
в) определение суда о направлении лица на принудительное лечение в психиатрическую больницу и сообщение администрации о его побеге;
г) заявление или сообщение о пропавшем без вести;
д) определение суда о розыске должника (ответчика);
е) заключение паспортно-визовой службы об иностранном гражданине или лице без гражданства, скрывшемся от учета органа внутренних дел;
ж) заявление об утрате связи с родственниками по прямой линии.

О заведении розыскного дела выносится постановление, которое утверждается руководителем горрайоргана внутренних дел. Одновременно с вынесением постановления о заведении розыскного дела работник розыскного подразделения заполняет розыскную карточку в 2 экземплярах, сторожевой листок, статистическую карточку, которые с информационно-поисковой картой (ИПК) на разыскиваемого подписываются начальником органа внутренних дел или его заместителем. Кроме указанных карточек, на разыскиваемых лиц заполняются опознавательные карты в 2 экземплярах, которые помещаются в розыскное дело, и спустя год направляются в ИЦ МВД, УВД и ГИЦ МВД РФ для проверки по учету неопознанных трупов и постановки на учет, а на без вести пропавших - опознавательные карты направляются в ИЦ не позднее одного месяца, откуда один экземпляр не позднее двух месяцев направляется в ГИЦ МВД РФ.



О розыске сотрудник информирует горрайорган по месту получения паспорта, где к заявлению приобщается сторожевой листок; отдел ЗАГС по месту рождения разыскиваемого на случай обращения с просьбой о выдаче повторного свидетельства о рождении или изменении фамилии.

Розыскные дела не заводятся на лиц, скрывшихся в ходе оперативной разработки, и их розыск ведется по этим разработкам. Установление личности неопознанных трупов с признаками насильственной смерти ведется в процессе расследования по уголовному делу и проведения необходимых розыскных мероприятий в рамках оперативно-поискового дела.

Розыскные дела не заводятся на лиц, пропавших при очевидных обстоятельствах (при морских, речных, железнодорожных и авиационных катастрофах, при стихийных бедствиях, гибели в водоемах и т. д.), подтвержденных соответствующими документами или показаниями свидетелей, но трупы которых обнаружены не были. Опознавательные карты на этих лиц выставляются в ИЦ, ГИЦ в обычном порядке, с отметкой "Без заведения розыскного дела".

В целях организации работы в период местного розыска разрабатывается план розыскных мероприятий, который подписывается работником, ведущим розыск, согласовывается с его непосредственным начальником и утверждается руководителем органа внутренних дел. При выполнении плана розыскных мероприятий, получении дополнительных данных или выдвижении новых версий разрабатывается план дополнительных мероприятий.

С учетом обстоятельств дела, личности разыскиваемого и имеющейся информации сотрудник розыскного подразделения:
1) Завершает проверку сведений, полученных при осуществлении первоначальных розыскных мероприятий. При розыске граждан могут повторно опрашиваться родственники, знакомые и лица с целью установления маршрутов движения, мест возможного нахождения, связей, примет, характеристики личности.
2) Принимаются меры к получению фотографий и образцов почерка разыскиваемого.

3) Устанавливаются доверительные отношения с его соседями, сослуживцами и другими лицами для получения информации в интересах розыска.
4) Подготавливает и направляет розыскные задания и ориентировки, а также материалы для помещения в сводки, ориентировки, издаваемые вышестоящими подразделениями ОВД, с указанием мероприятий, которые необходимо провести по розыску.

Розыскные задания готовятся и направляются в те органы внутренних дел, на территории обслуживания которых, по имеющимся данным, разыскиваемый имеет конкретные связи и где наиболее вероятно его появление.

Исполнение розыскных заданий организуется немедленно после их получения. Ответы инициатору розыска направляются не позднее 10 суток с момента получения задания. При невозможности выполнения розыскного задания в указанные сроки инициатору розыска направляется предварительный ответ, в котором сообщается, какие меры предприняты, их результаты, что будет предприниматься, в какой период исполнение будет завершено и направлен окончательный ответ.

Розыскные ориентировки направляются в горрайорганы внутренних дел, на территории обслуживания которых вероятно появление разыскиваемых лиц, но неизвестны конкретные адреса и связи. Содержание этих ориентировок доводятся до сведения личного состава, и они могут включаться в бюллетени оперативно-розыскной информации.

Изучает сводки, ориентировки и бюллетени с целью получения данных, которые могли бы способствовать розыску. Проверяет полученную информацию по учетам органов внутренних дел. Организует проверку лиц, проходящих по материалам первичных мероприятий. Направляет задания в приемники-распределители с целью выявления разыскиваемых среди задержанных лиц. Ориентирует работников специальных оперативно-поисковых групп о приметах разыскиваемых лиц, ведет работу личным сыском. В необходимых случаях в установленном порядке использует средства массовой информации для установления очевидцев и других лиц, а также иных обстоятельств, представляющие рее для розыска. Дает задания оперативно-поисковым подразделениям МВД, УВД на проведение мероприятий, способствующих установлению разыскиваемого. Истребует дактилоскопические карты с отпечатками пальцев рук или иную идентификационную информацию, имеющуюся в массивах ИЦ.

В необходимых случаях вносит предложение о наложении ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию, поступающую в адрес разыскиваемого, его родственников или иных связей; о приведении специальных технических мероприятий.
Розыскное дело на без вести пропавшее лицо заводится органом внутренних дел, на территории обслуживания которой достоверно установлено последнее пребывание (нахождение) разыскиваемого.
Указанное правило распространяется на лиц, пропавших без вести в пути следования железнодорожным, водным, воздушным или автомобильным транспортом.

Если в процессе осуществления розыска будет достоверно установлено иное место последнего пребывания разыскиваемого, розыск в установленном порядке может быть перепоручен органу внутренних дел, обслуживающему указанную территорию (объект).

Розыск граждан, потерявших связь с родственниками, осуществляется органами внутренних дел по месту постоянного жительства заявителей. При изменении заявителем места жительства розыскное дело пересылается в орган внутренних дел по новому постоянному месту жительства.

Билет

19. . Понятие оперативной установки; задачи, решаемые с ее помощью; субъекты; объекты; документальное оформление .

ОУ – метод ОРД, заключающийся в негласном собирании специально-уполномоченными сотрудниками ОВД, биографических данных, сведений о мат обеспечении, о поведении, образе жизни, наклонностях, о преступных намерениях, связях лиц, представляющих опер интерес из офиц документов и от их окружения по м/ж, работы, временного пребывания.

1) Установление фактов и обстоятельств, связанных с подготовкой, или совершенном преступлении лицами проходящими по делам оперативной разработки

2) Получение сведений об оразе жизни и тд.

3) Проверка или уточнение данных полученных гласным путем из офиц источников если др путем проверить затруднительно

4) Выявление лиц распологающими сведениями о готовящемся или совершенном преступлении, установление разыскиваемых лиц, и их связей

5) Получение данных о лицах входящих в состав агентурного аппарата и лицах, подготавливаемых к негласному сотрудничеству, проверка состояния зашифровки консперативных и явочных квартир

6) Изучение оперативной обстановки на конкретной территории

7) Сбор сведений на лиц, в отношении которых планируется проведение скрытого наблюдения и тд

Алгоритм ОУ:

1) Принятие решения

2) Подготовка задания или составление плана

3) Выбор основоного источника информации на основе предварительного изучения его осведомленности

4) Поиск вспомогательных источников для сбора предварительных сведений

5) Работа со вспомогательными источниками и анализ предварительной информации

6) Выбор легенды, экипировки, доказательств прикрытия для контакта с основным и доп источником

Результаты оформляются: спец бланк: опер установка, в которой по возможности полно отображается вся полученная информация

21. Скрытое наблюдение э то метод орд овд заключающийся в негласном контроле за лицами представляющими оперативный интерес и направленный на получение информации об объекте путем визуального и иных способов контроля, осущ-го в помещении, тран-те и на открытой местности силами сотрудников опер. поиск-х подразделения.

Субъектами скрытого наблюдения являются: 1. сотрудники опер-х подразделений, 2. сотрудники опер-о-поисковых подр-ий

В качестве объектов наблюдения м.б.:

Лица проход. по делам оперативного учета, подозреваемого или обвиняемого по уголовным делам

Граждане располагающие сведениями о готовящихся или совершенных преступлений либо имеющие связь с перступлениями

Родственники и знакомые розыск-х лиц прест-в при достаточных основ-х полагающих что наблюдение за ними позволит обнаружить разыскиваемого или получить данные о его местоположении

Подоз-ые в… агенты, резиденты, содержатели явочных помещений и лица в связи с подготовкой их к негласному сотрудничеству

Другие лица, либо опред=ые места наблюдения.

Выявл-ся 2 группы объектов опер. осмотра 1. общие-помещения здания сооружения участки местности и тр. ср-ва 2. непосредственные – обстановки, пердметы документы (носители со=ледов преступной деятельности)

Случайные статьи

Вверх