Правоохранительные органы

Понятие “суд” имеет несколько значений. Это и государственный орган, осуществляющий правосудие, и само судебное разбирательство, и здание, в котором размещается это учреждение, и судьи, единолично рассматриваю­щие дела.

Суд, осуществляющий судебную власть, является государственным орга­ном. Иные организации, в названии которых содержится слово “суд” - суды офицерской чести, товарищеские суды и т. д. - не обладают судебной властью в том смысле, который определен Конституцией РФ. Конституция РФ и За­кон “О судебной системе РФ” предусматривают следующие виды органов, ко­торым принадлежат полномочия по осуществлению судебной власти: Кон­ституционный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, арбитражные суды, конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации и мировые судьи.

Суд представляет собой учреждение, где обычно работают не один, а не­сколько судей. Судебная власть осуществляется по конкретным делам не все­ми судьями одновременно, а так называемыми судебными составами. Рас­сматривать дело по существу могут судья единолично, коллегия из трех судей, судья и два народных заседателя, суд присяжных. Но и один судья, и судья с народными заседателями, и коллегия являются судом, так как дейст­вуют не от своего имени, а от имени государства.

Каждый суд осуществляет судебную власть в пределах компетенции, оп­ределенной законом. Районный (городской) суд рассматривает уголовные и гражданские дела по существу, а областной суд не только рассматривает уго­ловные дела, но и проверяет обоснованность и законность решений район­ного. Арбитражные суды могут рассматривать только арбитражные дела, а принять к своему производству гражданское или уголовное дело не имеют права.

Юрисдикция (право решать правовые вопросы) каждого суда распростра­няется на определенную территорию (район, область) или на структурное об­разование Вооруженных Сил Российской Федерации (гарнизон, военный ок­руг). Название суда соответствует территориальной или структурной сфере его деятельности (Московский областной суд, военный суд Одинцовского гарни­зона). Кроме того, в системе арбитражных судов действуют федеральные арби­тражные суды, юрисдикция которых не совпадает с административно-террито­риальным делением. Предполагается, что и мировые судьи будут назначаться по судебным округам.

Смотрите также:

Институт бизнеса, права и информационных технологий

Контрольная работа
По дисциплине: ПОО
На тему: «Суд как орган судебной власти.»

Научный руководитель:_____________________________

Студента 1 курса

Юридического факультета

Заочного отделения

Гоменюк В.В.

Шифр зачетки:_________________

Оценка________________________

Подпись науч.руководителя_____

2002 год
План

1. введение

2. суд как орган судебной власти

3. заключение.


Введение

Судебная власть в России принадлежит только судебным органам. Ее осуществляет только суд. Понятие « суд » применяется в различных значениях: и как здание, в котором размещается соответствующие учреждение и как состав суда, принявший решение по конкретному делу, и т.д.

Суд, реализующий судебную власть, - только государственный орган. Иные организации, в названии которых содержится слово « суд » (например, суды чести в Вооруженных Силах), судебной властью в том смысле, который заложен в Конституции России и в соответствующих законах, не обладают и судами не являются.

Глава 1 суд как орган судебной власти

Конституция РФ предусматривает следующие виды органов, которым принадлежат полномочия по осуществлению судебной власти:

Конституционный Суд РФ (ст. 125),

Суды общей юрисдикции (ст. 126),

Арбитражные суды (ст. 127).

Все они относятся к федеральным судам. Но Закон о судебной системе определил и суды субъектов РФ, отнесение к ним Конституционные (уставные) суды субъектов федерации и мировых судей (ч. 4 ст. 4).

Ответственность функций, выполняемых судами, обуславливает особо высокие требования к лицам, которым доверяется судебная власть и которые осуществляют ее на профессиональной основе. Если многие должности в органах исполнительной и законодательной власти могут быть замещены нередко при минимальных требованиях к назначаемому и избираемому на должность лицу, то к судьям предъявляются по закону наиболее жесткие требования. Для них устанавливаются повышенные цензы. Кроме того, к судьям предъявляются требования нравственного свойства, которые сформулированы в законе и приобретают правовое значение. Судья как личность, должен быть справедлив, честен, добросовестен, объективен, беспристрастен, обладать развитым чувством совести. Судья должен оберегать свое достоинство и достоинство всего судейского сообщества (ст. 3, 8 и др. Закона « о статусе судей »).

Судьи в РФ приобретают свои полномочия, как правило, в результате назначения на должность. Закон « о статусе судей », принятые в 1992 году предусматривал, что судьи наделяются полномочиями в результате их избрания представительными органами. В настоящее время Конституция РФ и закон о судебной системе установили порядок, в соответствии с которым часть судей назначается (Президентом РФ, Представительными органами государственной власти), а мировые судьи и Председатели и зам. Председателей Конституционных судов субъектов РФ назначаются на должность, в порядке, установленном законами субъектов РФ (ст. 13 закона о судебной системе).

Правовое положение судей обладает свойством повышенной устойчивости, обусловленной соответствующими правовыми гарантиями. В соответствии со ст. 14 закона о судебной системе полномочия судей федеральных органов не ограничены определенным сроком, если иное не установлено Конституцией РФ или федеральным конституционным законом. Такое ограничение действует, например, в отношении военных судей. Ст. 14 закона о статусе судей установило, что судьи военных судов по достижении предельного возраста пребывания на военной службе подлежать увольнению с военной службе. А по положению о военных судах судьями военных судов могут быть только военнослужащие.

Судьи имеют профессиональный нравственный кодекс – кодекс чести судьи РФ, принятый советом судей РФ 21 октября 1993 года. Он устанавливает правила поведения как профессиональной, так и во вне служебной деятельности, обязательный для каждого судьи. Судья должен избегать всего, что могло бы умолить авторитет судебной власти. Он не вправе причинять ущерб престижу своей профессии. За совершение проступка, позорящего честь и достоинство судьи умолившего авторитет судебной власти, квалифицированная коллегия судей может прекратить его полномочия в соответствии со ст. 14 закона о статусе судей. Каждый суд осуществляет судебную власть в пределах своей компетенции, определенной законом. Юрисдикция (право решать правовые вопросы, производить суд) распространяться или на определенное государственною – территориальное образование (район, город, субъект РФ), или на структурное образование Вооруженных сил РФ (вид вооруженных сил, военный округ, флот, группу войск, гарнизон и т.д.). В отдельных случаях судебная юрисдикция распространяется на определенных лиц или социальную группу (дача заключения при возбуждении вопроса об отрешении от должности Президента РФ высшими судебными органами в порядке ст. 93 конституции РФ; рассмотрении уголовных дел по обвинению в преступлении судей в случаях предусмотренных п. 7 ст. 16 закона « о статусе судей »).

Кроме того, юрисдикция суда может распространятся на судебный округ, территория и население которого, не обязательно совпадают с административно – территориальным делением государства. Так, Закон об арбитражных судах установил 10 арбитражных судов, юрисдикция которых распространяется на федеральные округа, объединяющих различных субъектов РФ.

Суд осуществляет судебную власть в судебном составе, определяемым в соответствии с законодательством, устанавливающий процессуальный порядок рассмотрения конкретных дел. Так, например, Конституционный суд РФ рассматривает и решает дела, как в пленарных заседаниях, так и в заседаниях палат Конституционного Суда. В судах общей юрисдикции гражданские дела рассматриваются в суде 1 инстанции единолично и коллегиально. Судья, рассматривающий дело единолично, действует от имени суда. Коллегиальное рассмотрение дел осуществляется судом в составе судьи и двух народных заседателей (ст. 6 ГПК). Уголовные дела в соответствии со ст. 15 УПК могут рассматриваться как коллегиально, так и единолично. В коллегиальный состав суда могут входить судьи и два народных заседателя или профессиональные судьи. В суде присяжных уголовное дело рассматривается с участием присяжных заседателей, а председательствует в судебном заседании 1 профессиональный судья (ст. 435 УПК).

Независимо от того, в каком составе рассматривается то или иное конкретное дело решение по нему принимает суд, как орган судебной власти. Оно подлежит обязательному исполнению всеми и повсеместно, на ровне с законом.

Судебная система это совокупность всех действующих в РФ в соответствии с ее Конституцией судов, объединяемая единством задач судебной власти, принципов организации и деятельности судов, построенное с учетом федеративного и административно – территориального устройства государства.

Основа построения судебной системы – Конституция РФ. Судебная система РФ устанавливается Конституцией Федеральным Конституционным Законом « о судебной системе РФ », создание чрезвычайных судов не допускается (ст. 118 Конституции). Статьи 125 – 127 Конституции РФ, определяющие компетенцию Конституционного Суда РФ, высших судебных органов, судов общей юрисдикции и арбитражных судов так же имеются основополагающие значения для устройства судебной системы и ее функционирования.

Структура судебной системы в настоящее время установлена рядом законодательных актов с учетом принципиальных норм Конституции, Федеральными Конституционными Законами о судебной системе, о Конституционном Суде, Об арбитражных судах, Положением о Военных Трибуналах.

Систему федеральных судов составляют:

1. Конституционный Суд РФ,

2. Суды общей юрисдикции,

3. Арбитражные суды.

Они различаются по структуре и объему полномочий. Кроме них, Законом о судебной системе, как указывалось, предусмотрены суды субъектов РФ – Конституционные (уставные) суды и мировые судьи (ст. 4).

Конституционный Суд РФ

– единственное судебное учреждение, компетентное решать вопросы, обозначение в ст. 125 Конституции РФ. Каких – либо других судов иного уровня с аналогичными функциями в РФ не существует.

Суды общей юрисдикции и арбитражные суды образуют две ветви Российской судебной системы. Так, к

судам общей юрисдикции относятся:

Верховный Суд РФ – высший судебный орган по отношению к этим судам; Верховные Суды республик в составе РФ, краевые, областные, городские суды Москвы и Санкт – Петербурга, суды автономной области и автономных округов;, районные (городские) суды.

К судам общей юрисдикции относятся так же военные суды – это военные суды гарнизонов, армий, флотилий, видов Вооруженных Сил, Военных округов, флотов и др. в отличие от Военных Судов другие суды общей юрисдикции иногда называют « общими » судами. В систему судов общей юрисдикции, согласно ст. 4 закона о судебной системе, входят мировые судьи.

Систему судов общей юрисдикции возглавляет Верховный Суд РФ, как высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Надзор Верховного Суда за судебной деятельностью в полном объеме распространяется как на общие, так и на Военные Суды.

Система арбитражных судов включает

Высший Арбитражный Суд РФ; Федеральные Арбитражные Суды округов; арбитражные суды республик, краев, областей и др. субъектов РФ.

Суды, входящие в судебную систему, различаются объемом компетенций, и по этому принято различать звенья судебной системы. Суды, обладающие одинаковой компетенцией, занимающие одинаковое место в судебной системе, относятся к одному звену судебной системы. Так, все районные (городские) суды образуют первое звено системы судов общей юрисдикции, все областные и им соответствующие суды – второе звено, Верховный Суд РФ – третье, высшее звено. Основное звено судебной системы федеральных судов общей юрисдикции – районные (городские) суды. Они рассматривают подавляющее большинство судебных дел, ближе всего находятся к населению. Верховные суды республик, краевые, областные суды – среднее звено судебной системы. Суды второго и третьего звена судебной системы, правомерны проверять законность и обоснованность решений судов низших звеньев, принято называть вышестоящими, а суды, чьи решения могут быть предметом проверки, - нижестоящими.

Военные суды так же состоят из трех звеньев:

основное, 1 звено – военные суды гарнизонов и им равные;

средние, - второе звено – военные суды видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, групп войск.

Высшее третье звено – Верховный суд РФ, в структуре которого имеется Военная Коллегия.

Система арбитражных судов состоит из трех звеньев.

Основное, первое звено – арбитражные суды республик, краевые, областные и др. соответствующие им арбитражные суды субъектов РФ.

Второе звено – федеральные арбитражные окружные суды.

Высшее звено – Высший арбитражный Суд РФ.

Помимо разделения судов на звенья судебной системы, определяющего их место в судебной иерархии, суды разделяются по их процессуальной компетенции на суды 1 инстанции, суды 2 кассационной инстанции и суды надзорной инстанции.

Суд первой инстанции

в системе судов общей юрисдикции непосредственно исследует доказательства судебном заседании, рассматривая гражданские и уголовные дела по существу, и именем государства выносит решения по гражданскому делу или приговор по уголовному делу. Суды 1 звена судебной системы – суды только первой инстанции. В качестве суда 1 инстанции в соответствии с процессуальным законом может выступать суд любого звена судебной системы, например, Верховный Суд РФ в соответствии со ст. 19 Закона досудебной системе в пределах своих полномочий рассматривает, в частности, дела в качестве суда 1 инстанции. Ст. 38 УПК, что верховному Суду РФ подсудные дела особой сложности или особого общественного значения, приинятые им к своему производству по собственной инициативе, а так же по инициативе Генерального прокурора РФ при наличии ходатайства обвиняемого.

Суд второй инстанции (кассационной)

на основании жалоб заинтересованных лиц или кассационного протеста прокурора поверяет законность и обоснованность решений суда 1 инстанции, не вступивших в законную силу, и вправе отменить их или в определенных пределах внести в них изменение. Например, областной суд является судом 2 инстанции по отношению к районному суду.

Суд надзорной инстанции

по протестам управомоченных на то прокуроров или председателей судов (и их заместителей) проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу решений суда 1 инстанции, а так же решений суда кассационной инстанции или нижестоящей надзорной инстанции.

Суды второго звена судебной системы могут выступать в качестве судов 1, 2 и надзорной инстанции.

Определенная специфика полномочий имеется в арбитражных судах. В частности, в низовом (первом) звене арбитражных судов имеет место не только слушание дел по первой инстанции, но и повторное их рассмотрении в апелляционном порядке.

Федеральный арбитражный суд округа проверяет в кассационном порядке законность судебных актов по делам, рассматриваемым в низовом звене арбитражных судов 1 или апелляционной инстанциях.

Высший арбитражный Суд рассматривает по первой инстанции дела, отнесенные к его исключительной подсудности, а так же проверяет в порядке надзора законность и обоснованность вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в РФ.

Законность и обоснованность не вступивших в законную силу приговоров судов присяжных проверяет кассационная палата Верховного Суда РФ, действующая в составе судебной коллегии по уголовным делам.

Заключение

Суд – третья ветвь власти в государстве, именно ему подлежит вынесение нелегких решений, в соответствии с установленным законом выносить справедливые решения, выносить приговоры о виновности, выносить определения по различным фактам.

Закон четко определяет структуру судебной власти и четко делит полномочия судов, закон (кодексы) которыми в своей деятельности руководствуются те или иные суды в зависимости от полномочий, другие правовые (подзаконные) акты. Точное деление на инстанции судов, как правило необходимое условие, установленное законом, для установления истины и торжества справедливости.

Список использованной литературы

1. Конституция РФ

2. Правоохранительные органы РФ учеб. Для высших юридических учеб. Заведений и юр. Факультетов.под ред. Божьева В.П. М.: 1997г

3. Правоохранительные органы К.Ф. Гуценко, М.А. Ковалев учеб. Для юр. Вузов и факультетов изд. 2-е испр. И доп. М.: 1996 год.

4. судоустройство и правоохранительные органы Российской Федерации

под ред. Щвецова В.И. М.: 1997 г.

5. Фокин В.М. Правоохранительные органы Российской Федерации М.: 2001 год.

1. План ………………………………………………….2

2. Введение……………………………………………...3

3. глава 1 суд как орган судебной власти………………4

4. заключение…………………………………………..10

5. список использованной литературы………………..11

  • 7.Понятие юрисдикции, судебной инстанции, судебного звена, ветви судебной системы.
  • 8.Понятие правосудия и его свойства.
  • 9.Система судов общей юрисдикции, в т.Ч. Военных судов. Форма контроля за деятельностью судов.
  • 10.Система арбитражных судов, как одна из ветвей российской судебной системы.
  • 11.Принципы правосудия: законность, осуществление правосудия только судом, независимость судей, равенство всех перед законом и судом, право на судебную защиту.
  • 12.Правовое значение принципа презумпции невиновности. Свидетельский иммунитет, конституционное закрепление.
  • 13.Обеспечение права на защиту, гласность. Характеристика и значение этих принципов.
  • 14.Охрана чести и достоинства личности, как обязательное условие правоохранительной деятельности и их приоритетное значение.
  • 15.Участие граждан в осуществлении правосудия, в том числе в арбитражных и присяжных заседателей, других участников судопроизводства.
  • 16.Основы организации Конституционного Суда рф и его компетенция.
  • 17.Принципы и особенности конституционного судопроизводства. Правовое значение судебных решений.
  • 18.Районный (городской) суд, как основные звенья судебной системы. Структура и компетенция суда.
  • 19.Структура и компетенция областного и приравненного к нему суда. Роль суда по осуществлению правового контроля в процессе кассационного и надзорного производства.
  • 20.Верховный Суд рф, как высшая судебная инстанция. Компетенция судебных коллегий и Президиума Верховного Суда в процессе кассационного и надзорного производства.
  • 21.Организация, принципы построения и полномочия военных судов.
  • 22.Арбитражный суд субъекта рф. Структура и полномочия суда. Рассмотрение дел в апелляционном порядке.
  • 23.Федеральный арбитражный суд округа. Полномочия суда, в т.Ч. По контролю за деятельностью нижестоящих судов. Кассационное рассмотрение дел.
  • 24.Высший Арбитражный Суд рф, его полномочия по надзору за деятельностью нижестоящих судов. Рассмотрение дел в порядке надзора.
  • 25.Понятие правового статуса судей рф. Особенности правового положения профессиональных судей и их роль в рассмотрении и разрешении дел.
  • 26.Основания и порядок отбора кандидатов на должность судей. Требования, предъявляемые к кандидатам и судьям.
  • 27.Порядок наделения полномочиями судей первого и высшего звена.
  • 28.Права судей по осуществлению судебной власти и гарантии их обеспечения.
  • 29.Сроки полномочий судей. Основания приостановления и прекращения полномочий судьи.
  • 30.Органы судейского сообщества, из задачи и значение. Квалификационные коллегии судей и их полномочия.
  • 31.Органы предварительного следствия и их основные задачи.
  • 32.Органы дознания, их задачи и роль в борьбе с преступностью.
  • 33.Полиция и её роль в борьбе с преступностью.
  • 34.Правовое значение деятельности органов дознания для судебного разбирательства и обеспечения неотвратимости наказания.
  • 36.Понятие и содержание организационного обеспечения судебной деятельности.
  • 37.Министерство юстиции рф и его роль в законотворческой деятельности и деятельности по обеспечению юридической помощи населению и контролю за общественными и религиозными организациями.
  • 38.Порядок назначения на должность нотариуса. Квалификационная и апелляционная комиссии, их полномочия.
  • 39.Основные правила и порядок совершения нотариальных действий. Контроль за деятельностью государственных и частных нотариусов.
  • 40.Правовой статус адвоката. Адвокатская тайна и гарантии ее сохранения.
  • 41.Задачи адвокатуры. Профессиональные объединения адвокатов и их органы.
  • 42.Понятие и виды оперативно-розыскной деятельности.
  • 43.Оперативно-розыскная деятельность и ее значение для предупреждения преступлений. Задачи орд.
  • 44.Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации.
  • 45.Конституционный контроль в рф и его значение для построения правового государства.
  • 46.Правовое значение судебных решений и способы их реализации.
  • 47.Основные способы осуществления правосудия по разрешению правовых конфликтов.
  • 48.Цели и задачи правосудия. Значение актов правосудия.
  • 49.Правовое значение деятельности органов предварительного следствия для признания виновности лица и объема судебного разбирательства.
  • 50.Взаимодействие и координация деятельности правоохранительных органов в целях предупреждения, пресечения и раскрытия наиболее опасных преступлений.
  • 51.Федеральные суды и суды субъектов рф.
  • 52.Независимость судей и гарантии ее обеспечения.
  • 53.Единство статуса судей. Различие полномочий судей первого и второго звена.
  • 54.Решения, принимаемые Конституционным Судом рф и их юридическое значение.
  • 6.Суд как орган судебной власти. Судебная система России.

    Понятие “суд” имеет несколько значений. Это и государственный орган, осуществляющий правосудие, и само судебное разбирательство, и здание, в котором размещается это учреждение, и судьи, единолично рассматриваю­щие дела.

    Суд, осуществляющий судебную власть, является государственным орга­ном. Иные организации, в названии которых содержится слово “суд” - суды офицерской чести, товарищеские суды и т. д. - не обладают судебной властью в том смысле, который определен Конституцией РФ. Конституция РФ и За­кон “О судебной системе РФ” предусматривают следующие виды органов, ко­торым принадлежат полномочия по осуществлению судебной власти: Кон­ституционный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, арбитражные суды, конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации и мировые судьи.

    Суд представляет собой учреждение, где обычно работают не один, а не­сколько судей. Судебная власть осуществляется по конкретным делам не все­ми судьями одновременно, а так называемыми судебными составами. Рас­сматривать дело по существу могут судья единолично, коллегия из трех судей, судья и два народных заседателя, суд присяжных. Но и один судья, и судья с народными заседателями, и коллегия являются судом, так как дейст­вуют не от своего имени, а от имени государства.

    Каждый суд осуществляет судебную власть в пределах компетенции, оп­ределенной законом. Районный (городской) суд рассматривает уголовные и гражданские дела по существу, а областной суд не только рассматривает уго­ловные дела, но и проверяет обоснованность и законность решений район­ного. Арбитражные суды могут рассматривать только арбитражные дела, а принять к своему производству гражданское или уголовное дело не имеют права.

    Юрисдикция (право решать правовые вопросы) каждого суда распростра­няется на определенную территорию (район, область) или на структурное об­разование Вооруженных Сил Российской Федерации (гарнизон, военный ок­руг). Название суда соответствует территориальной или структурной сфере его деятельности (Московский областной суд, военный суд Одинцовского гарни­зона). Кроме того, в системе арбитражных судов действуют федеральные арби­тражные суды, юрисдикция которых не совпадает с административно-террито­риальным делением. Предполагается, что и мировые судьи будут назначаться по судебным округам.

    7.Понятие юрисдикции, судебной инстанции, судебного звена, ветви судебной системы.

    Звено судебной системы - суды, за­нимающие одинаковое положение в судебной системе.

    С учетом этого гражданские суды общей юрис­дикции подразделяются на суды трех звеньев (уровней):

    основное звено (районные суды);

    среднее звено (верховные суды республик, краевые и област­ные суды, суды городов федерального значения, суды автономной об­ласти и автономных округов);

    высшее звено (Верховный Суд РФ).

    Подобным образом организованы и военные суды:

    основное звено (гарнизонные военные суды);

    среднее звено (окружные (флотские) военные суды);

    высшее звено (Военная коллегия Верховного Суда РФ).

    основное звено (арбитражные суды субъектов РФ);

    первое промежуточное звено (арбитражные апелляционные суды);

    второе промежуточное звено (федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды));

    высшее звено (Высший Арбитражный Суд РФ).

    Суды субъектов РФ, как это видно по сказанному выше, не образуют подобного рода систем (подсистем), поскольку их кон­ституционные (уставные) суды и учреждаемые там мировые судьи не являются взаимосвязанными или взаимоподчиненными органами.

    Судебная инстанция - суд (или его струк­турное подразделение), выполняющий (или выполняющее) конкретную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел (принятие решения по существу дела, проверка законности, обоснованности и справедливости решения, вступившего или не вступившего в закон­ную силу).

    Суд первой инстанции уполномочен принимать решение по существу тех вопросов, которые являются ос­новными для данного дела. По уголовным делам - это вопросы о ви­новности или невиновности подсудимого в совершении преступления, а в случае признания виновным - и о применении или неприменении уголовного наказания, об определении конкретной его меры. По граж­данским делам существо дела обычно составляет вопрос о доказанно­сти или недоказанности предъявленного иска и о тех юридических последствиях, которые должны наступить. В отношении гражданских и уголовных дел судами первой инстанции могут быть почти все суды в пределах предоставленных им полномочий, которые более или ме­нее четко определены в законе. Исключение составляют федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды) и ар­битражные апелляционные суды: им не дано право быть судами пер­вой инстанции.

    Суд второй (апелляционной или кассационной) инстанции при­зван проверять законность, обоснованность и справедливость приго­воров и других судебных решений, как правило, не вступивших в законную силу.

    В системе судов общей юрисдикции функция апелляционной ин­станции возложена законами от 7 августа 2000 г. на районные суды при осуществлении ими контроля за законностью, обоснованностью и справедливостью не вступивших в законную силу приговоров и ре­шений по гражданским делам, вынесенных мировыми судьями. В си­стеме арбитражных судов такую функцию выполняют арбит­ражные апелляционные суды. Одна из основных особенностей разбирательства судебных дел в апелляционной инстанции заключается в том, что оно (разбиратель­ство) представляет собою полное или частичное повторное рас­смотрение дела с возможным непосредственным исследованием всех или части доказательств, которое может завершиться постановлени­ем нового (апелляционного) приговора либо решения по гражданско­му делу.

    В системе судов общей юрисдикции (гражданских и военных) в качестве кассационных инстанций могут выступать все суды, кроме районных и гарнизонных военных судов, а точнее - судебные колле­гии судов среднего звена, Кассационная и судебные коллегии Верхов­ного Суда РФ. На эти инстан­ции возлагается проверка законности, обоснованности и справедли­вости не вступивших в законную силу всех приговоров по уголовным делам, решений, выносимых в результате рассмотрения по первой ин­станции гражданских дел, а также большинства иных судебных реше­ний. Они же проверяют не вступившие в законную силу приговоры и другие решения апелляционных инстанций. В подсистеме арбитраж­ных судов функции кассационных инстанций выполняют федеральные арбитражные суды округов.

    Производство в кассационной инстанции, в отличие от производ­ства в апелляционной инстанции, не является повторным рассмотре­нием дела, завершающимся постановлением нового приговора или ре­шения по гражданскому делу. Решение кассационной инстанции (кас­сационное определение) не заменяет проверенные приговор или иное судебное решение, а может отменить его или исправить допущенную в нем нижестоящим судом ошибку.

    Широкое признание получил термин “надзорная инстанция”. В системе гражданских и военных судов общей юрисдикции в таком качестве могут выступать:

    президиумы судов среднего звена;

    Кассаци­онная и судебные коллегии Верховного Суда РФ и его Президиум;

    в системе арбитражных судов - Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ.

    Основная задача надзорных инстанций - проверка приговоров и иных судебных решений, вступивших в законную силу. Именно этим существенно отличается проверка судебных решений в надзорных ин­станциях от проверки в кассационных или апелляционных инстанци­ях, которые, как отмечено выше, имеют дело с приговорами и иными судебными решениями, не вступившими в законную силу.

    При характеристике существа полномочий надзорных инстанций важно знать, что для проверки ими приговоров и иных решений, всту­пивших в законную силу, установлено две процедуры:

    “производство в надзорной инстанции ” (“производ­ство в порядке судебного надзора”, “надзорное производство”);

    “производство ввиду новых или вновь открывшихся об­стоятельств ”.

    В случае разбирательства ими уголовных дел в порядке судебного надзора проверяется, как правило, законность приговоров и иных су­дебных решений. По итогам такого разбирательства не может быть принято решение, отменяющее оправдательный приговор или иным образом ухудшающее положение осужденного (см. ст. 405 УПК). Од­нако при разбирательстве гражданских и арбитражных дел применя­ются несколько иные правила. В частности, соответствующее законо­дательство не запрещает вынесение новых решений по итогам рас­смотрения надзорных жалоб, в том числе решений, ухудшающих по­ложение какой-то из спорящих сторон.

    При выявлении особо названных в законах (новых или вновь от­крывшихся) обстоятельств надзорная инстанция вправе проверить как законность, так и обоснованность приговора или иного судебного ре­шения. Ей дозволено также принять, в четко определенных пределах, решение, ухудшающее положение осужденного по уголовному делу.

    Наряду с названными выше надзорными инстанциями в качестве инстан­ций, наделенных полномочием по проверке судебных решений ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств, могут выступать и другие суды. Например, проверка приговора мирового судьи с соблюдением такой процедуры осуществ­ляется районным судьей, а проверка решения по гражданскому делу, вынесенно­го судьей любого суда, возможна тем же судьей.

    Вышестоящая инстанция или вышестоящий суд - суды или их структурные подразделения, занимающие более высокую ступень. Как отмечено в ч. 2 ст. 36 Закона о судебной систе­ме, “суды, рассматривающие дела в апелляционном или кассацион­ном порядке, считаются вышестоящими по отношению к судам пер­вой инстанции. Суды, рассматривающие дела в порядке надзора, счи­таются вышестоящими по отношению к судам, принимавшим ранее решения по делу”.

    Пользуются также весьма созвучным термином “высшая судебная инстанция”. Этот термин является синонимом наименований Вер­ховного Суда РФ или Высшего Арбитражного Суда РФ, а иногда - и Конституционного Суда РФ.

    Понятие “суд” имеет несколько значений. Это и государственный орган, осуществляющий правосудие, и само судебное разбирательство, и здание, в котором размещается это учреждение, и судьи, единолично рассматривающие дела.

    Суд, осуществляющий судебную власть, является государственным органом.

    Иные организации, в названии которых содержится слово “суд” - суды офицерской чести, товарищеские суды и т. д. - не обладают судебной властью в том смысле, который определен Конституцией РФ. Конституция РФ и Закон “О судебной системе РФ” предусматривают следующие виды органов, которым принадлежат полномочия по осуществлению судебной власти: Конституционный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, арбитражные суды, конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации и мировые судьи.

    Суд представляет собой учреждение, где обычно работают не один, а несколько судей. Судебная власть осуществляется по конкретным делам не всеми судьями одновременно, а так называемыми судебными составами. Рассматривать дело по существу могут судья единолично, коллегия из трех судей, судья и два народных заседателя, суд присяжных. Но и один судья, и судья с народными заседателями, и коллегия являются судом, так как действуют не от своего имени, а от имени государства.

    Каждый суд осуществляет судебную власть в пределах компетенции, определенной законом. Районный (городской) суд рассматривает уголовные и гражданские дела по существу, а областной суд не только рассматривает уголовные дела, но и проверяет обоснованность и законность решений районного. Арбитражные суды могут рассматривать только арбитражные дела, а принять к своему производству гражданское или уголовное дело не имеют права.

    Юрисдикция (право решать правовые вопросы) каждого суда распространяется на определенную территорию (район, область) или на структурное образование Вооруженных Сил Российской Федерации (гарнизон, военный округ). Название суда соответствует территориальной или структурной сфере его деятельности (Московский областной суд, военный суд Одинцовского гарнизона). Кроме того, в системе арбитражных судов действуют федеральные арбитражные суды, юрисдикция которых не совпадает с административно-территориальным делением. Предполагается, что и мировые судьи будут назначаться по судебным округам.

    Еще по теме § 2. Суд как орган судебной власти:

    1. ДЖОШ МАКДАУЭЛЛДИК ДЕЙ. Как стать героем в глазах ребенка, 1995
    2. Иваненко А.А.. Философия как наукоучение: Генезис научного метода в трудах И. Г. Фихте., 2012
    3. Мухаев, Рашид Тазитдинович. Правовые основы Российского государства: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление», 2007

    Судебная ветвь власти в Российской Федерации обладает очень сложной и иерархичной структурой. Каждый вид суда как органа судебной власти будет подробно рассмотрен в этой статье.

    Общая характеристика судебной власти в РФ

    Судебная ветвь власти признается самостоятельной и независимой системой наряду с исполнительной и законодательной ветвями. В чем проявляется независимость суда как органа судебной власти? Закон говорит о неприкосновенности и самостоятельности судей, подчиняющихся только Конституции и прочим нормативным актам РФ.

    Система разделения властей базируется на принципе сдержек и противовесов. Судебная ветвь власти играет здесь не последнюю роль. Так, суды могут отменять отдельные законы, указы или постановления. При этом возможность обжаловать решения суда позволяет противостоять преступным действиям представителей рассматриваемой ветви.

    На сегодняшний день закреплена следующая структура судебной системы:

    • Конституционная юстиция.
    • Система судов общей юрисдикции.
    • Арбитражные суды.

    Каждое из представленных направлений будет подробно охарактеризовано далее.

    О признаках и принципах судебной системы

    Каждый суд как орган судебной власти и правосудия обладает рядом важнейших признаков. Здесь стоит выделить:

    • реализацию властных полномочий в правосудной форме;
    • самостоятельное и независимое положение;
    • особый статус судей;
    • осуществление власти посредством уголовного, конституционного, гражданского и административного видов судопроизводства.

    Таким образом, признаками судебной системы являются особые черты властных органов, которые качественно отличают их от других инстанций. А какие здесь стоит выделить принципы? На каких идеях, условиях и убеждениях выстроен российский суд как орган судебной власти? Вот на что указывают юристы:

    • демократичность и гуманизм;
    • законность и подчиненность основному закону страны;
    • открытость и гласность.

    Сюда же стоит добавить соответствие международным нормам, а также соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

    О системе конституционной юстиции

    В Российской Федерации существует Конституционный суд РФ как орган судебной власти, считающийся основным в стране. Именно представители Конституционного суда способны отменять или пропускать законы, давать толкование нормам Конституции, а также проверять федеральные законы на соответствие основному закону страны.

    Конституционный суд, таким образом, является органом конституционного контроля. Он в самостоятельной и независимой форме реализует полномочия, возложенные на него законом. Стоит отметить, что Конституционный суд выступает в роли некоего арбитра: его представители способны разрешать споры между федеральными и региональными органами. Также суд имеет право на законотворческую инициативу в рамках своей профессиональной деятельности.

    В конституционную юстицию входят уставные суды. Они создаются в регионах и обладают, по сути, всеми теми же полномочиями, что и Конституционный суд. При этом уставные суды не подчиняются суду Конституционному, хоть и входят в одну систему юстиции.

    Структура Конституционного суда как органа судебной власти

    В состав Конституционного суда входят 19 высококвалифицированных судей. Назначаются они на должность верхней палатой Федерального Собрания. Соответствующие кандидатуры Совфеду предлагает глава государства. Полномочия рассматриваемой судебной инстанции не могут ограничиваться сроками (как в случае с Госдумой или Президентом). При этом какие-то отдельные судьи могут увольняться или сниматься с должности.

    В такой орган судебной власти, как Конституционный суд, должны входить только самые лучшие представители российской судебной системы. Так, к кандидатам на должность судьи рассматриваемой инстанции предъявляются следующие требования:

    • возраст не менее 40 лет;
    • безупречная во всем репутация;
    • наличие высшего образования по направлению "юриспруденция" и соответствующий стаж работы не менее 15 лет.

    При этом сам суд осуществляет работу в двух направлениях:

    • пленарное заседание;
    • заседание палат.

    Состав той или иной палаты определяется жеребьевкой. В заседании пленарного типа участвуют все судьи: здесь рассматриваются вопросы по модернизации работы инстанции, решаются вопросы законотворческого процесса и т. д. В палатах устанавливаются конкретные темы деятельности: толкование Конституции, рассмотрение законопроектов и т. д.

    Общая характеристика Верховного суда

    Что представляет собой Верховный суд? Согласно статье 126 российской Конституции, это основной орган в судебной системе общей юрисдикции. В полномочия Верховного суда входят:

    • контроль над деятельностью нижестоящих судов (областных, районных, мировых);
    • рассмотрение дел в качестве первой или второй инстанции;
    • изучение и анализ судебной практики;
    • осуществление законотворческого процесса в рамках своей профессиональной деятельности.


    Верховный суд - высший орган судебной власти. Это, можно сказать, конечная и самая важная инстанция во всей системе общей юрисдикции - системе, работающей непосредственно с российскими гражданами. Стоит подробнее рассказать про структуру Верховного суда.

    О структуре Верховного суда

    • Пленум.
    • Президиум.
    • Кассационная коллегия.
    • Судебные коллегии по делам гражданского, уголовного и военного типа.

    Чем занимается пленум? Здесь всем руководит председатель ВС, назначаемый на должность Совфедом. На пленуме решаются вопросы по обобщению судебной практики, модернизации всей деятельности судебной инстанции, осуществляется законотворческий процесс и т. д. Президиум же занимается более конкретными видами деятельности. Это рассмотрение новых судебных дел, анализ судебной практики, контрольно-надзорная деятельность за нижестоящими инстанциями и т. д.

    В кассационной коллегии дела решаются повторно, то есть в качестве второй инстанции. Все остальные коллегии занимаются профессиональной деятельностью в рамках своих полномочий.

    О районных судах

    Районный суд считается самой распространенной инстанцией в системе общей юрисдикции. Она осуществляет все виды судопроизводства в качестве суда первого звена и второго звена в отношении мирового судьи. Как не сложно догадаться, районные суды расположены в отдельных районах того или иного субъекта РФ. Существуют также межрайонные инстанции - городские, областные, краевые и др.

    В районном суде работают профессионалы-судьи, в обязанности которых входит:

    • заслушивание дел;
    • избрание санкций;
    • рассмотрение ходатайств;
    • выдача приговоров и т. д.

    Решение районных судов как органов судебной власти и судебной системы могут быть переданы в Верховный суд как в инстанцию кассационного или апелляционного типа. При этом и сами районные суды могут быть вторыми звеньями - в отношении так называемых мировых судей.

    О мировых судьях

    Во всей российской судебной системе мировые судьи считаются самыми низкими инстанциями. Мировой судья осуществляет свои полномочия единолично. Занимается он рассмотрением незначительных гражданских дел. Вот на какие его полномочия указывает закон:

    • уголовные дела о преступлениях, наказание за которые не может превышать три года;
    • дела о выдаче приказов судебного типа;
    • дела о расторжении брака, но при условии, что у супругов отсутствуют дети;
    • дела о разделе имущества, сумма которого не превышает 50 тыс. рублей;
    • дела по некоторым имущественным спорам, стоимость предмета которых все так же не превышает 50 тыс. рублей;
    • дела об установлении или лишении отцовства или материнства.

    Мировой судья выступает только в качестве первой инстанции.

    О военных судах

    Что представляет собой военный суд как орган судебной власти? Юрисдикция суда военного типа прописана в ФКЗ № 1 "О военных судах". Вот какие полномочия военных судей здесь выделены:

    • Рассмотрение дел о преступлениях, совершаемых военными российских Вооруженных сил, солдатами-срочниками, контрактниками, представителями офицерского состава, сержантами, мичманами, матросами и т. д.
    • Рассмотрение правонарушений в системе гражданского судопроизводства. Речь идет о конфликтах между военнослужащими и российским Министерством обороны.


    Стоит отметить, что сам военный суд входит в систему общей юрисдикции. Подчиняется он Верховному суду РФ; более того, он даже является его частью. Существует несколько видов судов военного типа: флотские, гарнизонные, окружные и прочие. Все они являются судами первого звена. Если же говорить о второй, кассационной инстанции, то стоит отметить военную коллегию Верховного суда РФ.

    Про арбитражные суды

    В третьей судейской ветви, а именно арбитражной, до 2014 года существовал Высший арбитражный суд. Решением парламента и президента эта инстанция была распущена, а на ее месте появилась коллегия по разрешению экономических споров, входящая в систему Верховного суда. В регионах же сегодня действуют суды арбитражного характера, находящиеся в подчинении у представленной коллегии.

    Что представляет собой арбитражный суд как орган судебной власти? Кратко охарактеризовать его полномочия можно следующим образом:

    • защита законных интересов физических и юридических лиц в области деятельности экономического и предпринимательского характера;
    • восстановление нарушенных прав лиц в этой же области;
    • укрепление законности и следования законодательству РФ в представленной сфере деятельности;
    • реализация государственной политики в рамках своей профессиональной компетенции.

    Соответственно, сами арбитражные суды занимаются изучением и обобщением судебной статистики и практики, разрешением споров, деятельностью по осуществлению правосудия и т. д.

    О третейских судах

    Третейские суды в систему государственной власти не входят, однако упомянуть о них стоит. Все-таки законные и независимые функции способен осуществлять и третейский суд как орган судебной власти. Полномочия представленной инстанции очень похожи на функции судов арбитражного типа. Отличие одно - третейские суды, как правило, осуществляют свою деятельность на платной основе, а потому зачастую куда более эффективно и качественно.


    Третейские судебные инстанции рассматривают и разрешают экономические споры между юридическими лицами и обычными гражданами. В состав третейского суда входит специальная коллегия арбитров. Решения таких судов обязательны для исполнения, в противном случае на провинившееся лицо может быть возложен штраф.

    Случайные статьи

    Вверх