Разделение властей: законодательная, исполнительная, судебная. Принципы разделения властей

Одна из главных функций любого государства состоит из устройства государственной власти, то есть создании опорной системы органов государственной власти. Создание такой системы предопределяет, что органы государственной власти действуют не обособлено друг от друга, а обеспечивают эффективность отправления функций государства, и прежде всего защиту прав человека во взаимодействии. Рассмотрим на примере три вида органов государственной власти: законодательная власть; исполнительная власть; законодательная власть.

Органы законодательной власти

Органы законодательной власти занимают центральное место в государственном аппарате. Они подразделяются на высшие и местные. К высшим органам относятся парламенты. Одной из важнейших функций является принятие законов. Законодательная власть - представительная. На основе выборов народ передает власть своим представителям и таким образом уполномочивает представительные органы осуществлять государственную власть. В этом смысле можно говорить о первичности представительных органов в механизме государственной власти, их приоритете и верховенстве. Как отмечал Дж. Локк, «законодательная власть по необходимости должна быть верховной, и все остальные власти в лице каких-либо членов или частей общества проистекают из нее и подчинены ей»Локк Дж. Избранные произведения. М.,1962. Т. 2. С. 86.

Верховенство - и это важно для сегодняшней российской действительности - не означает и не должно означать полновластия законодательных органов. Имеются сущностные и политико-юридические ограничения этой власти. Сущностные ограничения вытекают из ее делегированности (только народ обладает всей полнотой государственной власти), определяются принципиальной зависимостью от воли избирателей.

Законодательная власть - это делегированная коллегиальная власть. Дж. Локк писал, что в хорошо устроенных государствах, где принимается во внимание благо целого, законодательная власть передается в руки различных лиц, которые, собравшись должным образом, обладают сами или совместно с другими властью создавать законы. Название данной ветви «законодательная» не означает, что, кроме законодательной деятельности, представительные органы не выполняют никакой другой. Не менее существенной функцией законодательной власти является финансовая, реализуемая в праве ежегодно утверждать государственный бюджет страны. Есть и определенные «распорядительные» функции, связанные с формированием высших исполнительных и судебных органов. Немаловажную роль в деятельности законодательных органов играет осуществляемый ими контроль за работой правительства, иных должностных лиц исполнительной власти. В отличие от судебной, законодательная власть вправе давать лишь политическую оценку тем или иным представителям исполнительной власти и на этой основе привлекать их к политической ответственности (импичмент). Таким образом, законодательная власть - это делегированная народом своим представителям государственная власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля за аппаратом исполнительной власти, главным образом в финансовой сфере. Законодательная власть реализуется избираемым (иногда частично назначаемым) парламентом (фр. parler - «говорить») - высшим представительным органом государства Российская юридическая энциклопедия. Гл.ред. А.Я.Сухарев - М.: ИНФРА-М,2002; 304с.. Парламент обычно включает в себя две палаты: верхнюю и нижнюю. Двухпалатная структура, как уже говорилось, предохраняет парламент от поспешных решений нижней палаты. Как правило, срок полномочий верхней палаты более длителен, чем нижней, ее депутаты имеют более высокий возрастной ценз, она реже обновляется и формируется на основе косвенных (непрямых) выборов. В большинстве стран досрочному роспуску подлежат только нижние палаты.

Руководство парламентом осуществляется единолично председателем, коллегиальные органы (президиумы) крайне редки. Председатель представляет парламент во взаимоотношениях с другими органами, руководит прениями, голосованием, координирует работу внутрипарламентских органов и т.д.

Парламент обладает большими полномочиями в сфере законотворчества (издавать законы самостоятельно или совместно с главой государства). Он вправе устанавливать налоги, принимать государственный бюджет, участвовать во внешнеполитическом процессе, решать вопросы обороны. Парламент может осуществлять и иные функции: привлекать президента, членов правительства к ответственности (импичмент), создавать комиссии по расследованию.

Порядок работы парламента определяется его регламентом, в котором также закрепляются основные стадии законодательного процесса: законодательная инициатива, обсуждение законопроекта на пленарных заседаниях и в комиссиях, принятие и утверждение, опубликование.

Органы исполнительной власти

В отличие от законодательной власти, носящей первичный, верховенствующий характер, исполнительная (административная) власть имеет по своей сути вторичный, производный характер. Это, кстати, вытекает из этимологии понятия «администрация» («ad-ministrare» - «служить для»; «ministrare» - глагол, производный от «ministris» - «слуга», формы родительного падежа от основы «minus» - «минус») Российская юридическая энциклопедия. Гл.ред. А.Я.Сухарев - М.: ИНФРА-М,2002; 322с.. Корень «минус» свидетельствует, что администрация всегда находится в подчиненном положении, над ней есть некто, кому принадлежит впасть. Задачи администрации остаются неизменными по своей природе и состоят в исполнении поручений, данных ей носителями власти, и в разрешении сообразно с этим частных вопросов.

Исполнительная власть носит подзаконный характер. Все действия и акты соответствующих органов основываются на законе, не должны ему противоречить, направлены на исполнение закона. Отсюда их название - исполнительные.

Существенные признаки исполнительной власти - это ее универсальный и предметный характер. Первый признак отражает тот факт, что исполнительная власть, ее органы действуют непрерывно и везде, на всей территории государства. Этим они отличаются и от законодательных, и от судебных органов. Другой признак означает, что исполнительная власть, также в отличие от законодательной и судебной, имеет другое содержание, поскольку опирается на людские, материальные, финансовые и иные ресурсы, использует инструмент служебных продвижений и систему поощрений. В руках исполнительной власти находится весьма грозная сила в лице ее чиновников, армии, администрации, судей. Среди этой силы особая роль принадлежит вооруженным формированиям: армии, органам безопасности, милиции (полиции).

Указанные признаки, и особенно предметный, «силовой» характер исполнительной власти, составляют объективную основу для возможной узурпации всей полноты государственной власти именно исполнительными органами. Здесь чрезвычайно важны действенные механизмы сдержек и противовесов, эффективные рычаги политической ответственности как со стороны законодательной власти (через развитое законодательство - правовые законы), так и со стороны судебной власти (через судебный контроль и конституционный надзор).

Значит, исполнительная власть - это вторичная подзаконная ветвь государственной власти, имеющая универсальный, предметный и организующий характер и направленная на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти.

Исполнительная власть реализуется государством через правительство (президента) и его органы на местах. Правительство (президент) осуществляет верховное политическое руководство и общее управление делами общества.

Исполнительная власть на местах осуществляется посредством либо назначаемых центром местных органов исполнительной власти (местной администрации), либо выборных органов местного самоуправления. Обычно руководство местными делами поручается назначаемому представителю центральной власти - губернатору, префекту. Он возглавляет аппарат местного управления, который составляет часть аппарата государственного управления. В случае, когда управление реализуется выборными органами, они имеют определенную самостоятельность по отношению к центральным органам исполнительной власти.

Система местного самоуправления, или муниципальная система, включает как выборные органы самоуправления, так и административные службы, находящиеся в их ведении. Эти службы образуют коммунальную, или муниципальную, администрацию, содержание которой обеспечивается за счет местного бюджета.

Органы судебной власти

Органы, отправляющие правосудие, - третья ветвь государственной власти, которая, играет особую роль как в механизме государственной власти, так и в системе сдержек и противовесов. Особая роль суда определяется тем, что он - арбитр в спорах о праве. Только судебная власть, но никак не законодательная или исполнительная, отправляет правосудие. В этом гарантии и независимости суда, и прав и свобод граждан, и государственности в целом. Важно, что суд не только реализует принцип справедливости в правоприменительной практике, но и выступает как своеобразный арбитр в процессе законотворчества (чего не было в советское время). Тем самым суд выступает в качестве «сдержки и противовеса» по отношению к двум другим ветвям власти. Причем у суда есть определенные преимущества по сравнению с законодателем в оперативности приведения правопорядка в соответствие с требованиями жизни. Суд, обращаясь к толкованию конституции и права, может принимать решения, руководствуясь не только буквой, но и духом закона, аксиомами и принципами права. Речь идет прежде всего об экстремальных, исключительных ситуациях, особенно в процессах, обеспечивающих такое распределение и баланс двух других ветвей власти, которые в конечном счете гарантировали бы господство права и справедливости в обществе.

Необходимо отметить, что в советском обществе суд рассматривался лишь как орган, призванный охранять социалистическое общество, государство и граждан от неправомерных действий, ответственности же государства перед своими гражданами не придавалось должного значения. Прерогативы суда были ограничены точным применением норм, суд был не вправе устранить даже вполне очевидные недостатки издаваемых подзаконных актов в сфере прав и свобод личности.

Существенная особенность судебной власти, которая и определяет ее справедливость, состоит в особой процедуре (методах) осуществления. Она сводится к тому, чтобы, как писал видный русский государствовед Б.Н. Чичерин, держать весы, равные для обеих сторон, разобрать права и требования каждой и окончательно постановить свой приговор Чичерин Б.Н. Политические мыслители древнего и нового мира. Учеб. пособие для юрид. спец. вузов. СПб. ун-т - СПб.: Лань 1955; 245с.. Отсюда такие признаки судебной власти, как гласность, состязательность, независимость, коллегиальность. Судебная власть, таким образом, - специфическая независимая ветвь государственной власти, осуществляемая путем гласного, состязательного, как правило, коллегиального рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве. Роль судебной власти в механизме разделения властей состоит в сдерживании двух других властей в рамках конституционной законности и права, прежде всего путем осуществления конституционного надзора и судебного контроля за этими ветвями власти. Систему органов правосудия могут составлять судебные органы, действующие в сфере конституционной, общей, хозяйственной, административной и других юрисдикций.

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Сегодня на нашем блоге пойдет речь о разделении властей. В начале, приобрела форму теоретико-правовой концепции, которую впервые разработал английский философ Д. Локк, в последующем, многие ученые правоведы рассматривали данную теорию представления формирования политической власти в этом ключе. Целью являлось разработка идеальной модели, которая исключала бы такие негативные явления как: узурпацию, бюрократию и монополизацию власти.Сегодня многие современные правовые государства реализуют на практике разделение властей, и как правило, существует три основных ветви: законодательная, исполнительная и судебная. При этом каждая из них независима и самостоятельна, но это относительные категории. Их относительность проявляется в существующей между ними взаимосвязи и взаимодействии. Суть разделения властей в том, что между органами власти распределена и разграничена компетенция, таким образом их самостоятельность проявляется во взаимном контроле.

Для того чтобы сформировать представление о разделении властей в Российской Федерации, необходимо рассмотреть таблицу представленную ниже. Данная таблица подготовлена в соответствии с Конституцией РФ. Дадим краткую характеристику каждой ветви власти.
Законодательная власть - принимает законы, бюджеты, осуществляет парламентский контроль за исполнительной властью. В РФ законодательная власть представлена двухпалатным Федеральным Собранием, верхняя палата- Совет Федерации (входят: по два представителя от каждого субъекта РФ (один от законодательного органа власти субъекта РФ и один от исполнительного органа власти субъекта РФ); нижняя палата — Государственная Дума (входит: 450 депутатов, избранных на выборах).
Исполнительная власть — организовывает исполнение законов, а так же осуществляет управление сферами жизни общества и отраслями государственного и хозяйственно-культурного строительства. Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ. Правительство РФ является высшим исполнительным органом, который возглавляет единую систему исполнительной власти на всей территории России. Во главе Правительства РФ стоит Председатель Правительства РФ, кандидатуру которого предлагает Президент РФ и вносит на рассмотрение в Государственную Думу для получения согласия. После утверждения Председатель Правительства РФ формирует кадровый состав Правительства РФ и представляет Президенту РФ.
Судебная власть — обусловленная разделением властей вид государственной власти, который осуществляет правосудие по средствам уголовного, гражданского, конституционного и административного судопроизводства. Правосудие в РФ осуществляется только судом на основе законодательства регламентирующего организацию и порядок деятельности судов. Конституционный суд РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ иных НПА, а также разрешает споры о компетенции, дает толкование Конституции РФ и т.д. (см. ст.125 Конституции РФ). Верховный суд РФ является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иных делам подсудным судам в соответствии с законодательством, а так же дает разъяснения по вопросам судебной практики.
!Правосудие - это деятельность суда по вынесению правового суждения о законе и правах сторон.!

Основа разделения властей естественное разделение функций, таких как законотворчество, государственное управление и правосудие. Говоря о какой-либо из ветвей следует отметить что каждая осуществляет государственный контроль. Необходимо понимать и то что помимо фактического разделения следует говорить и о разделении полномочий между органами государственной власти и муниципальными органами.
Российская Федерации является федеративным государством, которое предусматривает трёхуровневую систему, и представляется она следующим образом: федеральные органы власти; органы власти субъектов; органы муниципальной власти.

Подводя итог, нужно сделать несколько выводов, во-первых, принцип разделения властей направлен на то чтобы властные полномочия не были сосредоточены в компетенции одного органа государственной власти, а перераспределены и сбалансированы между различными органами власти; во-вторых, «система сдержек и противовесов» поддерживает независимость каждой ветви власти, хотя каждая в свою очередь может сдерживать, уравновешивать и контролировать другую, что в последующем не допускает нарушение Конституции и иных законов. Таким образом, разделение властей играет большую роль в работе государственного аппарата современного правового государства.

© Мария Растворова 2015

Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Органы законодательной, исполнительной и судебной властей самостоятельны.

Законодательная власть (парламент – Федеральное собрание ) состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Она обеспечивает господство правового закона (признание, гарантия и защита прав человека).

В компетенцию Совета Федерации входят: право законодательной инициативы; одобрение или отклонение законов, принятых Государственной Думой; утверждение изменения границ между субъектами Федерации; утверждение указов Президента РФ о введении чрезвычайного или военного положения; решение вопросов о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами государства; назначение на должность судей Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ; назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты; внесение предложений о поправках и пересмотре Конституции РФ.

В полномочия Государственной Думы входят: принятие федеральных конституционных и федеральных законов; право законодательной инициативы депутатов Государственной Думы; дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека; право амнистии; выдвижение обвинения в адрес Президента РФ для отрешения его от должности; выражение недоверия Правительству РФ или его членам; внесение предложений о поправках и пересмотре Конституции РФ, обращение в Конституционный суд РФ с запросом в соответствии со ст. 125 Конституции РФ.

Исполнительная власть осуществляется Правительством РФ. Ее главная задача - исполнение принятых парламентом законов.

Правительство РФ: разрабатывает и представляет Государственный Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственный Думе отчет об исполнении федерального бюджета; обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики, политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения; осуществляет управление федеральной собственностью, меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ, законного порядка, борьбе с преступностью; осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.

Судебную власть осуществляют Конституционный суд, Верховный суд, Высший арбитражный суд и прокуратура. Их основная функция - защита прав человека.

Судебная власть РФ построена на принципах:

Государственности (осуществляется государственными органами и выражает государственную волю);

Компетентности. Правосудие - исключительная компетенция судебной власти;

Судопроизводства. Судебная власть осуществляется посредством четырех видов судопроизводства: конституционного, гражданского, уголовного и административного;

Процессуальности. Судебная власть осуществляется в строгих процессуальных формах;

Самостоятельности и независимости. Суды в РФ руководствуются только Конституцией РФ и законодательством РФ;

Состязательности и равноправия сторон. Стороны в судах пользуются равными правами и возможностями по отстаиванию своей позиции;

Гласности. Рассмотрение дел в судах проводится открыто;

Презумпции невиновности. Принцип, гарантирующий права и свободы человека и гражданина;

Государственности языка. Производство в судах ведется на русском языке;

Устности. Разбирательство на заданиях судов происходит устно.

Президент РФ выступает в качестве высшего представителя государственной власти, высшего должностного лица государства. В его полномочия входят:

В сфере обороны и безопасности (является Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами РФ, утверждает военную доктрину РФ, формирует и возглавляет Совет безопасности, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных сил, вводит на территории РФ или в ее отдельных местностях военное или чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе);

По формированию государственных органов (назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ, утверждает по предложению Председателя Правительства РФ структуру федеральных органов исполнительной власти; принимает решение об отставке Правительства РФ, формирует Администрацию Президента, назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации; назначает и отзывает дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях);

В области внешней политики (осуществляет руководство внешней политикой РФ, ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ, подписывает верительные и отзывные грамоты);

В области взаимодействия с органами законодательной власти (назначает выборы в Государственную Думу, распускает Государственную Думу в соответствии с законодательством, вносит законопроекты в Государственную Думу, подписывает и обнародует федеральные законы, обращается с ежегодными посланиями к Федеральному собранию о положении в стране, назначает референдум РФ);

В области взаимодействия с органами судебной власти и прокуратуры (вносит в Совет Федерации предложенные об освобождении от должности Генерального прокурора РФ, осуществляет помилование, назначает судей федеральных судов).

В полномочия Президента РФ также входит: решение вопросов гражданства, предоставление политического убежища, награждение государственными наградами, присвоение почетных званий, высших воинских и специальных званий.

Согласно Конституции РФ народовластие - это одна из основ конституционного строя, являющаяся единственным источником власти в России. Граждане могут осуществлять свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления.

Власть народа осуществляется в форме референдумов и выборов . Наряду с этим могут использоваться и другие: народная правотворческая инициатива, собрания граждан, митинги, шествия, демонстрации, пикирования, обращения в органы власти.

В референдуме принимают участие только граждане РФ, достигшие 18 лет, не признанные судом недееспособными и не содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Граждане РФ, находящиеся или проживающие вне пределов России, обладают всей полнотой прав на участие в референдуме РФ.

Референдум признается состоявшимся, если в нем приняли участие более половины граждан, имеющих на это право. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины участников голосования. Решения, принятые всеобщим голосованием, обладают высшей юридической силой и применимы на всей территории РФ.

Выборы - форма непосредственного народовластия, при которой путем голосования граждане выбирают своих представителей для выполнения в государственных органах и органах местного самоуправления функций по осуществлению власти в соответствии с волей и интересами граждан.

Правоотношения

Нормы права проявляются через правоотношения.

Правоотношение – это часть общественных отношений, урегулированных правом.

Правоотношения бывают : Регулятивные (регулируют что-либо) и охранительные (охраняют что-либо).

Структура правоотношений:

Субъекты;

Субъекты правоотношения – это его участники (физические лица, государство и его органы, юридические лица).

Объекты правоотношений - материальные блага (имущество, деньги, ценные бумаги, природа и т.д.) и нематериальные блага (честь и достоинство, авторство, жизнь и здоровье, личная неприкосновенность и др.).

Взаимные субъективные юридические права субъектов правоотношений;

Юридические обязанности субъектов правоотношений.

Чтобы быть участником правоотношения, необходимо иметь все признаки правосубъектности, т. е. правоспособность и дееспособность .

Правоспособность - это способность иметь права и обязанности.

Дееспособность (действиеспособность) - это способность своими действиями приобретать права и обязанности. 6-14 лет - малая; 14-16-18 лет - неполная; с 18 лет - полная.

Дееспособность включает сделкоспособность и деликтоспособность.

Сделкоспособность - это возможность самостоятельного заключения сделок.

Деликтоспособность - это возможность нести самостоятельную ответственность.

Снижение возраста дееспособности в случаях:

Вступление в брак с 16 лет;

Привлечение к уголовной ответственности с 14 или 16 лет;

Эмансипация несовершеннолетнего.

Увеличение возраста дееспособности в случаях:

Право быть избранным в Государственную Думу у граждан РФ

Президентом РФ может быть избран гражданин не моложе 35 лет;

Возникновение, изменение и прекращение правовых отношений связано с юридическими фактами.

Юридические факты - это различные явления, с которыми закон связывает наступление правовых последствий: действия (по воле людей, провоцируются самими людьми) и события (не зависят от людей).

Правонарушение - антиобщественное деяние (действие или бездействие), причиняющее вред обществу и наказываемое по закону.

Признаки правонарушения и условия юридической ответственности:

Противоправность (нарушение закона);

Наказуемость (дееспособность, вменяемость лица- правонарушителя);

Опасность (вред обществу либо отдельным гражданам, либо порядку);

Виновность (наличие вины в действиях лица).

Умысел (лицо предвидело последствия);

Неосторожность (лицо предвидело возможность последствий).

Виды правонарушений:

1. Гражданское (проступок).

Невыполнение обязательств по договору. Причинение имущественного вреда и т.д.

Гражданско-правовая ответственность имущественного характера: правонарушитель расплачивается своим имуществом.

С 14 лет - частичная. С 18 – полная.

По решению суда (судей).

2. Дисциплинарное (дисциплинарный проступок).

Прогул, опоздание, неисполнение приказа руководителя и т.д.

Дисциплинарная в виде взысканий:

Замечание;

Выговор;

Увольнение.

Материальная ответственность за причинение ущерба работнику и работодателю при исполнении трудовых обязанностей.

Налагают вышестоящие органы и должностные лица.

3.Административное правонарушение (проступок).

Мелкое хулиганство, нарушение правил дорожного движения, правил строительства, правил содержания домашних животных, безбилетный проезд и т.д.

Ответственность административная в виде наказания:

Предупреждение;

Административный штраф;

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения

Лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

Административный арест;

Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;

Дисквалификация.

Органы и должностные лица по решению судей.

4.Уголовное правонарушение (преступление).

Убийство, нанесение тяжких телесных повреждений, изнасилование, разбой, грабеж, кража, злостное хулиганство.

Ответственность уголовная в виде наказания:

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;

Обязательные работы;

Исправительные работы;

Ограничение по военной службе;

Конфискация имущества;

Ограничение свободы;

Лишение свободы на определенный срок;

Пожизненное лишение свободы;

Смертная казнь

С 14 лет за некоторые (по ст. 20 УК). С 16 за все.

По решению суда.

Преступление – это виновно совершенное общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное УК под угрозой наказания.

Обстоятельства, исключающие преступность деяния и уголовную ответственность:

Необходимая оборона;

Причинение вреда при задержании лица;

Крайняя необходимость;

Физическое или психическое принуждение;

Обоснованный риск;

Исполнение приказа или распоряжения.

Права человека – те права, которые имеют универсальное применение.

Учение об естественных правах: Дж. Локк, Ф. Вольтер, Ж-Ж. Руссо, Т. Джефферсон.

Международный билль о правах, Всеобщая декларация прав человека, 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах, 1966 г., Международный пакт об экономических социальных и культурных правах, 1966 г. и др.

Законодательная власть - власть в области законодательства. В государствах, где имеет место разделение властей, принадлежит отдельному государственному органу, занимающемуся разработкой законодательства. В функции законодательных органов также входит утверждение правительства, утверждение изменений в налогообложении, утверждение бюджета страны, ратификация международных соглашений и договоров, объявление войны. Общее наименование органа законодательной власти - парламент. В России законодательная власть представлена двухпалатным Федеральным Собранием, в которое входят Государственная дума и Совет Федерации, в регионах - законодательными собраниями (парламентами).

При парламентской форме правления законодательный орган представляет собой верховную власть. Одна из его функций - назначение (выборы) президента, исполняющего в основном представительские функции, но не располагающего реальной властью.

При президентской форме правления президент и парламент избираются независимо друг от друга. Законопроекты, прошедшие через парламент, утверждаются главой государства - президентом, который имеет право роспуска парламента.
Исполнительная власть - один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, такими как подзаконодательное регулирование, внешнеполитическое представительство, осуществление административного управления. Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. Основное назначение исполнительной власти в России - организация практического исполнения Конституции РФ и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.

Структура исполнительной власти

Органы исполнительной власти;

Государственные служащие;

Юридическая (правовая) структура - система норм, определяющая степень компетенции органов власти и должностных лиц.

Функции исполнительной власти

Подзаконодательное регулирование;

Осуществление управленческой деятельности, направленной на исполнение законов и реализацию государственной политики в различных сферах жизни общества;

Административное правоприменение;

Осуществление политики государства по лицензированию, регистрации и сертификации;

Административный контроль за соблюдением правовых норм и общеобязательных правил;

Охрана правопорядка, то есть непосредственное обеспечение безопасности граждан и общества;

Информационное обеспечение органов государственной власти.

В соответствии с принципом разделения властей одной из трёх (наряду с законодательной и исполнительной властью) ветвей является судебная . Органы судебной власти от имени государства применяют меры уголовного принуждения к лицам, виновным в совершении преступлений, разрешают правовые споры (тяжбы) между конкретными лицами, а также рассматривают дела об оспаривании правовых предписаний на предмет соответствия правилам более высокой силы (законов - Конституции, подзаконных нормативных актов - законам, так называемый нормоконтроль), в отдельных случаях дают толкование правовым нормам (в основном нормам конституции страны) вне связи с конкретным спором. Суды также выполняют отдельные удостоверительные функции (признание фактов, в отдельных государствах - укрепление прав), когда для удостоверения требуется доказывание, по сложности выходящее за компетентность нотариусов.

Принцип разделения власти на три ветви наиболее последовательно реализован в англосаксонских странах. Но этот принцип сам по себе не гарантирует равновесия и равносилия властных ветвей внутри политической системы. Во многих странах мира исполнительная власть в большей или меньшей степени доминирует над двумя другими ветвями власти. Обычно, судебная власть является наиболее слабой из трёх ветвей, так как она, в отличие от исполнительной и законодательной властей, не имеет ни своего аппарата принуждения (армии, полиции), ни прямой поддержки избирателей для проведения своих решений в жизнь. Равновесие законодательной, исполнительной и судебной власти проявляется в их реальной, а не только формально провозглашённой, способности сдерживать и контролировать друг друга. Пример этого - так называемая система «сдержек и противовесов», которая наиболее полно воплощена в политической системе США. Джордж Вашингтон говорил, что "подлинное отправление правосудия является самой прочной основой хорошего правительства".

Конституционные признаки

Согласно Конституции РФ, судебная власть в Российской Федерации (далее РФ):

Осуществляется только судами;

Имеет полную самостоятельность;

Реализуется посредством применения права в ходе конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства;

Характеризуется единством судебной системы РФ, которое обеспечивается путём:

Закрепления принципов судебной системы в Конституции и Федеральном конституционном законе «О судебной системе РФ».

Соблюдения всеми судами единых, законодательно установленных правил судопроизводства;

Признания обязательности исполнения всех вступивших в силу судебных решений на всей территории страны;

Закрепления единства статуса судей на всех уровнях судопроизводства;

Финансирования судей из федерального бюджета.

В правовой науке проблемам собственности отводится особое место, так как через их осмысление можно понять принципы развития любого общества. Само понятие "собственность" среди других правовых категорий занимает центральное место. Вопросы о собственности как юридической категории, свойствах частной, государственной, общественной, личной собственности, а также о праве владения всегда представляли большой интерес для исследователей.

При обращении к справочной литературе мы можем увидеть, что имеются самые различные, часто противоположные определения категории "собственность". Хотя и здесь можно отметить ряд принципиальных моментов: 1) в этих определениях зафиксировано наиболее распространенное представление о собственности; 2) очевидны его идейно-теоретические истоки и методологические опоры; 3) достаточно односторонне представляет такой сложный, многогранный социальный феномен, каким является собственность.

В числе прочих вещных прав право собственности является основополагающим, и особую его значимость подтверждает специальная глава ГК РФ. В п. 1 ст. 209 ГК РФ правомочия собственника раскрываются с помощью традиционной для российского гражданского права "триады" правомочий: владения, пользования и распоряжения, которые в совокупности должны охватывать все принадлежащие собственнику возможности. Триада правомочий "владение, пользование, распоряжение" воспроизводится во всех легальных определениях права собственности и является одной из наиболее устойчивых вербальных формул, применяемых в российском законодательстве.

Впервые она была законодательно закреплена в ст. 420 (т. X, ч. 1) Свода законов Российской империи, откуда затем по традиции перешла и в Гражданские кодексы 1922 и 1964 гг. В зарубежном законодательстве имеются иные характеристики этого права. Так, в соответствии с параграфом 903 Германского гражданского уложения собственник распоряжается вещью по своему усмотрению, а согласно ст. 544 Французского гражданского кодекса собственник пользуется и распоряжается вещами наиболее абсолютным образом. В свою очередь, англо-американское право не знает легального определения права собственности, а юристы насчитывают в нем от 10 до 12 различных правомочий собственника.

В российском праве имеются различные взгляды на существо и значение триады. В юридической литературе рассматривается множество вопросов, главными из которых являются:

а) универсальность триады для раскрытия содержания права собственности;

б) полнота объема триады по отношению к объему права собственности; в) историческое место, "привязанность" триады к определенной эпохе, а следовательно, к особой концепции права собственности. Ответы на эти вопросы сильно различаются между собой.

К. Скловский указывает на то, что доказать возможность включения в право собственности правомочия, не отождествляемого ни с одним из элементов триады, практически невозможно, так как аргументация, даже если она и будет изощренной, все равно останется более или менее уязвимой. Такие же проблемы характерны и для попыток доказать возможность наличия права собственности помимо триады. Но в то же время триада им оценивается как некая форма, которая не в состоянии стать средством выявления сути собственности, и это несмотря на ее практическое удобство. По мнению А.А. Рубанова, "этот перечень не имеет универсального значения", и если бы "рассматриваемый компонент полностью отсутствовал, нарушений в сфере потребления и обращения не произошло бы". Однако, здесь следует учесть специфику подхода А.А. Рубанова к оценке места и роли триады. Его основной задачей было выделение существенных элементов и конструирование теоретической модели права собственности, преимущественно основываясь на исследовании специфики легального определения. С позиции автора появление триады в российском законодательстве носило в определенной степени случайный характер.

Ученые-цивилисты приходят к мнению о том, что в легальном определении права собственности можно выделить несколько ключевых элементов и триада - только один из них, хотя и достаточно значимый. А отсутствие упоминания в законе конкретных правомочий собственника "владение, пользование, распоряжение" вряд ли сильно нарушит стабильность правопорядка и снизит эффективность законодательного регулирования отношений собственности.

Необходимо отметить, что для построения теории права собственности факт отодвигания триады на второй план или умаление ее роли для понятия права собственности само по себе не ведет к сильным теоретическим прорывам или прогрессу правовой науки. Триада имеет большую традицию существования в законодательстве и в теории права и, как отмечают многие исследователи, выступает неотъемлемым элементом минимум двух концепций - права разделенной (расщепленной) собственности и права абсолютной собственности, существовавших в две разные исторические эпохи - феодальную и капиталистическую.

Лаконизм и кажущаяся ограниченность триады правомочий собственника на деле подразумевают содержание гораздо более широкое, нежели просто словесную форму "владение, пользование, распоряжение", так как в различное время любое проявление собственности подстраивалось под одно из известных правомочий (которому оно было ближе), и как следствие - расширялись сами понятия, входящие в триаду.

В связи с этим не совсем оправданно утверждение, что проблема триады - проблема истории права. Происхождение триады действительно имеет глубокие исторические корни и правомерно выводится из эпохи средневековья, становления феодальных отношений. Но древность правовой конструкции отнюдь не умаляет ее значения для теории права и того понятия права собственности, содержание которого она была призвана демонстрировать на протяжении более чем пятисот лет.

Связь триады правомочий собственника (равно как иных определений, построенных по принципу перечисления правомочий) с понятием права собственности как отношения лица к вещи или как отношения между лицами неоднозначна. Привязывание триады к одному или к другому будет означать существенную ошибку, которая способна привести к потере той или иной части правового ее содержания.

В своей совокупности названные правомочия исчерпывают все предоставленные собственнику возможности. Теоретические попытки дополнить эту "триаду" другими правомочиями, например правомочием управления, оказались безуспешными. При более тщательном рассмотрении такие "правомочия" оказываются не самостоятельными возможностями, предоставляемыми собственнику, а лишь способами реализации уже имеющихся у него правомочий, т.е. формами осуществления субъективного права собственности.

У собственника одновременно концентрируются все три указанных правомочия. Но порознь, а иногда и все вместе они могут принадлежать и не собственнику, а иному законному владельцу имущества, например арендатору. Ведь последний не только владеет и пользуется имуществом собственника-арендодателя по договору с ним, но и вправе с его согласия сдать имущество в поднаем (субаренду) другому лицу или, например, внести в имущество значительные улучшения, существенно изменив его первоначальное состояние, т.е. в известных рамках распорядиться им. Следовательно, сама по себе "триада" правомочий еще недостаточна для характеристики прав собственника.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что содержание триады гораздо более универсально, чем это представляют себе некоторые из упомянутых ученых цивилистов. Ее значение подтверждают:

1) практическая незаменимость, которая проявляется в безусловно неограниченном наборе юридических и фактических возможностей, предполагаемых триадой;

2) отсутствие каких-либо правомочий, которые не могли бы быть подведены под формулу триады;

1. соответствие двум основным формам понятия права собственности. Все это дает основание утверждать, что триада сохранит свои позиции и в теории, и в законодательстве России еще в течение длительного периода времени.


Похожая информация.


Три ветви власти и необходимость их практического разделения были разработаны учеными еще в Средние века. Сохраняет ли эта теория актуальность по сей день? В конституциях многих, практически всех стран зафиксировано положение о том, что власть разделена на три ветви. Первая их них – законодательная, вторая – исполнительная, и третья – судебная власть. В Российской Федерации этому вопросу посвящена 10 статья Конституции. Как обосновывается необходимость этой модели управления и каким образом ее видели ученые в момент разработки?

Зачатки идеи

Теоретической разработкой разделения властей занимался англичанин Джон Локк. Он полагал, что деление полномочий между отдельными субъектами крайне необходимо. В узурпации власти одним или небольшой группой лиц он видел реализацию и охрану только частных интересов, а также отсутствие правовой защиты личности. Локк считал «приоритетной» ветвью законодательную власть, но при этом ее преимущество, по его мнению, не должно быть абсолютно. Остальные течения, исполнительные и судебные, должны занимать отнюдь не пассивное положение. Уже через столетие после обоснования этой модели Локком разделение властей было зафиксировано в важнейшем документе – Декларации прав человека и гражданина, принятой в 1789 году. В тексте акта указывалось, что государство, которое не использует при управлении эту модель, не имеет конституции. В дальнейшем идеи Локка изучал и развивал француз Шарль Луи Монтескье. Он видел в разделении властей спасение общества от злоупотреблений властью государями, от узурпации и концентрации управления в одном органе, от деспотизма. Помимо деления полномочий, Монтескье разработал положение о системе сдержек и противовесов.

Три ветви власти: описание

Характеристика теории деления властей содержит следующие положения. Во-первых, эта модель должна быть закреплена конституцией. Во-вторых, три ветви власти должны быть предоставлена разным людям или органам. Одно и то же лицо не может быть наделено полномочием осуществлять, к примеру, два вида управления одновременно. В-третьих, три вида управления автономны и равны.

Механизм сдержек и противовесов

Американец Джеймс Мэдисон трудился над тем, чтобы создать эффективную модель реализации разделения властей. Под сдержками и противовесами он подразумевал частичное совпадение полномочий ветвей власти. Эта система действует в США и по сей день. К примеру, президент, представитель исполнительной власти, может использовать свое право вето на законы, а суды, в свою очередь, могут признать их недействительными ввиду противоречия конституции. Таким образом сдерживается законодательная ветвь. Президент имеет право назначения в органы судебной и исполнительной властей, а конгресс (законодательный орган) ратифицирует эти решения. Таким образом, эти составляющие представляют собой своеобразный баланс всех ветвей власти, их взаимодействие и взаимоограничение, который осуществляется с помощью правовых мер.

Законодательная власть

А теперь рассмотрим подробнее все три ветви власти. Законодательная власть является наиболее главной, верховной. Она предназначена для отражения воли и суверенитета всего народа. В РФ законодательную власть осуществляет, согласно Конституции, Федеральное собрание. Оно состоит из 2 палат. Первая из них, Совет Федерации, состоит из представителей от каждого субъекта государства. К ведению Совета относят такие полномочия, как утверждение изменений границ между частями РФ, указов президента о введении военного либо же чрезвычайного положения. Также первая палата назначает на должности судей Конституционного и Верховного судов, Генерального прокурора, равно как и его заместителей, председателя Счетной палаты, а также половину состава ее аудиторов, устанавливает дату выборов на пост главы государства.

Кроме того, Совет Федерации имеет право отрешения президента. Вторая же палата, Государственная Дума, избирается гражданами. К ее полномочиям относится объявление амнистии, а также выдвижение обвинения против главы федерации. Помимо этого, Государственная Дума имеет право назначения на должность Председателя Центробанка и Уполномоченного по правам человека. К ведению этой палаты также относят выражение недоверия правительству. Однако основным и важнейшим полномочием всего парламента является, безусловно, принятие федеральных законов.

Второе направление

При делении управления на три ветви исполнительной власти необходимо реализовывать законы и заниматься оперативно-хозяйственной деятельностью. Правительство РФ занимается разработкой и обеспечением исполнения федерального бюджета. В обязанности его также входит управление государственной собственностью. Кроме этого, правительство должно обеспечивать проведение в РФ единой кредитной, финансовой, денежной, культурной, научной, образовательной, экологической политики. Исполнительная власть также занимается вопросами внешней и внутренней обороны, безопасности государства. Правительство ответственно за обеспечение законности, охраны прав, свобод и собственности граждан.

Судебная власть

Это направление выступает своеобразным гарантом восстановления и защиты нарушенных прав, а также справедливого и адекватного наказания всех виновных. В Российской Федерации задачи этой ветви власти осуществляются только судом в рамках различных видов производств. В Основном законе закреплены важнейшие положения, касающиеся правового статуса судей. К их числу относятся независимость, несменяемость, а также неприкосновенность. Также в Конституции фиксируются и главнейшие принципы судопроизводства, такие как открытость, состязательность и равенство сторон.

Положение президента

К какой ветви власти относится глава государства? Тут точки зрения ученых разнятся. Одни утверждают, проанализировав полномочия главы государства, что он относится к исполнительной власти. Другие считают, что ввиду того, что президент выполняет координирующие функции, он возвышается над всеми ветвями власти и не относится ни к одной из них.

Исключения

Хоть теория предусматривает лишь три основные ветви власти, в науке ведутся споры по поводу количества. В частности, затрагивается положение президента, которое было рассмотрено выше. Но стоит также обратить внимание и прокуратуру. Несмотря на то что в Конституции положение этого органа закрепляется в одной главе с судами, его нельзя отнести к этой ветви власти. Ведь прокуратура не имеет соответствующих полномочий. В ст. 11 Конституции этот орган не указан в перечне ведомств государственной власти, однако же в ст.1 ФЗ «О прокуратуре РФ» таковым признается. Налицо противоречие. В науке есть различные теории по поводу правового положения органов прокуратуры. Некоторые юристы относят их к исполнительной власти, другие – к судебной. Третьи считают, что прокуратура не относится ни к одной из ветвей власти.

Значение

Разделение властей и по сей день является важнейшим механизмом защиты граждан от произвола государей и чиновников. Кроме того, эта модель управления указывает на демократический строй в государстве.

Случайные статьи

Вверх