Статьи конституции о детях. Общие вопросы защиты материнства и детства

Естественное, природное назначение женщины - быть матерью. Существование на земле человечества лучшее тому подтверждение. Однако современные женщины в России все реже стремятся заводить детей. Гражданки России рожают мало, в результате чего население страны от года в год уменьшается. Чтобы изменить ситуацию, государство обязано принимать действенные меры (механизмы реализации).

Чтобы быть последовательными в нашем изложении, необходимо дать понятия основных категорий нашего исследования. Материнство - категория, определяющая исключительную принадлежность человека к женскому полу - иными словами «материнство» - свойство только женщины.

«Материнство - реализованная способность женщины к рождению, выкармливанию, воспитанию детей. Понятие материнства охватывает родственную связь матери и детей и в более старшем возрасте, осознание ею позитивной ответственности за здоровье и нормальное развитие детей, реализацию прав и исполнение обязанностей по отношению к детям, эмоциональные отношения с ними».

На этом фоне возникает логичный вопрос - равнозначны ли категории «материнство» и «отцовство», как принадлежности лица относительно конкретного ребенка? Конституция в п.2 ст.7 закрепляет государственную поддержку семьи, материнству, отцовству и детству. Конституции вторит и первая статья Семейного кодекса РФ. Можно с уверенностью предположить, что в отношениях по воспитанию ребенка, уходу за ним, общению с ним и пр. материнство и отцовство, совершенно равноправные категории.

Мать и отец имеют равноценный объем прав и обязанностей по отношению к детям, и поэтому выделение в ст. 38 Конституции РФ только «материнства» - это закрепление роли именно женщины в плане отношений не только после рождения ребенка, но и в процессе его вынашивания, непосредственно родов и кормления. Не вызывает сомнений, что социальное значение материнства и отцовства - т.е. роли обоих родителей в семье и в воспитании детей равнозначны и необходимы для полноценного роста и развития человека.

Термин «ребенок» означает любого ребенка, независимо от того, состояли ли его родители в браке или нет. Российское законодательство, прежде всего, семейное, определяет ребенка как лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия) (п.1.ст.54 СК РФ). 18 лет - возраст гражданского совершеннолетия по российскому законодательству - с этой даты лицо считается полностью дееспособным, взрослым. Однако в случае, когда ребенок признан полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, в том числе в случае его эмансипации , это не влияет, за исключением случаев, указанных в законе, на возможность рассматривать его в качестве ребенка. Период от рождения до достижения 18 лет можно смело назвать периодом «детства».

Термин «дети» может употребляться для обозначения конкретных кровных и некровных сыновей и дочерей, несовершеннолетних или, наоборот, трудоспособных детей, достигших 18 лет . В 38 статье Конституции присутствует еще одно понятие, которое необходимо разобрать - «семья». Понятие семьи имеет социологический, не правовой характер. Семья определяется как свободная, частная и неприкосновенная первичная ячейка общества.

В правовых актах, и, прежде всего в СК РФ, понятие семьи связано с установлением круга членов семьи, образующих ее состав. В российской правовой доктрине семья определяется как круг лиц, связанных личными неимущественными, а также имущественными правами и обязанностями, основанными на браке, родстве и принятии детей на воспитание.

Члены одной семьи связаны семейными правоотношениями. Семейные правоотношения возникают между супругами, родителями и детьми, дедушкой (бабушкой) и внуками, родными сестрами и братьями, отчимом (мачехой) и пасынками (падчерицами), а также между лицами, принявшими на воспитание детей (усыновителями, опекунами, попечителями, приемными родителями, фактическими воспитателями) и принятыми в их семьи детьми

Семейные правоотношения в их точном значении — это подпадающие под действие семейно-правового регулирования отношения между членами семьи в социологическом ее понимании, а также между родственниками первой и второй степени родства

Наряду с названными отношениями, СК РФ регулирует также и близко примыкающие к ним, но иные по своей природе отношения. В таких отношениях, как правило, сторонами выступают публичные образования, например, администрация организации. Так, факт смерти родителей ребенка порождает возникновение правоотношения по поводу его устройства, в рамках которого соответствующие органы местного самоуправления и государственной власти совершают действия по размещению ребенка способом, наиболее отвечающим его интересам. Это правоотношение является организационным и носит административно-правовой характер

Необходимо остановиться и на различии понятий «семейные правоотношения» и «семейные отношения». Последняя категория гораздо шире, т.к. включает в себя не только отношения членов семьи, урегулированные нормами права (семейного права), но и отношения между названными субъектами, которые не поддаются регулированию закона, а регулируются, скорее моралью, бытовыми нормами, традиционными и культурными факторами.

Итак, материнство, детство, семья представляют собой взаимосвязанную систему социальных факторов, в решающей степени определяющих состояние общества и перспективу его прогрессивного развития, связь, нормальную смену и преемственность поколений, подготовленность новых членов общества к полноценной реализации прав и обязанностей человека и гражданина, как и фактическую реализацию этих прав и обязанностей в социальной и частной жизнедеятельности.

Охрана материнства и детства - это созданные государством условия, направленные на обеспечение необходимых условий для рождения, выживания и защиты детей, их полноценного развития и для реализации семьей всех ее функций в жизни общества.

В общем и целом, деятельность государства по защите материнства и детства можно разделить на три пласта:

1. Принимаются соответствующие законодательные акты, прописываются гарантии и нормы реализации гарантий. Разрабатываются программы на федеральном и региональном уровнях;

2. Создаются механизмы и институты, направленные на реализацию этих гарантий и норм;

3. Нарабатывается практика, совершенствуются институты и нормы, создаются дополнительные условия, корректируются в соответствии с изменением экономических, социальных и иных обстоятельств в государстве и в мире в целом, поскольку защита материнства и детства - феномены динамичные, развивающиеся.

Права матери и ребенка и механизм их защиты

Механизмы защиты интересов матери и ребенка в семейном праве

Ребенок и мать - это уже семья. Защита их интересов в семье осуществляется путем многих механизмов. Часто интересы матери и ребенка совпадают, и рассматривать их раздельно не всегда оправданно, т.к. в период беременности и в первые годы жизни основным «интересом» ребенка представляется мать, а для добросовестной материи интересы ребенка являют первостепенными.

Законодатель предусмотрел определенные нормы, позволяющие еще до рождения беременной женщине защищать интересы свои и плода. Так, беременность и роды являются одними из оснований, когда брак может быть зарегистрирован до достижения невестой брачного возраста (ст.13 СК РФ), также беременность и роды предоставляют брачующимся выбор даты бракосочетания (т.е. возможность сделать это досрочно, даже в самый день подачи заявления) (ст.11 СК РФ). Такие нормы закрепляют условия того, чтобы ребенок родился и рос в юридически оформленной семье - естественной для него среде.

Государство в целях стимулирования рождаемости гарантирует целый ряд пособий гражданам, имеющих детей: ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

Виды пособий:

- пособие по беременности и родам;

- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

- единовременное пособие при рождении ребенка;

- ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

- ежемесячное пособие на ребенка.

Кроме федеральных, региональные акты также гарантируют своим гражданам некое материальное довольствие.

После рождения ребенка устанавливается его происхождение. Пункт 1 ст.48 СК РФ устанавливает происхождение ребенка от матери (материнство) на основании документов, подтверждающих рождение ребенка матерью в медицинском учреждении, а в случае рождения ребенка вне медицинского учреждения на основании медицинских документов, свидетельских показаний или на основании иных доказательств. Установление материнства - процедура гораздо более простая, чем установление отцовства. Это, прежде всего, связано с видимой (внешней) стороной рождения ребенка - избавление женщины от бремени вынашивания плода.

Закон исходит из общего принципа, что матерью ребенка является именно та женщина, которая его родила, тем самым защищает права материнства и суррогатной матери - женщины, которой был имплантирован эмбрион в целях его вынашивания. В безусловном порядке матерью ребенка считается она (ст.51 СК РФ).

Если же женщина, родившая ребенка (суррогатная мать), отказывается дать свое согласие на запись других лиц в качестве родителей ребенка и хочет оставить ребенка у себя, она на основании справки медицинского учреждения, в котором произошли роды, сама регистрирует в органах загса рождение ребенка и записывается в книге записей рождений как мать этого ребенка. Если суррогатная мать состоит в браке, запись об отце производится в общем порядке. Если суррогатная мать не замужем, запись об отце ребенка производится также на общих основаниях; она в равной степени должна быть признана имеющей право подать совместное заявление о регистрации ребенка с мужчиной, желающим быть записанным отцом данного ребенка

Однако если родителями в книге записей рождения были записаны другие лица (семейная пара, давшая согласие на имплантацию эмбриона другой женщине), суррогатная мать не имеет права оспаривать данную запись, ссылаясь, что биологически матерью ребенка является она (п.3 ст.52 СК РФ). Такая норма необходима, прежде всего, для обеспечения спокойной жизни и безопасности как матери, так и ребенка во избежание психологических и социальных стрессов.

Дальнейшая защита материнства и отцовства (реализация ими родительских прав и исполнение обязанностей) в СК РФ представлена следующими нормами:

Статья 62. Несовершеннолетние родители имеют права на совместное проживание с ребенком и участие в его воспитании. Несовершеннолетние родители, не состоящие в браке, в случае рождения у них ребенка и при установлении их материнства и(или) отцовства вправе самостоятельно осуществлять родительские права по достижении ими возраста шестнадцати лет;

Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей;

Статья 64. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей;

Статья 66. Осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка;

Статья 68. Защита родительских прав;

Статья 80. Обязанности родителей по содержанию несовершеннолетних детей;

Статья 86. Участие родителей в дополнительных расходах на детей.

В браке интересы права и интересы беременной женщины защищены следующими нормами: согласно ст. 17 СК РФ муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка ни в загсе, ни в суде).

Статья 89 СК РФ дает право жене в период беременности и в течение трех лет со дня рождения общего ребенка требовать уплаты алиментов от своего супруга. Алименты взыскиваются даже в том случае, если жена обеспечена средствами в размере, превышающем прожиточный минимум. Это связано с тем, что в период беременности, вскармливания ребенка грудью и осуществления ухода за малолетним ребенком возникает потребность в многочисленных расходах, которые должны нести оба супруга. Те же права остаются за женщиной после расторжения брака (ст. 90 СК РФ).

Семейные права ребенка по действующему семейному законодательству указаны в главе 11 СК РФ.

Можно выделить пять основных личных прав ребенка:

- право ребенка жить и воспитываться в семье;

- право ребенка на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками;

- право ребенка на защиту своих прав и законных интересов;

- право ребенка выражать свое мнение;

- право ребенка на имя, отчество и фамилию.

Гарантией их осуществления является то, что ребенок управомочен на защиту этих прав лично или через своих представителей исходя из интересов и потребностей каждого ребенка. Более того, обеспечение этих прав — задача конституционного, а не семейного права. Семейное право призвано не допустить дискриминацию ребенка в семейных отношениях.

Отвечая нормам международного права, СК РФ, ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и иные акты содержаны специальные нормы, определяющие порядок защиты семейных прав ребенка. Ст.6 указанного закона закрепляет, что ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В свою очередь глава 11 СК РФ определяет семейно-правовой статус несовершеннолетних детей, и устанавливаем механизмы защиты прав и интересов ребенка в семье.

Необходимость защиты прав ребенка возникает в любом случае, когда происходит нарушение его прав - вне зависимости, осознает ли это сам потерпевший (малолетний).

В международном праве предусматривается необходимость защиты прав ребенка от следующих посягательств:

а) произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, или посягательства на честь и достоинство;

б) всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации;

в) экономической эксплуатации и выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию;

г) незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ; или унижающих достоинство видов обращения или наказания;

ж) всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка. Таким образом, ребенок должен быть защищен от всех негативных как физических, так и нравственных воздействий.

Под защитой прав ребенка понимается следующее: восстановление нарушенного права, создание условий, компенсирующих имеющую место утрату прав, устранение препятствий на пути осуществления права и др

Как известно, в теории и на практике права принято выделять две основные формы защиты прав: юрисдикционную и неюрисдикционную.

Юрисдикционная форма защиты - это деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых прав (суд, прокуратура, орган опеки и попечительства, орган внутренних дел, орган загса и др.). В рамках юрисдикционной формы защиты, в свою очередь, выделяют общий (судебный) и специальный (административный) порядок защиты нарушенных прав.

Неюрисдикционная форма защиты - это действия граждан и негосударственных организаций по защите прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к компетентным органам. Такие действия называют самозащитой прав. Защита семейных прав согласно ст.8 СК РФ осуществляется в судебном порядке по правилам гражданского судопроизводства, а в случаях, предусмотренных СК РФ - государственными органами или органами опеки и попечительства.

Согласно ст. 56 СК РФ защита прав и интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), органами опеки и попечительства, прокурором и судом.

Родители названы законодателем в числе первых лиц, осуществляющих такую защиту. Родители осуществляют родительские права, в том числе и защиту прав и интересов ребенка, до достижения совершеннолетия. Родители являются законными представителями своих детей и без специальных полномочий (доверенности) выступают в защиту их прав с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах.

Представлять права и интересы ребенка могут как оба родителя, так и один из них по соглашению между ними. Причем родители должны защищать права и интересы детей, а не свои права и интересы. Если между интересами родителей и детей имеются противоречия, которые установлены органами опеки и попечительства, то родители не вправе представлять интересы детей в отношениях с другими лицами. В этом случае органы опеки и попечительства обязаны назначить представителя для защиты прав и интересов детей (п.2 ст.64 СК РФ).

Если ребенок устроен в детское воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты, защита его прав и законных интересов возлагается на администрацию учреждения. Даже временное пребывание ребенка в подобного рода учреждениях обязывает их администрацию выступать в защиту его прав и интересов. При невозможности вернуть ребенка в семью или незамедлительно устроить его в другую семью либо в одно из детских воспитательных учреждений защита прав и интересов несовершеннолетнего временно возлагается на орган опеки и попечительства.

Защищает права и законные интересы ребенка и прокурор, во-первых, осуществляя надзор за тем, как они соблюдаются, прежде всего, управомоченными на то органами, во-вторых, принимая непосредственное участие в делах, связанных с защитой прав детей.

Споры, связанные с воспитанием детей, рассматривает суд. При этом он вправе вынести определение в адрес любых государственных, муниципальных, общественных организаций, отдельных граждан, обязывающее проследить, например, как охраняются права детей, оказать им посильную и возможную помощь.

Ребенок может и сам (без ведома родителей или лиц их заменяющих) обращаться в уполномоченные органы о защите своих прав. Гарантия и исполнение такого права необходимо в целях защиты несовершеннолетнего от всякого рода злоупотреблений со стороны родителей, которые недобросовестно, а порой во вред ребенку исполняют свои обязанности по уходу и содержанию его.

Органы опеки и попечительства обязаны выслушать несовершеннолетнего, ознакомиться с его просьбой и принять необходимые меры для помощи. С просьбой о защите своих прав ребенок может обратиться также в любое учреждение, занимающееся социальным обслуживанием несовершеннолетних: социальный приют для детей и подростков, центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, центр экстренной психологической помощи по телефону и др. Ребенок может обратиться за защитой и к прокурору.

Несовершеннолетнему дается право обращаться самостоятельно по достижении 14 лет в суд, стать участником гражданского процесса. Но даже достигшему 14 лет несовершеннолетнему нельзя выступать в роли истца по делу о лишении родительских прав, ограничении родительских прав. Исключение составляет отмена усыновления по просьбе усыновленного, достигшего возраста 14 лет.

Во многом проблема того, что дети, будучи ущемляемы в правах в семье не обращаются за помощью заключается в том, что несовершеннолетние не знают куда и по какому вопросу они могут обращаться. Для этого необходимо вводить в образовательных и воспитательных учреждениях курсы (уроки, ликбезы, консультации) по ознакомления детей с их правами, включая информирование детей о возможности пожаловаться на насилие в семье, освещение в средствах массовой информации прецедентов - процессов над гражданами (в том числе родителями), нарушающими права детей как в семье, так и в образовательных (дошкольных, школьных) и иных (лечебных, исправительно-трудовых) учреждениях.

Кроме того, все должностные лица или граждане, которым стало известно о нарушении прав ребенка, угрозе его жизни или здоровью, обязаны незамедлительно сообщить об этом органу опеки и попечительства. Такая норма предполагает высокое правовое сознание всего населения страны, внимание к ближнему, чувство справедливости и ответственности за уязвимых и нуждающихся в защите социальных групп, к которым, безусловно, относятся дети.

В целях улучшения положения детей в России было принято одноименное Постановление Правительства РФ, в котором утверждался целый ряд программ, направленных на поддержку семьи, материнства и детства: «Дети Севера», «Дети-сироты», «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Планирование семьи», «Развитие индустрии детского питания», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Безопасное материнство», «Развитие социального обслуживания семьи и детей», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Подобные программы продолжают действовать и сейчас, но, надо признать, что усилия, осуществляемые государством, часто малоэффективны, а потому необходимо выработать и обеспечить реализацию «посемейной» государственной политики, обеспеченной должным финансированием. Общество должно осознать, что именно семья является оплотом в воспитании патриотизма, любви и уважения к Родине и ее истории. Оно ответственно за социальную и нравственную безопасность семьи.

1. Материнство, детство, семья представляют собой взаимосвязанную систему социальных факторов, в решающей степени определяющих состояние общества и перспективу его прогрессивного развития, связь, нормальную смену и преемственность поколений, подготовленность новых членов общества к полноценной реализации прав и обязанностей человека и гражданина, как и фактическую реализацию этих прав и обязанностей в социальной и частной жизнедеятельности. Сказанное объясняет, почему Конституция объединяет требования защиты государством этих институтов в рамках комментируемой статьи.
Эта защита направляется государственной семейной политикой, которая является составной частью социальной политики России и представляет собой целостный комплекс принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на обеспечение необходимых условий для рождения, выживания и защиты детей, их полноценного развития и для реализации семьей всех ее функций в жизни общества. Об этом, в частности, свидетельствуют "Основные направления государственной семейной политики", утвержденные Указом Президента от 14 мая 1996 г. N 712 (СЗ РФ. 1996. N 21. Ст. 2460).
2. В комментируемой статье используется ряд понятий.
Материнство - реализованная способность женщины к рождению, выкармливанию, воспитанию детей. Понятие материнства не сводимо к биологическим аспектам репродуктивной способности; его нельзя также ограничивать отношениями между матерью и ребенком непосредственно после родов и в первый год жизни. Понятие материнства охватывает родственную связь матери и детей и в более старшем возрасте, осознание ею позитивной ответственности за здоровье и нормальное развитие детей, реализацию прав и исполнение обязанностей по отношению к детям, эмоциональные отношения с ними.
В ч. 1 комментируемой статьи не выделен институт отцовства (в отличие от ч. 2 ст. 7 Конституции, в которой закреплена государственная поддержка "семьи, материнства, отцовства и детства"). Представляется, что дело в особой значимости защиты института материнства в силу незаменимости, особенно в начальный период детства, матери для нормального развития ребенка. Вместе с тем опирающийся на Конституцию Семейный кодекс, провозглашает в ст. 1 в качестве основного начала семейного законодательства защиту семьи, материнства, отцовства и детства. Поэтому отсутствие в комментируемой статье специального упоминания об отцовстве не означает, что могут быть установлены ограничения для осуществления отцами своих прав и обязанностей в отношении детей. Равенство прав и обязанностей обоих родителей, как и необходимость решать все вопросы воспитания и образования детей по взаимному согласию, устанавливаются ст. 61, 63-65 Семейного кодекса. Закон устанавливает и механизм разрешения споров между родителями исходя из интересов ребенка, а не из заранее установленного предпочтения позиции одного из них.
Детство - период возрастного развития от рождения до достижения 18летнего возраста (либо иного возраста, с которым закон связывает дееспособность в гражданско-правовом смысле). В соответствии с Конвенцией о правах ребенка и другими международно-правовыми документами как детство обозначается весь период жизни и развития до совершеннолетия. Надо иметь в виду также употребление в законодательстве (в том числе в ч. 2 комментируемой статьи) и в быту термина "дети" (в смысле сыновья, дочери) вне зависимости от возраста. Правда, законодатель в таких случаях обычно оговаривает, что речь идет о несовершеннолетних либо, наоборот, о "трудоспособных детях, достигших 18 лет".
Таким образом, "ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия раньше" (ст. 1 Конвенции о правах ребенка).
Семья - объединение лиц, связанных взаимными правами и обязанностями, вытекающими из родственных и (или) брачных отношений, а также из любой формы принятия детей на воспитание. Речь идет об общности быта, о взаимной ответственности и эмоциональной взаимосвязи, совместных усилиях по удовлетворению потребностей членов семьи, как и по реализации социальной потребности общества в воспроизводстве себя в новых поколениях. По определению ст. 23 Международного пакта о гражданских и политических правах, семья является и остается естественной и основной ячейкой общества, имеющей право на защиту со стороны общества и государства. Общественная и государственная защита семьи распространяется и на так называемую фактическую семью. Конечно, ее положение сложнее с правовой точки зрения, нежели семьи, основанной на юридически заключенном браке. Однако Семейный кодекс предусматривает и ряд случаев возникновения прав и обязанностей родителей и детей независимо от того, зарегистрирован ли брак в государственных органах (ст. 47-60, 61, 68 и др.). Предусмотрена, в частности, обязанность воспитанника содержать своих фактических воспитателей (ст. 96).
3. Защита государством материнства, детства, семьи предполагает: 1) определение общего правового статуса этих институтов, соответствующего международно признанным и национальным ценностям, который обеспечивал бы условия их свободной и полной реализации в общественной и частной жизни; 2) установление определенного специального правового статуса для детей, родителей, семьи в целом, находящихся в трудных жизненных ситуациях; 3) разработку и осуществление социально-экономических и социально-психологических мер, их информационной, организационной, ресурсной, кадровой, нормативной баз, необходимых и достаточных для осуществления правового статуса материнства, детства, семьи; 4) специальную разработку и осуществление мер социальной помощи, поддержки, охраны семей, родителей, детей, правовой статус которых указывает на попадание в трудные (неблагоприятные) жизненные ситуации.
Положительные тенденции в государственной защите материнства, детства, семьи во многом связаны с интенсивным развитием (несмотря на общеизвестные трудности ресурсного обеспечения и финансирования) программно-целевого подхода в этой деятельности, решением ряда организационных вопросов, включением в данную деятельность субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Так, действуют федеральная программа "Дети России", программы "Планирования семьи", "Профилактика безнадзорности детей", "Развитие социального обслуживания семьи и детей", "Безопасное материнство" и др. В свою очередь органы власти субъектов Федерации разработали и реализуют более 130 региональных программ по защите материнства, детства, семьи.
4. Задача охраны материнства, несомненно, учтена в новом законодательстве о труде, социальном обслуживании, здравоохранении. В частности, Трудовой Кодекс РФ содержит специальную главу, охраняющую здоровье работающих женщин. Запрещено применение женского труда на физически тяжелых работах и работах с вредными условиями труда; предусмотрен перевод беременных женщин на работу, не вредящую здоровью (с сохранением прежнего заработка), либо снижение норм выработки. Запрещено увольнение беременных женщин и матерей, имеющих детей в возрасте до 3 лет (одиноких матерей, имеющих детей до 14 лет) по инициативе администрации. Не разрешается привлечение к работам в ночное время, сверхурочным работам, работам в выходные дни, а также направление в командировки беременных женщин и матерей, имеющих детей до трех лет.
В соответствии с Трудовым Кодексом беременным женщинам на период обязательных диспансеризаций в медицинском учреждении сохраняется средний заработок по месту работы, независимо от форм собственности.
Согласно Закону "О государственных пособиях гражданам, имеющих детей", в силу которых отпуск по беременности и родам с выплатой пособия составляет в норме 70 календарных дней до родов и 70 после родов и значительно увеличивается в случае многоплодной беременности, осложненных родов, рождения двух или более детей. Предусмотрены также выплаты единовременных пособий женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности и при рождении ребенка; выплата ежемесячного пособия на ребенка.
5. Для защиты детства в России введено национальное планирование, ежегодно публикуются государственные доклады о положении детей. При этом проблемы защиты детства и семьи ставятся и решаются одновременно в силу теснейшей связи между ними. Представляется, что особо важным является создание в России новой правовой базы государственной защиты семьи и неразрывно связанной с ней защиты детей. Эта система должна реализовать требования ст. 38 Конституции, исходя из характеристики нашей государственности как направленной на обеспечение достойной жизни и свободного развития человека (см. комментарий к ст. 7). В ее основу следует положить международно-правовые обязательства страны. "Семье, являющейся естественной и основной ячейкой общества, должны предоставляться по возможности самая широкая охрана и помощь, в особенности при ее образовании и пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании" (ст. 10 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). "Во всех действиях в отношении детей: первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка" (ст. 3 Конвенции о правах ребенка).
Реализация этих общепризнанных принципов международного права посвящен Семейный кодекс Российской Федерации 1995 г. Он последовательно проводит идеи защиты семьи от произвольного вмешательства в ее дела и в то же время обеспечения прав членов семьи и ответственности их перед семьей. Кодекс устанавливает условия и порядок вступления в брак и прекращения брака, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения в семье, права и обязанности родителей и детей. Статья 31 СК устанавливает, что вопросы воспитания детей и другие вопросы жизни семьи решаются, исходя из принципа равенства супругов; ст. 54-58 определяют право ребенка жить и воспитываться в семье, выражать свое мнение, пользоваться защитой от злоупотреблений со стороны родителей или иных лиц. Права родителей по воспитанию и образованию, как и по защите прав и интересов детей, являются в то же время их обязанностями (ст. 61-65). Закон предусматривает возможность лишения родительских прав, их ограничения или отобрания ребенка, если родители злостно уклоняются от выполнения своих обязанностей или нахождение в семье создает угрозу жизни или здоровью ребенка (ст. 69-79). Подробно урегулированы формы воспитания и содержания детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с Конституцией Семейный кодекс подробно регулирует алиментные обязательства родителей и детей. При этом ст. 87 СК детализирует формулировку ч. 3 ст. 38 Конституции: дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них. Но они могут быть освобождены от этой обязанности, если судом будет установлено, что родители уклонялись от выполнения обязанностей по отношению к детям.
Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-I "Об образовании" с изменениями и дополнениями, внесенными федеральными законами от 12 июля 1995 г. (13 января 1996 г.) N 12-ФЗ, от 15 октября 1997 г. (16 ноября 1997 г.) N 144-ФЗ (СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 150; 1997. N 47. Ст. 5341) установил ряд гарантий общедоступности образования и адаптивности его системы к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся.
Федеральный закон от 15 ноября 1995 г. (10 декабря 1995 г.) N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4872) включил ряд норм, направленных на социальную поддержку, помощь и защиту несовершеннолетних сирот, больных, безнадзорных, оставшихся без попечения родителей, испытавших конфликты и жестокое обращение в семье и т.д. Семьям несовершеннолетних, находящимся в трудной жизненной ситуации, оказывается материальная помощь; созданы специализированные учреждения для их социального обслуживания, включая предоставление временного приюта и реабилитацию в территориальных центрах помощи семье и детям либо детям, оставшимся без попечения родителей.
Дополнительные гарантии социальной защиты предусмотрены Законом от 4 декабря 1996 г. (СЗ РФ. 1996. N 52. Ст. 5880) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с положениями комментируемой статьи нормы о защите прав и законных интересов несовершеннолетних включены в гражданское, трудовое, жилищное законодательство. В частности, запрещены сделки с приватизированным жильем без согласия органов опеки и попечительства. В административном законодательстве специально предусмотрена ответственность родителей за непосещение детьми школы.
6. Ежегодно около 200 тыс. несовершеннолетних выявляются в качестве участников преступлений (до 12% всех зарегистрированных преступников).
Около 700 тыс. несовершеннолетних состоят на профилактическом учете как склонные к совершению правонарушений. С учетом неблагополучной ситуации с преступностью несовершеннолетних в УК РФ 1996 г. детально урегулированы особенности их ответственности и наказания исходя из необходимости учета личностных особенностей, сочетания максимально защиты законных интересов виновных и справедливости наказания.
Предусмотрена, в частности, широкая возможность замены наказания альтернативными мерами (принудительными мерами воспитательного воздействия). В УК включены также нормы об уголовной ответственности за жестокое обращение с детьми, торговлю ими, усилена ответственность за вовлечение в преступление, пьянство, потребление наркотиков, проституцию, попрошайничество, бродяжничество, за злостное уклонение от уплаты алиментов по решению суда, за сексуальные посягательства на малолетних и несовершеннолетних. Вступил в действие развернутый Федеральный закон "Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 21 мая 1999 г. (24 июня 1999 г.) N 120-ФЗ (СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3177).
7. В соответствии со ст. 72 Конституции защита семьи, материнства, отцовства и детства находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Статья 132 Конституции устанавливает, что вопросы местного значения, относящиеся к этой сфере, решают органы местного самоуправления. Например, в Карелии, Омской, Псковской, Свердловской, Тверской и других областях принят ряд региональных законодательных актов о защите семьи и детства. Вместе с федеральным законодательством они составляют единую систему реализации положений ст. 38 Конституции, существенно расширяя организационное, методическое и ресурсное обеспечение предусматриваемых мер.

Раздел "Законодательство в области материнства и детства" содержит три основных подраздела:

Социальное законодательство

Страховое законодательство

Tрудовое законодательство

Подраздел "Социальное законодательство" содержит Федеральные законы по детским пособиям, социальным выплатам и социальной поддержке детства и материнства, а также Указы Президента РФ по демографической политике.

В подразделе "Страховое законодательство" можно найти Федеральные законы в области обязательного пенсионного, медицинского и социального страхования и интересен страховщикам при получении страховых выплат за страховые случаи, которыми, в частности, являются отпуск по беременности и родам и отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В подразделе "Трудовое законодательство" можно обратиться в ТК РФ для уточнения сроков и продолжительности отпуска по беременности и родам для работающих женщин, особенностей оформления отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет, других вопросов для работников, имеющих детей.



Популярные ответы на вопросы по детским пособиям

Неработающим (безработным) женщинам пособие по беременности и родам не назначается и не выплачивается. Данное пособие назначается на основании листка нетрудоспособности (больничного листа) только застрахованным женщинам, за которых работодатель перечисляет страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ)...

В соответствии с Порядком выдачи листков нетрудоспобности, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н получить больничный лист по уходу за ребенком может один из членов семьи, фактически осуществляющий уход, если он является застрахованным лицом...

Случайные статьи

Вверх