Расходы госслужащих теперь под контролем. Кто осуществляет государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о гражданской службе? О контроле за соответствием расходов лиц замещающих

В соответствии с распоряжением Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Брянской области от 04.06.2013 № 212-р «О проведении прямых телефонных линий» 28.06.2013 с 10-00 до 13-00 начальником отдела по обеспечению деятельности управления Федорук С.Н. была проведена прямая телефонная линия на тему: «Осуществление контроля над расходами государственных гражданских служащих».

В ходе прямой телефонной линии были даны консультации гражданам по следующим вопросам:

1. Вопрос: Чьи расходы подлежат контролю?

Ответ: 03.12.2012 года был принят Федеральный закон № 230-Ф3 «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (далее - Закон о контроле за расходами), вступивший в силу 01.01.2013. Этот закон распространяется на широкий круг лиц. Помимо государственных и муниципальных служащих, к ним относятся лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, должности в Банке России, государственных корпорациях, в Пенсионном фонде РФ, Фонде социального страхования РФ, и д.р. Государственные служащие будут отчитываться о своих расходах только в тех случаях, если замещаемая ими должность входит в один из принимаемых на различных уровнях перечней. Под действие закона подпадают те должностные лица, которые в соответствии с действующим законодательством ежегодно подают сведения о своих доходах и членов их семей - супругов и несовершеннолетних детей.

2. Какие расходы подлежат контролю?

Ответ: Речь идет о контроле крупных расходов на приобретение земли, транспортных средств, недвижимости, ценных бумаг.

Государственные служащие обязаны представлять сведения о своих расходах и об источниках получения расходуемых средств только в том случае, когда сумма сделки по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки.

3 . Что может послужить основанием для принятия решения об осуществлении контроля за расходами государственного служащего?

Ответ: Основанием для принятия решения об осуществлении контроля за расходами лица, замещающего должность государственной службы, указанную в Законе о контроле за расходами, является достаточная информация о совершении соответствующей сделки.

Данная информация может быть представлена в письменной форме правоохранительными органами, постоянно действующими руководящими органами политических партий, Общественной палатой Российской Федерации или общероссийскими СМИ. Публикация в прессе вполне может послужить основанием для проведения соответствующей проверки.

4. Какие последствия могут повлечь выявленные несоответствия расходов гражданских служащих, членов их семей их доходам?

Ответ: Выявление несоответствия расходов подконтрольного лица его доходам и доходам членов его семьи влечет достаточно серьезные последствия.

Так, частью 3 ст. 16 Закона о контроле за расходами предусмотрено, что, если в ходе контроля за расходами выявлены обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии расходов данного лица, а также расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их общему доходу, материалы, полученные в результате осуществления контроля за расходами, в трехдневный срок после его завершения направляются лицом, принявшим решение об осуществлении контроля за расходами, в органы прокуратуры РФ.

Органы прокуратуры в установленном порядке обращаются в суд с заявлением об обращении имущества, в отношении которого не представлено в соответствии с законодательством о противодействии коррупции доказательств его приобретения на законные доходы, в доход РФ.

5. Какова ответственность государственного служащего за непредставление государственным служащим сведений о расходах?

Ответ: В связи с принятием Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» изменения и дополнения были внесены в Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В частности, ст. 59.2 Закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» теперь предусматривает увольнение гражданского служащего в связи с утратой доверия в случае непредставления им сведений не только о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, но также и о расходах.

«По применению Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» и иных нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции »

I.О представлении сведений о расходах

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (далее – Федеральный закон № 230-ФЗ) лицо, замещающее (занимающее) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 Федерального закона № 230-ФЗ
(далее – служащие (работники)), обязано представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) (далее – сделка), если сумма сделки превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка (далее – сведения о расходах).

1. Лица, обязанные представлять сведения о расходах.

Представление сведений о расходах является обязанностью служащих (работников), для которых установлена обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - сведения о доходах), а также о доходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

2. Сведения о расходах представляются в случае, если:

сделка совершена в отчетный период с 1 января 2012 г. по 31 декабря 2012 г. либо в последующие отчетные периоды (с 1 января 2013 г. по 31 декабря 2013 г. и т.д.). При совершении сделок в 2011 году или ранее, сведения о расходах не представляются;

сумма одной (каждой) сделки превышает общий доход служащего (работника) и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки (далее – общий доход).

3. Порядок представления сведений о расходах.

Сведения о расходах представляются:

посредством заполнения соответствующей справки (далее – справка о расходах), форма которой утверждена Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. № 310 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (далее – Указ Президента Российской Федерации № 310);

одновременно со сведениями о доходах;

к справке о расходах прилагается копия договора или иного документа о приобретении права собственности.

В случаях, когда супруга (супруг) лица отказывается сообщить (сообщает недостоверные) сведения о стоимости приобретенного ею (им) имущества следует принимать во внимание следующее.

В настоящее время в законодательстве Российской Федерации не предусмотрена возможность служащего (работника), обнаружившего, что в представленной им в кадровую службу федерального государственного органа справке о расходах не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки, представить уточненные сведения о расходах, а также не содержится право обратиться с заявлением о невозможности по объективным причинам представить сведения о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

В этой связи, представленные сведения о расходах, вызывающие сомнения в их достоверности (в том числе на предмет соответствия доходов расходам), являются основанием для осуществления проверки (подпункт «а1» пункта 10 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1065).

С учетом результатов анализа сведений о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей служащего (работника), наличия заявления служащего (работника) о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, может приниматься решение о необходимости осуществления контроля за расходами.

4. Срок представления сведений о расходах:

при совершении сделки в 2013 г. – до 1 апреля (Президент Российской Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации, заместители Председателя Правительства Российской Федерации, федеральные министры, лица, замещающие государственные должности Российской Федерации в Администрации Президента Российской Федерации) или до 30 апреля 2014 г. (федеральные государственные служащие, служащие Банка России, работники Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственных корпораций (компаний), иных организаций, созданных на основании федеральных законов, организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами).

5. Период, за который учитываются доходы лица и его супруги (супруга) для определения их общего дохода.

При расчете общего дохода служащего (работника), представляющего сведения о расходах за 2012 год, и его супруги (супруга) суммируются доходы, полученные ими за отчетные периоды (с 1 января по 31 декабря 2009, 2010, 2011 гг.) вне зависимости от того, замещал ли (занимал ли) служащий (работник) должности, включенные в перечни, утвержденные нормативными правовыми актами, весь обозначенный период или нет, а также вне зависимости от места осуществления трудовой деятельности (на территории Российской Федерации, за рубежом). При этом доход за 2012 год может также являться источником получения средств, за счет которых приобретено имущество, что указывается в справке о расходах (ссылка 4 к справке о расходах).

6. Порядок заполнения справки о расходах.

При заполнении строки «Источниками получения средств, за счет которых приобретено имущество, являются» подлежат отражению все источники получения средств с указанием сумм, полученных от каждого источника. При этом, в данном случае законодательством не предусмотрено представление документов, подтверждающих источники получения средств.

В случае, если для приобретения вышеуказанного имущества были использованы доходы (часть дохода) несовершеннолетних детей, данный факт указывается в справке о расходах в качестве источника получения средств, за счет которых приобретено имущество (ссылка 4 к справке о расходах).

II. О контроле за соответствием расходов доходам

1. Контроль за расходами осуществляется при наличии оснований и принятии соответствующего решения (статья 4 Федерального закона № 230-ФЗ).

В случае если сведения о расходах за отчетный период были представлены в срок и в установленном порядке (ранее), представлять их повторно в тот период, когда осуществляется контроль за расходами, не требуется (они имеются в личном деле).

2. В рамках контроля за расходами у лица могут быть истребованы:

сведения о доходах за три последних года, предшествующих приобретению имущества, в том случае если служащий (работник) ранее не замещал (занимал) должность, включенную в перечень, утвержденный нормативными правовыми актами, и не представлял таких сведений;

сведения, подтверждающие источники получения средств, за счет которых совершена сделка.

3. Результаты, полученные в ходе осуществления контроля за расходами, подлежат рассмотрению на заседании соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в случае принятия такого решения лицом, принявшим решение об осуществлении контроля за расходами.

4. Согласно части 3 статьи 16 Федерального закона № 230-ФЗ в случае, если в ходе осуществления контроля за расходами выявлены обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии расходов лица, а также расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их общему доходу, материалы, полученные в результате осуществления контроля за расходами, в трехдневный срок после его завершения направляются лицом, принявшим решение об осуществлении контроля за расходами, в органы прокуратуры Российской Федерации.

При направлении материалов, полученных в результате осуществления контроля за расходами, в органы прокуратуры Российской Федерации следует учитывать, что материалы должны соответствовать требованиям, установленным статьей 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предъявляемым к письменным доказательствам.

При этом, материалы (справки о доходах, расходах, иные дополнительные материалы, полученные в ходе проверки) рекомендуется направлять с сопроводительным письмом за подписью лица, принявшего решение об осуществлении контроля за расходами, в котором указываются основание направления материалов (часть 3 статьи 16 Федерального закона № 230-ФЗ), перечень прилагаемых документов.

III. О размещении в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера

Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий лиц и членов их семей, размещенные в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах в соответствии с Порядком размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий лиц и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 8 июля 2013 г. № 613, в том числе за предшествующие годы, не подлежат удалению и должны находиться в открытом доступе (размещены на официальных сайтах) в течение всего периода замещения служащим (работником) в данном государственном органе (организации) должности, включенной в соответствующий перечень, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

IV. О применении статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»

1. У бывшего государственного (муниципального) служащего, замещавшего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязанность обращаться за согласием комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (часть 1 статьи 12) не возникает в следующих случаях:

поступления его на службу (работу) в государственный (муниципальный) орган по служебному контракту (трудовому договору), договору о выполнении работ, оказании услуг;

заключения гражданско-правового договора о выполнении работ, оказании услуг стоимостью менее 100 тыс. руб. в месяц.

2. У представителя нанимателя (работодателя) обязанность в десятидневный срок сообщать о заключении трудового договора (служебного контракта) с бывшим государственным (муниципальным) служащим, замещавшим должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы не возникает в том случае, если бывший служащий осуществляет свою служебную (трудовую) деятельность в государственном (муниципальном) органе.

V. О реализации федеральными государственными органами пункта 22 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции»

1. Определение организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, осуществляется федеральным государственным органом самостоятельно, исходя из предмета и цели деятельности организации, которыми могут являться содействие в реализации функций, возложенных на федеральный государственный орган в установленной сфере, обеспечение исполнения задач, стоящих перед федеральным государственным органом. Также следует учитывать, предусматривается ли в уставных (учредительных) документах организаций осуществление ими организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций; хранение и распределение материально-технических ресурсов.

2. Формирование перечня должностей в организациях, предусмотренного подпунктом «а» пункта 22 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» (далее – Указ Президента Российской Федерации № 309), при назначении на которые граждане и при замещении которых работники будут обязаны представлять сведения о доходах, следует осуществлять с учетом раздела III перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557, и других функций организации, при реализации которых могут возникать коррупционные риски. При этом необходимо учитывать серьезность коррупционного правонарушения, которое может совершить служащий (работник), замещающий соответствующую должность, не создавая необоснованного расширения данного перечня должностей.

3. Представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера работниками организаций и их проверка.

В соответствии с пунктами 3 и 4 части 1 статьи 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) граждане, претендующие на замещение отдельных должностей, включенных в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, и лица, замещающие указанные должности (далее – работники подведомственных организаций), сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее – сведения о доходах) обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю).

В соответствии с подпунктом «д» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации № 309 работники подведомственных организаций представляют сведения о доходах в подразделения федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностным лицам, ответственным за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений).

Руководитель федерального государственного органа для работников подведомственных организаций (за исключением руководителя такой организации) работодателем не является, в связи с чем он не обладает полномочиями применять к данным лицам дисциплинарные взыскания, установленные статьей 192 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе увольнение в связи с утратой доверия к работнику со стороны работодателя (в случае непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей).

Кроме того, кадровая служба федерального государственного органа не располагает какими либо сведениями о работнике подведомственной организации (семейное положение, наличие детей, в том числе несовершеннолетних, место проживания, имущественное положение и т.д.), что не позволяет оценить достоверность и полноту всех сведений, представленных работниками подведомственных организаций.

В этой связи, рациональным является подход, при котором сведения о доходах представляются лицами, для которых работодателем является руководитель федерального государственного органа (его представитель), - в федеральный государственный орган, лицами, для которых работодателем является руководитель подведомственной организации, – в подведомственную организацию. Подведомственная организация осуществляет прием и анализ данных сведений, после чего передает их в федеральный государственный орган. При этом полномочия по направлению всех запросов (касающихся осуществления оперативно-розыскной деятельности или ее результатов, в органы прокуратуры Российской Федерации, федеральные государственные органы, в кредитные организации, налоговые органы Российской Федерации и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственные органы субъектов Российской Федерации, территориальные органы федеральных государственных органов, органы местного самоуправления, на предприятия, в учреждения, организации и общественные объединения) реализует федеральный государственный орган, в том числе по представлению руководителя подведомственной организации.

Аналогичный подход следует использовать при осуществлении контроля за расходами лиц, замещающих должности, включенные в соответствующие перечни должностей, в подведомственных организациях.

VI. Иные вопросы

1. Критерии уважительности причин непредставления сведений о доходах супруга (супруги) или несовершеннолетнего ребенка.

Законодательством Российской Федерации перечень уважительных и объективных причин не установлен. В этой связи, при принятии решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов следует исходить из оценки всей совокупности имеющихся сведений, содержащихся в заявлении государственного служащего (работника), в том числе пояснений государственного служащего (работника) в отношении мер, предпринятых им в целях получения необходимых сведений, иных материалов, свидетельствующих о невозможности представить указанные сведения (например, супруги при юридически оформленном браке фактически не проживают друг с другом и (или) между ними существуют личные неприязненные отношения, супруг (супруга) признан безвестно отсутствующим, находится в розыске и т.д.).

2. Представление сведений о доходах в случае отстранения от должности.

Статьей 20 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ) установлено, что гражданин, претендующий на замещение должности государственной гражданской службы, включенной в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также государственный гражданский служащий, замещающий должность государственной гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представляет представителю нанимателя сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи.

Статьей 32 Федерального закона № 79-ФЗ предусматривается отстранение от замещаемой должности (по различным видам оснований). Вместе с тем, это не влечет освобождение от обязанности служащего по представлению сведений о доходах.

3. Применение взысканий за коррупционные правонарушения.

Статьей 59.3 Федерального закона № 79-ФЗ установлен специальный порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения, отличный от общего порядка применения дисциплинарных взысканий за совершение дисциплинарного проступка (за неисполнение или ненадлежащее исполнение служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей), установленного частью 1 статьи 58 Федерального закона № 79-ФЗ.

За несоблюдение служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом № 79-ФЗ, Федеральным законом № 273-ФЗ и другими федеральными законами, налагаются взыскания (замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии). Данные взыскания налагаются на служащего в соответствии с порядком, установленным в статье 59.3 Федерального закона № 79-ФЗ, и применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (далее – комиссия), - и на основании рекомендации указанной комиссии.

В соответствии с пунктом 28 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1065 (далее – Положение о проверке), должностному лицу, уполномоченному назначать гражданина на должность федеральной государственной службы или назначившему служащего на должность федеральной государственной службы, в установленном порядке представляется доклад, который может содержать выводы о применении к служащему мер юридической ответственности или об отсутствии оснований для применения к служащему мер юридической ответственности.

Как следует из пункта 31 Положения о проверке указанное должностное лицо, рассмотрев доклад и соответствующее предложение, вправе принять одно из следующих решений:

1) применить к служащему меры юридической ответственности. В случае принятия должностным лицом данного решения в соответствии с частью 1 статьи 59.3 Федерального закона № 79-ФЗ представителем нанимателя издается приказ о применении к служащему взыскания, предусмотренного статьями 59.1 и 59.2 Федерального закона № 79-ФЗ;

2) представить материалы проверки в комиссию. В случае принятия должностным лицом данного решения в соответствии с подпунктом «а» пункта 16 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. № 821 (далее – Положение о комиссии), руководителю государственного органа необходимо направить в комиссию представление, а также материалы проверки, свидетельствующие:

о представлении служащим недостоверных или неполных сведений, предусмотренных подпунктом «а» пункта 1 Положения о проверке;

о несоблюдении служащим требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов.

Пунктом 22 Положения о комиссии предусмотрено, что по итогам рассмотрения вышеуказанного вопроса комиссия принимает одно из следующих решений:

а) установить, что сведения, представленные служащим в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 Положения о проверке, являются достоверными и полными;

б) установить, что сведения, представленные служащим в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 Положения о проверке, являются недостоверными и (или) неполными. В этом случае комиссия рекомендует руководителю государственного органа применить к служащему конкретную меру ответственности.

Во всех вышеуказанных случаях решение о применении к служащему мер юридической ответственности оформляется приказом руководителя государственного органа.

Кроме того, статьей 59.3 Федерального закона № 79-ФЗ не предусмотрено право представителя нанимателя снять со служащего взыскание за коррупционное правонарушение по собственной инициативе, по письменному заявлению служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя. Вместе с тем, частью 7 статьи 59.3 Федерального закона № 79-ФЗ установлено право служащего обжаловать наложенное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.

Учитывая изложенное, а также Обзор законодательства и судебной практики Верховного суда Российской Федерации за четвертый квартал 2007 г., утвержденный постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. (вопрос 14), служащий не может быть привлечен к административной ответственности по статье 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме того, КоАП не предусматривает ответственность служащих за несоблюдение ограничений, связанных с прохождением государственной гражданской службы.


№ 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» и Указа Президента Удмуртской Республики от 18 июня 2013 года № 108 «О некоторых мерах по реализации Федерального закона ««О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»

I. О представлении сведений о расходах В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (далее – Федеральный закон № 230-ФЗ) лицо, замещающее (занимающее) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 Федерального закона № 230-ФЗ (а именно государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности на постоянной основе, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, включенные в перечни, установленные законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, должности муниципальной службы, включенные в перечни, установленные законами, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами) (далее – служащие), обязаны представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) (далее – сделка), если сумма сделки превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка (далее – сведения о расходах).

Согласно статье 8.1 Федерального Закона от 25 декабря 2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) представление сведений о расходах является обязанностью служащих, для которых установлена обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - сведения о доходах), а также о доходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Перечень должностей в государственных органах Удмуртской Республики, при замещении которых осуществляется контроль за соответствием расходов лиц, замещающих данные должности, расходов их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей общему доходу данных лиц и их супруг (супругов), утвержден Указом Президента Удмуртской Республики от 18 июня 2013 года № 108 «О некоторых мерах по реализации Федерального закона ««О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (далее – Указ Президента Удмуртской Республики № 108).

Пунктом 3 Указа Президента Удмуртской Республики № 108 рекомендовано органам местного самоуправления в Удмуртской Республике утвердить перечень муниципальных должностей в Удмуртской Республике, должностей муниципальной службы в Удмуртской Республике в соответствующих органах местного самоуправления в Удмуртской Республике, при замещении которых осуществляется контроль за соответствием расходов лиц, замещающих данные должности, расходов их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей общему доходу данных лиц и их супруг (супругов).

Сведения о расходах представляются в случае, если:

сумма одной (каждой) сделки превышает общий доход служащего и его супруги (супруга) за три последних календарных года, предшествующих году совершения сделки (далее – общий доход за 3 последних года).

В случае совершения за отчетный период нескольких сделок по приобретению имущества, превышающих общий доход за 3 последних года, справка о расходах представляется на каждую сделку отдельно, поскольку декларированию подлежит не общая сумма совершенных сделок за отчетный период, а каждая сделка при условии, если ее сумма превышает общий доход за 3 последних года.

Для целей представления сведений о расходах не имеет значения, какая доля суммы сделки оплачена наличными, а какая - за счет кредитных средств. Определяющим моментом при решении вопроса о необходимости подачи Справки о расходах является полная стоимость приобретенного по сделке имущества. Кредитные средства, с использованием которых приобретена, например, квартира, равно как и другие источники получения средств, должны быть указаны в справке о расходах как источники получения средств, за счет которых совершена сделка.

В случае, если служащим совершена покупка доли недвижимого имущества, например, квартиры, а в договоре указана только стоимость целой квартиры без выделения стоимости долей, при принятии решения о необходимости представления сведений о расходах необходимо принимать во внимание общую цену договора, поскольку, несмотря на то, что в результате совершения сделки служащий становится собственником только доли в данной квартире, объектом сделки была целая квартира как объект недвижимости.

В случае, если предметом сделки являются два объекта недвижимого имущества, например, на покупку земельного участка и дома заключен один договор и выдано два свидетельства о праве собственности – первое на земельный участок, второе – на жилой дом необходимо учитывать следующее.

В соответствии со статьей 153 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Правила о двух- и многосторонних сделках применяются к договорам (статья 420 ГК РФ).

Сумма сделки для целей представления сведений о расходах может быть определена исходя из цены, указанной в договоре.

По договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования. В случае, когда продавец является собственником земельного участка, на котором находится продаваемая недвижимость, покупателю передается право собственности на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования, если иное не предусмотрено законом (статья 552 ГК РФ).

Если иное не предусмотрено законом или договором продажи недвижимости, установленная в нем цена здания, сооружения или другого недвижимого имущества, находящегося на земельном участке, включает цену передаваемой с этим недвижимым имуществом соответствующей части земельного участка или права на нее (статья 555 ГК РФ).

Объекты недвижимости в Справке о расходах следует указать так, как они указаны в договоре купли-продажи (земельный участок с домом, либо дом с земельным участком).

Сведения о расходах представляются:

посредством заполнения соответствующей справки (далее – Справка о расходах), форма которой утверждена Указом Президента Удмуртской Республики № 108;

в соответствии с регистрационными и иными Правоустанавливающие правоустанавливающими документами.

документы - документы, устанавливающие те или иные права на имущество, а также возникновение, прекращение, переход, ограничения прав.

Правоустанавливающие документы служат основанием для регистрации права;

одновременно со сведениями о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным).

Справки о расходах предоставляются отдельно на служащего, на его (ее) супругу (супруга) и на каждого из несовершеннолетних детей.

Справка о расходах заполняется на бумажном носителе собственноручно разборчивым почерком или с помощью средств компьютерного оборудования в виде машинописного текста (при заполнении Справки о расходах этим способом служащему рекомендуется завизировать каждую страницу).

Справки о расходах членов семьи служащего заполняются так же, как Справка о расходах самого служащего, если в настоящих рекомендациях нет особых указаний.

Данные Справки заполняются и подписываются служащим, представляющим сведения.

Служащий не освобожден от обязанности предоставления сведений на несовершеннолетних детей, которые проживают с бывшей супругой (бывшим супругом) после расторжения брака.

В случаях, когда супруга (супруг) отказывается сообщить (сообщает недостоверные) сведения о стоимости приобретенного ею (им) имущества следует принимать во внимание следующее.

В настоящее время в законодательстве Российской Федерации не содержится право служащего обратиться с заявлением о невозможности по объективным причинам представить сведения о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

В связи с этим представленные сведения о расходах, вызывающие сомнения в их достоверности (в том числе на предмет соответствия доходов расходам), являются основанием для осуществления проверки.

С учетом результатов анализа сведений о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей служащего, может приниматься решение о необходимости осуществления контроля за расходами.

Период, за который учитываются доходы служащего и его супруги (супруга) для определения их общего дохода.

При расчете общего дохода служащего, представляющего сведения о расходах, например за 2013 год, и его супруги (супруга) суммируются доходы, полученные ими за отчетные периоды (с 1 января по 31 декабря 2010, 2011, 2012 гг.) вне зависимости от того, замещал ли (занимал ли) служащий должности, включенные в перечни, утвержденные нормативными правовыми актами, весь обозначенный период или нет, а также вне зависимости от места осуществления трудовой деятельности (на территории Российской Федерации, за рубежом). При этом доход за 2013 год также может являться источником получения средств, за счет которых приобретено имущество, что указывается в графе «источник получения средств, за счет которых совершена сделка» Справки о расходах.

Порядок заполнения справки о расходах В строке «замещаемая должность» указывается полное или сокращенное наименование органа), соответствующее наименованию в положении об органе, наименование замещаемой должности с указанием подразделения органа в соответствии с приказом о назначении на должность.

В случае подачи справки служащего указываются его фамилия, имя, отчество.

В случае подачи справки о расходах члена семьи служащего указываются фамилия, имя, отчество члена семьи, его статус (супруг (супруга), несовершеннолетний сын, несовершеннолетняя дочь), дата рождения, адрес регистрации по месту жительства, адрес фактического места жительства, основное место работы или службы, занимаемая должность; в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий.

В строке «зарегистрированный по месту жительства по адресу»

указывается адрес, по которому служащий поставлен на регистрационный учет по месту жительства (указывается согласно отметке в паспорте гражданина Российской Федерации). В строке «проживающий по адресу»

указывается адрес, по которому служащий постоянно или преимущественно проживает.

В графе «вид и наименование имущества, приобретенного по сделке»

указывается вид и наименование объекта недвижимого имущества, вид и марка транспортного средства, вид и наименование ценной бумаги, акции (доли участия, паи в уставных складочных капиталах организаций).

Вид, наименование недвижимого имущества должны указываться строго в соответствии с регистрационными и иными правоустанавливающими документами.

К недвижимому имуществу относятся земельные участки, жилые дома, квартиры, комнаты, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, бани, объекты недвижимого имущества коммерческого назначения (офисные помещения, склады, торговые площади) и т.д.

В графе «Основание приобретения» необходимо указывать предусмотренное законом основание приобретении права собственности, реквизиты (дата, номер) договора или иного документа о приобретении права собственности. Приобщение к Справке о расходах самих документов (копий документов) не требуется.

В графе «Сумма сделки» указывается стоимость приобретенного имущества согласно договору или иному документу о приобретении права собственности.

При заполнении графы «Источник получения средств, за счет которых совершена сделка» подлежат отражению все источники получения средств (доход по основному месту работы служащего и его супруги (супруга), доход указанных лиц от иной разрешенной законом деятельности, доход от вкладов в банках и иных кредитных организациях, накопления за предыдущие годы, наследство, дар, заем, ипотека, иные кредитные обязательства, доход от продажи имущества, другое)с указанием сумм, полученных от каждого источника.

В случае получения денежных средств от родителей, иных лиц на безвозмездной основе рекомендуется в графе «Источник получения средств, за счет которых совершена сделка» указать «дар». В соответствии с частью 1 статьи 574 ГК РФ дарение, сопровождаемое передачей дара одаряемому, может быть совершено устно.

В случае, если денежные средства получены от родителей, иных лиц на возмездной основе, рекомендуется в графе «Источник получения средств, за счет которых совершена сделка» указать «заем». Если сумма займа превышает не менее чем в десять раз установленный законом минимальный размер оплаты труда (1000 рублей), документом, подтверждающим факт получения денег, будет являться договор займа (статья 808 ГК РФ).

Представление документов, подтверждающих источники получения средств законодательством не предусмотрено.

В строке «Общая сумма моего дохода и дохода моей (моего) супруги (супруга)….» указывается общая сумма дохода служащего и его супруги (супруга) за 3 последних календарных года, предшествующих году совершения сделки.

При представлении сведений о расходах в справке указывается сумма общего дохода служащего и его супруги (супруги), доход несовершеннолетнего ребенка не учитывается. Однако в случае, если для приобретения вышеуказанного имущества были использованы доходы (часть дохода) несовершеннолетних детей, данный факт необходимо указывать в справке о расходах в качестве источника получения средств, за счет которых приобретено имущество.

Непредставление служащим или представление им неполных или недостоверных сведений о своих расходах либо непредставление или представление заведомо неполных или недостоверных сведений о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, является правонарушением, влекущим увольнение.

II. О контроле за соответствием расходов Основанием для принятия решения об осуществлении контроля за расходами служащего, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей является достаточная информация о том, что данным лицом, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми совершена сделка на сумму, превышающую общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних календарных года, предшествующих году совершению сделки.

Достаточной признается информация, которая содержит сведения об источнике ее получения, данные, позволяющие идентифицировать предмет договора (сделки), обоснование достоверности изложенных сведений.

Указанная информация в письменной форме может быть представлена:

1) правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления;

2) должностными лицами кадровых служб государственных органов Удмуртской Республики, органов местного самоуправления в Удмуртской Республике, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений;

3) постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями;

4) Общественной палатой Российской Федерации;

5) общероссийскими средствами массовой информации.

Информация анонимного характера не может служить основанием для принятия указанного решения об осуществлении контроля за расходами.

Сам факт представления служащим в кадровую службу справки о расходах не является основанием для принятия решения об осуществлении контроля за расходами.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона № 230-ФЗ после представления служащими сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера органы, подразделения и должностные лица, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений, обязаны осуществлять анализ поступивших сведений.

В случае возникновения в ходе анализа сомнений в достоверности, полноте представленных служащими сведений органы, подразделения и должностные лица, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений, направляют в письменном виде информацию об этом руководителю органа. Именно эта информация будет являться основанием для принятия решения об осуществлении контроля за расходами.

О недостоверности, неполноте представленных сведений о расходах могут свидетельствовать, например, выявленные в ходе сравнения с представленными служащим сведениями о доходах явная несоразмерность доходов и расходов, отсутствие у служащего определенных обязательств имущественного характера и т.д.

Решение об осуществлении контроля за расходами принимает и одновременно уведомляет о принятом решении органы, организации (их должностных лиц), представившие данную информацию:

1) Глава Удмуртской Республики - в отношении лиц, замещающих государственные должности, входящие в состав Правительства Удмуртской Республики, в отношении лиц, замещающих муниципальные должности в Удмуртской Республике на постоянной основе;

2) Председатель Правительства Удмуртской Республики - в отношении государственных гражданских служащих, замещающих должности руководителей исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики;

3) Руководитель Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики - в отношении муниципальных служащих в Удмуртской Республике;

4) руководитель соответствующего государственного органа Удмуртской Республики - в отношении лиц, замещающих иные государственные должности, государственных гражданских служащих, замещающих иные должности государственной гражданской службы Удмуртской Республики.

При поступлении в орган местного самоуправления в Удмуртской Республике информации, содержащей основания для принятия решения об осуществлении контроля за расходами лица, замещающего муниципальную должность Удмуртской Республики, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, руководитель органа местного самоуправления в Удмуртской Республике обязан в течение 5 рабочих дней представить эту информацию Главе Удмуртской Республики для принятия решения об осуществлении контроля за расходами данного лица, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей и уведомления о принятом решении органов, организаций (их должностных лиц), представивших информацию, явившуюся основанием для осуществления контроля за расходами.

При поступлении в орган местного самоуправления в Удмуртской Республике информации, содержащей основания для принятия решения об осуществлении контроля за расходами лица, замещающего должность муниципальной службы в Удмуртской Республике, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, руководитель органа местного самоуправления в Удмуртской Республике обязан в течение 5 рабочих дней представить эту информацию Руководителю Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики для принятия решения об осуществлении контроля за расходами данного лица, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей и уведомления о принятом решении органов, организаций (их должностных лиц), представивших информацию, явившуюся основанием для осуществления контроля за расходами.



Решение принимается отдельно в отношении каждого лица и оформляется распорядительным актом государственного органа Удмуртской Республики или должностного лица государственного органа Удмуртской Республики в течение 5 рабочих дней со дня поступления информации, явившейся основанием для осуществления контроля за расходами.

Контроль за расходами включает в себя:

1) истребование от служащего сведений:

а) о его расходах, а также о расходах его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних календарных года, предшествующих году совершения сделки;

б) об источниках получения средств, за счет которых совершена указанная сделка;

2) проверку достоверности и полноты представленных служащим сведений;

3) определение соответствия расходов служащего, а также расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) их общему доходу.

В случае, если служащий обратился с ходатайством, с данным лицом в течение семи рабочих дней со дня поступления ходатайства (в случае наличия уважительной причины - в срок, согласованный со служащим) проводится беседа, в ходе которой должны быть даны разъяснения по интересующим его вопросам.

Проверка достоверности и полноты сведений о расходах служащего, а также о расходах его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, осуществляется органами, подразделениями или должностными лицами, ответственными за профилактику коррупционных и иных правонарушений, в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации самостоятельно или путем направления запроса в органы прокуратуры Российской Федерации, иные федеральные государственные органы, государственные органы субъектов Российской Федерации, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации об имеющейся у них информации о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера данного лица, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а также об источниках получения расходуемых средств.

Исключение составляют запросы в кредитные организации, налоговые органы Российской Федерации и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, направляемые при осуществлении проверок в целях противодействия коррупции – данные запросы направляются Главой Удмуртской Республики.

Контроль за расходами лиц, замещающих государственные должности, входящие в состав Правительства Удмуртской Республики, государственных гражданских служащих, замещающих должности руководителей исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики, лиц, замещающих муниципальные должности в Удмуртской Республике на постоянной основе, муниципальных служащих Удмуртской Республики, осуществляется кадровой службой Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики.

Контроль за расходами лиц, замещающих иные государственные должности, государственных гражданских служащих, замещающих иные должности государственной гражданской службы Удмуртской Республики, осуществляется подразделением соответствующего государственного органа Удмуртской Республики либо должностным лицом указанного органа, ответственным за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

Служащий, в связи с осуществлением контроля за его расходами, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей вправе:

1) давать пояснения в письменной форме:

а) в связи с истребованием сведений о его расходах, а также о расходах его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних календарных года, предшествующих году совершения сделки;

б) в ходе проверки достоверности и полноты сведений о его расходах, а также о расходах его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних календарных года, предшествующих году совершения сделки, и по ее результатам;

в) об источниках получения средств, за счет которых им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми совершена сделка о его расходах, а также о расходах его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих году совершения сделки;

2) представлять дополнительные материалы и давать по ним пояснения в письменной форме;

3) обращаться с ходатайством в орган, подразделение или к должностному лицу, ответственным за профилактику коррупционных и иных правонарушений, о проведении с ним беседы по вопросам, связанным с осуществлением контроля за его расходами, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Ходатайство подлежит обязательному удовлетворению.

Служащий на период осуществления контроля за его расходами, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей может быть отстранен от замещаемой должности на срок, не превышающий шестидесяти дней со дня принятия решения об осуществлении такого контроля:

1) лицом, принявшим решение об осуществлении контроля за расходами, являющимся его представителем нанимателя (работодателем);

2) представителем нанимателя (работодателем), в том числе на основании письменной рекомендации лица, принявшего решение об осуществлении контроля за расходами.

Указанный срок может быть продлен до 90 дней лицом, принявшим соответствующее решение. На период отстранения от замещаемой должности денежное содержание по замещаемой должности сохраняется.

Органы, подразделения и должностные лица, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений, при осуществлении контроля за расходами служащего, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей вправе:

проводить по своей инициативе беседу со служащим;

изучать поступившие от служащего дополнительные материалы;

получать от служащего пояснения по представленным им сведениям и материалам;

направлять запросы в органы прокуратуры Российской Федерации, иные федеральные государственные органы, государственные органы субъектов Российской Федерации, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации об имеющейся у них информации о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а также об источниках получения расходуемых средств, за исключением запросов в кредитные организации, налоговые органы Российской Федерации и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, направляемых Главой Удмуртской Республики при осуществлении проверок в целях противодействия коррупции.

наводить справки у физических лиц и получать от них с их согласия информацию.

Доклад о результатах осуществления контроля за расходами представляется органом, подразделением или должностным лицом, ответственными за профилактику коррупционных и иных правонарушений, лицу, принявшему решение об осуществлении контроля за расходами, в письменной форме в срок не позднее 3 рабочих дней со дня его завершения.

В докладе о результатах осуществления контроля за расходами указываются:

1) факты и обстоятельства, установленные по результатам осуществления контроля за расходами;

2) выводы о наличии (отсутствии) факта неисполнения (ненадлежащего исполнения) служащим обязанности по представлению сведений о его расходах и расходах членов его семьи;

3) заключение о наличии (отсутствии) оснований для применения к служащему мер юридической ответственности.

Лицо, принявшее решение об осуществлении контроля за расходами служащего, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, может предложить соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов рассмотреть результаты, полученные в ходе осуществления контроля за расходами, на ее заседании.

Представитель нанимателя (работодатель) при принятии решения о применении к служащему мер юридической ответственности вправе учесть в пределах своей компетенции рекомендации соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

Орган, подразделение или должностное лицо, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений, направляет информацию о результатах, полученных в ходе осуществления контроля за расходами служащего, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, с письменного согласия лица, принявшего решение об осуществлении контроля за расходами, в органы, организации (их должностным лицам), политические партии, иные общероссийские общественные объединения, не являющиеся политическими партиями, Общественную палату Российской Федерации, общероссийские средства массовой информации, которые предоставили информацию, явившуюся основанием для осуществления контроля за расходами, с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной тайне и о защите персональных данных и одновременно уведомляет об этом служащего.

III. О размещении в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о расходах Сведения о расходах служащих и членов их семей, размещаются в «Интернет»

информационно-телекоммуникационной сети на официальных сайтах органов в соответствии с Порядком размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности Удмуртской Республики, государственных гражданских служащих Удмуртской Республики и членов их семей на официальных сайтах государственных органов Удмуртской Республики и предоставления этих сведений общероссийским и республиканским средствам массовой информации для опубликования, утвержденным Указом Президента Удмуртской Республики от 27 августа 2009 года № 230.

Опубликованию на сайте органа подлежат только сведения об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимого имущества, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход служащего и его супруги (супруга) за три последних календарных года, предшествующих году совершения сделки. Иные сведения, содержащиеся в справках о расходах, публиковать на сайте органа не нужно.

Опубликованные сведения об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, в том числе за предшествующие годы, не подлежат удалению, и должны находиться в открытом доступе (размещены на официальных сайтах) в течение всего периода замещения служащим должности в данном органе.

IV. Ответственность за непредставление сведений о расходах Непредставление сведений о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних календарных года, предшествующих году совершения сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, является правонарушением, которое подлежит в установленном порядке освобождению от замещаемой (занимаемой) должности, увольнению с государственной или муниципальной службы.

Статьей 59.3 Федерального закона № 79-ФЗ установлен специальный порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения, отличный от общего порядка применения дисциплинарных взысканий за совершение дисциплинарного проступка - взыскания налагаются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, - и на основании рекомендации указанной комиссии.

Представитель нанимателя (работодатель), рассмотрев доклад и соответствующее предложение, вправе принять одно из следующих решений:

1) применить к служащему меры юридической ответственности. В случае принятия данного решения в соответствии с частью 1 статьи 59.3 Федерального закона № 79-ФЗ представителем нанимателя издается приказ (распоряжение) о применении к служащему взыскания, предусмотренного статьями 59.1 и 59.2 Федерального закона № 79-ФЗ;

2) представить материалы проверки в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. В данном случае необходимо направить необходимо направить в комиссию представление, а также материалы проверки, свидетельствующие о представлении служащим недостоверных или неполных сведений о расходах. По итогам рассмотрения вышеуказанного вопроса комиссия принимает одно из следующих решений:

а) установить, что сведения, представленные служащим, являются достоверными и полными;

б) установить, что сведения, представленные служащим, являются недостоверными и (или) неполными. В этом случае комиссия рекомендует руководителю государственного органа применить к служащему конкретную меру ответственности.

Во всех вышеуказанных случаях решение о применении к служащему мер юридической ответственности оформляется приказом (распоряжением) руководителя органа.

При применении взысканий, предусмотренных статьями 59.1 и 59.2 Федерального закона № 79-ФЗ, учитываются характер совершенного служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения служащим своих должностных обязанностей.

Взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 Федерального закона № 79-ФЗ, применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов. При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.

Копия акта о применении к служащему взыскания с указанием коррупционного правонарушения и нормативных правовых актов, положения которых им нарушены, или об отказе в применении к служащему такого взыскания с указанием мотивов вручается служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.

Служащий вправе обжаловать взыскание в письменной форме в комиссию органа по служебным спорам или в суд.

Если в течение одного года со дня применения взыскания служащий не был подвергнут взысканию, предусмотренному пунктом 1, 2 или 3 статьи 59.1 Федерального закона № 79-ФЗ, он считается не имеющим взыскания.

Законодательством не предусмотрено право представителя нанимателя (работодателя) снять со служащего взыскание за коррупционное правонарушение по собственной инициативе, по письменному заявлению служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя. Вместе с тем, частью 7 статьи 59.3 Федерального закона № 79-ФЗ установлено право служащего обжаловать наложенное взыскание в письменной форме в комиссию органа по служебным спорам или в суд.

В случае, если в ходе осуществления контроля за расходами выявлены обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии расходов служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их общему доходу, лицо, принявшее решение об осуществлении контроля, в трехдневный срок после его завершения направляет материалы, полученные в результате осуществления контроля за расходами, в органы прокуратуры Российской Федерации.

При этом следует учитывать, что материалы должны соответствовать требованиям, установленным статьей 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предъявляемым к письменным доказательствам. Материалы (справки о доходах, расходах, иные дополнительные материалы, полученные в ходе проверки) рекомендуется направлять с сопроводительным письмом за подписью лица, принявшего решение об осуществлении контроля за расходами, в котором указываются основание направления материалов (часть 3 статьи 16 Федерального закона № 230-ФЗ), перечень прилагаемых документов.

В случае, если в ходе осуществления контроля за расходами выявлены признаки преступления, административного или иного правонарушения, лицо, принявшее решение об осуществлении контроля, в трехдневный срок после его завершения направляет материалы, полученные в результате осуществления контроля за расходами, в государственные органы в соответствии с их компетенцией.

__________________

Похожие работы:

«Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования в форме государственного выпускного экзамена. География (письменный экзамен). 2014-2015 учебный год Методические материалы для подготовки и проведения государственного выпускного экзамена по ГЕОГРАФИИ (письменная форма) для обучающихся по образовательным программам ОСНОВНОГО общего образования Государственный выпускной экзамен для обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего...»

«Содержание: 1. Статус программы.2. Пояснительная записка:общая характеристика учебного предмета «Китайский язык»;цели обучения китайскому языку;общеучебные умения, навыки и способы деятельности;-место предмета «Китайский язык» в базисном учебном плане.3. Содержание обучения китайскому языку с распределением учебных часов по теме курса: начальная школа.4. Приложение. Статус программы. Рабочая программа по китайскому языку (база) для 3 класса составлена на основе следующих нормативных документов...»

«Г.ГОРНЯК ЛОКТЕВСКИЙ РАЙОН АЛТАЙСКИЙ КРАЙ 1Ч НИЦИИА. IbHOE БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОЬРАЮВЧТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ Х«3» СОГЛАСОВАНО ПРИНЯТО Рукиаояше.1ь ШМО Зим. днрсуури | 1ншни ис/Г /С Чурилоьа С. В. г Мннасва Г.В. / прттсол № от /5 ~ л а.^ ^ ^20/iT Рабочая программа у ч еб н о ю предмета « География» 7 класс, основное общ ее образование, на 2014-2015 учебны й гол Составитель: Чурилова Светлана Викторовна, учитель ieoi рафии, высшая категория 2015 I Пояснительная записка Рабочая программа...»

« «Кемеровский государственный университет» Прокопьевский филиал (Наименование факультета (филиала), где реализуется данная дисциплина) Рабочая программа дисциплины (модуля) «Концепции современного естествознания» (Наименование дисциплины (модуля)) Направление подготовки 38.03.02 / 080200.62 Менеджмент (шифр, название направления)...»

«Содержание 1. Характеристика учреждения.. 2. Аналитическое обоснование программы. Социальный заказ на деятельность МОУ ДОД ЦДОД «Восхождение». 2.1. Анализ деятельности МОУ ДОД ЦДОД «Восхождение». 2.2.3. Ведущие концептуальные подходы.. Приоритеты образования.. 3.1. Миссия, цель и задачи учреждения.. 3.2. Принципы организации образовательной деятельности Центра. 3.3. Модель выпускника МОУ ДОД ЦДОД «Восхождение». 3.4. 4. Учебный план.. 5. Особенности организации образовательного процесса....»

«МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по применению Классификации запасов месторождений и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых Каолин Москва, 2007 Разработаны Федеральным государственным учреждением «Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых» (ФГУ ГКЗ) по заказу Министерства природных ресурсов Российской Федерации и за счет средств федерального бюджета. Утверждены распоряжением МПР России от 05.06.2007 г. № 37-р. Методические рекомендации по применению Классификации запасов...»

«ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «ЖУРНАЛИСТИКА» Методическое пособие Москва 2015 Факультет журналистики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова ББК 76 В92 Составители: д-р филол. наук, доц. О. Р. Лащук, канд. филол. наук, доц. С. С. Смирнов Рецензент: канд. филол. наук, доц. М. М. Лукина Редакторы: канд. филол. наук, доц. В. В. Славкин, канд. филол. наук, доц. Н. Г. Иншакова, ст. преподаватель В. И. Фролова В92 Выпускная...»

«ГБУК «Смоленская областная универсальная библиотека им. А. Т. Твардовского» Консультационно-методический отдел ПРАКТИЧЕСКИЙ ФАНДРЕЙЗИНГ В БИБЛИОТЕКЕ Методические рекомендации Смоленск УДК 023 ББК 78.349.2 П 69 Составитель: Н. В. Прасова, главный библиотекарь консультационно-методического отдела Редактор и ответственный за выпуск: Е. В. Горбуль, заместитель директора Смоленской областной универсальной библиотеки им. А.Т. Твардовского Корректор: Балашова Т. Ф., библиотекарь I категории П 69...»

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «ГУСЕВСКИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ» УТВЕРЖДАЮ Директор ГБУ КО ПОО ГАПК Л.В. Грубинов 15 августа 2014 года ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ«ГУСЕВСКИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ...»

«ПРИЛОЖЕНИЕ 2 к протоколу заседания подкомиссии по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 31 марта 2015 г. № пр ОДОБРЕНО подкомиссией по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг Правительственной комиссии по использованию...»

«МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГБОУ СПО СО «Уральский колледж бизнеса, управления и технологии красоты» Программа и методические рекомендации к творческому вступительному экзамену по дисциплине «Рисунок» по специальностям среднего профессионального образования художественно – эстетической направленности Екатеринбург 2015 Программа и методические рекомендации к творческому вступительному экзамену по дисциплине «Рисунок» по специальностям среднего...»

«\ql Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 N АК-2563/05 О методических рекомендациях (вместе с Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ) Документ предоставлен КонсультантПлюс www.consultant.ru Дата сохранения: 07.09.2015 Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 N АК-2563/05 Документ предоставлен КонсультантПлюс О методических рекомендациях Дата сохранения: 07.09.2015 (вместе с Методическими...»

«Положение об основной образовательной Редакция программе высшего образования © Является интеллектуальной собственностью Академии МУБиНТ При перепечатке ссылка обязательна Форма А стр. 2 из Положение об основной образовательной Редакция программе высшего образования I. Общие положения Положение об основной образовательной программе высшего образования 1. (далее – Положение) определяет требования, предъявляемые к структуре основной образовательной программы, порядок проектирования и утверждения...»

«Муниципальное учрежение дополнительного образования Аргаяшская детско-юношеская спортивная школа ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНО решением тренерского совета приказом директора МУ ДО Аргаяшской ДЮСШ МУ ДО Аргаяшской ДЮСШ протокол № _ от «_ » _20_ г от № _ Дополнительная общеразвивающая программа «Основы лыжного спорта» для детей в возрасте 718 лет срок реализации 3 года Составители: Тренер –преподаватель Зиннурова З.Ф Тренер-преподаватель Бахтигареев Р.И Аргаяш Пояснительная записка. Настоящая программа...»

« И УПРАВЛЕНИЯ УПРАВЛЕНИЕ УСТОЙЧИВЫМ КАФЕДРА УСТОЙЧИВОГО ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ: научная школа устойчивого развития ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ТЕХНОЛОГИЯ Б.Е. БОЛЬШАКОВ ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ УСТОЙЧИВЫМ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ: ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ТЕХНОЛОГИЯ РЕКОМЕНДОВАНО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИМ СОВЕТОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО...»

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» Кемеровский государственный университет филиал в г. Прокопьевске (Наименование факультета (филиала), где реализуется данная дисциплина) Рабочая программа дисциплины (модуля) Б3.В.ОД.10Пенсионное обеспечение (Наименование дисциплины (модуля)) Направление подготовки 39.03.02 / 040400.62 Социальная...»

«Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет геодезии и картографии» Колледж геодезии и картографии Согласовано Утверждено Общим собранием работников Ученым советом университета и представителей обучающихся Протокол № колледжа от « 15 » февраля 2013 г. Протокол № от «31» января 2013 г. Программа развития Колледжа геодезии и картографии МИИГАиК на период 2013-2017 гг. Рассмотрено Советом колледжа...»

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Институт наук о Земле кафедра картографии и геоинформационных систем Добрякова Валентина Аркадьевна МЕТОДЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ В ЭКОЛОГИИ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИИ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 022000.68 (05.04.06) Экология и природопользование очной формы обучения...»

«Комитет образования и науки Администрации города Нягани Требования по проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку на территории города Нягани в 2015-2016 учебном году Нягань Методические рекомендации по проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2015-2016 гг.1.1. Методические материалы содержат рекомендации по порядку проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку (далее Олимпиады),...»

«Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный университет» МОДУЛЬНОЕ ИГРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО Методические указания к курсовому проекту «Модульное игровое пространство по архитектурному проектированию для студентов I курса по направлению 270100.62 бакалавр «Архитектура» Хабаровск Издательство ТОГУ УДК 712.256.(072) Модульное игровое пространство: методические...»

Российское законодательство предусматривает обязанность государственных и муниципальных служащих, а также некоторых категорий работников представлять сведения о своих доходах. При уклонении от исполнения данной обязанности или при представлении недостоверных сведений служащий подлежит увольнению с государственной или муниципальной службы. Однако для ситуации, когда чиновник «честно» сообщил о наличии у него имущества, стоимость которого во много раз «перекрывает» его официальный доход, никаких правовых механизмов до недавнего времени не предусматривалось. В этой связи Президент РФ в своем Послании Федеральному Собранию РФ 22.12.2011 высказал мнение о необходимости введения контроля не только доходов, но и расходов госслужащих в тех случаях, когда расходы явно не соответствуют их доходам. Речь идет о декларировании крупных расходов на приобретение земли, другой недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг. Посмотрим, как это предложение Президента РФ в настоящее время реализовано на практике.

Из этой статьи вы узнаете:

  • чьи расходы контролируются законами 230-ФЗ и 231-ФЗ
  • какие виды расходов государственных служащих подлежат контролю
  • как проходит процедура контроля за расходами
  • чем грозит выявление несоответствия расходов подконтрольного лица его доходам

3 декабря 2012 г. были приняты Федеральный закон № 230-Ф3 «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (далее - Закон о контроле за расходами), а также Федеральный закон № 231-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам"».

В пояснительной записке к Закону о контроле за расходами отмечалось, что полностью антикоррупционный потенциал обязанности по представлению сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера может раскрыться лишь при установлении контроля за источниками средств, на которые приобретается имущество (т. е. установления контроля за расходами). Представленные за 2009-2011 гг. сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера образовали базу данных, достаточную для перехода к следующему этапу реализации государственной антикоррупционной политики - этапу контроля за расходами.

ЧЬИ РАСХОДЫ КОНТРОЛИРУЮТСЯ?

Закон о контроле за расходами распространяется на широкий круг лиц. Помимо государственных и муниципальных служащих, к ним относятся лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, должности в Банке России, в государственных корпорациях, в Пенсионном фонде РФ, Фонде социального страхования РФ, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования и др.

Таким образом, Закон о контроле за расходами предусматривает осуществление такого контроля в том числе и в отношении Президента РФ, членов Правительства РФ, членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ, депутатов Государственной Думы и других лиц, замещающих государственные должности РФ. Соответствующие положения предусмотрены, например, Федеральным конституционным законом от 03.12.2012 № 4-ФКЗ «О внесении изменений в статью 10 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации"».

Более подробное разъяснение смотрите в видео:

Обратите внимание: лица, замещающие государственные должности или муниципальные должности на постоянной основе, в любом случае подпадают под действие механизма контроля за их расходами, хотя в отношении некоторых может быть установлен особый порядок такого контроля. А вот государственные и муниципальные служащие, а также работники указанных выше государственных организаций будут отчитываться о своих расходах только в тех случаях, если замещаемая ими должность входит в один из принимаемых на различных уровнях перечней.

Какие должности будут включаться в перечни должностей, при замещении которых необходимо отчитываться в своих расходах?

Из текста Закона о контроле за расходами неясно, идет в нем речь о тех же перечнях должностей, по которым в настоящее время предусмотрен контроль за доходами замещающих их лиц и членов их семей, или эти перечни могут не совпадать. Исходя из того, что Закон предусматривает контроль не просто за расходами, а за соответствием расходов доходам подконтрольных лиц, представляется, что в любом случае под его действие могут подпасть лишь те должностные лица, которые в соответствии с действующим законодательством ежегодно декларируют сведения о своих доходах и доходах членов своей семьи.

Случайные статьи

Вверх