Фонд обязательного медицинского страхования год. Ставки страховых взносов (тарифы) в ифнс

  • взносы на обязательное пенсионное страхование, проще говоря, пенсионные;
  • взносы в фонд обязательного медицинского страхования. Начисляются они на отдельный КБК, но курирует их собираемость до конца 2016 года ПФР (ч. 1 ст. 11 , п. 2 ч. 2 ст. 17 Закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ).

Уплата взносов - прямая обязанность работодателя. За их неуплату или неполную уплату ему грозит . Но чтобы верную сумму взносов уплатить в ФФОМС, ее сначала нужно правильно определить и начислить. Для этого нужно знать ставки для расчета взносов в ФФОМС.

Взносы в ФФОМС: сколько процентов (2016)

Взносы на ОМС в 2016 году большинство страхователей рассчитывают по тарифу 5,1% (п. 3 ч. 1.1 ст. 58.2 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). Отметим, что для этих взносов не установлено предельной величины базы. Соответственно, сколько бы ни заработал работник с начала календарного года, со всех начисленных в его пользу облагаемых выплат нужно будет сделать отчисления в ФОМС.

Кто не платит взносы в ФФОМС

Некоторые страхователи вправе платить взносы в ФФОМС в 2016 году по пониженным тарифам. А есть и такие счастливчики, для которых ставка установлена в размере 0%. То есть они взносы на обязательное медицинское страхование в ФФОМС платить вообще не должны. Ниже в таблицах перечислены категории таких страхователей.

Взносы в ФФОМС: ставка 2016 - 0%

Категория страхователя
Организации и ИП на УСН, ведущие льготируемый вид деятельности, доход от которого составляет не менее 70% в общем объеме доходов упрощенца (п. 8 ч. 1 , ч. 1.4 , ) 17, 18, 19, 20 и др.
Аптечные организации, а также ИП, имеющие лицензию на ведение фармацевтической деятельности, на ЕНВД. Пониженные тарифы взносов применяются только в отношении работников, занятых в фармацевтической деятельности (п. 10 ч. 1 , ч. 3.4 ст. 58 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). 51.18.1, 51.46.1, 52.31
ИП, применяющие патентную систему налогообложения, - в отношении работников, которые заняты в патентном виде деятельности. При некоторых видах деятельности данная «льгота» не применяется (п. 14 ч. 1 , ч. 3.4 ст. 58 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). 36.1, 74.81, 85.2, 93.01, 93.02 и др.
Некоммерческие организации на УСН, кроме государственных, ведущие деятельность в сфере социального обслуживания граждан, образования, здравоохранения и др. (п. 11 ч. 1 , ч. 3.4 ст. 58 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). 85, 90, 92 и др.
Благотворительные организации на УСН (п. 12 ч. 1 , ч. 3.4 ст. 58 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). 65.2, 85.32
Плательщики взносов, делающие выплаты и вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов (за некоторым исключением), в отношении этих выплат (п. 9 ч. 1 , ч. 3.3 ст. 58 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). 61
Организации, получившие статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов «Сколково» (ч. 1 ст. 58.1 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ) 73.1 (ч. 8 ст. 10 Закона от 28.09.2010 № 244-ФЗ)

Пониженные взносы в ФОМС: процент отчисления 2016 - 4%

Категория страхователя Коды ОКВЭД видов деятельности
Организации, ведущие деятельность в сфере информационных технологий (п. 6 ч. 1 , ). 72
Хозяйственные общества и партнерства, которые занимаются внедрением результатов интеллектуальной деятельности (изобретений, полезных моделей и т.д.), права на которые принадлежат бюджетным и автономным (в том числе научным) учреждениям (п. 4 ч. 1 , ч. 3 ст. 58 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). 73
Организации и ИП, заключившие соглашения с органами управления особыми экономическими зонами об осуществлении технико-внедренческой деятельности, а также туристско-рекреационной деятельности (п. 5 ч. 1 , ч. 3 ст. 58 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). 55.21, 63.3, 91.33, 72.2, 72.3, 72.4 и др.

Пониженные взносы в ФОМС: процент отчисления 2016 - 0,1%

Категория страхователя Коды ОКВЭД видов деятельности
Плательщики взносов, получившие статус участника свободной экономической зоны на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя (ч. 1 ст. 58.4 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ) Любые коды ОКВЭД, кроме 10, 11, 12, 13, 14, 74.20.2 (ч. 2 ст. 12 Закона от 29.11.2014 № 377-ФЗ)
Плательщики взносов, получившие статус резидента территории опережающего социально-экономического развития (ч. 1 ст. 58.5 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). Виды деятельности устанавливаются отдельно для каждой территории (п. 1 ч. 2 ст. 3 Закона от 29.12.2014 № 473-ФЗ).
Плательщики взносов, получившие статус резидента свободного порта «Владивосток» (ч. 1 ст. 58.6 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ) Любые виды деятельности, кроме запрещенных решением Наблюдательного совета свободного порта Владивосток (ч. 1, 2 ст. 6 Закона от 13.07.2015 № 212-ФЗ). К примеру, запрещена деятельность по добыче нефти и природного газа, код ОКВЭД 11.1

Статья 1. Основные характеристики бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2016 год

Утвердить основные характеристики бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) на 2016 год:

1) прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда в сумме 1 661 679 668,5 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 25 441 000,0 тыс. рублей;

2) общий объем расходов бюджета Фонда в сумме 1 688 462 206,3 тыс. рублей, в том числе межбюджетные трансферты, передаваемые федеральному бюджету в сумме 187 932 622,2 тыс. рублей и бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в сумме 18 754 011,0 тыс. рублей;

3) объем дефицита бюджета Фонда в сумме 26 782 537,8 тыс. рублей.

Статья 2. Главные администраторы доходов бюджета Фонда, главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета Фонда

1. Утвердить перечень главных администраторов доходов бюджета Фонда согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону.

2. Утвердить перечень главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета Фонда согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону.

Статья 3. Источники внутреннего финансирования дефицита бюджета Фонда

Утвердить источники внутреннего финансирования дефицита бюджета Фонда на 2016 год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону.

Статья 4. Бюджетные ассигнования бюджета Фонда на 2016 год

Утвердить распределение бюджетных ассигнований бюджета Фонда на 2016 год по разделам, подразделам, целевым статьям и группам видов расходов классификации расходов бюджетов согласно приложению 4 к настоящему Федеральному закону.

Статья 5. Межбюджетные трансферты из бюджета Фонда другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации

1. Утвердить распределение субвенций из бюджета Фонда, направляемых в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение расходных обязательств субъектов Российской Федерации и города Байконура, возникающих при осуществлении переданных в сфере обязательного медицинского страхования полномочий (далее - субвенции), на 2016 год согласно приложению 5 к настоящему Федеральному закону.

2. Установить, что предоставление субвенций бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования осуществляется ежемесячно после перечисления в установленном порядке в бюджет Фонда из бюджета субъекта Российской Федерации суммы ежемесячного страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

3. Установить, что Фонд в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, направляет в 2016 году в объеме, установленном приложением 4 к настоящему Федеральному закону, в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования иные межбюджетные трансферты на дополнительное финансовое обеспечение оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, федеральными государственными учреждениями, подведомственными Министерству здравоохранения Российской Федерации, Управлению делами Президента Российской Федерации, Федеральному медико-биологическому агентству и Федеральному агентству научных организаций.

4. Установить, что Фонд в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществляет в 2016 году предоставление федеральному бюджету иных межбюджетных трансфертов в объеме, установленном приложением 4 к настоящему Федеральному закону:

1) на финансовое обеспечение оказания гражданам Российской Федерации высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, федеральными государственными учреждениями, включенными в перечень, утверждаемый федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения;

2) на предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходов, возникающих при оказании гражданам Российской Федерации высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, медицинскими организациями, включенными в перечень, утверждаемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

5. Установить, что из бюджета Фонда направляются в 2016 году в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации межбюджетные трансферты в объеме, установленном приложением 4 к настоящему Федеральному закону, на оплату медицинским организациям и иным организациям, осуществляющим медицинскую деятельность, участвующим в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в сумме 3,0 тыс. рублей и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, в сумме 6,0 тыс. рублей соответственно за каждую женщину, по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка, поставленного в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на учет в указанной организации, в сумме 1,0 тыс. рублей за первые шесть месяцев и в сумме 1,0 тыс. рублей за вторые шесть месяцев, в течение которых проводились профилактические медицинские осмотры, за каждого ребенка с момента постановки его на учет, а также на оплату услуг по изготовлению и доставке в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации бланков родовых сертификатов.

6. Установить, что в целях осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2016 году из бюджета Фонда бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования предоставляются иные межбюджетные трансферты в объеме, установленном приложением 4 к настоящему Федеральному закону, в порядке и на условиях, которые установлены частями 12 1 -12 5 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".

7. Установить, что в 2016 году перечисление дотации на сбалансированность, предоставляемой федеральному бюджету из бюджета Фонда в объеме, установленном приложением 4 к настоящему Федеральному закону, осуществляется ежемесячно в соответствии с кассовым планом исполнения бюджета Фонда после исполнения расходных обязательств Фонда, установленных частями 1-6 настоящей статьи и частью 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.

Статья 6. Особенности установления отдельных расходов бюджета Фонда в 2016 году

1. Установить, что в соответствии с пунктом 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации основанием для внесения в 2016 году изменений в показатели сводной бюджетной росписи бюджета Фонда является использование (перераспределение) в соответствии с решениями Фонда средств нормированного страхового запаса Фонда, зарезервированных в пределах бюджетных ассигнований, установленных приложением 4 к настоящему Федеральному закону, на увеличение бюджетных ассигнований, предусмотренных:

1) на предоставление субвенций, установленных частью 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в соответствии с утвержденной Правительством Российской Федерации методикой распределения субвенций, предоставляемых из бюджета Фонда бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования, с учетом изменения численности застрахованных лиц на 1 января текущего года;

2) на исполнение иных расходных обязательств Фонда, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в случае недостаточности доходов бюджета Фонда для финансового обеспечения их исполнения.

2. Установить, что Фонд в 2016 году вправе осуществлять в установленном им порядке в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных приложением 4 к настоящему Федеральному закону по целевой статье расходов "Единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения в рамках основного мероприятия "Обеспечение жильем отдельных категорий граждан" подпрограммы "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" раздела "Социальная политика" классификации расходов бюджетов, предоставление работникам Фонда единовременной субсидии на приобретение жилого помещения.

Статья 7. Особенности исполнения бюджета Фонда в 2016 году

1. Остатки средств по состоянию на 1 января 2016 года, образовавшиеся в бюджете Фонда в результате неполного использования бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение программ и мероприятий по модернизации здравоохранения, направляются Фондом в 2016 году на те же цели.

2. Установить, что средства, перечисленные в бюджет Фонда из бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования за нарушение условий, установленных при предоставлении межбюджетных трансфертов из бюджета Фонда, источником финансового обеспечения которых являлись межбюджетные трансферты из федерального бюджета, подлежат перечислению в федеральный бюджет.

3. Установить коэффициент удорожания стоимости медицинских услуг для определения размера страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 354-ФЗ "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения" на 2016 год в размере, равном 1,0.

Президент Российской Федерации

В. Путин

Москва, Кремль

Данный Федеральный закон со всеми приложениями к нему опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации по адресу:

Страховые взносы обязаны отчислять за своих сотрудников все организации и ИП - работодатели. ИП, как с работниками, так и без них, уплачивают еще и страховые взносы за себя. Неисполнение этой обязанности грозит страхователю штрафом.

Наша статья об одном из видов страховых взносов – взносах на обязательное медицинское страхование. Рассмотрим размер отчислений для различных категорий плательщиков, выясним, кто может не платить взнос на медстрахование, и какие ставки ожидают страхователей в новом 2017 году.

Кто платит взносы в ФФОМС

До конца 2016 года начисление и уплата страховых взносов регулируется законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ, а контроль за взносами ФОМС осуществляет ПФР. С 1 января 2017 года курировать страховые взносы будет налоговое ведомство , а вместо закона № 212-ФЗ начнет действовать новая глава НК РФ , нормы которой в основном повторяют его положения.

Согласно ст. 5 закона № 212-ФЗ, к плательщикам взносов на обязательное медицинское страхование в ФФОМС относятся:

  • работодатели, которые платят зарплату и прочие вознаграждения физлицам. Это юрлица, ИП и физлица, не являющиеся ИП. При этом взносами по действующему тарифу облагаются выплаты работникам по трудовым договорам и договорам гражданско-правового характера (ст. 7 закона № 212-ФЗ).
  • ИП и частнопрактикующие лица (адвокаты, нотариусы и т.п.). Эти категории страхователей должны уплачивать страховые взносы в ПФР и ФФОМС «за себя» в фиксированной сумме . Размер годового взноса зависит от действующего минимума оплаты труда на начало года и равен 12-кратному МРОТ, умноженному на тариф взноса в ФОМС (ст. 14 закона № 212-ФЗ).

Размер страховых отчислений в ФФОМС

  • организации и ИП, доход которых на 70% состоит из поступлений от льготируемой деятельности. Ставка 0% действует пока их доход не «перешагнет» предел в 79 млн.руб.;
  • некоммерческие организации, деятельность которых связана с соцобслуживанием, образованием, здравоохранением, культурой и искусством, массовым спортом;
  • благотворительные организации.

Также взносы на ОМС не платят:

  • работающие на «вмененке» аптеки и ИП, занимающиеся фармацевтикой;
  • ИП на некоторых видах патента, при начислении взносов ОМС за работников;
  • организации из проекта «Сколково»;
  • организации, делающие выплаты экипажам судов, зарегистрированных в Российском реестре, в части таких выплат.

Взносы в ФФОМС в 2017 году

В 2017 году размеры ставок страховых взносов для всех категорий страхователей останутся на уровне нынешнего 2016 года . Закон № 212-ФЗ утратит силу с 01.01.2017 г., и с этого момента начнет действовать глава 34 Налогового кодекса о страховых взносах.

Узнать более подробно о том, какими будут ставки на ОМС и другие виды страховых взносов в новом году, можно из статьи «

Учитывая то обстоятельство, что подавляющее большинство граждан РФ ежемесячно отчисляет в виде налогов средства в фонд ОМС, страхователей интересует процедура формирования бюджета ФОМС, его утверждения и дальнейшего распределения финансов по медучреждениям. Помимо страховых взносов работающих граждан существуют и другие статьи пополнения бюджета ФОМС, предусмотренные законодательством. Страховой запас бюджета ФФОМС имеет целью поддержание финансовой устойчивости структуры ОМС и стимулирование надлежащего исполнения программ ОМС в регионах. Что представляет собой бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС)? За счет каких средств формируется бюджет ФФОМС, как утверждается? Как определяются доходы и расходы, дефицит и профицит бюджета? Ответим на эти вопросы в данной статье.

Источники финансирования ФФОМС

Одними из основных принципов осуществления обязательного медицинского страхования являются устойчивость финансовой системы обязательного медицинского страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного медицинского страхования. Бюджет федерального фонда ОМС слагается из доходной, расходной частей и нормированного страхового запаса. Доходы бюджета ФФОМС складываются из:

  • Страховых взносов, отчисляемых на ОМС хозяйствующими субъектами;
  • Средств, выделяемых из федерального и региональных бюджетов на развитие системы ОМС;
  • Добровольных пожертвований физических и юридических лиц;
  • Доходов, полученных в результате размещения временно свободных средств фондов;
  • Средств, полученных в виде штрафов.

Наибольший удельный вес в расходах Федерального фонда обязательного медицинского страхования занимают дотации на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования в рамках базо­вой программы обязательного медицинского страхования, вклю­чая использование средств нормированного страхового запаса. Таким образом, расходы бюджета ФФОМС, как правило, связаны с:

  • Предоставлением средств территориальным фондам ОМС с целью обеспечения выполнения обязательств, предусмотренных полномочиями субъектов РФ;
  • Выполнением правительственных и президентских постановлений, а также федеральных законов в сфере здравоохранения;
  • Выполнением управленческих функций.

Для сохранения финансовой стабильности структур, входящих в ОМС, и стимулирования плодотворной деятельности территориальных фондов при выполнении программ ОМС создан так называемый страховой нормированный запас. Куда пойдут средства страхового запаса – ежегодно определяется Федеральным законом о бюджете ФОМС. Процедуру использования средств страхового запаса определяет Министерство здравоохранения.

Законодательная база и процедура формирования бюджета ФФОМС

Формирование сметы доходов и расходов ФФОМС регламентировано налоговым, бюджетным законодательством, а также правительственными документами об иных обязательных платежах. Процедура составления проекта бюджета включает, как правило, следующие шаги:

  1. Правление ФОМС разрабатывает проект и представляет его на рассмотрение Министерства здравоохранения и социального развития РФ.
  2. Минздрав, являясь координатором средств внебюджетных фондов, подает проект на рассмотрение Правительства РФ.
  3. Правительство, после изучения документа, передает его в Госдуму в форме проекта Федерального закона.
  4. Госдума рассматривает положения документа и утверждает его, как Федеральный закон.

Согласно п.2 ст.145 Бюджетного кодекса РФ, закон о бюджете ФФОМС принимается одновременно с принятием государственного бюджета на следующий финансовый год. Процедура предоставления отчета о выполнении бюджета предусматривает осуществление такой же последовательности шагов, что и при его составлении. При составлении бюджета ФФОМС учитываются общее количество застрахованных лиц, текущая и прогнозируемая инфляция, величина ВВП, прогноз относительно роста заработной платы.

Одноканальное финансирование сферы охраны здоровья

Поэтапный переход на одноканальное финансирование здравоохранения страны начался в 2011 году одновременно с принятием закона об ОМС. Мероприятия по реализации программы перехода завершились в 2015 году, когда было объявлено о вступлении в силу новых правил финансирования здравоохранения. Что изменилось с принятием новых норм закона? До принятия закона об ОМС здравоохранение финансировалось на 60% из госбюджета и на 40% из средств страховых фондов. Переход на одноканальную схему финансирования означает существенное сокращение средств, выделяемых на охрану здоровья федеральным и региональными бюджетами, и заметное увеличение роли Федерального фонда в организации финансирования участников системы ОМС.

За счет средств федерального и региональных бюджетов по-прежнему оплачивается медпомощь, необходимая для лечения туберкулеза, психических расстройств и ряда других заболеваний, которые принято относить к социально значимым. Помимо этого, федеральные и региональные средства идут на ремонты, содержание имущества, оснащение медицинским оборудованием лечебных учреждений, функционирующих в системе ОМС. Все остальные финансовые обязательства возложены на Федеральный фонд ОМС. Большинство экспертов в области медицинского страхования считают, что такой шаг обеспечит прозрачность денежных потоков и позволит руководителям медучреждений использовать ресурсы в соответствии с реальными потребностями.

Дефицит и профицит федбюджета

Согласно нормативному акту, регламентирующему бюджет фонда на 2017, 2018 и 2019 год сбалансированность будет достигнута за счет привлечения оставшихся средств по состоянию на 1 января нового финансового года. Размеры запланированных доходов и расходов фонда на указанные годы отражены в таблице ниже.

Таблица - Структура бюджета ФФОМС на 2017-2019 гг., млрд. руб.

Год
Доходы
Расходы
2017
1 705,9
1 735
2018
1 841,1
1 911,7
2019
2 067,4
2 022,3

Таким образом, дефицит бюджета в 2017 году по прогнозам должен составить 29,1 млрд руб., в 2018 году - 70,6, а в 2019 году ожидается профицит бюджета в размере 45, 1 млрд руб. Однако несмотря на то, что ежегодно происходит увеличение бюджета, проблемы с расходованием средств (в том числе нецелевым) никуда не исчезают. Кроме того, существуют явные различия в финансировании регионального здравоохранения.

Случайные статьи

Вверх