По какой причине могут подать в розыск. Порядок объявления в розыск

Генерал-лейтенант внутренней службы Александр АВДЕЙКО, начальник Договорно-правового департамента МВД России, Заслуженный юрист Российской Федерации.

В настоящее время серьёзную обеспокоенность в обществе вызывает тема поиска без вести пропавших граждан.

20 марта 2015 года в Министерстве юстиции России прошёл государственную регистрацию приказ МВД России, Генеральной прокуратуры Российской Федерации и СК России от 16 января 2015 года № 38/14/5, утверждающий новую Инструкцию о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц (публикуется в этом номере).

Современная российская полиция является принципиально новой правоохранительной структурой, сформированной на основе партнёрской модели взаимоотношений с обществом. Общественное доверие и поддержка граждан - важнейший принцип деятельности полиции. Залогом ее эффективности является взаимодействие и сотрудничество с другими правоохранительными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами.

Приём, регистрация, проверка заявлений и сообщений о преступлениях, происшествиях и принятие по ним мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, является обязанностью полиции. Аналогичное полномочие возложено на органы предварительного следствия.

Достаточно серьёзную обеспокоенность в обществе вызывает в настоящее время проблема поиска без вести пропавших граждан. Данный вопрос регулярно обсуждается экспертным сообществом на различных дискуссионных площадках. При этом особое внимание справедливо уделяется наиболее уязвимой части общества - несовершеннолетним.

Структурные и функциональные изменения в правоохранительной системе государства последних лет, в том числе выделение из прокуратуры Российской Федерации Следственного комитета Российской Федерации в самостоятельный федеральный государственный орган, привели к определённому правовому вакууму в регламентации деятельности по рассмотрению сообщений о безвестном исчезновении граждан.

В результате нормативный правовой акт, определяющий порядок работы в данном направлении (приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации и МВД России от 27 февраля 2010 года № 70/122) фактически не применялся.

В этой связи возникла безусловная необходимость издания межведомственного нормативного правового акта, определяющего порядок взаимодействия уполномоченных правоохранительных ведомств.

Для деятельности органов внутренних дел приоритетной является профилактика безнадзорности среди несовершеннолетних, профилактика преступлений и иных правонарушений, причём совершаемых как самими несовершеннолетними, так и в отношении их.

Любой несовершеннолетний, оставшийся без внимания взрослых, в том числе без вести пропавший, становится потенциальной жертвой наиболее опасных преступлений (против жизни, здоровья, половой неприкосновенности).

Несмотря на то, что в 2014 году зафиксировано снижение количества объявленных в розыск несовершеннолетних (7 806, на 29,7% ниже, чем в 2013 году), статистические данные свидетельствуют о том, что за последние четыре года в среднем только по одному из 14 случаев безвестного исчезновения несовершеннолетнего лица возбуждается уголовное дело. Эффективность розыска лица напрямую связана с незамедлительным принятием мер, пред­усмотренных законодательством, весь комплекс которых возможно осуществить при наличии возбуждённого уголовного дела.

Основной причиной такого состояния дел было отсутствие нормативной регламентации взаи­модействия правоохранительных органов.

Ситуация изменилась. Пунктом 10 новой Инструкции предусмотрен подробный список признаков, свидетельствующих о возможности совершения преступления в отношении без вести пропавшего лица, что даёт основание для незамедлительных оперативных действий по розыску. Одним из таких признаков является несовершеннолетний возраст (п. 10.14).

В чем принципиальные отличия нового порядка рассмотрения сообщений о безвестном исчезновении граждан? Несомненным преимуществом новой Инструкции является чёткая регламентация действий сотрудников полиции и следователей Следственного комитета Российской Федерации при приёме, рассмотрении сообщения о пропавшем лице и принятии по нему решения. Разграничена компетенция следователя СК России и сотрудника оперативного подразделения органов внутренних дел Российской Федерации.

Существенно расширен и уточнён перечень обстоятельств, которые свидетельствуют о совершении преступления в отношении без вести пропавшего лица.

Например, такими обстоятельствами считаются несовершеннолетний возраст, безвестное исчезновение лица с автотранспортом или со средствами мобильной связи, наличие при без вести пропавшем лице значительных денежных средств или других ценностей и т.д.

Определён механизм ведомственного контроля и прокурорского надзора за указанной деятельностью.

Данные новеллы обес­печат качественное рассмотрение сообщений о безвестном исчезновении граждан, своевременное осуществление всего комплекса розыскных мер и установление местонахождения лица.

Действие Инструкции распространяется на розыск абсолютно всех пропавших граждан без деления их на какие-либо категории. В статье 2 Конституции Российской Федерации провозглашено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Назначение полиции - незамедлительно приходить на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств, вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. В этой связи положения Инструкции обес­печат надлежащее рассмотрение сотрудниками полиции и следователями Следственного комитета Российской Федерации заявлений, сообщений о преступлениях, а также иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства.

В контексте данного вопроса следует отметить, что полиция осуществляет розыск лиц, которые пропали без вести или утратили связь с родственниками; несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; несовершеннолетних, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа.

У граждан часто бытует мнение, что с заявлением о безвестном исчезновении гражданина можно обратиться в полицию только спустя трое суток. Также нередко возникают вопросы: кто должен выступать в качестве заявителя, чтобы не отказали в приёме заявления? Насколько правомерно требование о том, что с таким заявлением должен обратиться родственник?

Отвечая на эти вопросы, скажу сразу, что суждения по поводу трёх суток вымышлены и не имеют под собой никакой правовой основы. Именно поэтому в третьем пункте Инструкции установлено: «сообщение о безвестном исчезновении лица подлежит приёму, регистрации и разрешению в установленном порядке независимо от давности и места его исчезновения, наличия или отсутствия сведений о месте постоянного или временного проживания или пребывания, полных анкетных данных и фотографии без вести пропавшего лица, сведений об имевшихся ранее случаях его безвестного исчезновения». Данное положение вытекает из требований Федерального закона «О полиции» и иных нормативных правовых актов.

Например, в соответствии с Инструкцией о порядке приёма, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, административных правонарушениях, происшествиях, утверждённой приказом МВД России от 29 августа 2014 года № 736, заявления и сообщения о преступлениях, происшествиях подлежат обязательному приёму во всех территориальных органах МВД России. При этом очень важно отметить, что приём сообщений о преступлениях и происшествиях осуществляется круглосуточно. Меры реагирования на такие сообщения принимаются сразу же.

Что касается второй части вопроса. В жизни происходит так, что зачастую с заявлением о пропаже человека обращаются именно родственники или иные близкие лица. Но это не означает, что другое лицо (сосед, коллега, знакомый и т.д.) лишён права заявить об этом. В этом смысле законодательством не установлено никакого перечня лиц, поэтому с рассматриваемыми заявлениями, равно как и с заявлением о любом правонарушении, может обратиться каждый человек.

С учётом установленной компетенции правоохранительных органов я бы советовал обращаться по поводу исчезновения человека в органы внутренних дел Российской Федерации или следственные органы СК России. Но это не исключает возможности обращения в любой иной правоохранительный орган. Однако надо учитывать, что в таком случае может пострадать оперативность реагирования на заявление, поскольку неуполномоченный правоохранительный орган в конечном счёте направит его по подведомственности в органы внутренних дел или СК России.

Следует отметить, что деятельность по розыску без вести пропавшего регламентируется не только рассматриваемой Инструкцией, но и законодательными и иными подзаконными актами (например, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об оперативно-разыскных деятельности», приказ МВД России от 29 августа 2014 года № 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приёма, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, административных правонарушениях, происшествиях», приказ Следственного комитета Российской Федерации от 11 октября 2012 года № 72 «Об организации приёма, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации».

В общих чертах алгоритм реагирования на сообщения о безвестном исчезновении лица состоит в следующем. При поступлении сообщения выясняются обстоятельства его исчезновения, возраст, образ жизни, круг знакомых, близких, место его работы, предположительное место нахождения, наличие в собственности недвижимого имущества, автотранспортных средств и другие обстоятельства. Особое внимание уделяется выяснению обстоятельств, которые свидетельствуют о совершении преступления в отношении без вести пропавшего лица.

К таким обстоятельствам, наряду с указанными выше, относятся, например, отсутствие объективных данных, указывающих на намерение без вести пропавшего лица беспричинно и на длительное время убыть в неизвестном направлении или сменить место проживания или пребывания, отсутствие у без вести пропавшего лица заболевания, которое может обусловить его скоропостижную смерть, потерю памяти, ориентирования во времени и пространстве, наличие по месту проживания без вести пропавшего лица личных документов, вещей (одежды) и денежных средств, без которых он не может обойтись в случае длительного отсутствия, наличие у без вести пропавшего лица событий, участие в которых для него является важным (сдача экзамена, защита диссертации и других), безвестное исчезновение лица, связанное с отчуждением его собственности, отсутствие в правоохранительных органах заявления о без вести пропавшем лице (либо запоздалое или несвоевременное его направление) от иного лица, которое в силу родственных или иных отношений должно было его подать, внезапный (срочный) ремонт по месту жительства или пребывания без вести пропавшего лица, поспешное решение членами семьи без вести пропавшего лица и (или) иными лицами различных вопросов, которые можно решать только при уверенности, что без вести пропавшее лицо не возвратится (переоформление или продажа его имущества, обращение в свою пользу его сбережений, вступление супруга (супруги) в сожительство с другим лицом), безвестное исчезновение лиц, занимающихся проституцией и т.д.

На место происшествия направляется следственно-оперативная (оперативная) группа из числа сотрудников органов внутренних дел, а при наличии указанных обстоятельств также следователь следственного органа СК России, который осуществляет руководство данной группой.

Проверка сообщения о безвестном исчезновении лица, в котором отсутствуют обстоятельства, свидетельствующие о совершении преступления в отношении данного лица, поручается сотруднику оперативного подразделения органов внутренних дел.

Взаимодействие правоохранительных органов в розыске без вести пропавших основывается на принципе разграничения компетенции следственных органов СК России и органов внутренних дел, критерии которого в достаточной степени определены Инструкцией. При наличии обстоятельств, свидетельствующих о совершении преступления, рассмотрением сообщения о безвестном исчезновении лица должен заниматься следственный орган СК России, а при отсутствии - орган внутренних дел. В то же время, даже если в момент получения сообщения отсутствуют сведения, указывающие на данные обстоятельства, но они устанавливаются в последующем в ходе розыска, то орган внутренних дел передаёт соответствующие материалы в следственный орган СК России.

Персональная ответственность за обеспечение исполнения требований Инструкции в рамках ведомственного контроля возложена на руководителей органов внутренних дел и следственных органов СК России.

Вместе с тем Инструкцией предусмотрено, что разрешение споров между ведомствами относится к компетенции прокурора, который осуществляет надзор в целом за этой деятельностью.

19.06.2015

Разберемся, в каких случаях объявляют в розыск пропавшего человека, куда подается заявление о розыске, какие признаки совершения преступления в отношении пропавшего могут быть.

Как ищут пропавших?

Розыск людей осуществляется различными государственными органами. В случае объявления в розыск лица, подозреваемого и обвиняемого в совершении преступлений, его поимкой занимаются Органы внутренних дел РФ или Следственного комитета РФ. Эти же органы ищут лиц, пропавших без вести. Розыском сбежавших осужденных или лиц, уклоняющихся от отбывания наказания, занимаются органы Федеральной службы исполнения наказаний. Также оперативно-розыскная деятельность может проводиться ФСБ РФ, Таможенными органами, Службой внешней разведки и некоторыми другими органами (ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»). Исполнительным розыском должника или ребенка, как правило, когда один из супругов препятствует другому видеться с ним, занимаются судебные приставы в соответствии со ст.ст. 62, 64, 65 Федерального закона «Об исполнительном производстве». При этом они вправе привлекать для розыска людей сотрудников ОВД РФ.
Поисками пропавших также занимаются добровольцы из поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт». У добровольцев есть опыт привлечения к поискам сотен человек для прочесывания леса и жилых массивов. Кроме того, «Лиза Алерт» поможет широко распространить информацию о пропавшем через интернет. Обратиться к добровольцам можно по телефону горячей линии 8-800-700-54-52.

Как узнать, в розыске ли человек?

Чтобы узнать, ищут человека или нет, на сайтах всех перечисленных организаций можно воспользоваться специальными базами розыска людей. Например, по интернет-адресу https://мвд.рф/wanted можно получить сведения из базы данных «Розыск» о пропавшем ребенке, заполнив небольшую форму и указав адрес электронной почты, на который будет выслана информация. В этой базе осуществляется розыск по фамилии, имени и отчеству, дате рождения ребенка.
Кроме того, на этой же странице сайта МВД есть раздел, где можно найти информацию о вознаграждении за помощь в поимке особо опасных преступников, скрывающихся от правосудия.
В разделе «Внимание, розыск!» на сайте МВД есть информация о поиске опасных преступников.

Куда можно обращаться, если пропал человек?

Сообщения о пропавших людях могут направляться в полицию и Следственный комитет, при этом в зависимости от наличия или отсутствия признаков преступления в таких сообщениях они могут передаваться ими друг другу по подследственности. В случае наличия признаков преступления в отношении людей, находящихся в розыске, обращение должно рассматриваться СК РФ (п.п. 5, 9 Приказа МВД России, Генеральной прокуратуры РФ и Следственного комитета РФ от 16 января 2015 г. N 38/14/5).
После того, как сообщение поступит в полицию, для проверки обстоятельств безвестного исчезновения лица оперативный дежурный дежурной части территориального органа МВД России незамедлительно:
- выясняет в ходе приема сообщения о безвестном исчезновении лица все связанные с этим обстоятельства;
- информирует об этих обстоятельствах дежурного следователя Следственного комитета РФ (СК РФ) или руководителя следственного органа СК РФ либо его заместителя;
- собирает дежурную следственно-оперативную (оперативную) группу, которая работает на месте происшествия под руководством следователя СК РФ (п.п. 4, 6 Приказа).
Если же в заявлении о розыске человека не содержатся признаки преступления, следователь вправе не выезжать на место происшествия (п.7 Приказа). В этом случае проверка также проводится, но поручается оперативнику ОВД РФ (п.8 Приказа). Если оперативники ОВД РФ обнаруживают признаки преступления в ходе розыскных мероприятий, об том составляется рапорт и сообщение передается для рассмотрения по подследственности, уведомляется прокурор (п.п. 16, 17). При поступлении дела в СК РФ возбуждается уголовное дело, проводятся оперативно-поисковые мероприятия. Если их результатом не стало обнаружение гражданина и уголовное дело прекращается, дело вновь передается в полицию, где открывается розыскное дело. Исчезновение ребенка согласно п.10 Приказа всегда является основанием предполагать совершение преступления. Исполнительный розыск ребенка, его особенности указаны в ст. 65 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

Признаки совершения преступления в отношении разыскиваемого

Примерный перечень признаков преступления в отношении пропавшего человека дан в п. 10 Приказа МВД России, Генеральной прокуратуры РФ и Следственного комитета РФ от 16 января 2015 г. N 38/14/5:
- отсутствие намерения беспричинно и на длительное время убыть в неизвестном направлении или сменить место проживания (пребывания);
- отсутствие смертельного заболевания, а также заболевания, которое может вызвать потерю памяти, ориентирования во времени и пространстве;
- наличие дома личных документов, вещей (одежды) и денег, без которых он не может обойтись при продолжительном отсутствии;
- наличие денег и ценностей, которые могли заинтересовать преступников;
- гражданин пропал без вести вместе с автотранспортом;
- не менее 3 суток нет сведений о его судьбе и местонахождении;
- безвестное исчезновение лица, связанное с отчуждением его имущества;
- наличие в каком-либо из мест, связанных с пропавшим, следов преступления, либо наличие пояснений о возможном его совершении, сведений преступной деятельности или связях пропавшего;
- отсутствие заявления о розыске человека или его запоздалая подача от родственников или иных близких лиц;
- наличие каких-либо конфликтных или неразрешимых ситуаций, а также угроз в адрес пропавшего;
- продолжительное неполучение зарплаты и иных соцвыплат;
- поспешное решение членами семьи вопросов, решение которых говорит об уверенности в том, что пропавший не вернется (переоформление его имущества, сожительство супруги с другим лицом и т.д.);
- исчезновение несовершеннолетних, сотрудников органов госвласти, лиц, занимающихся проституцией.

Заявление в полицию о розыске людей

Заявление о пропавшем без вести человеке принимается, регистрируется и рассматривается безотносительно к давности и месту его исчезновения, к наличию или отсутствию сведений о о месте его проживания, полных анкетных данных и фотографии, сведений об уже известных случаях его безвестного исчезновения (п.3 Приказа МВД России, Генеральной прокуратуры РФ и Следственного комитета РФ от 16 января 2015 г. N 38/14/5). Заявление может быть подано в устной или письменной форме, о принятии заявления, которое может быть подано любым гражданином, выдается талон-уведомление (п.34,35 приказа МВД России от 29 августа 2014 г. N 736).
При обращении в отдел внутренних дел человеку, заявляющему о пропаже, рекомендовано:
- при себе иметь паспорт и документы, содержащие сведения о пропавшем человеке; вспомнить особые приметы пропавшего человека, сведения о отсутствующих или вставных зубах, тех или иных хронических заболеваниях;
- вспомнить приметы одежды, вещей, которые могли быть у него с собой;
- сообщить анкетные данные, род деятельности, занятий, увлечения, родственные и близкие связи, маршрут возможного следования;
- сообщить о наличии денежных средств, банковских карт, мобильного телефона;
- сообщить о намерениях, обстоятельствах, предшествующие исчезновению, взаимоотношениях с окружающими, психическом состоянии пропавшего.

Ежегодно в России без вести пропадают около 80 тысяч человек. Так бывает: ушел кто-то из дома - и не вернулся.

Так когда можно и надо сообщать об исчезновении человека? Не секрет, что во многих отделениях милиции до недавнего времени отказывались принимать заявление, если с момента его пропажи не прошло трое суток. Логика такова: мол, большинство "пропавших" сами объявляются на второй или третий день живыми и здоровыми. Ну, загулял человек, где-то засиделся, переночевал у друзей. А позвонить родным забыл.

Однако и информация о трех днях, только по прошествии которых якобы можно подавать заявление, устарела. Заместитель начальника департамента уголовного розыска МВД генерал-майор милиции Александр Фролов, который руководит управлением по организации розыска, рассказал, что заявитель сам решает, когда обращаться в милицию. И заявление у него обязаны принять незамедлительно, причем именно в том органе внутренних дел, куда человек обратился. То есть не обязательно по месту жительства, не обязательно по тому адресу, где человек проживал на момент исчезновения. Хотя, конечно, розыск в дальнейшем все равно будет осуществляться тем органом внутренних дел, на территории которого достоверно установлено последнее местонахождение пропавшего.

По словам генерала Фролова, с заявлением может обратиться любой человек или организация. Если сотрудник пропал с работы, то заявление имеют право подать его коллеги. Сигнал тревоги о пропавшем может подать в милицию и сосед по коммунальной квартире. По милицейским нормативным документам "без вести пропавшим" считается лицо, исчезнувшее внезапно, при неизвестных обстоятельствах, без видимых причин, местонахождение которого остается неизвестным.

Заявить о пропаже человека родственники вправе и по телефону. Сотрудники милиции могут приехать домой, в офис или пригласят к себе. Дежурная часть зарегистрирует обращение и выдаст талон-уведомление. Кроме того, на дежурного возложена обязанность организовать первоначальные розыскные мероприятия. После этого заявление передают руководителю органа внутренних дел.

Как правило, требуется информация о последнем местонахождении человека, его образе жизни, связях, обстоятельствах исчезновения, его фотография, особые приметы, наличие у пропавшего мобильного телефона.

Могут выдвигаться розыскные версии в зависимости от того, что произошло и какие обстоятельства предшествовали исчезновению. В том числе обязательно рассматривается и совершение преступления.

Пропавшие дети - отдельная и очень больная тема. Большая часть - из неблагополучных семей. Немало ребятишек убегают из дома в поисках лучшей жизни. Многие из них совершают это неоднократно - два-три раза и больше. Таких оперативники в регионах знают пофамильно. Некоторые все детство проводят в бегах. Правда, большинство через какое-то время либо сами приходят домой, либо их возвращают сотрудники милиции. В этом году пропали 14 055 несовершеннолетних, разыскано - 13 732.

В МВД существует специальное досье, в котором ведется учет всех людей, пропавших без вести. Это ведомственная база Главного информационно-аналитического центра. В ней содержатся опознавательные карты, фотографии, особые приметы, вся информация, которая может понадобиться при идентификации личности.

Но самое главное, в России сегодня работает 33 Бюро регистрации несчастных случаев. Эти бюро круглосуточно занимаются установлением местонахождения людей, которых разыскивают родственники или знакомые. Их ищут среди пострадавших в несчастных случаях, доставленных в больницы и травмпункты, задержанных или арестованных милицией. И, конечно же, среди тел, находящихся в морге. В бюро постоянно стекается информация об обнаруженных и пока не опознанных трупах, о неизвестных больных. Разумеется, подобных милицейских бюро должно быть намного больше - во всех краевых и областных центрах субъектов России.

Иногда случается, что пропавшие люди после обнаружения их сотрудниками милиции сами просят сохранить их местонахождение в тайне. И это требование вполне правомерное, ведь существует закон о защите персональных данных. У любого человека могут быть самые разные причины не общаться с родными, близкими или знакомыми. Сообщать кому-либо о себе или нет - добровольное дело каждого дееспособного совершеннолетнего гражданина.

А вот обращаться к экстрасенсам, гадалкам и прочим колдунам при поиске близких в уголовном розыске не рекомендуют. Прежде всего потому, что эти обращения нисколько не помогают, а, скорее, мешают поиску. То, что люди напрасно тратят свои деньги, причем немалые, это их личное дело. Но ведь они еще идут на поводу у этих "ясновидящих" и требуют, чтобы милиционеры проверяли всю их "информацию". Или - наоборот, не выполняют рекомендации сыщиков. Например, милиционеры выяснили, что в психиатрической клинике находится похожий на разыскиваемого человек, и просят съездить туда родственников. Но заявители отказываются: они свято верят, что пропавший человек уехал за границу - так сказал им экстрасенс.

Генерал-майор милиции Александр Фролов привел официальную статистику. За 9 месяцев объявлена в розыск 51 тысяча 363 без вести пропавших людей. Нашли 47 тысяч 251 человека. При этом ненайденных - с учетом прошлых лет - 47 тысяч 681 человек. Кстати, розыск каждого человека ведется в течение 15 лет. То есть ежегодно милиция находит более 90 процентов разыскиваемых.

Любопытно, что примерно 32 процента пропавших без вести - женщины, около 6 процентов - малолетние и несовершеннолетние, остальные - мужчины. Половина же всех пропавших - это люди, употребляющие спиртные напитки.

Статья 65. Исполнительный розыск

5. По исполнительным документам, содержащим другие требования, судебный пристав-исполнитель по заявлению взыскателя вправе объявить розыск:

1) должника по исполнительному документу неимущественного характера, если исполнение требований исполнительного документа невозможно в отсутствие должника;

2) должника по исполнительным документам имущественного характера, если исполнение требований исполнительного документа невозможно в отсутствие должника и сумма требований по исполнительному документу (исполнительным документам) в отношении должника превышает 10 000 рублей;

3) имущества должника по исполнительным документам имущественного характера, если сумма требований по исполнительному документу (исполнительным документам) в отношении должника превышает 10 000 рублей.

6. Постановление о розыске должника или его имущества либо об отказе в объявлении такого розыска выносится судебным приставом-исполнителем в трехдневный срок со дня поступления к нему заявления взыскателя об объявлении розыска или со дня возникновения оснований для объявления розыска. Постановление о розыске ребенка либо об отказе в объявлении такого розыска выносится судебным приставом-исполнителем в течение суток с момента поступления к нему заявления взыскателя об объявлении розыска или со дня возникновения оснований для объявления розыска.

8. Постановление судебного пристава-исполнителя о розыске или об отказе в объявлении розыска утверждается старшим судебным приставом или его заместителем. Постановление о розыске подлежит немедленному исполнению. Этим постановлением производство розыска поручается судебному приставу-исполнителю, осуществляющему розыск, или судебному приставу-исполнителю, в производстве которого находится соответствующее исполнительное производство и который в этом случае пользуется всеми полномочиями судебного пристава-исполнителя, осуществляющего розыск.

10. При производстве розыска судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, вправе совершать исполнительные действия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, а также проводить следующие исполнительно-разыскные действия: запрашивать из банков данных оперативно-справочной, разыскной информации и обрабатывать необходимые для производства розыска персональные данные, в том числе сведения о лицах и об их имуществе, проверять документы, удостоверяющие личность гражданина, если имеются основания полагать, что он и (или) его имущество находятся в розыске или он удерживает ребенка, находящегося в розыске, осуществлять отождествление личности, опрашивать граждан, наводить справки, изучать документы, осматривать имущество, обследовать помещения, здания, сооружения, участки местности, занимаемые разыскиваемыми лицами или принадлежащие им, а также транспортные средства, принадлежащие указанным лицам. Порядок организации проведения исполнительно-разыскных действий определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции. Тактика проведения исполнительно-разыскных действий определяется главным судебным приставом Российской Федерации.

(часть 10 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 34-ФЗ)

10.1. Судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, вправе применять меры принудительного исполнения в соответствии с настоящей статьи, а также в случаях, не терпящих отлагательства, предусмотренных настоящего Федерального закона.

(часть 10.1 введена Федеральным законом от 12.03.2014 N 34-ФЗ)

11. Для производства розыска судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, по заявлению взыскателя вправе использовать сведения, полученные в результате осуществления частной детективной (сыскной) деятельности, а для производства розыска должника-гражданина или ребенка также использовать на безвозмездной основе возможности средств массовой информации.

11.1. При проведении исполнительно-разыскных действий судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, обязан обеспечить соблюдение прав человека и гражданина, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Не допускаются проведение исполнительно-разыскных действий для достижения целей и решения задач, не предусмотренных законодательством об исполнительном производстве, разглашение сведений, составляющих личную и семейную тайну.

(часть 11.1 введена Федеральным законом от 12.03.2014 N 34-ФЗ)

12. Если разыскиваемые должник, его имущество или ребенок обнаружены на территории, на которую не распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя, объявившего розыск, главный судебный пристав субъекта (главный судебный пристав субъектов) Российской Федерации по месту обнаружения должника, его имущества или ребенка организует незамедлительное направление сообщения об этом, в том числе с использованием сети "Интернет", в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов по месту объявления розыска, обеспечение сохранности обнаруженного имущества, а также взаимодействие с органами опеки и попечительства по передаче обнаруженного в результате розыска ребенка законному представителю, опекуну или попечителю, которому должен быть передан ребенок во исполнение требования исполнительного документа.

Основания розыска
В соответствии со статьей 210 УПК РФ, если местонахождение обвиняемого неизвестно, следователь поручает производство розыска органам дознания. Об этом поручении указывается в постановлении о приостановлении предварительного следствия или выносится отдельное постановление. Розыск обвиняемого может быть объявлен как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением. К постановлению о розыске прикладывается справка о личности разыскиваемого обвиняемого с указанием всех его анкетных данных, если имеется – то и фотография или дактокарта.

Под скрывшимися преступниками понимаются обвиняемые, подсудимые и осужденные, скрывшиеся от следствия и суда; совершившие побег из ИВС, из-под конвоя милиции, из исправительных и воспитательных колоний, тюрем, лечебных исправительных учреждений, из-под конвоя подразделений уголовно-исполнительной системы, а также уклонившиеся от исправительных работ – после принятия судом решения о замене исправительных работ другими видами наказания.
При наличии оснований, перечисленных в ст. 97 УПК РФ (основания избрания меры пресечения), в отношении разыскиваемого обвиняемого может быть избрана мера пресечения. В случае, если обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории РФ, либо им нарушена ранее избранная мера пресечения, или обвиняемый скрылся, в качестве меры пресечения может быть избрано заключение под стражу. По приостановленному в связи с розыском обвиняемого делу следователь регулярно направляет запросы органу, которому поручено производство розыска, о результатах предпринятых розыскных мероприятий, осуществляет координационную работу по направлению розыска.
Постановление об объявлении в розыск, с приложением копий постановлений о привлечении в качестве обвиняемого, об избрании меры пресечения, справки о личности разыскиваемого не позднее трех дней (после вынесения постановления) передается через канцелярию в розыскное подразделение правоохранительного органа. При получении материалов объявления обвиняемого в розыск, сотрудник розыскного подразделения информирует личный состав правоохранительного органа о личности и приметах разыскиваемого, включая сведения об уклонении в суточную сводку о происшествиях и преступлениях. По месту жительства и работы разыскиваемого, а также в местах его вероятного нахождения выявляются лица, которым могут быть известны сведения о местонахождении обвиняемого либо иные данные, способствующие розыску. В оперативно-розыскные органы, на территории обслуживания которых вероятно появление разыскиваемого, и по маршрутам его возможного передвижения, направляются розыскные ориентировки.
Если первоначальные проверочные мероприятия не дали результатов, по истечении 10 суток принимается решение о заведении розыскного дела (ст. 10 ФЗ об ОРД). При заведении розыскного дела составляется план мероприятий, являющийся организационной основой работы в период местного розыска. В плане работы формулируются розыскные версии о предполагаемом месте пребывания разыскиваемого, указываются необходимые общепоисковые мероприятия и конкретные мероприятия по проверке каждой выдвинутой версии. Если местный розыск не дает результатов, объявляется федеральный розыск. Сроки объявления федерального розыска скрывшихся преступников зависят от тяжести совершенных ими преступлений. Лица, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления, побег из исправительных учреждений и следственных изоляторов, вооруженные огнестрельным оружием либо взрывчатыми веществами, разыскиваемые за причастность к террористическим актам, члены террористических организаций, организованных преступных групп и сообществ объявляются в федеральный розыск немедленно после принятия процессуального решения о производстве розыска.
Обвиняемые, совершившие преступления небольшой или средней тяжести, объявляются в федеральный розыск по истечении трех месяцев со дня объявления местного розыска. Этих лиц разрешается объявлять в федеральный розыск ранее этого срока, если имеются достаточные данные полагать. Что меры местного розыска полностью исчерпаны. Если имеются основания полагать, что разыскиваемое лицо выехало за пределы данной страны в страну СНГ, объявляется межгосударственный розыск. На территории Российской Федерации объявление межгосударственного розыска происходит одновременно с объявлением лица в федеральный розыск без вынесения специального постановления.
Международный розыск объявляется в том случае, если в результате проведенных оперативно-розыскных мероприятий получены данные о выезде разыскиваемого лица за пределы РФ, либо достоверно установлены имеющиеся у разыскиваемого родственные, дружеские и иные связи за пределами Российской Федерации, либо получена информация о намерении разыскиваемого выехать за рубеж с деловой или другой целью.
Предварительное следствие возобновляется по мотивированному постановлению следователя после того, как:
1) отпали основания для его приостановления;
2) возникла необходимость производства следственных действий, которые могут быть осуществлены без участия обвиняемого.
Приостановленное предварительное следствие может быть возобновлено также постановлением прокурора либо начальника следственного отдела в связи с отменой постановления следователя о приостановлении, в связи с его необоснованностью либо преждевременностью.
О возобновлении предварительного следствия сообщается обвиняемому, защитнику, потерпевшему, его представителю, гражданскому истцу, гражданскому ответчику или их представителям, а также прокурору (ст. 211 УПК РФ).
Если известно, что в отношении вашего мужа возбуждено уголовное дело и объявлен розыск, то необходимо явиться к должностному лицу, в производстве которого находится уголовное дело.
Если считаете, что уголовное дело возбуждено незаконно и необоснованно, то вы вправе постановление о возбуждении дела обжаловать в прокуратуру или суд, в порядке ст.ст. 124, 125 УПК РФ.
В жалобе излагаются основания, по которым, по вашему мнению, указанное постановление должно быть отменено.
Такие же действия могут быть совершены и по отношению к постановлению об объявлении розыска.
Поскольку, как указано выше, преступление, предусмотренное ст. 315 УК РФ, является преступлением небольшой тяжести, то избрание меры пресечения в отношения вашего мужа в виде заключения под стражу – маловероятно.
В этом случае учитывается также те обстоятельства, что обвиняемый имеет постоянное место жительства, ранее не привлекался к какой-либо ответственности, положительно характеризуется по месту жительства, а также иные обстоятельства, положительно характеризующие его личность.

Случайные статьи

Вверх