Социализация молодежи в современном российском обществе. Сущность и особенности процесса социализации молодёжи. Этапы социализации молодёжи

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Положения теории социализации и ее фазы. Основные подходы к периодизации социализации. Социализация молодежи в современном обществе. Каналы и механизм социализации молодых людей. Проблемы социализации молодежи в современном Российском обществе.

    курсовая работа , добавлен 04.02.2008

    Социализация как процесс и результат вхождения индивида в систему общественных отношений, основные этапы и факторы, влияющие на данный процесс. Организация и самоорганизация молодежи в процессе социализации. Типология жертв неблагоприятных условий.

    презентация , добавлен 23.10.2014

    Социализация молодежи как отрасль прикладной социологии. Процесс социализации. Социология здоровья и медицины. Социальные задачи развития российского общества. Платная медицинская помощь. Словарь социологических понятий. Ценностная ориентация личности.

    контрольная работа , добавлен 22.12.2008

    Социализация человека: понятие, процесс и основные стадии. Средства массовой информации как мощный инструмент социализации личности. Проблемы социализации в современном украинском обществе. Сферы и институты, основные механизмы социализации личности.

    курсовая работа , добавлен 17.03.2012

    Гендерная социализация как проблема глобального общества. Современное общество Беларуси и проблема его гендерной социализации. Меры по реализации гендерной политики. Содержание понятия "Gender". Общественное доверие как показатель социализации личности.

    контрольная работа , добавлен 18.07.2013

    Социализация как способ усвоения индивидом на протяжении жизни социальных норм и культурных ценностей общества. Киберсоциализация человека на этапе обучения - процесс качественных модификаций структуры самосознания и мотивационной сферы личности.

    дипломная работа , добавлен 27.05.2017

    Анализ положения молодежи в социуме. Характер и содержание деятельности молодежи в обществе как субъекта социального развития. Роль объективных условий социальной среды (влияние ряда факторов, СМИ), предлагающих ей определенные модели социализации.

    статья , добавлен 18.01.2012

    Социализация личности: понятие, процесс, научные концепции. Объективные и субъективные факторы социализации личности, ее функции. Ценности в смысловой сфере личности. Стадии социализации личности, периодизация ее развития. Десоциализация и ресоциализация.

    курсовая работа , добавлен 28.06.2013

    Правовая социализация - это часть единого процесса включения индивида в общественные отношения данного конкретного общества. Факторы правового поведения. Процессы правовой социализации. Правовая культура, социализация личности. Механизм принятия решения.

    реферат , добавлен 17.06.2008

    Процесс становления социального "Я". Концепция "обобщенного другого" Дж. Мида. Социализация как процесс раскрытия врожденных качеств человека. Основные механизмы социализации. Стремительное обновление условий жизни. Внутреннее освоение ценностей.

Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Казанский государственный технологический университет»
Нижнекамский химико-технологический институт

КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Социология»

Тема: Социализация молодежи и ее особенности в современных условиях

Студент группы 4006 _______________________ / А. А.Губернаторова/
(подпись )

Научный руководитель _______________________ / Б.И. Гуржий/
(подпись )

Работа защищена _____________________ с оценкой _______________
(дата )

Нижнекамск 2011

Содержание:

Введение………………………………………………………… ………………...2
Глава 1 …...……………………...... ..5
Основные положения теории социализации………….............. ................5
Фазы социализации……………………………………………… …....…...7
Основные подходы к периодизации социализации………………..…...10
Глава 2 Социализация молодежи в современном обществе …...................16
Каналы социализации современной российской молодежи…….……..16
Механизм социализации молодых людей…………………………….....22
Проблемы социализации молодежи в современном Российском обществе………………………………………………………… ….………………….24

Глава 3 Социализация: будущее молодежи - будущее России …………...30

Заключение ……………..………………………………… ………………...…..48
Список используемой литературы ……………………………………….….. 50
Приложение №1……………………………………………………………….…52

Введение

Анализ проблем и особенностей социализации молодежи нельзя не начать с уточнения понятия «молодежь». На мой взгляд, молодежь -- это не только будущее, она «живое настоящее», и важно понять, насколько уже сегодня молодое поколение определяет содержание и характер будущего, насколько несет в себе «дух нового времени». Но следует дать более определенное научное понятие «молодежь». Итак, молодежь - социально-демографическая группа с характерными для нее возрастными, социально-психологическими свойствами и социальными ценностями, которые обуславливаются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе. Т.е. среди факторов социологического определения «молодежь» исследователями выделяются: возрастные границы и социально-психологические особенности; специфика социального статуса, ролевых функций, социокультурного поведения; процесс социализации как единство социальной адаптации молодежи и индивидуализации.
Проблематика данной темы состоит в том, что появление новых и радикальное изменение традиционных каналов социализации подрастающих поколений в современном переходном обществе привели к увеличению количества молодых людей, ведущих асоциальный, аморальный образ жизни. В силу различных причин и в разной степени к ним относятся: инвалиды, алкоголики, бродяги, «профессиональные нищие», лица, отбывшие заключение в исправительно-трудовых учреждениях. В настоящий момент происходит люмпенизация и криминализация молодежи.
Актуальность данной темы, на мой взгляд, состоит в том, что в настоящее время, когда в нашей стране радикально меняются все общественные отношения и социальные институты, изучение особенностей социализации молодежи становится особенно востребованной и актуальной исследовательской проблемой, привлекающей внимание не только ученых, но и практических работников разного уровня -- от политиков до учителей и родителей.
Целью работы является рассмотрение процесса социализации молодежи в современном российском обществе, а также определение основных проблем и перспектив социализации молодежи в России.
Исходя из цели сформулированы следующие задачи:

    Дать определение социализации.
    -Рассмотреть факторы, влияющие на социализацию.
    Дать классификацию форм социализации.
    Проанализировать процесс становления личности, его стадии.
    Показать влияние экономических и социально-политических факторов на социализацию молодежи.
    Определить роль социализации молодежи для будущего России.
Объектом исследования является молодежь, как социальная группа. Предметом- социализация молодежи, становление молодых граждан общества в современных условиях.
Мой интерес к данной проблематике объясняется тем, что я являюсь одной из представителей настоящего поколения молодых людей переживающий современные процессы изменений политических, экономических и социальных институтов и организаций в современном российском обществе, что оказало противоречивое влияние на положение и развитие молодежи, поэтому я хочу детально осветить данную проблему с тем, чтобы точно знать какие проблемы могут реально встать на моем жизненном пути и жизненном пути моих друзей - сверстников.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Во введении рассматривается актуальность, разработанность проблемы, цель и задачи работы, обосновывается структура. В первой главе описывается, что такое социализация. Основные определения социализации. Факторы, которые влияют на социализацию. Дается также классификация форм социализации.
Во второй главе представлены основные проблемы социализации молодежи в России. Здесь рассматривается механизм становления личности. Влияние социально-политических факторов, а также влияние молодежи на воспроизводство будущего российского общества. В третьей главе раскрываются проблемы безработицы молодежи и рассматриваются способы решения этой и других проблем. В заключении даны выводы и перспективы работы над темой. В приложении представлена анкета.

Глава 1 Теоретические аспекты социализации
Основные положения теории социализации
Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни.
Существует два наиболее выраженных взгляда на существо социализации. Согласно одному из них, она означает процесс развития родившегося человеческого организма в полноправную человеческую личность в ходе взаимодействия индивида с социальной средой. В этом процессе, с одной стороны, реализуются заложенные в человеке природные психобиологические задатки, с другой -- они трансформируются в социально значимые свойства личности в ходе образования и воспитания и при активном участии самого человека. Согласно иной позиции социализация выступает, прежде всего, как саморазвитие личности в ходе ее взаимодействия с различными социальными группами, институтами, организациями. Как видно, в этой трактовке природно-биологическая сторона социализации специально не подчеркивается и не выделяется.
Склоняясь больше к последней точке зрения, в самом общем виде под социализацией можно понимать процесс усвоения личностью образцов поведения, ценностей и норм, принятых в обществе, в конкретных социальных общностях. Социализация может быть представлена как процесс освоения социальных норм, становящихся неотъемлемой стороной жизни личности не в результате внешней регуляции, а вследствие внутренней необходимости следовать им. Это -- один аспект социализации.
Второй аспект касается характеристики ее как существенного элемента социального взаимодействия, предполагающего; что люди хотят изменить свой собственный имидж, улучшить представление о себе в глазах других, осуществляя свою деятельность в соответствии с их ожиданиями. Следовательно, социализация связана с выполнением социальных ролей личности.
Такая интерпретация социализации широко распространена в западной социологии. Наиболее полно ее изложили Т. Парсонс и Р. Бейлс в книге, посвященной проблемам семьи, социализации и процессов взаимодействия. В ней особое внимание уделено рассмотрению такого органа первичной социализации, как семья, которая «включает» личность в социальные структуры.
Таким образом, можно сделать вывод, что социализация представляет собой двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.
Следует сказать также, что одним из важнейших в теории социализации личности является вопрос о ее этапах и фазах. При пристальном внимании оказывается, что это не одно и то же. Количество этапов называют разное, а фазы, как правило, рассматриваются одни и те же. При этом каждый этап социализации личности может включать в себя те же фазы, что присущи другим этапам.

1.2. Фазы социализации

Фазы имеют предметный, конкретный характер, по-разному проявляясь на каждом этапе социализации. Их принято определять как фазы адаптации и интериоризации (интернализации). Выявляем ли мы особенности социализации ребенка, школьника, студента или работника -- члена трудового коллектива, в любом случае придется анализировать обе эти фазы. Поэтому, прежде чем рассматривать последовательно этапы социализации, необходимо раскрыть содержание каждой из ее фаз.
Фаза адаптации.
Понятие адаптации, занимающее одно из центральных мест в биологии, означает приспособление живого организма к условиям окружающей среды. Применительно к социологии оно стало обозначать процесс приспособления человека к условиям социальной среды.
Смыслом этого освоения выступает принятие личностью норм и ценностей среды, будь то социальная общность, организация, институт, включение человека в различные формы предметной деятельности и взаимодействия, имеющиеся в этих социальных образованиях. Адаптация -- это начальный этап процесса включения и интеграции индивида в социальную, образовательную, профессиональную среду, основанный на реальном, повседневном, регулярном взаимодействии с ним. Основная функция адаптации -- освоение относительно стабильных условий среды, решение повторяющихся, типичных проблем путем использования принятых способов социального поведения, действия.
Адаптация выступает как недостаточно глубокий, преимущественно внешний процесс социализации, приобретая при этом активную и пассивную форму. Активная форма заключается в стремлении личности не только понять и освоить нормы и ценности социальной среды, виды деятельности и взаимодействия, принятые в ней, но и выразить свое индивидуальное отношение к ним, часто проявляющееся в неудовлетворенности ими и желании их изменить. Пассивная форма адаптации проявляется в «молчаливом» принятии этих норм и ценностей и безусловном подчинении им. Разумеется, она не обязательно означает одобрение всего того, к чему нужно приспосабливаться.
Сутью адаптационных процессов выступает взаимодействие личности - субъекта адаптации и социальной среды. В процессе этого взаимодействия адаптивная деятельность не всегда имеет позитивную направленность. Это происходит в тех случаях, когда индивид выбирает себе адаптационную «нишу» из консервативных элементов среды, либо когда воздействие адаптирующей среды столь сильно, что подавляет возможности творческой самореализации адаптанта и надолго их консервирует. В подобной ситуации возникает состояние, исход которого зависит не столько от субъективных качеств и свойств личности, предпринятых ею усилий, сколько от активности адаптирующей среды.
Если эта среда обеспечивает ряд необходимых условий для достижения совместимости с нею адаптанта, то его действия будут направляться на ускорение темпов этого процесса, сознательное овладение теми или иными способами адаптивной деятельности. В итоге признаки адаптированности будут нарастать, а социализация - благополучно осуществляться.
Следовательно, процесс адаптации может быть успешным и безуспешным, что выражается в соответствующих социологических показателях. В первом случае это может быть высокий социальный и профессиональный статус индивида, его удовлетворенность содержанием предметной деятельности и взаимодействием с социальной средой. Во втором случае эти показатели будут диаметрально противоположными, крайней же формой безуспешной адаптации станет дезадаптация и ее конкретные проявления -- текучесть кадров, миграция, разводы, отклоняющееся поведение и т.д. Именно эти характеристики дезадаптации и выступают десоциализирующими факторами.
Адаптация молодых людей имеет большое видовое разнообразие, выступая как социально-профессиональная, социально-бытовая, социально-политическая, социально-психологическая, социокультурная. В основу этой классификации положено видовое разнообразие адаптационных процессов. Конечно, в объективной реальности все названные направления адаптации не изолированы, а взаимосвязаны и взаимообусловлены.
В условиях современной России, переживающей переходное состояние от социализма и постсоветского общества к новому социальному обустройству, проблема адаптации молодежи приобретает особое значение в рамках общего процесса их социализации. Адаптация превращается в социальную и психологическую способность молодых людей пережить чрезвычайную, кризисную ситуацию перехода от одних общественных порядков к другим.
Фаза интернализации.
Второй фазой социализации личности является интернализация (инте-риоризация). Она означает сущностное, глубинное включение индивида в процесс, освоение его таким образом, что происходит органичное превращение норм, стандартов, стереотипов поведения, ценностей, характерных для внешней среды, во внутреннюю «принадлежность» личности. Это процесс перевода внешних требований во внутренние установки человека.
Интернализация как фаза социализации осуществляется всегда на основе адаптации и в этом смысле оказывается более «затянутой» по времени своего осуществления, более длительной и фундаментальной. В результате интернализации у личности появляется система твердых социальных регуляторов поведения, соответствующих как требованиям общества, так и конкретной социальной общности (либо социального института, организации).
Интернализация личности означает полное ее включение в ту или иную социальную структуру, в ряде случаев даже «сращивание» с ней. Последнее происходит тогда, когда деятельность какой-либо конкретной структуры трудно представить себе без того или иного человека. Это может быть руководитель или основатель данной структуры (хотя, в общем, такое совсем не обязательно); Человек, становящийся необходимым и незаменимым в той или иной среде, самим фактом подобного статуса свидетельствует об успешности его интериоризации. Ее важным фактором является активное и плотное взаимодействие с членами данной социальной среды по поводу осуществления того или иного вида предметной деятельности.

Основные подходы к периодизации социализации

Теперь необходимо рассмотреть этапы социализации. Эта проблема является дискуссионной, начиная с вопроса о том, имеет ли социализация границы, и кончая обсуждением количества ее этапов. В отношении первого есть две основные точки зрения. Одни авторы -- их подавляющее большинство -- полагают, что процесс социализации «сопровождает» человека на протяжении всего жизненного пути и завершается лишь с его смертью. Другие считают, что социализация, начинаясь с самого раннего детства, завершается периодом достижения социальной зрелости и вступления в этап профессионально-трудовой деятельности.
Еще большее разнообразие взглядов связано с вопросом о том, в рамках каких этапов осуществляется социализация личности. Одна из наиболее распространенных точек зрения состоит в том, что существует три основных этапа социализации - дотрудовой, трудовой, послетрудовой (связанный с выходом человека на пенсию). В этой позиции нетрудно обнаружить присутствующий в качестве критерия выделения этапов социализации известный тезис К. Маркса и его последователей о решающей роли труда в жизни человека. Такой подход представляется вполне обоснованным и имеющим полное право на существование и изучение основных этапов социализации. Однако его уязвимым местом является значительная, даже чрезмерная длительность каждого этапа. На самом деле в рамках любого из них существует ряд более дробных по времени протекания периодов социализации.
Такой же уязвимостью отличается и другой подход, в соответствии с которым его авторам более целесообразным представляется выделением первичной и вторичной социализации (или ресоциализации). При этом к этапу первичной социализации относят период от рождения человека до формирования зрелой личности, к этапу вторичной социализации (ресоциализации) - период ее социальной зрелости.
Говоря о критериях этапов социализации, нужно иметь в виду, прежде всего три главных: время физического и социального созревания; характер (особенности) доминирующих форм (видов) деятельности; основные социальные институты (агенты) социализации. В соответствии с этим критериями можно выделить следующие этапы социализации:
Первый - младенчество (от рождения до примерно трехлетнего возраста), основная форма деятельности на этом этапе - общение. По мнению некоторых исследователей (достаточно спорному), на данном этапе «социализация фактически еще не доносит до ребенка свои воздействия». Основными агентами социализации выступают семья, ближайшие родственники.
Второй -- детство (от 3 до 6--7 лет). Здесь основной формой деятельности, становится игра, причем, прежде всего ролевая. Ребенок учится, «примеривает» на себя различные социальные роли -- мамы, папы, воспитательницы детского сада, продавца магазина и многие другие. Наряду с семьей возникает новый социальный институт социализации -- дошкольное образовательное учреждение.
Третий этап охватывает период от 6--7 до 13--14 лет. В рамках этого этапа происходит несколько крутых перемен, настоящих переломов, характеризующих особенности социализации. Во-первых, меняется основная форма деятельности: вместо игры (хотя oнa часто продолжает сохранять значительное место, в жизни ребенка) появляется учеба, которая становится основным средством познания мира, жизни, отношений. Во-вторых, на смену дошкольному учреждению приходит институт школы как основной (наряду с семьей) фактор социализации. В-третьих, происходит половое созревание, накладывающее свою особую печать на процесс социализации.
Четвертый этап имеет нижней границей подростковый возраст (13--14 лет) и характеризуется известной временной неопределенностью верхнего рубежа. В содержательном отношении это завершение учения и переход к профессионально-трудовой деятельности. У одних он происходит в 18 лет, у других -- в 23--25 и даже позже. Основной формой деятельности продолжает оставаться образовательная, однако серьезную конкуренцию ей составляют досуговая деятельность и общение. Завершается половое созревание личности, и чаще всего начинается половая жизнь.
В рамках именно этого этапа происходит выбор профессии, способа достижения карьеры, путей построения дальнейшей жизни, что имеет подчас решающее значение в процессе социализации. Создаются все условия для мировоззренческой рефлексии, адекватного осознания себя, своих способностей и предназначения. Рассматривая роль институтов социализации на этом этапе, необходимо отметить снижающееся значение семьи, сохраняющееся -- учреждений образования и резко возрастающее -- социальной микросреды, товарищеского окружения.
Пятый этап охватывает временные рамки функционирования социально зрелой личности (от 20--25 до 35--40 лет) . Он характеризуется ее (как правило) высокой активностью в профессиональной сфере, созданием собственной семьи, в связи с этим превращением личности из «объекта» в «субъект» социализации. На этом этапе происходит полное раскрытие личностного потенциала, чему могут способствовать основные институты социализации -- производственный (трудовой) коллектив, семья, средства массовой информации, образование и др. Ведущими формами деятельности, наряду с профессионально-трудовой, могут быть семейно-бытовая, образовательная, общественно-политическая, досуговая, деятельность общения.
Шестой этап связан с возрастным периодом от 35--40 до 55--65 лет, т.е. от времени пика зрелости до выхода на «заслуженный отдых» пенсионерского бытия . Некоторые ученые придают этому этапу социализации чрезвычайное значение. Так, Э. Эриксон (США) считает, что именно в это время проявляется ярко выраженное стремление человека либо к активному развитию, творчеству, либо к постоянству, покою и стабильности. В связи с этим особую роль приобретает институт работы и его способность создать условия для интересного, насыщенного, активного труда.
Основными формами деятельности, наряду с профессионально-трудовой, являются семейно-бытовая (включая воспитание детей и внуков), социально-политическая, досуговая. Если этот этап социализации, полагает Эриксон, не будет ознаменован интересом к труду и активной профессиональной деятельности, то возникнет желание стабильности, а боязнь нового и его отвержение остановят процесс саморазвития и станут гибельными для личности.
Наконец, завершающий, седьмой этап социализации наступает в условиях пенсионного возраста и отказа личности от активной профессионально-трудовой деятельности. Большое значение в процессе социализации может иметь переключение человека на иные формы деятельности, которые могли бы стать для него доминантными и приносить глубокую удовлетворенность.
На этом этапе происходит осмысление пройденного жизненного пути, его оценивание, что может приводить к последствиям двоякого порядка: имеет место либо осознание идентичности, целостности прожитой жизни, либо неудовлетворение ею и даже отчаяние от того, что она оказалась никчемной и не принесла никому пользы. Не очень хорошее физическое состояние человека, вызванное возрастом и пошатнувшимся здоровьем, может усугубиться психологически и привести к невротизации.
При рассмотрении социализации молодого поколения важнейшим периодом является либо фаза начала трудовой деятельности, либо - профессиональная подготовка к ней. Именно здесь формируется самосознание, социальное сознания и ценностные установки, которые будут определять траекторию личностного развития на протяжении последующей жизни. Для этого этапа характерна большая роль воспитательного воздействия. Поэтому практически в любом обществе социализация, протекающая на первых этапах, имеет ярко выраженный воспитательный характер. Отказ общества, от целенаправленного проведения воспитательной функции через официальные институты приводит к деформации социализации, доминированию в ней адаптационного, т.е. приспособительного, аспекта. Эта тенденция особенно опасна для социализации молодежи в транзитивном обществе, отличающемся потерей четких социальных ориентиров и норм. Как отмечают современные отечественные исследователи, «в условиях крайне негативной социальной среды, при отсутствии официально декларируемых норм поведения и допустимых способов достижения личностью своих целей, санкций за их нарушение, одним словом, при отсутствии социального контроля адаптация приводит к подчинению личности среде, пассивному восприятию ею действительности к уходу от жизни как следствию неприятия этой действительности или разного видам отклоняющегося поведения».
В настоящее время особую роль на стадии; профессиональной подготовки играет социализация в период обучения в вузе. Это объясняется тем, что вузовский этап социализации отличается содержанием большой доли воспитательного воздействия на личность. Социализация проходит в условиях стихийного взаимодействия индивида с социальной средой. Воспитание же представляет собой процесс целенаправленного воздействия на личность, когда воспитатель (в лице ли членов семьи, учителя или целого института - религии, вуза) изначально имеет некую программу воспитания, направленную на формирование у личности заданных качеств.
В условиях спада производства и массовой безработицы, которой охвачена в наибольшей степени молодежь, учебные заведения остаются тем социальным институтом, который направлен на формирование профессиональных ориентиров и трудовой этики. Высшая школа определяет формирование трудовой этики у той группы, которая пополнит ряды управленческого и интеллектуально-гуманитарного слоев профессионалов и которые, в хвою очередь, будут определять вектор дальнейшего социального развития.
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что социализация представляет собой процесс развития личности длинною в жизнь, который осуществляется в процессе ее взаимодействия с многообразными факторами и чем больше социальных факторов вовлечено в процесс социализации, тем насыщеннее и интенсивнее он протекает.

Механизм социализации молодых людей

Говоря о влиянии названных социальных факторов, необходимо отметить, что они проявляют себя через особый рефлексивный механизм социализации молодых людей. Этот механизм выступает как его внутренний диалог, своеобразная автокоммуникация, в рамках которой они анализируют, оценивают, принимают или отвергают «предлагаемые» им социальными факторами нормы, стандарты, ценности, правила. Сам этот диалог наедине с собой можно, вероятно, представить в двух планах: как мысленный разговор с другими людьми (которые как бы представляют собой социальные факторы социализации: семью, дружескую микросреду, общественные институты и организации, СМИ, трудовые и учебные коллективы и т.д.) и с различными собственными Я.
По мнению социологов, существуют не только рефлексивный, но и другие механизмы социализации. При этом под таким механизмом следует понимать определенное соединение, «сцепление» факторов, характеризующих условия социальной среды, с факторами внутриличностными. В этом смысле говорят о традиционном механизме, представляющем собой процесс усвоения молодыми людьми норм, ценностей, эталонов поведения семьи, ближайшего социального окружения (товарищеского, профессионального, досугового и другого). Называют межличностный механизм социализации, означающий процесс общения молодого человека со «значимыми другими» (родителями, педагогами, уважаемыми взрослыми, сверстниками-друзьями). Здесь вместе с тем нужно подчеркнуть, что общение со «значимыми другими» из определенных социальных групп и организаций и их влияние на социализирующуюся личность не идентично воздействию, оказываемому этой группой или организацией в целом.
Еще один механизм социализации молодых людей имеет название стилизованного, поскольку связан со стилем жизни группы людей, характеризующихся определенной субкультурой -- комплексом морально-психологических и поведенческих черт, типичных для тех или иных молодежных групп. Субкультура способна надолго стать мощным социализирующим фактором в той степени, в какой ее носители окажутся представителями референтной группы для данной личности.
Особо следует сказать об институциональном механизме социализации, что означает, как это следует из самого термина, социализацию личности в процессе ее взаимодействия с социальными институтами, созданными как специально для этой цели, так и попутно реализующими ее в ходе своей деятельности. К числу первых следует отнести, прежде всего, институты образования и воспитания, к числу вторых -- производственные, политические, учебные, религиозные, досуговые институты, СМИ и другие.
Значение социальных институтов для процесса социализации молодых людей состоит, прежде всего, в том, что под их влиянием, в результате предлагаемых образцов поведения происходит усвоение тех или иных социальных ролей, норм, ценностей. Конечно, в первую очередь здесь наибольшее влияние на личность оказывают институты семьи, образования и воспитания. Однако с точки зрения задач социализации они не тождественны в своих функциях. Если в семье происходит освоение личностью социокультурных стандартов и общечеловеческих норм и ценностей, то в рамках институтов образования происходит освоение знания, аккумулированного в нем социального опыта, реализация способностей и дарований личности.
Таким образом, можно сделать вывод, что молодой человек формируется как личность по мере того, как развиваются его социальные качества, определяющие его как члена конкретно-исторического общества. Социализация подрастающего поколения должна быть опережающей, учитывающей возможные в будущем изменения. Существуют, как минимум, три системы социализации - «врастания» молодых в мир взрослых. Первая - так называемая направленная социализация. Ее создает социальная система. Вторая -- система «стихийной» социализации. Сюда относят обычно как все то, что обобщают словом «улица» (детские и подростковые компании), так и влияние средств массовой информации, книг, искусства, и т.д. И третья система -- самовоспитание личности, ее способность к принятию грамотных решений.

Проблемы социализации молодежи в современном Российском обществе

Все механизмы социализации, так или иначе, касаются решения трех групп проблем: социально-психологических, естественно-культурных и социально-культурных. Социально-психологические проблемы связаны со становлением самосознания молодых людей, их самоопределением, самоактуализацией, самоутверждением и саморазвитием. На этапе молодости эти проблемы социализации имеют особое, специфическое содержание, появляются разные способы их решения.
Естественно-культурные проблемы также оказывают влияние на процесс социализации молодежи в современном Российском обществе. Его содержание связано с достижением человеком определенного уровня физического и сексуального развития. Проблемы эти часто касаются региональных различий, поскольку темпы физического и полового созревания могут заметно разниться: на юге они оказываются значительно более высокими, чем на севере. Естественно-культурные проблемы социализации могут затрагивать также вопросы формирования эталонов мужественности и женственности в различных культурах, этносах, регионах.
Социально-культурные проблемы социализации имеют своим содержанием приобщение личности к определенному уровню культуры, к той или иной совокупности знаний, умений и навыков.
Все перечисленные проблемы социализации и их решения являются объективной необходимостью для личности. В случае осознания таких проблем она вполне способна их плодотворно решать -- конечно, при наличии необходимых объективных предпосылок для этого. Значит, тогда человек выступает субъектом собственного развития, субъектом социализации.
Однако нужно иметь в виду, что если какие-либо проблемы социализации не решаются на том или ином ее этапе, это может тормозить процесс развития личности, делать его неполноценным. Осмысление такой ситуации может заставить человека ставить перед собой новые цели, менять способы их достижения. В целом это не страшно. Гораздо хуже, если нерешенные или не решаемые проблемы не будут осознаны личностью, и она не станет искать никаких поворотов в процессе социализации.
В этом случае может возникнуть явление, которое некоторые авторы применительно к такой личности определяют термином «жертва социализации». Дело в том, что процесс социализации противоречив. С одной стороны, он предполагает успешность освоения личностью социальных ценностей, норм, стандартов поведения, с другой -- способность человека определенным образом противостоять обществу в том случае, если оно (или eгo отдельные структуры) мешают удовлетворению его потребностей в социализации.
Следовательно, необходима, с одной стороны, идентификация личности с обществом, с другой -- обособление в нем. Здесь и возможны две крайности, которые приводят личность к тому, что она становится «жертвой социализации». Во-первых, в случае полной идентификации с обществом и «абсолютного» принятия его ролевых предписаний и ролевых ожиданий, неспособности хоть в чем-то ему противостоять личность превращается в конформиста. Во-вторых, неприятие многих социальных требований принципиального для общества характера способно превратить человека в борца против его устоев (что особенно характерно для тоталитарного или авторитарного режима). Острота этого противоречия сопряжена не только с характером общества, но и процесса социализации, а также влиянием социальных факторов на личность.
Подведем итог. В приведенных выше рассуждениях о личности и ее социализации акцентировалось внимание на факторах, которые способны сделать эффективным этот процесс. Между тем социализация предполагает высокую степень внутренней активности личности, необходимость ее самореализации. Другими словами, много зависит от человека, его умения управлять собственной деятельностью. Но этот процесс имеет место тогда, когда объективные условия жизни порождают определенные потребности и интересы, создают у личности те или иные стимулы деятельности. В этом и состоит существо перехода объективной детерминации личностной деятельности в субъективную.
Социализация связывает разные поколения, через нее осуществляется передача социального и культурного опыта. Центральное звено социализации - значимая деятельность. И если ее нет, энергия направляется на «дискотечно - потребительское» времяпрепровождение, утверждение себя лишь в сфере развлечений. Постоянное навязывание потребительской психологии и бездуховности нашей молодежи привело к кризису нравственных идеалов и смыслообразующих целей, культивированию сиюминутных гедонистических удовольствий, что способствует широкому распространению девиантно-делинквентного поведения.
Примером такого поведения может служить массовое распространение алкоголизма среди молодежи. В результате анализа приведенного мною анкетного исследования в общежитии №2 г.Оренбурга (приложение №1), я пришел к выводу, что пристрастие к алкоголю укоренилось среди молодёжи. Большинство молодых людей подвержены данной вредной привычке, в частности: 93% парней и 86% девушек. Основной целью потребления спиртных напитков является повышение настроения - 50% (53% - девушки, 46% - парни). Кроме того, 46% молодых людей употребляют спиртное, чтобы поддержать компанию - также 46%; среди девушек более популярна такая причина, как снятие стресса - 53%. Отказаться от предложения выпить уже не могут 20% юношей и 6,7% девушек.
Степень зависимости от алкоголя показана следующими показателями:
ежедневно употребляют спиртные напитки 6,7% мужчин и 0% женщин.
не более трёх раз в неделю - 67% мужчин и 46% женщин.
не более трёх раз в месяц - 33% мужчин и 46% женщин
Таким образом, на лицо виден дефект социализации молодых людей, когда в роли социализирующего агента выступали улица, общение с какими-либо неформальными молодежными группами (слово «неформальные» в данном случае употребляется, чтобы подчеркнуть принципиальное различие с официально зарегистрированными и руководимыми взрослыми общественными молодежными организациями), также возможно негативное воздействие семьи, в которой живет и воспитывается молодой человек.
Самое опасное в нынешнем состоянии российского общества - усиливающееся ощущение духовной пустоты, бессмысленности, бесперспективности, временности всего происходящего, которое зримо охватывает все новые и новые слои россиян. Ломка ценностных ориентации отражается в настроениях молодежи. Самое главное и основное здесь - нарастание разочарованности в перспективах, психологии «ноувизма» («здесь и сейчас»), распространение правового нигилизма, снижение нравственных критериев. Молодое поколение оказалось в нелепой, тяжелой и сложнейшей ситуации, когда оно, логикой истории призванное продолжать развитие на базе унаследованных материальных и духовных ценностей, вынуждено, находясь в стадии становления, участвовать в выработке этих ценностей, зачастую осуществлять эту работу самостоятельно, нередко вопреки рецидивам старого мышления своих отцов, их попыткам реставрировать прошлое. В результате естественные противоречия «отцов и детей» в нашем обществе приняли гипертрофированный характер и также стали источником конфликтов на фоне процессов отчуждения молодежи в обществе, снижения ее социального статуса, сокращения социальных молодежных программ, возможностей получения образования, работы, политического участия.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что обособленное от прошлого и будущего настоящее остается в «собственном соку» -- в самозамкнутом, безвыходном пространстве. Социализация распадается, когда наряду с культивируемым веками должным (культ духа, традиции, пространства, качества) возникает, растет, оформляется как культ наличное (наружное временное, повседневное, количественное). Социализация современного российского общества - это своеобразная социализация, которая не учит, но научает ни на что не опираться ни в прошлом, ни в будущем, ни - наконец - в настоящем, т.е. - существовать на базе вакуума. Социализация - процесс с отложенным эффектом. Но в переставшем быть традиционным быстром Новом времени некогда ждать, а потому эффекта ждут недолго, стремятся к быстрой - лучше срочной «окупаемости затрат». Существенное, должное, выработанное веками знание теряет авторитет - и вместе с ним теряет смысл вера в прошлое. До поры до времени остается надежда на будущее. Но сколь ни отложен эффект пренебрежения прошлым - он отложен же на бесконечность, он наступает и выражается в утрате и надежды на будущее.

Глава 3 Социализация: будущее молодежи - будущее России

Становление личности происходит в постоянном противоречии между потенциями (умениями, навыками, интеллектом) и тенденциями (целями, стремлениями, планами). Наиболее важный и критический этап развития личности - юность. В этот период человеку необходимо делать жизненный выбор, принимать решение о том, как строить свое будущее. Он сталкивается с двумя жизненными основными задачами. Первая - самоопределение в профессиональной сфере: выбор профессии, овладение ею, вторая - создание своего круга общения, поиск друзей, любимого человека. Для того, что бы сделать правильный выбор, недостаточно знаний о внешнем мире, необходимо разобраться в себе, в своих личных особенностях, познать себя, свои возможности и способности.
У личности есть три пути самопознания. Первый - оценки, мнения других людей. Действительно, в процессе общения, во время учебы, на работе нас постоянно оценивают, и мы оцениваем других. Эти оценки бывают самыми элементарными (кривая усмешка в ответ на какое либо замечание собеседника) и сложными, например аттестация на производстве, во время которой высказанные мнения определяют перспективы профессиональной карьеры.
Второй путь - это социальное сравнивание. Любой человек с раннего детства начинает сравнивать себя с другими людьми, а, сравнивая, делает заключения о том, не отстал ли он от своих сверстников, своего поколения, понимают ли его. Особенно часто это происходит в юности; потребность не отставать от других, быть на уровне времени для юных очень злободневна.
Третий возможный путь - самооценка. Человек как бы из вне наблюдает за своими поступками и делает вывод об их мотивах, об отношениями с окружающими и о своих личностных качествах. Действительно, поступок, т.е. действие в социальной ситуации, раскрывает внутренний мир личности, выявляет, что в нем главное, устойчивое, а что внешнее, ситуативное. Такой путь самопознания более сложен, чем первые два: человеку иногда приходиться специально конструировать особую ситуацию, а затем проверять себя в ней.
Самопознание происходит на основании осознанных и часто интуитивных представлений о структуре личности, о тех элементах, из которых она складывается. Эти представления у большинства людей формируются в процессе овладения языком и усвоении обыденных представлений о личности. Реже - в результате знакомства с основами психологической теории личности.
Сегодня российской молодёжи навязывается адаптационная схема «Будем жить, как живут молодые люди на западе». В качестве образца для подражания избирается человек, живущий сиюминутными нуждами, не задумывающийся, благодаря чему он живёт на земле и что оставит после себя. Зарабатывающий деньги. Однако этот стереотип вступает в противоречие с действительными потребностями молодёжи. Давно известно, что молодёжи нужны не только материальные блага, но и участие в осуществлении великого проекта. В среде современной молодёжи очень заметны проявления стихийного патриотизма, геополитического чутья на интуитивном уровне. Однако зачастую на фоне идеологического вакуума возникают деструктивные движения, мнимая романтика которых привлекательна. Бессмысленно противопоставлять свастике кока-колу. Свастике надо противопоставлять адекватные формы патриотизма. В "сытых странах" (странах с благополучной гео-экономической и геополитической ситуацией) навязывание культа наживы в итоге приводит к событиям, подобным тем, что имели место в 60-е гг. в Европе, США. В наших условиях нечто подобное приведёт к геополитической катастрофе.
Если сравнить нынешнее социальное положение молодежи с ее положением в 1990 году, то наиболее радикальные изменения обнаруживаются в труде, образовании, материальном положении и досуге.
Роль молодежи в сфере занятости, ее трудовой потенциал остается высоким около 3/4 занятых в народном хозяйстве молодых людей получили профессиональное образование. Однако это не исключает нарастающей безработицы среди молодежи, значительная часть которой работает в государственном секторе. Конфликт между потребностью молодежи в трудоустройстве и дефицитом рабочих мест на рынке труда является наиболее актуальным сейчас. Молодые люди в возрасте до 30 лет, по данным государственной статистики, составляют около трети безработных, зарегистрированных на бирже труда. Особый размах приобрела скрытая безработица, создающаяся за счет простоев предприятий, вынужденных отпусков, сокращения рабочей недели. Ею охвачено более 1/4 работающей молодежи.
Материальное положение молодых людей мало зависит от результатов труда, уровня образования, квалификации. Определяющим фактором является форма собственности. Хотя государственный сектор остается главным каналом социализации молодежи в сфере труда, в нем наблюдается устойчивая тенденция сокращения молодежной занятости. Если в 1990 году в частном секторе работало менее 5% молодых людей, то теперь в нем занят почти каждый пятый, и каждый десятый подрабатывает. И эта тенденция будет нарастать, поскольку за последние пять лет оценки престижа работы на государственных предприятиях снизились вдвое. Охранник на фирме, рядовая служащая в банке получают в десятки раз больше высококвалифицированного инженера, работающего на государственном предприятии, или ученого. Поэтому каждый второй молодой человек не считает справедливой получаемую им зарплату.
Не менее опасным следствием подобной ситуации является уход молодежи из сферы материального производства в сферу распределения и обращения (около 25% молодежи за последние годы перешло в сферу распределительных отношений). Экономическое предпринимательство, на котором, в основном, сконцентрировали свою энергию молодые люди, нередко имеет простые разновидности (челночные операции, палаточная торговля), ориентированные на быструю адаптацию, краткосрочные вложения денег, получение немедленного вознаграждения.
и т.д.................

Еще одна классификация форм социализации – по видам будущего, простому и сложному, о которых мы прежде упоминали. По этому основанию, соответственно, происходит деление на адаптационную и инновационную социализацию. Традиционно социализация выстраивается в рамках простого будущего, т.е. эволюционирующего общества, не меняющего своего качественного состояния.

Далее, общеизвестна зависимость между социализационной деятельностью и обществом, которое ее осуществляет. От признаков общества зависят многие характеристики и формы социализации. Так с точки зрения разнообразия культурно-исторической определенности целостных общественных формирований (сообществ), пропорционально возрастает и многовариантность культурно-исторических моделей и проектов социализации. С учетом характера исторического момента, присущих ему скорости и интенсивности социальных изменений, а так же социальной роли традиций, социализацию делят на традиционную и модернизационную. При этом выделяют две полярные группы стран, между которыми остальные занимают переходные позиции. На одном полюсе находятся страны, которым присуща традиционная социализация. Она осуществляется на основе и посредством механизма традиций в странах с традиционным типом развития (Япония, Китай).

На другом полюсе располагаются страны, которым присуща модернизационная социализация. Она характерна для стран, не имевших традиционный уклад (США) или переживших его слом и оставшихся без традиционных механизмов регуляции социальных процессов. Такие потери происходят в результате социальных революций и модернизаций, они свойственны так же для тех стран, которые пребывают ныне в этом состоянии.

Дополним предложенную классификацию еще двумя вполне уместными здесь формами. Сюда же можно отнести переходную социализацию, характерную для обществ переходного периода. Когда старые традиции еще не до конца разрушены, а новые еще не до конца отстроены, общество избирает новые ориентиры (цели и ценности), но с трудом адаптирует к ним существующие социальные факторы. Это усложняет социализационную деятельность, трансформирует или смазывает общую картину социализационных процессов, присущих «чистым» типам.

И четвертой формой в этом наборе является мобилизационная социализация. Мобилизационным типом развития (общества и соответствующей ему социализации) называется «развитие, ориентированное на достижение чрезвычайных целей с использованием чрезвычайных средств и чрезвычайных организационных форм. Отличительной его чертой является то, что оно происходит под влиянием внешних, экстремальных факторов, угрожающих целостности и жизнеспособности системы».

Понятно, что мобилизационная форма социализации характерна для обществ, переживающих экстремальные периоды развития, требующие концентрации социальных ресурсов на жизнеопределяющих для социума вопросах, для быстрого и эффективного разрешения наиболее важных и злободневных проблем. В ней есть элементы, обезличивающие унификации и манипулятивности, но она активизируется в такое время, когда уже никого не интересует твое Я, твое самоопределение, твои права. Ближайший пример – это война. Там простота проекта – выжить – понятна человеку без всяких рефлексов. И он выстраивает свою деятельность так, что бы выжить вместе со всеми.

Эта классификация необязательно совпадает с формационным делением. Но есть моменты, когда можно указать преимущество присущей тому обществу социализации.

Типология мирового социума с учетом геополитического и государственно-управленческого факторов порождает и типологию качественно различающихся национально – региональных моделей социализации (касается в основном институциональных форм социализации).

Еще одна чрезвычайно важная классификация - по социализирующей среде, т.е. в зависимости от того, в действии с какими объектами, явлениями и процессами развивается и социализируется индивид и поколения. Сейчас следует выделить три поля, три мощных социализирующих фактора – вещественно – предметный (взаимодействие с которым происходит объективно, стихийно и дает, такие непредсказуемые последствия социализации, которые никогда не проектировались), социально-институциональный и информационный (Система массовой информации). Здесь соответственно три формы социализации – вещная, социальная и информационная.

Так же есть еще одна классификация, которую мы уже затронули - это стихийная (так осуществляется традиционная социализация) и специализированная (профессиональная, чем стала современная социализация).

Классификацию форм социализации можно было бы продолжить и дальше. Например, по сферам или формам деятельности – производственная, профессиональная, социально-групповая, политическая, идеологическая и т.п. может даже быть деформированная социализация, девиация группы, причиной в которой могут быть отклонения в здоровье, что потом может переползти в криминал.

К примеру, специалисты считают, что если в свое время первичная социализация не состоялась, то какой бы хорошей не была вторичная, то человек уже не будет полноценно социализирован.

    1. Социализация и ювентизация молодежи

Социализация молодежи не является лишь пассивным отражением действительности, своеобразным зеркалом социальных условий и общественных воздействии. Такое понимание роли молодежи было бы примитивным, ибо задача воспитания сводилась бы к выработке механизма адоптации, конформизма, исполнительского послушания, повторения в каждом новом поколении одних и тех же свойств. А это исключало бы прогресс, движение вперед. Именно поэтому столь важно развивать в молодом человеке чувство нового, инициативу, творчество. Это своеобразный процесс общественного омоложения, противодействующий косности, инерции, застою.

Известный болгарский социолог П. Митев назвал его «ювентизацией». Это понятие «описывает перемены, вносимые молодежью в общественные отношения. По своему содержанию ювентизация является специфическим видом творчества, порожденного новым доступом молодежи к социально- политической и ценностной системе общества».

Итак, включение молодежи в общественную жизнь носит двусторонний характер: социализация как форма принятия общественных отношений и ювентизация как форма обновления общества, связанная с включенностью в его жизнь молодежи. Однако здесь важно иметь в виду, что ювентизация может приобретать крайне и односторонние формы отрицания всего предшествующего опыта, культурного наследия: псевдоноваторство; различные формы отклоняющегося поведения; альтернативные движения.

Оптимальным способом соотношения социализации и ювентизации является социальная инициатива, когда молодежь не просто приспосабливается к обществу, но и становиться субъектом социальной деятельности. Этот двусторонний подход делает молодежь не только зрителем, но и инициативным автором исторических событий, человеческим фактором в развитии общества. Ибо важным критерием отличия зрелой личности от инфантильной является дифференцированность самооценки, способность самостоятельно принимать решения.

«Успех» или «неудача» социализации очень часто зависят от методов, применяемых для ее осуществления. Бывает и так, что социализация терпит полное фиаско.

Необходимо постоянно оказывать помощь молодежи в преодолении ее духовной слабости, растерянности и неприкаянности. Это требует разработки программы социализации вступающих в жизнь молодых поколений, что немыслимо без формирования вдохновляющего образа будущего, основанного на серьезном анализе всего хода как современного, так и предшествующего исторического развития, отказа от грубой политической тенденциозности.

В некоторых публикациях последних лет навязывается точка зрения, согласно которой в «прежние времена молодежь выступала лишь объектом социализации, а главным принципом социализации оставался традиционализм т.е. «старшие знают», «старшие научат». Видимо, авторы подобных «открытий» совершенно не знакомы с социологической литературой 60-х годов, в которой аргументировано критиковалась недопустимость отношения молодежи лишь как к «объекту воспитания», а не как к субъекту социальной жизни. Где-то была и чрезмерная опека молодого поколения, воспитывающая инфантилизм, но именно молодежь первой ехала на целину, на сибирские стройки, защищала рубежи Родины. Об этом следует помнить.

Социализация осуществляется как в ходе целенаправленного воздействия на человека в системе воспитания, так и под влиянием широкого круга других воздействующих факторов (семейного и вне семейного общения, искусства, средств массовой информации и др.)

Расширение и углубление социализации индивида происходит в трех основных сферах: деятельности, общения и самосознания.

По мнению Нейла Смелзера, «агентами социализации являются институты, люди и социальные группы, которые способствуют социализации личности».

На формирование личности молодого человека решающее влияние оказывают следующие факторы:

Целенаправленное воздействие общества на личность, т.е. воспитание в широком смысле слова.

Социальная среда, в которой человек постоянно находиться, воспитывается и формируется.

Активность самой личности, ее самостоятельность в отборе и усвоении знаний и их осмыслении;

Умение сопоставлять различные точки зрения, критически их оценивать;

Активное участие в практической, преобразование деятельности.

Социализацию нельзя сводить лишь к механическому «наложению на молодежь» готовых социальных «форм», к простому взаимодействию или только к сумме внешних влияний макро- и микросреды. Это процесс целостного формирования, воспитания и становления молодежи как особой социальной группы на основе того круга специфических общественных отношений, в которые она включается при помощи всех видов всей общественно значимой жизнедеятельности. Молодежь не

только и не столько объект воздействия со стороны общества и его социальных институтов, она – активный субъект социальной жизни. От ее сознания и самосознания, собственной социальной активности во многом зависит конечный «результат» социализации – молодой человек как явление должен «состояться».

Таким образом, социализация молодежи осуществляется под общим воздействие социальных (прежде всего, обще молодежных) экономических, культурно-образовательных и демографических процессов, происходящих в обществе.

Проблемы социализации молодежи в России

С.П. Иваненков,

кандидат философских наук

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ

Сегодня уже нет необходимости доказывать специально, что кризисные ситуации в различных сферах жизни общества и в обществе в целом обостряют проблемы социализации молодежи, поскольку ставят под угрозу воспроизводство как существующих общественных структур, так и воспроизводство отдельно взятых индивидов и личностей. В этих условиях повышается актуальность научных исследований как самого процесса социализации, так и отдельных факторов, которые влияют на его успешность и прежде всего - образование. В этой статье я попытаюсь обрисовать только некоторые идеи и возможные подходы к пониманию сущности процесса социализации в целом и социализации молодежи в том числе.
В наших гуманитарных науках проблемы социализации молодежи скорее намечены, чем глубоко проанализированы. И если раньше это связано было прежде всего с эмпирической неизученностью этих проблем, то сегодня это обусловлено в первую очередь недостаточностью концептуальных наработок. Социология молодежи и ее отдельные направления все еще находятся в поиске адекватных себе социально - философских концепций исторического развития и социального устройства современного мира.
Одним из важнейших объективных обстоятельств, сдерживавших длительное время у нас в стране исследование проблем социализации молодежи было то, что пока был простор для экстенсивного экономического развития, социализующие процессы протекали, в основном, бескризисно, поскольку было обеспечено сравнительно стабильное и неизменное "расширенное воспроизводство" общественной жизни. Условия экстенсивного экономического развития страны создавали возможности для интеграции и адаптации основной массы молодежи в сфере образования и производства. Относительно низкий уровень развития производительных сил не предъявлял особых требований к специальной подготовке молодежи и позволял осуществлять почти беспроблемную трудовую и социальную интеграцию.
Затянувшаяся нынешняя переходная ситуация показала неудовлетворенность подходов гуманитарных наук к анализу современных проблем социализации. Обнаружилась абстрактность этих подходов, которая проявилась в том, что в исследовании процесса социализации новых поколений акцент все еще ставится на целенаправленном воздействии на молодежь со стороны институций, на разработке методических указаний по воспитанию молодежи, без учета реальных условий новой общественной среды, влияние которой сегодня сильно изменилось, приобрело новые формы, наполнилось иным содержанием. И это надо не просто констатировать, но адекватно оценивать и глубоко анализировать. Все более открыто признается теоретическая и методическая беспомощность "воспитателей" и "социализаторов" разных уровней и направлений. При рассмотрении современных проблем молодежи ключевыми словами становятся "крах идеалов","катастрофа воспитания","крах ценностей человека и человеческого", "крах гуманизма" и т.д.
Чтобы корректно отнестись к таким оценкам необходимо понимать, что для социальной теории ответ на вопрос о природе социализационного процесса, его закономерностях, формах, типах - есть прежде всего ответ на вопрос о принципиальном воспроизводстве социальной системой самой себя в своих существенных характеристиках. А это является имманентным критерием "истинности" соответствующих представлений об устройстве социальной действительности. Хотим мы того или не хотим, но каждая социализационная теория содержит в скрытом или явном виде не только общесоциологическую концепцию, но и социально-философскую концепцию исторического процесса, отвечая на вопрос о сущности социального в целом и сущности человека, в том числе.
В этой ситуации мне представляется уместным напомнить некоторые идеи классиков социологии. Так, например, Э.Дюркгейм выясняя роль и значение общественных структур для развития детей и молодых людей, указывал что, для него воспитание представляет самое главное средство общества, "благодаря которому оно подготавливает у своих детей самые важные условия для их существования". (1) Только благодаря этому средству, по мнению Дюркгейма, можно постичь то, что к сущности человека по рождению эгоистической и несоциальной, добавляется одна новая, социальная сущность, благодаря которой человек приобретает способности вести нравственную и социальную жизнь. По сути Дюркгейм стал одним из первых крупных социологов, кто не просто подчеркнул значение общественного воздействия на процесс развития личности, но и впервые увязал в своих размышлениях понятия "воспитание" и "социализирование" в одну систематическую связь.
На Западе, уже с 30-х годов в связи с повышением интереса к отношениям "человек-культура", с началом систематического исследования противоречий между практикой детского воспитания и требованиями общества, с другой, понятие "социализация" стало широко применяться в сфере социальной философии, социологии, социальной психологии для объяснения поведения в тех или иных ситуациях не только детей, но и взрослых представителей различных социальных групп.
Я не ставлю своей целью дать обзор всех позиций, имеющихся в литературе, по проблемам социализации, отмечу в этой связи лишь то обстоятельство, что существует много вариантов определения социализации, но все они тяготеют к пониманию этого процесса как процесса, благодаря которому люди усваивают и научаются подчиняться социальным нормам. Таким образом,этот процесс "обеспечивает прочность,сохранение общества и передачу его культуры между поколениями".(2)
Для отечественной социальной философии и социологии давно очевидно, справедливо отмечала Серафимова З.С., что "теория деятельности как общая теория социально-исторического процесса содержит принципиальное решение проблемы социализации. Она раскрывает принципиальный механизм социального производства человека не как человека вообще, а в специфической общественно-исторической определенности структур его деятельности. (3,66)
Но методологическое единство различных исследователей по поводу того ЧТО есть такое социализация в принципе сменяется на полное разноголососие по поводу того КАК она осуществляется. Мне представляется наиболее плодотворной позиция, развиваемая в рамках идеи социального конструирования реальности, где социализация рассматривается как социальное конструирование. Биография индивида представляется как последовательные жизненные фазы, каждая из которых имеет разное значение в процессе социализации.
П.Бергер и Т.Лукман, главные представители этого направления, выделяют две основные формы социализации первичную и вторичную, при этом решающее значение для судьбы индивида и общества имеет первичная социализация: "При первичной социализации нет никаких проблем с идентификацией, поскольку нет выбора значимых других... Родителей не выбирают... Так как у ребенка нет выбора значимых других, его идентификация с ними оказывается квазиавтоматической... Ребенок интернализирует мир своих значимых других не как один из многих возможных миров, а как единственно существующий и единственно мыслимый, как мир tout court. Именно поэтому мир, интернализируемый в процессе первичной социализации, гораздо прочнее укоренен в сознании, чем миры, интернализируемые в процессе вторичной социализации." (4,219)
Не могу удержаться от того, чтобы не привести данные наших собственных социологических исследований, проведенных еще в 1992 году, которые показывают, одновременно как справедливость данного теоретического положения, так и специфическую форму его проявления в нашей реальности.
Так определяя круг в котором они (молодые люди) удовлетворяют свои культурные потребности и причины по которым они это делают, опрошенные молодые люди констатировали, что общаясь со сверстниками они одновременно решают практически многие свои проблемы и удовлетворяют главную поребность для них - быть рядом со сверстниками - 21 % опрошенных респондентов (первое место в ряду причин). И поддерживают эту связь и отношения потому что, сверстники могут дать совет и поддержать в трудную минуту, т.к. сверстник - это второй человек (36,2%) после матери (44,9%), к кому обращается молодой человек в трудную минуту.
Данные результаты требуют сегодня дальнейших уточнений, но первичная независимая (поскольку в то время нам еще не были доступны в целостном виде работы указанных зарубежных авторов) эмпирическая верификация положения о соотношении первичной и вторичной социализации произошла. Я думаю, что уже здесь уместно поставить как проблему и выдвинуть как гипотезу для дальнейших эмпирических исследований положение о возможных иных отношениях двух форм социализации в особые, переходные периоды, в развитии общества. Обусловлено это еще и тем, что некоторые новые взаимоотношения двух форм социализаций были зафиксированы в нашем исследовании и проявились при выяснении степени влияния на молодежь разных факторов в процессе ее самоидентификации. Речь идет как раз об отношении к основным персонам и структурам социализации и об оценке их влиянии на молодого человека. Отвечая на вопрос, на кого Вам хочется быть похожим больше всего,- молодые люди ответили следующим образом в порядке убывания:
23,1 - ни на кого
13,6 - на знаменитого человека (артист, спортсмен, ученый)
13,1 - на мать
11,5 - на героя книги, фильма
11,3 - на отца
9,4 - не знаю
8,1 - на брата, сестру
5,5 - на взрослого знакомого
2,9 - на своего приятеля, сверстника
2,4 - на деда, бабушку
0,5 - на своего учителя
Можно сказать, что в приведенных данных просматривается прежде всего тенденция: право на свою индивидуальность провозглашается высшей формой отношения молодежи к действительности. Но дальше перечень, как в калейдоскопе, перемешал знаменитого человека с матерью и героя фильма с отцом. Такая картина есть наглядная демонстрация того обстоятельства, что семья все-таки остается сегодня основным институтом первичной социализации, но она испытывает мощную конкуренцию со стороны средств массовой информации как института вторичной социализации (сумма первого института - 24,4%, второго - 25,1%). А вот третий, традиционно-упоминаемый в джентльменском наборе институтов вторичной социализации, - школа (учитель) оказывается далеко на последнем месте и практически не значимым (в субъективном плане) фактором. Конечно же,в объективном плане школа дает знания (39,4%), умения и т.д., но меньше всего она является местом, где молодой человек может проявить свои способности (5,8%) и где ему интересно (9,2%). (См.подробнее 5, 22-24)
Опуская многие ходы в теоретических построениях вышеназванных авторов сразу же перейду к сущности вторичной социализации, потому что школа и образование в целом, развертывающаяся в нем процессы относятся по своей сути ко вторичной социализации. "Вторичная социализация представляет собой интернализацию институциональных или институционально обоснованных подмиров... Вторичная социализация есть приобретение специфическо-ролевого знания, когда роли прямо или косвенно связаны с РАЗДЕЛЕНИЕМ ТРУДА (подчеркнуто мной - С.И.)" (4, 225)
Иными словами в процессе первичной социализации человек приобретает некий "базисный мир" и все последующие шаги образовательной или социализационной деятельности так или иначе должны согласовываться с конструктами этого мира. Главная же проблема для образования здесь сотоит в том,что "первичная социализация не может происходить без эмоционально заряженной идентификации ребенка с его значимыми другими, вторичная социализация по большей части может обойтись без таковой и эффективно протекать лишь на фоне взаимной идентификации, которая является составной частью любой коммуникации между людьми. ГРУБО ГОВОРЯ, НЕОБХОДИМО ЛЮБИТЬ СВОЮ МАТЬ, НО НЕ УЧИТЕЛЯ (подчеркнуто мной - И.С.). Социализация в более взрослой жизни обычно начинается для того, чтобы справиться с эмоциональными воспоминаниями детства, с целью радикальной трансформации субъективной реальности индивида." (4, 230). Косвенное подтвеждение данного положения и выделенного тезиса я выше уже привел, как эмпирически полученный замер, который теперь можно рассматривать как факт в развивающейся теории социализации.
Таким образом, факторы и компоненты процесса социализации невозможно считать в принципе завершенными и потому что в каждой новой фазе жизни субъекту социализации необходимо изменение установок и усвоение новых способностей для действия, и потому, что само общество может резко менять социально принимаемые и одобряемые формы деятельности молодежи. В современных индустриально развитых обществах, где экономические, политические и другие элементы культуры подвержены быстрым изменениям угнаться за "жизнью" пытаются с помощью образования.
Динамично выстраиваемое образование становится важнейшим фактором обеспечивающим успешную социализацию, понимаемую как процесс становления социальной сущности человека, включения его в систему общественных отношений, формирование его в качестве субъекта общественной жизни. Действительное же усвоение индивидом социального опыта, включает в свою структуру момент активного приспособления к окружающему миру не только в стенах школы, но в первую очередь за ее стенами, адаптацию как "автоматическое" воспитание определенных социальных навыков в связи с постоянным пребыванием индивида в определенной социальной среде со своими ценностями, нормами и образцами.
Проблема сохранения идентичности субъекта в процессе социализации является самостоятельной проблемой, требующей детальной проработки, но пока необходимо пусть и кратко отметить и указать главную проблему, возникающую при последовательном осмыслении субъектности социализующегося молодого человека. Проблема идентичности субъекта сформулирована П.Рикером, правда в связи с другой проблематикой, но тем не менее уместно его постановку данной проблемы применить к проблеме социализации. Суть личностной идентичности, отмечает И.С.Вдовина характеризуя позицию П.Рикера, антиномична: "либо мы полагаем субъекта постоянно идентичным самому себе, либо считаем самоидентичного субъекта субстанциалистской иллюзией. Человеческая самость может избежать этой дилеммы, если ее идентичность будет основана на временной структуре, соответствующей модели динамической идентичности... Рикеровское повествование, справедливо отмечает О.Монжен, выступает как то, что "связывает индивида с самим собой, вписывает его в память и проецирует вперед."" (6, 154)
Под влиянием последних исследований процесса социализации в значительной мере изменились представления о воспитательных воздействиях в образовательном процессе. Они уже не рассматриваются как автономные и изолированные социальные действия,а как специфическая, но интегральная часть всей совокупности общественных влияний на развитие молодежи, которые в то же время порождают и результаты, которые независимы от воспитательных воздействий. Под влиянием этого социологического подхода осмысленная современная педагогика, образовательная практика учитывает социальные условия, в которых проходит воспитательное воздействие. Это понимание находит теоретическое выражение в расширении понятия воспитания. Появляется "ненаправленное" (неинтенциональное) воспитание, "функциональное" воспитание, которые отражают тот факт, что в любом воспитательном действии сознательные и целенаправленные компоненты все-таки сочетаются с непреднамеренными и несознательными импульсами.
В более строгом смысле все-таки принято считать, что факторы социальной среды не "воспитывают", воспитывают всегда только действующие лица. Другие элементы социального окружения являются факторами, которые определяют воспитательное действие, но не являются самим этим действием. Речь в данном случае идет именно о неличностных факторах социальной среды.
Социализация проявляется сначала в стихийной и институционально неоформленной деятельности по подготовке подрастающего поколения к жизни в данном сообществе путем передачи моделей действий и деятельности в непосредственном труде и совместном коллективном проживании как способе совместной коммуникации представителей разных поколений, действии на общий результат. В непосредственном акте взаимодействия дети осваивают не только трудовые и коммуникационные навыки, но и статусно-ролевые позиции, зависящие от поло-возрастных, социально-ролевых возможностей, постепенно замещая взрослых в том или ином фрагменте жизни, по мере дотягивания своих физических, умственных, организационных способностей до освоения и полного заполнения этого фрагмента, с возможностью отключения взрослых от контроля и ведущего участия в нем.
Завершается этот локальный процесс полным освоением данного рода деятельности, выработкой навыка самостоятельного его осуществления, приобретением полноты субъектной позиции и ответственности за этот фрагмент коллективной деятельности. Это связанный комплекс не только знаний и умений по поводу того, как произвести деятельность от начала до конца, какими средствами обеспечивается ее эффективность, но и понимания, зачем (или в каких случаях) это необходимо, как это влияет на жизнь коллектива, т.е. какова мера участия индивида в совместной жизни и какова общественная цена этой деятельности.
Это важное положение о цене социализационной деятельности требует прояснения, но не столько с позиций индивида, а сколько с позиций индивида, включенного в некую самостоятельную социальную группу. Опять считаю уместным привести наши данные социологических исследований, проведенных в 1993 году. Уже там мы обнаружили парадоксальный факт: при объективном рассмотрении экономической, социальной и других компонентах тогдашней нашей жизни по сравнению с 1991 годом (на основе официальных статистических данных) вырисовывалась глубоко кризисная ситуация, однако молодежь отмечала и оценивала ее совершенно по-иному.
Мы зафиксировали в общественном мнении молодежи общую оценку ситуации как такую, когда стало лучше, причем лучше не на какие-то проценты, а в разы! В личной жизни, коллективе, городе - примерно в 3 раза, в области и стране - в 11-12 раз. (См.7, 33-35) Необходимо особо подчеркнуть, что речь идет о тенденции и ее оценке, во многом субъективной в общественном сознании молодежи. Но можем ли мы игнорировать эту тенденцию, это мнение, это субъективное переживание кризисной ситуации?
Сколько бы мы ни приводили цифр, объективно отражающих уровень дохода на душу населения, проценты падения производства и т.д. и т.п., но ведь субъективное переживание (проживание) этих реалий молодежью есть точно такой же объективный факт, как и процент снижения рождаемости, индекс роста цен и т.д.. Молодежи вообще свойственен, во многом в отличии от старших возрастных групп, оптимистический взгляд. И без этого оптимизма она не была бы той социальной группой, с которой общество связывает свое будущее. Без этого оптимизма у общества просто-напросто нет будущего. Этот субъективный фактор на переломных точках и эпохах развития общества является решающим для выхода общества из "тупика", "кризиса" и т.п.. Убить в молодежи веру в лучшее будущее нельзя, это равносильно убийству будущего общества или его зародыша. Молодежь верит в свои силы и способность приобрести этот мир, который до них принадлежал их родителям, они верят, что будут жить лучше. Но вот мы проводим замеры социального самочувствия и обнаруживаем, такую оптимистическую картину. Откуда она? Что делать в этой ситуации, когда мир наш (т.е.страна прежде всего) катится в пропасть - по одной версии, по другой - реформы углубляются, а молодежь считает, что тносительно тало лучше. И вот это мировосприятие делает ее реальной социальной группой.
Таким образом обобщая некоторые вышеизложенные факты и гипотезы можно утверждать, что общая теория социализации, которая существует на даннный момент и продолжает развиваться, нуждается в обогащении в двух существенных направлениях: во-первых, в направлении учета действия разнородных общественных сил и процессов, которые пытаются проектировать и создавать, гарантировать или изменять формы социализации, и во-вторых, в направлении учета обратных взаимодействий объекта социализации, который как выяснилось может являться все-таки и субъектом, на общество - традиционно рассматриваемого в качестве субъекта, воздействующего на процесс социализации молодежи. Эти воздействия могут проявляться часто не как реагирование на предыдущее воздействие, а как спонтанное действие.
Вот в таком ракурсе и можно на мой взгляд правильно поставить и оценить, например, сегодняшние попытки использовать образование и некоторые процессы, протекающие в нем, как средство социализации. Процесс образования, как фактор вторичной социализации, в своей реализации действительно выполняет несколько функций одновременно, вот почему его можно расматривать с разных сторон и обнаруживать иногда дополняющие друг друга аспекты. Я хотел бы остановиться на значении образования в процессе формирования нового облика нашей молодежи и ее отношения к гуманистическим ценностям.
Сегодня рамки образовательной деятельности очерчены явно недостаточно, а это значит что и строгих критериев для оценки получаемых результатов в образовательном процессе тоже нет. Я специально обращаю на это внимание и может быть даже утрирую в чем-то ситуацию, но иначе глубину и широту проблемы вторичной социализации и ее значения для нашего общества и молодежи не обрисовать.
Нет необходимости говорить о мировых традициях и тенденциях в процессе образования. Гораздо важнее понять какие задачи, стоящие перед нашим обществом сегодня в России, мы хотим решить с помощью образования, с одной стороны, а какие этот процесс позволяет и может решить, с другой стороны. Ответы, которые можно найти в литературе по данной проблеме, так или иначе связывают проблему эффективности образования с проблемой гуманизма и гуманитаризации знания. Но эта видимая связь далеко не так проста, как это может показаться на первый взгляд и требует специального исследования. Существует такая позиция когда гуманитаризация трактуется как "практическое осуществление гуманизма." (8, 6) На мой взгляд эта прямая транскрипция не совсем верна, хотя возможна и подобная трактовка проблемы гуманитаризации. Но спор в данном случае идет не о словах, а о тех реалиях, которые возникают в образовательном процессе в связи с такой трактовкой и скрывающейся за ней методологией исследования и молодого человека и процесса гуманитаризации.
На мой взгляд, смысл процесса гуманитаризации становится очевидным в более широкой, чем образовательная, рамке. Ведь само образование, которое в данном случае включает и гуманитаризацию как свою часть, является средством, одним из средств, вторичной социализации молодежи, прежде всего. Тогда возникает первая проблема - осмыслить место образования в целом в процессе социализации, а лишь потом станет ясно и место гуманитаризации. Почему это имеет такое важное значение? Потому что, при такой постановке проблемы из поля внимания исследователя не исчезает целостный субъект социализации, который прежде всего и интересен и нужен обществу. Иначе говоря, молодой человек воспринимается как человек целостно социализирующийся - осваивающий ценности и духовной и материальной культуры в процессе жизнедеятельности в целом, а не только в процессе образования, как это имеет место быть при ином подходе, воспроизводящем человека только образовывающегося и в этом смысле - одностороннего, частичного.
Иными словами, при предлагаемом мною подходе мы получаем возможность четко фиксировать какие ценности, нормы, идеалы молодежь приобретает в процессе образования, как вторичной институализированной форме социализации, а какие она находит в другом месте и каково соотношение их в реальном поведении социальной группы по имени молодежь. Соотношение элементов первичной и вторичной социализации является достаточно, с социологической точки зрения, квантифицируемой и измеряемой величиной. Таким образом, я хочу сказать, что абстрактная постановка проблемы гуманитаризации образования человека приобретает конкретно-исторический социально-философский смысл. Появляются объективные критерии оценки социализационной деятельности общества, вклад в нее процесса образования и гуманитаризации в том числе. Ибо здесь мы уходим от робинзонады "гуманитаризируемого человека". Наука по поведению и мыслям отдельного человека ничего не может утверждать об эффективности или уместности применения процесса гуманитаризации. А когда мы имеем массовый, статистически значимый, результат деятельности системы образования и не обнаруживаем там гуманизма, то тогда сколько бы педагоги ни писали и ни говорили о количестве дидактических единиц и предметов через которые они гуманитаризируют учащегося и гуманизируют среду обитания, мы имеем полное основание говорить о том, что данные попытки всего лишь благие намерения. Здесь гораздо важнее понять, что гуманитаризация образования не может сделать больше того, что может дать учитель в этих условиях. Соглашаясь с мнением П.Бергера и Т.Лукмана, можно утверждать, что учителя - "институциональные функционеры, формальным предназначением которых является передача социального знания...При вторичной социализации роли характеризуются высокой степенью анонимности...То же самое знание, которое дает учитель, может быть передано и другим." (4, 231)
Возникает сомнение - а не происходит ли при таком подходе уход от собственно проблемы эффективности образования и процесса гуманитаризации образования? На мой взгляд - нет. Потому что в данном случае четко выделяются зоны ответственности и компетентности различных институализированных и неинституализированных форм социализации молодежи. Молодой человек, учащийся при этом не рассматривается только через процесс образования, но прежде всего через реальный универсум доступной ему деятельности в процессах первичной и вторичной социализации, в которой-то и проявляются его реальные, а не назывные и приписываемые ему гуманистические и гуманитарные ценности. Становится осмысленным и обоснованным поведение учителя в запускаемых процессах типа гуманизации, гуманитаризации образования и других им подобных.
Намеченные в данной статье подходы к анализу места и роли различных факторов, институтов, персон и т.д. в процессе социализации в целом и в процессах первичной и вторичной социализации, взятых отдельно и самостоятельно, на мой взгляд позволяют осуществить целый комплекс специальных исследований проблем социализации в современной России. Особая же специфика российской ситуации, в свою очередь, позволит выйти на существенные и очень значимые проблемы социализации в социуме, осуществляющем переход от одного этапа развития к другому, причем в любом трансформирующемся обществе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Durkheim E. Education et Sociologie. Paris,1922. p.30
2. Dictionary of Sociology. Penguin Books,1984. p.201
3. Серафимова З.С. Проблемы социализации юношества в условиях НТП. Диссертация... к. филос. н. М., 1990
4. П.Бергер, Т.Лукман Социальное конструирование реальности. М., Медиум, 1995
5. Воронков С.Г., Иваненков С.П., Кусжанова А.Ж. Социализации молодежи: проблемы и перспективы. Оренбург, 1993.
6. Рикер П. Герменевтика Этика Политика М., АО "КАМI", 1995
7. Воронков С.Г., Иваненков С.П. Молодежь и перспективы развития молодежной политики. Оренбург, 1993г.
8. Вялых В.А., Стрелец Ю.Ш. Гуманитаризация образовательной системы: сущность и пути реализации. // Теоретические и методические аспекты гуманитаризации образования. Оренбург, ОИУУ, 1995

Социализация молодёжи – процесс усвоения молодёжью образцов поведения, социальных норм и ценностей, знаний и навыков, позволяющих ей успешно функционировать в обществе.

Социализация – начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс освоения социальных ролей и усвоения культурных норм.

Социализация продолжается всю жизнь. До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения, роли и т.п.

Выделяются агенты и институты социализации.

Агенты социализации молодёжи – конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей: родители, родственники, соседи, сверстники, учителя, тренеры, врачи и т.д.

Институты социализации молодёжи – учреждения, организации, влияющие на процесс социализации молодёжи и направляющие его: вуз, предприятие, армия, церковь, государство, средства массовой информации и т.д.

Так как социализация подразделяется на два вида – первичную и вторичную, агенты и институты социализации делятся на первичные и вторичные.

Агенты первичной социализации – ближайшее окружение молодого человека: родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодёжных группировок. Первичная среда – не только ближайшая к человеку, но и важнейшая для его формирования, т. е. стоящая на первом месте по степени значимости.

Агенты вторичной социализации – представители администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партий, суда и т.д.

Первичная социализация – сфера межличностных отношений, вторичная – сфера социальных отношений. Одно и то же лицо может быть агентом как первичной, так и вторичной социализации.

Учитель, если между ним и учеником доверительные отношения, окажется среди агентов первичной социализации. Но если он всего лишь выполняет свою формальную роль, то он будет агентом вторичной социализации.

Каждый агент первичной социализации выполняет множество функций (отец – опекун, администратор, воспитатель, учитель, друг). Агенты вторичной социализации влияют в узком направлении, они выполняют одну-две функции. Школа даёт знания, предприятие – средства существования, церковь – духовное общение и т. п.

Социализация молодёжи проходит этапы, совпадающие с её жизненными циклами. Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни. Например:

Поступление в ВУЗ (цикл студенческой жизни);

Женитьба (цикл семейной жизни);

Трудоустройство (трудовой цикл);

Служба в армии (армейский цикл).

Каждый раз, вступая в новый цикл, молодёжь должна многому переобучаться. Этот процесс распадается на два этапа: десоциализация (отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения) и ресоциализация (обучение новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения).

Иногда молодой человек попадает в такие экстремальные условия, где десоциализация заходит столь глубоко, что разрушает нравственные основы личности, а ресоциализация не может восстановить всё богатство утраченных ценностей, норм и ролей (тюрьма, колония, психиатрическая больница, алкоголизм, наркомания).

Специфика социализации молодёжи состоит в том, что в молодёжном возрасте завершается первичная её стадия и начинается вторичная. Первичную стадию индивид проходит в детском возрасте. Благодаря ей он становится полноценным членом общества. Вторичная стадия – это последующий процесс, происходящий с уже социализированным индивидом. Для нее характерно то, что индивид осваивает нормы и ценности окружения с учетом уже усвоенных им на первом этапе. Он ориентируется уже не столько на конкретных «других», но на обобщённого «другого», отождествляя себя с ним, либо противопоставляя себя ему. На этом этапе часто возникает проблема согласованности между первоначальными социальными адаптациями и интернализациями. В ранней юности подвергается сомнению обретенная ранее идентичность. Осознание необходимости решать взрослые задачи вызывает переживание того, как индивид выглядит в глазах других в сравнении с его собственным представлением о себе.

Существенным отличием социализации молодёжи от социализации ребенка является то, что на этом этапе более существенную роль играют так называемые вторичные агенты социализации.

Случайные статьи

Вверх