Штраф за нарушение требований в области транспортной безопасности. Нарушение требований в области транспортной безопасности Закон о транспортной безопасности нарушает права граждан

Кузнецов Михаил Петрович, кандидат юридических наук, старший помощник Уральского транспортного прокурора, юрист 1-го класса (Екатеринбург).

Анализируются проблемы применения уголовной ответственности за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности (ст. 263.1 УК РФ).

Ключевые слова: требования по обеспечению транспортной безопасности, объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, уголовная ответственность.

Criminal responsibility for nonperformance of requirements for transport safety providing

Problems of applying of criminal responsibility for nonperformance of requirements for transport safety providing (art. 263.1 of the Criminal Code of the RF) are analyzed.

Key words: requirements for transport safety providing, objects of transport infrastructure and means of transport, criminal responsibility.

Вопросы транспортной безопасности всегда были актуальны. В связи с происшедшими за последнее десятилетие транспортными катастрофами правовое регулирование данной сферы получило стремительное развитие: приняты Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон N 16-ФЗ), отраслевые приказы Минтранса РФ о требованиях по обеспечению транспортной безопасности <1>, а также ряд других правовых актов <2>.

<1> См., например: Приказ Минтранса РФ от 8 февраля 2011 г. N 40 "Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта".
<2> См., например: Приказ Минтранса РФ от 12 мая 2005 г. N 45 "Об утверждении Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года".

Необходимость детального регулирования общественных отношений в сфере железнодорожного, водного, воздушного и автомобильного транспорта обусловлена тем, что транспорт представляет собой полиэргатическую систему, т.е. физический, целенаправленный замкнутый механизм, включающий человека как главное, решающее звено <3>. В научной литературе эти системы также называют системами "человек-машина" <4>.

<3> Платонов Г.А. Эргономика на железнодорожном транспорте. М., 1986. С. 14.
<4> См., например: Чучаев А.И. Транспортные преступления: проблема механизма, квалификация и наказание: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1990. С. 29.

Закономерным следствием появления столь значительного массива регулятивных норм стало принятие в 2010 г. федерального закона, установившего уголовную ответственность за неисполнение требований по обеспечению безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах <5> в ст. 263.1 УК РФ. Однако, несмотря на то что с момента введения данного состава преступления прошло более года, на официальном сайте Верховного Суда РФ, а также судов субъектов Российской Федерации нет ни одного опубликованного вступившего в законную силу приговора по делам этой категории. Указанное обстоятельство может свидетельствовать о наличии у правоприменителя проблем при квалификации деяния, предусмотренного ст. 263.1 УК РФ. Рассмотрим эти проблемы на основе анализа элементов состава преступления.

<5> Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 195-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением транспортной безопасности".

Объект преступления

Правильное установление объекта преступления имеет не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку позволяет определить место преступления в Особенной части УК, отграничить одни преступные посягательства от других. При этом "смежные составы преступлений, внешне совпадающие, например, по образу действия, но обладающие неодинаковым социальным содержанием и направленностью, приобретают различную правовую квалификацию" <6>.

<6> Растропов С. Понятие объекта преступления: история, состояние, перспектива // Уголовное право. 2002. N 1. С. 3.

Традиционно объектом посягательства называют те общественные отношения, на изменение которых направлено преступление, или, другими словами, объект преступления - "это мишень, по которой бьет всякое преступление" <7>. Вместе с тем ученые справедливо отмечают, что общее указание на то, что объектом преступления являются общественные отношения, не обеспечивает потребностей практики. Следователю, судье и другим работникам органов правосудия важно знать непосредственный объект каждого преступления конкретно и определенно. Поэтому задача науки уголовного права состоит в том, чтобы выяснить, что собой представляет общественное отношение, каковы его содержание, элементы, какова их структура, и, таким образом, насколько это возможно, конкретизировать объект преступного посягательства <8>.

<7> Коржанский Н.И. Объект преступления и квалификация преступлений. Белгород, 1976. С. 12 - 13.
<8> Там же. С. 12.

А.Н. Шабунина и Е.Д. Горев утверждают, что непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 263.1 УК РФ, выступают требования по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах <9>.

<9> Шабунина А.Н., Горев Е.Д. Специфика уголовной ответственности за необеспечение транспортной безопасности // Уголовный процесс. 2011. N 11. С. 42.

На наш взгляд, данное понимание объекта рассматриваемого преступления не в полной мере отражает суть общественных отношений, охраняемых ст. 263.1 УК РФ, а следовательно, не поможет правоприменителю правильно отграничить данное преступление от других, например от недоброкачественного ремонта транспортных средств и выпуска их в эксплуатацию с техническими неисправностями (ст. 266 УК РФ). Несмотря на схожую объективную сторону, это совершенно разные по содержанию составы: первый имеет целью охрану общественных отношений, возникающих по поводу обеспечения транспортной безопасности, а второй связан с безопасностью движения и эксплуатацией транспортных средств.

В законодательстве под транспортной безопасностью понимается состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (п. 10 ст. 1 Закона N 16-ФЗ). Ключевой элемент в данном определении - "акт незаконного вмешательства", который означает противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий (п. 1 ст. 1 Закона N 16-ФЗ).

Понятие же безопасности движения - более общее и определяется в законодательстве применительно к каждому виду транспорта. Например , в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" безопасностью движения и эксплуатации железнодорожного транспорта признается состояние защищенности процесса движения подвижного состава и самого подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.

Таким образом, объект преступления, предусмотренного ст. 263.1 УК РФ, - общественные отношения, направленные на обеспечение выполнения регламентированных нормативными правовыми актами мер по предупреждению и недопущению совершения актов незаконного вмешательства, а также минимизации их последствий. Именно такое понимание объекта рассматриваемого преступления позволяет понять его суть и отграничить данный состав от иных преступлений, совершаемых в сфере функционирования транспорта (ст. ст. 263, 264, 266 УК РФ и др.).

Объективная сторона

Объективная сторона преступления описана с помощью бланкетной диспозиции как неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах. В соответствии со ст. 8 Закона N 16-ФЗ требования по обеспечению транспортной безопасности, во-первых, определяются Минтрансом России, во-вторых, дифференцируются в зависимости от категории объекта транспортной инфраструктуры и транспортных средств и уровня безопасности. Поэтому для установления объективной стороны состава преступления необходимо выяснить, к какой категории относится объект транспортной инфраструктуры, на котором выявлено неисполнение названных требований, и какой уровень безопасности действовал на момент совершения деяния.

Вместе с тем темпы присвоения категорий очень низки, по оценкам специалистов само категорирование может затянуться на несколько лет <10>. По данным руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, в настоящее время категория присвоена только 1,5% объектов автомобильного транспорта, 0,16% железнодорожного и 20% морского и внутреннего водного транспорта <11>. В связи с этим до присвоения уполномоченным органом исполнительной власти объекту той или иной категории невозможно определить, какие требования по обеспечению безопасности должны соблюдаться на конкретном объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве, что, в свою очередь, препятствует вменению лицу рассматриваемого преступления.

<10> Касьянов А.И. Состояние и меры по повышению эффективности контроля (надзора) за исполнением законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения транспортной безопасности // Транспортная безопасность и технологии. 2012. N 1. С. 20.
<11> Там же. С. 20 - 21.

Другая проблема установления объективной стороны анализируемого состава, на наш взгляд, связана с механизмом совершения преступления. Преступление - это "результат, конечный "продукт" определенного рода взаимодействия, имевшего место между личностью и окружающей средой, той средой, в которой и находят свое коренное, "осязаемое", выражение факторы более общего объективного характера" <12>. В научной литературе под механизмом преступного поведения понимаются "связь и взаимодействие внешних факторов объективной действительности и внутренних, психических процессов и состояний, детерминирующих решение совершить преступление, направляющих и контролирующих его исполнение" <13>.

<12> Яковлев А.М. Взаимодействие личности со средой как предмет криминологического исследования // Сов. государство и право. 1966. N 2. С. 55 - 56.
<13> Кудрявцев В.Н. Механизм преступного поведения. М., 1981. С. 30.

Необходимо указать, что неосторожные преступления обладают специфическими чертами, отличающими их от умышленных посягательств. По мнению А.И. Чучаева, в криминологическом плане это отличие заключается в первую очередь в присущем только деяниям, совершаемым по неосторожности, механизме преступления и причинения общественно опасного последствия. Кроме того, автор справедливо отмечает, что механизм транспортного преступления как неосторожного деяния представляет собой динамический процесс, определяющий взаимодействие элементов, его составляющих, к которым автор относит техническую систему, информационное обеспечение, ситуацию и управляющий субъект <14>. А.И. Чучаев делает вывод о том, что механизм транспортного преступления - "это взаимосвязь и взаимодействие управляющего субъекта с технической системой, ее информационным обеспечением и ситуацией (внешними факторами), детерминирующими его поведение и влекущими нарушение безопасности функционирования железнодорожного, водного и воздушного транспорта" <15>.

<14> Чучаев А.И. Транспортные преступления: проблема механизма, квалификация и наказание. С. 47 - 48.
<15> Там же. С. 59.

Но данная схема не учитывает главной особенности совершения преступления, предусмотренного ст. 263.1 УК РФ, - обусловленности действиями третьего лица, направленными на совершение акта незаконного вмешательства, что следует считать элементом механизма. Поскольку, как бы ни нарушались ответственным лицом требования, направленные на обеспечение транспортной безопасности, до тех пор пока в механизме преступления не появится акт незаконного вмешательства, объект, охраняемый уголовным законом, нарушен не будет.

Названная особенность механизма преступления, предусмотренного ст. 263.1 УК РФ, обусловливает сложность установления причинно-следственной связи между деянием в виде необеспечения требований транспортной безопасности и преступными последствиями, указанными в диспозиции статьи.

Несколько отступая от непосредственного обсуждения проблемы, отметим, что в доктрине уголовного права ведется дискуссия о наличии причинной связи в составах, совершаемых в форме бездействия. Так, по мнению М.Д. Шаргородского, "при бездействии причинная связь отсутствует, и нужно решить вопрос не о том, когда бездействие является причиной наступившего результата, а только о том, когда человек отвечает за бездействие" <16>. Н.Д. Сергеевский признавал наличие причинной связи при бездействии и утверждал, что "облечение поведения человека в форму бездействия не свидетельствует о том, что причинной зависимости не существует" <17>.

<16> Учен. тр. Всесоюзного института юридических наук. 1947. Вып. 10. С. 184 - 185.
<17> Цит. по: Чучаев А.И. Уголовно-правовые взгляды Н.Д. Сергеевского. М., 2010. С. 95 - 96.

На наш взгляд, причинная связь должна устанавливаться в том числе в составах преступлений, совершаемых путем бездействия, поскольку нельзя говорить об общественной опасности деяния, а следовательно, и о совершении преступления, не выяснив, что именно это деяние причинило вред общественным отношениям, охраняемым уголовным законом. Поэтому справедливым и обоснованным нужно признать утверждение А.Н. Трайнина о том, что "как субъективное основание уголовной ответственности - вина, так и объективное основание уголовной ответственности - причинная связь являются необходимыми элементами каждого состава преступления" <18>.

<18> Трайнин А.Н. Состав преступления по советскому уголовному праву. М., 1951. С. 124.

Связь между необеспечением требований транспортной безопасности и актом незаконного вмешательства в деятельность транспортной инфраструктуры может иметь две формы:

  1. лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности, игнорирует требования нормативных правовых актов, тем самым создавая условия или облегчая совершение третьим лицом акта незаконного вмешательства, в том числе носящего характер террористического (например, не обеспечивает соблюдение требований по обустройству периметровой территории аэропорта или по организации предполетного досмотра);
  2. лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности, игнорируя требования нормативных правовых актов, создает условия для наступления более тяжких последствий акта незаконного вмешательства (в частности, не обеспечивает своевременное информирование правоохранительных органов и специальных служб о совершении акта незаконного вмешательства).

Следовательно, бездействие лица, не обеспечивающего соблюдение требований транспортной безопасности, выполняет роль условия наступления преступных последствий. Виновный в этом случае не способствует в необходимой мере противодействию противоправному поведению третьих лиц. Именно это приводит к наступлению общественно опасных последствий. Современные исследователи уголовного права утверждают, что в таком случае между бездействием и последствиями существует не причинная, а кондициональная связь, под которой понимается "связь, вызванная внешними и внутренними факторами, способствующими приведению специфической причины в активное состояние и превращающими реальную возможность явления в реальную действительность" <19>. Поэтому при вменении лицу рассматриваемого состава преступления нужно установить, что его бездействие реально способствовало совершению акта незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, а также наступлению последствий, указанных в диспозиции статьи.

<19> Уголовное право России. Часть Общая / Р.Р. Галиакбаров и др.; отв. ред. Л.Л. Кругликов. М., 2005. С. 174.

Субъект преступления

Субъект преступления - специальный: это лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности. Более того, авторы отмечают, что такое лицо должно быть назначено собственником объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства (представителем собственника) <20>.

<20> Шабунина А.Н., Горев Е.Д. Указ. соч. С. 42.

Согласно ч. 1 ст. 4 Закона N 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъектов транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. В соответствии с п. 9 ст. 1 названного Закона субъекты транспортной инфраструктуры - юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании. Полагаем, что именно эти лица (их представители) и должны нести ответственность за необеспечение требований транспортной безопасности. Однако в нормативных актах Минтранса указывается, что лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности, назначаются субъектом транспортной инфраструктуры <21>. При этом сведения о таком лице должны содержаться в плане обеспечения транспортной безопасности <22>.

<21> Пункты 5 Приказов Минтранса РФ от 8 февраля 2011 г. N 40, 41, 42, 43.
<22> Подпункт 3 п. 4 Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 11 февраля 2010 г. N 34.

Вместе с тем в силу ч. 1 ст. 9 Закона N 16-ФЗ и п. 2 Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств планы разрабатываются на основании результатов оценки уязвимости. Однако по состоянию на 1 января 2012 г. оценка уязвимости утверждена лишь в отношении единичных прошедших категорирование объектов (1 объекта автомобильного транспорта, 1 - речного, 1 - морского, 4 - воздушного) <23>. Как следствие, планы обеспечения транспортной безопасности практически не разрабатывались <24>. Поэтому возникает вопрос: кто является субъектом рассматриваемого преступления при отсутствии плана обеспечения транспортной безопасности?

<23> Муратов В.П. О ходе реализации Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте // Транспортная безопасность и технологии. 2012. N 1. С. 38.
<24> Касьянов А.И. Указ. соч. С. 21.

Полагаем, что в таком случае ответственность по ст. 263.1 УК РФ должно нести лицо, наделенное от имени субъекта транспортной инфраструктуры правом назначать лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности, поскольку назначение такого лица - общее требование обеспечения транспортной безопасности на объектах всех категорий <25>.

<25> См., например: пункты 5.1 - 5.5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта.

Субъективная сторона

В научных публикациях отмечается, что данное преступление характеризуется двумя формами вины: во-первых, прямым или косвенным умыслом по отношению к самому нарушению правил, т.е. лицо осознает, что не исполняет требования по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, и желает или сознательно допускает такое неисполнение; во-вторых, неосторожностью по отношению к последствиям <26>. На наш взгляд, такая позиция не согласуется со ст. 27 УК РФ, в соответствии с которой двойная форма вины используется только при определении субъективной стороны в квалифицированных умышленных составах, где отягчающими обстоятельствами являются тяжкие последствия (например, ч. 4 ст. 111 УК РФ).

<26> Шабунина А.Н., Горев Е.Д. Указ. соч. С. 42 - 43.

Законодательная конструкция основного состава ст. 263.1 УК РФ, а также анализ ст. 27 УК РФ позволяют сделать вывод, что отношение субъекта к преступлению может характеризоваться только неосторожностью (легкомыслием или небрежностью): лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности, не предвидит возможности причинения тяжкого вреда здоровью человека или крупного ущерба либо без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение.

Резюмируя изложенное, следует констатировать, что практическое применение ст. 263.1 УК РФ связано с определенными проблемами. Поэтому существует объективная необходимость переработки рассматриваемого состава преступления. Полагаем, что для решения названных проблем целесообразно диспозицию статьи изложить в следующем виде: "Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба". Такая формулировка состава, во-первых, не станет отсылать к планам обеспечения транспортной безопасности, разработка которых зависит от добросовестности владельцев объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, во-вторых, не будет содержать формальных поводов для освобождения от уголовной ответственности лиц, не обеспечивших исполнение требований транспортной безопасности.

Bibliography

Chuchaev A.I. Transportnye prestupleniya: problema mexanizma, kvalifikaciya i nakazanie: Dis. ... d-ra yurid. nauk. M., 1990.

Chuchaev A.I. Ugolovno-pravovye vzglyady N.D. Sergeevskogo. M., 2010.

Kas"yanov A.I. Sostoyanie i mery po povysheniyu ehffektivnosti kontrolya (nadzora) za ispolneniem zakonodatel"stva Rossijskoj Federacii v sfere obespecheniya transportnoj bezopasnosti // Transportnaya bezopasnost" i texnologii. 2012. N 1.

Korzhanskij N.I. Ob"ekt prestupleniya i kvalifikaciya prestuplenij. Belgorod, 1976.

Kudryavcev V.N. Mexanizm prestupnogo povedeniya. M., 1981.

Muratov V.P. O xode realizacii Kompleksnoj programmy obespecheniya bezopasnosti naseleniya na transporte // Transportnaya bezopasnost"i texnologii. 2012. N 1.

Platonov G.A. Ehrgonomika na zheleznodorozhnom transporte. M., 1986. S. 14.

Rastropov S. Ponyatie ob"ekta prestupleniya: istoriya, sostoyanie, perspektiva // Ugolovnoe pravo. 2002. N 1.

Shabunina A.N., Gorev E.D. Specifika ugolovnoj otvetstvennosti za neobespechenie transportnoj bezopasnosti // Ugolovnyj process. 2011. N 11. S. 42.

Trajnin A.N. Sostav prestupleniya po sovetskomu ugolovnomu pravu. M., 1951.

Uchen. tr. Vsesoyuznogo instituta yuridicheskix nauk. Vyp. 10. 1947.

Ugolovnoe pravo Rossii. Chast" Obshhaya / R.R. Galiakbarov i dr.; otv. red. L.L. Kruglikov. M., 2005.

Yakovlev A.M. Vzaimodejstvie lichnosti so sredoj kak predmet kriminologicheskogo issledovaniya // Sov. gosudarstvo i pravo. 1966. N 2.

Президент РФ Владимир Путин подписал , совершенствующий законодательство в области обеспечения транспортной безопасности.

Документом, в частности, вносятся изменения в Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ . Так, вводятся новые понятия: "зона транспортной безопасности", "аттестующие организации", "силы обеспечения транспортной безопасности", "досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности" и другие.

Под зоной транспортной безопасности следует понимать объект транспортной инфраструктуры, транспортное средство или их части, для которых устанавливается особый режим прохода (проезда) физических лиц (транспортных средств) и проноса (провоза) грузов, багажа, ручной клади, личных вещей либо перемещения животных.

При этом подразделения транспортной безопасности , согласно новому законодательству, – это подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта или юридические лица, аккредитованные для соответствующих целей. Отметим, персоналу таких подразделений разрешается хранение, ношение и применение служебного оружия и специальных средств .

С целью повышения безопасности населения, а также защиты от актов незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса, законом введены положения о:

  • досмотре пассажиров, их ручной клади и багажа на объектах транспортной инфраструктуры и на транспортных средствах сотрудниками как соответствующих подразделений, так и полиции (отказавшиеся от досмотра в зону транспортной безопасности не допускаются);
  • обязательной сертификации технических средств и систем обеспечения транспортной безопасности;
  • обязательной аттестации сил обеспечения транспортной безопасности и персонала, непосредственно принимающего участие в обеспечении транспортной безопасности;
  • обязательной аккредитации организаций (подразделений транспортной безопасности), привлекаемых для осуществления функций по защите объектов транспорта от актов незаконного вмешательства.

Кроме того, федеральным законом расширен перечень лиц, которым запрещено выполнять работы по обеспечению транспортной безопасности. В него включены граждане, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, а также те, кто сообщил заведомо ложные сведения о себе при приеме на работу или не прошел соответствующую подготовку и аттестацию. Кроме того, к работам не должны допускаться лица, имеющие медицинские противопоказания к их выполнению.

Помимо это, ужесточается уголовная и административная ответственность за нарушение требований в этой сфере. Так, максимальный срок лишения свободы за неисполнение требований по обеспечению безопасности объектов транспортной инфраструктуры для лиц, непосредственно ответственных за это, если их деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека или крупного ущерба (), составляет теперь пять лет . Ранее в качестве максимальной меры наказания за это преступление предусматривались три года ограничения свободы.

Срок лишения свободы за такое преступление, совершенное группой лиц и повлекшее за собой смерть человека, увеличивается с пяти до семи лет лишения свободы, а за совершенное организованной группой и повлекшее смерть несколько человек, – с семи до восьми лет .

Корреспондирующие изменения внесены федеральным законом в , федеральные законы , и другие правовые акты.

В законодательстве Российской Федерации предусмотрена административная и уголовная ответственность за нарушение транспортной безопасности.

Перевозка пассажиров и опасных грузов – это не только бизнес, но и ответственность за жизнь и здоровье тех, кто пользуется услугами автоперевозчиков.

В соответствии со ст.4 ФЗ №16: «Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры , перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.»

Именно перевозчик должен обеспечить выполнение Требований по обеспечению транспортной безопасности.

Государственные органы осуществляют контроль и проверки соблюдения субъектами транспортной безопасности выполнения данных Требований. В случае выявленных нарушений выносится постановление о привлечении субъекта к административной ответственности или возбуждается уголовное дело.

Административная ответственность за нарушение требований в области транспортной безопасности

К административной ответственности привлекаются перевозчики, у которых отсутствуют необходимые документы по транспортной безопасности, указанные в Требованиях.
Например, у субъекта не проведена оценка уязвимости , нет плана транспортной безопасности (либо он не реализован), нет приказов о назначении ответственных лиц за ТБ.
В случае выявления нарушений на субъект налагается штраф до 100 000 рублей . В особых случаях применяет административное приостановление деятельности организации на срок до 90 суток.

1. Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

3. Действие (бездействие), предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное умышленно, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией орудия совершения или предметов административного правонарушения или без таковой либо административный арест на срок до десяти суток; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административный арест на срок до десяти суток; на индивидуальных предпринимателей - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией орудия совершения или предметов административного правонарушения или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудия совершения или предметов административного правонарушения или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Уголовная ответственность за нарушение требований в области транспортной безопасности

К уголовной ответственности субъект транспортной инфраструктуры может быть привлечен по решению суда. К примеру, если на транспортном средстве субъекта произошел теракт (Акт незаконного вмешательства) и в результате его погибли люди, то следственные органы в обязательном порядке проведут проверку соблюдения требований транспортной безопасности.

В случае, если в ходе следствия будет установлено, что теракт можно было предотвратить, если бы субъект выполнил требования обеспечения транспортной безопасности (например, обеспечил требуемый контроль за доступом в зону транспортной безопасности), то в отношении субъекта и лиц, ответственных за транспортную безопасность, может быть возбуждено уголовное дело по статье 263.1 УК РФ .
Статья подразумевает наказание в зависимости от причиненного ущерба – от штрафа до лишения свободы на срок от пяти до восьми лет .

1. Неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, -
наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо ограничением свободы на срок до одного года.

2. Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств лицом, ответственным за обеспечение транспортной безопасности, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, -
наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные группой лиц по предварительному сговору либо повлекшие по неосторожности смерть человека, -
наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

4. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой либо повлекшие по неосторожности смерть двух и более лиц, -
наказываются лишением свободы на срок от пяти до восьми лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.

Часто задаваемые вопросы:

Как происходит проверка? На каком основании?
Проверка может быть плановой и внеплановой. Более подробно читайте в нашей статье.

Что происходит при проверке?
Инспектор имеет при себе перечень (чек-лист), в котором указаны документы по транспортной безопасности, которые должны быть на предприятии. Отсутствие этих документов является основанием для привлечения к административной ответственности.

Можно оплатить штраф и на этом закончить?
К сожалению, нет. К примеру, у Вас получена категория, но Вы не провели оценку уязвимости в установленный срок. При проверке инспектор выпишет штраф и предоставит постановление, согласно которому Вам необходимо будет в установленный срок устранить все нарушения по транспортной безопасности. Если Вы не выполните предписания, то на Вашу организацию будет наложено более серьезное наказание, вплоть до административного ареста деятельности.

Я занимаюсь перевозкой пассажиров, но никогда не слышал про ФЗ №16. Нужно ли проходить оценку уязвимости и делать план ОТБ, ведь до этого работали нормально?
Да, нужно. Федеральный Закон №16 вступил в силу в 2007 году, и, хотя в некоторых регионах подразделения Ространснадзора работают не так активно, как в центральных, но ситуация в любой момент может измениться и в любой день к Вам может явиться инспектор с проверкой.

Наша компания начала проводить оценку уязвимости и пришло постановление о проверке. Что делать?
Закон в данном случае не дает четкого определения и конечное решение остается за инспектором. Как показывает практика, штраф в данном случае налагается, но в меньшем размере, чем если бы в организации вообще не занимались соблюдением требований по транспортной безопасности.

Нашу организацию оштрафовали? Что теперь делать? Можете ли Вы помочь?
Да, конечно же! Наша компания является аккредитованной организацией в области обеспечения транспортной безопасности. Специалисты нашей компании помогут Вам реализовать предписанные в постановлении требования, чтобы инспекция при повторной проверке никаких нарушений транспортной безопасности не выявила.

Полный текст ст. 11.15.1 КОАП РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2019 год. Консультации юристов по статье 11.15.1 КОАП РФ.

1. Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

3. Действие (бездействие), предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное умышленно, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией орудия совершения или предметов административного правонарушения или без таковой либо административный арест на срок до десяти суток; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административный арест на срок до десяти суток; на индивидуальных предпринимателей - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией орудия совершения или предметов административного правонарушения или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудия совершения или предметов административного правонарушения или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

(Статья дополнительно включена с 10 августа 2010 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 195-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 6 мая 2014 года Федеральным законом от 3 февраля 2014 года N 15-ФЗ.

Комментарий к статье 11.15.1 КоАП РФ

1. В комментируемой статье установлена ответственность за два состава административного правонарушения, один из которых является основным (ч. 1), а второй - составом с отягчающими обстоятельствами (ч. 2). Объектами правонарушения являются отношения в области обеспечения транспортной безопасности, под которой понимается реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства (ст. 1 Федерального закона "О транспортной безопасности" от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ).

2. Предметами правонарушения являются объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, понятия которых раскрываются в Федеральном законе "О транспортной безопасности". Объекты транспортной инфраструктуры - это технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование. Транспортные средства представляют собой воздушные суда, суда, используемые в целях торгового мореплавания или судоходства, железнодорожный подвижной состав, подвижной состав автомобильного и электрического городского наземного пассажирского транспорта в значениях, устанавливаемых транспортными кодексами и уставами (ст. 1 упомянутого Федерального закона).

3. Требования по обеспечению транспортной безопасности, нарушение которых составляет объективную сторону рассматриваемого правонарушения, содержатся в Федеральном законе "О транспортной безопасности", а также - применительно к различным видам транспорта - в транспортных кодексах и приказах Минтранса России. Правонарушение может совершаться как действием, так и бездействием. Состав правонарушения сформулирован как формальный.

4. С субъективной стороны правонарушение характеризуется умышленной виной.

5. Субъектами правонарушения могут быть граждане, включая индивидуальных предпринимателей, должностные и юридические лица.

6. При привлечении к ответственности по комментируемой статье надо иметь в виду, что сформулированный в ней состав правонарушения является общим и распространяется на все виды транспорта. При этом в КоАП РФ содержатся также специальные составы правонарушений, предусматривающие ответственность за невыполнение требований по обеспечению безопасности функционирования отдельных видов транспорта (например, ст. ст. 11.3.1, 11.6, 11.10, 11.16 и др.). При конкуренции общей и специальной норм КоАП РФ ответственность должна наступать по норме, содержащей специальный состав административного правонарушения.

7. В ч. 2 комментируемой статьи содержится состав рассматриваемого правонарушения, совершенного при отягчающих обстоятельствах. Закон рассматривает в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, повторность совершения правонарушения. Повторность понимается как совершение такого же административного правонарушения, если за совершение первого лицо уже подвергалось административному наказанию в течение одного года со дня исполнения постановления о назначении этого наказания (ст. 4.6 КоАП РФ).

8. Дела о правонарушении, ответственность за которое содержится в комментируемой статье, рассматривают по ч. 1 данной статьи должностные лица органов, осуществляющих контроль и надзор в сфере транспорта (ст. 23.36); органов, уполномоченных в области авиации (ст. 23.42); органов, осуществляющих контроль и надзор в сфере использования воздушного пространства (ст. 23.43). Дела по ч. 2 данной статьи рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1).

Протоколы составляют перечисленные выше должностные лица (ч. 1 ст. 28.3; п. п. 44, 50, 51 ч. 2 ст. 28.3).

Консультации и комментарии юристов по ст 11.15.1 КоАП РФ

Если у вас остались вопросы по статье 11.15.1 КоАП РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Штраф за нарушение требований в области транспортной безопасности является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается частью 1 статьей 11.15.1. КОАП РФ, которой предусмотрен как размер штрафа, так и список лиц, которые могут быть привлечены за указанное административное правонарушение.

от 3000 до 5000 рублей

для граждан

от 20000 до 30000 рублей

для должностных лиц

от 50000 до 100000 рублей

для юридических лиц

закон - часть 1 статьи 11.15.1. КОАП РФ

Статья 11.15.1. Нарушение требований в области транспортной безопасности
1. Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, –
наказание: влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Важно знать!

  • лицо подлежит административной ответственности за нарушение требований в области транспортной безопасности только в случае, если установлена его вина | ст. 1.5 КОАП РФ;
  • при применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство | ст. 1.6 КОАП РФ;
  • лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения | ст. 1.7 КОАП РФ;
  • закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу | ст. 1.7 КОАП РФ;
  • закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет | ст. 1.7 КОАП РФ;
  • юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению | ст. 2.1 КОАП РФ.

Возраст, по достижении которого могут назначить штраф

Штраф за нарушение требований в области транспортной безопасности могут назначить лицу, которое достигло к моменту совершения правонарушения возраста шестнадцати лет | ст. 2.3 КОАП РФ.

При этом лицо в возрасте от 16 до 18 лет может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних

Исключение ответственности за нарушение законодательства о рекламе

Невменяемость

Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения правонарушения находилось в состоянии невменяемости | ст. 2.8 КОАП РФ:

  • то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими;
  • вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Крайняя необходимость

Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам | ст. 2.8 КОАП РФ:

  • для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Малозначительность

Также, лицо может быть освобождено от административной ответственности и ограничиться устным замечанием при малозначительности деяния | ст. 2.9 КОАП РФ.
Освободить имеют право:

  • судья;
  • орган;
  • должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении.

что такое Малозначительность

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям | ст. 2.9 КОАП РФ.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.

К ним, в частности, относятся следующие административные правонарушения:

Не имеют значения следующие обстоятельства:
  • личность;
  • имущественное положение;
  • добровольное устранение последствий;
  • возмещение причиненного ущерба.

Что смягчает ответственность

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело при назначении штрафа за нарушение требований в области транспортной безопасности, могут признать смягчающими следующие обстоятельства | ст. 4.2 КОАП РФ:

  • раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
  • добровольное прекращение противоправного поведения;
  • добровольное сообщение о совершенном административном правонарушении;
  • оказание содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;
  • предотвращение вредных последствий административного правонарушения;
  • добровольное возмещение причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;
  • добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении предписания об устранении допущенного нарушения;
  • совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  • совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
  • совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка;
  • Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими иные обстоятельства.

Что отягчает ответственность

Судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут признать следующие обстоятельства отягчающими | ст. 4.3 КОАП РФ:

  • продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
  • повторное совершение однородного административного правонарушения;
  • вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;
  • совершение административного правонарушения группой лиц;
  • совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
  • совершение административного правонарушения в состоянии опьянения либо отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение, находится в состоянии опьянения.
Случайные статьи

Вверх