Должны ли платить алименты, лишенные прав родители?
Предлагаем обсудить две таких тесно переплетающихся темы, как лишение родительских прав и . Физические лица узнают про...
Здравствуйте! Сегодня мы поговорим о проверках Роспотребнадзора: кому стоит их ожидать, как подготовиться и на что обратить внимание на каждом этапе инспекции.
Проверки Роспотребнадзора бывают нескольких видов:
Чем шире сфера контроля проверяющего органа, тем больше организаций рискует попасть под его инспекцию. В этом отношении Роспотребнадзор находится в числе лидеров. Проверить могут практически любое предприятие, но чаще всего инспектируются фирмы, тесно работающие с населением, то есть с потребителями, в сфере услуг, торговли, образования.
Проще говоря, Роспотребнадзором контролируется любая деятельность, подразумевающая потребительские отношения.
Роспотребнадзор осуществляет множество функций, его инспекции объединяют сразу специалистов различных направлений. Сегодня ему полностью переданы контрольные полномочия СанЭпидемСтанции.
Например, под контролем Роспотребнадзора находятся:
Многие проверки Роспотребнадзора носят характер внеплановых, инициируются в результате жалоб от населения (например, на громкую музыку в заведении или на складирование мусора).
После поступления жалоб территориальный отдел Роспотребнадзора может инициировать проверку:
Во время проверки инспекторы Роспотребнадзора обращают внимание на наличие и верное оформление следующих документов:
Начинаются плановые инспекции обычно с аудита пакета документов. Роспотребнадзор запрашивает у проверяемого предпринимателя пакет документов. К запросу обязательно прилагается заверенная копия приказа о проверке.
С 2016 года инспектор не может требовать документы и любые сведения, находящиеся в государственных реестрах (то, что они могут проверить самостоятельно, например: ИНН).
Предоставить копии документов с подписью проверяемого необходимо в течение десяти рабочих дней с даты получения запроса.
Если запрашиваемый документ относится к предмету проверки и не находится в государственной инфосистеме, то уклониться от его предоставления невозможно. В противном случае это грозит предпринимателю административным штрафом.
Первый важный этап выездной проверки – предъявление инспектором личного удостоверения и приказа о проведении проверки, где указано кто, когда, кого, на каком основании и как будут инспектировать.
Итогом проверки выступает акт (или заключение), где перечисляются обнаруженные нарушения и предписание дальнейших действий по их устранению. Один экземпляр заключения остается у инспектора, второй вручается проверенному предпринимателю.
Обязательно должна быть отражена информация:
В журнале контроля инспекций проверяющий оставляет свою отметку.
Записывается:
Обжаловать заключение можно в течение трех месяцев с момента получения предписаний. Жалобу можно отправить сразу в суд или в вышестоящую структуру проверяющего органа. В документе необходимо указать, какие ошибки допустили инспекторы.
По итогам проверки, выявившей нарушения, инспектор от Роспотребнадзора может:
Для проверяющих от Роспотребнадзора законом тоже установлены свои рамки.
Проверяемый предприниматель обязан знать о них, следить за выполнением:
Продлиться проверка по закону может максимум 20 дней, но бывают и исключения, когда по распоряжению Роспотребнадзора срок увеличивается. Предпринимателя обязательно оповестят о продлении проверки. Хотя и порядок этого оповещения в законе не прописан.
Однако, в ситуации, когда изначально проводилась документарная проверка, но затем она перешла в выездную, то общий срок будет составлять уже 40 суток.
Максимальная длительность выездной проверки на малом предприятии — 50 часов в год, а на микропредприятии — 15 часов.
Выездная плановая проверка продляется, если требуются сложные исследования. Максимальный срок продления — 20 рабочих дней.
Выдвинуть предложение о продлении вправе проводящий проверку эксперт, но утвердить его должно лицо, которое ранее подписано приказ о проведении проверки. Продлевать сроки проверок малых и микропредприятий могут только главные государственные санитарные врачи.
Ответственность предпринимателя за нарушения и ошибки, которые может выявить проверка Роспотребнадзора, бывает:
Самый распространенный вид ответственности перед Роспотребнадзором все же административный. Штрафы Роспотребнадзора варьируются в среднем от 20000 до 200000 рублей.
Также деятельность компании может быть приостановлена для устранения нарушений. За любое неисполнение предписаний инспекции нарушитель привлекается к административной ответственности.
Например, к административным относят следующие нарушения:
Наиболее распространенные штрафы Роспотребнадзора:
Нарушение | Штраф |
Нарушение санитарных требований | 5-10 , либо приостановка работы на три месяца |
Несоблюдение норм использования нежилых помещений | 10-20 минимальных окладов |
Нарушение, следствием которого стало распространение инфекционного заболевания | 100-200 МРОТ и, возможно, тюремное заключение |
Отсутствие журнала учета средств дезинфекции | 20000 рублей |
Несоблюдение выданных ранее предписаний | 10000-20000 рублей |
Привлечение к административной ответственности можно обжаловать в течение 10 дней.
Самый надежный, но не дешевый способ подготовиться к проверке – обратиться за помощью к специалистам. Множество компаний предлагает свои услуги по консультированию, сбору документов и организации санитарных мероприятий.
Самостоятельно и за короткий срок привести в порядок всю свою деятельность практически невозможно. Поэтому самое верное решение – вести свой бизнес так, чтобы пришедшему в любой момент эксперту было не к чему придраться.
Всегда держите в порядке санитарные книжки сотрудников, сертификаты на продукцию, соблюдайте сроки и условия хранения товара, вовремя проводите уборку и дезинфекцию, следите за вывесками, ценниками и уголком потребителя.
Чтобы проверить себя ознакомьтесь с перечнем наиболее распространенных нарушений.
Давайте рассмотрим самые частые нарушения, которые обнаруживает Роспотребнадзор в салонах красоты, медицинских центрах, аптеках, кафе и магазинах.
Нарушения салонов красоты, парикмахерских:
Нарушения аптек:
Нарушения в общепите:
Нарушения торговых точек:
Вне зависимости от того, пришла к вам проверка по плану или вне графика, не паникуйте, а постарайтесь следовать нашим советам:
Риски обнаружения реальных или мнимых нарушений при проверках, проводимых государственными и ведомственными контролирующими органами, представляют для бизнеса даже большую угрозу, чем атаки криминала. Ведь последствием могут стать не только штрафы и предписания по исправлению нарушений, но и приостановка деятельности на 90 дней, а также полное закрытие предприятия. Но эти риски вполне поддаются управлению. Если проверку грамотно выстроить, можно значительно минимизировать ущерб.
Жертва без информации
Начав анализировать факторы, приводящие к возникновению проблем с проверяющими органами, мы обнаружили, что ключевым из них в большинстве случаев является так называемый человеческий фактор. В расхожем представлении проверяющий как бы нападает, а проверяемый держит оборону. На самом деле каждый из них просто делает свою работу. От того, станут они врагами с первой минуты или между ними состоится конструктивный диалог, зависит направлении, в котором пойдет проверка. Например, при доброжелательных деловых отношениях проверяющий без всякой коррупции и нарушений норм может позволить представить требуемый документ чуть позже, если его в данный момент нет в наличии. В ситуации же конфронтации проверяющий может внести сведения об отсутствии запрошенного документа в акт проверки, что будет грозить санкциями.
У представителя проверяемой организации есть несколько вариантов поведения. К сожалению, самый распространенный - виктимный. Проверяемый занимает позицию жертвы: суетится, пытается угодить, дает проверяющему возможность почувствовать себя более значимым, от растерянности не может подтвердить соответствие предприятия установленным требованиям, случайно выдает лишнюю информацию. Нередко проверяемые, основываясь на распространенном мнении о продажности чиновников, пытаются неумело коррумпировать проверяющих, спрашивая намеками, сколько дать.
Оба варианта поведения при проверках не подходят нашей компании. Мы не злоупотребляли этим в далекие 1990-е, тем более считаем неприемлемым использовать любые сомнительные и «серые» операции сегодня, ведем бизнес набело.
Мы задумались, как помочь нашим сотрудникам избавиться от виктимной психологии, выражающейся в ощущении себя заведомо виноватым. На использовании этого чувства, кстати, основывается успех мошенников, устраивающих липовые проверки и выманивающих путем запугивания деньги у представителей бизнеса.
Виктимность подпитывается отсутствием информации. Из-за незнания собственных прав и прав проверяющих, отсутствия навыка и алгоритма действий при проверке наши сотрудники были растерянны и допускали ошибки. Ведь провизор и фармацевт не могут, да и не должны знать все законы, требования, строительные СНИПы, санитарные и противопожарные нормы и стандарты. Когда им задавали вопросы из этих областей, сотрудники опасались ответить неправильно, чувствовали себя виноватыми и боялись проверяющих, которые казались им опытными, уверенными в себе, компетентными (на поверку эти качества нередко оказываются мнимыми).
Мы определили, что для эффективной защиты своих прав руководитель торгового предприятия должен:
■ знать законодательство, права и обязанности проверяющих и юридических лиц, процедуры проведения проверок и составления протокола об административном правонарушении, порядок взыскания штрафов и наказаний;
■ уметь противостоять незаконным действиям проверяющих на основании закона и установленных государством правил и норм;
■ отстаивать свои интересы и при необходимости оспаривать результаты проверки в судебном порядке;
Мы решили исправить ситуацию и стали обучать сотрудников этим знаниям и навыкам в рамках «Школы директоров аптек». Школа представляет собой месячные курсы, которые проходят, сменяя друг друга, группы из директоров аптек, фармацевтов и провизоров. Во все программы обучения был включен раздел, посвященный безопасности, в том числе взаимодействию с проверяющими.
Обучение начало давать свои результаты. Но в аптеках, как и во всем ритейле, высокая текучесть кадров. В Москве она подчас превышает 60-70%, в регионах - 30-40%. Мы обнаружили, что при такой текучести не можем обучить безопасности полностью весь персонал, и решили снабдить сотрудников всеми необходимыми знаниями на рабочем месте.
Проверьте проверяющего
В первую очередь были разработаны инструкции, направленные на проверку полномочий проверяющих. Например, мы рекомендуем сотрудникам вежливо попросить проверяющего представиться и предъявить служебное удостоверение, обязательно записать название, адрес контролирующего органа и контактные телефоны, убедиться по телефонам, что пришедший действительно направлен для проведения проверки и именно в эту организацию, изучить предъявленное постановление, распоряжение или приказ о проведении проверки. Последние должны содержать:
■ наименование органа государственного контроля;
■ номер и дату;
■ наименование юридического лица (ФИО ИП), в отношении которого проводится проверка, и его адрес;
■ ФИО должностного лица, уполномоченного на проведение проверки;
■ правовые основания проведения проверки;
■ цели, задачи, предмет проверки;
■ сроки проведения и перечень мероприятий по контролю;
■ перечень административных регламентов проведения мероприятия по контролю;
■ перечень документов для представления проверяющему;
■ дату начала и окончания проверки.
Мероприятие по контролю может проводиться только лицом, указанным в распоряжении (приказе). Если сотрудник убедился, что визитер не обладает полномочиями проводить проверку, мы рекомендуем выдворять самозванцев предельно корректно.
Продолжительность проверки не должна превышать 20 рабочих дней. В исключительных случаях срок ее проведения может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Для отработки этих навыков стараемся проводить тренинги в условиях, приближенных к реальным. Учим смотреть не на цвет предъявляемой «корочки», а на содержащуюся в ней информацию, использовать архитектурные особенности помещения для пассивного противодействия проверяющим, отхода через запасной выход руководителей предприятия и сотрудников, эвакуации компрометирующих документов, а также документировать действия сотрудников контролирующих органов с помощью средств видеонаблюдения и аудиоконтроля.
Следите за руками... и языком
Предлагаем коллегам на местах привлекать для участия в проверке сотрудников юридической службы и квалифицированных адвокатов. Их задача - выявлять и фиксировать противоправные действия проверяющих. Если сотрудник контролирующего органа совершает процессуальную ошибку, рекомендуем не указывать ему на это. Проверяющий может устранить ошибку и лишить нас возможности опротестовать в суде результаты проверки. Ошибки проверяющих следует фиксировать лишь в момент составления и подписания протокола об административном правонарушении.
Настоятельно советуем не отказывать сотрудникам контролирующих органов в предоставлении документов и обеспечении доступа в контролируемые помещения, иначе они воспримут это как покушение на их законные полномочия. Если необходимые документы отсутствуют, надо привести уважительную причину и пообещать в ближайшее время доставить их, при этом попросить проверяющего оформить официальный письменный запрос, ссылаясь на то, что опасаетесь ошибиться в подборе документов.
Очень важно не представлять лишние, не относящиеся к предмету проверки документы и отвечать только на поставленный вопрос, причем коротко и по сути. Любая лишняя информация может стать поводом для дальнейших объяснений.
Вооруженные папки
Чтобы помочь коллегам из аптек сориентироваться в полномочиях потенциальных проверяющих, мы сформировали перечень контролирующих и проверяющих органов, которые имеют право инспектировать наши аптеки. Последняя редакция перечня включила 52 государственных и ведомственных органа. Для каждого из них было решено сформировать папку с документами, которые они имеют право затребовать.
Оказалось, что папка для инспектора МЧС должна включать 11 документов, для прокуратуры - 24, ДЭБ МВД - 18. В каждую из папок мы вложили разъяснения для сотрудников, в какой срок и на каком основании эти документы представляются. Руководители аптек самостоятельно подбирали заверенные копии документов, относящиеся к их торговым точкам, что позволяло им лучше ориентироваться в документации и готовиться к любым проверкам.
Если проверяющий просит у них документ, которого нет в перечне его организации, для руководителя аптеки это сигнал, что он, возможно, превышает пределы своих полномочий. Но и в этом случае мы не рекомендуем работникам аптек спорить с проверяющими. Наоборот, отвечать надо вежливо, что по закону мы вам обязаны представить только вот эти документы, но и то, что вы просите, обязательно представим по письменному запросу. Ответом на этот запрос, если он последует, займутся уже юристы компании.
Эффективность подобной подготовки была подтверждена практикой. Но практика выявила и недостатки: большое количество папок в полностью укомплектованном виде занимали целый книжный шкаф. Хранить их в небольшом помещении аптек, в основном занятом торговым залом, практически невозможно: кабинет директора по нашим нормам занимает 2-4 кв. м, склад - немногим более, и загромождать их папками с документами нерационально.
Тогда мы решили сделать одну папку со всеми документами для всех проверяющих органов, тем более что большинство из них повторялись, а к ней перечни, что нужно для каждого из них. Но и это оказалось не совсем удачным решением: инспектор, допустим, из пожарной службы мог, не найдя недостатков по своей части, заодно поизучать документы для санэпидемстанции, пытаясь хотя бы за обнаруженные в них нарушения зацепиться.
Получается, что мы сами показывали проверяющим лишние документы. Неудачным было признано и решение держать в аптеках только папки для органов, которые осуществляют проверки регулярно: их около 12. При появлении «нерегулярного» проверяющего наши антикризисные меры не срабатывали и нервозность персонала добавляла ошибок.
Решили формировать папки в электронном виде. Теперь в компьютере, находящемся в каждой аптеке, есть все документы для проверок, разбитые на электронные папки и заверенные электронной подписью. Пришедшему проверяющему директор аптеки может продемонстрировать документы из предназначенной ему папки на экране или предоставить их же по официальному запросу в установленных законом срок.
Не соглашайтесь с актом
Объем и состав изымаемых в ходе проверок документов определяются приказом ФНС России от 31.05.2007г. №ММ-3-06/338@, процедура изъятия - ст.183 УПК РФ и Инструкцией Минфина России от 26.07.1991г. №16/176.
Выемка документов и изъятие товаров проводятся в присутствии двух свидетелей (ими не могут быть должностные лица юрлица, его учредители, а также представители контролирующего органа). Если выемка происходит одновременно в нескольких помещениях, то в каждом из них должны присутствовать по двое понятых. Изъятые документы должны быть перечислены и описаны в протоколе выемки или прилагаемых описях, пронумерованы, прошиты и скреплены печатью юрлица. Если невозможно изготовить копии одновременно с изъятием оригиналов, контролирующая организация обязана сделать их за свой счет и в течение пяти дней представить руководителю предприятия.
В случае нарушений со стороны проверяющих руководитель предприятия имеет право обратиться в вышестоящий орган контролирующего, УСБ, прокуратуру, суд.
В ходе устного опроса сотрудниками ОВД важные сведения могут быть закреплены письменными объяснениями. Допрос может проводиться только после возбуждения уголовного дела и привлечения в качестве свидетеля или обвиняемого.
При выявлении административного правонарушения согласно ст.28.5 КоАП РФ немедленно составляется протокол в присутствии руководителя или его законного представителя, которому должны быть разъяснены его права и вручена копия протокола. Если во время проверки руководитель отсутствует, то протокол может быть составлен в течение двух суток с последующим вызовом руководителя в контролирующий орган. Возможность ознакомления руководителя с протоколом закреплена ст.28.2 КоАП РФ.
Руководитель имеет право отказаться от дачи объяснений без мотивации причин и от участия в составлении протокола опроса. По возможности не отказывайтесь от подписания документов. При этом можете сопровождать свою подпись словами: «С актом (протоколом) не согласен». Не стоит конкретизировать свое несогласие, поскольку впоследствии его можно скорректировать.
В ходе мероприятий по контролю должностные лица органов государственного контроля (надзора) не имеют права:
1) проверять выполнение требований, не относящихся к компетенции органа государственного контроля, от имени которого действуют должностные лица;
2) осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятия по контролю должностных лиц или ответственных работников;
3) требовать представления документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки;
4) отбирать образцы (пробы) продукции для проведения исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта и в количестве, превышающем необходимое;
5) распространять информацию, составляющую охраняемую законом коммерческую тайну предприятия;
6) превышать установленные законом сроки проведения проверок;
7) выдавать юридическим лицам (представителям) предписания о проведении за их счет мероприятий по контролю.
К ВАМ ПРИШЛИ С ПРОВЕРКОЙ. КАК ДЕЙСТВОВАТЬ?
1. Убедитесь в достоверности распоряжения (приказа) и служебных удостоверений сотрудников.
2. Справьтесь о полномочиях проверяющего по телефону контролирующего органа.
3. Помните, что все проверки должны осуществляться в светлое время суток, во время рабочего дня.
4. Убедитесь, что дата начала мероприятия совпадает с фактической датой прибытия.
5. Контакт с представителем контролирующего органа целесообразно вести при включенном диктофоне (о включении его должны предупредить собеседника, а запись проводить с его согласия).
6. Не пытайтесь сразу отвечать на все поставленные вопросы.
7. Уверенно напоминайте проверяющему тезис о равенстве граждан перед законом.
8. Уместно также напомнить, что компания исправно платит налоги и часть из этих средств идет на обеспечение зарплаты сотрудников контролирующих органов.
9. В случае предъявления претензий в вежливой форме попросите изложить их суть, а также на основании какого законодательного акта они предъявляются.
10. Не допускайте неформального общения с проверяющими (совместного чаепития и т.п.).
11. В ходе работы интересуйтесь результатами.
Профессионально и быстро подготовим организацию к проведению проверок Роспотребнадзора.
Сроки и стоимость определяются объемом необходимых работ.
Проверка Роспотребнадзора (ранее СЭС) может настигнуть любую организацию. Чаще всего таким проверкам подлежит деятельность:
К функциям Роспотребнадзора, осуществляемым также и в ходе проверок, относится проверка соблюдения таких Законов, как Закон №52-ФЗ от 30.03.99 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и Закон №2300-1 от 7.02.1992 г. «О защите прав потребителей». Соответственно, контролю подлежат:
Как и проверки любым другим контролирующим органом, проверки Роспотребнадзора также проводятся в соответствии с требованиями Закона №294-ФЗ от 26.12.08 г. Если опираться на его содержание, то плановые проверки организации могут быть проведены не чаще одного раза в три года. Такие проверки в обязательном порядке согласуются Генпрокуратурой, а также размещаются на сайте в сети интернет. Проверяемую организацию оповещают о них не менее, чем за три дня до начала проверки. Также требования к проведению проверок отражены в Приказе Роспотребнадзора № 764 от 16.07.12 г.
От проведения плановых проверок до конца 2018 года освобождены лишь представители малого бизнеса, за исключением объектов, функционирующих на производствах 1 и 2 классов опасности по отношению к окружающей среде и пожарной безопасности.
Извещение о проведении внеплановой проверки приходит не позднее, чем за сутки до ее начала. Проверка проводится с любой периодичностью. Основанием для проведения данного вида проверок является:
Осуществляющие в организации проверку должностные лица Роспотребнадзора имеют право:
Объектами проверки могут выступать территория организации, подведомственные помещения, уставные документы и реквизиты, документация, относящаяся к ведению Роспотребнадзора, качество товаров и предоставляемых услуг. Их перечень определяется целями и задачами проверки, а также видом деятельности проверяемого объекта.
Первое, на что обращают внимание сотрудники Роспотребнадзора - надлежащее оформление вывесок организации в соответствии с законодательными требованиями.
В помещениях может быть:
В некоторых случаях (например, в школах или детских садах) также проверяется благоустроенность территории и ее расположение относительно других объектов инфраструктуры.
Результатами проведения проверки является заполнение инспектором Роспотребнадзора акта о проведении проверки в двух экземплярах, один из который передается руководителю проверяемого объекта, а также протокол, отражающий ход проведения проверки.
Для того, чтобы успешно пройти проверку Роспотребнадзора необходимо в первую очередь изучить законодательство и подготовить пакет документов, необходимый непосредственно для той сферы деятельности, которой занимается ваша организация. Это и основные юридические документы предприятия, и документация принятых на работу сотрудников, а также документы на выпускаемую продукцию или используемое сырье.
Подготовку документации зачастую можно доверить и коммерческим организациям, специализирующимся на анализе и составлении подобного рода документации. Плюсом выступает то, что такие компании регулярно сталкиваются с подобными вопросами и легко ориентируются в законодательных требованиях, предъявляемым к организациям с любым видом деятельности.
Например, в 100% случаев нужно наличие программы санитарного производственного контроля. Ее можно подготовить в течение 2-3 дней.
Важно регулярно поддерживать санитарное состояние помещений, где осуществляются производственные и другие работы. Для этого необходимо обучить персонал организации вопросам дезинфекции помещений.
Для установления благоприятный условий работы, можно также обратиться в специализированную организацию для проведения специальной оценки условий труда. Это позволит измерить параметры микроклимата и физических факторов, а в случае их несоответствия нормативным требованиям, получить соответствующие рекомендации.
Также можно заранее обратиться в органы Роспоребнадзора по вопросу проведения санитарно-гигиенической экспертизы, после которой предприятию подскажут в каких вопросах еще есть недочеты, и каким образом их можно устранить.
Что касается выявленных при проверке нарушений, то они могут попадать под статьи административного или уголовного кодексов РФ.
Если рассматривать постатейно, то нарушение санитарных правил и норм обойдется юрлицам в сумму до 20000 рублей, а для ИП - до 1000 рублей, согласно ст. 6.3 КоАП. В случае установления, что организация занимается обманом потребителей, которым может выступать их обвешивание или обсчет, сумма штрафа может составить для юрлица до 50000 рублей, а для ИП обойтись в сумму до 30000 рублей по статье 14.7 КоАП.
В случае недостоверно представленной информации о товаре потребителям, штраф для юридических лиц составляет до 10000 рублей, для ИП- до 1000 рублей (ст. 114.8 КоАП).
Если для организации реализации продукции потребителя ввели в заблуждении о реальных качествах товара, то штраф уже будет равен сумме до 500000 рублей при предъявлении юридическим лицам и до 20000 рублей - индивидуальным предпринимателям.
При выявлении невыполнения предписаний предыдущей проверки, штраф составит до 20000 рублей юридическим лицам и до 2000 рублей для ИП.
При нарушении санитарных норм, повлекших вред здоровью потребителей товаров, наказание уже регламентируется Уголовным кодексом РФ и может обойтись как в сумму до 80000 рублей, так и лишением свободы до трех лет (ст. 236). В случае смерти потребителя - лишение свободы до пяти лет.
Стоит обратить внимание, что в некоторых случаях, в организации может быть обнаружено сразу несколько нарушений, при которых сумма штрафных санкций может суммироваться. Именно поэтому важным является соблюдение законодательных требований, как в вопросах ведения документации, так и в обеспечении достижения санитарно-гигиенических нормативов в помещениях, на территории и в производственных процессах.
На здоровье человека влияют условия, в которых он пребывает. Сегодня научно обоснованы критерии благополучия , в которых жизнь людей протекает комфортно, безопасно и функционально. Это в равной степени касается качества пищевых продуктов, состава атмосферного воздуха, здоровых условий труда, отдыха и обучения, соблюдения санитарно-противоэпидемических правил и дезинфекционного режима.
Контроль соблюдения нормативов государство возложило на структуру исполнительной власти — Роспотребнадзор.
Смыслом функционирования структуры является:
Для осуществления этих функций государство наделило определенными полномочиями, которые закреплены юридически и призваны максимально обеспечить санитарно-эпидемиологическое благополучие. Среди них:
Основными методами санитарно-противоэпидемического контроля являются субъектов хозяйствования.
Перед тем как принять проверяющего, необходимо ознакомиться с действующим санитарным регламентами. Максимальное соответствие оговоренным требованиям – гарантия получения положительного акта обследования или санитарно-эпидемиологического заключения.
Важно обратить внимание на оформление документации : регистрационные документы, лицензии, допуски к работе, разрешения, протоколы ведомственного контроля, должностные инструкции персонала, планы, программы и прочие.
Субъекты хозяйствования, имеющие в видах деятельности обращения пищевых продуктов, обязаны иметь документы, подтверждающие факт происхождения, качества и безопасности сырья и готовой продукции.
Также важна документация на используемые моющие и дезинфекционные средства и формы, подтверждающие:
Важно подтвердить полноту обеспечения персонала спецодеждой и средствами индивидуальной защиты, вопросы организации стирки, дезинфекции, соблюдения правил хранения чистого и грязного мягкого инвентаря.
Промаркировав уборочный инвентарь и выделив места для его хранения, руководитель продемонстрирует правильность проведения текущих и генеральных уборок, глубокого понимания режимов дезинфекции с целью недопущения эпидемических осложнений.
Роспотребнадзор имеет юридическое право проводить плановые и внеплановые проверки. Плановые оговариваются заранее и утверждаются руководителем территориального органа. Внеплановые могут происходить на основании:
В РФ строго оговариваются правила проведения тех и других проверок, а также наличие необходимой документации в случае их назначения.
Отборы проб для лабораторных исследований могут быть частью проверки и проводиться на её протяжении. Тогда документально оговаривается объем и срок проведения исследований, а продолжительность проверки увеличивается до момента получения окончательных лабораторных результатов .
В отдельных случаях отбор проб может предшествовать проведению санитарно-эпидемиологического обследования. В таком случае количество и цель исследований оговаривается в решении об отборе, вынесенном руководителем.
Производственный объект с позиций санэпидблагополучия рассматривается двояко :
По каждому профилю предприятий в РФ разработаны соответствующие санитарные нормы и правила, государственные стандарты и нормативы. Именно выполнение требований, в них изложенных, и будет оцениваться при проверке.
Важна роль медицинского обслуживания сотрудников . С учетом особенностей условий труда на каждом рабочем месте должен быть составлен акт определения вредных профессий и соблюдена кратность проведения профилактического медосмотра. Анализируется и полнота выполнения рекомендаций заключительного акта профосмотра.
В ходе обследования могут оцениваться условия труда и составляться характеристика рабочего места.
Документы, регламентирующие безопасную деятельность объекта общепита, содержат основные разделы :
Предприятие должно иметь централизованное водообеспечение, быть канализированным и оборудованным вентиляционными системами. Оборудование для поддержания параметров микроклимата не должно иметь дефектов и подвергаться своевременной чистке.
Процессы производства блюд должны быть максимально автоматизированы, оборудование поверено, исправно и согласовано к использованию на территории РФ.
Поступающее сырье должно иметь сопроводительную документацию : ветеринарные свидетельства, сертификаты, результаты лабораторных исследований, оговоренные сроки применения и условия хранения.
Сотрудники пищевых объектов должны иметь полный набор медосмотров и бактериологических обследований с тем, чтобы не послужить источником заражения блюд возбудителями инфекционных болезней.
В ходе проверки специалисты Роспотребнадзора должны оценить с позиций физиологических норм и безопасности внешней среды для детей состояние мебели и оборудования, уровень освещенности, состояние отопительной системы, водоснабжения, канализации и вентиляции. Анализ соблюдения противоэпидемических правил и организации профилактической работы, а также полноценности и качества питания – необходимое условие для здорового развития детей, а оценка физического развития – объективная тому оценка.
Детализацией требований являются согласование технологических карт приготовления блюд, оценка биологической полноценности питания, соответствие нормативам физического и умственного развития, работа по профилактике инфекционных заболеваний и предупреждению эпидосложнений.
В вопросе предупреждения кишечных инфекций и пищевых отравлений особая роль отводится соблюдению санитарно-гигиенических мероприятий в точках реализации продуктов питания.
Основными моментами являются : соблюдение ассортимента разрешенных к реализации товаров; наличие на них сопроводительной документации, подтверждающей их происхождение, безопасность и качество; наличие условий для правильного хранения и реализации продуктов питания; бактериологическое обследование персонала (наличие личных медицинских книжек); санитарное состояние объекта (наличие централизованного водоснабжения, канализации, моющих и дезинфицирующих средств, уборочного инвентаря, спецодежды у персонала).
Кроме этого, решающими факторами благоприятного исхода проверки являются должным образом организованные вопросы утилизации твердых и жидких отходов, содержания прилегающей территории, осуществление противошумовой защиты помещения, подготовленности персонала в вопросах гигиенических знаний.
Если полномочия по контролю за соответствием лекарственных средств установленным нормативам возложены на Федеральную службу в сфере здравоохранения, санитарно-гигиеническое состояние аптек регламентируется санитарным законодательством .
Помещения аптеки должны соответствовать норме по площади, набору рабочих комнат, оснащению, состоянию рабочих поверхностей. В аптеке необходим четкий мониторинг за параметрами микроклимата, температурным режимом холодильного оборудования, асептическими условиями хранения стерильных лекарственных форм.
Персонал аптеки не должен представлять угрозу распространения инфекционных заболеваний (туберкулёз, вирусные инфекции с воздушно-капельным механизмом передачи).
Все результаты медицинского освидетельствования персонала заносятся в личные медицинские книжки с четким указанием места проведения лабораторного обследования и фамилии врача, выдавшего результат. Любая запись может быть проверена путем встречных запросов. За фальсифицированные результаты законодательством РФ предусмотрена административная и уголовная ответственность.
Отдельный вопрос – применение во время проверки лабораторных методов исследования и замеров. Факт нарушения санитарного законодательства может быть подтвержден инструментальным путем (замеры шума, вибрации, электромагнитных излучений, уровня освещенности и прочих факторов).
Особенно велика значимость такой работы по мере рассмотрения спорных вопросов в суде, прокуратуре, на административных комиссиях. Превышение полученных результатов предельно допустимых показателей – неоспоримое доказательство нарушения санитарных норм и требований .
Проверяющий не должен приступить к проверке, не предъявив своего служебного удостоверения и документа, предписывающего ему провести эту работу (приказ, распоряжение). В этом документе четко оговаривается причина проверки, её сроки и объем.
Проверка обязательно должна проводиться в присутствии руководителя объекта либо лица, которому доверено представлять его интересы.
Время проведения проверки должно совпадать с рабочим временем субъекта хозяйствования и по разделам, предусмотренным в либо других юридических документах.
Если проверка проводится на основании поступивших в Роспотребнадзор обращений граждан или жалоб, её суть доводится до сведения представителя проверяемого объекта. Проверяются в таком случае только вопросы, затронутые в .
По окончании обследования должен составляться акт, в котором излагаются все предусмотренные пункты. Если выявлены нарушения санитарного законодательства, Роспотребнадзор имеет право:
Государство постоянно совершенствует функции надзорных организаций и систему делопроизводства при этом. Так, внесены определенные изменения в процедуру проверок при обращении (жалобах) граждан.
Перед тем как жалоба будет зарегистрирована в Роспотребнадзоре, недобросовестный предприниматель (или другой нарушитель) должен предварительно лично получить аналогичную претензию и принять меры к устранению указанных нарушений. Это позволит избежать части внеплановых проверок и сохранить время для достойной организации основной работы.
Проверок Роспотребнадзора не стоит бояться: часто своевременно выявленные нарушения помогают руководителю объективно сориентироваться в их причинах и без лишних усилий устранить, не доводя ситуацию до нежелательных осложнений.
Подробнее про внеплановые проверки Роспотребнадзора — в данном видео.
Многим бизнесам приходится иметь дело с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека. Или, если проще, Роспотребнадзором. Ведомство может вынести предписание, оштрафовать. Однако у бизнесов есть шансы избежать возможных санкций со стороны ведомства. Как предпринимателю выстроить грамотную стратегию взаимодействия с Роспотребнадзором?
Каковы полномочия этого ведомства? Что проверяет Роспотребнадзор? Данный орган работает на базе Положения, подписанного Правительством РФ в 2004 году. Его полномочия достаточно широки. Вот основные:
Другой источник права, регулирующий работу ведомства, - Административный регламент, который отражает аспекты исполнения Роспотребнадзором государственной функции, связанной с проверкой деятельности организаций, предпринимателей и физических лиц на предмет исполнения предписаний санитарного законодательства и иных правовых актов, относящихся к сфере защиты прав потребителей, а также норм, присутствующих в законах, регулирующих продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг. Данный документ особенно интересен тем, что в нем отражаются основные алгоритмы проведения проверок. Деятельность Роспотребнадзора также регулируется ФЗ "О защите прав юрлиц и индивидуальных предпринимателей", призванным помогать бизнесам реализовывать свои законные права в ходе проверок государственных и муниципальных органов контроля или же надзора.
Какого рода предприятия могут подвергнуться проверке со стороны ведомства? Согласно текущим нормам закона, Роспотребнадзор вправе заявиться на практически любое предприятие, оказывающие услуги физлицам. Организационно-правовая форма бизнеса не имеет значения. Проверка Роспотребнадзора может коснуться ИП, небольшого ООО или масштабного ОАО. Сферы, которые могут заинтересовать ведомство с наибольшей вероятностью:
Проверки инициируются исходя из самых разных критериев. Всегда возможна плановая проверка Роспотребнадзора. Есть, в свою очередь, вероятность, что визит инспекторов ведомства не будет заранее афишироваться. Второй вариант может быть инициирован, к примеру, жалобой покупателя или клиента. Далее в статье мы изучим конкретные факторы, влияющие на возникновение повода для соответствующей проверки.
Первый вариант, при котором возможна проверка Роспотребнадзора: организация занесена в список тех, кому ведомство собирается нанести визит по плану. Соответствующий документ можно найти на сайте органа. Как правило, запланированный визит инспекторов Роспотребнадзора сопровождается предварительной отправкой уведомления в адрес проверяемой компании.
В соответствии с нормами законодательства, Роспотребнадзор может проводить плановые проверки с периодичностью не чаще, чем раз в три года. При этом обязательно согласование данного типа процедур с органами прокуратуры. Сведения о том, что такие-то организации подлежат проверке, как мы уже сказали выше, должны вывешиваться на сайте ведомства. Или, как вариант, в СМИ.
Другое дело - внеплановые проверки. Как мы уже сказали выше, одним из поводов для их проведения может быть жалоба покупателя магазина или клиента какого-либо сервиса. Как правило, идет в территориальную структуру ведомства - Роспотребнадзор по Москве или по Санкт-Петербургу. Но жалобы клиентов не единственные факторы, которые могут повлиять на инициирование проверки. Есть и другие веские основания. Например, такие:
Отметим, что те самые "релевантные правовые акты" могут отражать как федеральное, так и муниципальное законодательство. Если город, где прописано предприятие, которое проверяет Роспотребнадзор, - Санкт-Петербург, то в этом случае контрольно-надзорные процедуры будут учитывать местное законодательство северной столицы.
Внеплановая проверка также должна быть обговорена с органами прокуратуры населенного пункта. Если город, где будет проводить проверку Роспотребнадзор, - Санкт-Петербург, то согласование должно происходить именно с прокурорскими структурами северной столицы. В случае если основанием стала чрезвычайная ситуация, то ведомству достаточно уведомить соответствующую правоохранительную структуру в течение суток после проведения внеплановой проверки.
Предположим, в нашу компанию собирается нанести визит (в рамках такой процедуры, как плановая проверка) Роспотребнадзор. Что проверяют инспекторы чаще всего? Внимание специалистов может привлечь достаточно широкий спектр объектов - площадь помещения, уровень освещенности, расположение относительно жилых блоков здания (если бизнес расположен в таковом). Возможен вариант, при котором инспекторам не понравится тот факт, что какие-то входы в здание располагаются в непосредственной близости от частных квартир. Исследование бизнесов на предмет нарушений, как правило, сопровождается также изучением документов, которыми, исходя из законодательных предписаний, должна владеть компания, и последующим вынесением акта.
Итак, на носу - проверка, Роспотребнадзор. Что проверяют еще? Как мы уже сказали, заинтересовать сотрудников упомянутого ведомства могут документы. Какого рода? Это зависит от профиля деятельности организации. Чаще всего, документы представляют собой различного рода заключения, выписанные санитарно-эпидемиологическими службами. Также в некоторых случах может потребоваться оформление сертификатов соответствия для продаваемых товаров или выпускаемой продукции. В числе бумаг, которые также в ряде случаев потребует ведомство, - договор со специализированной организацией, занимающейся вывозом твердых отходов (на практике, вместе с тем, такие соглашения подписывает, как правило, собственник помещения - если предприниматель арендует цех или офис, то достаточно иметь копию документа).
Проверять инспекторы могут также сроки годности реализуемой продукции, то, как располагаются одни товары относительно других, температурный режим содержания продуктов и иного рода нормативы. Если у предпринимателя есть наемные сотрудники, то Роспотребнадзор, вероятно, попросит показать оформленные на них санитарные книжки (если законодательство предписывает их иметь, исходя из заниаемой специалистами должности) и сведения о медосмотре. Во многих случаях ведомство проверяет также качество спецодежды работников.
Важнейший документ - программа Он должен содержать ключевые положения, отражающие правила эксплуатации производственных ресурсов. Например, то, как контролируется уровень освещенности в помещении, температура в нем, насколько регулярно проходит стирку одежда специалистов. Эксперты полагают, что данный документ - один из тех, что запрашивает наиболее часто Роспотребнадзор. План проверок, составляемый ведомством, таким образом, может в значительной степени сводиться к мониторингу наличия у бизнесов программ производственного контроля.
Другой важный документ - журнал учета средств дезинфекции. Его особенность в том, что он подлежит предварительной регистрации в самом проверяющем ведомстве. То есть предприятию следует оформить его заранее. Штраф за его отсутствие довольно внушительный - 20 тыс. рублей.
Основная мера реагирования ведомства на нарушения предприятиями санитарного и иного законодательства - штрафы. Одновременно с ними вручаются предписания, в соответствии с которыми бизнесу необходимо устранить нарушения. Штрафы Роспотребнадзора могут доходить до нескольких сотен тысяч рублей. Принципы их определения излагаются в КоАП РФ. Вместе с тем, организация или предприниматель вправе обжаловать штрафы.
Что проверяет Роспотребнадзор, мы выяснили. В то же время полезно будет изучить алгоритм действий, на тот случай, если ведомство приходит в нашу компанию с проверкой. Что необходимо сделать в момент визита инспектора?
Прежде всего следует ознакомиться с содержанием его служебного удостоверения (а также аналогичных документов других сотрудников - если инспекторов несколько). Если все в порядке, то имеет смысл попросить показать приказ Роспотребнадзора о проведении соответствующего типа проверки. Данного рода документ должен содержать ряд обязательных сведений. А именно:
Инспекторы также обязаны отдать руководителю организации копию данного приказа. На ней соответствующее территориальное управление Роспотребнадзора должно поставить свою печать.
Как мы уже сказали выше, инспекторы могут проверять достаточно широкий спектр элементов производственного процесса. Какие еще примечательные действия могут совершать специалисты ведомства?
Если к своей работе инспекторы в ходе ведомственного взаимодействия привлекли санитарных врачей, то в этом случае, вероятнее всего, будут проверяться те самые заключения, выданные санитарно-эпидемиологическими службами, а также сертификаты соответствия. Все зависит от профиля деятельности фирмы, а также от типов реализуемых товаров. В частности, та продукция, которую нужно в обязательном порядке сертифицировать, отражена в перечне, что прописан в Постановлении Правительства № 982 от 1 декабря 2009 года. Как отмечают некоторые эксперты, отсутствие соответствующих документов для реализуемых товаров - одно из наиболее частых нарушений, что выявляют инспекторы Роспотребнадзора.
Специалисты ведомства также могут проверить организацию на предмет соблюдения СанПиН. Также, если говорить о документах, Роспотребнадзор может запросить договора, заключенные между бизнесом и организацией, оказывающей услуги по дезинсекции и дератизации. К тому же специалисты по эпидемиологии Роспотребнадзора могут проверить, в какой степени положения соответствующих соглашений реализуются на практике. То есть посмотреть, например, нет ли в помещении насекомых или грызунов.
Мы обсудили, что проверяет Роспотребнадзор, рассмотрели нюансы проведения соответствующих контрольно-надзорных мероприятий. Полезно будет узнать, какие действия ведомство проводить не вправе. К таковым относятся:
Что проверяет Роспотребнадзор, а также каковы ограничения его возможных действий, мы выяснили. Важнейший момент - документальная регистрация сведений о контрольно-надзорных мероприятий, проводимых ведомством. Организации и предприниматели должны завести специальный журнал учета, оформленный посредством прошивки, нумерации, а также заверенный печатью фирмы, в котором подлежит фиксации информация, отражающая действия проверяющего ведомства. Каждый раз, когда приходит с визитом территориальный Роспотребнадзор, в данном журнале нужно производить соответствующие записи. Они должны содержать следующие данные:
В журнале также следует указать ФИО, а также должность представителей Роспотребнадзора, которые непосредственно участвовали в проверке. Они же должны подписаться под сведениями, отражаемыми в документе, о котором идет речь.
После того как Роспотребнадзор проведет проверку, специалисты ведомства обязаны составить акт о соответствующем мероприятии. В нем должны отразиться результаты контрольно-надзорных процедур.
В двух экземплярах. Он должен содержать следующую информацию:
Не считая акта, который выдается в двух экзамплярах, может потребоваться оформление иных документов. Например, если эксперты ведомства осуществляли отбор товаров, обследовали помещения и иные объекты, релевантные предмету проверки, то должны составиться протоколы, заключения, объяснения, акты и иного рода бумаги, имеющие отношение к контрольно-надзорному мероприятию.
Куда направляются экземпляры базового документа, акта? Одна копия отдается руководителю организации (или предпринимателю), его представителю. Второй идет в соответствующий территориальный центр Роспотребнадзора для внесения в реестры. Возможен вариант передачи первой копии по почте письмом с уведомлением.
Предприятия имеют полное право обжаловать итоги проверки Роспотребнадзором. Если сомнения есть, то выразить недовольство нужно как можно быстрее. Поскольку по умолчанию предписания ведомства подлежат немедленному исполнению. Если бизнес не устранит предписания, то, в соответствии с положениями КоАП РФ, предприятие будет привлечено к административной ответственности. Каким образом жаловаться? Несогласие с итогами проверки следует оформлять в виде жалобы. Направить ее можно сразу в суд или же в вышестоящую структуру ведомства. Например, если проверку проводил один из территориальных отделов столичной организации, то жалобу можно направить в московский Роспотребнадзор (Управление органа).
Что должен содержать документ? В жалобе нужно указать вероятные ошибки сотрудников ведомства процессуального характера (например, если не были соблюдены нормы, отражающие присутствие на рабочем месте руководителя или его представителя), неверное применение актуальных правовых актов и т. д.
Следует обратить внимание на то, что порядок обжалования для разных документов, оформляемых Роспотребнадзором по факту проверки, не всегда одинаковый. Например, если предмет жалобы - составленное предписание, то порядок ее рассмотрения должен осуществляться в соответствии с 25-й главой ГПК. Если же ведомство вынесло постановление - то в силу вступает уже 30-я статья КоАП. Вместе с тем характер обжалуемого документа не определяет орган, куда направляется жалоба. То есть если неверные, по мнению предпринимателя, действия совершили столичные сотрудники ведомства - направляем документ в Роспотребнадзор по Москве, в Управление органа.