Проблема конфликта общественных и личных интересов. Обзор типовых ситуаций конфликта интересов Юридическая формулировка конфликт интересов

О соотношении понятий «конфликт интересов» и «коррупция» на государственной службе Российской Федерации

Костюк Ольга Николаевна,

соискатель Военного университета, г. Москва.

Государственная служба представляет собой особый властный институт, осуществляющий функции публичного управления по подготовке и исполнению управленческих решений, посредством которых происходит реализация государственной политики.

В свою очередь специфика государственной службы предопределяет наличие многообразия противоречивых интересов – индивида, социальных групп, общества и самого государства, столкновение которых в управленческом процессе создает многообразие различных конфликтных ситуаций.

Поиск наиболее оптимального соотношения частных и публичных интересов в административно-служебной среде определяет необходимость исследования механизма взаимодействия личности и государства, изучение особенностей которого способствует повышению эффективности управленческого процесса, в том числе направленного на противодействие коррупционным явлениям в сфере публичных правоотношений.

Конфликт интересов как явление представляет сложную теоретическую и практическую проблему. Специалистами отмечается, что в большинстве стран, в том числе и в России, это правовая категория, обладающая неоднозначной характеристикой, размытыми границами между частными, государственными и общественными интересами, тяжело поддающаяся внутреннему и внешнему контролю, имеющая нечеткий, неясный и неполный механизм предотвращения и урегулирования .

Конфликт интересов можно определить как ситуацию, когда лицо или организация выступают одновременно в нескольких лицах, цели которых не совпадают либо противоречат друг другу .

«Конфликт интересов» – это конфликт между общественно-правовыми обязанностями и частными интересами государственного должностного лица, при котором его частные интересы способны неправомерным образом повлиять на выполнение им официальных обязанностей или функций . Такое определение приведено в Руководстве Организации экономического сотрудничества и развития по разрешению конфликтов интересов на государственной службе.

Конфликт интересов – это «ситуация, когда противоречие между интересами государственного служащего как частного лица, а также связанных с ним лиц (группы лиц), интересами государства, выраженными в системе законодательных и иных нормативных правовых актов, и интересами третьих лиц создает объективную возможность для наступления негативных последствий в виде нанесения ущерба государству и (или) третьим лицам, наступившего в результате осознанных действий (бездействия) государственного служащего в нарушение им своих должностных обязанностей .

Иными словами, конфликт интересов можно определить как ситуацию, при которой личная заинтересованность государственного служащего мешает объективному исполнению его должностных (служебных) обязанностей и противоречит публичным интересам государства. При этом, конфликт интересов в системе государственной службы по своей природе и содержанию представляет собой в большей степени моральную коллизию государственных интересов и личных интересов должностного лица.

На государственной службе конфликт интересов может существовать в различных сферах – экономической (бюджетной, сфере государственных закупок, конкурсов, приватизации), политической (выборы, членство в политических партиях) и должностной (поступление на службу, ее прохождение и увольнение). В каждой из указанных сфер конфликт интересов имеет специфические источники возникновения, проявления, возможные негативные последствия и способы разрешения.

В 2001 году Президентом Российской Федерации утверждена Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации , мероприятия которой были направлены на кардинальное повышение эффективности государственной службы в интересах развития гражданского общества и укрепления государства, создания ее целостной системы с учетом исторических, культурных, национальных и иных особенностей Российской Федерации.

Указанной Концепцией также было предусмотрено формирование механизмов преодоления конфликтов интересов, когда у государственных служащих возникает личная или групповая заинтересованность в достижении определенной цели, которая влияет или может влиять на объективное и беспристрастное рассмотрение вопросов при исполнении ими своих должностных (служебных) обязанностей.

Использование словосочетания «конфликт интересов» для характеристики процессов и явлений в сфере публичного управления было вызвано необходимостью предотвращения влияния на государственного служащего каких-либо частных интересов, способных повлиять на выполнение им своих должностных обязанностей. В целом конфликт интересов на государственной службе рассматривался как противоречие между частными интересами государственного служащего и его должностными обязанностями.

С целью реализации положений вышеназванной Концепции и нормативного оформления государственной службы как системного института издан Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» , в ст. 10 которого указано, что порядок разрешения конфликта интересов устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государственной службы.

Принятый позднее Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определил конфликт интересов как ситуацию, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.

Таким образом, подход, в соответствии с которым конфликт интересов – это противоречие между частной заинтересованностью и публичной обязанностью, был сохранен. В то же время, с учетом того, что личная заинтересованность была определена в данном федеральном законе посредством получения материальной выгоды, определение конфликта интересов было сужено по сравнению с ранее утвержденной Концепцией реформирования системы государственной службы Российской Федерации. Позднее практически аналогичное определение конфликта интересов было введено в Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» .

По сравнению с указанными законами, Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в определении сущности конфликта интересов содержит несколько новелл. Так, например, конфликтом интересов должна считаться ситуация, связанная с влиянием личной заинтересованности государственного служащего на надлежащее исполнение им не только должностных (то есть, по конкретной должности), но и общих служебных обязанностей. При этом служебные обязанности, установленные ст. 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», распространены на служащих органов внутренних дел, прокуратуры, таможенных органов, органов наркоконтроля, а также военнослужащих .

Анализ положений законодательства Российской Федерации и публикаций по проблемам прохождения государственной службы показывает, что понятие конфликт интересов тесно связано с таким социально-правовым явлением как «коррупция», в связи с чем научный интерес представляет проведение анализа соотношения названных категорий.

В становлении правового государства, повышении качества и эффективности государственного управления, в том числе и в вопросах, связанных с усилением ответственности органов публичной власти и должностных лиц за свою деятельность, важное место отводится формированию правовых механизмов противодействия коррупции.

Проблема коррупции – достаточно сложная, системная и многоаспектная проблема. На протяжении всей истории человеческого общества коррупция сопровождала государственное управление и более того, возможно, даже стала его системным элементом. Коррупция как социально-негативное явление в обществе существовала всегда, как только формировался управленческий аппарат, и была присуща всем государствам в любые периоды их развития.

Непосредственно термин «коррупция» пришел из римского права, в котором явление «corrumpire» понималось самым общим образом – разламывать, портить, разрушать, фальсифицировать, подкупать и обозначало противоправное действие. Данный термин применялся в тех случаях, когда в деятельности участвовало несколько (не менее 2-х) лиц, целью которых являлась «порча», «повреждение» нормального хода судебного процесса или процесса управления делами общества.

На международном уровне свое нормативное закрепление термин «коррупция» получил в резолюции Практические меры борьбы с коррупцией, подготовленной секретариатом 8-го Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушениями, проходившего в Гаване в 1990 г., где речь идет о «нарушениях этического (нравственного), дисциплинарного, административного и уголовного характера, выражающихся в противозаконном использовании своего служебного положения субъектом коррупционной деятельности» .

Большинство исследователей сводят определение коррупции к взятке и злоупотреблению служебным положением. В этом же ключе определяют коррупцию и международные организации. Например, в Кодексе поведения должностного лица по поддержанию правопорядка, принятого Резолюцией 34/169 Генеральной ассамблеи ООН 17 декабря 1979 г., коррупция определена как «злоупотребление служебным положением для достижения личной или групповой выгоды, а также незаконное получение государственными служащими выгоды в связи с занимаемым служебным положением» .

Определения, которые можно обнаружить в современной отечественной литературе, принадлежат, в первую очередь, правоведам, что неудивительно, поскольку именно в 90-е годы предпринимались неоднократные попытки законодательно определить и коррупцию, и меры наказания коррупционных действий. Приведем, одно из наиболее приемлемых, на наш взгляд, определений, данное Л.В. Астафьевым: «незаконное использование должностными лицами своего статуса или вытекающих из него возможностей в интересах других лиц с целью получения личной выгоды» .

На протяжении последних десятилетий в нашей стране наблюдается поступательный и интенсивный рост числа и видов коррупционных правонарушений, что связано, в первую очередь, с общим снижением духовно-нравственного потенциала общества, с господствующим в нем правовым нигилизмом, ослаблением государственного контроля и несовершенством законодательства Российской Федерации. В этой связи разработка мер по противодействию коррупции и их практическая реализация стали настоятельной необходимостью .

Выявление основных направлений борьбы с коррупцией в процессе осуществления административной реформы и их закрепление в отечественном законодательстве основывалось на разработанных к этому времени актах международного права и практике зарубежных стран. Это – прежде всего, Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 г. и принятая ранее Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г.

Российская Федерация ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции Федеральным законом от 8 марта 2006 г. № 40-ФЗ , которая вступила в силу для Российской Федерации 8 июня 2006 г. Позднее Россия Федеральным законом от 25 июля 2006 г. № 125-ФЗ ратифицировала Конвенцию об уголовной ответственности за коррупцию ETS № 173 (Страсбург, 27 января 1999 г.), которой предусмотрено ужесточение уголовного преследования за подкуп публичных должностных лиц, злоупотребление влиянием в корыстных целях, отмывание доходов от преступлений, связанных с коррупцией, правонарушения в сфере бухгалтерского учета, а также определены основные меры для достижения данных целей.

В соответствии с требованиями международного права был издан Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции» , разработан Национальный план противодействия коррупции и приняты федеральные законы.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273 «О противодействии коррупции» под коррупцией законодатель подразумевает злоупотребление служебным положением, дачу взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение вышеуказанных деяний от имени или в интересах юридического лица. Иными словами, под коррупцией понимают действие или бездействие лица, принимающего решение, в своих корыстных интересах или в корыстных интересах другого лица, связанное с публичным (административным) ресурсом.

При сравнении понятий «коррупция», «конфликт интересов», «личная заинтересованность», содержание которых раскрывается в действующем законодательстве Российской Федерации, можно сделать следующие выводы.

Понятия «коррупция» и «конфликт интересов» объединены общим последствием, а именно оно направлено на «причинение вреда (вопреки) правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства». Термины «коррупция», «конфликт интересов», «личная заинтересованность» объединены общим методом достижения личной выгоды (доходов), а именно «незаконное использование физическим лицом своего должностного положения» или негативным (аморальным) влиянием на «надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей».

Кроме того, указанные дефиниции объединены общим результатом, получаемым при злоупотреблении служебным положением в виде «денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконного предоставления такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами».

Законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции впервые констатируется, что служебные проступки и нарушения, возникающие в результате конфликта интересов, рассматриваются теперь как вид или форма противоправного поведения государственных служащих.

Для увольнения с должности в связи с конфликтом интересов, как правило, даже не требуется доказательства получения чиновником личной выгоды. Достаточно наличия самого конфликта интересов, что само по себе признается опасной для общества предпосылкой коррупции.

Последствия неурегулированности многочисленных конфликтов интересов в системе государственного управления приводят к тому, что у государственных служащих постепенно начинают доминировать групповые профессиональные стереотипы поведения, в которых очень велика доля «своекорыстных» мотивов. Эти приоритеты, побуждая чиновников использовать служебное положение для узкогруппового и индивидуального обогащения, провоцируют массовое распространение взяточничества или перевод служебных полномочий в разряд коммерческой тайны. Руководствуясь такими этическими соображениями, чиновники начинают изнутри переориентацию структуры управления на чуждые им критерии экономической целесообразности, т.е. превращают в иные по характеру и назначению механизмы социального управления.

Неурегулированность конфликтов интересов неизбежно приводит к отрицательному смешению моральных ценностей в этическом сознании чиновничества и в конечном счете – к коррупционным действиям служащих. В ряде случаев личная выгода, ложь, утаивание информации, способной помочь людям реализовать свои различные не всегда правомерные интересы, становятся нормой профессиональной морали, постоянными спутниками служебной деятельности.

Для целей профилактики коррупционного поведения принципиально важно, что столкновением интересов признается не только реальное влияние личной заинтересованности на исполнение служебных обязанностей, но и сама возможность такого влияния. Учитывая, что обычно только самому служащему известно о том, что он находится в состоянии конфликта интересов, он обязан внимательно относиться к любому реальному или потенциальному столкновению интересов, принимать меры, чтобы не допустить такого столкновения, доводить до сведения вышестоящего руководителя информацию о любой коллизии интересов, как только ему становится об этом известно, подчиняться любому окончательному решению, требующему от него выйти из того положения, в котором он находится, или отказаться от выгоды, породившей столкновение интересов.

Избежать коррупционного поведения можно и на начальной стадии поступления на службу, когда любой конфликт интересов, о котором заявит кандидат на должность в органе государственной власти, должен быть урегулирован до назначения данного кандидата на пост. Разумеется, реализация этих норм потребует серьезных изменений служебных отношений в среде чиновников, серьезных усилий, направленных на то, чтобы сменить отношение терпимости к коррупционно опасным действиям на нетерпимость к ним.

Таким образом, можно предположить, что большая часть недоверия к государственным органам значительной части россиян порождена именно господствующей терпимостью и распространенностью конфликтов интересов. Трудно доверять государственным органам, должностные лица которых, не скрывая существующих конфликтов интересов, демонстрируют приоритет своих личных потребностей над государственными интересами.

Кроме того, негативными последствиями терпимости к конфликтам интересов, их распространенности являются: создание односторонних преимуществ, нарушения равных условий конкуренции или доступа к государственным ресурсам и услугам. Возможность принимать предусмотренные должностью решения (совершать действия) в своих интересах, то есть существующий конфликт интересов – это механизм извлечения ненадлежащей выгоды (получения неосновательного обогащения) гораздо более выгодный и безопасный, чем взятка за благосклонность к посторонним третьим лицам.

В то же время следует отметить, что далеко не всегда в центре конфликта интересов находится личностная материальная, политическая или иная заинтересованность государственного служащего, хотя это само по себе является причиной многих должностных злоупотреблений и даже уголовных преступлений. В ряде случаев конфликт интересов обусловлен институциональной недостаточностью организации системы государственной власти и управления, отсутствием реальных механизмов предотвращения и преодоления негативных последствий использования должностных полномочий и возможностей в личных целях.

Следствием такой институциональной недостаточности являются коррупция и взяточничество, которые не могут быть полностью преодолены репрессивными методами внутрисистемного характера, поскольку в системе государственной службы уже сложилась устойчивая социальная среда государственных служащих, где личностные интересы и способы их реализации не получают морального осуждения, даже если они выходят за рамки государственных интересов и несут им прямую угрозу.

Хотя конфликт интересов нельзя отождествлять с коррупцией в силу самой природы понятий, наблюдается растущее признание того, что неадекватное управление разрешением конфликтов между частными интересами и государственными обязанностями должностных лиц государства может порождать коррупцию. Надлежащая задача действенной политики предотвращения конфликта интересов не должна сводиться к простому запрещению каких бы то ни было частных интересов должностных лиц государственных органов, да и вряд ли такой подход был бы возможен. Непосредственная задача должна заключаться в поддержании добропорядочности официальных политических и административных решений и системы государственного управления в целом, имея в виду, что неразрешенный конфликт интересов способен приводить к различным злоупотреблениям служебным положением.

Для выполнения этой задачи необходимо введение и выполнение норм политики, направленной на обеспечения честности и порядочности в государственных органах; обеспечение эффективного выявления риска возникновения конфликтов интересов и их разрешение; введение соответствующих механизмов внешней и внутренней подотчетности; и внедрение соответствующих методов управления, включая санкции, направленных на обеспечение персональной ответственности государственных служащих за следование как букве, так и духу таких норм.

Литература

1.Астафьев Л.В. К вопросу о понятии коррупции // Коррупция в России: Состояние и проблемы: Материалы научно-практической конференции (26-27 марта 1996 г.). – М., 1996. 135 с.

2.Богданов И.Я., Калинин А.П. Коррупция в России: социально-экономические и правовые аспекты. – М., 2007. 84 с.

3.Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации, утверждена Президентом Российской Федерации 15 августа 2001 г. № Пр-1496. URL: http://www.council.gov.ru/files/journalsf/item/20080303094634.pdf

4.Кудюкин П.М. Конфликт интересов в системе государственной службы: сущность, пути выявления, предупреждения и разрешения // Противодействие коррупции: разрешение конфликта интересов / Под ред. М.Б. Горного и А.И. Волкова. – СПб.: Норма, 2005. 204 с.

5.Национальный план противодействия коррупции, утвержденный Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 г. № Пр-1568 // Российская газета – Федеральный выпуск № 4721 от 5 августа 2008 г.

6.Роуз-Аккерман С. Коррупция и государство. Причины, следствия, реформы / Пер. с англ. О.А. Алякринского. – М.: Логос, 2003. 356 с.

7.Руководство ОЭСР по разрешению конфликтов интересов на государственной службе. OECD, June 2003. URL: http://www.oecd.org/dataoecd/13/26/2957345.pdf (дата обращения: 16.04.2012).

8.Указ Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 – 2011 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации». 2011. № 16. Ст.1875.

9.Указ Президента Российской Федерации от 13 марта 2012 г. № 297 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 12. Ст.1391.

10.Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 21. Ст.2429.

11.Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 10. Ст.1152.

12. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 52 (ч.1). Ст.6228.

13. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 52 (ч.1). Ст. 6235.

14.Федеральный закон от 25 июля 2006 г. № 125-ФЗ «О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 31 (ч.1). Ст.3424.

15. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 31. Ст.3215.

16.Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 22. Ст.2063.

17.Федеральный закон от 8 марта 2006 г. № 40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 12. Ст.1231.

18.Храмкин А.А. Противодействие коррупции в госзакупках. – М.: Юриспруденция, 2011. 152 с.

Основной целью создания системы государственных закупок была борьба с коррупцией. Для того чтобы предотвратить незаконное обогащение государственных и муниципальных служащих был разработан 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Именно в нем представлено четкое определения термина «конфликт интересов».

Что представляет собой конфликт интересов

Конфликтом интересов называют ситуацию, когда заинтересованность должностного лица муниципальной или государственной организации оказывает влияние на выполнение им своих должностных функций. При этом появляется противоречие между интересами граждан, закрепленными законодательно, и индивидуальной заинтересованностью служащего, что приводит к причинению ущерба гражданам, организации или государству в целом.

Заинтересованность служащего может проявляться в денежном эквиваленте, завладении материальными ценностями или иным имуществом. Конфликт интересов может проявляться в следующих ситуациях:

  1. Незаконное завладение служащим государственной или муниципальной организации ценными бумагами или денежными вкладами в банках.
  2. Получение служащим подарков.
  3. Выполнение каких-либо функций государственного управления в отношении своих знакомых, родственников или прочих заинтересованных лиц.
  4. Не соблюдение установленных ограничений и запретов.
  5. Трудоустройство на новую работу после окончания государственной службы.

Служащий государственной или муниципальной организации обязан извещать своего руководителя о возникновении конфликта интересов. Он должен оформить свое сообщение в письменной форме. Отсутствие ответных действий становится прямым нарушением законодательства.

Понятие конфликта интересов в рамках 44-ФЗ

Термин конфликт интересов фигурирует и в 44-ФЗ. Он регламентируется пунктом 9 части 1 статьи 31. При этом под понятием «конфликт интересов» понимаются ситуации, при которых руководитель организатора закупки, кто-либо из членов закупочной комиссии или контрактный управляющий имеют тесную связь с физическими лицами, которые становятся выгодоприобретателями, являются единоличным исполнительным органом или участниками коллегиального исполнительного органа потенциального поставщика. Под выгодоприобретателем понимается физическое лицо, напрямую или косвенно владеющее более чем 10% акций участника закупки или частью уставного капитала, превышающую 10%.

Конфликт интересов наступает, если лицо со стороны заказчика состоит в браке или родственных отношениях с представителем участника закупки. В понятие родственных отношений входят родственники по прямой линии, то есть дети и родители или внуки и деды и бабушки, а также неполнородные и полнородные братья и сестры, усыновленные и их усыновители.

Как урегулируется конфликт интересов

Особенности конфликта интересов рассматриваются и в 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ». В статье 19 указанного закона прописан порядок создания специальной комиссии, которая призвана разрешать конфликты интересов. Она формируется так, чтобы не возникло конфликта интересов внутри самой комиссии, которые могли бы повлиять на результат ее работы.

В статье 11 27-ФЗ приводится ряд мер, которые направлены на устранение конфликта интересов:

  • Снятие должностного лица с занимаемой должности.
  • Изменение служебного положения или должностных обязанностей лица, которое выступает стороной в конфликте интересов.
  • Добровольный отказ должностного лица от получения выгоды, которая послужила причиной появления конфликта.
  • Самоотвод должностного лица, ставшего стороной конфликта.

Бездействие комиссии по урегулированию конфликта интересов считается нарушением законодательства. В случае выявления подобного факта, для установления степени ответственности, расследование проводится органами прокуратуры.

Конфликт интересов — ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.

Федеральный закон от 25.12. 2008 №273 «О противодействии коррупции»: Под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства

Федеральный закон «О противодействии коррупции» в определении сущности конфликта интересов содержит следующие новеллы:

Во-первых, конфликтом интересов должна считаться ситуация, связанная с влиянием личной заинтересованности государственного или муниципального служащего на надлежащее исполнение им не только должностных (то есть, по конкретной должности), но и общих служебных обязанностей.

Во-вторых, Закон подчеркивает, что личная заинтересованность государственного и муниципального служащего может быть не только прямой, но и косвенной. Однако достаточно сложно сказать, что понимают законодатели под косвенной личной заинтересованностью.

Новеллой Закона является также распространение института урегулирования конфликта интересов на все виды государственной службы, в том числе правоохранительную и военную, а также на муниципальную службу.

В процессе исполнения своих должностных полномочий, предусмотренных нормативными правовыми актами, государственные служащие, взаимодействуя с гражданами, социальными группами обеспечивают следующие интересы государства, общества и личности:

Соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;

2. Равноправие и полноправие граждан;

3. Реализация принципа гуманизма, заключающегося в признании человека высшей ценностью.

ПРОЯВЛЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСОВ:

— сущность интереса охватывает две стороны явлений: объективную и субъективную характеристики носителя;

— интерес более чем где-либо локализован в системе распределительных отношений в обществе;

— Интерес проявляется во всех формах общественного сознания: политической, экономической, социальной, правовой;

для формирования интересов большое значение играет мораль, которая выполняет согласующую роль между общественными и личными, общественными и государственными потребностями и выступает соответствующим регулятором поведения и практических действий конкретного человека.

Вокруг должности государственного служащего формируются следующие субъекты интересов:

государство в лице органов власти, призванных эффективно исполнять государственные функции;

— общество в лице различных общественных институтов, защищающих свои интересы;

— граждане, в том числе объединённые политическими, экономическими, социальными и другими интересами в соответствующие группы;

— государственные гражданские служащие и муниципальные служащие, которые по своему должностному положению обязаны соблюдать государственные и общественные интересы.

Отклонение от соблюдения этих требований расцениваются как нарушения и преследуются в дисциплинарном, административном или уголовном порядке.

Под личной заинтересованностью гражданского служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего, членов его семьи или лиц, указанных в пункте 5 части 1 ст. 16 настоящего ФЗ*, а также для граждан и организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами.

*близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

В ст. 11 Федерального закона «О противодействии коррупции» выделяются два субъекта предотвращения и урегулирования конфликта интересов:

— государственный (муниципальный) служащий

— и представитель нанимателя.

Применительно к государственным и муниципальным служащим законодатель в связи с этим закрепляет две основные обязанности:

— — принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов;

— — уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

Конфликт интересов, сопряжённый с организационными процессами органов власти и управления:

— наличие конфликта интересов между надлежащим исполнением обязанностей государственным служащим и его ориентацией на отчётные показатели;

— возникающие противоречия между административными регламентами, должностными инструкциями, с одной стороны и плановыми показателями – с другой стороны;

— наличие личных конфликтов, связанных с возможностью получения выгоды от исполнения возложенных в соответствии с правовыми актами служебных обязанностей;

— наличие конфликта интересов, связанных с незащищённостью государственных служащих в случае возложения неправомерных поручений;

— не качественная и не эффективная организация административного учёта и контроля.

УСЛОВИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЮ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ

— расплывчатость и неопределенность, а также дублирование функций и полномочий государственных органов, их структурных подразделений;

— недостаточное информирование о деятельности органов государственной власти;

— противоречия между нормативными правовыми актами органов власти различного уровня, включение в них положений, способствующих созданию условий для коррупционного поведения;

— пробелы в правовом регулировании, чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества, вторжение в компетенцию других органов власти;

— разрыв между законодательно установленными принципами государственной службы, порядком поступления на нее и прохождением и реальной управленческой и кадровой политикой в органе государственной власти;

— отсутствие реальной ответственности за невыполнение или ненадлежащее выполнение должностных обязанностей, надлежащего контроля за исполнением госслужащими должностных обязанностей;

— необъективность и неэффективность системы оплаты труда;

— отсутствие реальной защищенности гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную деятельность.

Предпосылки конфликта личных интересов

— Использование служебного положения для лоббирования чьих-либо интересов;

— использование ресурсов своей или курируемой организации в личных целях;

— использование конфиденциальной и служебной информации в корыстных целях;

— использование служебного положения в интересах личного предпринимательства либо своих родственников;

— наличие в служебных полномочиях возможностей для принятия субъективного решения, отражающего личные интересы;

— возможность трудоустройства после ухода с государственной или муниципальной службы в организацию, которой могут быть выделены государственные заказы либо оказывалось другое содействие со стороны государственного служащего;

— возможность получения взятки за принятие конкретных решений, выгодных для конкретного лица вопреки интересам государства;

— возникновение конфликта интересов при работе по совместительству;

— получение подарков от частных лиц и организаций;

— предрасположенность к девиантному поведению государственного служащего, в частности, к таким проявлениям можно отнести мошенничество, воровство и другие противоправные действия, совершаемые должностным лицом.

Основные проявления конфликта интересов:

нарушение основных принципов государственной службы;

— невыполнение первостепенных обязанностей гражданского служащего, в том числе неисполнение или ненадлежащее исполнение им должностных обязанностей;

— несоблюдение прав и законных интересов граждан, организаций, общества и государства;

— несоблюдение действующего законодательства, нарушение ограничений и запретов, связанных с гражданской службой, в том числе установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции»;

— несоблюдение основных требований к служебному поведению гражданского служащего;

— завышенные социальные притязания и предпочтения, ценностные установки;

— дисбаланс между материальными возможностями и финансовыми ожиданиями;

— несоответствие между профессиональным уровнем и должностным положением государственного служащего.

Выявление конфликтной ситуации может производиться путем:

— анализа заявлений госслужащих об обращении к ним в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;

— рассмотрения сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых госслужащими;

— рассмотрении уведомлений о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения;

— АНАЛИЗА служебных записок, обращений граждан и организаций, в том числе в электронном виде;

— публикаций в средствах массовой информации.

⇐ Предыдущая234567891011Следующая ⇒

Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 3602 | Нарушение авторского права страницы

Studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.004 с)…

Статья 19. Урегулирование конфликта интересов на гражданской службе

1. Для целей настоящего Федерального закона используется понятие «конфликт интересов», установленное частью 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

(часть 1 в ред. Федерального закона от 05.10.2015 N 285-ФЗ)

(см. текст в предыдущей)

2. Случаи возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, предотвращаются в целях недопущения причинения вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.

3. Для целей настоящего Федерального закона используется понятие «личная заинтересованность», установленное частью 2 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

(часть 3 в ред. Федерального закона от 05.10.2015 N 285-ФЗ)

(см. текст в предыдущей)

3.1. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в его отказе от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

(часть 3.1 введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

3.2. Непринятие гражданским служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы.

(часть 3.2 введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

4. Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, от замещаемой должности гражданской службы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Конфликт интересов на государственной службе

Непринятие гражданским служащим, являющимся представителем нанимателя, которому стало известно о возникновении у подчиненного ему гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего, являющегося представителем нанимателя, с гражданской службы.

(часть 4.1 введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

5. Для соблюдения требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулирования конфликтов интересов в государственном органе, федеральном государственном органе по управлению государственной службой и государственном органе субъекта Российской Федерации по управлению государственной службой (далее — орган по управлению государственной службой) образуются комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов (далее — комиссия по урегулированию конфликтов интересов).

6. Комиссия по урегулированию конфликтов интересов образуется правовым актом государственного органа в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

(часть 6 в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

(см. текст в предыдущей)

7. Комиссии по урегулированию конфликтов интересов формируются таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые комиссиями решения.

(в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

(см. текст в предыдущей)

8. о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликтов интересов утверждается в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

(часть 8 в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

(см. текст в предыдущей)

ФЗ «О Государственной Гражданской Службы РФ» предусматривает правовое регулирование проблемы конфликта интересов.

Конфликт интересов — ситуация, при которой личная заинтересованность государственного служащего влияет или может влиять на объективные исполнение им должностных обязанностей, а также ситуация, при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта РФ или РФ, способное привести к причинению вреда этим законным интересам.

Под личной заинтересованностью государственного служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо в натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для государственного служащего, членов его семьи, а также для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами.

До 2005 года в России не признавалась сама возможность конфликта интересов у госслужащего.

Конфликты интересов на государственной службе — это что? Примеры ситуаций

Данная проблема на законодательном уровне не регулировалась вообще.

С вступлением в силу 31 января 2005 г. Нового ФЗ О ГГС российское законодательство о государственной службе впервые признает возможность наличия конфликта интересов у государственного служащего, закрепляет основные принципы урегулирования конфликта интересов, допускает возможность для государственного служащего в свободное время заниматься иными видами деятельности:

— при отсутствии конфликта интересов,

При условии соблюдения запретов, установленных законодательством.

Законом закреплены следующие пути предотвращения и разрешения конфликта интересов.

В случае возникновения у гражданского государственного служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, государственный служащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя в письменной форме.

Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у государственного служащего личной заинтересованности, которая приводит или может провести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения государственного служащего, являющегося стороной конфликта интересов, от замещаемой должности государственного служащего.

В государственных органах государственной службы образуются комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственного служащего и урегулированию КИ.

Комиссия по урегулированию конфликта интересов образуется правовым актом государственного органа. В состав комиссии входят:

— представитель нанимателя и (или) уполномоченные им государственный служащий: из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения, подразделения, в котором государственный служащий, являющийся стороной КИ, замещает должность государственной службы.

— представитель соответствующего органа по управлению государственной службой,

— представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов – специалистов по вопросам, связанным с государственной службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее 1:4 от общего числа членов комиссии.

Составы комиссии по урегулированию конфликта интересов формируются таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликта интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые комиссиями решения.

Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению ГГС РФ и урегулированию конфликта интересов утверждается указом Президента РФ.

⇐ Предыдущая891011121314151617Следующая ⇒

Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 103 | Нарушение авторского права страницы

Studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Конфликт интересов на муниципальной службе

Национальный план противодействия коррупции, утвержденный Президентом Российской Федерации в качестве одной из главных мер такого противодействия называет законодательное развитие механизма предупреждения коррупции и разрешения конфликта интересов на государственной и муниципальной службе. На реализацию указанной меры направлены, в частности, положения нового Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Конфликт интересов

В то же время данный механизм не является абсолютно новым, так как это понятие используется в российском законодательстве на протяжении уже достаточно длительного времени, в том числе и применительно к публичным служебным отношениям. В связи с этим нормы указанного Закона частично повторяют положения, содержащиеся в ранее принятых Федеральных законах о государственной гражданской службе и о муниципальной службе, а частично представляют собой новеллы, уточняющие понятие конфликта интересов на публичной службе и предлагающие новые механизмы его разрешения.

Термин «конфликт» (от лат. conflictus — столкновение) — определяется как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т.п.

Термин «конфликт интересов» в контексте деятельности муниципальных служащих стал применяться несколько позже, в основном в связи с вопросами коррупционного поведения. Распространение данного института на сферу публичного управления вызвано необходимостью предотвращения влияния на публичного служащего каких-либо частных интересов, могущих повлиять на выполнение им своих должностных обязанностей.

Конфликт интересов — ситуация, при которой личная заинтересованность муниципального служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью муниципального служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

Под личной заинтересованностью муниципального служащего понимается возможность получения муниципальным служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для муниципального служащего, родителей, супругов, детей, братьев, сестер, родителей и детей супругов, а также для граждан или организаций, с которыми муниципальный служащий связан финансовыми или иными обязательствами.

В ст. 11 Закона о противодействии коррупции выделяются два субъекта предотвращения и урегулирования конфликта интересов: муниципального служащего и представителя нанимателя. Применительно к муниципальным служащим законодатель в связи с этим закрепляет две основные обязанности:

— принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов;

— уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

Что касается первой из них, то она подразумевает необходимость муниципального служащего воздерживаться от контактов с различными организациями, сферы деятельности которых пересекаются с его должностными обязанностями (кроме тех случаев, разумеется, когда такое взаимодействие, наоборот, входит в его должностные обязанности); максимально дистанцироваться от личных предпочтений при принятии управленческих решений и т.п.

Обязанность информирования о возникновении или угрозе возникновения конфликта интересов возникает у муниципального служащего в момент, когда он узнает об этом. Применение этой нормы на практике, вполне очевидно, будет связано с определенными трудностями, так как оценочный характер конфликта интересов далеко не всегда позволяет служащему осознать не только угрозу его возникновения, но и сам возникший конфликт. В этом плане представляется перспективным закрепление в подзаконных актах, устанавливающих особенности предотвращения и разрешения конфликта интересов в различных государственных органах, перечня так называемых «предконфликтных ситуаций».

Пункт 11 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» закрепляет обязанность муниципального служащего «сообщать представителю нанимателя (работодателю) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта».

Таким образом, указанные законодательные акты предписывают муниципальному служащему уведомить о возникновении или угрозе возникновения конфликта интересов представителя нанимателя, а Закон о противодействии коррупции — своего непосредственного начальника.

Уведомление о возникновении конфликта интересов или угрозы его возникновения осуществляется в письменной форме. Для этого указанным выше лицам подается заявление либо служебная (докладная) записка произвольной формы.

Неисполнение рассмотренных выше обязанностей муниципальным служащим должно рассматриваться как дисциплинарный проступок и может повлечь привлечение к дисциплинарной ответственности. Однако при этом следует помнить, что во всех таких случаях необходимым условием привлечения служащего к ответственности является установление его вины.

Вторым субъектом, на которого Закон о противодействии коррупции возлагает обязанность принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, является представитель нанимателя. Основным способом получения представителем нанимателя информации о возникновении конфликта интересов является, по-видимому, информирование его самим служащим, у которого конфликт интересов возник, либо непосредственным начальником такого служащего. Помимо этого источниками информации о конфликте интересов могут являться:

— декларации о доходах, подаваемые муниципальными служащими; иные предоставляемые ими сведения;

— заявления, в том числе и анонимные, граждан и организаций, в том числе считающих себя пострадавшими от неправомерных действий муниципального служащего, связанных с конфликтом интересов;

— материалы публикаций в средствах массовой информации;

— результаты служебных проверок и т.п.

В ч. 4 и ч. 5 статьи 11 Закона о противодействии коррупции содержится указание на основные способы предотвращения и урегулирования конфликта интересов на муниципальной службе. Таковыми являются:

— изменение должностного или служебного положения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов (в том числе отстранение его от исполнения должностных (служебных) обязанностей);

— отказ государственного или муниципального служащего от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов;

— отвод или самоотвод государственного или муниципального служащего.

Представляется, что указанные способы нельзя считать исчерпывающими. Цель предотвращения и урегулирования конфликта интересов может быть также достигнута следующими путями:

— ограничение доступа служащего к конкретной информации;

— усиление контроля выполнения государственным служащим обязанностей, в ходе выполнения которых возникает конфликт интересов;

— установление коллегиального порядка принятия решений по вопросам, с которыми связан конфликт интересов.

Временное отстранение муниципального служащего урегулировано ч. 3 ст. 14.1 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Указанная ситуация касается отстранения муниципального служащего на период урегулирования конфликта интересов, то есть, когда, собственно говоря, еще только решается вопрос о наличии или отсутствии конфликта вообще. В силу этого законодательство о муниципальной службе в качестве гарантии для муниципального служащего сохраняет за ним денежное содержание на все время отстранения от замещаемой должности.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение конфликта интересов.

2. В чем заключается личная заинтересованность?

3. Какими законами регулируется понятие конфликта интересов?

⇐ Предыдущая22232425262728293031Следующая ⇒

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Статья 10. Конфликт интересов

(в ред. Федерального закона от 05.10.2015 N 285-ФЗ)

(см. текст в предыдущей)

9) Конфликт интересов на государственной службе

Под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

2. В части 1 настоящей статьи под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

3. Обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается:

1) на государственных и муниципальных служащих;

КонсультантПлюс: примечание.

С 3 сентября 2018 года Федеральным законом от 04.06.2018 N 133-ФЗ пункт 2 части 3 статьи 10 излагается в новой редакции. См. текст в будущей.

2) на служащих Центрального банка Российской Федерации, работников, замещающих должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов;

3) на работников, замещающих отдельные должности, включенные в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;

(часть 3 введена Федеральным законом от 03.04.2017 N 64-ФЗ)

Конфликты интересов на государственной службе - это одна из основных причин коррупционных правонарушений. С целью недопущения подобной ситуации и просвещения государственных служащих разрабатываются специальные программы по урегулированию подобных конфликтов.

Понятие конфликта

Под конфликтом понимают столкновение нескольких противоположных мнений, убеждений, позиций и мировоззрений. Конфликты появляются в процессе социального взаимодействия и заключаются в том, что участники конфликта занимают противоположные позиции, а сама ситуация часто сопровождается негативными эмоциями и поведением, которое выходит за рамки принятых норм.

В зависимости от ситуации конфликт может быть как деструктивным, так и конструктивным. В любом случае он состоит из нескольких компонентов:

  • Биполярность. Конфликт возможен только в том случае, если в ситуации одновременно присутствует противостояние, однако также есть и связь, которая содержит возможность для создания противостояния.
  • Активность. Любая ситуация перерастает в конфликт только в том случае, если присутствует определенный импульс и активность со стороны участников конфликта.
  • Субъекты конфликта. Для конфликта необходима конфликтная сторона, способная создавать и влиять на ход развития указанного конфликта.

Существуют разные типы коллизий. Ситуации конфликта интересов на государственной службе заслуживают отдельного внимания, поскольку имеют свои психологические, политические и юридические элементы.

Что такое конфликт интересов?

Понятие «конфликт интересов на государственной службе» невозможно рассмотреть без трактовки термина «конфликт интересов». Под этим понятием подразумевается ситуация, при котором личная заинтересованность служащего государственного типа может прямо или косвенно влиять на соотвествующее выполнение им своих обязанностей.

Достаточно часто подобная процедура сопровождается тем, что возникает противоречивая ситуация между личной заинтересованностью лица и законами организации, общества или государства. Конфликт интересов на государственной также приводит к тому, что появляются ситуации, при которых может быть нанесен вред законным правам и интересам государства, конкретных организаций или граждан.

Понятие личной заинтересованности

Под личной заинтересованностью понимают ситуации, которые прямо или косвенно могут повлиять на исполнение служащим своих обязанностей. Личная заинтересованность непосредственно влияет на конфликт интересов на Примеры личной заинтересованности - это возможность получения лицом, которое пребывает на государственной должности, дополнительных доходов в виде денег, ценностей и другого имущества, которые предоставляются не только непосредственно служащему, но и членам его семьи, родственникам, друзьям.

Государственный служащий в силу своей работы, например, при выполнении отдельных функций управлений государственного типа, может попадать в ситуации, которые подпадают под определение личной заинтересованности. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе в таком случае может быть вызван функциями служащего касательно наличия полномочий принимать решения по техническим, организационным, кадровым, финансовым, материальным или другим вопросам организации или государства.

Предотвращение и урегулирование конфликтов интересов

Уведомление о возможном конфликте интересов является основной функцией государственного служащего. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов на государственной службе лежит на ответственности служащего, и если им не было принято каких-либо мер в данном направлении, то это рассматривается как правонарушение, которое ведет к увольнению конкретного лица с государственной должности.

Расследованием ситуации, в ходе которой государственным служащим не было принято каких-либо мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, занимается специальное подразделение кадровой службы, которое отвечает за профилактику правонарушений в органах исполнительной власти и профилактику коррупционных ситуаций. Существует несколько типов процедур, где возникает конфликт интересов на государственной службе. Примеры демонстрируют, что каждая подобная ситуация имеет свои меры предотвращения и способы урегулирования конфликта.

Конфликт интересов, связанный с конкретными функциями служащего

При наличии ситуации личной заинтересованности государственный служащий обязан предоставить сведения об этом нанимателю в письменной форме. В таком случае конфликты интересов на государственной службе - это ситуации, урегулирование которых осуществляет наниматель.

При наличии подобного конфликта наниматель должен отстранить сотрудника от тех конкретных функций, которые приводят к наличию ситуации, где замешаны друзья, родственники или другие лица, с которыми в той или иной степени связан служащий. Например, если государственный служащий находится в комиссии конкурса, где один из кандидатов является его родственником, наниматель должен заменить данного сотрудника другим лицом.

Конфликт интересов, связанный с наличием у служащего другой оплачиваемой работы

Согласно законодательству, государственный служащий может заниматься другой оплачиваемой работой, если это не влечет за собой появление конфликта интересов. В том случае, если должность на другой работе будет содействовать появлению у служащего личной заинтересованности и, соответственно, конфликтной ситуации, он должен уведомить об этом своего руководителя, а также отказаться от другой оплачиваемой должности.

Если же сотрудник не принял никаких мер для того, чтобы осуществить урегулирование конфликта интересов на государственной гражданской службе, руководитель организации должен оградить его от выполнения служебных обязанностей. Информация об сложившийся ситуации подается в соответствующий отдел кадровой службы.

Конфликт интересов, связанный с банковскими вложениями и ценными бумагами

В случае если служащий государственного уровня имеет ценные бумаги организации, в которой он работает, и в отношении которой он исполняет некоторые свои обязанности, а также если он исполняет управительские функции в отношении разнообразных кредитных организаций или банков, он обязательно должен известить об этом своего руководителя в письменной форме, а также передать все ценные бумаги в управление доверительного характера.

Даже если сам государственный служащий не владеет ценными бумагами и вкладами, однако ими обладают его родственники и друзья, он также обязан уведомить об этом свое начальство. Кроме того, он также должен рекомендовать своим родственникам, друзьям или другим заинтересованным лицам передать все ценные бумаги и вклады в управление доверительного характера или вообще от них отказаться. В таком случае конфликты интересов на государственной службе - это ситуации, которые напрямую регулируются начальником организации. До момента устранения конфликта интересов служащий должен быть отстранен руководителем от выполнения своих обязанностей, которые связаны с личной заинтересованностью.

Конфликты интересов, связанные с оказанием дополниельных услуг и получением подарков

Служащий государственных органов, а также его родственники и друзья не должны принимать подарков в какой-либо форме от лиц и организаций, в отношении которых государственным служащим были выполнены некоторые функции государственного характера. Также служащему и его родственникам не рекомендуется принимать подарки, независимо от их стоимости, от подчиненных конкретного государственного служащего.

В случае если руководитель государственной организации узнал о том, что служащий или один из его родственников получил подарок, он должен провести расследование и узнать, насколько этот подарок был связан с выполнением служащим своих государственных обязанностей. Предотвращение конфликта интересов на государственной службе в этом случае имеет две формы. Если наниматель выяснил, что полученный подарок напрямую связан с функциями и обязанностями служащего, в отношении данного лица должны быть осуществлены меры дисциплинарного характера. Мера наказания зависит от тяжести коррупционного правонарушения, его размеров и обязательств, при которых появился конфликт интересов. Если же полученный подарок не связан с исполнением служащим своих обязанностей и функций, наниматель должен известить служащего о том, что получение подарков от заинтересованных граждан и организаций может плохо сказаться на профессиональной репутации самого служащего, а также на репутации организации, в которой он работает. Оптимальным решением будет, возврат служащим подарка, или же компенсация его стоимости.

Конфликты интересов, которые связаны с характера и имущественными обязательствами

При наличии у служащего или его родственников каких-либо имущественных обязательств или судебных разбирательств рекомендуется урегулировать данные проблемы самым оперативном образом. Если в силу определенных причин это невозможно, служащий должен уведомить об этом своего начальника.

Наниматель в этом случае должен отстранить служащего от выполнения его обязанностей до того момента, когда все имущественные и судебные ситуации будут урегулированы. Аналогичные действия наниматель выполняет в том случае, если указанные обязанности имеют друзья и родственники служащего.

Конфликты интересов, связанные с трудоустройством

Если в процессе выполнения своих обязанностей и функций государственный служащий столкнулся с организацией, в которой он работал в качестве руководителя, служащего, ему необходимо уведомить об этом своего нанимателя в письменной форме.

Руководитель организации должен оценить ситуацию и решить, будут ли предыдущие рабочие взаимоотношения служащего влиять на выполнение его обязанностей. Если такая ситуация вероятна, то на момент данного процесса государственный служащий должен быть отстранен от своих обязанностей.

Процессы, связанные с нарушениями служащим запретов

В соответствии с законодательством государственному служащему без разрешения нанимателя запрещено делать следующее:

  • Принимать награды и звания от международных организаций, политических партий и других организаций.
  • Заниматься другой оплачиваемой деятельностью, которая полностью финансируется за счет иностранных государств или международных организаций.
  • характера или служебную информацию.

Если нанимателю стало известно о том, что государственный служащий нарушил один или несколько из указанных запретов, он должен рассмотреть вопрос о применении по отношению к данному служащему мер дисциплинарного характера. Это зависит от тяжести и размера коррупционного правонарушения, а также от обстоятельств, при которых оно было совершено.

Конфликты интересов на государственной службе - это особый тип конфликтов, которые возникают между наличием у государственного служащего личной заинтересованности и выполнением им его функций и обязанностей. Разные типы подобных конфликтов требуют особых мер предосторожности при урегулировании.

Проблема конфликта интересов на работе, то есть ситуация, когда индивидуальная заинтересованность служащего может повлиять на принятие им тех или иных решений, существовала всегда. Разные термины, которыми обозначалось это понятие, не меняли саму суть дела. Только последние годы рассмотрение вышеуказанной проблемы вышло на новый, законодательный, уровень.

Столкнуться с конфликтом интересов можно везде. Наиболее сложные сферы – это общегосударственный и политический сектор. Так, с экранов телевизора только и можно слышать о борьбе с поголовной коррупцией. Поэтому данный вопрос является наиболее обсуждаемой темой среди руководителей не только бюджетных структур, но и частных компаний.

Оглавление:

Выражение конфликта интересов на работе

Сотрудник, работающий в приватной фирме или предприятии, а также в бюджетной сфере, наверняка может вспомнить примеры личного участия коллег в решении каких-либо вопросов. Зачастую, принимаемое таким образом решение идет вразрез с законодательными нормами, поэтому должно быть пресечено на корню.

Выделяют следующие проявления конфликта интересов:

  1. организационный
  2. личный


Организационным является такое проявление, когда организация в целом, в силу каких-либо причин, неспособна беспристрастно оказать услугу.
Такие деяния приносят ущерб всей компании в целом. Ответственен за данную ситуацию непосредственный руководитель. Он должен оценить уровень риска, который повлекли за собой такие события. А если ущерб причинен структурам на государственном обеспечении, то в силу может вступить действующее законодательство.

Собственная заинтересованность сотрудника имеет менее отягчающие последствия (если не брать в расчет структуры под управлением государства и крупные предприятия), но, ни в коем случае, не должна остаться без внимания вышестоящего руководства. Работник, решивший пойти на такой шаг, должен понимать, что такое действие характеризуется как нарушение закона и может понести за собой административное и уголовное наказание.

Рекомендуем прочитать:

Законодательная база

В юриспруденции тема конфликта интересов нашла свое отражение сравнительно недавно.

Так, были разработаны положения и нормы, уточняющие, что же подразумевается под этим термином. Также созданы специальные комиссии по урегулированию данной вопроса в каждом из сегментов экономической и социальной активности.


Рассматривая решение данного вопроса в контексте отечественного опыта, необходимо обратиться к международной практике, в частности, осознать необходимость осуществления мероприятий в публичном секторе (из трудов Организации экономического сотрудничества и развития).

Типы заинтересованности и методы борьбы с конфликтами интересов

Для того чтобы разобраться с конфликтами интересов, нужно понять, что заинтересованность делится на два типа:

  1. материальная
  2. нематериальная

Первый подразумевает под собой непосредственное получение финансовых выгод от противоправного поступка. Включает в себя не только получение денежных средств, но и различных объектов собственности, движимого и недвижимого имущества.

К нематериальному типу можно отнести дружеские или родственные отношения. Здесь нарушитель не получает финансовых выгод, но может навредить стабильной деятельности организации.

Для того, чтобы контролировать служащих, было введено обязательное декларирование дохода. Однако в частных компаниях такая отчетность не носит обязательный характер.


Важно знать:
На государственных учреждениях дело обстоит по-другому. Занимая руководящую должность, необходимо декларировать не только свой доход, но и ближайших членов своей семьи (супруг/супруга, детей). Механизм описан в ФЗ № 230 «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности и иных лиц, их доходам».

Во многих странах такие документы выносятся на общественное обозрение, и любой гражданин может с ними ознакомиться. Это можно отнести к эффективному инструменту народного контроля, который может оказать существенное влияние на решение вопроса конфликта интересов.

В РФ данная мера хоть и не особо эффективна, но значительно повышает уровень прозрачности отчетности должностных лиц. Регламентируются подобные деяния Федеральным законом «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Согласно законодательным нормам, могут быть осуществлены различные способы публичного обнародования документов:

  1. обнародование данных в средствах массовой информации;
  2. в сети интернет;
  3. в служебных помещениях со свободным доступом к ним работников.

Помимо вышеперечисленного, созданные независимые комиссии (Independent Commission Against Corruption) призваны противодействовать развитию коррупционных схем. Их деятельность регламентируется законодательством.

Заключение

Российское законодательство еще не совершенно в решении вопроса конфликта интересов. В документах и постановлениях отсутствует четкая формулировка действий того или иного характера, поэтому можно по-разному интерпретировать данное нарушение. Отметим также недостатки в системе декларирования. Так что, область контроля специальных мониторинговых органов велика.

Говоря о микроуровне, отметим, что вышестоящему руководству необходимо оперативно реагировать на ситуацию конфликта интересов внутри своей организации, а представителям общественности ‒ наблюдать за работой власть имущих и, в случаи неправомерных действий, всеми возможными способами пресекать их.

Конфликт интересов на государственной службе в последнее время получает все большую огласку и требует постоянной работы по разрешению подобных ситуаций и их недопущению. В статье мы рассмотрим актуальные аспекты данного вопроса.

Конфликт интересов на государственной службе

В первый раз термин «конфликт интересов» относительно госслужбы появился в 2001 году в одобренной Президентом Концепции реформирования системы государственной службы России.

Общее значение конфликта интересов на государственной службе относительно гражданской госслужбы детализировано в Федеральном законе «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ (статья 19). Из текста статьи можно узнать, что конфликт интересов на госслужбе - это следующие обстоятельства:

  1. Когда собственные интересы госслужащего оказывают влияние или могут повлиять на выполнение им своих профессиональных обязательств,
  2. Когда появляется или может появиться противоречие между частными интересами госслужащего и законодательно установленными правами и интересами физических или юридических лиц, общества, государства,
  3. Когда такое противоречие обуславливает или может обусловить нанесение ущерба правам и интересам физических или юридических лиц, общества или государства.

Частными интересами (личной заинтересованностью) в этом контексте толкуется материальная выгода - в виде получения каких-либо материальных ценностей, благ, услуг как для самого госслужащего, так и для членов его семьи и ближайших родственников, а также для юридических лиц (фирм), с которыми госслужащий может быть взаимосвязан.

Конфликт интересов на государственной службе делится на 2 разновидности:

  • организационный конфликт;
  • личный конфликт.

Организационный конфликт интересов появляется и существует в условиях, когда какое-либо юридическое лицо, оказывающее услуги государству, имеет необъективные конкурентные преимущества перед другими поставщиками услуг.

Не знаете свои права?

Личный конфликт интересов - это несоответствие между частной заинтересованностью госслужащего и профессиональными задачами, выполняемыми им.

Конфликт интересов на муниципальной службе

В 2008 году в Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ была внесена статья 14.1, посвященная особенностям конфликта интересов применительно к муниципальной службе. Эта же статья содержит понятие служебного конфликта, которое почти слово в слово совпадает с формулировкой закона «О государственной гражданской службе РФ». Единственное различие содержится в субъекте применения - госслужащий на гражданской службе или муниципальный служащий.

В дальнейшем нормативное разрешение противоречия интересов на госслужбе получило развитие с разработкой и внедрением в жизнь Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ. Особенности конфликта интересов конкретизированы в статье 10 этого нормативного акта.

Так же как и в законе «О государственной гражданской службе РФ», в законе «О муниципальной службе в РФ» и в законе «О противодействии коррупции» частная выгода работника муниципальной службы определяется как корыстная заинтересованность в получении каких-либо благ, препятствующая добросовестному выполнению возложенных на него профессиональных служебных задач.

Типовые ситуации конфликта интересов на государственной службе

Анализ ежегодных прокурорских докладов, который провели в НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, позволил определить наиболее типичные нарушения закона, связанные с конфликтом интересов на государственной службе . Рассмотрим те из них, что встречаются чаще всего в повседневной жизни.

  1. Конфликт интересов, связанный с реализацией служащим государственных или муниципальных функций, касаемо его родственников. На практике это выглядит как участие, к примеру, служащего в аттестационной комиссии, если проверка проводится в отношении его близкого; либо служащий является участником конкурсной комиссии на замещение должности, если среди кандидатов на должность присутствует член семьи этого служащего.
  2. Конфликт интересов, связанный с нахождением в собственности у госслужащего или членов его семьи и близких акций, вкладов тех юридических лиц, с которыми госслужащий связан по работе, осуществляя в их отношении некоторые функции государственного или муниципального управления.
  3. Конфликт интересов, связанный с принятием дара или услуг самим госслужащим или его близкими от граждан или юридических лиц, которые зависимы от служащего и исполняемых им рабочих обязанностей.
  4. Конфликт интересов, связанный с судебными тяжбами и имущественными долгами.
  5. Конфликт интересов, связанный с выполнением другой возмездной работы.
  6. Иные ситуации.

Важно! Первоочередным способом разрешения любой ситуации конфликта интересов должно быть сообщение служащего о присутствии частного интереса, направленное своему работодателю (нанимателю) и непосредственному руководителю. Уведомлять нужно письменно (к примеру докладной запиской).

Комиссия по урегулированию конфликта интересов

Комиссии по урегулированию конфликта интересов организовываются, чтобы контролировать выполнение работниками госслужбы условий, налагаемых на их поведение. Такие комиссии формируются и работают на основании Положения, принятого в соответствии с указом Президента РФ. С 2010 года функционирует указ Президента РФ «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» от 01.07.2010 г. № 821.

Состав комиссии должен исключать риск образования конфликта интересов, оказывающего влияние на проводимые комиссией мероприятия и выводы по их итогам. В комиссию по урегулированию конфликта интересов включаются: представитель нанимателя, а также получившие соответствующие полномочия госслужащие, в том числе представители юридической службы, отдела кадров, подразделения, в котором госслужащий - сторона конфликта занимает должность, приглашенные независимые эксперты.

Новое Положение о комиссиях относительно прежнего значительно расширило их компетенцию. Теперь комиссии рассматривают не только вопросы нарушения требований к служебному поведению и присутствия личной заинтересованности, но и проверяют достоверность сведений, предоставляемых кандидатами на вакансии госслужбы, разбирают заявления госслужащих о невозможности предоставить информацию о доходах.

Случайные статьи

Вверх