Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации

Этапы реализации технологии “Дети-волонтеры»
Левина Ирина Олеговна
руководитель структурного подразделения

Чижикова Марина Анатольевна
старший воспитатель
ГБОУ СОШ №932 дошкольное отделение №2;
Кузнецова Надежда Ивановна
педагог-психолог
ГБОУ СОШ №932 дошкольное отделение №2.

Социализация — это процесс получения ребенком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации.

В нашем дошкольном отделении социализация воспитанников начинается с работы в группах кратковременного пребывания. Эти группы дети посещают вместе с родителями, которые включены в творческий и педагогический процесс. Именно здесь приобретается первый опыт общения и взаимодействия между детьми посредством наблюдения и подражания, прежде всего своим родителям.

Данная работа проходит по следующим направлениям:

  • Акции
  • Проектная деятельность
  • Семинары с элементами тренинга
  • Мастер - классы
  • Театральная деятельность
  • Музыкальные гостиные
  • Выставки
  • Ярмарки

Однако, понимая всю важность процесса социализации детей, мы решили расширить деятельность в этом направлении и принять участие в работе стажировочной площадки ОИП «Современные технологии эффективной социализации ребенка в образовательном комплексе на базе ГБОУ гимназии №1534». Автор технологии с. н. сотрудник института социологии РАН Гришаева Н.П. Работа началась в октябре 2014 года.

Принцип работы стажировочной площадки - внедрение новых педагогических технологий. Правила стажировочной площадки позволяют самостоятельно делать выбор любой технологии, которая наиболее актуальна в данный момент в ОО. Так как в декабре месяце в дошкольном отделении проходила замена оконных рам, возникла необходимость объединения детей в разновозрастные группы. Появилась возможность использовать эту ситуацию с целью внедрения технологии «Дети-Волонтёры» для решения задач социализации детей.

Большая работа, регулярно проводимая с родителями в дошкольном учреждении, позволила нам обратиться к родительской общественности с предложением о соединении разновозрастных групп с целью развития социальных навыков у детей. В ответ мы получили единодушное согласие и неподдельную заинтересованность со стороны родителей.

В связи с этим, декабрь 2014 года был объявлен месяцем внедрения технологии «Дети-Волонтёры», так как эта форма социализации оказалась наиболее актуальна в данный момент.

Волонтёрская деятельность (от лат.Voluntarius — добровольно) — это широкий круг деятельности, включающий традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение.

Добровольцы, с точки зрения закона Российской Федерации, — физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности). Работа волонтера сплачивает людей в единственном стремлении - стремлении делать добро.

Дети всех возрастов быстро адаптировались в создавшихся условиях.

Взаимодействие детей проявлялось:

  • в различных совместных действиях: дети учились решать спорные вопросы и улаживать конфликты, в процессе игры происходил обмен опытом и эмоциональное общение детей;
  • были отмечены дружеские отношения между детьми разного возраста, уважительное отношение к окружающим; (фото 1)
  • дети-волонтёры проявляли инициативу в заботе о младших, а малыши с благодарностью относились к помощи и знакам внимания; (фото 2)
  • у детей появился опыт вежливого выражения своих просьб, чаще зазвучали слова благодарности;
  • у младших детей было замечено увеличение словарного запаса, что позволило им самостоятельно находить различные пути общения со старшими детьми; (фото 3)
  • многие дети стали пользоваться правом самостоятельного выбора, которого так не хватает им в повседневной жизни;
  • дети - волонтёры активно помогали младшим во всех режимных моментах в течение дня. Тем самым они получили отличную возможность почувствовать себя взрослыми и нужными, к чему в норме многие стремятся в возрасте 6-7 лет, но как правило не получают такого опыта;
  • педагоги поощряли попытки ребёнка осознанно делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями. Для этого ежедневно проводились «Круги рефлексии», с помощью которых каждый ребёнок-волонтёр мог высказать мнение, ответить на вопросы психолога.

Примеры вопросов

1. Насколько комфортно Вам показалось пребывание в группе после того, как к вам пришли младшие ребята?
Ответы детей:

  • мне было страшно, что они испортят наши игрушки;
  • я думала, что малыши не умеют убирать после себя игрушки и мне придется убрать всю группу;
  • было весело, потому, что девочка Варя поместилась в детскую кроватку; воспитатели разрешили взять все игрушки;
  • можно создать настоящую семью - папа, мама, сестра;
  • в эти дни были интересные занятия

2. Помните ли Вы себя в возрасте 3х лет?
Ответы детей:

  • в три года я ела сама;
  • нет, не помню, это было давно; я уже точно одевалась сама;
  • я вообще не плакал и не просился к маме

3. Как Вы думаете, волнуются ли младшие дети, когда идут в вашу группу?
Ответы детей:

  • я думаю, нет, у нас тут весело;
  • я бы не пошел, там чужие воспитатели

4. Как Вы думаете, что младшие дети умеют делать, а в чём им необходима Ваша помощь?
Ответы детей:

  • ничего не умеют;
  • все делали, даже ели быстрее Пети;
  • они умеют петь песни и танцевать;
  • с ними можно поиграть. Надо застегнуть молнию;
  • не могут надеть перчатки и завязать шапку;
  • разбрасывают ботинки в раздевалке

5. Чему бы Вы их могли научить?
Ответы детей:

  • я научила их играть в Дочки-матери;
  • я научил лепить из воска;
  • лепить снеговика

6. В какие игры Вы могли бы предложить поиграть совместно?
Ответы детей:

  • в снежки, в семью, в машинки;
  • в конструктор, но только в большой, потому что маленькие детали ребенок может проглотить

7. Хотели бы Вы иметь младших сестёр и братьев, у кого их нет?
Ответы детей:

  • да, потому что когда нет мамы, будет с кем поиграть;
  • нет, потому что они отбирают игрушки;
  • нет, потому что плачут;
  • да мне нравиться быть старшей сестрой

8. Всегда ли Вам легко находить общий язык с младшими ребятами?
Ответы детей:

  • да, с ними интересно играть;
  • нет, они плохо разговаривают

9. Возникали ли такие ситуации, когда Вам не хотелось делиться своей игрушкой, и как вы поступили в тот момент?
Ответы детей:

  • я просто не давал;
  • я прятала игрушку на шкаф;
  • я предлагал поменяться;
  • я всегда отдавала;
  • у меня никто ничего не просил

10. Хотели бы Вы, чтобы младшие ребята остались в вашей группе?
Ответы детей:

  • нет, потому что они просят игрушки;
  • нет, мне нравиться со старшими;
  • да, с ними интересно играть в семью;
  • нет, у меня дома уже есть младший брат;
  • да, потому что мама сказала, что братика нам не надо, у нас есть кошка

11. Как вы думаете кто такие волонтёры?
Ответы детей:

  • это тот, кто трет ковры;
  • человек, который делает волны;
  • непослушный человек;
  • человек, который всем помогает

12. Попробуйте привести примеры добровольной и безвозмездной помощи, известные Вам?
Ответы детей:

  • можно помогать пылесосить, мыть полы, мыть окна, переводить через дорогу, что-то перевозить на своей машине

Детей наиболее заинтересовал вопрос: « Кто такие волонтеры?» Дети договорились спросить у родителей и на следующий день рассказали про гуманитарную помощь на Украине, про проведение Олимпийских игр, про детей-сирот…Все дети хотели рассказать о том, как они были маленькими.

После анализа опроса детей педагоги скорректировали свою работу: на занятиях и в повседневной жизни воспитатели стали чаще поощрять попытки ребенка самостоятельно делать выбор, искать различные решения выхода из конфликтных ситуаций. Стали поддерживать инициативу детей при планировании самостоятельной деятельности. Были проведены беседы с родителями: «Что такое самостоятельность?», «Может ли ребенок быть самостоятельным?», «Что может мой ребенок?»

Также анкетирование прошло и среди педагогов - участников данной акции.

Были заданы следующие вопросы

Вопросы да нет не знаю
1. Оправдались ли Ваши ожидания от проведения технологии «Дети-Волонтёры»? 55% 30% 15%
2. Сбылись ли Ваши опасения? 30% 60% 10%
3. Изменилось ли поведение детей после проведения технологии «Дети-Волонтёры»? 45% 40% 15%
4. Если ли положительный результат в процессе совместной деятельности с педагогами другой группы? 70% 15% 15%
5. Были ли отрицательные моменты в данной работе? 38% 54% 8%
6. У родителей была положительная реакция на данную технологию? 52% 23% 25%
7. Необходимость внедрения в практику ДОУ технологии «Дети-Волонтёры» 80% 14% 6%

*В анкетировании приняли участие 15 педагогов

Анализ проведенной работы и круги рефлексии показали, что старшие мальчики менее активно включились в технологию «Дети-Волонтеры», так как в связи с психологическими особенностями мальчики более консервативны, чем девочки. Дети, у которых есть младшие братья и сестры, вначале ситуации месяца использовали свой личный опыт, полученный в семье, который помог им включиться в предложенную ситуацию. Единственные дети в семье чаще обращались за помощью к взрослым или занимали позицию наблюдателя.

В процессе проведения одного из «Кругов рефлексии» старшие дети -волонтёры предложили показать младшим детям театральную постановку, чем конечно же порадовали малышей.

В данной «Ситуации месяца» были неоднократно проведены совместные творческие мастерские с участием не только педагогов и воспитанников ДОУ, но и их родителей.

В завершении ситуации месяца для детей был организован досуг «Наша дружная семья».

Очевидно, что дети, участвуя в подобных видах деятельности, приобретают жизненный опыт и переживания, необходимые для самоопределения и саморегуляции, что способствует их успешной социализации.

Нами намечены следующие мероприятия по внедрению технологии «Дети-волонтеры» в нашем образовательном комплексе:
1. Создание бригады волонтеров из родителей и старших воспитанников
2. Включение в технологию «Дети-волонтеры» младших школьников с целью преемственности различных ступеней образования.
3. Проведение тренингов на повышение самооценки и улучшения межличностных отношений в детских и педагогических коллективах.

Список литературы:
1. Проект Федерального закона N 300326-6 « О добровольчестве (волонтерстве)».
2. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. - М.: Русский язык, 2000 г.
3. Венгер А.Л. «Психология развития». Словарь под редакцией А.Л.Венгера, Москва- С-Петербург, 2005 г.

Презентация





















Диагностические методики

Анкета по гендерному воспитанию ()

Презентация по анкетированию педагогов ГБОУ СОШ № 932 дошкольного отделения № 2 "Готовность к инновации" (2015/16 уч. год)







Презентация по итогам анкетирования "Саморегуляция поведения у дошкольников" (2015)










ППС
Развивающее общение
Ситуация месяца

План мероприятий, связанных с «Ситуациями месяца», на 2015-2016 учебный год

Срок проведения «Ситуация месяца» Цели «Ситуации месяца» Содержание работы Ответственный
сентябрь «Мой дом - детский сад»
  • знакомить детей с деятельностью тех, кто работает в дошкольном отделении
  • организовать разработку детьми правил жизни в группе и зафиксировать их в виде пиктограмм
  • развивать чувство гордости за принадлежность к своей группе
  • развивать навыки группового общения и поведения
  • волонтерство

Коллектив ДОО, должности Нормы и правила поведения в группе, разработка пиктограмм.
Изготовление «Коврика мира».
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.
Презентация проблемно педагогических ситуаций.
Рефлексивный круг после ППС.
Изготовление эмблемы группы.

Коммуникативный досуг «Умей договориться»

Воспитатели

Учитель-логопед

Педагог-психолог, воспитатель, старший методист

Воспитатели,
Воспитатели, дети

Музыкальный руководитель, инструктор по ФИЗО, учитель-логопед

октябрь «Я живу в Москве»
  • знакомить со своим городом, воспитывать гордость за него
  • формировать умение заботиться о чистоте двора, игровой площадке
  • формировать умение ориентироваться в своем районе, знать его историю, достопримечательности
  • воспитывать ценностное отношение к труду других людей и его результату в городе
  • волонтерство
Фотовыставка «Я гуляю по Москве»
Правила поведения в библиотеке, в МЧС, в соц. службе, парке, магазине, поликлинике
Посещение МЧС
ДЕЗ
Библиотека
Социальная акция «Бережем свой детский сад и город»
Картография участка
Выставка детских работ из бросового материала: «Осень в Битцевском парке»
«Помощь библиотеке»
Авто-квест «Улица моего города»
Старший воспитатель
Воспитатели

Группа №6
Группа №1
Группа №8
Старший воспитатель

Воспитатели, старший методист

Инструктор по ФИЗО

ноябрь Я - житель Земного шара
  • формировать представление о том, что на земле существуют горы, реки, города, пустыни, тропики…
  • развивать желание узнать о Земле как можно больше
  • формировать представления о том, что много народов населяют Землю и у них различные традиции, образ жизни, развивать толерантность
  • формировать целостную картину мира (география, история, экология)
Как я забочусь о своей планете, от кого зависит на ней жизнь и мир.
Природа и люди, традиции, истории, география. (лого-квест по материкам Земного шара)
Изучение Греции, ее культуры, традиции народного творчества (постановка спектакля по мотивам греческих народных сказок)

Олимпийские игры

Учитель-логопед

Воспитатели

Педагог-психолог
Учитель-логопед

Инструктор по физо

декабрь «Рождественский подарок»
  • формировать представление о том, почему много людей на земле отмечают Рождество
  • знакомить с народными традициями проведения Рождества и Адвента (время оживания Рождества)
  • проведение социальных акций «Добрый подарок»
  • помощь тем, кто не может сам о себе позаботиться (главная традиция Рождества)
Изучение народных традиций, народного искусства, приобщение к музыкальному искусству, театрализованная деятельность.
Социальная акция: «Рождественский подарок».
Выставка «Рождество».
Посещение собеса
Музыкальный руководитель,
старший воспитатель,
старший методист,
педагог-психолог,
Воспитатели групп с элементами вальдорфской педагогики

Группа №5

Программа заключительного праздника по ситуации месяца «Мальчики-девочки» ()

Социальная акция
  • Участие в III Всероссийском конкурсе «Восемь жемчужин дошкольного образования России-2015» 14.01.2016 г. (Ссылка)

Слайд 1. Тема моего выступления Внедрение современных технологий эффективной социализации ребёнка в дошкольном образовательном учреждении . Она обусловлена тем, что возрастная группа, в которой я работаю, включена в экспериментальную деятельность на уровне дошкольного учреждения, связанную с апробацией вариативных образовательных программ.

Слайд 2 Заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства – основная цель дошкольного учреждения.

Слайд 3 Начиная со второй младшей группы, реализуется вариативная примерная основная образовательная программа «Тропинки», выпущенная под редакцией Владимира Товиевича Кудрявцева. В методическое обеспечение программы включено методическое пособие «Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации», автором которого является старший научный сотрудник Института социологии РАН РФ Наталья Петровна Гришаева. Она разработала новые технологии социализации ребенка – дошкольника, позволяющие эффективно сформировать и развить у него саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность – качества, необходимые не только для успешной адаптации и обучения в школе, но и для жизни в современном обществе.

Слайд 4 Понятие «социализация» появилось в дошкольной педагогике не так давно, заменив более традиционной понятие «социальное воспитание дошкольников». Социализация в современной дошкольной педагогике представляет собой «процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют её взаимоотношения с обществом». Некоторые другие определения представлены на слайде. Н.П. Гришаева указывая важность социализации дошкольников, то есть умение жить в социальном обществе, считает что, новой задачей дошкольной организации становится организация дружественного социума на территории детского сада для развития социальных навыков у дошкольников. Она считает, что предложенные ею технологии позволят изменить образовательный процесс.

Слайд 5 Задачи социального развития дошкольников в соответствии с программой «Тропинки» и технологиями, разработанные Н.П. Гришаевой, указаны на слайде. Обратите взимание на задачу «Освоение детьми на начальном уровне социальных ролей «Я - член коллектива», «Я - мальчик или девочка», «Я – житель России» и др.» Н.П. Гришаева считает её одной из наиболее важных.

Слайд 6 В настоящее время вниманию педагогов представлены следующие её авторские технологии. Их название вы их видите на слайде. В первоначальной варианте автор предложила их девять. В последствии разработала еще одну, десятую. Технологию, связанную привлечения родителей в жизнь сада через их детей. Представленные технологии могут использоваться как все вместе, так и каждая отдельно.

Вашему вниманию я представлю две из технологий: «Рефлексивный круг» и «Клубный час».

Слайд 7 Ежедневный рефлексивный круг проводится каждый день перед завтраком со всеми детьми. Он включают в себя разговор с детьми в течение 5-10 минут. Желательно, чтобы круг, образованный детьми, находился в одном и том же месте, чтобы впоследствии дети самостоятельно могли обсуждать свои проблемы в кругу. Темы для обсуждений могут быть различными. Некоторые из них перечислены на слайде. Эта технология позволяет педагогу стимулировать речевую активность детей, их мыслительные возможности, учит излагать свои мысли, развивать самостоятельность суждений и т.д.

Слайд 8 Очень интересный и эффективным в образовательном плане является технология «Клубный час». Для реализации данной педагогической технологии необходима подготовительная работа, прежде всего среди родителей и педагогов. Родители, на собрании, заранее предупреждаются о том, что в ДОУ будет проводиться данное мероприятие (день недели, час проведения). Их информируют о том, как это повлияет на детей, каким образом будет обеспечиваться их безопасность.

Слайд 9 Технология «Клубный час» - средство развития саморегуляции дошкольников.

Слайд 10. Выделяются несколько типов клубного часа. «Свободный» клубный час «Тематические» клубный час; «Деятельностный».

Слайд 11 Заранее предварительно обсуждаются и определяются:

  • тематика «Клубных часов», перспективный тематический план клубного часа на полугодие;
  • периодичность и длительность мероприятий, как правило, 1 раз в месяц. Одним из главных условий проведения клубного часа является его длительность, а именно не менее 1 часа, т.к. в противном случае у детей не успевает приобрести собственный жизненный опыт.
  • определяются правила поведения детей во время «Клубного часа»;
  • разрабатываются организационные моменты проведения клубного часа;
  • определяется порядок начала программы клубного часа. Сколько групп будет участвовать в клубном часе.

Предполагается, что в процессе выполнения содержания клубного часа дети в соответствии с тематикой будут находить для себя интересные занятия не только в своей группе, но и в других. К примеру по теме «сказочная страна» в своей группе дети с педагогом играют в театрализованную игру, в другой младшей – смотрят спектакль в кукольном театре, в средней - рисуют сказочных героев. Для сопровождения детей малышей привлекаются дети старшего возраста. Конечно о безопасности детей нужно помнить всегда!

Слайд 12 После завершения мероприятия все дети - участники с воспитателем, садятся в круг на ковре для его обсуждения в форме рефлексивного круга, о котором я рассказала раньше. После проведения каждого клубного часа на педагогическом совете воспитатели, педагоги и сотрудники обмениваются мнениями, достижениями, обсуждают возникшие трудности и пути их решения

Слайд 13 Подводя итог вышесказанному важно отметить, что с помощью подобных технологий в рамках социализации происходит формирование представления ребенка о своем ближайшем социуме, то есть принадлежность к той или иной группе людей и т.д.

Слайд 14 Освоение авторских технологий эффективной социализации ребенка проходит в детском саду постепенно, по мере готовности детей, родителей, пополнения материалов и оборудования развивающей предметно-пространственной среды и материально-технического оснащения программы «Тропинки».

Слайд 15 Спасибо за внимание!


«Использование технологий Н.П.Гришаевой для успешной социализации детей дошкольного возраста»

Мои размышления…

Однажды мой трехлетний сын подошел ко мне с вопросом: а почему, когда мы с мальчиком не поделили игрушку, ты не стала его ругать? Стараясь ответить доходчивым языком, я надолго задумалась над детским вопросом… А почему так происходит, что сегодня многие молодые родители в силу не знания, или в целях безопасности ограждают своего ребенка от приобретения живого опыта общения, препятствуя естественному приобретению норм и правил общения детей со взрослым и друг с другом. Почему так происходит, что родители, все больше отвечая на повышенный запрос школы, ориентируются на интеллектуальное развитие, и зачастую в ущерб личностному. Родители часто дезориентированы в выборе стратегии воспитания ребенка, и просто не успевают, а порой не умеют и не знают во что и как играть с ребенком.
Для меня очевидно, что прогресс и скорость современного развития диктует такой же ускоренный, модернизированный подход к воспитанию ребенка. Сегодня необходимо создать благоприятные условия для его социализации. Учить взаимодействовать в детском коллективе, выстраивать дружеские отношения, проявлять инициативу в заботе об окружающих, развивать умение контролировать свое поведение, планировать свои действия и оценивать их результаты.
На первый план в работе с дошкольниками выдвигается задача социально-коммуникативного развития. Заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства – это основная цель ДОУ и это основная цель моего опыта, темой которого звучит «Использование технологий Н.П.Гришаевой для успешной социализации детей дошкольного возраста»
В основу опыта положено внедрение инновационной технологии социально-коммуникативного развития Н.П. Гришаевой. Это технология эффективной социализации дошкольников. Предлагаемая система социализации включает девять технологий, которые могут быть использованы как все вместе, так и отдельно. В своей работе я использую некоторые технологии, предложенные Н.П.Гришаевой, некоторые технологии автора использую в собственной интерпретации.

Ежедневный рефлексивный круг

Способствует сплочению коллектива;
Обсуждая планы на день, неделю, месяц, развиваем умения выражать свои чувства и переживания публично.
Помогает формированию общей позиции относительно разных аспектов жизни в группе.
Формируется умение слушать и понимать друг друга.
«Рефлексивный круг» по возможности проводится каждый день перед завтраком или после полдника. В «Кругу» решаются вопросы: чем дети сегодня будут заниматься? что интересного произошло? обсуждаются вопросы дисциплины в группе. Дети выступают на одном уровне с воспитателем, что очень важно, то, что именно решением детей в группе утверждаются правила.

Дети-волонтеры

  • Развивается навык общения в разновозрастном коллективе;
  • Создается такая ситуация развития, при которой формирование игровой деятельности и передача игрового опыта происходит в естественной среде;
  • Развивается самостоятельность и ответственность.


Клубный час

  • Формируется умение планировать свои действия и оценивать их результаты;
  • Данная технология способствует приобретению жизненного опыта, необходимого для самоопределения и саморегуляции.
  • Воспитываются дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим;
  • Формируется умение проявлять инициативу в заботе об окружающих и с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания.

Дети в течение одного часа перемещаются по всему зданию ДОУ, соблюдая определенные правила поведения, и по звонку колокольчика возвращаются в группу. В данную работу включаются все сотрудники ДОУ, включая работников пищеблока и медицинскую сестру. Проводится большая подготовительная работа с сотрудниками и родителями воспитанников. Для того чтобы обеспечить свободное перемещение по ДОУ, детям необходимо создавать безопасные условия


Ситуация месяца

Это возможность проявить спонтанную инициативу, показать и представить то, чему они научились в течении месяца, пообщаться с детьми разного возраста.

Каждый месяц с детьми прорабатывается новая тема – это «Ситуация месяца». Содержание «Ситуации месяца» во многом зависит от региональных, национальных, возрастных особенностей детей, интересов детей группы. Тематическое планирование «Ситуаций» удачно сочетала с календарно-тематическим планированием примерной образовательной программы «От рождения до школы», что позволило осуществить интеграцию образовательных областей без дополнительных изменений в режиме дня.


А ну -ка мальчики

Социальные акции

Развивает гражданскую позицию у дошкольников, являясь средством и способом, позволяющим объединить всех участников процесса.

Посади дерево

Волшебный телефон

Дает возможность ребенку открыть сказочному персонажу то, что они бы не доверили никому из взрослых.


БЕСЕДЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ПРОФЕССИЕЙ

Беседа 1. Знакомство с профессией ЛОГИСТ.


Цель: познакомить детей с новой, современной профессией. Воспитывать в детях чувство признательности и уважения к чужому труду.
Последовательность проведения занятия
1) — Ребята, чтобы узнать, о чем мы будем сегодня говорить, послушайте отрывок из сказки:

В неком сказочном пол-царстве,
В тридесятом государстве,
Как-то раз беда стряслась…
(Так вот сказка началась…)

Поутру, умывши лик,
Царь, ну, в общем, не старик,
Бодро вышел на крыльцо…
Хлоп! Снежок ему в лицо
В нем, от Снежной Королевы
Пресуровой, кстати, девы,
Находилось письмецо…
Собственно, да вот оно:
«Свежих яблок я хочу,
Предоставишь – заплачу,
Сроку я даю 5 дней,
Так что шли мне их скорей.
А испортятся в дороге –
Уноси подальше ноги
Ежели прислать не сможешь –
Я все царство заморожу…»

Царь начало прочитал –
И с лица немного спал,
Дочитал он до конца –
Чуть не грохнулся с крыльца.
Тут же он собрал министров,
Те собрались очень быстро
Яблок — точно в небе звезд,
Только кто бы их довез?
Да и КАК на самом деле –
Отвезти их Королеве?

Битый час они сидели –
В голове же нет идеи…
Вдруг раздался шум и треск,
Грохот, дым и молний блеск,
Посреди царевой хаты
Маг возник седой лохматый…
Говорит: – я помогу,
Не сдаваться же врагу!
Сделал я волшебный глаз
И в нем видел я сейчас
Что такие ФИРМЫ есть
Там народу – тьма, не счесть,
Все чего-то отправляют
И куда-то доставляют…
Там работают логисты,
В общем, те еще артисты!
Вот вы одного поймайте
И заданье ему дайте.
Яблоки доставит в срок –
Золота ему мешок,
Не доставит – так беда,
Вместе вымерзнем тогда…


Беседа 2. Знакомство с профессией ПАРИКМАХЕР

Цель: Обогатить знания детей о труде парикмахера. Воспитывать вежливое обращение, уважение к труду парикмахера. Активизация словаря: парикмахер, мастер, ножницы, расческа, прическа, фен, стрижка, стрижет, челка, бреет, освежает одеколоном, пенка для укладки, накручивать на бигуди, платить деньги в кассу.

1) Загадка

То, что я спрошу сейчас,

Отгадать не сложно.

Кто в одном лице у нас

Скульптор и художник?

Люди, шапки перед кем

С радостью снимают?

У кого в одной руке

Два ножа сверкают –

Над чужою головой

Вьются словно птахи

Все вы знаете его

(Лика Разумова)

Дети: Парикмахер

— Правильно, сегодня мы с вами поговорим о профессии «парикмахер».

— Кто такой парикмахер? (Парикмахер делает разные виды стрижек, окраску, химическую завивку и укладку, занимается лечением волос, исправляет форму усов и бороды. Хороший мастер должен своей работой подчеркнуть достоинства и скрыть недостатки лица посетителя.)

Парикмахер - простая, на первый взгляд, профессия. Но так ли она проста на самом деле?

История профессии: Начнём с того, что профессия парикмахера существует довольно давно, только в разные времена и в разных странах она именовалась по-другому: специалистов по причёскам называли брадобреями, цирюльниками, стригунами; помимо стрижек и укладки волос парикмахеры занимались бритьём, маникюром, а нередко и выполняли обязанности врачей, подвергая своих клиентов нехитрым медицинским процедурам. И только в наше время парикмахеры занимаются только причёсками.

В профессии парикмахера существует определённая специализация: некоторые мастера занимаются только мужскими причёсками, другие наоборот - только женскими. Есть и другая категория специалистов, которая работает только с детьми - их называют детскими парикмахерами. Конечно же, существуют и парикмахеры-универсалы, которые могут постричь кого угодно. А есть ещё парикмахеры для животных, которые могут сделать привлекательную стрижку собаке или кошке. Но мы с вами будем говорить о парикмахерах, которые подстригают людей.

— Где работает парикмахер? (в парикмахерской, в салоне красоты, доме мод)

— А кто из вас посещал парикмахерскую? С какой целью?

Что вы испытывали, когда вам делали стрижку?

— Что вы чувствуете, когда выходите из парикмахерской с новой стрижкой? Когда вы видите новую стрижку у ваших близких или друзей?

2) Беседа по иллюстрации

— Что изображено на картинке?

— Какая мебель есть в парикмахерской?

— Есть ли у парикмахера специальная одежда?

— Какими предметами-помощниками пользуется парикмахер?

— Какие новые методы, приборы и инструменты появились в этом веке в области парикмахерского искусства? (Воспитатель дополняет ответы детей информацией из справочника по парикмахерскому искусству)

— Что делает парикмахер, изображенный на картинке?


— Какие женские и мужские стрижки вам больше всего нравятся, и почему?

— Как вы выбираете себе прическу? (можно посоветоваться с парикмахером, выбрать прическу в журнале, альбоме с образцами причесок)

— Как необходимо ухаживать за своими волосами, чтобы они украшали лицо?

— Как вы ухаживаете за своими волосами?

— Должен ли парикмахер уметь лечить волосы, или он должен уметь только делать прически?

3) Игра: « Что лишнее?»

  1. Лак, краска для волос, гель для укладки, бигуди, полотенце, одеяло.
  2. Фен, ножницы, бритва, фартук, машинка для стрижки волос.

4) Игра «Салон-парикмахерская»

Необходимо разделить детей на две команды. Одна будет представлять «парикмахеров» — отличных специалистов своего дела, а другая – «посетителей».

Следует заранее оговорить некоторые правила. «Парикмахеры» должны состязаться в создании причесок, а не стрижек, поэтому ножницы в этой игре не используются. Для украшения причесок можно брать любые, возможно, на первый взгляд неподходящие предметы.

Через 5-10 минут подводятся итоги, причем лучшего «парикмахера» выбирают «посетители». Далее «посетители и представители данной специальности меняются ролями. В конце можно устроить конкурс между двумя лучшими «парикмахерами» и выбрать победителя их них.

— Ну, вот мы и познакомились с профессией парикмахер и побывали в роли парикмахера и посетителя. Дома соберите вырезки из журналов с различными прическами для изготовления альбома «Модели причесок».

5) Раскрашивание раскрасок.

Раскрасьте свою картинку и расскажите, что на ней изображено?

Дополнительно. Чтение сказки
«Чудесный парикмахер» Л.Скребцовой

Вопросы и задания к сказке:

  • Кому еще и как поможет добрая фея из волшебной страны мастерства?
  • Каким должен быть искусный парикмахер, и какими знаниями он должен владеть?
  • Знаете ли вы, чем и как люди лечат слабые волосы? Стоит ли лечить волосы? Какие волосы кажутся вам роскошными?

Беседа 2. Закрепление представлений о профессии парикмахер.

Цель: закрепить представления детей о профессии «парикмахер», о его личных качествах, профессиональных действиях.

Последовательность проведения занятия

Беседа по иллюстрации:

  1. Кто это?
  2. Где работает?
  3. Что делает?
  4. Что нужно для работы?
  5. Каким должен быть парикмахер?

Это парикмахер. Она работает в парикмахерской, делает стрижки и прически. Для работы ей нужны ножницы, расчески, фен, зеркало. Парикмахер должен быть настоящим художником. Он должен быть внимательным, вежливым, веселым.

  1. Игра «Качества парикмахера»

Педагог достает карточку с названием какого-либо качества. Дети должны подумать, стоит ли парикмахеру иметь то или иное качество, и объяснить для чего. Например, парикмахер должен быть внимательным, потому что, только внимательно рассмотрев человека, можно сделать прическу, которая украсит его лицо. Парикмахер должен быть храбрым, не бояться экспериментировать и делать такие прически, которые до него еще никто не делал. Парикмахер должен быть общительным, чтобы человек во время посещения парикмахерской не скучал. Первый ответивший, для чего парикмахеру нужно то или иное качество, получает карточку с названием данного качества. Набравший большее всего карточек, получает звание «Знатока парикмахерского дела».

Качества парикмахера: общительный, терпеливый, аккуратный, внимательный, вежливый, веселый, храбрый (не боится экспериментировать).

  1. Парикмахер

Дайте ножницы, расчёску,

Он вам сделает причёску.

Парикмахер непременно

Подстрижёт вас современно.

Для того чтобы сделать современную стрижку парикмахер должен следить за всеми новинками и изменениями, которые происходят в мире причесок, и уметь эти прически делать. Сейчас мы с вами сделаем альбом «Модели причесок», по которому можно будет выбрать любую стрижку и прическу. В альбом мы наклеим те вырезки из журналов, которые вы подобрали дома.

После этого педагог совместно с детьми может изготовить предметы, необходимые для игры в «парикмахерскую»: вырезать из картона по нарисованным контурам расческу, бритву, кисточку, машинку, ножницы, флаконы, пульверизатор, зеркало. Зеркало можно с одной стороны обклеить фольгой, а с другой стороны подклеить к нему подставку. К пульверизатору в качестве резиновой трубки приклеить одним концом ленточку, а другой ее конец приклеить к флакону, на котором изображен уровень находящегося в нем одеколона. Ножницы, машинку и бритву делает воспитатель. Каждый из этих предметов состоит из двух частей, скрепленных ниткой, благодаря чему эти части подвижны. Нижнюю часть флаконов для устойчивости отгибают под прямым углом. Когда поделки готовы, педагог должен обыграть их, показать детям способы игрового использования каждой. В процессе изготовления и обыгрывания поделок ребята усваивают их названия.

  1. Рисунок «Мир стрижки»

Дети делятся на группы. Одна группа должна разработать и нарисовать стрижку для мальчиков и девочек; другая - для юношей и девушек; третья - для мужчин и женщин среднего возраста; четвертая - для дедушек и бабушек. Затем рисунки детей добавляются в альбом: «Модели причесок» .

  1. Инсценировка стихотворений « Парикмахер»


1) Кто сегодня парикмахер?

Разрешите, буду я.

Я вам сделаю причёску,

Например, как у меня.

Перед зеркалом садитесь,

Я накидку завяжу

И, конечно, первым делом

Аккуратно причешу.

А теперь накрутим чёлку

На большие бигуди.

2) Папа к зеркалу садится:

— Мне подстричься и побриться!

Старый мастер всё умеет:

Сорок лет стрижёт и бреет.

Он из маленького шкафа

Быстро ножницы достал,

Простынёй укутал папу,

Гребень взял, за кресло встал,

Щёлкнул ножницами звонко,

Раз другой взмахнул гребёнкой,

От затылка до висков

Выстриг много волосков,

Расчесал прямой пробор.

Зашипело в чашке мыло,

Чтобы бритва чище брила,

Фыркнул весело флакон

С надписью «Одеколон».

Домашнее задание: собрать атрибуты для игры: использованные чистые коробочки и баночки от кремов, духов, дезодорантов, шампуней.


КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО СОЦИАЛИЗАЦИИ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
«МНОГОЦВЕТИЕ КУБАНИ»

Цель: приобщать детей к многообразию культур Кубани.

Задачи:
1.Познакомить детей с культурой народов края.
2.Способствовать нахождению сходств и различий культур малой Родины.
3.Воспитывать уважение к малым народностям Краснодарского края, с пониманием относиться друг к другу.

Место проведения: групповое помещение.

Предварительная работа: Новороссийский исторический музей, детская библиотека, беседе о взаимоотношении между сверстниками, народах края, знакомство с национальными костюмами, характерными для народов Кубани.

Демонстрационный материал: карта Краснодарского края, представители народов, населяющих край: греки, адыги, армяне (в национальных костюмах), изображение греческих сосудов, разрезные картинки с элементами греческой росписи.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Звучит песня М. Матусовского « С чего начинается Родина».
Воспитатель: Ребята о чем эта песня? Как вы думаете, что такое Родина?
Ответы детей.
Воспитатель: У каждого жителя Земли есть своя Родина - это где он родился и живет. А кто из вас знает, как называется наша малая Родина?
Ответы детей.
Воспитатель: Наша Кубань многонациональна. А знаете ли вы какие народности населяют наш край?
Ответы детей.
Воспитатель: А теперь мы отправимся с вами в удивительное путешествие по родному краю. А поможет нам в этом волшебный семицветик. Раз, два, три лепесток над Родиной лети.
На экране доски появляется изображение греков.
Воспитатель: Ребята к какому народу привел нас лепесток?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята какими ремеслами славятся греческий народ?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята где же мы с вами оказались? Да ведь это же настоящая гончарная мастерская. Кто же такой гончар? Что он создает?
Ответы детей.
Воспитатель: Предлагаю вам рассмотреть сосуды. (иллюстрации на интерактивной доске)
Воспитатель: Поднялся сильный ветер и в мастерской разбились все сосуды. Хотите помочь гончару починить их?

Игра разрезные картинки.
Воспитатель: Молодцы ребята! Вы смогли починить сосуды гончара. А нам пора отправляться дальше. Ребята куда же подевался наш семицветик?
Нам нужно его найти!
Физминутка.
Наши алые цветы,
распускают лепестки,
ветерок чуть дышит и
цветки колышет.
Наши алые цветы,
закрывают лепестки,
закрывают лепестки,
головой качают, тихо засыпают.

Воспитатель: Ой, ребята да вот же он! (На экране появляется изображение семицветика) Ой, ребята как вы думаете, к какому народу отправится дальше наш лепесток. (На экране появляется изображение адыгов)
Воспитатель: Ребята, какие ремесла процветают у адыгов? Ответы детей. (чеканка, плетение, вышивка золотом, кузнечное ремесло). Ребята, давайте с вами превратимся в мастеров и украсим в подарок другу пояс
к национальному адыгейскому костюму.
Дети занимают свои рабочие места, выполняют свою работу.
По окончании работы дети показывают свои пояса.
Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу, нам пора возвращаться обратно. Прежде чем мы вернемся в нашу группу, присядем в наш рефлексивный круг и обсудим. У кого сегодня мы с вами были в гостях? Что мы с вами делали? Что понравилось Алиму, Маше, Ване? А куда в следующий раз вы бы хотели отправиться? к каким народам нашего края?
Дети раз, два, три семицветик нас домой приведи! (кружатся, произносят слова, возвращаются домой).

Круглый стол
для педагогов ДОУ
«Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации»

Тема: «Социально-личностное развитие дошкольников»

Цель: Совершенствовать работу по формированию социально-личностных качеств ребенка.
1. Технологии социализации

Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Постоянная занятость родителей, маркетизация и технологизация жизни, изолированность детей в семье: все это негативно отражаются на социализации современного ребенка. Нарастание негативных тенденций выдвигают на первый план задачу социализации детей, начиная с дошкольного детства.

В 2015 году вышла в свет книга Гришаевой Н.П. — старшего научного сотрудника Института Социологии РАН «Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации». Рассмотрим педагогические технологии, представленные в ней.

— Технология «Клубный час»:

Б) Формы клубных часов.
В) Обсуждение возможностей педагогической технологии на базе нашего детского сада.

— Технология «Ежедневный рефлексивный круг»
А) Ознакомление с технологией.
Б) Обсуждение вариантов тем рефлексивного круга для разных возростных групп.

— Технология «Ситуация месяца»
А) Ознакомление с технологией.
Б) Задачи по социализации детей в рамках календарного планирования.

— Технология «Заключительный праздник месяца»
А) Ознакомление с технологией.
Б) Обсуждение вариантов форм мероприятий месяца.

— Технология «Проблемные педагогические ситуации»
А) Ознакомление с технологией.
Б) Обмен опытом по применению проблемных ситуаций в работе воспитателя.

— Технология «Дети-волонтеры».
А) Ознакомление с технологией.
Б) Обсуждение «Кому мы реально можем оказать помощь?»

— Технология «Социальные акции»
А) Ознакомление с технологией.
Б) Обсуждение «Границы возможностей детей»

— Технология «Волшебный телефон»
А) Ознакомление с технологией.
Б) Обсуждение технической стороны предлагаемой технологии.

— Технология «Развивающее общение»
Эта технология не вошла в книгу. Автор приступил к ее разработке. Она создана по вдохновению от прочтения книг А.Фабер и Э.Мазлеш.
3. Выступление воспитателей группы №10 о произведениях А.Фабер и Э.Мазлеш.
Рефлексия

Развитие всех социальных навыков происходит только при саморегуляции поведения. Поэтому я сейчас предлагаю испытать на себе одну из педагогических технологий — «Рефлексивный круг». Символом нашего круглого стола будет кукла – образ ребенка. И именно не забывая о наших детях, мы поделимся друг с другом мыслями и чувствами, возникшими при работе круглого стола.


«Современные технологии эффективной социализации ребенка» Н. П. Гришаевой, позволяют эффективно сформировать и развивать у него саморегуляцию поведения, самостоятельность. инициативность, ответственность- те качества, которые необходимы не только для успешной адаптации и обучения в школе, но и для жизни в современном обществе.


«Учимся дружить» Е. В. Бариновой, способствует формированию у детей первичного представления о дружбе, о друзьях, о человеческих качествах. В данном пособии в форме подробно развернутых сценариев, дети учатся правильному общению со сверстниками, познают нравственные качества друг друга, узнают разнополовые особенности людей и связанные с этим модели поведения, знакомятся с некоторыми культурно- гигиеническими нормами, приобретают и отрабатывают определенные санитарно- гигиенические навыки.


«Терапевтические сказки»- это 50 исцеляющих историй от 33 часто встречающихся капризов детей. Эти сказки (словами или поведением) учат ребенка нравственным ценностям, самостоятельному решению проблем, общению с окружающими и другим жизненным навыкам.


«Детство с музыкой» В. А. Дергунской, способствует обогащению слухового опыта детей, накоплению представлений в области восприятия, слушания и интерпретации. А так же развитию музыкального исполнительства, импровизации, творчества. Развивает умение сотрудничества и сотворчества в коллективной деятельности.

«Мост дружбы»

Цель. Развитие эмпатии у детей, преодоление нерешительности, скованности у застенчивых детей.

Ход игры
Воспитатель показывает детям линейку и говорит: «Это мост дружбы. Давай попробуем удержать мост лбами. При этом будем говорить друг другу что-нибудь приятное».
Игру можно проводить в виде соревнований, выигрывает та пара, которая продержалась дольше других.


«Зеркало»

Цель. Развивать способности к установлению положительных взаимоотношений с другими людьми.

Ход игры
Играющие стоят парами лицом друг к другу. Один из партнёров – «зеркало», другой – стоящий перед ним. «Зеркало» должно повторять движения.

Варианты:
Воспитатель (ребёнок) играет роль стоящего перед зеркалом, играющие – «осколки зеркала», его отражающие — «отражается» выражение лица, настроение (хмурый, радостный, обиженный и т.д.)

«Печем пирог»

Цель: Обучение бережному отношению к другому, развитие воображения, творчества.
Оборудование. Одеяло.
Ход игры
Кого-нибудь из детей накрывают одеялом и предлагают лечь на ковер лицом вниз. Потом его гладят руками, «просеивают муку», «раскатывают», «замешивают», «обмазывают вареньем». Затем пирог переворачивают и украшают.
Когда «пирог» будет готов – он скажет. Тогда его разворачивают, и он поднимается, как будто пирог из печки.

«Пошли письмо»

Цель. Развитие групповой сплоченности.
Ход игры
Играющие стоят по кругу, крепко держась за руки. Водящий – почтальон – в центре круга. Он говорит: «Я посылаю письмо от Сережи к Лене». Сережа начинает передавать «письмо». Он нажимает руку своему соседу справа или слева, тот пожимает следующему и так дальше по кругу, пока «письмо» не дойдет до Лены.
Цель почтальона – «перехватить» письмо, т.е. увидеть, у кого из детей оно находится.
Ребенок водит до тех пор, пока письмо не будет «перехвачено». Желательно, чтобы каждый ребенок побывал в роли почтальона.

« Буря «

Цель. Развивать чувство группового единства.
Ход игры
Ведущий начинает игру, остановившись перед кем-нибудь из круга и потирая ладони. Ребенок, перед которым остановился ведущий, имитирует звук начинающейся бури таким же образом. Ведущий движется дальше по кругу и предлагает каждому участнику, перед которым он остановился, сделать то же самое. Дети сами начинают потирать руки, когда ведущий двигается второй раз, щелкая пальцами и предлагая сделать то же самое каждому участнику. При третьем движении вдоль круга ведущий производит звук легким потопыванием ног. Пик бури обозначается полновесными ударами ног о пол.
Таким образом, сначала просто ветер шуршал в листве деревьев, затем начался дождь, перешедший в ливень, и, наконец, началась буря.
Спустя несколько секунд буря начинает стихать. Топот ног сменяется легким потопыванием, щелканьем пальцев и, наконец, потиранием ладоней, пока не наступит полная тишина.

«Путаница»

Цель. Формирование группового единства.
Ход игры
Водящий выбирается считалкой. Он выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться – кто как умеет.
Когда образовалась путаница, водящий водит в комнату и распутывает их, не разжимая рук у детей.



«Волны»

Цель. Игра позволяет ребенку почувствовать свою значимость и теплое отношение к себе окружающих.
Ход игры
«Наверное, вы любите купаться в море? Почему? Наверное, потому что в море обычно бывают небольшие волны и так приятно, когда они ласково омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в морские волны. Попробуем подвигаться, будто волны. Попробуем улыбнуться, как волны, когда они искрятся на солнце. Попробуем «прошуршать», как волны, когда они наталкиваются на камушки на берегу, попробуем сказать в слух, что говорили бы волны купающимся в них людям, если бы умели говорить. Наверное они говорили бы: «Мы любим вас!».
Затем ведущий предлагает всем по очереди «искупаться в море». «Купающийся» становится в центр, «волны» по одной подбегают к нему и, поглаживая его, тихонько проговаривают свои слова: «Мы любим тебя!»

«Потерялся ребенок»

Цель. Игра помогает детям выразить свои эмоции, проявить способность к сопереживанию.
Ход игры
«Давайте представим, что мы с вами в лесу. Что мы там делаем? Конечно, собираем грибы или ягоды. Но один из нас потерялся. Мы очень обеспокоены и громко и ласково по очереди зовем его, например; «Ау, Сашенька!».
«Потерявшийся» ребенок стоит спиной к группе и угадывает, кто же его позвал.

«Нарисуй узор»

Цель. Побуждать к совместной деятельности, к оказанию помощи товарищу.
Оборудование. Бумажный шаблон варежки – на каждого ребенка, карандаши.

Ход игры
Дети разбиваются на пары. Воспитатель раздает цветные карандаши, бумажные шаблоны варежек и просит украсить их так, чтобы каждая пара имела одинаковый узор.
После игры проводится конкурс, в котором учитывается идентичность узоров парных варежек и сложность орнамента.

«Головомяч»

Цель. Развивать навыки сотрудничества.

Ход игры
Дети, разбившись на пары, ложатся на живот напротив друг друга. Между их головами кладется мяч. Касаясь мяча только головой, они пытаются встать и поднять мяч с пола.
Когда дети научатся справляться с этой задачей, игру можно усложнить: увеличить количество поднимающих один мяч до трех, четырех, пяти человек.

«Переходы»

Цель. Игра обращает внимание на внешность детей, позволяет осознать внешние сходства и отличия.

Ход игры
Воспитатель просит детей внимательно посмотреть друг на друга: «У каждого из вас волосы отличаются по цвету. Теперь поменяемся местами так, чтобы крайним справа, вот на этом стуле, сидел тот, у кого самые светлые волосы, а рядом с ним – у кого потемнее, а крайним справа, на этом стуле, сидел тот, у кого самые темные волосы. Начали».
Взрослый помогает детям, подходит к каждому из них, прикасается к их волосам, советуется с остальными.

Варианты. Задание то же, что и в предыдущей игре, только дети должны поменяться местами по цвету глаз.

«Угадай, кто это»

Цель. Учить мысленно воспроизводить образы своих друзей и описывать их индивидуальные особенности.
Ход игры
Воспитатель выбирает одного ребенка — рассказчика. Остальные дети образуют круг. Рассказчик описывает кого-либо из детей: внешность, одежду, характер, склонность к тем или иным занятиям и т.п. Дети угадывают, о ком идет речь. Тот, кто догадался первым, выводит ребенка — «отгадку» в круг, и они вместе с рассказчиком, взявшись за руки, шагают под песню, исполняемую всеми детьми:
Станьте, дети,
Станьте в круг,
Станьте в круг,
Станьте в круг.
Я твой друг
И ты мой друг,
Добрый, добрый друг!

«Поводырь»

Цель.
Развивать чувство ответственности за другого человека.
Воспитывать доверительное отношение друг к другу.

Оборудование. Повязка на глаза — по количеству пар детей, стулья, кубики, обручи.

Ход игры
В комнате разложены и расставлены предметы — «препятствия». Дети распределяются по парам: ведущий — ведомый. Ведомый надевает на глаза повязку, ведущий ведет его, рассказывая, как двигаться, например: «Переступи через кубик», «Здесь стул. Обойдем его».
Затем дети меняются ролями.

«Снежная королева»

Цель. Помочь ребенку увидеть в каждом человеке положительные черты характера.

Ход игры
Воспитатель просит вспомнить сказку Г.-Х. Андерсена «Снежная королева».
Дети рассказывают, что в этой сказке было зеркало, отражаясь в котором, все доброе и прекрасное превращалось в дурное и безобразное. Сколько бед натворили осколки этого зеркала, попав в глаза людям!
Воспитатель говорит, что у этой сказки есть продолжение: когда Кай и Герда выросли, они сделали волшебные очки, в которые, в отличие от зеркала, можно разглядеть то хорошее, что есть в каждом человеке. Он предлагает «примерить эти очки»: представить, что они надеты, посмотреть внимательно на товарищей, постараться увидеть в каждом как можно больше хорошего и рассказать об этом. Педагог первым «надевает очки» и дает образец описания двух-трех детей.
После игры дети пытаются рассказать, какие трудности они испытывали в роли рассматривающих, что чувствовали.
Игру можно проводить несколько раз, отмечая при последующем обсуждении, что с каждым разом удавалось увидеть больше хорошего.

«Цветик-семицветик»

Цель.
Побуждать детей к обсуждению своих желаний и выбору какого-либо одного, более значимого.
Поощрять желание заботиться о других.
Оборудование. Цветик-семицветик из цветной бумаги со съемными лепестками.

Ход игры
Дети распределяются на пары. Каждая пара поочередно, держась за руки, «срывает» один лепесток и говорит:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть, по-моему, вели.
Обдумав и согласовав друг с другом общее желание, они объявляют о нем остальным.
Воспитатель поощряет те желания, которые связаны с заботой о товарищах, старых людях, о тех, кто слабее, заверяет детей, что их желания обязательно сбудутся.

1. «Ежедневный рефлексивный круг» желательно проводить каждый день перед завтраком со всеми детьми, присутствующими в группе.

2. Обсуждение занимает от 5 до 10 мин в младших группах, и 10-20 мин в подготовительных к школе группах.
3. «Ежедневный рефлексивный круг» так же может проводиться сразу после какого-либо происшествия.

4. Чтобы обсуждение прошло эффективно, необходимо создать определенный психологический настрой: включить медитативную музыку (желательно одну и ту же на определенный период времени), поставить в центр круга свечу, которую дети будут передавать друг другу во время ответов на вопрос.
5. Желательно, чтобы круг, образованный детьми, находился всегда в одном и том же месте. Так как дети через два- три месяца привыкают обсуждать свои проблемы в кругу и без присутствия воспитателя пользуются данной технологией для обсуждения своих проблем.


Морозова Н. В.

МБДОУ «Детский сад «Антошка»

г. Абакан, воспитатель,

1 квалификационной категории,

Чернышева Р. Ф

МБДОУ «Детский сад «Антошка»

г. Абакан, воспитатель.

Граф Т. А.

МБДОУ «Детский сад «Антошка»

г. Абакан, воспитатель,

Технология «Дети – волонтеры» как средство

эффективной социализации детей – дошкольников

А в чём самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро - это, прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую нужно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком... Д.С. Лихачев

Сейчас много говорят о том, что подрастающее поколение проявляет негативное отношения друг другу. Поэтому задача педагогов - направить свои усилия для успешной социализации ребенка и его социально - личностного развития.

Социализация - это становления личности в процессе усвоения знаний, ценностей и норм социалистического общества. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации .

Уже с первых дней жизни ребенок является существом социальным, так как его потребности не могут быть удовлетворены без помощи и участия другого человека.

Современные дети живут и развиваются в совершенно иных социокультурных условиях, чем их ровесники 20 лет назад. Занятость родителей, разрыв поколений, технологизация детской субкультуры, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребенка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Повышенная агрессивность, дефицит гуманных форм поведения, отчужденность, изолированность выдвигают на первый план задачу социализации детей.

Задача может быть решена при одновременной реализации таких условий, как создание благоприятной социокультурной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учетом их возможностей и особенностей развития, тесное сотрудничество педагогов группы, специалистов и родителей

В нашем дошкольном образовательном учреждении социализация воспитанников начинается с работы в группах кратковременного пребывания. Эти группы дети посещают вместе с родителями, которые включены в творческий и педагогический процесс. Именно здесь приобретается первый опыт общения и взаимодействия между детьми посредством наблюдения и подражания, прежде всего своим родителям.

Однако, понимая всю важность процесса социализации детей, мы решили расширить деятельность в этом направлении и приступили к внедрению новых педагогических технологий эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации, автором которых является старший научный сотрудник института социологии РАН Гришаева Н.П.

Несмотря на то, что технология «Дети - волонтеры» удивительно простая в использовании давно входит в работу с дошкольниками, ее реализация ранее проходила эпизодически, так как мы не видели, в чем могут быть преимущества данного подхода. Однако с введение ФГОС ДО, (п.2.6.) «становление самостоятельности, целеустремленности и саморегуляции собственных действий» - одна из задач социально-коммуникативного развития ребенка, пришлось пересмотреть подход, к организации условий развития ребенка - дошкольника.

В начале учебного года дети старшего возраста заметили, что малыши не всегда с желанием идут в детский сад, стали задавать вопросы: «Почему малыши плачут? Почему не хотят идти в детский сад? Они плачут, потому, что не умеют одеваться? Как мы можем им помочь полюбить детский сад?» и др.

Так пришла педагогическая идея в организации волонтерского движения в ДОУ. Волонтёрская деятельность (от лат.Voluntarius - добровольно) - это широкий круг деятельности, включающий традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение.

Добровольцы, с точки зрения закона Российской Федерации - физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности). Работа волонтера сплачивает людей в единственном стремлении - стремлении делать добро.

В сотрудничестве коллектива педагогов групп младшего и старшего дошкольного возраста был разработан и представлен на педагогическом совете проект «Дети – волонтеры как средство эффективной социализации ребенка – дошкольника».

Для подготовки детей к данному виду деятельности были проведены следующие мероприятия (см. табл. 1)

Таблица 1

Перспективный план работы с детьми в детской «Школе волонтеров»

Месяц

Тема

Задачи

Содержание работы

Взаимодействие с родителями

Сентябрь

Кто такие волонтеры?

Наша дружная семья

Создать условия ознакомления детей о том, что детский сад – это дружная семья, взрослые заботятся о детях, а старшие воспитанники - о малышах.

Беседа «Кто такие волонтеры?». Экскурсия по детскому саду. «Школа волонтера». Составление правил и обязанностей учеников «Школы волонтеров».

Изготовление флага и герба «Школы волонтеров». Выяснение детей о том, чем они любят заниматься.

Привлечение родителей к разработке флага и герба «Школы волонтеров».

Октябрь

Научим малышей одеваться.

Научим малышей убирать за собой игрушки.

Создать условия для развития самостоятельности и ответственности, детей.

«Неделя добрых дел» - оказание помощи малышам в трудности в одевании и раздевании. Развивать умение и желание малышей убирать игрушки на место после игры, в группе и на игровом участке.

Практикум «Самообслуживание в условиях семьи».

Консультация на тему «Личностный подход к формированию саморегуляции у дошкольников»

Ноябрь

Создадим сказку

Создать условия для интереса детей к русским народным сказкам на собственном примере

Показ кукольного театра «Репка», «Колобок».

Декабрь

Как играть с малышами

Создать условия для развития, формирования игровой деятельности и передачи игрового опыта в естественных условиях.

Конструирование на тему «Терем Деда Мороза».

Мастер - класс «Елочные игрушки».

Разучивание с малышами стихов о зиме, о Новом годе.

Привлечение родителей и детей к совместному изготовлению новогодних игрушек из бросового материала

Январь

игр-забавы

Создать условия для развития навыков доброжелательного взаимодействия между детьми.

«Неделя добрых дел» - оказание помощи малышам в трудности в одевании и раздевании

Организация совместных игр в группе и на улице «Зимние забавы» (игра в снежки, катание на санках).

Клубный час «Зимушка хрустальная».

«Рождественский концерт».

Ситуативный разговор «Что такое самостоятельность?»

Февраль

Интересные занятия

Создание условий для развития навыка общения в разновозрастном коллективе. Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками.

Познавательно-исследовательская деятельность с детьми младшего возраста «Необычное приключение Колобка».

Показ теневого театра «Храбрый заяц»

Мастер - класс «Поздравительная открытка для папы

«Может ли ребенок быть самостоятельным?»

Март

Театр

Создать условия для развития театрально-игрового опыта у детей Поддержка индивидуальности и инициативности детей через недирективную помощь.

Театрализованная постановка по литературному произведению для формирования и развития личности ребенка: Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья».

Мастер - класс «Поздравительная открытка для мамы»

Клубный час «Играй-ка» - разучивание п/и «Солнышко и тучка», «Цветные автомобили» и др.

Привлечение к изготовлению театральных

Апрель

разрешим конфликты

Создать условия для осознания великой силы добра. Развить коммуникативные навыки детей. позволяющие решать конфликтные ситуации с сверстниками.

Показ мультипликационных фильмов «Дюймовочка», «Волшебное кольцо», «Мальчик с пальчик».

Целевые прогулки на территории детского сада.

Конкурс рисунков на асфальте «Сохраним землю».

Разучивание стихов с малышами о весне, птицах, природе.

Май

Я - ты - он - она вместе дружная семья

Создать условия для эмоционального благополучия через уважительное отношение к чувствам и потребностям каждого ребенка.

Развлечение

«В гостях у Светофорчика».

Акция «Игрушка на память».

Мастер-класс: «Изготовление подарков для малышей» - работа по росписи деревянных игрушек.

Родительское собрание «Что может мой ребенок?»

Педагогическая технология «Дети волонтеры» помогает нам решать следующие задачи:

развитие навыков общения в разновозрастном коллективе;

развитие самостоятельности и ответственности, прежде всего у младших детей;

создание такой ситуации развития, при которой формирование игровой деятельности и передача игрового опыта происходит в естественной среде, а не по заказу и рассказу воспитателя.

Дети быстро адаптировались в создаваемых условиях.

Взаимодействие детей проявлялось:

дети-волонтеры проявляли инициативу в заботе о малышах, а малыши с благодарностью относились к помощи и знакам внимания;

у детей появился опыт вежливого выражения своих просьб, зазвучали слова благодарности;

у малышей заметно увеличился словарный запас, что позволило им самостоятельно находить различные пути общения со старшими детьми и взрослыми;

дети-волонтеры активно помогали своим подопечным во всех режимных моментах в течение дня. Тем самым они получили отличную возможность почувствовать себя взрослыми и нужными;

в различных совместных действиях дети учились решать спорные вопросы, улаживать конфликты, в игре обменивались опытом и эмоциональным общением;

многие дети стали пользоваться правом самостоятельного выбора, которого им не хватает в повседневной жизни;

педагоги поощряли попытки детей поделится разнообразными впечатлениями со взрослыми и другими детьми. Для этого проводились «Рефлексивные круги», с помощью которых ребенок мог высказать свое мнение, ответить на вопросы педагога-психолога.

Межгрупповое взаимодействие по нашим наблюдениям взаимно обогатила: младших продвинуло в своем развитии, а старшим дало возможность быть образцом для подражания. Для детей старшего возраста игра с малышами урок ответственности, первое серьезное дело, которым он руководит.

Анализ проведенной работы и круги рефлексии показали, что старшие мальчики менее активно включились в технологию «Дети-волонтеры», так как в связи с психологическими особенностями мальчики более консервативны, чем девочки. Дети, у которых есть младшие братья и сестры, вначале ситуации месяца использовали свой личный опыт, полученный в семье, который помог им включиться в предложенную ситуацию. Единственные дети в семье чаще обращались за помощью к взрослым или занимали позицию наблюдателя.

Несмотря на выше сказанное считаем, что работа по внедрению технологии показала положительную динамику сформированности и развития у детей саморегуляции поведения, самостоятельности, инициативности и ответственности, а также эмоционального удовлетворения. После посещения младшей группы дети приходили удовлетворенные тем, что они помогали, занимались, играли с малышами как взрослые, проявляя к ним заботу. Приходя в группу и рассказывая, где они были, чем занимались, тем самым они постепенно вызывали интерес и желание других детей попробовать, а потом тоже активно включались в волонтерское движение.

Д. С. Лихачев в своей книги «Письма о добром и прекрасном» писал: «Постепенно дети становятся объектами все более высокой заботы и сами начинают проявлять заботу настоящую и широкую – не только о семье, но и о школе, куда поместила их забота родительская, о своем селе, городе и стране… Забота ширится и становится все более альтруистичной. За заботу о себе дети платят заботой о стариках-родителях, когда они уже ничем не могут отплатить за заботу детей. И эта забота о стариках, а потом и о памяти скончавшихся родителей как бы сливается с заботой об исторической памяти семьи и родины в целом. Если забота направлена только на себя, то вырастает эгоист».

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что организация деятельности волонтёрского движения в детском саду – это уникальная возможность влиять на формирование качеств, необходимых не только для успешной адаптации и обучению в школе, но и для жизни в современном обществе.

Педагогический коллектив наметил следующие мероприятия по внедрению технологии «Дети - волонтеры» в нашем дошкольном учреждении:

1.​ Создание бригады волонтеры- родители.

2.​ Включение в технологию младших школьников с целью преемственности различных ступеней образования.

3.​ Совместно с психологом проведение тренингов на повышение самооценки и улучшения межличностных отношений в детских и педагогических коллективов.

Закончить статью хочется словами Д.С. Лихачева: «Удивительно правильная мысль: «Небольшой шаг для человека, большой шаг для человечества»».

Библиографический список

1. Гришаева Н.. П. Анализ социальных проблем дошкольного воспитания// Управление в дошкольном образовании. 2002 № 5.

2. Гришаева Н.. П. Как стать самостоятельным // Комсомольская правда. 2004.7 июня.

3.Дошкольный мир: социальный проект. Гришаева Н. П. // Учительская газета.. 1988. 30 июня

4. Клешина С.А. Орехова В.И. Социальная адаптация детей разных возрастных групп к условиям детского сада// Журнал Детский сад: теория и практика. 2013 №5 с.98-99

5. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие / Н.П.Гришаева. - М.: Вентана - Граф, 2016. - 184 с. - (Тропинки). http://ru.wikipedia.org/wiki/Волонтер

10. «Письма о добром»: Азбука, АзбукаАттикус; СПб.:; 2013 ISBN 9785389058774

Случайные статьи

Вверх