Переквалификация статьи в административном производстве. Квалификация административных правонарушений

Под квалификацией административных правонарушений понимается установление соответствия признаков совершенного деяния признакам конкретного состава административного правонарушения, предусмотренного соответствующей статьей Кодекса РФ об административных правонарушениях. Как составная часть деятельности компетентных должностных лиц (органов) по применению законодательства об административных правонарушениях квалификация представляет собой мыслительный процесс того или иного лица, заключающейся в сопоставление признаков совершенного деяния с признаками, включенными законодателем в конструкцию определенного состава. Результатом этого сопоставления является правовая оценка совершенного деяния. Данная оценка заключается в выводе о том, что деяние содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного той или иной статьей КоАП РФ.

Квалификация административных правонарушений осуществляется на всех стадиях производства по делам об административных правонарушениях за исключением стадии исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях. Требования к полноте квалификации административных правонарушений на каждой стадии различны, поскольку реальные возможности обеспечения точной и полной квалификации во многом зависят от объема и достоверности информации об обстоятельствах проступка. Так, на стадии возбуждения дела об административном правонарушении и начальном этапе административного расследования объем имеющейся информации иногда бывает достаточным лишь для вывода о противоправности деяния. Задача квалификации здесь заключается в том, чтобы определить, к какому виду правонарушений относится оцениваемый случай (административное правонарушение, преступление, дисциплинарный поступок или гражданско-правовой деликт).

В ходе осуществления административного расследования по мере поступления информации об обстоятельствах административного правонарушения правоприменитель решает вопрос о том, какой норме законодательства об административных правонарушениях соответствует рассматриваемое деяние. Полученный вывод, как правило, отражается и в протоколе об административном правонарушении, исключение составляют случаи, когда составление протокола об административном правонарушение является не обязательным (ст.28.6 КоАП России).

Как показывает правоприменительная практика квалификация на стадиях возбуждения дела и административного расследования носит в основном предварительный характер. Итоговая правовая оценка содеянному дается правоприменителем на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении. Исследуя его, должностное лицо соглашается с предварительной квалификацией либо приходит к выводу об иной квалификации рассматриваемого деяния, что отражается в постановлении о прекращение производства по делу, о наложении административного наказания. В некоторых случаях и эта квалификация не всегда является окончательной.

По общему правилу, постановление по делу об административном правонарушение может быть обжаловано и опротестовано . При рассмотрении полномочным должностным лицом (органом) жалобы или протеста поверяются законность и обоснованность вынесенного постановления, что предполагает и поверку точности ранее данной квалификации деяния. При обнаружение ошибки в квалификации содеянного судья, должностное лицо, рассматривающей жалобу или протест, отменяет постановление изменяет квалификацию, либо направляет дело на новое рассмотрение (ст.30.7 КоАП России).

Квалификация административных правонарушений является важнейшим элементом применения норм законодательства об административных правонарушениях к конкретному неправомерному событию. Правильная квалификация деяния - необходимое условие законности всей правоприменительной деятельности. Квалификация означает, что лицо привлекается к административной ответственности именно за совершенное им правонарушение, претерпевая правовые последствия, которые закон связывает с совершением этого правонарушения.

Ошибки в квалификации с неизбежностью порождают целый ряд негативных последствий. Так, неверное признание на стадии возбуждения дела или административного расследования деяния административным правонарушением ведет к незаконному доставлению, а в некоторых случаях и к задержанию, досмотру, применению иных административно-процессуальных мер к лицу, поведение которого было правомерным.

Процесс квалификации административных правонарушений заключается в сопоставлении признаков совершенного деяния с признаками состава административного правонарушения, предусмотренного конкретной правовой нормой с целью установления их тождества.

Выявление признаков деяния осуществляется посредством сбора и оценки доказательств, на основе которых в сознании правоприменителя выстраивается своеобразная модель совершенного административного правонарушения, включающая в себя множество признаков деяния. Так, лицо, осуществляющее административное расследование или рассматривающее дело об административном правонарушение, располагает информацией о значительном объеме фактических обстоятельств содеянного: о месте, времени, способе, средствах и обстоятельств совершения административного правонарушения и др.

Для квалификации административного правонарушения из множества признаков необходимо отобрать лишь значимые, которые определяют правовую характеристику совершенного деяния. Прежде всего, таковыми являются общие признаки, присущие любому виду административного правонарушения: общественная опасность, противоправность. Вывод об общественной опасности и противоправности деяния основывается на знание лицом, осуществляющим квалификацию, действующего законодательства, на жизненном и профессиональном опыте, правосознание. Это необходимость обусловлена разграничением критериев административных правонарушений от преступлений. Признание деяния административным правонарушением осуществляется через разрешение вопроса о том, какая административно-правовая норма предусматривает такое деяние. Здесь необходимо выяснения и сопоставление так называемых видовых признаков, то есть признаков, характерных именно для данного вида административного правонарушения.

административное правонарушение кодекс российский

Систематизация признаков оцениваемого деяния осуществляется в соответствии с элементами состава административного правонарушения, то есть относящиеся к объекту, объективной стороне, субъекту и субъективной стороне административного правонарушения. По мере получения сведений о фактических обстоятельствах они сосредотачиваются в эти четыре группы. При этом осуществляется сопоставление выявленных и сгруппированных признаков деяния с соответствующими элементами составов административных правонарушений. Установление полного соответствия признаков совершенного деяния признакам состава административного правонарушения, предусмотренного конкретной правовой нормой, служит основанием для признания деяния конкретным административным правонарушением.

Различать административные правонарушения возможно лишь по объекту и объективной стороне. Но первое место в последовательности квалификации административных правонарушений принадлежит признакам объективной стороны. Так, первоочередной оценке и последующему сопоставлению с признаками состава административного правонарушения подлежат признаки, характеризующие деяние. Без их выяснения практически невозможно провести оценку и сопоставление признаков объекта посягательства.

Квалификация по объективной стороне предполагает сопоставление признаков совершенного деяния с его характеристикой содержащейся в соответствующей статье КоАП РФ. Такое сопоставление не представляет сложности, если в соответствующей статье Кодекса РФ об административных правонарушениях, содержится подробная характеристика противоправного деяния. Однако формулировка некоторых статей КоАП России не содержит четких описаний всех действий, образующих объективную сторону административного правонарушения. В них иногда указывается весьма общие признаки возможных противоправных деяний. Так, в диспозиции статьи предусматривающей ответственность за "мелкое хулиганство", содержится подробная характеристика одного из действий, составляющих его объективную сторону, - нецензурная брань в общественных местах. Иные действия изложены в весьма общей форме: оскорбительное приставание к гражданам или другие действия, демонстративно нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан. Такие приемы описания признаков противоправного деяния требуют оценочной деятельности правоприменителя, которые основываясь на моральных воззрениях существующих в обществе, определяет, является ли действия, нарушившие общественный порядок и спокойствие граждан, подобными нецензурной брани и оскорбительному приставанию. Обоснованность таких оценок во многом определяется уровнем правосознания, профессиональным опытом и другими факторами.

В некоторых статьях КоАП РФ лишь названы действия, но не раскрывается его характеристика (например, занятие проституцией ст.6.11 КоАП России), а иногда указывается на последствие противоправных действий (например, повреждение телефонов-автоматов ст.13.24 КоАП России). Решая в подобных случаях вопрос о признании или непризнании совершенных конкретных действий соответствующим признакам объективной стороны состава, правоприменитель должен, прежде всего, осуществить семантическое, логическое толкование термина указанного в законе, чтобы понять, какие действия охватываются этим термином. Если же в диспозиции статьи названы лишь противоправные последствия, то правоприменитель выяснят, какими вообще действиями они могут быть вызваны. Соответствующими признаками объективной стороны признаются лишь общественно опасные действия.

Диспозиции многих норм законодательства об административных правонарушениях являются бланкетными или ссылочными. Этими нормами устанавливается ответственность за нарушение правил, содержащихся в иных нормах административного права или нормах иных отраслей права. В этих случаях вывод о соответствии оцениваемого деяния признакам объективной стороны состава может быть получен лишь в результате изучения нормативных правовых актов, содержащих указанные правила (Правила дорожного движения, Правила пожарной безопасности, Правила торговли и др.).

Квалификация по объективной стороне в ряде случаев предполагает установление соответствия реального последствия совершенного деяния его признакам, содержащимся в составе. Необходимо иметь в виду, что характер наступивших последствий существенно влияет на оценку степени общественной опасности административного правонарушения и ряде случаев является единственным критерием разграничения административного правонарушения и преступления. Ряд административных правонарушений особенно связанных с нарушением правил дорожного движения, отличаются от преступлений лишь отсутствием вредных последствий, а иногда и характером таких последствий, размером ущерба. Установление факта соответствия реально наступивших последствий указанным в правовой норме предполагает последующее определение наличие причинной связи между противоправным деянием и его последствиями. Вывод о наличие такой связи может быть получен в результате всесторонней оценке характера деяния и обстановки его совершения, сопоставления оцениваемой ситуации с аналогичными, исследованными ранее.

При квалификации деяний по признакам административных правонарушений, в составах которых содержится указание на такие признаки объективной стороны, как место, время, способ совершения деяния, необходимо их исследование и сопоставление с признаками соответствующего состава. Так, за распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах, предусмотрена административная ответственность (ст. 20.20 КоАП России). А распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции в организациях торговли и общественного питания, в которых разрешена продажа алкогольной продукции в розлив оценивается как правомерное поведение.

Определенную сложность квалификации по факультативным признакам объективной стороны заключается в отсутствие законодательной характеристики некоторых из них. Так, нормативно неопределенно понятие общественного места, содержится лишь их небольшой перечень. В КоАП РФ вообще не раскрывается понятие кражи, мошенничества, присвоения или растраты как способов совершения хищения (ст.7.27 КоАП России). В таких случаях правоприменителю необходимо обратиться к соответствующим норма уголовного законодательства, в котором содержаться характеристики некоторых способов совершения хищения. После установления соответствия признаков объективной стороны необходимо приступить к сопоставлению признаков объекта совершенного деяния и одноименных признаков состава административного правонарушения (ст.7.27 КоАП России).

Квалификация по объекту представляется весьма сложной. Во-первых, как отмечалось ранее, в большинстве норм законодательства об административных правонарушениях не содержится прямого указания на непосредственный объект. Во-вторых, исследуя фактические обстоятельства совершенного деяния, правоприменитель чаще всего лишен возможности непосредственного восприятия его объекта. Ни в показаниях правонарушителя, ни в объяснении свидетелей, потерпевших не содержится прямых ответов на вопрос об объекте посягательства. Ответ на этот вопрос может быть получен в результате анализа события правонарушения, всех обстоятельств его совершения: места, обстановки его совершения, предмета противоправного посягательства. Нецензурная брань в общественных местах в присутствие посторонних граждан, нарушает общественных порядок и должна быть квалифицирована как мелкое хулиганство. В других случаях эти же действия не могут быть оценены как посягательства на общественный порядок, а, следовательно, требуют иной квалификации. Сложность установления непосредственного объекта квалифицируемого деяния в ряде случаев обусловлена отсутствием четкой правовой характеристике родовых и непосредственных объектов правонарушений. Так, ни административное, ни уголовное законодательство не содержит таких понятий, как общественный порядок, порядок управления, являющихся родовыми объектами значительного числа правонарушений. Неоднозначные мнения относительно содержания этих групп общественных отношений высказаны и в юридической литературе. В некоторых случаях определяющее значение для квалификации административного правонарушения имеет предмет посягательства (его цена, свойства, количество). Указание в административно-правовой норме на предмет или на характеристики предмета правонарушения нередко служит критерием разграничения административного правонарушения, преступления и деяния, не являющегося правонарушением так, хищение чужого имущества признается мелким, если стоимость похищенного имущества не превышает одного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации.

Квалификация по субъекту имеет целью установления соответствия признаков, характеризующих лицо, совершившее деяние, признакам субъекта, содержащимся в составе административного правонарушения. Установление такого соответствия по общим признакам субъекта (возраст, вменяемость) сложности, как правило, не составляет. Однако при квалификации деяния по признакам административного правонарушения со специальным субъектом возникает задача установление у лица, совершившего такое деяние, признаков указанных в соответствующей норме. Наиболее часто в числе специальных субъектов законодатель называет должностных лиц. Установление наличия таких признаков требует уяснения понятия должностного лица, которое содержится в ст.2.4 КоАП России. Отсутствие у лица признаков специального субъекта может означать отсутствие состава административного правонарушения.

Квалификация по субъективной стороне предполагает установление соответствия между фактическим содержанием психического отношения лица к совершенному деянию и признаками субъективной стороны соответствующего состава административного правонарушения. Психическая деятельность человека проявляется в его поведение, поэтому вывод об отношение лица к содеянному и его последствиям делается на основе анализа фактических обстоятельств дела, характеризующих объективную сторону и объект противоправного посягательства. Изучение и оценка поведения лица в момент совершения противоправного деяния, а нередко и до, и после его совершения, позволяют выявить содержание интеллектуальных и волевых моментов психического отношения лица к квалифицируемому деянию и его последствиям, проследить логику его мышления, сделать вывод о виновности совершенных им действий, определить форму вины и цель совершения действия, если это имеет значение для квалификации. Для квалификации многих административных правонарушений достаточное установления того, что деяние совершено виновно. В большинстве случаев форма вины на правовую оценку содеянного не влияет. Отсутствие признаков вины, предусмотренных КоАП РФ, то есть установление того, что лицо, совершившее противоправное действие, не имело умысла на его совершение и не допускало неосторожности, в подобных ситуациях оценивается как случай, который не является основанием для наложения на лицо административного наказания.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В приведенном согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ понятии административного правонарушения не указаны объекты противоправных посягательств. Их можно определить, исходя из наименований глав раздела II КоАП РФ, согласно которому административное правонарушение посягает на общественные отношения в сферах прав граждан (глава 5), здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия населения и общественной нравственности (глава 6), охраны собственности (глава 7), порядка управления (глава 19), общественного порядка и общественной безопасности (глава 20), а также в других сферах. Следовательно, административные правонарушения посягают на весьма широкий круг общественных отношений.

Признаки административного правонарушения

Административное правонарушение обладает всеми указанными непосредственно в самой административно-правовой норме пятью обязательными признаками:

  • деянием (действием или бездействием);
  • противоправностью;
  • виновностью;
  • деянием физического или юридического лица;
  • наказуемостью.

Итак, под правонарушением понимается деяние (действие или бездействие), то есть поведение субъекта. Правонарушение может составить только акт поведения, внешне выраженный правонарушителем в определенной объективной форме. Значимость этой черты состоит в том, что в ней скрыто общепринятое положение «за мысли, намерения или цели не судят». Так, нельзя считать правонарушением не проявленные через поступки внутренний образ мыслей человека, его чувства. Мыслительные процессы не регулируются правом.

Одним из главенствующих обязательных признаков правонарушения, вытекающим из самого термина, является противоправность , т. е. нарушение права, его норм, содержащих юридические обязанности и запреты. Противоправность или административная противозаконность означает, что административным правонарушением может быть признано только то деяние, которое прямо запрещено нормой раздела II (Особенной частью) КоАП РФ (ст.ст. 5.1 - 21.7) или нормами законов субъектов федерации об административных правонарушениях. Если деяние не является противоправным, то оно не может образовать административного правонарушения и, следовательно, повлечь административную ответственность.

Виновность - важнейший признак административного правонарушения. Признать лицо виновным означает установить, что административное правонарушение совершено либо умышленно, либо по неосторожности. В ст. 2.2 КоАП РФ указаны именно эти две формы вины.

Наказуемость - признак правонарушения, характеризующий не его сущность, а указывающий на его неизбежное юридическое последствие - назначение административного наказания. Следовательно, наказуемость - это предусмотренная КоАП РФ или соответствующим законом субъекта Российской Федерации возможность привлечения к административной ответственности за совершенное правонарушение. Кодексом предусмотрены также обстоятельства, исключающие деликтность деяния.

Понятие и элементы состава административного правонарушения

Под составом административного правонарушения следует понимать совокупность предусмотренных законом (КоАП РФ и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов федерации об административных правонарушениях) объективных и субъективных признаков, характеризующих противоправное деяние как правонарушение.

Всего в структуру состава административного правонарушения входят следующие четыре элемента:

  • Объект правонарушения - те общественные отношения, которые оно нарушает.
  • Объективная сторона правонарушения - признаки конкретного деяния, его возможные последствия, причинная связь между деянием и последствиями.
  • Субъект правонарушения - физическое (в том числе должностное) лицо, обладающее признаком вменяемости и достигшее определённого (в России - 16-летнего) возраста, или юридическое лицо.
  • Субъективная сторона правонарушения - вина в форме умысла или неосторожности, цель.

Понятие и содержание процесса квалификации административных правонарушений

В административном праве под квалификацией правонарушений понимается установление и юридическое закрепление точного соответствия между признаками совершенного деяния и признаками конкретного состава административного правонарушения, предусмотренного соответствующей статьей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В связи с этим квалификация административных правонарушений - это прежде всего деятельность правоприменительных органов и должностных лиц, уполномоченных осуществлять производство по делам об административных правонарушениях. Как составная часть деятельности компетентных должностных лиц (органов) по применению законодательства об административных правонарушениях квалификация представляет собой мыслительный процесс того или иного лица, заключающийся в сопоставлении признаков совершенного деяния с признаками, включенными законодателем в конструкцию определенного состава. Результатом этого сопоставления является правовая оценка совершенного деяния Данная оценка определяется в выводе о том, что деяние содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного той или иной нормой законодательства об административной ответственности. Квалификация административных проступков осуществляется практически на всех стадиях производства по делам об административных правонарушениях:

а) возбуждения дела и административного расследования;

б) рассмотрения дела и вынесения постановления по делу об административном правонарушении;

в) обжалования и опротестования постановления по делу.

На стадии возбуждения дела об административном правонарушении и начальном этапе административного расследования объем информации иногда бывает достаточным лишь для вывода о противоправности деяния. Задача начальной стадии квалификации нередко заключается в том, чтобы определить, к какому виду правонарушений относится оцениваемый случай: а) административное правонарушение; б) преступление; в) дисциплинарный проступок; г) гражданско-правовой деликт.

В процессе административного расследования решается вопрос о том, какой норме законодательства об административных правонарушениях соответствует рассматриваемое деяние. Полученный вывод, как правило, отражается в протоколе об административном правонарушении.

Квалификация на стадии возбуждения дела и административного расследования носит предварительный характер. Итоговая правовая оценка содеянному деянию дается правоприменителем на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении.

Исследуя все обстоятельства дела, орган (должностное лицо) соглашается с предварительной квалификацией либо приходит к выводу об иной квалификации рассматриваемого деяния, что отражается в постановлении о прекращении производства по делу или о наложении административного взыскания (такое решение принимается, если рассматривающий дело приходит к выводу об отсутствии состава административного правонарушения или о необходимости направления дела органам следствия или дознания при обнаружении в деянии признаков преступления; прекращение производства по делу об административном правонарушении возможно также в иных случаях, предусмотренных ст.24.5 КоАП РФ). В некоторых случаях и эта квалификация не всегда является окончательной.

По общему правилу постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано и опротестовано. При рассмотрении полномочным органом (должностным лицом) жалобы или протеста проверяются законность и обоснованность вынесения постановления, что предполагает и проверку точности ранее данной оценки (квалификации) деяния.

При обнаружении ошибки в квалификации, содеянного деяния орган (должностное лицо), рассматривающий жалобу или протест, отменяет постановление, изменяет квалификацию либо направляет дело на новое расследование (ст. 30.7 КоАП РФ).

Термин «квалификация» происходит от латинского qualification (определение качества, оценка чего-либо) и предполагает отнесение предмета или явления к определенному разряду, группе в зависимости от качественных критериев. В административном праве под квалификацией правонарушений понимается установление и юридическое закрепление точного соответствия между признаками совершенного деяния и признаками конкретного состава административного правонарушения, предусмотренного соответствующей статьей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях .

В связи с этим, квалификация административных правонарушений это, прежде всего деятельность правоприменительных органов и должностных лиц, уполномоченных осуществлять производство по делам об административных правонарушениях. Как составная часть деятельности компетентных должностных лиц (органов) по применению законодательства об административных правонарушениях, квалификация представляет собой мыслительный процесс того или иного лица, заключающийся в сопоставлении признаков совершенного деяния с признаками, включенными законодателем в конструкцию определенного состава. Результатом этого сопоставления является правовая оценка совершенного деяния. Данная оценка является в выводе о том, что деяния содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного той или иной статьей КоАП РФ.

В рамках совершения квалификации административного правонарушения необходимо ответить на четыре вопроса :

1. На какую область общественных отношений направленно неправомерное деяние?

2. Имеется ли причинная связь между противоправным деянием и наступившими вредными последствиями?

3. Является ли лицо, совершившее деяние, дееспособным (деликтоспособным)?

4. Является ли лицо, совершившее правонарушение, виновным, и если да, то какова степень и форма его вины?

Ответив на эти вопросы, можно определить основные параметры правонарушения, которые являются юридическим составом правонарушений, рассмотренным выше.



Квалификация правонарушений входит в компетенцию административно-юрисдикционных органов. При этом следует заметить, что в отличие от уголовного судопроизводства, административная юрисдикция характеризуется наличием ряда особенностей, в том числе и в сфере деятельности по квалификации административных правонарушений. Во-первых, это объясняется множественностью административно-юрисдикционных органов (должностных лиц), наделенных правом квалификации административных правонарушений, во-вторых, неоднородностью этих органов (должностных лиц).

Отсутствие единой системы органов административной юрисдикции объясняется объективными обстоятельствами. Административных проступков множество, и на их квалификацию в каком-либо одном органе потребовалось бы много времени и средств на пересылку материалов, вызов участников производства, отвлечение на процедуру рассмотрения должностных лиц, оформивших материалы, от их основной работы. Кроме того, квалификация многих дел, требует специальных знаний.

Административную юрисдикцию характеризует, прежде всего, быстрота (оперативность) реагирования на правонарушение, ее профилактическая направленность, что в свою очередь предполагает осуществление квалификации в максимально сжатые сроки.

Термин квалификация административного правонарушения имеет двоякое значение:

1. Квалификация, как деятельность административно- юрисдикционных органов по установлению точного соответствия между деянием и признаками состава административного правонарушения.

2. Квалификация, как государственно-правовая оценка совершенного противоправного деяния.

Квалификация административных проступков осуществляется практически на всех стадиях производства по делам об административных правонарушениях. В процессе исполнительного производства квалификация административных правонарушений не осуществляется.

Требования к полноте квалификации административных правонарушений на каждой стадии различны, т.к. реальные возможности обеспечения точной и полной квалификации во многом зависят от объема и достоверности информации об обстоятельствах проступка.

На стадии возбуждения дела об административном правонарушении и начальном этапе административного расследования, объем информации иногда бывает достаточным лишь для вывода о противоправности деяния. Задача начальной стадии квалификации нередко заключается в том чтобы определить, к какому виду правонарушений относится оцениваемый случай: а) административное правонарушение; б) преступление; в) дисциплинарный проступок; г) гражданско-правовой деликт.

В процессе административного расследования решается вопрос о том, какой норме законодательства об административных правонарушениях соответствует рассматриваемое деяние. Полученный вывод, как правило, отражается в протоколе об административном правонарушении. Квалификация на стадии возбуждения дела и административного расследования носит как бы предварительный характер. Итоговая правовая оценка содеянному деянию дается правоприменителем на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении.

Исследуя его, орган (должностное лицо), соглашается с предварительной квалификацией, либо приходит к выводу об иной квалификации рассматриваемого деяния, что отражается в постановлении о прекращении производства по делу, или о наложении административного взыскания (такое решение принимается, если рассматривающий дело приходит к выводу об отсутствии состава административного правонарушения или о необходимости направления дела органам следствия или дознания при обнаружении в деянии признаков преступления; прекращения производства по делу об административном правонарушении возможно также в иных случаях ). В некоторых случаях и эта квалификация не всегда является окончательной.

По общему правилу, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано и опротестовано. При рассмотрении полномочным органом (должностным лицом) жалобы или протеста проверяются законность и обоснованность вынесения постановления, что предполагает и проверку точности раннее данной оценки (квалификации) деяния.

При обнаружении ошибки в квалификации содеянного деяния орган (должностное лицо), рассматривающий жалобу или протест, отменяет постановление, либо изменяет квалификацию, либо направляет дело на новое расследование .

Квалификация административных правонарушений является важнейшей стадией деятельности по применению норм законодательства об административных правонарушениях. Правильная квалификация – необходимое условие законности всей правоприменительной деятельности.

Как показывает практика, ошибки в квалификации порождают ряд негативных последствий. Например, неправильное признание на стадии возбуждения дела или административного расследования деяния административным правонарушением ведет к незаконному доставлению, задержанию, досмотру, применению иных административно-процессуальных мер к лицу, поведение которого было правомерным.

Неправильное определение вида совершенного административного правонарушения также может повлечь необоснованное применение мер воздействия, например задержания. Особенно когда речь идет о задержании скоропортящихся товаров, это может привести к потере участниками внешнеэкономической деятельности крупной партии товара и негативного отношения с их стороны к должностным лицам таможенных органов.

С другой стороны, совершенное лицом административное правонарушение может вопреки требованию закона не повлечь за собой соответствующих мер правового реагирования в результате ошибочной предварительной квалификации деяния.

Некоторая сложность в квалификации административных правонарушений возникает при совокупности правонарушений, когда действия виновного лица могут быть юридически оценены одновременно по нескольким статьям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При совокупности правонарушений, если каждая из правовых норм охватывает совершенное деяние лишь частично, представляется возможным квалифицировать правонарушение по нескольким статьям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Процесс квалификации административных правонарушений - сопоставление с целью установления тождества признаков совершенного деяния и признаков состава административного правонарушения, предусмотренного правовой нормой.

Выявление признаков деяния осуществляется посредством сбора и оценки доказательств, которые лежат за рамками квалификации и содержат значительный объем фактических обстоятельств содеянного, как место, время, способ, средства и обстоятельства совершения правонарушения, личности правонарушителя, потерпевшего и т.д. Для квалификации административного правонарушения, из множества признаков фактически совершенного деяния необходимо отобрать наиболее значимые. К ним, в первую очередь, относятся общие признаки, присущие любому виду административного правонарушения: общественная опасность; противоправность деяния.

Вывод об общественной опасности и противоправности деяния основывается на знании лица, осуществляющего квалификацию, действующего законодательства, жизненного и профессионального опыта, а также правосознания.

После признания деяния общественно опасным и противоправным следует второй наиболее сложный этап квалификации. Задачей второго этапа является решение вопроса о том, какая административно-правовая норма предусматривает такое деяние. Здесь необходимо выяснение и сопоставление так называемых видовых признаков, т.е. признаков, характерных именно для данного вида административного правонарушения. Затем из их числа выявляется группа смежных составов, а из числа смежных составов выбирается тот, признаки которого полностью соответствуют признакам квалифицируемого деяния.

Итак, основным содержанием процесса квалификации административных правонарушений является - сопоставление признаков совершенного деяния с признаками юридического состава административного проступка.

Рассмотрение вопросов административно-правовой квалификации предполагает исследование проблем определения и применения правил квалификации, а также их специфики и особенностей. К сожалению, законодатель остался равнодушным и невнимательным к данной сфере административно-деликтного производства, что обусловливает необходимость ее научно-теоретического обеспечения на основе нормативных предписаний закона, так или иначе связанных с заявленной проблематикой. Рассмотрим наиболее существенные из них.

КоАП РФ предусмотрена возможность привлечения к административной ответственности только за оконченное правонарушение. Административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) правонарушителя имеются все предусмотренные законом признаки состава административного правонарушения. Если в соответствии с нормативными правовыми актами обязанность должна быть выполнена к определенному сроку, правонарушение является оконченным с момента истечения этого срока.

Административной ответственности подлежат лица, совершившие правонарушение, в котором отсутствуют признаки малозначительности. При этом малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Кроме того, задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях предписывают правоприменителю строго руководствоваться действующим законом при назначении административного наказания и применения иных мер воздействия, придерживаться рамок установленной для них компетенции. Все принимаемые по делу решения должны быть аргументированы с точки зрения собранных и доказанных фактов и правил производства:

  • · квалификации подлежит оконченное правонарушение, состав которого определен Особенной частью КоАП РФ или законом субъекта РФ об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ);
  • · наличие в деянии признаков малозначительности административного правонарушения исключает возможность его квалификации;
  • · правонарушение квалифицируется по нормам закона, действующего во время и по месту совершения противоправного деяния (ч. 1 ст. 1.7);
  • · административно-правовая квалификация базируется на точно установленных обстоятельствах виновно совершенного правонарушения (ч. 1 ст. 1.5), доказанных по процессуальным правилам КоАП РФ, действующим во время производства по делу (ч. 3 ст. 1.7);
  • · субъектами квалификации выступают уполномоченные судьи, органы, должностные лица в рамках предусмотренной законом административно-юрисдикционной компетенции (ч. 2 ст. 1.6);
  • · итоговая оценка деяния подлежит выражению во вступившем в законную силу постановлении судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело (ч. 2 ст. 1.5 КоАП РФ).

Приведенные положения образуют общеправовую и теоретическую базу административно-правовой квалификации (общие правила квалификации). Между тем особенности составов административных правонарушений и требований к производству по соответствующим делам образуют и предопределяют специфику квалификации, что выражается в системе частных правил, т.е. универсальных требований, обращенных к правоприменителю, призванных обеспечить рациональность и законность процесса привлечения к административной ответственности по определенной категории дел.

Специальные правила квалификации определяют порядок оценки противоправности и наказуемости деяния: при малозначительности административного правонарушения; при наличии обстоятельств, исключающих административную ответственность, и обстоятельств, освобождающих от ответственности; при квалификации деяний, совершенных отдельными категориями лиц (несовершеннолетние, должностные, юридические лица).

Правила назначения административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений предусмотрены ст. 4.4 КоАП РФ. При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение. Если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых рассматриваются одним и тем же органом, должностным лицом, наказание назначается в пределах только одной санкции, предусматривающей более строгое наказание.

По общему правилу, за каждое административное правонарушение следует административное наказание. Это значит, что если лицо совершило не одно, а несколько правонарушений (как различных, так и одинаковых), то за каждое из них оно отвечает отдельно, т.е. дела о них рассматриваются в разных производствах.

Дела о двух и более административных правонарушениях рассматриваются в одном административном производстве судьи, соответствующего органа или должностного лица при наличии двух обстоятельств: лицо совершает действие (бездействие), которое запрещено сразу несколькими статьями (частями статьи) КоАП РФ; дела об этих правонарушениях подведомственны одному и тому же судье, органу, должностному лицу. В такой ситуации виновный отвечает в пределах санкции той статьи, которая предусматривает более строгое наказание. Таким образом, в данном случае действует принцип поглощения мягкого наказания более строгим.

Поскольку назначение наказаний предопределяется квалификацией, то установленные ст. 4.4 КоАП РФ правила наложения взысканий в значительной мере предопределяют и правила квалификации множественности административных правонарушений. Поэтому представляется правомерной самостоятельная квалификация каждого из составляющих повторность проступков, когда очередное правонарушение совершено после составления протокола за предыдущее. Это обусловлено необходимостью реагировать на новое правонарушение и правовой оценкой последнего.

Понятие квалификации административных правонарушений
Под квалификацией административных правонарушений понимается установление соответствия признаков совершенного деяния признакам конкретного состава административного правонарушения, предусмотренного соответствующей статьей КоАП РФ.
Следует отметить, что требования к полноте квалификации административных правонарушений на каждой стадии различны, поскольку реальные возможности обеспечения точной и полной квалификации во многом зависят от объема и достоверности информации об обстоятельствах проступка. Так, на стадии возбуждении дела об административном правонарушении и начальном этапе административного расследования объем имеющейся информации иногда бывает достаточным лишь для вывода о противоправности деяния. Задача начальной стадии квалификации административных правонарушений нередко заключается в том, чтобы определить, к какому виду правонарушений относится оцениваемый случай (административное правонарушение, преступление, дисциплинарный проступок или гражданско-правовой деликт).
В ходе осуществления административного расследования, по мере поступления информации об обстоятельствах административного правонарушения и ее оценки, правоприменитель решает вопрос о том, какой норме законодательства об административных правонарушениях соответствует рассматриваемое деяние. Полученный вывод, как правило, отражается и в протоколе об административном правонарушении, исключение составляют случаи, когда составление протокола об административном правонарушении является не обязательным (ст. 28.6 КоАПРФ).
Как показывает правоприменительная практика, квалификация на стадии возбуждения дела и административного расследования носит как бы предварительный характер. Итоговая правовая оценка содеянному дается правоприменителем на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении. Исследуя его, должностное лицо соглашается с предварительной квалификацией либо приходит к выводу об иной квалификации рассматриваемого деяния, что отражается в постановлении о прекращении производства по делу (такое решение принимается, если рассматривающий дело приходит к выводу об отсутствии состава административного правонарушения или о необходимости направления дела органам следствия или дознания при обнаружении в деянии признаков преступления; прекращение производства по делу об административном правонарушении возможно так же в иных случаях, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ), о наложении административного наказании. В некоторых случаях и эта квалификация не всегда является окончательной.
По общему правилу, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано и опротестовано. При рассмотрении полномочным должностным лицом(1) (органом) жалобы или протеста проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления, что предполагает и проверку точности ранее данной квалификации. При обнаружении ошибки в квалификации содеянного судья, должностное лицо, рассматривающее жалобу или протест, отменяет постановление, изменяет квалификацию либо направляет дело на новое рассмотрение (ст. 30.7 КоАП РФ).
Как мы видим, квалификация административных правонарушений является важнейшей стадией деятельности по применению норм законодательства об административных правонарушениях. Правильная квалификация деяния - необходимое условие законности всей правоприменительной деятельности. Квалификация означает, что лицо привлекается к административной ответственности именно за совершенное им правонарушение, претерпевая правовые последствия, которые закон связывает с совершением правонарушения.
Практика показывает, что ошибки в квалификации с неизбежностью порождают целый ряд негативных последствий. Так, неверное признание на стадии возбуждения дела или административного расследования деяния административным правонарушением ведет к незаконному доставлению, а в некоторых случаях и к задержанию, досмотру, применению иных административно-процессуальных мер к лицу, поведение которого было правомерным.
Неправильное определение вида совершенного административного правонарушения также может повлечь необоснованное применение мер воздействия, в частности, административного задержания. Кроме того, законодатель в зависимости от вида совершенного административного правонарушения дифференцирует сроки административного задержания (от 3 до 48 часов ст. 27.5 КоАП РФ).
Помимо этого, совершенное лицом административное правонарушение может вопреки требованию закона не повлечь за собой соответствующих мер правового реагирования в результате ошибочной предварительной квалификации деяния. Неправильная квалификация при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления по делу влечет еще более негативные последствия. В этом случае может быть наложено административное наказание на лицо, которое не совершило никакого административного правонарушения.
Процесс квалификации административных правонарушений заключается в сопоставлении признаков совершенного деяния с признаками состава административного правонарушения, предусмотренного конкретной правовой нормой с целью установления их тождества.
Выявление признаков деяния осуществляется посредством сбора и оценки доказательств, на основе которых в сознании правоприменителя выстраивается своеобразная модель совершенного административного правонарушения, включающая в себя множество признаков деяния. Так лицо, осуществляющее административное расследование или рассматривающее дело об административном правонарушении, располагает информацией о значительном объеме фактических обстоятельств содеянного: о месте, времени, способе, средствах и обстоятельствах совершённого административного правонарушения и др.
Для квалификации административного правонарушения из множества признаков необходимо отобрать лишь значимые, которые определяют правовую характеристику совершенного деяния. Прежде всего, таковыми являются общие признаки, присущие любому виду административного правонарушения: общественная опасность(2), противоправность(3). Вывод общественной опасности и противоправности деяния основывается на знании лицом, осуществляющим квалификацию, действующего законодательства, на жизненном и профессиональном опыте, правосознании. На первом этапе квалификации административных правонарушений необходимо учитывать не только признаки административного правонарушения, указанные в КоАП РФ, но и аналогичные положения, содержащиеся в уголовном законодательстве. Эта необходимость обусловлена тем, что в названных нормах, как и в ряде норм особенных частей этих кодексов, имеются критерии разграничения административных правонарушений и преступлений.
Признание деяния административно-противоправным и общественно / Опасным является предпосылкой возникновения второго, наиболее сложного этапа квалификации задачей этого этапа является решение вопроса о том, какая административно-правовая норма предусматривает такое деяние. Здесь необходимо выяснение и сопоставление так называемых видовых признаков, т. е. признаков, характерных именно для данного вида административного правонарушения. В начальной стадии производства пол делам об административных правонарушениях правоприменителю не всегда бывает известно, какие именно признаки деяния являются видовыми, поскольку выявленные к данному моменту обстоятельства правонарушения позволяют предложить возможность его квалификации по различным статьям закона. В связи с этим правоприменителем на данном этапе квалификации могут обобщаться и затем систематизироваться все юридически значимые признаки деяния с тем, чтобы потом, сопоставив их с признаками, содержащимися в правовых нормах, отобрать видовые, т. е. соответствующие конструктивным признакам конкретного состава административного правонарушения. Систематизация признаков оцениваемого деяния осуществляется в соответствии с элементами состава административного правонарушения, т. е. относящиеся к объекту, объективной стороне, субъекту и субъективной стороне административного правонарушения. По мере получения сведений о фактических обстоятельствах они сосредотачиваются в эти 4 группы. При этом осуществляется сопоставление выявленных и сгруппированных признаков деяния с соответствующими элементами составов административных правонарушений. На основе сформулированной в сознании правоприменителя в результате анализа фактических обстоятельств дела модели административного правонарушения из всего нормативного материала может быть выделена большая группа норм, имеющих указания на отдельные признаки состава, сходные с признаками деяния.

Случайные статьи

Вверх