Что такое медитация дзадзен и техника ее выполнения? На что медитировать. Техника выполнения дзадзен

Дзен медитация - это техника медитации Будды. Она является одной из самой распостраненной медитацией в мире и является сердцем буддийского учения.

Для проведения дзен медитации нам понадобится:

  • подушка для медитации;
  • свободная и удобная одежда;
  • будильник или секундомер.

Преимущества техники медитации дзен:

  • обучает хорошей концентрации и целенаправленности;
  • открывает широкие возможности для самопознания;
  • дарит спокойствие, сострадание и радость;
  • улучшает здоровье;
  • увеличивает силу воли;
  • позволяет увеличивать внутреннею энергию.

Предостережения для практикующих технику медитации дзен — вообще предупреждений при практике дзен практически нет. Упомянуть необходимо только об одной - это эмоциональная буря. Наступают такие периоды времени (через несколько дней или недель практики), когда все подавление эмоции начинают подниматься на поверхность, в наше сознание. Нет смысла пытаться бороться с ними, лучше дать возможность для их свободного выхода, чтобы очистилось наше подсознание. В результате этого в жизни наступает мир, радость и ясность.

Техника выполнения дзен медитации:

  • найдите тихое и спокойное место. Положите подушку для медитации и примите на ней вашу привычную позу;
  • установите будильник так, чтобы он сработал через 20 минут;
  • теперь выпрямите и вытяните вверх ваш позвоночник, подбородок немного подтяните вверх;
  • качнитесь несколько раз со стороны в сторону, чтобы занять устойчивую позицию;
  • ваши глаза полуоткрыты, взгляд расфокусирован и смотрит перед собой на пол. Вы должны смотреть вниз под углом 45 градусов и на расстояние равное, примерно, 2-3 длины ваших ног. Если вам удобнее медитировать с закрытыми глазами, то вы можете их закрыть.
  • положите ваши руки на колени и сделайте космическую мудру — положите правую руку на колено с ладонью вверх. Пальцы левой ладони положите поверх правой, большие пальцы обеих рук соедините вместе, образуя овальную арку;
  • закройте рот, проглотите свою слюну, создавая небольшой вакуум и прижмите язык к твердому небу. После этого не должно быть больше никаких движений. Вы должны быть как бы застывшими во времени;
  • сделайте 5 глубоких и медленных дыханий через нос;
  • теперь перенесите все ваше внимание на дыхание. Потратьте несколько минут, наблюдая за ним, пока оно не станет равномерным и расслабленным;
  • с этого момента вы начинаете подсчет вашего дыхания. Вдох вы считаете как один, выдох - как два и продолжаете считать ваши дыхания, пока не достигнете десяти. Затем начинаете производить счет в обратном порядке. Если в какой то момент вы сбились, то спокойно, без раздражения снова начните с единицы.

Промежуточная техника медитации дзен : выполняйте все шаги основной техники дзен медитации, кроме последнего. Здесь полный вдох и выдох считаются за единицу, то есть, вам нужно будет сделать 10 полных циклов вдоха и выдоха, чтобы досчитать до десяти и также делается 10 полных дыхательных циклов, чтобы вернутся к единице. Время выполнения медитации увеличьте до 30-40 минут.

Расширенная техника дзен медитации : выполняйте все шаги основной техники дзен медитации, кроме последнего. Здесь не нужно проводить подсчет дыхания, а позволяете просто “быть дыханию”. Не пытайтесь перейти на этот шаг слишком быстро, сначала научитесь хорошо концентрироваться. Время медитации можно увеличить до одного часа.

Тайна дзен медитации: секрет дзен не лежит в осознании вдоха или выдоха. Он лежит в промежутке между этими процессами. Именно в этом месте раскрываются все тайны Вселенной, но не пытайтесь силой достичь этой паузы, просто продолжайте дзен и это произойдет естественным путем.

Философия дзадзен

Дзадзен – это один из ведущих методов медитации, практикуемых в буддизме. Как и все медитативные техники, она направлена на достижение гармонии. Основной ее целью является так называемое «успокоение тела».

Философская основа дзадзен – понимание принципов существования и достижение через медитацию просветления. Философия дзадзен позволяет заново открыть себя, посмотреть на свои ощущения с другой стороны.

Во время медитации поток сознания приостанавливается, теряются ощущения времени и пространства, под которыми скрывается бытие. Так достигаются тишина и спокойствие, сфера безмятежности, достижение и познание которой – философская задача дзен.

Техника медитаций дзадзен проста и эффективна, подтверждением этому служат множество японских монахов, практикующих эту медитацию в своих храмах в качестве единственной практики.

Вы можете воспользоваться полезным порталом https://damvb.org , где размещаются бесплатные объявления на данную тематику. Достаточно лишь указать информацию о себе, написать о сумме, которая потребовалась, и оставить контактные данные. Большим спросом пользуются микрофинансовые организации, где можно заключить выгодную и удобную сделку. Но для этого потребуется изучить рейтинг самых популярных и надежных, а также узнать больше об условиях сотрудничества.

Традиции дзадзен


Дзадзен – это традиционная сидячая японской школы сото. Она практикуется в специально подготовленных помещениях храмов – дзендо. Ее также используют в комплексе с медитацией кинхин – медитативной прогулкой.

Сеанс и завершение дзадзена обозначают ударами в колокол, три удара в начале и один удар в конце. Начинается медитация с традиционного приветствия гассе – ритуального поклона учеников и мастера.

В Японии залы для проведения медитации оборудованы специальными соломенными матами, на которые помещаются подушки для медитаций дзабутон.

Существуют следующие традиционные позиции для дзадзен:

  • позиция лотоса, ее называют – кэккафудза;
  • позиция нераскрывшегося лотоса – ханкафудза;
  • сидение по-турецки – агура;
  • классическая японская позиция – сэйдза.

Во время медитации используется правильный брюшной тип дыхания, называемый хара. Практикующий держит спину ровно, так, чтобы позвоночник был прямым, а уши и плечи находились параллельно друг другу – это один из главных принципов выполнения дзадзен.

Положение рук называется космической мудрой, они сложены на линии пояса в красивый овал, ладонь правой руки находится под левой ладонью, а большие пальцы слегка соприкасаются, как будто в них вложен лист тонкой бумаги.

Современная практика дзадзен


На сегодняшний день многие медитативные практики уверенно вошли в жизнь европейского человека. Они стали модными и популярными атрибутами для многих людей. Для других – медитативные практики стали путем самопознания и самосовершенствования.

Дзадзен не стала исключением. Большое количество людей по всему миру практикует эту технику медитаций вдали от японских храмов, в специальных залах для йоги или у себя дома.

Европейская техника медитации сильно отличается от традиционной, так как она приспособлена к условиям жизни современного человека. Для нее часто используют стулья и небольшие подушечки под спину, которые позволяют держать позвоночник ровным на протяжении всей практики, не создавая при этом отвлекающего от медитации дискомфорта.

Дзадзен в домашних условиях


Для того чтобы практиковать дзадзен в домашних условиях, вам понадобится немного свободного времени и пространства.

  • Примите позицию для медитации. Для этого вы можете использовать небольшую подушечку, или же обойтись без нее, если вы предпочитаете позицию стоя. Среди вариантов позиций можно выбирать – позу лотоса, нераскрывшегося лотоса, сидя на коленях, сидя по-турецки или позицию стоя.
  • Сделайте руками космическую мудру. Сложите руки на уровне пояса, чтобы ладонь левой руки была сверху правой, а большие пальцы касались друг друга. У вас должен получиться овал правильной формы.
  • Закройте глаза и сосредоточьтесь на дыхании и больше ни о чем не думайте. Медленно отсчитывайте каждые вдох и выдох по 10 раз. Если вам мешают ваши мысли, то «признайте» их и снова сконцентрируйтесь на дыхании. Продолжайте так 10-15 минут, пока мысли не перестанут мешать счету.
  • Открывайте глаза и разомните конечности, это восстановит кровообращение в норму.
  • Постепенно увеличивайте время медитаций до часа, чем регулярнее будут ваши занятия, тем спокойнее вы будете, а ежедневные проблемы и стрессы будут вам не страшны.
  • Во время медитаций не пытайтесь дышать каким-то особым способом, если вам это тяжело, дышите так, как вы привыкли. Лучше постарайтесь провести исследования спокойствия и неподвижности, тишина вам в этом поможет.

Медитация дзадзен – это отличный способ отвлечься от ежедневной суеты и сконцентрировать внимание на своих чувствах и ощущениях, она приносит гармонию и спокойствие.

Ложки нет. Вы помните фразу из фильма «Матрица», которую произносит буддийский монах?


Есть ли ложка на самом деле? В дзен есть такой вид практики как коаны. Коаны - загадки, которые задаёт мастер ученику, чтобы проверить степень его продвижения на пути дзен. В отношении дзен правильнее сказать постижение, чем понимание. «Ложки нет» - это тоже загадка, коан…

Что отличает дзен от других духовных практик?
Основной отличительной особенностью дзен является отказ от канонических текстов, от трактатов. В системе дзен конечно есть трактаты, но они не играют ключевой роли.

От других буддийских школ дзен отличается своей прямотой, простотой, практичностью и непосредственностью, неразрывно связанной с обычной жизнью. Дзен - единственное учение, где есть место смеху.

Что же такое вообще дзен?
Дзен - это направление в буддизме.
В самом широком смысле дзен - школа мистического созерцания или учение о просветлении, появившееся на основе буддийского мистицизма.

Учение дзен пришло из Индии в Китай, куда его принес Боддхидхарма, и получило дальнейшее распространение на Дальнем Востоке (Китай, Япония, Вьетнам, Корея).

Слово «Дзен» происходит от санскритского слова «дхьяна», что означает глубокое сосредоточение.

Дзен направляет нас к непосредственному восприятию реальности, вместо того чтобы смотреть на мир через призму концепций ума. Философия дзен очень близка к философии адвайты. И там, и там целью ставится преодоление двойственности восприятия.

Двойственность восприятия - это деление мира на своих и чужих, на хорошее и плохое, на белое и черное, на правильное и неправильное. То что нам нравится - нас влечёт, а что не нравится - отталкивает. Так создаётся карма.

Как формируется двойственность восприятия?
Мы живем в пространстве объектов. Для того чтобы оперировать объектами - мы даём предметам конкретные наименования, то есть обозначаем предметы символами. И вот в определённый момент получается что мы перестаём жить в истинной реальности и оказываемся целиком погружены в реальности символов.

При этом реальность символов находится внутри нас и зачастую с истинной реальностью имеет мало общего.

В восприятии есть тот кто воспринимает субъект и объект восприятия. Есть ещё процесс восприятия. Если мы преодолеем двойственность восприятия, что станет с этими тремя? Это тоже коан! ?

В уме человека создаётся сеть взаимосвязей, того как мы соотносим себя с другими объектами. Из этого формируется наше эго и, соответственно, наши привязанности. В этом нет ничего страшного, если бы только это не вызывало в нас страдания.

Например, вот директор предприятия. Вдруг предприятие разваливается. Это вызывает сильнейшие страдания у директора.

В дзен предлагается такое двойственное восприятие заменить на «Чистое восприятие», восприятие без оценки, когда субъект и объект сливаются и человек ощущает свою нераздельную связь со всем миром. Это то же самое что в йоге «прийти к источнику», найти источник, который внутри, но нам не принадлежит.

Такой человек ощущает, что мы все являемся Одним, Единым изначально. Очень круто меняется угол восприятия. А директор предприятия теперь не станет чересчур страдать по поводу развала предприятия, так как непосредственное восприятие ситуации позволит тому выбрать наиболее адекватный способ реагирования.

Мне кажется, что женщины намного ближе к восприятию дзен, чем мужчины. Потому что дзен - интуитивен и спонтанен.
Хотя в Японии и произошло разделение на две полярных школы, Сотто (рациональную) и Риндзай (иррациональную) по имени мастеров-основателей.

Особенно яркое проявление дзен нашел в творчестве и боевых искусствах. В творчестве с помощью дзен художник становится способным выразить своё истинное внутреннее «Я».

В боевых искусствах, в схватке с другим самураем нет времени на размышления, здесь основную роль играет скорость восприятия и принятия решений. Хотя у самураев, практиковавших дзен в Японии, ходило выражение, что выигрывает тот, кто вообще не вытащил меч. Это говорит об умении решить ситуацию без применения силы, без насилия.

Находясь в двойственном состоянии восприятия, мы создаём себе оковы эго, а следовательно продолжаем создавать себе карму. Переход к «Чистому восприятию» помогает нам раз и навсегда решить этот вопрос.

2. Медитация в Дзен

Медитации в дзен уделяет первостепенное значение. Вообще мелитация - чуть ли не основная и единственная практика в дзен. Медитация в дзен называется дзадзен, то есть дословно сидячая медитация.

В дзен медитация это - основная и наивысшая практика. Считается, что для достижения задачи просветления или обретения «Чистого восприятия» достаточно просто усердно практиковать дзадзен.

3. Сидячая медитация

Медитация - это работа с собственным умом.

Главное преимущество - тренируется осознанность. Осознанность применима для использования в любой другой деятельности. Когда тренируется баскетболист - то он тренирует навык броска мяча в корзину. И этот навык применим только в баскетболе.

Навык осознанности - это универсальный навык. Он послужит вам и когда вы общаетесь с другим человеком, играете в баскетбол или управляете авиалайнером.

Метод сидячей медитации очень простой. Но эффект вы получаете пропорционально вашей концентрации на практике. То есть сколько вы вложите в практику, столько и получите.

4. Техника медитации

Для медитации вам потребуется:

Участок ровной поверхности и коврик;
- период времени 15-20 минут, в течение которого вас однозначно никто не побеспокоит;
- нужен настрой на медитацию, и спокойствие - внутреннее и внешнее.

Коврик подойдет не слишком тонкий и не слишком толстый, с размером стороны - 60-80 см.

Для медитации чаще всего используются 4 основных позы: поза кучера, поза лотоса, полулотоса и бирманскую позу. Можно начинать практиковать с позы кучера (обычная сидячая поза со скрещенными ногами).

Еще одно очень важное замечание! Во время медитации позвоночник должен быть прямым. Точнее, голова и позвоночник должны быть расположены на одной прямой линии. Представьте, что вас тянут за макушку, а позвоночник словно жемчужная нить прикреплен к ней.

Вам следует сохранять промежуточное состояние между расслабленностью и минимальным напряжением в теле, чтобы поддерживать прямое положение спины. Для этого сядьте на коврик, под ягодицы положите подушечку или другой такой же коврик, сложенный пополам, таким образом чтобы сидеть на возвышении 6-10 см. Это позволит более равномерно распределить нагрузку на колени и ягодицы, и поэтому находиться в медитации продолжительное время не испытывая какого-либо дискомфорта. От медитации к медитации чередуйте положение ног! - это обязательное условие, которое предохранит вас от возможных искривлений позвоночника.

Руки положите ладонями вверх на колени. Может использовать джняни-мудру, для этого соедините большой и указательный пальцы. Эта мудра настраивает на восприятие.

Частый вопрос - стоит ли использовать для медитации музыку? Как хотите - тогда у вас получится просто разные медитации. И вы сами почувствуете - у них разный вкус.

Не медитируйте на полный желудок. По мере продвижения в практике вы обнаружите, что определенная диета, а также отказ от никотина и алкоголя здорово добавляют прогресса вашей практике.

Глаза держите закрытыми или полуприкрытыми. Голова расположена так как будто вы смотрите в точку на полу на расстояние 1,5 метра от вас, при этом взгляд немного расфокусирован.

Концентрация на дыхании позволит вам упростить достижение медитативного состояния, потому что дыхание связано со всей физиологией организма, и так далее... Пусть ваше дыхание во время медитации становится все более спокойным и размеренным, следом расслабляется тело, а затем растворяются беспокоящие вас мысли.

Дыхание должно быть мягким. Если вы чувствуете, что погружаетесь в дремоту, то можете вдох сделать немного длиннее и сильнее, а выдох немного короче и слабее. Обычно такое дыхание практикуется в начале медитации, для того чтобы наполнить себя энергией и свежестью. По мере расслабление акцент смещается на выдох. Выдох делается более длинный и плавный чем вдох. Это поможет дополнительно расслабиться.

Мысли воспринимайте как облака, которые приходят и уходят. Они просто приходят и уходят. Приходят и уходят. Чем сильнее состояние медитации, тем мыслей будет становиться меньше. Это только вопрос практики.

Во время медитации мы используем два фокуса концентрации: дыхание и центр дань-тянь (два пальца ниже пупка). Мы сначала какое-то время концентрируемся на дыхании (2-4 минуты). Потом концентрируемся на дань-тянь (2-4 минуты). Затем нам потребуется совместить эти два фокуса. Мы просто представляем что дышим через центр дань-тянь. На вдохе поток энергии входит со стороны спины и наполняет дань-тянь. На выдохе из пупка поток энергии выходит вперёд. Так мы сохраняем одновременную концентрацию на этих двух фокусах - дыхании и дань-тянь.

В теле есть два вида энергии - энергия огня (янь) и энергия воды (инь). Когда медитируетс жар должен опускать в район дань-тянь (пупка). В голове остается прохлада, потому что жар опустился вниз. Когда в голове инь из слюнных желез начинает выделяться прозрачная жидкая слюна. Это показывает, что вы делаете всё правильно. Но если во время медитации жар поднимается в голову - желательно прекратить медитацию и обратиться к наставнику за помощью по технике медитации.

В медитации существует две основных формы:
- медитация на предмет или концепцию;
- медитация без основы (без мыслей).

На первом шаге, во время медитации на предмет, вы учите свой Ум подолгу удерживать внимание на одном предмете. Учите его быть однонаправленным, спокойным. Сначала вы концентрируетесь на своём дыхании. Потом можете провести медитацию на пламени свечи, на водопаде. Затем можете попробовать себя в медитации на концепции: любви, Света и т.д.

Когда вы достаточно утвердитесь в первой форме медитации - можете переходить к попыткам медитации без мыслей.

Таковы основные моменты техники медитации и сущности медитации.

Главное то, что техника медитации - проста и эффективна. Если вам действительно интересно самопознание, то это мощный метод. Главное - это сама практика и внимательность к своему состоянию.

Ваша медитация увеличивает внутреннюю гармонию? - Тогда вы всё делаете правильно!
«… Дух пробуждён в спокойствии, и спокоен в пробуждённости. Это - естественное состояние».

5. Препятствия во время медитации

Если вы чувствуете боль в ногах - поменяйте позицию. По мере практики боль в ногах и онемение уходят. Сеть капилляров расширяется. Рекомендуется заняться йогой.

Если беспокоят мысли. Мысли - иллюзорны. Распознайте это!

Если чешется лицо - это активизируются капилляры из-за улучшения кровообращения. Обычно проходит само без вмешательства.

Если вы ощущаете феномены сверхвосприятия или начинаете видеть какие-то картины - это ничто, идите глубже и дальше. Ваша задача - достичь полного спокойствия духа.

6. Стадии медитации

Преодоление физических испытаний;
- контроль сонливости;
- контроль энергии и дыхания;
- контроль навязчивых мыслей и контроль мимолётных мыслей;
- состояние прибытия;
- состояние когда прибыли;
- состояние когда забыли о прибытии;
- пустота;
- действие и не-действие становятся единым и одинаковым.

Если вы заинтересовались медитацией всерьёз - рекомендуем познакомиться с методом сидячей медитации из практики Дзэн, подробно описанной в книге "Кван Юн-Ли. Вон-Буддизм. Комментарий к методу сидячей медитации в Дзэн". Этой замечательной книги - практического руководства достаточно для того чтобы начать самостоятельно осваивать медитацию.

И ещё раз хочется напомнить о главном принципе в дзадзен - успеха можно достичь только регулярной практикой!

Медитация во время ходьбы может быть прекрасным дополнением к основной технике. Для новичков же она станет хорошим и достаточно простым стартом хотя бы потому, что во время нее не клонит в сон. В этой статье мы рассмотрим шесть видов этой интересной медитации.

Медитация во время ходьбы – это не просто прогулка в парке. Она в несколько раз медленнее и основательнее, и включает в себя либо координацию с дыханием, либо конкретные виды фокусировки.

В отличие от сидячей медитации, у вас открыты...

Медитация Ошо – это возможность получить огромнейшую энергетическую подпитку, снять с себя негатив через самопознание, через выплеск энергии, которая блокирует наши чакры. Ни для кого не секрет, что медитации появились еще в древней Индии и были намного большим, чем просто способом расслабиться.

Медитативные методики помогали и помогают людям соединиться со вселенскими потоками энергии, ощутить то великое Добро и Тепло, которое дает нам возможность ощутить всю радость Жизни в полной мере...

Медитация - лучший способ избавиться от негативных эмоций и восстановить свою энергию. Чтобы получить пользу, нужно медитировать правильно. Советы для начинающих помогут вам освоить эту практику.

Научиться самоконтролю и управлению своими мыслями и эмоциями не так сложно, и самым сильным инструментом для этого является медитация. О полезных свойствах медитативных практик было известно еще в давание времена, но люди по-прежнему используют их для повышения внутренний энергии, избавления от...

Дзен – это не мудрость, это реальность как она есть.

Дзен – это путь одиночества:
думать самому
действовать самому
практиковать самому

Страдать самому

Дзен не имеет ничего общего с покоем или со спокойным умом.

Дзен означает не жить с глазами, закрытыми на реальность мира.

Человек идет в одиночестве, с широко открытыми глазами, он ни от кого не зависит и остается целостным в самом себе.

Дзен – это, прежде всего, знать, как жить и как умирать.

Дзен – это не литейная форма...

Медитация всегда являлась составной частью буддийской доктрины, хотя те или иные направления буддизма практиковали ее в неодинаковой степени и в различных формах. В странах, где доминирует традиция Тхеравады (Хинаяна), медитация называется дхьяной и считается исключительной прерогативой монахов, отказавшихся от мирской жизни и земных благ. Без нее невозможно достичь окончательного освобождения (обрести нирвану). Мирянин, если он следует нравственным заповедям, помогает монахам и почитает их...

Приветствую всех! Сегодня я собираюсь научить вас медитации любящей доброты, которая откроет в вас потенциал для проявления любви, сострадания, добросердечия и эмпатии. Эти качества вы сможете направить не только на других людей, но и на самого себя.

Через практику вы научитесь любить себя и с пониманием относиться к собственным недостаткам.

Медитация любящей доброты (Метта медитация)
Долгое время я не использовал никаких техник медитации кроме одной: концентрации на дыхании, полагая, что...

Медитация предлагает альтернативу сугубо материалистическим ценностям жизни. Это средство гармонизации, или разрешения явного конфликта, между духовным и материальным аспектами жизни. Медитация - это не уход от реальности, но путь к открытию истинного "Я", Духовной сущности, Души.

Основная цель её состоит в том, чтобы позволить индивиду стать во внешнем проявлении тем, чем он или она является во внутренней реальности. По пути становления она ведёт к раскрытию духовной способности быть, знать...

Интерес к медитации в последнее время лишь усиливается. И если раньше многие люди ее воспринимали как новомодное веяние, то сейчас окончательно выяснилось (в том числе благодаря ученым), что она несет огромные преимущества. Однако есть те, кому сама мысль о медитации невыносима. Она навевает сон, кажется скучной. Кроме того, существует ошибочное мнение, будто для правильной практики нужно сесть в позе лотоса и прекратить думать. Все это не так, медитация может быть разной, так же как и...

Буддистская практика отличается от других техник отсутствием уникальных методик, ведь часть занятий заимствована из индуистских школ философии.

Дзен-медитация, т.е. созерцание, сначала кажется простой, хотя она основывается на сотне понятий и поэтому требует и практической, и теоретической подготовки. В первичном же состоянии ум, по мнению буддистов, не способен концентрироваться на конкретных объектах и изучать глубинные слои сознания.

Для чего нужны дзен-медитации

Медитация, с точки зрения буддистской традиции, необходима для обращения собственного взгляда внутрь себя. При этом задачей человека является дисциплинирование ума, который не может чётко распознавать вещи и задерживаться на отдельном предмете из-за взволнованности эмоциями или прошлым опытом. Именно медитация способна абстрагировать сознание и показать, насколько переполнена лишними мыслями или иллюзиями голова.

Буддисты считают, что современный ум человека — нечистый. Его создают внутренние иллюзии, т.е. невежество по жизни. Преодолеть такую проблему можно или обретением мудрости (Праджни), или пониманием в процессе достижения Самадхи (сосредоточенного ума).

Обрести ум уже сосредоточенный можно только при нравственном образе жизни, в который обязательно надо включать расслабление и наблюдение за миром. Поэтому медитация так необходима каждому человеку, стремящемуся осознать истину и высшую сущность. Практики релаксации приоткрывают завесу внутренней природы личности, развивают интуицию.

Сосредоточенный ум — результат правильной медитации, основанной на способностях к анализу и покое разума.

С научной точки зрения, также можно сказать, что дзен-практики способствуют правильной настройке человеческого мозга. Такие медитации могут увеличить количество альфа-волн, что открывает доступ к подсознанию. Стабильное выполнение буддистских упражнений устанавливает прочную связь между душой и телом, что увеличивает способности человека к самоисцелению. Но главной пользой дзен-медитаций остаются, конечно, всестороннее умиротворение и чувство гармонии.

Подготовка к практикам

Медитации в буддизме состоят из трёх этапов:

  • Шрути — изучение. Здесь понимание основ практики достигается за счёт прослушивания старших мастеров и чтения соответствующей литературы.
  • Вичара — обдумывание. Необходимо обсудить полученную информацию, поразмышлять над корректностью и пригодностью практики для своей ситуации.
  • Бхавана — непосредственно сама медитация.

Даже после того, как первые две стадии освоены, надо учитывать, что буддисты выдвигают ряд условий для каждого медитирующего.

У человека должен быть безопасный и спокойный дом, который не является изолированным от социальной среды, но обеспечивает многочасовое созерцание без ментального напряжения.

Также индивид должен отказаться от своего постоянного стремления к роскоши, поэтому начинающим практикам лучше не заниматься вещами с внешней ориентацией (шоппинг, посещение кинотеатров и т.д.).

Для дисциплинирования тела в буддистских медитациях используются специальные асаны. Необходимо уметь контролировать свою физическую оболочку, чтобы потом управлять уже движениями ума. Выбор конкретного положения туловища индивидуален, но надо соблюдать важные принципы:

  • Спина всегда должна быть прямая;
  • Новичкам лучше избегать сильной физической нагрузки во время медитации;
  • Дыхание не должно быть стеснённым или сдавленным.

Можно медитировать сидя на подушке со скрещенными ногами или на твёрдом стуле с параллельными ступнями, а также практиковать занятие во время неспешной ходьбы. Также стоит обращать внимание на положения рук. Можно класть правую ладонь поверх левой кисти, спрятанной под одеждой. При этом внутренняя сторона рук смотрит вверх, а большие пальцы немного соприкасаются. Разрешается также помещать правую руку сверху ладонью вниз, выражая смиренность. Ещё один вариант — держать кисти на соответствующих коленях.

Буддийские медитации не подразумевают закрытие глаз, потому что это не повышает концентрацию ума. Можно немного опустить веки, затемняя комнату, а также опустить взор вниз, захватывая взглядом кончик носа. Рот во время практики держат закрытым, но зубы стискивать не следует. Дыхание медленно проводят через нос.

На что медитировать

Если практика планируется длительная, подойти поверхностно к вопросу о выборе объекта созерцания нельзя, ведь всё занятие может пойти из-за этого неправильно. Буддисты разделяют предметы для медитации на две категории:

  • Вещи, которые влияют на природу внутреннего тела. К таким объектам можно относить само дыхание или ум человека. Медитация на природу ума считается высшей целью у многих практиков. Что касается сосредоточения на вдохах-выдохах, то оно легко удерживает внимание ума в одной точке, если синхронизировать движение дыхания с движениями внутри головы. Иногда можно концентрироваться именно на подъёме и опускании груди в процессе дыхания.
  • Вещи, которые воздействуют на внешнюю оболочку . Сюда зачисляют объекты звуковые и предметы конкретных форм. В первом случае идёт сосредоточение на какой-нибудь мантре, а во втором — создается ментальное изображение чего-либо, например, световой точки или божественного силуэта. Многие буддисты используют для медитации портрет или фигурку Будды, но следует помнить, что после сделанного выбора нельзя резко поменять объект практики.

Старайтесь не потакать себе при выборе объекта. Если есть склонность к созданию привязанностей, надо выбирать некрасивые вещи, не вызывающие страсти. При сильном гневе лучше создавать умиротворяющие ментальные картины пейзажей. Естественные предпочтения, вроде выбора цвета, лучше учитывать.

Техники медитации Дзен — это не сон, потому что дремота мешает ясности и внимательности сознания.

Концентрация на вещах должна сопровождаться осознанностью и активной силой ума, иначе вся энергия рассеется, а не пойдёт в конкретном русле. Учитывайте также, что, выстраивая ментальное изображение объекта, человек должен отходить от мыслей и слов. Просто держите картинку в уме, и всё.

Классификация медитаций

  1. Осознанное дыхание — практические лучший подход для достижения Самадхи. Медитативные упражнения такого типа включаются в себя некоторые манипуляции по части вдохов и выдохов. Принято делить этот тип практики на 4 стадии. Самые простые — последовательный подсчёт сначала вдохов, а потом и выдохов без лишних мыслей, а также общее наблюдение за дыханием, т.е. непрерывное сосредоточение на нём. Финальный этап — концентрация на отдельных переживаниях, ощущениях от процесса циркуляции воздуха внутри тела. Затем можно учиться отдельным, усложнённым практикам по остановке или задержке дыхания.
  2. Концентрация ума на точке . Это трудная медитация, которая включает сосредоточение и на физической оболочке, и на внешнем мире. Удерживать внимание на предметах безопасно, но не очень эффективно. А вот если фокусироваться на отдельных чакрах в теле, можно достичь физических ощущений.
  3. Работа со зрительными представлениями . Визуализировать картинки внутренним взором очень сложно, потому что изображения не хотят быть статичными или сохранять целостность долгое время. Сначала стоит представлять статические объекты, потом переходить к движущимся и вращающимся. Считается также, что сложные детализированные картины проще видеть новичкам, тогда как практики высокого уровня занимаются простыми изображениями и большими видениями на маленьких пространствах.
  4. Мантра-йога — медитация с мистическими словами и заклинаниями. В буддизме этому направлению уделяют меньше внимания, но зато это очень лёгкий и безопасный вид практики. Рекомендуется читать во время расслабления молитвы, биджы, имя Будды
  5. Медитация в движении — мягкие упражнения для достижения Самадхи или простого контроля Праны, гармонизации организма. С точки зрения буддистов, движение — дополнительная форма практики, которая не даёт первичных результатов созерцательной медитации.
  6. Погружение ума в благочестивые мысли /добрую волю. Это очень важная медитация для буддистских йогов. Одно из учений гласит, что основные добродетели — сострадание, дружелюбность, ровность ума и благая радость. Сосредотачиваться на этих вещать нужно для подготовки к остальных практикам и уменьшения барьеров между внутренним и внешним мирами.
  7. Идентификация сущности ум а или дзен-буддизм-медитация без усилий. Это и есть та самая беспредметная и произвольная практика, составляющая сущность большинства восточных учений. Узнать природу ума, осознать её для полного погружения по желанию человека — основная задача дзен-сеансов. После освоения такой медитации любой вид деятельности становится полезной практикой расслабления, не требующей работы над мыслями или целью.

Существует также более усечённая типология буддистских техник, которая включает памятование о дыхании, развитие вселенской доброты, практику простого сидения (т.е. дзен-медитацию), визуализацию (сосредоточение только на образах Будды или Бодхисаттвы в сочетании с произнесением мантр), припоминание 6 элементов и припоминание цепи нидан.

Если учитывать учение Будды о 5 психических ядах, можно также представить классификацию главных медитаций как противоядий:

  • дыхание спасает от рассеянности,
  • сомнения и блуждающих мыслей,
  • метта-бхавана (концентрация на любви и доброте) — от ненависти или гнева,
  • метод шесть элементов — от спеси,
  • а памятование о цепи нидан — от неведения.

Последний тип практики-противоядия встречается не так часто. Это так называемая трупная медитация (памятование о смерти), которая помогает в борьбе со страстными желаниями и привязанностями. Таким образом, избавление от 5 человеческих ядов ускоряет движение к Просветлению.

С некоторыми медитациями в изменённой классификации всё понятно, поскольку они были объяснены ранее, но многие практики требуют уточнения:

  • Метта-бхавана или развитие чувства любви, доброты и заботы. Это примерно то же самое, что и погружение ума в благочестивые мысли. Методика делится на пять стадий. Сначала человек развивает хорошие чувства к себе, потом к близкому живому другу, одного пола и возраста с практикующим. Затем надо научиться поддерживать теплоту к нейтральному знакомому индивиду, а потом — к врагу или ненавистнику. Крайний этап — развитие равно любви вообще ко всем людям. В идеале надо распространить свои чувства на любую географическую или эмоциональную отдалённость субъектов, думая не только о людях или животных, но и о богах, ангелах, духовных гуру, жителях иных планет.
  • Практика 6 элементов. Это памятование о земле, воде, воздухе, огне, сознании и пространстве (эфире). Цель такой медитации — сломать мирскую индивидуальность. Суть техники заключается в возвращении всех элементов, которые заключены нас, Вселенной.
  • Памятование о цепи нидан — это размышление человека о 12 звеньях некого обусловленного совозникновения в границах существования человечества. Иными словами, речь идёт о конкретных фрагментах жизни: рождении, неведении, воли, сознании, органах чувства, теле и разуме, страсти, ощущениях, смерти и т.д.

Интересно, что каждая из практик может совмещаться с другими в рамках общего процесса духовного расслабления. Так, есть мнение, что любая медитация делится на 4 великих стадии:

  • Этап интеграции. Здесь используются методики дыхания, практики по памятованию и самоосознаванию.
  • Период положительной эмоциональности. После того как внутреннее Я достигло целостности на предыдущем этапе, нужно переходить к его поднятию на уровень чистоты и мощи. Здесь подходит метта-бхавана, а также другие метты, направленные на развитие разных позитивных чувств.
  • Стадия духовной смерти. Очищенное Я становится прозрачным, поэтому человек переживает состояние пустоты. Из методик используется техника 6 элементов, памятование о смерти.
  • Финальный этап — духовное перерождение. Здесь полезными будут упражнения на визуализацию (в т.ч. и на абстрактную), пропевание мантр.

Медитация дзен для начинающих: особенности

Итак, дзен-практика — разновидность буддистских техник по достижению высших форм сознания, которая подчиняется общим правилам традиции и при этом имеет собственные нюансы. Само слово “Дзен” на санскрите как раз и означает медитацию.

Описать методику можно буквально в паре слова: сиди и ничего не делай. Это кажется простой инструкцией, но постоянные занятия могут вызывать сонливость, уводить в мир грёз, т.е. ум будет уводить человека от истинной цели его занятия. Если соблюдать некоторые хитрости, можно избежать лишних мыслей и достигнуть результатов практики быстрее:

  1. Сидеть можно, где угодно, но объект для созерцания не должен вас отвлекать или возбуждать. Лучше всего смотреть на деревья, небо, стены — любые статичные и неизменные вещи.
  2. Не всматривайтесь в объекты слишком внимательно. Рассеянный взгляд расслабляет намного больше, чем длительная фокусировка.
  3. Когда медитация уже началась, не нужно менять дыхание. Пусть оно будет протекать в естественном ритме.
  4. Лишний раз двигать телом не стоит. Движение туловище неизменно влечет за собой сдвиги в уме, потому что в основе лежит одна энергия.

Практику дзен можно совмещать с другими видами медитации, т.е. с памятованием о дыхании, размышлением о 6 элементах, с метта-бхаваной и т.д.

В таком случае можно лишь условно говорить о ничегонеделании, поскольку некие усилия сознательного типа человек всё же прикладывает. Но чтобы эти усилия не были волевыми, периодически надо заниматься практикой простого сидения, т.е. вступать в период восприимчивости и пассивности. Обычное сидение требует сохранения некой мобилизации, сосредоточенного осознания. Человек следит за тем, что происходит у него в голове, но сами мысли не увлекают его.

Правильная практика простого дзена не сопровождается видениями или визуальными ощущениями, которые говорят о лишнем напряжении. Дзен-медитация напоминает принятие душа, очищающего у в состоянии внутреннего покоя и внешней невозмутимости. Важно отметить, что именно такая медитация представляет самоцель, а не инструмент по достижению чего-либо.

В некоторых буддистских школах принято разделять два типа медитации в духе дзен или дзадзэн. О стандартном сосредоточенном осознании уже было сказано, но есть ещё и медитация над коаном. Коан представляет собой вопрос или задачку, которая не решается за счёт логики и простых размышлений. По факту речь идёт о практике выхода за стандартные границы умы и установление контакта с просветлённым сознание более глубокого уровня.

Как правило, коаны касаются отдельных аспектов понимания буддизма, они парадоксальны. В процессе такой медитации не нужно интеллектуально размышлять, следует осознавать собственное неведение и отправляться на поиск истины внутри себя. Существуют также личные коаны — загадки повседневной жизни без окончательных решений. В таком случае задача человека — изменить свою личность, точку зрения по вопросу.

Когда человек осваивает основные техники дзен-медитации, он может перейти к синтезу повседневной деятельности и расслабляющих установок. Не поддаваться эмоциям и мыслям можно научиться в спокойном сидении, но потом надо развивать способность переносить это ощущение на внешние действия.

Физический труд в саду или на кухне вполне удобно сочетать с дзен-медитации в течение целого часа, а то и дольше.

Не менее эффективной считается практика Дзена во время ходьбы, например, в сочетании с прогулкой вдоль водоёма Дыхание надо подстраивать под шаги, а потом постепенно увеличивать выдох на один шаг. Динамическая медитация прекрасно сочетается и с упражнением по счету дыхания.

Возможные проблемы

Новички буддистских практик, как правило, сталкиваются с двумя видами трудностей.

  1. Ум отвлекается. Потеря внимания является протестом человеческого ума, который по природе должен быть рассеянным во множестве мыслей.
  2. Ум теряет прозрачность и энергию. Эта проблема связана с утопанием ума в объекте концентрации, т.е. с нимагнатой. Такое препятствие сложно распознать, потому что оно напоминает настоящую медитацию. Когда человеку кажется, что ум приобретает устойчивость, вероятность его утопания возрастает. Погружение ума в объект вызывает приятные ощущения, но при этом бдительность угасает. В таком состоянии опасно продолжать практику, потому что оно ведёт к развитию лени.

В процессе медитации человек проходит несколько стадий: сначала ему кажется, что мыслей очень много, потом он замечает длительные перерывы в размышлениях, и, наконец, беспокойство снижается, а сосредоточение увеличивается.

Чтобы вовремя избежать недочетов практики, нужно вовремя привлекать силу памятования, которая сразу предупреждает человека о появлении мыслей, и пребывать в бдительном осознании беспокойств.

Избавиться от отвлеченного внимания можно путём опускания объекта для сосредоточения, а также за счёт затемнения комнаты. Если ум утопает в предмете, надо делать наоборот: помещение освещать, а вещь поднимать выше.

Такие меры, однако, помогают на первых трёх ступенях медитации, а когда беспокойство уже на нуле и концентрация стабильна, — надо искать другие действенные факторы. На 4-5 стадиях медитация полезнее будет уменьшать настороженность и зоркость, периодически проверять силу и прозрачность сосредоточения. Нужно быть максимально терпеливым для достижения подлинных результатов. Если концентрация высших уровней оказывается потревоженной, необходимо обращать внимание на собственное здоровье, рацион питания, распорядок дня.

Если дзен-медитация выполняется без грубых просчётов, успех практически гарантирован. Сначала человек замечает перемены в теле, поскольку жизненная энергия берётся под контроль. Ощущение лёгкости сопровождается при этом сильнейшим переживанием счастья. Гармония ума и физической оболочки — важнейший результат буддистских практик.

Случайные статьи

Вверх