Что такое картина мира. Какого уровня общности бывают картины мира

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

1. Абхазы // Народы России. Энциклопедия. М, 1994.

2. Борисов И. Грузино-осетинский конфликт // Азия и Африка сегодня, 2001, № 4.

3. Борисов И. Грузино-абхазское противостояние // Азия и Африка сегодня, 2001, № 5.

4. Гаджиев К.С. Геополитика Кавказа. М, 2001.

5. Гушер А. Россия – Грузия. Утраченное доверие // Азия и Африка сегодня, 2000, № 6 – 7.

6. Гушер А. Геополитическая ситуация в Закавказье // Азия и Африка сегодня, 2003, № 10.

7. Записки А.П. Ермолова. 1798 – 1826 гг. М, 1991.

8. Зарубежное военное обозрение, 2008, № 8 – 9.

9. Здравомыслов А.Г. Осетино-ингушский конфликт: перспективы выхода из тупиковой ситуации. М, 1998.

10. Комерсантъ №140 - 155, 09 - 30.08 2008 г.

11. Крылов А.Б. Абхазия. Социальный портрет непризнанного государства // Азия и Африка сегодня, 1998, № 11.

12. Крылов А.Б. Грузино-абхазский конфликт: история и современность // Кавказский сборник. Т №2 (34). М, 2005.

13. Леонтьев М.В. Жуков Д.А. «Независимая» Грузия: бандит в тигровой шкуре. М, 2008.

14. Морозов Ю. Грузия – Абхазия. Межнациональные конфликты – питательная среда криминала // Азия и Африка сегодня, 2003, № 3.

15. Мяло К.Г. Россия и последние войны XX века (1989 - 2000). К истории падения сверхдержавы. М, 2002.

16. Независимая газета №167 (4514), 11.08 2008 г.

17. Новая газета № 58 (1376), 11.08 – 13.08.2008 г.; №59 (1371) 14.08 – 17.08.2008г.

18. Осетины // Народы России. Энциклопедия. М, 1994.

19. Панарин С.А. Позиционно-исторические факторы кавказской политики // Полис, 2001, № 2.

20. Потто В.А. Кавказская война: в 5 т.; Т. 2, 5: Ставрополь, 1994.

21. Присяга абхазского князя Георгия Шарвашидзе (Сефар-Али бека) при вступлении в подданство России // Под стягом России: сборник архивных документов. М, 1992.

22. Стукало С.Н. Цхинвали в огне. М, 2008.

23. Сулаберидзе Ю.С. Грузинский политический театр // Полис, 2001, №4.

24. Хаджи Мурат Ибрагимбейли. Кавказ в Крымской войне 1853 – 1856 гг. и международные отношения. М, 1971.

25. Цуциев А.А. Атлас этнополитической истории Кавказа (1774 - 2006). М, 2006.

26. Цуциев А.А. Осетино-ингушский конфликт (1992 - …) его предыстория и факторы развития. М,1998.

27. Широкорад А.Б. Утерянные земли России. Отколовшиеся республики. М, 2007.

РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТА:

1. История Осетии – http://aors.narod.ru/

2. Латынина Ю. 200 км танков. О российско-грузинской войне - http://www.ej.ru/?a=note&id=8579

3. Материалы газеты «Комерсантъ» - www.kommersant.ru

4. Материалы ООН – http://www.un.org/russian/news/fullstorynews.asp?newsID=8790 и др.

5. Материалы сайта Независимой Республики Южная Осетия – http://www.iriston.ru/ru/index.php


6. Материалы сайта осетинской диаспоры - http://www.iriston.ru/ru/

7. Новостной портал Грузии – http://www.news.ge

8. Новая газета - http://www.novayagazeta.ru/data/2008/63/06.html

9. Правозащитный центр «Мемориал» http://www.memo.ru/2008/10/28/2810081.html

ПОДРОБНЕЕ СМ. ресурсы Интернета в книге Стукало С.Н. Цхинвали в огне. М, 2008, с. 340 – 347.

ВВЕДЕНИЕ

Ведущей тенденцией развития цивилизации третьего тысячелетия стала интеграция наук. Достижения микроэлектроники, информатики и биотехнологии преобразуют промышленное и сельскохозяйственное производство. «И совершенно естественно, что новому, более высокому уровню техники и технологии производства должна соответствовать новая, более высокая ступень развития человеческого общества в целом и самого человека в их взаимосвязи с Природой».

Успехи естествознания ХХ в. во многом связаны с исследованиями на уровне ядер, атомов, молекул, клеток. На результаты подобных исследований опираются современные наукоемкие технологии, позволяющие производить высококачественную продукцию и, прежде всего, товары повседневного спроса. Знакомство с основами естествознания позволяет оценить перспективы развития современных наукоемких технологий, а следовательно сделать прогноз об экономических, экологических, социальных и политических последствиях, оценить необходимые затраты для изготовления такой продукции, оценить возможные направления развития наукоемких технологий в ХХ1 в..

Лекарства нового поколения и искусственные ферменты, синтетические и композиционные материалы, искусственные кристаллы и аморфные металлы, сорта сельскохозяйственных растений, устойчивые к болезням и вредителям, – это, с одно стороны, объекты разработки естествоиспытателей, а, с другой стороны, – это продукты потребления различных отраслей промышленности, производящих в широком ассортименте товары повседневного спроса.

Новая материальная база, новые технологии лежат в основе любого перспективного дела. И знание основ естествознания позволяет оценить перспективные направления в технологии.

Мир, существующий вокруг нас и внутри нас, отражают наука, искусство и религия. Каждый из способов отражения носит свои черты и, как правило, свои области применения. Существует довольно значительный круг вопросов, где пересекаются эти три способа отражения мира.

В сою очередь, науку принято делить на естественные, гуманитарные науки и технику. Такое деление связано со спецификой объектов изучения. Нас в первую очередь будет интересовать наука.

В природе, в большей части, действуют не зависящие от человека, слепые, стихийные силы. В обществе, как правило, ничего не совершается без сознательных целей, интересов и мотиваций. На этом основании делались и делаются попытки противопоставить естественнонаучную культуру гуманитарной культуре (например, дискуссия о «физиках» и «лириках» в 60-е годы ХХ в.). Вместе с тем, между способами описания мира, используемыми в естественных науках, и способами, используемыми в гуманитарных науках, существует значительная разница, что дало основание английскому писателю и ученому Чарльзу Перси Стоуну в 1959 г. прочитать в Кембриджском университете лекцию «Две культуры и научная революция» . В лекции обращалось внимание на возникновение пропасти между традиционной гуманитарной культурой европейского Запада и новой научной культурой, связанной с научно-техническим прогрессом. Все увеличивающееся взаимонепонимание между учеными и «литературными интеллектуалами», по Стоуну, может привести к гибели человеческой культуры, если не принять радикальных мер для реорганизации образовательной системы, для сближения точек зрения излишне практичных «физиков» и индивидуалистами «лириками». Здесь гуманитарные науки отождествлялись с культурой в целом.

Сближение естественных наук и культуры не только возможно, но и закономерно, т.к. в основе научной и культурной деятельности лежит творчество. Часто дискуссии о «физиках» и «лириках» по сути дела отражают тоску об универсалах эпохи возрождения и энциклопедистах. Тем не менее, беспокойство общественности обосновано.

Одной из важнейших характеристик человека, отличающей его от животного, является то, что он в своих действиях опирается на разум, на систему знаний и их оценку. Поведение людей, степень эффективности решаемых ими задач, конечно, зависит от того, насколько адекватно и глубоко их понимание реальности, в какой мере они могут правильно оценивать ту ситуацию, в которой им приходится действовать и применять свои знания.

С давних пор в человеческой жизни большое значение приобретали не только те знания, которые имели непосредственное практическое значение, но и те, которые относились к общим представлениям о природе, обществе и самом человеке. Именно последние как бы скрепляют в единое целое духовный мир людей. На их основе возникали, формировались и развивались традиции во всех сферах человеческой деятельности. Важную роль при этом играет то, как человек представляет устройство мира. Человеческое самосознание стремится представить себе окружающий мир, т.е. увидеть мысленным взором то, что называют Вселенной, и найти свое место среди окружающих вещей, определить свое положение в космической и природной иерархии. С древних времен людей беспокоят вопросы об устройстве мироздания, о возможности его познания, его практического освоения, о судьбах народов и всего человечества, о счастье и справедливости в человеческой жизни. Без стремления постичь мир в его целостности, желания понять природу и общественные явления человечество не создало бы ни науки, ни искусства, ни литературы.

Современная наука нацелена на построение единой целостной картины мира , изображая ее как взаимосвязанную "сеть бытия". В общественном сознании исторически складываются и постепенно изменяются разные картины мира, которые обычный человек воспринимает как данность, как объективность, существующую независимо от наших личных мнений.

Картина мира означает как бы зримый портрет мироздания, образно-понятийную копию Вселенной , взглянув на которую, можно понять и увидеть связи действительности и свое место в ней. Она подразумевает понимание того, как устроен мир, какими законами он управляется, что лежит в его основе и как он развивается . Поэтому понятие "картина мира" занимает особое место в структуре естествознания.

Картина мира :

· система образов (и связей между ними) – наглядных представлений о мире и месте человека в нём, сведений о взаимоотношениях человека с действительностью (человека с природой, человека с обществом, человека с другим человеком) и самим собой; составляющие картину мира образы являются не только (и не столько) зрительными, но и слуховыми, осязательными и обонятельными; образы и сведения чаще всего имеют эмоциональную окраску;

· порождаемые этой своеобразной конфигурацией образов и сведений жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации и духовные ориентиры; любые существенные изменения картины мира влекут за собой перемены в системе указанных элементов.

В соответствии с этими особенностями картина мира :

· целиком определяет специфический способ восприятия и интерпретации событий и явлений;

· представляет собой основу, фундамент мировосприятия, опираясь на который человек действует в мире;

· имеет исторически обусловленный характер, что предполагает постоянные изменения картины мира всех её субъектов.

Субъектом или носителем картины мира является и отдельный человек, и социальные или профессиональные группы, и этнонациональные или религиозные общности.

Картина мира -- сложноструктурированная целостность, включающая три главных компонента – мировоззрение, мировосприятие и мироощущение. Эти компоненты объединены в картине мира специфическим для данной эпохи, этноса или субкультуры образом.

Мировоззрение – концептуальная часть, представленная общими категориями пространства, времени, движения и т. п. Основные крупные элементы – каркас картины мира – представляют собой набор исходных принципов или представлений, фундаментальных допущений о мире или тех его частях, которые касаются ситуации. Они могут и не осознаваться человеком, но встроены в картину мира, ибо необходимы для интерпретации любой жизненной ситуации, для определения смысла и для оценки того, что происходит. Некоторые из них, такие как движение, причинность, намерение, тождество, эквивалентность, время и пространство, возможно, даже основываются на врождённых свойствах человека. Другие, такие как добро и зло, отношение к жизни и смерти, к себе в мире, к другим людям и т. п., явно порождаются и осваиваются в процессе воспитания и развития.

Мировосприятие (то есть чувственно-образная часть) – это совокупность наглядных образов культуры, человека, его места в мире, взаимоотношений с миром и другими людьми и т. п.

Мироощущение представляет собой особый склад мышления, систему своих категорий или особое соотношение понятий.

Обычно переход от одной стадии общественного развития к другой сопровождается резким изменением или ломкой общественной картины мира, утверждением новых эталонов мирообъяснения. Новое мировоззрение формирует новое мировосприятие и мироощущение в конечном счёте – новую картину мира. Прогресс – развитие человека и человечества – это последовательное изменение и усложнение индивидуальных и групповых картин мира.

Таким образом, из картины мира вытекает всё остальное – и ценности, и иерархия, и парадигмы научного познания, и допустимые способы человеческих действий. Следовательно, картина мира может служить интегральной типологической характеристикой культуры . По этим соображениям можно (и следует) применять термины «культура» и «картина мира» как взаимозаменяемые, ибо разные учёные вкладывают в слово «культура» противоречивые, порой взаимоисключающие толкования: от бытового уровня понимания воспитанности той или иной личности до понятия о созданном людьми мире культурных ценностей и далее вплоть до представления о культуре как о всеобщем способе существования человеческого рода .

Экология жизни.Современная наука, в частности, квантовая физика и теория относительности, вносит существенные коррективы в привычные представление о мире. Новая научная парадигма позволяет осуществить синтез идеализма и материализма, что дает возможность взглянуть на мироздание с совершенно иной точки зрения...

…Создание единой и неизменной картины
мира – цель, к которой стремится естествознание.

Макс Планк.

Современная наука, в частности, квантовая физика и теория относительности, вносит существенные коррективы в привычные представление о мире. Новая научная парадигма позволяет осуществить синтез идеализма и материализма, что дает возможность взглянуть на мироздание с совершенно иной точки зрения, переосмыслить философию, существующие научные концепции и методы.

Квантовая теория заключает в себе идею "туманного" мира, в котором размывается различие между частицами и волнами, - мира, в котором материя никогда не бывает в состоянии покоя, а напротив, находится в непрерывном движении. Мир представляется как система, состоящая из неделимых, взаимодействующих и пребывающих в непрестанном движении частиц. Чем глубже мы проникаем в субмикромир, тем больше убеждаемся в том, что есть основополагающее единство, соединяющее всех нас. Созданная теоретическая база позволяет нам гораздо легче осознать «природу реальности».

Квантовая теория подтверждает древнейшие концепции о существовании семи уровней реальности Мироздания. Учеными получены точные описания всех семи уровней. При переходе с уровня на уровень увеличивается плотность вещества. Таким образом, можно сказать, что материя является энергией в плотном виде.

Промежуточным этапом этого процесса является сознание. С физической точки зрения сознание является особой формой полевой (торсионной) материи. Сознание и материя на уровне торсионных полей оказались неразрывными сущностями. С этих позиций стало очевидным, что сознание выступает в качестве посредника. объединяющими, с одной стороны, все поля, весь материальный мир, а с другой стороны все уровни тонкого мира.

С этой точки зрения сознание человека можно рассматривать как трансформатор энергии, с помощью которого духовная энергия становится материей. Этот новый подход должен коренным образом изменить наше понимание реальности.

Как испокон веков утверждают восточные религии, материя есть Майя, иллюзия. Это иллюзия независимости нашего существования. Воспринимаемые нами как разные отдельные предметы на самом деле являются концентрациями частиц единого энергетического поля. Но эти качества твердость и отдаленность существуют только с ограниченной точки зрения несовершенного восприятия. Конечно же, нам людям удобно именно так воспринимать другие объекты: это позволяет действовать в поле которому принадлежим.

Ясно, что с практической точки зрения удобно воспринимать объекты как отдельные предметы. Однако такое представление имеет не только позитивные, но и негативные стороны. Один из негативов заключается в том, что люди воспринимают себя отдельно от окружающего мира. Это порождает и развивает чувство изолированности, отсутствия безопасности, что неизбежно приводит к тревоге и беспокойству.

Мы начинаем приоткрывать покровы неверного восприятия, маскирующего от нас подлинный мир, и делаем открытие: оказывается внутренний и внешний миры нераздельны. Их искусственное разделение – лишь продукт субъективного восприятия мира.

Голография – еще одно открытие физики, которое, возможно, позволит осуществить сближение естественных наук с гуманитарными, приподнимая завесу над еще не объясненными психологическими явлениями. Это уникальное концептуальное средство, чрезвычайно полезное для понимания принципов целостности.

Голограмма представляет собой трехмерную фотографию, сделанную с помощью лазера. Снимок выглядит как бессмысленное чередование светлых и темных линий. Если пленку осветить лучом лазера, то появится изображение предмета в трех измерениях.
Если голограмму разрезать пополам и осветить лазером, каждая половина будет содержать целое первоначальное изображение. Если же продолжать разрезать голограмму на более мелкие кусочки, на каждом из них вновь обнаружим изображение всего объекта в целом. В этом заключается свойство распределенности.

С философской точки зрения это представляет несомненный интерес, так как подтверждается принцип " часть замещает целое", то есть, в любой точке пространства содержится информация обо всех событиях и сущностях Вселенной. На современном языке это значит, что Вселенная представляет собой огромную голограмму, так как установлено, что это свойство характерно только голографическим процессам.
Другой особенностью является поразительная экономия. Ни одно из существующих средств хранения информации, имеющих те же размеры, не сравнится по объему памяти с голограммой.

И, третье. Существенным является волновой характер взаимодействий. Данный физический процесс служит исходным моментом для создания нейроголографической модели работы мозга. Сигналы, исходящие из частиц, из которых состоит окружающая нас материя, могли бы проецироваться на все точки мозга. А сам мозг, учитывая частоты воспринимаемых волн, мог бы математически воссоздать на основе интерференционной картины "конкретную" реальность.
Тогда, отсюда вполне естественно вытекает представление об энергетической природе человека и объяснение возможного механизма функционирования человеческого мозга, согласно которому основные мыслительные процессы происходят не в нем, а в окружающей активной среде.
Взаимосвязь фазовых отношений лежит в основе способности формирования образов. По-новому осознается значение образного мышления. С точки зрения голографической модели, с его помощью окружающий мир и подсознание общаются с нами. В таком случае, язык образов – это эсперанто всего живого.

Очевидна теснейшая взаимосвязь и взаимозависимость образа и энергии. Оперирование наглядными образами и игра воображения - это объективно протекающий, физически, биологически и психически обусловленный процесс. Образ в конечном итоге проявляется в виде энергетических процессов, а последние, в свою очередь, претворяются в образ. Этим объясняется возможность создания новой реальности.
Человеческий мозг является элементом большой голограммы, имеющей доступ ко всей информации. Однажды полученная, она фиксируется навсегда; образы со временем не тускнеют и могут быть воспроизведены через много лет.

Отсюда также можно понять эффекты телепатии, экстрасенсорики и пр., что, в свою очередь, способствует прорыву в область неизвестного и раскрытию одного из аспектов феномена современного человека. Индивидуальное сознание включается в общий космический энергоинформационный поток. И тогда творческий потенциал человека становится воистину неисчерпаемым.
Глубинное поле Вселенной кодирует и хранит информацию, исходящую от живых и неживых структур, в виде голограмм. Причем, такая информация не хранится пассивно, а отбирается, перерабатывается и передается в необходимых дозах, в необходимое время и в необходимом направлении. От способности видеть истинную картину целиком и реагировать на изменения зависит наше гармоничное взаимодействие с миром.

Концепция голографической Вселенной крайне важна для понимания высших по отношению к нашему, измерений. В соответствии с этой концепцией все, что содержится в определенном объеме пространства высшего уровня, неминуемо проецируется на нижестоящие. На нашем уровне информация выступает, по сути, не реальными объектами, а символами, что дает возможность всякому понимать скрытую символом истину сообразно своему развитию сознания.
Символ – концентрированная условная абстрактная форма знаний, которая выражается при помощи стилизованного знака. Так наиболее распространенным во всем мире, во всех религиях символ креста (хотя вид его несколько видоизменен у разных народов). Символы постоянно используются каждым, но, как правило, бессознательным, неконструктивным и даже нередко опасным образом. Поэтому, одной из настоятельных потребностей нашего времени является осознание природы символов, изучение множества их классов и видов для целенаправленного использования.
Достижения современной науки оказывают влияние почти на все стороны общественной жизни. Оно затрагивает всю культуру в целом, и образ мышления в частности, и выражается в пересмотре наших взглядов на Вселенную и нашего отношения к ней.

Современный уровень развития науки предопределяет необходимость пересмотреть фундаментальные понятия, лежащие в основе нашего мировоззрения, радикальная перемена которых позволяет решить острейшую проблему соотношения индивидуализма и коллективизма, и, следовательно, найти выход из кризиса социума и культуры.
Именно человек как микрокосмос социума выступает движущей силой развития общества, ибо, в зависимости от того, создает оно условие для осуществления его творческих, физических и духовных потенций или препятствует этому, оно либо находится в динамическом равновесии и движении, либо деградирует и саморазрушается. о публиковано

Литература:
Плыкин В.Д. В начале было слово или след на воде. – Ижевск: Издательство Удмуртского университета, 1995.
Акимов А.Е. , Шипов Г.И. Сознание: физика торсионных полей и торсионные технологии. – Владивосток. Материалы 2-й конференции культура XXI века: человек и среда обитания.1998.
Казначеев В.П. Феномен человека: космические и земные истоки.- Новосибирск: Книжное изд-во1991.
Тихоплав Т.С., Тихоплав В.Ю. Физика веры. – СПб.: Изд-во Весь, 2002.
Волченко В.Н. Принятие Творца современной наукой// Сознание и физическая реальность. 1997. Т.2. №1.

Присоединяйтесь к нам в

Её следует определить как:

  • систему образов (и связей между ними) - наглядных представлений о мире и месте человека в нём, сведений о взаимоотношениях человека с действительностью (человека с природой, человека с обществом, человека с другим человеком) и самим собой; составляющие картину мира образы являются не только (и не столько) зрительными, но и слуховыми, осязательными и обонятельными; образы и сведения чаще всего имеют эмоциональную окраску;
  • порождаемые этой своеобразной конфигурацией образов и сведений жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации и духовные ориентиры; любые существенные изменения картины мира влекут за собой перемены в системе указанных элементов.

В соответствии с этими особенностями картина мира :

Субъектом или носителем картины мира является и отдельный человек, и социальные или профессиональные группы, и этнонациональные или религиозные общности.

Картина мира - сложноструктурированная целостность, включающая три главных компонента - мировоззрение , мировосприятие и мироощущение . Эти компоненты объединены в картине мира специфическим для данной эпохи , этноса или субкультуры образом .

Мировосприятие (то есть чувственно-образная часть) - это совокупность наглядных образов культуры, человека, его места в мире, взаимоотношений с миром и другими людьми и т. п.

Особенности различных картин мира

Выделяют следующие признаки-критерии, на основе которых можно различать особенности различных картин мира:

  • масштабность;
  • чёткость;
  • эмоциональная окрашенность;
  • свет и мрак;
  • присутствие прошлого, настоящего и будущего;
  • аналитизм и синтетизм;
  • выделенность субъекта из внешней среды;
  • активность-пассивность;
  • знаковость (символичность);
  • рефлексивность;
  • насыщенность межчеловеческими отношениями;
  • конформность;
  • детерминированность мироустройства;
  • степень общей развитости;
  • особенности развития репрезентативной системы.

Субкультурная картина мира

Мир не хорош и не плох, - утверждали ещё мудрецы древности, - он таков, каким мы его воспринимаем. Что же определяет восприятие мира, а следовательно, и отношение к нему, человеком?

Издавна известно, что даже самые добросовестные свидетели, наблюдавшие один и тот же эпизод, часто дают о нём противоречивые показания. Происходит это потому, что у свидетелей могут более или менее существенно отличаться картины мира. Скажем, у одних в ней преобладают светлые, у других - мрачные тона, у одних в её центре прошлое, у других - будущее, у одних она насыщена человеческими отношениями, у других основное место отведено природе; одни картины мира сложны и красочны, другие просты и бесцветны и т. д. И, проецируя эпизод в сложившуюся у него картину мира, свидетель непременно подвергает его при этом трансформации. Картина мира служит чем-то вроде координатной сетки, определяющей смысл и содержание любых воспринимаемых объектов и образов. Это происходит потому, что люди чувствуют и действуют не в соответствии с некими «объективными фактами», но исходя из своих всегда субъективных представлений о них. А эти последние определяются многими обстоятельствами. Исследованиями установлено, что, например, «представления о счастье и иерархия жизненных ценностей могут заметно расходиться не только у разных народов и культур, но и у представителей разных поколений или разных субкультур внутри одной культуры, одного народа» . Главная причина этого - наличие у разных народов, этносов и субкультур да и, пожалуй, у каждого человека своей индивидуальной картины мира, в соответствии с особенностями которой каждый человек и ведёт себя так или иначе .

Своеобразная картина мира присуща любой социальной общности - от нации или этноса до социальной или профессиональной группы или отдельной личности. Мало того, каждому отрезку исторического времени соответствует своя картина мира. Другими словами, любое достаточно крупное человеческое сообщество имеет дифференцированные картины мира как по горизонтали (различные социальные группы современников), так и по вертикали: картины мира - это не нечто застывшее, но исторически изменчивый процесс приспособления к меняющимся реалиям. Так, например, картина мира крестьянина отличается от картины мира его современника-университетского профессора. Но точно так же сегодняшний крестьянин или профессор воспринимает мир совсем не так, как представители этих же социальных групп сто лет назад. Различаются картины мира у католика и православного, у мусульманина и буддиста. Подобные различия хорошо иллюстрирует искусство. Например, Париж в изображении китайских художников отличается от Парижа Писсарро и Моне . А природа у современных пейзажистов разительно отличается от её изображения XIII-XIV веков. Не случайно также говорят, к примеру, о Петербурге Гоголя и Достоевского или о булгаковской Москве.

Литература

  • К.Айдукевич Картина мира и понятийный аппарат (Das Weltbild und die Begriffsapparatur // Erkenntnis. 1934. Bd. 4. S. 259–287.)
  • Яковлева Е. С.. Фрагменты русской языковой картины мира: модели пространства, времени и восприятия. М.: Гнозис, 1994.

Примечания

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Картина мира" в других словарях:

    В отличие от мировоззрения совокупность мировоззренческих знаний о мире, «совокупность предметного содержания, которым обладает человек» (Ясперс). Можно выделить чувственно пространственную картину мира, духовно культурную, метафизическую.… … Философская энциклопедия

    КАРТИНА МИРА - КАРТИНА МИРА. 1. Совокупность знаний и мнений субъекта относительно реальной или мыслимой действительности. 2. Отраженные в языковых формах и категориях, текстах концепты, мнения, суждения, представления народа, говорящего на данном языке, о… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Система интуитивных представлений о реальности. К. м. можно выделить, описать или реконструировать у любой социопсихологической единицы от нации или этноса до какой либо социальной или профессиональной группы или отдельной личности. Каждому… … Энциклопедия культурологии

    Картина мира - сформированная в сознании человека и словесно оформленная система сведений о различных сферах окружающей жизни. Картина мира – это целостная система знаний и представлений о мире, выполняющих функцию ориентировочной основы действий человека. Эта… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    КАРТИНА МИРА - – это совокупность взаимосвязанных систематизированных представлений об устройстве мира, Вселенной, о месте в ней человека, его познавательных и творческих возможностях. Термин «картина мира» появился благодаря немецкому физику Г. Герцу, когда… … Философия науки и техники: тематический словарь

«Картиной мира» называется сложившийся на конкретном этапе развития человечества целостный образ мира, совокупность представлений о структуре действительности, способах ее функционирования и изменения. Формируется на основе исходных мировоззренческих принципов и интегрирует знания и опыт, накопленный человечеством.

Картина мира не является чем-то индивидуальным (в отличие от мировоззрения) и представляет собой плод коллективных усилий профессионального сообщества.

Картина мира, как и любой познавательный образ, упрощает и схематизирует действительность, но вместе с тем выявляет ее существенные стороны.

Различают мифологическую, религиозную, философскую и научную картины мира.

Научная картина мира (НКМ). Основная задача – систематизация и интеграция разнородных частей научного знания в единое, логически непротиворечивое целое. НКМ, как правило, исходит из представления о мире как совокупности естественных процессов, который развивается по своим, объективным и специфическим для каждого из этих процессов законам.

НКМ выстраивается на базе фундаментальных принципов, лежащих в основе той научной теории и в той области науки, которая занимает в данную эпоху лидирующее положение.

В структуре НКМ можно выделить 2 компонента: концептуальный (понятийный) и чувственно-образный.

1. Концептуальный уровень:

– принципы (материального единства мира, всеобщей связи и взаимообусловленности явлений и др.),

– общенаучные понятия и законы (например, закон сохранения и превращения энергии),

– фундаментальные понятия отдельных наук (поле, вещество, Вселенная, биологический вид и т.д.).

2. Чувственно-образный компонент – это совокупность наглядных представлений о природе (например, планетарная модель атома, образ Метагалактики в виде расширяющейся сферы и т.д.).

Следует различать общенаучную и частнонаучные (физическая, химическая, биологическая) картины мира. В общенаучной картине мира обобщаются и синтезируются научные знания, накопленные всеми науками о природе, обществе, человеке и результатах его деятельности.

Механистическая картина мира (17 в., И.Ньютон). Абсолютизация законов механики. У истоков мира стоит внеприродный, трансцендентный Бог; Бог создал мир и установил закономерности его развития, доступные познанию средствами человеческого разума. Вселенная – искусный механизм (проводится аналогия с часами); совокупность большого числа неизменных и неделимых частиц (атомов, «корпускул»), перемещающихся в абсолютном пространстве и времени (пространство – вместилище вещей, время – событий) и связанных силами тяготения. Взаимодействия частиц описываются законами механики (путем задания их координат, скорости движения и зависимости этих величин от времени) и понимаются как простые механические перемещения; т.обр., основной формой движения материи выступает механическое движение. Все процессы рассматриваются как причинно обусловленные (детерминизм ). Механистический детерминизм исходил из линейной причинной связи между явлениями и процессами. В варианте Лапласа приобрел следующий вид: всякое состояние Вселенной есть следствие предыдущих и причина последующих ее состояний; более того, существует теоретическая возможность просчитать любое событие (положение, состояние материальных тел) исходя из предыдущего состояния и законов механики.


Жизнь и человек тоже объясняются с механистических позиций.

Черты механистической картины мира: механицизм (мир как механизм), субстанциальная концепция пространства и времени, детерминизм, линейная (динамическая, однозначная) причинность.

Релятивистская картина мира (нач. 20 в., А.Эйнштейн) начала формироваться в результате серии открытий в области физики на рубеже 19-20 веков (открытие сложной структуры атома, явления радиоактивности, дискретного характера электромагнитного излучения и др.). Пересмотру подвергаются следующие представления классической науки: об атомах как твердых, неделимых и обособленных элементах материи, о времени и пространстве как независимых абсолютах, о строгой причинной обусловленности всех явлений, о возможности объективного наблюдения природы.

Общая и специальная теория относительности заложили фундамент новой теории пространства и времени (реляционной ). Трехмерное пространство и одномерное время стали рассматриваться как относительные проявления четырехмерного пространственно-временного континуума . Все системы отсчета были объявлены равноправными, а все наши представления привязаны к определенной системе отсчета, в которой они имеют смысл. Однозначное противопоставление субъекта и объекта отвергли, обнаружив зависимость восприятия от системы отсчета, в которую входят и субъект и объект, от того способа, которым ведется наблюдение и других факторов.

Квантовая механика изменила представление о материи , сформировала новое понимание причинности и детерминизма . Она выявила вероятностный характер законов микромира и неустранимый корпускулярно-волновой дуализм в самих основах материи. Вещество перестали рассматривать как всеобщий субстрат, важнейшую природную субстанцию – на передний план выходит понятие квантового поля . Стало очевидно, что субатомные феномены способны проявлять как свойства частицы, так и свойства волны, поскольку они обладают двойственной природой (явление корпускулярно-волнового дуализма). Вычислить местоположение частицы и одновременно измерить ее ускорение невозможно, понятия координаты и импульса в классическом смысле к микрообъектам не применимы (соотношение неопределенностей Гейзенберга). Принцип неопределенности в корне подрывал и вытеснял собой лапласовский детерминизм, утверждая статистический , вероятностный характер закономерностей в поведении микрообъектов. Неопределенность в измерениях связана не с несовершенством измерительной техники, а с объективными свойствами микромира.

Черты: корпускулярно-волновой дуализм, реляционная концепция пространства и времени, индетерминизм, вероятностная причинность.

Для современной НКМ характерны следующие черты:

– принцип глобального (универсального) эволюционизма (весь мир представляет собой огромную эволюционирующую систему: космическая, химическая, биологическая, социальная эволюция объединены генетической и структурной преемственностью);

– идея коэволюции (совместной эволюции; со – приставка, обозначающая совместность, согласованность; лат. evolutio – развертывание) человека и природы;

антропный принцип (Вселенная устроена так, что в ней смогла зародиться разумная жизнь – человек) фиксирует связь между свойствами расширяющейся Вселенной и возможностью возникновения в ней жизни. В содержании данного принципа важно совпадение численной взаимосвязи параметров микромира (заряда электрона, размера нуклона, постоянной Планка) и глобальных характеристик Метагалактики. Свойства нашей Вселенной обусловлены наличием фундаментальных физических констант, при небольшом изменении которых структура нашей Вселенной была бы иной, отличной от существующей.

– принципы синергетики .

Синергетика (от греч. synergetikos – совместный, согласованно действующий)– теория самоорганизации и развития сложных систем.

В синергетике феномен самоорганизации объясняется взаимодействием многих явлений. Центральное место отводится взаимосвязи порядка и хаоса .

Класс систем, способных к самоорганизации – это открытые, нелинейные, сложные системы, находящиеся в состоянии нестабильности (сильно неравновесные). [Среди физических систем к ним принадлежат кооперативные эффекты в лазерах, переходы типа «беспорядок – порядок» в жидкостях; среди биологических систем – клетки и их ассоциации, нейронные системы, поведение животных в течение жизненного цикла; среди социальных – поведение человека и человеческих групп в данной среде, экономические системы и т.д.] Для подобных систем характерна множественность путей развития.

В сферу внимания синергетики попадают нелинейные эффекты эволюции систем любого типа, кризисы и бифуркации. «Точкой бифуркации » называют неустойчивую фазу существования системы, своеобразный переломный момент, в котором присутствует несколько сценариев дальнейшего развития. Переход через бифуркацию и выбор пути эволюции – такие же случайные процессы, как бросание монеты или игральной кости. Случайность в целом – неустранимый элемент в поведении сложных систем, играет в нем главенствующую роль; поведение неравновесных систем непредсказуемо и не поддается контролю. Нестабильность, неопределенность, неустойчивость – характерные черты мироустройства в целом.

Открытия синергетики изменили представления о механизме развития: развитие происходит через неустойчивость, через случайность, через бифуркации . Синергетика установила возможность спонтанного возникновения порядка из хаоса в результате самоорганизации. Т.о., хаос выступает созидающим началом, конструктивным механизмом развития. Большой вклад в развитие идей синергетики внес И.Пригожин.

УДК 81’1+81’23 + 130.2(045)

ЯРЦЕВА Ксения Викторовна, аспирант, преподаватель кафедры английского языка Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Автор 5 научных публикаций

ПОНЯТИЕ «КАРТИНА МИРА». АДАПТИВНАЯ ФУНКЦИЯ КАРТИНЫ МИРА

Статья посвящена рассмотрению термина картина мира, получившего широкое распространение в исследованиях последних лет и в различных отраслях знания трактующегося немного по-разному в силу того, что данное понятие является умозрительным построением. С точки зрения когнитивной науки и биологического подхода, в частности, основная функция картины мира - психологическая защита индивида или этноса при его адаптации к условиям окружающей среды.

Картина мира, ментальные репрезентации, адаптация, познание, психологическая защита, ценностные доминанты

Термин картина мира в последние годы получил широкое распространение в различных отраслях знания, однако вплоть до настоящего времени отсутствует его общепринятое определение, и исследователи часто толкуют его по-разному. Все интуитивно понимают суть этой научной метафоры, но сущность выражаемого ею явления все равно остается предметом многочисленных размышлений. Исследователи отмечают, что определение картины мира и не может претендовать на абсолютную однозначность, «поскольку это не объективно существующая реалия, а умозрительное построение, используемое его создателями для решения каких-либо теоретических или практических задач»1.

Впервые термин картина мира (как «совокупность внутренних образов внешних предметов, из которых логическим путем можно получать сведения относительно поведения этих предметов»2) начал использоваться в трудах по физике на рубеже Х1Х-ХХ столетий, что представляется закономерным, т.к. имен-

но открытия, связанные с естественными науками, объясняющие природу и функционирование окружающего нас материального мира, могут кардинально поменять картину мира человека, указать на ошибочность его прежних мировоззрений.

А. Эйнштейн предлагает уже более широкую интерпретацию данного понятия: «Человек стремится каким-то адекватным способом создать себе простую и ясную картину мира для того, чтобы в известной степени попытаться заменить этот мир созданной таким образом картиной. < . > На эту картину мира и ее оформление человек переносит центр тяжести своей духовной жизни, чтобы в ней обрести покой и уверенность, которые он не может найти в слишком тесном голово-кружительном круговороте собственной жизни»3. В этом определении прослеживается идея автора об относительности любого знания о мире. Это относительное знание, опосредованное человеческой природой или (если использовать терминологию У Матураны и Ф. Варелы) струк-

турой человека как живого организма, его внутренней динамикой и характером его взаимодействий с внешним миром, позволяющее ему успешно существовать, адаптироваться к условиям этого мира, и есть концептуальная картина мира. В контексте вышесказанного уместно упомянуть мысль У Матураны и Ф. Варелы о том, что мир человека есть «с необходимостью» мир, который он создает сам вместе с другими4. Таким образом, концептуальная картина мира - это образ или глобальная репрезентация мира, творимого человеком в процессе его взаимодействия с окружающей средой и другими людьми и являющегося для него реальным.

Рассматривая картину мира в культурологическом аспекте, исследователи определяют ее как все знания о мире, представленные в виде некоего образа мира, которые существуют в сознании индивида, принадлежащего определенной национальной культуре; как ментальную репрезентацию культуры. Поэтому она характеризуется теми же свойствами, что и культура: целостностью, историчностью, многоаспектностью, комплексностью, способностью к овнешнению, полиинтерпретируемостью и т.д.

С точки зрения психологии, картина (или образ) мира - это «отображение в психике человека предметной окружающей действительности, опосредованное предметными значениями, соответствующими когнитивными схемами и поддающееся сознательной рефлексии»5. Картина мира человека, включающая его самого, его действия и состояния -это «сознание в своей непосредственности»6. Таким образом, психология рассматривает картину мира как продукт высшей нервной деятельности.

С точки зрения биологического подхода, картину мира можно определить как всю совокупность концептов или сложных репрезентаций, присутствующих в сознании индивида и отражающих обобщенный опыт непосредственного и опосредованного (в процессе воспитания и образования) взаимодействия со

средой. Эта концептуальная система сама по себе является объектом взаимодействия.

В контексте этнопсихологии картина мира -«некоторое связное представление о бытии, присущее членам данного этноса»7. Национальная картина мира - результат коллективного опыта нации. Она находит выражение в философии, литературе, мифологии народа, в поступках людей, являясь своего рода базой для объяснения этих поступков.

В.П. Завальников предлагает термин этническая картина мира, являющаяся, с точки зрения автора, «особым структурированным представлением о мироздании, характерным для того или иного этноса, которое, с одной стороны, имеет адаптивную функцию, а с другой - воплощает в себе ценностные доминанты, присущие культуре конкретного народа»8. В национальной (этнической) картине мира (как и в любой другой) всегда присутствуют ценностные установки, отношение народа к различным фактам действительности. Любая картина мира - это результат познавательной деятельности людей, а познание неотделимо от оценки.

Национальная картина мира осознается членами этноса главным образом при взаимодействии с носителями чуждой им картины мира. При этом собственная картина мира всегда представляется упорядоченной и стройной, воспринимается представителями этноса как единственно верная, т.к. она оправдала себя при адаптации данной этнической группы в ее предыдущих взаимодействиях.

Основная функция картины мира, как полагают исследователи, - это психологическая защита этноса. Как защитный механизм картина мира помогает определять источники зла и добра (те объекты или субъекты, взаимодействия с которыми угрожают или способствуют поддержанию жизни индивида или социума) и формирует «мы-образ», который противопоставляется «образу врага» (источнику зла).

Наличие национальных картин мира не препятствует логическому взаимопониманию представителей разных народов в силу того,

что типы мышления, способы связи понятий и логические законы мышления одинаковы у всего человечества. Различия в видении мира появляются вовсе не из-за разницы в мышлении, а благодаря многообразию условий, в которых протекают мыслительные процессы.

Человеческое мышление меняется на всем протяжении развития человеческого общества от преимущественно образного, правополушарного мышления к мышлению преимущественно знаково-символическому (логиковербальному), левополушарному.

Определенный когнитивный тип мышления формирует определенную картину мира, со своим набором жизненных ценностей. Так, современная, так называемая «западная», научно-техническая культура, ориентированная на анализ и синтез, рациональное осмысление окружающего, на построение четких причинно-следственных связей между фактами и явлениями физического мира, сформировалась благодаря превалированию логического мышления над образным. Современный человек ведет себя как хозяин планеты, эксплуатируя ее ресурсы, преобразуя ее облик. В то время как особенности аграрной культуры, характерной для древних цивилизаций и некоторых цивилизаций современного Востока, объясняются возможностями стратегии обработки когнитивной информации, присущей преимущественно образному мышлению. Представители этой культуры благоговеют перед величием и тайнами Вселенной; им присущи созерцательность, а также целостное восприятие мира и себя в нем. Они не нуждаются в научных объяснениях, но ценят внутреннее, интуитивное знание.

Интересен тот факт, что представители культур, удаленных друг от друга как хронологически, так и географически, на определенном этапе развития могут иметь схожие картины мира. Так, любая цивилизация в начале своего исторического пути проходит стадию мифического мышления, причем многие сюжеты и образы разных культур часто перекликаются.

Объяснение такому положению дел ученые ищут в бессознательном. В связи с данной проблемой следует вспомнить архетипы Карла Юнга, которые он определял как тенденции к образованию мифологических образов или мотивов в подсознании людей, этнических групп и всего человечества в целом. Определенный набор архетипов служит для обеспечения жизнеспособности конкретной культуры, поэтому потеря архетипических истоков приводит к гибели цивилизации.

Концептуальная картина мира находит выражение в различных формах, с помощью разнообразных средств, но язык, бесспорно, является самым эффективным проводником в сознание человека. Он помогает понять, как индивид или социум воспринимает, классифицирует и интерпретирует явления и объекты окружающего мира.

Язык - это не столько инструмент передачи сообщения, сколько организующее начало. Языковая картина мира, или все знания о мире, закрепленные в единицах языка разного уровня, не создает какой-то индивидуальный образ мира, не соответствующий действительности, а просто специфически окрашивает воспринимаемый носителями языка окружающий мир. В языке закрепляется общечеловеческий и национальный общественно-исторический опыт.

Являясь своего рода пространством значений (термин А.Н. Леонтьева), языковая картина мира представляет весь опыт взаимодействий индивида или общности людей с элементами среды в связи с их ценностью при адаптации к условиям этой среды.

Среда, в которой существует языковое сообщество, находит отражение в его языке. Так, у народов Крайнего Севера существует порядка двадцати лексем для выражения идеи снега. Мокрый снег, рыхлый снег, падающий снег и т.д. обозначаются разными словами. Причина такого обилия наименований снега в данном случае очевидна: снег является одним из основных (часто неблагоприятных) факторов среды обитания представителей северных на-

родностей, поэтому различение состояния и свойств снега помогает им эффективно адаптироваться к условиям их существования.

Изучая языковую картину мира, исследователи указывают на ее наивный характер в силу того факта, что в единицах языка часто сохраняются представления, ценностные установки наших предков, которые значительно отличаются от современных. Эти значения и ценностные установки формировались в определенных физических, психических и

социальных условиях и эффективно ориентировали человека при адаптации к этим конкретным условиям, определяя его поведение. Но внешняя среда постоянно изменяется, появляются новые факторы, определяющие формирование новых представлений, а прежние ориентации постепенно уходят на периферию картины мира, но не исчезают совсем. Они могут опять стать ценностными доминантами при соответствующей ситуации, повторяющей условия их формирования.

Примечания

1 Корнилов О.А. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов. М., 1999. С. 41.

2 Герц Г Принципы механики, изложенные в новой связи // Жизнь науки. Анология вступлений к классическому естествознанию. М., 1973. С. 208.

3 Эйнштейн А. Собр. соч. Т. 8. М., 1968. С. 124.

4 Матурана У.Р., Варела Ф.Х. Древо познания / пер. с англ. Ю.А. Данилова. М., 2001. С. 216.

5 Леонтьев А.А. Языковое сознание и образ мира // Язык и сознание: парадоксальная реальность. М., 1993.

6 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учеб. пособие для вузов. М., 2004. С. 96.

7 Лурье С.В. Метаморфозы традиционного сознания. Опыт разработки теоретических основ этнопсихологии и их применения к анализу исторического и этнографического материала. СПб., 1994. С. 52.

8 Завальников В.П. К вопросу об экстралингвистических детерминантах языковой картины мира: обобщение известного // Язык. Человек. Картина мира: материалы Всерос. науч. конф. Ч. 1. Омск, 2000. С. 4.

THE NOTION OF THE WORLD IMAGE.

ADAPTIVE FUNCTION OF THE WORLD IMAGE

The article is devoted to considering the term world image that has been widely used in different spheres of recent research. Within different branches of science it is interpreted in a slightly different way due to the fact that the given notion is purely speculative. In the context of cognitive science and biological approach in particular the main function of the world image is psychological protection of a person or a nation in the process of their adaptation to the surroundings.

Контактная информация: e-mail\ [email protected]

Рецензент - ШабановаМ.В, доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания математики Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова

Случайные статьи

Вверх