В каких случаях водитель обязан предъявлять страховку. Обязан ли водитель предъявлять страховку

Конечно, введение электронного полиса значительно упростило процесс получения автомобильной страховки. Число такого страхования увеличивается, но этот документ не всегда можно заменить на привычный бумажный. И это провоцирует появление конфликтов и споров меж водителем и инспектором. К тому же, еще не все автомобилисты знают, как «возить» электронный полис ОСАГО и что показывать ГИБДД.

Оформление

Страховка электронного образца регистрируется на сервисе фирмы. Есть возможность подобрать выгодный вариант, зарегистрироваться в компании сразу, или же использовать ресурс РСА или Госуслуги, который потом отправит клиента на сайт страховщика.

На сервисе страховой фирмы заполняется бланк с информацией о страхователе и машине, потом проводится и сверка, и человек получает уведомление с кодом для активации кабинета. Потом подбирается соглашение, где реально увидеть, как пользоваться электронным полисом ОСАГО.

После платы человек вносится в единую базу АИС РСА, а страховой документ направляется по почте, что была вписана в заявление.

Форма печатается. Если есть желание, то распечатку разрешается заверить печатью в офисе фирмы. Весь процесс отнимает до часу времени.

В каких случаях требуется предоставление

Сначала нужно понять, обязан ли водитель предъявлять страховой полис сотруднику ДПС. В соответствии с законодательством, сотрудник вправе запросить автогражданку лишь при оформлении протокола на штраф или ДТП. В соответствии с ПДД договор предоставляется инспектору тогда, когда обязанность по страховку установлена федеральным законом.

Это, по сути, одно и то же, но зачастую сотрудники ДПС трактуют это не в сторону автомобилиста.Таким образом, становится ясно, что предъявлять документ ГИБДД человек должен:

  1. При запланированных рейдах.
  2. При составлении протокола.
  3. При аварии.

В первом случае это не закреплено по закону, но, осознавая особенности ГАИ, все же желательно пойти навстречу. Кроме того, за езду без полиса грозит штрафное взыскание. По этой причине, особых причин не предъявлять эту бумагу, нет. То есть далеко не всегда у вас вправе перепроверять бумаги, поэтому вопрос о том, имеет ли право сотрудник ГИБДД проверять страховку ОСАГО, всегда будет актуальным.

Но с другой стороны, раз уж автовладелец должен постоянно иметь с собой пакет документации, в том числе и страховку, нет никаких отговорок, чтобы ее не показывать. ДПС вправе останавливать машины для проверки документации. За полагаются штрафные взыскания.

Каждый водитель должен знать, в каких случаях предоставляется страховой полис сотруднику ДПС.

Проверка е-страховки

Раньше при таком требовании водитель предъявлял заверенную печатью форму полиса. Работник проверят период действия, и сверял сведения с ВУ.

Обычно, все документы водители хранят в бардачке, включая и ОСАГО. Но с техническим развитием теперь появляются вопросы относительно того, как предъявить инспектору ГИБДД электронный полис ОСАГО.

Для этого у полиции теперь есть особый циркуляр. Законность и действительность полиса перепроверяется при помощи особого сервиса сети МВД. По этой причине сотрудник будет проявлять такой порядок проверки электронного ОСАГО:

  1. Попадет в базу.Внесет информацию номера регистрации и вип-кода машины.
  2. Начнет искать.

Однако можно проверить это и на главном ресурсе РСА, причем не только инспектору, но и любому другому человеку. Процесс аналогичен.

Обязательность бумажного бланка

Компании советуют все-таки напечатать бумагу и заверить ее печатью. Ведь инспектор сможет определить, действителен ли распечатанный онлайн-полис ОСАГО. При аварии не всегда есть возможность узнать номер и сведения через гаджет, так как он может поломаться или разрядиться. По этой причине это не обязательно, но желательно.

Если инспектор не признает полис

Случается, что работник ДПС не желает доверять копии, обосновывая это тем, что так требуют правила. Такие конфликты с инспекцией виртуальный ОСАГО, все-таки порой провоцирует. Ведь распечатка не считается документацией.

Естественно, копия вызывает меньше доверия, но это можно проверить по единой базе. Для перепроверки хватит указать номер страховки. Но если у работника нет сети или телефона, то это его проблемы, а не водителя.

Поэтому, вы можете быть уверены, что можно ездить с электронным полисом ОСАГО, тем более, что работники ДПС знают, что если данные о контракте есть в базе, то штрафовать нельзя. Если взыскание в 800 руб. будет выписано, то его можно обжаловать.

Хотите пройти тест по материалам статьи после ее прочтения?

Да Нет

Остановка автомобиля сотрудником ГИБДД всегда вызывает некоторые опасения даже у автовладельцев, у которых вся документация в полном порядке. Но если предоставление водительского удостоверения и документов на право собственности авто ни у кого не вызывает вопросов, то предъявлять страховку или нет – спорный вопрос для многих. Попробуем разобраться.

Что надо предъявлять инспектору ДПС

Все вопросы, касающиеся страхования гражданской ответственности, освящены в Законе «Об ОСАГО». Там содержится обязанность предъявления полиса об обязательном страховании в трех случаях:

  • при ДТП;
  • нарушении правил дорожного движения;
  • в момент снятия транспортного средства с регистрационного учета.

Однако это противоречит обязанностям водителей, описанным в ПДД. А именно: в пункте 2.1.1 содержится право сотрудника ГИБДД проверять, а значит, и обязанность автовладельца передавать для проверки:

  • права или иной документ, позволяющий на временной основе управлять ТС;
  • регистрационные документы;
  • страховку.

Это обязательный для всех перечень – вне зависимости от ситуации. В отдельных случаях могут потребоваться и другие документы.

То есть ответ на интересующий вопрос о том, обязан ли водитель ТС предъявлять страховой полис инспектору ДПС – однозначен. Да, обязан. Причем полис не должен быть просрочен, а за рулем должен находиться человек, указанный в нем.

Водитель обязан предъявлять документы, подтверждающие право пользования и управления транспортным средством.
В страховке же содержится перечень лиц, допущенных к управлению автомобилем. Следовательно, полис ОСАГО – обязателен для предъявления при остановке ГАИ.

Ответственность за нарушение ПДД

За непредоставление сотруднику уполномоченного органа ОСАГО предусмотрена административная ответственность. Согласно пункту 2 статьи 12.3 КоАП РФ на автовладельца, не предъявившего эту официальную бумагу, налагается штраф в размере 500 рублей, а также выносится предупреждение.

КоАП РФ Статья 12.3. Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения

2. Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, за исключением случая, предусмотренного частью 2 статьи 12.37 настоящего Кодекса, а в случаях, предусмотренных законодательством, путевого листа или товарно-транспортных документов, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Приобретение нового авто

Согласно действующему законодательству, при покупке автомобиля его собственник обязан оформить страховку не позднее 10 дней со дня подписания договора купли-продажи. Именно с этого момента он превращается во владельца ТС. Факт приобретения авто дает право его собственнику использовать машину по прямому назначению, но обязывает в 10-дневный срок застраховать автогражданскую ответственность.


Если в этот период автомобиль остановит пост ДПС, водитель обязан предъявить договор купли-продажи вместо полиса. Спустя 10 дней с момента покупки гаишники имеют законное право оштрафовать незастрахованного автособственника.

Чтобы избежать наказания, некоторые умудряются исправлять дату покупки авто (составляют договор с открытой датой). Но это временная мера – все равно придется покупать полис, и лучше это сделать своевременно.

Электронный вариант

С 2017 года у каждого автовладельца появилась возможность оформлять полис обязательного автострахования, не выходя из дома. Сделать это можно на сайте любой страховой компании. Обязанность страховщиков продавать электронные варианты предусмотрена законодательно, но на практике не всегда можно получить эту передовую услугу. Однако сейчас не об этом.

Если автовладелец все же воспользовался своим законным правом и купил электронное ОСАГО, то каким образом он должен поступить при остановке ГИБДД? Ведь сотрудник имеет все законные основания (смотрите выше) истребовать у водителя документ на бумажном носителе.

Ключ к решению этой дилеммы таится в статье 32 ФЗ «Об ОСАГО» . В этом пункте указано, что при оформлении электронной версии страховки и в случае остановки машины сотрудником ГАИ, водитель обязан предъявить распечатанный вариант полиса. Электронная версия всегда направляется на адрес электронной почты, указанный при оформлении ОСАГО.

Предъявить распечатанный документ обязан каждый водитель при остановке сотрудником полиции, имеющим соответствующие полномочия.

До внесения соответствующих изменений в Закон, представление распечатанной версии страховки носило лишь рекомендательный характер, а гаишники получали устные распоряжения пробивать наличие действующих полисов по базе данных. Но теперь вопрос более-менее урегулирован. Каждый автовладелец, оформивший ОСАГО через интернет, должен его распечатать и возить с собой.

Подводя итог: во избежание обоснованных претензий и ненужных штрафов всегда имейте при себе страховой документ. Его истребование сотрудниками ДПС обосновано и полностью законно. Более того, за непредоставление ОСАГО вы можете получить штраф.

Уже давно инспекторы ГИБДД не проверяют у водителей талоны технического осмотра (диагностические карты). Но как быть с полисом страхования ОСАГО? Нужно ли его предъявлять сотруднику ДПС? Существуют ли какие-либо ситуации, когда инспектор ГИБДД не проверяет полис ОСАГО? Как быть, если сотрудник просит передать ему полис для проверки? Что делать тем, кто застраховал гражданскую ответственность с помощью электронного полиса?

Законодательная база

Согласно 1 пункту статьи 4 Федерального закона №40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев ТС» все автовладельцы обязаны заключать договор страхования ОСАГО. В ином случае автомобиль не допускается к движению на дорогах общего пользования. В то же время пункт 2.1.1 статьи 2 Правил дорожного движения установил, что при движении на транспортном средстве водитель обязан иметь при себе и передавать инспекторам ГИБДД по первому требованию, в том числе и страховой полис ОСАГО. Однако у сотрудника ГИБДД должны быть достаточные основания для того, чтобы иметь возможность проверить документы водителя. Пункт 106 Административного регламента ГИБДД определил, что в число таких оснований входит:

  • Зафиксированное нарушение правил дорожного движения;
  • Наличие ориентировок по транспортному средству;
  • Проведение акций и специальных операций, направленных на предупреждение аварийности на дорогах и снижение тяжести последствий ДТП;
  • Нарушение водителем требований обеспечения должного уровня безопасности на дороге (излишняя тонировка стекол, «игра в шашки» и т.д.).

Кроме того, пунктом 84.13 Административного регламента отдельно оговорено, что инспектор ГИБДД имеет полное право остановить транспортное средство с целью проверки документов водителя на право управления ТС и документов на сам автомобиль. На практике это означает, что при желании инспектор ГИБДД всегда может найти причину для проверки документов водителя и тот не вправе будет ему отказать.

Ответственность за отсутствие страховки

Ответственность за отсутствие полиса ОСАГО определена статьей 12.3 Кодекса административных правонарушений. Пункт 2 указанной статьи гласит, что в случае непредоставления сотруднику полиции полиса ОСАГО, водителю грозит штраф в размере 500 рублей или предупреждение. В то же время, пункт 2 статьи 12.37 КоАП РФ определил, что в случае, если водитель управляет транспортным средством, на которое не был заключен договор страхования ОСАГО, размер штрафа составляет 800 рублей без возможности заменить штраф предупреждением. Также, 1 пункт этой же статьи определил, что если транспортное средство управляется с нарушением требований, установленных договором автострахования (машиной управляет водитель, не вписанный в страховку, или машиной управляют в период времени, не предусмотренный страховкой), на водителя будет наложен штраф в размере 500 рублей.

Особенности электронного документа

С 1 января 2017 года автовладельцы получили возможность купить электронный полис ОСАГО. Для этого необходимо зайти на официальный сайт страховой компании, заполнить соответствующую форму, оплатить полис и отправить заявку. Но в таком случае, страховщик не обязан передавать клиенту бумажную версию полиса. По сути, при движении на транспортном средстве водитель остается без полиса ОСАГО, за что предусмотрена ответственность по пункту 2 статьи 12.3 КоАП РФ (штраф 500 рублей или предупреждение). Однако 124 пункт Административного регламента ГИБДД определил, что водитель может передавать инспектору ГИБДД распечатанную версию электронного полиса ОСАГО. То есть, водителю необходимо скачать приобретенный им электронный полис (страховая присылает его на указанную почту) и распечатать его на обычном принтере.

Также по состоянию на 2018 год инспекторами ГИБДД тестируется сервис проверки наличия полисов ОСАГО у водителя без предоставления бумажного варианта. То есть, сотрудник вводит данные об авто в строку поиска и система выдает информацию о наличии (отсутствии) полиса ОСАГО и его условиях (разрешенный период пользования транспортным средством, количество лиц, вписанных в страховку и т.д.). Такое нововведение в первую очередь продиктовано широким распространением электронных полисов ОСАГО и тем, что автовладельцы не всегда распечатывают бумажную версию страховки.

Основные правила проверки

Сотрудник, остановивший транспортное средство, обязан подойти, представиться и назвать причину остановки. Если таковая причина не совпадает с вышеуказанными, инспектор не имеет права проверять наличие полиса ОСАГО у водителя. Например, если автомобиль был остановлен с целью привлечь водителя в качестве понятого, с целью оказанию помощи иным участникам дорожного движения и так далее.

Если же причина остановки совпадает с вышеуказанными, инспектор может потребовать документы у водителя. Тот, в свою очередь, обязан незамедлительно их передать. Пункт 53 Административного регламента определил, что документы принимаются у водителя без обложек и удерживающих устройств. Это значит, что инспектор имеет право взять документы и пойти с ними в патрульную машину (стационарный патрульный пост) для проверки всей необходимой информации по базе данных.

Случайные статьи

Вверх