Свято-покровский кафедральный собор в гродно. Гродненский свято-покровский кафедральный собор фото история расписание богослужений Покровский собор гродно расписание

В августе 1905 года бесславно для России закончилась русско-турецкая война. Она показала всю несостоятельность организации российской армии, но в то же время явила примеры мужества и стойкости её солдат. Чтобы увековечить память о солдатах и офицерах артиллерийского полка, павших в те дни на восточных рубежах России, в Гродно был воздвигнут собор Покрова Пресвятой Богородицы.

Собор в Гродно

Покровский собор, при всём его значении памятника важному историческому событию, не был лишь проявлением эмоционального порыва россиян, охваченных патриотическим чувством. В основе решения властей о его закладке лежало правительственное постановление, принятое ещё в конце XIX века и в 1901 году, ставшее законом после того, как было утверждено государем Николаем II. Оно предписывало возведение гарнизонных и полковых церквей на территориях всех воинских частей, в штат которых были включены священнослужители.

Поскольку в те годы территория нынешней Беларуси входила в состав России, то под юрисдикцию Николая II попадал и город Гродно. Покровский собор, таким образом, появился в качестве сугубо уставного гарнизонного атрибута, хотя и воспринимался в последующие годы прежде всего как памятник военнослужащим, погибшим в русско-японскую войну.

Возведение храма-музея

Разработка проекта будущего собора была поручена гродненскому архитектору М. М. Прозорову. В своей работе зодчий взял за основу черты другого гарнизонного храма, находившегося в Петергофе - одном из дворцовых пригородов Санкт-Петербурга. Это была церковь, своими художественными достоинствами снискавшая вполне заслуженную славу. Руководил же работами по воплощению проекта И. Е. Савельев.

Строительные и отделочные работы были завершены в 1907 году, и 11 ноября состоялось его торжественное освящение в честь Покрова Пресвятой Богородицы, незримо простёртого и над городом Гродно. Покровский собор стал не только символическим памятником, но и реально действующим музеем. В одном из его помещений была открыта экспозиция, связанная с подвигами солдат и офицеров в годы недавно закончившейся войны. Тогда же в их честь установили ежегодный крестный ход, совершавшийся в Вербное воскресенье, то есть за неделю до Пасхи, центром празднования которой с этих пор стал и Покровский собор (Гродно). Расписание богослужений на его дверях долгие годы соседствовало с графиком работы музея, действовавшего в его стенах.

Храм - школа патриотизма

В те годы клиром собора совместно с командованием Гродненского гарнизона была проделана большая работа по воспитанию патриотизма и поднятию боевого духа среди военнослужащих, окормлявшихся в храме. К ней были привлечены члены городского Церковно-археологического комитета, предоставившие храму полковые иконостасы и большое собрание икон. Вскоре последовало торжественное открытие установленной на стене собора мемориальной доски с именами солдат и офицеров, отдавших свои жизни в русско-японской войне и служивших прежде в Гродно. Покровский собор стал их мемориалом.

Уникальная архитектурная композиция

Несмотря на то что зодчий М. М. Прозоров создавал проект храма на основе готового образца, построенного в Петергофе, в результате его творческого переосмысления автору удалось создать композицию, обладающую неповторимыми чертами. Большую роль в этом сыграл и руководитель строительных работ военный инженер И. Е. Савельев.

Покровский кафедральный собор (Гродно) выполнен в ретроспективно-русском стиле, что во многом отличает его от псевдорусских храмовых построек. В основу здания положена удлинённая базилика, с восточной стороны завершённая пятигранной апсидой - выступающей частью стены, за которой находится алтарь. В северо-западной части фасада расположена шатровая звонница десятиметровой высоты, завершённая маковкой, установленной на барабане. По её сторонам высятся два небольших шатра, также украшенные маковками. Их вид дополняют полукруглые окна с кокошниками.

Алтарная часть храма надстроена невысоким четвериком, увенчанным пятью куполами, помещёнными на восьмигранные основы. Несомненным их украшением являются ложные окна, обрамлённые декоративными кокошниками. Также примечательны и окна, расположенные на двух уровнях боковых фасадов и снабжённые живописными «теремными» наличниками. Простенки же между ними оформлены богатой декоративной отделкой.

Неповторимость интерьера

Покровский собор в Гродно, фото которого представлены в статье, замечателен и своим интерьером. Двенадцать мощных колонн с перекинутыми через них аркадами делят внутреннее помещение на три нефа (три отдельные части). Древнерусская текстовая вязь служит орнаментом для оформления трёх плафонов потолка, а стены покрыты росписью, представляющей сцены из Ветхого и Нового Заветов.

Достопримечательностью собора, бесспорно, являются также его главный и боковые иконостасы. Они выполнены из дерева, имеющего тёмную тонировку, богато украшены резьбой и позолотой. Так же оформлены и алтарные помещения. Над входом в собор расположены хоры, декорированные в русском стиле и органично вписывающиеся в интерьер.

Святыни Покровского собора

Однако, несмотря на все художественные достоинства, главным содержанием любого храма являются его святыни - чудотворные иконы и хранящиеся в нём мощи угодников Божьих. Есть они и в Покровском соборе. Это, прежде всего, особо почитаемые образа Казанской Божьей Матери, Богоматери Одигитрии и Сошествие Святого Духа, а также мощи великомученика Гавриила Заблудского. К ним никогда не иссякает поток паломников и прихожан.

Собрание святынь храма значительно пополнилось в период перестройки, после того как в соборе были произведены реставрационные работы. В него вошли иконы, написанные в честь многочисленных новомучеников и исповедников российских, прославивших Господа в годы репрессий. Многие из них были жителями Белоруссии.

Собор, переживший коммунистическое лихолетье

Следует отметить, что на протяжении всех десятилетий коммунистического правления, когда были упразднены, а порой и разрушены тысячи храмов, одним из немногих, не прекращавших свою деятельность оставался Покровский собор в Гродно. Расписание служб никогда не исчезало с его дверей. Заслуга в этом принадлежит главным образом членам его прихода, нашедшим в себе мужество встать на защиту своего храма.

В XX веке Покровский собор пережил много событий, несколько снизивших его роль храма-памятника. Это и революции, и войны, и включение части Белоруссии в состав Польши. После того как в 1921 году верующие лишились кафедрального его роль стал выполнять Покровский собор в Гродно.

Часы его работы были наполнены в те дни не только службами, установленными церковным Уставом, но также требами и непрерывными молитвами тысяч людей, съезжавшихся сюда со всей страны. Таким он остаётся и в наши дни. Сегодня расположенный в старой части города Покровский собор (Гродно) - адрес: ул. Элизы Ожешко, 23 - является одним из самых посещаемых городских храмов. Вся окружающая его территория получила статус памятника истории и архитектуры, охраняемого государством.

Скульптура Пресвятой Богородицы

В 2008 году гродненский художник В. Пантелеев выступил с инициативой установки в городе монументальной православной скульптуры, в чём получил одобрение со стороны как гражданских властей, так и епархиального руководства. Полтора года спустя вблизи Покровского собора была установлена его композиция «Покров Пресвятой Богородицы». Она стала достойным оформлением прилегающей к храму территории.

Высота отлитой из бронзы фигуры - три метра, а вместе с гранитным постаментом составляет четыре метра двадцать сантиметров. Её торжественное освящение было приурочено к празднованию ста десятилетия образования и состоялось в день Покрова Пресвятой Богородицы, 14 октября.

Как было упомянуто выше, гродненский Покровский храм получил статус кафедрального собора в период драматических событий, развернувшихся в первые годы советской власти и ставших следствием антицерковной политики нового режима. В наши дни его доминирующее положение среди других существующих ныне в городе храмов было официально закреплено решением руководства, Гродненской епархии, образованной сразу после того, как республика Беларусь обрела самостоятельность. В результате расписание богослужений в Покровском соборе в Гродно несколько отличается от графиков работ прочих храмов.

В будние дни утренние службы начинаются в 8:30, а вечерние в 17:00. В воскресные же и праздничные дни утром проводятся три богослужения - ранняя литургия в 6:30, затем утреннее богослужение воскресной школы в 8:30 и поздняя литургия в 9:30. В вечернее время служба начинается в 17:00. Кроме указанных часов, двери собора в течение всего дня открыты для тех, кто хотел бы поклониться его святыням или просто осмотреть этот уникальный памятник храмового зодчества.

Гродненский Свято-Покровский кафедральный собор был построен в правлении епископа Гродненского и Брестского Михаила (Ермакова) (1905-1915) в честь воинов Гродненского гарнизона, которые погибли в русско-японской войне 1904-1905 годов. В старину православная Беларусь не знала скульптурных мемориалов и монументов. В память о тех или иных событиях военной истории возводились храмы.

В конце XIX - начале ХХ активизировалось строительство крепостных, гарнизонных и полковых церквей. Подготовка к церковному строительству шла и в частях Гродненского гарнизона, однако его начало было прервано русско-японской войной. Горем и болью отозвалась трагедия Порт-Артура, Цусимы, других проигранных сражений в сердцах многих гродненцев, потерявших в этой далекой войне отцов, мужей и сыновей Замедлившееся в начале войны строительство гарнизонной церкви впоследствии под влиянием скорби, значительно активизировалось. Имена павших Гродненского гарнизона (далеко не всех) были выбиты на мемориальных досках висящих и сейчас внутри на стенах храма

Строили храм-памятник как гражданские, так и военные специалисты. Проект его был разработан в инженерном управлении Виленского военного округа Автором проекта был архитектор М. Позаров. За основу строительства была взята церковь Каспийского пехотного полка в Новом Петергофе, однако местные инженеры внесли в проект новые архитектурные элементы, строительные материалы, благодаря чему храм приобрел, неповторимые черты. Главная заслуга в этом принадлежит гродненскому военному инженеру капитану Ивану Евграфовичу Савельеву (1866-1951 гг.).

Неутомимые труды И. Е. Савельева не остались незамеченными его современниками-гродненцами, которые, как бы предвидя забывчивость потомков, установили в построенном им храме памятную доску с надписью. Освящение храма совершилось 30 сентября (сг.с.)1907года.

Бурные политические события начала XX века (три революции, первая мировая, гражданская и советско-польская войны и т. д., включение Гродно в состав Польского государства) не позволили Свято-Покровской церкви превратиться в классический храм-памятник, более тот о, после потери для православных Гродно Софийского собора (1921), церковь из гарнизонной, военной церкви превращается в кафедральный собор Таковым Свято-Покровская церковь осталась и поныне. Много житейских бурь и невзгод проносилось над храмом-памятником и в последующие годы

Во время фашистской оккупации вышло постановление, которое запрещало проведение богослужений в будние дни, а в воскресение они должны были завершаться не позже 20-00. Тем не менее епископ Венидикт (Бобковский) добился разрешения на проведение каждодневных молебнов в соборе. (1941-1944).

С приходом советской власти начинается антирелигиозный террор. Запрещалось совершать крестные ходы и торжественные молебны на великие праздники. В 1962 году был запрещён соборный звон, вместо каждодневных служб они проводились только три раза в неделю и со стороны властей делалось всё, чтобы уменьшить количество до двух раз, но закрыть собор советским властям так и не удалось.

После обретения независимости Беларусью начинается новый период в жизни собора. Была возобновлена Гродненская епархия, которая была закрыта в 1951 году, и Свято-Покровский собор снова стал кафедральным.

В конце декабря 1993 года традиция поминовения погибших воинов в соборных стенах совершилось торжественное освещение и открытие новой мемориальной доски в память воинов-интернационалистов, которые погибли в Афганистане.

Накануне своего столетия собор пережил капитальный ремонт, самый масштабный за всё время своего существования. Стиль храма, как сейчас определяет его современная литература неорусский, псевдорусский или ретроспективнорусский, который состоит из трёх нефов. На главном фасаде находится 10-метровая 8-гранная колокольня с маковкой. Высота колокольни составляет 39,5 метров.

По завершении реставрационных работ в центральном нефе Свято-Покровского кафедрального собора можно увидеть ряд новых икон. На них изображены новомученики и исповедники, пострадавшие в годы гонений от богоборческой власти.

Сейчас в соборе находится чудотворная икона «Казанской Божьей Матери», которую во время Первой мировой войны пытались вывезти вглубь России, но её не удалось даже подвинуть и икона осталась в Гродно. Почитается мученик младенец Гавриил Белостокский, чьи мощи находились в соборе с 1946 по 1992 год, а после были торжественно перенесены в кафедральный собор Белостока, в храме осталась только святая частица мощей, которая находиться в особом ковчеге возле правого клироса. Возле левого клироса находится копия креста преподобной Евфросиньи Полоцкой с частицами мощей белорусских святых в Никольском приделе храма находиться икона святителя Николая Чудотворца с частицей его мощей.

Еще материалы по истории собора.

В старину православная Беларусь не знала скульптурных мемориалов и монументов. В память о тех или иных событиях военной истории возводились храмы. Это не только наиболее древний, но и наиболее универсальный вид памятника, где в единстве и взаимодействии сочетались функции церкви, памятника, музея и мемориала.

Главной и наиболее гуманной задачей храма-памятника является моление о погибших воинах. На братских могилах павших, на полях сражений строились монастыри и храмы, выполнявшие роль надгробных памятников. Помимо общецерковных дней поминовения погибших (Димитровская суббота, день Усекновения главы Иоанна Предтечи и др.), здесь в годовщину битвы поминались воины, павшие в сражении. Их имена вписывались в синодик для вечного Поминовения. Впоследствии в храмах-памятниках появляются мемориальные доски с именами павших и захоронения особо отличившихся героев.

Гродненский Свято-Покровский кафедральный собор был построен в честь воинов Гродненского гарнизона, которые погибли в русско-японской войне 1904-1905 годов. В старину православная Беларусь не знала скульптурных мемориалов и монументов. В память о тех или иных событиях военной истории возводились храмы.

В конце XIX - начале ХХ активизировалось строительство крепостных, гарнизонных и полковых церквей. Подготовка к церковному строительству шла и в частях Гродненского гарнизона, однако его начало было прервано русско-японской войной. Горем и болью отозвалась трагедия Порт-Артура, Цусимы, других проигранных сражений в сердцах многих гродненцев, потерявших в этой далекой войне отцов, мужей и сыновей Замедлившееся в начале войны строительство гарнизонной церкви впоследствии под влиянием скорби, значительно активизировалось. Имена павших Гродненского гарнизона (далеко не всех) были выбиты на мемориальных досках, висящих и сейчас внутри на стенах храма

Строительство Гродненского Свято-Покровского кафедрального собора


Строили храм-памятник как гражданские, так и военные специалисты. Проект его был разработан в инженерном управлении Виленского военного округа Автором проекта был архитектор М. Позаров. За основу строительства была взята церковь Каспийского пехотного полка в Новом Петергофе, однако местные инженеры внесли в проект новые архитектурные элементы, строительные материалы, благодаря чему храм приобрел, неповторимые черты. Главная заслуга в этом принадлежит гродненскому военному инженеру капитану Ивану Евграфовичу Савельеву (1866-1951 гг.).

Архитектура

В плане храм, возведённый в ретроспективно-русском стиле, представлял собой протяжённую трёхнефную базилику с пятигранной апсидой и боковыми ризницами. Вертикальный акцент характерен для северо-западного главного фасада собора, который отличается 10-метровой восьмигранной шатровой звонницей с маковкой на барабане и фланкирующими звонницу, создающими симметричную композицию фасада небольшими шатрами с маковками, а также полуциркульными окнами с кокошниками.

Шатры с маковками также завершают ризницу. Алтарную часть же отличает возведённый над нею невысокий четверик с пятикупольем. Эти купола (один большой размещён по центру, а четыре меньшего размера — по углам вальмовой крыши) поставлены на восьмигранные барабаны, ненастоящие окна (бленды) которых завершают кокошники. Для трёх входов фронтального фасада было найдено решение в виде двухколонных рундуков с трёхугольными резными навесами (окантовкой) и высоких крылец. Прямоугольные оконные проёмы, расчленяющие на обоих уровнях протяжённые боковые фасады, отличаются богатыми «теремными» наличниками, простенки же — раскреповкой широкими лопатками с ширинками.

Декоративное убранство собора, как то кокошники, ширинки, витые колонки, крупные сандрики, килевидные бровки арочных оконных проёмов, было во многом взято из древнерусского церковного зодчества. В декоре собора, наряду с дыньками, использована полихромия: на фоне кирпичных коричнево-красных стен собора ярко выделяется белоковровое декоративное покрытие фасадов; для крыш и шатров использован зелёный цвет, а для куполов — охристая окраска.

Трёхнефное деление внутреннего двухсветового пространства собора обеспечивают 12 мощных колонн и перекинутые через них аркады. Перекрытием служит плоский потолок с тремя плафонами, которые украшает орнамент в виде древнерусской текстовой вязи, покрытием пола — кафель с орнаментальным рисунком (в притворе — мозаика). Внутреннее пространство, стены которого покрыты росписями, опоясывает по периметру под окнами мощный профилированный карниз с сухариками. Перекрытием притворам служат высокие крестовые своды.

Выделяющие апсиду главные и боковые иконостасы являются деревянными и резными, имея коричневую тонировку и покрытие позолотой. Форма их силуэта обусловлена трёхлопастными килевидными фронтонами и луковичными главами. Галерея хоров, выступающая над входом, является консольной. Также выделяется резной деревянный алтарь с росписью. Между основным объёмом и притвором находятся массивные резные двери.


Саша Митрахович 03.11.2015 00:48


Храм во время революции

Бурные политические события начала XX века (три революции, первая мировая, гражданская и советско-польская войны и т. д., включение Гродно в состав Польского государства) не позволили Свято-Покровской церкви превратиться в классический храм-памятник, более тот о, после потери для православных Гродно Софийского собора (1921), церковь из гарнизонной, военной церкви превращается в кафедральный собор Таковым Свято-Покровская церковь осталась и поныне. Много житейских бурь и невзгод проносилось над храмом-памятником и в последующие годы

Во время фашистской оккупации вышло постановление, которое запрещало проведение богослужений в будние дни, а в воскресение они должны были завершаться не позже 20-00. Тем не менее епископ Венидикт (Бобковский) добился разрешения на проведение каждодневных молебнов в соборе. (1941-1944).

С приходом советской власти начинается антирелигиозный террор. Запрещалось совершать крестные ходы и торжественные молебны на великие праздники. В 1962 году был запрещён соборный звон, вместо каждодневных служб они проводились только три раза в неделю и со стороны властей делалось всё, чтобы уменьшить количество до двух раз, но закрыть собор советским властям так и не удалось.


Саша Митрахович 03.11.2015 12:06


После обретения независимости Беларусью начинается новый период в жизни собора. Была возобновлена Гродненская епархия, которая была закрыта в 1951 году, и Свято-Покровский собор снова стал кафедральным.

В конце декабря 1993 года традиция поминовения погибших воинов в соборных стенах совершилось торжественное освещение и открытие новой мемориальной доски в память воинов-интернационалистов, которые погибли в Афганистане.

Накануне своего столетия собор пережил капитальный ремонт, самый масштабный за всё время своего существования. Стиль храма, как сейчас определяет его современная литература неорусский, псевдорусский или ретроспективнорусский, который состоит из трёх нефов. На главном фасаде находится 10-метровая 8-гранная колокольня с маковкой. Высота колокольни составляет 39,5 метров.

По завершении реставрационных работ в центральном нефе Свято-Покровского кафедрального собора можно увидеть ряд новых икон. На них изображены новомученики и исповедники, пострадавшие в годы гонений от богоборческой власти.

Чудотворная икона «Казанской Божьей Матери»

Сейчас в соборе находится чудотворная икона «Казанской Божьей Матери», которую во время Первой мировой войны пытались вывезти вглубь России, но её не удалось даже подвинуть и икона осталась в Гродно. Почитается мученик младенец Гавриил Белостокский, чьи мощи находились в соборе с 1946 по 1992 год, а после были торжественно перенесены в кафедральный собор Белостока, в храме осталась только святая частица мощей, которая находиться в особом ковчеге возле правого клироса. Возле левого клироса находится копия креста преподобной Евфросиньи Полоцкой с частицами мощей белорусских святых в Никольском приделе храма находиться икона святителя Николая Чудотворца с частицей его мощей.

В конце XIX– начале XX столетий началось активное строительство крепостных, гарнизонных и полковых церквей. По окончанию русско-японской войны, в 1905 году в память воинов Гродненского гарнизона было принято решение возвести гродненский Свято-Покровский кафедральный собор. Имена погибших героев были написаны на мемориальных досках, которые разместили на стенах церкви.

План здания был создан в инженерном управлении Виленского военного округа архитектором М. Прозоровым. В возведении сооружения принимали участие и гражданские, и военные специалисты под руководством И.Е. Савельева. Освящение храма произошло осенью 1907 года.

После активных военных действий и революций, захлестнувших страну в последующее десятилетие, приход разрушенного Софийского собора в 1921 году был перенесен в здание гарнизонной церкви. Таким образом храм получил статус православного кафедрального собора.

Пережив период немецкой оккупации, все тяготы Второй Мировой, Свято-покровский собор мужественно встретил религиозные гонения советской власти. Строго контролировалось количество служб, проводимых еженедельно в церкви, под запрет попали благовест – колокольный звон, крестные ходы и Божественные литургии, но верующим все же удалось защитить свой приход от закрытия.

После оглашения независимости республики следует новый этап в жизни храма. Была восстановлена Гродненская епархия, действие которой прекратилось в послевоенное время, и Покровский собор вернул звание кафедрального.

Зимой 1993 года на стенах здания появилась еще одна мемориальная доска – в честь воинов, отдавших свои жизни в Афганистане.

Спустя десять лет в церкви были проведены грандиозные ремонтные работы по реконструкции. По окончанию их в главном нефе Свято-Покровского кафедрального собора появилось несколько новых икон, на которых написаны образы новомученников и исповедников, претерпевших тяжкие испытания в период борьбы советских властей с верующими.

И по сей день двери храма открыты для прихожан. Здесь находится чудотворная икона «Казанской Божьей Матери», частица мощей мученика Гавриила Белостокского, копия креста благоверной Евфросиньи Полоцкой с частичками мощей белорусских святых, а также образ Святого Николая Чудотворца с частицей мощей.

Как добраться до Покровского кафедрального собора

Вы можете добраться до Покровского кафедрального собора самостоятельно:

общественным транспортом:

  • Из Минска на поезде, рейсовом автобусе или маршрутном такси «Минск-Гродно».

личным автомобилем:

  • Из Минска (287 км.): от МКАД 86 км. в направлении города Воложин, поворот на Лиду (91 км.), поворот на Щучин (53 км.), затем поворот на Скидель (33 км.) и поворот на Гродно (24 км. до города).

График работы: с 7.00 до 19.00.

Случайные статьи

Вверх