Должны ли платить алименты, лишенные прав родители?
Предлагаем обсудить две таких тесно переплетающихся темы, как лишение родительских прав и . Физические лица узнают про...
Действие происходит в революционном Петрограде зимой 1917-18 г. Первая из двенадцати глав поэмы описывает холодные, заснеженные улицы города, терзаемого войнами и революциями. Люди пробираются по скользким дорожкам, рассматривая лозунги, кляня большевиков. На стихийных митингах кто-то - «должно быть, писатель - вития» - говорит о проданной России. Среди прохожих - «невеселый товарищ поп», буржуй, барыня в каракуле, запуганные старухи. Доносятся обрывочные крики с каких-то соседних собраний. Темнеет, ветер усиливается. Состояние самого поэта
Или кого-то из прохожих описывается как «злоба», «грустная злоба», «черная злоба, святая злоба».
Вторая глава: по ночному городу идет отряд из двенадцати человек. Холод сопровождается ощущением полной свободы; люди готовы на все, чтобы защитить мир новый от старого - «пальнем-ка пулей в Святую Русь - в кондовую, в избяную, в толстозадую». По дороге бойцы обсуждают своего приятеля - Ваньку, сошедшегося с «богатой» девкой Катькой, ругают его «буржуем»: вместо того чтобы защищать революцию, Ванька проводит время в кабаках.
Глава третья - лихая песня, исполняемая, очевидно, отрядом из двенадцати. Песня о том,
Как после войны, в рваных пальтишках и с австрийскими ружьями, «ребята» служат в Красной гвардии. Последний куплет песни - обещание мирового пожара, в котором сгинут все «буржуи». Благословение на пожар испрашивается, однако, у Бога. Четвертая глава описывает того самого Ваньку: с Катькой на лихаче они несутся по Петрограду. Красивый солдат обнимает свою подругу, что-то говорит ей; та, довольная, весело смеется.
Следующая глава - слова Ваньки, обращенные к Катьке. Он напоминает ей ее прошлое - проститутки, перешедшей от офицеров и юнкеров к солдатам. Разгульная жизнь Катьки отразилась на ее красивом теле - шрамами и царапинами от ножевых ударов покинутых любовников. В довольно грубых выражениях («Аль не вспомнила, холера?») солдат напоминает гулящей барышне об убийстве какого-то офицера, к которому та явно имела отношение. Теперь солдат требует своего- «попляши!», «поблуди!», «спать с собою положи!», «согреши!». Шестая глава: лихач, везущий любовников, сталкивается с отрядом двенадцати. Вооруженные люди нападают на сани, стреляют по сидящим там, грозя Ваньке расправой за присвоение «чужой девочки». Лихач извозчик, однако, вывозит Ваньку из-под выстрелов; Катька с простреленной головой остается лежать на снегу.
Отряд из двенадцати человек идет дальше «революцьонным шагом», столь же бодро, как перед стычкой с извозчиком. Лишь убийца - Петруха - грустит по Катьке, бывшей когда-то его любовницей. Товарищи осуждают его - «не такое нынче время, чтобы нянчиться с тобой». Петруха, действительно повеселевший, готов идти дальше. Настроение в отряде самое боевое: «Запирайте етажи, нынче будут грабежи. Отмыкайте погреба - гуляет нынче голытьба!»
Восьмая глава - путаные мысли Петрухи, сильно печалящегося о застреленной подруге; он молится за упокоение души ее; тоску свою он собирается разогнать новыми убийствами - «ты лети, буржуй, воробышком! Выпью кровушку за зазнобушку, за чернобровушку…».
Глава девятая - романс, посвященный гибели старого мира. Вместо городового на перекрестке стоит мерзнущий буржуй, за ним - очень хорошо сочетающийся с этой сгорбленной фигурой - паршивый пес.
Двенадцать идут дальше - сквозь вьюжную ночь. Петька поминает Господа, удивляясь силе пурги. Товарищи пеняют ему за бессознательность, напоминают, что он уже замаран Катькиной кровью, - это значит, что от Бога помощи не будет.
Так, «без имени святого», двенадцать человек под красным флагом твердо идут дальше, готовые в любой момент ответить врагу на удар. Их шествие становится вечным - «и вьюга пылит им в очи дни и ночи напролет…». Глава двенадцатая, последняя. За отрядом увязывается шелудивый пес - старый мир. Бойцы грозят ему штыками, пытаясь отогнать от себя. Впереди, во тьме, они видят кого-то; пытаясь разобраться, люди начинают стрелять. Фигура тем не менее не исчезает, она упрямо идет впереди. «Так идут державным шагом - позади - голодный пес, впереди - с кровавым флагом Исус Христос».
Название поэмы воспроизводит ключевой новозаветный мотив (двенадцать апостолов Христа). Число главных героев, красногвардейцев, предопределило композицию произведения (двенадцать глав). Согласно блоковской помете на рукописи («И был с разбойником. Жило двенадцать разбойников»), число это восходит также к поэме «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова, где рассказывается притча о Кудеяре - раскаявшемся атамане двенадцати разбойников. Появление в поэме коллективного, собирательного образа Двенадцати (персонифицирован, особо показан лишь Петруха, мельком упомянут лишь еще один большевик: «Андрюха, помогай!») красногвардейцев закономерно: Блок хотел изобразить коллективное, по выражению Л. Толстого, «роевое» сознание и коллективную волю, пришедшие на смену индивидуальному началу. Блок исходил из того, что именно русская интеллигенция способна понять и принять революцию. В ответе на анкету «Может ли интеллигенция работать с большевиками?» Блок писал 14 января 1918г.: «Интеллигенция всегда была революционна. Декреты большевиков - это символы интеллигенции». В этом отношении Блок противопоставлял интеллигенцию буржуазии: «У буржуа - почва под ногами определенная, как у свиньи - навоз: семья, капитал, служебное положение, орден, чин, Бог на иконе, царь на троне. Вытащи это - и все полетит вверх тормашками».
Такая позиция предопределила сатирическое изображение буржуазии и «уходящего мира» в первой главе поэмы. Сначала появляется «старушка», которая «убивается- плачет» и при виде плаката «Вся власть Учредительному собранию!» «никак не поймет, что значит, На что такой плакат, Такой огромный лоскут? Сколько бы вышло портянок для ребят, А всякий - раздет, разут…». Это обывательский взгляд постороннего свидетеля событий. Следом появляется «Буржуй на перекрестке», который «В воротник упрятал нос». Поразительное совпадение с этим сатирическим образом находим у М. Цветаевой, вовсе не приветствовавшей революцию, в очерке того же 1918 г. «Октябрь в вагоне»: «Так это у меня и осталось, первое видение буржуазии в России: уши, прячущиеся в шапках, души, прячущиеся в шубах, видение шкуры».
Затем появляется «Писатель- вития»: «Длинные волосы И говорит вполголоса: - Предатели! - Погибла Россия!» Четвертый герой- «нынче невеселый, Товарищ Поп». Пятая - «Барыня в каракуле», тоже изображается в сатирическом ключе: «Поскользнулась И - бац - растянулась!» Затем - проститутки, после них- «Бродяга», который неприкаянно сутулится. Можно допустить, что «бродяга» идентифицируется с «человеком» из Пролога к поэме: «Черный вечер. Белый снег. Ветер, ветер! На ногах не стоит человек». Итак, если к семи обозначенным героям добавить пять проституток, получится еще одно символическое число. Двенадцати персонажам-теням из «старого» мира противопоставлены во второй главе поэмы двенадцать красноармейцев. Из их диалога во второй главе читатели узнают о Ваньке, который «сам теперь богат… Был Ванька наш, а стал солдат!», «сукин сын, буржуй», и о гуляющей с ним Катьке: «А Ванька с Катькой - в кабаке… - У ей керенки есть в чулке!» Портрет Катьки нарисован особенно подробно: «Запрокинулась лицом, Зубки блещут жемчугом… Ах ты, Катя, моя Катя, Толстоморденькая… У тебя на шее, Катя, Шрам не зажил от ножа. У тебя под грудью, Катя, Та царапина свежа!» В пятой главе звучит «голос» Петрухи. Это он, Петруха, убил офицера, с которым прежде «блудила» Катька: «Гетры серые носила, Шоколад Миньон жрала, С юнкерьем гулять ходила - С солдатьем теперь пошла? Эх, эх, согреши! Будет легче Для души!»
Как видно из письма иллюстратору «Двенадцати» Ю. П. Анненкову, Блока заботил облик Катьки. Он подчеркивал: «Катька - здоровая, толстомордая, страстная, курносая русская девка; свежая, простая, добрая - здорово ругается, проливает слезы над романами, отчаянно целуется. «Толстомордость» очень важна (здоровая и чистая даже до детскости)». Шестая глава рисует погоню красногвардейцев за Ванькой и Катькой: «А Катька где? - Мертва, мертва! Простреленная голова!» Петруха - «бедный убийца», у которого «не видать совсем лица» и руки в крови, оплакивает свою и Катькину загубленную душу: «- Ой, товарищи родные, Эту девку я любил… Ночки черные, хмельные С этой девкой проводил…» Но другие красногвардейцы одергивают его, «стервеца», и все вместе они идут на разбой.
В статье «Интеллигенция и революция» Блок называл народ недавно проснувшимся «Иванушкой-дурачком»: «Что ж вы думали? Что революция - идиллия? Что народ - паинька? Что сотни жуликов, провокаторов, черносотенцев, людей, любящих погреть руки, не постараются ухватить то, что плохо лежит? И, наконец, что так бескровно и так безболезненно и разрешится вековая распря между «черной» и «белой костью»? Так прорисовывается подтекст «любовного треугольника» поэмы.
В финале поэмы во вьюге, в метели «идут без имени святого…» («Ко всему готовы, Ничего не жаль…») двенадцать красногвардейцев. Позади них плетется «голодный пес», олицетворяющий «старый мир», а впереди- Христос: «…с кровавым флагом, И за вьюгой невидим, И от пули невредим, Нежной поступью над вьюжной, Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз - Впереди - Иеус Христос».
Блок сам удивлялся: почему Христос? Но ничего с собой не мог поделать: он видел Христа. Дневниковая запись: «Разве я «восхвалял»? Я только констатировал факт: если вглядеться в столбы метели на этом пути, то увидишь «Иисуса Христа». Но я иногда сам глубоко ненавижу этот женственный образ». Ключ к поэме - идея многозвучия, вобравшего в себя самые разные «голоса» эпохи - от песни до языка плаката.
Впрочем, вскоре Блок разочаровывается в революции и по-другому начинает смотреть на свою поэму. В «Записке о «Двенадцати» он выделил отрезок времени «с начала 1918 г., приблизительно до конца Октябрьской революции (3-7 месяцев)». Передавая ощущение чары (цветаевское слово) того времени, поэт писал: «…в январе 1918 года я последний раз отдался стихии не менее слепо, чем в январе 1907 или в марте 1914 года». Хотя теперь, в апреле 1920 года, он «не мог… бы написать того, что написал тогда», отречься от «Двенадцати» невозможно, ибо поэма была написана «в согласии со стихией…».
Тем не менее в предсмертном бреду Блок требовал от Л. Д. Менделеевой обещания сжечь все до единого экземпляры поэмы «Двенадцать».
Действие совершается в Санкт-Петербурге, в разгар революции, зимой 1917-1918 гг. Питер тем не менее представляет собой и реальный город, и центр мироздания, точку мировых катастроф.
Первая глава произведения изображает морозные, снежные улочки города, истязаемого бунтами и переворотами. Народ продвигается по тропинкам, глядя на слоганы. На нерегулируемых собраниях, скорее всего, поэт рассуждает о проданной стране. Среди пешеходов есть следующие герои поэмы Блока "12": безрадостный священник, богач, помещица, испуганные старушки. Слышны отрывочные вопли с пограничных митингов. Смеркается, ветер усиливается.
Следующая глава: в ночи шагает группа из 12 людей. Морозу сопутствует чувство абсолютной независимости; человек намерен сделать все возможное, дабы отстоять новый мир. По пути солдаты говорят о своем товарище — Ваньке, сблизившемся с зажиточной девицей Катькой, бранят его.
В третьей главе исполняется удалая песенка, несомненно, людьми из двенадцати. Конечные слова — обещание большого пожара, в котором исчезнут все толстосумы. Разрешение на пожар просится тем не менее у Господа.
Четвертая глава изображает вышеупомянутого солдата: они с Катькой едут по Санкт-Петербургу. Симпатичный боец заключает в объятия девушку, что-то болтает ей, и она, оживленная, радостно хохочет.
В последующей главе Ванька обращается к Катьке. Он вспоминает былые времена куртизанки, которая перебежала от офицеров к рядовым. Легкомысленное поведение девушки сказалось на ее прекрасном теле — рубцами и ранами от ударов ножами бывших любовников. В достаточно жестких оборотах боец вспоминает развратной девице об убийстве некоего офицера, с которым Катька, очевидно, имела связь. И в этот момент Ванька просит: «Попляши!», «Поблуди!», «Согреши!»
В шестой главе кучер, который подвозит солдата и Катьку, встречается с группой из двенадцати человек. Люди с оружием набрасываются на сани, палят по тем, кто в них сидит, угрожая бойцу растерзанием за то, что прикарманил чужое. Под этим они подразумевают девушку. Кучер тем не менее увозит солдата из-под обстрела; Катька с продырявленной головой покоится на снегу.
Отряд из двенадцати людей шагает вперед так же энергично, как перед схваткой с лихачом. Только душегуб — Петруха — печалится по девушке, которая когда-то являлась его возлюбленной. Приятели порицают его, говоря, что для этого сейчас вовсе не подходящее время. И он в самом деле, забыв о грусти, расположен продолжать ход. Расположение духа в отряде по-настоящему воинственное.
Бессвязные размышления Петрухи, который очень грустил об убитой Катьке, раскрываются в восьмой главе; он умоляет упокоить ее душу. Собственное уныние он намеревается развеять новым кровопролитием.
В девятой главе звучит романс в честь краха прежнего мира. Вместо полицейского на дороге зябнет богач, за ним — отлично подходящая под данную сутулую фигуру паршивая собака.
Отряд продолжает свое движение сквозь метельную ночь. Петруха вспоминает Бога, поражаясь силе вьюги. Товарищи сетуют на его неосознанность и вновь говорят, что он уже запачкан кровью Катьки, а это означает, что от Господа поддержки не стоит ждать.
Таким образом, отряд с красным знаменем решительно шагает вперед, настроенный в любую минуту отразить удар неприятеля. Его ход становится бессрочным.
В заключительной главе за двенадцатью идет паршивая псина, то есть старый мир. Солдаты угрожают ему штыками, стараясь отгонять. Впереди, во мгле, они лицезрят кого-то; силясь понять, кто это, они берутся за стрельбу. Вот о чем мы узнаем из краткого содержания поэмы "12" Блока. Тип, однако, не пропадает, он настойчиво ступает впереди.
Поэма «12» Блока является апогеем его поэзии. В целом в русской литературе также считается сильным трудом. Рождена работа была через год после Февральской революции. Поэма писалась крайне стремительно. Питер того периода был опустошен.
Город словно затих, зловещее молчание тяготило обитателей. Что удивительно, во время смуты произошел неимоверный взлет в поэзии. Воздух был пропитан духом свободы, а чувство реальности своих только недавно неосуществимых революционных задумок было родником искусства.
Автор скоро закончил поэму, а на редактирование у него ушло не больше месяца. Для стихотворения подобной величины это большая редкость. Поэтому многие находят историю создания поэмы "12" Блока очень интересной.
Писатель давал высокую оценку своей поэме. В своем дневнике во время написания стихотворения он отметил, что ощущает себя великим. Тогда он будто ненароком сопоставил свои гулы в голове с гулами несравненного Гоголя. Очевидно, незримая сила придала поэту творческий подъем.
Образы старого мира, которые использует поэт, вполне логичны: священник, буржуй, спрятавший в воротнике свой нос, старуха не одержат верх над революцией.
Отнюдь не каждому переворотные идеи казались нужными и ясными. А связь со священником в толпе говорит о том, что былые принципы, старорусские обычаи разрушаются. Нет прошлой религиозности и почтения к храму. Беззаконие и грех господствуют повсюду. Таково краткое содержание поэмы Блока "12".
Неистовствуют империалистические ураганы, старый мир противится, не выпускает людей. И в такой атмосфере возникают 12 бойцов Красной Армии, которые шагают в новый мир. На самом деле "двенадцать" - центральное слово произведения, и массу символов можно объединить именно с ним. 12 часов - наступает полночь, 12 месяцев - заканчивается год. Зарождается мысль о “рубежной” цифре. Таким образом, завершение прежнего дня, как и наступление нового, - это вечно прохождение некоторой границы, шаг в неведомое будущее. Это главная тема поэмы "12" Блока.
Для писателя подобной чертой являлось крушение старого мира. Иная цифровая связь - это двенадцать апостолов.
Вместе с тем в окончании поэмы их ходом внезапно руководит, хотя и незримо для них, Иисус Христос с багряным флагом. Они не знают сочувствия, им не чуждо хищение и душегубство. Из всего сказанного выше можно сделать вывод, что даже краткое содержание поэмы "12" Блока вполне объясняет основную мысль произведения.
Поэма «12» Блока была написана в январе 1918 года. Произведение стало откликом писателя на события Октябрьской революции. Поэма А. Блока «Двенадцать» является одним из самых ярких произведений русской литературы эпохи символизма.
События поэмы разворачиваются в революционном Петербурге зимой 1917–1918 гг. При этом сам город в произведении является олицетворением всей России.
Отряд из двенадцати – красногвардейцы.
Ванька – бывший красногвардеец, ставший солдатом.
Катька – гулящая девка, была убита Петрухой во время перестрелки.
Петруха – один из отряда двенадцати, любил Катьку, но убил ее.
«Черный вечер. Белый снег. Ветер» . Метель и гололедица, прохожие «не стоят на ногах» , перемещаться очень тяжело. Между зданиями протянут канат с плакатом: «Вся власть Учредительному Собранию!» .
Проходящая мимо старушка «убивается – плачет» . Она не понимает, зачем нужно было «такой огромный лоскут» пускать на плакат, ведь из него можно было бы сделать портянки стольким «раздетым, разутым» ребятам. Старушка возмущается, что «большевики загонят в гроб» .
На улице встречается и «буржуй» , который от холода прячет нос в воротник, и писатель, скандирующий о том, что погибла Россия. Мимо сугроба, «сторонкой» , проходит «невеселый товарищ поп» , а раньше ходил брюхом вперед и оно «крестом сияло» на народ. Барыня, жалуясь другой о том, что ей пришлось много плакать, поскальзывается и падает.
«Ветер веселый
И зол, и рад.
Крутит подолы,
Прохожих косит».
Ветер «рвет, мнет и носит» плакат. Издалека доносятся слова проституток, которые именно в этом здании обсудили и постановили, сколько с кого брать за время и за ночь.
Поздний вечер, на улице пусто, только «один бродяга сутулится» и ветер свищет.
«Гуляет ветер, порхает снег. Идут двенадцать человек» с винтовками. Автор отмечает, что им «на спину б надо бубновый туз» – знак, отличающий ссыльных каторжан.
В это время в кабаке с Катькой сидит «сукин сын, буржуй» Ванька, который раньше был тоже революционером, но теперь стал солдатом.
Шагая вперед, двенадцать человек держат революционный шаг, помнят, что «не дремлет враг» .
«Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнем‑ка пулей в Святую Русь [тесть, в «старую» Русь] –
В кондовую,
В избяную,
В толстозадую!
Эх, эх, без креста!»
Отряд из двенадцати исполняет песню. В ней идет речь о том, как «наши ребята» пошли служить в Красную гвардию. «Служить – буйну голову сложить!».
В рваных «пальтишках» и с австрийскими ружьями они готовы «на горе всем буржуям» раздуть «мировой пожар в крови» , заручаясь помощью у высших сил: «Господи, благослови!» .
Метель. Ванька с Катькой спешат, едут «на оглобельках» экипажа «лихача» . Ванька в солдатской шинели, с черными усами, плечист. Он обнимает Катю, «заговаривает» , называя ее «толстоморденькой» .
Ванька напоминает Кате о ее прошлом. У нее на шее не зажил еще шрам от ножа, свежа и «царапина» под грудью. Напоминает ей, как она ходила в кружевном белье и «блудила с офицерами» . Один из тех офицеров «не ушел от ножа» – она его убила.
«Гетры серые носила,
Шоколад Миньон жрала,
С юнкерьем гулять ходила –
С солдатьем теперь пошла?».
И просит ее «согрешить» с ним – «будет легче для души» .
Экипаж, на котором едут Ванька с Катькой, сталкивается с двенадцатью. Красноармейцы налетают на Ваньку. Начинают стрелять, крича: «будешь знать, как с девочкой чужой гулять» . Ваньке и лихачу удается сбежать. Катька же умирает в перестрелке – ее убил Петруха. Девушку так и бросают: «лежи ты, падаль, на снегу» .
Двенадцать продвигаются дальше. Только у убийцы, Петрухи, «не видать совсем лица» . Он жалеет о смерти Катьки, так как он ее любил – «ночки черные, хмельные с этой девкой проводил» . Товарищи говорят ему, чтобы он перестал «выворачивать душу наизнанку» , он же не «баба» , и держал над собой контроль: «не такое нынче время, чтобы нянчиться с тобой!» .
Он опять веселеет – двенадцать идут «позабавиться» .
«Запирайте етажи,
Нынче будут грабежи!
Отмыкайте погреба –
Гуляет нынче голытьба!»
Красноармеец убивает «буржуя» ножичком «за зазнобушку, чернобровушку…» и молится за упокой ее души. Но после кровавой сцены убийце «скучно» .
На перекрестке стоит «голодный и безмолвный буржуй» , упрятав в воротник нос, возле него – «паршивый пес» с поджатым хвостом.
«И старый мир, как пес безродный,
Стоит за ним [буржуем], поджавши хвост».
Разыгралась вьюга – за четыре шага ничего не видно. Товарищи спрашивают у Петьки, который постоянно обращается к Богу: от чего же спасал его «золотой иконостас» ? Они называют Петьку «бессознательным» , ведь у него уже все равно «руки в крови» , а значит, Бог не поможет. И напоминают, что нужно держать революционный шаг – «близок враг неугомонный» .
«…И идут без имени святого
Все двенадцать – вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль…»
В глаза ветром «бьется красный флаг» . Все ожидают, что скоро «проснется лютый враг» . Вьюга «пылит им в очи» , но рабочий народ движется вперед.
Двенадцать замечают, что впереди кто-то машет красным флагом. Они обращаются к идущему, но никто не отвечает.
За двенадцатью ковыляет «нищий пес голодный» . Идущие пытаются прогнать штыком то ли пса, то ли «старый мир» . Но «волк голодный» , «пес безродный» скалит зубы и не отстает.
Революционеры приказывают идущему впереди с красным флагом выйти, не прятаться за сугроб, иначе они будут стрелять. Раздаются выстрелы. Но «только вьюга долгим смехом заливается в снегах» .
Двенадцать продолжают идти «державным шагом» . Позади них – голодный пес.
«Впереди – с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим»
«В белом венчике из роз –
Впереди – Исус Христос»
В поэме «Двенадцать» Блок противопоставляет отряд из двенадцати красногвардейцев другим, встречающимся на улицах города персонажам – старушке, буржую, барыне, товарищу попу и остальным. Они являются частью «старого мира» . Отряд из двенадцати – представители «нового мира» , за которыми плетется, скаля зубы, «старый мир» в образе пса. Фигура Христа в поэме неоднозначна – даже сам Блок не мог до конца объяснить сложную символику этого образа.
Пересказ «12» будет интересен школьникам и студентам при подготовке к проверочным работам, а также всем, кто любит творчество Блока и русскую литературу XIX века.
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 1323.
ДВЕНАДЦАТЬ
Поэма начинается с описания темного зимнего вечера. Дует такой сильный ветер, что сбивает с ног.
Кажется, что нигде от него нельзя спрятаться. Метет метель, роняя на землю белый снег. Снег прикрывает лед, скользящий под ногами и затрудняющий движение. Между двумя зданиями протянут плакат: «Вся власть Учредительному Собранию!» На него со слезами смотрит старушка, подсчитывая, сколько портянок вышло бы раздетым ребятишкам из такого огромного лоскута. Она переходит через сугроб, ругая большевиков.
Мороз крепчает, что заставляет буржуя на перекрестке прятать нос в воротник. Тут же какой- то длинноволосый (должно быть, писатель) рассуждает о том, что Россия погибла.
За сугробами прячется невеселый поп, вспоминая, как раньше гордо нес свое брюхо с сияющим крестом на народ.
На льду растянулась барыня в каракуле. А ветер, злой и веселый, продолжает крутить подолы прохожих и трепать большой плакат. Проходит группа людей с собрания. Улица пустеет, на ней остается один бродяга.
Появляется группа военных из двенадцати человек: «В зубах - цигарка, примят картуз, // На спину б надо бубновый туз!» Военные разговаривают о Ваньке, который стал солдатом и с которым гуляет Катька. Кругом свобода без креста:
Революцьонный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!
Спешащие военные - это красногвардейцы, которые в рваных пальтишках и с австрийскими ружьями все же способны раздуть мировой пожар на горе всем буржуям. По улице летит лихач. Ванька с физиономией дурацкой, в солдатской шинели, закручивая черный ус, катается с Катькой на санях. Эта женщина в лучшие свои времена гуляла с офицерами, ела шоколад, а сейчас опустилась до солдат. Катька ведет насыщенную и довольно опасную жизнь: у нее на шее шрам от ножа, под грудью свежая царапина. Однако мужчины без ума от ее ножек, поэтому она часто оказывается в центре всевозможных скандальных историй.
Лихач налетает на красногвардейцев, начинается перестрелка, поскольку один из красногвардейцев узнает в девице свою любимую. Катьку случайно убивают. Лихач мчится прочь. Красноармейцы как ни в чем не бывало продолжают свой путь, оставляя женщину на снегу. Только убийца Катьки Петруха невесел. Он рассказывает товарищам, как любил женщину. Красногвардейцы успокаивают Петруху и внушают, что сейчас не время разводить нюни. Они призывают его держать себя в руках и «поправить осанку». Довольно скоро молодой человек снова вскидывает голову и заметно веселеет. Он думает о том, как будет грабить этажи и погреба, гуляя вместе с такой же, как он, голытьбой:
Ты лети, буржуй, воробышком!
Выпью кровушку За зазнобушку,
Чернобровушку…
Улица пустынна, уже нет городовых. Только буржуй стоит на перекрестке, спрятав нос в воротник. К нему жмется паршивый пес, поджавши хвост. Словно пес, стоит за буржуем старый мир. Опять разыгралась вьюга такая, что за четыре шага никого не видно, однако это не останавливает красногвардейцев:
…И идут без имени святого Все двенадцать - вдаль,
Ко всему готовы,
Ничего не жаль…
И днем и ночью эти двенадцать человек готовы защищать Россию от незримого врага, заглядывая даже в пустынные переулочки, где «одна пылит пурга». С красным флагом они несут свою службу, ожидая, что проснется лютый враг. Нельзя становиться у них на пути. Красногвардейцы никогда не теряют бдительность. Вот показалось, что кто- то впереди, но это только ветер, играющий с красным флагом. Впереди сугроб холодный, кто хоронится за ним? Опять никого. Только шелудивый пес ковыляет позади. Красногвардейцы хотят отвязаться от него, как от воплощения всего ненужного, от воплощения старого мира. Однако пес, скаля зубы, не отстает.
Впереди все же кто-то есть. Этот кто-то идет беглым шагом, прячась за дома и размахивая красным флагом. Однако как ни пытаются красногвардейцы, они не могут его ни догнать, ни достать пулей. Только эхо от выстрелов отражается в домах, да хохочет в снегах вьюга. Так продолжают идти державным шагом двенадцать красногвардейцев. Сзади тащится шелудивый пес. А впереди, с флагом в руках, невидимый за вьюгой и неподвластный пуле, еще один персонаж:
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз -
Впереди - Исус Христос.
Блок написал свою таинственную поэму в 1918 году, сразу же после ряда революционных событий в России. Такого эпитета она удостоилась потому, что демонстрирует авторское отношение к смене власти, но неизвестно, какое именно. Одни утверждают, что «Двенадцать» — ода, посвященная переменам, другие полагают, что произведение носит осуждающий характер и является своеобразным реквиемом для страны. Кто прав – решать вам, а мы лишь расскажем о книге все, что поможет понять поэта и его замысел.
Блок однажды гулял по революционному Петрограду, и, как он сам выразился, «слушал музыку революции». Он хотел воплотить это ощущение в словах, вдохновившись атмосферой бунта и триумфа новой власти. История создания поэмы «12» шла в одном темпе с историей России, однако до самого момента написания у автора не было однозначного отношения к переменам. Оно не сложилось и в процессе работы над книгой, которую он сочинил быстро, находясь под свежим впечатлением. Когда его спросили: «Это сатира на революцию или слава ей?» - он не смог ответить, так как сам не знал. Творец так и не определился, что он думает по этому поводу. Он описал впечатление, а не рассуждение, интуитивный порыв, а не трезвый анализ ситуации. Может быть и так, что поэт не хотел разрушать интригу, созданную произведением, и не пояснил, что скрывается за образами-символами.
Процесс создания, как известно, занял всего лишь несколько дней, а окончательная редакция длилась около месяца. Поэт ощущал феноменальный творческий подъем, чувствуя, что из под его пера выпорхнуло нечто гениальное, неожиданное, принципиально новое. Поэма «Двенадцать» была издана в газете левых эсеров «Знамя труда», а через два месяца вышла в формате книги. По свидетельству Блока, он еще несколько месяцев после написания заключительных стихов физически улавливал шум «от крушения старого мира». Именно он вкупе с звоном разбитых стекол, грохотом ружейных выстрелов и потрескиванием уличных костров составлял музыку революции, поглотившую и потрясшую автора. Позже он разочаруется в новой власти, уедет в эмиграцию, но напишет, что не раскаивается в своем творении и не отрекается от него, ведь тогда радость переменам была стихией, а не политической игрой (об этом он написал в сборнике «Поздние статьи»).
Поэма названа «12» в честь того отряда, который осуществлял революционные судилища в переулках Петрограда. Судя по мемуарам Джона Рида и других журналистов, заставших переворот, отряды красноармейцев, патрулировавших улицы, действительно состояли из дюжины человек. В черновиках Блока видно, что он связывал название не только с реалиями охваченной пламенем столицы, но и с поэмой Некрасова об атамане Кудеяре и его двенадцати разбойниках. Поэт вдохновился преемственностью поколений борцов за свободу: герои произведения Некрасова тоже вершили суд, как умели, но их порыв был справедлив. Слишком долго эти трудяги находились в рабском положении у тех, кому они теперь мстили.
Разумеется, есть и символическое значение заглавия. Поэма так называется, потому что Блок вкладывал в нее религиозные аллюзии. Христа окружали именно двенадцать апостолов. Прошло время, и вот в России, третьем Риме, вновь появился Иисус «в белом венчике из роз» в окружении дюжины учеников. Так автор проводит параллель между двумя событиями в истории, связывая их единым святым значением для человечества. Он, как и многие тогда, думал, то с нашей страны начнется мировая революция, которая уничтожит старый мир рабов и господ и водворит царствие Божие на земле.
Блок обезличил своих героев, сделал из них монолит, состоявший из 12 человек. Каждый из них в отдельности ничего не значит, но вместе они – сила революционной стихии, символическое объединение народных масс, поднявшихся одним строем во имя свободы. Так поэт показывает единство порыва, охватившего страну, и угадывает будущее советской идеологии, где основой стала коллективизация духа.
Поэма «12» состоит из двенадцати глав, каждая из которых рисует отдельный фрагмент мозаики, где мы угадываем черты изуродованного зимнего Петрограда, пламенеющего от крови, знамен и пожарищ.
В произведении не так много героев, о которых можно рассказать, но все они, безусловно, являются образами-символами. Блок воплотил в них гораздо больше, чем характеры. В действующих лицах отображаются эпохи, сословия, стихии, а не реальные персонажи.
Тематика произведения весьма разнообразна и нетипична для автора. Блок – идеалист. После событий 1917 года в его творчестве наступает перелом. Реальная жизнь оказывается более жестокой и грубой, чем его идеальные представления о ней. Из-за болезненного столкновения с действительностью он стал работать по-новому, произведения уже выражали надрыв в его восприимчивом сознании, а не абстрактные идеалы юности.
Трагизм мироощущения Блока в тот период – последствие его прозрения. Поэту становится ненавистна и омерзительна пошлая, бездуховная жизнь толпы обывателей, которые всегда и везде в большинстве. Спасение от нее он видит в разрушительной стихии, которая разрушила мирный сон «толстозадой» Руси и привела ее в движение. Поэтому проблематика в поэме «Двенадцать» так драматично отразила социальные катаклизмы того времени.
Поэма «12» - глубочайшее истолкование действительности. В произведении отражены реальные события, свидетелем которых был Блок (суровая зима 1918 года, костры на улицах, красногвардейцы, которые патрулировали улицы, разговорная речь тех времен с характерными жаргонизмами и сокращениями). Главная мысль поэмы «Двенадцать» заключается в том, что автор выразил свои взгляды на историю, сущность цивилизации и культуры на языке символов. Революционный посыл заключается в том, что поэт воплотил впечатления очевидца революции, которая определила историю России. А вот каковы эти впечатления, сказать сложнее. Их эмоциональную окраску определяет финал, который можно трактовать по-разному. От этой трактовки зависит разбор текста. Мнение самого Блока читайте под заголовком «критика».
Смысл финала поэмы «12» неоднозначен, есть две основные интерпретации:
Красноармейцы утолили печаль в акте мщения, Петруха отбросил сомнения и перестал печалиться. Двенадцать идут дальше, и их шествие не знает времени: «И вьюга пылит им в очи дни и ночи напролет…». За ними еле успевает привязавшийся шелудивый пёс - уже знакомый нам символ старого мира. Красноармейцы стараются напугать его штыками, чтобы он отвязался от их процессии. Это тоже символично: новые люди гонят старый мир.
Вдруг герои замечают таинственный силуэт во тьме. Они открывают огонь по неизвестному видению, пытаясь понять, что же это. Не знаю они, что Ему не страшны выстрелы и удары. «Так идут державным шагом - позади - голодный пёс, впереди - с кровавым флагом <…> Исус Христос».
Поэма вызвала огромный резонанс в обществе, навсегда лишив поэта понимания и поддержки многих друзей. Ее не поняли старорежимные интеллигенты, впрочем, как и сторонники новой власти. Одним она убедила в том, что Блок – предатель и лицемер, других – что он не понимает подлинного духа революции и смешивает ее с грязью. Словом, он оставался непонятым даже в эмиграции, когда однозначно расстроил свои отношения с большевиками.
О произведении одним из первых и довольно подробно высказался иллюстратор поэмы «12», Юрий Анненков:
В 1917-18 годах Блок, несомненно, был захвачен стихийной стороной революции. «Мировой пожар» казался ему целью, а не этапом. Мировой пожар не был для Блока даже символом разрушения: это был «мировой оркестр народной души». Уличные самосуды представлялись ему более оправданными, чем судебное разбирательство. «Ураган, неизменный спутник переворотов». И снова, и всегда - Музыка. «Музыка» с большой буквы. «Те, кто исполнен музыкой, услышат вздох всеобщей души, если не сегодня, то завтра»,- говорил Блок ещё в 1909 году
Сам поэт подтвердил эту догадку. Он отрицает обвинения в конформизме и лизоблюдстве, говоря о вдохновенном порыве, который обрел завершенность в скандальном произведении. Ему было обидно, что его не поняли даже коллеги по цеху и друзья. Об этом он пишет в своих мемуарах уже в эмиграции.
В январе 1918-го года я в последний раз отдался стихии не менее слепо, чем в январе девятьсот седьмого или в марте девятьсот четырнадцатого. Оттого я и не отрекаюсь от написанного тогда, что оно было писано в согласии со стихией, например, во время и после окончания «Двенадцати» я несколько дней ощущал физически, слухом, большой шум вокруг - шум слитный (вероятно шум от крушения старого мира). Поэтому те, кто видит в Двенадцати политические стихи, или очень слепы к искусству, или сидят по уши в политической грязи, или одержимы большой злобой,- будь они враги или друзья моей поэмы
Конечно, поэт не был уверен в том, что не раскаивается в написанном. Из-за рубежа он следил за происходящим в России и был угнетен ее состоянием, которое ухудшалось день ото дня. Красный террор, гражданская война, начавшаяся за революцией реакция не могли ему нравиться. В отчаянии он вспоминал свой вдохновенный порыв, но музыка в душе стихла. Именно поэтому перед смертью он умоляет жену сжечь все экземпляры поэмы «Двенадцать». Так он отрекся от своего знаменитого и трагического гимна октябрьскому перевороту.
Ему было, отчего расстраиваться и при жизни. На одном из митингов против Красного террора и политических репрессий люди скандировали в его адрес оскорбление: «Изменник!». Там же были его старые друзья, Анна Ахматова, Ольга Судейкина, Артур Лурье, которые никак не заступились за его честь. Дальше – больше: та же Ахматова, а вместе с ней и поэт Сологуб, демонстративно отказываются от участия в мероприятии, где в программе упомянута его поэма. Гумилев отреагировал еще радикальнее, утверждая, что Блок, написав «12», «вторично распял Христа и ещё раз расстрелял государя». Особенно он критиковал (было написано подробное эссе) то, что образ Христа был опорочен таким соседством. Автор отреагировал спокойно и загадочно:
Мне тоже не нравится конец «Двенадцати». Я хотел бы, чтобы этот конец был иной. Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа. И тогда же я записал у себя: к сожалению, Христос.
Предостережения сыпались на него со всех сторон. Более дружелюбный Андрей Белый тоже обратился к другу с посланием:
Читаю с трепетом Тебя. «Скифы» (стихи) - огромны и эпохальны, как Куликово поле»… По-моему, Ты слишком неосторожно берёшь иные ноты. Помни - Тебе не «простят» «никогда»… Кое-чему из Твоих фельетонов в «Знамени труда» и не сочувствую: но поражаюсь отвагой и мужеством Твоим… Будь мудр: соединяй с отвагой и осторожность.
Эти слова оказались пророческими: поэтесса Зинаида Гиппиус в обращении к Блоку восклицает, что не простит его предательства никогда. Не простил и Бунин, выступив с разгромной рецензией, изложив подробное истолкование не только книги, но и поступков ее автора:
Блок перешел к большевикам, стал личным секретарем Луначарского, после чего написал брошюру «Интеллигенция и Революция», стал требовать: «Слушайте, слушайте музыку революции!» и сочинил «Двенадцать», написав в своем дневнике для потомства очень жалкую выдумку: будто он сочинял «Двенадцать» как бы в трансе, «все время слыша какие-то шумы - шумы падения старого мира».
Нелестная характеристика поэмы и даже прямые угрозы в адрес Блока послышались и из уст политиков. Глава Белой армии, адмирал Колчак, обещал после победы повесить автора «Двенадцати». Но и большевики не спешили хвалить книгу. Комиссар по театральным делам запретила жене поэта читать произведение вслух, аргументируя это так: «В них восхваляется то, чего мы, старые социалисты, больше всего боимся». На этом реакция власти не закончилась. В 1919 году творца арестовали по подозрению в заговоре и отпустили лишь по личному ходатайству влиятельного чиновника Луначарского. Тогда же муза отвернулась от него, он больше не услышал музыку и перестал писать стихи.
Поняли и приняли позицию творца считанные единицы, например, Мейерхольд, академик С. Ф. Ольденбург, Ремизов и Есенин. По их мнению, новая работа Блока была не понята, так как все читатели привыкли к исключительно серьезному творчеству поэта. Вот так объяснил эту мысль рецензент Виктор Шкловский:
Двенадцать» - ироническая вещь. Она написана даже не частушечным стилем, она сделана «блатным» стилем. Стилем уличного куплета вроде савояровских (творчество известного шансонье того времени)
Мнение критиков подтверждается тем обстоятельством, что автор лично приводил свою жену на концерты балагура Савоярова, который исполнял все, будь то песня или стихотворение, в рваном стиле бродяги-босяка. На его примере он показывал ей, как надо читать его произведение вслух.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!