Пмпк (психолого-медико-педагогическая комиссия): что это такое в детском саду и школе. Ребенка направили на пмпк

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по результатам психологического обследования

Ф.И.О. ребенка_____________________________

Дата рождения ______________ возраст ________

Дата обследования __________________________

Психологическое обследование проводилось по запросу (родителя, воспитателя, специалиста, др.) с целью (выявления уровня актуального развития, представления на ПМПК, определения образовательного маршрута, изучения особенностей познавательной / эмоционально-волевой сферы, др) . Психологическая диагностика проводилась (даты) в индивидуальной форме (подгрупповой / посредством наблюдения).

В процессе психологического обследования отмечены следующие особенности эмоционально - волевой сферы и поведения ребенка.

В контакт вступает легко и быстро (не сразу, отказывается) , но он носит нестабильный (стабильный, формальный, поверхностный, проявляет негативизм) характер.

Эмоциональная реакция на ситуацию обследования проявляется в виде возбуждения (заинтересованности, настороженности, безразличия, неадекватной веселости, агрессивных проявлений, плача, негативизма) .

При поощрении и одобрении демонстрирует дурашливость, неадекватное поведение (положительные эмоции, радость, повышение результативности, равнодушие) .

После сделанного замечания старается исправить ошибку (отказ от дальнейших действий, раздражается, замыкается, отсутствуют реакции, негативные, агрессивные реакции) .

В случае неудач наблюдается дезорганизация деятельности (обращение за поддержкой к взрослому, потеря интереса, расторможенность в виде быстрых неадекватных манипуляций с предметом, пассивный уход от выполнения задания, неадекватные эмоциональные реакции, уход от выполнения задания в виде агрессивных действий) .

Эмоциональный фон на протяжении всего обследования адекватный (уравновешенный, тревожный, безразличный) .

Отмечаются яркие эмоциональные реакции (эмоциональная напряженность, серьезность с выраженной нерешительностью, чрезмерная выраженность негативных эмоциональных реакций, слабая выраженность эмоций, повышенная возбудимость) .

Эмоционально уравновешен (частая смена настроений, эмоциональная ригидность) .

Общение активное (реактивное, пассивность в общении при сниженной психической активности, непродуктивная активность в общении) .

Саморегуляция и контроль низкие (выражены недостаточно, отсутствуют) .

Критичен к оценке результатов своей работы (понимает свои успехи и неудачи, критичность снижена, некритичен) .

Деятельность ребенка активная и целенаправленная (сниженная внешняя активность при рациональном поиске или малопродуктивном, хаотичное бессистемное манипулирование) . Не может самостоятельно выполнять задание (самостоятельно начинает и выполняет задание без помощи / нужна стимулирующая помощь / организующая помощь) . Деятельность носит нестабильный (стабильный, инертный, бесцельный, хаотичный) характер, темп преимущественно быстрый (умеренный при выполнении всего задания, медлительность, поспешность, расторможенность, заторможенность) .

Интерес к выполнению заданий в основном стойкий (выраженный интерес вначале, но пропадающий из-за низкой работоспособности или отвлекаемости или неудач, поверхностный, слабый) .

Инструкцию понимает и сохраняет до конца задания (трудности вхождения в работу, инструкцию теряет, не сохраняет до конца, не принимает).

Нормальная работоспособность сохраняется до конца задания (умеренная - пресыщение наблюдается с середины или к концу задания, мерцательный характер работоспособности, низкая) .

Речевое сопровождение отсутствует или не относится к выполняемой деятельности (речь играет планирующую функцию, сопровождающую действие, констатирующую).

Результаты изучения психических функций следующие.

Восприятие. Зрительное восприятие формы соответствует возрасту (низкое / Наблюдается трудности в различении основных и оттеночных цветов). Геометрические формы различает (соотносит, но не называет / не соотносит). Уровень пространственного восприятия соответствует возрасту (низкий / сформировано недостаточно).

Память. Преобладает зрительная модальность над слуховой (сформированы одинаково) . Уровень развития зрительной кратковременной и долговременной памяти в пределах возраста (ниже среднего / низкий). Слухоречевое запоминание: кратковременная память в пределах возраста (ниже среднего / недостаточно прочное). Скорость запоминания без особенностей (длительная / в виде «плато»). Долговременное слухоречевое запоминание в пределах возраста (недостаточно прочное / низкое).

Мышление. Наглядно-действенные задачи решает путем зрительного соотнесения, целенаправленных проб (методом многочисленных проб и ошибок / не решает, хаотичные неадекватные манипуляции с предметом). Наглядно-образное мышление сформировано по возрасту через зрительное соотнесение и планирование (сформировано недостаточно, используется множественный перебор вариантов / не сформировано). Уровень развития логического мышления соответствует возрасту (развито недостаточно / низкий / наблюдается ярко выраженная избирательность мышления). Уровень понимания смысла причинно-следственных отношений в пределах возрастных норм (ниже среднего / низкий).

Уровень развития как вербального, так и невербального воображения соответствует возрасту, без особенностей (развито недостаточно / низкий / яркое, креативное).

Внимание без особенностей (поверхностное, неустойчивое, избирательно к отдельным видам деятельности, объем снижен. Имеются трудности программирования и контроля, трудности удержания алгоритма).

Моторика развита по возрасту (моторно неловок / неуклюж / дефекты тонкой ручной моторики / другое)

Таким образом, структура выявленных у ребенка нарушений следующая:

Незрелость всех форм мышления;

Несформированность саморегуляции и контроля поведения;

Нарушена ориентировка в понятиях право-лево;

Сохранные функции: относительно сохранна мотивационная сфера, сфера общения, моторика.

формирование обобщающих понятий, наглядно-образного и логического мышления.

развитие концентрации, переключаемости внимания.

развитие зрительного восприятия цвета, формы, величины,

ФИО, подпись психолога____________________

подпись родителя

Педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 15» - Изотова Раиса Викторовна

Г.Петропавловск-Камчатский

Педагогический консилиум - орган планирования и разработки психолого-педагогического сопровождения учеников, классов, групп учащихся или целых параллелей, в которой принимают участие все члены педколлектива. Объединение владеет информацией о детях, классах или параллелях, полученной от учителей, медсестры, классрука, штатного психолога и социального педагога, представителей администрации, чтобы на основе ее разработать стратегию воспитания и обучения.

Работа психолого-медико-педагогического консилиума в школе , выдающего соответствующее заключение , выделяют три ключевых этапа:

  1. Информационно-подготовительный. Все участники мероприятия осуществляют сбор информации об ученике, используют тестирование и исследования, делают собственные заключения. Важно подчеркнуть, что для соблюдения прозрачности и непредвзятости проведения консилиума, все специалисты готовятся к нему по отдельности, формируя лист рекомендаций, исходя из собственного видения ситуации и путей ее решения, намечая методы и формы работы с учеником. Председатель ПМПк отвечает за подготовку заседания, подготовительно-исследовательскую работу.
  2. Непосредственно заседание. Члены комиссии заслушивают результаты подготовительной работы, принимая стратегию и общий рекомендации по сопровождению учащегося. Заполняя образец заключения психолого медико педагогического консилиума школы , в нем прописывают форму и степень участия каждого специалиста, распределяются сферы ответственности, оговариваются сроки выполнения поставленных задач и формы контроля за этих процессом, составляется необходимая документация.
  3. Выполнение решения консилиума с обязательным контролем исполнения. Коррекционно-воспитательная работа ведется как одним, так и несколькими специалистами согласно утвержденной стратегии. Председатель ПМПк контролирует реализацию плана, а его участники - консультируют родителей по дальнейшей тактике взаимодействия с детьми, дают рекомендации в отношении детей с ОВЗ и затруднениями с освоением программы. Стратегия, которая была выработана консилиумом и оформлена в заключении, озвучивается родителям ученика в понятной для них форме, а все выдвинутые рекомендации могут быть выполнены только после получения родительского согласия.
Если диагностическая гипотеза будет подтверждена первым обследованием, необходимость в других отпадет. Поскольку диагностика отклонений в развитии и ограниченных возможностей здоровья детей многоаспектна, задачи обследования дифференцируются в каждом отдельном случае. Долгое время главенствующей считалась медицинская диагностика, однако в последнее время было установлено, что понимание механизмов нарушения развития дается на основании социально-педагогического или психолого-педагогического сопровождения школьника. В контексте этого большое значение имеет:
  • психологическая диагностика - обследование онтогенетического развития с акцентом на логику закономерного развития согласно возрасту учащегося (специалист концентрируется на показателях, которые соответствуют норме, а не тех, которые ей не соответствуют, оценивает способности, интересы и движущие силы развития школьника).
  • педагогическое обследование - оценка обучаемости и освоения социально-бытовых и академических навыков, умений и знаний (педагог диагностирует способность ребенка к адаптации, степень его социализации, уровень воспитанности).
Таким образом, ПМПк регулирует принципы взаимодействия педагогов, специалистов службы сопровождения, родителей для эффективного коррекционно-развивающего сопровождения детей. составляется, опираясь на принципы комплексного воздействия, индивидуального подхода, соответствующего речевому и психическому развитию детей, запрета на разглашение конфиденциальной информации.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! За прохождение - диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

При этом участники консилиума должны признавать ученика полноправной личностью и нести ответственность за все решения, принятые ими и затрагивающие ученические интересы. Консилиум получает от родителей ребенка согласие на участие в обследовании, а после оказывает посильную помощь, обеспечивая их полной информацией о подростке и отчетами о своей деятельности.

Заключение психолого-медико-педагогического консилиума школы: результаты обследования

Результаты диагностических процедур каждый специалист оформляет в отдельное заключение, которые объединяют особенности структуры. Итоги психологического, логопедического и социально-педагогического обследования в обязательном порядке должны содержать полные данные ученика (ФИО, дату его рождения и возраст, наименование класса, диагностическая гипотеза), в остальных моментах структура текста логопедического или психологического заключения для школьного консилиума кардинально отличается.

Психологическое заключение для ПМПк

Схематично подготовительно-диагностическая работа психолога выглядит следующим образом:

  1. Психолог оценивает проблему, которую школьный консилиум вынес на обсуждение. Планирует работу с ней, подбирает материал, изучает психологические характеристики гипотезы, систематизирует и обобщает полученные данные.
  2. Стимулирует работу консилиума, предоставляя научно обоснованные результаты своей диагностико-аналитической работы, на которые впоследствии будут опираться специалисты в принятии стратегии сопровождения ребенка.
Психолог в произвольной форме составляет патопсихологическое заключение, отражая в тексте:
  • специфику аффективно-личностной сферы - специалист должен подчеркнуть, как ребенок идет на контакт, к чему выражает интерес, как реагирует на ситуации успеха и неудачи, как воспринимает критику, присутствует ли специфическая симптоматика;
  • эмоциональное реагирование ученика - какие мотивы движут ребенком, какое настроение у него преобладает, способен ли он на волевое усилие;
  • динамику психической деятельности - темп работоспособности (продолжительность этапа сконцентрированной работы), способность учащегося продлевать период сконцентрированности, наличие инертности психических процессов или их отсутствие;
  • интеллектуально-мнестические проявления - насколько ребенок осознает инструкции, как оценивает задания различного уровня сложности, насколько способен к обобщению и систематизации информации, вербализации мыслей.
Результаты обследования могут быть представлены в виде диаграмм и таблиц. Резюмируя, психолог должен давать характеристику степени отставания ребенка от нормы развития, сформулировав его понятным для членов консилиума и родителей языком. Психологическая диагностика окажется полезной для заключения психолого-медико-педагогического консилиума для ПМПк , если помимо констатации факта наличия отклонений и указания неспецифических дисфункций, специалист разработает концепт реабилитационных мер и психолого-педагогического сопровождения. Однако решение о целесообразности следования предложенным рекомендациям принимает ПМПк.

Логопедическое заключение для консилиума

Учитель-логопед или дефектолог в своем заключении для психолого-медико-педагогического консилиума обязательно должен указать методический комплекс, использованный им для диагностики отклонений. Он проводит полное обследование речи, фонематических и артикуляционных процессов, словарного запаса, слоговой структуры речи и прочего, оценивая уровень овладения учеником устной речью и готовность освоить письменную (а при освоении - анализирует наличие и тип ошибок), дает характеристику чтению и письму, состоянию мышления и других неречевых комплексов.

Немаловажным критерием логопедической оценки становится пространственная ориентация и координация ребенка. Специалист определяет, насколько у учащегося сформированы причинно-следственные связи и зрительно-пространственные представления, умеет ли он быстро определять левую и правую сторону, части тела, располагать текст на бумаге.
Учитель-логопед дает краткую психолого-педагогическую характеристику, оценивая, чем обусловлены ошибки в речи и письме, неуспеваемость по предметам, неустойчивость внимания. Специалист характеризует преобладающий тип памяти школьника (долговременная или кратковременная), потребность в повторении перед выполнением задания, способность овладеть знаниями по русскому языку и наличие общего запаса знаний.

Пример логопедического заключения для психолого-медико-педагогического консилиума школы

Критерий диагностики Возможные ответы (логопед выбирает один или несколько)
Характер речевого развития
  • без особенностей и согласно возрасту;
  • доречевое/раннее психомоторное развитие проходило с задержкой;
  • говорить начал поздно;
  • в ДОУ посещал занятия по коррекции звукопроизношения;
  • фразовая речь - с 3 лет.
Характеристика артикуляционного аппарата
  • строение лица без аномалий/нарушено;
  • лицевая мускулатура в норме/с нарушениям (гипомимией, тремором, гиперкинезом)
  • способен сохранять правильное артикуляторное положение;
  • не способен удерживать рот закрытым;
  • выполняет базовые движения губами и языком;
  • язык вялый/массивный/узкий/широкий, его движения затруднены, замедленны, объем движений неполный;
  • кончик языка недостаточно активен;
  • губы малоподвижные/подвижные/узкие/толстые;
  • нарушена переключаемость или замена движений;
  • активность движений и тонус в норме;
  • сохраняется точность движений;
  • твердое небо готической формы, высокое;
  • мягкое небо короткое/длинное/малоподвижное/подвижное;
  • присутствует нарушение зубного ряда/зубы частые/редкие/крупные/мелкие
Мелкая моторика
  • двигает руками хаотично и неточно;
  • движения выполняются точно;
  • не сформирована произвольная моторика;
  • моторика мелких мышц недоразвита/тонус мышц повышен;
  • пробы Хэда выполняет правильно/с ошибками;
  • недостаточно овладел/не владеет вовсе навыками самообслуживания;
  • ведущая рука левая/правая;
  • наблюдаются трудности в письме;
  • темп письма замедлен
Общая моторика
  • движения тела замедленные и неловкие;
  • объем активных движений недостаточен;
  • свойственны сопутствующие движения;
  • переключаемость движений медленная, наблюдается отставание в ритме/темпе;
  • не способен имитировать движение по описанию;
  • при функциональных нагрузках наблюдается повышенная утомляемость мышц;
  • отмечено двигательное беспокойство
Понимание речи
  • затрудненное понимание речи/инструкции необходимо повторять;
  • способен выполнять действия по словесной инструкции;
  • устную речь понимает в рамках своего интеллектуального развития;
  • речь понимает неточно/выборочно;
  • на обращения реагирует с задержкой;
  • биологический слух в норме, восприятие речи в пределах нормы
Произношение звуков
  • произношение нарушено/звонкие согласные оглушаются;
  • отдельные звуки произносятся с ошибками;
  • по отдельности все звуки произносятся правильно, но в общем речевом потоке наблюдается смазанность;
  • звуки смещаются/искажаются/заменяются/пропускаются;
  • голос хриплый/глухой/звонкий/сильный/сдавленный;
  • дыхание в момент речи неровное/затрудненное/свободное/поверхностное
Фонематические процессы
  • фонематический слух сформирован в недостаточной мере/ правильно;
  • выделяет звуки на фоне слова;
  • определяет присутствие/отсутствие звука в слове;
  • правильно/с ошибками определяет число и последовательность звуков в слове;
  • корректно/не всегда верно определяет положение звука в слове;
  • переставляет местами слоги;
  • правильно/с ошибками вычисляет количество слогов в сложных словах;
  • ученик не может придумать слово на выбранный звук;
  • произносит слова сложного звукового состава/делает в них ошибки;
  • при стечении гласных затруднятся с произношением слоговой структуры слов;
  • способен придумать слово на выбранный звук, подобрать картинку;
  • некорректно различает слова со схожими звуками и оппозиционными фонемами;
  • фонематический анализ сформирован/трудности возникают на этапах сложного фонематического анализа;
  • звуко-буквенный анализ сформирован/наблюдаются затруднения
Словарный запас
  • словарный запас соответствует возрастному развитию/беден/ограничен бытовой лексикой;
  • корректно/не всегда правильно использует слова;
  • может использовать слова не по назначению/не осознает значения слов;
  • затрудняется с подбором синонимов/антонимов/однокоренных слов;
  • заменяет слова по акустическому сходству и смыслу;
  • в речи превалируют глаголы, местоимения и существительные, реже используются наречия, прилагательные и производные от них
Грамматический строй
  • сформирован/не соответствует возрасту;
  • сложные синтаксические конструкции не используются;
  • в простых синтаксических конструкциях допускаются ошибки;
  • некорректно употребляются падежи, предлоги, присутствует несогласование слов, ошибки в формировании множественного числа;
  • затрудняется с согласованием существительных и прилагательных в косвенных падежах
Связная речь
  • связная речь развита/ не развита в соответствии с возрастом;
  • связная речь ограничивается одним-двумя предложениями;
  • устная форма речи сформирована недостаточно;
  • высокий/низкий уровень речевого развития;
  • затрудняется с выражением своих мыслей;
  • искажает смысл, нарушает последовательность или пропускает смысловые блоки в пересказах;
  • преимущественно использует простые фразы и грамматические конструкции;
  • имеет незначительный опыт речевого общения
Письмо
  • допускает разноплановые ошибки;
  • во время списывания допускает только единичные неточности;
  • под диктовку допускает многочисленные графические ошибки;
  • затрудняется в ориентировании на тетрадном листе, в удержании строки;
  • использует различные углы наклона, меняет размер букв;
  • не может проверять слова, не различает отдельные слова в речевом потоке
Чтение
  • практикует побуквенно-слоговое чтение/послоговое/побуквенное/словами;
  • прочитанное понимает с ошибками/ отдельное слова понимает правильно;
  • в многосложных словах запинается/допускает разноплановые ошибки;
  • неотчетливо произносит слова при чтении;
  • не может дать ответы на вопросы по тексту
Результаты речевого развития
  • речевое развитие имеет незначительную динамику/динамика не наблюдается;
  • рекомендованы логопедические упражнения и занятия со специалистом

Оценивая причины затруднений в освоении знаний, учитель-логопед анализирует (при наличии таковых) повышенную утомляемость или гиперактивность, нарушения моторики и координации, сложности в адаптации, незрелость эмоционально-волевой сферы и недостаток самоконтроля, наличие невротических состояний, недостаточное развитие связной речи и словесно-логического мышления, ограниченный словарный запас, педагогическую запущенность и родительскую гиперопеку.
Логопед в своем заключении должен определить первичный или вторичный характер нарушения речи, сделать общий вывод и предложить комплекс мер, направленный на устранение нарушения, оценив потребность школьника в создании особых условий обучения. Специалист рекомендует ученику занятия в логопункте, целесообразность которых часто продиктована фонематическим, лексико-грамматическим, общим недоразвитием речи, наличием дисграфии или дислексии, комплексными нарушениями звукопроизношения и фонематического восприятия.

Социально-педагогическое заключение для ПМПк

Воспитатель или социальный педагог образовательного учреждения составляет по образцу социально-педагогическое заключение школьного консилиума на ПМПк . Диагностика проводится преимущественно по месту проживания ученика в случае выявления проблем со здоровьем у ребенка, наличии затруднений в общении со сверстниками, в социализации, освоении программы.

Специалист оценивает:

  • состав семьи, жилищно-бытовые условия и санитарное состояние жилья;
  • взаимоотношения внутри семьи, семейный бюджет;
  • род деятельности родителей, места их работы;
  • интересы и хобби учащегося, его школьную успеваемость.
Скрупулезному обследованию подвергаются следующие аспекты:
Аспект Возможные ответы
Тип семьи
  • благополучная - морально устойчивые родители, создавшие положительную эмоциональную атмосферу в семье и владеющие культурой воспитания детей;
  • педагогически некомпетентная - подростки остаются без надзора, у родителей отсутствует единство требований и культура воспитания, применяются физические наказания и жестокое обращение, родители не знают ничего о поведении детей вне школы, их интересах и круге общения;
  • конфликтная - в семье царит неблагоприятная эмоциональная атмосфера, родители конфликтуют между собой, проявляют нетерпимость и жестокость;
  • нравственно-неблагополучная - родители имеют судимости, употребляют запрещенные препараты или пьянствую, ведя аморальный образ жизни, не занимаются воспитанием детей
Особенности взаимоотношений детей и родителей
  • семейная диктатура - чувство собственного достоинства систематически подавляется, интересы ребенка не принимаются во внимание;
  • сотрудничество - взрослые и дети взаимодействуют на принципах взаимного уважения, сопереживания;
  • гиперопека - школьников ограждают от трудностей бытового и социального характера, удовлетворяют все их потребности и желания;
  • попустительство - ребенок существует автономно, родители абстрагируются от участия в процессе воспитания, ведут себя пассивно
Взаимоотношения школы и родителей
  • родители сознательно игнорируют требования и рекомендации школы;
  • они заинтересованы в сотрудничестве и активном участии в жизни школы (класса);
  • демонстрируют конфликтное поведение.
Социально-бытовые условия
  • Жилищные условия (съемное жилье, коммунальная квартира, комната в общежитии, частный дом, отдельная квартира), которые соответствуют (или нет) возрастным потребностям ребенка и санитарным нормам.
  • Бытовые условия (одежда, питание, наличие средств для обучения и игр, условий для занятий хобби и учебы, индивидуального места для сна)
Особенности развития ребенка
  • Социальный статус учащегося (ребенок-сирота, ребенок с ОВЗ (инвалид), употребляет ПАВ, состоит на учете в КДН, привлекался за правонарушения.
  • Особенности поведения, личностной и эмоционально-волевой сферы (доминирующее настроение, степени эмоциональной возбудимости, способность к волевому усилию, умение соблюдать нормы поведения, инициативность, отношение к критике, взаимоотношения со сверстниками)
  • Выражение интересов (специфика речевого общения, контактность и коммуникабельность, отношение к своему заболеванию (дефекту).

Социальный педагог не оценивает здоровье, ресурсы развития, навыки и знания учащегося. В первую очередь, он отражает в заключении социальный статус семьи и ребенка в ней, определяя, насколько эмоционально и финансово благополучна семья, какие условия в ней созданы для развития ребенка. В его компетенции определение проблем межличностного характера, касающихся адаптации в школе, освоения программы, социальных институтов и норм поведения. Специалист составляет «социальный портрет» личности школьника, анализируя личностные качества, семейные условия, степень развития нарушения. Социальный педагог по результатам диагностики не только делает заключение, но и составляет перечень рекомендаций для родителей, оценивает, в какой помощи нуждается семья учащегося и он сам, какая помощь им может быть предоставлена.

Заключение консилиума школы

Текст заключения консилиума на ПМПк в школе оформляется на фирменных бланках ОУ или на бумаге со штампом образовательного учреждения и содержит комплексную достоверную информацию, характеризующую образовательные и воспитательные потребности ребенка. В процессе заполнения заключения ПМПк консилиума школы согласно установленному образцу , участники заседания должны принимать и признавать ответственность, которая лежит на них за судьбу ребенка. Именно поэтому документация должна заполняться грамотно, обдуманно и объективно. Если выводы или рекомендации будут сформулированы некорректно, это может стать поводом для родителей для обращения в суд.

Свои подписи под документом заключения ставят все участники заседания, их наличие и корректность проверяет председатель ПМПк, а после этого заверяет бумагу печатью ОУ и датой. Текст заключения школьного консилиума условно делится на две части:

  • констатирующую - специалисты описывают особенности состояния физического и психического здоровья ребенка, уточняют наличие отклонений в развитии, функциональных нарушений;
  • рекомендательную - участники заседания составляют краткие выводы по состоянию развития учащегося в контексте соответствия возрастной норме, наличию проблем в развитии и освоении школьной программы, дают предложения по реализации образовательно-воспитательного процессе на основании индивидуальных особенностей ребенка.

Нередко специалисты допускают ошибки в заполнении заключения. К самым распространенным относят:

  • развитие ситуации изложено с искажением или неполно;
  • специальная терминология употребляется неправильно;
  • в заполненном заключении школьного консилиума на ПМПк нет обобщения и анализа, присутствуют лишние детали и информация, которая нарушает конфиденциальность;
  • рекомендации выходят за границы профессиональной компетентности;
  • подписи ответственных лиц на документе подделаны или отсутствуют;
  • рекомендации участником консилиума не соответствуют проблеме или отсутствуют.
  • Поскольку ответственность за работу коллег несет председатель, ему следует внимательнее проверять текст заключения и информацию в нем.

Узнать больше о работе психолого-медико-педагогического консилиума в школе можно в статьях.

Заключение

психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) МОУ Красновосходской СОШ МО «Цильнинский район» Ульяновской области

    Ф.И.О. ребенка : Иванова Диана Васильевна.

    Возраст : 17.12. 2006.

    Участники консилиума :

    Иванова Е.В. – председатель консилиума;

    Петрова Л.П. – педагог – психолог, член консилиума;

    Соловьева Е.С. – учитель Дианы, член консилиума;

    Ссирнова А.П. – заведующая Карабаевским ФАП, член консилиума.

    Психолого-медико-педагогический статус на момент обследования:

Срок проведения работы: с 1 сентября 2014 по ноябрь 2015 года .

Иванова Диана поступила в 1 класс 01.09.13 года. Диане очень трудно давалась учёба в 1 классе. Выбранные педагогом приёмы и методы работы конкретно для этого ученика, дополнительные индивидуальные занятия, занятия с психологом, помощь родителей помогли Диане с трудом усвоить программу 1,2 класса (безотметочное обучение). В 3-4 классе по результатам промежуточного контроля учебная деятельность Дианы оказалась на низком уровне, замедленное восприятие и осмысление нового учебного материала.

Из-за этого в 5 классе она начал испытывать трудности в усвоении учебной программы основного общего образования, так как недостаточно усвоены умения и навыки начального общего образования.

Это и стало причиной записи ребёнка на ГПМПК в 2014 году. В настоящий момент трудности в обучении сохраняются: Диана утомляется, не может работать самостоятельно, ей трудно высказать элементарное суждение, сделать простой логический вывод.

В течение всего обучения в школе постоянно вёлся мониторинг образовательных достижений ученицы по трём основным образовательным предметам. В данном анализе будут сравниваться стартовые образовательные достижения ученицы, результаты 4 класса и актуальное состояние (1 четверть 5 класса).

Литературное чтение.

Темп чтения замедлен. Пересказ фрагментарный, пересказ по наводящим вопросам. Словарный запас беден.

Диана читает со скоростью 35 слов в минуту (норма беглости 85-95 слов). Отвечает на вопросы по содержанию текста, но не может пересказать прочитанный текст.

Не умеет озаглавливать отдельные части текста.

Стихотворения заучивает с трудом.

По итогам 1 четверти 2016-2017 учебного года скорость чтения – 36 слов в минуту. При чтении допускает ошибки. Может ответить на вопросы по содержанию текста, но не может его пересказать. Словарный запас беден, стихотворения учит с трудом.

Русский язык.

Не может дать характеристику согласных звуков (парные, звонкие, глухие, твердые мягкие), не отличает гласные от согласных.

Не различает гласные и согласные звуки; твердые и мягкие.

Переносит слова неправильно. Путает звонкие и глухие (парные и непарные) согласные звуки. Забывает правила написания большой буквы в начале предложения, фамилиях, именах, отчествах, кличках животных и отдельных географических названиях.

Изученные орфограммы с трудом запоминает, но по истечении времени она начинает их путать или совсем не помнит.

Умеет писать под диктовку, но допускает ошибки.

При списывании текста торопится и пишет не аккуратно,не соблюдает границ предложений.

Уровень каллиграфии- низкий.

Рубежная контрольная работа выполнила на «2», грамматические задания может выполнять только с помощью учителя. Скорость письма низкая, ошибки без помощи учителя не может найти. Изученные орфограммы не запоминает. При коллективном обсуждении работает не активно. Разборы по русскому языку выполняет только с помощью учителя.

Математика.

Диана очень тяжело заниматься по математике. Хотя он усвоил первоначальные навыки, но дальнейший материал ей не удаётся усвоить.

Считает до 100 . Может определить, сколько в числе десятков, сколько единиц. Складывает и вычитает числа на основе знания десятичного состава(30+5; 35-5; 35-30).. Складывать и вычитать двузначные числа с переходом через разряд не может. Решает простые задачи, но составные не умеет.

Много ошибок допускает при сравнении чисел. Не умеет решать геометрические задачи (начертить отрезок, найти длину ломаной).

Не знает таблицу умножения, но может пользоваться с затруднением.

Рубежная контрольная работа за 1 четверть выполнена на «2». Диана знает многозначные числа, может назвать их и записать. Письменное сложение и вычитание многозначных чисел выполняет только с помощью учителя. При самостоятельном выполнении допускает множество ошибок. Может выполнить умножение многозначного числа на однозначное с опорой на таблицу умножения при помощи учителя. Таблицу умножения и деления наизусть не знает. Никак не может понять смысл примеров на умножение многозначных чисел. Не умеет делить многозначные числа. Даже самые простые задачи без помощи учителя решить не может.

Вывод.

Таким образом, всё изложенное выше доказывает, что мальчик развивается, но уровень его образовательных достижений ниже программных требований.

    Содержание консультативной деятельности:

Участник консилиума

Содержание и форма работы

Срок проведения

Педагог – психолог Петрова Л.П.

    Индивидуальные особенности детей с ОВЗ. Беседа с родителями.

    Особенности обучения детей с ОВЗ. Консультация учителей.

    Корреционно – развивающие занятия с Дианой по индивидуальной программе.

В течение всего периода обучения.

Соловьева Е.С.

    Корреционно – развивающие занятия с Дианой

по индивидуальной программе.

С сентября 2014 года по ноябрь 2015 года.

Отметка о динамике развития всеми участниками консилиума:

Дата

Результат проведенной работы

21.11.2015

Динамика развития – положительная. недостаточная.

Обучение по адаптированной программе для учащихся с задержкой психического развития.

    Коллегиальное заключение ПМПк

Дата заполнения: 21.11.2015 года.

Подписи участников:

_________________

_________________

_________________

_________________

Иванова Е.В. –

Петрова Л.П. –

Соловьева Е.С.

Смирнова А.П

Страница добавлена в Избранное

Страница удалена из Избранного

Инклюзия в вопросах и ответах: всё о ПМПК

  • 27146
  • 17.12.2017

Мы продолжаем публикацию ответов на вопросы, прозвучавшие на Осенней школе по инклюзии Всероссийского интернет-педсовета. Сегодняшняя статья целиком посвящена ПМПК - психолого-медико-педагогической комиссии, на которой происходит комплексная диагностика ребенка разными специалистами на наличие диагнозов (умственная отсталость, задержка психического развития и др.), а также определение возможности обучения в общеобразовательной школе. На обследование ПМПК направляют дошкольников и детей школьного возраста, как правило, учеников начальной школы. Не нужно бояться ПМПК, говорят специалисты, ведь заключение ПМПК - это не приговор, а руководство к действию.

Как подготовить родителей к ПМПК?

Обследование детей на ПМПК может проводиться по инициативе и заявлению родителей (законных представителей), либо по направлению образовательной организации, организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, другой организации (п. 15в Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии»).

Обследование детей осуществляется только в присутствии родителей (законных представителей), желательно присутствие мамы, поскольку именно она сможет ответить на вопросы специалистов о ходе протекания беременности, родов и периоде раннего развития ребёнка. В исключительных случаях (родитель находится в стационаре, длительной командировке), оформляется доверенность установленного образца на ближайшего родственника или сотрудника образовательной организации (например, социального педагога).

Обследование проводится только при наличии всех необходимых документов, которые предоставляются в ПМПК заранее. При прохождении обследования на ПМПК ребенок должен быть соматически здоров. Плохое самочувствие может сказаться на результатах обследования. Если ребенок заболел, обязательно сообщите о болезни ребенка и отмените Ваш визит на ПМПК в этот день.

Создайте у ребенка (школьника) позитивный настрой на обследование, общение с педагогами, врачами.

Перед прохождением обследования на ПМПК и во время него сохраняйте спокойствие. Помните, что Ваша тревога может передаваться ребёнку.

Продолжительность обследования каждого ребёнка зависит от его индивидуальных (возрастных, психофизических и др.) особенностей, поэтому время приёма может отклоняться от назначенного первоначально времени.

В процессе обследования не подсказывайте ребёнку, не отвлекайте его замечаниями и репликами. При необходимости, помощь ребёнку окажет специалист, проводящий обследование.

При ребёнке не произносите фразы «он (она) стесняется», «он (она) не любит учить стихи, рассказывать», «он (она) это не умеет», «он (она) при посторонних людях не отвечает», «он (она) плохо читает», поскольку Вы даёте установку на подобное поведение.

После обследования похвалите ребёнка, даже если он отвечал не совсем так, как Вы ожидали.

Как подготовить ребёнка к ПМПК и что спрашивают на ПМПК?

На ПМПК задают вполне обычные для ребенка предшкольного или школьного возраста вопросы. Готовить к ПМПК можно, важно, чтобы ребёнок не волновался, знал типы заданий и что от него примерно будут ждать. Все вопросы обычные, и обычный ребенок, с которым занимаются и которого развивают, сможет ответить на них ответить. Например, на ПМПК просят:

Рассказать о себе, своих родных и друзьях, о своих занятиях и занятиях друзей, о доме. Имена учителей и воспитателей. Сведения о домашних питомцах.

Рассказать об окружающем мире: утро-ночь, выходные-будни, обед-ужин, распорядок дня, отличия. Ориентация в понятиях: больше - меньше, длиннее - короче, живое - неживое, в цветах, формах предметов и их расположении (на столе, под столом и т.д.).

Показать какое-то действие, проверяют координацию движений и развитие моторики: поймать мяч, пнуть, встать на одну ногу и т.д.

Проверяют умение обобщать и логику - умение объединять предметы по признаку (суп, помидоры, конфеты — еда). Части тела, профессии.

Проверяют память: называют на слух слова и просят повторить, раскладывают картинки или предметы, потом перекладывают и просят объяснить, что изменилось.

Проверяют речь ребенка: правильно ли строит предложения, все ли звуки произносит, правильно ли меняет окончания слов в зависимости от рода существительных. Оценивают, понимает ли ребенок разницу между словами, близкими по звучанию (бочка - дочка - почка). Просят составить небольшой рассказ по картинкам. Проверяют понимание устной речи.

Результаты ПМПК

По итогам обследования комиссия готовит протокол ПМПК, с которым должны ознакомиться родители под роспись. Подпись на протоколе ставится как подтверждение факта прохождения комиссии в присутствии родителей (законных представителей).

Сможет ли ребенок обучаться в обычной школе.

Нужны ли ребенку дополнительные учебные занятия, занятия с логопедом, лечение и наблюдение у врачей и психологов.

Школа направляет ребёнка на ПМПК, но мать категорически отказывается от проведения комплексного обследования. Кто несёт ответственность?

По закону «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012 ст. 44 п. 4. родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:

Обеспечить получение детьми общего образования;

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Конвенцией о правах ребенка, ФЗ «Об образовании» № 273 от 29.12.2012, все дети имеют право на образование. Родители несут ответственность за соблюдение прав ребенка.

В договоре с родителями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья, образовательная организация должна зафиксировать положения, закрепляющие взаимную ответственность по обеспечению специальных образовательных условий (своевременная диагностика, сопровождение специалистами). Со стороны родителей — соблюдение и поддержка единых педагогических требований к ребёнку в процессе сопровождения.

В состав ПМПК входит врач-психиатр. Значит ли это, что ребёнка поставят на учёт к психиатру и «залечат»?

Нет, на учёт к психиатру после посещения ПМПК не поставят. Не бойтесь визита к детскому психиатру, не пугайтесь слова «психиатрия», не стесняйтесь спросить о том, что Вас беспокоит в Вашем ребёнке, что Вам кажется «неправильным», не закрывайте глаза на какие-то особенности в поведении и развитии Вашего ребёнка, убеждая себя, что «это просто кажется».

Консультативное обращение к детскому психиатру ни к чему родителей не обяжет и при этом часто своевременное обращение к врачу-психиатру с Вашим ребёнком предотвращает развитие грубых психических нарушений в более позднем возрасте и даёт возможность Вашему ребёнку в дальнейшем жить полноценной здоровой жизнью.

Нужно ли получать заключение ПМПК при переоформлении инвалидности?

К категории детей-инвалидов относятся дети до 18 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем, статус которых установлен учреждениями медико-социальной экспертизы.

Частью 16 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании) впервые в российской законодательной практике закреплено понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья», которым определяется физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее — ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Каков срок действия заключения ПМПК? В каких случах нужно проходить ПМПК повторно?

Согласно п. 23 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии» заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер.

Представленное родителями (законными представителями) детей заключение комиссии является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей.

Заключение комиссии действительно для представления в указанные органы, организации в течение календарного года с даты его подписания.

Таким образом, каждый год проходить ПМПК не нужно. Если родители предоставили заключение в образовательное учреждение до истечения года, то оно действительно, максимум, на ступень обучения, либо на срок, указанный в заключении (Например: «Контроль через год»).

Если по мнению учителей, специалистов и родителей по окончании ступени, например, начального общего образования (перед 5 классом) ребёнок, не нуждается в продолжении обучения по адаптированной программе, то есть задержка психического развития скомпенсирована, ПМП(к) отмечает этот факт в карте динамического наблюдения и повторно на ПМПК не направляет.

Необходимо пройти ПМПК повторно, если в предыдущем заключении указан диагностический срок (Например: «Контроль через год»), либо по решению консилиума ребёнок нуждается в продолжении обучения по адаптированной программе при переходе на следующую ступень обучения.

Также, если ребёнок переведён на индивидуальное обучение (по Постановлению врачебной комиссии), необходимо обратиться в ПМПК, чтобы это специальное условие обучения было отражено в заключении. (Согласно ст. 79, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья).

Психолого-медико-педагогический консилиум направляет на ПМПК если ребёнок:

Имеет особенности в физическом и (или) психическом развитии и (или) нарушения поведения (ст. 79 п.5 ФЗ «Об образовании в РФ»), препятствующие получению образования без создания специальных условий;

Испытывает трудности в освоении программы при переходе на следующую ступень обучения (ст. 58, п. 9 ФЗ «Об образовании в РФ»);

Находится на индивидуальном обучении (имеет постановление врачебной комиссии с указанием срока действия);

Имеет заключение ПМПК, обучался по адаптированной программе и нуждается в создании особых условий при сдаче ГИА;

Имеет хроническое заболевание, наблюдается у врача-специалиста (не на индивидуальном обучении) и нуждается в создании особых условий при сдаче ГИА.

Кто даёт рекомендации по предоставлению услуг ассистента (помощника) и тьюторском сопровождении обучения лиц с ОВЗ и инвалидов?

В соответствии с частями 2, 3 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон) общее образование обучающихся с ОВЗ осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, при создании в них специальных условий для получения образования указанными обучающимися. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ в Законе понимаются условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ. Одним из таких условий является предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь.

В соответствии с пунктом 32 приказа Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» при организации образовательной деятельности и коррекционных занятий для лиц с ОВЗ с учетом особенностей учащихся полагается одна штатная единица тьютора, ассистента (помощника) на каждые 1-6 учащихся с ОВЗ.

В соответствии с пунктом 2 приказа Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии», регламентирующем деятельность психолого-медико-педагогической комиссии (далее — ПМПК), ПМПК создается в целях проведения комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении и подготовки по его результатам рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.

Также одним из направлений деятельности ПМПК является оказание федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы (далее — МСЭ) содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребёнка-инвалида (далее — ИПР).

Согласно приказу Минтруда России от 10 декабря 2013 г. № 723 «Об организации работы по межведомственному взаимодействию федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с психолого-медико-педагогическими комиссиями» в целях координации действий при освидетельствовании детей с целью установления инвалидности для решения, в том числе задачи в части разработки оптимальных для детей-инвалидов ИПР руководителям МСЭ необходимо осуществлять взаимодействие с ПМПК посредством:

Направления запросов о предоставлении сведений из протоколов и заключений психолого-медико-педагогических комиссий (при согласии законного представителя ребёнка);

Приглашения для участия в проведении медико-социальной экспертизы представителя ПМПК с правом совещательного голоса в целях оказания содействия в разработке ИПР ребёнка-инвалида.

Таким образом, рекомендации о необходимости предоставления услуг ассистента (помощника), тьютора обучающемуся с ОВЗ формулирует ПМПК, а для обучающегося, имеющего статус инвалида, — ПМПК и (или) МСЭ на основании рекомендаций ПМПК.

В заключении комиссии, заполненном на бланке, указываются (п. 21 Положения о ПМПК, Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082):

Обоснованные выводы о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении и наличии либо отсутствии необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;

Рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования.

Цитата из Положения о ПМПК (Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082):

«23. Заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер.

Представленное родителями (законными представителями) детей заключение комиссии является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей.

Заключение комиссии действительно для представления в указанные органы, организации в течение календарного года с даты его подписания.

25. Родители (законные представители) детей имеют право:

…в случае несогласия с заключением территориальной комиссии обжаловать его в центральную комиссию.»

Заключение ПМПК должно быть представлено в образовательную организацию или при необходимости в орган образования (для создания необходимых условий обучения) в течение года со дня выдачи. Это значит, что по истечении года, если заключение не было предъявлено, оно будет уже недействительно и придется проходить ПМПК заново. Это значит, что представив в школу/детский сад заключение ПМПК в течение года со дня выдачи и начав в ней обучение, ребенок не должен через год снова проходить ПМПК. Все последующие обращения в ПМПК могут быть вызваны необходимостью уточнения рекомендаций по причине того, что условия, созданные для ребенка в соответствии с рекомендациями ПМПК, не являются эффективными или подходящими ребенку. Также ПМПК в заключении может указать рекомендованные сроки для посещения ПМПК (например, по окончании начальной школы или через год, если ПМПК определила более сложную образовательную среду для ребенка в спорной диагностической ситуации).

В соответствии с заключением ПМПК

Осуществляется выбор образовательной организации для обучения ребенка: обучение в организации (детский сад) выбор и выбор школы и прием в нее

Организуется обучение ребенка в других формах: на дому и в медицинской организации , в семейной форме

Рекомендательный характер заключения ПМПК для родителей условен. В соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» родители могут выбрать формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом заключения ПМПК. Т.е. родители все таки ограничены в своих правах рекомендациями ПМПК. Родители, например, могут решить не следовать ее рекомендациям и устроить ребенка в обычный класс обычной школы без предоставления заключения ПМПК. Но если ребенок будет неуспешен, будет нуждаться в создании специальных условий, надо понимать, что без заключения ПМПК их создание незаконно. Неуспешность ребенка в обучении имеет свои последствия. Сможет ли ребенок остаться в этом классе при предъявлении заключения ПМПК - зависит от нескольких условий. Для обучения по адаптированной образовательной программе для обучающихся с ОВЗ, не указанной в заключении ПМПК, образовательная организация принять ребенка не вправе.

В ситуации, при которой ребенок неуспешен в обучении в выбранной организации, классе, родители отказываются проходить ПМПК или следовать ее рекомедациям, может быть поставлен вопрос о действиях родителей не в интересах ребенка с привлечением органа опеки и попечительства. Мнение родителя об условиях обучения ребенка, не поддерживаемое специалистами, - крайне слабая защита прав родителя и ребенка в такой ситуации (подробнее в блоке "Проблемы в школе "). Поэтому так важны этапы подготовки к ПМПК и возможный этап

Случайные статьи

Вверх