Должны ли платить алименты, лишенные прав родители?
Предлагаем обсудить две таких тесно переплетающихся темы, как лишение родительских прав и . Физические лица узнают про...
С 1 января 2010 г. вступают в силу два новых Закона (отдельные положения начинают действовать в иные сроки):
Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ);
Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 213-ФЗ).
Закон N 212-ФЗ регулирует уплату страховых взносов, а идущий в связке с ним Закон N 213-ФЗ вносит изменения в большое количество законодательных актов, которые необходимы в связи с принятием Закона N 212-ФЗ. Основное изменение, внесенное Законом N 213-ФЗ, - это отмена гл. 24 "Единый социальный налог" НК РФ.
Данные новшества касаются как организаций, так и индивидуальных предпринимателей, налогоплательщиков, применяющих как общий режим налогообложения, так и спецрежимы. С 2010 г. спецрежимники ("упрощенцы" и налогоплательщики, применяющие ЕНВД) являются , которые уплачиваются на основании Закона N 212-ФЗ.
Основные изменения, интересные в первую очередь налогоплательщикам, внесены в следующие нормативные документы:
1) Федеральные законы:
От 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей";
От 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ);
От 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ);
От 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования";
От 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";
От 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ);
2) Налоговый кодекс;
4) Трудовой кодекс.
Также признан утратившим силу Федеральный закон от 31.12.2002 N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан".
Итак, с 1 января 2010 г. отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов, будут регулироваться Законом 212-ФЗ:
В ПФР - на обязательное пенсионное страхование;
В ФСС - на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
В ФФОМС - на обязательное медицинское страхование;
В ТФОМС - на обязательное медицинское страхование.
Действие Закона N 212-ФЗ не распространяется на правоотношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Они, как и раньше, регулируются отдельным Законом - Законом N 125-ФЗ.
Вдобавок к основному Закону особенности уплаты страховых взносов по каждому виду обязательного социального страхования будут устанавливаться федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Также регулируются данным Законом и отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах.
В целях единообразного применения Закона N 212-ФЗ соответствующие разъяснения будут даваться в порядке, определяемом Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 14.09.2009 N 731 право издавать соответствующие разъяснения предоставлено Минздравсоцразвития.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 31.10.2009 N 877 "О внесении изменений в Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации" к полномочиям Минздравсоцразвития теперь относится принятие нормативно-правовых актов, в том числе:
Форм документов для исчисления, уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование, а также форм документов, используемых в процессе осуществления контроля за уплатой указанных страховых взносов, и порядка их заполнения;
Перечня документов, которые должны быть представлены страхователем для выделения ему страховщиком необходимых средств на выплату застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
Форм решения страховщика о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и требования об их возмещении;
Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, в том числе в части определения документов, подтверждающих страховой стаж, и других.
Отдельно выделены полномочия Минздравсоцразвития на выдачу письменных ответов на вопросы плательщиков страховых взносов на обязательное социальное страхование.
Надо отметить, что опыта по ведению разъяснительной работы среди плательщиков страховых взносов у Минздравсоцразвития нет. Да и объем работы только по принятию новых форм отчетных и других документов впечатляет.
Контроль за уплатой страховых взносов. Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют:
ПФР и его территориальные органы - в отношении страховых взносов на ОПС, уплачиваемых в ПФР, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в ФФОМС и ТФОМС;
ФСС и его территориальные органы - в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в ФСС.
Таким образом, с 2010 г. проверки страховых взносов будут проводить не налоговые органы, как сегодня, а ПФР и ФСС соответственно их полномочиям. За ФСС остается право контролировать правильность выплаты обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством согласно Закону N 255-ФЗ.
Плательщики страховых взносов . Плательщиками страховых взносов являются страхователи, к которым относятся:
1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:
Организации;
Индивидуальные предприниматели;
Физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.
Если плательщик страховых взносов относится одновременно к нескольким категориям, он исчисляет и уплачивает страховые взносы по каждому основанию, то есть индивидуальный предприниматель, производящий выплаты физическим лицам, уплачивает страховые взносы по двум основаниям - за физических лиц и за себя.
Объект обложения страховыми взносами . Объект обложения страховыми взносами и база для их начисления для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, близки по содержанию к объекту и базе, которые были предусмотрены гл. 24 НК РФ, но, естественно, они расширены.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, осуществляющих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства (п. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ).
База для начисления страховых взносов . База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, осуществляющих выплаты физическим лицам, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, которые не облагаются согласно ст. 9 Закона N 212-ФЗ.
Как и по ЕСН, база для начисления страховых взносов определяется отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом. При этом принципиально новым является ограничение размера для облагаемой базы: в отношении каждого физического лица оно устанавливается в сумме, не превышающей 415 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 415 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы взиматься не будут. Регрессивной шкалы, действующей сегодня, не предусмотрено. Величина 415 000 руб. подлежит ежегодной индексации в соответствии с ростом средней заработной платы в РФ, но данная норма действует только с 1 января 2011 г.
Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определены в ст. 9 Закона N 212-ФЗ. Перечень необлагаемых сумм схож с перечнем, который представлен в ст. 238 НК РФ, но есть и различия, например, с 2010 г. будут облагаться страховыми взносами:
Компенсация за неиспользованный отпуск;
Материальная помощь, оказываемая членам семьи умершего работника;
Сумма единовременной материальной помощи работникам при рождении ребенка, имеющая размер более 50 000 руб., выплаченная после первого года жизни этого ребенка.
Не будет облагаться страховыми взносами материальная помощь работодателей своим работникам в сумме 4000 руб., данное положение приведено в соответствие с нормами по НДФЛ.
При оплате плательщиками страховых взносов расходов на командировки работников как в пределах территории РФ, так и за ее пределами не подлежат обложению страховыми взносами суточные, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, на оплату услуг связи, сборы за выдачу (получение) и регистрацию служебного заграничного паспорта, выдачу (получение) виз, а также расходы на обмен наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту. При непредставлении документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы таких расходов освобождаются от обложения страховыми взносами в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ. На данный момент эти нормы не приняты.
Согласно новому Закону не будет привычного деления на выплаты, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, и выплаты за счет прибыли в целях обложения страховыми взносами, которое было предусмотрено п. 3 ст. 236 НК РФ (выплаты за счет прибыли не облагались ЕСН). С 2010 г. страховые взносы будут начисляться с выплат и иных вознаграждений независимо от того, уменьшают они базу по налогу на прибыль или нет.
Расчетный период . Расчетным периодом по страховым взносам, как и по ЕСН, признается календарный год.
Тарифы страховых взносов . Самое важное изменение - это тарифы страховых взносов.
Общий режим налогообложения |
|||||
Общий режим, УСНО, ЕНВД |
Из таблицы видно, что 2010 г. будет переходным периодом и общая нагрузка останется на уровне 2009 г. (ст. 57 Закона N 212-ФЗ). Но уже с 2011 г. тарифы страховых взносов уравняют, и они не будут зависеть от применяемого режима налогообложения, а также общая нагрузка на организации и индивидуальных предпринимателей резко увеличится.
Отдельные условия по тарифам предусмотрены для организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый сельхозналог, а также плательщиков страховых взносов, производящих выплаты инвалидам, за исключением плательщиков страховых взносов, занимающихся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов. Перечень товаров, при производстве и (или) реализации которых для осуществляющих их плательщиков страховых взносов не применяются пониженные тарифы страховых взносов, утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.09.2009 N 762.
Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд. Видимо, от идеи уплаты одной платежкой всех отчислений от зарплаты уже отказались окончательно.
Сумма, подлежащая уплате в ФСС, уменьшается на сумму произведенных расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством РФ.
Исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам производится ежемесячно нарастающим итогом: чтобы определить сумму за апрель, надо рассчитать сумму за январь - апрель, затем из нее вычесть сумму, исчисленную за январь - март.
Сроки по уплате отчислений от сумм заработной платы не изменились. Как и сегодня, ежемесячные обязательные платежи нужно внести не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за месяцем, за который начисляются эти платежи.
В отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты, необходимо вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним. При построении и ведении данного учета с 01.01.2010 формы, утвержденные Приказом МНС России от 27.07.2004 N САЭ-3-05/443, которые в настоящий момент используют многие налогоплательщики, применять будет нельзя, поскольку утрачивает силу гл. 24 НК РФ и все функции по администрированию страховых взносов переходят к ПФР и ФСС. На сегодняшний момент форма и порядок нового учета не установлены.
Отчетность по страховым взносам . Отчетными периодами являются I квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета следующую отчетность:
В ПФР - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на ОМС в фонды обязательного медицинского страхования (до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом);
В ФСС - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (до 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом).
Формы отчетности будут утверждены федеральным органом.
С 1 января 2011 г. плательщики страховых взносов, у которых среднесписочная численность физических лиц, в чью пользу производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 50 человек, представляют указанные расчеты в электронной форме с электронной цифровой подписью в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи". При этом уже в 2010 г. плательщики страховых взносов, у которых среднесписочная численность физических лиц, в чью пользу производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 100 человек, представляют расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля в электронной форме с электронной цифровой подписью.
Важные изменения, касающиеся порядка представления сведений в ПФР, внесены в порядок персонифицированного учета (Закон N 27-ФЗ). Отчетными периодами в 2010 г. признаются полугодие и календарный год. Страхователи за первый отчетный период 2010 г. (полугодие) представляют сведения, предусмотренные Законом N 27-ФЗ, до 1 августа 2010 г., за второй отчетный период 2010 г. (календарный год) - до 1 февраля 2011 г. С 2011 г. отчетными периодами, за которые страхователь представляет в территориальный орган ПФР сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, будут I квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год. Таким образом, возникнет необходимость выстроить работу бухгалтерии так, чтобы сдавать сведения о персонифицированном учете ежеквартально.
Обеспечение исполнения обязанности по уплате страховых взносов. Вопросам взыскания недоимки в досудебном и судебном порядке, за счет денежных средств на счетах и за счет имущества плательщика страховых взносов посвящена гл. 3 Закона N 212-ФЗ. Также прописаны обязанности банков по сообщению сведений о счетах организаций и предпринимателей. Не забыли и про пени, которые начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным сроком уплаты сумм страховых взносов. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной 1/300 действующей в эти дни ставки рефинансирования ЦБ РФ. Также прописан порядок зачета и возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов.
Расчеты за 2009 г. Плательщики страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не позднее 30 марта 2010 г. представляют в налоговые органы декларацию по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2009 г. по форме, утвержденной Минфином.
После проведения налоговыми органами камеральных проверок этих деклараций информация об их результатах передается налоговыми органами в органы ПФР в электронной форме в определенном порядке.
Недоимка (задолженность) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшаяся на 31 декабря 2009 г. включительно, и задолженность по соответствующим пеням и штрафам исчисляются и уплачиваются в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Закона N 212-ФЗ. Взыскание этой недоимки осуществляется органами ПФР в порядке, установленном данным Законом.
Суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 31 декабря 2009 г. включительно подлежат зачету (возврату) в порядке, предусмотренном Законом N 212-ФЗ.
Согласно разъяснениям, представленным в Письме ФНС от 16.09.2009 N ШС-22-3/717@ "О формах отчетности по ЕСН и страховым взносам за 2009 год и изменении законодательства с 01.01.2010", декларации по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2009 г. должны быть представлены в налоговые органы по следующим формам:
1) налогоплательщиками, производящими выплаты физическим лицам, - по формам, утвержденным:
Приказом Минфина России от 29.12.2007 N 163н "Об утверждении формы налоговой декларации по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, и Порядка ее заполнения";
Приказом Минфина России от 27.02.2006 N 30н "Об утверждении формы декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам, и Порядка ее заполнения";
2) индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, - по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 17.12.2007 N 132н "Об утверждении формы налоговой декларации по единому социальному налогу для индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов, занимающихся частной практикой, и Порядка ее заполнения".
При этом налоговики напоминают, что за 2009 г. последний авансовый платеж по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование должен быть уплачен по сроку не позднее 15 января 2010 г. (за декабрь 2009 г.).
В связи с изменением порядка администрирования страховых взносов в настоящее время идет подготовительная работа в ФСС и ПФР совместно с налоговыми органами. В нее входят формирование нормативно-правовой базы, адаптация программного обеспечения к новым информационно-технологическим задачам, подготовка и переподготовка кадров, организация информационно-разъяснительной работы для страхователей. В настоящее время идет передача базы данных о плательщиках ЕСН в ФСС и ПФР.
В связи с этим организациям и индивидуальным предпринимателям представляется целесообразным сделать акты сверки с налоговой инспекцией по уплате ЕСН. Выявить все расхождения и устранить их, а также в случае необходимости провести зачет излишне уплаченных сумм или их возврат на расчетный счет. Как показывает практика, даже в случае выполнения предупредительных мер со стороны налогоплательщика нельзя быть уверенным, что впоследствии проблем не возникнет.
На сайтах Минздравсоцразвития и ФСС можно получить дополнительную информацию по принятию новых нормативных документов, а также по их проектам.
На сайте ФСС представлен целый раздел, посвященный новым страховым взносам ("Переход с 2010 года на уплату страховых взносов"), в котором представлены:
Нормативно-правовые акты;
Горячая линия по вопросам перехода с ЕСН на уплату страховых взносов;
Переход на уплату страховых взносов - что нужно знать страхователю.
На сегодняшний день существуют следующие нормативно-правовые акты, связанные с принятием Законов N 212-ФЗ и N 213-ФЗ:
Наименование документа |
Реквизиты документа |
"О внесении изменений в Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 6 февраля 2007 года N 91 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам" |
Приказ Минздравсоцразвития России от 11.09.2009 N 740н |
"О внесении изменений в Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2007 г. N 74 "Об утверждении Перечня уважительных причин пропуска срока обращения за пособием по временной нетрудоспособности, по беременности и родам" |
Приказ Минздравсоцразвития России от 05.10.2009 N 813н |
"О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня 2007 г. N 375" |
Постановление Правительства РФ от 19.10.2009 N 839 |
"О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные |
Постановление Правительства РФ от 17.10.2009 N 820 |
"Об издании разъяснений по единообразному применению Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" |
Постановление Правительства РФ от 17.10.2009 N 826 |
На сайте Минздравсоцразвития представлены проекты следующих документов:
Приказа от 03.11.2009 "Об утверждении форм документов для осуществления контроля за уплатой страховых взносов". Этим документом предлагается утвердить ряд форм, например форму решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках (приложения 1, 2, формы 1-ПФР, 1-ФСС РФ), форму решения о проведении выездной проверки (приложения 9, 10, формы 6-ПФР, 6-ФСС РФ), форму акта камеральной проверки (приложения 17, 18 формы 12-ПФР, 12-ФСС), форму акта выездной проверки (приложения 20, 21, формы 13-ПФР, 13-ФСС) и другие;
Приказа от 23.10.2009 "Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам". Данным приказом предполагается утвердить форму расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФФОМС и ТФОМС плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (форма РСВ-1 ПФР) согласно приложению;
Приказа от 20.10.2009 "Об утверждении перечня документов, которые должны быть представлены страхователем для принятия решения территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения". Данным документом предполагается утвердить перечень документов, которые должны быть представлены страхователем для принятия решения территориальным органом ФСС о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения согласно приложению;
Приказа от 20.10.2009 "Об утверждении порядка учета страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, пеней и штрафов, расходов на выплату страхового обеспечения и расчетов по средствам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". Данным документом предполагается утвердить порядок учета страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, пеней и штрафов, расходов на выплату страхового обеспечения и расчетов по средствам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
Приказа от 14.10.2009 "Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения". Данным документом будет утверждена форма расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС РФ);
Приказа от 13.10.2009 "Об утверждении порядка регистрации и снятия с регистрационного учета страхователей и лиц, приравненных к страхователям". Данным документом будут утверждены порядок регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах ФСС страхователей - юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений и физических лиц, порядок регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах ФСС лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, форма уведомления о регистрации лица, добровольно вступившего в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, форма решения о прекращении со страхователем правоотношений по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и о снятии страхователя с учета.
Из всего вышесказанного следует, что сегодня идет серьезная подготовительная работа со стороны государственных органов по переходу с 1 января 2010 г. на уплату страховых взносов. Налогоплательщикам тоже надо серьезно подойти к этому вопросу во избежание ненужных проблем, чтобы потом не ходить между налоговой инспекцией и ПФР или ФСС в поисках своих платежей. Скорее всего, переход на новую систему уплаты страховых взносов безболезненным не будет. Пусть для вашей страховой организации он пройдет без потерь!
Страховые взносы - это сбор, который обязаны уплачивать организации и индивидуальные предприниматели в России. Они введены с 2010 года, когда заменили собой единый социальный налог (ЕСН).
До 2017 года страховые взносы формально не входили в налоговую систему России, но всегда играли важнейшую роль в системе обязательного социального страхования нашей страны. Их уплата обеспечивает право на получение финансовой поддержки при выходе на пенсию, при беременности и в случае рождения ребенка, при болезни. Право на получение бесплатной медицинской помощи также неразрывно связано с уплатой страховых взносов.
Теперь налоговые органы контролируют соблюдение страхователями законодательства о налогах и сборах в рамках камеральных и выездных проверок. Однако, корректно ли рассчитаны и перечислены взносы на травматизм, правильно ли выплачены пособия, как и прежде, проверяет ФСС. Изменения предусмотрены Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ.
К страховым взносам относятся:
Также есть так называемые взносы на травматизм (страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), однако, они регулируются другим федеральным законом и стоят несколько особняком. Взносам на травматизм посвящен отдельный материал в нашем .
Вопросы страховых взносов ранее регулировались рядом федеральных законов. Основополагающим среди них был Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ, который утратил силу в связи с внесением изменений в Налоговый кодекс.
Теперь в отношении исчисления и уплаты страховых взносов применяются нормы Налогового кодекса РФ. Страховым взносам посвящен новый раздел 11 и глава 34 Кодекса.
С 2017 года налоговые органы:
В отношении страховых взносов за периоды, истекшие до наступления 2017 года, проводить проверки и выявлять наличие недоимки продолжают органы ПФР и ФСС.
Налоговый кодекс в статье 8 устанавливает понятие страховых взносов - это обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
Страховыми также признаются взносы, взимаемые с организаций в целях дополнительного социального обеспечения отдельных категорий физических лиц.
НК РФ в последней редакции устанавливает:
Согласно статье 419 НК РФ плательщиками взносов являются лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:
Взносы также платят индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой. Это плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Им посвящен отдельный материал в справочнике налогов.
Если плательщик относится одновременно к нескольким категориям, он исчисляет и уплачивает страховые взносы отдельно по каждому основанию.
Налоговый кодекс в ст. 420 предусматривает правила определения объекта обложения страховыми взносами по трем случаям.
Для организаций и индивидуальных предпринимателей , производящих выплаты в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, объектом обложения признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые:
Для физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, объектом обложения признаются:
Новым в Налоговом кодексе является выделение отдельного объекта для индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой . Это:
Какие выплаты не облагаются страховыми взносами:
Перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, приведенный в статье 422 НК РФ, в несколько отличается от того перечня, что был закреплен в ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ.
Ранее не облагались страховыми взносами взносы работодателя, уплачиваемые в соответствии с законодательством РФ о дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников, в размере уплаченных взносов. В новом перечне такие взносы работодателя не упомянуты, значит с их выплаты взносы отчислять придется.
Второе изменение в том, что ранее при оплате плательщиками расходов на командировки работников не облагались страховыми взносами суточные вне зависимости от размера. Теперь же при оплате плательщиками расходов на командировки работников не будут облагаться страховыми взносами суточные, только предусмотренные п. 3 ст. 217 НК РФ.
Третье изменение: среди выплат, не облагающихся страховыми взносами, ранее упоминались выплаты опекунам, но отсутствовали указания на условия таких выплат. Теперь действует норма о том, что не облагаются страховыми взносами суммы единовременной материальной помощи, оказываемой опекунам при установлении опеки над ребенком, выплачиваемой в течение первого года после установления опеки, но не более 50 тыс. руб. на каждого ребенка.
Не облагаются страховыми взносами по статье 422 НК РФ:
База для начисления страховых взносов для плательщиков, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяется статьей 421 НК РФ как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 420 НК РФ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц (за исключением сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, указанных в ст. 422 НК РФ).
База для начисления страховых взносов определяется отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.
При расчете базы учитываются вознаграждения, выплаченные как в денежной, так и в натуральной форме. База по выплатам в натуральной форме определяется как стоимость товаров (работ, услуг), которые получило физическое лицо.
В 2017 году размер предельной величины базы для начисления страховых взносов предусматривается отдельно для страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию и по страхованию по временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Для начисления страховых взносов на ОМС предельная величина базы не предусмотрена.
Предельная величина базы для начисления страховых взносов установлена с учетом повышающих коэффициентов на каждый год с 2017 по 2021. В 2017 году ее величина составляет:
Размер предельной величины базы для исчисления страховых взносов округляется до полных тысяч рублей. При этом сумма 500 рублей и более округляется до полной тысячи рублей, а сумма менее 500 рублей отбрасывается.
Выплаты при исчислении базы, касающейся договора авторского заказа, договора об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства и т.д. определяется как сумма доходов, полученных по этим договорам, уменьшенная на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с извлечением таких доходов.
Если такие расходы не могут быть подтверждены документально, они принимаются к вычету в следующих размерах (в процентах суммы начисленного дохода):
Для организаций и индивидуальных предпринимателей:
Для физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями:
Если у организации нет права на применение пониженных тарифов, то она начисляет взносы по основным тарифам. Они указаны в ст. 426 НК РФ.
Тарифы страховых взносов с выплат работнику, не превышающих предельную базу:
Тарифы страховых взносов с выплат работнику в части, превышающей предельную базу:
Пониженные тарифы взносов установлены, в частности, для следующих категорий организаций:
Пониженный тариф вправе применять организации, доходы которых за год не превышают 79 млн руб.
Взносы на ОПС по дополнительным тарифам начисляют организации, у которых есть сотрудники, занятые на работах, которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии (перечислены в п. п. 1 - 18 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ). На это указывают ст. 428 НК РФ, Письма Минфина от 16.11.2016 N 03-04-12/67082, Минтруда от 25.02.2014 N 17-3/В-76.
Индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают за себя взносы в фиксированных размерах.
Взносы по нетрудоспособности и материнству в бюджет ФСС РФ они платят в добровольном порядке.
Уплата страховых взносов с выплат физическим лицам предполагает, что в течение расчетного периода (года) необходимо исчислять и платить взносы в виде ежемесячных обязательных платежей.
По итогам каждого отчетного периода - I квартала, полугодия, 9 месяцев, календарного года - нужно подвести итоги по уплате страховых взносов: заполнить и сдать расчеты по начисленным и уплаченным взносам за эти периоды.
При этом, вести учет начисленных выплат и взносов нужно по каждому работнику.
Ежемесячный обязательный платеж уплачивается с 2017 года в ИФНС за всех работников общей суммой (кроме взноса в ФСС). Суммы ежемесячных обязательных платежей необходимо перечислять в рублях и копейках.
Ежемесячные обязательные платежи по страховым взносам нужно уплачивать не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который они начислены. Если последний день уплаты выпадет на нерабочий день, крайним сроком платежа будет следующий рабочий день.
С 1 января 2017 года вступили в силу новые правила, по которым сдается отчетность по страховым взносам.
Начиная с 1 квартала 2017 года надо сдавать в свою налоговую новый единый расчет по страховым взносам. Он объединяет в себе данные сразу из четырех отчетов в фонды: РСВ-1 ПФР, 4 - ФСС, РСВ-2 ПФР и РВ-3 ПФР. Расчет, формат и порядок заполнения утверждены Приказом ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@.
Важно! Сроки сдачи расчета изменились.
Расчет по взносам на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование нужно представлять в налоговый орган раз в квартал не позже 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом (п. 7 ст. 431 НК РФ). Новшество связано с тем, что НК РФ дополнен положениями о взимании страховых взносов (кроме взносов на травматизм).
Крайний срок уплаты взносов остался прежним - 15-е число месяца, следующего после месяца, за который они начислены.
Изменения предусмотрены Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ.
Обратите внимание! За несвоевременную сдачу расчета по взносам проверяющие штрафуют по ст. 119 Налогового кодекса РФ, минимальный штраф - 1 000 рублей.
С 1 января 2017 года вступил в силу закон о новых сроках подачи персонифицированной отчетности.
Крайний срок представления ежемесячной персонифицированной отчетности (форма СЗВ-М) перенесен с 10-го на 15-е число месяца, следующего за отчетным.
Помимо этого, данные, которые работодатели по старым правилам подавали раз в квартал в составе РСВ-1, теперь нужно направлять в ПФР ежегодно (не позже 1 марта следующего года). Исключение - информация о величине дохода, облагаемого взносами на обязательное пенсионное страхование, и их размере. Периодичность представления этих сведений осталась прежней, однако передавать их требуется в налоговый орган.
Изменения предусмотрены Федеральным законом от 03.07.2016 N 250-ФЗ.
Введен штраф за то, что сведения персонифицированного учета поданы не в электронном виде. Если страхователь должен представлять сведения персонифицированного учета в электронном виде, то невыполнение этой обязанности повлечет штраф 1000 руб.
Установлен срок давности привлечения к ответственности - территориальный орган ПФР сможет привлечь к ответственности за правонарушение в сфере персонифицированного учета, только если с даты, когда о нем стало известно, прошло меньше трех лет.
С 1 января 2017 года взимание страховых взносов, кроме взносов на травматизм, регламентируется в НК РФ. Теперь налоговые органы контролируют соблюдение страхователями законодательства о налогах и сборах.
Страховым взносам посвящен новый раздел 11 и глава 34 Налогового кодекса.
С 2017 года налоговые органы:
Перечислим изменения по страховым взносам, которые повлекло ключевое изменение законодательства.
Предельная база по взносам на обязательное социальное страхование на случай болезни и в связи с материнством составляет 755 000 рублей, а по взносам на обязательное пенсионное страхование - 876 000 рублей. На 2016 год лимиты устанавливались на уровне 718 000 рублей и 796 000 рублей соответственно.
В 2017 году взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не начисляются на суммы выплат и других вознаграждений, превышающие предельную величину базы. А вот пенсионные взносы после того, как исчерпан лимит, взимаются по меньшему тарифу - не 22%, а 10%. Такие же правила фактически действовали и в прошлом году. Изменения предусмотрены постановлением Правительства РФ от 29.11.2016 N 1255.
Для медицинских взносов предельная база не устанавливается с 2015 года. Этими взносами облагаются выплаты независимо от их величины нарастающим итогом с начала года.
Проводя камеральную проверку расчета по страховым взносам, инспекция теперь может истребовать у юрлица сведения и документы, которые подтверждают обоснованность отражения сумм, не подлежащих обложению взносами, а также сведения и документы, которые подтверждают обоснованность применения пониженных тарифов взносов (пункт 8.6 статьи 88 НК РФ).
По правилам, действовавшим до 2017 года, подобными полномочиями наделялись ПФР и ФСС. Однако с периодов, начавшихся не ранее 2017 года, согласно общему правилу камеральные проверки по взносам проводят налоговые органы, руководствуясь требованиями НК РФ, а фонды проверяют прошлые периоды. До 1 января 2017 года НК РФ допускал истребование инспекцией документов и сведений при камеральной проверке только в некоторых случаях. Например, когда по проверяемому налогу юрлицо применило льготу. Изменения предусмотрены Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ.
С 2017 года статья 45 НК РФ дополнена пунктом 9, согласно которому на страховые взносы распространяется положение Кодекса о том, что за плательщика внести сумму в бюджет может другое лицо. Полагаем, это же правило применяется при уплате пеней и штрафов.
Важно! Нововведения не затрагивают взносы на травматизм, а также пени и штрафы по ним, поскольку действие НК РФ на эти платежи не распространяется. Утративший силу Закон о страховых взносах подобного порядка уплаты не устанавливал. Поэтому полагаем, что изменения касаются уплаты взносов и за периоды, начавшиеся до 2017 года, если фактически денежные средства перечисляются в 2017 году. Изменения предусмотрены Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ.
В НК РФ появилась норма, из которой следует, что на суточные свыше 700 рублей за день поездки по России и свыше 2500 рублей за день загранкомандировки нужно начислять страховые взносы (пункт 2 статьи 422 НК РФ). Согласно утратившему силу Закону о страховых взносах суточные взносами не облагались. ПФР и ФСС отмечали, что взносы не начисляются на суточные, которые выплачены по нормам, установленным в коллективном договоре или локальном акте. Взносов на травматизм изменение не касается. В Закон о страховании от несчастных случаев на производстве не внесены поправки, ограничивающие необлагаемую сумму суточных. Изменения предусмотрены Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ.
Расчет по взносам на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование нужно представлять в налоговый орган раз в квартал не позже 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом (пункт 7 статьи 431 НК РФ).
Из разъяснения ФСС следует, что расчет нужно подавать за периоды, начинающиеся не ранее 1 января 2017 года. Отчетность по взносам, в том числе уточненная, за более ранние периоды сдается по старым правилам. Они таковы: электронную 4-ФСС нужно представить в территориальный орган ФСС не позднее 25-го числа, бумажную - не позже 20-го числа месяца после отчетного периода. РСВ-1 в электронном виде следует направить в территориальный орган ПФР не позднее 20-го числа, в бумажном - не позже 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным периодом.
Крайний срок уплаты взносов остался прежним - 15-е число месяца, следующего после месяца, за который они начислены. Изменения предусмотрены Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ.
Новшества 2017 года в сфере персонифицированного учета:
Форма СЗВ-М представляется в срок не позднее 15-го числа следующего месяца, а не 10-го, как предусмотрено в Законе о персонифицированном учете.
О стаже застрахованных лиц нужно отчитываться в ПФР отдельно, а не в составе формы РСВ-1. Форму требуется направить не позже 1 марта года, следующего за отчетным. Если это правило нарушено, штраф будет равен 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Если страхователь должен представлять сведения персонифицированного учета в электронном виде, то невыполнение этой обязанности повлечет штраф 1000 руб.
Территориальный орган ПФР сможет привлечь к ответственности за правонарушение в сфере персонифицированного учета, только если с даты, когда о нем стало известно, прошло меньше трех лет.
Страховые взносы - это неналоговый сбор, который обязаны уплачивать все организации, а также индивидуальные предприниматели в РФ.
К страховым взносам относятся:
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС), уплачиваемые в Пенсионный фонд РФ;
страховые взносы на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемые в Фонд социального страхования РФ;
страховые взносы на обязательное медицинское страхование (ОМС), уплачиваемые в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ;
страховые взносы на травматизм (страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).
Вопросы страховых взносов регулируются рядом федеральных законов.
Главным среди них является Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ, который ввел систему страховых взносов в РФ.
Закон 212-ФЗ устанавливает:
круг плательщиков взносов;
облагаемый объект и базу;
тарифы страховых взносов;
порядок уплаты страховых взносов и контроль за их уплатой;
ответственность за нарушение законодательства о страховых взносах;
процедуру обжалования актов контролирующих органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
Плательщики страховых взносов (страхователи) - это те лица, которые обязаны по закону уплачивать взносы на обязательное социальное страхование.
К плательщикам страховых взносов относятся:
1. Лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (по трудовым или некоторым гражданско-правовым договорам):
организации;
индивидуальные предприниматели;
главы крестьянских фермерских хозяйств;
физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, но использующие наемный труд других физических лиц для решения своих бытовых проблем (например, когда нанимается няня для ребенка или домработница).
2. Индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, частные детективы и другие лица, которые осуществляют частную практику, уплачивают страховые взносы за себя и не производят выплат другим физическим лицам.
Если плательщик страховых взносов относится одновременно к нескольким указанным категориям (например, нотариус, имеющий наемных работников), то он исчисляет и уплачивает страховые взносы по каждому основанию.
Для организаций и индивидуальных предпринимателей объектом обложения признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые:
В пользу физических лиц, работающих по гражданско-правовым договорам и трудовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, за исключением вознаграждений, начисленных в пользу индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов и иных лиц, которые осуществляют частную практику;
об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства;
издательскому лицензионному договору;
лицензионному договору о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства;
В пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с действующим законодательством.
База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов равна сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц, за исключением сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, за расчетный период.
При этом база для начисления страховых взносов рассчитывается отдельно по каждому физическому лицу с начала расчетного периода по окончании каждого календарного месяца нарастающим итогом.
При расчете базы учитываются вознаграждения, выплаченные как в денежной, так и в натуральной форме.
Базой по выплатам в натуральной форме является стоимость товаров (работ, услуг), полученных физическим лицом.
Для плательщиков страховых взносов установлены периоды для подведения итогов по уплате взносов - расчетный и отчетный периоды.
Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год.
По его итогам завершается формирование базы по страховым взносам за год, определяется сумма взносов к уплате в бюджеты фондов.
Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев, календарный год.
По итогам отчетных периодов страхователи, производящие выплаты физическим лицам, должны представлять во внебюджетные фонды расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Для организаций и индивидуальных предпринимателей датой осуществления выплат и вознаграждений является:
День начисления выплат и иных вознаграждений в пользу работника (физического лица, в пользу которого осуществляются выплаты и иные вознаграждения).
Для физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями:
День осуществления выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме .
Страховые взносы: подробности для бухгалтера
Пониженных тарифов страховых взносов. Плательщики, применяющие пониженные тарифы страховых взносов, перечислены в... экономической зоне 06 Плательщики страховых взносов, осуществляющие деятельность в области... расчета по страховым взносам необходимо соблюдать соответствие кода тарифа страховых взносов коду... подлежат обложению страховыми взносами. Поскольку суточные признаются объектом обложения страховыми взносами, но... соотношения к расчету по страховым взносам. Междокументные контрольные соотношения, ...
Обязательствах плательщика страховых взносов» появилось примечательное изменение. Плательщик страховых взносов в новом... Обратите внимание: расчет сумм страховых взносов на дополнительное социальное обеспечение членов... начислены страховые взносы. А вот из базы для исчисления страховых взносов (строка... соответствия условиям применения пониженного тарифа страховых взносов плательщиками, указанными в пп... сводные данные об обязательствах плательщиков страховых взносов – глав крестьянских (фермерских) ...
И страховые взносы», опубликованной в № 4, мы рассмотрели порядок расчета страховых взносов предпринимателями... настаивают, что расходы при исчислении страховых взносов такие предприниматели не должны учитывать... № 4, мы рассмотрели порядок расчета страховых взносов предпринимателями, исчисляющими «упрощенный» налог с... , что расходы при исчислении страховых взносов такие предприниматели не должны учитывать... при определении обязательств по уплате страховых взносов, а лишь разъяснил конституционно- ...
Примеру, если произошла переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование 15 ... возврат или зачет данного вида страховых взносов в счет предстоящих платежей по... , если вы подали расчет по страховым взносам с завышенными суммами отчислений и... правила зачета/возврата налогов и страховых взносов: 1. Зачет переплаты по налогам... средств самого предприятия. 2. Зачет страховых взносов, а также пеней и штрафов...
Ли сумма прощенного долга обложению страховыми взносами? Комментарий к Письму Минфина РФ... ли сумма прощенного долга обложению страховыми взносами? Вопрос неоднозначный. В комментируемом Письме... сумма невозвращенного долга подлежит обложению страховыми взносами как выплата, произведенная в пользу... вопрос об обоснованности получения плательщиком страховых взносов налоговой выгоды. В этом случае... налоговых последствий в виде исчисления страховых взносов по указанной сделке. Аналогичная позиция...
Рассматриваться как доплата страховых взносов в связи с неполной уплатой страховых взносов в установленный... услуг, уплачиваются страховые взносы на обязательное медицинское страхование и страховые взносы на обязательное пенсионное... гранта, подлежат обложению страховыми взносами. При этом уплата страховых взносов с данных выплат не... - работники не являются плательщиками страховых взносов. Установление отчислений страховых взносов с доходов граждан в...
Организации требование об уплате страховых взносов по травматизму. Организация исполнила... страхователю переплаты страховых взносов, которая возникла вследствие доначисления страховых взносов по результатам... страховым взносам, пеней и штрафов. Впоследствии решением арбитражного суда доначисление страховых взносов... на возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное медицинское страхование... Если сумма излишне уплаченных страховых взносов возникает вследствие предоставления плательщиком...
При рассмотрении споров относительно страховых взносов рассматривается правовая взаимосвязь между... для начисления страховых взносов названные выплаты, поскольку объектом обложения страховыми взносами признаются... Обстоятельства: Фонд социального страхования доначислил страховые взносы, пени, штраф, посчитав, ... Обстоятельства: Фонд социального страхования доначислил страховые взносы, пени, штраф, посчитав, ... организация должна была начислять страховые взносы по дополнительному тарифу, предусмотренному...
ГПХ как объект обложения страховыми взносами. Объект обложения страховыми взносами для организаций, производящих выплаты... тарифов. Использование пониженных тарифов страховых взносов предусмотрено для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и... применения организацией пониженных тарифов страховых взносов пониженные тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование... . Особенности заполнения расчета по страховым взносам. Форма расчета по страховым взносам, а также порядок...
Уплаты страховых взносов. Все контрольные процедуры в отношении плательщиков страховых взносов производятся... уплаты страховых взносов. Все контрольные процедуры в отношении плательщиков страховых взносов производятся... не подлежащих обложению страховыми взносами, и применения пониженных тарифов страховых взносов. ФНС вправе... предельной величины; в сумме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, ... При приеме расчета по страховым взносам осуществляется сверка персонифицированных данных...
По поводу начисления страховых взносов в распространенных ситуациях. Страховые взносы на «отказные» ... настаивают на необходимости начисления страховых взносов со стоимости компенсации работодателями... занижена база для исчисления страховых взносов вследствие невключения выплат работникам... Способ исполнения обязанности по уплате страховых взносов - самостоятельно налогоплательщиком либо путем... имущества плательщика страховых взносов. Поэтому постановление о взыскании страховых взносов за счет...
Предельные величины баз для начисления страховых взносов возросли, определены категории, имеющие право... на применение пониженных тарифов страховых взносов, изменился порядок подтверждения основного... предельные величины баз для начисления страховых взносов возросли, определены категории, имеющие... право на применение пониженных тарифов страховых взносов, изменился порядок подтверждения основного... экономической деятельности для установления тарифа страхового взноса на травматизм. Напомним, что...
Физических лиц, уплата страховых взносов, представление расчетов по страховым взносам осуществлялись централизованно самой организацией... специальной оценки условий труда, страховые взносы исчисляются плательщиком страховых взносов со всех начисленных в... плательщиками страховых взносов сумм страховых взносов, правильно исчисленных и отраженных в расчетах по страховым взносам, которые... в базу для исчисления страховых взносов в части страховых взносов на обязательное социальное страхование...
... (межотраслевым) соглашением и коллективными договорами. Страховые взносы и пенсия, оказывается, не всегда... постоянно. Но в отношении начисления страховых взносов особенности есть – применяются дополнительные тарифы... установлено, что если плательщик страховых взносов производит выплаты и иные вознаграждения... оказание услуг, признаются объектом обложения страховыми взносами, такие выплаты тоже облагаются взносами... на досрочное назначение пенсии уплата страховых взносов по дополнительному тарифу в...
Касаются страховых взносов. В начале напомним, что расчет по страховым взносам сдается... величины базы для исчисления страховых взносов устанавливается ежегодно Правительством РФ. ... для начисления страховых взносов. Статья 431 «Порядок исчисления и уплаты страховых взносов, уплачиваемых... сумме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование; в сумме страховых взносов на... не облагаемые страховыми взносами выплаты. Перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, установлен...
Страховые взносы в 2014 году , как и в 2015-м, уплачивались из расчета 30% от дохода работника, в том числе 2,9% — в ФСС, 5,1% — в ФОМС и 22% — в ПФР. Причем предел для удержания в указанных выше значениях составлял 624 000 руб., а в 2015-м — 670 000 и 711 000 руб. для взносов в Фонд социального страхования и Пенсионный фонд соответственно.
Сначала следует разобраться, кто же обязан платить страховые взносы. Это две категории плательщиков — юридических и физических лиц:
Виды страховых взносов можно выделить, исходя из того, куда они уплачиваются:
Страховые взносы в 2015 году с доходов иностранных граждан, находящихся в России, удерживаются таким образом (кроме высококвалифицированных специалистов (ВКС) временного пребывания):
Доходы иностранных ВКС, временно пребывающих в РФ, страховыми взносами не облагаются. С них уплачиваются только взносы на травматизм.
Доходы беженцев и граждан стран ЕАЭС облагают так же, как и доходы граждан РФ.
Страховые взносы во внебюджетные фонды (ПФР, фонд соцстрахования на случай временной нетрудоспособности и по причине материнства, фонд обязательного медстрахования) пришли на смену единому соцналогу. Это произошло с начала 2010 года.
Что касается страховых взносов в 2014 году и 2015 году, то всё пока остается без изменений, за исключением предельной базы, которая ежегодно индексируется. Плюс в 2015 году стали удерживаться страховые взносы с доходов иностранных граждан, которые работают в России.
В 2011 году совокупный размер страховых взносов составлял 34%, из которых в Пенсионный фонд платилось 26%, в Фонд социального страхования — 2,9%, в Федеральный фонд ОМС — 3,1%, в местный фонд обязательного медстрахования — 2%. Граничная величина дохода составляла 463 000 руб. С сумм, превышающих этот размер, не удерживались страховые взносы.
Величина страховых взносов в 2012 году составляла 30% (22% — ПФР с разделением на накопительную и страховую части для родившихся позже 1967 года, 2,9% — ФСС и 5,1% — ФОМС), а размер граничной суммы дохода — 512 000 руб. для ПФР и ФСС. В ПФР с суммы, превышающей величину граничной суммы дохода, появилась обязанность начислять взносы на страховую часть в размере 10%. С этого года перестали делаться отчисления в территориальный фонд ОМС и все взносы по медстрахованию стали начисляться и уплачиваться в федеральный фонд ОМС.
На период с 2012 по 2018 годы (п. 3.4 ст. 58 закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах») для льготников (страхователи с основным видом деятельности, указанным в подп. 8, 10, 11 и 12 п. 1 ст. 58 закона № 212-ФЗ) установлена возможность платить всего 20% в Пенсионный фонд без уплаты иных страховых взносов.
В 2013 году для работодателей-страхователей размер страховых взносов также составлял 30% (22% — ПФР, 5,1% — ФФОМС и 2,9% — ФСС). Размер граничной доходной базы увеличился до 568 000 руб. Ставка 10% для отчислений в ПФР с суммы, превышающей граничную, сохранена.
Довольно часто бухгалтеры допускают не только орфографические ошибки при заполнении отчетности (например, указывают «староховые взносы») , но и арифметические.
Если такие ошибки не влияли на размер удерживаемых взносов, то исправления в отчетность не вносились. Но если ошибки могли привести к сложностям при получении пенсии (когда, например, была неправильно указана фамилия), требовалось подавать уточненный отчет.
Так, отчет в ПФ России по форме РСВ-1 за 2014 год следует уточнить в 2015 году на бланке, действовавшем в уточняемом периоде. При этом суммы уже нужно указывать не только в рублях, но и в копейках. Это правило действует с 2015 года даже при уточнении отчетов за 2014 год.
При расчете страховых взносов в 2014 году сверх предельной базы уплачивались лишь пенсионные платежи в размере 10% от суммы превышения. С 2015 года взносы в ФФОМС следует уплачивать в размере 5,1% со всей суммы начислений вне зависимости от размера полученного сотрудником дохода. Остальное осталось без изменений.
Взносы в ПФР в 2013 году удерживались в размере 22%, при этом для тех лиц, кому в том году исполнилось 47 лет, и старше накопительная часть взноса равнялась 0%. Для тех же, кому в 2013 году еще не исполнилось 47 лет, накопительная часть взноса составляла 6%, а страховая — 16%; при превышении предельной доходной базы удерживалось еще 10% с суммы превышения в страховую часть взносов в ПФ России.
В 2013 году граничная база дохода для удержания пенсионных взносов составляла 568 000 руб.
Для пенсионных страховых взносов в 2014 году изменился лишь подход к расчету взносов, перечисляемых в ПФР (в т. ч. и на ОМС) для ИП. Если до 2014 года все физлица-предприниматели вне зависимости от размера полученного дохода уплачивали фиксированный платеж, то с 2014 года размер платежа по пенсионным страховым взносам стал составлять для всех 17 328,48 руб. в год, а на ОМС — 3399,05 руб. в год. А при размере полученного дохода сверх предельных 300 000 руб. в ПФР стало нужно еще дополнительно уплачивать 1% от суммы превышения.
Для работодателей-страхователей ничего принципиально в удержании взносов в ПФР не поменялось, кроме предельной базы. В 2014 году ее размер составил 624 000 руб. и с полученного выше этого значения дохода удерживался взнос в ПФР уже в другом размере, который составлял 10%.
Платеж ИП страховых взносов в 2014 году за наемных работников осуществлялся по таким же правилам, как и для юрлиц-работодателей. Так, если доход работника не превышал 624 000 руб., то с его дохода уплачивался взнос на ОПС в размере 22%, взнос в ФСС — 2,9%, а в ФФОМС — 5,1%. При превышении предельной базы дополнительно уплачивалось 10% в ПФР.
Подробнее о страховых взносах для ИП вы сможете прочитать в статье «Какие страховые взносы платит ИП в 2014-2015 годах?» .
Страховые взносы 2015 года на обязательное пенсионное страхование для ИП составляют 18 610,8 руб. вне зависимости от того, ведется деятельность или нет, за небольшим исключением. А при превышении годового дохода 300 000 руб. ИП уплатят еще на ОПС 1% от суммы превышения.
От обязательной уплаты страховых взносов освобождаются лишь те ИП, которые:
Изменения 2016 года традиционно сводятся к увеличению пределов облагаемой базы (постановление Правительства РФ от 26.11.2015 № 1265). Кроме того, вносятся изменения в КБК (приказы Минфина России от 08.06.2015 № 90н и от 01.12.2015 N 190н). Наряду с ежеквартальным отчетом РСВ-1 вводится дополнительная ежемесячная отчетность о работающих сотрудниках, содержащая информацию об их Ф. И. О., СНИЛС и ИНН, и ответственность за представление недостоверных сведений (закон от 29.12.2015 № 385-ФЗ «Об изменении законов РФ»).
Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами. Величина базы.
Объект обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов — организаций и предпринимателей, производящих выплаты физическим лицам, — сформулирован в ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ. В него входят выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, произведенные в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.
Также страховыми взносами облагаются выплаты по договорам:
В такой формулировке указанная норма действует с 2011 г. (поправки внесены Федеральным законом от 08.12.2010 № 339-ФЗ).
До 2011 г. в объект обложения страховым взносам включались выплаты и вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам. Как показала практика, формулировки «выплаты по трудовым договорам» и «выплаты в рамках трудовых отношений» существенно различаются.
Минздравсоцразвития России выпустило ряд писем на эту тему. Так, выплаты сотрудникам, которые в трудовых договорах с ними прямо не прописаны, подлежат обложению страховыми взносами как производимые в рамках трудовых правоотношений работников с работодателем и, значит, связанные с трудовыми договорами (Письмо Минздравсоцразвития России от 23.03.2010 № 647-19).
К объекту обложения страховым взносам относятся все выплаты, осуществляемые в рамках трудовых отношений.
В первую очередь это зарплата, различные стимулирующие надбавки (премии).
Также к заработной плате относятся различные выплаты компенсационного характера, например за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных. Такие выплаты тоже облагаются страховыми взносами.
Ситуация с компенсационными выплатами довольно сложная. Страхователи зачастую путают компенсации, связанные с условиями труда (например, за вредные и опасные условия, за разъездной характер работы), и компенсации, выплачиваемые в целях возмещения расходов работника, понесенных им при выполнении своих трудовых обязанностей.
Почему эти два вида компенсационных выплат нельзя смешивать? Возмещения, которые относятся к первому виду, как правило, являются составной частью заработной платы. И, соответственно, облагаются страховыми взносами. А компенсации, относящиеся ко второму виду, взносами не облагаются, так как направлены на возмещение материальных затрат работников.
Что касается премий, выплачиваемых за различные достижения (например, за производственные результаты по итогам года), такие премии однозначно относятся к объекту обложения страховыми взносами, так как напрямую связаны с трудовыми отношениями.
Премии, выплачиваемыми не за производственные результаты, а например к праздничным датам по мнению Минздравсоцразвития России, даже если они не предусмотрены локальными актами организации или трудовыми договорами, взносами облагаются. Исключение составляют суммы, не облагаемые в силу ст. 9 Закона № 212-ФЗ (Письмо Минздравсоцразвития России от 26.05.2010 № 1343-19). Таким образом, на суммы «праздничных» премий нужно начислять страховые взносы.
Выплаты, производимые по законодательству Некоторые виды выплат работодатель производит в силу закона. Например, в виде сумм среднего заработка, выплачиваемых организацией в соответствии с законодательством РФ:
Выплаты, входящие в соцпакет:
Что не относится к объекту обложения страховыми взносами
1. Не относятся к объекту обложения страховыми взносами выплаты и иные вознаграждения, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), например по договору дарения.
Не относятся к объекту обложения страховыми взносами также выплаты по договорам, связанным с передачей в пользование имущества (имущественных прав), за исключением договоров авторского заказа, договоров об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательских лицензионных договоров, лицензионных договоров о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства (ч. 3 ст. 7 Закона № 212-ФЗ).
2. Еще одна группа выплат и вознаграждений, которые не признаются объектом обложения страховыми взносами, — это суммы, начисленные в пользу иностранцев и лиц без гражданства (ч. 4 ст. 7 Закона № 212-ФЗ). Во-первых, это суммы по трудовым договорам, заключенным названными лицами с российской организацией для работы в ее обособленном подразделении, расположенном за границей. Во-вторых, выплаты и вознаграждения, начисленные в связи с осуществлением такими лицами деятельности за пределами России в рамках заключенных договоров гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.
Помимо перечисленного к объекту обложения страховыми взносами не относятся выплаты волонтерам, привлекаемым для участия в организации и проведении Олимпийских и Паралимпийских игр 2014 г. и Всемирной летней универсиады 2013 г. (ч. 6 и 7 ст. 7 Закона № 212-ФЗ.
3. Не нужно платить страховые взносы и в ситуации, когда гражданско-правовой договор заключен с индивидуальным предпринимателем. Последний уплачивает страховые взносы за себя как самостоятельный страхователь.
Выплаты, не облагаемые страховыми взносами
Выплаты, которые не облагаются страховыми взносами, названы в ст. 9 Закона № 212-ФЗ. Перечень закрытый. Среди указанных в нем выплат:
Суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками страховых взносов:
Суммы материальной помощи, оказываемой работодателями работникам, но не превышающей 4 000 рублей на одного работника за расчетный период
Суммы платы за обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, в т. ч. за профессиональную подготовку и переподготовку работников
Суммы, выплачиваемые организациями (индивидуальными предпринимателями) работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения
Сумма денежного довольствия, продовольственного и вещего обеспечения и иных выплат, получаемых военнослужащими, имеющими специальные звания и исполняющими обязанности военной и приравненной к ней службы в соответствии с законодательством Российской Федерации
Суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам и гражданско — правовым договорам, в т. ч. авторского заказа в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ (кроме случаев, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах социального страхования — Федеральный закон от 03.12.2011 № 379-ФЗ )
Дополнительную информацию на интересующие вас вопросы Вы можете найти на сайте Пенсионного Фонда России по адресу: www.pfrf.ru или выяснить, обратившись в Управление ПФР в Кабанском районе по адресу с.Кабанск, ул.Октябрьская 22Б, тел. 41-2-49.
Отдел администрирования страховых взносов, взаимодействия со страхователями и