Крест дегтев отношение государства к осужденным. О чести и бесчестии (по рассказу В

Урок литературы по теме

Построен на основе анализа рассказа “Выбор” В.И. Дёгтева, раздел “Современная литература”.

Форма проведения урока – урок-дискуссия с элементами стилистического анализа произведения.

Он рассказчик от Бога, взявший на себя смелость и ответственность
“безоглядно резко” писать об окружающих нас трагических событиях”
Юрий Бондарев

Тип занятия: урок литературы по современной отечественной прозе

Технология: проблемное обучение.

Модель: личностная.

Целеполагание:


  • Формирование умений анализа фрагментов художественного произведения

  • Формирование и расширение знаний об идейном смысле художественного произведения: раскрытие смысла названия произведения и постижение нравственных уроков, заключенных в содержании рассказа.

  • Развитие умений аргументации собственной точки зрения, умений обсуждения, освоение культуры общения.

  • Вызвать стремление гуманно относится к страдающему человеку, разделять чужую боль.

  • создать условия для анализа средств выразительности произведения, подготовка к ЕГЭ.
Оборудование: текст рассказа; мультимедиа проектор;

презентации:

1. «У каждого поколения своя война».

2. «Мой папа – воин-интернационалист».

3.« Простые и вечные истины в прозе В.И. Дёгтева “Выбор”.

Образовательный аспект – познакомить ребят с творчеством В.И. Дёгтева с целью анализа художественных средств рассказа Дёгтева “Выбор”.

Развивающийся аспект – развивать навыки чтения текста с извлечением конкретной информации, развивать ассоциативно-образное мышление, память.

Воспитательный аспект – создать условие для развития интереса к современной литературе, осмысление поступков главного героя, с вычленением вечных ценностей человечества.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент урока.

1. Презентация «У каждого поколения своя война».

Учитель:

У каждого поколения своя война. У наших дедов – Великая Отечественная, у ваших отцов – Афганская, у современного поколения – это Чечня, Дагестан. Каждый день Человек стоит перед выбором, как ему поступить в той или иной ситуации. Молодым людям предстоит выбрать: идти им в армию, чтобы защитить свою Родину, родных и близких или «пусть другие защищают, а мне и на гражданке неплохо». Такой выбор встанет у большинства присутствующих. Много лет тому назад у отца вашей одноклассницы Лейсан был «выбор» идти в армию или «откосить» - и он выбрал службу, и попал на ту самую войну, которую сейчас мы называем Афганской.

2. Презентация «Мой папа – воин-интернационалист».

Учитель:

3. Презентация « Простые и вечные истины в прозе В.И. Дёгтева “Выбор”.

II. Основная часть урока.

Слайд 1.

Хочу продолжить знакомство с творчеством уже известного писателя Вячеслава Дёгтева. Многие писатели называют Вячеслава Ивановича Дёгтева русским Джэком Лондоном, королем рассказа.
Слайд 2.

Вячеслав Иванович Дёгтев родился в 1959г. На хуторе Карасилов Воронежской области. Офицер запаса, бывший летчик, летал на Л-29 и МИГ-17. В 1991 году окончил Литературный институт им. М. Горького. Автор 13 книг прозы. Его рассказы опубликованы в 140 газетах и журналах, как в России, так и за рубежом. Лауреат международной Платоновской премии “Умное сердце”, литературной премии имени Александра Невского “России верные сыны”, он стал и победителем популярной премии “Национальный бестселлер”.

Слайд 3-4.

*На вопрос интервьюера «Почему в Вашей прозе основной является тема войны?» Дёгтев ответил: «Подсказывает темы, настраивает на размышления сама жизнь. Еще в 1995г. Было ясно: раз ввязались в войну на Северном Кавказе, надо победить. В Чечне выросло целое поколение молодых людей, не умеющих зарабатывать иначе, чем стрельбой. Произошла подмена ценностей: работать – непрестижно, убивать за деньги – почва для агрессивной идеологии ваххабизма».

*«На чем же стоять дальше? Раз выпало родиться в России, надо бороться до конца. Верю в высшие силы, которые не дадут России пропасть. Жизнь должна быть попыткой преобразования мира вокруг себя в соответствии с убеждениями. Даже если мир живет по другим законам и многие сочтут это чудачеством», - пишет В.Дёгтев.
Слайд 5-8.

Мы с вами уже познакомились с рассказом В.Дёгтева «Четыре жизни». У него много рассказов, которые будут вам интересны. Его рассказы – это азбука выживания русского человека в нынешней России. «Увы, история людей ничему не учит, и безумие границ не имеет»,- говорит герой рассказа В.Дёгтева «Четыре жизни». «Он вставил в автомат новый тяжелый, набитый патронами магазин, где в каждой пуле скалилась смерть, а пустой между тем, гремя как коробка, поскользил по камням вниз». «Его захватят уже мертвым. При обыске обнаружат на груди монашеский крест-парамад, а между лопатками,ладанку-мощевик… После чего его разрубят на четыре части – крестообразно – и предложат по рации «диким гусям» менять каждую часть на одного пленного мусульманина». В.Дёгтев «Четыре жизни».

*Какой выбор был у героя этого рассказ? (ответы учащихся).

«Все мы знаем, что рано или поздно умрем, но все равно не верим в собственную кончину, а потому всякая религия есть форма подготовки к смерти, а путь воина – есть путь преодоления страха смерти», - пишет Дёгтев в рассказе- Реквием «Последний парад».

Слайд 9.

Сегодня мы познакомимся с новым рассказом Дегтева «Выбор».


  • Не читая рассказ, не зная ещё его сюжет, подумайте, о чем может быть рассказ? (Ответы учащихся)

  • Кто и что выбирает? (ответы учащихся)
Слайд 10.

Читаю 1 часть рассказа.

Вопросы:

Какой композиционный прием лежит в построении «Выбора»? (антитеза – противопоставление понятий, мыслей, образов).

Кто из писателей обращается к приему антитеза? (Л.Толстой «Война и мир», Ф.Достоевский «Преступление и наказание»).

Вопросы: обратим внимание на внешность героев.

- Каким вы представляете ЕГО? ответы

-Каким вы представляете ЕЁ?

- Какие глаза у него?

-Какие глаза у неё?

Читаю 2 часть. Слайд 11. Находим. У него глаза были серые, стального, немного зеленоватого цвета, у неё – карие, выпуклые, как у породистой, преданной собаки, а в последнее время глаза у нее сделались отчего-то золотистые и с янтарным оттенком .)

Отчего у героя рассказа «…в последнее время глаза у нее сделались отчего-то золотистые и с янтарным оттенком»? ответы

Слайд 12.

В этой части встречаются такие словосочетания, как «дикие гуси», «псы войны». Почему они записаны в кавычках? (Это цитата, устойчивое сочетание)

Что они значат? (Так называют наемных убийц, эти названия можно встретить в других художественных произведениях XIX–XX вв .)

Как называется такой прием в литературе, когда автор умышленно или невольно использует образ, мотив, выражение из произведения какого-либо автора? (реминисценция)

Слайд 13.

Литературная справка.

Реминисценция – присутствующие в писательских текстах отсылки к предшествующим литературным фактам: отдельным произведениям, образам, сюжетам. Это образы литературы в литературе. Реминисценция в одних случаях вводится в текст автором сознательно и целеустремленно, либо они появляются независимо от намерений и воли автора.

У В.Шекспира «Юлий Цезарь», когда главный персонаж пьесы обращается к подданным, призывая: «Сейте смерть! Спускайте псов войны!» Драматург «псами войны» называет наемников, варваров, не останавливающих ни перед чем ради наживы.

Рассказ посвящается Юрию Бондареву - писателю –фронтовику. Ему удалось воссоздать дьявольский облик войны.

- Какие произведения Юрия Бондарева вы читали? (“Горячий снег”, “Берег”, “ Тишина”).

Это поколение в литературе назвали «потерянное поколение».

Слайд 14. Культурологический комментарий понятия
«потерянное поколение»

Огромное влияние на европейскую культурную традицию оказала Первая мировая война – доселе беспрецедентная в цивилизованном мире по своим масштабам. Эта война словно бы разрушила над головой миллионов людей кажущийся незыблемый ценностный свод: в первую очередь это коснулось молодого поколения интеллигенции. Это было поколение, брошенное на четыре года из университетских аудиторий в окопы. Люди, воспитанные на богатейших гуманистических культурных традициях, должны были пережить ломку взглядов, убеждений и на 4 года превратится в нерассуждающие и абсолютно бесправные автоматы, лишенные права распоряжаться собственной жизнью. Они были обязаны по приказу убивать, по приказу умирать.

Подумайте как могут развиваться отношения между героями?

Кем работал он до войны?

Каково его отношение к женщинам?
Слайд15.

Читаю 3 часть.

По аналогии с «потерянным поколением» можно судить, что главный герой принадлежит к “поколению растерянных людей” (лишь на какое-то время потерявшие ориентир в нашей жизни).

Кого вы отнесете к этому поколению, поколению “растерянных людей”? (Гранатометчик Роман .)

Почему он пошел на войну? От хорошей жизни на войну не вербуются.

(Не сложилась семейная жизнь, жена ушла к другому, забрала квартиру, которую заработал он. Оставалось одно – выйти, взять бутылку. Конечно, от полного отчаяния, безысходности существования ).

Он сделал свой ВЫБОР. Поэтому он пошел на войну, в мирной жизни он погиб бы.

Какие художественные приемы использует автор, чтобы рассказать о жизни гранатометчика до войны? (Основной прием – многоточие. “Пил, пока деньги были... ”.)

Когда используется этот прием? (Умолчание – фигура речи, предоставляющая слушателю или читателю возможность догадаться, о чем могла бы пойти речь во внезапно прерванном высказывании .)

Кроме многоточия, какие изобразительно-выразительные средства языка говорят о полной “растерянности” главного героя? (Междометие “Ах!”, метафоры “тоскливо и горестно”, синонимия “квартира в которой он жил, называлась “конурой”. Обозленный на жизнь, он выбирает войну, потому что в мирной жизни он погиб бы быстрее. “И ноги как-то сами собой принесли его к казачьему атаману .)

- Что стало с главным героем на войне? (Ответы учащихся)
Слайд 16. Читаю 4 часть.
- Почему на войне его стали называть “псом войны”?

(Был очень жестоким, у него уже не дрожали руки, “звери” не снились, это был человек-автомат, он даже своих убивает .)
- Ваше отношение к тому, что он убил труса и был причастен к смерти московского журналюги? (Он не имел права лишать людей жизни, только суд может покарать человека. Это говорит о том, что он стал “зверем”, он не лучше тех, кого убивал .)
- Почему в начале повествования нет собственных имен, а только местоимения и существительные собственного значения «гранатометчик» , «работница полевой кухни».

И лишь потом мы узнаем их имена? (Писатель использует прием обобщения , стремится раскрыть типическое в современной жизни).

Когда могут появиться имена героев? (с развитием у них отношений)

- Предположите, как развиваются у них отношения? (ответы учащихся)

Слайд 17. Читаю 5 часть.

Почему он так спешил в последнее время в полевую пекарню? (Ему понравилась Оксана, которая пекла хлеб.)

Почему ему нравилась эта девушка? (Строго себя держала, гордая, красивая, а как выплясывала перед солдатами, гранатометчик и думать о ней не мог, таких, как он, были сотни. Поэтому он даже и не пытался... “Да, она была настоящая королева!” .)

Почему он не пытался ухаживать за Оксаной? (Таких, как он были сотни)

Могли ли их отношения начать развиваться? (Ответы)

Что могло произойти, что их отношения начали развиваться? (Ответы)

Слайд 18-19. Читаю 6 часть.

- Именно здесь рассказ делится на 2 части: жизнь до и после ранения Оксаны.

Слайд 20. Читаю 7 часть.

И вот сейчас ее внесли на носилках двое дюжих, измазанных глиной десантников. “Звери” обстреляли хлеборезку и получили дармовой хлеб. И только сейчас, увидев раненную Оксану, Роман заговорил с ней.

Как вы относитесь к поступку Романа? Что это, минутная слабость или любовь? (Конечно, любовь. Он понимал, что ждет Оксану в будущем, только он может ей помочь .)

Легко ли ему было сделать предложение? (“Нет, – он произнес хрипло, – выходи за меня замуж”, словно груз сбросил.. )

Какими стилистическими фигурами, художественно-выразительными средствами пользуется автор, чтобы передать эмоциональное напряжение героя? (Лексический повтор .)

Да, лексический повтор отличается очень мощным эмоциональным зарядом. Путем повторения слова в тексте выделяется ключевое понятие. Найдите лексический повтор. (Сапог...Сапог ! Боюсь, что завтра...завтра я не осмелюсь. Да, радость! Радость золотая, неподдельная ).

Следующая стилистическая фигура. (Парцелляция .)

Что она обозначает? (Выделение из предложения какого-либо члена предложения – чаще второстепенного, оформление его в виде самостоятельного предложения. В тексте “Ты только не говори. Береги силы ”.)

Найдите другие выразительные средства речи. (Риторическое обращение характерно для этого рассказа. Оно придает сердечность, теплоту речи: “Слушай, будь другом ...”, “Ах, как я счастлива, Ромка! ”, “Знаешь что... Оксана, дорогая?”, “Жмет, вражина , мочи нет”.

Риторический вопрос усиливает эмоциональность высказывания, его выразительность. “Что? Замуж:”, “Ведь правда, все у нас с тобой будет хорошо?”, “ Мы еще потанцуем. Ведь правда, Рома? ”.)

Обсуждение финала рассказа.

- Почему плачет молоденькая медсестра? (драматическое звучание плач сестры, горький запах тополевых поленьев )

-Финал рассказа «открытый», читателю надо поразмыслить

-Ответьте, пожалуйста, на вопрос: какое “лицо” у войны? (война несет смерть, жестоко, когда гибнут мирные люди ).

Какова идея рассказа? (Любовь совершает чудеса. Роман исцелился, стаовится человеком , снова начинает верить людям)

Почему в конце рассказа, мы уже не можем назвать его «псом войны»? (в нем побеждает человеческое)

-Вернемся к началу рассказа «Выбор» отглагола «выбирать – отобрать для себя нужное, искать, определиться». Вячеслав Дёгтев очень часто использовал это слово – оно становится своеобразным лейтмотивом его творчества.

-Какие простым человеческие истины затрагивает Дёгтев в своем рассказе?


  • Любовь

  • ненависть к войне;

  • самоопределение личности;

  • поиск личности и веры в человека.
III. Заключительный этап урока

Учитель: В журнале “Москва”, рассказывая о своем творчестве, Вячеслав Дёгтев пишет: “В последнее время в своих рассказах я ухожу от трагических финалов. Русский человек верит в чудо, и это нечто большее, чем просто оптимизм. Если Россия – подножие Господа, то Бог не оставит Россию”.

Подводя итог всему выше сказанному, я бы отметила, как хочется и нам в это верить!

Слайд 22.

Домашнее задание.

I . Продолжить рассказ «Выбор» или

II . Написать рецензию на рассказы В.И.Дегтева


  • 1 вариант «Псы войны»,

  • 2 вариант «Последний парад»,

  • 3 вариант «Четыре жизни».
Библиография творчества В. Дегтева

ДЕГТЕВ В. Рассказы // Роман-газета. - 1996.-Ns 7.

ДЕГТЕВ В. Падающие звезды (Рассказы) // Наш современник. - 2000. - № 7.

ДЕГТЕВ В. Азбука выживания // Роман-газета. - 2003. - № 22.

ДЕГТЕВ В. Фараон и Нефертити // Север. - 2002. - № 7-8.

ДЕГТЕВ В. Выбор // Слово. - 2003. - № 3.

ДЕГТЕВ В. Профиль ветра // Наш современник. - 2003. - № 7.

ДЕГТЕВ В. Рассказы // Наш современник. - 2002. - № 9.

ДЕГТЕВ В. Русская душа // Роман-газета. - 2001. -№ 15.

ДЕГТЕВ В. Белая невеста // Наш современник. -2004. - № 3.

ДЕГТЕВ В. Рассказы // Молодая гвардия. - 2001,-№4.

ДЕГТЕВ В. Рассказы // Молодая гвардия. - 2002. - № 4.

ДЕГТЕВ В. Рассказы // Молодая гвардия. - 2003. - № 8.

ДЕГТЕВ В. Последний парад (реквием) // Молодая гвардия. - 2005. - № 4.

Избранное / В.И. Дегтев и др. - М.: Три Л, 2001.

ДЕГТЕВ В.И. Русская душа: Рассказы. - М.: ИТРК, 2003. - Серия «Россия молодая»!

РАБИНОВИЧ B.C. Западная литература. История духовных исканий: Учеб. пособие / В.С.Рабинович. - М.: Интерпракс, 1994. - С. 221.

Урок литературы по теме “Вечные ценности в рассказе В.И. Дёгтева “Выбор” построен на основе анализа рассказа “Выбор” В.И. Дёгтева, раздел “Современная литература”. Форма проведения урока – урок-дискуссия с элементами стилистического анализа произведения.

“Он рассказчик от Бога, взявший на себя смелость и ответственность
“безоглядно резко” писать об окружающих нас трагических событиях”
Юрий Бондарев

Цель урока: создать условия для стилистического анализа произведения.

Задачи.

Образовательный аспект – познакомить ребят с творчеством В.И. Дёгтева с целью анализа художественных средств рассказа Дёгтева “Выбор”.

Развивающийся аспект – развивать навыки чтения текста с извлечением конкретной информации, развивать ассоциативно-образное мышление, память.

Воспитательный аспект – создать условие для развития интереса к современной литературе, осмысление поступков главного героя, с вычленением вечных ценностей человечества.

Оснащение урока: мультимедиа проектор

ХОД УРОКА

I. Организационный момент урока.

Учитель: Мы с вами прочитали рассказ В. Дёгтева “Выбор”. Какие вопросы вы хотели бы задать учителю и друг другу, прочитав рассказ? Какую проблему мы могли бы поставить и каким образом её решить. (Ученики предлагают круг вопросов для обсуждения. После выступления учащихся учитель дополняет информацию и предлагает свои пути решения проблемы). Приложение 1 , слайд 1, 2.

II. Основная часть урока.

1) Слово учителя: Многие писатели называют Вячеслава Ивановича Дёгтева русским Джэком Лондоном, королем рассказа. Он возвращает нас в мир художественного вымысла, мир, подзабытый в конце XX века. И в центре новых мифов о мире всегда яркие личности.

Рассказы Вячеслава Дёгтева могут быть о чем угодно – о Чечне (“Псы войны”), о Древнем Риме или Древней Руси (“Гладиатор” или “До седла”), о воре-рецидивисте (“Коцаный”). Герои могут быть положительными и отрицательными, негодяями и борцами за справедливость, злыми и добрыми, и они всегда оставляют за собой право на выбор, право на поступок.

Писатель в своих книгах рассматривает извечные темы нашей действительности: человек в истории России, Россия в истории человека, любовь и ненависть, жизнь и смерть, утраты и обретения на пути к вере – все это волнует современного читателя.

Вячеслав Дёгтев воспитывает своими книгами без воспитания, становится политиком, уходя далеко от публицистики, учит, никого не поучая. Он может противоречить сам себе, так как ведет “круговую оборону” в обществе, растерявшем нравственные и идейные ориентиры, он вынужден занимать то одну, то другую позицию, но всегда он делает ставку на героя, а значит, и на возможность победы. Ибо быть героем в наше время – надо иметь высшее мужество. Давайте убедимся в этом на примере только одного рассказа “Выбор”. Но сначала слово о писателе.

2) Сообщение ученика о В.И. Дёгтеве. Слайд 3.

Ученик: Вячеслав Иванович Дёгтев родился в 1959г. На хуторе Карасилов Воронежской области. Офицер запаса, бывший летчик, летал на Л-29 и МИГ-17. В 1991 году окончил Литературный институт им. М. Горького. Автор 13 книг прозы. Его рассказы опубликованы в 140 газетах и журналах, как в России, так и за рубежом. Лауреат международной Платоновской премии “Умное сердце”, литературной премии имени Александра Невского “России верные сыны”, он стал и победителем популярной премии “Национальный бестселлер”.

3) Сообщение ученика о жанре, который использовал В. Дёгтев в своих произведениях.

Вячеслав Дёгтев выбрал самый трудный жанр – рассказ, с которым не больно прославишься, не разбогатеешь! Слайд 4.

Рассказы сегодня пишут не по расчету, а от любви. Но они такие импульсивные, в них сама жизнь, кровь, почва. В то же время глубоко лиричны. Не все решается победой на поле брани. Русская душа не может полноценно жить вне поиска истины и подлинной веры. Его рассказы – это азбука выживания русского человека в нынешней России. В этом мы убедимся сегодня, анализируя рассказ Вячеслава Дегтева “Выбор”.

4) Слово учителя: Давайте определим, кому посвящен этот рассказ? (Юрию Бондареву). Слайд 5.

Какие произведения Юрия Бондарева вы читали? (“Горячий снег”, “Берег”, “ Тишина”).

Юрий Бондарев принадлежит к блистательному, овеянному славой, поколению писателей-фронтовиков, вступивших в литературу в конце 1950 – начале 1960-х годов. Им удалось общими усилиями воссоздать жуткий, дьявольский облик войны, которому противостояли хрупкие мальчики, не знавшие, как воевать с железом во всех его смертоносных разновидностях. Победив внешнего врага, они оказались бессильны перед внутренним врагом. Смелые на войне солдаты становились беспомощными в обыденной жизни. Это поколение в литературе получило название “потерянное поколение”. Слайд 6.

Люди, воспитанные на богатейших гуманистических культурных традициях, должны были пережить ломку взглядов, убеждений и на 4 года превратиться в нерассуждающие и абсолютно бесправные автоматы, лишенные права распоряжаться собственной жизнью и совершать свободный нравственный выбор.

По аналогии критик В. Бондаренко назовет героев Дёгтева “поколением растерянных людей”. Слайд 7.

5) Аналитическая беседа по прочитанному рассказу “Выбор”.

Кого вы отнесете к этому поколению, поколению “растерянных людей”? (Гранатометчик Роман .)

Почему он ушел на войну? (Не сложилась семейная жизнь, жена ушла к другому, забрала квартиру, которую заработал он. Оставалось одно – выйти, взять бутылку. Конечно, от полного отчаяния, безысходности существования .)

Какие художественные приемы использует автор, чтобы рассказать о жизни гранатометчика до войны? (Основной прием – многоточие. “Пил, пока деньги были... ”.)

Когда используется этот прием? (Умолчание – фигура речи, предоставляющая слушателю или читателю возможность догадаться, о чем могла бы пойти речь во внезапно прерванном высказывании .)

Кроме многоточия, какие изобразительно-выразительные средства языка говорят о полной “растерянности” главного героя? (Междометие “Ах!”, метафоры “тоскливо и горестно”, синонимия “квартира в которой он жил, называлась “конурой”. Обозленный на жизнь, он выбирает войну, потому что в мирной жизни он погиб бы быстрее. “И ноги как-то сами собой принесли его к казачьему атаману .)

Почему на войне его стали называть “псом войны”? (Был очень жестоким, у него уже не дрожали руки, “звери” не снились, это был человек-автомат, он даже своих убивает .)

Ваше отношение к тому, что он убил труса и был причастен к смерти московского журналюги? (Он не имел права лишать людей жизни, только суд может покарать человека. Это говорит о том, что он стал “зверем”, он не лучше тех, кого убивал .)

Почему слова “пес войны”, “звери” в кавычках? (Так называют наемных убийц, эти названия можно встретить в других художественных произведениях XIX–XX вв .)

Почему он так спешил в последнее время в полевую пекарню? (Ему понравилась Оксана, которая пекла хлеб.)

Теперь обратим внимание на внешность героев. (У него глаза были серые, стального, немного зеленоватого цвета, у неё – карие, выпуклые, как у породистой, преданной собаки, а в последнее время глаза у нее сделались отчего-то золотистые и с янтарным оттенком .)

Слайд 8, 9.

Почему ему нравилась эта девушка? (Строго себя держала, гордая, красивая, а как выплясывала перед солдатами, гранатометчик и думать о ней не мог, таких, как он, были сотни. Поэтому он даже и не пытался... “Да, она была настоящая королева!” .)

И вот сейчас ее внесли на носилках двое дюжих, измазанных глиной десантников. “Звери” обстреляли хлеборезку и получили дармовой хлеб. И только сейчас, увидев раненную Оксану, Роман заговорил с ней.

6) Чтение диалога Оксаны и Романа с извлечением конкретной информации. Беседа по диалогу.

Как вы относитесь к поступку Романа? Что это, минутная слабость или любовь? (Конечно, любовь. Он понимал, что ждет Оксану в будущем, только он может ей помочь .)

Легко ли ему было сделать предложение? (“Нет, – он произнес хрипло, – выходи за меня замуж”, словно груз сбросил.. )

Какими стилистическими фигурами, художественно-выразительными средствами пользуется автор, чтобы передать эмоциональное напряжение героя? (Лексический повтор .)

Да, лексический повтор отличается очень мощным эмоциональным зарядом. Путем повторения слова в тексте выделяется ключевое понятие. Найдите лексический повтор. (Сапог...Сапог ! Боюсь, что завтра...завтра я не осмелюсь. Да, радость! Радость золотая, неподдельная ).

Следующая стилистическая фигура. (Парцелляция .)

Что она обозначает? (Выделение из предложения какого-либо члена предложения – чаще второстепенного, оформление его в виде самостоятельного предложения. В тексте “Ты только не говори. Береги силы ”.)

Найдите другие выразительные средства речи. (Риторическое обращение характерно для этого рассказа. Оно придает сердечность, теплоту речи: “Слушай, будь другом ...”, “Ах, как я счастлива, Ромка! ”, “Знаешь что... Оксана, дорогая?”, “Жмет, вражина , мочи нет”.

Риторический вопрос усиливает эмоциональность высказывания, его выразительность. “Что? Замуж:”, “Ведь правда, все у нас с тобой будет хорошо?”, “ Мы еще потанцуем. Ведь правда, Рома?”.)

7) Поисковая работа в группах с извлечением художественно-выразительных средств языка (эпитетов, метафор, сравнений).

Слайд 10, 11, 12.

8) Обсуждение финала рассказа.

Учитель: Давайте прочитаем финал рассказа и прокомментируем его.

(Учащиеся находят опорные слова: плач сестры, горький запах тополевых поленьев .) Ответьте, пожалуйста, на вопрос: какое “лицо” у войны? (война несет смерть, жестоко, когда гибнут мирные люди ).

9) Заключительная беседа.

Каков идея рассказа? (Любовь совершает чудеса. Роман исцелился, стал человеком .)

Почему рассказ называется “Выбор”, как и роман Юрия Бондарева. (Автор обращается к честным произведениям Юрия Бондарева, к простым человеческим истинам .) Какие общечеловеческие ценности затрагивает Дёгтев? Слайд 13, 14.

  • любовь к жизни;

  • ненависть к войне;
  • самоопределение личности;
  • поиск личности и веры в человека.
  • 10) Слово библиотекаря.

    Библиотекарь представляет другие произведения В.И. Дёгтева: “Падающие звезды”, “Азбука выживания”, “Профиль ветра”, “Русская душа”, “Белая невеста”, “Фараон и Нефертити”.

    III. Заключительный этап урока

    Учитель: В журнале “Москва”, рассказывая о своем творчестве, Вячеслав Дёгтев пишет: “В последнее время в своих рассказах я ухожу от трагических финалов. Русский человек верит в чудо, и это нечто большее, чем просто оптимизм. Если Россия – подножие Господа, то Бог не оставит Россию”.

    Подводя итог всему выше сказанному, я бы отметила, как хочется и нам в это верить!

    (Рефлексия. Подведение итогов работы.) Слайд 15.

    (по рассказу В. Дёгтева «Аморальный приказ»)

    Цели и задачи урока

    1. Рассмотреть нравственные проблемы, поставленные по рассказу

    В. Дёгтева «Аморальный приказ».
    2. Понять причины поступков главного героя рассказа.
    3. Совершенствовать навык монологической речи. 4. Развивать мышление (умение анализировать, выделять главное

    сравнивать). 5. Воспитывать чувство уважения, любви к людям, умение отвечать за свои поступки

    I. Приветствие

    Отраженье исчезнувших лет,

    Облегченье житейского ига,

    Вечных истин немеркнущий свет –

    Неустанных исканий залог,

    Радость каждого нового мига,

    Указанье грядущих дорог –

    Это - книга! Да здравствует книга!

    (Т. Щепкина - Куперник)

    В жизни каждого читателя есть та самая книга, которая помогла ему заглянуть в себя, ответить на вопрос: почему и для чего я живу. Если вы её ещё не нашли, верьте, эта встреча произойдёт непременно!

    Сегодня мы с вами познакомимся с рассказом В. Дёгтева «Аморальный приказ». Может быть, он и станет той отправной точкой в вашем понимании мира и себя в нём.

    II. Основная часть

    1.Работа со словом

    Вдумаемся в название рассказа. Каково лексическое значение каждого слова?

    Приказ – официальное указание, подлежащее неукоснительному исполнению.

    Аморальный – противоречащий законам морали, безнравственный.

    2. Беседа

    Когда и где происходят описываемые в рассказе события?

    От чьего имени ведётся повествование?

    С чего начинается действие?

    Обратим внимание на то, что капитан не понимает, почему именно в это время (перед началом ледостава) дан приказ перевести заключённых.

    Почему груз, который находится на теплоходе, назван особым?

    (осуждённые священники, настоятели монастырей, высшие иерархи)

    Почему люди названы «грузом»? О каком отношении к ним это говорит?

    Чем, по мнению, капитана, эта партия заключённых отличается от предыдущей?

    (ни поножовщины, ни крика, ни шума, ни голодовок)

    1003 человека в чёрных рясах. Монахи. Люди, давшие обет вести аскетический (отказ от жизненных благ и удовольствий) образ жизни, следующие заповедям Христа. Как эти люди могли стать преступниками?

    («социальный заказ»; по мнению пришедших, к власти большевиков, религия – пережиток прошлого, который необходимо уничтожить. В.В.Маяковский в поэме «Облако в штанах» заявлял: «Долой вашу любовь! Долой ваше искусство! Долой ваш строй! Долой вашу религию!»)

    3. Реализация индивидуального домашнего задания №1

    В поведении монахов неопытный, невоцерковленный (далёкий от церкви) читатель может увидеть какую-то обречённость, нежелание бороться. Подумаем, так ли это?

    Сообщение о Серафиме Саровском

    Батюшка Серафим, рубил в лесу дрова. К нему подошли два крестьянина и настойчиво потребовали денег, которых, у него не было. Вероятно, сначала крестьяне побоялись напасть на отшельника: Серафим был высок ростом, силен и в тот момент держал в руке топор. К удивлению разбойников, монах вдруг положил топор на землю, смиренно опустил руки, потому что он вспомнил слова Спасителя: «Вси бо приемшии нож ножем погибнут» и не захотел сопротивляться. Он спокойно опустил на землю топор и сказал, кротко сложивши крестообразно руки на груди: «Делайте что вам надобно». Он решился претерпеть все безвинно, Господа ради .
    Крестьяне сильно избили его, затем связали и побежали в келью, чтобы унести хоть что-нибудь, если не найдут денег. На стене висела икона, которая почему-то внушила разбойникам мистический ужас. Крестьяне в страхе выбежали из кельи и, бросив на произвол судьбы связанного монаха, исчезли в лесу.
    Немного придя в себя, израненный батюшка Серафим каким-то образом снял веревки и чуть ли не ползком добрался до обители. Надежды на то, что он выживет, не было никакой. Несколько врачей, осматривая преподобного, вынесли безрадостный приговор - жить ему осталось считанные дни. В то время, когда врачи, собравшись у постели умирающего, выносили ему приговор, появилась Богородица и, посмотрев в их сторону, сказала: «Что вы трудитесь? Сей - от рода моего». С этого дня преподобный стал поправляться и вскоре встал на ноги.

    Это тоже обречённость, нежелание сопротивляться?

    (Божий человек покорен воле Господа; смирение - с миром принимаю)

    4. Характеристика героев. Реализация индивидуального домашнего задания №2.

    Среди монахов есть два маленьких солнышка. Это Алёша и его верный друг - пёс Пушок. Что мы можем сказать о них?

    Алёша : послушник (в русских православных монастырях - лицо, готовящееся к принятию монашества; они не дают монашеских обетов, не принадлежат к монашескому братству.. . ); ему 12 лет; поёт чистейшим альтом, принадлежит к старинному княжескому роду.

    Предположите, как мальчик мог оказаться среди монахов?

    Пушок : умный, умеющий понимать, чувствовать человека рыжий пёс, дворняга.

    Как они относятся друг к другу?

    Не каждого человека животное может понять и принять так, как Пушок Алёшу. Наши братья меньшие чувствуют душу человека. Послушаем, как относились животные к святым людям.

    Сообщение о Сергии Радонежском

    В XIV веке жил преподобный Сергий Радонежский - святой подвижник. Долгое время его уединенным жилищем была маленькая келья в лесу. Лес был полон зверей и птиц. Все они полюбили святого и часто навещали его. То волк забежит на огород, где работает старец, то семейство кабанов пожалует… Сила молитвы спасала подвижника.

    Сохранилось свидетельство о необычной дружбе святого. Однажды Преподобный Сергий увидел перед своей кельей большого, тощего медведя. Зверь совсем ослабел от голода. Пожалев его, старец вынес краюху хлеба, и положил на пень перед медведем. Медведь съел хлеб и с той поры часто навещал Сергия, ожидал обычного подаяния и не отходил до тех пор, пока не получал его. Преподобный радостно делился с ним

    хлебом, отдавал последний кусок, а иной раз и весь обед. А когда хлеба не было, то оба оставались голодными. Дикий зверь слушался пустынника и был кроток с ним, точно овечка.

    Я думаю, каждому из нас симпатичен Алёша. Подберём определения, характеризующие мальчика, и прокомментируем их.

    (добрый, кроткий, смирный, безобидный, благодарный, благородный, талантливый)

    5.Характеристика героя. Работа в группах

    На корабле есть человек, которому все окружающие глубоко безразличны. Единственный, кто его привлекает как бывшего циркача, пёс Пушок.

    Как зовут этого человека? (Яков Наумыч)

    Какую должность он занимает? (замполит - заместитель капитана по политической части)

    Посмотрим, как он относится к людям.

    Работа в группах:

    1группа: отношение к Алёше

    (отбирает фамильный крест; отбирает Пушка, несмотря на слёзы РЕБЁНКА );

    2группа: отношение к Пушку

    (восхищается им, так как знает цену «талантливым», дрессированным животным; отобрав его у Алёши, запитает в каюте; потеряв собаку, до последнего пытается её найти – это любовь или эгоизм);

    3группа: отношение к капитану (1) и заключённым(2)

    (1 . не доверяет, так как сообщает приказ затопить пароход с заключёнными лишь на шестой день, непосредственно перед затоплением; 2. люди ему не интересны, во время затопления парохода он «рыскал по своими глазами-маслинами палубе» в поисках пса).

    Какой вывод можно сделать об отношении Якова Наумыча к людям? Какой он?

    Составим синонимический ряд:

    Яков Наумыч Минкин – холодный, равнодушный, жестокий, бездушный.

    Центральное слово – бездушный (без-душный - без души). Это бездушие проявляется в отношении к людям. Кто-то, устав от несовершенства мира, может сказать: люблю животных, но ненавижу людей. Но заповедь гласит: «Возлюби ближнего своего». Ближний – человек!

    6.Продолжи предложение. Монологическое высказывание по предложенному плану

    Чем капитан отличается от Якова Наумыча?

    Продолжим предложения

    • Если у Якова Наумыча душа мертва, то у капитана…

    (слаба - малодушие)

    • Он наделён хорошими качествами…

    (чувство долга, умение видеть доброе, исполнительность)

    • Чувство долга …

    (осознание и принятие тех обязанностей, которые человек берёт на себя, вступая в определённые отношения с людьми)

    • Человек может испытывать чувство долга перед…

    (родиной, родителями, детьми, профессиональный долг)

    • Капитан получает письменный приказ…

    (затопить пароход с «грузом»)

    Капитан стоит перед выбором…

    Монологическое высказывание от лица героя: «Что испытывает капитан, принимая решение?»

    План:

    1.Мне дан приказ…

    2. Что я мог поделать…

    3. Я долго не выходил из каюты…

    4. Я сделал свой выбор…

    5. Я объявил приказ команде…

    6. В момент исполнения приказа я чувствовал…

    7. Я сожалел о том, что…

    Сделать всё по уставу, те выполнить, не думая, бесчеловечный приказ, или отказаться от его выполнения, и, значит, быть наказанным, но остаться с чистой совестью – выбор, перед которым стоял капитан.

    Вы должны понимать, что человек не может быть плохим или хорошим; плохими или хорошими могут быть его мысли, поступки. И у каждого есть выбор, какой дорогой пойти, какую память о себе оставить…

    7.Аудиофрагмент

    (от слов: Из трюмов донеслось: «Вода! Спасите! Тонем! »

    до слов: И опять я нравился самому себе в эту минуту…)

    8.Сравнитальный анализ текста. Реализация индивидуального домашнего задания №3

    Я хочу обратить ваше внимание на слова, сменившие просьбу о спасении: «Помолимся, братия! Простим им, не ведают, что творят!»

    Как вы понимаете эти слова?

    Слышали ли вы их раньше?

    (Евангелие от Луки

    23:33 И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую сторону, другого по левую сторону 23:34 Иисус говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают.)

    С такими словами умирали многие мученики за веру Христову. Они принимали смерть, не желая отречься от Христа. Их имена звучат в древней и в современной истории. Начало XX века в России утонуло в крови мучеников и исповедников Российских. Священники, монахи, миряне умирали под пытками, зная, что умирают за веру Христову.

    Реализация индивидуального домашнего задания №3

    (каждый готовит краткий рассказ об одном святом новомученике и исповеднике Российском)

    Вот некоторые имена.

    Пример:

    Последний российский император и его семья, расстреляны в 1918 году в Екатеринбурге, в подвале Ипатьевского дома, по постановлению Уральского совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

    Сестра императрицы-мученицы Александры Феодоровны, вдова убитого революционерами великого князя Сергея Александровича, после смерти мужа Елисавета Феодоровна стала сестрой милосердия и настоятельницей ею же созданной Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве. Когда Елисавета Феодоровна была арестована большевиками, ее келейница инокиня Варвара, несмотря на предложение свободы, добровольно последовала за ней.

    Вместе с великим князем Сергеем Михайловичем и его секретарем Федором Ремезом, великими князьями Иоанном, Константином и Игорем Константиновичами и князем Владимиром Палеем преподобномученица Елисавета и инокиня Варвара были заживо сброшены в шахту близ г. Алапаевска и скончались в страшных мучениях.

    Первый Предстоятель Русской Православной Церкви, восшедший на Патриарший престол после восстановления патриаршества в 1918 году. В 1918 году анафематствовал гонителей Церкви и участников кровавых расправ. В 1922–23 году содержался под арестом. В дальнейшем находился под постоянным давлением со стороны ОГПУ и «серого игумена» Евгения Тучкова. Несмотря на шантаж, отказался присоединиться к обновленческому расколу и пойти на сговор с безбожной властью. Скончался в возрасте 60 лет.

    Офицер царской армии, выдающийся артиллерист, а также врач, композитор, художник… Он оставил мирскую славу ради служения Христу и принял священный сан по послушанию своему духовному отцу - святому Иоанну Кронштадтскому.11 декабря 1937 года в возрасте 82 лет он был расстрелян на полигоне Бутово под Москвой. В тюрьму его везли на карете скорой помощи, на расстрел - вынесли на носилках.

    В нашем городе возведён храм Новомучеников и исповедников Российских. (показать макет и рассказать об игре «Смоленские купола»)

    9. Поясни

    А теперь – финал рассказа

    Поясните, на чём основаны мои утверждения.

    • Я считаю, что члены команды парохода не случайно не подали руки своему командиру, честно выполнившему свой долг.
    • Я утверждаю, что Пушок оказался выше, честнее командира парохода.
    • Я считаю, что автор не случайно акцентирует внимание читателя на белоснежном кителе капитана, рукав которого испачкан крысиным помётом. (китель = честь)

    Не даром говорится, что в сложной ситуации человек показывает своё истинное лицо. В рассказе «Русский характер» А. Толстой утверждает: «…вертясь постоянно около смерти, люди делаются лучше, всякая чепуха с них слезает, как нездоровая кожа после солнечного ожога, и остаётся в человеке - ядро. Разумеется - у одного оно покрепче, у другого послабже…»

    И ещё нужно помнить, что н езнание з аконов не освобождает от ответственности .

    10. Домашнее задание

    В конце рассказа видим послесловие.

    Как вы понимаете прочитанное?

    Откуда у священника оказался фамильный крест рода, к которому принадлежит Алёша?

    Письменный ответ на эти вопросы и есть ваше домашнее задание.

    III. Итоги урока

    Над чем вас заставил задуматься рассказ В. Дёгтева «Аморальный приказ»?

    В конце нашего урока, думаю, уместно поставить не точку, а многоточие. Потому что хорошая книга, и жизнь неразрывно связаны. Я уверена, что автор этого рассказа помог вам задуматься над тем, каким должен быть настоящий человек, а каким он быть не должен…


    Шли мы тогда из Владивостока в порт Ванино. Рейс был последний в сезоне. Шансов успеть до ледостава почти не оставалось. Из Ванино сообщили, что у них на рейде уже появлялись льдины. Я недоумевал: зачем послали так поздно? Однако надеялся, что зима припозднится и удастся проскочить. Тихая и теплая погода в Японском море давала основания для таких надежд.

    На борту у меня был «особый груз» - осужденные священники, настоятели монастырей, высшие иерархи. Надо сказать, однажды мне уже приходилось переплавлять заключенных - страшно вспомнить… В этот раз - совсем другое дело. Ни тебе голодовок, ни поножовщины, ни шума, ни крика. Охранники маялись от безделья. Они даже стали их выпускать на палубу гулять, не боясь, что кто–нибудь из осужденных бросится за борт. Ведь самоубийство по христианским понятиям - самый тяжкий грех. На прогулках святые отцы чинно ходили по кругу, худые, прямые, в черных длинных одеждах, ходили и молчали или тихо переговаривались. Странно, но, кажется, никто из них даже морской болезнью не страдал, в отличие от охранников, всех этих мордастых увальней, которые, чуть только поднимается небольшая зыбь, то и дело высовывали рожи за борт…

    И был среди монахов мальчик Алеша. Послушник, лет двенадцати от роду. Когда в носовом трюме устраивалось моление, часто можно было слышать его голос. Алеша пел чистейшим альтом, пел звонко, сильно и с глубокой верой, так что даже грубая обшивка отзывалась ему. У Алеши была собака Пушок. Рыжеватый такой песик. Собака была ученая, понимала все, что Алеша говорил. Скажет мальчик, бывало: «Пушок, стой!» - и пес стоит на задних лапах, как столбик; прикажет: «Ползи!» - и пес ползет, высунув от усердия язык, вызывая у отцов смиренные улыбки, а охрану приводя в восторг; хлопнет в ладоши: «Голос!» - и верный друг лает заливисто и с готовностью: «Аф! Аф!». Все заключенные любили Алешу и его кобелька. Полюбили его и матросы, даже охрана улыбалась при виде этой парочки. Пушок понимал не только слова хозяина, он мог читать даже его мысли: стоило Алеше посмотреть в преданные глаза, и пес уже бежал выполнять то, о чем мальчик подумал.

    Наш замполит, Яков Наумыч Минкин, в прошлом циркач, восхищался Пушком: уникальная собака, с удивительными способностями, цены ей нет. Пытался прикармливать пса, но тот почему–то к нему не шел и корма не брал. Однажды на прогулке наш старпом подарил Алеше свой старый свитер. С каждым днем заметно холодало. Мальчик зяб в своей вытертой ряске. Алеша только посмотрел Пушку в глаза - и пес, подойдя к старпому, лизнул его в руку. Старик так растрогался.

    Возвращаясь к хозяину, пес ни с того ни с сего облаял Якова Наумыча, спешившего куда–то. Чуть было не укусил. Мне непонятно было такое поведение собаки. Однако на другой день все стало ясно. Я зашел к замполиту в каюту неожиданно, кажется, без стука, и увидел в его руках массивный серебряный крест. Яков им любовался… Крест был прикреплен колечком к жетону. Жетон был увенчан короной, на нем - зеленое поле, а на поле - серебряный олень с ветвистыми рогами, пронзенный серебряной стрелой. Яков перехватил мой взгляд. «А наш–то послушник, оказывается, князь!» - сказал он как ни в чем ни бывало и кивнул на крест с гербом.

    Вот так мы и шли пять суток.

    И вот на шестой день плавания Яков спросил координаты. Я сказал. Он озадаченно пробурчал что–то и спустился в носовой трюм. Вскоре вернулся с Пушком под мышкой. Пушок скулил. Алеша, слышно было, плакал. Кто–то из монахов успокаивал его. Замполит запер пса в своей каюте, и я расслышал, как он резко одернул старпома, попытавшегося было его усовестить: «Не твое дело!» После чего послонялся какое–то время по палубе, нервно пожимая кулаки, потом опять сходил в свою каюту и вернулся с черным пакетом в сургучных печатях. Вновь спросил у меня координаты. Я сказал: такие–то. Тогда он торжественно вручил мне пакет. Я сломал печати. В пакете был приказ.

    Вы слышите - мне приказывалось: остановить машину, открыть кингстоны и затопить пароход вместе с «грузом». Команду и охрану снимет встречный эсминец. Я опешил. И с минуту ничего не мог сказать. Может, ошибка? Но тут подошел радист и передал радиограмму с эсминца «Беспощадный боец революции Лев Троцкий» - корабль уже входит в наш квадрат.

    Что я мог поделать - приказ есть приказ! Помня о долге капитана, я спустился в каюту, умылся, переоделся во все чистое, облачился в парадный китель, как требует того морская традиция. Внутри у меня было как на покинутой площади… Долго не выходил из каюты, находя себе всякие мелкие заботы, и все время чувствовал, как из зеркала на меня смотрело бескровное, чужое лицо.

    Когда поднялся на мостик, прямо по курсу увидел дымы эсминца. Собрал команду и объявил приказ. Повел взглядом: кто?.. Моряки молчали, потупив глаза, а Минкин неловко разводил руками. Во мне что–то натянулось: все, все они могут отказаться, все - кроме меня!..

    В таком случае я сам!..

    Спустился в машинное отделение - машина уже стояла, и лишь слышно было, как она остывает, потрескивая, - и со звоном в затылке отдраил кингстоны. Под ноги хлынула зеленая, по–зимнему густая вода, промочила ботинки, но холода я не почувствовал.

    Поднявшись на палубу - железо прогибалось, - увидел растерянного замполита, тот бегал, заглядывал под снасти и звал:

    Пушок! Пушок!

    В ответ - ни звука. Из машинного отделения был слышен гул бурлящей воды. Я торжественно шел по палубе, весь в белом, видел себя самого со стороны и остро, как бывает во сне, осознавал смертную важность момента. Был доволен тем, как держался, казался себе суровым и хладнокровным. Увы, не о людях, запертых в трюмах, думал, а о том, как выгляжу в этот роковой миг. И сознание, что поступаю по–мужски, как в романах - выполняю ужасный приказ, но вместе с тем щепетильно и тщательно соблюдаю долг капитана и моряка, - наполняло сердце трепетом и гордостью. А еще в голове тяжело перекатывалось, что событие это - воспоминание на всю жизнь, и немного жалел, что на судне нет фотоаппарата…

    Из трюмов донеслось:

    Вода! Спасите! Тонем!

    И тут мощный бас перекрыл крики и плач:

    Помолимся, братия! Простим им, не ведают, что творят. Свя–тый Бо–о–же, Свя–тый Кре–епкий, Свя–тый Бес–с–смерт–ный, поми–и–илуй нас! - запел он торжественно и громко.

    За ним подхватил еще один, потом другой, третий. Тюрьма превратилась в храм. Хор звучал так мошно и так слаженно, что дрожала, вибрировала палуба. Всю свою веру вложили монахи в последнюю молитву. Они молились за нас, безбожников, в железном своем храме. А я попирал этот храм ногами…

    В баркас спускался последним. Наверное, сотня крыс прыгнула вместе со мной. Ни старпом, ни матрос, стоявшие на краю баркаса, не подали мне руки. А какие глаза были у моряков!.. И только Яков Наумыч рыскал своими глазами–маслинами по палубе, звал собаку:

    Пушок! Пушок! Чтоб тебя!..

    Пес не отзывался. А пароход между тем погружался. Уже осела корма и почти затихли в кормовом трюме голоса. Когда с парохода на баркас прыгнула последняя крыса, - она попала прямо на меня, на мой белый китель, - я дал знак отваливать. Громко сказал: «Простите нас!» - и отдал честь. И опять нравился самому себе в ту минуту…

    Подождите! - закричал замполит. - еще чуть–чуть. Сейчас он прибежит. Ах, ну и глупый же пес!..

    Подождали. Пес не шел. Пароход опускался. Уже прямо на глазах. И слабели, смолкали один за другим голоса монахов, и только в носовом трюме звенел, заливался голос Алеши. Тонкий, пронзительный, он звучал звонко и чисто, серебряным колокольчиком - он звенит и сейчас в моих ушах!

    О мне не рыдайте, плача, бо ничтоже начинах достойное… А монахи вторили ему:

    Душе моя, душе моя, восстань!..

    Но все слабее вторили и слабее. А пароход оседал в воду и оседал… Ждать больше было уже опасно. Мы отвалили.

    И вот тогда–то на накренившейся палубе и появился пес. Он постоял, посмотрел на нас, потом устало подошел к люку, где асе еще звучал голос Алеши; скорбно, с подвизгом, взлаял и лег на железо.

    Пароход погрузился. И в мире словно лопнула струна… Все завороженно смотрели на огромную бурляшую воронку, кто–то из матросов громко икал, старпом еле слышно бормотал: «Со святыми упокой, Христе, души рабов Твоих, иде же несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная…» - а я тайком оттирал, оттирал с белоснежного рукава жидкий крысиный помет и никак не мог его оттереть…

    Вот вода сомкнулась. Ушли в пучину тысяча три брата, послушник Алеша и верный Пушок…

    ВОПРОСЫ

    1. Почему не боялись выпускать заключенных гулять на палубу?

    2. Как вы считаете, соответствует ли поступок капитана моральным нормам? Как бы вы поступили на его месте?

    3. Подробно опишите, как вели себя заключенные во время погружения парохода. Как вы думаете, если бы на месте заключенных оказался ваш класс, смогли бы ребята вести себя достойно?

    4. Пожалуйста, всесторонне проанализируйте самооценку капитана: «Не о людях, запертых в трюмах, думал, а о том, как выгляжу в этот роковой миг».

    5. Собака могла спастись, если бы послушала замполита, но она осталась у люка, где все еще звучал голос Алеши. Можно ли сказать, что она совершила подвиг? Смогли бы вы в подобной ситуации оставить друга?

    Какой смысл записывать на бумаге правила общественного поведения, если мы знаем, что жадность, трусость, дурной характер и самомнение помешают нам эти правила выполнить?

    Все эти размышления о морали останутся просто «солнечным зайчиком», пока мы не поймем: ничто, кроме мужества и бескорыстия каждого человека, не заставит какую бы то ни было общественную систему работать как надо.

    Конечно, можно избавить граждан от тех или иных нарушителей общественного порядка, скажем от взяточников и хулиганов; но пока остаются потенциальные взяточники и хулиганы, сохраняется и угроза, что они протопчут себе новые дорожки, чтобы продолжить старые дела. Нельзя сделать человека хорошим лишь с помощью закона. Можно сколь угодно увеличивать число полицейских, улучшать их оснащение, расширять сеть тюрем, то есть репрессивный аппарат, но общество от этого лучше не станет. Вот почему наведение порядка внутри себя должно стать обычной нормой для каждого члена общества.

    И раз уж речь пошла о хороших людях, уместно вспомнить стихотворение Н. Некрасова:

    Каждый год, как наступит весна,
    И зальются поляны водою, -
    Вся деревня идет на погост,
    На могилу - под липой густою.
    С уваженьем колени народ
    Перед этой могилой склоняет;
    Шлют молитву простые сердца
    За того, кто в земле почивает.
    В ней схоронен простой мужичок,
    Целый век боронивший, пахавший,
    Но высокой души человек,
    Ни корысти, ни злобы не знавший.
    Был он другом всех бедных людей,
    И, за каждого сердцем страдая,
    Целый век прожил он для других,
    Для других сам себя забывая.
    Разлилася широко река,
    Все, что ветхо, водой подмывая…
    Он погиб в золотую весну,
    Погибавших малюток спасая.
    С той поры, каждый год по весне,
    Как зальются поляны водою,
    Вся деревня идет на погост,
    На могилу - под липой густою.

    Благородный поступок, точнее подвиг, всколыхнул все общество, то есть деревню. И это общество не забыло своего героя: стихотворение так и называется - «Добрая память».

    Итак, нравственное общество состоит из нравственных людей. Можно в школе каждый день долбить, что такое хорошо и что такое плохо, но без нравственного преобразования самого человека, без наведения настоящего порядка внутри себя нравственного общества не построить.

    Поведение человека и, следовательно, его пути наведения порядка внутри себя зависят и от столь отдаленных, казалось бы, «материй», как представление человека о Вселенной. Материал, рассматриваемый в следующем разделе, может оказаться очень полезным для аргументации этого тезиса.

    ВОПРОСЫ

    1. Почему нельзя сделать человека добрым и справедливым лишь с помощью закона?

    2. Опишите нравственный портрет героя стихотворения Н. Некрасова, используя характеристики самого поэта.

    Вячеслав Дегтев


    Крест(сборник рассказов)


    © Copyright Вячеслав Дегтев

    Вячеслав Дегтев. Крест. Книга рассказов. М., Андреевский флаг, 2003,

    448 с. ISBN 5-9553-0021-Х


    Последний парад



    "Он сладостно обонял воню вражеской крови.

    Видя гибель ворогов, пел песни, смеялся и хохотал…"

    (Из летописи)


    В тех черных, ледяных, продуваемых насквозь заснеженных горах погибала шестая сводная рота. В снежную, глухую, высокосную, двадцать девятого февраля, ночь там во всю бушевала кровавая вьюга. И рота, как потом в песне воспоется, – уходила на небо. Строем. Один за одним… Уходили молодые, с тонкими шеями, безусые мальчишки-солдаты, шли они не на любовные свидания, а на встречу-рандеву с тем, что называется – Вечность.

    Ребята уходили, а салага-первогодок Егорка Щегол пока еще оставался. Вообще-то фамилия его была – Стрижов; Щеглом прозвали в роте – за незлобивость, безотказность, вострый носик и щеглиную щуплость. Он был единственным у матери сыном. На те копейки, которые она получала на кордной фабрике, не особенно-то разжиреешь. Вот и был у него постоянно "дефицит живого веса". Отец уехал в Тюмень на заработки, да так и сгинул… Егоркина мать, ни на кого не надеясь, тянула лямку из последних сил, отмазать сына от солдатчины даже не пыталась, тем более, что он сам захотел служить. Иначе, говорил, уважать себя не будет.

    Кто хотя бы неделю был в армии, знает, что в первую роту отбираются лучшие солдаты, ставится командиром самый сильный (или самый блатной) офицер. Во вторую – похуже, и командир уже без блата и связей; и так далее, по убывающей. Шестая рота в той части была на положении изгоя. Как говорится, ниже асфальта на двадцать сантиметров, – вровень с хозвзводом. Дефективные очкарики и прочие "шизы", "недомерки" и "задохлики". По строевой последние. (Комбат невесело шутил: хоть сено-солому к рукавам привязывай…) По стрельбе – первые с хвоста. Для которых вечно то патронов не хватало, то мишеней.

    Перед отправкой в "командировку" их "усилят" всяким разношерстным "контингентом" из остальных рот, перебросят к ним закоренелых сачков, могущих спать стоя и даже в строю, законченных разгильдяев и "шлангов", от которых ротные мечтали избавиться, чтоб не портили "показатели" – после чего "пополненную" этак роту сводят в баню, оденут в новое обмундирование, и в полковой церкви священник отец Олег скопом окрестит некрещеных (даже двух татар прихватит), помашет над строем, ядрено пахнущим складским духом, блестящим, дымящимся кадилом, обрызгает каждого святой водою, – с тем и отправят солдат в Чечню.

    И уже в последние часы, перед самой отправкой, к роте прикомандируют их комбата, объявив, что это последнее его боевое задание – после "командировки" пусть готовится в запас, на заслуженный отдых. Комбат был бесперспективный перестарок-подполковник, с каким-то "неуставным", богемно-ветхозаветным именем, уж во всяком случае совершенно не армейским -Марк. С таким имечком сподручно черные квадраты малевать, мюзиклы-буффонады ставить, шутил комполка, молодой майор, из ранних, у которого имя было "правильное", – Святослав, и который моложе комбата был лет на десять, недурно также стишки кропать, но только не в армии служить, карьеру не сделаешь, будь ты хоть самим Жуковым. Молодой комполка знал в карьерных делах толк. Особенно была докой по этой части смазливая его жена… Вот и пришлось вчерашнему комбату командовать перед дембелем ротой. Но приказы в армии не обсуждаются…

    А потом кто-то где-то договаривался – один был при лампасах, другой в каракулевой папахе, – они договаривались, что одни выпустят других через перевал в Грузию, а те постреляют для блезиру, чтоб была видимость грандиозной битвы, и джигитам, мол, пришлось прорываться с боем, потому и потеряли такое огромное количество импортного снаряжения, однако удержать их все равно не было никакой возможности, хоть солдаты рус… российские и проявляли чудеса, как принято говорить, героизма… Но вы-то уж солдатиков не очень много валите, вы и так оборону легко прорвете, это ж наши дети, дети трудового народа, – просил на прощанье тот, что в лампасах, вытирая алые губы от осетрового жира. Немного, совсем немного повоюем, как же без этого, лицо потеряешь, человек пять-десять, ну, пятнадцать зацепим слегка, каких-нибудь бестолковых разгильдяев-губошлепов, они мне еще в Советской Армии надоели, – человеческий мусор! – отозвался тот, который в папахе. Но только дети это не наши, это ваши… ваши ублюдки! Ну, хорошо, хорошо, не будем ссориться! – примиряюще бормотал в лампасах. Он опять сберег свои нервы, но не сберег свою честь. Впрочем, у него об этом весьма приблизительное было представление, он так и остался колхозным подпаском, которому удалось выбиться, пролезть в генералы…

    Милые, наивные губошлепы! Воины-защитники с цыплячьими шеями. Не хватило у ваших родителей ни денег, ни связей, чтоб откупить-отмазать вас от солдатчины, не хватило у вас "ума" и изворотливости, подлости и цинизма, чтоб правдоподобно "косануть" от этой гибельной "командировки", не хватило совести увильнуть в последний момент под благовидным предлогом от роковой той погрузки в вертолеты, и вот – погнали вас, "верных присяге", кое-как вооруженных, с сухпаем из буханки хлеба да банки бланшированной сельди, погнали как ваших мобилизованных дедов-прадедов гнали в свое время – кого против Колчака с Деникиным, а кого против Фрунзе с Уборевичем, в лапотках и с древними трофейными "арисаками" да "манлихерами", – так и вас бросили расхлебывать кровавую кашу, сильно припахивающую грозненской нефтью (правда, перед самой отправкой переодели в новое, чистое обмундирование), в очередной раз в своих грязных играх расплатились вашими ничего не стоящими для них жизнями, вашей молодой кровушкой, которая для них – сущая водица. Увы, так всегда было…

    И вот двадцать девятого февраля вы безропотно, с выражением покорной жертвенности, весьма характерной для нашего простого человека, как и предки ваши когда-то (тем хоть какую-никакую красивую сказочку пели сладкоголосые политруки-комиссары про всеобщее благо и счастье), молча и покорно, без шуток и смеха, погрузились в "вертушки", долетели до ущелья, которое вам приказывалось запереть, десантировались в рыхлый снег на старый аэродром, где чеченцы принимали когда-то фашистские самолеты, заняли на продуваемом перевале оборону, окопались в снегу, и вскоре увидели в темноте боевиков, которые шли открыто по твердому насту, даже огоньков сигаретных не пряча, -все это зверье вылило через перевал в Грузию, туда, где каждый сейчас или князь, или вор в законе; нет, точнее будет: если не князь, значит – вор.

    Случайные статьи

    Вверх