Как становятся капитанами корабля. Профессия — Капитан каботажного и дальнего плавания главный навигатор судна

Морское дело — одно из древнейших человеческих увлечений. Во все времена людей очаровывали морские глубины, а горизонт манил своей бесконечностью. Воины, путешественники, торговцы — все они не представляли своей жизни без странствий по морским просторам. В XXI веке тяга человека к морю ничуть не охладела, только теперь профессия моряка, помимо увлекательных странствий, может принести еще и солидные финансовые дивиденды. О том, как сейчас попасть на судно и стать профессиональным морским волком, «ПОнедельнику» расскажет Павел Барсуков — дипломированный судоводитель, третий помощник капитана.
Текст: Ольга Малышева
Редактор: Родион Чепалов

— Как приходят в эту профессию?

— По первому образованию я экономист, поэтому профессия моряка была для меня вновь приобретенной. В эту сферу люди попадают несколькими путями.
Первый и самый распространенный — преемственность поколений. В «моряцких» семьях дети с детства знают, куда они пойдут учиться и кем будут.
Но есть и те, кто по каким-то своим причинам не представляют себя без моря и в сознательном возрасте решают сменить профессию. Именно к этой категории я отношу себя, так как море всегда представлялось мне чем-то манящим и загадочным, поэтому выбор второй профессии для меня был скорее закономерным, нежели спонтанным.

— Где можно научиться морскому делу?

— В Петербурге существуют высшие учебные заведения, дающие соответствующее образование, например Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова или Санкт-Петербургский государственный морской технический университет. Есть заведения, готовящие специалистов с начальным и средним профессиональным образованием, такие как Санкт-Петербургский морской технический колледж или Санкт-Петербургский морской рыбопромышленный колледж. Имеется огромное количество курсов по подготовке матросов, мотористов и прочих специалистов отрасли.

— Что делать после получения диплома?

— В случае с высшим профессиональным образованием диплом не дает автоматически права выходить в море в качестве специалиста (нужен еще отдельный «рабочий диплом»), и даже отучившись шесть лет в «Макаровке», вы не сможете сразу стать помощником капитана или механиком. Для получения «рабочего диплома» нужно 12 месяцев пробыть в море в роли матроса, набрать опыт, подтвержденный справками с судна, получить все необходимые сертификаты и сдать экзамен в Морской квалификационной комиссии. Только после этого вы сможете получить «рабочий диплом», с которым потом будете устраиваться на работу.

— Каков алгоритм действий при окончании курсов?

— Я как раз окончил двухмесячные курсы матросов в «Макаровке», получил минимальный пакет сертификатов: первый — «Плоты и шлюпки», второй — «Безопасность жизнедеятельности на судне». Здесь началось самое интересное. Без «рабочего диплома» никто не берет, а диплом без практики вы не получите. Приходится быть терпеливым и настойчивым, искать практику самостоятельно. Подходят любые способы — можно искать в интернете, спрашивать знакомых. Я нашел местечко в гидрографическом флоте, пришел на должность матроса второго класса, проработал там два месяца, получил диплом матроса первого класса. Затем сдал экзамены в порту, в уже упомянутой выше Морской квалификационной комиссии, и получил «рабочий диплом», с которым можно плавать.

— Какими качествами, помимо профессиональных, должен обладать будущий моряк?

— Работа напряженная и ответственная, поэтому рассеянному и невнимательному человеку на судне делать нечего. Если вы хотите работать в иностранной компании и получать хорошие деньги, то пригодится знание английского языка, желательно на высоком уровне. Существуют даже специальные языковые курсы для работников судоходной сферы. Знание любых других языков, кроме английского, тоже может очень пригодиться. Ну и, конечно же, моряк должен уметь хорошо плавать.

— Как устроиться на работу на судно?

— Для моряков существуют крюинговые компании — специальные кадровые агентства. Там вы оставляете свою анкету, где подробно описываете свои навыки, имеющиеся на руках сертификаты и дипломы, опыт своих прошлых контрактов, а также прилагаете свидетельство о прохождении медицинской комиссии. И ждете звонка...

— Есть ли разница между речными и морскими контрактами?

— Мои первые два контракта были на речных судах. Зарплаты у речников на порядок ниже морских, хотя работа не легче, а подчас даже сложнее. Я встречал настоящих профессионалов и искренне недоумевал, почему они держатся за место именно в речном флоте за такие деньги. Например, зарплата капитана речного судна сравнима с зарплатой третьего помощника в море, а доход старшего помощника капитана и вовсе соизмерим с окладом морского матроса. Правда, там же мне приходилось встречать и безответственных алкоголиков, которые выходили на вахту «подшофе».

— Где приходится плавать?

— Я работал на линии Карелия — Финляндия. Три раза в месяц бывал в Хельсинки и Турку, а раз в пять дней у меня был выходной — один день я проводил в родном Петербурге. Четвертый контракт отправил меня уже в Европу — во Францию, Германию, Данию и Швецию. Один из контрактов я провел на сухогрузе, который ходил в Африку: работали в основном в Сенегале, Либерии, Нигерии и Гане.

— Сколько моряк получает?

— Младший состав зарабатывает от $1-2 тысячи в месяц, командный состав — до $10-12 тысяч. Лакомый кусочек для любого моряка — это работа на офшорном судне. Эти суда занимаются бурением скважин, прокладкой кабелей, буксировкой и прочими полезными вещами. Привлекательны они тем, что зарплаты здесь больше, контракты короче, карьерный рост быстрее. Вот только попасть на такое судно не так просто. Главным условием в этой отрасли является ваш опыт. И чем он богаче, тем больше шансов, что вас примут на работу. Без большого трудового стажа обращаться туда просто не имеет смысла.

— Бывают ли на борту какие-нибудь курьезные случаи?

— Конечно. Однажды мы застряли во льдах Финского залива в нечеловеческий мороз, старое судно трещало по швам и начинало протекать. Через три дня нас спас ледокол, проходивший мимо. В Швеции, той же зимой, мы швартовались в канале, периодически застревая во льдах вместе с буксиром. Все это длилось семь часов, и все семь часов я провел на полубаке (носовая надстройка на баке корабля) и в результате отморозил ноги.
В Африке, пока мы стояли на рейде, одной из обязанностей матроса было в свою ночную вахту совершать обход судна.

Проходила эта процедура следующим образом: моряк оставался на палубе один с фонарем и рацией. Все двери и люки задраивались изнутри, на мостике оставался вахтенный офицер. Обладатель фонарика и рации должен был каждые 15 минут совершать обход судна и докладывать об обстановке за бортом. А за бортом в это время творился настоящий «карнавал» — местное население с криками и со специальным освещением ловило рыбу. Дикость этой ситуации довольно трудно представить, пока вы сами в ней не окажетесь. Но обходы были необходимы, так как те края славились обилием пиратов.

— Как привыкнуть к длительным рейдам и жизни вне дома?

— Несомненно, если вы выбираете профессию моряка, то нужно быть готовым к длительному отсутствию не только дома, но и на твердой суше. Легче тем, у кого нет семьи, но не могу сказать, что команда судна — сплошь холостяки. Ко всему можно привыкнуть. Работа довольно тяжелая, но она приносит очень хороший доход, массу впечатлений и дает возможность повидать мир. Это стоит того, чтобы проводить месяцы вдали от дома.

Ресурс — информационно-поисковая система в сфере судоходства, судостроения и судоремонта;
— каталог морских учебных заведений России и Украины;

— все о нужных для трудоустройства документах;

Специальности: навигационное дело и судовождение, морское судовождение, речное судовождение

Специализация в зависимости от типа, назначения и водоизмещения судна (пассажирское каботажное, пассажирское скоростное, грузо-пассажирское типа «река-море», грузо-пассажирское типа «ледокол», круизный лайнер большого среднего и большого возоизмещения и т.п.)

Примечание. В учебных заведениях этой отрасли обычно готовят специалистов широкого профиля, специализацию студенты и выпускники выбирают сами, исходя из собственных интересов и обстоятельств трудоустройства.

Требуемое образование (уровень образования, тип учебного заведения):

Среднее специальное (навигатор, вахтенный помощник капитана грузового судна малого и среднего водоизмещения, старший техник-судоводитель) – речные и мореходные училища или колледжи, речные командные училища, ПУ и ПТУ речного флота РФ.

Высшее (навигатор-инженер, вахтенный помощник капитана) – высшие мореходные училища и академии

Специфические способности, необходимые для успешного овладения профессией:

При поступлении проходится специальная медкомиссия: будущий навигатор должен иметь крепкое здоровье, включая хорошее зрения и отсутствие склонности к морской болезни. Необходимо также иметь выраженный интерес к путешествию по водным просторам, уметь быстро принимать жизненно важные решения и не бояться взвалить на себя ответственность за жизнь и здоровье людей. Желательно обладать врождёнными способностями к пониманию географических карт и запоминанию географически важной

информации, а также к быстрому обучению пользоваться контрольно-измерительной и навигационной аппаратурой и другой техникой.

Профилирующие предметы школьной программы и дополнительного образования:

География, математика, физика, физкультура, ОБЖ, плавание, другие спортивные секции, занятия в студии судовождения*, история мореплавания, литература и русский язык, иностранные языки.

Характер и содержание работы:

Организационно-навигационный, административно-командный. Работа в различных судоходных компаниях – осуществление общего руководство вверенным судном, несение вахты на капитанском мостике, расчёт курса следования, периодически выполнение роли рулевого, ведение финансовых операций, связанных с коммерческой деятельностью, которую осуществляет судно.

Очевидные плюсы

Возможность работать на природе и постоянно путешествовать, для капитана дальнего плавания – возможность увидеть разные страны и стать участником интересной научной экспедиции, высокие доходы, в которые входит не только зарплата, но и премия по финансовым итогам работы судовой команды.

«Подводные камни», очевидные минусы

Длительная оторванность как от твёрдой поверхности под ногами, так и от семьи, поскольку не все жёны и дети моряков имеют возможность и желают плавать по морю большую часть года. Работа связана с риском для здоровья и жизни (возможны пиратские нападения и попадание в сильный шторм и даже торнадо). Необходимо постоянно проявлять суровость характера капитана и нести ответственность за поведение каждого члена экипажа и пассажира. Несение материальной ответственности за перевозимые грузы.

Возможные профессиональные заболевания: морская болезнь, вегетососудистая дистония – риск умеренный.

Вилка зарплат (в среднем в рублях в месяц)*

В Москве и Московской области: 40 000 – 70 000 (в основном каботажные прогулочные и зафрактованные для корпоративных прогулок малотоннажные суда)

На международных линиях, включая трансокеанские: 120 000 – 400 000

В крупных областных центрах, включая речные круизные суда: 50 000 – 80 000

В глубинке России: 25 000 – 40 000 (в основном грузовые суда малого и среднего водоизмещения)

По большому счёту, профессия моряка-навигатора, то есть специалиста по вождению водного транспорта, очевидна для всех, кто иногда смотрит фильмы про капитанов и морские походы, даже если действия в этих фильмах происходят во времена парусных фрегатов. Что же касается капитана, то это скорее руководящая должность на судне и звание в табеле о рангах служащих морского или речного судоходства. Этот табель был заведён в России ещё при Петре I и вначале полностью соотносился с табелем о рангах государевых служащих и людей военного звания. Но так повелось с глубокой древности, практически с начальной эпохи мореплавания, открытой, по-видимому, бесстрашными финикийцами. Любое судно, даже торговое, обязательно «по совместительству» было военным, а матросы во главе с капитаном – боевыми стражниками этого корабля.

Сегодня торговый, грузовой и пассажирский флот никак не связаны с военным предназначением, однако капитан на любой судне – по прежнему командир, имеющий право арестовать и заключить под стражу любого нарушителя общественного порядка. То есть капитан – это главное лицо на корабле, полностью отвечающее за безопасность находящихся на нём людей. И просто быть квалифицированным навигатором, то есть уметь прокладывать курс, пользоваться сложными навигационными приборами и отдавать рулевому верные команды, как и самому вести судно на месте рулевого, для капитана недостаточно.

Именно поэтому звание и должность капитана каботажного (приемущественно речного и плавающего на сравнительно небольшие расстояния от порта приписки) или тем более капитана дальнего плавания можно смело выделить в профессию. Путь к которой лежит не только через окончание соответствующего учебного заведения по соответствующей специальности, но и через достаточно длительную практику на борту судна в качестве штурмана или помощника капитана.

Надо сказать, что все капитанам гражданских судов, утверждённым на эту должность, присваивается офицерское звание. И от своих подчинённых на борту судна капитан обязан требовать беспрекословного подчинения подобно на военном флоте. В такой традиции, имеющей древние корни, заложен глубокий смысл создания на корабле условий, максимально способствующих безопасному хождению судна по заведомо небезопасной среде. Даже обычная и не широкая река таит в себе массу опасностей для, казалось бы, непотопляемого малым штормом металлического судна. А если кто-то из пассажиров (особенно это касается круизных лайнеров, где люди отдыхают и нередко позволяют себе вести намного более раскованно, чем на берегу) начинает создавать на судне нервозное настроение или, того хуже, затевает с кем-нибудь из других пассажиров или членов команды драку, то капитан обязан немедленно пресечь его действия.

Вызвать водную полицию (милицию) нередко бывает невозможно из-за удлённости судна от ближайшего населённого пункта, а специально полицейских держать на судах обычно не принято: считается, что в услових водной стихии на корабле не должно постоянно находится никаких параллельных вооружённых и наделённых властью структур, чтобы в случае критической ситуации своими действиями не навредить безопасности судна. То есть командир и администратор, принимающий решения, на корабле должен быть один, и это человек – капитан.

Надо сказать прямо: не каждый дипломированный навигатор может стать капитаном. Но это же можно сказать про любого специалиста. То есть не каждый квалифицированный специалист способен работать руководителем фирмы по полученному в учебном заведении профилю.

Тем не менее к отбору курсантов мореходные вузы подходят с таким «прицелом», что каждый выпускник в итоге должен стать капитаном современного судна. Вот, к примеру, что опубликовано на сайте Государственной морской академии имени адмирала С.О. Макарова (факультет судовождения):

«Желающие учиться на судоводительском факультете должны быть готовы к тому, что к ним будут предъявляться, как минимум, следующие требования (т.е. чем должен обладать претендент на учёбу на этом факультете. Прим. автора):

развитое чувство ответственности, обязательность, добросовестность, дисциплинированность, упорство, желание и умение жить и работать «по правилам»;

спокойствие, уравновешенность, мужественность;

желание и способность руководить коллективом;

готовность к постоянному, на протяжении всей профессиональной жизни, обу­чению и самообучению, повышению профессионального мастерства;

желание и способность к овладению иностранными языками, в первую очередь английским языком, - являющимся профессиональным для судоводителей.

За период обучения на факультете курсанты во время учебных и плавательных практик не меньше 12-ти месяцев проведут в морских и океанских плаваниях на судах ведущих российских и зарубежных судоходных компаний с заходами в порты многих государств.

Уже после первой плавательной практики на всемирно известном учебном паруснике «Мир», принадлежащем академии, курсанты получают первую морскую специальность «Вахтенный матрос», дающую в соответствии с международными требованиями право участвовать в несении навигационной вахты на морских судах.

По окончании обучения все выпускники, успешно освоившие программу обучения и программы практик, получают общероссийский диплом инженера и морской диплом вахтенного помощника капитана, имеющий международный статус и дающий право работать как на судах под российским флагом, так и на иностранных судах. Выпускники факультета востребованы и конкурентоспособны и по окончании факультета все получают направления для работы по специальности в российские и зарубежные судоходные компании.

После окончания факультета по мере приобретения опыта работы положительно зарекомендовавшие себя выпускники регулярно получают повышения в должности, становясь, как правило, через 7-10 лет капитанами современных морских судов».

А как быть мальчикам (женщин-капитанов история ещё не знала), которым очень хочется вырасти в капитана на водном транспорте, но я английским языком они не в ладах. Прежде всего, не стоит раньше времени ставить крест на изучении английского языка. Однако поскольку в мореходные училища обычно высокие конкурсы, а российские судоходные реки в большинстве своём ничем не хуже морей и озёр, почему бы не поступить в какое-либо из училищ водного речного транспорта? Например, в Омске есть прекрасное речное командное училище (среднее специальное образование) с давними традициями, из которого выходят хорошо подготовленные к работе на речных судах разного водоизмещения и назначения будущие капитаны и не только.

Но, выбирая профессию моряка или речника, независимо от специальности, необходимо давать себе отчёт в том, что для личной жизни эта профессия далеко не всем и не всегда удобна. Наиболее лучший вариант, если муж и жена (а потом и дети) с одинаковым интересом воспринимают длительные путешествия по воде, а самое оптимальное, когда оба работают на одном и том же судне. Но это уже как судьба сложится. Большинству же работников водного транспорта приходится расставаться с семьями на всю навигацию. Которая, на морях (кроме Чёрного) продолжается, по сути, круглогодично, и капитаны и их подчинённые не видят своих жён и детей по полгода и дольше подряд. А перерывы между уходами в море составляют чаще всего не дольше трёх месяцев.

_________________________________________________

Капитан – главный специалист на судне, однако без команды подчиняющихся ему вахтенных матросов и других специалистов не обходится ни одно судно. В одиночку можно управлять сравнительно небольшими парусниками или одномоторными баркасами и катерами. Поэтому на подавляющем большинстве грузовых и грузо-пассажирских кораблей, не говоря уж о круизных лайнерах, под началом капитана обычно служат не менее двух штурманов (первый и второй штурманы), один-два боцмана один из них старший), главный судовой механик и подчиняющиеся ему мотористы-механики, а также вахтенные матросы, в задачи которых входит не только пресловутая влажная уборка палубы. Вот, к примеру, по каким специальностям проходит обучение в одном из авторитетных учебных заведений мореходства Санкт-Петербургском Морском техническом колледже: «Организация перевозок и управление на морском транспорте» (техник), «Менеджмент на водном транспорте» (менеджер), «Судоводитель-помощник механика судов речного флота», «Боцман», «Моторист (машинист) рефрижераторных установок», «Повар» (кок) – профессиональное начальное образование.

На базе профильного начального профессионального образования (НПО) по ускоренной программе ведётся обучение по специальностям: «Морское судовождение», старший техник-судоводитель; «Морское судовождение», специализация «Морское судовождение в смешанном (река-море) плавании», техник-судоводитель; «Эксплуатация транспортных энергетических установок (на водном транспорте)», старший техник-судомеханик; «Технология продукции общественного питания», технолог (судовой кухни и кулинарии).

…Все поступающие для обучения профессиям и специальностям плавсостава проходят медицинскую комиссию, определяющую пригодность для работы на морском и речном транспорте. Для курсантов обязательно ношение морской форменной одежды…»

Кроме того, в речных и морских училищах можно получить квалификацию вахтенного матроса и отдельно – официанта для работы на круизных лайнерах.

Надо сказать, что во времена СССР к претендентам на работу официантом и бортпроводником на международных линиях предъявлялись достаточно высокие требования. Получить право трудоустройства официантом или коком на такой круизный лайнер хотели многие юноши и девушки, поэтому в училища образовался конкурс и предпочтения отдавали тем, кто мог неплохо общаться на английском языке. Сегодня ситуация не так остра, поскольку чисто познавательные и потребительские мотивы (иметь доступ к зарубежным товарам в судовых буфетах и припортовых магазинах) у молодёжи сошли на нет: не обязательно быть сотрудником круизного флота, чтобы попасть за границу или покупать импортные товары. Тем не менее официанту и другому члену судовой команды круизного лайнера весьма желательно сносно общаться по-английски и быть в достаточной мере коммуникабельным и доброжелательным.

Но если вы любите технику и воду одновременно, то почему бы вам не стать специалистом машинного отделениями (мотористом, механиком)? Судовые механики и мотористы большую часть рабочей вахты проводят в машинном отделении корабля и водных просторов не видят. Зато они ощущают себя своего рода хозяевами двигателей судна, и на своей территории у мотористов создаётся что-то типа машинной епархии. Никто больше, кроме них и старших командиров (капитана, его помощников и штурманов) не имеет права появляться в машинном отделении. Зато машинисты всегда могут выйти на палубу подышать свежим воздухом.

Определённую популярность получила среди будущих моряков и речников такая специальность, как боцман, по сути своего рода зам. руководителя судна по всем хозяйственным вопросам и работе с персоналом. Все вахтенные матросы напрямую подчиняются ему, но он и несёт ответственность за каждого из своих подчинённых и проводит их обучение работе на водном транспорте.

«Подводные камни» этой работы, независимо от специальности и уровня образования, все лежат на поверхности, но некоторые действительно по водой – это рифы, на которое морское судно всегда рискует наскочить. Но аварии на грузовых и пассажирских судах, заканчивающиеся трагически для корабля и многих пассажиров с членами команды, – явление не настолько частое и закономерное, чтобы кто-то мечтающий о работе на водной глади отказался от осуществления своей мечты. Соответствовало бы здоровье требованиям морского или речного устава, а уж матросом устроиться реально и парню, в школе не отличавшемуся особым рвением по всем дисциплинам, кроме физкультуры. Всё остальное – преодолимо и не так страшно, если человек заражен водой.

А другие на водный транспорт и не идут. Так что удачи, будущие корабельных дел специалисты. Надо сказать, что зарплата для этих людей не является фактором, определяющим их отношение к профессии.

Речники получают примерно вдвое меньше, чем моряки, зато намного чаще видятся со своими родными и близкими и практически не испытывают «прелестей» качки, когда от голода буквально сводит желудок, а есть невозможно. В среднем же рядовые работники водного транспорта получают примерно вдове меньше своих капитанов и не ниже, чем во многих других отраслях экономики. Так что удачи, будущие корабельных дел специалисты.

Добрый день! Меня зовут Юрий Фадеев, я директор парусной школы RYA, яхтенной компании ‘Кабестан’. Нас постоянно спрашивают, как стать капитаном или квалифицированным матросом, и что делать помимо обучения. Так родилась эта статья.

Итак, с чего начать. Самое первое, спросите себя, что вас больше интересует. Ответа обычно 2:

1) Стать продвинутым матросом, качественно умеющим настраивать паруса, заниматься базовой навигацией на борту, становится на якорь, работать на баке, помогать швартовать яхту находясь в нужном месте и так далее, но без ассоциированой ответственности за экипаж и судно. Это доля капитана и далеко не все хотят ее разделять. В этом случае, максимум что вы хотите это, иногда, роль старпома и человека на которого можно положиться и который знает, что делать что бы помочь капитану с тем или иным вопросом.

2) Быть высшей властью на яхте. Со всеми вытекающими последствиями и ответственностью. Ответственность за судно и экипаж подходит не всем, но если вы к этому готовы, то читайте дальше, мы вам расскажем, как этого добиться.

И сразу же кавеат, уважаемые. Статья описывает лучшие варианты с позиции человека управляющего школой, то есть исходя из личного опыта многих сезонов подготовки курсантов. На такой личный опыт есть миллион других личных опытов, так что информация as is, у каждого свой путь к заветным знаниям.

Первым делом, что это значит ‘быть капитаном’ и что это вообще такое. В моем определении капитан это человек, имеющий:

а) Нужные навыки, опыт и знания в управлении яхтой и экипажем во время переходов. Я подчеркиваю здесь слово ‘экипаж’ и специально не разделяю слово переходы в подвиды оффшорных, прибрежных, дальних и так далее. Разницы, в моих глазах, никакой. Прибрежные походы зачастую требуют гораздо больше знаний чем переходы через океан.

б) Обладающие всеми требуемыми документами подтверждающие квалификацию. Грубо говоря права на яхту соответствующие планируемому переходу. Права эти, конечно же, должны быть получены тяжелым трудом в процессе обучения, а не в результате подарка на день рождения.

в) Желание брать на себя ответственность и способности это делать когда что-то идет не так. А это очень не просто. Море рано или поздно начинает выбрасывать игрушки из манежа, к этому надо быть готовым. Капитан это не фуражка на макушке и шампанское

Здесь в силу вступает концепция 10000 часов, как и в любом хобби/занятии/профессии. Если вы хотите стать профи, для этого надо работать. Возможно не 10000 часов, но концепция вам понятна. Иначе ответственность за судно и за людей очень быстро вам надоест, не смотря на роскошные бухты и красивые закаты. Что бы получать удовольствие от последних, надо туда еще безопасно дойти, что бы и экипаж от них получил удовольствие, а не запивал валидол коньячком, как иногда случается, или в экстренном порядке списывался на берег. О чем я тоже, периодически, слышу.

Итак, вы хотите соответствовать пунктам а, б и в, но в море вы никогда не были и, первым делом, хотите понять, надо ли вам там быть. Все просто. Вам нужен начальный курс RYA Competent Crew. Цель этого курса следующая:

а) Познакомить человека с морем. Дать ему/ей понять что это такое и подходит ли это кандидату.

б) Научить базовым знаниям и стандартным маневрам/процессам/командам на борту.

5 дней на воде дадут вам именно это. Это метод полного погружения, вы живете на борту и с утра до вечера работаете и учитесь в море, под присмотром инструктора. Уникальный курс и очень полезная штука для начинающих яхтсменов.

Очень часто к нам приходят люди с опытом одной регаты или похода с друзьями, которые хотят сразу получить корочки шкипера, без курса RYA Competent Crew. Мы их изо всех сил отговариваем, советуем начинать с RYA Competent Crew, но у нас не всегда это получается. Но результат всегда предсказуем, они или не сдают, или сдают, но в голове остается каша. Невозможно быть капитаном не зная 100% как быть матросом. Это на всю вашу яхтенную карьеру задаст неправильное начало, так что даже если вы считаете, что у вас все получится с первого раза, все равно пройдите курсRYA Competent Crew. И будет вам счастье.

После этого курса вы поймете две вещи: а) надо ли вам это вообще и б) куда двигаться дальше. Задача любого инструктора это не только научить, но и подробно и правильно рассказать, как двигаться дальше, для достижения нужной цели.

Следующий шаг – поход. Очень часто люди думают, что следующий шаг – это курс RYA Day Skipper. Формально да, но лучше с этим курсом не торопиться. Сходите в поход. На выходные, на неделю, не важно. Главное, под присмотром инструктора. Выбор большой, много яхтенных компаний предоставляет походы, но вам надо будет сделать немного ‘домашней работы’, а именно, распросить школу о формате похода. Должно быть следующие минимальные характеристики:

а) Профессиональный, коммерческий инструктор, с соотвествующими корочками и разрешениями. Не стесняйтесь спрашивать у компании прислать вам коммерческие и инструкторские корочки шкипера, а так же опыт. Индустрия наша полна клоунов, и нормальные компании иногда сложно определить. Задавайте много вопросов и вам все станет понятно.

б) Собственный флот. Если компания владеет своим флотом, все сразу становится гораздо серьезней. Яхта должна иметь коммерческую аккредитацию той страны, под чьим флагом она оперирует. Не стесняйтесь спрашивать.

Такой поход даст вам максимальную пользу и вы будете в надежных руках. Не надо на этой стадии ходить в поход с другом Васи, который в прошлом году отучился в Турции и теперь на чартерной лодке идет по Греции, слупив с вас 700 евро за удовольствие. Может все будет и хорошо, но пользы лично для вас особой не будет. Учебный поход с аккредитованым инструктором на борту и на коммерчески аккредитованой яхте дороже вам стоить не будет, а толка сильно больше.

Итак, вы откатали поход, посмотрели как это все происходит на самом деле, вне учебной яхты официального курса, а именно в обычных переходах. Ведь на месте шкипера-инструктора рано или поздно хотите оказаться уже вы сами, так что очень полезно посмотреть на процесс как можно раньше. Что делать после похода?

Учить теорию. Это можно сделать самостоятельно, набрав книжек, или же, если вы не уверены, что хватит усидчивости, то тогда или заочно, по удаленным курсам, или же очно, в аудитории. Лучше всего работают курсы в аудитории, это самый продуктивный, но и самый дорогой вариант. Доступность инструктора – самое важное здесь. Всегда можно спросить и посмотреть в глаза

Если такой возможности нет, то тогда заочный курс, всегда можно спросить инструктора по телефону или по электронной почте.

Ну а если вы супер-усидчивый и десциплинированый ученик, то тогда покупайте книжки и учитесь самостоятельно. Вам понадобятся следующие материалы. Опять же, их много, это те, которые рекомендую я:

  • Alison Noice – Day Skipper for Sail and Power
  • Alison Noice – Exercises

ОК. Курс теории пройден, базовый курс RYA Competent Crew пройден, поход возможно тоже увековечен в лог буке, и теперь самое время идти учиться на капитана! И тут вам понадобится курс RYA Day Skipper. Этот курс начнет подготовку к самостоятельному чартеру. Формально, права RYA Day Skipper позволят вам брать яхту на Средиземном море и других акваториях. Но, и это большое но, после этого курса, для того что бы стать нормальным шкипером, вам надо будет продолжать учиться, самостоятельно или по следующим ступеням RYA. Итак, что дает курс?

Подготовка к выходу, работа на палубе/такелаж/рангоут, навигация, лоцманские навыки/проводка, метеорология, правила “дорожного движения”, бортовые системы, двигатели, провиант, экстренные ситуации, управление яхтой под двигателем и управление яхты под парусами, планирование перехода и базовая ночная навигация.

Что он дает на самом деле? Возможность все это применить на практике, под присмотром инструктора. Кстати, выбирая школу, не стесняйтесь спрашивать, является ли инструктор официально аккредитованым! И яхта. Как в выборе походов! Так же, курс дает отличную возможность проверить свои навыки управления командой. Четкие команды, правильная последовательность действий, подготовка к швартовке, сама швартовка, ну и так далее. Все по многу раз, что бы все устаканилось в голове. Ну и еще немного теории по вечерам и если у вас все получается, заветный сертификат ваш!

Сможете ли вы после этого сразу брать яхту в чартер? Формально – да. Хорошая ли это идея? Категорически нет, или во всяком случае, если брать, то только под присмотром опытного товарища. И уж тем более, не надо тянуть туда семью. Если вы планируете впоследствии привить семье радость и желание ходить с вами под парусом, в первый свой самостоятельный чартер с ними идти не надо. Это будет очень нервное время для вас и это передастся семье. Гораздо лучше еще немного потренироваться и предстать перед ними морским полу-волком, с небольшими, но уже ярко выраженными ракушками в нужном месте. А первый чартер надо проводить с кем-то, чьи нервы – канаты и кто уже прошел свой первый чартер

И это плавно приводит нас к следующей ступени. Вы получили корочку RYA Day Skipper, что позволяет вам управлять яхтой в светлое время суток, в знакомой акватории, в прибрежных водах. Что делать дальше? По системе RYA, следующая ступень это RYA Coastal Skipper. Это более сильно продвинутая ступень обучения, которая действительно начинает подготавливать человека к роли капитана. Основной уклон на управление яхтой под парусами. Швартовка/Человек за бортом/Подход к буйку, а так же слепая навигация и другие прелести морского дела. Что дает этот курс? Больше уверенности в своих силах. Вы сможете нормально встать на якорь или пришвартоваться даже если у вас полетел движок. Это не будет концом света. И если придет туман, вы справитесь. И если кто-то вывалился за борт, а вы под спиннакером – будете знать что делать. Доведет ли этот курс все до автоматизма? Конечно нет. Но расскажет как. А дальше вы уже сами.

Но просто так на курс RYA Coastal Skipper не попасть. Ведь есть ценз! А он представляет из себя ценз в 300 миль и 15 суток на воде. Где накатать этот ценз? Походами, так же как и после RYA Day Skipper.

Здесь, так же, будет правильным обратить ваше внимание на разницу курсов и прав полученых в приливных и неприливных акваториях. Сертификаты RYA Day Skipper и RYA Coastal Skipper имеют категорию Tidal или Non-Tidal. Если вы учились на Средиземке, то получите сертификат Non-Tidal, если в Англии, то сертификат Tidal. Разница между курсами крайне существенная и отражена во всем: прокладке курса, швартовке, навигации, etc. Течения играют огромную и иногда самую важную роль в навигации, и сертификаты отражают это. Если вы получили сертификат Non-Tidal, то вы сможете конвертировать его в Tidal за 2-3 дня на курсе Tidal, в школе RYA в приливной акватории.

Что касается времени, если оно вам очень дорого, вы всегда сможете объединить два практических курса в один, 11-дневный — Day Skipper Intensive и Coastal Skipper Intensive.

Ну а что делать дальше? 99% наших курсантов останавливаются на уровне RYA Coastal Skipper. Дальше идут те, кто хочет стать ниндзей 70-го уровня или работать коммерчески на парусных яхтах или инструктором. Для следующей ступени вам надо будет накатать около 2500 миль. И ступень эта называется RYA Yachtmaster Offshore. Это коммерческая аккредитация, подразумевающая разрешение на работу на яхте. Экзамен принимается независимым экзаменатором RYA. Школы могут лишь подготовить курсанта к экзамену, но затем инструктор уходит с борта а экзаменатор принимает командование парадом. Неделя подготовки к этому экзамену бесценна, даже если вы не планируете работать в индустрии. Чакры откроются и вы узнаете очень много нового. Ну, а если вы решили работать в индустрии, то несколько дополнительных бумаг, например мед. осмотр и несколько однодневных курсов (первая помощь, выживание в море), и плюс разрешение на работу в нужной для вас стране – и можете смело принимать командование платными экипажами.

Сдав на RYA Yachtmaster Offshore и откатав пару сезонов, возможно у вас начнут появляться идеи в сторону океана. Это нормально, многие идут этим путем. И тогда вам на помощь придет RYA Yachtmaster Ocean. Совершив квалификационный переход включающий в себя замеры, по прибытию на сушу вы смело можете связываться с любой школой RYA и договариваться об экзамене. По результатам собеседования и анализам ваших вычислений, вам выдадут заветную корочку. Ну, а если вы не знаете как делать замеры и рассчеты, то курс теории RYA Yachtmaster Ocean Theory вам помочет. Курс 5 дней, не для слабонервных

Ну, а после этого – инструкторские курсы, а это уже тема другой статьи! Удачи вам!

Юрий Фадеев

Яхтенная Компания “Кабестан”


Советы Эксперта - Консультанта по вопросам Работы и Карьеры

Фото по теме


Кто из мальчишек не мечтает о морских просторах? Для большинства из них мечты так и остаются мечтами, но те, кто не мыслит себя вне моря, стараются воплотить их в действительность. Просто следуйте этим простым пошаговым советам, и Вы будете на верном пути в Вашей работе и карьере.

Краткое пошаговое руководство

Итак, приступим к действиям, настроившись на положительный результат.

Шаг - 1
Следует знать, что капитан не управляет судном непосредственно – этим занимается рулевой. В задачи капитана входит организация работы на судне, он руководит судовой командой и обслуживающим персоналом. Капитан судна следит за погодными условиями, выбирает курс и маршрут движения, определяет точное местоположение судна при помощи навигационного оборудования и карт. Выполнив это, переходим к следующим действиям.

Шаг - 2
На капитане лежит ответственность за все, что происходит на судне и с самим судном. Поэтому тому, кто мечтает о дальних плаваниях, следует определиться с тем, что он хочет – непосредственно управлять судном или все-таки быть его капитаном. От этого зависит выбор места обучения и получаемой специальности. Выполнив это, переходим к следующим действиям.

Шаг - 3
Также следует подумать о том, в каком флоте хочет служить будущий капитан, военно-морском или гражданском. Если в военно-морском, то ему следует подавать документы в Нахимовское военно-морское училище. Принимаются юноши в возрасте 14-15 лет, граждане Российской Федерации, успешно окончившие в год поступления 8 классов средней школы и годные по состоянию здоровья. Обязательным условием для поступления является изучение в средней школе английского языка. Те, кто изучал другой язык, не принимаются. Более подробную информацию вы можете получить здесь:
http://nvmu.ru/pages/spbnvmu.htm Выполнив это, переходим к следующим действиям.

Шаг - 4
Если вы решили связать свою жизнь с гражданским флотом, то оешите, какой именно флот вас привлекает – речной или морской. Если первый, то поступите в ближайшее к месту вашего жительства речное училище. Их достаточно много, вы можете найти подходящее вам учебное заведение в интернете. Выполнив это, переходим к следующим действиям.

Шаг - 5
В том случае, если вас манят морские просторы, ваш путь лежит в мореходное училище. Список морских учебных заведений вы можете посмотреть здесь: http://www.korabel.ru/crewing/marineuniversity.html
Надеемся ответ на вопрос - Как стать капитаном корабля - содержал полезные для Вас сведения. Удачи Вам в Работе и Карьере!Чтобы найти ответ на интересующий Вас вопрос воспользуйтесь формой -

Дек 4, 2017

Обучение яхтингу – первый шаг в захватывающий и динамичный мир водного спорта. Вы получите права на самостоятельное управление судном, и перед вами откроется морская Вселенная. Поговорим о некоторых особенностях обучения.

Выберите инструктора.

Прежде чем обучаться яхтингу, важно выбрать хороших инструкторов. От их профессионализма зависят ваши навыки, уверенность в себе, способность принимать верные решения в процессе управления судном. Вы будете учиться не тому, что они говорят, а тому, как они выполняют необходимые действия. Только пошаговая стратегия, поддержка инструктора на каждом этапе обучения – вне зависимости от того, планируете вы получать права Всероссийской Федерации парусного спорта или международный диплом IYT, – сделают из вас настоящего капитана. Вам предстоит получить большой объем информации, и инструктор должен давать упражнения и проверять усвоение материала буквально на каждом шагу. Тогда вы довольно быстро сможете пройти все этапы обучения.

Работа в команде.

Компании, обучающие яхтингу, часто предлагают новичкам поучаствовать в гонках. Зрелище увлекательное: огромное число яхт собираются вместе, и каждый экипаж стремится обогнать соперника и выйти в лидеры. Командная работа позволяет почувствовать себя частью единого коллектива. Однако новичку важно понять, кто именно будет с ним рядом, совпадают ли его интересы с другими участниками команды. Не сможете наладить контакт – вряд ли ваш экипаж займет даже последнее место. Любая регата – это в первую очередь слаженная работа всего экипажа, где нужно думать не о себе, а о своих товарищах по команде.

Перед выходом в море обязательно попросите у компании-организатора список необходимой яхтенной одежды. Для ее правильного выбора уточните, в каких условиях будет проходить гонка: в закрытой акватории, где нет волны, или в открытой, где возможно заливание яхты водой. Стоит также уточнить предполагаемую температуру воздуха и уже в зависимости от этого подбирать яхтенную экипировку.

Наперегонки со страхом.

Яхтенные регаты в открытой акватории морей или прибрежных зонах океана – одно из направлений, где проверяется ваша выносливость, и вы боретесь со своими скрытыми страхами, со стихией. Иногда достаточно пройти одну такую гонку – и вы раз и навсегда поменяете взгляд на привычные вещи и станете совершенно другим человеком. В оффшорных гонках, в отличие от прибрежных, все работает на пределе: команда, яхта, капитан. Только совместная работа команды, уверенность капитана и взаимная поддержка друг друга в любой, даже самой незначительной работе способны повлиять на результат. Победа в таких регатах дает невероятное чувство уверенности в себе, которое помогает в обычной жизни.

В качестве испытания вам могут предложить гонки на швертботах. По сравнению с крейсерскими яхтами швертботы не имеют стационарного киля, а вся работа здесь происходит за счет веса спортсмена. Захватывающие скорости, драйв, способность мгновенно решать задачи – качества, которые вырабатываются у спортсмена. Скорости здесь вполне сравнимы со скоростями автомобиля, и победа, бывает, зависит от доли секунды. Опрокидывание яхты на таких гонках – обычное дело. Поэтому гидрокостюм, спасательный жилет, неопреновая обувь, перчатки и очки являются обязательными атрибутами снаряжения.

В крейсерский поход.

Выносливость, умение хорошо разбираться в картах и портах захода вырабатывают длительные переходы на яхтах. Крейсерские походы – это новые места, интересные люди, новые впечатления. В походе проверяется человеческий характер, и если вы с кем-то пройдете хотя бы один длительный поход, то научитесь отлично разбираться в людях. Совместное длительное проживание на ограниченном пространстве требует выработки таких качеств, как умение любить людей, делить с ними трудности. Зато наградой станут абсолютная уверенность в себе и совершенно новое ощущение жизни. За время крейсерского похода вы получите серьезные практические навыки и, что немаловажно, тут же закрепите их на практике. Именно в походах способные ученики становятся настоящими капитанами, способными справиться с любой яхтой.

Случайные статьи

Вверх