Должны ли платить алименты, лишенные прав родители?
Предлагаем обсудить две таких тесно переплетающихся темы, как лишение родительских прав и . Физические лица узнают про...
В настоящее время в России применяются три ставки НДС – 0%, 10% и 18% – своя ставка НДС для разных товаров и групп товаров. Бывают еще расчетные ставки, они применяются, чтобы определить сумму налога расчетным путем. НДС 2016 сколько и по каким ставкам облагается в 2016 году, рассмотрим в нашем материале.
В этом и заключается регулирующая функция НДС, поскольку при обычной ставке в 18% указанные товары стоили бы дороже. Кроме того, на «нулевую» ставку могут перейти предприятия и ИП, обороты которых не велики, это своего рода стимулирование предпринимательства.
При продаже следующих товаров и услуг:
Нулевая НДС ставка может применяться также теми фирмами и ИП, которые имеют незначительный доход: не больше 2 миллионов рублей за три предыдущих месяца.
Последняя ставка НДС – 18% – общая, ею облагается реализация всего остального, что не облагается другими ставками, в том числе, строительство для собственных нужд или передача товаров также для собственных нужд.
В общих случаях НДС ставка указывается в исходящих (вашим покупателям) и входящих (от ваших поставщиков) счетах-фактурах. Сколько процентов НДС и какую сумму платить в бюджет находится, как разница между этими суммами: НДС от поставщиков вы ставите в зачет своему НДС. Между тем, бывают случаи, когда входящих счетов-фактур нет, а налог заплатить нужно:
Сколько процентов НДС и на какую сумму платить, находится, когда применяется расчетная НДС ставка. При этом сумма НДС определяется, как соотношение ставки НДС к налоговой базе, увеличенной на ставку НДС. Для простоты понимания скажем просто: существует расчетная ставка НДС 10/110 и такая же ставка НДС 18/118 .
Примечание
Уважаемые читатели! Для представителей малого и среднего бизнеса в области торговли и услуг мы разработали специальную программу "Бизнес.Ру", которая позволяет вести полноценный складской учет, торговый учет, финансовый учет, а также имеет встроенную CRM систему. Имеются как бесплатный, так и платные тарифы.
Соответственно, в первом случае речь идет о том, когда товары и услуги облагаются по ставке 10%, а во втором, когда применяется ставка 10%. Рассмотрим на примерах.
Вы продаете молоко (мясо, другую сельхозпродукцию). Вам перечислили аванс на сумму 50 тысяч рублей. Вам с этой суммы нужно заплатить НДС. Сколько НДС нужно заплатить, находим путем следующего расчета:
50000 * 10% / 110% = 4545,45 рублей.
4545,45 рублей – это сумма НДС, которую вам нужно заплатить в бюджет. Естественно, это чистый пример без уменьшения (зачета) на входящий НДС. Можем проверить сами себя, правильно ли мы определили, сколько НДС мы должны заплатить.
45454,55 – это сумма без НДС, налогооблагаемая база (50000 – 4545,45). Умножив базу на 10% получим только что найденную сумму 4545,45 рублей.
Вы передали кому-то имущественные права на сумму 132578,44 руб. Нужно вычленить НДС и заплатить в бюджет. Чтобы определить, сколько НДС нужно заплатить, применяем расчетную ставку 18/118:
132578,44 * 18% / 118% = 20223,83
20223,83 – это сумма НДС (снова в чистом примере без зачетов входного НДС), которую вам нужно заплатить в бюджет. И снова проверим, правильно ли мы применили расчетную ставку: 112354,61 – сумма без НДС, налоговая база (132578,44-20223,83), умножаем ее на 18% и находим сумму НДС, равную 20223,83 .
15 декабря 2014 года состоялось интернет-интервью с начальником Управления камерального контроля Федеральной налоговой службы Сатиным Дмитрием Станиславовичем.
Тема интернет-интервью: "Налог на добавленную стоимость: новации 2015 года".
Ведущая: Добрый день, Дмитрий Станиславович! Расскажите, пожалуйста, какие новации, связанные с представлением отчетности по НДС, ожидают налогоплательщиков в 2015 году?
Сатин Д.С.: Добрый день! Начиная с налогового периода за 1 квартал 2015 года на основании пункта 5.1 статьи 174 Кодекса (в редакции Федерального закона от 28.06.2013 № 134-ФЗ) в налоговую декларацию по НДС включаются сведения, указанные в книге покупок и книге продаж. При осуществлении посреднической деятельности в налоговую декларацию по НДС включаются сведения, указанные в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, в отношении указанной деятельности.
Приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@ утверждена форма налоговой декларации по НДС, порядок ее заполнения и формат представления в электронной форме. В настоящее время приказ проходит государственную регистрацию в Минюсте России.
В новой форме налоговой декларации по НДС предусмотрены разделы, содержащие сведения из книг покупок, книг продаж, журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур.
В соответствии с пунктом 3 статьи 80 и пунктом 5 статьи 174 Кодекса налоговая декларация по НДС должна представляться в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. Таким образом, формирование налоговой декларации по НДС на бумажных носителях законодательством о налогах и сборах не предусмотрено.
Лица, не являющиеся налогоплательщиками НДС или налоговыми агентами по НДС, но осуществляющие посредническую деятельность, должны на основании пункта 5.2 статьи 174 Кодекса представлять в налоговый орган в отношении указанной деятельности журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур по ТКС через оператора ЭДО.
Федеральной налоговой службой разработана бесплатная программа "Налогоплательщик ЮЛ" для ведения книг покупок и продаж, а также формирования налоговой декларации по НДС. Данным программным продуктом может воспользоваться любой налогоплательщик бесплатно загрузив его с официального сайта ФНС России (http://www.nalog.ru/rn77//program/all/nal_ul/).
Ведущая: Дмитрий Станиславович, есть такая ситуация: добросовестная компания отразила в декларации ряд счетов-фактур, по которым поставщик отчетность не сдал вообще. Хотя на момент проведения сделки контрагент по данным выписки из ЕГРЮЛ был вполне действующим. Какие последствия ожидают налогоплательщика в таком случае?
Сатин Д.С.: Если контрагент налогоплательщика не представил налоговую декларацию по НДС или в его представленной декларации не отражены какие-либо счета-фактуры, то такой контрагент становится объектом внимания со стороны налогового органа. На первом этапе в случае отсутствия налоговой декларации налоговый орган будет иметь возможность приостановить движение денежных средств по расчетным счетам. Далее проводится установленный главой 14 Налогового кодекса Российской Федерации комплекс контрольных мероприятий по формированию доказательной базы об уклонении от налогообложения. Это истребование информации и документов, а при необходимости другие мероприятия налогового контроля. При этом в случае установления факта реальности операции, для самого налогоплательщика ни каких последствий не будет. К ответственности будет привлечено то лицо, которое нарушило налоговое законодательство.
При этом мы рекомендуем аккуратно подходить к выбору потенциальных контрагентов и проявлять должную осмотрительность, так как это необходимо для сохранения деловой репутации и формирования положительной налоговой истории.
Ведущая: Если в сведениях у контрагентов будут расхождения, например, разные номера счетов-фактур и разные даты, как это будут оценивать инспекторы? А если отличаются суммы по зарегистрированным счетам-фактурам?
Сатин Д.С.: Прежде всего во избежание технических ошибок в представленной декларации по НДС мы рекомендуем проверить информацию о контрагентах, которая содержится в вашей учетной (бухгалтерской) системе, на предмет правильности занесения в систему ИНН и КПП контрагентов. Можно воспользоваться, например, онлайн-сервисом, размещенным на официальном сайте ФНС России (www.nalog.ru , http://npchk.nalog.ru).
Если расхождения в сведениях об операциях контрагентов будут все-таки выявлены, то мы их делим на две категории. Первая это технические ошибки, так называемые "ошибки ввода", которые не имеют высокого приоритета в отработке. Ошибки в номере, дате счета-фактуры или в другом реквизите, не влияющем на сумму налога, мы рассчитываем устранять на этапе запроса пояснений. При этом налогоплательщику представится возможность направить в налоговый орган формализованные пояснения без каких-либо налоговых последствий. Для этого надо будет указать в специальной рекомендованной форме корректные сведения и направить их по ТКС через оператора электронного документооборота в налоговые органы. Представлять уточненную налоговую декларацию по НДС в таком случае не требуется.
Если же расхождения вызваны неверным расчетом суммы налога или счет-фактура отражен ошибочно, то в соответствии со статьей 81 Налогового кодекса Российской Федерации необходимо будет представить уточненную налоговую декларацию по НДС. И здесь предусматривается новый подход. Теперь допускается представление уточненной налоговой декларации "на дельту". То есть в уточненной налоговой декларации заполняются только те разделы, в которые внесены исправления. Подробнее порядок заполнения налоговой декларации изложен в приказе ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@.
Ведущая: Дмитрий Станиславович, благодарим Вас за Ваш содержательный комментарий!
Бюджету не хватает денег. Обостряется борьба бизнеса, желающего уклоняться от уплаты налогов, и государства, желающего получать от бизнеса как можно больше. Проблема состоит в том, что бизнес не однороден – одни не доплачивают, чтобы выжить, а другие из принципа: зачем платить, если можно не платить. Отличить одних от других государство не может и стрижет всех под одну гребенку.
Жестокая борьба разворачивается вокруг НДС. Сложность сбора (администрирования) НДС настолько велика, что ФНС фактически смирилась с уклонениями и следит лишь за соблюдением статус кво, т.е. чтобы было собрано не меньше, чем в прошлый раз. Для этого в каждом регионе установлена «безопасная доля вычетов», которая в среднем по России составила 90% – ее не должны превышать налогоплательщики. Безопасную долю вычетов для Вашего региона можно увидеть . Сегодня собираемость НДС не превышает 30-40%. Но в связи введением в 2015 году Федеральной налоговой службой системы АСК НДС-2, обеспечивающей контроль уплаты НДС всеми участниками цепочки поставщиков и покупателей, все нарушения будут выявляться. И именно от ФНС теперь будет зависеть скорость дальнейшего разрушения российской экономики. Например, по данным ЦМАКП только в марте 2015 года обанкротились около 1,5 тыс. предприятий. Возможно, не все из-за НДС. Но и НДС сыграл свою убийственную роль.
При подготовке статьи мне попался в Интернете такой текст : «…Тема НДС, его администрирования и возмещения приобрела черты национального бедствия… Идет «подковерная борьба», преследующая интересы тех или иных крупных финансово-промышленных групп, для многих из которых так называемый возврат НДС стал одним из наиболее стабильных и надежных источников доходов. Вот, в частности, откуда взялись и многочисленные льготники по НДС, и те поправки, изменения и дополнения к закону об НДС, которых сегодня насчитывается более сотни и в которых утонет любая надежда найти зерно справедливости при распределении налогового бремени…».
Я думал, что речь едет о России. Оказалось, это сказано на Украине депутатом Одесского облсовета в 2006 году, спустя два года после «майдана-2004». На «вопиющий в пустыне глас» никто не обратил внимания. Через десять лет – «майдан-2014», разруха, гражданская война.
Примерно в те годы по приглашению организаторов я принимал участие в налоговой конференции в Киеве и делал доклад на тему совершенствования НДС. Говорил примерно то же самое, что и сегодня. Помню, после конференции один из организаторов мне сказал: «у нас (т.е. у них на Украине) – демократия, у вас (т.е. в России) – диктатура, а бардак – одинаков». По поводу диктатуры он, конечно, клеветал, а по поводу бардака мы были единодушны. Налоги уничтожают производство и у них, и у нас.
В Послании 1 декабря 2016 года В.В. Путин поставил задачу поправить нашу налоговую систему. Надеюсь, что теперь идеи нашего Центра (в том числе по НДС), с которыми мы носимся и постоянно шлифуем много лет, наконец-то будут востребованы.
В России НДС действует с 1 января 1992 года. Порядок исчисления налога и его уплаты первоначально был определён законом «О налоге на добавленную стоимость», с 2001 года регулируется главой 21 Налогового кодекса РФ. Максимальная ставка НДС в Российской Федерации после его введения составляла 28%, затем была понижена до 20%, а с 1 января 2004 года составляет 18%. Для некоторых продовольственных товаров, книг и товаров для детей в настоящее время действует также пониженная ставка 10%; экспорт и многие другие виды добавленной стоимости НДС не облагаются, т.е. ставка 0%.
НДС – один из основных источников дохода бюджета. В 2015 году был собран НДС в сумме 4,1 трлн. руб., в т.ч. 1.510,6 млрд. руб. за импорт. В 2016 г. запланировано собрать НДС в сумме 4.409,0 млрд. руб., или 31,97% доходов Федерального бюджета. Именно весомость НДС для бюджета требует особого внимания к способам и порядку реформирования этого налога.
Существующие методика расчета НДС и система его администрирования открывают недобросовестным налогоплательщикам большие возможности для уклонения от уплаты налога и создают дополнительные проблемы для тех, кто хочет «заплатить налоги и спать спокойно». Именно с НДС связаны многочисленные конфликты между налоговиками и налогоплательщиками. Больше половины налоговых дел в арбитражных судах посвящены НДС. Злоупотребления процветают и при экспорте, и при реализации продукции внутри страны.
О собираемости НДС (резервах бюджета) говорят данные ФНС о собранном НДС и данные Росстата о добавленной стоимости (см. Таблицу):
Таблица. Структура НДС, собранного ФНС (форма 1-НОМ), и добавленной стоимости (Росстат) по отраслям, млрд. руб.
Отрасли народного хозяйства |
Собран НДС, в 2015 г. по отраслям |
Доля отраслей в собран-ном НДС |
Валовая добавленная c тоимость отраслей России , в 2013 году |
Доля отраслей в добавленной стоимости России |
Эффективная ставка НДС для отраслей 7 = 3: 5 х 100% |
|
По России, в том числе: |
57.476,9 |
|||||
Добыча полезных ископаемых |
||||||
Обрабатывающие производства |
||||||
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
||||||
Строительство |
||||||
Оптовая и розничная торговля; ремонт авто-транспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов |
10 471,6 |
|||||
Гостиницы и рестораны |
||||||
Транспорт и связь |
||||||
Финансовая деятельность |
||||||
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
||||||
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
2 ,13 % |
Всего в 2015 году в бюджет поступил НДС в сумме 4.100,0 млрд. руб., в т.ч. 2.589,4 млрд. руб. за продукцию, произведенную и реализованную в России (форма 1-НОМ), и 1.510,6 млрд. руб. за импорт (данные ФТС).
Из таблицы видно, что эффективная ставка НДС в целом по России составляет 4,51%. Если ставку НДС снизить с 18% до 8% и считать НДС, как мы предлагаем, прямым способом как произведение официальной добавленной стоимости предприятия (зарплата+прибыль+амортизация+налоги) на ставку налога, то за продукцию, произведенную и реализованную в России бюджет получит дополнительно около двух триллионов рублей. А если, по примеру Китая, отменить возмещение НДС при экспорте продукции добывающих отраслей и частично сократить льготы, дополнительные доходы бюджета будут еще больше. Будут компенсированы и потери (около 750 млрд. руб.) из-за снижения ставки НДС на импорт. А если выявить теневую добавленную стоимость, которая по некоторым данным превышает 40% ВВП, то дополнительные доходы бюджета станут еще больше. И существенное (c 18% до 8%) снижение ставки НДС будет этому способствовать. И никаких возмещений НДС и споров с налоговым инспектором по этому поводу! И «обналичка» будет почти не нужна. И населению это понравится, т.к. будут снижены розничные цены, которые включают в себя НДС.
НДС - один из немногих налогов, при расчете которого в разных ситуациях применяются разные ставки. Поскольку от величины ставки зависит размер НДС, который нужно уплатить в бюджет, возникает вопрос: НДС - это сколько процентов?
В 2018 году реализация товаров (работ, услуг) может по ставке 0%, 10% и 18% (ст. 164 НК РФ). И в зависимости от того, что конкретно реализуется, применяется тот или иной НДС-процент.
С 01.01.2019 вместо ставки НДС 18% . Новая ставка будет действовать в отношении товаров (работ, услуг), отгружаемых (выполняемых, оказываемых) после 1 января 2019 года (Письмо Минфина от 13.09.2018 № 03-07-11/65700).
Наиболее распространенной ситуацией применения нулевой ставки НДС является (п. 1 ст. 164 НК РФ). Стоит отметить, что нулевая ставка НДС при экспорте действует только при условии подачи в ИФНС пакета подтверждающих документов (ст. 165 НК РФ).
Также ставка НДС 0% применяется, например, при оказании услуг по международной перевозке товаров/пассажиров/багажа.
Кроме того, нулевая ставка НДС применяется при ведении достаточно специфических видов деятельности. К примеру, при реализации товаров (работ, услуг) в области космической деятельности.
При реализации определенных детских и продовольственных товаров (в частности, детской обуви, хлеба, молока) (п. 2 ст. 164 НК РФ) применяется ставка НДС 10 процентов. Перечень таких товаров устанавливается Правительством.
Кроме того, НДС по 10% облагаются лекарства и медицинские препараты, реализация которых не освобождена от обложения НДС.
Здесь стоит отметить, что если код вида продукции в соответствии с ОКП и Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности отсутствует в специальных Правительственных перечнях (Постановление Правительства РФ от 15.09.2008 № 688 , Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 № 908 , Постановление Правительства РФ от 23.01.2003 № 41), то реализация таких товаров не может облагаться НДС по ставке 10%.
Если же к реализуемым товарам (работам, услугам) не применяется ни нулевая ставка НДС, ни 10%-ная ставка, тогда такая реализация облагается НДС по ставке 18%, а с 01.01.2019 - по ставке НДС 20%.
По общему правилу применяется такая же ставка НДС, какая применялась бы к реализации товаров внутри страны. Например, если в РФ ввозятся товары, внутренняя реализация которых облагается НДС по ставке 10%, то и импортный НДС будет рассчитываться по этой же ставке.
Помимо обычных ставок НДС (0%, 10%, 18%, 20%) существуют расчетные ставки налога - 10/110, 18/118 и 20/120 (п. 4 ст. 164 НК РФ). Такие ставки применяются, если нужно . Т.е. расчетная ставка позволяет определить, сколько НДС «сидит» внутри суммы, включающей в себя налог. Это необходимо, например, при получении продавцом предоплаты в счет предстоящей поставки товаров.
При перечислении НДС в бюджет не имеет значения, облагалась ли реализация НДС по ставке 10% или 18% (20%), — порядок уплаты НДС един.
Прошедший год был насыщен событиями как никакой другой в этом веке. Изменения в международной и внутриполитической жизни носили столь кардинальный и неожиданный характер, что прогнозирование превратилось в пророчество - в него теперь можно только верить или не верить, рациональные доводы отходят на второй план.
Чего только не было в этом году: Зимняя Олимпиада в субтропиках, первое со времен 1945 года увеличение территории России, загадочные катастрофы, гражданские войны, санкции, и прочая, прочая… Все крайне запутанно и переплетено неведомым образом. Непроизвольно любое ужесточение административного регулирования хочется связать с этими событиями. Однако изменения в налоговом законодательстве, вступающие в силу с 1 января 2015 года, связаны с планомерным стремлением правительства России усовершенствовать систему налогового администрирования и, в конечном итоге, увеличить поступления в бюджет. Многострадальный Налоговый кодекс РФ (более 300 поправок за время его существования) продолжает путь к совершенству…
Изменения коснулись всех налогов и сборов, были даже введены новые торговые сборы.
Конечно, государство не могло обойти вниманием НДС. Для справки: доходы от поступления НДС на 1 ноября 2014 года составили 27 % всех доходов федерального бюджета. От увеличения сборов за счет повышения налоговых ставок отказались сразу и решили поработать над увеличением эффективности налогового администрирования. Цель - вызвать у налогоплательщиков ощущение неизбежности выявления налоговых «огрехов» и, соответственно, снизить применение агрессивных средств налоговой оптимизации. Еще раз уместно напомнить, что НДС не знает законных средств оптимизации, что бы кто не обещал.
Итак, перед Правительством РФ встала непростая задача - увеличить поступления по НДС, не повышая ставки. Посмотрим, как они справились с этой задачей.
Новации в налогообложении НДС можно для удобства разбить на две группы: изменения в порядке предоставления отчетности и изменения в контроле за уплатой НДС.
Самыми важным нововведением в отчетности по НДС, конечно, является изменение содержания и формы декларации по НДС (п. 5.1 ст. 174 НК РФ), в связи с чем утверждена новая форма декларации (Приказ Минфина России от 29.10.14 № ММВ-7-3/558@).
Об этом мы уже писали в рассылке «Слышим звон, разберемся где он: декларации по НДС сейчас и на грядущий год ». Чтобы не повторяться, кратко изложим основные интересующие нас изменения:
С 1 января 2015 года декларация по НДС, представленная на бумажном носителе, не считается поданной. Это может повлечь серьезные последствия вплоть до налоговой ответственности и приостановки операций по банковским счетам.
В результате в распоряжении ФНС уже при получении декларации будет информация из книг покупок и продаж. Это позволит налоговикам в автоматическом режиме сравнить сведения, полученные от налогоплательщика и его контрагентов. А значит, освободит налоговых инспекторов от необходимости разбирать и сопоставлять выписки по расчетным счетам проверяемого лица и его контрагентов. Безусловно, это существенно облегчит налоговикам работу по поиску нарушителей и повысит точность отбора претендентов для контроля.
Для обработки такого огромного количества информации была создана Автоматизированная система контроля НДС-2 (АСК НДС-2). Об использовании налоговиками различных автоматизированных программно-информационных комплексов см. рассылку "Налоговики заПИКали налогоплательщиков: об использовании налоговыми органами программно-информационных комплексов ".
Давайте поподробней рассмотрим новую систему контроля.
АСК НДС-2 была представлена на совещании в Казани 22 сентября 2014 года. На сайте ФГУП «Главный научно - исследовательский вычислительный центр Федеральной налоговой службы» (http://www.gnivc.ru/power_home/certification_center/specoperator/nds2/) размещена следующая информация об этой программе:
Все данные из деклараций будут стекаться в единую базу данных «Big data». Программный комплекс будет в автоматическом режиме осуществлять анализ информации в отчетности налогоплательщика и сопоставлять со сведениями, предоставленными контрагентами и посредниками. В единой системе будет информация от налогоплательщиков, налоговых агентов и иных лиц, ведущих журналы учета счетов-фактур. В итоге у налогового органа появится возможность в автоматическом режиме проследить всю цепочку реализации товаров и услуг и отследить возникновение и размер добавленной стоимости.
Обработкой информации из системы займется специально созданное подразделение ФНС - «Межрегиональная инспекция ФНС по камеральному контролю» (3). Именно она будет анализировать и выявлять противоречия в декларациях, а затем сообщать территориальным налоговым органам о нарушениях для дальнейшей проверке «на местах».
(3) Приказ Минфина России от 17.07.2014 № 61н «Об утверждении Типовых положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы»
Нововведения затронули всего три пункта НК:
1) при подаче декларации для возмещения НДС;
2) при несоответствии и противоречиях, если это приводит к занижению уплачиваемого НДС или завышению возмещаемого НДС.
При этом постановление о проведении осмотра территории или требование о предоставлении документов должны содержать ссылку на основание. Пока остается открытым вопрос, достаточно ли будет указания на «выявление противоречий в декларации» или налоговые органы обязаны будут сообщать, с декларациями каких именно налогоплательщиков или при отражении каких операций выявлены противоречия. Это напрямую влияет на объем запрашиваемой информации.
Что же получается в итоге? Камеральная проверка фактически ничем не отличается от выездной, но порядок и периодичность назначения будет как у обычной камеральной проверки. Если выявить противоречия, запросить документы и провести осмотр инспекторы не успеют в отведенный законом трехмесячный срок с момента предоставления декларации, осуществить проверку они смогут только в ходе выездных мероприятий.
Вернемся к вопросам, озвученным в начале статьи. Как вы считаете, справились авторы поправок со своими задачами? Судя по всему, да. Поступления по налогу на добавленную стоимость увеличатся. Прежде всего, налоговики как добрые феи превратят недобросовестных лиц в добропорядочных - им просто станет еще тяжелее экономить на НДС.
Но и добросовестные налогоплательщики поучаствуют в помощи государству. "Как?" - спросите вы. Да очень просто: объем и степень систематизации информации, предоставляемой в налоговый орган при сдаче декларации, возрастет. За счет применения автоматизированной информационной системы загруженности сотрудников инспекции уменьшится и они смогут больше проверять и доначислять.
Отметим еще несколько важных моментов, которые могут вам пригодиться:
1) журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур теперь необязательны для налогоплательщиков, но их целесообразно вести для собственного учета;
2) в целях безопасности лучше перед отправкой отчетности перепроверять данные журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур и книг покупок и книг продаж;
3) электронную декларацию стоит подавать дней за десять до срока во избежание накладок;
4) необходимо помнить, что налоговый орган может истребовать документы у налогоплательщика, производить осмотр территории, помещений, документов и предметов только при выявлении противоречий между сведениями, представленными в декларации налогоплательщиком и его контрагентами, если такие несоответствия свидетельствуют о занижении суммы НДС, подлежащей уплате, либо о завышении суммы, заявленной к возмещению. Поэтому при предоставлении пояснений должностным лицам стоит подчеркнуть и всячески подтвердить то, что несоответствия не обусловлены стремлением занизить суммы, подлежащие уплате в бюджет, а вызваны иными причинами, например, контрагент решил заявить вычет в другом квартале. Активное взаимодействие с налоговым органом позволит избежать лишних неприятностей;
5) следует обращать внимание на порядок назначения осмотра и обеспечения доступа на территорию налогоплательщика. Во-первых, постановление о проведении осмотра и об обеспечении доступа должно быть мотивированным. Во-вторых, постановление должно быть утверждено руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.
Любые даже автоматические механизмы выявления противоречий не смогут обеспечить 100 процентного охвата налогоплательщиков и 100 процентного выявления нарушений. Потребуется время на отлаживание работы системы, на сопоставление данных деклараций по итогам каждого квартала, на наполнение базы данных информацией о добавленной стоимости по всей цепочке ее создания. Но повысить собираемость НДС за счет улучшения качества администрирования налоговики смогут, как это и происходило в предыдущие несколько лет. Вместе с глобальным экономическим спадом это станет серьезным испытанием для российского бизнеса.