Белорусское казачество. Историческая справка

Казачество в последнее время довольно часто попадало в СМИ. Кто называл казаков пророссийской пятой колонной, кто напоминает, что исторически никаких «белорусских казаков» не было. Были только в Украине и в России. «Наша Нива» собрала информацию о казацких общинах, действующих на территории нашей страны, и выяснила, что они собой представляют.

В отличие от России, казачество и белорусское государство почти не взаимодействуют (во всяком случае, официально). В России даже звания генералов казакам вручает полномочный представитель президента. У нас же казаки выдают себе звания сами. За пределами казачьей общины их чины не значат ничего. Казацкий полковник ни в коем случае не ровня полковнику армейскому или милицейскому. Казацкий чин - это просто оценка для своих.

Чины выдаются на Советах атаманов, или Великих кругах. На этих кругах присутствуют представители всех общин, входящих в объединение. На этих же кругах принимаются образцы формы, у каждой белорусской казацкой общины своя, и награды. По большому счету, каждая община может выбрать себе любой образец формы и любое количество наград. Все равно они стоят чего-то только внутри своего объединения.

В Беларуси, как и в России, казаки активизировались во время перестройки. Ранее в СССР не очень поддерживали такую самоидентификацию. Первые объединения появились в середине 90-х. Одним из них было ОО «Белорусское казачество»

«Мы смотрим глазами президента»

С 1995 года и по сегодняшний день «Белорусское казачество» возглавляет верховный атаман, казачий генерал Николай Улахович - бывший военный, вышел в запас в чине полковника.

Николай Улахович, руководитель РОО «Белорусское казачество» - организации, которая поддерживает Александра Лукашенко.

Даже на пенсии он имеет серьезную хлебную должность: сегодня он работает в «Минском областном потребительском союзе».

«В 1654 году по приказу царя [Московского, Алексея Михайловича, во время войны России с Речью Посполитой] был создан Первый казачий полк в Беларуси. Возглавил его казацкий полковник, православный шляхтич Константин Поклонский. Вот с тех пор и пошли казаки в Беларуси», - говорит Улахович.

По его словам, «Белорусское казачество» насчитывает сегодня около 1,5 тысячи активных участников, хотя удостоверений за 20 лет деятельности было выдано около 10-15 тысяч.

Казаки делятся на две категории: родовые и приписные. Первые - это те, кто имеет предков-казаков. Вторые - те, кто решил в казаки «записаться», не имея никаких корней.

В феврале 2014 года двух казаков вообще исключили из объединения с довольно серьезной формулировкой: «За нарушение дисциплины и устава, пропаганду сионистской нетерпимости среди казаков, а также разжигание террористической политики в отношении части коренного населения Республики Беларусь». Одним из них был сотник Андрей Морозов.

«Морозов выступил против крещеных евреев. А ведь это большая группа людей, которая смешалась давно с белорусами», - объясняет Николай Улахович.

Сам Морозов говорит, что высказывался против принятия гражданина Израиля в казачество. Он вообще полагает, что казаки - небольшая отдельная нация, вроде поморов или мордвы. Улахович считает такую позицию неприемлемой.

«Мы сословие, а не нация. И в Беларуси, и в России хватает тех, кто считает, что казаки произошли от скифов, и это такая малая народность. Я против такой позиции».

Кроме того, Улахович категорически против любой коммерческой деятельности в рамках казачьего движения. Иначе, говорит он, не сохранишь казацкий дух. Сохранить тот же дух помогает и православие. Людей другого вероисповедания в «Белорусское казачество» просто не принимают.

Почти каждый казак имеет чин. «Это не воинское звание. Что за казак без чина?» - комментирует Улахович.

Получить чин можно за участие в общественной деятельности или за выслугу лет. Но при этом надо занимать соответствующую должность в общине. То есть чин полковника обычному казаку, если он не глава районной или городской организации, дадут вряд ли. При этом любой чин может получить и женщина.

Сам себя Улахович называет «народным генералом». По его словам, свой чин он получил от казаков на Большом круге. Кроме него, есть еще два генерала. И больше не будет.

«Мы остановили практику раздавать генеральские чины. Решили, что генерал должен быть один - верховный атаман», - сообщает Улахович.

«Белорусское казачество» - сообщество абсолютно провластное. Этого не скрывает и ее руководитель. «Я председатель Белорусской патриотической партии, поддерживающей президента. Я был членом одного из штабов Лукашенко во время выборов 1994 года, - говорит Улахович. - А как смотрит президент, так смотрим и мы. На ту же Украину мы смотрим глазами президента. Наша основа - служба государству, несмотря на собственные суждения».

В общем, Улахович осторожен в высказываниях. Даже пожелания озвучивает осторожно.

«Государство недооценивает потенциал нашего казачества. Мы бы с радостью принимали большее участие в общественной жизни», - намекает он.

«Бабы - бесноватые животные»

Другое общественное объединение, «Всебелорусское объединенное казачество», возникло в 1997 году. Во главе его стал казачий генерал Николай Еркович, верховный атаман.

«Еркович пришел к нам в 1997 году по рекомендации одного российского друга-казака. Сам себя предложил руководству. Мы от такого предложения отказались. И он создал свою общину - «Всебелорусское объединенное казачество». Потом некоторые из наших казаков перебежали к нему», - рассказал Николай Улахович.

Точное количество участников «Всебелорусского объединенного казачества» неизвестна. Но член объединения, казацкий полковник Евгений Макаренко, заявляет, что у них около 10 000 казаков по всей Беларуси.


Евгений Макаренко (с иконой, впереди), казачий полковник ОО «Всебелорусского объединенного казачества» - более радикальной структуры.

В общем, структура общины похожа на «Белорусское казачество»: те же чины, те же общие собрания казаков по кругам. Правда, по словам Макаренко, без высшего образования офицерский чин у них не получишь.

«Всебелорусское объединенное казачество» сотрудничает с ОО «Русь» (общественным объединением русских в Беларуси, которое находится в тесных отношениях с организацией «Русь молодая», тесно связанной со структурами, которые финансируют пророссийские силы в странах бывшего СССР). В «Руси» даже существует нечто вроде казацкой фракции. Она имеет название «Казаки Святой Руси» и часто принимает участие в разного рода мероприятиях.

При этом, если верить Евгению Макаренко, «Всебелорусское объединенное казачество» поддерживает идею о том, что казаки - это отдельная нация со своими традициями. Казацкую форму, или «справу», как они ее называют, Макаренко считает национальным костюмом, таким же, как вышиванка у белорусов.

«Казаки - один из четырех основных древних [русских] этносов. Остальные три - великороссы, белорусы и малороссы», - говорит Макаренко.

Стать казаком в этой общине можно также или по рождению, или приписным. Приписные должны выдержать испытательный срок: от 6 месяцев до года. Национальность особой разницы не имеет. Главное, опять же, православная вера.

«Мы считаем, что католическая церковь - одна из сестер наших, но сестра, которая сбилась с пути. Католик служит не Богу, а его заместителю на Земле - Папе Римскому. А мы служим Господу Богу! - говорит Макаренко. - Детям с самого рождения мы доносим такое мнение, что они принадлежат не себе, а Богу и Отечеству».

В общем, по версии Макаренко, много казаков вышло из «Белорусского казачества» именно потому, что там начали увлекаться «экуменической верой».

Картина мира у самого Евгения Макаренко довольно проста. В Украине воюют «антифашисты» (ДНР и ЛНР) с «фашистами». Порошенко управляет США. А белорусские националисты хотят устроить Майдан в Минске.

«К националистам мы относимся резко негативно. Национализм - это раковая опухоль общества. То, что они нам насаждают, это же даже не белорусский язык», - возмущается Макаренко.

В Европе, по его мнению, вседозволенность и гей-парады, и нам туда не надо. А избиение российскими казаками участниц панк-группы Pussy Riot казачий полковник поддержал и рассказал почему.

«Не путайте женщину и бабу. Женщин бить нельзя. А баб - можно и даже нужно. Потому что женщины - светлые существа, равные мужчинам. Они несут в себе образ Божией Матери, - объясняет Макаренко. - А бабы - бесноватые животные».

Казачьего генерала Бакланова, который был направлен на подавление восстания 1863 года, Макаренко считает героем. К Шкуро, казаку, который был офицером Вермахта, у него отношение неоднозначное: с одной стороны, он действительно герой, говорит Макаренко, но его деятельность в вермахте не поддерживает.

«Мы с большим уважением относимся к генералу Вермахта фон Панвицу. Это был командир казачьего корпуса Вермахта. Он был очень достойным офицером. Когда его казаков выдали СССР, он решил остаться с ними, и в результате его повесили. Я понимаю про Вермахт, но даже к врагам нужно относиться с уважением, тем более к таким, кто уважал казачество», - уточняет Евгений Макаренко.


«Военно-патриотические сборы» в Гродно, с участием инструкторов центра «Казачий Спас». «Казачий спас» многие считают самой пророссийской структурой.

«Никаких инструкторов из России не было на наших мероприятиях»

«Ваша община, так называемые независимые СМИ, распространяет о нас ложь. Наши материалы извращаются, информация целенаправленно искажается», - говорит Петр Шапко, руководитель центра «Казачий спас». - Я вашей газете не доверяю».

Именно «Казачий спас» часто проводит молодежные военно-патриотические сборы, которые потом называют в СМИ пророссийскими». Сам Шапко это отрицает.

«В политику мы не лезем. Мы православные люди и патриоты своей Родины. Мы не хотим, чтобы из молодежи вырастали наркоманы. Мы выступаем за нормальное мужское воспитание для мальчиков и женское - для девушек. «Казачий спас» - это центр, который действует в рамках ОО «Город без наркотиков». Военно-патриотическое воспитание молодежи - одно из направлений нашей деятельности. Мы активно работаем с молодежью, проводим лекции, экскурсии, занимаемся профилактикой наркомании, - объясняет Шапко. - Среди наших членов хватает тех, кто был и в «Белорусском казачестве», и во «Всебелорусском объединенном казачестве». Но люди оттуда вышли, так как нам не давали там работать».


Руководитель центра «Казачий спас» Петр Шапко отвергает обвинения в пророссийской деятельности

Сам Шапко пришел к казачеству после воцерковления. Предков из казаков он не знает, но считает, что казацкая кровь у него есть. В общем, себя и своих соратников Шапко называет новой волной казачества. Например, чинов в «Спасе» нет. Как нет и верховного атамана.

«Мы против того, чтобы в современном казачестве существовали эти звания. Само наличие этих звезд, орденов и медалей превращает казачество в ярмарку тщеславия. А казак должен служить. Мы видим развитие казачества как мужской общины, которая потом может влиться в систему территориальной обороны Республики Беларусь», - говорит Шапко.

Попасть в «Казачий спас» не так просто. Можно принимать участие в мероприятиях, но, чтобы считаться полноценным членом общины, нужно пройти испытательный срок: от 1,5 до 3 лет. Во время него претендент должен принимать активное участие в жизни клуба. Православие - также один из важных критериев.

Правда, число членов «Казачьего спаса» Шапко назвать отказался. Обвинения в пророссийской деятельности Петр Шапко опровергает, называет это политическим заказом: «Никаких инструкторов из России не было на наших мероприятиях. Это ложь. Даже управление по борьбе с организованной преступностью проверяло нас после тех публикаций. Никаких нарушений законодательства не нашли», - говорит он.

Такие дела.

Разного рода казацких объединений в Беларуси много. Точное количество их неизвестно. Считают себя казаками многие, но активных участников «казачьего движения» не так много. Цифры 10-15 тысяч - явное преувеличение. Часто отдельные объединения формируют те, кто по разным причинам не прижился в крупнейших казачьих сообществах.

Так, например, тот сотник Морозов с соратниками создали белорусский «филиал» Стародубского казачьего полка, а некий Сергей Новиков вместе с отцом Владимиром создали «Миротворческую казацкую гвардию». Евгений Макаренко утверждает, что «Казацкая гвардия» вообще позиционирует себя масонской организацией.

Что интересно, масонами «Гвардию» называет и информационный портал БПЦ sobor.by.

В XIII веке на землях Великого Княжества Литовского и Русского (Литвы, современных Беларуси и Украины) при княжеских замках начинают появляться поселения людей, которых в источниках называют как татарами так и казаками. Одни из них исповедывали веру христианскую (православную, крестьянскую), другие ислам (мусульманскую, магометанскую, агарянскую). В большинстве своем эти люди были выходцами из Орды, по тем или иным причинам, из-за несогласия с новыми правителями или порядками решившими покинуть ее ряды.

Во время странствий по Великой Сети сегодня обнаружил интересную статью на эту тему, про историю татар, казаков веры магометанской на землях Литвы. Вот пару цитат из этой статьи:

"Татары-казаки размещались в окрестностях нашей родины, имели своих атаманов и подчинялись хорунжим. Тюркское слово “казак” означало в орде людей, что, порвав связь со своим родом и собственным князем, занимались военным делом как вольные наемники. Они находились как будто за рамками феодальной структуры ордынского сообщества. В их отрядах были не только простые воины, но и выходцы из знати, княжичи. В списках татарского войска 1528-1567 годов упоминаются такие атаманы, которые возглавляли славные знамена лососняских татаров-казаков."

"Белорусские татары настолько сжились с местным населением, что часто даже выступали против своих единоверцев крымских татар. В актах Литовской Метрики находим интересный ответ белорусских татар, который был дан ими единоверцам, что творили тогда грабежи на границах: “Ни Аллах, ни пророк, писали они, не предписывал вам грабить, а нам быть неблагодарными. Мы считаем вас хищниками и саблями нашими поражаем грабителей, а не братьев наших”."

Тюркское население Беларуси вначале состояло из трех элементов: оседлых наёмников, союзных воинов татарских орд из улусов, что попали в плен, и выходцев с Золотой Орды и Крыма, что, устав от невзгод и смуты в своем государстве, сами добровольно переселились в Великое Княжество Литовское (ВКЛ).

Татар селили в ВКЛ, потому что ценили их военные способности, боевые качества, стремились привлечь степных всадников на службу. Еще в ХIV в. существовали поселения татар, однако наибольшее число татар осело в Беларуси в эпоху княжения наиславнейшего из всех тогдашних владетелей Северной Европы, князя Витовта. Белорусские татары сохранили добрую память о нем. Витовта они прославляли в своих песнях, за его здоровье молились, считали его “наисильнейшим из всех князей”. Большинство из татар, что пришли за Витовтом были неженатыми, и Великий князь позволял им жениться с местными девушками, однако с условием, что каждый из них должен иметь одну жену. Так и пошел у белорусских татар обычай однобрачия.

Татары помогали защищать государство. Татары-казаки размещались в окрестностях нашей родины, имели своих атаманов и подчинялись хорунжим. Тюркское слово “казак” означало в орде людей, что, порвав связь со своим родом и собственным князем, занимались военным делом как вольные наемники. Они находились как будто за рамками феодальной структуры ордынского сообщества. В их отрядах были не только простые воины, но и выходцы из знати, княжичи. В списках татарского войска 1528-1567 годов упоминаются такие атаманы, которые возглавляли славные знамена лососняских татаров-казаков.

Татары-казаки размещались в окрестностях нынешней деревни Лососна Барановичского сельсовета Гродненского района, в бассейне реки Лососянки и ее притоков с правой стороны Прорвы, Подлипки, Каменки, и с левой стороны Крутишки и Татарки (раньше называемой Нырцом) с Нуркой, или Папилией. Длина реки Лососянки 45 км. Татарских поселений здесь было много. Это были преимущественно поселения хуторского типа на одну-две семьи. Все земли входили в Гродненскую королевскую экономию. В те времена к поселениям хуторского типа относились Кульбаковщина, Абердовщина, Багдащина, Качановщина, Казаковщина, Жидовщина, Лососна Алинская и другие. Недалеко от реки Лососянки находились и большие татарские деревни: Дайлидки, Королино, Тарусичи и деревня Гневеньщизна. Наиболее старыми татарскими поселениями на территории нынешнего Гродненского района были деревни Чёртак и Кадыш на реке Черная Ганча и деревня Малое Димитково около Лососянки, а также Свяцк.

В архивных бумагах отмечены и фамилии бывших жителей поселений: Измаил Сяхнович, Кульзиман Аразович, Кульзиман Касимович, Джанчук Фатлыгович, Асан Бузинович, Урус Алан и другие. Имеются фамилии князей, которые занимали ответственные посты, мул бывшей Лососнянской мечети, которые происходили из представителей княжеского рода Фатлагодичей и Бузуловичей.

Более низкие, чем князья должности занимали “Уланы”, в том числе Ахмет Улан Асанчукович, Чумбай Улан Малошицкий и Димидовские .

В те времена у татар-казаков единым измерением был “конь”, это означает, надел земли или усадьба, с которого владетель, в соответствии с тогдашними нормами, должен был выставлять одного всадника. Размеры участков не были точно определены, особенно в околицах реки Лососнянки. Первые земельные жалованья татар-казаков относятся к временам Витовта. Земля давалась сразу на целые группы татар.

Лососнянские татары-казаки в основном занимались земледелием, коневодством, кушнерствам, огородничеством и разведением рыбы, особенно лосося и форели. Для разведения этих рыб очень подходила чистая, родниковая вода Лососны и притоков. Кроме этого некоторые из татар-казаков служили в те времена в канцеляриях великих князей талмачами, татарскими писарями, ездили с поручениями в Большую Орду и Крым.

Уже в середине XVI ст. белорусские татары, в том числе и лососнянские татары-казаки, не умели разговаривать по-татарски, стали использовать другие языки, в основном белорусский. Они уже не могли контактировать с жителями мусульманских стран. Произошли процессы полной ассимиляции татар по причине, главным образом, смешанных браков: многие татары брали белорусок. Однако же, не смотря на это, белорусские татары, в том числе и лососнянские татары-казаки, еще долгое время берегли свои специфические черты, не исчезали в общей масс населения ВКЛ, так как по-прежнему исповедовали ислам.

Кроме военной службы гродненские татары исполняли и другие функции. В книге Ю. Иодковского “Гродно” (1928) отмечено, что татары в 1508 году обратились к королю с просьбой, чтобы он их освободил от несения сторожевой службы в Гродно, к которой их неволил староста Александр Юрьевич князь Гольшанский. Король удовлетворил просьбу татар.

Белорусские татары настолько сжились с местным населением, что часто даже выступали против своих единоверцев крымских татар. В актах Литовской Метрики находим интересный ответ белорусских татар, который был дан ими единоверцам, что творили тогда грабежи на границах: “Ни Аллах, ни пророк, писали они, не предписывал вам грабить, а нам быть неблагодарными. Мы считаем вас хищниками и саблями нашими поражаем грабителей, а не братьев наших”.

В соответствии с переписью 1989 года в Беларуси жило 12,5 тысяч татар. Многочисленные белорусские фамилии напоминают нам бывших татар: Шейбак, Ажгирей, Салей, Бут-Гусаим, Чабанович и другие. Например, в деревне Кунцевщизна Индурского сельсовета Гродненского района более половины ее жителей имеют фамилию Салей. Можно утверждать, что и они далекие потомки бывших татар, хотя все считаются белорусами.

ХХ ст. было тяжелым для гродненских татар репрессии, разрушение мечетей, ассимиляция. Его можно в чем-то сравнить с XVII ст., когда рост неталерантности, войны, неурожайность земель вокруг Лососянки, судебные репрессии магнатов и крупной шляхты на татарские земли все вместе вызвало массовый выезд татар в Турцию, а также в другие места ВКЛ, в частности, в Слоним. Позднее, после разделов Речи Посполитой, другая часть местных татар переехала с деревень в Гродно на улицу Банифратерскую, позднее переименованной в татарскую (теперь улица Свердлова).

Мусульманское сообщество Гродно запланировала построить в лесопарке Румлево мечеть. Возникает вопрос, почему это будет делаться в Румлево, которое не связано с татарской историей, а не в Лососно, где до 1915 года и стояла мечеть.


Примечания (В.В.Тарковский).


См. приложение.

Лососянка – речка, впадающая в Неман в черте г. Гродно. В р. Лососянку, в свою очередь, впадает речка Татарка.

Барановичи – поселок в окрестностях г. Гродно (не путать с г. Барановичи Брестской обл.).

Татарское население, жившее в польско-литовских землях, делилось на 6 племенных групп, называемых хоругвями: баргынская, джалаирская, юшыньская, конгратская, найманская и уланская. Их название проис-ходило от знатных родов Золотой Орды, таких, как Баргын, Джалаир, Хушин, Конграт и Найман. Однако мы не находим среди племен Золотой Орды соответствия для уланской хоругви, ибо ее название происходит от княжеского титула улан (улан-оглан – сын), который носили потомки Чингизхана. В польско-литовском государстве этим титулом вначале пользовались лишь князья Ассанчуковичи. Они происходили от жившего в первой половине XV века князя Ассанчука, возможно, одного из многочисленных потомков хана Джучи. Можно предположить, что уланская хоругвь состояла из воинов князя Ассанчука (Я.Я.Гришин. Польско-литовские татары (наследники Золотой Орды). Научно-популярные очерки. – Казань: Татарское книжное издательство, 1995.).

В Беларуси проживает около 330 кумыков.

В черте г. Гродно.


Апанас Цыхун

заслуженный учитель Беларуси


Перевод с беларусского: Тарковский В.В.



(author unknown)

Шмат хто з вас з вас чуў пра тое, што ў апошнія гады ў Беларусі актывізаваліся «казакі». Для нашай Радзімы такое падобна гістарычнаму ідыятызм. Вырашылі для вас па палічках раскласці, хто яны такія, што тут робяць і ці патрэбныя наогул у нашай краіне.

ХТО ТАКІЯ КАЗАКІ?

Пачнем з таго, што казакі – гэта больш не пра этнас, а пра саслоўе. Украінскія казакі фармаваліся ў Запарожжы з русіфікаваных цюркаў і збеглых сялян. У Масковіі існавала мноства казацтваў, якія неслі памежную службу: данскія, волжскія, уральскія, астраханскія, сібірскія. Калі сцісла паспрабаваць апісаць казакоў – гэта як піраты, толькі на сушы, якія з дазволу сваіх кіраўнікоў рабавалі суседзяў, а таксама падмянялі сабой памежнікаў.

Пра само паходжанне тэрміна ёсць 2 версіі: цюркскае («вольны, адзіночка») або мангольскае.

ЦІ БЫЛІ КАЗАКІ Ў ВКЛ? ГІСТОРЫЯ ПАКЛОНСКАГА

Вернемся ў часы знакамітай і крывавай вайны 1654-1667 года. Тады праваслаўнае насельніцтва ВКЛ было ў меншасці і татальна наводненае агентамі Масквы. Зрэшты, як і цяпер. Сярод такіх персанажаў быў і Канстанцін Юрʼевіч Паклонскі.

Стары Магілёў

Калі войскі акупантаў уварваліся на нашу зямлю, Паклонскі разам з 14 сваімі аднадумцамі сышоў да казакоў Масковіі. Залатарэнка адаслаў яго да Хмяльніцкага, а той – да цара, у чыю стаўку пад Смаленскам ён прыбыў 22 ліпеня 1654 года. Аляксей Міхайлавіч падарыў яму 40 собаляў і 50 рублёў (пра што праз паўгода страшна шкадаваў), абвясціў палкоўнікам і дазволіў набіраць свой полк. Полк усё-такі зусім не казачы, а звычайнае апалчэнне, якое не жыло па казачых традыцыях і законах, бо іх не ведала ні яно, ні сам шляхцец Паклонскі. Але прарасейскія публіцысты ўпарта называюць дадзеную падзею «станаўленнем беларускага казацтва».

Пан Паклонскі стаў працаваць правакатарам цара: калі царскія войскі падыходзілі да Чавусаў, Паклонскі схіліў мясцовых жыхароў адмовіцца ад супраціву і прыняць Маскоўскую веру. Раней гэтыя спробы з боку Масковіі былі малаэфектыўнымі – прыйшлося выразаць насельніцтва шматлікіх вёсак і гарадоў, найбольш вядомы сумны лёс знішчанага Мсціслава. Цяпер жа цар рабіў стаўку на дэмагагічныя ўменні Паклонскага.

28 жніўня Паклонскі (які здолеў сабраць у свой полк калабарацыяністаў з сялян) спрытнай дэмагогіяй пераканаў жыхароў Магілёва здацца без барацьбы (у далейшым жыхары Магілёва выражуць увесь рускі гарнізон, за што горад будзе прыдадзены анафеме Маскоўскай царквой, і яна з Магілёва так і не знятая па гэты дзень).

Выконваючы загад цара забіваць усіх, хто адмовіцца прымаць Маскоўскую веру, «беларускія казакі» Паклонскага вывелі за гарадскія сцены звыш двух тысяч магілёўскіх габрэяў – мужчын і жанчын, старых і дзяцей, уключаючы немаўлятаў, – і Паклонскі загадаў зарэзаць на лузе ўсіх, хто адмовіцца перайсці ў праваслаўе. Толькі некалькі дзясяткаў габрэяў пагадзіліся здрадзіць сваёй веры, а астатніх, звыш двух тысяч чалавек, гэтыя «казакі» Паклонскага зарэзалі, як авечак.

Гэта – галоўны і адзіны «подзвіг» «беларускага казацтва», бо далей Паклонскі і яго «беларускія казакі» здрадзяць цару, перайшоўшы на бок ВКЛ. Далей Паклонскі атрымае чын палкоўніка і будзе змагацца ўжо з маскоўцамі. У тым ліку і з сапраўднымі казакамі.

То бок «беларускае казацтва» – гэта атрад аднаго паскудніка, які за грошы паўгода ваяваў на баку расейскага цара, а потым яго «кідануў».

ДЫК АДКУЛЬ УЗЯЛІСЯ КАЗАКІ ЗАРАЗ?

Калі вы зойдзеце на сайт kazak.by , то ўбачыце толькі пафасныя радкі накшталт такіх:

«Казакі традыцыйна павінны праяўляць сябе як актыўныя ўдзельнікі жыцця Праваслаўнай царквы, перш за ўсё гэта працэс уцаркаўлення, асабістае духоўнае змяненне і, вядома, актыўная дапамога парафіям у ахове храмаў, правядзенні хросных хадоў і іншых імпрэзах.

Ва ўмовах сучасных пагроз суверэнітэту і існавання дзяржаў, казацтва павінна стаць апорай улады і аказваць ёй усялякае садзейнічанне, каб не дапусціць правядзення сцэнара кіраванага хаосу ў Рэспубліцы Беларусь.»

Ніякай гістарычнай асэнсаванай базы ў іх няма. У асноўным «беларускае казацтва» прывязана да дзейнасці РПЦ і прарасейскіх груп уплыву. Тым не менш, яны маюць шчыльныя сувязі з чынавенствам і ўладай на месцах у розных гарадах, праводзяць сумесныя акцыі з сілавымі структурамі і адчуваюць сябе цалкам камфортна. У адрозненне ад беларускіх патрыётаў, якія, нават нічога не робячы, лёгка могуць трапіць у турму.

Так для чаго ў Беларусі працуе прарасейскае казацтва, не маючы да гэтага ніякіх гістарычных падставаў?Многие из вас слышали про то, что в последние годы в Беларуси активизировались «казаки». Для нашей Родины такое сродни историческому идиотизму. Решили для вас по полочкам разложить, кто они такие, что здесь делают, и нужны ли вообще в нашей стране.

КТО ТАКИЕ КАЗАКИ?

Начнем с того, что казаки – это больше не про этнос, а про сословие. Украинские казаки формировались в Запорожье из русифицированных тюрок и беглых крестьян. В Московии существовало множество казачеств, которые несли пограничную службу: донские, волжские, уральские, астраханские, сибирские. Если вкратце попытаться описать казаков — это как пираты, только на суше, которые с разрешения своих правителей грабили соседей, а также подменяли собой пограничников.

Про само происхождение термина есть 2 версии: тюркское («вольный, одиночка») или монгольское.

БЫЛИ ЛИ КАЗАКИ В ВКЛ? ИСТОРИЯ ПОКЛОНСКОГО

Вернёмся во времена знаменитой и кровавой войны 1654-1667 года. Тогда православное население ВКЛ было в меньшинстве и тотально наводнено агентами Москвы. Впрочем, как и сейчас. Среди таких персонажей был и Константин Юрьевич Поклонский.

Старый Могилёв

Когда войска оккупантов вторглись на нашу землю, Поклонский вместе с 14 своими единомышленниками ушел к казакам Московии. Золотаренко отослал его к Хмельницкому, а тот – к царю, в чью ставку под Смоленском он прибыл 22 июля 1654 года. Алексей Михайлович подарил ему 40 соболей и 50 рублей (о чем через полгода страшно жалел), объявил полковником и разрешил набирать свой полк. Полк все-таки вовсе не казачий, а обыкновенное ополчение, которое не жило по казачьим традициям и законам, ибо их не знало ни оно, ни сам шляхтич Поклонский. Но пророссийские публицисты упорно называют данное событие «становлением беларуского казачества».

Пан Поклонский стал работать провокатором царя: когда царские войска подходили к Чаусам, Поклонский склонил местных жителей отказаться от сопротивления и принять Московскую веру. Ранее сии попытки со стороны Московии были малоэффективными: пришлось вырезать население многих сел и городов, наиболее известна печальная судьба уничтоженного Мстиславля. Теперь же царь делал ставку на демагогические умения Поклонского.

28 августа Поклонский (сумевший собрать в свой полк коллаборационистов из крестьян) ловкой демагогией убедил жителей Могилева сдаться без борьбы (в дальнейшем жители Могилева вырежут весь русский гарнизон, за что город будет предан анафеме Московской церковью – и она с Могилева так и не снята по сей день).

Следуя приказу царя убивать всех, кто откажется принимать Московскую веру, «беларуские казаки» Поклонского вывели за городские стены свыше двух тысяч живших там евреев – мужчин и женщин, стариков и детей, включая младенцев, и Поклонский приказал зарезать на лугу всех, кто откажется перейти в православие. Лишь несколько десятков евреев согласились предать свою веру, а остальных свыше двух тысяч – сии «казаки» Поклонского зарезали, как овец.

Это – главный и единственный «подвиг» «беларуского казачества», ибо далее Поклонский и его «беларуские казаки» предадут царя, перейдя на сторону ВКЛ. Далее Поклонский получит чин полковника и будет сражаться уже с московитами. В том числе и настоящими казаками.

То есть «беларуское казачество» — это отряд одного проходимца, который за деньги полгода воевал на стороне российского царя, а потом его киданул.

ТАК ОТКУДА ВЗЯЛИСЬ КАЗАКИ СЕЙЧАС?

Если вы зайдёте на сайт kazak.by , то увидите лишь пафосные строки вроде таких:

«Казаки традиционно должны проявлять себя как активные участники жизни Православной церкви, прежде всего это процесс воцерковления, личное духовное изменение и конечно активная помощь приходам в охране храмов, проведении крестных ходов и иных мероприятиях.

В условиях современных угроз суверенитетам и существованию государств, казачество должно стать опорой власти и оказывать ей всяческое содействие по не допущению проведения сценария управляемого хаоса в Республике Беларусь. »

Никакой исторической осмысленной базы у них нет. В основном «беларуское казачество» привязано к деятельности РПЦ и пророссийских групп влияния. Тем не менее, они имеют плотные связи с чиновничеством и властью на местах в разных городах, проводят совместные акции с силовыми структурами и чувствуют себя вполне комфортно. В отличие от беларуских патриотов, которые даже ничего не делая, легко могут угодить в тюрьму.

Так для чего в Беларуси работает пророссийское казачество, не имея к этому никаких исторических оснований?

Вконтакте

Главной целью Республиканского общественного объединения "Белорусское казачество" является возрождение социально-культурного слоя казачества в Республике Беларусь. Основой возрождения казачества в нашей стране является православное христианство - вера наших предков.

В 2002 году Митрополит Минский и Слуцкий Филарет благословил настоятеля прихода прот.Игоря Коростелёва нести послушание духовника РОО "Белорусское казачество". В обязанности духовника входит ведение постоянно действующего семинара "Православие, возрождение казачества и современность". Цель семинара - воцерковление казаков для активного участия их в жизни церкви, регулярной исповеди и причастия, катехизация.

Каждое мероприятие проводимое казаками начинается с молитвы.

П ри принятии присяги казак лобызает стяг объединения и крест православного священника. Для кадетского казачьего класса средней общеобразовательной школы №101 один раз в две недели священник Александр Пронин в рамках внеклассной воспитательной работы проводит занятия по Закону Божьему. В приходских помещениях регулярно проводятся собрания казачьих атаманов и другие необходимые для жизни объединения мероприятия.

Казаки несут приходские послушания:

  • Охрана порядка в большие церковные праздники.
  • Участие во встречах высоких гостей.
  • Подготовка храмовой территории к Пасхе и Рождеству Христову.

ИЗ ИСТОРИИ БЕЛОРУССКОГО КАЗАЧЕСТВА

Д евятого октября 1995 года Министерство юстиции Республики Беларусь зарегистрировало Республиканское общественное объединение "Белорусское казачество". Что же такое белорусское казачество? Было ли оно когда либо? Почему возникли мысли о возрождении казачества, кто сегодня является казаками у нас в Беларуси? Много вопросов. Попробуем ответить на них. Казак слово тюркское, означающее вольный, свободный, свободолюбивый.
В ХIV-ХV веках в условиях существования раздельных княжеств на землях современной Беларуси, борьбы между Полоцким и Киевским, а также другими князьями, обнищание крестьян и мелкой шляхты вынуждало последних искать свободы и лучшей доли. Не имея возможности бороться с панами - магнатами - шляхтой, владевшими землей и привилегиями, как в Польском королевстве, так и в Великом Княжестве Литовском (ВКЛ), мужик убегал от них туда, куда не могла дотянуться панская рука - в широкие днепровские степи (в т.ч. его притоки Сож и Припять). Только там он становился вольным человеком, казаком. С течением времени все больше народа искало спасения от преследований, и в ХIV-м веке в степях бассейна Днепра собралось много казацкого люду. Как видно из исторических источников, 25% выходцев из земель современной Беларуси, "будем называть их белорусами, 10% из земель современной России и 65 % из современной Украины составили Днепровское казачество, или Запорожское казачество, т.е. "за порогами Днепра".
П ервым историческим документом, свидетельствующим о казачьей службе государству на территории ВКЛ (в т.ч. и на территории современной Беларуси), была грамота Великого князя Витовта, в которой шла речь о казаках на территории нашей Родины еще в 1395 году. Казачество не есть явление, исключительно принадлежащее Речи Посполитой. Казак бывает там, где крестьянин и мелкая шляхта не имеют возможности избавиться от угнетения и опеки панов - богачей. Одновременно с Днепровским (в историческом плане) возникает Волжское и Донское казачество на юге Московского княжества. Но если борьба последних имела причины политико-социальные, днепровские, или запорожские, казаки, включавшие в себя и выходцев из Беларуси, кроме того, со своими угнетателями боролись по причинам религиозным и национальным. Ведь казаки были православными, а поляки несли нам иную, католическую культуру. Размещаясь по окраинам государства, казаки принимали на себя защиту своей Родины от извечного южного врага - турков и татар. Эта функция вначале и возлагалась государством на казаков. В связи с этим казаки принимались на государственную службу как социальный слой служилых людей, живущий по границам государства и охраняющий его.
Н аши предки казаки-белорусы несли казачью службу и жили на территории нашей родной земли, о чем свидетельствуют и сохранившиеся названия населенных пунктов: Казакове, Атаманская, Казачья протока и др.
П ропасть между казаками и государством, которому они служили - Речи Посполитой, была необычайно глубока, ибо в основе ее лежали разные религии и культуры. Эти противоречия часто приводили к казачьим восстаниям и беспощадной борьбе с польской шляхтой. Исторические источники сохранили нам имена казаков - белорусов, мужественно сражавшихся за православную веру и независимость Родины. Так, нам известны имена казаков Луженко из Белынич, Ходорченко с Гомельщины казачьих атаманов Ильи Гаркуши и Миколы Гаркуши, руководителей казачьих восстаний, казачьего полковника Федора Гаркуши, командовавшего казачьим загоном. Последним посвятил свои стихи Владимир Кораткевич - "Черная баллада Гаркуши".
Р азвернувшаяся вооруженная борьба в середине ХVII века между казачеством и Речью Посполитой и последовавшие войны, в которых участвовали против последней Россия и другие европейские монархии, в конце концов привела к ее окончательному разделу в 1795 году между Пруссией, Австрией и Россией. Земли Беларуси, которая стала так называться в 18 веке по указу императрицы Екатерины II, и Украины вошли в состав Российской империи, которой стали служить и запорожские казаки, в том числе и белорусские.
А нализ данных, содержащихся в исторических документах и выполненный в разное время белорусскими, украинскими, польскими и российскими представителями исторической науки, подтверждает факт нахождения на территории современной Беларуси формирований Запорожского казачества. Эти же исторические данные свидетельствуют о казачьих формированиях чисто белорусских. Так, в 1654-1656 г.г. по указу российского царя Алексея Михайловича были сформированы Могилевский казачий полк под руководством полковника Константина Поклонского и Чаусский казачий полк, командовал которым полковник Иван Нечай.
В разное время создавались и иные казачьи формирования в Беларуси. Позже, когда границы Российской империи передвинулись далеко на запад и казаки оказались внутри страны, Запорожское казачество вместе с белорусскими полками было реорганизовано в Черноморское с центром в Анапе, где участвовали в борьбе против турок и присоединении к Российской империи земель Новороссии (ныне входящих в состав Украины). По выполнении этой задачи казаки были направлены русским царем на Северный Кавказ, где они стали основой Кубанского казачьего войска.
С ложившееся в средние века казачество, являясь частью нации, имело свои отличия и в культуре, и в социальном предназначении. Казак с детства воспитывался на православных традициях, христианских ценностях, беззаветной преданности и любви к своей Родине. Казак - человек служивый, всегда готовый с оружием в руках защищать свой народ и свою страну. Казачество, в том числе и белорусское, едино в своем предназначении и готовности к служению Отчизне. "За веру, за царя и за Отечество" - в этом лозунге вся идеология казачьего служения. Наша Родина имеет трудное историческое прошлое. Белорусские земли входили в состав разных государств (Великое Княжество Литовское, Польское королевство, Речь Посполита, Российская империя). Православный белорусский народ подвергался ополячиванию, влиянию чуждой ему католической культуры. Сейчас мы имеем возможность жить в суверенном независимом государстве, равном среди равных в мировом сообществе. Но такое государство могут сохранить и обеспечить его существование мужественные, сильные и преданные люди, несущие в себе на генетическом уровне любовь к Родине и готовность к государственной службе. Такой общественной силой может и должен стать социально-культурный слой белорусского казачества.
В Беларуси немало людей, готовых к служению Родине. В первую очередь, это казаки. Как не пытались за годы советской власти вытравить из памяти людской исторические корни и сделать нас не помнящими родства, казаки никогда не забывали своих предков и их славные подвиги во имя Господа нашего Иисуса Христа, любимой Родины и белорусского народа. Сегодня в Беларуси живут потомки белорусских казаков, знающие своих предков и несущие в душе верность Родине и казачьим традициям. Остались у нас после увольнения с военной службы и казаки, выходцы из казачьих регионов братской России и Украины. На этой базе и произошло объединение белорусских казаков в общественную организацию.

Г лавной целью Республиканского общественного объединения является возрождение социально-культурного слоя казачества в Республике Беларусь. Основой возрождения казачества в нашей стране является православное христианство, вера наших предков, и христианские ценности. Нашими задачами является создание условий для возрождения белорусского казачества. Белорусское казачество не просто когда-то было. Оно есть. Казаки живут среди нас.

Датой рождения белорусского казачества следует считать 22 июля 1654 г., когда православный шляхтич Константин Юрьевич Поклонский вместе со своими спутниками (4 шляхтича и 4 мещанина) и их слугами прибыли к царю. Алексеи Михай­лович принял его милостиво, пожаловал 40 соболей и 50 рублей, а также чин полковника и разрешение организовать полк, в который набирать «шляхту и всяких служащих людей..."

Царь Алексей Михайлович

Шла война, по приказу Гетмана Богдана Хмельницкого на территории Белоруссии находился 20-и тысячный казацкий корпус Золаторенко.

Поклонский считал, что на Белоруссии должно быть создано свое самостоятельное белорусское казачество, подчиненное не Хмельницкому, а через него, Поклонского, непосредственно царю.

Первый крупный успех Поклонский имел в городе Чаусы, добровольно перешедшем к русским 6 августа. После присяги Поклонский «тех чаусовцев и сельских крестьян переписав и собрав войска пеших 800 человек». Через несколько дней в его полку уже было около 1000 пеших с бердышами и рогатинами и с пищалями, да конных со сто человек».

После сдачи Могилева (24 августа) весь Могилевский уезд был передан Поклонскому. Это значительно подняло авторитет полковника у местного населения и превратило уезд в сферу его влияния.

Могилёв

Командный состав для своего полка комплектовался из шляхты, иногда даже польской. Так, одним из сотников был шляхтич Яковинский, принявший православие.

На основании царской грамоты Поклонскому, данной 28 декабря 1654 г., и других актов полк был организован на казацкий манер. Кроме полковника, существовала еще полковая старшина: полковой судья, полковой есаул, полковой знаменосец, полковой священник. Полк делился на сотни.

Часть казаков жила по своим дворам в Могилевском уезде, а остальные, не имевшие оседлости, были расположены для прокормления по еврейским дворам в трех уездах - Головчинском, Белыницком и Тетеринском. Казаки Белорусского полка получили из царской казны не жалованье, а лишь содержание натурой, причем если не имели своих хозяйств. В одном из писем они сообщают об этом: «Мы из казны денег не емлем, только головы за честь и за хлеб полагаем».

Могилевский уезд, был сферой Белорусского полка, приближавшейся к полковому положению на Украине. К концу 1654 г. в нём было 4 тыс. человек.

Полк принимал участие во всех военных операциях. По приказанию царя он был послан под Борисов и Минск с задачей не пропускать польские войска за Березину, однако был оттеснен оттуда прорвавшимися к Могилеву поляками.

Зимой 1654 г. началось контрнаступление Радзивилла, Поклонский стал усиленно добиваться новых пожалований себе и своим командирам. Правительство скупо ответило на эти просьбы, чем вызвало разочарование шляхтичей. Об этом стало известно Радзивиллу, и он начал посылать «прелестные» письма. Правда, позже, в январе 1655 г., когда положение на фронте ухудшилось, царь удовлетворил просьбы Поклонского, но уже было поздно. 3 февраля войска Радзивилла подошли к Могилеву, а в ночь с 5 на 6 февраля Поклонский изменил своему народу и русскому правительству и с частью мещан, шляхты и несколькими казаками своего полка перешел на сторону Польши, чем помог Радзивиллу изнутри овладеть внешней частью Могилева - Большим городом. Защитники Могилева отступили в цитадель, так называемый Малый город, и здесь отражали нападение поляков до 1 мая 1655 г.

Михаил Радзивилл

Поход войск Золотаренко под Могилев, в силу чего Радзивилл вынужден был снять осаду и уйти за Березину, значительно увеличили влияние наказного гетмана на белорусские дела и развитие казачества. Среди защитников Малого города были белорусские казаки, к ним Поклонский и Радзивилл писали специально «прелестные» письма. В одном из них Поклонский пишет: «Пан Павле (наверно, Окуркович, новый полковник) и все казаки полку моего!». Полк белорусских казаков продолжал существовать и после измены Поклонского.

В июле 1655 г. полк стоял в Чаусах и двух войтовствах Могилевского уезда, служивших базой, во главе с наказным полковником Матвеем Старинским. В состав территории кого полка входили еще города Чериков и Пропойск с окружающими селами. После Матвея Старинского «чаусовским» полковником был К. Дяченко.

Комплектование казацких полков шло за счет белорусского населения. Поредевший за зиму корпус Золотаренко в середине июня вновь достиг 20 тыс. человек, где белорусы составляли добрую половину казацкого корпуса, двинувшегося освобождать центральную и западную Белоруссию. Эта миссия была ими с честью выполнена. К осени казаки вышли на Неман и Западный Буг.

В 1656 г. белорусский полк в составе Войска Запорожского значительно расширил свою территорию и приобрел характер, близкий к украинским полковым единицам, он состоял из 19 сотен, многие из которых имели не территориальный, а гарнизонный характер (стояли постоем).

В состав территории Белорусского полка теперь входил не только Могилевский уезд - его исходная база, но и целый ряд новых волостей и войтовств. В одних из них зимой 1654 - 1655 гг. они лишь брали приставство, другие были тогда под управлением Золотаренко, а некоторые присоединились позже. В 1656г. целых три могилевские сотни, базировались в Могилеве и пригородах.

Казаки Белорусского казачьего полка

До нас дошли фамилии сотников, подписавших в 1656 году жалобу царю: «Корней Ондреев, сотник Чаускии; Петр Прядчен. сотник Могилевский; Василь Иванов Сулим, сотник Могилевский; Александро Козловский, сотник Горский; Харитон Жуковский, сотник; Василь Дроздснко, сотник Заболоцкий; Петр Василевич, сотник Городенский; Кузьма, сотник Акулинский; Андрей Конюшевский, сотник Гроденский; Иван Войтехов, сотник Святозерский; Игнат Слиский, сотник; Яцко Офонасьев, сотник Улановский; Кондрат Прокопов, сотник Рагозинский; Дмитрей Офонасьев, сотник Белявицкий; Гаврило Шмойленко, сотник Черековский, Вербеский и Пропойский; Гелияш Зазерский, сотник Чечерский; Сергей Проневский, сотник Меженский и Смоленский; сотник Хоритон Зубов».

Прокормление полк в январе 1657 году имел из двух войтовств: Благовидского и Путковского, на которые имел царские грамоты. После сдачи Старого Быхова, Белорусский (Чаусовский) полк стал пользоваться еще и доходами Осоветского войтовства. В этих войтовствах казаки ликвидировали шляхетские поместья, а таким образом и повинности на шляхту. Государственные повинности в своих войтовствах полк брал также в свою пользу.

Белорусы - казаки, имевшие земельные наделы, не платили никому никаких налогов и не выполняли повинностей. Все это шло им «на прокормление» за военную службу. Такие казаки для укрепления своего хозяйства захватывали пустые волоки, которых и это время появилось немало.

Белорусские крестьяне и мещанская беднота поступив в полк, кормилась за счет доходов полка или приставством, а также садилась на пустые волоки или пашню.

Казаки считали себя государевыми служилыми людьми. Все они пользовались правом варить для себя хмельные напитки и широко практиковали это не только для себя, но и для продажи населению.

город Чаусы

Судились казаки своим полковым судом, имевшим право выносить даже смертные приговоры. Это свое право полк упорно защищал от посягательств царских воевод с первого дня своего существования до ликвидации.

В 1656 г. закончилась война России с Польшей. Русское правительство, обеспокоенное военными успехами Швеции в Польше, начало с ней войну.

Казацкий плацдарм в Белоруссии получил значительные размеры и грозил превратиться на длительное время в фактор воздействия на белорусские дела, казачество сильно мешало царскому правительству в проведении им в Белоруссии крепостнической политики.

Процесс вытеснения казаков из Белоруссии шел разными путями. Сильный удар по казакам в Белоруссии был нанесен уже после смерти Богдана Хмельницкого, в августе 1657 г. Царское правительство без консультации с гетманом приказало своим воеводам вытеснить казаков из Белоруссии и одновременно выделить из их состава местное белорусское население, оставив его дома.

Полковой администрации было крепко-накрепко наказано никого больше в казаки не писать. В августе 1657 г. воеводы оршанский, борисовский, мстиславский, шкловский, кописский и минский, царские ратные люди в полном военном снаряжении двинулись на села, в которых стояли постоем и жили дворовые казаки. У них отбирают деревни, «з домов насильством выгоняют и подданья (податей) из них, як з мужиков требуют, чюприны (хохлы) режуть».

В начале 1658 г. царское правительство потребовало от гетмана, чтобы казаки очистили Быхов и ушли в "черкасские городы... Да и в Чаусах полковнику быти не у чего..".

Грамота еще раз совершенно ясно подтверждает, что Белорусский (Чаусовский) полк был самостоятельной полковой административно-военной единицей, не подчинявшейся воеводам и состоявшей из местных казаков - белорусов.

Переяславские статьи

6-я и 15-я из новых статей касались казачества в Белоруссии. По 6-й статье; «На Белой Росии ныне и впредь залогам черкасским не Сыть».

Кто же из казаков белорусских, старо-быховских и чаусовских назовется «Войском Запорожским», тех выслать с их пожитками в «Черкасские городы».

Согласно 15-й статье, гетман должен вывести казаков на Запорожье.

Эти переяславские статьи можно считать концом белорусского казачества, концом истории совместной борьбы трех братских народов за освобождение от социального, национального и религиозного гнета. Конец попытки белорусского народа пойти по демократическому пути развития.

Но белорусы - казаки продолжали служить державе. Неслучайно знаменитый герой Н.В.Гоголя носил белорускую фамилию Бульба, а не украинскую Барабуля или Картопля.

Кроме Белорусского (Чаусского) полка на территории Белоруссии в порядке отпочкования возникли хотя и на короткое время, самостоятельные казацкие белорусские отряды, именуемые иногда "полками". Примером может быть отряд Дениса Мурашки. В 1656 году минский воевода в своем донесении величает Дениса – полковником, который во главе казацкого отряда занимал село Игумень, принадлежащее виленскому епископу, и собирал хлеб для полка.

В Игумене Мурашко дислоцировался в течении года, затем создал себе второй центр Камень.

Казацким движением были охвачены Минский, Могилевский, Виленский, Борисовский и Новогрудские поветы.

На территории Беларуси для решения боевых задач входили и дислоцировались Нежинский, Черниговский, Киевский, Стародубский казачьи полки войска Запорожского.

Белорусские крестьяне и городская беднота видели в казацком полковом административном устройстве на Украине и в казаках свое­образное воплощение того, к чему стремились.

Белорусское казачество было закономерным явлением в жизни белорусского народа. Оно было проявлением происшедших в стране в XV-XVII вв. изменений в производствен­ных отношениях.

Немало людей, уходили из родных мест в поисках средств к жизни. Пожив вольной жизнью, «показаковав» несколько лет и научившись владеть оружием, они были исполнены горячего желания помочь своим землякам в борьбе с местными и польско-литовскими феодалами.

Вектор развития казачества имел в начале южное направление, затем с учетом расширения Русского государства к южному вектору прибавился восточный и северо-восточный вектор. Казаки выходцы с белорусских земель дошли до Аляски расширяя и охраняя границы державы.

Казаки взяли на себя роль защитников веры и отечества, они сделались в глазах своих соплеменников рыцарями православной церкви, правды и чести, стали бессмертными в глазах многих поколений и с этим именем вышли на страницы славянской или вообще, мировой истории.

Случайные статьи

Вверх