Ассоциация юго восточной азии. Ассоциация стран юго-восточной азии (асеан)

  • 8.Валютный союз.
  • 9. Концепция Дж.Винера о повышении или понижении благосостояния стран, участвующих в создании зст или тс.
  • 10.Взаимосвязь глобализации и регионализации – две модели современного и будущего развития.
  • 11. «Вызовы» глобализации. Нарастающая взаимозависимость мирохозяйственной среды.
  • 12. Новые черты интеграционных соглашений в 90-е гг. XX в. И в настоящее время.
  • 13. Новая политико-экономическая конфигурация мирового хозяйства.
  • 14. Этапы формирования ес и его механизмов.
  • 16. Договор об учреждении Европейского экономического сообщества (еэс) или Римский договор.
  • 17. Договор о создании Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом).
  • 18. Основные этапы формирования таможенного союза в рамках ес.
  • 19.Основные принципы и порядок становления таможенного союза.
  • 20.Основные цели создания таможенного союза. Ст.29 Римского договора.
  • 21. Общая торговая политика. Единый таможенный тариф как инструмент торговой политики ес.
  • 22. Внешнеторговая политика как часть общей экономической политики ес. Структура пошлин етт.
  • 34. Экономическая интеграция в Северной Америке. Предпосылки, цели и особенности североамериканской интеграции.
  • 35. Особенности североамериканской интеграции по сравнению с моделями интеграции в других регионах.
  • 36. Основные положения соглашения нафта. Цели нафта.
  • 37. Институциональная структура нафта.
  • 38. Североамериканское соглашение по сотрудничеству в сфере окружающей среды.
  • 39. Североамериканское соглашение по трудовому сотрудничеству.
  • 40. Положительные эффекты нафта. Отрицательные эффекты нафта.
  • 41. Форум «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (атэс). Участие рф в атэс.
  • 42. Атэс: цели и направления деятельности. Организационная структура.
  • 43. Макроэкономические показатели стран атэс.
  • 44. Схема управления атэс.
  • 45. Основные решения, принятые на саммитах атэс. Основные ре-шения, принятые в рамках Форума атэс.
  • 46. Торговая и инвестиционная либерализация в атэс: направления, сложности проведения и результаты.
  • 47. Экономическое и техническое сотрудничество (экотек) в рамках атэс: роль и основные направления.
  • 48. Влияние торговой и инвестиционной либерализации на динамику взаимных экономических связей в рамках атэс.
  • 49. Возможности создания зоны свободной торговли и инвестиций в рамках атэс.
  • 50.Характеристика интеграционных тенденций в развивающихся странах.
  • 51.Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (асеан). Цели и направления создания асеан.
  • 52.Зона свободной торговли асеан.
  • 53.Инвестиционная зона асеан. Цели, основные направления создания и результаты.
  • 54.Влияние экономической интеграции на динамику взаимных экономических связей стран – членов асеан.
  • 55.Сотрудничество асеан с другими интеграционными группировками и странами.
  • 56.Общая характеристика латиноамериканской экономической интеграции.
  • 57.Общий рынок стран Южного конуса (меркосур).
  • 58.Андское соглашение.
  • 59.Карибское сообщество (кариком).
  • 60. Роль сша в Латиноамериканской экономической интеграции.
  • 61. Проект всеамериканской зоны свободной торговли (фтаа).
  • 66. Особенности образования Совета Экономической Взаимопомощи
  • 70. Многоуровневая (разноскоростная) модель хозяйственного взаимодействия как характерная черта современного этапа интеграции в снг.
  • 71. Евразийское экономическое сообщество.
  • 72. Союз России и Белоруссии: основные пути формирования Союзного государства.
  • 73. Единое экономическое пространство (еэп).
  • 74. Центрально-азиатское экономическое сообщество.
  • 75. Перспективы экономической интеграции в снг.
  • 76. Экономические отношения России и ес и их правовая база.
  • 77. Действующая правовая база – Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между рф и ес.
  • 78. Перспективы развития договорно-правовой базы экономического взаимодействия России и ес.
  • 51.Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (асеан). Цели и направления создания асеан.

    В настоящее время, одной из самых перспективных группировок в развивающемся мире является Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), которая объединяет 10 динамично развивающихся стран Юго-Восточной Азии (ЮВА), занимающих все более значительные позиции в мировом хозяйстве - Сингапур, Малайзию, Индонезию, Филиппины, Таиланд, Бруней, Вьетнам, Мьянму, Лаос и Камбоджу. 8 августа 1967 года Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины, предварительно урегулировав наиболее острые взаимные политические противоречия, подписали в Бангкоке декларацию о создании Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Декларация АСЕАН предусматривала, что ассоциация будет открытой для всех государств Юго-Восточной Азии. В 1984 году к АСЕАН присоединилась Бруней-Даруссалам, в 1995 году - Вьетнам, в 1997 году ‑ Лаос и Мьянма, в 1999 году – Камбоджа. Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) первоначально представляла собой военный блок, который был направлен на координацию усилий государств региона «против подрывной коммунистической деятельности». Однако нужно отметить, что данная ассоциация довольно быстро превратилась из антикоммунистической коалиции пяти развивающихся стран мира во влиятельного игрока в региональном и мировом масштабе. Формально АСЕАН открыта для участия всех государств в Юго-Восточной Азии, поддерживающих её цели и принципы, которые изложены в официальных документах ассоциации. На данный момент, основными целями и задачами Ассоциации стран Юго-Восточной Азии являются:

    1. Ускорение экономического роста, социального прогресса и культурного развития в регионе посредством совместных усилий в духе равноправия и партнерства в целях укрепления фундамента для процветающего и мирного сообщества государств юго-Восточной Азии;

    2. Содействие установлению мира и стабильности в регионе посредством уважения, справедливости и законности в отношениях между странами региона и соблюдению принципов Устава организации Объединенных Наций;

    3. Поддержание взаимовыгодного сотрудничества по вопросам общих интересов в экономической, социальной, культурной, научно-технической и административной областях;

    4. Оказание друг другу помощи в виде учебных и исследовательских центров, образовательных, профессиональных, технических и административных сфер;

    5. Эффективное сотрудничество в областях сельского хозяйства и промышленности для расширения взаимной торговли, включая изучение проблем международной торговли, совершенствование транспортных и коммуникационных возможностей и повышение уровня жизни народов региона;

    6. Поддержание тесного и взаимовыгодного сотрудничества с существующими международными и региональными организациями, имеющими аналогичные цели и задачи, и исследование возможностей для еще более тесного сотрудничества с данными организациями. В отношениях друг с другом страны-члены АСЕАН приняли следующие основополагающие принципы, содержащиеся в Уставе организации (взаимное уважение независимости, суверенитета, невмешательство во внутренние дела друг друга, содействие укреплению мира в регионе, поддержка международного права и прав человека, социальной справедливости, развитие дружественных внешних связей с ООН, оказание взаимопомощи, в случае ЧС).

    Высшим органом АСЕАН является саммит лидеров (глав государств и правительств), который, начиная с 2001 г., проходит ежегодно. В качестве руководящего и координирующего органа выступает Координирующий совет АСЕАН, который состоит из министров иностранных дел. На регулярной основе созываются встречи профильных министров и старших должностных лиц по конкретным направлениям взаимодействия. В Джакарте действует Секретариат АСЕАН во главе с Генеральным секретарем. Генеральный секретарь назначается лидерами стран-членов АСЕАН сроком на 5 лет. В 2013 – 2017 гг. этот пост занимает бывший заместитель Министра иностранных дел Вьетнама Ле Лыонг Минь. В целях улучшения взаимодействия на базе Секретариата Ассоциации создан Комитет постоянных представителей при АСЕАН, в который каждое государство «десятки» назначило своего постоянного представителя в ранге посла.

    Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) - крупнейшая межгосударственная политико-экономическая организация региона. В её задачи входит решение множества вопросов в различных сферах деятельности на межправительственном уровне. В то же время за годы своего существования организация значительно трансформировалась и претерпела изменения. Давайте определим, что представляет собой Ассоциация государств Юго-Восточной Азии и выясним причины её создания.

    Предыстория создания

    Прежде всего давайте остановимся на событиях, которые предшествовали образованию АСЕАН.

    Предпосылки для интеграции стран в регионе стали появляться ещё после окончания Второй мировой войны и получения ими независимости. Но первоначально эти процессы носили скорее военно-политический, а не экономический характер. Это было связано с тем, что бывшие метрополии, хотя и предоставили своим колониям независимость, но в то же время старались не утратить политического влияния в регионе и не допустить установления коммунистических режимов на территории Индокитая.

    Итогом этих стремлений стало возникновение в 1955-1956 г. военно-политического блока СЕАТО, который предусматривал обеспечение коллективной защиты в регионе. В организацию входили следующие государства: Таиланд, страна Филиппины, Пакистан, Австралия, США, Франция, Великобритания. Кроме того, с блоком тесно сотрудничали Республика Корея и Республика Вьетнам. Но данный военно-политический союз просуществовал недолго. Вначале из него вышел ряд стран, а в 1977 году он был окончательно упразднен. Причиной стала все меньшая заинтересованность бывших метрополий в делах региона, поражение США в войне в Индокитае, а также установление коммунистических режимов в ряде государств.

    Стало понятно, что объединение на военно-политической основе недолговечно и носит сиюминутный характер. Страны региона нуждались в более тесной экономической интеграции.

    Начальные шаги на пути к этому были сделаны в 1961 году, когда образовалась организация ASA. В неё входили государство Филиппины, федерация Малайзия и Таиланд. Но все-таки изначально этот носил вторичное значение по отношению к СЕАТО.

    Образование АСЕАН

    Руководство стран ASA и других государств региона понимало, что экономическое сотрудничество должно расширяться как территориально, так и качественно. С этой целью в 1967 году в Бангкоке был подписан договор, получивший название Декларация АСЕАН. Подписантами её являлись, кроме представителей стран ASA, уполномоченные делегаты, представляющие государство Сингапур и Индонезию. Именно эти пять стран стояли у истоков АСЕАН.

    Считается моментом, с которого стала функционировать Ассоциация государств Юго-Восточной Азии.

    Цели организации

    Настало время выяснить, какие цели на момент своего образования преследовала Ассоциация государств Юго-Восточной Азии. Они были сформулированы в указанной выше Декларации АСЕАН.

    Главными целями организации являлось форсирование динамики экономического развития её членов, интеграция между ними и взаимодействие в различных сферах деятельности, установление мира в регионе, увеличение торгового оборота внутри Ассоциации.

    Каждая из этих целей была направлена на достижение глобальной идеи - установление благоденствия в регионе.

    Члены АСЕАН

    К настоящему времени 10 стран включает в себя Ассоциация государств Юго-Восточной Азии. Состав организации сформирован из следующих членов:

    • государство Таиланд;
    • федерация Малайзия;
    • страна Филиппины;
    • страна Индонезия;
    • город-государство Сингапур;
    • султанат Бруней;
    • Вьетнам (СРВ);
    • Лаос (ЛНДР);
    • Союз Мьянма;
    • Камбоджа.

    Первые пять из указанных стран были основателями АСЕАН. Остальные вливались в организацию на протяжении истории её развития.

    Расширение АСЕАН

    Султанат Бруней, Вьетнам, страна Лаос, Мьянма и Камбоджа были включены в состав АСЕАН в последующие годы. Государства региона все больше втягивались во взаимную интеграцию.

    Государство Бруней стало первой страной региона, которая присоединилась к пятерым учредителям АСЕАН. Это случилось в 1984 году, то есть почти сразу, как только страна получила независимость от Великобритании.

    Но присоединение Брунея носило одиночный характер. В середине - второй половине 90-х годов сразу несколько стран вступило в АСЕАН, а это уже свидетельствовало об определенной тенденции и престижности членства в организации.

    В 1995 году членом АСЕАН стал Вьетнам - страна, управление в которой было основано на марксисткой идеологии. Нужно отметить, что до этого в АСЕАН входили только страны, которые за основу развития брали западную модель. Вхождение в организацию коммунистического государства свидетельствовало об углублении интеграционных процессов в регионе и о приоритете экономического сотрудничества над политическими разногласиями.

    В 1997 году Ассоциация государств Юго-Восточной Азии пополнилась сразу двумя членами. Ими стали Лаос и Мьянма. Первая из них также является страной, выбравшей коммунистический тип развития.

    Тогда же в организацию должна была вступить Камбоджа, но из-за политических неурядиц это было отложено на 1999 год. Впрочем, в 1999-м все прошло гладко, и государство стало десятым членом АСЕАН.

    Положение наблюдателей имеют Папуа-Новая Гвинея и ДР Восточный Тимор. Кроме того, в 2011 году Восточный Тимор подал официальную заявку на полноправное членство в организации. Пока эта заявка находится на рассмотрении.

    Органы управления

    Давайте рассмотрим структуру управления АСЕАН.

    Высшим органом Ассоциации является саммит глав государств, входящих в неё. С 2001 года он проводится ежегодно, а до того времени встречи организовывали один раз в три года. Кроме того, сотрудничество проходит в формате совещаний представителей министерств иностранных дел стран-участников. Они также проводятся ежегодно. В последнее время все чаще стали проходить совещания и представителей других министерств, в частности сельского хозяйства и экономики.

    Текущее руководство делами АСЕАН возложено на Секретариат организации, расположенный в столице Индонезии Джакарте. Главой этого органа является Кроме того, АСЕАН насчитывает почти три десятка профильных комитетов и более сотни рабочих групп.

    Деятельность АСЕАН

    Рассмотрим данной организации.

    В настоящее время основополагающим документом, который берется за основу при определении общего стратегического развития организации и взаимоотношений внутри неё, является договор, подписанный в Бали делегатами стран-участниц.

    С 1977 года стало действовать соглашение по упрощенной торговле между государствами региона. Интеграция стран Юго-Восточной Азии в экономике была закреплена в 1992 году созданием региональной зоны получившей название АФТА. Многими экспертами именно это считается главным достижением АСЕАН. На данном этапе Ассоциация, как субъект международного права, работает над заключением договоров о свободной торговле с Китаем, Индией, Новой Зеландией, Японией, Республикой Кореей и рядом других стран.

    В начале 90-х годов особенно значимой стала угроза экономического и политического доминирования Соединенных Штатов в регионе. Этому постаралась препятствовать Малайзия. Страна предложила создать Совет, в который бы, кроме государств АСЕАН, входили КНР, Республика Корея и Япония. Эта организация должна была защищать региональные интересы. Но проект не удалось воплотить в жизнь, так как он встретил упорное сопротивление со стороны США и Японии.

    Впрочем, Китай, Корею и Японию все-таки удалось привлечь к деятельности Ассоциации. С этой целью была создана в 1997 году организация "АСЕАН плюс три".

    Ещё одной важной программой является задача обеспечения безопасности и политической стабильности в регионе. С 1994 года начал работать форум по вопросам безопасности, получивший название АРФ. Тем не мене, члены организации не захотели превращать АСЕАН в военный блок. В 1995 году они подписали соглашение, которое признавало Юго-Восточную Азию регионом, свободным от ядерного оружия.

    В рамках организации также активно решаются вопросы по проблемам окружающей среды.

    Перспективы развития

    Дальнейшая экономическая интеграция государств региона, а также углубление сотрудничества с другими странами АТР является приоритетом деятельности АСЕАН в будущем. Данную программу призвано реализовать Единое сообщество АСЕАН, основанное в 2015 году.

    Ещё одна задача организации на ближайшее время - преодоление разрыва в экономическом развитии между её членами. Таиланд, страна Сингапур и Малайзия в экономическом плане на сегодняшний день опережают другие государства региона. К 2020 году планируется в значительной мере сократить этот разрыв.

    Значение организации

    Значение АСЕАН для развития стран Юго-Восточной Азии очень велико. С момента возникновения Ассоциации один из самых отсталых регионов Азии влился в число передовых не только на континенте, но и в мире. Кроме того, значительно уменьшилось количество вооруженных конфликтов в регионе. Развитие экономических связей между членами Ассоциации способствует их процветанию.

    В планах организации - достижение ещё более значимых вершин.

    Политическая, экономическая и культурная региональная межправительственная организация стран, расположенных в Юго-Восточной Азии. АСЕАН была образована 8 августа 1967 г. в Бангкоке вместе с подписанием «Декларации АСЕАН», более известной как «Бангкокская декларация». Договорное оформление АСЕАН произошло лишь в 1976 году в подписанных на острове Бали Договоре о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларации согласия АСЕАН.

    Непосредственно образующими государствами являлись Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины. Позже присоединились Бруней-Даруссалам (7 января 1984 г., через 6 дней после обретения независимости), Вьетнам, (28 июля 1995 г.), Лаос и Мьянма (23 июля 1997 г.), Камбоджа (30 апреля 1999 г.). На данный момент, статус наблюдателя имеет Папуа-Новая Гвинея.

    Население стран-членов АСЕАН составляет около 500 млн человек, общая площадь 4,5 млн км2, их совокупный ВВП достигает около 737 млрд долларов США.

    ЦЕЛИ АСЕАН: В соответствии с Бангкокской декларацией, целями организации являются:

    Установление мира и стабильности в регионе через приверженность принципам Устава ООН

    Ускорение экономического, социального и культурного развития ее государств-членов на основе сотрудничества и взаимопомощи

    Поддержание взаимовыгодного сотрудничества с общими и региональными международными организациями, имеющими сходные цели

    ЗАДАЧИ : создание ТС в рамках соглашений о преференциальной торговле, совместных промышленных объектов и товарных ассоциаций стран-пр-лей тех или иных видов Т.

    В 1992 г. на саммите в Сингапуре - решение о формировании ЗСТ . Стратегическая цель - повышение к/сп стран-членов на основе устран торговых барьеров, роста привлекательности гос-ств для зарубежных инвестиций , достижение эконом стабильности в регионе.

    Основные направления:

    Сокращение ставок пошлин до 0-5% на промышленную и с/х продукцию, за искл продукции нефтехимии, автомобилестроения, металлургии ;

    Введение общего эфф-ного преференц-ного тарифа; гармонизацию нац стандартов в соответ с м/н нормами;

    Ликвидацию кол-ных ограничений во взаимной торговле пром Т;

    Введение принципа взаимного признания в отнош сертификатов кач-ва;

    Соглашение о формировании инвестиционной зоны - 7 окт 1998 г. Цель - формирование конкурентоспособной инвестиционной зоны с более либеральным и прозрачным режимом для роста внутри- и внерегиональных инвестиций; повышение конкурентоспособности экономик стран-участниц; прогрессивное снижение или ликвидация инвестиционных барьеров и правил, мешающих капиталопотокам и реализации инвестиционных проектов в рамках АСЕАН.


    У АСЕАН есть договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (Балийский договор) 1976 года, допускающий с 1987 года возможность присоединения внерегиональных государств. В октябре 2003 года к нему присоединились Китай и Индия, в июле 2004 года - Япония и Пакистан, в ноябре 2004 года - Россия и Южная Корея, в июле 2005 года - Новая Зеландия и Монголия, в декабре 2005 г. - Австралия. ОНИ НЕ ВХОДЯТ В АСЕАН просто к договору эдд.

    Первоначальная роль Ассоциации была, скорее, политической, нежели экономической. С начала ее существования наиболее значительные соглашения заключались странами-членами именно в области политического сотрудничества и сотрудничества в сфере безопасности, включая Декларацию 1971 года, определяющую Юго-Восточную Азию как Зону мира, свободы и нейтралитета, Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларацию АСЕАНовского соглашения. Они были направлены на поддержание мира внутри региона и построение сообщества, свободного от влияния внешних сил. Договор о дружбе и сотрудничестве представляет собой своеобразный кодекс международных отношений в регионе в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций.

    В 2004 г. в целях укрепления организационно-правовой базы деятельности Ассоциации было принято решение о разработке Устава АСЕАН. 20 ноября 2007 г . в ходе 13-го саммита АСЕАН в Сингапуре, приуроченного к 40-летию Ассоциации, Устав АСЕАН был подписан лидерами "десятки". Его принятие стало отправной точкой нового этапа эволюции АСЕАН, ее трансформации в полноценную региональную организацию, обладающую международной правосубъектностью.

    В экономической сфере страны Ассоциации проводят линию на тесное взаимодействие и либерализацию в субрегионе ЮВА на базе вступившего в силу с 1 января 2002 г. Соглашения о создании Зоны свободной торговли АСЕАН (АФТА), рамочного соглашения о Зоне инвестиций АСЕАН (АИА) и схемы Промышленного сотрудничества АСЕАН (АИКО).

    В ходе 13-го саммита АСЕАН 20 ноября в Сингапуре подписан План создания Экономического сообщества АСЕАН К 2015 г. Документом предусмотрен комплекс мер по либерализации и гармонизации политики стран "десятки" в торговой, таможенно-тарифной, инвестиционной, финансовой, конкурентной, производственной сферах, а также в сфере услуг и занятости.

    Высшим органом АСЕАН являются встречи глав государств и правительств. Руководящий и координирующий механизм - регулярные совещания министров иностранных дел. Текущее руководство деятельностью Ассоциации осуществляет Постоянный комитет, возглавляемый министром иностранных дел страны - текущего председателя АСЕАН, которые сменяются в алфавитном порядке (в настоящее время - Сингапур).

    В Джакарте функционирует Секретариат АСЕАН во главе с Генеральным секретарем. Генеральный Секретарь АСЕАН назначается сроком на пять лет. В 2003-2007 гг. этот пост занимал сингапурец Онг Кенг Йонг, с 1 января 2008 г. на очередной пятилетний срок его сменил бывший министр иностранных дел Таиланда С. Питсуван. Сотрудники Секретариата АСЕАН выбираются путем открытого конкурса по всему региону.

    В АСЕАН действует 11 специализированных комитетов, ежегодно проводится более 300 мероприятий, включая встречи министров экономики и торговли, руководителей правоохранительных органов и т.д.

    АСЕАН имеет свои вооруженные силы - ВМС, которые проводят совместные учения.

    НАПРАВЛЕНИЯ :

    1) Содействовать социально-экономическому развитию всех групп населения, включая мигрантов.

    2) Противостоять террористическим вызовом; активно содействовать освобождению Корейского полуострова от ядерного оружия .

    3) Развивать энергетическую кооперацию в рамках АСЕАН, включая создание единой энергосистемы и строительство Транс-АСЕАНского газопровода.

    В 70-е годы зародилась система т.н. диалогов Ассоциации с ведущими государствами мира, прежде всего в АТР, поддерживающими с ней активные политические и экономические связи. Полномасштабными партнерами по диалогу с АСЕАН являются 9 стран (Австралия, Индия, Канада, Китай, Новая Зеландия, Республика Корея, Россия, США, Япония), а также ЕС и ПРООН. Секторальным партнером Ассоциации по диалогу выступает Пакистан.

    Диалоговое взаимодействие осуществляется с помощью специальных механизмов, головными среди которых являются Совместные комитеты сотрудничества (СКС).

    Асеановский региональный форум был создан в 1994 г. в рамках превентивной дипломатии. Встречи проводятся ежегодно в одной из столиц АСЕАН.

    Согласно бюллетеню председателя на первом АРФ, целями АРФ являются:

    1) стимулирование конструктивных диалога и консультаций по вопросам политики и безопасности;

    2) создание весомого вклада в усилия, направленные на создание доверительных отношений и превентивной дипломатии в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

    При Московском государственном институте международных отношений (Университете) открыт ЦЕНТР АСЕАН. Совместную декларацию Россия-АСЕАН о сотрудничестве в борьбе с международным терроризмом (2 июля 2004 г., Джакарта, Индонезия); Финансовый фонд диалогового сотру. РФ И АСЕАН

    3)Облицовочная плитка одинакового качества стоит в России 5 д.е., на Украине - 3 д.е. и в Молдавии - 2,6 д.е. Россия вводит 100 %-ный импортный тариф на ввоз плитки из Украины и Молдавии.

    а) Будет ли Россия продолжать импортировать плитку?

    б) Если после этого Россия и Украина создадут таможенный союз, будет ли Россия сама производить плитку или импортировать?

    Ответ:

    а) Россия не будет импортировать плитку ни из одной из стран, так как это дороже производства внутри страны. Внутренняя цена составляет 5 д.е., а цена плитки из Украины с учетом тарифа - 6 д.е. (3 + 3), из Молдавии - 5,2 д.е. (2,6 + 2,6).

    б) После создания таможенного союза следует ожидать хотя бы частичный импорт плитки из Украины.

    Название:

    Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, АСЕАН

    Флаг/Герб:

    Статус:

    региональная политическая, экономическая и культурная организация

    Структурные подразделения:

    Высшим органом АСЕАН является саммит лидеров (глав государств и правительств) стран-членов, который, начиная с 2001 г., проходит ежегодно. Саммит обычно длится 3 дня и сопровождается встречами с партнёрами организации по региону. В качестве руководящего и координирующего органа выступают ежегодные совещания министров иностранных дел (СМИД), которые берут своё начало из периода, когда саммиты проходили раз в три года и СМИД проходили на год ранее, подготавливая будущую встречу. Также ежегодно проходят совещания министров финансов и периодически министров экономики и сельского хозяйства, однако важнейшие их решения подлежат утверждению министров иностранных дел. Повседневное руководство осуществляется постоянным комитетом в составе министра иностранных дел председательствующей страны и послов остальных стран-членов. Постоянный Секретариат расположен в Джакарте и возглавляется Генеральным секретарём (на май 2006 г. – сингапурец Х. Э. Онг Кенг Йонг). Также работа ведется в 29 комитетах, 122 рабочих группах, что позволяет проводить ежегодно более 300 мероприятий в рамках АСЕАН.

    Деятельность:

    В соответствии с Бангкокской декларацией, целями организации являются: “(i) ускорение экономического роста, социального прогресса и культурного развития в регионе посредством совместного устремления… в укреплении фундамента для процветающего и мирного сообщества стран Юго-Восточной Азии, а также (ii) установление мира и стабильности в регионе… через… приверженность принципам Устава ООН».

    Официальные языки:

    английский

    Страны-участницы:

    Бруней-Даруссалам, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филиппины

    История:

    Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (Association of Southeast Asian Nations) была образована 8 августа 1967 года в Бангкоке (Таиланд). Декларацию АСЕАН тогда подписали пять стран-основательниц (Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины).

    Целью создания новой ассоциации было объявлено сотрудничество в экономической, социальной, культурной и других областях стран-участниц, а также упрочение мира и стабильности в Юго-Восточной Азии.

    Декларация АСЕАН предусматривала, что ассоциация будет открытой для всех государств Юго-Восточной Азии.

    В 1984 году к АСЕАН присоединилась Бруней-Даруссалам, в 1995 году – Вьетнам, в 1997 году ‑ Лаос и Мьянма, в 1999 году – Камбоджа. Эти страны вместе со странами-основательницами являются так называемой “десяткой” АСЕАН.

    Статус наблюдателя АСЕАН имеют Папуа-Новая Гвинея и Восточный Тимор. В настоящее время рассматривается вопрос о принятии в ассоциацию Восточного Тимора.

    Юридической базой взаимоотношений стран ассоциации служат Декларация согласия АСЕАН 1976 года, Вторая Декларация согласия АСЕАН (“Балийское согласие-2”) 2003 года, а также Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (Балийский договор) 1976 года, допускающий с 1987 года возможность присоединения к ассоциации внерегиональных государств.

    В октябре 2003 года к АСЕАН присоединились Китай и Индия, в июле 2004 года – Япония и Пакистан, в ноябре 2004 года – Россия и Южная Корея, в июле 2005 года – Новая Зеландия и Монголия, в декабре 2005 года – Австралия, в июле 2009 года – США, в июле 2010 года – Турция и Канада.

    В 2004 году в целях укрепления организационно-правовой базы деятельности ассоциации было принято решение о разработке Устава АСЕАН. 20 ноября 2007 года в ходе 13-го саммита АСЕАН в Сингапуре Устав АСЕАН был подписан лидерами “десятки”. Этот документ фиксирует общие принципы деятельности ассоциации.

    Тем не менее, его принятие стало отправной точкой нового этапа развития АСЕАН, ее трансформации из полуформального объединения в полноценную региональную организацию, обладающую международной правосубъектностью. 15 декабря 2008 года Устав АСЕАН вступил в силу.

    В АСЕАН сложилась структура руководящих механизмов, включающая саммиты, министерские встречи и совещания старших должностных лиц по отдельным направлениям сотрудничества, которые возглавляют представители страны, председательствующей в ассоциации. Они ежегодно сменяются в алфавитном порядке.

    Высший орган АСЕАН – встречи глав государств и правительств, которые проходят дважды в год (как правило, весной и осенью).

    В 2003 году лидерами объединения была одобрена концепция Сообщества АСЕАН, предусматривающая в качестве триединой задачи создание в рамках ассоциации к 2020 году (позднее этот срок был перенесен на 2015 год) Сообщества политики и безопасности, Экономического сообщества и Социально-культурного сообщества. На ее реализацию нацелена “Вьентьянская программа действий”, принятая на 10-м саммите АСЕАН в ноябре 2004 года. Документ фиксирует в качестве приоритетных направлений деятельности “десятки” на обозримую перспективу достижение более тесной интеграции и параллельное сокращение разрыва в уровнях развития ее “старых” и “новых” членов. Для решения этой задачи в 2000 году была запущена “Инициатива интеграции АСЕАН” (ИАИ).

    В экономической сфере страны ассоциации проводят линию на углубление внутриасеановской интеграции и торговую либерализацию на базе подписанного в 1992 году и вступившего в силу 1 января 2002 года Соглашения о создании Зоны свободной торговли АСЕАН (АФТА), рамочного соглашения о Зоне инвестиций АСЕАН (АИА) и схемы Промышленного сотрудничества АСЕАН (АИКО). Одновременно АСЕАН идет по пути либерализации торговли с ведущими внерегиональными партнерами. Ассоциация подписала соглашения о свободной торговле с Китаем, Японией, Республикой Корея, Индией, а также общее ‑ с Австралией и Новой Зеландией. К 2024 году планируется создание зоны свободной торговли АСЕАН плюс Китай, Республика Корея и Япония.

    Важное место во внешнеполитической деятельности ассоциации занимают усилия по созданию в Юго-Восточной Азии зоны, свободной от ядерного оружия.

    Соответствующий договор был подписан в Бангкоке в 1995 году и вступил в силу в 1997 году. Страны АСЕАН добиваются гарантий соблюдения положений этого договора ядерными державами, включая Россию.

    АСЕАН выступает в роли одного из системообразующих элементов формирующейся системы безопасности и сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Вокруг нее возникла система так называемых “диалогов”. Полномасштабными партнерами по диалогу с АСЕАН являются 9 стран (Австралия, Индия, Канада, Китай, Новая Зеландия, Республика Корея, Россия, США, Япония), а также ЕС. Основные направления взаимодействия определяются на ежегодных встречах министров иностранных дел АСЕАН и партнеров по диалогу.

    Наиболее продвинутые диалоговые партнеры АСЕАН – КНР, Япония, РК – регулярно проводят встречи с асеановцами на высшем уровне. С 2002 года созываются саммиты АСЕАН-Индия. На разовой основе организовывались встречи в верхах ассоциации с Австралией, Новой Зеландией, Евросоюзом и ООН. 13 декабря 2005 году в Куала‑Лумпуре (Малайзия) состоялся первый саммит Россия‑АСЕАН, вторая встреча прошла 30 октября 2010 года в Ханое (Вьетнам). С ноября 2009 года проводятся встречи на высшем уровне АСЕАН‑США.

    Система диалогового партнерства АСЕАН послужила основой для создания механизма углубленного взаимодействия ассоциации с восточноазиатской “тройкой” (Китай, Япония, Казахстан) в формате “10 + 3”. В ноябре 2008 года было принято решение (вступило в силу в марте 2010 года) о создании подобия “азиатского валютного резервного фонда” в размере 120 миллиардов долларов для борьбы с финансовыми кризисами. 80% из них финансируется восточноазиатской “тройкой”.

    С 2005 года раз в год в привязке к осенним встречам ассоциации на высшем уровне проводятся Восточноазиатские саммиты (ВАС). ВАС объединяет на сегодняшний день 10 стран АСЕАН, а также Австралию, Индию, Китай, Новую Зеландию, Южную Корею, Россию, США и Японию. Официальное присоединение России к этому форуму (одновременно с США) состоялось в ходе 5-го Восточноазиатского саммита в Ханое в октябре 2010 года.

    В апреле 2010 года по инициативе Вьетнама принято решение о создании механизма Совещаний министров обороны АСЕАН с восемью основными партнерами по диалогу, включая Россию (“СМОА плюс”), первая встреча которого состоялась 11-13 октября 2010 года в Ханое.

    Несмотря на успешное функционирование, развитию АСЕАН мешает возникновение двухсторонних конфликтов между некоторыми государствами – членами ассоциации. Так, в 2012 году ежегодная неделя АСЕАН, (серия встреч на уровне министров иностранных дел стран-членов Ассоциации государств Юго-Восточной Азии и их диалоговых партнеров), проходившая в этом году в столице Камбоджи Пномпене, завершилась без принятия совместного коммюнике. Это первый случай за 45 лет истории организации. Камнем преткновения стал конфликт Китая, диалогового партнера АСЕАН, с Филиппинами и Вьетнамом из-за спорных территорий в Южно-Китайском море.

    США попытались в ходе мероприятий АСЕАН продвинуть процесс создания “Кодекса поведения в Южно-Китайском море”, который бы обязал все страны, принявшие его, в том числе и Китай, мирно, и в некоторых случаях коллективно разрешать проблемы, порожденные территориальными спорами. Наблюдатели отмечают, что США в последние годы все больше внимания уделяют укреплению собственного влияния в Юго-Восточной Азии. Регион превращается в основную арену противостояния Китая и США. И АСЕАН играет все более важную роль в сохранении стабильности в Юго-Восточной Азии.

    Высшим органом АСЕАН являются встречи глав государств и правительств. Руководящим и координирующим органом служат ежегодные совещания министров иностранных дел. Руководство повседневной деятельностью АСЕАН осуществляет Постоянный комитет под председательством министра иностранных дел страны-устроительницы очередного совещания министров иностранных дел. В Джакарте заседает постоянный Секретариат во главе с Генеральным секретарем АСЕАН.

    История становления и политическое развитие.

    Первые шаги к межгосударственному сотрудничеству в Юго-Восточной Азии можно найти еще в годы «холодной войны», однако тогда оно носило ярко выраженный военно-политический характер и сводилось к участию в глобальном противостоянии двух систем, например в составе такого одиозного блока как СЕАТО (Организация договора стран Юго-Восточной Азии). Попытки межгосударственных объединений на экономической основе носили подчиненный характер и не могли претендовать на самостоятельную роль в международных отношениях (например, Ассоциация Юго-Восточной Азии). В этом плане больше повезло возникшей в преддверии периода разрядки АСЕАН. Она сумела развиться в невоенное региональное объединение стран с высоким международным авторитетом.

    Ассоциация была создана по решению конференции министров иностранных дел Индонезии, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Филиппин 8 августа 1967 в Бангкоке. В принятой Декларации АСЕАН ставились следующие цели:

    – ускорение экономического развития, социального и культурного прогресса стран Юго-Восточной Азии (ЮВА);

    – укрепление мира и региональной стабильности;

    – расширение активного сотрудничества и взаимопомощи в области экономики, культуры, науки, техники и подготовки кадров;

    – развитие более эффективного сотрудничества в сфере промышленности и сельского хозяйства;

    – расширение взаимной торговли и повышение жизненного уровня граждан стран-участниц;

    – установление прочного и взаимовыгодного сотрудничества с другими международными и региональными организациями.

    В Декларации отмечалось, что АСЕАН открыта для всех стран Юго-Восточной Азии, признающих ее принципы, цели и задачи. Этим документом был зафиксирован статус ежегодной конференции министров иностранных дел как главного рабочего органа АСЕАН, правомочного принимать решения по реализации положений Декларации, обсуждать коренные проблемы деятельности Ассоциации, решать вопросы приема новых членов.

    Важным шагом в политическом становлении АСЕАН явилось принятие в ноябре 1971 Куала-Лумпурской декларации о зоне мира, свободы и нейтралитета в Юго-Восточной Азии. В ней заявлялось что нейтрализация региона представляет собой «желанную цель», что все страны-участники примут необходимые усилия по обеспечению признания и уважения ЮВА в качестве зоны, отвергающей вмешательство извне. План нейтрализации предполагал урегулирование противоречий на двух уровнях: среди самих членов АСЕАН и между АСЕАН и внерегиональными державами, готовыми принять обязательство признать нейтральный статус асеановского субрегиона и гарантировать невмешательство в его внутренние дела.

    Завершение Второй индокитайской войны весной 1975 придало мощный импульс развитию договорно-правовой и организационной базы АСЕАН. На первом саммитеАСЕАН на о. Бали (Индонезия), были одобрены Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларация о согласии . Первый документ закрепил принципы, которыми пять государств-основателей Ассоциации обязались руководствоваться в развитии взаимных отношений, а также в урегулировании возникающих споров и конфликтов. Договор, в частности, предусматривал, что партнеры по АСЕАН будут предпринимать усилия для мирного решения возникающих взаимных противоречий в интересах укрепления мира в регионе, отказываться от угрозы применения силы и все спорные вопросы будут решать посредством дружественных переговоров. В тексте Договора нашла свое отражение идея превращения Юго-восточной Азии в зону мира, свободы и нейтралитета. В Декларации АСЕАН о согласии провозглашалось, что «пятерка» основавших ее стран совместно и индивидуально будет стремиться к созданию благоприятных условий для установления и развития сотрудничества между государствами ЮВА.

    В организационном плане на Балийском саммите было принято решение о создании постоянного Секретариата АСЕАН и назначении генерального секретаря по принципу ротации. Первым генеральным секретарем стал индонезийский дипломат Хартоно Ректохарсоно. Была достигнута договоренность об учреждении межпарламентской ассоциации АСЕАН (Asian Interparliamentary Organisation – AIPO).

    Проблемы нейтрализации и обеспечения безопасности асеановские руководители рассматривали в тесной увязке с приданием региону безъядерного статуса. В силу особой сложности проблемы лишь в 1995 государства-участники сумели подойти к подписанию Договора о создании в Юго-Восточной Азии зоны, свободной от ядерного оружия (South-East Asia Nuclear Free Zone). Однако для его практического вступления в силу необходимо подписание отдельного протокола к Договору всеми ядерными державами. Его подписание тормозят разногласия по вопросу о том, считать ли Индию и Пакистан ядерными державами. От признания или непризнания ядерного статуса этих стран со стороны АСЕАН и других ядерных держав зависит судьба Договора.

    В 1994 в рамках превентивной дипломатии, по инициативе АСЕАН был запущен механизм Асеановского регионального форума (АРФ). Его задачей является обеспечение путем диалога и консультаций бесконфликтного развития обстановки как в Юго-Восточной Азии, так и в Азиатско-тихоокеанском регионе (ATР). В ежегодных заседаниях АРФ участвуют страны АСЕАН и их внерегиональные партнеры по диалогу, в том числе Россия, США, Китай, Япония и др. Участники АРФ ставят задачу продвигаться от осуществления мер доверия через превентивную дипломатию к созданию надежной системы безопасности в АТР. В рамках АРФ имеются две «дорожки». По первой идет диалог на официальном межправительственном уровне, по второй – между неправительственными организациями и академическими кругами.

    Учитывая особую сложность и потенциальную взрывоопасность обстановки в Южно-Китайском море, где сталкиваются и взаимно накладываются территориальные притязания шести прибрежных государств и территорий (Брунея, Вьетнама, КНР, Малайзии, Тайваня, Филиппин), страны АСЕАН в 1992 выступили с Манильской декларацией. Она призывала все вовлеченные стороны ограничиться мирными средствами в урегулировании спорных вопросов, а также избегать действий по милитаризации расположенных в акватории Южно-Китайского моря (ЮКИ) островов и приступить к совместному освоению их ресурсов. В июле 1996 в Джакарте на конференции министров иностранных АСЕАН была выдвинута идея принятия «регионального кодекса поведения» в ЮКИ, который явился бы фундаментом укрепления взаимопонимания в этом регионе. Однако, по состоянию на конец 2002, условия и сроки принятия такого кодекса являются предметом затянувшихся дебатов между АСЕАН и Китаем.

    Регулярный характер приобрели ежегодные постминистерские встречи с представителями региональных партнеров (США , Канада , Япония , Южная Корея , Китай , Россия , Австралия , Новая Зеландия , Индия , ЕС) по схеме «10 + 1», то есть асеановская «десятка» плюс один из партнеров. Ежегодно проводимые асеановские мероприятия выглядят следующим образом: конференция министров иностранных дел АСЕАН, совещание АРФ, постминистерские встречи по диалогу с внерегиональными партнерами.

    В 1996 по инициативе Сингапура начали проводиться регулярные встречи в рамках Азиатско-европейского диалога (АСЕМ – The Asia Europe Meeting, ASEM) как формы межрегионального взаимодействия. АСЕАН придает ему важное значение, обусловленное тем, что на 25 европейских и азиатских стран, объединенных в АСЕМ, приходилось 54% мирового ВВП и 57% международной торговли (1995). Однако с вступлением в АСЕАН Мьянмы работа АЕД начала пробуксовывать из-за резкой критики Евросоюзом положения с правами человека в этой стране, в частности – методов подавления оппозиции военным правительством Мьянмы.

    С 1997 регулярный характер получили встречи руководителей «десятки» с лидерами Китая, Японии и Южной Кореи. Они были инициированы Малайзией, стремящейся к созданию своего рода торгово-экономического блока в регионе тихоокеанской Азии. По замыслу Куала-Лумпура, его создание выровняло бы позиции восточно-азиатских стран в диалоге с такими региональными объединениями, как ЕС и Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА).

    Военно-политическое сотрудничество.

    Лидеры стран АСЕАН на протяжении всей 35-летней истории Ассоциации категорически отвергали возможность и желательность ее трансформации в военно-политический блок. Основой для такой точки зрения служит набор объективных причин:

    – различный опыт участия вооруженных сил стран-членов в процессе достижения национальной независимости и связанный с этим менталитет военных государств АСЕАН;

    – сохраняющиеся взаимные территориально-пограничные претензии между асеановскими партнерами;

    – отсутствие производственно-технологической базы стандартизации и унификации вооружений и военной техники, ориентация на различные внешние источники поставок вооружений;

    – понимание того, что совокупный оборонительный потенциал АСЕАН не способен оказать серьезного противодействия внешним угрозам или прямым агрессивным действиям.

    С учетом перечисленных факторов, военное сотрудничество в рамках АСЕАН изначально приобрело характер двустороннего или трехстороннего взаимодействия по пресечению леворадикальных повстанческих движений в сопредельных районах (Малайзия – Таиланд, Малайзия – Индонезия), обмену разведывательной информацией, проведению совместных учений.

    В связи со спадом повстанческих движений в конце 1980-х – начале 1990-х (за исключением Филиппин), акцент сместился на совместные действия против нелегальной миграции, пиратства, торговля наркотиками, а в начале 2000-х – против регионального терроризма.

    Оценивая военно-политическую обстановку в ЮВА как в целом стабильную, члены АСЕАН стремятся к сохранению баланса сил крупнейших держав в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Под этим понимается сохранение военного присутствия США. Таиланд и Филиппины сохраняют в силе прежние военно-политические соглашения с Вашингтоном – о совместной обороне и оказании военной помощи. Территория этих стран используется для поддержания американского присутствия в регионе, транзита ВВС и ВМС США для операций в «горячих точках», включая Персидский залив. В рамках глобальной антитеррористической кампании США, на Филиппинах была размещена группа американских военнослужащих для борьбы с местной террористической группировкой «Абу-Сайяф». Малайзия и Сингапур являются участниками «пятистороннего оборонительного соглашения» совместно с Великобританией, Австралией и Новой Зеландией.

    На рубеже 20 и 21 веков происходит коррекция военно-политических доктрин стран АСЕАН с целью адекватного реагирования на меняющуюся ситуацию в АТР. Эксперты-международники считают, что не в последнюю очередь это связано с ростом потенциала Китая, превратившегося, по сути, в региональную военную сверхдержаву. Среди других причин можно назвать экономические потери от прибрежного пиратства, незаконной миграции и контрабанды. Страны АСЕАН делают упор на оснащение вооруженных сил современными системами оружия, способными обеспечить оборону своей территории, а также морской акватории – зоны экономических интересов этих стран.

    Проблема международного терроризма.

    Страны АСЕАН быстро отреагировали на вызов международного терроризма, непосредственно затронувшего Индонезию, Малайзию, Сингапур, Филиппины. На совещании в Брунее в ноябре 2001 была принята Декларация о совместных действиях по противодействию терроризму . В ней выражается решимость активизировать совместные и индивидуальные усилия по предотвращению, противодействию и пресечению деятельности террористических групп в регионе. Выражено намерение продолжать практическое сотрудничество в этой сфере как в рамках Ассоциации, так и международного сообщества.

    Специальное министерское совещание в мае 2002 в Куала-Лумпуре приняло «рабочий план», предусматривающий повышение уровня взаимодействия между правоохранительными органами «десятки», расширение обмена информацией в целях борьбы с терроризмом.

    Следующую декларацию по проблеме терроризма принял очередной, восьмой по счету, саммит АСЕАН в Пномпене в ноябре 2002. В ней вновь решительно осуждается террор. В то же время подчеркивается несогласие с «тенденцией некоторых кругов идентифицировать терроризм с конкретной религией или этническими группами».

    В Куала-Лумпуре ведется работа по созданию Регионального антитеррористического центра, планируется проведение региональной конференции по борьбе с отмыванием «грязных денег» и финансированием террористической деятельности.

    Экономическое сотрудничество.

    Экономическое сотрудничество в рамках АСЕАН концентрируется главным образом в сфере торговли и нацелено на создание асеановской зоны свободной торговли. Решение о зоне свободной торговли (АФТА) было принято на 4-м саммите Ассоциации в 1992 в Сингапуре. Оно рассматривалось как важный шаг в деле углубления регионального сотрудничества, начальный этап на пути экономической интеграции по подобию Европейского Союза (основными инициаторами АФТА выступали Сингапур и Малайзия, располагавшие наиболее развитыми торговыми связями в регионе).

    Решено было к 2003 создать единый рынок товаров, в рамках которого тарифы на изделия промышленного производства не превышали бы 5% или были бы полностью ликвидированы до 2006.

    Соглашение вступило в силу с января 1993 и, в известной степени благодаря этому, межасеановская торговля в течение последующих пяти лет возросла с 80 млрд. долл. до 155 млрд. долл. в 1996.

    Главным инструментом реализации договоренностей по АФТА выступало соглашение о единых действующих льготных тарифах стран АСЕАН (СЕПТ – The Common Effective Preferential Tariff, CEPT). Согласно ему, ежегодно определяются четыре списка:

    1. товаров, тарифы на которые подлежат безоговорочному сокращению;

    2. товаров, тарифы на которые официально утверждены к сокращению, но вопрос об их вступлении в силу откладывается на специально оговариваемый промежуток времени (на квартал, на год и т.п.);

    3. тарифы на которые являются предметом обсуждения, однако из-за уязвимости этой категории товаров от внешней конкуренции для какой-либо из стран АСЕАН, вопрос об их либерализации откладывается на более поздний срок (например, уязвимая для большинства членов АСЕАН автомобильная промышленность);

    4. тарифы, полностью исключаемые из процесса либерализации (например, на продукцию сельского хозяйства).

    В декабре 1995 было принято решение форсировать завершение создания АФТА с 15 до 10 лет, полностью сократив тарифы до уровня 0–5% к 2003, а по возможности – к 2000. Устанавливалось, что список товаров по СЕПТ утверждается на ежегодных совещаниях министров экономики стран АСЕАН, а текущей работой по согласованию товарных списков занимается Совет АФТА, поочередно возглавляемый одним из указанных министров.

    Благодаря поэтапному расширению номенклатуры товаров, подпадающих под тарифную либерализацию, а также присоединению к АФТА Вьетнама, списки по СЕПТ на середину 1997 года включали в себя свыше 42 тысяч наименований или около 85% внутриасеановского товарооборота. С 1 января 1998 к схеме СЕРТ подключились Лаос и Мьянма, соответственно перечень возрос до 45 тысяч наименований. Для Вьетнама переходный период принятия ЦЕПТ заканчивался в 2006, для других новых членов АСЕАН – 2008.

    «Ахиллесовой пятой» АФТА являлся почти полный вывод за рамки либерализации региональной торговли товаров сельскохозяйственного производства, проходящих по категории «временных исключений». Этот список значительно пополнился с подключением к АФТА индокитайских государств и Мьянмы. Серьезной проблемой оставалась либерализация тарифов на продукцию автомобильной промышленности членов АСЕАН, относящуюся к категории «особо чувствительных» товаров.

    В качестве главного средства для привлечения прямых иностранных капиталовложений, страны АСЕАН рассматривали создание Асеановской инвестиционной зоны (ASEAN Investment Area). План предполагает устранение к 2010 внутриасеановских барьеров, внеасеановские страны будут пользоваться льготным режимом с 2020. Главная цель – создание единого рынка капитала в лице АСЕАН. На начальной стадии предполагается поэтапно ликвидировать имеющиеся ограничения и либерализовать законодательство в сфере капиталовложений. Все инвесторы из стран АСЕАН получат равный статус с национальными компаниями. Первым будет открыт сектор обрабатывающей промышленности.

    АСЕАН и азиатский финансовый кризис 1997.

    По экономическому развитию стран АСЕАН болезненный удар нанес разразившийся в середине 1997 года валютно-финансовый кризис. Под ударом оказались национальные валюты большинства членов «шестерки». Малайзийский рингит обесценился на 40%, тайский бат – на 55%. А индонезийская рупия – на 80%. Доходы населения в долларовом исчислении сократились вдвое. Для Малайзии, например, 40% девальвация рингита означала сокращение подушевого дохода с 5 до 3 тыс. долл. США.

    Произошло сокращение внутриасеановской торговли (с 154,3 млрд. долл. в 1996 году до 131 млрд. долл. в 1997). Появились мрачные прогнозы относительно дальнейшего развития АФТА. Хотя теоретически девальвация национальных валют открывала неплохие перспективы для форсирования экспорта, резкая нехватка ликвидных средств, повышение учетных ставок банковского кредита, сокращение спроса сводили на нет возникшие преимущества. Получила распространение точка зрения, что реализация АФТА пойдет в попятном направлении, если в АСЕАН возобладают национальный эгоизм и стремление выйти из кризиса за счет партнеров.

    В 1997 произошло 40% сокращение прямых иностранных инвестиций. Финансовый кризис, приведший к бегству банковского капитала, сокращению производства и внутреннего потребления, делал регион все менее привлекательным для транснациональных корпораций. Серьезное сдерживающее влияние оказывали признаки нарастания политической нестабильности в некоторых странах АСЕАН, особенно в Индонезии.

    Ответом на охвативший Восточную Азию финансовый кризис и наметившийся в рядах АСЕАН раскол стал принятый по инициативе Малайзии на саммите в Куала-Лумпуре в декабре 1997 документ Видение АСЕАН 2020 года . В нем говорилось, что к 2020 АСЕАН превратится в «открытый для диалога по всем азимутам, живущий в условиях мира, стабильности и процветания гармоничный союз, связанный партнерством в динамичном развитии и гуманными принципами составляющих его обществ».

    Расшифровывая это определение, документ гласил, что почти через два десятилетия Юго-Восточная Азия должна стать безъядерной зоной мира, свободы и нейтралитета, как было предусмотрено Куала-Лумпурской декларацией в 1971. Договор о дружбе и сотрудничестве 1976 должен полностью стать кодексом поведения, обязательным для правительств стран региона, а АРФ – прочным инструментом осуществления мер доверия и превентивной дипломатии. В документе говорилось о возникновении общей региональной идентичности, о коллективной ответственности за решение таких проблем, как сохранение окружающей среды, борьба с наркоманией и трансграничной преступностью. Пересматривая мировую роль АСЕАН, документ трактовал открытость организации как активное участие в международной жизни планеты, в том числе через интенсификацию отношений с диалоговыми партнерами. Однако из-за последствий валютно-финансового кризиса 1997, развитие АСЕАН в этом направлении было временно приторможено.

    С целью поэтапного продвижения к реализации концепции «Видение АСЕАН 2020 г.», на саммите Ассоциации в 1998 был принят Ханойский план действий , рассчитанный на шестилетний период. Он предполагал:

    – укрепление макроэкономического и финансового сотрудничества;

    – более тесную торгово-экономическую интеграцию;

    – обеспечение прогресса в научно-технической сфере и развитие информационных технологий, создание общерегиональной компьютерной информационной сети;

    – прогресс в социальной сфере, особенно в части преодоления негативного воздействия финансово-экономических кризисов;

    – развитие трудовых ресурсов;

    – охрану окружающей среды, создание специализированных агентств по метеорологии и предупреждению лесных пожаров;

    – укрепление регионального мира и стабильности, включая создание Высшего совета по координации соблюдения Договора о дружбе и сотрудничестве в ЮВА;

    – поощрение внерегиональных партнеров и других заинтересованных стран к присоединению к Договору в целях его превращения в кодекс поведения между государствами ЮВА и внешним миром;

    – укрепление роли АСЕАН как эффективного инструмента обеспечения мира, справедливого порядка и модернизации в АТР и во всем мире;

    – обеспечение достойного места АСЕАН в международных отношениях;

    – совершенствование структуры и механизмов АСЕАН.

    В практическом отношении реализация этого плана пробуксовывает, детали его выполнения обсуждаются на уровне министерств и ведомств стран – членов АСЕАН.

    Принятие столь амбициозных концепций и плана действий не смогли остановить возникновение некоторых негативных тенденций в развитии Ассоциации, а именно пересмотра основополагающих принципов невмешательства во внутренние дела друг друга, а также принятия решений на основе консенсуса. В АСЕАН явно проявилась тенденция решать возникающие финансово-экономические проблемы на основе сепаратных решений.

    В частности, уже в 1998 со стороны руководителей Таиланда и Филиппин прозвучали призывы ввести в практику концепцию «гибкого или ограниченного вмешательства» в дела тех партнеров по «десятке», в которых появляются источники внутренней дестабилизации. Это было связано с чередой внутриполитических кризисов, охвативших страны ЮВА в 1996–1998 (1996 – Камбоджа, 1997 – Мьянма и Малайзия, 1998 – Индонезия).

    Вторая тенденция проявилась в отсутствии единства по вопросу о путях преодоления валютно-финансового кризиса 1997. В то время как Индонезия, Таиланд и Филиппины полностью приняли рекомендации МВФ иВсемирного банка , Малайзия избрала самостоятельный курс, основанный на усилении государственного регулирования финансово-экономического сектора страны. В дальнейшем Малайзия подвергла острой критике курс Сингапура на заключение сепаратных соглашений о свободной торговле с внерегиональными партнерами.

    Вызовы и дилеммы АСЕАН на среднесрочную перспективу.

    Среди трудностей, возникающих при анализе перспектив развития АСЕАН в ближайшем будущем, эксперты-международники склонны называть следующие проблемы:

    – адаптацию новых членов в рамках АСЕАН (страны Индокитая, Мьянма) и выравнивание уровней развития на основе рыночной экономики с различной долей государственного вмешательства;

    – противоречие между сохранением нынешнего межгосударственного статуса АСЕАН как Ассоциации, основанной на принципах консенсуса и взаимных консультаций, и продвижением к организации с наднациональными руководящими органами по примеру Европейского Союза;

    – вопрос о национальной аутентичности Индонезии (унитарное или федеральное устройство, перспектива распада и межэтнических конфликтов по примеру бывшей Югославии);

    – территориально-пограничные споры внутри АСЕАН (Малайзия – Сингапур, Малайзия – Филиппины, Малайзия – Индонезия);

    – вопросы, связанные с включением стран АСЕАН в процесс глобализации: реформа властных структур, преодоление негативных социально-экономических последствий;

    – перспектива поглощения АСЕАН за счет создания более масштабного Восточно-Азиатского экономического сообщества (АСЕАН, Китай, Япония, Республика Корея).

    Все эти факторы ослабляют процесс региональной интеграции в рамках АСЕАН и делают ее гораздо более аморфной организацией, чем ЕС или НАФТА. Вместе с тем, общее географическое положение, близость исторических судеб, общность идеологии национализма стимулируют сближение стран АСЕАН.

    Региональная интеграция в рамках АСЕАН вступает в противоречие с такими глобальными форумами как ВТО или АТЭС. Можно сказать, что в ЮВА наблюдаются два параллельных процесса. С одной стороны – укрепление регионального сотрудничества. С другой – включение стран АСЕАН в процесс экономической глобализации. Переплетение этих двух противоречивых тенденций лежат в основе дискуссий о будущем развития АСЕАН.

    Россия и АСЕАН.

    В странах Ассоциации считают, что Россия является, и будет оставаться великой евроазиатской державой, что региональная безопасность выиграет от вовлечения ее в важнейшие политические и мирохозяйственные процессы, идущие в АТР и ЮВА.

    Начиная с 1992 Россия на постоянной основе участвует в постминистерских конференциях АСЕАН, являясь одним из диалоговых партнеров Ассоциации. С 1994 – в работе АРФ по проблемам безопасности. По инициативе РФ в документах Форума нашла место идея постепенного продвижения от налаживания мер доверия через этап превентивной дипломатии к созданию системы региональной безопасности, охватывающей тихоокеанскую Азию.

    С середины 1997 начал действовать Совместный комитет сотрудничества АСЕАН – Россия, заседания которого периодически проходят в Москве или в одной из асеановской столиц. Создан и действует предусмотренный диалоговыми отношениями Фонд РоссияАСЕАН, занимающийся проблемами двустороннего экономического, торгового и научно-технического взаимодействия. В его деятельности участвуют представители как официальных, так деловых и академических кругов.

    Успешно развиваются торговые связи России со странами АСЕАН, лидирующих в системе двусторонних экономических отношений. Объем взаимной торговли за период 1992–1999 составил свыше 21 млрд. долл.

    В данном случае можно говорить лишь о приближенных данных торговли со странами ЮВА. Во-первых, статистическому учету не поддается экономическая деятельность так называемых «челноков». А во-вторых, существенно различается методика подсчета торгового оборота в РФ и странах АСЕАН – так, последние включают в статистические отчеты о внешней торговле данные о банковских операциях, что не принято для российской отчетности. Этим объясняется разница в показателях.

    
    Случайные статьи

    Вверх