Должны ли платить алименты, лишенные прав родители?
Предлагаем обсудить две таких тесно переплетающихся темы, как лишение родительских прав и . Физические лица узнают про...
Уголовно-процессуальный кодекс, N 174-ФЗ | ст. 183 УПК РФ
1. При необходимости изъятия определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, и если точно известно, где и у кого они находятся, производится их выемка.
2. Выемка производится в порядке, установленном статьей 182 настоящего Кодекса, с изъятиями, предусмотренными настоящей статьей.
3. Выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, а также вещей, заложенных или сданных на хранение в ломбард, производится на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном статьей 165 настоящего Кодекса.
3.1. Утратил силу. - Федеральный закон от 27.12.2018 N 533-ФЗ.
4. Утратил силу. - Федеральный закон от 05.06.2007 N 87-ФЗ.
5. До начала выемки следователь предлагает выдать предметы и документы, подлежащие изъятию, а в случае отказа производит выемку принудительно.
6. В случае выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи в трехдневный срок производится уведомление об этом заемщика или поклажедателя.
URL документа [скопировать ]
1. Выемка - это следственное действие, состоящее в процессуальном принудительном изъятии (фиксации) имеющих значение для дела определенных предметов и документов, когда точно известно их местонахождение.
2. Основаниями для производства выемки служат доказательства, указывающие, во-первых, на индивидуальные признаки подлежащего изъятию предмета, во-вторых, на точное его местонахождение в чьем-либо владении. Таким образом, в отличие от обыска при производстве выемки отсутствуют поисковые действия.
3. Порядок производства выемки такой же, как и обыска. При этом следует соблюдать общие правила производства следственных действий. См. ком. к ст. ст. 164 - 170. Обычно выемка не требует специального дополнительного разрешения (санкционирования). Однако из этого правила имеется широкий круг исключений.
4. По судебному решению также производятся выемка в жилище - п. 5 ч. 2 ст. 29 УПК (об этом см. ком. к ч. 3 ст. 182) и выемка документов, содержащих почтово-телеграфные отправления (ст. 185 УПК) и иные сообщения (электронной почты). Это вытекает из прямого действия ст. 23 Конституции РФ. Об этом см. ком. к ст. 185.
5. Государственная тайна согласно ст. 2 ФЗ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" - это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и ОРД, распространение которых может нанести ущерб безопасности России. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определен Указом Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" (ред. от 11.06.2011). Выемку документов, содержащих сведения, являющиеся государственной тайной, целесообразно проводить в порядке, согласованном с руководителем соответствующего учреждения, отвечающего за соблюдение этой тайны. Данное требование в отличие от УПК РСФСР (ч. 2 ст. 167) в действующем законе стало рекомендацией.
6. Законодательство не дает определения иной охраняемой федеральным законом тайны. На основании ст. ст. 5 и 9 ФЗ от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" можно сделать вывод, что это информация, доступ к которой ограничен федеральными законами, - информация ограниченного доступа. Это обширный перечень сведений. Выемка всех из них согласно п. 7 ч. 2 ст. 29 и ч. 3 ст. 183 УПК (в ред. ФЗ от 05.06.2007 N 87-ФЗ) должна производиться по судебному решению. Федеральными законами предусмотрены следующие виды тайн (информации ограниченного доступа):
1) тайна частной жизни, личная, семейная тайна (ч. 1 ст. 23 Конституции РФ);
2) адвокатская тайна (ч. 3 ст. 8 ФЗ от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации");
3) аудиторская тайна (ст. 9 ФЗ от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности");
4) банковская тайна (ст. 857 ГК; ст. 183 УК; ст. 26 ФЗ от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности");
5) врачебная тайна (ст. 13 ФЗ от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", ч. 2 ст. 15 СК; ст. 9 ФЗ от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании");
6) коммерческая, производственная тайна или секрет производства (ст. 1465 ГК; ст. 183 УК; ФЗ от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне". О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, см. ст. 5 ФЗ от 29.07.2004 N 98-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 05.12.1991 N 35);
7) налоговая тайна (ст. 102 НК РФ; ст. 183 УК);
8) профессиональная тайна (подлежит защите в случаях, если ФЗ предусматривает конфиденциальность такой информации; ст. 9 ФЗ от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации");
9) тайна архива (ст. 25 ФЗ от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации");
10) тайна голосования на выборах или референдуме (подп. "г" п. 10 ст. 30 ФЗ от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"; ст. 141 УК);
11) тайна завещания (ст. 1123 ГК);
12) тайна закрытого ключа электронной цифровой подписи (ст. 12 ФЗ от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи");
13) тайна исповеди (ст. 3 ФЗ от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях");
14) тайна источника информации средства массовой информации или редакционная, журналистская тайна (ст. 41 ФЗ "О средствах массовой информации"). Об этом см. ком. к ст. 144;
15) тайна кредитной истории (ч. 4 ст. 7 ФЗ от 30.12.2004 N 218-ФЗ "О кредитных историях");
16) тайна объектов транспортной безопасности (ч. 4 ст. 5, ч. 3 ст. 9, ч. 4 ст. 11 ФЗ от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности");
17) тайна персональных данных граждан (ст. 7 ФЗ от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных"; ст. 86 ТК; ст. 12 ФЗ от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния");
18) тайна предварительного расследования (ч. 9 ст. 166, ст. 161 УПК);
19) тайна сведений о лице, в отношении которого применены меры государственной защиты (ст. ст. 9, 21 ФЗ от 20.08.2004 N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства");183 УПК РФ), осмотр документов и предметов (ч.2 ст. 176 УПК РФ) относятся к следственным действиям, а составленные по их результатам протоколы (ст. 180, ч.2 ст. 183 УПК РФ) являются доказательствами по делу. Протоколы следственных действий, которые государственный обвинитель намеревался представить присяжным заседателям, не были признаны недопустимыми доказательствами...
Таким образом данное следственное действие произведено законно и требования ст. 183 УПК РФ нарушены не были...
Оценка же достоверности данных показаний относится к исключительной компетенции присяжных заседателей. Выемка копии паспорта, хранящейся у нотариуса, была проведена в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона (ст. 183 УПК РФ) на основании судебного решения...
Под понятием выемка УПК РФ принято подразумевать следственное действие, в процессе которого изымаются предметы и документы, которые играют важную роль для уголовного производства, если следователю точно известно, где и у кого они находятся. Порядок изъятия материалов уполномоченным лицом регламентирует ст.183 УПК РФ.
Согласно ст. 183 УПК РФ с комментариями к ней, прежде чем проводить изъятие УПК рекомендует делать обыск. Для произведения выемки по ст. 183 УПК РФ должны быть фактические основания - наличие достоверных доказательств, на почве которых может быть сделан вывод о точном нахождении имеющих значение для следствия, предметов и материалов. Выемка не может осуществляться, если у следствия отсутствуют доказательства местоположения предмета, или когда такое место известно, но отсутствуют данные об признаках самого предмета, нужного для следствия.
Выемка согласно ст. 183 УПК имеет много сходств с произведением обыска, первое сходство в том, что нельзя проводить изъятие в ночное время. Кроме того, во время конфискации имущества должен обязательно присутствовать владелец. Согласно той же статье 183 УПК РФ владелец документа, который изымают, может потребовать присутствия своего адвоката.
Согласно УПК изъятие документов и конфискация может проводиться в добровольном или понудительном порядке. В первую очередь, действие правоохранительных органов будут носить миролюбивый характер, лицу будет предложено подписать расписку о выдаче необходимых следствию предметов, если же первый откажется, Уголовный Кодекс позволяет проводить конфискацию принудительно. В ситуации, если нужный предмет не будет обнаружен в предполагаемом месте, производство поисковых действий в иных местах, не допускается.
Комментарий к статье 183 говорит о том, что при производстве принудительной выемки в жилых помещениях, правоохранители могут вскрывать запертые шкафы, и двери помещений. Однако при этом нельзя производить такие поисковые действия без соответствующего постановления следователя. Когда обнаружение и изъятие конкретного предмета не терпит отлагательства, следователь может, руководствуясь ч.5 ст.165 УПК РФ, вынести постановление о произведении обыска, в ходе которого осуществить поисковые действия в разных местах, но обязательно с последующим уведомлением об своих действиях суда и прокурора.
В зависимости от особенностей процессуального порядка, различают такие виды выемки:
Конфискация предметов и важных документов, которые содержат государственную тайну, информацию о вкладах и счетах граждан в банках, а также вещей, заложенных или сданных на хранение в ломбард, производиться на территории РФ, только по решению суда, в порядке, установленном статьей 165 УПК.
Статья 183 УПК РФ говорит о том, что при необходимости изъятия электронных носителей информации, обязательно должен присутствовать специалист, который проследит за тем, чтобы данные на носителе не были испорчены. В процессе проведения выемки УПК запрещает производить копирование информации, кторая находиться на электронных носителях, это может воспрепятствовать расследованию преступления либо вовсе повлечь за собой изменение информации.
Процедура выемки проводиться в обязательном присутствии минимум двух понятых, при них изъятые материалы описываются и опечатываются в специальные емкости с пломбой. В процессе выемки, изыматься должны только предметы, указанные в постановлении, даже если при обыске будут найдены материалы, которые имеют косвенное отношение к уголовному производству, изымать их, следователь не имеет права.
Если выемка производиться на предприятии должны присутствовать представители этой организации. Желательно, чтобы в процессе выемки присутствовал и потерпевший в деле. Обыскиваемым лицам, а также понятым, должно вначале проведения процедуры быть разъяснено их право присутствовать на всех следственных действиях, и делать заявления по поводу правомерности или неправомерности этих действий. Их заявления должны быть занесены в обязательном порядке в протокол.
Что касается процедуры обыска и выемки у дипломатов или в помещениях дипломатического представительства, все действия следователя должны осуществляться с согласия дипломата, так как он имеет право на неприкосновенность. Согласие дипломатических представителей на обыск их дома или членов их семьи, а также выемку нужных материалов для уголовного производства, запрашивается через Министерство иностранных дел. Обыск и выемка непосредственно в помещениях дипломатических структур производятся в присутствии прокурора и представителя Министерства иностранных дел.
Непосредственно перед выемкой следователь должен продемонстрировать всем присутствующим в помещении постановление о выемке, а также попросить добровольно предоставить описанные в постановлении предметы либо указать их местонахождение. Если людей в обыскиваемом помещении нет, то постановление предъявляют представителю жилищно-эксплуатационной организации или местному депутату. Следователь вправе на протяжении процедуры изъятия, запретить присутствующим между собой общаться или покидать помещение.
Обыск лица и выемка необходимых у него предметов может производиться также без постановления, но только если имеет место:
Сотрудники следственного отдела, которые принимают непосредственное участие в выполнении действий по выемке, должны быть с обыскиваемым человеком одного пола. Во время обыска и выемки следователь должен проконтролировать, чтобы не были разглашены обстоятельства личной жизни людей, в доме которых проводиться обыски или выемка.
Выемка корреспонденции требует отдельного внимания, если в процессе выемки следователю будет известно какие-то обстоятельства личной жизни лица, у которого производиться изъятие, он не имеет права эту информацию разглашать, так как каждый гражданин имеет право на конфиденциальность, это гарантирует ему Конституция.
В конце процедуры составляется соответствующий протокол о производстве выемки, и копия его обязательно вручается человеку, у которого в доме проводилась конфискация. В случае если выемка производиться в ломбарде в трехдневный термин о конфискации правоохранительные органы должны уведомить заемщика или поклажедателя.
Очень много людей ошибочно полагают, что если они будут отсутствовать в помещении в день проведения выемки, то она произведена не будет. Это заблуждение, изъятие проведут с вашим присутствием или без него. Разница в том, что при личном пребывании, вы сможете потом обжаловать действия следователя, если увидите в его поступках нарушения. В случае вашего отсутствия, все найденные материалы будут приобщены к делу и порядок проведения выемки, вы не сможете обжаловать. В ситуации с присутствием хозяина, есть и психологический момент – в присутствии владельца сотрудники правоохранительных органов стараются искать нужные предметы, намного аккуратней, не разламывая и не нарушая целостности мебели и других объектов интерьера. Соответственно владельцу не придется нести значительные затраты, на то, чтобы привести в порядок свое помещение после обыска.
При расследовании преступлений применяется множество самых разнообразных следственных действий, каждое из которых четко регламентируется законом. Выемка документов не является исключением, но есть множество нюансов и мелочей, зная которые можно в полном объеме понимать сущность явления. В статье 183 Уголовно-процессуального кодекса обозначено, каковы основания и порядок производства такого следственного действия.
Выемка документов - это действия следователя или дознавателя, которые заключаются в изъятии из помещений, территорий или местности документов, которые имеют значение для уголовного дела. Особенность заключается в том, что предварительный поиск не требуется, должностные лица уже знают, где находятся документы, и просто изымают их. Разрешение на производство этого следственного действия дается вышестоящим должностным лицом или уполномоченным органом, только с ним можно приступить к процессу выемки. Изъятие может проводиться как в добровольном порядке, так и с применением принуждения, об этом делается пометка в протоколе, но на факт изъятия это обстоятельство влияния не оказывает.
Основная задача действия заключается в изъятии у конкретного лица в точном месте документа, который необходим следствию. Обращаем внимание, что в Уголовно-процессуальном кодексе выемка документов не обозначена отдельной статьей, есть общие положения о выемке, в которых также говорится о предметах, не только о документах.
В статье 183 указываются условия, при которых должна производиться выемка по общему правилу. Есть те, что не подчеркивают суть выемки как следственного действия, а есть другие - они отличают ее от иных следственных действий. Общие условия выемки:
Данные условия, в отличие от предыдущих, являются также и основаниями выемки документов. Зачастую данное действие путается с обыском, в котором тоже изымаются документы и предметы. Отличие кроется в следующих положениях:
Как говорилось ранее, выемке предшествует составление постановления следователя. В нем объясняется, какие конкретно документы нужно изъять, почему они так важны для дела, для какого дела конкретно они важны, у кого будет производиться выемка. Наличие такого документа - общее правило, из которого есть исключения. Если речь идет о прибытии в жилище, необходимо разрешение суда. То есть если следователь отправляется в жилое помещение, в котором живут люди, ему нужно взять разрешение суда. Именно его следователь показывает жильцам. Закон разрешает проводить выемку в ломбарде только с разрешения суда, но это больше касается предметов, поэтому не будем уделять большое внимание этому положению.
Выемка документов в рамках уголовного дела может затрагивать государственную или какую-либо другую тайну, которая охраняется в особом порядке. Сюда же относятся документы, в которых есть сведения о вкладах, счетах граждан, отчетности кредитных организаций и банков. Выемка документов, передаваемых через почту или телеграф, также производится в особом порядке.
Существует несколько элементов, которые должен совершить следователь или дознаватель при реализации следственного действия. Если один из элементов будет нарушен или отсутствует вовсе, доказательства, полученные в процессе, можно признать недопустимыми, и в суде эта линия обвинения разрушится.
Как мы отметили, по результатам проведения выемки документов и предметов составляется протокол. В зависимости от сути и деталей следственного действия уточняется название документа. Например, если речь идет конкретно о документах, в шапке пишется "протокол производства выемки документов". Далее ставится место и дата составления документа, звание и должность следователя, также фамилия и инициалы. После чего указываются данные понятых и иных участников процесса. Делается ссылка на постановление, которое разрешило проводить выемку, не забываем и про норму закона, который разрешает проведение следственного действия. После чего следователь подробно описывает, что, в каком порядке и как было изъято. Необходимо описать документы и отметить, что все они упакованы и опечатаны. После чего все участники ставят свои подписи. Протокол выемки документов считается готовым, его можно впоследствии вшивать в материалы дела.
Не только следователи и дознаватели имеют право на проведение следственных действий, сотрудники налоговых органов вправе изымать документы. Не будем подробно описывать разновидности налоговой проверки. Нас интересует исключительно выездная, ведь в рамках нее возможна выемка документов. В процессе выездной проверки сотрудники налогового органа выезжают на место нахождения налогоплательщика. Решение о проведении такой проверки составляет руководитель налогового органа, подписывает постановление. Именно оно является основанием проведения проверки. Если речь идет о выемке, нужно составлять отдельное постановление о производстве выемки, которое также подписывается руководителем. В налоговой проверке выемка документов - явление довольно частое, но действия эти совершенно разные, поэтому разрешение требуется отдельное. В противном случае последует признание доказательств недопустимыми, а значит, обвинение будет сведено к нулю.
В системе налоговых органов действует Письмо ФНС, которое вышло еще 17 июля 2013 года № АС-4-2/12837. В нем установлены четкие случаи, когда может проводиться выемка документов налоговыми органами.
Все эти основания перечислены в Письме и являются законными основаниями выемки документов налоговой службой.
Несмотря на то что компетенция налоговых органов совершенно отличается от органов внутренних дел, по результатам проведения выемки необходимо составить протокол. В процессе нужно задействовать также понятых, составить протокол по тем же положениям, что были описаны выше. Документ нужно подписать всем участникам налоговой проверки и выемки.
В том случае, если изымаются документы, с них делаются копии, которые передаются проверяемой организации. Если невозможно изготовить и передать копии, то налоговый орган берет на себя обязательство вернуть все документы через 5 рабочих дней с момента выемки.
Время идет, и современные технологии не остаются в стороне, многая информация хранится не в бумажном варианте, а в электронном. Законодатель предусмотрел это обстоятельство. В статье 183 Уголовно-процессуального кодекса указано, что в таком случае нужно обязательно привлечь специалиста. Если владелец информации подает ходатайство, нужно сделать копии всех документов, подлежащих изъятию под контролем специалиста. Копирование производится на дополнительный электронный носитель, который предоставляется владельцем информации. Закон запрещает проведение копирования, если оно может создать препятствия расследованию или уничтожению, повреждению информации. Если проведено копирование, об этом делается пометка в протоколе, который составляется следователем. Порядок, основания и условия производства выемки документов в электронном варианте остаются неизменными и не отличаются от общего порядка.
Такое следственное действие, как выемка документов, является важным и становится все более популярным с течением времени, когда уровень экономических преступлений постоянно повышается. Законодателю необходимо более подробно и детально регламентировать порядок выемки электронных документов. Мы помогли вам разобраться в основаниях, условиях, порядке и особенностях производства выемки как сотрудниками органов внутренних дел, так и налоговых органов. Несмотря на различную сферу работы, и те и другие уполномочены совершать выемку.
Текст статьи 183 УПК РФ в новой редакции.
1. При необходимости изъятия определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, и если точно известно, где и у кого они находятся, производится их выемка.
2. Выемка производится в порядке, установленном статьей 182 настоящего Кодекса, с изъятиями, предусмотренными настоящей статьей.
3. Выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, а также вещей, заложенных или сданных на хранение в ломбард, производится на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном статьей 165 настоящего Кодекса.
3.1. При производстве выемки изъятие электронных носителей информации производится с участием специалиста. По ходатайству законного владельца изымаемых электронных носителей информации или обладателя содержащейся на них информации специалистом, участвующим в выемке, в присутствии понятых с изымаемых электронных носителей информации осуществляется копирование информации на другие электронные носители информации, предоставленные законным владельцем изымаемых электронных носителей информации или обладателем содержащейся на них информации. При производстве выемки не допускается копирование информации, если это может воспрепятствовать расследованию преступления либо, по заявлению специалиста, повлечь за собой утрату или изменение информации. Электронные носители информации, содержащие скопированную информацию, передаются законному владельцу изымаемых электронных носителей информации или обладателю содержащейся на них информации. Об осуществлении копирования информации и о передаче электронных носителей информации, содержащих скопированную информацию, законному владельцу изымаемых электронных носителей информации или обладателю содержащейся на них информации в протоколе делается запись.
4. Часть утратила силу с 7 сентября 2007 года - Федеральный закон от 5 июня 2007 года N 87-ФЗ.
5. До начала выемки следователь предлагает выдать предметы и документы, подлежащие изъятию, а в случае отказа производит выемку принудительно.
6. В случае выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи в трехдневный срок производится уведомление об этом заемщика или поклажедателя.
N 174-ФЗ, УПК РФ действующая редакция.
Комментарии к статьям УПК помогут разобраться в нюансах уголовно-процессуального права.
1. Выемка - самостоятельное следственное действие, которое заключается в изъятии у гражданина или организации определенных предметов или документов, имеющих значение для дела. Указанное действие проводится, когда точно известно, где и у кого находятся предметы и другие объекты, подлежащие изъятию.
2. Выемку можно производить только по возбужденному уголовному делу. Она может иметь место лишь при наличии к тому достаточных фактических и формальных оснований, которые следует различать.
3. Фактические основания для производства выемки - это данные, позволяющие установить индивидуальные признаки предмета, подлежащего изъятию, и место его нахождения. Они могут быть получены из различных процессуальных источников: показаний потерпевшего, свидетелей, обвиняемых, документов и других средств доказывания. Для принятия решения о производстве выемки наряду с этим могут иметь значение сведения, полученные от органов дознания.
4. Формальным основанием для производства выемки является мотивированное постановление следователя, органа дознания или прокурора, в котором должно быть указано, какой объект подлежит изъятию в процессе выемки (его наименование и индивидуальные признаки), место его нахождения, у кого предстоит произвести выемку.
5. Для производства выемки следователь выносит мотивированное постановление (см. приложение 77 к ст. 476).
6. Необходимо учитывать правила, содержащиеся в ст. 25 Конституции, согласно которой никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. Для производства выемки в жилище согласно требованиям УПК постановления следователя недостаточно. Необходимо получить для этого решение суда, принимаемое в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 29 и ст. 165 УПК (см. приложение 81 к ст. 476; приложение 8 к ст. 477).
7. При производстве выемки, как и обыска, участвуют понятые (см. коммент. к ст. 60 и 170).
8. Выемка чаще всего проводится для изъятия предметов и документов в учреждениях и организациях. Выемке какого-то определенного документа нередко предшествует ознакомление следователя непосредственно в учреждении с рядом документов, среди которых находится (или предполагается, что находится) искомый документ.
9. Закон оговаривает особенности в правовом регулировании выемки документов, содержащих сведения, являющиеся государственной или иной охраняемой федеральным законом тайной. Выемку этих документов следователь может произвести только при согласии на то прокурора.
10. Выемка документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и кредитных организациях, производится следователем на основании судебного решения (см. коммент. к ст. 165).
11. До начала выемки следователь предлагает выдать предметы и документы, подлежащие изъятию. Если они выдаются добровольно, следователь изымает их. Этим выемка, в отличие от обыска, и заканчивается. В случае отказа от добровольной выдачи объектов следователь производит их выемку принудительно.
12. Выемка производится в том же порядке, что и обыск, но с изъятиями, установленными комментируемой статьей. Подробно о порядке производства выемки см. коммент. к ст. 182.
Если у вас есть вопросы по ст. 183 УПК, вы можете получить консультацию юриста.
1. Выемка - это следственное действие, состоящее в принудительном изъятии определенных предметов и документов, если точно известно, где и у кого они находятся.
2. Следует признать необоснованной выемку, когда по делам о хищениях в предприятиях изымается вся бухгалтерская документация без указания конкретных документов, подлежащих изъятию.
3. О характере фактических данных, служащих основаниями для принятия решения о выемке, см. комментарий к ст. 182 УПК.
4. Из положений закона усматриваются следующие виды выемки: 1) в помещениях предприятий; 2) в жилище граждан; 3) в банках и иных кредитных организациях; 4) в помещениях, занимаемых дипломатическими представителями, и в помещениях, где проживают дипломатические представители и их семьи; 5) документов, содержащих государственную и иную охраняемую законом тайну, в частности информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях; 6) почтово-телеграфных отправлений.
5. Выемка в жилище граждан может производиться только на основании решения суда (п. 5 ч. 2 ст. 29 УПК). Такой же порядок установлен для выемки документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях (п. 7 ч. 2 ст. 29 УПК). О процедуре истребования решения суда см. комментарий к ст. 165 УПК.
6. В остальных случаях формальным основанием для выемки является мотивированное постановление следователя. Однако, когда речь идет о выемке предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую законом тайну, требуется согласие руководителя следственного органа.
7. Процедура выемки имеет много общих черт с процедурой обыска, но является значительно более простой. После ознакомления лица с постановлением следователь предлагает ему выдать предметы и документы, подлежащие изъятию. При отказе - изымает их принудительно, для чего может производиться и вскрытие хранилищ. При выемке применяются аналогичные обыску гарантии: недопустимость изъятия предметов и документов, не относящихся к делу, предъявление изъятого понятым, неразглашение обстоятельств частной жизни и т.п.
8. Протокол выемки, изъятые и приобщенные к нему предметы и документы становятся доказательствами по делу. О порядке составления протокола см. комментарий к ст. ст. 166 и 182 УПК.
Согласно ч. 1 ст. 183 УПК РФ при необходимости изъятия определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, если точно известно, где и у кого они находятся, производится их выемка. Порядок производства выемки и фиксации ее хода и результатов определяется ст. 183 УПК РФ.
Выемка следственное действие, сущность которого заключается в изъятии (при необходимости принудительном) должностным лицом, осуществляющим производство по уголовному делу, на основаниях и в порядке, предусмотренном законом, предметов и документов, имеющих значение дня уголовного дела, если точно известно, где и у кого они находятся.
В зависимости от особенностей процессуального порядка существуют следующие виды выемки:
Законодатель указывает на возможность изъятия посредством производства выемки лишь предметов и документов (ч. 1 ст. 183 УПК РФ). В связи с этим, даже если точно известно, где и у кого находится конкретное разыскиваемое лицо или труп, необходимо производить не выемку, а обыск.
Фактическое основание производства выемки - наличие достоверных доказательств, на основании которых может быть сделан вывод о нахождении индивидуально определенных, имеющих значение для дела предметов (документов) в конкретном месте и во владении конкретного лица.
Выемка не может быть проведена, если известно, что предмет (документ) находится в определенном помещении, но отсутствуют доказательства, свидетельствующие о его конкретном месте нахождения. В случае когда такое место известно, но отсутствуют данные об индивидуальных признаках предмета, документа (например, известно, что в сейфе находится орудие преступления - пистолет, но неясно, какой именно), необходимо производить обыск, поскольку подобных предметов в этом месте может оказаться несколько, а посредством выемки может быть изъят лишь один из них, указанный в постановлении. При наличии достоверных доказательств, прямо указывающих на место нахождения индивидуально определенного предмета (документа), изъятие его путем производства выемки возможно лишь при условии, если точно известно, в чьем владении находится предмет (документ) на момент производства выемки.
Выемка производится по постановлению следователя (дознавателя). Выемка в жилище, выемка заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи, выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, выемка предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, производятся на основании судебною решения, принимаемого в порядке, предусмотренном ст. 165 УПК РФ.
Процессуальные правила производства выемки во многом совпадают с правилами производства обыска. Так, производство выемки не допускается в ночное время, за исключением случаев, не терпящих отлагательства. При производстве выемки необходимо обеспечить присутствие лица, у которого производится выемка, или совершеннолетних членов его семьи. В производстве выемки по решению следователя может принимать участие специалист. Лицо, у которого производится выемка, имеет право на юридическую помощь адвоката. Перед началом следственного действия следователь должен разъяснить права и обязанности лицам, принимающим в нем участие. После этого лицу под расписку предъявляется постановление о производстве выемки и предлагается выдать предметы и документы, подлежащие изъятию.
В случае когда предметы и документы, указанные в постановлении не выдаются добровольно, выемка может быть проведена принудительно. Если подлежащие изъятию предметы (документы) не обнаружены в предполагаемом месте, производство поисковых действий (в отличие от обыска) не допускается. В этом случае производство выемки заканчивается. При этом если необходимость обнаружения и изъятия предмета (документа) обусловлена случаем, не терпящим отлагательства, следователь вправе вы нести постановление о производстве обыска, в ходе которого произвести поисковые действия с последующим уведомлением об этом суда и прокурора (если для производства обыска требуется судебное решение) по правилам, предусмотренным ч. 5 ст. 165 УПК РФ.
Изъятые в ходе выемки предметы предъявляются лицам, присутствующим при выемке, упаковываются и опечатываются на месте производства выемки. Изъятие электронных носителей информации производится по тем же правилам, что и в ходе обыска.
О производстве выемки составляется протокол. Копия протокола вручается лицу, у которого производилась выемка.
В случае выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи в трехдневный срок производится уведомление об этом заемщика или поклажедателя.
Таким образом, выемка отличается от обыска следующими признаками. Она может производиться, только если точно известно: (1) какие предметы (документы) подлежат изъятию; (2) конкретное местонахождение предметов (документов), подлежащих изъятию; (3) в чьем владении на момент производства выемки находятся подлежащие изъятию предметы (документы). Кроме того, в ходе выемки не допускаются поисковые действия.