Порядок передачи ребенка в приемную семью. Семейные формы устройства детей

Приемная семья "не изобретена" законодательством современной России. Вместе с тем нельзя сказать, что данная форма была привнесена из других стран. В любом обществе есть дети, которые остались без родительского попечения. В России издавна было принято брать детей-сирот на воспитание в семьи. Так, в начале XIX в. только в Петербурге было зарегистрировано около восемнадцати тысяч таких семей, в которых содержалось более двадцати тысяч детей, лишившихся родительского попечения. За это семьям выплачивались деньги из казны Савватеева Т. Родные среди чужих и чужие среди родных // Российская газета. 1995. 11 января.. Долгое время такая форма устройства детей называлась патронатом. Еще в период царствования Екатерины II были предприняты первые попытки правового регулирования патроната. В основе патронирования лежал договор о передаче ребенка в чужую семью на добровольных началах. Патронатный воспитатель получал определенное вознаграждение Ошанин М. О призрении покинутых детей. Ярославль, 1912. С. 77 - 80.

После Октябрьской революции 1917 г. о патронате как правовой форме устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на какое-то время забыли. Однако уже в 1928 г. вновь обратились к патронату. ВЦИК и СНК РСФСР приняли 28 мая 1928 г. Постановление "О порядке и условиях передачи воспитанников детских домов и других несовершеннолетних трудящимся в городах и рабочих поселках" СУ РСФСР. 1928. N 64. Ст. 462., в соответствии с которым на основании договора дети-сироты передавались в приемные семьи. Эти отношения также основывались на возмездных началах - содержание детей осуществлялось за счет местных средств.

Как отмечает Т.И Дружинина "Современная патронатная семья существенно отличается от дореволюционной. Сейчас труд патронатных родителей не оплачивается. Более того, они принимают на себя обязанность по содержанию принимаемых в семью приемных детей.» См.: Дружинина Т.И. Некоторые проблемы приемной семьи как формы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей // Защита прав ребенка в современной России (материалы научно-практической конференции). М., 2004. С. 158 - 159.

Итак, при создании правовой модели приемной семьи законодатель использовал лучший опыт в вопросах устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приемная семья, с одной стороны, имеет все признаки семьи, т.к. это общность совместно проживающих лиц, объединенных правами и обязанностями, она предусмотрена семейным законодательством, а с другой стороны, имеет только ей присущие особенности. Следует отметить, что СК не содержит определения понятия "приемная семья". В связи с этим в юридической литературе по вопросам семейного законодательства развернулась дискуссия, в ходе которой авторы пытались сформулировать само понятие «приемная семья».

Так, по мнению М.В. Антокольской, "приемная семья является гибридной формой, содержащей в себе некоторые черты опеки, детского учреждения и усыновления" См.:Михеева Л.Ю. Институт опеки и попечительства в современных условиях // Государство и право. 2003. N 5. С. 53 - 59.. Л.Ю. Михеева определяет "приемную семью как вид опеки". Р.А. Шукуровым приемная семья определяется как "форма воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, являющаяся особым социальным институтом общества, основывающаяся на договоре о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью на условиях, установленных законом и договором; наделенная законом, определенным объемом правосубъектности; представляющая собой также способ совместного проживания лиц вне зависимости от регистрации брака приемными родителями, связанными общим бытом, досугом; формирующими свои отношения на основе взаимоуважения и взаимопомощи; имеющими взаимные права и обязанности" См.: Антокольская М.В. Семейное право: Учебник. М., 2001. С. 111 ;Шукуров Р.А. Приемная семья по семейному праву России: Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Белгород, 2004. С. 7.. Е.Ю. Валявина также определяет приемную семью как форму воспитания детейСм.: Гражданское право: Учебник. Том 3 / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2001. С. 469 - 470.. Т.И. Дружинина называет приемную семью "самостоятельной, приоритетной формой семейного воспитания" См.:Дружинина Т.И. Указ. соч. С. 158 - 163.. О.В. Фетисова полагает, что приемная семья есть "форма устройства детей" См.:Фетисова О.В. Договор как основание возникновения приемной семьи // Защита прав ребенка в современной России (материалы научно-практической конференции). М., 2004. С. 164.. С.Ю. Чашкова смешивает эти понятия, в одном случае называя приемную семью формой воспитания, а в другом случае - формой устройства См.:Чашкова С.Ю. Проблемы правового регулирования отношений в приемной семье // Защита прав ребенка в современной России (материалы научно-практической конференции). М., 2004. С. 146, 147, 155..

Говоря о формулировке понятия «приемная семья» исходя из требований законодателя, как нам представляется, следует согласится с позицией, высказанной Н.Ф. Звенигородской. По ее мнению «взгляд на приемную семью как форму воспитания детей не соответствует, во-первых, позиции законодателя, во-вторых, узок, не точен, в-третьих, не учитывает различий в понятиях "устройство", "воспитание" и "форма". Если мы проанализируем ст. 151 СК и ст. 1 Федерального законадополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", где приемная семья определяется как "форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами) или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью", то установим, что законодатель последовательно определяет в разных нормативных актах приемную семью как форму устройства детей». См.:Звенигородская Н.Ф. История развития института проемной семьи в России//

Дав определение приемной семьи можно выделить черты сходства или отличия от других форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

По своим признакам к приемной семье ближе опека. Родители-воспитатели приобретают право на воспитание приемного ребенка и обязанности делать все по защите его интересов. Семейный кодекс российской Федерации в п. 2 ст. 153 наделяет приемных родителей по отношению к принимаемому на воспитание ребенку правами и обязанностями опекунов. Однако и в том и в другом случае возникает совершенно самостоятельный правовой статус. Воспитанник в приемной семье, так же как и подопечный в семье опекуна, имеет право получать все причитающиеся ему пособия, платежи. Ребенок же в приемной семье находится полностью на государственном обеспечении в соответствии п. 1 ст. 155 Семейного Кодекса РФ. Разница в двух формах устройства детей особенно проявляется в том, что опекуны исполняют свои обязанности безвозмездно, а приемные родители делают это за плату. К тому же основанием возникновения приемной семьи является договор, а опека возникает из административного акта. Особенностью приемной семьи является также более широкий круг льгот и преимуществ, которые органы опеки обязаны предоставить приемной семье.

Приемная семья и усыновление сходны в том, что ребенок в обоих случаях помещается в семью.

По вопросу о сходстве и различии указанных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, хотелось бы отметить еще один момент. Прекращение правовой связи кровных родителей со своим ребенком при усыновлении не оставляет места для спора о его воспитании, поскольку все желания на этот счет подлинных родителей правового значения не имеют. А при опеке и передаче детей в приемную семью в случаях, если есть родители, возникает ситуация, когда с правовой точки зрения несовершеннолетний имеет двух несущих за него ответственность лиц. Одно из них реально пользоваться своими правами не может, другое ими пользуется, не будучи на самом деле родителем. В таких случаях возможно возникновение конфликтных ситуаций, разногласий между кровными родителями и лицами, управомоченными на воспитание ребенка. Такая потенциально опасная ситуация отмечается многими учеными и практиками, занимающимися вопросами устройства детей.

А.М. Нечаева, подчеркивает "в подобного рода ситуации родитель имеет преимущественное право на воспитание своих детей, если, конечно, эта презумпция не противоречит интересам несовершеннолетнего". Существование такой презумпции - еще одна черта сходства приемной семьи и опеки, сходство между ними и в упрощенном порядке прекращения правоотношений по воспитанию путем вынесения соответствующего постановления органами управления. См.:Нечаева А.М. Охрана детей-сирот в России (История и современность). М., 1994. С. 132

От обычного детского учреждения приемная семья отличается значительно меньшим количеством детей, что позволяет обеспечить им не общественное, а семейное воспитание, основанное на личном контакте приемных родителей с каждым из детей. Юридическая разница между двумя этими формами устройства детей заключается в том, что в приемной семье обязанности по воспитанию и защите интересов ребенка возлагаются на физическое лицо, а при передаче в учреждение - на юридическое лицо (соответствующее учреждение). В последнем случае администрация учреждения обязана представлять интересы ребенка и исполнять функции его законного представителя.

Передача ребенка в приемную семью не разрывает и тех его связей с родителями, которые основываются на брачно-семейном законодательстве (алименты, наследство и проч.). Это означает, что воспитанник продолжает носить фамилию кровных его родителей, отчество по имени своего кровного отца. Можно согласиться с А.М. Нечаевой, что в некоторых случаях это обстоятельство может служить помехой для более прочного слияния с вновь обретенной семьей, мешает развиваться чувству братства между воспитанниками. См.:Нечаева А.М. Указ. соч. С. 128 Кроме того подобная ситуация влечет для некоторых детей и иные последствия. Так, например, в одной из приемных семей Кологривского муниципального района, биологической бабушкой воспитывается малолетний, который юридически имеет только мать. Биологический отец никогда не признавал ребенка своим проживает отдельно от своих родственников и возражал против установления опеки над ребенком, мать мальчика отбывает наказание в местах лишения свободы. В другой семье отец ребенка с матерью не проживал никогда и ребенка не воспитывал до 1,5 лет, ребенок проживал под опекой в семье родного деда. Отец мальчика, после того как ребенка бросила родная мать признал свое отцовство и забрал ребенка в свою новую семью, выехав в другую местность. Малолетний в такой ситуации практически лишен связи с семьей,где он проживал длительное время, органы опеки не в состоянии отследить судьбу ребенка, так как формально отец не лишен родительских прав и намерен воспитывать ребенка самостоятельно..

Тем не менее, возникающие в приемной семье отношения, по существу, практически ничем не отличаются от естественных, основанных на кровном родстве. Что касается формальной стороны отношений по воспитанию, то родитель-воспитатель, как и усыновитель, является законным представителем своего воспитанника, защищает его права и интересы во всех учреждениях, в том числе и в суде, без особого на то правомочия. На него, так же как и на усыновителя, распространяется правило: "Права родителей-воспитателей не могут осуществляться в противоречии с интересами детей".

Следует отметить, что СК не определяет характер правоотношений, возникающих между приемными родителями и органами опеки и попечительства. Вместе с тем ст. 152 Кодекса указывает, что "размер оплаты труда приемных родителей... устанавливается законами субъектов Российской Федерации". В следующих разделах работы нами будут исследованы особенности нормативно - правового регулирования «приемной семьи» в путем анализа федерального и регионального законодательств анна примере Костромской области.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что, с одной стороны, приемная семья обладает всеми признаками семьи как таковой, ибо это общность совместно проживающих лиц, объединенных правами и обязанностями, предусмотренными семейным законодательством, а с другой - в контексте соответствующих статей СК - она имеет свои, лишь ей присущие, особенности, отличающие ее от усыновления и опеки:

Приемная семья основывается на договоре, который заключается в письменной форме по просьбе лиц, желающих воспитывать ребенка в своей семье. Сторонами в данном договоре являются эти лица и органы опеки и попечительства;

Лица (лицо), заключающие договор, именуются родителями-воспитателями. В их роли могут быть бездетные супруги или те, у кого есть собственные дети - как взрослые, так и несовершеннолетние;

Труд родителей-воспитателей в приемной семье оплачивается в зависимости от количества взятых на воспитание детей в соответствии с законами субъектов РФ. Повышенную оплату имеют взявшие на воспитание малолетних детей, детей-инвалидов, а также больного ребенка;

Воспитанникам приемных семей ежемесячно выплачиваются денежные средства на их содержание за счет бюджетных средств органов местного самоуправления соответственно фактически сложившимся в данном регионе ценам;

Приемная семья пользуется различного рода льготами в соответствии с принимаемыми органами исполнительной власти субъекта РФ решениями.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    История усыновления детей в России и существующие формы устройства сирот. Определение понятия приемной семьи, рассмотрение порядка ее образования и причины, побуждающие людей к воспитанию чужих детей. Изучение проблемы усыновления в Ярославской области.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2010

    Определение путей решения вопросов социальной поддержки замещающих семей. Правовое регулирование опеки и усыновления детей-сирот. Задачи и направления деятельности Службы развития семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

    курсовая работа , добавлен 12.11.2010

    Сущность понятия патронатного воспитания и его законодательные аспекты. Отличие патронатного воспитания от других форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Порядок организации и опыт патронатной семьи в Ярославской области.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2010

    Изучение форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей в РФ. Обзор документов, необходимых для осуществления опеки, усыновления и создания приемной семьи. Анализ опыта отдела опеки и попечительства г. Комсомольск-на-Амуре в работе с детьми.

    дипломная работа , добавлен 16.10.2011

    Основные аспекты трудоустройства и занятости детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Нормативно-правовые основы их социальной поддержки. Анализ профессионального самоопределения детей–сирот и детей, оставшихся без попечения в родителей.

    курсовая работа , добавлен 26.09.2012

    Социальное сиротство как феномен российского общества. Основные причины социального сиротства. Семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Развитие института приемной семьи в Свердловской области. Семейная воспитательная группа.

    курсовая работа , добавлен 23.01.2010

    Тенденции и динамика развития системы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в российском обществе. Государственная политика в области их социальной защиты. Сравнительный анализ современных моделей решения проблемы сиротства.

    дипломная работа , добавлен 15.01.2014

Усыновление несовершеннолетних

Многие годы в Москве традиционно приёмная семья не являлась распространённой формой устройства детей. Возможно, связано это было с двумя проблемами: во-первых, в Москве, в отличие, скажем, от Московской области не было никакого законодательства о приёмной семье, что ставило органы опеки и попечительства районов в ситуацию, когда многие вопросы создания, оформления, поддержки приёмных семей приходилось решать самостоятельно, разбираясь в законодательстве и выполняя функцию «первопроходцев»; во-вторых, в Москве активно развивалась такая форма устройства детей, как патронат, который, хотя и не является семейной формой устройства, но «выбирал» желающих заняться воспитанием детей-сирот как профессиональной деятельностью на дому.

В чем состоит основное отличие приемной семьи от известных форм устройства: усыновления и опеки? Необходимо понимать, что приёмная семья — профессиональная семья. Приёмные родители, хотя и называются родителями, но, всё же, они не усыновители, и не опекуны, в том смысле, который вкладывает в это понятие законодатель. Они - профессиональные родители. Это не значит, что ребёнка они любить не будут, но это значит, что их деятельность по воспитанию должна быть более осмыслена, и более специфична, чем у опекуна или усыновителя. Если усыновление и опеку можно отнести к непрофессиональным семьям, то приемная и патронатная семьи относятся к профессиональным замещающим семьям. В приемной семье один или оба родителя наделяются полномочиями опекунов до совершеннолетия ребенка, не вступают с ним в алиментные и наследственные отношения и получают средства на содержание ребенка и зарплату за его воспитание. Именно потому, что труд взрослых по воспитанию детей оплачивается, приемные семьи относят к профессиональным. И, следовательно, эта работа должна быть качественной. Существенное отличие приемной семьи от других форм принятия ребенка на воспитание состоит, еще и в том, что отношения между ребенком и взрослыми носят и временный характер до совершеннолетия. Одной из особенностей приемной семьи является сохранение связей с кровными родственниками и невозможность сохранения тайны появления ребенка в семье.

Почему законодатель предусмотрел именно заключение договора о приёмной семье? Прежде всего, для того, чтобы отразить в нем особые условия воспитания, содержания, образования детей, передаваемых в приёмную семью. В договоре о приёмной семье должны указываться, например, особые условия содержания и воспитания ребёнка-инвалида, ребёнка с задержкой развития. Там же могут быть оговорены особенности образования ребёнка. Вот для чего нужен и договор о приёмной семье, и сама приёмная семья - создать для ребенка особые, необычные условия для жизни, которые «среднему» ребёнку не нужны. «Особые условия» могут быть лишь такие, которые можно проконтролировать. Для ребёнка-инвалида на коляске - создание в жилом помещении специальных приспособлений, особая расстановка мебели, особые условия по оборудованию комнаты ребёнка, ванной комнаты. Для ребёнка, имеющего задержки в развитии - посещение специальных занятий в специализированных центрах по назначению специалиста. Для ребёнка, страдающего аллергией, астмой, другим заболеванием - создание совершенно конкретных условий жизни (например, отсутствие животных в доме, обязательность соблюдения диеты и т.п.).

Приемный родитель, создавая приёмную семью и принимая ребёнка на воспитание, добровольно ограничивает себя в определённых возможностях - теперь значительная часть жизни его будет посвящена ребенку, или даже нескольким. Особое внимание - особенным детям, вот, если хотите, девиз приёмной семьи. Именно поэтому государство выделяет деятельность приёмной семьи. И дополнительной оплатой, и льготами по трудовому стажу, и иными льготами и привилегиями. Вся деятельность, направленная на развитие приёмных семей должна происходить с учётом того, что приёмная семья - особая форма устройства особого ребёнка.

Это не значит, что приёмную семью не могут образовать «обычные» семьи для «обычных» детей. Запрета делать этого в законодательстве нет. Но и смысла - тоже. Акцентировать внимание государства на те семьи, которые не требуют подобного повышенного внимания - и распыление ресурсов, и дополнительные неприятные ощущения от назойливого внимания и для родителей, и для детей.

В первую очередь, стоит определить критерии, по которым определяется, готовы ли данные кандидаты в приёмные родители стать приёмной семьёй. Если говорить о профессионализации приёмной семьи, то необходимо выяснить, какие именно реабилитационные функции способна выполнять данная семья, каких особых детей способна принять. Следующее - создание обучающих и поддерживающих центров для работы с приёмными семьями. Если мы понимаем, что приёмная семья - семья профессиональная, то специальные компетенции родителям надо где-то получить, и где-то повышать свою квалификацию.

Практика показывает, что число семей, готовых с теплом и лаской, с искренним участием и желанием помочь, взять на свои плечи взращивание «сложных» детей - число таких семей велико. Примерно каждая десятая семья, собирающаяся принять ребёнка (на все формы устройства) делает это из альтруистических соображений, то есть ребёнок изначально, сознательно ищется не для того, чтобы «заполнить гнездо», не для того, чтобы «у нас был ребёнок», а для того, чтобы ещё один малыш обрёл семью, шанс на счастливую человеческую жизнь.

Однако, остановлюсь на вопросе, который неизбежно возникал во всех регионах, где приемная семья получала более пристальное внимание, чем другие формы семейного устройства. Наиболее типичен пример, когда бабушка, являвшаяся опекуном собственного внука в течение ряда лет, приходит в орган опеки и заявляет, что не хочет быть опекуном, а хочет создать приемную семью. Причина - банальна: приёмным родителям больше платят. Как выходить из этой ситуации? Если под приёмной семьёй мы понимаем семью профессиональную, то в данном случае, её создание, очевидно, нецелесообразно. Ну, и главный аргумент состоит в том, что приёмная семья - форма договорная, форма решения проблем жизненного устройства и воспитания ребёнка. А не тех взрослых, которым «удобнее» или «более денежно» стать приёмным родителем. Орган опеки и попечительства вправе такой договор не заключать. Более того, в большинстве случаев это делать и нецелесообразно.

Основной контингент детей, передаваемых на воспитание в приемные семьи - это прежде всего, так называемые «непопулярной группы», скажем, дети старше 10 лет, дети-инвалиды, дети, имеющие значительные задержки в развитии, посещающие вспомогательные школы. В любом случае, вероятность передачи «сложного» ребёнка в приёмную семью существенно выше, чем на усыновление. Если деятельность органов опеки и попечительства оценивать, например, по соотношению количества устроенных на семейные формы детей, к общему количеству детей, оставшихся без попечения родителей, появится интерес и необходимость «раздавать» не только грудничков, но и тех деток, которых «никто не берет», сложных в воспитании детей, инвалидов, подростков, детей с отставанием в развитии. Семья всё исправит, как показывает опыт, даже самые, казалось бы, «безнадёжные» находят место в жизни, если рядом с ними - добрый, чуткий, и - главное - свой, родной человек.

В связи с вступлением в силу с 1 сентября 2008 года Федерального закона об опеке и попечительстве в РФ произошли существенные изменения, – теперь органом опеки и попечительства, осуществляющий все юридически значимые действия в отношении несовершеннолетнего и принимающего правоустанавливающие решения, является орган опеки и попечительства по месту нахождения ребенка, а не по месту принятия решения об опеке или заключения договора. Статья 9 этого Федерального закона прямо обязывает органы опеки при перемене места жительства опекаемого передать дело по месту фактического проживания ребенка. Законодательно предусмотрен только двухсторонний договор между органами опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем. Более того, Положение «О приемной семье» совершенно однозначно устанавливает между кем и кем должен быть заключен такой договор – «Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью» заключается между органом опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка и приемными родителями.

Таким образом, если граждане проживают в одном регионе, а берут ребенка в другом регионе или в ситуации как в городе Москве, когда полномочия внутримуниципального образования не распространяются за пределы района, то даже при заключении договора о приемной семье, через три дня с момента передачи ребенка орган опеки обязан передать дело и полномочия органу опеки по месту проживания ребенка у опекуна (приемного родителя). Таким образом, орган опеки и попечительства, заключивший договор утрачивает полномочия по опеке и договор вместе с ним. Орган опеки по месту Вашего жительства будет обязан принять дело ребенка и уже по его усмотрению может заключить договор о создании приемной семьи. Заключение трехсторонних договоров с 1 сентября является и незаконным, и не соответствующим духу и логике Семейного законодательства, так как гражданским законодательством не предусмотрена солидарная ответственность органов опеки в отношении одного и того же несовершеннолетнего.

Оптимальная процедура заключения договоров с 1 сентября 2008 года о создании приемной семьи в ситуации когда приемные родители проживают в одном регионе, а берут ребенка из другого, такова:

Подготовка заключения о возможности быть приемным родителем по месту проживания кандидатов в приемные родители.

Передача ребенка органом опеки по месту нахождения ребенка под опеку.

Регистрация ребенка по новому месту жительства до исполнения ребенку 18 лет.

Усыновление | Опека или попечительство (Приёмная семья | Патронат)Наставничество – вид помощи (не является устройством ребенка)
С учетом изменений, внесенными законами №-48 и 49-ФЗ от 24 апреля 2008 г.,

С принятием Федерального закона «Об опеке и попечительстве в РФ» от 24 апреля 2009 года № 48 с 1 сентября 2008 года в России существуют только ДВЕ формы семейного устройства - усыновление и опека. Регионы могут утверждать и регулировать своими законодательными актами такие договорные ВИДЫ опеки, как приёмная семья и патронат.

Усыновление (удочерение)

- принятие в семью ребёнка на правах кровного. Ребёнок становится родственником - дочерью/сыном - со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Усыновление является приоритетной формой устройства детей. Для родителей это - высшая степень ответственности за судьбу ребёнка и его полноценное развитие.

♚ Особенности:

- Позволяет ребёнку чувствовать себя полноценным членом семьи. - Сохраняются все отношения и права наследования, в том числе по достижению совершеннолетия. - Возможность присвоить ребёнку фамилию усыновителя, поменять имя, отчество, место рождения и в некоторых случаях дату рождения. - Усыновление можно оформить на одного усыновителя или на супругов. - Оформляется дольше, чем опека, т.к. усыновление устанавливается гражданском судом. - Государство предоставляет послеродовый отпуск и выплату в связи с рождением ребёнка в том случае, если усыновляется младенец и, при усыновлении ребёнка из учреждения, - единоразовую компенсацию в размере 8 тыс. рублей. Некоторые регионы устанавливают ежемесячные выплаты для усыновителей, например, Белгородская, Московская области. - Более жёсткие требования к кандидатам в усыновители, их материальному положению и жилью по сравнению с опекой. - Не каждый ребёнок, лишённый родительского попечения, может быть усыновлён. - Проверка состояния воспитания и содержания ребёнка проводится в течение трёх лет раз в год и далее может быть снята.

Опека и попечительство

- принятие в дом ребёнка на правах воспитуемого в целях его содержания, воспитания и образования, а также для защиты его прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство над детьми от 14 до 18 лет. Ребёнок сохраняет свои фамилию, имя, отчество, а кровные родители не освобождаются от обязанностей по участию в содержании своего ребенка.Опекун имеет практически все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребёнка и ответственности за ребёнка.
На содержание ребёнка государством ежемесячно выплачиваются средства, согласно установленному в регионе нормативу. Органы опеки обязаны осуществлять регулярный контроль над условиями содержания, воспитания и образования ребёнка. Часто опека используется как промежуточная форма к усыновлению. Высокий, но не полный уровень ответственности.

♚ Особенности:

- Опека устанавливается решением органа опеки и попечительства, вследствие чего оформляется быстрее, чем усыновление, т.к. не требуется решения суда. - Опекуном, как правило, может быть назначено только одно лицо. - Опекуну ежемесячно выплачиваются средства на содержание ребёнка и оказывается содействие в организации обучения, отдыха и лечения опекаемого. - По исполнении опекаемому 18 лет ему выделяется жильё, если его у него нет. - Менее жёсткие требования к кандидату в опекуны в части дохода и жилищных условий. - Ребёнок является воспитуемым, не становится полноценным членом семьи, и в старшем возрасте (с 10 лет) такое положение может провоцировать ребёнка на серьёзные конфликты с семьёй опекуна. - Органы опеки наблюдают за опекунской семьёй весь срок нахождения ребенка в семье чаще и более детально, чем при усыновлении. Существует ежегодная финансовая отчётность. - Нет тайны передачи ребёнка под опеку, и контакты с кровными родственниками ребёнка возможны, а в некоторых случаях обязательны.
- Смена фамилии ребёнку сильно затруднена, изменение даты рождения и запись опекуна в свидетельстве о рождении в качестве родителя невозможны.

Приёмная семья

- возмездная разновидность опеки. По отношению к ребёнку приёмные родители являются ему опекунами. Приёмная семья создаётся на основе гражданско-правового договора (не трудового) между приёмным родителем (родителями) и органами опеки. По сути, это государственный заказ на оказание услуг по воспитанию ребёнка. Ребёнок может быть принят под опеку из любого региона, но заключить договор можно только по месту своего жительства. По этому виду договоров рабочий стаж не начисляется.
Приёмным родителем может быть один человек или супруги. Как правило, действует норма: один опекун - один ребенок, за исключением передачи в одну семью детей-родственников или сиблингов. В семье может воспитываться не более 8 несовершеннолетних детей (вместе с кровными).
Обычно в приёмную семью передают детей, которых невозможно или трудно передать на усыновление или простую опеку, например: для воспитания в одной семье 2–3 и более детей братьев, сестёр; детей с инвалидностью или нарушениями развития и поведения; детей старшего возраста и т.п. Срок передачи ребёнка в такую семью определяется договором и может быть разным.
Весьма высокий, хотя и не полный уровень ответственности за судьбу ребёнка.

♚ Особенности (в отличие от простой опеки):

- Требования к кандидатам менее жёсткие, чем к усыновителям, но более жёсткие, чем к простым опекунам. - Сложнее оформить, чем опеку, т.к. требуется оформлять договор о создании приёмной семьи. Орган опеки имеет право отказать в заключении договора, если это имеет только материальную подоплёку. - На содержание ребенка ежемесячно выплачиваются средства, согласно установленному в регионе нормативу, а также приемным родителям выплачивается ежемесячное вознаграждение за услуги по воспитанию. - Договором могут быть предусмотрены дополнительные льготы, выплаты, а также требования и ограничения. Например, региональные органы опеки по договору могут предоставлять льготы по транспортному обслуживанию, жилью, оказывать помощь в обучении, отдыхе и лечении опекаемого; в некоторых случаях может выделяться служебное жильё, выплачиваться целевые средства на ремонт, приобретение мебели и т.п. - Органы опеки наблюдают за опекунской семьёй весь срок нахождения ребенка в приёмной семье, приёмные родители обязаны соблюдать план по защите прав ребёнка. - Контакты с кровными родственниками ребёнка могут быть обязательны и включены в требования к приёмной семье.

Патронат

- возмездная разновидность опеки, регулируемая региональными законодательными актами. По отношению к ребёнку патронатные воспитатели (с 1 сентября 2008 г.) являются ему опекунами. Патронатная семья создаётся на основе гражданско-правового договора (не трудового) между патронатным воспитателем и органами опеки. По сути, это государственный заказ на оказание услуг по воспитанию ребенка. Ребенок может быть принят на патронат из любого региона, но заключить договор можно только по месту своего жительства. По этому виду договоров рабочий стаж тоже теперь не начисляется.
Под патронат передаются дети, которым временно требуется принимающая семья или в случае, когда необходимо создать особые условия поддержки и сопровождения ребёнка в семье. Основная цель данной разновидности опеки - социализация ребёнка, получение им необходимого опыта жизни в семье, замена пребывания его в приюте. Патронат часто используется как переходная форма к другим формам: опеке и/или усыновлению. Срок помещения ребёнка под патронат может быть разным и зависит от ситуации.

♚ Особенности:

- Эта разновидность опеки действует только в тех регионах Росси, где после 1 сентября 2008 года изданы или переизданы законодательные акты,регулирующие создание патронатных семей, например, в Пермском крае, Московской области и т.д. - Возможность поместить в семью патронатного воспитателя ребёнка, которому временно требуется временная замещающая семья, или реабилитация в семье. - Менее жёсткие требования к кандидатам, чем при усыновлении, но более жёсткие, чем при простой опеке. - Патронатный воспитатель обязан пройти специальную подготовку (обучение). - Ежемесячно на содержание ребенка выплачиваются средства на содержание, размер и порядок выплаты средств устанавливается региональным законодательством, а также выплачивается вознаграждение за услуги по воспитанию. - Договором могут быть предусмотрены дополнительные льготы, разовые выплаты, а также требования и ограничения. - Работа по планам, устанавливаемым органом опеки с привлечением учреждения по патронату. Самый жёсткий контроль над воспитателем ребёнка и детальная отчётность за расходование выплачиваемых на его содержание средств. - Контакты с родителями и родственниками ребёнка,как правило, обязательны и их регламент определяется по согласованию сторон.

♚ Примечание:

при ВСЕХ формах и видах устройства ребёнка в семью предъявляются одинаковые требования к состоянию здоровья лиц, принимающих ребёнка в семью. Также законом предусматривается, что они не должны быть прежде лишены родительских прав или ограничены в родительских правах, не отстранялись от обязанностей опекуна или усыновление не было отменено по вине взрослых, а также нет судимости за преступления против жизни и здоровья граждан.

Наставничество

- гостевой режим, семья выходного дня-вид помощи ребёнку без оформления его постоянного проживания в семье, он не является устройством ребёнка в семью. Ребёнок остается воспитанником детского учреждения. В выходные, праздничные или каникулярные дни ребенок, на правах гостя, посещает и кратковременно проживает в семье наставника. Законодательно этот вид помощи ребенку введен совсем недавно (Семейный кодекс часть 3 статьи 155.2), и опыта применения по новым правилам пока не имеет. Многое зависит от личного опыта понимания необходимости её применения местными органам опеки и детским учреждением, из которого предполагается брать ребёнка.
Такая форма помогает ребёнку выйти за рамки, созданные системой воспитательного учреждения,прочувствовать, как функционирует семья: понять функции членов семьи, получить навыки ведения хозяйства и общения с взрослыми и другими детьми в семейном кругу. В некоторых случаях наставничество используется как подготовка ребёнка и семьи к постоянному размещению на опеку или усыновление.
Наставничество дает возможность ребенку получить моральную поддержку и помощь не только пока он в гостях у наставника, но и во время его нахождения в учреждении и в будущей жизни, т.к. обычно между ними возникает переписка, телефонные контакты. Таким образом, у ребёнка появляется "родственник" и друг, что делает ребёнка не столь одиноким, повышает самооценку ребёнка и уровень его иерархии среди детей в учреждении. Часто наставники помогают детям с лечением, обеспечением и выбором одежды, профессиональной ориентацией, дают полезные советы, как поступать в тех или иных ситуациях.

♚ Особенности:

- Более простое оформление, не требующее прохождения полного медицинского освидетельствования и сбора кучи справок. - Возможно взять детей, отобранных из многодетных семей или у осуждённых родителей и которым крайне сложно найти постоянную семью и в ином случае обречённых жить в детском доме. - Если наставничество предполагается как переходной этап перед опекой, усыновлением, то это хороший способ присмотреться семье и ребёнку друг к другу,позволяет понять, верное ли решение принято. - При переходе на постоянные формы устройства будет проще пережить адаптацию, т.к. опыт жизни в семье у ребёнка уже есть. - Директор не обязан разрешить вам брать ребёнка. - Крайне нежелательно, а часто и невозможно брать в гости детей младше 7–8 лет, т.к. они не понимают, почему их берут и возвращают, они ещё не понимают, что у ребенка могут быть не только родители, но и "родственники", взрослые друзья. - Эта форма крайне редко поддерживается властями финансово. Нам известны лишь отдельные случаи и регионы, в частности, мы знаем, что такой опыт был в Смоленской, Ульяновской и Кемеровской областях.

Приемная семья - это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора между органами опеки и попечительства и приемными родителями о передаче ребенка (детей) на воспитание (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью) на срок, установленный договором. www.talkbanks.ru

Согласно "Положению о приемной семье", в такой семье должно быть не более 8 детей. Приемные родители выполняют функции воспитателей и получают оплату за свой труд. Между ними и приемными детьми нет алиментных, родственных и других правоотношений, подобных отношениям между родителями и детьми, которые могут возникнуть в случае усыновления приемных детей. Государство и органы местного самоуправления выделяют денежные средства на содержание каждого приемного ребенка и предоставляют соответствующие льготы, установленные законодательством.

Органы опеки и попечительства обязаны оказывать приемной семье необходимую помощь по юридическим вопросам, материальную помощь, организации лечения, обучения, досуга, летнего отдыха детей; способствовать созданию нормальных условий для жизни и воспитания детей, а также вправе осуществлять контроль за выполнением возложенных на приемных родителей обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей. Передача ребенка в приемную семью в возрасте старше 10 лет требует его согласия. Кроме того, за ребенком оставляется возможность в любой момент покинуть эту приемную семью и либо вернуться в детское учреждение, либо выбрать другую приемную семью. Запрещается, как и при усыновлении, разъединять братьев и сестер, за исключением случаев, когда разъединение допустимо в интересах ребенка. "По разным подсчетам, в приемных семьях в настоящее время воспитывается от 5 до 10 процентов детей-сирот" (13 с.227). Работа в приемной семье требует особой подготовки. Одной доброй воли здесь мало. Далеко не все выразившие желание - часто сгоряча, после какой-нибудь особенно рвущей сердце публикации, - взять приемного ребенка, доводят свое намерение до конца. Живые дети оказываются не такими умилительными, как рисовалось в воображении, некоторых взрослых раздражает их крик и даже смех. Честнее и полезнее признаться, что не годишься в воспитатели, и ограничиться другой формой помощи сиротам; можно навещать их в приюте или детском доме, вести у них кружки, водить в гости и на экскурсию.


Другие материалы:

Миграция городского и сельского населения в РФ
Городское население России на начало 2010 года - 103,8 миллиона человек, или 73,1% от общего числа россиян. По данным последней сплошной переписи населения России, проведенной в 2002 году, 106429 тысяч россиян были жителями городских пос...

Движущие силы и мотивация конфликта. Аналитическая схема исследования конфликтов
Конфликты исключительно многообразны по способам своего существования и развертывания, по источникам своего происхождения, по движущим силам, которые в известной степени определяют способ их действия, и, наконец, по мотивации, по той жизн...

Структура государственной молодежной политики
Государственная молодежная политика должна отражать стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, формирование у молодежи патриотизма и уважения к истории и культуре...

Случайные статьи

Вверх