Главные страны производители нефтяной промышленности в мире. Добыча и потребление нефти. Реакция российской федерации на предложения опек

Вступление

Нефтяная промышленность сегодня - это крупный хозяйственный комплекс, который живет и развивается по своим закономерностям.

Что значит нефть сегодня для хозяйства любой страны?

Это: сырье для нефтехимии в производстве синтетического каучука, спиртов, полиэтилена, полипропилена, широкой гаммы различных пластмасс и готовых изделий из них, искусственных тканей; источник для выработки моторных топлив (бензина, керосина, дизельного и реактивных топлив), масел и смазок, а также котельно-печного топлива (мазут), строительных материалов (битумы, гудрон, асфальт); сырье для получения ряда белковых препаратов, используемых в качестве добавок в корм скоту для стимуляции его роста. Нефть - национальное богатство, источник могущества страны, фундамент ее экономики.

Классовые заметки профессора Карлоса Кастиллы из Университета Ла-Лагуны в теме. Местный и глобальный в международном порядке: Устойчивая альтернатива. продиктованной в Докторантуре «Обучение, занятость и региональное развитие». Устойчивость развития в Латинской Америке и Карибском бассейне: вызовы и возможности. Сантьяго, Чили.

Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна. Славия, Роналду. Экономическая оценка экологических обязательств, создаваемых гостиничными компаниями бассейна реки Мукуджун. Степень магистра в области бухгалтерского учета. Рынок и тесто. Технологии и окружающей среды. Центр исследований Центрального университета Венесуэлы.

Запасы нефти в мире.

Доказанные запасы нефти в мире оцениваются в 140 млрд. т, а ежегодная добыча составляет около 3.5 млрд. т. Однако вряд ли стоит предрекать наступление через 40 лет глобального кризиса в связи с исчерпанием нефти в недрах земли, ведь экономическая статистика оперирует цифрами доказанных запасов то есть запасов, которые полностью разведаны, описаны и исчислены. А это далеко не все запасы планеты. Даже в пределах многих разведанных месторождений сохраняются неучтённые или не вполне учтенные нефтеносные секторы, а сколько месторождений еще ждет своих открывателей.

Национальная академия экономических наук. Консультация, проведенная 08 июня. Неопубликованный Асцендент, представленный в Университете Лос-Анджелеса, факультет экономики и социальных наук. Каракас, Центральный университет Венесуэлы. Издания Национальной библиотеки.

Термины, устойчивые, устойчивые и устойчивые порождают сомнения в их сходстве. Оксфордский словарь английского языка определяет слово «устойчивое» как способность быть устойчивым, поддерживаться и поддерживаться как действие по поддержанию человека или сообщества без капитуляции; сохранить бытие; пребывание на соответствующем уровне; поддерживать жизнь, природу с их потребностями. Говоря об устойчивом, устойчивом и устойчивом, мы говорим практически о том же слове, поскольку в конечном итоге настойчивые утверждения должны поддерживать или поддерживать, а устойчивые - быть устойчивыми или устойчивыми.

За последние два десятилетия человечество вычерпало из недр более 60 млрд. т нефти. Вы думаете, доказанные запасы при этом сократились на такую же величину? Ничуть не бывало. Если в 1977 году запасы оценивались в 90 млрд. т, то в 1987 г. уже в 120 млрд., а к 1997 году увеличились еще на два десятка миллиардов. Ситуация парадоксальна: чем больше добываешь, тем больше остается. Между тем этот геологический парадокс вовсе не кажется парадоксом экономическим. Ведь чем выше спрос на нефть, чем больше ее добывают, тем большие капиталы вливаются в отрасль, тем активнее идет разведка на нефть, тем больше людей, техники, мозгов вовлекается в разведку и тем быстрее открываются и описываются новые месторождения. Кроме того, совершенствование техники добычи нефти позволяет включать в состав запасов ту нефть, наличие (и количество) которой было ранее известно, но достать которую было нельзя при техническом уровне прошлых лет. Конечно, это не означает, что запасы нефти безграничны, но очевидно, что у человечества есть еще не одно сорокалетие, чтобы совершенствовать энергосберегающие технологии и вводить в оборот альтернативные источники энергии.

Существующая устойчивость относится к способности быть устойчивой или устойчивой в течение определенного периода. Поэтому термин, устойчивый в этой работе, будет синонимом устойчивости или устойчивого развития. Ограничения или наложенные условия неналогового типа, которые препятствуют импорту и экспорту, технического или административного характера, такие как серьезные дополнительные технические условия, а также фитосанитарные правила или сертификаты качества.

Экономия материалов, повторное использование и рециркуляция материалов; конверсия отходов в исходные материалы или топливо; сокращение потребления энергии, запасы, управленческая деятельность или перевозка отходов; и другие. Низкие затраты на упаковку, многоразовая упаковка, снижение затрат на использование и техническое обслуживание продукта с более низким потреблением энергии, более высоким качеством, производительностью и производительностью, безопасными продуктами и меньшими расходами на удаление в конце срока службы.

Наиболее яркой особенностью размещения запасов нефти является их сверхконцентрация в одном сравнительно небольшом регионе - бассейне Персидского залива. Здесь, в арабских монархиях Иране и Ираке, сосредоточены почти 2/3 доказанных запасов, причем большая их часть (более 2 / 5 мировых запасов) приходится на три аравийские страны с немногочисленным коренным населением - Саудовскую Аравию, Кувейт и ОАЭ. Даже с учетом огромного количества иностранных рабочих, наводнивших эти страны во второй половине ХХ века, здесь насчитывается немногим больше 20 миллионов человек - 0,3 % мирового населения.

В настоящее время леса покрывают около 900 миллионов гектаров земли и представляют собой единственный источник дохода для 500 миллионов человек, которые в первую очередь пострадали от сокращения лесных площадей, а также являются источником лесных ресурсов, способствуют сохранение биоразнообразия и почв, регулирование климата и сохранение духовных и религиозных ценностей бесчисленных общин.

В конце 90-х годов 20% населения находится на полях и 80% в городах, большая часть которых находится в поясах бедности в больших городах. Говорят, что во время диктатур уступки эксплуатировать нефть были предоставлены сродством и дружбой между диктатором и инвесторами.

Среди стран, обладающих очень большими запасами (более 10 млрд. т в каждой, или более 6 % мировых), - Ирак, Иран и Венесуэла. Эти страны издавна имеют значительное население и более или менее развитую экономику, а Иран и Ирак - и вовсе старейшие центры мировой цивилизации. Поэтому высокая концентрация в них нефтяных запасов не кажется столь вопиюще несправедливой, как в трех аравийских монархиях, где в нефти и нефтедолларах купаются вчерашние неграмотные и полудикие кочевники - скотоводы.

Указ о ранге и силе закона № 506 морской торговли. Постановление № 436, с указанием ранга и силы общего права портов. Указ № 156, в котором продиктовано Частичное регулирование лесного законодательства почв и вод. Указ № 535 о ранге и силе права транзитного и сухопутного транспорта. Указ № 436 с диапазоном и силой общего права портов. Указ № 534 о ранге и силе органического права туризма. Указ № 422, который диктует Положение об использовании взрывчатых веществ в городских районах. Указ № 437 с диапазоном и силой органического права водного и островного пространств.

ОЭСР - Организация экономического сотрудничества и развития, включает в себя 29 экономически развитых стран. В состав ОЭСР входят Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Венгрия’’, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Мексика,’’ Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша’’, Португалия, США, Турция, Финляндия, Франция, Швеция, Чехия’’, Швейцария, Южная Корея’’, Япония. (’’ - выделены страны, вошедшие в ОЭСР в 90-е годы).

Указ о ранге и силе закона № 469 «Особые области устойчивого развития». Указ о ранге и силе закона № 534 «Органический туризм». Указ о ранге и силе закона № 551 Морской процедуры. Указ о ранге и силе закона № 524 рыболовства и аквакультуры. Указ о ранге и силе закона № 546 земельного и аграрного развития. Указ о ранге и силе закона № 380 общего закона Марины и связанной с ним деятельности.

Рассматривая использование вод реки Мукуджун, можно сделать вывод о социальной значимости того же самого и о вредных последствиях, которые могут быть связаны с его загрязнением. Эта вода перед подачей в городские водопроводы обрабатывается и очищается компанией штата «Агуас де Мерида», которая проводит дорогостоящую обработку с большим количеством химических веществ, которые, как правило, увеличиваются в праздничные сезоны. Одним из индикаторов, который показывает проблему, являются фекальные колиформы, которые представляют собой высокие уровни в исследуемых периодах и в некоторых случаях превышают пределы, допустимые правовой нормой.

ОПЕК - Организация стран - экспортеров нефти, в нее входят Индонезия, Иран, Ирак, Катар, Кувейт, ОАЭ, Саудовская Аравия, Алжир, Ливия, Нигерия, Венесуэла.

Россия с ее семью миллиардами тонн сильно отстает от шести “великих нефтяных держав”. Мы не так уж намного впереди Мексики и Ливии. Слабым утешением может служить то, что США и Китай обладают еще меньшими запасами. Многие аналитики считают, что США сознательно занижает свои нефтяные запасы, чтобы, по возможности, беречь свою нефть в недрах “на черный день” и в то же время, прибедняясь таким образом, утверждать свое присутствие на Ближнем Востоке, мотивируя это “жизненными интересами”.

Тема была разработана главным образом путем анализа наиболее ценных доктрин, наиболее консолидированной юриспруденции, Федеральной конституции страны и федеральных законов, которые влияют на нефтяной сектор. Эти правила позволили провести разведку нефти и природного газа через дифференцированные режимы.

Тема, разработанная для того, чтобы описать длительное время исследований, исследований, переработки и судоходства, проводимых в государственном монопольном характере, что позволило бразильскому государству разработать надежные технологии в промышленности и интенсивный информационный процесс по существующим запасам нефти в Бразилии. Этот процесс завершился открытием огромных нефтяных месторождений в предсолевой области, а также в других стратегических областях.

Во всех крупных регионах мира, кроме зарубежной Европы и территории бывшего СССР, отношение запасов нефти по состоянию на 1997 год к запасам 1977 года составляет более 100 % (см. Таблицу). Даже Северная Америка, несмотря на ’’консервирование запасов’’ в США, значительно увеличила общие доказанные запасы благодаря интенсивной разведке в Мексике.

Субъект развивался главным образом в анализе наиболее ценных доктрин и более обоснованной юрисдикции, следуя предписаниям конституционных и федеральных законов, относящихся к этому вопросу, что позволило исследовать нефть и природный газ в Бразилии различными режимами.

Режимы разведки и добычи нефти и природного газа в Бразилии: от националистического государства до регулирующего государства. Документ о завершении курса, представленный юридической школе Рибейран-Прето Университета Сан-Паулу в качестве требования получения степени бакалавра в области права.

В Европе исчерпание запасов связано со сравнительно небольшой природной нефтеносностью региона и очень интенсивной добычей в последние десятилетия: форсируя добычу, страны зарубежной Европы стремятся разрушить монополию ближневосточных экспортеров. Однако шельф Северного моря - главная нефтяная бочка Европы - не бесконечно нефтеносен.

С начала разведки месторождений нефти и природного газа в Бразилии несколько национальных стратегий регулировали правовые режимы для разведки таких месторождений. От националистического государства президента Гетулио Варгаса до нынешнего режима регулирования президента Дилмы, начатого с бывшего президента Фернандо Энрике Кардозу, интенсивные политические изменения выявили большую эволюцию политических, экономических и социальных условий Бразилии, которые позволили создать новую структуру нормативной базы в нефтяном секторе.

Подобные факты свидетельствуют о новой парадигме, которая позволила исследовать нефть и природный газ через дифференцированные режимы. Эта цитата была извлечена лектором выступления бывшего президента Гетулио Варгаса, который был известным пропеллером политических, экономических и правовых рамок право-конституционных режимов бразильских минеральных ресурсов и нефти.

Заметное уменьшение доказанных запасов на территории бывшего СССР, связано не столько с физическим исчерпанием недр, как в Западной Европе, и не столько с желанием попридержать свою нефть, как в США, сколько с кризисом в отечественной геологоразведочной отрасли. Темпы разведки новых запасов отстают от темпов растрачивания старого багажа.

Так, как Элиас Бедран поставил его на законодательную основу для горного дела: «анализ защитных законов добычи - это то же самое, что обобщать и анализировать экономическую историю страны». С открытием огромных запасов нефти с очень низким риском разведки в геологическом слое соли, заявки, которые касались разведочных блоков, содержащихся в предсолевом месторождении, были приостановлены, а стратегические планы исследований были начаты с учетом разработки нового как она учит. Таким образом, предлагаемая тема способствует изучению роли государства в содействии развитию и преобразованиям, которые произошли в нефтяном секторе в течение последних десятилетий.

Добыча и потребление нефти.

Объемы добычи нефти постоянно растут: за 1987 -1997 гг. Добыча в мире ускорилась в полтора раза. Ныне в год из недр Земли извлекается 3,5 млрд. тонн нефти. Главным нефтедобывающим регионом в конце 90-х годов может - вне конкуренции - считаться Средний Восток (в основном зона Персидского залива), сосредоточивающий более 30 % мировой добычи. Между тем всего лишь несколько лет назад с арабами и персами успешно конкурировали Северная Америка и СССР.

Поэтому, с учетом этого сценария, федеральное правительство Бразилии предложило новую нормативную базу для разведочной и добывающей промышленности 31 августа. Открытие месторождения в Сольте и других стратегических областях привело к нескольким политическим, экономическим и юридическим исследованиям по использованию этих природных ресурсов. С юридической точки зрения открытие досолевой нефтяной провинции вызвало процесс реформирования нормативной базы по нефтяной деятельности.

История государственного вмешательства в нефтяной сектор представляла собой различные достижения и проблемы, с которыми сталкивается бразильское национальное государство в его стремлении преодолеть отсталость. Эта тема, по словам Берковича, коррелирует с существующими противоречиями в отношении экспроприации иностранной собственности и возможной компенсации и, исходя из режима иностранных инвестиций, сходится так, что дискуссии лежат в основе споров между центральными странами и периферийными странами.

Десятилетие назад арабские нефтедобытчики сдерживали свою добычу, стремясь тем самым, во-первых, ограничить предложение нефти на мировом рынке и благодаря этому держать высокую цену, а, во-вторых, “консервируя” нефть в недрах, продлить сроки своего безбедного нефтяного существования на несколько лишних десятилетий. Поэтому в зоне Персидского залива добывалось нефти значительно меньше, чем позволяли богатства недр и производственные мощности. Высокие цены на нефть на мировом рынке давали возможность и при ограничиваемой добыче получать огромные доходы от экспорта. Однако падение цен на нефть в 80 - 90-е годы было настолько болезненно воспринято ближневосточными нефтеэкспортерами, привыкшими к золотым фонтанам сверх доходов, что они отбросили в сторону демагогию о будущих поколениях, ради которых якобы “консервируют” нефть в недрах, и снова стали форсировать добычу. Увеличением массы экспортируемой нефти они стремятся компенсировать падение доходов от удешевления продукта.

В контексте конфликтов между странами с природными ресурсами и международными компаниями, которые работают и производят эти ресурсы, в знак признания интересов нефтяного сектора в нескольких случаях Организации Объединенных Наций обсуждались руководящие принципы, касающиеся постоянного суверенитета государств над природными ресурсами. В начальное время, упомянутое выше, центральные страны выступали против периферийных стран, которые поддерживались тогдашним социалистическим блоком.

В этой резолюции предусматривается постоянный суверенитет государств над природными ресурсами и был принят 87 голосами против 2 при 12 воздержавшихся, о чем говорит Муграби. Считая, что любые действия, предпринятые в этом отношении, должны основываться на признании неотъемлемого права всех государств свободно распоряжаться своими природными богатствами и ресурсами в соответствии с их национальными интересами и с учетом экономической независимости государств.

Рост предложения дешевой нефти на мировом рынке позволил Соединенным Штатам сократить собственную добычу и свою нефть попридержать на черный день. По этой причине в целом по Североамериканскому региону наблюдается легкий спад добычи, хотя Мексика и Канада добычу неуклонно наращивают.

Рост добычи наблюдается в большинстве регионов мира. За 1987 - 1997 гг. годовая добыча выросла на 60 - 65 % на Среднем Востоке (При этом, если бы не империалистические санкции против Ирака, регион добывал бы сегодня еще больше нефти и отмечаемые темпы роста были бы еще выше.) и в Латинской Америке, на 40 - 50 % в Африке и Западной Европе, более чем на 20% - в зарубежной Азии без Среднего Востока. Лишь на территории бывшего СССР - спад, граничащий с катастрофой. В России уровень добычи нефти в 1997 году составлял лишь 54 % от уровня 1987 года. Сравнимое падение среди крупных нефтедобытчиков наблюдается лишь в Ираке, но эта страна., расплачиваясь за стремление к независимому политическому курсу, страдает от санкций со стороны империалистических держав. Демократическая же Россия без всяких санкций, сама, сдает свои позиции.

Право народов и наций на постоянный суверенитет над их богатством и природными ресурсами должно осуществляться в интересах их национального развития и благосостояния народа соответствующего государства. Эксплуатация, разработка и распоряжение такими ресурсами и ввоз иностранного капитала, необходимого для таких целей, должны соответствовать таким правилам и условиям, которые народы и страны могут сочтет необходимыми или желательными для разрешения, ограничения или запрета таких ресурсов. деятельности.

В этом смысле эта резолюция была одобрена для рассмотрения вопроса о признании неотъемлемого права всех государств свободно распоряжаться своим природным богатством и ресурсами, как указано в пункте 2 этой резолюции. Цель состояла в том, чтобы признать актуальность требований тех стран, которые были подорваны обязательствами, взятыми ранее с нефтяными компаниями, чьи непропорциональные преимущества явно выступали за нефтяные компании и в ущерб периферийным принимающим странам.

Три главных нефтедобытчика Земли - Саудовская Аравия, Соединенные Штаты, Российская Федерация. На эти три страны приходится треть добываемой в мире нефти. Эти страны удерживают лидерство на протяжении последних десятилетий, однако занимаемые ими места в группе лидеров постоянно меняются. Россия, еще десятилетие назад контролировавшая 20 % мирового рынка, теперь не дотягивает и до 10 %. Значение гигантской нефтедобычи в каждой из трех стран - лидеров - свое. В США добыча, которая по мировым меркам кажется огромной, на самом деле мала. Для страны, сжигающей и перерабатывающей ежегодно чуть не миллиард тонн нефтепродуктов, четырехсот миллион тонная добыча - не решение проблем. Очевидно, что будущее экономики США связано с импортом нефти. Нефть же, добываемая внутри самих США, не оказывает большого воздействия на мировой рынок.

В Саудовской Аравии добычу нефти можно без преувеличения назвать огромной. Из полу миллиардно тонной добычи страна “ усваивает ” лишь 50млн.,. да и то с трудом, “давясь”. Ей заведомо не нужно столько нефти. Не нефтедобыча возникла здесь в ответ на потребности экономики в нефти, а сама нефтепотребляющая экономика стала позднейшим ответом на огромную нефтедобычу, которая начала вестись в интересах внешних потребителей. Нефтепотребление в Саудовской Аравии сформировалось по принципу “ешь пока дают”. Сжигающие нефть тепловые электростанции и опреснители, транжирящие энергию ради того, чтобы строить города на песке и растить пшеницу среди бесплодных пустынь Аравии, нефтехимические заводы, перерабатывающие нефть главным образом не для местных нужд, а для последующего экспорта продукции - все это суть исчадие подземного мира, богатейших нефтеносных недр, а не результат длительного преемственного развития экономики на собственной интеллектуальной, культурной и трудовой основе. Но даже с учетом неумного транжирства саудовское внутреннее потребление нефти - это капля в море нефти добываемой. Страна - крупнейший в мире продавец нефти, во многом определяющий состояние мирового рынка первичных источников энергии.

Нефтяная экономика РФ

Россия занимает промежуточное положение между полюсами “сверх потребителя” - США и “сверх добытчика” - Саудовской Аравии. Страна с мощной многоотраслевой экономикой, емким внутренним рынком издавна и в больших количествах успешно переваривает собственную нефть. Основной смысл добычи нефти - не в получении за нее валюты, как в Саудовской Аравии, а в питании своей энергетики, своей промышленности, своей армии, своего транспорта, своего коммунального хозяйства. Вместе с тем при меньшем, чем в США, потреблении и при больших запасах, страна имеет значительные излишки нефти для поставки их на мировой рынок. Впрочем, теперь не такие уж большие.

Ныне Россия добывает примерно 300 млн. т нефти в год. Потребляет же 130 млн., что очень мало. Сравнительно маленькая и теплая Германия потребляет немного больше нас, Китай - в полтора раза больше, Япония - вдвое больше! Уровень потребления нефти в РФ - кризисный. В годы Советской власти, при функционирующей экономике РСФСР потребляла 250 млн. т нефти в год. Если мы вернемся (а рано или поздно это произойдет) к настоящей, развитой, многоотраслевой, энергонасыщенной экономике, к боеспособной армии и флоту, к нормально обогреваемым городам и посёлкам, а уровень добычи нефти при этом останется таким же, как сегодня, то РФ практически не будет иметь излишков нефти для экспорта. Лишние наши 50 млн. т не сделают погоды на мировом рынке, да и нашей стране - при ее масштабах - не дадут сколько-нибудь чувствительных доходов. 50 млн. т экспортируемой нефти могут затопить “Мерседесами”, дорогими компьютерами и швейцарскими часами какой-нибудь Кувейт. Для нас валютно-ощутимые размеры экспорта начинаются с сотен миллионов тонн в год. Страна должна выбрать - либо форсированно гнать нефть, газ и прочее сырье на экспорт и из поступающей валюты строить в столице псевдопроцветающую экономику на манер арабских шейханатов (но уж тогда точно знать свой шесток), либо закачивать живую нефть (а не нефтедоллары) в собственную энергетику и химию и реанимировать свою индустриальную и военную мощь (но тогда сознательно идти на сокращение валютных доходов и самоограничение в потребительском импорте. И тот и другой путь чреват многими проблемами и неожиданностями. Попытавшись сделать ставку на первый путь, РФ уже столкнулась с ощутимыми ударами по носу: падение мировых цен на нефть, нежелание нефтяного рынка потесниться, чтобы пустить конкурента, будь он хоть трижды демократический. Возможно, конечно и лавирование между двумя путями; так в общем-то делало советское руководство в так называемый период застоя. Но опыт мирового развития учит: на продаже минеральных ресурсов устойчивого развития не построишь.

Впрочем, сейчас и идут теоретические споры, хваткие ребята из нефтедобывающих районов могут решить все третьим путем: выгородить свои нефтяные анклавы из территории РФ полугосударственными (а то и государственными) границами и создать парочку-тройку нижнеобских или средне волжских шейханатов. Ведь именно так когда-то возникали всякие Кувейты и эмираты - консервные банки с нефтяным содержимым, изолированные британским империализмом от общеарабского пространства. Если 17-я мухафаза (губернаторство) Ирака (а именно таковым не без веских оснований рассматривается Кувейт народом Ирака, да и частью самих кувейтцев) может слыть самостоятельным государством и пользоваться военной поддержкой (фактически протекторатом) США, то кто помешает 87, 88 и 89-му субъектам так называемой Российской федерации пойти по аналогичному пути?

Переработка нефти.

Переработка нефти в большей степени, конечно, тяготеет к местам потребления. Как ни странно, но страна-лидер по добыче нефти - Саудовская Аравия не вошел даже в десятку крупнейших стран переработчиков. Четыре первых места по переработке нефти прочно удерживаются потребителями (не добывающими, или почти не добывающими) нефть. Таким образом из десяти крупнейших потребителей восемь вошли в число лидеров по мощностям нефтеперерабатывающих заводов. Из десяти же добытчиков - лишь четыре; при этом, три из них одновременно входят и в десятку крупнейших потребителей (а четвертая - Великобритания - чуть не доходит). Вся же ОПЕКовская братия: Саудовская Аравия, Иран, ОАЭ, Венесуэла - в лидеры по мощности нефтеперерабатывающих заводов никак не попала.

Десять первых стран мира в 1997 г.

Лидеры по:

По добыче

нефти (млн. т)

по мощности

НПЗ (млн. т)

по потреблению

нефти (млн. т)

Саудовская Аравия (450) США (800) США (850)
США (400) Территория СССР (500) Япония (250)
Территория СССР (350) Япония (250) Территория СССР (200)
Иран (200) Китай (200) Китай (200)
Венесуэла (150) Италия (100) Германия (150)
Мексика (150) Южная Корея (100) Южная Корея (100)
Китай (150) Германия (100) Италия (100)
Норвегия (150) Великобритания (100) Франция (100)
Великобритания (150) Франция (100) Индия (100)
ОАЭ (100) Канада (100) Бразилия (100)

Данные таблицы наглядно иллюстрируют сказанное выше.

Вывод очевиден. Сырую нефть удобнее вывозить “навалом” - в танкерах или по нефтепроводам, не разделяя её на фракции. А затем, уже в местах массового потребления перегонять нефть на мазут, дизельное топливо, автомобильный бензин и др. От нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), стоящих в районах потребления, удобно доставлять нефтепродукты разных фракций и марок непосредственно к потребителям по сравнительно коротким продуктопроводам или в цистернах. Если же нефтепереработка осуществляется в районе нефтепромыслов, то для доставки разнообразных продуктов к потребителям будет нужен либо разнообразный флот специализированных танкеров (или танкеры с разными специализированными ёмкостями), разнообразное портовое оборудование для их загрузки и разгрузки, либо целый пучок протяженных нефтепродуктоводов вместо одного мощного нефтепровода для сырой нефти.

Переработка нефти на нефтеперерабатывающих заводах регионов и стран мира, млн. т сырой нефти в год.

Страны и регионы 1987 1990 1995 1997 Доля в мировом производстве 1997, %
США 642,8 670,5 698,8 731,3 21,9
Канада 72,0 80,0 76,0 82,5 2,5
Мексика 67,8 74,5 74,0 72,0 2,2
Южная и Центральная Америка 220,5 240,0 240,0 253,8 7,6
Зарубежная Европа 623,0 678,5 719,0 741,5 22,2
Территория СССР 487,8 458,8 245,0 236,0 7,1
Средний Восток 196,8 217,0 266,0 273,8 8,2
Африка 100,0 117,8 117,8 125,5 3,8
Австралия и Н. Зеландия 32,3 35,8 39,5 43,3 1,3
Китай 97,5 107,8 135,5 154,3 4,6
Япония 145,5 171,8 208,5 216,5 6,5
Страны Азиатско-Тихоокеанского региона 196,8 243,8 340,8 406,0 12,1
Мир, всего 2882,5 3096,0 3160,8 3336,3 100,0

В целом по миру не отмечается быстрого роста суммарных мощностей НПЗ. За 1987 - 1997 гг. Они возросли лишь на 8 %. При этом уменьшение мощностей нередко уживается с увеличением объёмов переработки. За тот же период в целом по миру объём переработанной нефти увеличился на 16%. Это значит, что существующие мощности в большинстве стран мира всё более эффективно используются. В развитых регионах (Северной Америке, Западной Европе) суммарные мощности нефтеперерабатывающих заводов медленно сокращаются. На территории СССР - сокращение резкое. Значительное же увеличение мощностей НПЗ наблюдается лишь в двух очагах - на Среднем Востоке и в Восточной и Юго-Восточной Азии.

Страны ОПЕК строят новые НПЗ прежде всего с целью сделать более прибыльным свой экспорт: вместо дешевой сырой нефти продавать дорогие нефтепродукты. В этих странах за последнее десятилетие переработка нефти увеличилась почти на 40 %. В Тихоокеанской же Азии бурное развитие отрасли связано главным образом не с добычей нефти, а с растущим потреблением нефтепродуктов. Прирост нефтепереработки связан прежде всего с Китаем (рост переработки на 60 %), Японией (50 %) и Южной Кореей (рост мощностей НПЗ за 10 лет более чем втрое). Так что, несмотря на стремление ведущих нефтеэкспортеров стать и крупнейшими нефтепродуктоэкспортерами, мировая экономика сохраняет общий баланс: переработка нефти льнет к потребителю.

Есть, впрочем, и страны, являющие собой заметное исключение из правил. Это значительные нефтепереработчики, не имеющие собственной добычи и не осуществляющие значительного внутреннего потребления нефтепродуктов. Это прежде всего и par exellence Нидерландские Антильские острова, где нефтепереработка сформировалась благодаря положению у транзитных путей нефти и наличию удобных глубоководных гаваней для танкеров. Острова Аруба и Курасао в группе Малых Антильских - классические “транзитные” нефтепереработчики.

Схожая ситуация в Сингапуре: мощность нефтеперерабатывающих заводов много выше потребления. Тоже результат блистательного географического положения. Бросается в глаза и сильное превышение мощностей НПЗ над потреблением нефтепродуктов в Нидерландах. Крупнейшие портовые комплексы Европы притягивают нефтепереработку: НПЗ ловят импортную нефть при входе в Европу (в соседней же Германии собственная нефтепереработка не покрывает потребностей: сказывается близость обильных голландских НПЗ).

Незагруженные мощности НПЗ в сочетании с экспортом сырой нефти в Российской Федерации.

Совершенно особая ситуация - на территории СССР. Выясняется, что страна обладает мощностями НПЗ, чуть ли не втрое превосходящими внутреннее потребление нефтепродуктов. Можно подумать, что у нас прямо какие-то Нидерланды или Сингапур и мы перерабатываем огромное количество импортной нефти для последующего экспорта, зарабатывая на этом хорошие деньги. В действительности всё гораздо печальнее. При суммарной мощности наших НПЗ более полумиллиарда тонн сырой нефти в год реально не перерабатывается и четверти миллиарда. Загрузка мощностей - менее 50 %. Такого низкого показателя нет нигде в мире. Это результат развала экономики и сокращения внутреннего потребления нефти. Наши избыточные мощности работают не на экспорт, а просто простаивают.

Мы свободно могли бы перерабатывать всю добываемую у нас нефть (360 млн. т в год), но экспортируем главным образом нефть сырую. Из 170 млн. т нефти, вывозимой с территории СССР, 110 млн. т - сырая нефть, а лишь 60 млн. т - нефтепродукты. Это отчасти результат общего настроя тех групп, которые захватили власть в стране в 90-е годы, на форсированную распродажу сырья в целях скорейшего личного обогащения. Но отчасти это и наследие экспортной политики “периода застоя”: существующая нефтепроводная инфраструктура, унаследованные контакты и конкурентная ситуация на европейских рынках заставляет страну выпускать сырую нефть в трубу.

Ясно, что изменить существующее положение вряд ли удастся скоро, но задуматься над тем, чтобы переориентировать нефтяной сектор прежде всего на питание собственного промышленного развития, необходимо. С этим связана выработка гражданской позиции нового поколения. Для этого и имеет смысл изучать конъюнктуру мировых сырьевых рынков.

Наш нефтяной экспорт не так уж и велик, как это порой думают. Россия в 1997 г. экспортировала около 180 млн. т (включая экспорт в бывшие советские республики). При этом мировая цена на нефть держалась на уровне около 20 долл. за 1 баррель (см график ниже). 1 тонна соответствует примерно 7,3 барреля, следовательно за тонну можно было получить около 150 долл. (в действительности - обычно меньше; при этом нашим “ближним” соседям нефть продается, как правило, дешевле, что, вообще говоря, правильно). Из этой цифры следует вычесть весьма значительные издержки на добычу, транспортировку, плату за транзит старым и новоявленным странам, по территориям которых пролегают наши экспортные трубопроводы. Но даже если не делать никаких вычетов, а считать самую оптимистическую валовую выручку (все-таки часть нефти вывозится в виде относительно дорогих нефтепродуктов), то она не превышает 27 млрд. долл., а это 180 долл. на 1 жителя страны в год. Много ли это?

Но еще разумнее делить богатства отечественных недр между сотней нефтяных начальников на местах и десятком тысяч обитателей “престижных” домов в столице и дач в окрестностях Звенигорода и Одинцова. Вот тут и начинается настоящий пир.

Доходы от экспорта нефти и нефтепродуктов в некоторых странах, млрд. долл.

Страна 1980 1985 1990 1995 1996
Алжир 15 13 9 10 13
Эквадор 2 2 1 1 2
Габон 1 2 1 2 2
Индонезия 13 12 8 6 7
Иран 13 15 16 15 18
Ирак 25 11 9 ... ...
Кувейт 19 9 10 9 9
Ливия 23 10 10 7 10
Мексика 9 13 9 8 12
Нигерия 24 12 14 10 15
Катар 6 3 3 2 3
Саудовская Аравия 99 26 37 41 44
ОАЭ 19 12 17 13 26
Венесуэла 18 13 11 14 18

Вывод

Нефть сегодня - это сырьё для химической промышленности, которая выпускает необходимые потребителям товары: полиэтилен, битумы, широкую гамму различных пластмасс, искусственных тканей и т.д. Поэтому нефть добывают все страны, в недрах которых она обнаружена. Среди нефтедобытчиков особенно выделяются страны Персидского залива: ОЭА, Ирак, Иран, Саудовская Аравия. А так же такие крупные страны и регионы, как США и территория бывшего СССР. Многие страны нефтеэкспортеры объединяются в различные сообщества: ОПЕК и ОЭСР.

Однако большие прибыли приносит не только добыча, но и переработка нефти. Многие страны, занимающие транзитное положение на путях транспортировки нефти, предпочитают устраивать на своей территории нефтеперерабатывающие заводы, что приносит им огромные доходы. Но наиболее выгодной считается переработка нефти в местах потребления потому, что при этом приходится использовать не много разных, перевозящих продукты транспортов, а один: перевозящий нефть.

Среди стран потребителей нефти выделяется США (первое место по потреблению и второе по добыче), Япония (второе место по потреблению привозной нефти) и территория СССР (третье место по потреблению). Эти же страны занимают лидирующие места по мощности НПЗ. Поэтому видно, что переработка нефти тяготеет к местам её потребления.

Я считаю, что нашей планете ещё на долгие годы хватит разведанной и неразведанной нефти, но человечество должно научиться использовать другие альтернативные источники сырья для своей промышленности, иначе наша цивилизация не избежит в будущем экологической катастрофы.

Список литературы

В. П. Гаврилов. «Черное золото планеты»

«География» (приложение к газете 1-е сентября) № 5, 6, 7 1998г.

А. А. Карцев, С. Б. Вагин. «Вода и нефть»

А. Л. Козлов, В. А. Нуршанов. «Природное топливо планеты»

В. П. Максаковский. «Географическая картина мира»

И. Ф. Романович, А. И. Кравцов, Д. П. Филиппов. «Полезные ископаемые» (учебник для геологических специальностей)

Б. Г. Хотимский, В. Б. Топорский, О. А. Махолин. «Нефть вчера и сегодня»

По разведанным запасам нефти Россия входит в число ведущих нефтедобывающих стран мира. В ее недрах, особенно в Западной Сибири, Урало-Поволжье и на Европейском Севере, сосредоточено 12-13% мировых запасов нефти.

К началу XXI в. добыча нефти стабилизировалась на уровне чуть более 300 млн. т в год, а в 2000 г. в силу благоприятной ценовой конъюнктуры выросла до 324 млн т. В соответствии с про­гнозируемым социально-экономическим развитием страны добыча нефти для удовлетворения внутренних потребностей и экспортных поставок к 2020 г. должна составить 360 млн. т в год (рис. 2, приложения).

Основные районы добычи нефти - Западно-Сибирский, Волго-Уральский и Тимано-Печорский. Кроме того, начата разработка месторождений на шельфе острова Сахалин, в шельфовых зонах Баренцева, Карского и Охотского, Каспийского морей. По прогнозам, примерно 70% территории шельфа перспек­тивны для поиска нефти и газа.

Региональная структура нефтедобычи, сложившаяся к 2000 г., отличается тем, что сохраняется безусловное лидерство Тюменской области, дающей 65,9% нефти в стране. На ее террито­рии основным районом добычи нефти является Ханты-Мансий­ский автономный округ; 2-е и 3-е места соответственно занимают Поволжье, где выделяются Республика Татарстан и Урал с несколь­кими нефтедобывающими субъектами - Республикой Башкортос­тан, Пермской и Оренбургской областью и Республикой Удмуртией.

Время открытия гигантских месторождений, за счет которых обеспечивались приросты запасов, а издержки развития и добычи снижались, прошло. Сегодня эффективность геолого-разведочных работ невысока. Открываются в основном мелкие и средние место­рождения, запасы каждого из открытых в последние годы в сред­нем составляют 1,5 млн т против десятков и сотен миллионов тонн на месторождение в прошлые годы. При этом сдерживающим фак­тором развития отрасли является удаленность от существующей производственной инфраструктуры. Доля трудноизвлекаемых запа­сов достигла 55-60% и продолжает расти; по прогнозам, к 2010 г. она т достигла 70%. При этом резко сократились объемы гео­лого-разведочных работ (за 1990-е - в 1,5 раза) и масштабы их фи­нансирования, почти повсеместно продолжается сокращение фронта поисковых работ. В результате приросты разведанных запа­сов в последние годы компенсируют текущую добычу нефти только на 2/3.

Кроме того, причинами снижения нефтедобычи стали: неспо­собность предприятий финансировать объекты в бурении и нефте­промысловом строительстве; ограниченность собственных инвес­тиций; устаревшие технологии добычи и износ действующего обо­рудования. Однако в начале XXI в. наметились принципиально новые тенденции, связанные с развитием инвестиционного про­цесса.

Характерной чертой размещения современной нефтедобыва­ющей промышленности является продвижение ее на север, в том числе на полуостров Ямал, где находится одно из крупнейших неф­тегазовых месторождений - Русское. Однако содержащаяся в нем нефть имеет низкое качество и непригодна для транспортировки по трубопроводам. Начата добыча нефти в Арктике, на шельфе у острова Колгуев (Песчано-Озерское месторождение).

Перспективным районом добычи нефти является Дальний Во­сток, где особенно выделяется остров Сахалин. В разработке мес­торождений активное участие принимает иностранный капитал.

Добычей нефти в настоящее время занимаются главным образом российские нефтяные компании: «ЛУКОЙЛ», «Татнефть», ТНК, «Сиб­нефть», «Сургутнефтегаз», ЮКОС. Они же являются экспортными лидерами. Эти компании диктуют на внутреннем рынке высокие цены на нефть и определяют взаимоотношения России с другими нефтедобы­вающими странами, в основном с ОПЕК.

Нефть - это важное исходное сырье для химии и нефтехимии. Она перерабатывается на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) и нефтехимических ком­бинатах (НХК), где выпускается большое количество различных видов нефтепродуктов в виде светлого моторного топлива - бензи­на и керосина - и углеводородного сырья для промышленности органического синтеза и полимерной химии.

В первичную переработку поступает ежегодно более 50% добы­ваемой нефти. Основными видами производимой продукции явля­ются бензин (19% всей продукции), дизельное топливо (более 28%) и топочный мазут (около 28%). Из бензина производят автомо­бильный бензин, составляющий 83% производства. Глубина пере­работки нефтяного сырья по мере развития отрасли возрастает, в 2000 г. она составила 71%.

Тенденции нефтеперерабатывающей промышленности характеризуются общим увеличением количества предприятий за последние 10 лет в 14,3 раза, ростом индекса физического объема продукции. Однако, несмотря на рост рентабельности, происходит повышение затрат на единицу производимой продукции.

Размещение НПЗ зависит от размеров потребления нефтепро­дуктов в разных районах, техники переработки и транспортировки нефти. Исторически под воздействием сырьевого фактора НПЗ и НХК размещены в районах добычи нефти:

Поволжском: Самара, Волгоград, Саратов, Сызрань;

Уральском: Ишимбай, Салават, Уфа, Орск, Пермь, Краснокамск;

Северо-Кавказском: Нефтегорск, Туапсе, Краснодар;

Северном: Ухта;

Западно-Сибирском: Омск.

В процессе развития отрасли нефтеперерабатывающая промыш­ленность приблизилась к основным районам потребления нефтепро­дуктов. Поэтому заводы размещены на пути транспортировки сырой нефти, в районах и центрах, получающих нефтепродукты по магист­ральным нефтепроводам. НПЗ действуют в следующих районах:

Центральном: Москва, Рязань, Ярославль (крупнейший район -потребитель сырья);

Северо-Западном: Кириши (нефть поступает по трубопроводу из Поволжья);

Волго-Вятском: Нижний Новгород, Кстово (вдоль трассы неф­тепровода из Западной Сибири);

Восточно-Сибирском: Ачинск, Ангарск (вдоль трубопровода Омск-Ачинск-Ангарск);

Дальневосточном: Комсомольск-на-Амуре, Хабаровск (нефть поступает из Сахалинской области).

Особая роль в развитии и размещении нефтяной промышленно­сти принадлежит трубопроводному транспорту. Он признан наибо­лее дешевым и эффективным средством доставки нефти. Главным направлением магистральных нефтепроводов является Западная Сибирь - Центральная Россия, а также транспортировка нефти в Европу через страны СНГ (Украину и Беларусь).

Работу трубопроводного транспорта осуществляет компания «Транснефть», контролирующая перекачку нефти не только в Рос­сию, но и за ее пределы. Эта компания является фактически госу­дарственной монополией и крупнейшей в мире компанией по транспортировке нефти. По магистральным нефтепроводам «Транснефти» перекачивается практически вся добываемая в России нефть.

Согласно концепции «Транснефти» по перспективному развитию магистральных нефтепроводов России основными задачами является создание новых и развитие сущест­вующих направлений с целью привлечения инвестиций в развитие ТЭК России, увеличение объемов добычи нефти, удовлетворение потребностей российских и зарубежных производителей нефти в экономически эффективных маршрутах.

Данной концепцией предусматривается комплексное развитие следующих основных экспортных направлений: северобалтийско­го, каспийско-черноморско-средиземноморского, центрально-европейского и восточно-сибирского - путем реализации ряда ин­вестиционных проектов.

Случайные статьи

Вверх