Правовая основа служебной деятельности подразделений по конвоированию. Под стражей, при конвоировании

  • Постановление Правительства РФ от 5 апреля 1999 г. N 366 "О порядке и условиях выполнения учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы функции конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу" (с изменениями и дополнениями)
  • Изменения и дополнения, вносимые в постановления Правительства РФ

Постановление Правительства РФ от 5 апреля 1999 г. N 366
"О порядке и условиях выполнения учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы функции конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу"

С изменениями и дополнениями от:


Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 17 сентября 1998 г. N 1116 "О некоторых мерах по реформированию внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 38, ст.4784) Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить численность специальных подразделений по конвоированию уголовно-исполнительной системы в количестве 23220 единиц за счет передачи учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы соответствующей численности воинских частей и подразделений внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее именуются - внутренние войска), выполнявших функцию конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу.

2. Распространить на специальные подразделения по конвоированию уголовно-исполнительной системы действие нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, регулировавших деятельность учреждений, органов, предприятий и подразделений уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также внутренних войск, в части, их касающейся.

3. Министру юстиции Российской Федерации:

утвердить в установленном порядке положение, структуру и штаты специальных подразделений по конвоированию уголовно-исполнительной системы;

обеспечить конвоирование осужденных и лиц, заключенных под стражу, по установленным для внутренних войск плановым маршрутам до утверждения перечня этих маршрутов для специальных подразделений по конвоированию уголовно-исполнительной системы.

4. Сохранить за военнослужащими внутренних войск, проходившими военную службу по контракту и перешедшими в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы на должности рядового и начальствующего состава, на время их службы в этих должностях ранее получаемые должностные оклады, если эти оклады были выше окладов по вновь занимаемым должностям, до очередного повышения (индексации) окладов по штатным должностям.

5. Лицам, указанным в пункте 4 настоящего постановления, время их военной службы засчитывать в стаж для выплаты процентной надбавки за выслугу лет в размерах, установленных для лиц рядового и начальствующего состава уголовно-исполнительной системы.

6. Министерству внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Министерством юстиции Российской Федерации передать в установленном порядке из внутренних войск в уголовно-исполнительную систему оружие, боеприпасы, специальные средства, транспорт, средства охраны и связи, в том числе стационарно установленные в военных городках и на специальных автомобилях, учебно-материальную базу и иное имущество, а также служебную документацию, необходимые для выполнения функции конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу.

7. Министерству транспорта Российской Федерации определить совместно с Министерством юстиции Российской Федерации порядок и условия предоставления учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы специальных вагонов для перевозки осужденных и лиц, заключенных под стражу, выделения на железнодорожных станциях оборудованных мест отстоя специальных вагонов, мест посадки в них и высадки из них конвоируемых лиц.

8. Федеральному агентству морского и речного транспорта и Федеральному агентству воздушного транспорта оказывать содействие Федеральной службе исполнения наказаний в предоставлении учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы плавучих средств (судов) и воздушных судов для перевозки осужденных и лиц, заключенных под стражу.

9. Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом обеспечить в установленном порядке закрепление за учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы находящегося в федеральной собственности имущества внутренних войск, высвобождаемого в связи с прекращением выполнения ими функции конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу.

Охрана политического строя, социально- экономических отношений и общественного порядка одна из важнейших задач государственных органов власти, выполняемая как управленческими структурами, так и специальными вооруженными формированиями, выполняющими пенитенциарные и конвойные функции.

Организация перемещения спецконтингента, их охрана и надзор за ними издавна были одними из важных проблем государства. Потребность в вооруженном конвое для заключенных возникла в XVII веке в связи с возрастанием количества арестантов в «бунташный» период.

Первоначальный этап развития этапирования осужденных приходится на период правления Петра I. К этому периоду относится введение такой карательной меры как ссылка на каторгу, причем в первые годы этот вид наказания осуществлялся в форме приведения в движение весельных судов, или галер, гребцами, прикованными к скамьям и веслам.

Первоначально каторжан отправляли в Азов, а в последующие годы их труд использовали на Урале, в Сибири на рудниках, фабриках, заводах и солеварнях. Когда наказание в виде каторжных работ стало лимитироваться по срокам и степени тяжести, каторжников, отбывших положенный срок, стали оставлять в той местности, куда они были сосланы, а не возвращать в родные края. Такая политика проводилась с целью освоения богатых сибирских земель, а также для удаления преступников от центра страны См: Курков К.Н., Опар И.П., Пертли Л.Ф. Конвойная служба в России: история и современность: Учебное пособие.- М., 2008. С. 6,7..

Осужденные, следовавшие в Сибирь, сопровождались по трактам от селения к селению под «обывательским присмотром», причиняя местным жителям множество проблем. В основном это проявлялось в том, что невольных конвоиров приходилось отвлекать от работ на полях. Надзор за конвоируемыми осужденными осуществлялся местными жителями поселений, в которые они доставлялись. В силу недостаточного обеспечения оружием достаточно часто совершались побеги, с последующим совершением различных преступлений.

В 1807 г. конвоирование осужденных было возложено на 4 сибирских иноверческих полка численностью около 3 тыс. человек, состоящих из башкиров и мещеряков, использовавшихся в основном для охраны границы. В 1810 г. эти функции были переданы казачьим подразделениям, обслуживающим гражданскую администрацию и располагавшимся на восточных границах империи в Сибири в числе около 6 тыс.линейных казаков и 2 тыс.казаков городских караульных команд. В то же время конвоирование осужденных осуществляли также инвалидные роты и команды, которые формировались из бывших военных и ветеранов, которые по различным причинам, ранению или по возрасту не могли продолжать службу в армейских полках См: Там же. С.8..

Приближение войны с Наполеоновской Францией не позволяло более использовать эти полки в правоохранительной деятельности внутри страны. Поэтому перед государством возникла потребность в создании специализированного подразделения, наделенного определенными функциями, правами и обязанностями. Таким подразделением стал «Отдельный корпус внутренней стражи».

Отдельный корпус внутренней стражи начал формироваться в 1811 г. и стал первым специализированным подразделением исполняющим правоохранительные функции в сфере содержания осужденных во время их перемещения, а также осуществления надзора во время их пребывания на пересыльных пунктах и в местах остановок этапа. В связи с этим государством издается множество указов, которые в той или степени регулировали деятельность данного формирования. Однако, стоит отметить тот факт, что конвоирование каторжных все еще не выделяется в особую сферу деятельности государства, так как отдельный корпус внутренней стражи формировался в основном из инвалидных команд и они не ограничивались лишь перемещением осужденных См: Фомин О.Е. Корпус внутренней стражи в правоохранительной системе Российской империи.: Автореф. дис. канд. юрид. наук.- М., 1999. С.18-20..

Важным фактом в истории конвойной службы стало создание железных дорог и развитие водного транспорта в середине ХIX в. По железной дороге создается особое постоянное конвойное подразделение, в тот же период создаются первые железнодорожные вагоны См: Курков К.Н., Опар И.П., Пертли Л.Ф. Конвойная служба в России: история и современность: Учебное пособие.- М., 2008. С. 18..

Следующим основополагающим фактором в истории конвоирования стало принятие Устава конвойной службы 1878 г. В данном документе регламентировались все задачи и обязанности, в которые в том числе входила проверка на арестантах одежды по сезону и наличие у них запрещенных предметов, а также требования к помещениям, в которых они размещались на ночлег, что, в свою очередь, является элементами режима содержания осужденных См: Штутман С.М. Конвойная стража.- М., 2002. С 237. .

Не смотря на все принятые ранее нормативные акты, начало становления конвойной службы в России стоит соотносить с указом Императора Александра III от 20 января 1886 г. «Об учреждении конвойной стражи для сопровождения арестантских партий». Этим приказом четко регламентировались обязанности и задачи конвойной службы, форма одежды сотрудников, структурная численность, а также требования к осужденным и некоторые элементы режима содержания арестантов, которые в основном ни чем не изменились по отношению к ранее принятым указам.

Хотя конвойная стража являлась одним из исполнительных органов карательной системы государства, ее деятельность четко не регулировалась до 1907 г. 10 июня 1907 г. был создан и утвержден Проект Устава конвойной службы. В 1909 г. специально созданная комиссия утвердила окончательный вариант этого документа с учетом отзывов, замечаний и предложений. Данный устав состоял из 13 глав, объединявших 464 статьи, в которых регламентировались порядок и условия несения службы, состав конвойной службы, подчиненность конвойных команд, права и обязанности персонала и т.д. См: Курков К.Н., Опар И.П., Пертли Л.Ф. Конвойная служба в России: история и современность: Учебное пособие.- М., 2008. С. 30-33..

В постреволюционный период большевики использовали «старую» конвойную систему. Из всех государственных структур практически не изменилась только конвойная служба. В последующие годы издавалось множество приказов, положений и инструкций, которые в основном затрагивали количественный состав службы, ее подчиненность государственному аппарату управления, порядок и условия конвоирования, маршруты передвижений, задачи и функции подразделений при конвоировании арестованных, взаимодействие с другими государственными службами и разграничение между ними функций в сфере перемещения осужденных. Хотелось бы отметить, что о правовом положении арестантов и о режиме их содержания практически ничего не было сказано См: Федоров А.Б. Конвойная стража России в годы революции и гражданской войны… С.194- 210..

Во времена Великой Отечественной войны внутренние войска и конвойные подразделения подверглись серьезным изменениям. В августе 1941 было создано Главное управление внутренних войск, а в январе 1942 в самостоятельную структуру выделилось Управление конвойных войск. Оно подвергалось неоднократным изменениям вызванным изменением объема задач и функций в связи со складывающейся обстановкой в ходе войны. В годы войны на части конвойных войск были возложены задачи по конвоированию и охране военнопленных. К апрелю 1945 г. конвойные войска охраняли 710 различных лагерей, тюрем и других объектов См: Курков К.Н., Опар И.П., Пертли Л.Ф. Конвойная служба в России: история и современность: Учебное пособие.- М., 2008. С. 53-57..

В послевоенное время служба конвоирования была передана в ведомство Министерства внутренних дел СССР, созданного в 1946 г. Соединения и части конвойных войск несли осуществляли деятельность по охране общественного порядка, охраняли военнопленных в местах их содержания и работ, конвоировали осужденных и арестованных. Основной проблемой того периода является то, что в связи с недостаточной оснащенностью конвойной службы преступники довольно часто предпринимали попытки совершения побегов и нападения на персонал. В связи с этим государство начало предъявлять определенные требования к сотрудникам, что закреплялось в нормативных актах См: Внутренние войска: исторический очерк… С.124-127..

Следующий качественно новый этап развития конвойных подразделений относится ко второй половине 1960-х годов. В конце 1963 г. была принята новая Инструкция по службе конвойной охраны МООП РСФСР. В 1966 г. было образовано Главное управление внутренних войск, внутренней и конвойной службы, которое управляло подразделениями по всей территории страны. В то время процесс конвоирования осужденных регламентировался одним основным документом: Приказом МВД СССР от 1.04.1969 г. №55 «Устав боевой службы внутренних войск». Согласно этому приказу осужденным во время их конвоирования разрешалось иметь при себе одежду, обувь, белье, ремни, предметы туалета, продукты питания, сигареты и многое другое. Также им предусматривались некоторые льготы в отношении особых категорий осужденных(женщин, женщин с малолетними детьми) См: Теоретико- правовые проблемы изоляции осужденных при их перемещении из одного учреждения уголовно- исполнительной системы в другое / Б.З. Маликов, Р.З. Усеев.- Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2009. С.40-41..

В 1986 г. был принят новый Устав боевой службы внутренних войск МВД СССР, в котором наиболее полно были обозначены нормы посадки в транспорт, предназначенный для конвоирования, правовое положение, как осужденных, так и персонала, был значительно расширен список веще и предметов, которые осужденным можно иметь при себе в спецтранспорте. Не малое внимание, в этом приказе, было уделено раздельному размещению осужденных в камерах транспортных средств по видам режима и категориям. Также в данном приказе было впервые обозначено составление акта сотрудником в отношении осужденного, нарушающего установленный законом порядок См: Теоретико- правовые проблемы изоляции осужденных при их перемещении из одного учреждения уголовно- исполнительной системы в другое / Б.З. Маликов, Р.З. Усеев.- Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2009. С.45..

После распада СССР служба конвоирования продолжала осуществлять свою деятельность на основании Устава 1986 г. и лишь в 1994 г. утверждается Временный Устав внутренних войск МВД РФ. В данном приказе достаточно детально прописывается процесс конвоирования.

В 1998 г. в соответствии с приказом № 904 «О передаче уголовно-исполнительной системы МВД РФ в ведение Министерства юстиции РФ» уголовно- исполнительная система всего за месяц переводится в состав Минюста РФ. С января 1999 г. функции конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу, были переданы вновь созданным подразделением по конвоированию ГУИН Минюста России. Наиболее полным документом, действующим в настоящее время является совместный приказ Минюста России и МВД России от 24.05.2006 г. № 199/369- ДСП «Об утверждении Инструкции по служебной деятельности специальных подразделений уголовно- исполнительной системы по конвоированию». В данном документе наиболее полно указаны все особенности перемещения осужденных.

За свою долгую историю существования конвойные подразделения прошли долгий и сложный путь, который продолжается и в наше время в качестве специальных подразделений уголовно- исполнительной системы по конвоированию. Деятельность подразделений по конвоированию всегда была тесно связана с обеспечением интересов как пенитенциарной системы, так и государства в целом. Следует отметить, что на ранних этапах развития правовое регулирование деятельности подразделений по конвоированию охватывало лишь само перемещение осужденных и только с послевоенного времени государство закрепляет в ведомственных документах особенности режима содержания осужденных при конвоировании.

Рязань 2014


ББК 67.409.13р30

Рецензенты:

Д.В. Горбач, кандидат юридических наук (Академия ФСИН России);

В.В. Кареев, кандидат педагогических наук (Академия ФСИН России)


Учебно-методическое издание

Ворощук Владимир Богданович

ОРГАНИЗАЦИЯ КОНВОИРОВАНИЯ

и выполнению контрольной работы

ББК 67.409.13р30

© Ворощук В.Б., 2014

© Академия ФСИН России, 2014

Пояснительная записка

Изучение учебной дисциплины «Организация конвоирования» является необходимым условием профессиональной подготовки сотрудника УИС, поскольку охрана и конвоирование осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам конвоирования, конвоирование граждан Российской Федерации и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случае их экстрадиции остается в настоящее время одной из приоритетных задач, возлагаемых на уголовно-исполнительную систему. Кроме того, изучение указанной выше учебной дисциплины необходимо потому, что подразделения и органы пенитенциарной системы как составная часть государственного аппарата решают задачи как в обычных, так и в особых условиях, требующих от личного состава профессиональных знаний, умений и навыков, высокого уровня служебно-боевой готовности к действиям в кризисных ситуациях.

Цель курса «Организация конвоирования» заключается в формировании у обучающихся специальных профессиональных компетенций, определяющих профессиональную готовность по организации и качественному выполнению служебных задач по конвоированию осужденных и лиц, содержащихся под стражей.

Достижение поставленной цели предусматривает решение ряда конкретных задач , а именно:

1. Овладение обучающимися теоретическими знаниями по организации служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию, регламентированных нормативно-правовыми актами Российской Федерации, ведомственными приказами, распоряжениями и инструкциями.

2. Формирование у обучающихся умений и навыков по выполнению служебных обязанностей в составе специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию.

3. Воспитание у обучающихся понимания значимости, сущности и специфики служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию.

Учебная дисциплина «Организация конвоирования» относится к базовой части профессионального цикла учебных дисциплин, предусмотренных ФГОС ВПО по специальности 031001.65 – Правоохранительная деятельность.

Процесс изучения учебной дисциплины «Организация конвоирования» направлен на формирование профессионально-специализированных компетенций, среди которых следует выделить способность осуществлять несение службы в качестве лиц караулов по конвоированию (часового, начальника караула); способность осуществлять выполнение служебных обязанностей в качестве инспектора отдела (отделения) по конвоированию.

В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен:

Знать: требования руководящих документов по организации выполнения служебных задач караулами по конвоированию; основы организации служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию; службу всех видов караулов по конвоированию; службу всех видов караулов по конвоированию; условия и порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в караулах по конвоированию; ухищрения и способы, применяемые осужденными для совершения побегов и иных правонарушений при конвоировании на транспортных средствах и пешим порядком, сокрытия запрещенных предметов; порядок подготовки личного состава караулов по конвоированию к службе; обязанности часовых в караулах по конвоированию в специальном автомобиле, в специальном вагоне, на водном и воздушном транспорте, в зале для судебного заседания; обязанности начальника караула по конвоированию, помощника начальника караула по конвоированию; виды и порядок ведения служебной документации караулов по конвоированию; методику определения объема службы караулов по конвоированию; формы и методы проведения занятий по служебной подготовке, инструктивных занятий с личным составом караула; тактику действий личного состава караула по конвоированию при происшествиях и чрезвычайных обстоятельствах.

Уметь: организовывать подготовку караулов по конвоированию к службе; производить осмотр и прием специального транспортного средства для конвоирования; законно применять оружие, физическую силу, специальные средства при выполнении служебных обязанностей в караулах по конвоированию; организовывать обыскные мероприятия в карауле по конвоированию, проводить личный обыск и досмотр осужденных и лиц, содержащихся под стражей; грамотно и эффективно применять инженерно-технические средства охраны, средства связи в целях качественного выполнения служебных задач в караулах по конвоированию; проводить расчет личного состава караула по конвоированию для действий при происшествиях (побег, нападение на караул, пожар и т.д.); ставить задачи сотрудникам при выполнении служебных обязанностей по конвоированию осужденных и лиц, содержащихся под стражей; проводить индивидуальную воспитательную работу с сотрудниками отдела (отделения) по конвоированию; оценивать оперативную обстановку, принимать целесообразные решения при происшествиях в караулах по конвоированию, ставить задачи подчиненным к действиям при происшествиях; организовывать подготовку сил и средств отдела (отделения) по конвоированию к выполнению служебных задач.

Владеть: навыками выполнения служебных обязанностей часового на постах в карауле по конвоированию в специальном автомобиле, в специальном вагоне, водном и воздушном транспорте; навыками выполнения служебных обязанностей часового в карауле по конвоированию; навыками действий часового в караулах по конвоированию при происшествиях (побег, нападение на часового, пост, пожар, при противоправных действиях конвоируемых лиц); навыками выполнения служебных обязанностей начальника караула (помощника начальника караула) планового автодорожного (железнодорожного) караула, встречного караула, особого караула; навыками проведения инструктивных занятий с личным составом караула перед заступлением на службу; проведения занятий по служебной подготовке с личным составом отдела (отделения) по конвоированию; навыками подготовки и ведения планирующей документации отдела (отделения) по конвоированию.

Методические рекомендации по изучению дисциплины составлены из расчета учебного времени, предусмотренного учебным планом Академии ФСИН России для слушателей заочной форм обучения юридического факультета. На изучение учебной дисциплины предусмотрены 3 зачетные единицы (108 часа). Изучение настоящей дисциплины завершается защитой контрольной работы и сдачей зачета.

Учебно-тематический план

№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов по учебному плану Из них аудиторных Самостоятельная работа
Всего часов Лекций Семинарских занятий Практических занятий Другие виды занятий
6 курс
1. Нормативно-правовое обеспечение деятельности подразделений конвоирования в уголовно-исполнительной системе
2. Основы служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию
3. Система охраны при конвоировании.Условия и способы совершения побегов при конвоировании
4. Караулы по конвоированию осужденных и лиц, содержащихся под стражей
5. Служебные документы караулов по конвоированию
6. Подготовка сил и средств к выполнению служебных задач по конвоированию
7. Служба часового в карауле по конвоированию осужденных и лиц, содержащихся под стражей
8. Служба караула по конвоированию осужденных и лиц, содержащихся под стражей в специальном автомобиле и пешим порядком
9. Служба караула по конвоированию осужденных и лиц, содержащихся под стражей в специальном вагоне
10. Организация конвоирования водным и воздушным транспортом
11. Служба особого, сквозного и эшелонного караула. Судебное конвоирование
12. Организация и осуществление контроля за выполнением служебных задач по конвоированию
13. Организация служебной деятельности отдела (отделения) в составе управления по конвоированию
14. Действия подразделений по конвоированию при происшествиях и чрезвычайных обстоятельствах
15. Методика расчета численности, объема службы и служебной нагрузки
Всего по курсу

1. Методические указания по изучению дисциплины

По конвоированию

Вопросы:

1. Виды служебных документов в караулах по конвоированию, требования, предъявляемые к ним.

2. Ведение служебной документации в карауле по конвоированию при выполнении служебных задач.

3. Порядок оформления документации в караулах по конвоированию при нарушении режима содержания и изъятии запрещенных предметов осужденными и лицами, заключенными под стражу.

При подготовке к занятию обучающиеся должны знать перечень служебных документов караулов по конвоированию, а также изучить порядок их оформления.

Необходимо знать какие документы оформляются в караулах по конвоированию при нарушении режима содержания осужденными и лицами, заключенными под стражу, изъятии у них запрещенных предметов. Для этого следует помнить перечень вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать. В рамках рассматриваемого вопроса обучающиеся должны уметь правильно составлять следующие документы:

– акт о нарушении режима содержания осужденным (лицом, содержащимся под стражей);

– акт об изъятии запрещенных предметов у осужденных;

– акт о применении специальных средств (наручников);

– акт о применении физической силы.

Контрольные вопросы:

1. Перечислите, какие документы караулов по конвоированию являются служебными.

2. Какие виды служебных документов должны быть прошнурованы, пронумерованы и учтены в канцелярии управления (самостоятельного отдела) по конвоированию?

3. Какие виды служебных документов оформляются в караулах по конвоированию при нарушении режима содержания осужденными и лицами, заключенными под стражу, и изъятии у них запрещенных предметов?

Используемая литература: .

Тема 6. Подготовка сил и средств к выполнению служебных задач по конвоированию

Вопросы:

1. Мероприятия по подготовке сил и средств к выполнения служебных задач, возложенных на подразделения по конвоированию.

2. Подбор и подготовка сотрудников для несения службы в качестве начальника караула, помощника начальника караула.

3. Подготовка караулов к несению службы.

4. Развод караулов по конвоированию на службу. Постановка задач на конвоирование (отдача приказа на службу).

5. Организация приема специального транспорта перед выполнением служебных задач по конвоированию.

При подготовке первого вопроса следует уяснить, что подготовка сил и средств организуется в целях качественного и своевременного выполнения служебных задач, возложенных на специальные подразделения уголовно-исполнительной системы по конвоированию. Следует знать перечень мероприятий, который включает в себя подготовка сил и средств к выполнению служебных задач.

При подготовке второго вопроса необходимо уяснить, кто осуществляет подбор сотрудников для несения службы в качестве начальников караулов и их помощников, каким образом осуществляется их подготовка для несения службы, учитывая, что начальника караула, который возглавляет караул и отвечает не только за надежную охрану конвоируемых лиц, точное и своевременное выполнение поставленной задачи, но и за правильное несение службы личным составом караула.

При подготовке третьего вопроса следует обратить внимание, что данный вопрос разбит на три составляющих, каждая из которых посвящена подготовке караулов к несению службы. Следует изучить порядок проведения инструктажа начальников караулов и их помощников, а также инструктивных занятий с личным составом караула. Следует помнить, что немаловажное значение при подготовке караулов к несению службы играет экипировка и вооружение личного состава караула.

При подготовке четвертого вопроса необходимо помнить, что развод караулов заключается в проверке готовности караулов и выделенных им транспортных средств к службе. Следует знать продолжительность развода караулов по конвоированию, каким должностным лицом он проводится и порядок его проведения. Кроме того, следует помнить, кто из должностных лиц имеет право осуществлять постановку задач (отдачу приказа на службу) составу караула, а также что указывается в приказе на службу.

При подготовке пятого вопроса обратить внимание на организацию приема специального транспорта перед выполнением служебных задач по конвоированию. Уделив особое внимание порядку приема специального транспорта с учетом вида транспорта, его технических особенностей.

Контрольные вопросы:

1. Какие мероприятия включают в себя подготовка сил и средств к выполнения служебных задач, возложенных на подразделения по конвоированию?

2. Кем из должностных лиц управления (самостоятельного отдела) по конвоированию осуществляется подбор сотрудников для несения службы начальниками караулов и их помощниками?

3. Что включает в себя подготовка караулов?

4. Какие мероприятия заблаговременно проводятся при подготовке к несению службы в зимних и летних условиях?

5. В чем заключается развод караулов и какова его продолжительность?

6. Поясните порядок приема специального транспорта перед выполнением служебных задач по конвоированию.

Используемая литература: .

И пешим порядком

Вопросы:

1. Организация службы караула по конвоированию осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в специальном автомобиле.

2. Организация службы встречного караула.

3. Действия начальника караула при происшествиях (побег осужденных и лиц, содержащихся под стражей, авария транспортного средства, пожар, нападение на караул, групповые неповиновения осужденных и лиц, содержащихся под стражей, при конвоировании, суицидальные действия).

При подготовке первого вопроса следует уяснить организацию службы караула по конвоированию осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в специальном автомобиле, регламентированную Инструкцией по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию, утвержденной совместным приказом Минюста России/ МВД России (2006). Необходимо акцентировать внимание на изучении обязанностей должностных лиц караула по конвоированию (начальника караула, помощника начальника караула по конвоированию, помощника начальника караула по кинологической службе). Следует уяснить порядок приема осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в учреждениях уголовно-исполнительной системы; документы, являющиеся основанием для приема осужденных и лиц, содержащихся под стражей; организация обыска и досмотра осужденных и лиц, содержащихся под стражей, подлежащих конвоированию. Необходимо изучить о том, каким образом осуществляется посадка осужденных в специальный автомобиль, их охрана в пути следования, а также сдача осужденных в пути следования по маршруту конвоирования.

При подготовке второго вопроса следует обратить внимание на изучении следующих аспектов организации службы встречного конвоирования:

Обязанности начальника караула по прибытии на обменный пункт;

Конвоирование спецконтингента пешим порядком на обменном пункте;

Порядок сдачи (приема) осужденных и лиц, содержащихся под стражей, на обменном пункте начальником встречного караула;

Порядок сдачи осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в учреждения уголовно-исполнительной системы.

При изучении третьего вопроса следует обратить внимание на положения Инструкции по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию, утвержденной совместным приказом Минюста России/ МВД России (2006), касающиеся действий начальника караула при происшествиях (побег осужденных и лиц, содержащихся под стражей, авария транспортного средства, пожар, нападение на караул, групповые неповиновения осужденных и лиц, содержащихся под стражей, при конвоировании, суицидальные действия).

Контрольные вопросы:

1. Какие документы являются основанием для приема осужденных?

2. Какие осужденные не подлежат приему для конвоирования?

3. Кто из должностных лиц должен находиться в учреждении (СИЗО, тюрьме, исправительной колонии) в целях исключения подмены осужденных, непосредственно при их приеме караулом по конвоированию?

4. Кто из состава караула по конвоированию проводит личный обыск, досмотр вещей и продуктов питания особо опасных преступников, склонных к побегу и лиц, осужденных к пожизненному лишению свободы и к исключительной мере наказания – смертной казни?

5. Какой документ оформляется караулом по конвоированию при обнаружении и изъятии у осужденных во время обыска запрещенных к хранению предметов?

6. В каком служебном документе начальники плановых, сквозных и встречных караулов по конвоированию записывают принятых осужденных согласно справкам по их личным делам?

7. Поясните, каким образом осуществляется встречное конвоирование спецконтингента пешим порядком на обменном пункте.

Используемая литература: .

Судебное конвоирование

Вопросы:

1. Особенности организации службы особого караула.

2. Организация сквозного конвоирования.

3. Служба эшелонного караула по конвоированию в грузовых вагонах.

4. Основы организации судебного конвоирования.

При подготовке первого вопроса следует обратить внимание, что служба особого караула заключается в конвоировании особой категории лиц. В этой связи следует знать, что запрещается особому караулу; каким образом осуществляется конвоирование лиц, подлежащих изолированному содержанию друг от друга; кем из должностных лиц производится открытие (закрытие) дверей камер (помещений) транспортных средств, в которых находятся осужденные и лица, содержащиеся под стражей, а также вывод этих лиц в туалет. Кроме того, следует изучить особенности приема (сдачи) спецконтингента, подлежащего конвоированию.

При подготовке второго вопроса необходимо обратить внимание на предназначение сквозного конвоирования, его сущность. Особенности несения службы при конвоировании в зависимости от вида транспортных средств, в которых осуществляется перевозка спецконтингента.

При подготовке третьего вопроса необходимо обратить внимание на то, что в условиях мирного времени данная задача для подразделений по конвоированию не типична, поскольку данный вид караула не назначался с 1970-х годов прошлого века. Необходимо изучить, для чего предназначен данный вид караула; какие могут выделяться грузовые вагоны и кем они подбираются; каким образом и кем разрабатывается схема формирования эшелона. Кроме того, необходимо изучить следующие вопросы: каков порядок выставления часовых при эшелонном конвоировании; какие обязанности возлагаются на часовых при эшелонном конвоировании; особые обязанности начальника караула в эшелонном карауле.

При подготовке четвертого вопроса обратить внимание на то, что конвоирование и охрана подозреваемых и обвиняемых в судах и во время производства следственных действий осуществляется силами и средствами органов внутренних дел, от которых выделяется соответствующий караул. Организация судебного конвоирования регламентируется самостоятельным нормативным актом, утвержденным приказом МВД России (2006), который затрагивает вопросы служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых. Изучение рассматриваемого вопроса представляет интерес, поскольку в настоящее время рассматривается вопрос о передаче уголовно-исполнительной системе функций судебно-следственного конвоирования.

Контрольные вопросы:

1. Предназначение особого караула по конвоированию.

2. Особенности несения службы особым караулом по конвоированию.

3. Служба встречного караула по конвоированию.

4. Особенности службы эшелонного караула по конвоированию в грузовых вагонах.

5. Каким образом организуется служба судебного конвоирования?

Используемая литература: .

Примерная тематика контрольных работ.

1. Исторические аспекты деятельности службы конвоирования пенитенциарной системы России.

2. Организация управления специальным подразделением УИС по конвоированию.

3. Назначение, задачи и основы служебной деятельности органов управления учреждений и подразделений территориального органа ФСИН России по вопросам обеспечения конвоирования осужденных.

4. Международно-правовые и отечественные нормативно-правовые акты по обеспечению прав спецконтингента при осуществлении его охраны и конвоировании.

5. Организация служебной деятельности руководства управления (самостоятельного отдела) по конвоированию.

6. Нормативно-правовое обеспечение деятельности специальных подразделений УИС по конвоированию.

7. Организация взаимодействия специальных подразделений УИС по конвоированию, учреждений и органов УИС с органами внутреннихдел по вопросам организации функции конвоирования.

8. Караулы по конвоированию осужденных и лиц, содержащихся под стражей: виды, особенности несения службы.

9. Функциональные обязанности лиц планового караула по конвоированию.

10. Роль и значение начальника караула по конвоированию, должностных лиц караула при выполнении служебных задач.

11. Организация службы планового железнодорожного караула по конвоированию.

12. Инженерно-техническое обеспечение конвоирования осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в УИС на современном этапе развития УИС.

13. Вопросы организации надзора при конвоировании осужденных и лиц, содержащихся под стражей.

14. Подготовка сил и средств к выполнению служебных задач при конвоировании.

15. Организация служебной деятельности инспектора отдела по конвоированию.

16. Основания применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками специальных подразделений УИС по конвоированию.

17. Действия караула по конвоированию при происшествиях и чрезвычайных обстоятельствах.

18. Организация и проведение обысковых мероприятий при проведении приема-сдачи осужденных караулами по конвоированию.

19. Способы сокрытия и незаконного хранения запрещенных предметов конвоируемыми лицами.

20. Особенности организации службы планового (сквозного) автодорожного караула по конвоированию.

21. Ухищрения, применяемые осужденными для совершения побегов при конвоировании, действия караулов по их распознаванию и пресечению.

22. Профилактика преступлений и правонарушений при конвоировании осужденных и лиц, содержащихся под стражей.

23. Обеспечение сотрудников специальных подразделений УИС вещевым, продуктовым и денежным довольствием. Требования руководящих документов по вопросам хозяйственной деятельности.

24. Служебные документы отдела по конвоированию и порядок их подготовки.

25. Организация служебной деятельности начальника отделения по конвоированию.

26. Организация и осуществление контроля за выполнением служебных задач при выполнении конвоирования осужденных.

27. Особенности организации службы караулов по конвоированию на водном транспорте.

28. Воспитательная работа в управлениях (самостоятельных отделах) по конвоированию.

29. Порядок организации планирования действий личного состава при возникновении чрезвычайных обстоятельств в специальных подразделениях УИС по конвоированию.

30. Актуальные вопросы профилактики (предупреждения) побегов из-под охраны при конвоировании.

31. Материальное и техническое обеспечение караулов по конвоированию и служебных нарядов.

32. Применение служебных собак при конвоировании.

5. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины

Литература

Базовый учебник

1. Обеспечение режима и безопасности в уголовно-исполни­тельной системе: учеб. пособие: в 2 т. / под общ. ред. Э. В. Петрухина. – М.; Рязань: Управление режима и надзора ФСИН России; Академия ФСИН России, 2013. – Т. 2. – 839 с.

2. Хохрин С. А. Организация конвоирования: курс лекций / С. А. Хохрин, В. Н. Котляр, В. Б. Ворощук. – Рязань: Академия ФСИН России, 2014. – 184 с.

Основная литература

3. Козлов А. И. Организация служебной деятельности инспектора подразделения по конвоированию: учеб. пособие / А. И. Козлов, В. Г. Игошин; Самар. юрид. ин-т ФСИН России. – Самара, 2011. – 62 с.

4. Курков К. Н.Конвойная служба в России: история и современность: учеб. пособие / К. Н. Курков, И. П. Опар, Л. Ф. Пертли; НИИ ФСИН России. – М., 2008. – 120 с.

5. Организация охраны, конвоирования и розыска осужденных: курс лекций / А.А. Чабыкин [и др.]. – Рязань: Академия ФСИН России, 2011. – 137 с.

6. Оценка службы сотрудников караула и караула по конвоированию: метод. пособие / ФСИН России. М., 2006.

7. Порядок разработки и оформления планов охраны для караулов по плановым железнодорожным, автодорожным, воздушным и водным маршрутам конвоирования: метод. пособие. – М., 2007.

8. Ухищрения, применяемые осужденными и лицами, содержащимися под стражей, в целях совершения побегов при конвоировании, и меры по их профилактике: учеб. пособие. – М.: Управление конвоирования и специальных перевозок ФСИН России, 2009. – 83 с.

Дополнительная литература

9. Альбом ухищрений, применяемых осужденными для совершения побегов и нападений при конвоировании: методические рекомендации// Управление конвоирования и спецперевозок ФСИН России, ГУФСИН России по Республике Башкортостан. – Уфа, 2007.

10.Ефимов П. Ю., Машкин С. Г. Служба караулов по конвоированию: учебн. пособие / П. Ю. Ефимов, С. Г. Машкин. Пермь, 2006.

11. Методика специальной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы к действиям при чрезвычайных обстоятельствах: учеб.-метод. пособие. – М.: ФСИН России, 2006.

13. Организация конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу: метод. рек. / В. Н. Котляр [и др.]. – Рязань: Акад. ФСИН России, 2012. – 94 с.

14. Организация охраны и надзора в следственных изоляторах и тюрьмах: учеб. пособие / В. И. Алексеев [и др.]; под ред. С. М. Тараканова // Информационный бюллетень ГУИН МВД Росси. – 1998. – № 39. – ч. 2. – 167 с.

15. Основные вопросы (документы) по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию, подлежащие проверке при инспектировании. – М., 2010.

16. Порядок работы должностных лиц караула по проверке готовности специального вагона к рейсу и его осмотру в пути следования: метод. пособие. – М., 2010.

17. Правила разработки и оформления служебно-боевых документов во ФСИН России: учеб.-практ. пособие / под общ. ред. А. К. Новикова; науч. ред. В. А. Евдокимов, В. И. Бубенцов. – Рязань: Академия ФСИН России, 2008.

18. Предупреждение преступлений при конвоировании осужденных и лиц, заключенных под стражу: учеб.-метод. пособие / В. А. Понкратов [и др.] ; Акад. ФСИН России. - Рязань, 2011. – 62 с.

19. Розанова О. В. Профессиональный отбор сотрудников для выполнения задач по конвоированию спецконтингента: метод. рекомендации / О. В. Розанова, Н. Н. Барановский; НИИ ФСИН России. – М., 2007. – 30 с.

20. Сборник вариантов приказов и задач караулам и служебным нарядам: учеб. пособие. – Пермь, 2005.

21. Служба караулов по конвоированию осужденных и лиц, содержащихся под стражей (конвоирование по плановым (сквозным) железнодорожным и автодорожным маршрутам, встречное конвоирование) : учеб. пособие / Воронеж. ин-т ФСИН России; сост. О. Ю. Изотов. – Воронеж, 2012. – 76 с.

22. Усеев Р. З. Конвоирование осужденных в механизме исполнения лишения свободы: учеб. пособие / Р. З. Усеев; Самар. юрид. ин-т ФСИН России. – Самара, 2008. – 67 с.

Периодические издания

23. Ведомости уголовно-исполнительной системы: информационно-аналитический журнал / ФКУ Объединенная редакция ФСИН России.

24. Преступление и Наказание: пенитенциарный журнал / ФСИН России.

Нормативно-правовые акты

25. Уголовно-исполнительный кодекс РФ: федер. закон: [от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ] // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 1997. – № 2. – Ст. 198, 199.

26. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: закон Рос. Федерации: [от 21 июля 1993 г. № 5473-1] // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 1993. – Ст. 2, 12–15, 28–31.

27. Положение о Федеральной службе исполнения наказаний: указ Президента Российской Федерации: [от 13 октября 2004 г. № 1314] // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 2004. – № 42. – Ст. 4109.

28. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации: [от 14 октября 2010 г. № 1772].

29. Об обеспечении транспортными средствами уголовно-исполнительной системы и нормах их эксплуатации: приказ Министерства юстиции Рос. Федерации: [от 28 апреля 2006 г. № 137].

30. Об утверждении Инструкции по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию: приказ Министерства юстиции Рос. Федерации / Министерства внутренних дел Рос. Федерации: [от 24 мая 2006 г. № 199дсп/369дсп].

31. Об утверждении Инструкции по планированию и подготовке сил и средств уголовно-исполнительной системы к действиям при чрезвычайных обстоятельствах: приказ Министерства юстиции Рос. Федерации [от 4 апреля 2005 г. № 29дсп].

32. Об утверждении Курса стрельб из стрелкового оружия для сотрудников уголовно-исполнительной системы: приказ Минюста России: [от 26 февраля 2006 г. № 24].

33. Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов УИС Минюста России: приказ Министерства юстиции Рос. Федерации: [от 4 сентября 2006 г. № 279].

34. Об утверждении Наставления по организации и порядку производства обысков и досмотров в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, на режимных территориях, транспортных средствах: приказ Министерства юстиции Рос. Федерации: [от 25 июля 2006 г. № 268дсп].

35. Об утверждении Наставления по организации снабжения, учета, хранения, и обеспечения сохранности вооружения и боеприпасов в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы: приказ Министерства юстиции Рос. Федерации: [от 28 апреля 2006 г. № 211].

36. О внесении изменений в приказ Министерства юстиции Рос. Федерации: [от 4 сентября 2006 г. № 279] : приказ Министерства юстиции Рос. Федерации: [от 17 июня 2013 г. № 94].

37. О внесении изменений в приказ Министерства юстиции Рос. Федерации / МВД России: [от 24 мая 2006 № 199дсп/369дсп] : приказ Министерства юстиции Рос. Федерации / МВД России: [от 22 октября 2008 г. № 236дсп/900дсп].

38. О совершенствовании организации специальных и иных перевозок, выполняемых в интересах Федеральной службы исполнения наказаний и Министерством внутренних дел Российской Федерации железнодорожным транспортом: приказ Министерства юстиции Рос. Федерации / МВД России: [от 19 мая 2006 г. № 361/172].

39. Об организации планирования в уголовно-исполнительной системе приказ ФСИН России [от 8 августа 2005 г. № 703].

40. Об утверждении Наставления по организации кинологической службы ФСИН России: приказ ФСИН России: [от 29 апреля 2005 г. № 336].

41. Об утверждении Концепции развития охраны учреждений уголовно-исполнительной системы на период до 2020 года: приказ ФСИН России: [

1. Осужденные к лишению свободы направляются к месту отбывания наказания и перемещаются из одного места отбывания наказания в другое под конвоем, за исключением следующих в колонию-поселение самостоятельно в соответствии с частями первой и второй статьи 75.1 настоящего Кодекса.


2. Перемещение осужденных под конвоем осуществляется с соблюдением правил раздельного содержания мужчин и женщин, несовершеннолетних и взрослых, приговоренных к смертной казни и других категорий осужденных, осужденных за совершение преступления в соучастии. Осужденные, больные открытой формой туберкулеза или не прошедшие полного курса лечения венерического заболевания, осужденные, страдающие психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, перемещаются раздельно и отдельно от здоровых осужденных, а при необходимости по заключению врача - в сопровождении медицинских работников.


3. При перемещении осужденных им обеспечиваются необходимые материально-бытовые и санитарно-гигиенические условия.


4. При перемещении осужденных они обеспечиваются одеждой по сезону, а также питанием по установленным для осужденных нормам на весь период следования.


5. Перемещение осужденных осуществляется за счет государства.


6. Порядок перемещения осужденных определяется нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с настоящим Кодексом.


7. Для временного содержания осужденных, следующих к месту отбывания наказания либо перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое, при исправительных учреждениях и следственных изоляторах могут создаваться транзитно-пересыльные пункты. Осужденные содержатся в транзитно-пересыльных пунктах на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором или определением суда либо постановлением судьи, и с соблюдением требований, предусмотренных частью второй настоящей статьи. Предельный срок содержания осужденных в транзитно-пересыльных пунктах составляет не более 20 суток. Порядок создания, функционирования и ликвидации транзитно-пересыльных пунктов определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.




Комментарии к ст. 76 УИК РФ


1. Осужденные к лишению свободы направляются к месту отбывания наказания и перемещаются из одного места отбывания наказания в другое под конвоем, т.е. в сопровождении и под охраной вооруженных сотрудников уголовно-исполнительной системы. Такой порядок перемещения осужденных к лишению свободы обусловлен тем, что, во-первых, они изолированы от общества и эта изоляция должна быть обеспечена и на период перемещения; во-вторых, осужденные к лишению свободы, как правило, представляют повышенную общественную опасность, и наличие конвоя должно предотвратить совершение ими новых преступлений.

Несмотря на общее положение об отбывании наказания, как правило, в одном исправительном учреждении, на практике имеют место ситуации, когда перемещение осужденного из одного исправительного учреждения в другое становится необходимостью. Учитывая это, законодатель и предусмотрел возможность перемещения осужденных.

Перевод осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания из одной исправительной или воспитательной колонии в другую того же вида режима или из одной тюрьмы в другую допускается в случае их болезни либо при существенном изменении объема или характера выполняемой осужденными работы, возникновении угрозы жизни, здоровью либо угрозы совершения иного преступления против личности осужденного со стороны других осужденных, если администрация исправительного учреждения не может устранить эту угрозу, а также при наличии иных исключительных обстоятельств, препятствующих нахождению осужденных в данной колонии или тюрьме.

Иными обстоятельствами перемещения осужденных, в частности, могут являться: реорганизация, ликвидация исправительного учреждения или изменение его вида; необходимость разобщения осужденных, проходивших по одному делу в качестве подсудимых, свидетелей и потерпевших; ограждение лиц, оказавших помощь в борьбе с преступностью и в поддержании порядка в исправительных учреждениях, от преступных посягательств со стороны других осужденных; массовые беспорядки; групповые неповиновения; стихийные бедствия.

2. Направление осужденных к лишению свободы к месту отбывания наказания и их перемещение осуществляются под конвоем. Порядок конвоирования установлен соответствующим Наставлением по организации конвоирования в уголовно-исполнительной системе Минюста России.

Численность конвоя определяется исходя из поставленной задачи. Личный состав конвоя вооружен огнестрельным оружием. В случаях, предусмотренных законодательством, конвоем могут быть применены физическая сила, специальные средства и оружие.

При перемещении осужденных обеспечивается их изоляция от посторонних граждан, раздельное размещение в камерах (судовых помещениях), транспортных средствах по видам режима и категориям.

Раздельное содержание различных категорий осужденных обеспечивается и на период перемещения. При конвоировании лиц, содержащихся под стражей, размещаются раздельно:

Женщины и мужчины;

Подследственные и осужденные. При этом подследственные, проходящие по групповому делу, при наличии указаний судебных или следственных органов содержатся отдельно друг от друга;

Несовершеннолетние и взрослые.

Раздельно при перемещении размещаются осужденные и в зависимости от вида исправительного учреждения.

Иностранные граждане и лица без гражданства содержатся вместе, но отдельно от всех других категорий осужденных.

Отдельно от других содержится и ряд иных категорий осужденных: осужденные к смертной казни; осужденные к пожизненному лишению свободы; больные активной формой туберкулеза; страдающие психическими расстройствами; отказывающиеся от приема пищи; бывшие сотрудники правоохранительных органов. Полный перечень категорий лиц, содержащихся под стражей и конвоируемых раздельно, предусмотрен Наставлением по организации конвоирования.

При перемещении конвоируемые обязаны строго соблюдать правила поведения, быть вежливыми между собой и с составом караула. Они также должны бережно относиться к оборудованию, инвентарю и другому имуществу в транспортных средствах, поддерживать чистоту в помещениях.

При перемещении под конвоем осужденным запрещается выбрасывать вещи, письма и записки; заслонять от наблюдения решетки и смотровые окна дверей камер; переходить с установленного для размещения места на другое без разрешения, громко разговаривать, петь, шуметь, употреблять жаргонные выражения, переписываться, переговариваться и перестукиваться с осужденными, содержащимися в других камерах, и т.п. Все эти ограничения вызваны необходимостью обеспечения безопасности и порядка.

В отдельных случаях согласно Наставлению по организации конвоирования подозреваемых, обвиняемых и осужденных при их перемещении могут быть использованы наручники. Так, конвоированию в наручниках подлежат осужденные к смертной казни и пожизненному лишению свободы. В наручниках могут конвоироваться осужденные, ранее совершавшие побег. Наручники могут применяться и при перевозке осужденных воздушным транспортом, автомобильным транспортом, в отдельных купе пассажирских поездов, каютах водного транспорта.

3 - 5. При перемещении осужденных им обеспечиваются необходимые материально-бытовые и санитарно-гигиенические условия. На весь путь следования они обеспечиваются питанием (сухим пайком по установленным нормам). Кроме того, им разрешается иметь при себе продукты питания, предметы и вещи, не запрещенные к хранению и использованию. Больные осужденные могут также перевозить и использовать медикаменты, выданные в следственном изоляторе или медицинской части колонии. Женщины с детьми обеспечиваются предметами ухода за ними.

При перемещении осужденные обеспечиваются и одеждой по сезону.

Перемещение осужденных осуществляется за счет государства.

6. Приему для конвоирования не подлежат осужденные в случае, если: на них неправильно оформлены документы; имеется заключение врача о болезни осужденного, препятствующей его перемещению; осужденные не прошли санитарной обработки; находятся в нетрезвом состоянии; не обеспечены одеждой по сезону с учетом климатических условий на маршруте конвоирования.

Отдельные категории осужденных не подлежат перемещению без сопровождения медицинских работников. Это - инвалиды, нуждающиеся в помощи при передвижении; женщины со сроком беременности свыше шести месяцев или с детьми в возрасте до трех лет; больные, страдающие психическими расстройствами; другие осужденные, нуждающиеся по заключению врача в медицинском обслуживании в пути.

Порядок перемещения осужденных определяется нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с УИК РФ.

164. Караул обязан обеспечить изоляцию конвоируемых от посторонних граждан, раздельное размещение в камерах (судовых помещениях), транспортных средствах по видам режима и категориям, недопущение совершения ими преступлений и соблюдение установленного режима содержания.

165. Взаимоотношения состава караула с осужденными и лицами, содержащимися под стражей, основываются на строгом соблюдении законности и уважении их человеческого достоинства. Сотрудники, входящие в состав караула, обращаются к конвоируемым на "Вы" и называют их по фамилии. Составу караула запрещается вступать в неслужебные связи с конвоируемыми, их родственниками и посторонними лицами.

166. На период конвоирования осужденные и лица, содержащиеся под стражей, размещаются по видам режима и категориям:

женщины - отдельно от мужчин;

несовершеннолетние - отдельно от взрослых;

подозреваемые и обвиняемые - отдельно от осужденных, при этом подозреваемые и обвиняемые, проходящие по одному уголовному делу,- отдельно друг от друга;

осужденные, направляемые в исправительные колонии общего режима, - отдельно от других категорий;

осужденные, направляемые в исправительные колонии строгого режима, - отдельно от других категорий;

осужденные, направляемые в исправительные колонии особого режима, - отдельно от других категорий;

осужденные, направляемые в колонии-поселения, - отдельно от всех других категорий;

иностранные граждане и лица без гражданства - вместе, но отдельно от других категорий;

приговоренные к смертной казни - вместе, но отдельно от других категорий;

осужденные к пожизненному лишению свободы - вместе, но отдельно от других категорий;

больные активной формой туберкулеза, независимо от категорий и вида режима, - вместе, но отдельно от здоровых;

не прошедшие полного курса лечения венерического заболевания,- вместе, но отдельно от здоровых;

лица, страдающие психическими расстройствами,- отдельно от других категорий;

лица, отказывающиеся от приема пищи,- отдельно от других категорий;

бывшие работники УИС, органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, работники прокуратуры и суда, налоговых органов, военнослужащие внутренних войск вместе, но отдельно от других категорий.



Лица, проходящие по одному уголовному делу, конвоируются в спецвагоне – группой не более 2 человек за один рейс. Лица, приговоренные к пожизненному лишению свободы, если их количество превышает 5 человек, – конвоируются в сопровождении сотрудника оперативного аппарата.

167. Норма посадки осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в спецвагон определяется, из расчета по 12 человек в большие и по 5 человек в малые камеры.

При размещении в камерах спецвагона беременных женщин или женщин с детьми в возрасте до трех лет нормы посадки сокращаются на 50%. При конвоировании осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в спецвагоне не более 4 часов допускается посадка в большие камеры до 16 и в малые до 6 человек.

Нормы посадки в спецавтомобиль грузоподъемностью 1,5-2 тонн - до 13 человек, 2,5-3 тонн - до 21человек, 4 тонны - до 36 человек.

Во всех случаях количество осужденных и лиц, содержащихся под стражей, и личного состава, перевозимого в специальных транспортных средствах, не должно превышать норм, установленных для данного транспортного средства техническими характеристиками.

Количество осужденных и лиц, содержащихся под стражей, при конвоировании их на самолетах I, II, III класса, выполняющих регулярные пассажирские рейсы (при наличии пассажиров), не должно превышать 10 человек, а на легких самолетах IV класса (при наличии пассажиров) - не более 3 человек. При аренде самолета без пассажиров количество перевозимых осужденных и лиц, содержащихся под стражей, устанавливается начальником территориального органа ФСИН России исходя из норм посадки в самолет, с учетом необходимого количества мест для состава караула и сопровождающих лиц.



168. Количество категорий осужденных и лиц, содержащихся под стражей, одновременно принимаемых караулом в начальном и конечном пунктах плановых маршрутов, может быть: в спецвагон - до 6 категорий, в спецавтомобиль – по количеству камер.

Количество осужденных и лиц, содержащихся под стражей, подлежащее приему в спецвагон, не должно превышать 70% от нормы посадки, в том числе направляемых в конечный пункт маршрута и за его пределы до 50% от общей вместимости вагона. Свыше этих норм осужденные и лица, содержащиеся под стражей, могут приниматься, если будет обеспечена их полная сдача в пути следования.

169. Состав караула требует от осужденных и лиц, содержащихся под стражей:

строго соблюдать правила поведения, быть вежливыми между собой и с составом караула, при обращении к ним начальника караула или его помощника - вставать;

бережно относиться к оборудованию, инвентарю и другому имуществу в транспортных средствах;

при движении по коридору спецвагона, на теплоходе и обменном пункте держать руки за спиной;

поддерживать чистоту в камере.

170. Состав караула запрещает конвоируемым: выбрасывать вещи, письма и записки; заслонять от наблюдения решетки и смотровые окна дверей камер; переходить без разрешения начальника караула или его помощника с установленного для размещения места на другое, ложиться головой к наружной стене, сидеть на верхних и средних полках камер специального вагона; громко разговаривать, петь, шуметь, употреблять жаргонные выражения, переписываться, переговариваться и перестукиваться с лицами, содержащимися в других камерах, делать какие-либо надписи на стенах, полках, потолках камер, играть в настольные и иные игры; наносить себе или другим лицам татуировки; курить, переходить из ряда в ряд при конвоировании пешим порядком, передавать вещи и снимать верхнюю одежду при следовании по коридору вагона, на теплоходе и обменном пункте.

171. На лиц, нарушающих установленный режим содержания, начальники плановых, сквозных, особых и эшелонных караулов обязаны составить акт (приложение № 29) в двух экземплярах и объявить его нарушителю. В акте указываются характер и обстоятельства нарушения режима содержания. Первый экземпляр акта приобщается к личному делу нарушителя, второй - представляется начальнику своего управления (самостоятельного отдела) по конвоированию.

О нарушении осужденными и лицами, содержащимися под стражей режима содержания при встречном конвоировании начальник караула сообщает начальнику органа-получателя.

172. Караул в соответствии с действующим законодательством разрешает осужденным и лицам, содержащимся под стражей, иметь при себе вещи и предметы, указанные в правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее – Правила).

173. Предметы: механические (электрические); по заключению врача трости и костыли; зеркала; шахматы, шашки, домино - разрешенные в соответствии с Правилами для хранения осужденными в исправительных учреждениях - в период личного обыска караулом изымаются для временного хранения, а взамен выдается квитанция.

174. Перед сдачей осужденных и лиц, содержащихся под стражей, на обменном пункте (в месте лишения свободы) эти предметы возвращаются владельцам под роспись на оборотной стороне квитанции, которая приобщается к соответствующему корешку квитанционной книжки. При необходимости зеркала, механические бритвы, трости и костыли могут выдаваться их владельцам для кратковременного пользования в пути следования.

Общий вес предметов и вещей, принадлежащих конвоируемому, не должен превышать 50 кг.

175. При плановом, сквозном и особом конвоировании осужденные и лица, содержащиеся под стражей, обеспечиваются на путь следования индивидуальным рационом питания органом-отправителем по установленным нормам, а при задержке караула в пути - следственным изолятором (тюрьмой), расположенным на маршруте конвоирования. В рейсовых самолетах, где пассажирам предлагаются питание и прохладительные напитки, выдача их осужденным и лицам, содержащимся под стражей, производится с разрешения начальника караула. При конвоировании в спецвагоне женщин со сроком беременности свыше 5 месяцев или женщин с детьми в возрасте до трех лет - разрешается подогревать (готовить) питание, молоко и чай для них на кухне караула. Питьевой водой осужденные и лица, содержащиеся под стражей, обеспечиваются караулом по потребности.

При плановом и сквозном конвоировании по железнодорожным маршрутам осужденные и лица, содержащиеся под стражей, обеспечиваются горячей водой для гидратации индивидуального рациона питания. Порядок выдачи горячей воды определяется начальником территориального органа ФСИН России с учетом требований нормативных документов, характеристики маршрута конвоирования и отражается в плане охраны. Горячая вода осужденным и лицам, содержащимся под стражей, выдается с соблюдением мер безопасности.

176. При конвоировании психически больных и лиц, отказывающихся от приема пищи, все требования к ним предъявляются через сопровождающих медицинских работников. Если отказ от приема пищи угрожает жизни конвоируемого, то по письменному заключению (записывается в путевую ведомость караула) сопровождающего медицинского работника такое лицо сдается в ближайший следственный изолятор (тюрьму).

177. После высадки больных туберкулезом производится тщательная дезинфекция камер (судовых помещений), коридора и санитарного узла вагона (теплохода) работниками санитарно-медицинских пунктов железных дорог (водного транспорта), вызов которых осуществляет начальник караула.

178. Конвоируемые лица, заболевшие в пути и нуждающиеся по заключению врача в экстренной медицинской помощи, сдаются вместе с личными делами и вещами под роспись встречному караулу (конвою), для последующей их доставки в соответствующее медицинское учреждение и оказания такой помощи.

В случае смерти конвоируемого в пути начальник караула принимает меры по обеспечению охраны трупа, через начальника поезда (капитана судна) на ближайшей стации (пристани) вызывает медицинского работника, и после констатации факта смерти сдает труп и вещи в ближайший орган внутренних дел на транспорте.

Сдача больных и умерших оформляется актом (приложение № 30) в пяти экземплярах. Один экземпляр акта вручается представителю органа, получившего больного (труп умершего), один экземпляр акта представляется в управление (самостоятельный отдел) по конвоированию, два экземпляра акта направляются органу-отправителю, два экземпляра акта направляются органу-получателю. О сдаче больного (трупа умершего) делается запись в путевом журнале и путевой ведомости караула.

Личное дело умершего отправляется с двумя экземплярами актов органу-отправителю.

179. При возникновении среди осужденных и лиц, содержащихся под стражей, инфекционных заболеваний начальник караула изолирует заболевших от здоровых лиц, сдает больных на очередном обменном пункте, действуя в соответствии с пунктом 178 настоящей Инструкции, докладывает об этом начальнику своего управления (самостоятельного отдела) по конвоированию, временно прекращает осмотры этих камер (судовых помещений, вагонов) и дальнейший обмен, вызывает работников санитарно-медицинских пунктов железных дорог (водного транспорта) для проведения противоэпидемиологических мероприятий.

180. Конвоирование больных лепрой (проказой) производится в грузовом вагоне с соблюдением санитарно-противоэпидемических правил. Личный состав караула, свободный от несения службы, и сопровождающие больных медицинские работники размещаются в отдельном вагоне. Конвоирование этих лиц к вагону в пункте отправления и от вагона в пункте назначения производится органом-отправителем (получателем).

181. При эшелонном конвоировании свыше 10 суток при стоянках подвижного состава в местах прицепки более 12 часов, начальник эшелона подает заявку в администрацию железной дороги на проведение санитарной обработки осужденных и лиц, содержащихся под стражей. В пункте ее проведения начальник караула производит рекогносцировку, разрабатывает план охраны, организует конвоирование и охрану осужденных и лиц, содержащихся под стражей, во время санитарной обработки.

Случайные статьи

Вверх