Стоит ли делать уроки с ребенком. Нужно ли делать уроки с ребёнком: мнение учителя

Некоторые родители , когда их ребенок начинает посещать детский сад, не обращают внимания на замечания воспитателей, которые советуют им не опекать слишком малыша, а учить его самостоятельности. Но вот ему исполняется 7 лет и надо идти в школу, получать знания по мере своих способностей, общаться со сверстниками и взрослеть…

Если до этого возраста родители успели научить ребенка самостоятельности и усердности, то никаких проблем с выполнением домашних заданий, которые задают в школе, у них не возникает. Им нужно просто объяснить школьнику, что ему надо до их прихода с работы сделать уроки, навести порядок в своей комнате и поесть.

В этом случае ребенок знает, что приготовление уроков является важным пунктом в режиме его дня и для него недопустимо прийти в школу, не выполнив домашние задания. Его родителям остается только спросить его вечером, что ему задали, и успел ли он приготовить уроки. Оптимально, если они в начальной школе будут проверять уроки и помогать ему решать задачи, которые он не смог осилить самостоятельно.

Если же до 7 лет все за ребенка делали родители, не позволяя ему утруждать себя, то он не знает, что значит нести ответственность за свои поступки и идет в школу инфантильным, не способным к самоорганизации и падким на любую возможность нарушить запрет учеником. До прихода родителей с работы, он будет сидеть за компьютером или планшетом, играя в различные игры, в его комнате будет постоянный беспорядок, а готовить уроки самостоятельно, без участия родителей его не заставишь.

Хорошо, если родители спокойные и нераздражительные люди , но нередко случается так, что во время приготовления уроков с ребенком мама или папа превращается в "фурию", начинает орать на ребенка, обзывать его и даже наказывать. У таких родителей дети быстро теряют интерес к учебе, чтобы не допустить этого школьный психолог Наталья Евсикова рекомендует родителям придерживаться 7 советов, которые помогут им заниматься уроками без стресса:

1. Превратите выполнение домашних заданий в ежедневный ритуал . Приучите ребенка каждый день выполнять уроки в одно и то же время, в одном и том же месте. Такие рамки помогают приучить к дисциплине. Например, с 18 до 19 часов. Если же по каким-то причинам вы не успели приготовить уроки с вечера, разбудите ребенка с утра пораньше и попросите его доделать то, что он не успел вечером.

2. Заранее договоритесь с ребенком о правилах выполнения уроков . Конечно, родители не могут каждый день сидеть рядом с ребенком, когда он готовит уроки. Постоянное присутствие родителей совсем не обязательно, гораздо важнее их одобрение сделанного и поддержка. Заранее договоритесь с ребенком, что он до вашего прихода с работы самостоятельно делает рисование, чтение, музыку и другие простые упражнения, а вы, вернувшись домой, проверите все сделанное и будете рядом, пока он доделает более сложные задания. Многим детям очень трудно без присутствия родителей организовывать свою работу. Им требуется несколько лет, чтобы научиться соблюдать свое расписание и самостоятельно начать выполнять уроки.

3. Не делайте уроки за ребенка . Когда родители сидят рядом, ребенку может показаться, что они сами сделают за него уроки, а ему совсем не обязательно вникать в суть задачи. Поэтому при приготовлении домашних заданий с ребенком очень важно не решать за него, а учить его думать и найти решение задачи самостоятельно. Не забывайте народную мудрость: "Хочешь накормить человека один раз - дай ему рыбу. Хочешь накормить его на всю жизнь - научи его рыбачить". Ежедневно ребенок должен чувствовать радость от того, что ему удалось что-то сделать самостоятельно. Вместо того чтобы подсказать, больше задавайте вопросы, заставляющие его думать. Например, " Ты знаешь, к какому спряжению этот глагол относится?".


4. Сотрудничайте с учителями . Некоторые родители в том, что их ребенок плохо учится и не желает делать уроки, обвиняют учителей. Мол, они задают слишком много заданий на дом, не умеют хорошо объяснять и не проводят дополнительных занятий. Не нужно плохо отзываться об учителях в присутствии ребенка. Если вас что-то не устраивает и есть вопросы, обсуждайте их непосредственно с учителем. Только он может дать точный совет, как продуктивнее и комфортнее заниматься дома с вашим ребенком.

5. Перепоручите выполнение уроков другому взрослому . Если вы вдвоем с ребенком часами сидите за уроками, а ему никак не удается понять и решить даже простейшие упражнения, попробуйте перепоручить ежедневную обязанность делать домашние задания другому взрослому. Возможно, вы не обладаете педагогическими способностями и плохо объясняете ребенку, а другому это удастся лучше. Не кричите и не настаивайте на своем во время выполнения уроков с ребенком, иначе ребенок будет испытывать чувство вины и вообще потеряет желание учиться.

6. Наймите репетитора . Если с освоением школьной программы у ребенка есть серьезные проблемы, поговорите с учителем, возможно, он посоветует вам нанять репетитора, чтобы ему было легче на уроках. При этом важно объяснить ребенку, что вы не сомневаетесь в его способностях, и как только он научится делать уроки самостоятельно, вы сразу откажитесь от посторонней помощи.

7. Постепенно приучайте к самостоятельности . Каждый ребенок индивидуальный, не нужно своего сравнивать с другими детьми, которые уже давно делают уроки без помощи родителей. Приучать к самостоятельности надо постепенно. Сначала во время выполнения уроков сидите рядом с ребенком постоянно, затем только если у него возникают трудности с решением задач и уже через несколько месяцев вам будет нужно только проверять его уроки. Обычно через 5-6 лет с начала посещения школы многие родители с радостью замечают, что их ребенок научился сам планировать работу и свое время, и им больше не нужно готовить уроки вместе с ним.

Вряд ли можно найти ребенка, который бы с удовольствием садился за уроки, оставляя в стороне прогулки, игры или другие занятия по душе. Психологи уверяют: девять из десяти детей с трудом садятся за парту дома и выполняют домашние задания в самое кратчайшее время. Организованность и усидчивость присущи лишь единицам школьников - такие дети считаются исключением из правил.

Так что не стоит переживать, если ваш ребенок уже который час не может сесть за парту, а, наконец, усаживаясь за книжки и тетрадки, уже через пять минут начинает искать различные причины, чтобы только не учить уроки (сходить в туалет, попить воды, поесть что-нибудь и пр.). Оказывается, подобным образом ведет себя большинство совершенно нормальных и психически здоровых детей. Какими же методами выработать у ребенка привычку учить уроки самостоятельно, в хорошем темпе, качественно и не отвлекаясь на мелочи?

  1. Прививаем интерес . Самое важное правило быстрого выполнения уроков – это увлеченность учебой. Привить этот интерес, конечно, способны только взрослые (воспитатели в детском саду, первые учителя, а также сами родители). Когда ребенок заинтересован и мотивирован на быстрое и качественное выполнение домашних заданий, когда ему нравится получать новые знания и он понимает, что умеет это делать, процесс выполнения уроков не затягивается до вечера. Интерес прививается личным примером родителей, их терпением в процессе обучения, а также профессионализмом педагогов.
  2. Правильная привычка . Чтобы выработать у первоклассника привычку грамотного выполнения уроков, психологи и учителя советуют: первый год родителям необходимо постоянно сидеть рядом с ребенком во время выполнения домашних заданий. Малыш обязательно должен знать, что ему помогут, и он не останется один на один с учебниками и тетрадями, многое из написанного в которых с первого раза ему будет не совсем понятно. Во втором и третьем классе контроль над выполнением уроков психологи рекомендуют ослабить, а к концу начальной школы желательно добиться того, чтобы ребенок выполнял уроки в хорошем темпе самостоятельно.
  3. Дозированная помощь . Даже находясь рядом с ребенком рядом, не пытайтесь выполнить все за него и приходить на помощь по первому же зову. Сначала выступайте в роли стороннего наблюдателя. Попросите ребенка прочитать задание до конца и объяснить вам, как он его понял. Только если ребенок действительно не понимает смысла задания, попытайтесь ему немного подсказать.
  4. Режим уроков . Одно из важнейших правил выполнения уроков – это режим. Так, после школы ребенку необходимо немного отдохнуть и погулять, и только потом садиться за парту. Психологи рекомендуют делать уроки в промежутке от 15-00 и 18-00 часами. Именно в это время у детей наблюдается наибольшая умственная активность.
  5. Мотивируем часами . Согласно установленным стандартам по обучению в школе, в младших классах дети должны учить уроки не более 1,5 часов в день. Однако дети нередко затягивают этот процесс на несколько часов. Детские специалисты советуют: поставьте на стол малыша часы (можно песочные) и покажите, сколько ребенок должен затрачивать на выполнение того или иного задания. Объясните цену времени. Покажите, что пол часа (а в некоторых случаях и больше часа) ребенок может потерять впустую (на слишком длительные размышления, отвлечения от уроков, разговоры не по теме и пр.) Как правило, этот метод срабатывает уже после нескольких раз своего применения.
  6. Негативная мотивация . Объясните ребенку, что если затягивать с выполнением домашних заданий, то можно пропустить игры, прогулки, секции и другие интересные занятия. Объясните в красках, как скучна будет жизнь вашего чада, если он целыми днями будет засиживаться допоздна за партой, не выходя на улицу и не играя со сверстниками.
  7. Нужен ли черновик? Считается, что использование черновика помогает ребенку выработать привычку аккуратно писать в чистовике и не делать ошибок. Однако, не секрет, что черновик увеличивает выполнение домашних заданий как минимум в полтора раза. Подумайте, стоит ли забирать у ребенка час лишнего времени, который можно потратить на прогулки или подвижные игры? Поэтому здесь необходимо подходить индивидуально: например, если уроков задают очень много, то использование черновика существенно удлинит срок их выполнения, и у ребенка появится желание избежать уроков в следующий раз. Если на дом задано немного, то использовать черновик очень полезно. Зависит это также и от аккуратности малыша: некоторые дети настолько собранны и аккуратны, что способны решать задания сразу в чистовике без единой помарки.
  8. «Шоковая терапия» . Если ребенок отказывается садится за уроки, или явно халтурит и балуется за партой, предложите ему закрыть тетради и учебники и заняться своими делами. Проведите эксперимент: один раз отправьте ваше чадо с невыученными уроками. Двойка или строгое замечание учителя за невыученный урок порой способны встряхнуть малыша и призвать к ответственности.
  9. Музыка или телевизор . Некоторые детские психологи уверяют: если ребенок во время выполнения заданий просит включить телевизор или негромкую музыку, не запрещайте ему сделать это. Оказывается, большая половина населения нашей планеты трудятся намного эффективнее под определенный звуковой фон. Малыши не являются исключением.
  10. Уроки лежа . Не заставляйте ребенка все время сидеть за партой. Некоторые задания ребенок вполне может выполнить вне парты. Например, нарисовать картину или выучить стихотворение можно лежа на животе: во-первых, малыш поменяет позу и немного отдохнет; а, во-вторых, такое положение отлично разгружает позвоночник и рекомендуется детскими ортопедами как средство профилактики сколиоза.
  11. Переменки . Даже в школе у детей есть перемены. Поэтому старайтесь каждые пол часа устраивать малышу веселые пятиминутки. Потанцуйте или попрыгайте с ребенком, сделайте небольшую зарядку, расскажите смешную историю. Веселые переменки не только позволяют отдохнуть ребенку, но и поднимают настроение, настраивая на то, что уроки можно учить с удовольствием.
  12. «Нет!» крикам . Нередко родители, контролируя выполнение домашних заданий своего чада, срываются на ребенке – кричат, обзывают или читают длинные нравоучения. Чаще всего это происходит, когда ребенок начинает баловаться, отвлекаться, не понимать, казалось бы, элементарных вещей или искать любые причины, чтобы не сидеть за партой. Разумеется, это вызывает досаду. Однако намного эффективнее взять себя в руки и спокойно объяснить малышу, что подобное поведение привет к тому, что вы поссоритесь с ним, перестанете совместно учить уроки и сильно огорчитесь.
  13. Хвалите ребенка . Ничто так не мотивирует на подвиги, как своевременная похвала. Не скупитесь на хорошие слова в адрес своего ребенка. Наверняка, тот или иной малыш более способен в какой-то области: кто-то прекрасно схватывает иностранные языки, кто-то за три минуты может выучить длинное стихотворение, а кто-то с легкостью решает сложнейшие математические примеры. Подчеркивайте успехи своего чада, говорите о вашей вере в его способности и о том, как вы радуетесь его достижениям в школе. Похвала способна творить удивительные вещи.

Помните, что привить способность ребенку учить уроки быстро и с удовольствием –важная обязанность родителя. Как правило, дети, так и не ставшие самостоятельными в школе, вырастают безответственными, безынициативными и инертно плывущими по жизни. Напротив, дети, которым с малых лет привили интерес к учебе, обучили быть ответственными и самостоятельными, с легкостью справляются с учебой не только в школе, но и в высших учебных заведениях, а также в процессе получения опыта настоящей работы во взрослой жизни.

Нередко, когда родители выполняют с ребенком уроки дома, то постепенно общее дело перерастает в скандал и крики. Детям бывает не так просто усвоить информацию. Как правильно делать уроки с ребенком, когда родители покрикивают? Ведь у него портится настроение и пропадает желание к учебе. Первоклассник страдает, но и родители тоже страдают не меньше его.

Когда ребенок отказывается выполнять домашние уроки и выдумывает различные отговорки, оттягивая время, родителям вместо криков на своего ребенка, необходимо выяснить причину такого поведения. Для начала нужно убедиться в том, что ребенок здоров и его ничего не беспокоит. Потом следует узнать у ребенка – на все ли школьные предметы у ребенка распространяется такое отношение.

Если ребенку не нравятся какие-то конкретные предметы в школе, родителям необходимо расспросить ребенка об этом подробно, чтобы точно знать, почему именно он не любит тот или иной предмет в школе. Причин может быть достаточно много:

  • ребенку тяжело дается предмет,
  • ему не нравится педагог,
  • на этом уроке ребенку скучно,
  • урок вызывает неприятные ассоциации.

Когда знаешь причину, по которой ребенок не хочет делать уроки, то намного легче найти пути решения этой проблемы.

Даем ребенку отвлечься

Если ребенок недавно вернулся из школы, не нужно сразу предлагать ему браться за уроки. Для начала, ребенок должен отдохнуть немного от школы, отвлечься. Самым идеальным отдыхом после аппетитного полдника или обеда, может стать позитивная прогулка или подвижные игры. Только отдохнувший ребенок может приступать к выполнению домашней работы. У него должны быть ясные мысли и свежая голова.

Если ребенок будет выполнять уроки всегда примерно в одно время, то он не будет испытывать стресса. Просто ребенок уже знает, что подходит время к выполнению домашнего задания и предварительно готовится к этому. Он становится более собранным и организованным. Уже потом, на подсознании, выполнение уроков он воспринимает, как что-то естественное: как чистить зубы, умываться, принимать пищу, ходить в туалет, ложиться спать.

Когда ребенок готов выполнять уроки, необходимо давать ему короткие перерывы, чтобы он не переутомлялся, и у него было немного времени для отдыха. Будет достаточно даже 5 минут (можно и больше).

Взрослые тоже любят устраивать себе перерывы на работе – пьют чай или кофе. Ведь, это дает заряд бодрости. Ребенок тоже может выпить стакан сока, съесть яблоко, да и просто немного размяться. За короткий перерыв, и глазки отдохнут.

Если ребенок учится в первом классе, то ему особенно тяжело вырисовывать прописи или выполнять другие задания. Самое главное, что следует сделать родителям – не давить на ребенка и позволить ему выполнять задание постепенно. Родитель обязательно должен быть рядом, чтобы смог всегда что-то подсказать. Дети могут долго застрять над одним заданием, и помощь взрослого ему просто необходима. Только так он сможет выполнять уроки без стресса. Уже потом, по мере взросления, ребенок понятные ему задания будет выполнять сам, а более сложные задания ему смогут помочь выполнить родители. А может, ребенок все задания будет выполнять самостоятельно, а родители только проверять. Но они обязательно должны хвалить его, чтобы он и дальше радовал их своими результатами.

Не нужно выполнять домашнее задание за ребенка

Конечно же, будет разумно, если ребенок будет сам выполнять свои уроки, а не его родители. Просто из-за своей занятости, многие родители выполняют уроки за ребенка, тем самым, хотят побыстрее освободиться. Это неправильно. Так ребенок никогда не научится быть самостоятельным. А виной тому будут родители, которые показали ему дурной пример. И если однажды ребенок попросит маму сделать за него уроки, то не стоит удивляться, сами виноваты, что не научили ребенка быть ответственным и самостоятельным. Родители всегда могут подсказать ребенку и направить его на верное действие, но ни в коем случае не делать за него уроки. Это просто недопустимо.

Ребенку с трудом даются знания

Вот родители убедились в том, что учеба в школе – приносит ребенку больше негативных эмоций, чем позитивных. Первое, что они должны сделать – откровенно поговорить со своим ребенком. Только интонация разговора не должна быть в грубой и строгой форме, родители должны быть абсолютно спокойными. Беседа с ребенком должна быть легкой и непринужденной. И то, о чем будут говорить родители, должно заинтересовать ребенка. Например, мама может сказать о том, что, когда она была в его возрасте, ей тоже не просто давался тот или иной предмет, но она старалась, училась и в итоге добилась хороших результатов. Ребенку важно понять, как правильно делать уроки , что не все в жизни бывает легко и просто. Чтобы получить желаемый результат, необходимо прикладывать много усилий. Родители также могут выделить те предметы, которые им давались в школе лучше всего.

Ребенку не нравится школьный педагог

Ребенку, вполне, может не нравиться школьный учитель. Но родителям следует проявить чувство такта. Они должны объяснить своему ребенку, что в каждом человеке есть, как положительные, так и отрицательные качества. Только это не повод, чтобы не делать уроки.

Возможно, педагог строгий, поэтому ребенок чувствует себя на его уроках не совсем комфортно. Родителям следует объяснить ребенку, что если он будет хорошо готовиться по этому предмету, отвечать на уроках, то педагог его заметит и станет намного добрее. Учителя любят умных ребят, а не лодырей. Ребенок должен усвоить эту информацию, только тогда проблема исчезнет сама собой.

Если разговор с ребенком так ничего и не решил, родителям следует поговорить с учителем и выяснить, почему у него с ребенком не сложились отношения. Если учитель знает причину, то возможно, что-то изменит в своей тактике поведения.

Ребенок не общается с одноклассниками, если с ребенком не дружат

Если ребенок замкнутый и малообщительный, то у него могут не сложиться отношения с ребятами в классе. Это и послужит причиной не выполнять домашнее задание, вплоть до нежелания ходить в школу.

Ребенок постоянно находится в напряженном состоянии, и чтобы снять это напряжение, необходимо устроить ребенку праздник, пригласить гостей. Если с ребенком не дружат — это здорово ему поможет.

Пусть ребенок занимается дополнительно

Если родители знают, какие трудности у ребенка возникают в выполнении домашнего задания (ребенку не просто дается письмо или он с трудом пересказывает текст), то родители могут устроить ему дополнительные задания. Чтобы не напрягать ребенка в будни, родители могут помочь ребенку с выполнением заданий в выходные дни. Так хотя бы будет больше времени, чтобы сосредоточиться и без спешки выполнить задание. Такой метод обязательно даст свои результаты, а ребенок поверит в свой потенциал.
Если ребенок отстает по какому-либо предмету, то родителям необходимо его «подтянуть». При этом нельзя перегружать ребенка дополнительными заданиями по другим предметам, это будет лишним.

Родители должны быть терпеливыми и конструктивными. Если они совместно с ребенком будут прилагать усилия, отнесутся к нему со всей доброжелательностью, то ребенок сможет выполнять уроки без стресса. Помощь родителей ему в этом просто необходима.

Каждый вечер вы с ребенком часами просиживаете за уроками. Вы точно знаете, что ему задали, вместе готовите презентации и мастерите поделки, когда он уже спит. У родителей всегда находятся причины, почему они помогают детям с домашней работой. А у практикующего психолога Ларисы Сурковой есть 5 весомых аргументов, почему этого делать не надо.

Школа - зона ответственности ребенка

Родители уже давно окончили школу. Теперь учатся дети. Школа – это зона их ответственности. Даже если речь идет о первоклассниках.

Впрочем, в каком бы классе ни учился школьник, начало учебного года – самое время перестать воспринимать его как малыша и делегировать ему право самому собирать рюкзак и делать домашнюю работу .

Конечно, в первое время возможны и двойки, и замечания. Но рано или поздно школьник поймет, что учится он сам, а не мама или бабушка.

Учеба - не вся жизнь. Берегите нервы

Сколько семейных драм происходит из-за учебы. А повзрослевшие дети чуть не до старости вспоминают, как мама или папа просиживали с ними до ночи над математикой и – заставляли, заставляли, заставляли…

Но школа – это лишь один из этапов в жизни. И она не должна становиться между родителями и детьми . Если же все одиннадцать лет стоять над ребенком, то ему не привить интерес к знаниям. Таким способом можно только отбить у детей желание учиться и разрушить с ними отношения.

Вы растите безответственного исполнителя

Тотальный контроль за домашними заданиями поможет вырастить несамостоятельную личность, которая делает все по указке, которой легко манипулировать. Такой ребенок будет хорошим исполнителем, но не научится принимать решения и брать на себя ответственность. В том числе – и за невыученный урок.

Это очень важный воспитательный момент, когда ребенок что-то не приготовил, получил двойку и сделал соответствующие выводы . Причем не делать за него домашнее задание – не значит полностью самоустраниться. Можно проверить выполненное, можно и нужно помочь разобраться в сложном вопросе. Дальше – пусть он сам.

В противном случае ребенок так никогда и не научится решать задачи и писать сочинения. А двойка – всего лишь оценка, часто субъективная. Все же важны не оценки, а знания. Можно ходить с ребенком в музеи, на выставки, покупать настольные игры, которые покажут, что каких-то знаний ему не хватает, и воспитают желание узнавать новое.

Лучше в детстве научиться распределять время и нагрузку

У современных детей часто складываются сложные отношения с временем. Они его «не чувствуют» – ведь расписание составлено учителями и родителями. Взрослые же и следят, чтобы оно выполнялось. В итоге ребенок корпит над уроками до ночи не потому, что задано слишком много, а потому что не умеет правильно распределить время.

Помощь родителей в этом случае – медвежья услуга. Готовы ли они и в институте писать за своего ребенка рефераты, курсовые, диплом? Там ведь тоже очень много задают.

Чтобы ребенок научился правильно делать уроки, нужны не надзирающие родители, а стол, стул и будильник. На домашнюю работу по каждому предмету отводится не более получаса. Не успел – все равно переходит к следующему заданию. Так школьник научится распределять время.

Если же эта проблема возникает у всего класса, значит, нужно обратиться к классному руководителю и, может, даже к директору, чтобы они пересмотрели нагрузку.

Вы сэкономите время для себя

Когда ребенок самостоятельно делает уроки, у родителей появляется масса свободного времени. Наверняка они найдут на что потратить пару часов, которые раньше проводились над тетрадками.

Со временем при правильной организации домашней работы освободятся вечера и у школьника. И появится время на прогулки. А вот разговоры на тему «Ты сделал уроки?» останутся в прошлом.

Случайные статьи

Вверх