Самопознание: путешествие в глубины внутреннего мира. Аналитическое самопознание личности

Обратимся теперь к самому процессу самопознания как последовательной смене действий, позволяющей достичь целей самопознания. Постараемся ответить на вопрос: какие средства можно использовать в ходе организации самопознания?

К наиболее распространенным способам самопознания относятся следующие: самонаблюдение, самоанализ, сравнение себя с некоторой «меркой», моделирование собственной личности, осознание противоположностей в каждом качестве, поведенческой характеристике.

Самонаблюдение. Это способ самопознания путем наблюдения за собой, своим поведением, действиями, событиями внутреннего мира. Человечество давно знакомо с самонаблюдением, которое одно время выступало как основной метод психологии и называлось «интроспекцией» (заглядывание внутрь), а сама психология получила название «интроспективной». В последующем от этого метода отказались как от основного, поскольку он очень субъективен и не дает точной картины психики человека, но как способ самопознания он имеет огромное значение.

Самонаблюдение бывает попутным малоосознанным и целенаправленным. Как попутное малоосознанное самонаблюдение осуществляется постоянно и тождественно функционированию нашего сознания. Мы что-то делаем, общаемся, отдыхаем и как бы одновременно наблюдаем за собой, осуществляем самоконтроль. Как только поведение выходит за рамки норматива, установленного другими или нами самими, мы вносим в него коррективы. В ходе нецеленаправленного самонаблюдения тем не менее осуществляется процесс накопления фактов, некоторые из них в силу значимости или повторяемости становятся объектом нашего сознания, т.е. обнаруживаются, фиксируются, подвергаются анализу.

Целенаправленное самонаблюдение имеет место тогда, когда мы ставим цель обнаружить и зафиксировать в себе проявление того или иного качества, свойства личности, поведенческой характеристики. Для этого нередко человек намеренно ставит себя в соответствующие ситуации или даже сам создает их, проводя над собой своеобразный эксперимент. Хорошие возможности для такого экспериментирования создают специально организованные психологические тренинги, позволяющие обнаружить и зафиксировать в себе определенные свойства и качества.

Из сказанного понятно, что и попутное, и целенаправленное самонаблюдение дают возможность обнаружить и зафиксировать свойства личности, черты характера, особенности общения и многое другое.

Самоанализ. То, что обнаруживается с помощью самонаблюдения, подвергается анализу (расчленению, расщеплению), в ходе которого черта личности или поведенческая характеристика расчленяется на составляющие части, устанавливаются причинно-следственные связи, идет процесс размышления о себе, о данном конкретном качестве.

Пример. Вы установили или обнаружили путем самонаблюдения и фиксации неприятных эмоций, что застенчивы. Путем самоанализа уточняем, действительно ли это так, т.е. каковы признаки застенчивости. Вы можете себе сказать: «Я стесняюсь, я краснею (или бледнею), не могу внятно ответить на поставленные вопросы». Но если остановиться только на этом, то вас могут захлестнуть неприятные чувства и переживания, может возникнуть комплекс неполноценности. Однако это только первичный самоанализ. Далее, размышляя об этом, можно поставить вопросы: всегда ли это проявляется? Застенчив ли я в общении с близкими и родными людьми? - Нет. Проявляю ли я застенчивость, отвечая урок? - Нет. А в общении с незнакомыми людьми? - Да. Со всеми ли? - Нет, только с представителями противоположного пола. Таким образом, выясняется, что вы застенчивы, но не вообще, а с представителями противоположного пола. Чем это вызвано? Можно додумать, что это или стремление понравиться, или незнание, как себя вести в разных ситуациях, или неуверенность, проявляющаяся в общении с чужими людьми противоположного пола, которая возникла еще в детстве в результате насмешек и иронии по поводу вас. Вот мы и подходим к гипотетической истине в нашем гипотетическом примере. Оказывается, причиной застенчивости взрослого человека может быть затаенная обида, пережитая в детстве, как результат насмешек над ним.

Как видим, приведенный здесь алгоритм самоанализа довольно прост, он лишь требует внимания к себе, некоторого времени и умения правильно задать себе вопросы и, привлекая жизненные факты, правильно на них ответить.

Сравнение себя с некоторой «меркой». Слова «мерка» и «шкала» - это условные понятия, однако они позволяют достаточно точно передать суть данного способа. Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми, или с идеалами, или с принятыми нормативами. Прием сравнения дает возможность выстроить самооценку как важный компонент самопознания. Такое сравнение осуществляется шкалой, полярными полюсами которой являются противоположности, например: умный -глупый, добрый -злой, справедливый - несправедливый, внимательный - невнимательный, трудолюбивый-ленивый. И мы обязательно в этой шкале находим себе место.

Пример. Вы говорите: «Я достаточно умный, но не очень обязательный, очень добрый человек, но иногда неуверенный в себе». Такие мерки формируются в вас на протяжении всей жизни, зачастую бессознательно, на основе постоянного сравнения себя с другими людьми или с общепризнанными нормативами. Мерки бывают разные: в виде шкалы, как в данном случае, или в виде рангов, когда вы ранжируете людей по степени выраженности того или иного качества, находя в этом ряду место и себе, например: вы можете выделить в себе сильные качества, которые дают вам силы жить, трудиться, взаимодействовать с другими людьми, и слабые качества личности, которые, наоборот, затрудняют жизнь, вносят дисгармонию, порождают отрицательные эмоции.

Однако в любом случае, сравнивая себя с некоторым «эталоном», мы даем себе самооценку как в целом, так и по отдельным качествам и поведенческим характеристикам. Это в конечном итоге приближает нас к познанию и построению Я-концепции.

Моделирование собственной личности относится уже к довольно специальным методам самопознания, и лучше всего его использовать, опираясь, например, на помощь психолога. Но, к сожалению, общение с психологом доступно далеко не каждому, поэтому элементы самомоделирования можно использовать и самостоятельно. Моделирование - это отображение отдельных свойств и характеристик в символах, знаках, объектах реальных процессов (в данном случае своей личности, своих отношений с другими).

Простейшим приемом моделирования является, например, рисование себя: «Я в настоящем», «Я в будущем», «Я как друг», «Я как учащийся» и многое другое. Рисунок облегчает самоанализ: какой я, какие у меня черты, качества, чего я хочу, что я могу и т. д. Эффектным является и такой прием, когда символами (например, кружочками) обозначаются Я и другие значимые люди, прописываются и осмысливаются связи между собой и другими: симпатии, антипатии, доминирование, подчинение, конфликты и т.д. Так можно обозначить и качества собственной личности: какие-то из них расположить в центре, какие-то - на периферии, сгруппировав их по степени близости друг к другу (одни - помогают жить, строить отношения с окружением, другие - мешают, делают личность слабой). После этого аналогичным образом проводится анализ, идет процесс размышления над собой, своим поведением и поступками. Практика показывает, что такие приемы значительно облегчают процесс самопознания, так как дают возможность вынести свой внутренний мир вовне, смотреть на него как бы со стороны.

Возможны и более сложные способы моделирования как структуры своей личности, так и своих отношений, например, с помощью ролевых игр и психодрамы, но эти способы требуют включения других людей и могут быть реализованы только под руководством опытного психолога.

Осознание противоположностей относится к способам, которые применяются на более поздних этапах процесса самопознания, когда та или иная личностная характеристика уже выделена, проанализирована, оценена и дает возможность безболезненно осуществить акты самопринятия. Суть заключается в том, что наша личность в целом, ее отдельные качества одновременно имеют позитивные и негативные стороны. Поэтому самопознание будет неполным, если мы фиксируемся только на одной стороне, воспринимая ее или как безусловно позитивную, или как безусловно негативную.

Пример. Ответственность - это сильное качество. Нередко мы говорим о необходимости воспитания ответственности, желаем, чтобы люди проявляли это качество. Но высокий уровень ответственности или сверхответственности мешает человеку, вызывает отрицательные переживания, так как быть ответственным везде и во всех ситуациях невозможно. Возьмем другое свойство, относимое людьми обычно к отрицательным характеристикам, - агрессивность. Во многих культурах и обществах агрессивность не поощряется в силу своей разрушительности и рассматривается как показатель слабости личности, ее незрелости, как неумение держать себя в руках, как отсутствие выдержки и самообладания. Но агрессивность - это одновременно и способность «выпустить пар», разрядиться, освободиться от накопившейся отрицательной энергии, способ катарсиса, очищения. Поэтому речь в плане воспитания и самовоспитания пойдет не о том, чтобы человек вообще не проявлял агрессивности, а об овладении приемлемыми способами ее выражения, например, важно научиться переводить деструктивную агрессию в конструктивную, овладеть замещающими действиями, не приносящими вреда другим людям, животным, вещам, а также способами сдерживания, самообладания, терпения, терпимости и т.д.

Обычно человек, обнаружив и даже проанализировав то или иное качество, испытывает чувство удовлетворенности, если оно положительное и отвечает его потребности быть на уровне своих притязаний, или неудовлетворенности, если это качество относится к категории отрицательных, слабых. Такой подход является однобоким. Важно в позитивном (положительном) сильном качестве найти слабые стороны, а в отрицательном - положительные и сильные стороны. Именно такая внутренняя работа нередко позволяет провести переформулирование, замену качеств, в результате чего свойство принимается как собственное достояние, а его отрицательные последствия сводятся к минимуму. Разберем это положение на примере застенчивости.

Пример. Некоторые воспринимают застенчивость у себя как отрицательное качество, которое мешает в общении с другими людьми, и могут этот факт переживать очень сильно. Переживания, в свою очередь, усиливают подозрительность по отношению к окружающим. Подозрительность усиливает застенчивость. Круг замыкается. Застенчивость не принимается, с ней начинают бороться. Борьба на деле сводится только к усилению переживаний. Однако достаточно в застенчивости выделить сильную позитивную сторону, как она может быть безболезненно принята. Такой сильной стороной может быть, например, чувствительность к отношению людей, что выступает показателем тонкой душевной организации и внутреннего мира. Принять в себе чувствительность, тонкую душевную организацию легче, чем застенчивость, хотя по большому счету (за исключением нюансов) это одно и то же.

В целом необходимо заметить, что самопринятие - важный момент заключительной части самопознания, оно же является и отправной точкой для самосовершенствования, саморазвития, выступая одновременно и как этап самопознания, и как способ достижения единства и гармоничности личности, и как механизм саморазвития.

Самым широким и доступным способом самопознания является познание других людей. Давая характеристики своим близким, друзьям, разбираясь в мотивах их поведения, мы переносим эти характеристики, нередко бессознательно, на самих себя, сравнивая себя с другими. Такое сравнение дает возможность выделить общее и особенное, понять свое отличие от других и то, в чем конкретно оно заключается.

Обратимся к средствам самопознания.
Одним из распространенных средств самопознания является самоотчет, который может осуществляться в разных формах. Устный самоотчет может проводиться в конце недели, месяца и т.д. Здесь важно воспроизвести события дня или недели: проанализировать свое поведения в разных ситуациях; отметить все позитивы и негативы; причины, которые побудили поступать так или иначе; проиграть модели более эффектного поведения; выделить в себе качества и черты личности, проявившиеся в «отчетном» периоде.

Другой формой самоотчета является ведение дневника. Преимущества этой формы несомненны, хотя она и требует временных затрат и волевых усилий. Во-первых, когда человек записывает события, то происходит интенсивная работа ума, особенно в тех случаях, когда надо выразить в словесной форме различные переживания, в результате чего происходит процесс осознания как событий, так и переживаний. Во-вторых, ведение дневника позволяет зафиксировать в письменной форме самое уникальное, что у нас есть, - свой жизненный опыт, который выступает в качестве важного результата нашей жизни и учения. В-третьих, в дневнике можно описывать свое прошлое, тем самым более глубоко осознать его, обнаружить динамику развития своей личности. В-четвертых, дневник позволяет давать себе самохарактеристику, где описание сочетается с анализом.

Следующими средствами самопознания являются просмотр кинофильмов, спектаклей, чтение художественной литературы. Известно, что писатели, особенно классики, - непревзойденные психологи, более того, они нередко поднимают такие вопросы, к решению которых научная психология только начинает подходить. Читая художественную литературу, обращая внимание на психологические портреты и характеристики героев, их поступки, отношения с другими людьми, вы невольно сравниваете себя с этими героями. Просмотрев фильм, спектакль, прочитав художественное произведение, постарайтесь задать себе ряд вопросов: каковы поступки главных героев? Какие факторы сыграли ведущую роль в формировании характера главного героя? Что побудило человека стать именно таким? Мог ли он поступить иначе? Как бы я повел себя в данной ситуации? Что нужно сделать этому герою, с моей точки зрения, чтобы быть другим, измениться? И т.д. Хорошо известна истина, что чем больше начитан человек, тем более он эрудирован, в том числе и в вопросах самопознания.

И, пожалуй, самые широкие возможности для самопознания предоставляет изучение психологии, в частности таких ее разделов, как психология личности, групп; социальная психология; психология познавательной деятельности. В настоящее время во многих средних и высших учебных заведениях психология стала обязательным предметом, что, несомненно, является положительным фактором. В связи с этим значительно увеличился объем популярной психологической литературы, где можно почерпнуть массу полезных сведений, повысить свою психологическую грамотность, расширить сферу самопознания.

Полезно использовать психологические тестирования, но надо иметь в виду, что лучше пользоваться серьезными, апробированными тестами, внимательно читая инструкции и способы интерпретации. Если есть возможность, интерпретацию лучше осуществить совместно со специалистом-психологом. К развлекательным тестам надо и относиться соответственно, не принимая их всерьез.

К специальным средствам самопознания следует отнести различные современные формы работы психолога. В ходе индивидуального консультирования психолог строит работу с пациентом таким образом, чтобы тот максимально раскрылся, понял свои проблемы, нашел внутренние ресурсы для их разрешения, осуществил акты самопознания. Хорошие результаты дает и работа в группе социально-психологического тренинга. Здесь контакт строится таким образом, что группа, являясь своеобразным зеркалом, в котором отражается каждый ее участник, интенсифицирует процессы познания других и себя. Непременным условием взаимодействия группы и психолога является создаваемая руководителем атмосфера доверия и взаимопринятия. В психологии существует большое количество разного рода психотерапевтических методов и приемов, которые позволяют личности не только более глубоко познать себя, но и выработать направления саморазвития, свои собственные решения различных жизненных проблем и трудностей.

Что такое самопознание

Есть разные сферы или уровни самопознания, доступные человеку, и в википедии описаны три из них, которые соответствуют трем уровням организации человека:

1. Биологический - познание себя как организма.
2. Социальный - способность овладевать знаниями, умениями и правилами поведения.
3. Личностный - способность совершать выбор, координировать поведение, создавать свою жизнь.

Однако в этом описании упущен самый важный вид самопознания - познание своей истинной духовной (нематериальной) природы. И это упущено только потому, что традиционная психология так и не вышла за рамки материальных сфер познания. На данном пути самопознания мы делаем шаг в неизвестное, выходя за рамки привычного материального, и делаем невероятное открытие - кем мы являемся на самом деле. Это путь освобождения от иллюзий и заблуждений, путь к свободе и самому себе - вечному и настоящему.

Что представляет собой данный Путь к просветлению

Это набор самых эффективных техник просветления, отобранных за последние 10 лет исследований и работы над собой и с клиентами. Все техники этого пути самопознания даны в определенной последовательности (разделены на уровни) и адаптированы для самостоятельного применения. Некоторые из них - моего авторства, другие взяты из иных источников и усовершенствованы, остальные техники приведены в чистом виде с указанием происхождения.

Для тех, кто хочет быстро достичь просветления, у меня есть и хорошие новости, и плохие. Хорошие новости в том, что:
1. на этом пути самопознания вы экономите несколько десятков или сотен тысяч евро (столько люди платят за достижение подобного состояния в некоторых «организациях»)
2. техники данного пути невероятно эффективны! То есть, быстры и результативны.
3. вам не потребуется помощник, все техники самопознания - для самостоятельной работы. Но при необходимости я помогу чем смогу - см. Бесплатные психологические консультации.

Теперь плохие новости:
1. этот путь просветления не для всех (подробнее в разделе "Предупреждение")
2. иногда будет трудно, неприятно и невесело (это плата за быстроту и эффективность техник)
3. жалеть Вас и сочувствовать никто не будет (если вам нужна жалость и сочувствие - это не по адресу:))

Поэтому, кратко подводя итоги, можно сказать, что этот путь самопознания - для здравомыслящих людей-практиков, готовых что-то сделать для своего настоящего и будущего. Остальные найдут себе что-то более простое и, скорее всего, бесполезное.

Описание пути самопознания и техник просветления

Это быстрый, эффективный и, самое главное, надежный путь к просветлению и счастью - путь через эго и через дуальности (подробнее в главе "Опустошение ума"). Конечный пункт назначения этого пути самопознания - Полная Духовная Свобода (см. Высшая Реальность). Свобода от всего, что делало человека несвободным.

Восстановление изначального состояния чистого сознания - просветление - возможно с помощью различных упражнений и техник самопознания, и на сайте я выложил наиболее эффективные техники по выходу из дуальностей (двойственностей) и механизмов ума, что приводит к обретению (а точнее - к осознанию) изначальной природы духовного существа. Это путь, на котором восстанавливаются природные способности духовного существа, и как результат возникает понимание, гармония, спокойствие, радость, счастье и безмятежность.

Что вы найдете на уровнях? На первых двух уровнях даны техники для работы с актуальными дуальностями (двойственностями, дихотомиями), что дает освобождение от ловушки этих дуальностей и механизмов ума (эго), связанных с ними. На втором уровне, помимо мощнейшей техники для проработки дуальностей, есть также дополнительные универсальные техники просветления, не только для работы с дуальностями. Третий уровень на пути к просветлению - это ускоренная обработка дуальностей и механизмов ума с помощью подсознания, а также серия техник, цель которых - восстановить способность создавать, изменять и разрушать любые иллюзии (пространство, энергию, материю и время) осознанно и по желанию, и, соответственно, привести к большей духовной свободе. Техники Четвертого и Пятого уровней нацелены на устранение основных механизмов ума, тотальное разотождествление и обретение изначальной полной свободы - чистого сознания, что также подразумевает счастье в самом чистом нематериальном виде. Пятый уровень, собственно, целиком и полностью посвящен вопросу самопознания, и это самая интересная сфера для исследования.

Техники самопознания каждого последующего уровня намного мощнее предыдущих, и каждый уровень является подготовкой к следующему.

Предложенный путь позволяет самостоятельно и сравнительно быстро избавиться от негатива любого рода и его неприятных последствий. Начните уже сейчас, с помощью техник, приведенных на сайте!

Техники по обработке дуальностей и выходу из них очень просты и эффективны; в этом вы можете убедиться, поработав на первом уровне. Состояние, достигаемое с помощью техник этого пути (в отличие от некоторых других практик), является наиболее стабильным, потому что убирается сам фундамент ума - дуальности. Другими словами, происходит необратимое стирание эго, его растворение в чистом сознании - навсегда. Выход из дуальностей (двойственностей), опустошение ума, достижение чистого божественного сознания, гармонии, радости, счастья и безмятежности - всё это возможно, и для этого не нужны десятки лет (как раньше), и даже годы. Весь путь к просветлению можно пройти быстро - за полгода-год, при условии интенсивной практики самопознания.

Здесь вас ждет величайшее и самое волнующее приключение - путешествие вглубь себя, к себе настоящему, к счастью Полной Свободы. Добро пожаловать! И пусть ваш Путь самопознания будет быстрым!

Существует довольно большое количество техник медитаций, которые разрабатывались практикующими йогами веками. Среди них есть как очень сложные, так и те, которыми может заняться любой желающий прямо в офисе. Для этого нужно, чтобы вас оставили в покое хотя бы на 15 минут. Лавочка в тени деревьев в летнем парке тоже подойдет.

©photo

Медитация позволяет нам успокоить наше тело и разум, заглянуть в себя и, возможно, найти скрытые резервы. Но для того, чтобы это работало, в первое время (хотя бы 2 месяца) нужно практиковаться каждый день, а затем снизить занятия до 2-х раз в неделю. Вы ведь понимаете, что если будете делать это от случая к случаю, вы вряд ли получите желаемый эффект.

Дыхание «один-четыре-два»

Глубокое дыхание - один из самых простых и эффективных техник, которая доступна не только тем, кто давно практикует, но и новичкам.

Метод:

1. Найдите приятное тихое место, где вас никто не побеспокоит 10-15 минут.
2. Сядьте в удобную позу, обязательно держа спину прямо. Это может быть поза ноги по-турецки на полу, а может быть и удобный стул, но при этом ноги должны обязательно стоять на земле полной ступней.
3. Закройте глаза и положите руки на колени ладонями вверх.
4. Несколько минут просто наблюдайте за вашим дыханием. Осознайте и прочувствуйте, как воздух проходит через ваши ноздри и горло. Почувствуйте, как во время дыхания поднимается и опускается ваша грудная клетка. Обратите внимание на то, как напряженность мягко покидает ваше тело вместе с выдыхаемым воздухом через рот.
5. Когда вы почувствовали, что ваше тело расслабилось, измените ритм вашего дыхания. Сделайте глубокий вдох на счет «один», затем задержите ваше дыхание на четыре секунды, и выдыхайте медленно на счет «два».
6. Продолжайте дышать по методу «один-четыре-две», сосредоточив свое внимание на дыхании, в течении 10 минут.

Как вариант, вы можете делать это под специальную медитативную музыку со звоночками через определенный интервал времени. Таким образом вы сможете отслеживать время вашей медитации более спокойным и приятным образом.

Медитация со свечами

Этим вы вряд ли сможете заняться в офисе, так что лучше опробуйте этот метод дома. В основе любой медитации лежит умение концентрировать свое внимание на объекте. Наше тело и сознание полностью расслаблено, но при этом мы сконцентрированы на определенном предмете. Это довольно сложно, если учесть, что в наше время многозадачности наше сознание только и делает, что переключается в короткий промежуток времени между несколькими задачами. Некоторые умудряются делать их практически одновременно. Но как уже не один раз было замечено, что успешное выполнение задания заключается в отсечении всего лишнего и концентрации на конкретной цели. В этом нам и поможет практика медитации со свечами.

Метод:

1. Выключите все источники света (если это вечер) или занавесьте окна шторами.
2. Сядьте в удобную позицию, держа спину прямо.
3. Зажгите свечу и поставьте ее на уровне ваших глаз на расстоянии вытянутой руки.
4. Сосредоточьте свой взгляд на кончике пламени свечи, стараясь при этом моргать как можно реже. При выполнении этой техники ваши глаза могут начать слезиться, но это хорошо (одна из причин, по которой данная техника медитации помогает улучшить зрение).
5. Позвольте пламени свечи заполнить ваше сознание. Если в вашу голову начнут лезть отвлекающие мысли, постарайтесь снова сосредоточиться на пламени свечи.
6. Через несколько минут закройте глаза и сосредоточьтесь на изображении мерцающего и танцующего пламени свечи в вашем сознании.
7. Откройте глаза и сделайте несколько глубоких вдохов.

Медитация «осознание тела»

В нашем теле происходит тысячи химических процессов, но мы их не замечаем. Осознание своего тела, ощущение его от макушки до кончиков пальцев на ногах - это еще один из прекрасных методов релаксации и концентрации внимания. Существует единственный момент, о котором вы должны знать - если поза очень удобная, вы просто можете заснуть:)

Метод:

1. Сядьте или лягте в удобную для вас позицию. Если сидите, не забывайте держать спину прямо!
2. Дышите глубоко. Представьте себе, как напряжение покидает ваше тело с каждым выдохом. Если вас отвлекают какие-либо неприятные ощущения в вашем теле, постарайтесь найти такую позицию, в которой вы сможете полностью расслабиться.
3. Перенесите свое внимание на кончики пальцев своих ног, сосредоточьтесь на малейших ощущениях, которые возникают в том месте. Представьте себе, как вы направляете свое дыхания к пальцам, наполняя их ощущением тепла и энергии.
4. Когда эта зона полностью расслабится, направьте ваше внимание вверх по телу через колени, руки, позвоночник, лицо - прямиком к верхней части головы (макушке).
5. Почувствуйте тепло, расслабление и спокойствие, которое полностью окутывает ваше тело. После этого вы чувствуете себя полными энергии и готовыми справиться с любыми задачами и жизненными ситуациями.

Лично для меня самым сложным является упражнение со свечой, так как мне всегда сложно давалось полное отключение мыслительного процесса. А третья методика является самой приятной, так как если ее делать под медитативную музыку, то действительно можно уснуть! Так что этим лучше заниматься у себя дома и после окончания полежать в таком расслабленном состоянии еще минут 10.

Понятие «медитация» интерпретируют по-разному: чаще всего под этим термином понимают процесс сосредоточения и успокоения внимания. Медитативные техники позволяют не рассеивать внимание на пустяки, сохранять ментальную и физическую энергию и достигать состояния чистого сознания. В этой статье мы расскажем о том, как «обнулить» свое сознание так, чтобы получить от этого максимальную пользу.

Философия чистого сознания

Познание самого себя — это странный и сложный процесс. Говоря о собственном сознании, всегда ли можем мы отличить свое «Я», нашу изначальную природу от привнесенного извне? Собственно, что является нашим сознанием, если не опыт, отраженный в нем? Сложно найти ответ на этот вопрос, ведь, по сути, что мы имеем, кроме опыта? Медитация на чистое сознание помогает отыскать ответ на вопрос «А что, собственно, есть я, кроме опыта?». Ведь, в соответствии со многими философскими учениями и религиозными верованиями, мы есть нечто большее, чем конкретная личность как представитель социума. Если отбросить жизненную историю, родственные связи, какие-либо регалии и достижения — что останется тогда? Медитация позволяет вам встретиться со своей душой — с той ни от чего не зависящей искоркой жизни, которая заставляет ваше тело двигаться, а мозг — принимать решения.

Остановка внутреннего диалога

Второй важный аспект медитации на чистое сознание — это остановка внутреннего диалога и достижение тишины мыслей. Чаще всего мы постоянно прокручиваем у себя в голове свое прошлое, возможные варианты развития событий, в том числе еще не случившихся, спорим сами с собой и с внутренними демонами. Магия чистого сознания заключается в том, что мы не тратим свою ментальную энергию на поддержание этого непрекращающегося внутреннего диалога, а сохраняем ее для более продуктивных целей — или же просто воспринимаем мир здесь и сейчас, не убегая вниманием в прошлое или будущее.

Понятие tabula rasa

Фраза “табула раса” пришла из латинского языка. Табулами древние римляне называли специальные дощечки для записей. Словосочетание “табула раса” буквально означало дощечку, с которой стерли надпись — его употребляли в иносказательном значении, говоря о возможности начать заново, словно с чистого листа. В отношении чистого сознания “табула раса” употребляется в контексте теории о том, что каждый человек рождается без предрасположенности к определенному типу поведения — оно формируется в процессе взросления и только отображает приобретенный опыт. Грубо говоря, каждый из нас в начале жизни — ненаписанная книга, чистые страницы которой могут заполниться чем угодно.

Несомненно, тезис о том, что сознание новорожденного есть чистая доска, подвергается критике. Нельзя не учитывать фактор генетики, наследования определенных качеств характера от родителей и даже физические показатели. Но взрослый человек вполне способен заново переписать свою историю и вернуться к сознанию чистого разума, используя медитацию как инструмент.

Табула раса в европейской философии

На Западе понятие “табула раса” чаще всего используют, имея в виду не состояние, которого можно достичь с помощью медитации и работы над своим сознанием, а изначально ничем не заполненный человеческий ум до приобретения какого-либо опыта. Идея первичного сознания как чистой доски принадлежит Аристотелю, который впервые использовал выражение “табула раса” в своем трактате “О душе”. Но распространение этот термин получил гораздо позже благодаря английскому философу XVII века Джону Локку и его трактату “Опыт о человеческом разуме”. Он также считал, что сознание ребенка представляет собой чистую доску, а личность формируется в процессе воспитания под влиянием обстоятельств и окружающей среды.

Забыть свое "Я"

Западному сознанию возвращение к состоянию “табула раса” может казаться абсолютно противоестественным и вызывать протест. В нашей культуре очень ценятся личностные достижения и победы, поэтому отказ от собственного опыта может быть воспринят как отказ от всего достигнутого собственным трудом, пусть и не без ошибок.

На самом деле медитация на чистое сознание вовсе не ставит себе за цель лишить вас собственного "Я" и размыть вашу личность во Вселенском Абсолюте. Наоборот, медитация может послужить надежным инструментом поддержания и преувеличения благ, позволяя оптимальнее расходовать энергию.

Другое дело, если перед вами стоит цель достигнуть духовного просветления. Скорее всего, вы начнете впадать в другую крайность - полностью отказываться от своих желаний и стремиться к беспристрастности. Конечно, ваши цели похвальны, но воспринимать желания как нечто чуждое и отрицать свое эго тоже не стоит. Как мы помним, - чем сильнее вы себе что-то запрещаете, тем больше вас к этому тянет.

Обычная человеческая жизнь содержит в себе немало приятных моментов - отказываясь от своих желаний, мы лишаем себя переживания множества чудес. Важно, чтобы во всем была гармония, а ваши желания не превращались в безумную страсть.

Техника медитации на чистое сознание

Причины обращения к подобной медитации могут быть разными. Возможно, вы действительно захотели очистить свое сознание от наслоений накопленного опыта, чтобы познать свою природу или укротить свои желания. А может быть, вы просто хотите, чтобы поток мыслей в голове не мешал вам спокойно засыпать. В любом случае вам нужно вначале освоить определенные техники успокоения сознания.

Основная цель в освоении состояния чистого сознания — научиться переключаться в режим внутреннего наблюдателя. У этого наблюдателя внутри вас нет никакой эмоциональной реакции на любые раздражающие факторы извне — он просто созерцает их и принимает такими, как есть, не пытаясь как-либо повлиять на ситуацию. То же самое касается и мыслей — ваш внутренний наблюдатель не ввязывается в диалог с вашим "Я", а просто отслеживает появление мыслей. Возможно, он развешивает на эти мысли ярлыки вроде "об этом я вчера уже думал" или "а вот эта мысль пришла впервые". Можно даже представить себе, что речь идет не о вас как о личности, а каком-то гипотетическом персонаже кино или книги, в которого вы только играете (что, согласно восточной философии, недалеко от правды). Доверяйте своему мудрому высшему "Я".

Научиться не думать

Если вы сразу стараетесь начать медитацию с того, чтобы резко прекратить думать вообще о чем-либо, то потерпите в этом сокрушительное поражение. Мысли посыплются, как крупный град летом, и остановить их будет просто невозможно. Ваша задача — действовать от обратного и, наоборот, позволить мыслям свободно проплывать в вашей голове.

Поначалу будет сложно никак не реагировать на эти мысли — каждая из них будет вызывать цепочку ассоциаций и чувств. Вам нужно научиться не ввязываться в этот поток, а следить за ним извне. Со временем вы заметите, что некоторые мысли приходят чаще обычного и являются формирующими для вашего сознания. Логичным шагом будет отследить источник и причины их появления и, как следствие, понять, не тратите ли вы на поддержание этой постоянной идеи слишком много внутренней энергии. Также постарайтесь уловить связь между мыслью и реакцией на нее, а затем понять, почему вы реагируете именно так, а не иначе. Если чувствуете, что слишком глубоко уходите в дебри своих воспоминаний, то отмечайте для себя достигнутое понимание внутренних процессов и возвращайтесь к первоначальной задаче успокоения сознания.

Тишина между мыслями

Когда вам удастся поймать эту паузу между мыслями, ничем не заполненную и не замутненную — начнется магия чистого сознания. Первое время удерживать ее будет сложно — сразу же возникнет мысль о том, что поймали внутреннюю тишину и стараетесь сохранить ее. Но важно не думать о том, как именно вы ее удерживаете, а пребывать в самом действии, в моменте «здесь и сейчас». Когда мысли снова начнут лезть в голову, вспомните про внутреннего наблюдателя и посмотрите его бесстрастными глазами. Пришедшие в голову мысли, не найдя отклика, потихоньку начнут таять и исчезать.

Постепенно вы сможете вызывать состояние внутренней тишины и без предварительной настройки, находясь где угодно. У вас получится оставаться спокойным в толпе, в транспорте, на работе и дома. С удивлением для себя вы отметите, что подобное состояние чрезвычайно продуктивно: пребывая в погружении в процесс любого действия, мы можем гораздо лучше и точнее его выполнить и проконтролировать.

Важность позы для медитации

Состояние ума во многом зависит от состояния нашего тела, и наоборот. Несомненно, мастера медитации могут сохранить свое сознание чистым даже в переполненной электричке. Но начинающим рекомендуется практиковать, приняв удобную и симметричную позу в тихом и спокойном месте, чтобы достичь гармонии тела и ума. На самом деле существование всех йоговских асан служит одной цели — подготовить тело к длительным медитациям. А оздоровление организма и хорошее самочувствие — это, можно сказать, приятный побочный эффект. В древнем трактате индийского мудреца Патанджали даже указано: «Йога — это остановка движений ума». И действительно, если ваше тело уже несколько утомлено физическими упражнениями, усидеть в состоянии покоя будет гораздо легче. Если же, наоборот, если вы просто места себе не находите от переполняющей вас энергии, то лучше выплеснуть ее с помощью активных упражнений, нежели переплавлять в запасы потенциальной энергии с помощью усиленной концентрации.

Правильное дыхание

Все восточные учения подчеркивают важность связь ритма дыхания и активности сознания. Дух-дыхание является связующим звеном между нашим телом и нашим умом. Замедляя и удлиняя вдохи и выдохи, можно добиться быстрого расслабления и снятия телесных зажимов, а также добиться концентрации и внутренней тишины.

Один из способов освоения медитации на чистое сознание — это отслеживание дыхания, сосредоточения внимания на том, как тело совершает вдохи и выдохи. В какой-то момент вы почувствуете просто-таки телесный кайф от этого простого действия. В этом состоянии приятной отрешенности — ключ к внутренней тишине.

Как начать медитировать

Освоение любого упражнения заключается в ежедневной практике. Медитация — не исключение. Чем чаще вы тренируете свой ум, тем больше возрастает ваша способность абстрагироваться от ситуации и очистить сознание.

Существуют разные методики освоения медитации. Чаще всего рекомендуют медитировать сразу после пробуждения, чтобы войти в новый день с благоприятным настроем, и перед сном, чтобы очистить голову от мыслей, накопившихся за день. Другой вариант — посвящать медитации от десяти минут до получаса, завершая ею практику хатха-йоги. Также встречаются и рекомендации погружаться в состояние внутренней тишины чуть ли не каждый час, но делать это всего минуту. Вы можете выбрать себе наиболее подходящий вариант, но главное — придерживаться регулярности выполнения.

Способы медитации

Кроме вышеописанных сосредоточения на дыхании и отслеживания мыслей существуют и другие способы достижения пустоты сознания. Часто достигается с помощью концентрации на каком-либо факторе, как в примере с дыханием. Кроме наблюдения за дыханием это также может быть созерцание какого-либо действительного образа или же визуализация внутренней картинки, пропевание мантр или молитв, перебор четок, выполнение какого-либо однообразного действия — даже мытье посуды может быть сродни медитации, если ваш ум при этом пуст и спокоен.

Но не думайте, что уборка способна заменить специальные упражнения для медитации. Даже если вам кажется, что сидение на полу в позе лотоса — бесполезная трата времени, просто начните хотя бы с пяти минут в день и наблюдайте, как это отразится на вашем настроении.

У Юнга было две знаменитые тетради, первую он называл «Чёрная книга» и она представляла собой нечто вроде ежедневника Молескин, а вторая тетрадь была «Красной книгой». В ней содержится наибольшая часть знаменитых рисунков Юнга с изображением Мандалы.

Вот эта вот «Красная книга» была похожа на настоящий средневековый фолиант — у неё был переплёт из настоящего сафьяна, и Юнг, когда писал в ней, стилизовал свои буквы и оформление под «готику». Понятно,что он любил свою Красную Книгу больше других.

Наверное, у каждого человека должны быть такие тетради. Работая в своих ежедневниках — ежедневно, Юнг создал много открытий, ведь творческую атмосферу пишущему человеку порождает — его тетрадь. Это тот минимум, который у творческого человека должен быть, даже если нет кабинета, письменного стола, дома, родины...

Недаром Цветаева писала в своих дневниках: «Если у меня спросят —Россия или мои тетради, я знаю, что выберу. Поэта без его тетрадей нет».

Итак, ежедневная работа в Красной Книге подвигла Юнга на изобретение замечательной психотерапевтической техники. Как и все рисуночные техники она обоюдоострая:

во-первых, служит целям диагностики (позволяет себя понять и увидеть со стороны целостную картину своей проблемы, «затыка»),

и во-вторых, оказывает терапевтический эффект — лечит состояние угнетённости по ходу ежедневного рисования.

Кто его знает — возможно, что терапевтический эффект наступает сразу тогда, когда ты «себя понял». Ну а «понять себя» помогает — мандала.

Вот, что пишет Юнг в своей знаменитой книге «Воспоминания. Сновидения. Размышления»

«Вообще, я понял тогда, что ничто так не меняет нашу жизнь как язык. Ущербный язык делает жизнь неполной и ущербной».

Это Юнг имел в виду то, что он переходит от слов — к рисункам, к пиктограммам. И вот его излюбленной пиктограммой (ежедневным почти) трудом становится набросок, чертёж мандалы. Юнг умел рисовать, как и все люди его поколения, поэтому нам с вами я советую не стесняться прибегать порой к технике коллажа, если не получается рисовать что-то, что нравится самомуи «о чём-то говорит» — каждый день.

И вот, что у него получилось:

«Каждое утро я рисовал в записной книжке маленький кружок - -мандалу.которое в тот момент выражала моё внутреннее состояние. Эти рисунки давали мне возможность видеть, что происходило с моею психикой день ото дня».

И вот, наконец, Юнг приходит к очередному открытию, он понимает, что Мандала — это идеальный чертёж нашего с вами внутреннего мира.

«Мандала — это внутренняя цельность, которая стремится к гармонии и не терпит самообмана».

Самообмана она действительно не терпит, поэтому если в какой-то день рисуются разорванные безобразные тревожные рисунки с нарушенной симметрией и гармонией — то такие рисунки и надо рисовать. Они не только показывают на языке символов — что с вами,но и оказывают эффект терапевтический, как мы уже и говорили.

В конце-концов, Юнг понял, что его детище, его главный архетип — Самость может быть лучше всего выражен через мандалу.

Куда мы идём?

Раньше, как и все мы, Юнг полагал, что развитие человека, ход его личности, его биографии и т.д., можно условно представить как график в виде стрелки, вектора, линии, стремящейся куда-то «туда», за горизонт, в место под названием «Вперёд».

И вот тут, рисуя свои мандалы, Юнг понял — нет!..

Развитие человека идёт не по направлению к пункту Условный «Вперёд»!

«Когда я начал рисовать мандалы, я заметил, что всё, все пути, которыми я шёл, все шаги, которые я делал, вели не вперёд, а— НАЗАД, к некоему исходному Центру».

Юнг мог рисовать мандалы, в центре которых находился золотой дворец. У него и чернила были,и навык делать скетчи, наброски. У вас есть масса вариантов, как делать свои мандалы «говорящими».

Но вот вам ещё одна техника самоанализа из арсенала психотерапевтических техник Юнга.

Рисуя мандалы, Юнг поехал в морю (у него умерла жена) и в пасмурные непогодные дни бродил по берегу, часто безлюдному. И вот там-то он вспомнил, что мальчишкой любил строить целые города из камней, песка, грязи.

Причём города эти имели средневековую — радиальную форму, то есть представляли собой ту же мандалу — круг.

Работая с камнями и грязью, которой вместо цемента скреплялись камни, Юнг выстроил не одну трёхмерную мандалу, из тех, что не вошли в его «Красную Книгу».

Он рассказывает — как окончилась эта его практика с мандалами-городами из камней. Поставив в центре своего города храм, Юнг искал камень для «алтаря».

Когда камень был найден, послушание, которое Юнг возложил сам на себя, было окончено.

Работая, этот великий психиатр позволял иногда задавать себе вопрос: «Куда ведёт меня эта работа?» , но мгновенного исчерпывающего ответа не требовал.

Задавайте себе этот вопрос и вы.

Елена Назаренко

Случайные статьи

Вверх