Должны ли платить алименты, лишенные прав родители?
Предлагаем обсудить две таких тесно переплетающихся темы, как лишение родительских прав и . Физические лица узнают про...
В связи с постоянными вопросами относительно ГОСТ 12.0.004-2015 мы сделали подборку вопрос-ответов с сайта онлайн иснпекции по труду.
1. Вопрос.
В связи с вступлением нового ГОСТа 12.0.004-2015 появились новые формы протокола и удостоверения по охране труда. На что ориентироваться на ГОСТ 12.0.004-2015 или Постановление Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29?
Ответ:
ГОСТ 12.0.004-2015 не является нормативным правовым актом.
Протокол о результатах проверки знаний требований охраны труда работников организации и удостоверение о проверке знаний требований охраны труда следует оформлять по формам, приведенным в приложениях к Порядку обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций (утв. Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29).
Правовое обоснование:
Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29 утвержден Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, предусматривающий формы протокола о результатах проверки знаний требований охраны труда работников организации (Приложение № 1) и удостоверения о проверке знаний требований охраны труда (Приложение № 2).
«ГОСТ 12.0.004-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения» (далее — ГОСТ 12.0.004-2015) введен в действие Приказом Росстандарта от 09.06.2016 N 600-ст.
В соответствии с п. 1.3 ГОСТ 12.0.004-2015 настоящий стандарт не отменяет иных, не установленных в нем специальных требований национального законодательства к порядку проведения обучения, инструктажа, подготовки и проверки знаний персонала, работающего на объектах, специфика которых требует установления специальных правил безопасности в соответствующих нормативных актах.
Настоящий стандарт не отменяет иных, установленных национальными органами управления образованием требований к организации и формам ведения образовательной деятельности (оказания образовательных услуг) по вопросам охраны труда и безопасности производства в сфере профессионального образования.
2. Вопрос.
Ответ:
Правовое обоснование:
3. Вопрос.
С 01.03.2017 вступил в силу ГОСТ 12.0.004-2015 п7.13 ГОСТа» Профессиональная подготовка и переподготовка специалистов по охране труда реализуется в образовательных учреждениях высшего профессионального образования в соответствии с национальным законодательством и иными нормативными правовыми актами в сфере профессионального образования» противоречит закону об образовании, а именно пп2) п2 ст23 » организация дополнительного профессионального образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам» в соответствии с п4 ст 12 «к дополнительным профессиональным программам относятся программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки» Будет ли считаться действительным свидетельство «Техносферная безопасность» выданное аккредитованным учебным центром не имеющим статус высшего образовательного учреждения?
Ответ:
Свидетельство будет считаться действительным, так как стандарт не отменяет иных, установленных национальными органами управления образованием требований к организации и формам ведения образовательной деятельности (оказания образовательных услуг) по вопросам охраны труда и безопасности производства в сфере профессионального образования. А в Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» указано, что программы профессионального обучения реализуется не только в образовательных организациях, имеющих статус высшего образовательного учреждения.
Кроме того, ГОСТ 12.0.004-2015 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения» применяется работодателями в добровольном порядке.
Правовое обоснование:
Настоящий стандарт не отменяет иных, установленных национальными органами управления образованием требований к организации и формам ведения образовательной деятельности (оказания образовательных услуг) по вопросам охраны труда и безопасности производства в сфере профессионального образования (п. 1.3 «ГОСТ 12.0.004-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения» (вместе с «Программами обучения безопасности труда») (введен в действие Приказом Росстандарта от 09.06.2016 N 600-ст)).
Профессиональная подготовка и переподготовка специалистов по охране труда реализуется в образовательных учреждениях высшего профессионального образования в соответствии с национальным законодательством и иными нормативными правовыми актами в сфере профессионального образования (п. 7.13 ГОСТ 12.0.004-2015).
Согласно ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» профессиональная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения;
образовательная организация высшего образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.
4. Вопрос.
по Госту 12.0.004-2015, который вводится с 01 марта 2017 г. введена новые формы журналов Инструктажа на рабочем месте и целевого инструктажа, новая форма удостоверения по охране труда, вводить ли их? Является ли требования этого ГОСТа обязательными.
Ответ:
ГОСТ 12.0.004-2015 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения» применяется работодателями в добровольном порядке.
Правовое обоснование:
Приказ Росстандарта от 09.06.2016 N 600-ст «О введении в действие межгосударственного стандарта» ввел в действие с 1 марта 2017 г. для добровольного применения в Российской Федерации в качестве национального стандарта Российской Федерации ГОСТ 12.0.004-2015 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения».
5. Вопрос.
В ГОСТ 12.0.004-2015 ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения. указано следующее: п7.9 Учитывая особую роль специалистов по охране труда, работодателю следует обеспечивать их профессиональную компетентность и способствовать в приобретении ими соответствующего базового профессионального образования и квалификации в сфере охраны труда, или безопасности производства, или техносферной безопасности либо высшего профессионального образования в сочетании с профессиональной переподготовкой по охране труда или безопасности технологических процессов и производств, дающих право профессиональной деятельности в сфере охраны труда и безопасности производства. Кроме того, работодателю следует обеспечивать поддержание профессиональной компетенции специалистов по охране труда путем обучения своих работников в форме повышения квалификации по наиболее актуальным вопросам организации работ по охране труда. Вопрос: Является ли это требование обязательным и всем ли специалистам по ОТ теперь необходимо проходить данную процедуру?
Ответ:
ГОСТ 12.0.004-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения» носит рекомендательный характер и применяется по усмотрению работодателя.
Правовое обоснование:
Согласно ч. 1 ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
8 июня 2016 г. Росстандартом принят ГОСТ 12.0.004-2015 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Организация обучения безопасности труда. Общие положения» (далее — Стандарт; взамен ГОСТ 12.0.004-90). Начало действия — 01.03.2017. Рассмотрим его основные положения.
За основу стандарта взяты основные положения ГОСТ 12.0.004-90 и Постановления Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 (далее - Постановление № 1/29).
Стандарт устанавливает основные виды и формы обучения и проверки знаний по безопасности труда занятых трудом лиц, распространяется на все юридические и физические лица, связанные с трудовой деятельностью, а также с обучением подрастающего поколения.
В Стандарте впервые применены несколько новых терминов в области обучения, в частности «инструктор по охране труда ». Это лицо, как правило, из числа руководителей или специалистов, прошедшее обучение по охране труда (далее — ОТ), включающее изучение приемов и методов инструктирования, обучения и проверки знаний, и допущенное в установленном работодателем порядке к обучению работающих ОТ непосредственно у работодателя, включая инструктажи, стажировку, обучение по отдельным курсам и (или) вопросам, а также проверку знаний.
Организатор обучения — организация или индивидуальный предприниматель, организующая и проводящая обучение, включая проверку знаний, своих работников как работодатель; иных работающих, включая персонал подрядчиков, как организатор производства, на котором они работают.
Повышение квалификации — вид обучения, устанавливаемый национальным законодательством в рамках дополнительного профессионального образования, не изменяющий уровень образования, направленный на получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации.
Самозанятое лицо — человек, самостоятельно занятый трудом по оказанию услуг в рамках договоров гражданско-правового характера, в том числе в форме индивидуального предпринимательства.
Стандарт определяет основные виды обучения безопасности труда :
Документом определены основные формы обучения безопасности труда :
Определены основные группы лиц, которые проходят обучение безопасности труда :
Рассмотрены вопросы обучения подрастающего поколения безопасности труда, поведения и учебы в ходе учебно-воспитательного процесса и учебных занятий в общеобразовательных школах, дошкольных учреждениях, высших и средних профессиональных учебных заведениях.
Для работающих, связанных с работами, к которым предъявляются повышенные требования безопасности труда, проводят специальное обучение безопасности труда с учетом этих требований. Обучение завершается отдельной проверкой полученных знаний по безопасности труда и безопасности выполнения работ.
Работодателям — индивидуальным предпринимателям, которые лично выполняют обязанности специалистов по ОТ, следует пройти профессиональную подготовку по ОТ , дающую право профессиональной деятельности в сфере ОТ и безопасности производства.
К сведению
Физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по ОТ, должны иметь соответствующее базовое профессиональное образование и квалификацию в сфере ОТ, или безопасности производства, или техносферной безопасности, либо высшее профессиональное образование в сочетании с профессиональной переподготовкой по ОТ или безопасности технологических процессов и производств, дающих право профессиональной деятельности в сфере ОТ и безопасности производств.
Стандартом определены требования к преподавательскому составу обучающих организаций. В частности, он должен иметь квалификацию не ниже, чем это требуется национальным законодательством от специалистов по охране труда, а также опыт преподавания (обучения, инструктирования) по охране труда или опыт практической работы в сфере ОТ не менее трех лет.
Виды инструктажей:
При необходимости по решению руководителя предприятия вводный инструктаж проводят и для лиц, посещающих производственные подразделения предприятия и (или) находящихся на подконтрольных предприятию территории и объектах в иных целях.
Обратите внимание!
Первичный инструктаж на рабочем месте и повторный теперь определяются как первичный и повторный инструктажи на рабочем месте.
Уточнено, что первичный инструктаж на рабочем месте проходят лица, принятые для выполнения краткосрочных, сезонных и иных временных работ, в свободное от основной работы время (совместители), а также на дому (надомники) с использованием материалов и инструментов (механизмов), выделяемых работодателем или приобретаемых за свой счет.
Исключена возможность более продолжительного срока (до одного года) проведения данного вида инструктажа.
Существенных изменений не внесено.
Уточнено, что целевой инструктаж проводится при проведении массовых мероприятий на подконтрольной организатору обучения территории и (или) с выездом (выходом) за ее пределы.
Появилось требование вести новый журнал регистрации целевого инструктажа, приведена его форма.
Важно
Все лица, проводящие любые виды инструктажей, должны пройти обучение и проверку знаний требований безопасности и ОТ как инструкторы по ОТ.
Этот вид обучения описан подробнее, чем в предыдущем ГОСТе. Выделим основное:
1. Проводящий стажировку инструктор или опытный рабочий должны пройти обучение как инструктор по ОТ .
2. Срок стажировки:
Для работников рабочих профессий — от 3 до 19 рабочих смен ;
Для не имеющих опыта работы и соответствующей квалификации — от одного месяца до шести месяцев .
3. Срок стажировки для руководителей и специалистов — от двух недель до одного месяца .
Более подробно описана процедура проведения проверки знаний, чем в предыдущем ГОСТе, с незначительными отличиями от Постановления № 1/29.
Значительные отличия:
1. Состав комиссии (постоянно действующей комиссии) — не менее пяти человек , присутствие любых трех из которых на проверке знаний является обязательным (п. 10.7).
Обратите внимание!
Здесь есть противоречие со следующим пунктом, в котором определено, что присутствие председателя обязательно (п. 10.8).
2. Для проведения независимой проверки знаний на таких же условиях создается комиссия обучающей организации.
3. Все члены комиссии должны пройти обучение по ОТ в обучающих организациях и (или) проверку знаний требований ОТ в вышестоящих комиссиях как инструкторы по ОТ.
4. Для проведения независимой проверки знаний организатор обучения может привлечь к проверке знаний сторонних специалистов и (или) обучающие организации, имеющие право осуществлять обучение по ОТ и проверку знаний требований ОТ.
Определено, что обучение проводится под руководством инструктора производственного обучения , прошедшего соответствующее обучение по ОТ как инструктор по ОТ и имеющего большой практический опыт.
К сведению
Если у организатора обучения нет необходимой учебно-материальной базы, допускается проводить обучение на действующих рабочих местах.
Для работников рабочих профессий и младшего обслуживающего персонала при недостаточности обучения в виде инструктирования для безопасного выполнения поручаемых им работ проводится обучение безопасным методам и приемам выполнения работ.
В каждой смене работающих в опасных и (или) вредных условиях труда, а также в обособленных бригадах, работающих вдали от пунктов медицинской помощи, должно быть не менее одного такого обученного лица.
Этот вид обучения предназначен для лиц, участвующих в управлении ОТ. Обучение проводится в форме повышения квалификации в учреждениях профессионального образования.
Работники рабочих профессий, условия труда которых или характер выполняемых работ требует специального обучения по ОТ и проверки знаний в виде отдельного курса, проходят такое обучение по мере необходимости по решению их работодателя.
Уточнены виды обучения:
Появилось требование к форме удостоверения о проверке знаний требований ОТ, которой не было в предыдущем ГОСТе.
Принципиальной разницы между формой и содержанием приведенного удостоверения и удостоверения, определенного Постановлением № 1/29, нет.
Удостоверение теперь должно содержать нумерацию, состоящую из серии (три группы знаков) и номера (три группы знаков):
первая группа — двухбуквенное краткое наименование страны по ГОСТ 7.67-2003 латинскими буквами;
вторая группа — один символ:
0 — для организаторов обучения;
1 — для обучающих организаций;
третья группа — ИНН организации, выдавшей удостоверение, в национальной системе идентификации.
Номер удостоверения состоит из:
первая группа — две последние цифры года выдачи удостоверения;
вторая группа — номер протокола проверки знаний требований ОТ;
третья группа — номер проверяемого в протоколе проверки знаний требований ОТ.
С. А. Таланов,
ведущий специалист-методист консалтинговой группы "ТЕРМИКА"
Показать легенду
Показать легенду
Показать легенду
1 марта 2017 года начинает действовать новый Межгосударственный стандарт обучения безопасности труда ГОСТ 12.0.004-2015 . Положения старого ГОСТ 12.0.004‑90 в нем отредактированы и дополнены с учетом развивающихся технологий и международной практики обучения безопасности труда.
Новый госстандарт:
Важно!
Обучение охране труда отнесено к виду экономической деятельности по дополнительному профессиональному образованию и имеет кодовое обозначение 85.42.9
Раздвинуты границы учебного процесса
ГОСТ 12.0.004-2015 значительно объемнее своего предшественника. Он описывает множество видов и форм обучения, которые стали возможными благодаря современным IT-технологиям. Даже при беглом взгляде на оглавление видно, что документ охватывает обучение безопасности труда в разные периоды учебной и трудовой деятельности человека. Разделы описывают особенности обучения безопасному труду:
Большое внимание ГОСТ уделяет организации процесса обучения: методам, способам, порядку, программам обучения и формам контроля знаний.
Введены новые понятия
ГОСТ 12.0.004-2015 вводит новые понятия, которых не было в прежнем стандарте. Это такие понятия, как «организатор обучения» и «обучающая организация».
Организатором обучения называется организация или индивидуальный предприниматель, которые организуют и проводят обучение и проверку знаний:
Уточнен и расширен состав обучающихся
ГОСТ 12.0.004-2015 расширяет состав обучающихся. Основными группами лиц, которые проходят обучение безопасности труда, являются:
Из этих групп формируются подгруппы по профессиональному признаку, например:
Для каждой группы обучающие организации составляют программы с учетом специфики профессиональной деятельности слушателей.
Утверждены нестандартные формы обучения
Прежний госстандарт не делает различий между формами обучения. Отдельным пунктом в нем лишь перечислено, где его можно проводить: в учебных лабораториях, мастерских, участках, цехах и т. п. (п 3.4 ГОСТ 12.0.004-90). Новый ГОСТ содержит подробные описания девяти форм обучения безопасному труду, а именно:
Пояснены варианты графиков обучения
Для занятий в обучающей организации можно подобрать тот график, который удобнее совмещать с основной трудовой или учебной деятельностью. Обучение может быть:
Особенности организации электронной формы и дистанционного способа обучения утверждены (приказом Минобрнауки России от 9 января 2014 г. № 2).
Дополнены приложения к госстандарту
ГОСТ 12.0.004-2015 сохранил структуру инструктажей по охране труда, установленных предыдущим стандартом: вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой. Причем для целевого инструктажа новый ГОСТ вводит отдельный журнал, в котором регистрируют результаты инструктажа.
Образец заполнения журнала регистрации целевого инструктажа по охране труда
В приложениях к ГОСТ 12.0.004-2015 также приведены:
Напоминаем
ГОСТы не являются нормативно-правовыми актами, содержащими обязательные требования. Поэтому, данный стандарт, как и все остальные ГОСТы может применяться в качестве рекомендаций для организации учебного процесса по охране труда.
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Система стандартов безопасности труда
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА
Общие положения
Occupational safety standards system. Organization of training for safety and health at work. General requirements
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены"
https://yadi.sk/i/cTHkymeKOWThZg
Сведения о стандарте
1. РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Экожилсервис", ФГБОУ ВПО "Пермский национальный исследовательский политехнический университет"
2. ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 251 "Безопасность труда"
3. ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 10 декабря 2015 г. N 48-2015)
4. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 июня 2016 г. N 600-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.004-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 марта 2017 г.
5. Взамен ГОСТ 12.0.004-90.
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты" (по состоянию на 1 января текущего года), а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Огромное число травм и заболеваний, происходящих с работающими по причинам, связанным с их трудовой деятельностью, заставляет настойчиво искать методы и средства эффективного предотвращения этих нежелательных и неблагоприятных событий. Одним из таких методов, как показала международная практика, является обучение вопросам безопасности труда в сочетании с внутренней мотивацией работающих на строгое соблюдение требований безопасности.
Унификация подходов к организации обучения безопасности труда была закреплена в ГОСТ 12.0.004-90 и хорошо показала себя на практике в течение десятилетий. Вместе с тем произошедшие с тех пор социально-экономические перемены и накопление нового опыта работы в изменившихся условиях потребовали пересмотра ряда положений, их развития и конкретизации, что и было выполнено в настоящем стандарте.
Настоящий стандарт сохраняет преемственность с ГОСТ 12.0.004-90 и сформированные им многолетние традиции с учетом современного развития обучающих технологий и наилучшей международной практики обучения безопасности труда.
1.1. Настоящий стандарт устанавливает основные виды и формы обучения и проверки знаний по безопасности труда занятых трудом лиц и тем самым распространяется на все юридические и физические лица, связанные с трудовой деятельностью, а также с обучением подрастающего поколения - будущего трудового потенциала нации.
1.2. Настоящий стандарт является основополагающим в комплексе межгосударственных и национальных стандартов, руководящих и методических документов по обучению занятых трудом лиц и изучению ими вопросов безопасности труда. Настоящий стандарт в целом или его отдельные положения можно использовать как образец организации обучения другим видам безопасности деятельности человека, включая производственную деятельность.
1.3. Настоящий стандарт не отменяет иных, не установленных в нем специальных требований национального законодательства к порядку проведения обучения, инструктажа, подготовки и проверки знаний персонала, работающего на объектах, специфика которых требует установления специальных правил безопасности в соответствующих нормативных актах.
Настоящий стандарт не отменяет иных, установленных национальными органами управления образованием требований к организации и формам ведения образовательной деятельности (оказания образовательных услуг) по вопросам охраны труда и безопасности производства в сфере профессионального образования.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 7.67-2003 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Коды названий стран
ГОСТ 12.0.002-2014 Система стандартов безопасности труда. Термины и определения
ГОСТ 12.0.230-2007 Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным стандартом). Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 12.0.230 и ГОСТ 12.0.002, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1. безопасность технологических процессов и производств: Название учебного курса высшего профессионального образования, включающего сферы охраны труда и безопасности производства.
3.2. инструктор по охране труда: Лицо, как правило, из числа руководителей или специалистов, прошедшее обучение по охране труда, включающее изучение приемов и методов инструктирования, обучения и проверки знаний, и допущенное в установленном работодателем с учетом требований национального законодательства порядке к обучению работающих охране труда непосредственно у работодателя, включая инструктажи, стажировку, обучение по отдельным курсам и (или) вопросам, а также проверку знаний.
3.3. исполнитель: Человек, в трудовые функции которого не входит участие в системе управления производством, не имеющий в подчинении ни одного работника, работающего или иного физического лица.
3.4. младший обслуживающий персонал: Совокупность работающих, занятых простым физическим исполнительским трудом типа труда рабочих профессий, но считающихся не рабочими, а служащими (например, уборщица, сторож, вахтер и т.п.).
3.5. образование: Совокупность приобретенных знаний, умений, навыков и компетенций определенных объема и сложности определенного уровня квалификации, определяющего уровень образования, достижение которого удостоверяется соответствующим документом об образовании и является условием получения образования следующего уровня и (или) ведения профессиональной деятельности.
Примечание - Термин "образование" в обыденном языке часто применяют как краткую форму понятия "система образования".
3.6. образовательная организация: Организация, имеющая право в соответствии с национальным законодательством оказывать "образовательные услуги" и вести "образовательную деятельность", предоставляя сторонним организациям и физическим лицам возможности по получению образования.
Примечание - Может вести иные виды деятельности, в том числе по обучению, если это не противоречит национальному законодательству и утвержденному уставу организации.
3.7. обучающая организация: Организация, имеющая право в соответствии с национальным законодательством оказывать услуги сторонним организациям и лицам по обучению, включая проверку знаний, вопросам безопасности труда, охраны труда, безопасности производства.
3.8. обучающийся: Лицо, проходящее обучение безопасности труда.
3.9. обучение: Процесс организации учебной деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками, по развитию способностей и компетенций.
3.10. организатор обучения: Организация или индивидуальный предприниматель, организующие и проводящие обучение, включая проверку знаний: своих работников как работодатель; иных работающих, включая персонал подрядчиков, как организатор производства, на котором они работают.
3.11. остаточные знания: Прочно усвоенные знания, остающиеся у обучаемого спустя некоторое время (месяц, год) после завершения процесса обучения и проверки знаний.
3.12. повышение квалификации: Вид обучения, устанавливаемый национальным законодательством в рамках дополнительного профессионального образования, не изменяющий уровень образования, направленный на получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации.
3.13. подготовка: Краткосрочный вид обучения, не изменяющий уровень образования.
Примечание - В практическом англоязычном дискурсе подготовка эквивалентна термину training, характер обучения которого различен с характером обучения при получении образования (education).
3.14. профессиональная переподготовка: Вид обучения, устанавливаемый национальным законодательством в рамках дополнительного профессионального образования, не изменяющий уровень образования, направленный на получение законченного комплекса новых компетенций, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.
3.15. работы, к которым предъявляются повышенные требования безопасности труда: Работы в условиях присутствия опасных и (или) вредных производственных факторов с высоким риском травмирования, острого отравления или возможности развития хронического профессионального заболевания, а также работы с повышенной опасностью.
3.16. работы с повышенной опасностью: Работы, выполняющиеся в зонах постоянного или возможного действия опасных производственных факторов, возникновение которых не связано с характером выполняемых работ, что требует до начала производства этих работ разработать и выполнить дополнительные мероприятия по безопасности для каждой конкретной производственной операции.
Примечания
3.17. руководитель: Человек, в трудовые функции которого входит участие в системе управления и в подчинении которого находятся один или более работников, работающих или иных физических лиц.
3.18. самозанятое лицо: Человек, самостоятельно занятый трудом по оказанию услуг в рамках договоров гражданско-правового характера, в том числе в форме индивидуального предпринимательства.
3.19. слушатель: Лицо, проходящее обучение и проверку знаний по охране труда в обучающей организации.
3.20. специалист: Человек, в трудовые функции которого входит участие в системе управления, но не имеющий в подчинении ни одного работника, работающего или иного физического лица.
3.21. стажирующийся: Лицо, проходящее стажировку на рабочем месте.
3.22. техносферная безопасность: Наиболее общее название направления высшего профессионального образования, устанавливаемое национальным законодательством в области образования, включающего сферы охраны труда, безопасности производства, безопасности жизнедеятельности человека и т.п.
3.23. экзаменуемый: Лицо, проходящее проверку знаний по безопасности труда.
4.1. Обучение безопасности труда направлено на формирование, закрепление и развитие мотивации и навыков безопасного поведения, знаний, умений и навыков выполнения безопасных приемов труда и (или) управления обеспечением безопасности других лиц в процессе их трудовой деятельности.
4.2. Обучение безопасности труда является постоянным процессом, сопровождающим занятого трудом человека всю его жизнь, направленным на предотвращение преждевременной смертности и ухудшения качества жизни из-за травм и (или) заболеваний, связанных с трудовой деятельностью.
В основу системы обучения безопасности труда, а также обучения по охране труда, устанавливаемой настоящим стандартом, положена система дифференцирования видов обучения для различных групп (отдельных категорий) обучаемых по содержанию, длительности и формам организации обучения с учетом потребностей максимального обеспечения безопасности трудовой деятельности работающих и производственной деятельности работодателей.
Обучение по безопасности труда во всех своих формах носит непрерывный многоуровневый характер и проводится во всех организациях, у всех работодателей, в образовательных организациях и учреждениях, а также при совершенствовании знаний требований безопасности труда в процессе трудовой деятельности, в том числе для самозанятых лиц, занимающихся индивидуальным трудом.
Работающих, совмещающих профессии, обучают безопасности труда в полном объеме по их основной и совмещаемой профессии (работе, трудовой функции), а при замене временно отсутствующих работников - дополнительно в объеме требований по замещаемым должностям (профессиям).
Студентов и учащихся знакомят с правилами безопасного поведения в процессе учебы, выполнения трудовых функций на практике, основам организации безопасности трудовой деятельности и безопасности производственной деятельности в процессе профессионального образования и (или) обучения отдельно и (или) в рамках освоения тех или иных учебных дисциплин.
Воспитанников школьных и дошкольных учреждений знакомят с правилами безопасного поведения и действий, в том числе при выполнении простейших трудовых операций, в процессе учебно-воспитательных занятий.
4.3. Обучение безопасности труда основывается на принципах всеобщности, массовости, постоянства (периодичности), общедоступности, унификации в целом с дифференциацией применительно к формам и методам обучения, а также к различию конкретных целей и потребностей обучаемых и организатора обучения.
4.4. Обучение безопасности труда включает в себя:
Формирование уважительного отношения к вопросам и требованиям обеспечения безопасности и развитие устойчивой внутренней положительной психологической установки на строгое выполнение требований безопасности;
Повышение информированности и осведомленности в вопросах безопасности труда и безопасного поведения;
Изучение и овладение знаниями и навыками безопасного труда и управления безопасностью в процессе профессионального образования и подготовки/переподготовки;
Отдельное специальное многоуровневое обучение вопросам безопасности труда и производственной деятельности.
4.5. Основными видами обучения безопасности труда являются:
Общее обучение знаниям по организации обеспечения безопасных и безвредных условий труда, защите от опасностей и рисков, профилактике связанных с работой травм и заболеваний, методам первой помощи и социальной защиты пострадавших;
4.6. Основными формами обучения безопасности труда являются:
4.7. Основными группами лиц, которые проходят обучение безопасности труда, являются:
4.8. Обучение безопасности труда должно следовать за всеми изменениями в трудовых функциях работающего, в условиях труда, в нормативной документации по охране труда и безопасности производства, для чего оно осуществляется в нескольких основных формах:
5.1. Обучение безопасности труда и безопасности других видов деятельности, включая поведение и учебу, организуется и проводится на всех стадиях образования в образовательных организациях с целью формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих в процессе трудовой и производственной деятельности.
5.2. В дошкольных учреждениях обучаемых знакомят с основами безопасного поведения при проведении различных мероприятий, а также безопасным приемам труда по самообслуживанию в процессе занятий, игр и других видов детской деятельности. С обучаемыми проводят занятия по основным правилам безопасного поведения, дорожного движения, пожарной безопасности, электробезопасности и т.д. Занятия проводятся воспитателями, а также приглашенными со стороны специалистами в самых разнообразных формах. Проверку усвоенных знаний осуществляют путем устного опроса обучаемых и практических занятий с ними.
5.3. В общеобразовательных школах всех типов и наименований обучаемым прививают основополагающие знания и умения по вопросам безопасности труда и другим видам безопасности деятельности в процессе изучения учебных дисциплин.
Кроме того, обучение учащихся вопросам безопасности труда проводится в виде инструктажей перед началом всех видов учебной деятельности: при трудовой и профессиональной подготовке, организации общественно полезного и производительного труда, а также при проведении экскурсий, походов, спортивных, кружковых занятий и другой внешкольной и внеклассной работы.
Учащиеся при прохождении трудовой и профессиональной подготовки в школьных и межшкольных мастерских, учебно-производственных комбинатах изучают вопросы безопасности труда во время теоретических занятий, а также обучаются конкретным приемам безопасного труда перед допуском их к практической работе.
5.4. Обучение детей и подростков правилам безопасного поведения и техники безопасности во время пребывания на занятиях или проведения различных мероприятий во всех внешкольных учреждениях проводится в виде инструктажей, а также в виде специальных занятий при потребности практической деятельности обучающихся в особых знаниях и навыках по безопасности труда.
5.5. В процессе начального профессионального обучения у будущих рабочих формируют сознательный, ответственный и квалифицированный подход к вопросам обеспечения безопасности труда на рабочих местах. В процессе обучения учащиеся осваивают отдельный курс или разделы по охране труда в рамках учебных дисциплин профессиональной подготовки с учетом специфики различных профессий, уделяя особое внимание профессиям, связанным с выполнением работ в опасных и (или) неблагоприятных условиях труда.
5.6. Студенты высших и средних профессиональных учебных заведений как будущие руководители и специалисты изучают вопросы безопасности труда и безопасности других видов деятельности в рамках основных программ обучения, а также в форме инструктажей при допуске к учебе и работе за оборудованием учебных классов и научных лабораторий.
Аттестационные дипломные и курсовые работы студентов, связанные с трудовой и (или) производственной деятельностью, должны включать разделы, посвященные вопросам безопасности выполнения работ, охраны труда и безопасности производства.
5.7. Содержание образовательных программ, объем самостоятельно изучаемых курсов, разделов и учебное время, отводимое на изучение вопросов безопасности труда и безопасности других видов деятельности на всех стадиях образования, зависят от специфики учебного заведения и получаемой специальности (квалификации) и разрабатываются и утверждаются в установленном национальным законодательством порядке.
5.8. При организации любого коллективного вида трудовой деятельности студенческой молодежи вне учебных занятий (студенческие отряды, лагеря труда и отдыха, производственные ученические бригады и другие формы организации труда) обучающие образовательные организации проводят специальные занятия по основам трудового законодательства, охраны труда, по требованиям обеспечения безопасности труда при данном виде трудовой деятельности.
5.9. Основное обучение студентов и учащихся вопросам безопасности труда проводится на местах производства работ.
6.1. Обучение безопасности труда работающих лиц проводится, как правило, непосредственно на работе силами и средствами субъекта права - организатора работ, в том числе для работников - силами работодателя, привлекающего при необходимости квалифицированных специалистов и обучающие организации со стороны.
6.2. Обучение безопасности труда проводится при всех формах и видах профессионального обучения работающих, особенно рабочих профессий, при переподготовке, получении второй профессии, повышении квалификации непосредственно на рабочих местах или в специально оборудованных помещениях (учебных местах) с привлечением необходимых специалистов отделов и служб организатора обучения и при необходимости обучающих организаций.
6.3. Вопросы безопасности труда следует включать во все учебные дисциплины, связанные с подготовкой персонала, производством работ, технологией, использованием оборудования и инструмента и т.д.
В программах обучения безопасности труда следует предусматривать теоретическое (знания) и практическое (производство - умения и навыки) обучение.
6.4. Производственное обучение безопасным методам и приемам труда проводят в учебных лабораториях, мастерских, цехах, на полигонах, участках, рабочих местах, специально создаваемых на предприятиях, в учебных заведениях, под руководством преподавателя, мастера (инструктора) производственного обучения или высококвалифицированного рабочего. При отсутствии необходимой учебно-материальной базы в порядке исключения допускается проводить обучение на существующих рабочих местах субъекта права - организатора обучения.
6.5. Для работающих, связанных с работами, к которым предъявляются повышенные требования безопасности труда, проводят специальное обучение безопасности труда с учетом этих требований.
6.6. При подготовке рабочих по профессиям, к которым предъявляются повышенные требования безопасности труда, обучение безопасности труда следует завершать отдельной проверкой полученных знаний по безопасности труда и безопасности выполнения работ.
При подготовке рабочих других профессий проверка знаний требований охраны труда и безопасности выполнения работ может быть совмещена с общим экзаменом по профессии.
6.7. Перечень работ и профессий, по которым проводят специальное обучение безопасности труда, а также порядок, форму, периодичность и продолжительность этого обучения, порядок проверки знаний и состав экзаменационных комиссий устанавливают решением руководителя предприятия - организатора обучения с учетом требований нормативной документации по согласованию с представителями работников (если они есть), исходя из характера профессии, вида работ, специфики производства и условий труда.
6.8. Работающие, связанные с выполнением работ или обслуживанием опасных производственных объектов, установок, в том числе электроустановок, оборудования, являющегося источником повышенной опасности, иных объектов повышенной опасности, подконтрольных органам государственного надзора, проходят периодическую проверку знаний по безопасности труда в сроки, установленные соответствующими правилами безопасности эксплуатации этих объектов. Перед очередной проверкой знаний с этими лицами организуют занятия и консультации по вопросам проверки знаний.
6.9. Все работающие рабочих профессий, имеющие перерыв в работе по данному виду работ, должности, профессии более трех лет, а при работе, к которой предъявляются повышенные требования безопасности труда, - более одного года, проходят обучение безопасности труда до начала самостоятельной работы.
6.10. Обучение безопасности труда следует проводить по учебным программам, разработанным с учетом требований нормативной документации, согласованным и утвержденным руководителем предприятия - организатора обучения или обучающей организации в установленном национальным законодательством порядке.
6.11. Результаты проверки знаний и (или) навыков по охране труда и безопасности выполнения работ оформляют протоколом (приложение А, форма А.1) и фиксируют в личной карточке прохождения обучения, если она применяется (приложение А, форма А.2). Лицу, успешно прошедшему проверку знаний и (или) навыков, выдают удостоверение на право самостоятельной работы (приложение А, форма А.3).
6.12. Лицу, получившему неудовлетворительную оценку проверки знаний и (или) навыков по охране труда и безопасности выполнения работ, повторную проверку назначают не позднее одного месяца. До проведения повторной проверки лицо, получившее неудовлетворительную оценку, к самостоятельной работе не допускается.
6.13. В процессе назначения на должность руководитель или специалист должен быть ознакомлен вышестоящим должностным лицом:
6.14. Не позднее одного месяца со дня вступления в должность руководители и специалисты проходят проверку знаний по вопросам управления безопасностью труда, входящего в их должностные обязанности. Результаты проверки оформляют протоколом (приложение А, форма А.1). Лицу, успешно прошедшему проверку знаний, выдают удостоверение (приложение А, форма А.3).
6.15. Руководители и специалисты, получившие неудовлетворительную оценку, в срок не более одного месяца должны повторно пройти проверку знаний. До успешной повторной проверки их следует отстранить от исполнения должностных обязанностей.
7.1. Повышение уровня знаний рабочих и младшего обслуживающего персонала, руководителей и специалистов, работодателей - индивидуальных предпринимателей, иных самозанятых лиц по вопросам безопасности труда осуществляют в обучающих организациях при всех формах повышения слушателями их профессиональной компетентности (повышения квалификации, профессионального обучения, профессиональной переподготовки), для чего в учебно-тематические планы и программы курсов обучения по специальности должны быть включены вопросы безопасности труда в объеме не менее 10% общего объема курса обучения.
7.2. Для руководителей и специалистов, работодателей - индивидуальных предпринимателей и самозанятых лиц организуют специальные краткосрочные курсы, семинары, тренинги и т.п. по безопасности труда, проводимые обучающими организациями.
7.3. Виды, периодичность, сроки и порядок обучения, а также форму контроля знаний по безопасности труда в системе повышения квалификации рабочих, руководителей и специалистов, иных лиц определяют в соответствии с установленным национальным законодательством порядком и (или) установившейся практикой.