Разливы нефти: причины, масштабы, последствия. Нефть: разлив. Методы и стадии

К сожалению, любая деятельность человека приводит в той или иной мере к загрязнению окружающей среды и изменению экологической обстановки в районе его деятельности. И деятельность по обеспечению цивилизации энергией здесь не исключение. Добыча нефти, ее транспортировка, переработка и использование, принося несомненную пользу человечеству, также не обходится без серьезных экологических последствий.

Города в ядовитой дымке

Бурное развитие автомобильной промышленности принесло людям невиданную прежде мобильность, и значительно преобразило наш образ жизни. Для каждого отдельного человека личный автомобиль дает множество преимуществ. В совокупности же массовая автомобилизация приводит к значительным негативным экологическим последствиям. Парк действующего автотранспорта в мире давно уже перевалил за 1 миллиард автомобилей. И все эти автотранспортные средства ежедневно сжигают огромное количество топлива, выделяя такое же огромное количество выхлопных газов.

Уже к середине двадцатого века смог стал неотвратимым явлением больших городов развитых стран. Источник смога поначалу был неясен и вызывал множество бурных обсуждений и споров. Высказывались различные версии его происхождения. То ли это результат работы промышленных предприятий, действующих в городской черте. То ли множества печей используемых в домашнем хозяйстве. То ли результат сжигания городского мусора.

Надо сказать, что городской смог – явление, с которым люди больших городов сталкивались, уже начиная с эры массового использования угля в качестве топлива. Но в эпоху угля причина смога была довольно быстро определена (смешение дыма и диоксида серы) и были выработаны пути ее решения (перевод промышленных предприятий с угля на природный газ). Причина появления смога при отсутствии углесжигающих производств оставалась загадкой.

Точку во всех спорах поставил Хааген-Смит, профессор Калифорнийского института технологий. Именно он выяснил причину и описал процесс образования нового типа смога – фотохимического. Основной причиной этого вида смога были названы продукты неполного сгорания топлива в двигателях автомобилей. Выхлопы автомобилей, смешиваясь с озоном, парами углеводородсодержащих продуктов и перекиси нитратов под воздействием солнечных лучей и образуют эту ядовитую дымку, от которой начинает саднить легкие.

Исследования Хаагена-Смита, встреченные поначалу с большим скепсисом, затем полностью подтвердились. После этого ему был присвоен неофициальный титул «отца смога», хотя это не очень-то ему импонировало.

Нефть и Глобальное потепление

Смог – не единственное последствие широкого использования нефти. Потребление нефти и продуктов на ее основе может загрязнять воздух различными способами. Сегодня многие ученые сходятся во мнении, что газы, попадающие в атмосферу при добыче и использовании нефти, в значительной степени усиливают парниковый эффект.

Парниковые газы, скапливаясь в верхних слоях атмосферы, способствуют увеличению приповерхностной температуры планеты. Основные парниковые газы (в порядке их влияния) – это водяной пар, углекислый газ, метан, озон. По мнению ученых, наблюдаемое в последние десятки лет потепление вызвано в основном повышением концентрации углекислого газа в атмосфере Земли. Причем подавляющая часть углекислого газа образуется в результате деятельности человека.

Глобальное потепление, то есть постепенное увеличение температуры атмосферы Земли, может привести к катастрофическим последствиям. Ожидается, что таяние ледников приведет к повышению уровня Мирового океана, затоплению значительной части суши, увеличению количества выпадающих осадков. Произойдет значительное изменение климата, в результате чего участятся природные катаклизмы, такие как наводнения, ураганы, смерчи; усилится их интенсивность.



Надо сказать, что не все ученые согласны с концепцией глобального потепления, а некоторые, соглашаясь с самим процессом потепления, отвергают влияние на него факторов вызванных человеческой деятельностью. Как бы там ни было идея снижения выбросов парниковых газов, в том числе от сжигания нефтяного топлива, выглядит вполне разумной.

Аварии и разливы нефти

Приводит и к другим значительным экологическим последствиям. Особенно опасны экологические катастрофы на море. Поскольку нефть легче воды, она растекается по воде тонкой пленкой на значительную площадь. Разливы нефти сопровождаются массовой гибелью морских млекопитающих, птиц, рептилий. Наносится ущерб рыбному промыслу. Залитые нефтью пляжи отпугивают туристов и наносят вред прибрежной экосистеме, часто непоправимый.



Аварии танкеров на море происходят с самого начала их использования. Одна из крупнейших аварий, получившая громкий резонанс, произошла с нефтяным танкером Эксон Вальдез (Exxon Valdez) в 1989 году. Танкер компании Эксон должен был перевезти нефть с Аляски в Калифорнию, но неожиданно у берегов Аляски сел на мель, налетев на риф Блай. В результате в море вылилось 260 тысяч баррелей нефти.

Хотя объемы разлившейся нефти в этой катастрофе были не самыми крупными в череде других морских аварий, но урон, который разлившаяся нефть принесла природной экосистеме Аляски, был признан самым катастрофическим для своего времени. Эта авария долгое время оставалась наиболее разрушительной для экологии катастрофой, которая когда-либо происходила на море. Но прошел 21 год и другая катастрофа затмила собой аварию танкера Эксон Вальдез. Только на этот раз авария произошла не с танкером.

Аварии на море происходят не только при транспортировке нефти. Морские платформы, с которых производится бурение скважин и добыча нефти на морском шельфе, также становятся причиной катастрофических разливов нефти.

Самая крупная нефтяная техногенная катастрофа на море произошла в 2010 году. Взрыв, произошедший на нефтяной платформе Дипуотер Хорайзон (Deepwater Horizon), привел к крупнейшему разливу нефти на море в истории нефтедобычи. По некоторым оценкам за время прошедшее с начала аварии в Мексиканский залив вытекло около 5 миллионов баррелей нефти (более 670 тысяч тонн). Нефтяное пятно, образовавшееся в результате разлива, достигло площади 75 тысяч квадратных километров.



Последствия были катастрофическими не только для экологии, но и для самой компании ВР, которая являлась владельцем лицензии на добычу нефти. Чтобы покрыть все затраты на ликвидацию самой аварии, последствий разлива нефти и выплату всех компенсаций пострадавшим, компании пришлось продать часть своих активов, а сама она долгое время балансировала на грани банкротства.

Надо сказать, что нефть попадает в Мировой океан не только в результате аварийных разливов. Гораздо большее количество нефти попадает в водные бассейны естественным путем по существующим в земной коре разломам. Естественные выходы нефти существуют во многих районах морей и океанов. По существующим разломам нефть, как правило, просачивается постепенно в небольших объемах. Вокруг таких выходов нефти даже образуется своя экосистема. Опасность техногенных разливов в том, что они происходят в короткое время в значительных объемах. Они нарушают сложившуюся экосистему и ведут к массовой гибели морских обитателей.

Борьба с экологическими последствиями

Эти и другие негативные факторы, сопровождающие широкое использование нефти в современной цивилизации, вызывают обоснованную озабоченность и требуют разработки мер по их предотвращению и снижению их негативного воздействия.

Чтобы снизить неблагоприятное воздействие нефтедобычи на окружающую среду в отрасли придерживаются высоких экологических стандартов деятельности. Для предотвращения аварий в компаниях внедряются новые стандарты деятельности, учитывающие прошлый негативный опыт, культивируется культура безопасного ведения работ. Разрабатываются технические и технологические средства, предотвращающие риск возникновения аварийных ситуаций.

Ученые разрабатывают новые методы борьбы с загрязнением. Например, применение специальных реагентов-диспергентов позволяет ускорить сбор разлившейся нефти с поверхности воды. Искусственно выведенные бактерии-деструкторы, распыленные на нефтяное пятно, способны в короткие сроки переработать нефть, превращая ее в более безопасные продукты.



Для предотвращения растекания нефтяных пятен широко используются так называемые боновые заграждения. Также практикуется выжигание нефти с поверхности воды.

Для борьбы с загрязнением атмосферы парниковыми газами разрабатывают различные технологии по улавливанию углекислого газа и его утилизации. Государственные органы вводят новые экологические стандарты. Например, стандарты, регулирующие содержание вредных веществ в выхлопных газах автомобилей. Эти стандарты направлены как на совершенствование двигателей автомобилей, так и на улучшение характеристик выпускаемого топлива. В России, например, стандарт Евро-5 действует на все ввозимые автомобили с 1 января 2014 года. А переход на топлива стандарта Евро-5 предусмотрен с 1 января 2016 года.

Cтраница 1


Выброс нефтепродуктов в процессе горения происходит при несколько иных условиях. К выбросу способны главным образом темные нефтепродукты - нефть, содержащая 3 8 % влаги, и мазут, содержащий до 0 6 % влаги. Необходимыми условиями для выброса являются наличие на дне резервуара водяной подушки, прогрев всей массы нефтепродукта до границы раздела его с водой. Как показали опыты, выброс происходит в тот момент, когда нефтепродукт нагреется на границе раздела значительно выше 100 С. Соприкосновение нагретого до высокой температуры не-фтепродукта с водой приводит к быстрому парообразованию.  

При выбросе нефтепродуктов и сжиженных газов и их испарении возникают облака газопаровоздушных смесей (ГПВС), которые при поджигании от искры могут быстро сгорать (так называемый дефлаграционный взрыв) с образованием высокотемпературного огненного шара или взрываться по детонационному механизму. При взрывном разрушении оболочек хранилищ образуются поражающие людей осколки.  

Ущерб от выбросов нефтепродуктов в окружающую среду в течение времени t (как было установлено, t - случайная величина) можно выразить некоторой функцией времени Э23 - f (t) Очевидно, что f (t) монотонно возрастает.  

Загрязнение окружающей среды углеводородами происходит главным образом в результате аварийных или преднамеренных выбросов нефтепродуктов в процессе их транспортировки и особенно при использовании продуктов переработки нефти. Ограничимся здесь обсуждением известных, а значит, поддающихся контролю источников загрязнения, с которыми сталкиваются на трех стадиях нефтяного производства: при добыче, транспортировании и очистке.  

В последние годы серьезные загрязнения морей и океанов происходят за счет аварийного или иного выброса нефтепродуктов. Эти загрязнения опасны своей масштабностью и высокой экологической опасностью.  

Во-первых, нефтяные пленки, образующиеся на поверхностях объектов природной среды при разливах и выбросах нефтепродуктов (в том числе и на водных поверхностях), существенно изменяют условия обитания всех видов живых организмов, нарушают многие естественные процессы и взаимосвязи, выводят из равновесного состояния экосистемы, лишая их внешних связей.  

При зажигании форсунок следует соблюдать осторожность: рабочий должен вводить факел через окно форсунки, стоя в стороне, чтобы не было выброса нефтепродукта на него.  

РТП совместно с капитаном или лицом, его заменяющим, в ходе тушения пожара на танкере организуют непрерывную разведку пожара (с участием членов экипажа судна), чтобы вовремя определить изменение обстановки на судне, состояние смеси паров нефтепродуктов с воздухом в грузовых танках, а также вероятность выброса нефтепродуктов.  

Выброс - явление редкое, но очень опасное. Выброс нефтепродукта наступает в том случае, когда образовавшийся гомотермический слой нефти или мазута, нагретый до температуры более 140 - 150 С, достигает слоя подтоварной (донной) воды. При этом вода перегревается, значительная часть ее переходит в пар, который и выбрасывает нефтепродукт из резервуара. Десятки тонн нефтепродукта могут быть выброшены на большое расстояние и покрыть территорию в несколько тысяч квадратных метров со всеми расположенными на ней резервуарами и сооружениями.  

Выброс углеводородов обычно происходит в результате коррозии оборудования (трубопроводов, резервуаров), пропуск фланцевых соединений, запорной арматуры, ошибках персонала при проведении технологических операций, некачественный ремонт. На сливо-наливных эстакадах выброс нефтепродуктов происходит в результате ошибок при наливе нефтепродукта.  

При пожарах резервуаров с топливом необходимо вырезать отверстие над уровнем горящего топлива в стенке резервуара для заведения через него средств пожаротушения. Ручные операции по вырезанию отверстий, когда газосварщиков на люльке автоподъемников поднимают к горящему резервуару, являются чрезвычайно опасными для их жизни и здоровья, т.к. в случае внезапного выброса нефтепродуктов через край резервуара или образуемую прорезь в стенке возможна гибель газосварщиков или тяжелые ожоговые травмы.  

Насыщенный пар при малейшем охлаждении начинает конденсироваться. Водяной конденсат является вредным балластом в паре, так как произвести полезную работу вода не сможет, а кроме того, ее присутствие в паре, используемом для технологических целей, опасно, так как может вызвать вскипание и выброс нефтепродуктов.  

Как известно, потребление нефти и газа на планете, происходящее в огромных количествах, значительно превышает скорость и количество образования их в недрах земли. Вместе с тем значительная доля нефти и газа (до 10 %) утрачивается в процессе переработки и транспортировки, загрязняя окружающую природную среду. Через факельные системы нефтеперерабатывающих заводов постоянно происходит выброс нефтепродуктов в атмосферу. Сбрасываются в окружающую среду жидкие и твердые отходы предприятий нефтехимии.  

Земельные ресурсы являются одним из основных богатств нашей страны. Отрицательное воздействие на почву оказывает ветровая и водная эрозия, а также труд человека. Деятельность промышленных предприятий часто приводит к загрязнению почвы. Например, авария на нефтепроводе приводит к выбросу нефтепродуктов на поверхность и в грунт, из-за чего нефтяная пленка покрывает участок почвы, делая невозможным продолжение в нем биологических процессов, а также отрицательно влияет на режим циркуляции подземных вод, загрязняет их.  

Аварийные резервуары, как правило, размещают вне территории, занятой производственными цехами и установками. Чтобы температура спускаемой в аварийную емкость жидкости была ниже температуры ее самовоспламенения, ее пропускают через холодильник или прокладывают аварийный трубопровод в траншее, по которой циркулирует холодная вода. Иногда разрешается устанавливать аварийные резервуары на территории, занятой производственными цехами и установками, на расстоянии не менее 40 м от этих цехов и установок. Аварийные емкости опускают в землю на такую глубину, чтобы обеспечить самотек спускаемой жидкости. Чтобы полностью отвести со дна резервуара остатки огнеопасной жидкости и воду, его дно делают с уклоном. Для приема горячего нефтепродукта аварийную емкость снабжают линией подвода пара с целью прогрева аварийной линии и емкости. На случай возможного выброса нефтепродукта из аварийного резервуара его оборудуют выбросовой трубой. Труба, размещаемая в центре крыши резервуара, соединяет емкость с канализационной системой завода.  

Страницы:      1

США, Аляска

24 марта 1989 года капитан танкера «Эксон Вальдес» ненадолго оставил управление, в результате чего танкер врезался в риф, и в море вылилось 10,8 млн. галлонов нефти (более 30 тысяч кубических метров).

Данный разлив нефти не был самым большим, с точки зрения количества нефти, однако на стоимость уборки нефтяного пятна повлияла удаленность места катастрофы от берега. В итоге на нее было потрачено 2,5 миллиарда долларов США.

Разлив нефти с танкера «Эксон Вальдес» изменил естественный порядок вещей в заливе Принца Уильяма на Аляске, и причиненный им экологический ущерб еще предстоит оценить в полной мере. Из-за разлива нефти пострадала стая дельфинов-косаток, жившая в заливе - в течение двух лет после катастрофы погибло 13 из 36 членов стаи. Десять лет спустя эта стая так и не достигла прежних размеров - ее численность увеличилась лишь натри особи. И самое потрясающее заключается в том, что матка с нескольким детенышами покинула эту стаю и присоединилась к другой - прежде у косаток ничего подобного не наблюдалось.

Когда 24 марта 1989 года в 12:04 танкер «Эксон Вальдес» сел на мель рифа Блай, произошла утечка 10,8 миллиона галлонов (или 257000 баррелей) нефти. По объему это соответствовало количеству воды, содержащемуся в 125 плавательных бассейнах олимпийского класса, и составляло 20 процентов общего груза нефти на судне - 53094510 галлонов нефти. Разлив нефти с «Эксон Вальдес» является крупнейшей утечкой нефти из когда-либо имевших место на территории США и по своим масштабам занимает тридцать четвертое место среди случаев разлива нефти во всем мире. Однако с точки зрения ущерба, причиненного окружающей среде, он считается самой серьезной утечкой нефти в истории. Нефтью было загрязнено около 2100 километров побережья Аляски, из них 300 километров были загрязнены нефтью очень серьезно. В конечном счете, нефтяное пятно растянулось на 740 километров - от полуострова Аляска до поселка Чигник. Из 10,8 миллиона галлонов нефти, разлившихся с танкера, примерно полтора миллиона было собрано бригадами очистки, 1,4 миллиона галлонов опустилось на дно океана, а 216 тысяч галлонов остались на побережье. Считается, что остальная нефть либо испарилась, либо подверглась разложению под действием таких природных факторов, как снежные бури, дожди, приливы и отливы. (Ветеринары, биологи и добровольцы, занимавшиеся обмыванием перемазанных нефтью птиц и морских выдр в заливе Принца Уильяма после разлива нефти с «Эксон Вальдес», использовали для очистки животных стиральный порошок «Dawn» - наверное, это было лучшим подтверждением качества продукта за всю историю торговли). Ущерб, причиненный нефтью многим биологическим видам в этом районе, по-прежнему ощущается, хотя с момента катастрофы прошло более десяти лет.

Как ни печально, популяции полярной гагары, бакланов (берингова, ушастого и краснолицего), тюленя, каменушки, дельфина-косатки и кайры в заливе так и не оправились от ущерба, причиненного им утечкой нефти. Популяции черного кулика-сороки, тонкоклювой кайры, длинноклювого пыжика, восточной сельди, горбуши, морской выдры, нерки и двустворчатых моллюсков постепенно оправляются от нанесенного им ущерба. Белоголовые орланы и речные выдры полностью оправились от причиненного их популяциям вреда. Как же разлилась нефть с этого танкера? Элементарная ошибка: третий помощник капитана и рулевой не произвели поворот вправо, как было приказано капитаном, который удалился в свою каюту незадолго до того как судно село на мель. Капитан Хейзелвуд прошел пробу на наличие алкоголя в крови через несколько часов после аварии; в его крови был обнаружен алкоголь. Капитан настойчиво отрицал, что находился в состоянии опьянения, и суд признал его невиновным в управлении судном в открытом море в пьяном виде. Однако его признали виновным в халатности, приведшей к утечке нефти, и приговорили к штрафу в 50 000 долларов и тысяче часов общественно полезных работ на Аляске.

Дело, возбужденное властями штата Аляска и федеральным правительством США против компании «Эксон» оказалось более сложным, и на его разрешение ушло два года. 19 октября 1991 года окружной суд США принял решение об урегулировании дела в три этапа. Окончательное урегулирование включало соглашение сторон о признании ответчиком вины в рамках уголовного права, соглашение о возмещении убытков в рамках уголовного права и урегулирование тяжбы в рамках гражданского права. Согласно соглашению сторон о признании ответчиком вины в рамках уголовного права компания «Эксон» должна была выплатить штраф в 150 миллионов долларов, из которых 125 миллионов было прощено в знак признания усилий, приложенных компанией для очистки разлившейся нефти и для возмещения убытков в частном порядке. Согласно соглашению о возмещении убытков в рамках уголовного права компания «Эксон» выплатила 100 миллионов долларов властям штата и федеральному правительству за ущерб, который был причинен нефтью побережью и живой природе. В порядке урегулирования тяжбы в рамках гражданского права «Эксон» согласилась внести 900 миллионов долларов в фонды штата и федерального правительства.

Хотя по количеству нефти, разлившейся с танкера «Эксон Вальдес», эта авария не относится к крупнейшим утечкам, она получила грандиозный резонанс. Причина заключается в том, что факт загрязнения нефтью одного из самых прекрасных и не тронутых цивилизацией мест в мире по сути является вопиющим. Утечка нефти посреди океана или в переполненной судами и без того грязной бухте обеспокоит людей значительно меньше, чем загрязнение девственной природы. Это как разница между грязным рабочим комбинезоном и новым белым платьем, на которые попали брызги грязи из-под колес автомобиля. Пятна на платье оскорбляют взор и тревожат нас гораздо больше. Именно так обстояло дело с утечкой нефти с танкера «Эксон Вальдес». Мир ужаснулся, увидев великолепные пейзажи Аляски и пролив Принца Уильяма загрязненными густой черной нефтью, а самыми душераздирающими были снимки беспомощных животных, покрытых нефтью с ног до головы.

Нефть жизненно важна для всех стран с развитой промышленностью. Именно благодаря этому продукту действуют механизмы торговли и промышленности. Однако нефть найти трудно, ее переработка и транспортировка стоят дорого, а ликвидировать последствия утечки нефти невероятно тяжело. Неужели аварии, подобные описанной, - неизбежная плата за необходимую людям в таких количествах энергию?

Источник - http://www.primenews.com.ua/texnogennye/razliv-nefti-tankerom-ekson-valdes.html

Деятельность человека зачастую приводит к изменениям в окружающей среде. Чем большего он достигает в сфере технического прогресса, тем более губительно влияет на жизнь вокруг. Особое внимание в вопросе экологии занимает нефть, разлив которой не минуем во время ее добычи и транспортировки. Аварии в этой сфере промышленности особо губительны для окружающей среды и несут серьезные последствия. Человечество не может предупредить возможные катастрофы. Однако оно научилось ликвидировать разливы нефти. Хотя этих мер недостаточно для полного восстановления загрязненной экосистемы. Что же такое нефтяные разливы и как их ликвидируют?

Понятие

Разлив нефти - попадание этого вещества в окружающую среду из-за деятельности человека. Причиной может быть выброс нефтепродуктов или аварии на ряде объектов:

  • танкерах;
  • нефтяных платформах;
  • скважинах;
  • буровых установках.

Последствия разлива губительны для окружающей среды, а их ликвидация может занять как несколько месяцев, так и много лет.

Последствия разлива

Чем же опасна нефть? Разлив этого вполне натурального вещества приводит к уничтожению всего живого на поверхности земли, включая водоемы. Оно разносится на многие километры, покрывая тонким слоем все на своем пути. Это приводит к гибели растительности. Районы, пораженные нефтью, становятся непригодными для существования живых организмов. Черная пленка покрывает не только поверхность соленых источников. Частицы нефти могут смешиваться с водой и проникать на глубину водоемов. Это приводит к гибели многих морских организмов.


Восстановление экосистемы происходит очень медленно. Так, в 1989 году произошла катастрофа на Аляске, в результате которой вылилось огромное количество нефти (двести шестьдесят тысяч баррелей). На ликвидацию аварии было потрачено множество миллионов долларов. Спустя восемнадцать лет эту территорию обследовали и выявили более двадцати галлонов черного топлива в песке. Из-за этого вдоль береговой линии все еще не восстановилась экосистема. По подсчетам ученых, остатки излитой нефти исчезают со скоростью четыре процента в год от оставшейся общей массы. То есть для восстановления пострадавшего района потребуется не один десяток лет.

Аварии танкеров

Наиболее опасна нефть (разлив неизбежен из-за деятельности человека) для водоемов. Она легче воды, поэтому растекается в виде тонкой пленки, занимая огромные площади. Наносимый вред касается всех живых организмов, поскольку гибнут птицы, рыбы, млекопитающие. От этого страдает рыбный промысел, туристический бизнес.


Аварийные разливы нефти часто случаются из-за использования для ее транспортировки танкеров. Одной из крупнейших таких катастроф была авария на судне «Эксон Вальдез», произошедшая в 1989 году у берегов Аляски, о последствиях которой описано выше.

Аварии на платформе

Не менее опасны аварии на морских платформах. С них производится из которых качают нефть, разлив которой становится для экосистемы морского шельфа катастрофичным.


Самой крупной на море считается разлив 2010 года. На платформе «Дипуотер Хорайзон» произошел взрыв. Количество вытекшей в нефти подсчитать не удалось. Однако, по некоторым данным, вытекло пять миллионов баррелей жидкого топлива. Смертоносное пятно покрыло площадь в семьдесят пять тысяч километров квадратных. Это привело не только к известным последствиям относительно окружающей среды, но и чуть не привело компанию, которая занималась добычей, к банкротству. Дело в том, что вина за подобные аварии ложится на владельцев лицензии промысла. Именно они обязаны оплачивать затраты на ликвидацию последствий и компенсировать ущерб пострадавшим.

Случаются выходы черного вещества и естественным путем - из разломов на дне морей и океанов. Однако из них нефть просачивается постепенно, небольшими объемами. Экосистема успевает адаптироваться к подобным явлениям. Как же человечество исправляет последствия своей губительной деятельности?

Понятие ЛАРН

Ликвидация разливов нефти из-за аварий в сокращенном варианте принято называть ЛАРН. Это целый комплекс мероприятий. Они направлены на то, чтобы удалить с поверхности почвы и воды пятна и стоки нефтепродуктов.


Методы ЛАРН

Разливы нефти и нефтепродуктов удаляются четырьмя основными методами:

  • Механический. Сбор при помощи специализированной техники.
  • Термический (выжигание). Оно уместно при нефтяном слое более тридцати трех миллиметров. Применяется сразу после аварии до смешения вещества с водой.
  • Физико-химический. Использование диспергентов, сорбентов, которые поглощают и удерживают внутри себя нефть.
  • Биологический. Работа бактерий и грибков с целью поглощения остатков нефти после применения предыдущих методов.

Достаточно эффективным является способ сорбционной очистки (физико-химический метод). Его преимущества в том, что загрязнения удаляются до наименьшей остаточной концентрации. При этом процессом можно управлять. Хотя максимальная сорбция достигается в первые четыре часа. Метод также неблагоприятен для окружающей среды, поэтому его применяют в особых случаях.

К наиболее экологически безопасным относятся биологические методы. Их применяют специализированные организации, которые имеют на ведение этих работ лицензию. Примером современной биологической технологии является биокомпостирование. Это процесс окисления углеводородов нефти с помощью специальной микрофлоры. В результате черное вещество разлагается на окись углерода, воду, биомассу. Процесс занимает два-четыре месяца. Для того чтобы воспрепятствовать растеканию по воде черных пятен, широко применяют боновые заграждения. Замкнутую в них массу выжигают.


Специализированные суда

Ликвидация аварийных разливов нефти невозможна без применения специальной техники. Суда использую как для проведения отдельных работ, так и для всего комплекса мероприятий. В зависимости от функционального назначения, существуют следующие типы судов:

  • Нефтесборщики. Их задача в самостоятельном сборе массы с водной поверхности.
  • Бонопостановщики. Это скоростные суда, которые обеспечивают доставку боновых заграждений в район катастрофы, а также устанавливают их.
  • Универсальные суда. Они способны обеспечить практически все этапы ЛАРН самостоятельно.

Стадии ЛАРН

Ликвидация разливов нефти и нефтепродуктов с поверхности воды осуществляется следующим образом:

  1. Устанавливаются ограждения, которые препятствуют растеканию пятен. Также применяются нефтеуловители и нефтеловушки.
  2. Распыляются сорбенты, которые позволяют проводить естественное рассеивание вылитой массы.
  3. Проводится механический сбор при помощи скимеров, то есть устройств по сбору нефтепродуктов с водной поверхности.

ЛАРН с почвы происходит по другой схеме. Но чаще всего необходимо использование универсальной системы, поскольку загрязнение затрагивает воду и сушу одновременно, как трагедия у берегов Аляски. Тогда необходимо учитывать региональные, климатические и другие особенности.


Ликвидация последствий

После завершения ЛАРН создается специальная комиссия, которая проводит осмотр территории, определяет характер и глубину загрязнения. Далее уместно применение наиболее эффективных способов реабилитации загрязненного участка. Остатки нефти смываются и откачиваются. Проводится стимуляция разложения нефтепродуктов путем известкования или фрезерования. Для того чтобы снизить концентрацию углеводородов в почве, создается устойчивый травяной покров, то есть проводится фитомелиорация.

Предупреждение проблемы

Неблагоприятное воздействие нефтедобычи для всего живого не оставляет сомнений. Причем никакие средства не смогут восстановить окружающую среду при разливе нефти. Именно поэтому в этой отрасли необходимо придерживаться высоких экологических стандартов. Предупреждение разливов нефти возможно при внедрении компаниями новых стандартов деятельности, которые учитывают негативный опыт.

На производстве причинами аварии могут быть самые разные факторы, которые следует учитывать. Действия по минимизации утечки следующие:

  • защищать стены резервуаров и нефтепроводов от коррозии;
  • не допускать выхода из строя оборудования;
  • не нарушать правила техники безопасности;
  • не допускать ошибок рабочего персонала.

На предприятиях должна культивироваться культура по безопасному ведению работ. При этом в мире разрабатываются технологические средства, которые способны предотвратить риск появления аварийных ситуаций.

Случайные статьи

Вверх