_Линде Н.Д., Основы современной психотерапии. Медитация воды

Ещё одна созерцательная практика – это медитация на воду, где внимание концентрируется не на внутренних ощущениях, эмоциях или процессах организма, а на объектах внешнего мира: в данном случае на воде.

Вряд ли на свете есть хотя бы один человек, который в той или иной мере не медитировал на воду. Не надо думать, будто это удел особых «просвещённых» людей, способных в обычных вещах увидеть нечто мистическое. Ничего «мистического» в водной медитации нет. Как и любой другой метод медитации, это – созерцательная практика, помогающая обрести внутреннюю гармонию и очистить разум от ненужных переживаний. Тот, кто хотя бы раз в жизни наслаждался мерным течением реки, морским прибоем или отдыхал, слушая журчание ручья, – уже медитировал на воду.

Другое дело, что это можно систематизировать, применять более осмысленно, а значит – будет больше пользы пользы.

Как медитировать на воду, чтобы получить наибольшую пользу?

Существует 3 разновидности:

  1. Созерцание воды, т.е. медитация на воду как на природный объект.
  2. Медитация в воде, когда единение с водной стихией происходит во время погружения.
  3. Медитация с воображаемой водой: визуализация.

Длительность практики в любом случае обычно составляет 20–30 минут.

Созерцание воды

Найдите укромное место, где вас никто не отвлечёт. Это даже может быть пляж, на котором есть люди. Главное – возможность быть рядом с водой, не отвлекаясь на разговоры. Для созерцания лучше использовать природные объекты.

Желательно, чтобы жидкость находилась в движении: течение рек и ручьёв, морской прибой. Некоторые практики получают хорошие результаты, созерцая спокойную поверхность пруда, озёра или моря. Но в такой технике есть некоторое отличие от медитации на движущуюся воду хотя бы потому, что отсутствует шум, являющийся важным компонентом описываемой практики. Можете попробовать смотреть и на неподвижную воду, но следует именно что смотреть, не закрывайте глаза.

В любом случае стакан с водой или струя из крана подходят плохо.

Расслабьтесь, сосредоточьтесь на воде. Следите за тем, чтобы блики от солнца не попадали в глаза, и вообще, чтобы не было никакого дискомфорта. Если сидите на холодной земле, подстелите что-нибудь под себя. Расслабьтесь. Дышите ровно и спокойно. Помните, концентрация и напряжение – свершено разные вещи. Мысленно сроднитесь со стихией. Смотрите на воду, слушайте её, ощутите запах, прохладу.

Направляйте внимание на воду. Это всё, что нужно делать. Поза не слишком важна, главное, чтобы спина была прямой, а вам комфортно. Можно сидеть на удобном стуле со спинкой или полулежать в шезлонге.

Если во время медитации ваши мысли перескакивают на обдумывание насущных вопросов, просто переводите внимание на воду. Можно прикрыть веки, сосредоточившись на звуках и запахах. Сознание свободно от мыслей, внутреннее «Я» как бы наблюдает за всем со стороны, а ваши чувства сосредоточены на объекте медитации. Стремитесь достичь именно такого состояния. Если появляются мысли, посторонние эмоции, просто посмотрите своим «Я» на них со стороны и переведите всё внимание на воду. Не бойтесь, если собьётся концентрация, переводите внимание на воду – сделать это просто.

Медитация с погружением

Данный метод основан на погружение в тёплую воду моря или озера. Войдите в воду, расположитесь так, чтобы на поверхности оставалась только голова. Примите удобную позу. Если удастся – лягте на воду лицом вверх, раскинув руки и ноги в стороны. Конкретная поза не очень важна, главное, чтобы вам было удобно.

Как и в случае с созерцанием, расслабьтесь. Лучше закрыть глаза. Сконцентрируйтесь на ощущение водной стихии. Прочувствуйте её всем телом, освободитесь от мыслей, есть только жидкость, которая окружает со всех сторон.

Напряжения мышц в воде уходит само, рефлекторно. Эмоции упорядочиваются. Медитация обычно проходит легко. Заполните своё тело, свой разум, всего себя ощущением влаги вокруг, спокойствием, умиротворением. Дышите через нос ровно и спокойно. Направляйте внимание на воду, на время оставьте проблемы и повседневные дела. Сейчас вы отдыхаете и наслаждаетесь!

За неимением природного бассейна с тёплой водой медитацию можно проводить в искусственном бассейне или даже в ванне. Не так эффективно, как на природе, поскольку условия не те, но можно. Следует помнить, что вода должна быть тёплой , а не горячей . В некоторых случаях слегка прохладная даже лучше.

Визуализация

Визуализация в данном случае – это мысленное представление воды как объекта медитации. В сравнении с двумя описанными выше методами менее эффективна. Но практикуется, когда медитацию с реальной водой провести затруднительно, например в условиях большого города.

Для проведения медитации на созерцание воображаемой воды следует уединиться, сесть в удобной позе, желательно, чтобы спина была прямой. Закрыть глаза. Представить родник, реку, озеро, океан или что-то подобное – главное, чтобы воображаемый объект был природного происхождения. Отрешиться от мыслей и направлять внимание на воображаемую воду. Представлять её нужно максимально живо и полно: как набегает прибой или как журчит, пахнет, как веет свежестью. Если появляются посторонние мысли, надлежит восстанавливать мысленную картинку и направлять внимание на воображаемый образ.

Визуализация погружения в водную среду поможет в случаях, когда человек находится в стрессовой ситуации и ему требуется быстро прийти в себя. Визуализация безмятежной, приятной воды, окружающей тело, уже само по себе неплохое средство релаксации. В некоторых ситуациях мысленное погружение в приятную воду и остановка мыслей, проведённая в спокойной обстановке в течение 5 минут, помогает собраться с силами и прийти в норму.

Визуализация пройдёт намного результативнее, если практик уже имеет опыт медитации с реальной водой в природной обстановке.

В чём польза водной медитации?

Регулярные занятия водной медитацией привносят в жизнь спокойствие, уравновешенность и гармонию. Пустив в свою жизнь стихию воды, вы заметите, что:

  • исчезли совсем или ослабли симптомы стресса;
  • выросла работоспособность;
  • повысилась концентрация;
  • существенно улучшилась способность находиться в настоящем времени, здесь и сейчас;
  • конфликтов стало меньше;
  • принимать свои эмоции и уживаться с ними стало легче;
  • вы стали внутренне сильнее и сделали ещё один шаг на пути самосовершенствования.

тельство и ведовство, особые способности и т.д.). Его модель психики во многом напоминает представления великих мистических традиций.

Особое значение С. Гроф придает внутриутробным переживаниям индивида. Он выделяет четыре базовые перинатальные матрицы, являющиеся как бы кристаллизацией внутриутробного опыта, приобретенного в течение беременности. Психологические травмы, полученные ребенком в этот период, могут стать основой для будущих психических заболеваний вплоть до шизофрении, вторичное проживание этого опыта ведет к исцелению.

Основные элементы холотропной терапии - интенсивноедыхание (неимеетзначения«стиль»дыхания,главное-

это избыток кислорода), использование музыкии работа с телом

(внешнее проявление и усиление симптома). В измененном состоянии психика индивида проявляет спонтанную целительскую деятельность, терапевт только поддерживает процесс проживания пациентом своего опыта, не пытаясь его изменить, даже если он не понимает его.

Сеанс холотропного дыхания начинается обычно с небольшой медитации и релаксации. На п е р в о й с т а д и и участникам предлагается сосредоточиться на дыхании, почувствовать его ритм, не пытаясь его изменить, полезно представить дыхание как облако света и мысленным взглядом прослеживать его движение по телу от головы до ног, а потом снизу вверх. Можно представить, что оно создает открытое пространство, наполняющее каждую клетку светом.

На в т о р о й с т а д и и предлагается увеличить частоту дыхания, сделать его полнее и эффективнее. Детали процесса (дыхание ртом или носом, глубина и частота...) не имеют значения, принципиально только количество вдыхаемого воздуха. Рядом с каждым дышащим, который лежит, находится сидящий помощник. Роль помощника сводится к мягкому поощрению интенсивного дыхания и поддержке в случае сильных реакций дышащего.

Когда дыхание становится достаточно быстрым, ведущий готовит участников к появлению музыки, предлагая отдаться ее потоку, музыка включается.

В большинстве случаев переживания участника можно описать кривой, сходной с оргаистической, - постепенное нарастание эмоций и физических проявлений, кульминации, затем более или менее внезапное разрешение. Наиболее продуктивны те переживания, в которых участник все делает сам.

Подобные эффекты наблюдались и на сеансах с ЛСД, и на гипнотических и медитативных сеансах.

Пациентка обратилась к Джоан Грант и Деннису Келси (психотерапевты, использующие аутогипноз и регрессивный гипноз. - Н.Л.) после многих лет безуспешного лечения сильной фобии (она боялась птиц и даже птичьих перьев). Деннис загипнотизировал ее и попросил отправиться настолько далеко, насколько это было необходимо для обнаружения корней этой проблемы и ее значения. Через некоторое время пациентка сообщила, что у нее сильное мускулистое тело, несомненно мужское. Она ощутила себя солдатом какой-то древней армии. Далее начала разворачиваться драматическая история.

Пациентка обнаружила себя участником битвы в Древней Персии. Внезапно она почувствовала острую боль в груди: в нее попала стрела. Она лежала на земле, умирая в пыли посреди жаркого дня. В голубом небе она заметила круживших над ней грифов. Они спустились на землю и уселись, ожидая ее смерти. Она была еще жива, но некоторые из них начали клевать ее, пытаясь оторвать куски мяса. С яростным криком она вступила в свою последнюю битву. Наконец она уступила птицам и умерла. Вернувшись в обычное состояние сознания, она освободилась от фобии, которая мучила ее в течение долгого времени .

Холотропная терапия может приводить к драматическим переживаниям, сопровождающимся сильным эмоциональным и физическим стрессом, поэтому она противопоказана людям с больным сердцем, беременным и в ряде других случаев.

МЕДИТАТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Медитация (от лат.meditatio - размышление) -это метод работы со своим психическим миром, активно развивавшийся в восточных системах совершенствования человека (йоги и буддизма), но свойственный всем людям. Последнее время наметилось большое сближение между современной психотерапией и восточными концепциями психической жизни человека. Те или иные медитативные техники используются в самых разных школах психотерапии: гештальттерапии, НЛП, психосинтезе, в некоторых направлениях телесной терапии, даже знаменитую технику свободных ассоциаций З.Фрейда вполне допустимо трактовать как определенный тип медитации. Но в то же время можно говорить и о самостоятельном медитативном направлении психотерапии.

Основные идеи

Чрезвычайно легко и в то же время трудно дать определение медитации, легко - потому что таких определений множество, трудно - потому что все они не отражают этого понятия в его

полноте. Обычно медитация понимается как сосредоточение, особая концентрация на одной мысли, образе или предмете, либо как очищение сознания от всяких мыслей и образов, либо как внутренняя психическая работа над своими переживаниями. Верно и то, и другое, и третье, но главная задача медитации -привести человека к самому себе, к центру собственной самокоррекции и личностного роста, где, собственно, и начинается исцеление, откуда приходят неожиданные творческие решения проблем.

Яснее это понятие может стать после сравнения его с другими базовыми понятиями психологии: поведением, деятельностью и общением. Если поведение - это реакция субъекта (S) на воздействие того или иного объекта(О) на него, то деятельность - это всегда целенаправленное воздействие субъекта(S) на объект(О), где вся активность (познающая, использующая, преобразующая и т.д.) порождается и регулируется самим субъектом, в результате деятельности получается преобразованный объект(О). В случае общения происходит взаимодействие субъекта(S) с равноправным ему субъектом(S) и активность в равной мере принадлежит обеим сторонам. Ни одна из сторон не может рассматриваться как пассивный объект воздействия, в противном случае общение редуцируется до деятельности одного субъекта над другим, что в научной литературе именуется манипулированием.

В случаежемедитациинет второйстороны, нет деятельности и нетобщения,субъектнерефлексирует,воздействуянасебяилибеседуя с самим собой, он просто собой становится, что мы обозначили символом «S»(см. таблицу 1). В этом состоянии внутреннего бытия собой происходит спонтанное решение проблем и наиболее тесный контакт с бессознательным. Медитация может быть различной глубины, может сопровождать процесс деятельности или общения, но суть ее состоит именно в обращении к самому себе, поиску некоторого ответа изнутри, который приходит обычно не как результат долгих логических построений, а как спонтанное понимание, озарение, инсайт.

В таблице приведены схемы всех основных видов человеческой активности и результаты этой активности.

Таблица 1

Инсайт всегда сопровождается яркой эмоциональной реакцией: лицо всегда освещается радостной улыбкой, человек восклицает что-нибудь в восхищении перед открывшимся ему пониманием, так Архимед закричал: «Эврика!», открыв свой великий закон. Логично предположить, что он по сути медитировал, расслабившись в ванне (расслабление является чрезвычайно важным фактором эффективной медитации). Знаменитый физик Нильс Бор, по свидетельству очевидцев, приходил к своим изящным решениям, впадая в странное трансовое состояние.

Однако отсюда также понятно, что любой человек, когда-либо занимавшийся углубленным размышлением, решавший творческую задачу, испытавший инсайт, т.е. новое понимание, обязательно при этом непроизвольно занимался медитацией. То есть

медитация не есть что-то чуждое, привнесенное к нам с Востока, но свойственная всем людям способность, открывающая пути к творчеству.

В этом смысле медитация является просто одним из видов человеческой активности, основой творческого решения, впрочем она доступна уже человекообразным обезьянам. Знаменитый немецкий психолог Келлер, исследовавший интеллект обезьян, отмечал, что при решении творческой задачи обезьяна сначала глубоко задумывалась (медитировала), затем ее лицо озарялось яркой улыбкой (инсайт), и она прямиком бежала к палке, чтобы сбить банан.

Когда человек понимает что-то в себе, открывает какой-то внутренний нравственный закон, то происходит то, что на Востоке называютпросветлением (этонравственный инсайт): человеку становится ясно, из-за чего он раньше страдал и как теперь ему жить, заблуждение и соответствующее ему страдание исчезают, сознание становится светлым и радостным. В этом смысле медитация чаще всего использовалась в религиозных целях.

В чань-буддизме медитация осуществляется при сосредоточении сознания, лишенного каких-либо образов или идей (мыслей), в одной точке. Это сосредоточение сочетается с максимальной релаксацией и стабилизацией сознания, снятием психического напряжения и достижением предельно уравновешенного состояния. Сосредоточенность сознания в данном случае вовсе не означает, что его нужно жестко фиксировать на определенном объекте. В ходе практики медитирующий вырабатывает в себе способность к непроизвольной концентрации внимания, когда сознание свободно движется от одного объекта к другому, течет, как вода, не задерживаясь ни на одном объекте и вместе с тем отражая его с максимальной адекватностью и полнотой.

Медитация в буддистской традиции понимается как такое состояние сознания, когда все духовные силы находятся в равновесии, так что ни одна мысль, ни одна склонность не возмущают

его спокойствия. Это можно сравнить с тем, как будто на бурлящее море обыденного сознания вылили масло, и волны успокаиваются - остается лишь гладкое блестящее зеркало. И именно в этом зеркале сознания мириады отражений появляются и исчезают, никак не нарушая его спокойствия.

Также медитация может быть сопоставлена с такими базовыми терминами, как «транс» и «гипноз». Состояния, испытываемые субъектом во всех трех случаях, весьма сходны, всегда происходит концентрация внимания на внутреннем мире. Однако медитация всегда предполагает активность самого субъекта, его свободу, пробуждение его творчества и инсайт как результат медитации. В случае же транса и гипноза это не главная цель, целью скорее является воздействие одного субъекта на другого, при гипнозе оно более прямолинейно (директивно), чем при трансе, и неконтролируемо субъектом, на которого это действие оказывается. Гипноз в этом смысле представляется менее предпочтительным, но

медитация обычно требует значительной самостоятельной работы клиента,его внутренней квалификации. Необходимо отметить, что трансовое состояние в процессе психотерапии в той или иной степени происходит всегда, без него достижение успеха практически невозможно. Транс делает психический мир клиента достаточнопластичными,главное,даетвозможностьобщатьсясегобессознательным.Транс основан на доверии к терапевту и позволяет последнему «плавно вести» клиента.

Итак, медитация может быть как концентрацией на той или иной мысли, образе или процессе, так и культивированием состояния чистого сознания без помех со стороны мыслей, образов или чувств. Но во всех случаях, как уже было сказано выше, медитация приводит человека к самому себе, к своему самокорректирующему и саморазвивающему центру. Прежде всего на этом основан терапевтический эффект медитаций, на том, что они приводят к инсайту, т.е. к решению проблем изнутри, творческим образом.

Приведем п р и м е р ы медитативных техник, направленных на снятие напряжения и успокоение сознания:

1. Одна из известнейших медитаций состоит в том, чтобы внимательно следить за процессом своего дыхания, как воздух проходит туда и обратно через нос. Эффект усиливается, если концентрироваться на точке первичного соприкосновения воздуха с носовыми ходами.

2. Другой из возможных вариантов медитации над дыханием состоит в том, чтобы сопровождать каждый выдох мысленным произнесением слова «один» или «оум» (абсолют).

3. Чрезвычайно эффективна медитация над дыханием по методу тибетской релаксационной системы Кум-Нье. Суть ее состоит в том, чтобы, медленно дыша через нос и рот (рот слегка приоткрыт), мысленно направлять поток воздуха одновременно в голову и в сердце (или область груди). Сидеть лучше в медитативной позе со скрещенными ногами, руки положив на колени, ладонями вниз, с прямой спиной, взгляд направив вдоль линии носа на пол. Дыхание не должно быть глубоким, но мягким и медленным. Упражнение можно выполнять 20 - 30 минут.

4. Медитация для очищения сознания от мешающих мыслей. Сидите в спокойной позе, закрыв глаза, и следите за любыми мыслями, появляющимися в сознании, никак не привязываясь и не прогоняя ни одну из них. Через некоторое время вы испытаете чувство необычайного покоя при абсолютно ясном сознании.

в абсолютно безопасном и комфортном месте.

6. Одна из динамических медитаций Ошо Раджниша - мандала медитация. Каждая стадия этой сильно действующей и энергичной медитации длится 15 минут.

A. Бегайте на месте с открытыми глазами, поднимая колени как можно выше. Дышите глубоко и ровно. Это пробуждает энергию внутри.

Б. Сядьте с закрытыми глазами, рот не напряжен и открыт. Мягко покачивайтесь. Ваша разбуженная энергия попадает в нужный центр.

B. Лягте на спину и вращайте открытыми глазами по часовой стрелке, делайте полный оборот глазами, но делайте это как можно быстрее. Ваш рот должен быть открыт и расслаблен, голова же совершенно неподвижна, дыхание легкое, спокойное. Тогда концентрированная энергия направится к «третьему глазу». Вы ощутите свою силу и расширение потенциальных возможностей вашей личности.

Ю. Л. Каптен в книге «Основы медитации» приводит такие виды медитаций: медитация над звуками, над мантрами (заклинаниями или молитвами), над дыханием, над «ментальным небом», над музыкой, над янтрой (священным графическим объектом), над чакрами (психическими центрами) и т.д. Часть медитаций имеют эзотерический смысл и не могут быть рекомендованы для начинающих.

Медитация «звуки тела». Сосредоточьтесь на собственном теле и попробуйте услышать, как звучат те или иные органы вашего тела. Это кажется сложным и странным заданием, но большинству людей не составляет трудности, например, представить, какому звуку соответствует предъяв-

ляемый темно-синий цвет. Вы можете следовать любой программе и прослушивать в любом порядке, как звучат ваши пальцы, рука, сердце, голова, живот, ноги и т.д. и т.п. Если вы услышите, что тот или иной орган тела звучит как-то резко, неприятно, слишком громко и т.д., то вы можете аккуратно подправить это звучание каким-то внутренним способом, при этом состояние прослушиваемого органа улучшается (проходят напряжение, болевые ощущения и т.д.), снимается психологическая проблема, отражающаяся в негативном состоянии того или иного органа тела.

Медитативные техники позволяют не только привести клиента к позитивным изменениям, но и помочь в обнаружении глубоко скрытой в подсознании психологической проблемы. Обычно проблема в медитативном состоянии начинает проявлять себя очень ярко в форме навязчивых мыслей и состояний, ярких негативных образов, болевых ощущений и других симптомов, в сопротивлении клиента медитативным упражнениям (вполне простым и абсолютно безопасным). Ценность этих техник еще и в том, что с их помощью клиент может непосредственно в чувственной форме столкнуться со своей проблемой, а не только косвенно судить о ней.

Вопросы для самоконтроля

1. Каково исходное понимание структуры личности в психосинтезе?

2. Что такое субличность?

3. Что такое холотропное сознание?

4. В чем суть метода холотропного дыхания?

5. В чем отличие медитации от других форм человеческой активности?

6. В чем состоит терапевтический эффект медитативных упражнений?

Литература

1. Ассаджоли Р. Психосинтез: Теория и практика. - М., 1994.

2. Богданович В. Медитативный массаж. - СПб., 1995.

3. Гроф С. Запределамимозга. - М., 1993.

4. Гроф С. Путешествие в поисках себя. - М., 1994.

5.ГрофС. Областичеловеческогобессознательного.-М.,1994.

6. Гроф С., Хэлифакс Д. Человек перед лицом смерти. - Киев, 1996.

7. Каптен Ю.Л. Исцеление через медитацию. - СПб., 1994.

8. Каптен Ю.Л. Основы медитации. - СПб., 1991.

9. Линде Н.Д. Медитативная психотерапия. - М., 1994.

10. Ошо. Оранжевая книга: Измерение неведомого. - М., 1991.

11. Руффлер М. Игры внутри нас. - М., 1998.

12. Судзуки Д., Кацуки С. Дзэн-буддизм. - Бишкек, 1993.

13. Харт У.,Левин С. Искусство жизни: Постепенное пробуждение. - СПб., 1994.

Глава 16. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОБРАЗНАЯ ТЕРАПИЯ

Как говорил еще К. Юнг, образы служат языком бессознательного, и это очень понятно, ведь образы возникли много раньше, чем слова. К. Юнг первый применил метод активного воображения, заложив основы данного направления терапии. Во всех направлениях психотерапии огромное внимание всегда уделялось образам, продуцируемым пациентом. Но из всех направлений можно выделить те, которые сосредоточили основную работу не на толковании образов, но на их трансформации в ходе специальных процедур, что позволяет непосредственно влиять на подсознание индивида. Сюда относятся метод кататимно-имагинативной терапии X. Лейнера (символдрама), а также ряд сходных методов: метод эмоционально-образной терапии Н.Линде , холодинамика В.Вульфа , метод Саймонтонов , метод развития образной сферы человека А. Гостева и другие методики.

КАТАТИМНО-ИМАГИНАТИВНАЯ ТЕРАПИЯ Х.ЛЕИНЕРА

Название метода происходит от греческих слов ката - «соответствующий», «зависящий» итимос - одно из обозначений души (в данном случае имеется в виду эмоциональность). На русский язык название метода можно перевести как эмоционально-обус- ловленное переживание образов . Также этот метод известен под названиемсимволдрамы и может быть назван психоанализом в образах. Может, более удачным с точки зрения русского языка было бы название «эмоционально-образная терапия».

Основные идеи

Теоретической основой кататимно-имагинативной психотерапии был и остается психоанализ как в классической, так и в его современной форме. Одновременно этот метод имеет много общего с теорией архетипов К. Юнга и его методом активного воображения. В основе его лежит подтверждаемое практикой допущение, что трансформация образов фантазий в позитивную форму приводит к аналогичному изменению бессознательных комплек-

сов, выраженных в этих образах. Однако это не может быть произвольной трансформацией по заданному шаблону, клиент должен менять образы самостоятельно (терапевт лишь направляет его) и на основе большой душевной работы, только тогда произойдет реальное изменение в его внутреннем мире.

Клиент лежит на терапевтической кушетке или сидит в удобном кресле, терапевт применяет сначала ту или иную технику для его расслабления. После достижения им состояния расслабления емупредлагаетсяпредставитьобразыназаданнуютерапевтомтему.

Причем клиент рассказывает терапевту о спонтанно представляемых им образах и возникающих при этом переживаниях, а терапевт как бы мягко сопровождает его в этом путешествии и направляет, если это необходимо, его воображение в нужную для достижения терапевтического эффекта сторону. По сути дела, он в нужные моменты времени делает замечания типа «да», «угу», «вот как!» и т.п., повторяет те или иные описания пациента, задает вопросы на уточнение: «Дерево большое?» и т.д.

Длительность сеанса в среднем составляет 20 минут, но не больше 35 - 40 минут. Весь курс терапии состоит из 8-15 сеансов, в сложных случаях до 30 - 50 сеансов.

Кататимно-имагинативная терапия имеет три с т у п е н и (основную, среднюю и высшую), которые различаются прежде всего используемыми темами (мотивами), но и некоторыми особенностями терапевтических техник.

Стандартныемотивыосновнойступени:

1) мотив луга, который можно использовать как начало сновидения наяву;

2) мотив ручья, с просьбой проследовать либо вверх по течению до его истока, либо вниз по течению до устья;

3) мотив горы, которую сначала наблюдают издалека, а потом на нее надо подняться, чтобы увидеть с ее вершины панораму внизу;

4) мотив дома, который осматривается;

5) мотив опушки леса, где, находясь на лугу, надо заглянуть в темноту леса, чтобы посмотреть, какая символическая фигура выйдет из леса.

Стандартныемотивысреднейступени:

1) представление значимого лица;

2) исследование установки по отношению к сексуальности (для женщин - поездка на повозке или машине, для мужчины - куст роз на краю луга);

3) исследование установки по отношению к агрессии (представляется дикая кошка - лев или тигр);

4) определение идеала Я (выбрать себе имя того же пола, потом представить себе этого человека).

Стандартные мотивы высшей ступени: пещера, вулкан и фолиант.

В конкретной работе с пациентом можно использовать образы различных ступеней, но начинается терапия с мотивов основного уровня. Кроме перечисленных мотивов могут использоваться и многие другие: встреча с семьей животных (с целью получить представление о проблемах в семье ребенка), получение во владение надела земли и т.д. Могут также представляться какаянибудь значимая ситуация из реальной жизни, сцена из сновидения, представление значимого предмета, например любимой игрушки.

Для пациентов с психосоматическими проблемами эффективным может быть просмотр органов тела изнутри (пациент представляет себя маленьким человечком, путешествующим по телу).

Каждая из тем соответствует определенной психологической проблематике. Например, мотив ручья символизирует оральные проблемы и отношения с матерью, а также выражает процесс текущего психического развития. То, как клиент воображает себе ручей, может иметь диагностическое значение: признаками нарушений, указывающими на существование внутреннего конфликта, может быть то, что вода кажется ему грязной или ледяной, так что ее нельзя пить или опустить в нее ноги, если исток ручья еле сочится из песка и т.д. В ходе нескольких сеансов образ ручья может спонтанно меняться в более позитивную форму, что сопровождается исчезновением той или иной симптоматики.

Девятилетняя девочка больше года страдала рецидивирующей крапивницей. С ней было проведено несколько сеансов символдрамы с представлением сцен купания и была обсуждена выявленная тем самым конфликтная проблематика. После нескольких коротких рецидивов кожное заболевание исчезло полностью, и в течение 3 лет последующего наблюдения не было выявлено ни одного проявления крапивницы .

Весьма важным представляется также мотив подъема в гору. Гора может выражать проблемы конкурентных отношений с родителями, высота горы характеризует уровень притязаний и самооценки клиента. У невротических пациентов с заниженным уровнем притязаний и самооценки гора может оказаться всего лишь холмом или даже кучей песка, при завышенном уровне - очень большой, высокой, покрытой снегом и ледниками. Важны и путь до вершины, и панорама, открывающаяся с нее, и многое другое, опытный терапевт умеет «читать» возникающие у клиента образы.

сб, 02/18/2006 - 05:09 -- karma-pro

Идеальным вариантом работы со стихиями является посвящение в стихию, которое следует проводить, соединяясь с энергией Управителя данной стихии. Это посвящения в каналы Архангелов: Рафаила - работа со стихией воздух. Михаила - со стихией огонь. Уриила - земля. Гавриила - вода. В таком случае работа со стихиями будет безопасной и эффективной.

У каждой стихии есть своя янтра, выражение сути. Медитируя на янтру и соединяясь с ее аспектами, практикующий получает силу стихии, энергию для практик и преобразований.

Посвящение можно пройти как самостоятельно, имея весь необходимый для посвящения материал, либо через посвященного Мастера.

Если новичок просто так будет выполнять практику или медитацию на стихии, результат будет минимальным, если он не знаком со всеми последовательными элементами работы и не умеет входить в особое психическое состояние, необходимое для включения в любую практику. Но просто попробовать ради интереса, некоторые любят почему-то пробовать именно ради интереса, можно.

Если же вы намерены достигнуть реальных изменений, вам следует иметь полную технологию работы, включения янтр, соединение с энергией управителей стихии.

Нижеследующие медитации рекомендованы как обзорные для людей с экстрасенсорным восприятием. У начинающих они могут не иметь должного эффекта. Однако, если они достигнут нужного психического состояния, у них тоже может быть неплохой результат. Попробуйте.

Если вас заинтересует глубокая работа со стихиями, вы можете приобрести подробную технологию работы с янтрами сути и практиками включения.

Медитация на стихию Огня.

  1. Активизировать намерение для огненной практики.
  2. Достичь состояния спокойного психического равновесия и внутренней тишины, при которой нет мыслей.
  3. Ощутите себя рядом с открытым огнём или сядьте перед зажженой восковой свечой, не ближе 30-40 см впереди от ваших глаз.
  4. В течение нескольких минут всматривайтесь в пламя, как бы цепляя его суть, чтобы пошел резонанс со стихией. После этого начинаете входить своим сознанием в существо Огня .
  5. Визуализируйте или постарайтесь увидеть (это эффективнее, если увидите реально) вокруг вас Огонь, вы сидите в золотом лотосе. Огонь не причинит вам никакого вреда, потому что защитный лотос мягко отражает пламя, хотя вокруг вас стена Огня. Золотой лотос является защитной формой, все ясновидящие во все времена видят эту защитную структуру именно в форме лотоса. Когда вы визуализируете ее, сконцентрировав четкую видение-мысль или ощущаете, идет призыв на эту структуру. Но если сделаете без должного резонанса, естественно практика не пойдет.
  6. Вы находитесь в пламени огня, постепенно по мере соединения сознания с сущностью огня приходит осознание, что Огонь очищает энергоканалы, проясняет сознание, делая его острым как хорошо заточенный нож. Этим ножом, если вы знаете, как это правильно делать, можно резать пространство.
  7. Практику выполнять не больше 30-40 минут. Эти практики следует выполнять крайне осторожно, не входите пока в структуру Тонкого Огня . Если будете делать практику часто, сами поймете, что такое тонкий огонь, это приходит с опытом. Либо, если это вам нужно, мы вас научим на курсах . По окончании практики поблагодарите Огонь.

Медитация на стихию Воды.

  1. Активизируйте намерение для работы с водной стихией.
  2. Достигнете состояния глубокого покоя, сохраняя безмолвное намерение.
  3. Постарайтесь увидеть, ощутите или, если не можете ничего этого, то просто представьте (для начала и это будет неплохо) себя возле источника воды. Вот вода течёт прямо рядом с вами, вглядывайтесь в нее. Прощупывайте своим сознанием ее суть, пока не осознаете, что она живая и откликается на ваше действие.
  4. Продолжайте погружаться, входить в суть воды сознанием. Если вы являетесь хорошим ясновидящим, вы увидите, как вас захлёстывает волна воды, но не перестарайтесь и не перепутайте с утоплением. Вода играет с вами мягко и бережно, полностью уважая ваше существо и вашу свободу воли. Во всем мире все существа уважают свободу воли других существ. Пытаются нарушать закон в основном только люди и некоторые иноматериальники.
  5. Продолжайте углублять ваш контакт со стихией воды, вы начинаете таять, легко таять, как снежинка растворяться в воде и становитесь с ней одним Целым. Это должно происходить без привычных человеческих чувств, снежинка - лишь сравнение, чтобы было проще понять. Хороший практик не бывает ни злым, ни сентиментальным. Просто откиньте свой эгоизм и соединитесь с водой.
  6. Если у вас все это получилось, сильно не затягивайте практику, соединились с водой, получили некоторый опыт и на сегодня заканчиваете, работа со стихией Воды легко даётся многим людям. Выполняйте эту медитацию через 2-3 дня.

Медитация на стихию Земли

  1. Активизируйте намерение для работы с энергией земли.
  2. Достигнете состояния безмолвия.
  3. Представьте, что вы стоите на земле, ощутите ее как можно ярче, оживите в памяти все позитивные воспоминания, связанные с землей: земля кормилица, укрывательница и т.п. Полезно перед началом медитации побродить по мягкой земле или потрогать руками траву, обнять дерево, постоять под ним, прикоснуться к дарам земли.
  4. Ощутите себя частью тела земли. Ощутите ее как живое сознание. Почувствуйте, как Земля отвечает вам, и вы ощущаете, как по ногам поднимается сила Земли.
  5. В состоянии любви и благодарности ощутите слияние с Землей.
  6. Глубоко настройтесь сознанием на Землю. Осознайте, как через намерение ваше сознание ищет сознание Земли. Медитируйте в полном безмолвии.
  7. В конце медитации ощутите себя камнем на поверхности Земли. Почувствуйте, что вы - неотъемлемая частица Земли, а она часть вас. Находитесь в этом состоянии некоторое время, затем мягко выйдите из медитации, сохраняя безмолвное состояние. Если после выполнения медитации на стихию земли сразу лечь спать, можно получить во сне важную информацию. А можно после медитации выйти на прогулку, обращая внимание на знаки, которые вам может давать Земля через животных, птиц, деревья.

Медитация на стихию Эфира.

  1. Войдя в состояние безмолвия, активизируйте намерение для работы с эфиром.
  2. Ощутите или увидьте себя в мире тонкой эфирной субстанции, в бесконечном пространстве чистой праны.
  3. Через состояние безмолвия начните входить сознанием в сущность Эфира до тех пор, пока не ощутите слияние. Жизненная энергия наполняет все ваше существо.
  4. В завершающей фазе медитации визуализируйте себя в белом чистом лотосе, вы медленно поднимаетесь в Космос.
  5. В этой структуре можно находиться в сфере Эфира относительно долго.

Для работы со стихиями существуют знаки сути, которые значительно облегчают вхождение сознанием в стихии.

По просьбе Тани - Татьяны Колосковой


Настрой «вы — вода» состоит из четырёх ступеней: вход в стихию; выход из стихии; поглощение эманации воды; избавление от лишних эманации и отрицательной энергетики.

Воспоминания о кинофильмах, все время муссируемые. Это именно то, что составляет наш обычный внутренний диалог. Наш набор затертых пластинок, которые крутятся всякий раз, когда мы остаёмся без занятия, наша занудная мысленная жвачка, к которой мозг привык так, что считает её нормальной. Заметьте, стоит человеку побыть наедине со своими мыслями и пообщаться с самим собой, так у него, как правило, портится настроение, будто он сам и оказался для себя наинеприятнейшим собеседником. Эта привычка «тереть» с самим собой в сто раз вреднее курения, мысли всегда должны быть приятными и целенаправленными.
Представьте, как огромным фонтаном из вашего тела изверглась вода. Она хлещет и хлещет из вас во все стороны и водопадом срывается вниз в какую-то пропасть, в небытие.
Предстаете, что вместе с водой из вашего мозга навсегда уплывает мысленная грязь. Голова становится лёгкой и светлой.
Вода покидает ваше тело, выливаясь через поры кожи, покидает внутренние органы, она стекает с ваших рук и ног. Вы чувствуете, как тяжесть покидает ваше тело, оно становится лёгким, как перышко, и невесомым. Вы наслаждаетесь этим ощущением свободы и лёгкости, чувствуете, что ваше тело стало молодым и здоровым.


Цель этого медитативного настроя - снять нервное напряжение, улучшить настроение, обеспечить спокойный приятный сон. Его цель - научиться входить в контакт с тонкими элементами - воздухом, огнём, водой и землёй, и заряжаться их энергией. Энергия стихий вылечит депрессию, снимет стресс, улучшит здоровье, и это лишь толика того, что она может вам дать. Начнём с расслабляющих упражнений.

  • Ступень 1. Лягте и расслабьтесь. Спина должна быть прямой. Закройте глаза. Расслабили лицо, веки, щёки, шею, расслабили грудь. Расслабили руки, расслабили ноги, расслабили живот, расслабили спину, расслабили грудь. Ноги и руки не должны перекрещиваться. Теперь вы полностью расслаблены. Улыбнитесь.
  • Ступень 2. Вы в закрученной полупрозрачной раковине, вы лежите удобно, в ней мягкий свет струится сквозь перламутровые стенки. Капли росы образуются на «потолке раковины», большими каплями скатываются в ваш рот. Это энергетическая роса, она капает на ваши лицо, волосы, тело, конечности. Её освежающее действие сказывается мгновенно, вы словно бы приняли лекарство.
  • Ступень 3. Ваше тело вспотело, как в бане, но в то же время вам прохладно. Вас словно бы натёрли мятой - такой тонизирующий холодок охватывает ваше тело. Заряд бодрости, который вы получаете в прозрачной перламутровой раковине, на сутки обеспечит вас энергией и хорошим настроением. (Пауза).
  • Ступень 4. Теперь вы готовы к встрече с энергиями стихий. Они наполнят вас флюидами, от недостатка которых болеет ваше тело, и не удаются дела, они дадут вам силы и уверенность в себе.

Кроме того, каждая стихия даст вам свой особый дар. Неохота ничего делать? Скучная работа, учёба и т. д.? Особую пользу вам принесёт энергия воздуха. Хотите больше любви? Почаще медитируйте на энергии воды. В вашей жизни слишком много гнева и отрицательных эмоций? Вам поможет раздел «Вы - огонь». Ну а земля поможет с деньгами! Через полгода, если вы будете регулярно обращаться к стихиям в медитации, в вашей жизни произойдут ощутимые перемены к лучшему.

Вы - вода

Настрой «вы - вода» состоит из четырёх ступеней:

  • вход в стихию;
  • выход из стихии;
  • поглощение эманации воды;
  • избавление от лишних эманации и отрицательной энергетики.

Ход медитации

Представьте, что вы окунулись в ключ, бьющий из-под земли. Вода сверкает в утренних лучах солнца. Пахнет сырой водой, мощным фонтаном, вырывающимся из-под земли. Брызги сверкают на солнце, в струях играют колючие радуги. Энергия воды охватывает ваше тело. От ледяных струй источника ваше тело разогревается, будто его натёрли жгучим перцем.

Вы глотаете воду минерального источника, и всё не можете напиться, у неё такой свежий, приятный вкус!

Вода бурлит, вырываясь могучим напором из-под земли. Новорожденная подземная вода сверкает, впервые увидев солнечный свет. Она насыщена минеральными веществами подземных пластов, её бурлящие струи массируют ваше тело.

Вы ныряете к самому дну источника, и ледяные воды смыкаются над вашей головой. Вы - в зеленоватом полумраке, сверху лезвиями идут солнечные лучи, они тянутся к самому дну, к зелёным и белым камням, к кварцевому песку, который сделал всё дно белым.

Вы медленно поднимаетесь к поверхности и смотрите на границу воды и воздуха - грань двух стихий. Вы видите серебристое, подвижное зеркало, отражающее ваше юное лицо. Рывок - и вы на поверхности, хватаете жадно ртом воздух, пахнущий водой. Ваше лицо охватывает жар. Вы выбираетесь на берег, на разогретый солнцем камень и не можете отдышаться, вас согревает тёплое утреннее солнце.

Всё ваше тело горит, охваченное жаром. Вам тепло, хорошо, спокойно. В голове светлые, радостные мысли.

Представьте себя элементалией воды, ундиной, созданием, способным дышать тонкими эманациями воды. Вы находитесь в своей родной стихии, в воде на морском дне, среди прекрасных жемчужных раковин, диковинных рыб и водорослей. В толще воды разлит голубоватый свет, вы сидите на огромной перламутровой раковине, как на троне, на вашей голове корона из разноцветных жемчужин, вам легко и спокойно в родных глубинах, вы вдыхаете эманации воды.

Приятная свежесть течёт через ваши нос и горло в лёгкие, через поры кожи просачивается в организм. Вы ощущаете, что тонкая влага наполняет всё ваше тело, как пустой сосуд. Оно становится прозрачным и начинает мерцать всеми цветами радуги. Вода проникает в ваши глаза, и они начинают лучше различать предметы вблизи, они выглядят более чёткими, цвета их кажутся свежими и нежными.

Ваш разум обретает проницательность - это свойство воды просачиваться в малейшие щели и отверстия. Ваш ум полон эманации воды, это делает его подвижным и живым. Он легко проникает в самую суть явлений, находит выход из, казалось бы, безвыходных ситуаций. Ваш разум учится у воды огибать препятствия, находить кратчайшие пути, успешно размывать преграды из несокрушимых камней, рушить гранитные скалы.

Вы - волна, обрушивающаяся на утёс, он кажется таким крепким, таким несокрушимым, он только кажется таким. С каждым вашим ударом он теряет частичку своей мощи, то песчинку, то камешек, а вы остаетесь при всем своём потенциале.

Придет время, и от утёса не останется и следа, ну а волна по-прежнему будет неуязвима. Разум перенимает у воды логику и рациональность мышления, способность нестись к цели с огромной скоростью, сметая все преграды на пути, а также пребывать в кажущемся бездействии, видимой неподвижности, которая есть лишь еще одной формой движения - в медитации.

Дайте воде вымыть из вашей головы все мысли, обычно толпящиеся в ней. Пусть она отдохнёт от них. А вы просто лежите и наслаждайтесь, ощущая, как поток воды мягко обтекает ваше тело.

Вы выходите из глубокого сна. До вашего слуха доносится шум прибоя. Вы лежите на берегу Океана. Вы вдыхаете свежий запах его волн. Этот солёный аромат наполняет вас бодростью. Сон покидает ваше тело, бодрость вливается в отяжелевшие руки, ноги, тело. Вы открываете глаза и видите себя на берегу Океана. На песчаном пляже, усыпанном раковинами, некоторые из них огромны и полупрозрачны. Некоторые - открыты, в них лежат огромные жемчужины. Небо необычайной синевы, пляж залит солнцем.

Вы излучаете флюиды, которые влекут к вам окружающих. Они замечают, что вы необыкновенно притягательны в последнее время. Им хорошо с вами, как у ручья в жаркий день, потому что вы привлекательны, как оазис в пустыне. Такова вода - она привлекает всех живых существ в мире.

Воспоминания о кинофильмах, все время муссируемые. Это именно то, что составляет наш обычный внутренний диалог. Наш набор затертых пластинок, которые крутятся всякий раз, когда мы остаёмся без занятия, наша занудная мысленная жвачка, к которой мозг привык так, что считает её нормальной. Заметьте, стоит человеку побыть наедине со своими мыслями и пообщаться с самим собой, так у него, как правило, портится настроение, будто он сам и оказался для себя наинеприятнейшим собеседником. Эта привычка «тереть» с самим собой в сто раз вреднее курения, мысли всегда должны быть приятными и целенаправленными.

Представьте, как огромным фонтаном из вашего тела изверглась вода. Она хлещет и хлещет из вас во все стороны и водопадом срывается вниз в какую-то пропасть, в небытие.

Случайные статьи

Вверх