Должны ли платить алименты, лишенные прав родители?
Предлагаем обсудить две таких тесно переплетающихся темы, как лишение родительских прав и . Физические лица узнают про...
Меры, предусмотренные этим законом, в значительной степени касаются изменения полномочий государственных и негосударственных органов в данной сфере. В то же время ряд изменений непосредственно относится к хозяйствующим субъектам в части проведения проверок соблюдения ими пожарной безопасности и наказаний за ее несоблюдение.
Так, в ч. 2 ст. 6.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» до сих пор было указано, что предметом проверки в области пожарного надзора является соблюдение на объекте защиты, используемом (эксплуатируемом) организацией в процессе осуществления своей деятельности, на на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и взрывчатых материалов промышленного назначения требований пожарной безопасности.
Теперь дополнительно к этому предметом проверки стало соответствие пожарно-технической продукции требованиям Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Очевидно, речь идет о требованиях, перечисленных в разд. V и VI данного закона.
Впрочем, за нарушение норм этого закона органы контроля и ранее выносили предписания (см., например, Постановление АС ВВО от 06.06.2016 № Ф01-1968/2016 по делу № А82-12662/2015, ФАС ПО от 30.07.2014 по делу № А12-26929/2013, ФАС СЗО от 05.06.2014 № Ф07-3211/2014 по делу № А56-38196/2013, АС ЦО от 11.04.2017 № Ф10-947/2017 по делу № А09-8744/2016), но теперь обращение к названному закону при проверках пожарной безопасности полностью узаконено.
Кроме того, проверки будут производиться теперь не на объектах защиты вообще, а в зданиях, сооружениях, на транспортных средствах, технологических территориях или используемых (эксплуатируемых) организациями и гражданами в процессе осуществления своей деятельности.
В Федеральном законе № 69-ФЗ так и не разъяснено понятие «объект защиты», но оно есть в ч. 15 ст. 2 Федерального закона № 123-ФЗ. Объект защиты – продукция, в том числе имущество граждан или государственное или (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.
Получается, что теперь пожарной проверке могут подвергнуться объекты, используемые (эксплуатируемые) организациями и гражданами в процессе осуществления своей деятельности независимо об обязательности установления для этих объектов требований пожарной безопасности. Важен лишь факт использования этих объектов, причем из новой нормы закона неясно, идет речь об использовании на момент проверки или об использовании в прошлых либо будущих периодах.
Обращает на себя внимание также появившаяся возможность проверки отдельных земельных участков, которые используются в деятельности граждан или юридических лиц.
Исходя из ч. 4 ст. 6.1 Федерального закона № 69-ФЗ до сих пор основанием для включения плановой проверки лица в ежегодный план проведения плановых проверок являлось истечение:
1) трех лет со дня:
окончания проведения последней плановой проверки;
2) одного года и более со дня окончания проведения последней плановой проверки объекта защиты, используемого (эксплуатируемого) организацией, осуществляющей деятельность в отдельных сферах деятельности.
Но теперь, как и в отношении некоторых других направлений госконтроля, периодичность проведения плановых проверок устанавливается Правительством РФ в Положении о федеральном государственном пожарном надзоре (далее – Положение) в зависимости от присвоенной объекту защиты, территории или земельному участку определенной категории риска.
Для отдельных сфер деятельности в отношении любого государственного или муниципального контроля, в том числе в части пожарной безопасности, такая периодичность устанавливается, как и ранее, в соответствии с ч. 9 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О юридических лиц и при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Имеются в виду здравоохранение, образование, социальная сфера, теплоснабжение, электроэнергетика, и повышение
В настоящее время действует перечень таких видов деятельности, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 № 944. В отношении указанных в нем видов деятельности в части пожарной безопасности проверки проводятся:
Наименование вида деятельности |
Периодичность проведения плановой проверки |
Оказание амбулаторно-поликлинической помощи |
Не чаще одного раза в 2 года |
Оказание стационарной и санаторно-курортной медицинской помощи |
|
Дошкольное и начальное общее образование |
Не чаще одного раза в год |
Основное общее и среднее (полное) общее образование |
|
Деятельность детских лагерей на время каникул |
Один раз перед началом каникул |
Предоставление социальных услуг с обеспечением проживания |
Не чаще одного раза в год |
Что касается других видов деятельности, в отношении которых при проведении пожарных проверок теперь применяется риск-ориентированный подход, то хозяйствующим субъектам следует обращаться к п. 20 – 29 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре.
Читайте также
Используемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями производственные объекты, являющиеся объектами защиты, подлежат отнесению к одной из категорий риска в соответствии с Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности (далее – Правила).
Главные государственные инспекторы по пожарному надзору (их заместители) относят объекты защиты к категориям риска в соответствии с критериями, указанными в приложении к Положению. В зависимости от установленной ими категории риска периодичность проверок составляет:
И основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок теперь будет являться истечение в году проведения проверки установленного для соответствующей категории риска периода времени с даты:
ввода объекта защиты в эксплуатацию или изменения его класса функциональной пожарной безопасности;
окончания проведения последней плановой проверки.
В отношении объектов защиты, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся. К такой категории объект относится, если решение в отношении него не принималось. Кроме того, государственный инспектор может изменить категорию объекта защиты, если тот стал соответствовать иным критериям, указанным в приложении к Положению, собственник (правообладатель) объекта защиты вправе подать заявление об этом.
Также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель могут подать запрос о предоставлении им информации о присвоенной используемым ими объектам защиты категории риска, а также сведений, использованных при отнесении таких объектов к определенной категории риска.
На МЧС России размещается и поддерживается в актуальном состоянии следующая информация об объектах, отнесенных к категориям высокого и значительного рисков, содержащаяся в перечнях объектов защиты:
Сведения об объектах высокого и значительного риска:
– в – http://82.mchs.gov.ru/document/4583489;
– в – http://92.mchs.gov.ru/dejatelnost/Nadzornaya_deyatelnost_i_profilaktichesk/Perechen_obektov_zashhity_na_territorii.
Ежегодные планы проведения плановых проверок:
– по Республике Крым – http://82.mchs.gov.ru/Deyatelnost/Napravlenija_dejatelnosti/Plani_provedenija_proverok_i_ih_rezultat;
– по Севастополю – http://92.mchs.gov.ru/dejatelnost/Nadzornaya_deyatelnost_i_profilaktichesk/Plani_provedenija_proverok_i_ih_rezultat.
Напомним также, что может быть проведена и внеплановая проверка пожарной безопасности. В соответствии с ч. 5 ст. 6.1 Федерального закона № 69-ФЗ для этого должны иметь место следующие основания:
истечение срока исполнения организацией или гражданином выданного органом государственного пожарного надзора предписания об устранении выявленного нарушения требований пожарной безопасности;
наличие решения органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории;
поступление в орган государственного пожарного надзора сведений от организаций или граждан, владеть, пользоваться или распоряжаться объектом защиты, о вводе объекта защиты в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или об изменении его класса функциональной пожарной опасности;
поступление в орган государственного пожарного надзора обращений и заявлений разных лиц, информации от должностного лица органа пожарного надзора, из СМИ о фактах нарушений требований пожарной безопасности в определенных ситуациях (теперь также – о несоответствии объекта защиты, территории или земельного участка, пожарно-технической продукции требованиям Федерального закона № 123-ФЗ);
наличие приказа (распоряжения) (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Обратите внимание: получается, что теперь одним из оснований для внеплановой проверки органом пожарного надзора может оказаться поступление некой информации от должностного лица этого же органа. Причем при наличии такого основания внеплановая выездная проверка может быть проведена незамедлительно, то есть без предварительного уведомления организации или гражданина и с извещением органа прокуратуры в течение 24 часов с начала проверки, а не заранее (ч. 12 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ).
Согласно изменениям, внесенным в ст. 25 Федерального закона № 69-ФЗ, организовать обучение мерам пожарной безопасности организации теперь обязаны не только в отношении работников, но и вообще лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях.
Хозяйствующим субъектам необходимо уделять особое внимание обеспечению противопожарной безопасности и готовиться к проведению проверок в этой сфере. Федеральным законом № 100-ФЗ уточнены размеры наказаний за нарушения в этой области (ст. 20.4 КоАП РФ), теперь они таковы:
Нарушение |
Граждане |
Должностные лица |
Юридические лица |
|
Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.32* и 11.16** и ч. 6, 6.1 и ст. 20.4 КоАП РФ (ч. 1) |
Предупреждение или штраф в размере от 2 000 до 3 000 руб. |
Штраф в размере от 6 000 до 15 000 руб. |
Штраф в размере от 20 000 до 30 000 руб. |
Штраф в размере от 150 000 до 200 000 руб. |
Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима (ч. 2) |
Штраф в размере от 2 000 до 4 000 руб. |
Штраф в размере от 15 000 до 30 000 руб. |
Штраф в размере от 30 000 до 40 000 руб. |
Штраф в размере от 200 000 до 400 000 руб. |
Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека (ч. 6) |
Штраф в размере от 40 000 до 50 000 руб. |
Штраф в размере от 350 000 до 400 000 руб. |
||
Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека (ч. 6.1) |
Штраф в размере от 600 000 до 1 000 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток |
|||
Неисполнение производителем (поставщиком) обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования или информации о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно (ч. 7) |
Штраф в размере от 15 000 до 20 000 руб. |
* Нарушение правил противопожарной безопасности в лесах.
** Нарушение требований пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте.
Если в отношении хозяйствующего субъекта уже было вынесено предписание органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, но оно оказалось не выполнено, то в соответствии с ч. 12 – 14 ст. 19.4 КоАП РФ нарушитель будет наказан так:
Нарушение |
Граждане |
Должностные лица |
Индивидуальные предприниматели |
Юридические лица |
В общем случае |
Штраф в размере от 1 500 до 2 000 руб. |
Штраф в размере от 3 000 до 4 000 руб. |
Штраф в размере от 70 000 до 80 000 руб. |
|
На объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания |
Штраф в размере от 2 000 до 3 000 руб. |
Штраф в размере от 5 000 до 6 000 руб. или дисквалификация на срок до 3 лет |
Штраф в размере от 90 000 до 100 000 руб. |
|
Повторное невыполнение |
Штраф в размере от 4 000 до 5 000 руб. |
Штраф в размере от 15 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок до 3 лет |
Штраф в размере от 40 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток |
Штраф в размере от 150 000 до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток |
должностные лица
В России, все что касается проверки пожарной безопасности, ее соблюдения предприятиями и гражданами, осуществляется Государственным (ГПН). Под проверкой противопожарного состояния объекта подразумевается выполнение требований пожарной безопасности на территории и в помещениях, которые используются предприятиями в ходе своей деятельности.
Проверка пожарной безопасности на предприятии осуществляется на основании приказа ГПН, подписанного начальством данного органа. Период проведения рейда — максимум 20 рабочих дней. Исключение составляют – особые ситуации, где требуется длительная экспертиза. Пожарная проверка организаций бывает плановая и внеплановая.
Плановые осуществляются согласно составленным графикам. Когда именно будет проводиться проверка противопожарной безопасности на предприятии можно посмотреть на сайте МЧС РФ. Публикация графиков происходит в январе. Плановый контроль может осуществляться исключительно лицом, прописанным в приказе. Если назначенное лицо по каким-либо причинам не может провести осмотр, то создается новый приказ. О дате проведении проверки сообщается заблаговременно (за 3 рабочих дня). В ходе осмотра объекта используется документ, в котором прописан определённый перечень вопросов, проверка проводится согласно этому списку. Такой подход позволяет уменьшить давление на бизнес и отследить работу ГПН.
Перед проведением внеплановой проверки, органы ГПН должны согласовать свой визит на предприятие с прокуратурой. Если рейд осуществляется на основании поступившей жалобы, то согласовывать свой визит с вышестоящими подразделениями не нужно. Достаточно направить извещение в правоохранительное подразделение за сутки до начала проверки. Рейд по жалобе может проводиться без предупреждения. Инспектор не вправе разглашать информацию о лице, написавшем жалобу.
Объекты, подлежащие проверке, имеют определенную категорию риска. Узнать к какой именно категории относится объект, можно, заглянув в постановление правительства, или уточнить у прикрепленного к организации . В некоторых случаях возможно изменение группы риска.
Руководителей объектов, которые подлежат осмотру, интересуют вопросы следующего характера: кто проверяет пожарную безопасность на объекте, что именно подлежит контролю и что нужно для пожарной проверки? В ходе рейда проводится контроль на соответствие объекта требованиям по пожарной безопасности, а именно:
Рассмотрим какие права имеют инспекторы ГПН:
Лица, привлекаемые из экспертной структуры, обязательно должны быть прописаны в соответствующем распоряжении.
Инспектор пожарного надзора обязан:
Инспектору ГПН запрещается проводить осмотр объекта при отсутствии начальства. Изымать образцы какой-либо продукции для осуществления дальнейших исследований без оформления специального документа (протокола).
Для отстаивания своих интересов и законности требований проверяющих структур, необходимо обладать информацией об обязанностях этих структур.
Чтобы быть уверенным в законности своих действий, важно тщательно изучить свои права и обязанности. Перечислим, что разрешается проверяемому объекту:
Исполнитель проверяемого объекта обязан открыть доступ на территорию, во всевозможные помещения. Обеспечить присутствие лиц, отвечающих за пожарную безопасность и предоставить документацию о состоянии объекта.
Нарушения подразделяются на 3 вида: легкие, рецидивные и особого режима. Самыми распространенными нарушениями на проверяемых объектах являются:
Правительством РФ составлен список тех, кто освобождается от плановых рейдов. Постановление действует до конца 2018 года. В этот список вошли представители малого и среднего бизнеса. Данное распоряжение не относится к социально значимым объектам, таким как: медицинские и образовательные учреждения, промышленный сектор, культурно-развлекательные объекты.
Внеплановый контроль пожарной безопасности может проводиться на любом объекте, его невозможно избежать.
Очевидно, что сейчас, после трагедии в Кемерове, законодатели ужесточат правила пожарной безопасности и повысят ответственность за их несоблюдение; пройдут массовые проверки. В этой небольшой памятке мы хотим напомнить предпринимателям о том, какие документы обычно просят предъявить инспекторы. Проверьте, есть ли они в наличии, правильно ли составлены - как минимум это избавит от тех штрафов, избежать которых возможно.
Итак, в ходе проверки объекта проводится анализ документов. Ниже — список документации, которую должностное лицо органа ГПН вправе потребовать для ознакомления (основание: эти документы необходимы для оценки соответствия объекта требованиям пожарной безопасности):
При необходимости указанная документация или ее часть в копиях может быть приобщена к материалам проверки.
В этом случае в акте проверки делается соответствующая отметка. При отказе руководителя проверяемого объекта или уполномоченного должностного лица, индивидуального предпринимателя предоставить документацию, необходимую для оценки технического состояния объекта, также делается отметка в акте проверки.
1. Приказ руководителя об обеспечении пожарной безопасности.
Приказ содержит основные положения по обеспечению безопасности организации, зданий, сооружений, помещений. Этим же приказом утверждаются правила или инструкции о мерах пожбезопасности.
В приказе должна быть информация по следующим вопросам:
Непосредственно в приказе или в списке, прилагаемом к приказу, назначаются ответственные за пожбезопасность зданий, сооружений и отдельных помещений, а также всей организации, при этом обязательно указываются фамилии ответственных.
3. Приказ о назначении лица (лиц), ответственных за эксплуатацию систем противопожарной защиты.
4. Приказ об организации и составе добровольной пожарной дружины (ДПД).
5. Приказ об организации и составе пожарно-технической комиссии (ПТК).
Издается для производственных предприятий, крупных организаций и служб эксплуатации зданий.
6. Правила и инструкции по пожарной безопасности:
Правила разрабатываются в целом для предприятия или организации, а инструкции—для каждого структурного подразделения организации, зданий, сооружений, помещений, мастерских, складов, офисных помещений.
7. Планы эвакуации.
Разрабатываются для зданий и этажей зданий, помещений, сооружений, если единовременно на этаже находится более 10 человек.
На объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре разрабатывается инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной эвакуации людей. В соответствии с этой инструкцией проводятся тренировки по эвакуации работников.
8. Инструкции для дежурного персонала по обеспечению пожарной безопасности, действиям при пожаре и при проведении эвакуации людей в случае пожара.
9. План противопожарных мероприятий.
Составляется на год или на перспективный период.
10. График проверок противопожарного состояния.
При наличии ПТК составляется членами пожарно-технической комиссии.
11. Акты проверок противопожарного состояния зданий и помещений, проверок систем противопожарной защиты, пожарных лестниц, огнезащитной обработки
12. Журналы учета (ведут ответственные лица):
13. Документы по эксплуатации систем противопожарной защиты.
14. Документация по огнезащитной обработке сгораемых и металлических конструкций, занавесов и т. п.
15. Документы по обучению сотрудников вопросам пожарной безопасности:
16. Документы по проведению практических занятий или тренировок по эвакуации и действиям при пожаре:
17. Документация о техническом состоянии первичных средств пожаротушения, в том числе документы о перезарядке огнетушителей.
18. Сертификаты и паспорта на оборудование систем противопожарной защиты, средства пожаротушения и другое оборудование и материалы в соответствии с действующим перечнем продукции, подлежащей обязательной сертификации.
19. Проектная документация на здания и сооружения, включая все инженерные системы, а также дополнительно выпускаемые документы и проекты, в том числе содержащие положения о внесении изменений в проектную документацию.
20. Переписка с надзорными органами, в том числе документы, подтверждающие выполнение предписаний.
Благодарим Издательство Форум Медиа за предоставленный материал.
Несмотря на всеобщее понимание важности обеспечения сохранности людей и имущества государственными органами в соответствии с законом проводится проверка пожарной безопасности.
Периодичность контроля определяется типом объекта, его социальной значимостью, результатами предыдущих инспекций. Результаты подлежат строгому документированию, служат руководством к действию руководителей по поддержанию нормального состояния помещений, обеспечению предприятия высоким уровнем защищенности от происшествий.
Самая большая ответственность за все виды деятельности, включая обеспечения мер пожарной безопасности, лежит на первом руководителе, который должен обладать знаниями юридических, организационных, основных технических аспектов.
Руководитель обязан помнить о периодичности проведения проверок по пожарной безопасности и быть готовым к ним.
Руководитель должен подобрать сотрудника с определенными личностными и профессиональными качествами для делегирования части ответственности. В компетенцию ответственного сотрудника за пожарную безопасность входит много работы, обязательной для исполнения.
В случае нарушения общегосударственных правил, ответственное лицо получает взыскания. Систематическое невыполнение порученных обязательств может быть причиной увольнения.
В круг полномочий ответственного сотрудника входит, в частности, подготовка к проверкам противопожарного состояния объекта.
Проверки могут носить плановый или внеочередной характер. Контроль пожарными инспекторами по плану проводится один раз в течение трех лет.
Накануне, за три дня до визита представителей, на юридический адрес предприятия должно прийти уведомительное письмо.
Внеплановые визиты могут быть вызваны поступлением жалоб, предположениями о наличии нарушений.
Большую, вполне понятную, озабоченность контролирующих органов вызывают здания после проведения капитального ремонта, текущих объектовых строительных работ, возведения новых дополнительных сооружений.
В таких ситуациях периодичность проверок по соблюдению мер пожарной безопасности увеличивается. О внеочередных проверках инспекторов должно быть сообщено минимум за сутки.
При плановых визитах на предприятия, ранее не имевших нарушений, главное внимание уделяется документам. Такой контроль, обычно, не занимает много времени, проводится оперативно, если ответственный персонал успевает хорошо подготовиться.
Приказы, протоколы, распоряжения, сертификаты должны всегда находиться в надлежащем состоянии в доступных местах, что ускорит процедуру проведения контроля.
При наличии жалоб инспекторы работают с выездом на место в течение максимум 15 часов. Сложные ситуации, сопровождаемые расследованиями, могут рассматриваться долго, но не более 20 рабочих дней.
Любая проверка должна сопровождаться полным соблюдением процедуры. Инспектор сразу обязан предъявить удостоверение и предоставить копию решения о проведении проверки, в котором указано следующее:
Решение должно быть заверено руководителем надзирающей организации с четким указанием его Ф.И.О., должности. Документ обязан иметь печать, подлинность которой не должна вызывать сомнений.
Если разрешения не предоставлено или в нем указаны несоответствующие фамилии, присутствуют другие нарушения в оформлении документа первый руководитель, предприниматель может выразить несогласие.
Нужно настоять на предоставлении правильно оформленных документов, выразить готовность пройти проверку сразу после выполнения нормативных требований.
В большинстве случаем первым делом инспекторов интересуют документы, которые должны быть подготовлены в полном соответствии с государственными требованиями.
Руководителю предприятия, ответственному сотруднику необходимо еще раз внимательно ознакомиться с Правилами противопожарного режима, утвержденными Постановлением Правительства.
Подлежит проверке инструкция о мерах по обеспечению пожарной безопасности, которая обязаны быть подготовленной с учетом требований. Если на предприятии имеются помещения особого риска, принадлежащие к группе В1, то инструкция должна быть на каждое из них.
Столь же обязательными является приказ о проведении всех видов инструктажей персонала, занятий по изучению , с указанием графиков проведения.
Инспекторы могут проверить наличие приказов о назначении ответственных лиц в целом на предприятии; а также лиц, контролирующих состояние огнетушителей, исполнение графика проведения занятий. Подлежат проверке приказы о закреплении мест для курильщиков, запрете курения на предприятии.
Огромную роль играют правильно составленные инструкции для сотрудников, облегчающие их реагирование на любые стандартные или внештатные ситуации.
Персонал должен согласно инструкции проверять рабочее место, помещение по окончании работы; вести себя при первых признаках возгорания; пользоваться огнетушителями.
Работникам удобно действовать при экстремальных обстоятельствах, когда алгоритм поведения расписан не в общей инструкции о мерах пожарной безопасности, а имеется в отдельном виде.
Подлежат тщательной проверке журналы учета, заполнение которых должно проводиться неукоснительно в строгом соответствии с образцами.
Для предотвращения недоразумений при осмотре объектов желательно накануне самим проверить соответствие информации, указанной в документах, реальной ситуации.
Пути эвакуации, лестничные площадки должны быть свободны, количество огнетушителей соответствовать нормам. На каждом огнетушителе обязана находиться одноразовая пломба с датой.
Осмотру подлежат таблички с номерами телефонов экстренных служб, знаками безопасности. Схемы путей эвакуации должны располагаться на больших листах в хорошо обозреваемых местах.
Особое внимание инспекторов вызывают конструкции из материалов с сомнительной огнестойкостью. Деревянные детали, горючие элементы подлежат обработке огнезащитными составами, особенно если речь идет о социальных объектах, например, школах. В случае сомнений эксперты могут брать образцы для исследования.
При осмотре уделяется пристальное внимание состоянию решеток на окнах, которые должны открываться только изнутри, наличию светящихся табло на выходах из здания, состоянию дверей, систем электроснабжения, количеству электрооборудования и приборов бытового назначения, выполнению заземлений.
В случае оснащения предприятий противопожарным водоснабжением: наружным или внутренним, должен иметься акт о проверках, которые обязаны проводиться два раза каждый год.
Аналогичному контролю подлежат системы противопожарной защиты, документ о проверке которых должен быть предоставлен инспектору.
Пройти успешно пожарную проверку может предприятие, на котором вопросам безопасности уделяется регулярное внимание. Авралы мало помогут делу, при поспешной подготовке обязательно останутся упущенными важные моменты.
Результаты проверки оформляются в строго определенном порядке, прежде всего в предназначенном для таких целей журнале.
Помимо этого составляют два экземпляра акта, составленного по форме, с указанием замечаний. При обнаружении нарушений инспектор должен составить предписание об устранении с указанием сроков выполнения.
Если нарушение имеет серьезный характер, может привести к жертвам при пожаре, составляют протокол, после которого органами правопорядка возбуждается административное дело.
Инспектор, проводивший контроль, должен доложить в результатах руководителю либо уполномоченному ответственному сотруднику.
Если согласие не найдено, проверяемый оппонирует по указанным замечаниям, он может поставить соответствующую запись на документе. При существовании серьезных разногласий дело может рассматриваться в судебных органах.
Учитывая недовольство представителей малого и среднего бизнеса регулярными проверками, в процессе которых расходуется много сил и времени, а серьезных нарушений в этом сегменте не отмечено, правительством принято решение об освобождении таких предприятий от визита инспекторов до конца текущего года.
Помещения социального назначения, в которых сконцентрировано много людей, к категории временно освобожденных от контроля не относятся.
Учреждения здравоохранения и образования, организации культурно-развлекательного назначения, крупные промышленные цеха, вне зависимости от юридического статуса подлежат обязательным проверкам.
Несмотря на регламентирование требований, которые всегда доступны для изучения, часто при проверках обнаруживаются одни и те же нарушения.
Нарушение пожарной безопасности (ПБ) приводит к самым серьезным последствиям. Именно по этой причине компании часто проверяются на предмет ПБ. Проверками занимается государственный пожарный надзор. В ходе контрольных мероприятий устанавливается соответствие деятельности фирмы всем нормативным актам. Ответственность за пожарную безопасность в нежилом помещении несет как его собственник, так и арендатор. Если будут обнаружены правонарушения, на лицо накладывается немалый штраф. По этой причине рекомендуется тщательно готовиться к проверкам.
Плановые проверки осуществляются раз в три года. Основания для них:
Некоторые учреждения проверяются чаще из-за повышенной важности пожарной безопасности. Это образовательные и социальные учреждения, субъекты здравоохранения. Частота контрольных мероприятий в данном случае установлена Постановлением Правительства от 23.11.2009 г. №944. Субъекты, специализирующиеся на предоставлении дошкольного образования, могут проверяться раз в год.
Рассмотрим основания для организации внеплановой проверки:
Основная особенность проверки – выездной характер. То есть инспекторы приезжают в компанию сами.
Проверки подразделяются на виды в зависимости от периодичности их проведения:
Контрольные мероприятия подразделяются на виды в зависимости от характера их проведения:
И о плановой, и о внеплановой проверке руководитель узнает незадолго до ее проведения. У сотрудников просто не остается времени на принятие мер по устранению нарушений. Поэтому к мероприятию нужно готовиться заблаговременно.
Существует Постановление Правительства №294, действующее до завершения 2018 года. Согласно ему, субъекты малого и среднего бизнеса освобождены от плановых контрольных мероприятий. То есть проверки осуществляются только при поступлении жалоб на компанию. Однако данные льготы не относятся к помещениям, где предполагается массовое скопление людей. В частности, это:
Данные исключения связаны с повышенной опасностью для большого количества людей.
Существуют нормативные акты, регулирующие именно пожарную безопасность. Они устанавливают определенные требования по отношению к компании. Фирма проверяется на соответствие этим требованиям. Пожарный надзор проверяет следующие аспекты:
Надзорные органы проверяют наличие табличек с указанием аварийных выходов, доступность последних, наличие огнетушителей.
Рассмотрим бумаги, которые, скорее всего, будут проверены надзорными органами:
Полный перечень бумаг, касающихся пожарной безопасности, можно уточнить у представителей противопожарных структур.
К нежилым помещениям предъявляются следующие требования:
Все обозначения предназначены для обеспечения успешной эвакуации при возгорании.
Противопожарные требования предъявляются не только к самим помещениям, но и к прилегающим к ним территориям. Рассмотрим эти требования:
На прилегающих территориях нельзя разжигать костры ближе 50 метров от зданий.
Общая длительность проверки должна составлять не более 20 дней. Продолжительность мероприятий для субъектов малого бизнеса (число сотрудников не больше 100) составляет не более 50 часов в год, для микропредприятий (число сотрудников не больше 15) – 15 часов.
По завершении мероприятия составляется акт. Один из его экземпляров передается руководителю компании. Также проставляются отметки в журнале пожарных проверок. Если журнал отсутствует, оформляется акт. В нем прописывается следующая информация:
Если выявляются нарушения пожарной безопасности, оформляется предписание. В документе прописываются перечень недочетов, а также сроки, отпущенные на их исправление. Если руководитель не исполнит предписание, он будет привлечен к административной ответственности. Решение надзорного органа можно обжаловать. На протяжении 15 дней разрешается подать свои возражения в орган ЕПН. Обжаловать решение в суде можно в течение 3 месяцев.
Рассмотрим нарушения, которые часто обнаруживают во время контрольных мероприятий:
Нарушения могут быть легкими и тяжкими, рецидивными (то есть повторяющимися несколько раз). Руководителя также могут наказать за правонарушения, которые стали причиной причинения вреда людям. Штраф для ЮЛ за недочеты в области пожарной безопасности составляет от 90 000 до 500 000 рублей.