Как указать цвет бумаги 44фз. Как правильно указать конкретные показатели товара

Важным этапом любой закупки является грамотное написание технического задания. Сформировать его требуется, во-первых, в соответствии с собственными нуждами, а, во-вторых, в рамках закона. Как гласит , Заказчик самостоятельно определяет параметры и характеристику товара, но с некоторыми ограничениями.

Если Заказчик решил обойти закон и совершил нарушение, то придется поплатиться, выложив немалую сумму при уплате штрафа.

Многочисленные поправки регулярно претерпевает законодательство о закупках. Апрель 2016 г. не стал исключением, Заказчики столкнулись с тем, что несколько изменились правила, по которым необходимо осуществлять описание объекта закупки. Однако, это небольшое нововведение весьма значительно усложнило действия Заказчика.

Произошло это неприятное событие ввиду опубликования и вступления в силу закона о стандартизации. Это повлекло за собой необходимость последующей корректировки законов о закупках. Так, теперь обязательное требование – использовать в работе документы нацстандартов и все что связано с техрегулированием.

Итак, давайте вспомним основные правила, которыми необходимо руководствоваться.

Новшества в описании

Апрель 2016 запомнился многим Заказчикам тем, что в это время был принят закон № 104-ФЗ, который внес свою лепту в некоторые законодательные акты РФ освящающие вопросы стандартизации. Соответственно возникла необходимость в изменении законов касающихся закупок.

Теперь сотрудникам Заказчиков и без того заваленными бумажной работой, которую необходимо выполнять строго в определённый законом срок, дабы не нарваться на штрафы со стороны всевозможных контролирующих органов придется еще и штудировать законодательство, посвященное техрегламентам, ГОСТам, нацстандартам.

Попробуем разобраться каким образом поменялось законодательство. Что придется изучить, чтоб не пополнить бюджет штрафом и проанализируем решения по различным ситуациям, связанным с включением или наоборот не включением ГОСТов, ТУ и прочего в документацию.

Для начала немного нововведений в закон о закупках юрлиц, теперь при осуществлении всевозможных процедур в рамках него, чтобы угодить контролирующим органам и облегчить жизнь потенциальным участникам, но усложнить свою, сотрудникам, занимающимся закупками, в разрабатываемую документацию требуется включить следующее:

Сведения эти указываются в случае, если объект закупки подпадает под действие законов РФ о стандартизации, то есть имеется соответствующий техрегламент или нацстандарт.

44-ФЗ так же претерпел изменения. Как разъяснил нам Росстандарт в своем письме от 30 января 2017 г. при описании объекта закупки обязательно использовать показатели, установленные техрегламентами и нацстандартами либо в случае отступления от них в ту или иную сторону обязан обосновать такое отступление.

Техрегламент и нацстандарт. Есть ли разница в понятиях

Изменения в законы и подзаконные акты касаемые закупок вносятся с весьма регулярно, чуть ли не каждый месяц. Сотрудникам Заказчика, входящим в контрактную службу или отдаленно занимающимися закупками, приходится постоянно проводить мониторинг законодательства, чтобы успеть за бесконечными нововведениями.

Причем нужно регулярно перечитывать не только то, что напрямую связано с закупками. Так, законодатель внес очередные дополнения , теперь работникам придется еще и научиться разбираться в «техрегулировании и стандартизации», дабы уметь отличить нацстандарт от техрегламента.

Прочесть придется ряд законов и прочих документов, а именно: закон № 184-ФЗ от 27.12.2002 г., нам он расскажет о техрегулировании и № 162-ФЗ от 9.06.2015 г., тут все о нацстандартах. Также придется регулярно читать всякие ГОСТы и СНиПы, если описываемый объект закупки подпадает под регулирование вышеназванных законов и ГОСТОв.

Разберемся подробнее в определениях нацстандартов и техрегламентов.

Определение техрегламента закреплено законодателем в 184 законе. Он гласит, что документ, который был принят международным договором РФ и ратифицирован в установленном порядке и является техрегламентом. А отражены в нем требования, что немаловажно, обязательные для применения всеми, к объектам техрегулирования, но в основной массе к различным видам безопасности.

В свою очередь определение нацстандарта содержит 162 закон. Там законодатель закрепил следующее, национальный стандарт, документ, который был разработан участником по результатам проведенной экспертизы в техническом комитете по стандартизации. В нацстандартах отражаются не только правила, но и принципы, относительно стандартизируемого объекта, а также его общие характеристики. Использовать нацстандарт или нет в работе – дело добровольное (ст. 26 закона о стандартизации).

Так возможно ли не ошибиться, не нарваться на штраф, не потерять время на разбирательства в суде?

ГОСТ и ТУ. Как не ошибиться

1 августа 2016 года МЭР выпустили свои очередные разъяснения, в письме № Д28и-2011 пояснило свою точку зрения о ГОСТах и ТУ. Ведомство считает, в случае, при принятии решения Заказчиком, по указанию или ссылке в документации на какой-либо ГОСТ, без подробного описания, расшифровки характеристик, нарушений 44-ФЗ нет, поскольку нацстандарт утверждается федеральным органом исполнительной власти, о чем указывает нам 5 пункт 2 статьи Закона 162-ФЗ. Но, если сослался на ТУ, то добавить подробное описание этих самых ТУ, он обязан.

Конечно поступать или не поступать в соответствии с разъяснениями дело Заказчика, но наверно не мешает перестраховаться и в случае ссылки на ГОСТ тоже не полениться и расписать характеристики и в этом случае.

С указанием номера ТУ тоже могут возникнуть трудности. Заказчик рискует нарваться на штраф, указав его, размер его находится в диапазоне 10 000 - 50 000 рублей. А зависит штраф напрямую от начальной цены, о чем говориться в статье-7.30 Кодекса об административных правонарушениях.

Определенный номер ТУ это конкретные характеристики «конкретного товара», то есть по сути является своеобразным способом прописать марку, но без ссылки на товарный знак. Такой позиции придерживается и контрольный орган, так в решении ФАС от 15 сентября 2014 г. по делу № 44-1731/14 Заказчик был признан нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33 Закона 44-ФЗ за указание номера ТУ изделия.

Требования «выше ГОСТовских»

Так же следует с осторожностью использовать в документации показатели превышающие требования ГОСТов. Если все-таки Заказчик по каким-то параметрам вышеназванные требования превысил, то обязан обосновать данное решение. Иначе штраф неминуем. Так, 12 мая 2015 г. ФАС вынес решение № 75с/15, в котором признал виновным Заказчика, который по некотором позициям вышел за рамки ГОСТовских показателей и установил их выше. Закупка аннулирована.

Требования «ниже ГОСТовских»

Есть такие Заказчики, которые наоборот в силу своих возможно «корыстных» интересов, занижают показатели, указанные в ГОСТах. Так, в решении ФАС от 9 июня 2016 г. по делу № 06/1032-16 Заказчик был признан нарушившим пункт 2 части 1 статьи 33 Закона 44-ФЗ, поскольку установил показатели отличные от показателей, установленных стандартом, занизив их, а аргументированных пояснений, которые бы объясняли снижение характеристик предоставлено не было.

Ответственность за указанное нарушение определена в части 4.2 статьи-7.30 КоАП и предполагает штраф в размере 3000 рублей.

Исключаем риски при описании объекта закупки

Обобщив все вышесказанное, разработаем некий алгоритм действий дабы избежать ошибок при описании, ведь даже незначительное, по нашему мнению, отступление от требуемых норм, контрольный орган может расценить как серьезное нарушение.

Итак, с чего же следует начать сотруднику контрактной службы Заказчика дабы избежать конфликтных ситуаций, которые могут возникнуть, если вдруг нагрянет проверка или поступит жалоба от участника.

Перед началом работы по описанию объекта закупки в первую очередь необходимо открыть сайт Росстандарта и просмотреть раздел «Техрегулирование».

Если соответствующий регламент имеется, то описать объект закупки необходимо в соответствии с ним, конкретизируя каждый показатель. Тут необходимо помнить, что ссылаться можно только на действующие документы. Проверить действующий или нет лучше всего на официальном сайте Росстандарта.

30 января 2017 г. Росстандарт в своих разъяснениях пояснил, что при описании объекта закупки сотруднику Заказчика необходимо иметь актуальный нацстандарт или регламент, если по каким-то причинам найти подходящий документ не получилось, то возможно обратиться к оператору Фондов с просьбой предоставить такой документ.

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;

3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;

4) документация о закупке должна содержать изображение поставляемого товара, позволяющее его идентифицировать и подготовить заявку, окончательное предложение, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара, на поставку которого заключается контракт;

5) документация о закупке должна содержать информацию о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра участниками закупки образца или макета товара, на поставку которого заключается контракт, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара, на поставку которого заключается контракт;

6) документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 , пунктом 3 части 2 статьи 83.1 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается государственный контракт в соответствии со статьей 111.4 настоящего Федерального закона;

7) поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки;

8) документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - настоящей части.

2. Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

3. Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

4. Требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее - гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.

5. Особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.

6. Особенности описания объектов закупок по государственному оборонному заказу могут устанавливаться Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".

Путеводитель по контрактной системе:

Путеводитель по спорам в сфере закупок:

1. Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) документация о закупке должна содержать изображение поставляемого товара, позволяющее его идентифицировать и подготовить заявку, окончательное предложение, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара, на поставку которого заключается контракт;

5) документация о закупке должна содержать информацию о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра участниками закупки образца или макета товара, на поставку которого заключается контракт, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара, на поставку которого заключается контракт;

6) документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 , пунктом 3 части 2 статьи 83.1 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение , установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается государственный контракт в соответствии со статьей 111.4 настоящего Федерального закона;

(см. текст в предыдущей редакции)

7) поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки;

8) документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - настоящей части.

2. Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

4. Требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее - гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.

6. Особенности описания объектов закупок по государственному оборонному заказу могут устанавливаться Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".

Наши клиенты часто обращаются к нам с вопросом: что делать, если в техническом задании государственной закупки указаны некоторые характеристики товара с формулировкой «по согласованию с заказчиком».

С формальной точки зрения, ст.33 44-ФЗ не допускает вольное использование таких формулировок: описание объекта закупки должно носить объективный характер, показатели должны быть конкретными и должны позволять определить соответствие закупаемого товара указанным характеристикам.

В связи с этим, в таких случаях рекомендуем подать запрос о даче разъяснений положений документации. Запрос важно правильно сформулировать, так, чтобы у недобросовестного заказчика не могло возникнуть возможности сразу ответить Вам, что указанные Вами характеристики не подходят. Мы поможем вам так, чтобы это принесло вам пользу, а не вред.

Где встречаются характеристики по согласованию с государственным заказчиком

Однако мы проанализировали все закупки по 44-ФЗ, в которых такая формулировка относительно тех или иных характеристик товара все-таки присутствовала. В основном она встречается в заказах обуви и одежды, мебели, услуг по ремонту или обустройству помещений, постельного белья, полиграфического дизайна, а также создания творческих продуктов, таких как видеоролики, аудиозаписи, статьи. Наиболее часто встречающееся условие «по согласованию» – цвет.

Характеристики «по согласованию с заказчиком» и результаты государственных закупок

В зависимости от заказываемого товара и услуги данная формулировка по-разному влияет на исход закупки. Что касается творческих заказов, то тут, как правило, поставщики охотно соглашаются на предложенные условия, даже если в техническом задании даже приблизительно не будет указано, каким должен быть дизайн, о чем должен быть ролик и так далее. Это связано с тем, что в отличие от коммерческих структур, государственные заказчики редко претендуют на высокое чувство стиля, креатив и какие-то необычные идеи дизайнеров.

Стоит заметить, что если результат услуги должен быть размещен в СМИ (опубликован в газете, выйти в эфир), то заказчики относятся к формулировке своих требований внимательнее и заявляют, как правило, тему своего заказа. А вот поставщики услуг полиграфического дизайна обычно пребывают в неведении. Хотя однажды в суде рассматривалось дело, в котором заказчик требовал взыскать с поставщика штраф за просрочку исполнения контракта, а поставщик утверждал, что просрочка связана с длительным согласованием дизайна полиграфической продукции. Суд принял во внимание тот факт, что заказчик не представил поставщику точного технического задания на изготовление продукции, норм ее дизайна законодательством не предусмотрено, поэтому первый вариант, представленный поставщиком, должен был быть утвержден заказчиком, и просрочка произошла по вине заказчика.

Случаи, когда характеристики «по согласованию с заказчиком» для госзакупки не были принципиальны

Что касается текстильной продукции, то незнание заказываемых моделей и цветов никак не останавливает участников при подаче заявки на участие, так как, как правило, они обладают большим ассортиментом продукции, а заказчику, как правило, не настолько принципиально, как она будет выглядеть. Несколько иная ситуация у строительных, ремонтных компаний и поставщиков мебели: они боятся, что предложенные ими цвета или формы мебели не подойдут к интерьеру заказчика и по этой причине будут отклонены. Поэтому таким компаниям мы рекомендуем не стесняться подавать запрос о даче разъяснений. Хотя фактически, ФАС всегда будет на стороне поставщика, если заказчик будет требовать чего-то, что не было прописано в техническом задании.

Указание конкретных характеристик в государственном контракте

Кроме того, своим клиентам мы всегда рекомендуем при заключении контракта прописывать уже максимально конкретные характеристики товара, так как отсутствие согласования существенных условий контракта может привести к признанию его судом незаключенным в случае конфликтной ситуации с заказчиком. Мы писали о том, в связи с чем контракт может быть признан незаключенным и каковы последствия этого для компании. Кроме того, срок поставки товара, как правило, исчисляется с момента заключения государственного контракта, поэтому лучше согласовать все условия до его подписания, чтобы не доказывать потом в суде, что просрочка произошла не по Вашей вине. Подробнее о сроках поставки товара читайте .

Какие бывают характеристики по согласованию с государственным заказчиком

В нижеприведенной таблице мы собрали наиболее характерные примеры указания условия «по согласованию с заказчиком» в документации о закупке. Надо сказать, что в практике еще не было случаев, чтобы у поставщика с заказчиком возникали конфликтные ситуации по согласованию таких условий, ведущие к расторжению контракта. Так что свои клиентам мы рекомендуем принимать участие в таких закупках, но заранее определять в них свою правовую позицию, а с решением юридических вопросов мы, конечно, поможем. О том, на участие в аукционе, мы расскажем Вам позже.

Номер закупки Условие, указанное с оговоркой «по согласованию с заказчиком» Сведения о поданных жалобах, запросах о разъяснении документации, отклоненных заявках, конфликтах при исполнении контракта в связи с подобным указанием характеристик товара Наш комментарий
0362100043214000072 Цвет поставляемого автомобиля Контракт успешно исполнен за 2 недели, несмотря на прописанный срок в 45 рабочих дней. В контракте цвет также указан «по согласованию с заказчиком», что до его исполнения могло бы явиться причиной признания его незаключенном в связи с отсутствием согласования по всем существенным условиям контракта.В большинстве случаев фраза «по согласованию с заказчиком» переносится из технического задания прямо в контракт.
0358300415414002073 Срок оказания услуг: на территории Заказчика - по согласованию с Заказчиком; на территории Исполнителя - 10 рабочих дней со дня предоставления Исполнителю СИ на поверку, за исключением СИ, поверка которых превышает этот срок. В п.3.2 проекта контракта и подписанного контракта срок исчисляется с момента передачи заказчиком средств измерения с составлением заявления квитанции, данное условие снимает неопределенность Полагаем, что данное условие просто не совсем корректно прописано в самой информационной карте
0318300526214000331 Поставка баннеров. Дизайн по согласованию с заказчиком. Из 5 заявок отклонены 3 из-за непредоставления всей требуемой информации в заявке, правда, причины не конкретизированы При этом в документации отсутствует техническое задание к самому дизайну – что должно быть изображено, цветовая гамма, текст.
0362200070314000106 Цвет поставляемых жалюзи Подана только 1 заявка.Информация о заключении и исполнении контракта заказчиком в единой информационной системе не размещена Несмотря на полученную одну заявку, запрос котировок был даже продлен, но заявок более не поступило
0358200030814000011 Цвет поставляемого постельного белья Подано 9 заявок, все приняты Точно так же условие о цвете в контракте звучит как «по согласованию»
0129200003714000026 Производство печатных сообщений по темам, согласованным с заказчиком По каждому лоту подано от 0 до 3 заявок Однако для конкретики сказано, что темы связаны с деятельностью областной Думы.Подобного рода закупки встречаются достаточно часто.
0245100001114000010 Цвет фасада при оказании услуг по ремонту фасада Была подана только 1 заявка.Закупка отменена решением УФАС по Ленинградской области от 28.07.2014 №П32665-204 в связи с тем, что из документации невозможно было вообще определить объем и суть работ
0148300021214000181 Цветовая гамма поставляемой одежды, обуви и сумок для детей-сирот
0348300014514000544 Подготовительная работа по проведению торжественной части районного Дня молодёжи и дневного концерта по согласованию с заказчиком Поступило 2 заявки, обе приняты
0348200009914000014 Цвет поставляемого морозильного шкафа Заявок не подано
0348200009814000050 Цвета и модельный ряд поставляемой одежды по согласованию с заказчиком Подано 28 заявок
0348200029614000004 Модель поставляемой обуви Подано 8 заявок
0318300526214000141 Поставка карманных календарей. Дизайн по согласованию с заказчиком Заявок не подано Начальная максимальная цена контракта была очень низкая – 5 тысяч руб.
0148300047814000036 Цвет поставляемых латексных шаров Подана 1 заявка
0348300014514000025 Цвет поставляемых фоторамок Подано 10 заявок
0303100012314000013 Цвет и форма поставляемых стульев Подано 2 заявки Подобного рода формулировки в закупках мебели встречаются очень часто

1. Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;

3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;

4) документация о закупке должна содержать изображение поставляемого товара, позволяющее его идентифицировать и подготовить заявку, окончательное предложение, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара, на поставку которого заключается контракт;

5) документация о закупке должна содержать информацию о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра участниками закупки образца или макета товара, на поставку которого заключается контракт, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара, на поставку которого заключается контракт;

6) документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 , пунктом 3 части 2 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается государственный контракт в соответствии со настоящего Федерального закона;

7) поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки;

8) документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части.

2. Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

3. Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

4. Требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее - гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.

5. Особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.

6. Особенности описания объектов закупок по государственному оборонному заказу могут устанавливаться Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".

Положения статьи 33 закона №44-ФЗ используются в следующих статьях:
  • Планы-графики
    2) наименование и описание объекта закупки с указанием характеристик такого объекта с учетом положений статьи 33 настоящего Федерального закона, количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги, планируемые сроки, периодичность поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обоснование закупки в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона, размер аванса (если предусмотрена выплата аванса), этапы оплаты (если исполнение контракта и его оплата предусмотрены поэтапно);
  • Контракт
    1) о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии с частью 4 статьи 33 настоящего Федерального закона требований к их предоставлению;
  • Извещение об осуществлении закупки
    2) краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются начальная цена единицы... Открыть статью
  • Содержание документации об электронном аукционе
    1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги;
  • Порядок подачи заявок на участие в электронном аукционе
    3.1. Первая часть заявки на участие в электронном аукционе в случае включения в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона проектной документации должна содержать исключительно согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе (такое согласие дается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Случайные статьи

Вверх