Совместная деятельность семьи и школы по созданию условий для успешной социализации личности. Методы исследования: изучение и анализ социологической, психолого-педагогической, социально-педагогической литературы и нормативных документов по проблеме. Роль

Совместная деятельность семьи и школы по созданию условий

для успешной социализации личности.

Семья и школа – это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа.
Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега...
Л. А. Кассиль

Является ли это экономическим стандартом. У белого ребенка больше игрушек, потому что отец работает и зарабатывает больше денег. У черных может не быть работы, поэтому у него нет денег на покупку игрушек для его сына. Что касается расизма против негров, Челио помнит то, что он видел в телешоу «Фантастико» Редэ Глобо.

Потому что она не любит черный. Он вышел по телевизору. Для Селио, говоря о расовых отношениях, о проблемах, с которыми сталкиваются негры, не радует. Из разговоров с отцом и матерью Селио появляется только как слушатель. Он указывает, что за пределами семейного пространства у него не было возможности задуматься над этим вопросом.

Семья играет главенствующую роль в воспитании ребенка, в формировании его мировоззрения и нравственных норм поведения в обществе. А поскольку родители учащихся являются равноправными членами учебно-воспитательного процесса, следовательно, нам педагогам необходимо налаживать тесное сотрудничество с родительским коллективом, объединять усилия по созданию благоприятных условий для успешной социализации учащихся, организации активной жизни человека, ведущего достойную жизнь.

В любом случае его понимание белых и чернокожих предполагает существование равенства способностей как. Такое обучение может быть результатом учения его матери. Это нужно уважать друг друга. Этот черный был сыном раба, но теперь это не так. Однако Селио вспоминает, что проклято в школьном пространстве.

Его воспоминание, кажется, приносит боль, к тому, чтобы уменьшить тон его голоса и отвести глаза от моего. Это показывает желание больше не ходить в школу. Для эпизодов, в которых он проклят, Селио понимает, что лучше всего держаться подальше от ребенка, который проклинает его.

Основная цель педагога (в большей степени классного руководителя) в организации взаимодействия с родителями состоит в том, чтобы помочь современной семье в деле воспитания и образования детей, создать условия для предупреждения появления отчуждения между ребенком и семьей. Ведущую социальную роль в становлении личности играют целенаправленное общение с семьей, положительные жизненные примеры и духовные ценности. Взаимодействие школы и семьи должно быть индивидуальными, конкретно - направленным. Считаю, что в воспитании общие рекомендации, инструкции, методические разработки неуместно. Рекомендации данные одной семье нельзя использовать для другой семьи. Особое внимание и поддержка необходима семьям, оказавшимся в социально-опасном положении. Задачами нашей школы по организации работы с семьей являются:

Я больше не играю с ней. Установлено, что отношения в школьном пространстве не всегда гармоничны. Его реакция заключается не в том, чтобы сражаться, как это было со стороны его бабушки и матери. В ситуации, прожитой в дошкольных учреждениях, свидетельства Селио пытались, но не получали помощи своего учителя. И ребенок получил мою игрушку.

Мы пошутили, он дал мне царапину, и мясо вышло. Чувствовал ли Селио, что физическая агрессия, спровоцированная его другом, была связана с его расовой принадлежностью? Важно взглянуть на отношения Селио со своими друзьями в нынешней школе. Луис, в свою очередь, смеясь и глядя на Селио, говорит: «Он раб». Селио, слушая друга, ничего не говорит, смотрит на своего друга испуганным взглядом, похоже, не ожидает такого комментария, ничего не говорит Самюэль, похоже, хочет успокоить ситуацию: «Я считаю его очень хорошим другом».

Психолого-педагогическое сопровождение родителей;

Информирование родителей;

- воспитание у родителей чувства уверенности в своих силах;

- обучение родителей общению с детьми;

- оказание помощи в выстраивании отношений с ребенком;

- вовлечение родителей в управление образовательным процессом.

Луис подтверждает свою идею: У него рабский цвет. Посмотрите на его кожу! Сэмюэль снова смягчает критику своего друга в отношении негров Челоо: «Но он хороший ученик». Самуил говорит: «Но инспектор сказал, что его поведение было хорошим». Тот факт, что его друг Луис назвал его рабом, удивил его и ударил, но Селио не отреагировал. Друг Самуэль, однако, понимая, что комментарий Луиса был отрицательным, стремился ценить черного друга, классифицируя его как хорошего друга и хорошего ученика. Таким образом, он обращает внимание на схоластическую деятельность Селио.

Воспитание ребенка в семье строится на любви, опыте, традициях, личном примере. Такое взаимодействие позволяет нам педагогам находить нужные слова при общении с родителями, видеть в родителях своих союзников. Родители не всегда должны говорить о своем ребенке, что он непослушный, капризный, плохой. Нужно учить родителей искать и находить в своем ребенке, что-то хорошее и индивидуальное.

Селио остается спокойным и, еще раз похвалив Самуила, пытается продемонстрировать, что это не так хорошо, как думает друг, потому что он принял «правильную» концепцию. Он не только не защищает себя, он почти говорит, что не заслуживает защиты. История Целио возвращает нас к истории о черном ребенке, который живет со своей семьей и полагается на свою поддержку их выживания и развития. Таким образом, понимание Селио о расовой проблеме в бразильском обществе и его влияние на его жизнь подтверждают, что черный ребенок с раннего возраста воспринимает и строит знания о существовании расовой иерархии, которая преобладает в обществе и даже руководствуясь семьей, чтобы он мог реагировать, и поэтому он может рассказать своей семье, он не всегда может это сделать.

Школа была, есть и остается одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

Что же ожидают от совместной работы все участники образовательного процесса?

Педагогический коллектив:

- Неформальные отношения с семьями воспитанников;

Селио, с большим вниманием, размышляет о взаимоотношениях между чернокожими и белыми, представляя эстетику и экономическую мощь в качестве элементов, которые заключают в тюрьму негра в более низком месте в социальных отношениях. Через несколько минут рядом с ней мне предлагается ответить на многие вопросы. Каждый ответ пробуждает новые любопытства, которые она сразу хочет удовлетворить. То, как вы говорите и задаете свои вопросы, заставляет нас осознать вашу умность и находчивость. И с той же частотой он дает и просит любви и внимания.

С сестрой она тоже ласковая. Говорить о расовой принадлежности ее семьи, изначально она полагается на разговоры, которые она поддерживает с бабушкой. Мой отец и мать тоже черные. Однако при самоклассификации он стремится уточнить свой цвет и заявляет.

Обучение навыкам и умению ставить конкретные задачи в работе с каждой семьей и выбору адекватных методов и форм;

Обучение (приобретение) коммуникативным навыкам;

Установление делового взаимодействия между педагогом и семьей, общение и взаимопонимание;

Изучение особенностей семьи;

Повышение педагогической компетентности родителей.

Так же, как ее бабушка и ее мать рассказали в своих детских воспоминаниях, Летиция также утверждает, что ей не нравятся черты ее волос. Мне не нравятся мои волосы. Это больно, когда дело доходит до плетения. Однако косы, отвергнутые ею, получают похвалу от бабушки.

Моя бабушка говорит, что косы прекрасны. Когда она была ребенком, она сделала это с моей матерью. А также восхваляет его мать. Моя мама сказала мне перестать жаловаться, что мои волосы такие. Это даст ему проклятие. В школе те же косы вызывают смущение.

Но в школе мальчики веселятся. Они тянут, и говорят, что это волосы Брила. Мои волосы были короткими, а потом было много. Они засмеялись и сказали, что у меня есть кукольные волосы. Когда Летиция рассказывает этот эпизод, ее лицо покидает веселый воздух, начинает выражать грусть. Его речь теряет силу и боль выделяется.

Родители:

    Повышение педагогической компетенции;

    Возбуждение интереса родителей к себе как к педагогам – воспитателям;

    Обогащение опыта психологическими, педагогическими и валеологическими знаниями;

    Подготовки их ребенка к социальным отношениям

В нашей школе определены следующие направления работы с семьями учащихся:

Мне не нравятся такие волосы. Она вспоминает тот факт, что сестра тоже испытывает трудности с кудрявыми волосами. Она плачет, чтобы выпрямить волосы. Ей не нравится плетение. Моя бабушка должна крепко держать ее. Когда дело доходит до волос, кажется, что все женщины в семье страдают от тех же трудностей.

Это потому, что волосы плохие, это волосы из снега. Но когда его просят говорить об отношениях между белыми и чернокожими, она теряет спонтанность. Он начинает свое объяснение сдержанно, но в конце концов, опираясь на учения своей бабушки, он выражает на основе богословского языка человеческое равенство. Все рождаются равными, чувствуют боль и умирают одинаково. Моя бабушка уже говорила, что вы не должны никого обидеть, Бог все видит. Он не хочет видеть никого страдания, ни белого, ни черного.

    Психолого-педагогическое сопровождение родителей;

    Формирование здорового образа жизни;

    Профориентационная работа;

    Поисково-краеведческая работа;

    Традиции школы;

    Нетрадиционные формы работы;

    Досуг.

Психолого – педагогическое сопровождение родителей включает:

    Диагностику семьи;

    Консультационно – просветительную работа;

    Однако, хотя в его речи обращается внимание на равенство между белыми и чернокожими, социальное неравенство воспринимается. Есть более богатый, кто ходит все красиво в костюме и галстуке, они богаты. Там, где работает моя мать, это так. Анализ Летиции доказывает, что в обществе картина экономического неравенства между черными и белыми ощущается даже для ребенка. Что касается женщин, ее речь, похоже, иллюстрирует ситуацию, рассказанную ее матерью, которая в интервью заявила, что она работала в кондитерской на высоком уровне, которая, как правило, заключалась только в том, чтобы признать белых продавцов.

    Коррекционная работа

Преимущественной считаю индивидуальную работу с родителями. Находясь наедине с педагогом, психологом, родители откровеннее рассказывают о проблемах внутри семьи. Большое внимание при работе с родителями уделяю диагностической деятельности. Изучение семей учащихся позволяет мне ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи, ее традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей. Для изучения семей использую различные методы психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, тренинги, материалы детского творчества, интерактивные игры (Анкетирование «Знакомство с родителями», «Перспективы обучения и воспитания ребенка», «Ваш ребенок», методики «Неоконченные предложения», «Наказания в семье», рисуночный тест «Выходной день в моей семье», тест «День рождения в моей семье», сочинение-размышление», тест «Я-родитель, я – приятель», определение самостоятельности ребенка, выявление эмоциональной атмосферы в семье и др.). Неоценимую помощь при работе в данном направлении оказывает психолог школы. Им ведется большая просветительная работа с родителями. Целью психологического сопровождения родителей является содействие педагогическому коллективу в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся и обеспечивающие психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, их родителей (законных представителей), поддержании благоприятного психологического климата в коллективе, обеспечение сохранения психического здоровья всех участников общеобразовательного процесса. Коррекционно- развивающие занятия для учащихся и их родителей проводились по следующим программам: «Я - первоклассник»(Е.В.Шарапановская, Е.В.Шваб); «Школа пятиклассника»(А.В.Семченко), Программа сопровождения слабоуспевающих учеников. Во время «Часов общения» учащиеся и родители знакомились с приёмами самопознания и самовоспитания сильного характера: «Какой я. Мой характер», «Мои поступки. Как отражаются на моей семье», «Дружба и взаимоотношения в семье», «Становлюсь увереннее», «Какие мальчики, какие девочки», «Родители и взрослые дети» и т.д..

Эта ситуация кажется уместной для описания, описанного Летицией. Что касается разговоров о том, чтобы быть черным в семейном пространстве, его память свидетельствует о его любви к ним, а также о положительном подкреплении семейной расовой принадлежности.

Моя мать любит моего отца, потому что он черный. Она сказала, что хочет жениться на черном, чтобы иметь черных детей, довольно черных, потому что ей это нравится. Отмечается, что показания Летиции проявляют беспокойство со стороны его матери с позитивным подкреплением семейной расовой принадлежности. Она также указывает, что ее отец также участвует в этом процессе, поскольку по отношению к ее дочерям он ценит семейную расовую принадлежность.

Формирование здорового образа жизни включает в себя следующие виды совместной работы: кружок «Мы и здоровье» (зачастую занятия кружка ведут сами родители), спортивные семейные праздники «Папа, мама, я – спортивная семья», Дни здоровья, совместное посещение лыжной базы, ДЮСШ и тд., встречи, выпуск стенгазет, бюллетеней, оформление стендов, уголков для родителей, буклетов (уголок «Воспитание ребенка – наша общая задача», буклеты для родителей «Советы психолога», «Лучшее в воспитании», «Особенности подросткового возраста» и др. Такие уголки создаются в помощь учителю по осуществлению педагогического всеобуча родителей, по повышению их педагогической воспитательной культуры.

Мой отец говорит, что Лу - принцесса черная. Маленький принц маленькой принцессы. Он и моя мать купили черные куклы для меня и моей сестры. Что касается отношений между чернокожими и белыми в школьном пространстве, Летиция первоначально утверждает существование гармоничных отношений.

В моей школе все играют со всеми. У нее всегда белый ребенок, играющий с черным ребенком. Но затем он вспоминает конфликты, пережитые черным другом в школе. Она шутит с нами, но все говорят, что она черная, как уголь. Дети говорят, что она черно-угольная.

Летиция обращает внимание на страдания, которые может вызвать такой опыт. Никто не хотел бы, чтобы его прокляли в черном, рядом с другими, верно? Однако личный опыт расовой дискриминации парадоксально отрицается. Есть глупый мальчик, который уже проклинал меня.

Направление «Традиции школы» - это вовлечение родителей в управление школой (родительский комитет, Управляющий совет школы). Наши родители - частые гости и на внеклассных мероприятиях. Это традиционные встречи-праздники День Матери, День отца, Праздник мам и бабушек, конкурс «Самая музыкальная семья», конкурс семейных альбомов, конкурс радушных хозяек, концерты художественной самодеятельности «Школьные звездочки», «Танцуй и пой». Все это позволяет родителям лучше узнать своих детей, открыть для себя еще неизвестные стороны их таланта и увлечений

О возможности быть проклятым и оскорбленным как друг, она заявляет. Отмечается, что учитель воспринимается как человек, который должен разрешить конфликт в школьном пространстве. Мать, потому что она вне этого пространства, не считается человеком, который должен быть проинформирован о том, что произошло. Люди в семье не считаются людьми, которые также должны знать о событии.

Это выявляет различие, даже если оно бессознательно, между семейными и школьными учреждениями и их соответствующими образовательными функциями. О его школе он имеет позитивные идеи и подтверждает вкус к изучению. В школе она утверждает, что ладит с белыми и черными друзьями.

Формы досуга, пусть даже не систематические, а единичные коллектив­ные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект. Примером может служить вечер-встречи «Мир увлечений нашей семьи», на котором демонстрировались поделки, сувениры - все то, чем семья увлека­ется в свободное время.

Поисково-краеведческое работа направлена на изучение истории семей, составление генеалогического древа. Результатом совместной работы учащихся, классного руководителя и учащихся является проект «Истории семей моих одноклассников в истории России», который признан лучшим проектом в районе, представлен на краевом и региональном конкурсах.

Есть больше белых детей, очень мало черных детей. Мой лучший друг - Кэрол. Что он учит в школе о неграх, Летиция ссылается только на прошлое рабства, которое он испытал на своих предков. В этой ситуации можно понять, что его анализ сделан на информации, переданной в школе.

Мне кажется, это было очень грустно. Что касается ее чувства при изучении этого предмета, Летиция выражает определенный дискомфорт. У Иннокентийных людей у ​​меня также был мальчик. Однако она не стесняется утверждать способность чернокожих женщин выполнять эту деятельность. Из групповых интервью с Летицией и тремя другими друзьями - Кэрол, Камилой и Джулианой - необходимо отметить, что понимание этих девушек, касающихся расовых отношений и присутствия в обществе расизма, согласуется с тем, что было однажды подвергается анализу Летиции.

К нетрадиционным формам работы с родителями мы отнесли основную форму работы - родительское собрание - круглый стол, родительское собрание – тренинг, родительское собрание – праздник, родительское собрание – игра, родительское собрание – просмотр фильма и т.д. Такие формы работы сближают учителей и родителей, приближают семью к школе, помогают определить наиболее оптимальные пути воздействия на ребенка. Интересно проходят выступления родителей перед учащимися. Это может быть рассказ о своей профессиональной деятельности, о традициях и праздниках семьи. В своей практике тематику родительских собраний определяю на основе изучения целей и задач работы школы с родителями и исходя из запросов родителей класса, так наиболее удачно прошли собрания: собрание – тренинг «Без сердца что поймем?», «Роль отца и матери в семье», «Ваш ребенок влюблен…», «Ваш ребёнок в школе и после школы», «Профессии, которые выбирают наши дети», «Как научить сына или дочь говорить «нет»».

Все утверждали равенство между белыми и чернокожими, а также существование гармонии в школьном пространстве. Они также представили рабство как отправную точку знания о черном. Однако во время групповых интервью можно считать, что Летиция довольно легко представилась в таких вопросах, как школьная повседневная жизнь и гендерные отношения.

Это имеет значение: девочка остается с матерью, потому что она должна помочь в этом. Помогите матери свернуть одежду, хранить одежду, мыть посуду, сушить. Мальчик очень раздражает, очень сердитый. Однако, когда речь идет о расовых отношениях, Летиция становится только зрителем, молчаливым слушателем, даже перед лицом комментариев своих друзей, как показывает пример ниже.

В нашей школе давно практикуется проведение родительских конференций, («Как помочь ребенку учиться»», «Игра в жизни ребенка», «Нравственное воспитание подростка» и т.п.). Основной задачей родительских конференций является обмен опытом семейного воспитания, распространение и внедрение лучшего опыта семьи. Такая форма полезна для всех участников образовательного процесса: учителя могут получить со стороны родителей большую информацию и наоборот.

Особую роль в своей деятельности отвожу ролевым играм.Эта форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников образовательного процесса. Темами ролевых игр с родителями выбираю следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из шко­лы», «Семейный совет» и др. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий.

Профорентационная работа направлена на знакомство с профессиями родителей (встречи, беседы, практикумы); посещение предприятий и организаций, где работают родители

В установлении общения меду участниками образовательного хороший результат дают такие виды совместной деятельности, как организация экскурсий и походов и поездок по селу и краю, совместное посещение кинотеатра, театра, выставок и т.д.

В нашей школе давно работает клуб для родителей «Откровение» как одна из форм просвещения родительской общественности. Формы организации занятий разнообразны: лекции, беседы, конференции для родителей, педагогические дискуссии, круглые столы, педагогические практикумы. В работу вовлекаем не только педагогов школы, но и работников Центра социальной помощи семье и детям, Центра социальной защиты населения, медицинских работников. Кроме того до поступления ребенка в школу мы начинаем готовить родителей и будущих школьников к их новым обязанностям, через работу «Школы будущего первоклассника». Для родителей занятия организованы по субботам. На занятия родители приходят с детьми. Пока родители работают с психологами, педагогами, социальным педагогом (знакомятся с особенностями младшего школьного возраста, учатся развивать память, мышление, внимание у детей), у ребят занятия проводятся в свободной форме по нескольким направлениям. Таким образом, родители знакомятся с работой и традициями школы, готовятся стать помощниками в работе с классным коллективом.

Формы и методы работы с родителями разнообразны, но необходимо делать правильный выбор, учитывая особенности работы с данным коллективом родителей, особенности системы работы школы. Необходимо подключать родителей к анализу воспитанности школьников. Это не только способ более глубокого познания родителями своих детей, но и стимул самообразования самих родителей. У них появляется потребность обогатить свои знания, овладеть разнообразными методами семейного воспитания. Правильное педагогическое руководство семейным воспитанием возможно при условии комплексного подхода к воспитанию. Грамотная и целенаправленная организация взаимодействие педагогов и родителей осуществляется поэтапно и имеет своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей, понимания ими своего гражданского долга и ответственности за воспитание детей.

Правила воспитания ребёнка в семье

Уважайте личность ребёнка. Не допус­кайте произвола в своих действиях.

Формируйте адекватную самооценку. Человек с низкой самооценкой постоянно зависит от чужого мнения. С высокой - не признаёт авторитетов, не считается с мнением других.

Приобщайте ребёнка к реальным де­лам семьи. Требуйте выполнения посиль­ных для него домашних обязанностей, по­ручений.

Развивайте силу воли ребёнка. Научите его проявлять выносливость, смелость, мужественность, терпение. Учите прилагать усилия для достижения цели.

Учите ребёнка планировать, состав­лять план действий. Большое и сложное дело разбивать на ряд конкретных дейст­вий.

Научите его общаться с другими деть­ми, людьми. Демонстрируйте оптималь­ную модель родительского поведения.

Формируйте у ребёнка нравственные ка­чества: доброту, порядочность, сочувствие, взаимопомощь и ответственность.

Социализация личности – процесс, длящийся почти всю жизнь и заключающийся во влиянии общества на личность и формирования отклика личности на эти воздействия с целью адаптироваться к социальным, психологическим и эмоциональным условиям жизни в социуме и по возможности успешно функционировать в нем. И именно на детский возраст приходятся наиболее важные и продуктивные моменты этого процесса.

От его успешности зависит, будет ли человек верно понимать свою роль и свои возможности, правильно самоидентифицироваться, насколько велики будут его шансы устроить личную и трудовую жизнь и в целом быть счастливым. Раз уж людям суждено жить в обществе, то им важно быть максимально приспособленными к нему. Это вопрос не столько видимого жизненного успеха, сколько личностного выживания.

Содержание статьи:

Что представляет собой процесс социализации дошкольников?

Социализация детей дошкольного возраста – фундамент успешного вхождения подрастающего поколения в дальнейшую жизнь, в школе, в образовательных учреждениях, на работе и в личных взаимоотношениях. В этом возрасте закладываются ценнейшие навыки общения и основы понимания собственного места в жизни и обществе. Дети усваивают нормы и мотивы поведения, понятия ценностей, соответствующие социуму, в котором они растут. Налаживается связь между основными сферами существования детей и их психикой, влияющая и на развитие психики.

Процесс социализации начинается буквально с первых месяцев жизни ребенка, когда младенец начинает отличать ухаживающих за ним людей от неодушевленных предметов, близких – от посторонних, тянет руки к заинтересовавшему его предмету, подает голос не просто из-за дискомфорта, а желая привлечь внимание, откликаясь на жесты и мимику родственников.

Недостаточность социализации влечет за собой самые разнообразные негативные последствия для личности, преодолевать которые тем сложнее, чем больше было упущено на ранних стадиях развития. Это сказывается не только на недостаточной информированности детей по поводу правильности поведения, но и грозит неверной ориентацией развития личности, проблемами в эмоциональной сфере.

Детская психика достаточно пластична, чтобы компенсировать некоторые изъяны в своевременном прохождении этапов вхождения в общество, однако нельзя полностью полагаться на это. Каждый ребенок обладает своими личностными особенностями и возможностями, и рисковать тем, что с определенными сложностями этого процесса ребенок сам не справится, не стоит.

Основные этапы процесса социализации детей дошкольного возраста

Как уже было сказано, начало социализации личности происходит в первый год жизни, когда ребенок учится быть частью семьи – крошечного социума, в котором происходит основная часть его существования. Развитие малыша, как части общества можно приблизительно разделить на несколько этапов:

Ранний возраст

Дети до 1,5 лет усваивают основную информацию об окружающем их мире, в частности, о возможности взаимоотношений; получают первые навыки общения с близкими.

В промежутке от года-полутора и примерно до трех лет у малышей возникает потребность в общении со сверстниками. В этот период закладываются первые навыки существования в коллективе, умение хотя бы минимально взаимодействовать с другими детьми и с взрослыми, а не быть уже только объектом заботы старших.

Это очень важный момент для развития коммуникабельности и способности группового взаимодействия, поэтому малышам, лишенным возможности посещать детский сад, нужно все же чаще встречаться с близкими по возрасту детьми для игр и развития навыков общения (различные развивающие клубы для дошкольников — отличная альтернатива садику). Оказываясь в компании детей намного старше себя, ребенок может оказаться либо вновь только объектом заботы, либо быть отстранен от компании старшими, которым неинтересно общаться с ним, однако, даже такая ситуация влияет на формирование личности как части общества.

Примерно с этого момента значительное влияние на получение ребенком социального опыта все более сильное влияние оказывают педагоги и вспомогательный персонал детских дошкольных учреждений.

Именно в первые три-три с половиной года закладываются мотивации и первичное отношение ребенка как личности к окружающим его людям. Основными влияющими на социализацию ребенка агентами в это время являются его ближайшие родственники или другие лица, осуществляющие попечение о нем, а также детский коллектив, в том случае, если ребенок регулярно посещает детский сад, игровую площадку, развивающий центр и т.д.

Средний и старший дошкольный возраст

Ребенок все полнее и активнее взаимодействует с окружающими, пользуясь для этого полученными ранее навыками общения и речью. Получает более серьезные навыки общения с посторонними людьми, малознакомыми взрослыми, развивает свои гендерные (половые) личностные особенности, усваивает понятия социальных и гендерных ролей, характерных для той культуры, которая его окружает.

В этот период актуализируются , помогающие малышам усваивать нормы поведения и роли, осваивать сценарии поведения в различных ситуациях: забота, послушание, дружба и любовь, конфликты и их разрешение, совместная деятельность, творчество и т.д. Ребятишки «проигрывают» ситуации так, как они их видят, усваивают понятия прав и обязанностей, что также является необходимым аспектом социализации.

Роль семьи в социализации дошкольника

Важность роли семьи в этом процессе переоценить очень сложно. Жизнь семьи, взаимоотношения внутри нее, отношение взрослых к детям (в том числе и к другим детям, если они есть), отношение к посторонним, демонстрируемое старшими – изо всего этого складывается понятие ребенка о нормах поведения и правильных отношениях.

Кроме того, интенсивность взаимодействия старших членов семьи с малышом влияет и на развитие адаптационных способностей его психики. Чем больше его привлекают к общению и деятельности в семье, тем больше навыков и понятий откладывается, тем они полнее и многограннее. Разумеется, личные особенности интеллекта и психики ребенка играют немалую роль в развитии его адаптабельности, однако, с одними и теми же исходными возможностями ребенок может оказаться неуверенным в себе, малокоммуникабельным, не умеющим решить простую поведенческую задачу, или общительным, хорошо ориентирующимся, понимающим основные правила поведения и хотя бы самые очевидные мотивы.

Поэтому так важно общаться с ребенком не только в педагогических целях и с целью заботы о нем, но и привлекать его к домашним делам и решению внешних вопросов, не отстранять от задач, связанных с общением, прибегать к его посильной помощи. Малыш, самостоятельно совершающий покупку хотя бы булки хлеба, привыкший общаться с посторонними людьми хотя бы в присутствии близких, ощущает себя более уверенным и лучше ориентируется в поведении людей и ситуациях, что очень пригодится ему в школе и других местах, где придется быть самостоятельным.

Без регулярной умеренной нагрузки на адаптационные возможности самый здоровый и ухоженный ребенок будет отставать от сверстников в способности воспринимать новое, вливаться в коллектив, взаимодействовать с другими детьми, осваивать возможности, предоставляемые школой и обществом.

Родителям не стоит пытаться полностью изолировать ребенка от стихийной социализации, но необходимо держать это под контролем и корректировать влияние таких факторов во избежание негативных последствий.

Роль детского сада в процессе социализации ребенка

Первые и важнейшие основы социализации личности дошкольника традиционно должна закладывать семья. Но, к сожалению, не все родители и воспитывающие родственники в состоянии обеспечить ребенку должное внимание во всех аспектах его становления. Многие просто не понимают сути воспитания личности и необходимости посвящать этому какое-то время, другие слишком заняты, обеспечивая необходимый, по их мнению, материальный уровень жизни, или посвящают много сил и времени иным сферам своей жизни, где ребенку места нет. Поэтому задачей детских дошкольных учреждений является компенсация недостаточной интенсивности социализации ребятишек и придание ей большей гармоничности.

Развивающие центры, спортивные секции, клубы и, разумеется, детские сады, где ребенок проводит большую часть дня, призваны не просто дать определенные знания и обеспечить присмотр, но помочь детям плавно включиться в жизнь общества вне дома.

Основная нагрузка в этом плане ложится на детские сады, так как по количеству посещающих их детей и проводимому там времени они лидируют с огромным отрывом. Задача оказывается не из легких – каждый ребенок приходит в детский сад из семьи с уже сформировавшимися понятиями о том, как следует себя вести, какие отношения допустимы. А ведь каждый из детей наделен нормальным желанием самоутверждения среди сверстников и в глазах взрослых, что ведет к множеству неожиданных поступков, а порой и конфликтных ситуаций. И воспитателю нужно их решать без помех для образовательного и процесса.

Ближе к наступлению школьного возраста у детей развивается способность к выполнению социальной функции и возникает потребность в ней. Ребенок все больше стремится быть кем-то значимым в глазах окружающих, и важно грамотно направить это стремление в полезное для самого ребенка и общества русло. Проще говоря, ненавязчиво и убедительно помочь ребенку выбрать, как именно он будет производить впечатление на окружающих: склонностью к конфликтам, эпатажем, дерзкими выходками или конструктивными поступками, помощью, дружелюбием, инициативностью и т.д.

Кроме того, дети старшего дошкольного возраста уже должны уметь задавать вопросы, получать знания, наблюдать и рассуждать, и от воспитателя во многом зависит, насколько полным и позитивным окажется развитие детей в этом плане.

Роль сюжетно-ролевой игры

Важную роль в фактическом становлении детей в качестве членов социума играют сюжетно-ролевые игры. Пресловутые «дочки-матери» и «войнушка» — не просто веселое времяпрепровождение, а вполне значимая попытка примерить на себя такие важные социальные роли, как родительские обязанности, долг защитника и воина. Догонялки и прятки, собирание построек из конструктора – даже эти занятия позволяют ребенку мысленно и эмоционально преображаться во взрослого человека, занятого важным и понятным делом.

Идеи сюжетно-ролевых игр могут предлагать детям взрослые, например те же воспитатели, родители или родственники. Если представить себя водителем автомобиля может любой малыш, получивший в руки игрушку-машинку, то предложить перевозку грузов или пассажиров, объяснить роль отца, везущего семью по делам, стоит уже взрослому человеку. Объяснить девочке, что именно следует делать с куклой-«ребенком», подсказать ребятишкам, что делают продавец и покупатель, доктор и пациент, учитель и ученики, кондуктор и пассажир, посоветовать выбрать самим, что они хотели бы пережить в игре, и направить эту игру в позитивное познавательное русло.

Условия для успешной социализации дошкольника

Так как от результатов социализации личности во многом будет зависеть ее успешная и счастливая жизнь, реализация потенциала, то необходимо стремиться к созданию по возможности благоприятных условий для протекания этого необходимого процесса.

Что в первую очередь следует выделить в качестве признаков успешной социализации?

  • Формирование приемлемых норм поведения и общения со сверстниками и старшими, близкими и малознакомыми людьми.
  • Развитие самосознания, выделение и становление собственной личности ребенка среди других людей.
  • Развитие социальных навыков в обращении с предметным миром.
  • Чтобы помочь детям достигнуть успехов в этом, необходимо, во-первых, правильно расставлять приоритеты воспитательного процесса с учетом особенностей возраста детей и их личностных свойств, подходя к ним индивидуально – насколько это возможно. Во-вторых, важно помочь детям усвоить верные нормы и ценности, принятые в обществе.
  • Особенно значимым является формирование самосознания и умения воспринимать себя как личность, познающую мир и взаимодействующую с ним, получающую опыт, извлекающую пользу.

Возможные проблемы и их решение

Процесс социализации детей дошкольного возраста не может протекать без проблем, даже если дети относятся к относительно благополучным семьям. Это обусловлено тем, что растут они во взрослом мире с его трудностями и потрясениями, нехваткой денежных средств и времени у родителей, неумением взрослых вникнуть в тонкости детской психологии вообще и даже собственного ребенка в частности.

В числе наиболее распространенных проблем социализации детей дошкольного возраста можно назвать:

  • Несоответствие целей и желаний ребенка с целями и желаниями взрослых, занимающихся его воспитанием. Ребенок – что естественно – хочет играть и развлекаться, взрослые стремятся нацелить его на подготовку к взрослой жизни, поступлению в школу, достижению успехов в спорте, целевом обучении и т.д. Для разрешения этого конфликта важно соблюдать баланс между реальной пользой и психоинтеллектуальными возможностями, присущими детскому возрасту. Здесь не может быть четко проложенного пути, а требуется внимание и гибкость со стороны взрослых.
  • Недостаток внимания и активности. Это особенно присуще детям с ослабленным здоровьем, перенесшим или подвергающимся стрессу. В работе с такими детьми особенно важны терпение и чуткость, неутомимое и мягкое продвижение в сфере налаживания контакта и развития у ребенка интереса к миру и вхождению в общество.
  • Неумение определяться с желаниями и принимать решения. Это в большой мере проистекает из нехватки жизненного опыта, но бывает и обусловлено условиями воспитания детей. В садике и дома за них решают воспитатели (и образовательная программа), родители, иногда – старшие или просто более развитые и бойкие дети. И ребенку легко поддаться этому влиянию, потому что оно позволяет не сталкиваться с трудностями интеллектуального и этического характера. И даже поступая правильно по чужой команде, такой ребенок остается недостаточно зрелым эмоционально и психологически, так как дефицит работы ума и души негативно сказывается на его развитии как личности и члена общества. И очень важно быть внимательным и чутким к проявлениям эмоций детей, давать больше свободы их инициативе, не только учить данностям, но и развивать понимание причинных связей, мышление и активность.
Случайные статьи

Вверх