Ледостойкая стационарная платформа. Платформа «Приразломная»: освоение Арктического шельфа России началось

Несмотря на то, что Россия находится на передовых позициях в мире среди стран, обладающих нефтегазовыми запасами, отечественные геологи не останавливают своей работы, открывая все новые месторождения. К концу 1980-х годов, выйдя за границы суши, исследователи занялись акваторией Арктики. В результате на шельфе были обнаружены огромные запасы, разработка которых способна существенно изменить положение на мировом нефтегазовом рынке.

Морская ледостойкая стационарная платформа "Приразломная": значение

Необходимо отметить, что найти месторождение, в принципе, не составляет такого большого труда, как последующая добыча обнаруженных ископаемых. На протяжении веков суровая природа Арктики не позволяла человеку вторгнуться в ее пределы. Однако с повышением цен на топливо в совокупности с развитием и внедрением новых технологий возникла необходимость в увеличении национального запаса страны. Поэтому и началась работа на платформе. "Приразломная" для России выступает не только в качестве объекта, с которого можно получать сверхприбыли. Деятельность по добыче топлива обеспечит стране статус великой арктической державы, повысит престиж государства благодаря развитию высокотехнологичной отрасли. Далее рассмотрим, как начинала функционировать "Приразломная" платформа. Фото, краткое описание и проблемы также будут приведены в статье.

Особенности местности

В 1990-2000-е годы о проведении серьезной деятельности на шельфе еще не говорили. Однако правительство совместно с отраслевыми предприятиями сформировало комплекс приоритетных месторождений в Арктике. Одним из них стал участок, находящийся на шельфе в сравнительно недалеко от берега (в 60 км). Глубина здесь также относительно небольшая - 19-20 метров. Однако это совершенно не означает, что не предполагались сложности в обеспечении функционирования. "Приразломная" платформа должна была отвечать требованиям климатических условий. На первоначальных этапах ее функционирование считалось невозможным. В первую очередь это было связано с тем, что нефтяникам необходимо было не только выдержать полярную ночь и девять зимних месяцев с температурами ниже -46 градусов. Кроме этого люди должны были следить за тем, чтобы станцию не раздавили льды, толщина которых - больше 1,5 метра, и торосы в 3,5 метра. Кроме того, в районе периодически происходит дрейф полей.

Предполагаемые сроки запуска

Мировая история не знает аналогов проекта "Газпрома" по на Приразломном месторождении. Поэтому в плане государственного престижа разработка шельфа выступала в качестве исключительно важной задачи. Однако при этом в стремлении установить такой рекорд может потеряться непосредственная экономическая выгода. В 1990-х годах начала строиться платформа "Приразломная". Она сооружалась на "Севмаше". Однако в связи с недостатком финансирования этот проект был заморожен. К идее вернулись уже в 2000 году. В тот период оставалось до конца неясным, кто из передовых нефтегазовых компаний страны будет осуществлять разработку шельфа. Тем не менее планировалось запустить добычу к 2005 году. Однако на практике сроки сдвинулись на 8 лет как минимум. "Газпром" планировал начать разработку в 2013 году. Но и в то время не исключалась последующая корректировка срока. Предполагавшиеся ранее сроки также сдвигались: с 2010-го до 2011-го и затем до 2010 года.

Строительство

На "Севмаше" в начале 2000-х годов решили сократить сроки, в течение которых должна была создаваться "Приразломная". Платформа (фото ниже иллюстрирует общий вид сооружения) строилась частями. В первую очередь занялись созданием нижней половины - кессона. Верхнюю же часть, включающую жилые блоки, было решено приобрести впоследствии на стороне. В 2002 году на "Севмаше" обратили внимание на платформу "Хаттон". Она в свое время работала в Северном море и была списана по окончании эксплуатационного срока. Если бы отечественные покупатели обратились чуть позже, "Хаттон" порезали бы на металлолом.


Первый скандал

Он был связан именно с покупкой платформы "Хаттон". Эта сделка была крайне непрозрачной. На протяжении 2002 года платформа несколько раз была перепродана. Первая сделка прошла по цене 29 млн долл., а затем офшорной компанией Monitor TLP Ltd списанный комплекс был продан России уже за 67 млн долл. Норвежская пресса, правда, указывала и иные суммы (60,7 и 83,2 млн). При этом оговаривалось, что разница между этими цифрами составляет Monitor. Неизвестно, что произошло на самом деле - переплатила Россия или не доплатила этот офшор. Однако на отечественных специализированных форумах, интересовавшихся данными сделками, приводились цитаты норвежских изданий. В частности, в одном из них говорилось о том, что Россия присматривалась и к другим станциям, в числе которых была платформа, функционировавшая на Аляске. Ее стоимость, по некоторым данным, оценивалась в 60 млн долл. Отечественные компании сочли ее слишком высокой.

История с радиоактивностью

Следует сказать, что подозрительная стоимость не единственная проблема, с которой связана "Приразломная". Платформа "Хаттон", как выяснили архангельские журналисты, оказалась радиоактивной. И прежде чем начать модернизацию верхней части, пришлось очищать нижний сектор. Однако история с радиоактивностью не получила широкой огласки и поэтому не вызвала общественного резонанса.

Завершение строительства

Несколько лет на "Севмаше" модернизировали кессон и приспосабливали верхнюю часть иностранной платформы. Строительство в доках было завершено к лету 2011 года. В итоге была создана квадратная МЛСП "Приразломная" - платформа со сторонами в 126 м на уровне основания и с высотой кессона в 24,3 м (с дефлектором 40,5 м). Она должна была сделать 36 скважин, 19 из которых добывающие. По завершении строительства буровая платформа "Приразломная" отправилась в единственный свой рейс - до месторождения.

Инфраструктура

Она создавалась параллельно со строительством и модернизацией. Важнейшими составляющими инфраструктуры должны были стать два танкера. В круглогодичном режиме они должны были забирать с месторождения добытое сырье. Надо сказать, что резервуар, который имеет платформа "Приразломная", обладает достаточно большим объемом - порядка 100 тысяч тонн. Тем не менее в случае выхода на проектную мощность в 6 млн т в год (16,4 тыс. т в сутки), он будет наполняться примерно за неделю. В документации указано, что танкеры должны отправляться от станции каждые 5-6 дней. Сами они были сооружены в срок (чего нельзя сказать о дате, когда была полностью готова "Приразломная" платформа). Отгрузка на первый танкер была выполнена в апреле 2014 года. В сентябре того же года был добыт миллионный баррель.

Особенности сооружения

"Приразломная" - платформа, посредством которой выполняется комплекс технологических операций. Она сконструирована таким образом, чтобы была обеспечена максимальная безопасность добычи сырья. Кессон одновременно выступает в качестве хранилища нефти. Система хранения сырья предусматривает мокрый способ его размещения в резервуарах. При этом нефть, которая поступает в хранилище, вытесняет собой балластную воду. При откачке происходит наоборот: сырье замещается водой. Это, в свою очередь, исключает проникновение кислорода в емкости и обеспечивает отсутствие свободного пространства для накопления взрывоопасных газов. Нефтяная платформа "Приразломная" оснащена автоматической системой безопасности и управления. Благодаря ей осуществляется дистанционный контроль над процессами добычи, хранения, подготовки сырья, производством и распределением электроэнергии. Кроме того, предусмотрен анализ пожарогазовой обстановки. При необходимости система активирует аварийную остановку технологических процессов и оборудования. Функционирование полностью находится в автоматизированном режиме, что сводит воздействие к нулю.

"Приразломная" платформа: Гринпис (2013 г.)

В сентябре указанного года активисты Greenpeace предприняли попытку провести акцию в протест функционирования сооружения. На надувных лодках шесть человек спустились с судна Arctic Sunrise и приблизились к конструкции. Во время появления активистов, как отмечал "Газпромнефть-шельф" Любин, проводились подводные работы. Водолазами выполнялся обязательный мониторинг технического состояния рыбозащитных устройств, насыпи вокруг сооружения. Последствия от действий активистов могли стать самыми непредсказуемыми, а для подводников - трагическими. Сотрудниками спецназа УПС ФСБ РФ по Мурманской области были задержаны двое активистов. Их доставили на борт ПСКР "Ладога". В процессе операции была произведена предупредительная стрельба из артиллерийской установки, расположенной на пограничном корабле, и автомата АК-47. Судно активистов Гринпис было принудительно остановлено, задержано и отконвоировано в Мурманск. По сообщению следственного комитета, действия представителей природоохранной организации могут расцениваться как пиратство. В свою очередь, активисты, протестующие против того, чтобы ледостойкая платформа "Приразломная" продолжала функционирование, квалифицировали инцидент как незаконный захват судна, не входившего в запретную зону. Позднее СК РФ расценил действия представителей организации как хулиганство.

Риски

Природоохранные организации, выступающие против того, чтобы морская платформа "Приразломная" продолжала свое функционирование, говорили о том, что Россия - государство с крупнейшими запасами топлива, поэтому нет смысла начинать разработку месторождений в экстремальных условиях. Особые опасения вызывает и резервуар. Если что-либо с ним произойдет, то 100 000 тонн нефти выльются наружу. Это грозит глобальной природной катастрофой.

В октябре 2013 г. первая в России морская ледостойкая стационарная нефтяная платформа (МЛСП), созданная на производственном объединении «Севмаш» в Северодвинске и установленная на месторождении «Приразломное» в Баренцевом море, начала добычу нефти в испытательном режиме. В апреле 2014 г. первый танкер с 70 тыс. т арктической нефти отошел от терминала МЛСП «Приразломная» курсом на порт Роттердам. Платформа «Приразломная» стала крупнейшим проектом в области морской добычи углеводородов на арктическом шельфе России, который «Севмаш» осуществил в кооперации с российскими и зарубежными партнерами.

Как все начиналось

Еще в 1970-1980-х гг. на шельфах Баренцева и Карского морей были разведаны запасы углеводородов мирового значения. Блестяще оправдался научный прогноз академика И.С. Грамберга, определившего Северный Ледовитый океан как крупнейшую нефтегазоносную провинцию на Земле.

В конце 1991 г. предприятия атомного подводного кораблестроения во главе с ПО «Севмаш» (генеральный директор – Д.Г. Пашаев) выдвинули предложение по активному освоению нефтегазовых ресурсов арктического шельфа на базе технологий и производств атомного судостроения и нефтегазовой промышленности России. Идея была активно поддержана научным руководителем создания атомного флота страны Курчатовским институтом и государственным газовым концерном «Газпром». Так сформировалась коалиция крупнейших российских государственных структур: «Севмаш» – Курчатовский институт – «Газпром», ориентированная на освоение нефтегазовых ресурсов арктического шельфа на базе современных технологий и производств российского атомного судостроения и нефтегазовой промышленности.

В январе 1992 г. президент Российского научного центра «Курчатовский институт» Е.П. Велихов представил руководству страны предложение по созданию российской национальной компании для освоения нефтегазовых ресурсов арктического шельфа. Главной идеей было объединение ресурсного («Газпром»), промышленного («Севмаш») и научного (Курчатовский институт) потенциалов страны для освоения арктического шельфа. Предложение было принято, и по поручению президента России распоряжением Правительства РФ в мае 1992 г. было создано ЗАО «Российская компания по освоению шельфа» («Росшельф»), в состав которого вошли крупнейшие производственные и проектные предприятия судостроительной и нефтегазовой отраслей и научные организации страны. В совет директоров «Росшельфа» вошли Д.Г. Пашаев, В.С. Черномырдин, губернатор Архангельской области А.А. Ефремов, генеральный конструктор ЦКБ МТ «Рубин» С.Н. Ковалев, руководители крупнейших предприятий. Совет директоров « Росшельфа» на протяжении девяти лет возглавлял президент РНЦ «Курчатовский институт» академик Е.П. Велихов.

Это – наша работа

Поскольку предстояло освоение Штокмановского газоконденсатного и Приразломного нефтяного месторождений в Баренцевом море, Правительство РФ поручило «Росшельфу» в сжатые сроки представить обоснования реализации этих проектов на основе российского производства.

К этому времени проработки Штокмановского проекта уже выполнялись специально образованным для этой цели международным консорциумом «Арктическая звезда» в составе американской Conoco , норвежской Norsk Hydro , финской Finnish Barents Group , российской «Арктикморнефтегазразведки» и других организаций.

Летом 1992 г. делегация «Росшельфа» посетила европейские производства морских нефтегазовых платформ и платформы в Северном море. Поездка была весьма полезной: наши специалисты смогли наглядно увидеть, как в многолетнем производственном цикле основание платформы строится в одном конце света, верхнее строение – в другом, затем эти многотысячетонные конструкции доставляются за тысячи километров морем к месту установки, соединяются на плаву, устанавливаются на месторождениях и включаются в работу. По возвращении делегации «Росшельфа» Е.П. Велихов встречал коллег в московском аэропорту «Шереметьево». На его вопрос: «Ну что там?» Д.Г. Пашаев коротко ответил: «Евгений Павлович, это – наша работа, и мы можем ее сделать».

СПРАВКА

МЛСП «Приразломная» имеет размеры 126 х 126 х 40,5 м (без учета высоты буровой колонны и факельной мачты), строительную массу 240 тыс. т, соответствует всем современным техническим и экологическим требованиям:

  • бурение вертикальных, наклонных и горизонтальных скважин числом до 40 с длиной по стволу до 7 км;
  • добыча до 6,5 млн т в год, первичная переработка, хранение до 131 тыс. куб. м и отгрузка нефти;
  • получение и хранение нефти с близлежащих месторождений (планируется);
  • экологическая чистота производства, достигающаяся посредством применения высокотехнологичной системы переработки стоков на условиях нулевого сброса;
  • предотвращение гибели мальков и планктона за счет установки струйных рыбозащитных устройств на патрубках забора воды;
  • работоспособность промысла при толщине льда до 2,0 м и ледовой нагрузке на платформу до 45 тыс. т.

Начало строительства платформы

В «Росшельфе» закипела работа. Обоснование Штокмановского проекта велось под руководством ОАО «Гипроспецгаз» (Санкт-Петербург), а обоснование Приразломного проекта осуществлял «ВНИПИМорнефтегаз» (Москва). Работы осуществлялись в тесном взаимодействии с отечественными разработчиками и производителями. В качестве консультанта впервые была привлечена американская компания Brown & Root .

Осенью 1992 г. конкурирующие предложения консорциума «Арктическая звезда» и компании «Росшельф» сошлись в Государственной экспертной комиссии. Ожесточенные споры между конкурентами о подходах к реализации шельфовых проектов закончились подписанием в ноябре 1992 г. президентом России Б.Н. Ельциным распоряжения о выдаче «Росшельфу» лицензий на освоение Штокмановского газоконденсатного и Приразломного нефтяного месторождений в Баренцевом море. «Газпром» гарантировал Правительству РФ финансирование проектов «Росшельфа», и в марте 1993 г. «Росшельфу» были выданы лицензии. Было принято решение осваивать Приразломное нефтяное месторождение на основе специально создаваемой для ледовых условий Баренцева моря стационарной платформы. Генеральным партнером «Росшельфа» в создании первой в России морской ледостойкой нефтяной платформы «Приразломная» была выбрана старейшая в области морского нефтегазового инжиниринга американская компания Brown & Root из концерна Halliburton . На средства «Газпрома» была проведена необходимая реконструкция производства «Севмаша», которое получило сертификат на соответствие мировым стандартам ISO 9001.

Разработку проекта возглавляли генеральный конструктор «Рубина», лауреат Ленинской премии академик С.Н. Ковалев и директор по России компании Brown & Root доктор Уолтер Джексон, дело которых впоследствии продолжили А.Р. Гинтовт («Рубин») и Роберт Брендлинг (Kellogg Brown & Root ).

Были рассмотрены шесть принципиально разных конструкций платформы, в итоге для разработки и строительства выбрали предложенный С.Н. Ковалевым вариант стационарной гравитационной платформы в виде опирающегося на морское дно острова со стальным опорным основанием (кессоном) и верхним строением, состоящим из отдельных модулей.

Весной 1995 г. совет директоров «Росшельфа» принял решение о начале строительства МЛСП «Приразломная» на «Севмаше» по заказу «Росшельфа» К тому времени обстановка осложнилась. В середине 1990-х гг. в стране возникла крайне нестабильная экономическая ситуация. Даже гигантский «Газпром» захлестнула волна неплатежей. На «Севмаше» сложилась критическая обстановка вследствие резкого сокращения гособоронзаказа, завод терял квалифицированных рабочих. Приразломный проект давал новое дыхание «Севмашу», открывал «Газпрому» перспективу в Арктике. Усилиями лидеров российской науки (Е.П. Велихов), судостроения (Д.Г. Пашаев) и нефтегазовой промышленности (Р.И. Вяхирев), объединенных в руководстве «Росшельфа», Приразломный проект был выведен на стадию реализации. В декабре 1995 г. состоялась торжественная закладка платформы. В гигантском стапельном цехе «Севмаша» тысячи заводчан с надеждой и энтузиазмом наблюдали начало работы, которая давала прославленному предприятию новое направление развития.

Строительство кессона

Конструкция кессона по габаритам не проходила через батопорт наливного бассейна «Севмаша», поэтому приняли решение строить основание платформы из четырех суперблоков, которые соединялись в единую конструкцию на плаву у достроечной набережной завода.

Для строительства кессона потребовалось разработать хладостойкую сталь с низким содержанием углерода, не только способную выдержать температуры до –42 С, но и обладающую высокой прочностью на растяжение по длине, ширине и толщине листа. Такая сталь была разработана Санкт-Петербургским ЦНИИ КМ «Прометей» и изготовлена «Северсталью» (Череповец). Новые сварочные материалы и технологии, в том числе для подводных сварочных полуавтоматов, были разработаны «Севмашем» совместно с «Прометеем» и «Институтом сварки им. Е.О. Патона» Национальной академии наук Украины.

Важную роль в создании такого нового для судостроительной промышленности России морского сооружения, как МЛСП «Приразломная», сыграл Крыловский государственный научный центр. Он участвовал в создании проекта самой платформы, обслуживающих ее технических средств, балластировке, буксировках и установке платформы на месторождении.

Для строительства кессона были задействованы корпусносборочное и стапельное производства «Севмаша». Конструкции кессона перемещались между цехами по мере наращивания их объемов и веса, объединялись в блоки и суперблоки. Основная часть работ по сооружению суперблоков выполнялась в построенном перед самой Великой Отечественной войной стапельном цехе № 50 (рис. 3 ).

По мере готовности суперблоки весом до 20 тыс. т каждый выводились из стапельного цеха в заводскую акваторию и буксировались к достроечной набережной «Севмаша» для дальнейших работ.

Таким образом, в заводскую акваторию «Севмаша» были выведены четыре суперблока. У достроечной набережной завода они соединялись специальными приспособлениями и сваривались выше и ниже ватерлинии. Сварка на плаву суперблоков, имеющих длину 126 м и осадку около 5 м, потребовала разработки специальной технологии. Необходимо было обеспечить безопасность сотен людей, одновременно работающих в зонах стыков суперблоков ниже ватерлинии. Были спроектированы и запатентованы специальные устройства герметизации зоны стыка, а также технологии, обеспечивающие эффективную и безопасную работу персонала. Всего при соединении четырех суперблоков в единый кессон было выполнено более 15 км сварных соединений ниже ватерлинии.

Для формирования необходимых трубопроводов из титановых труб диаметром 1000 мм, которые не производились российской промышленностью, «Севмаш» разработал специальные технические условия и организовал производство таких труб. Совместно с «Прометеем» была создана специальная мобильная установка для оксидирования монтажных сварных соединений титановых труб непосредственно на платформе.

После сварки кессона на плаву его отбуксировали в специально углубленный котлован в заводской акватории, забалластировали, притопили и установили на щебеночную постель, предварительно уложенную на дно котлована. Затем была произведена накатка на кессон вспомогательного модуля и конструкции верхнего строения платформы, в качестве каковой после выполнения экспертизы состояния металла была использована 14-тысячетонная металлоконструкция от норвежской платформы Hutton .

Строительство верхнего строения платформы

На завершающем этапе создания платформы ее проектирование и монтаж оборудования осуществлялись практически одновременно. Завершение создания платформы было полностью выполнено российскими разработчиками, включая систему управления технологическими процессами на платформе с более чем 20 тыс. объектов управления.

На платформе были установлены жилой модуль, буровой комплекс, энергетика, устройства отгрузки нефти, вертолетная площадка и другое крупногабаритное оборудование, приобретавшееся по конкурсу у лучших мировых производителей.

Строительство платформы осуществлялось в тесном взаимодействии «Севмаша» (главный строитель платформы – начальник производства морской технологии для добычи нефти и газа и гражданского судостроения «Севмаша» В.В. Бородин), Курчатовского института (один из основных идеологов развития проекта и его продвижения на всех уровнях - академик Е.П. Велихов) и «Газпрома» (инвестор и эксплуатант платформы - компания «Газпром нефть шельф», генеральный директор Г.П. Любин).

Завершение строительства и установка платформы на месторождении

После завершения основных строительных работ необходимо было закачать в кессон бетонный балласт для достижения необходимого веса платформы и для перераспределения внешних ледовых нагрузок на ее корпус. Из-за недостаточной глубины заводской акватории «Севмаша» платформа была переведена в глубоководную незамерзающую акваторию судоремонтного завода № 35 в Мурманске. У пирса установили два передвижных бетонных завода. Для балластирования платформы была разработана специальная бетонная смесь с малой усадкой и с малым тепловыделением при затвердевании. В течение полутора месяцев в кессон платформы было загружено 122 тыс. т бетонного балласта. При этом единовременная закачка бетона достигала рекордной величины 20 тыс. т.

В августе 2011 г. балластировка платформы была закончена. Заводчане и гости торжественно проводили платформу на месторождение, куда ее отбуксировали в последней декаде августа.

Буксировки платформы осуществлялись английской компанией Global Maritime океанскими буксирами под российским флагом по проектам, разработанным Крыловским государственным научным центром.

На точке платформа была раскреплена на предварительно уложенные на морское дно якорные цепи. В корпус платформы было закачано 210 тыс. т морской воды. 28 августа 2011 г. платформа села на дно на глубине 19 м, отклонение от проектных координат составило менее 1 м.

Чтобы избежать размыва дна у основания платформы подводными течениями и винтами танкеров, вокруг кессона была отсыпана каменная берма, для чего специальным судном из карьеров Мурманска перевезли к платформе и отсыпали 92 тыс. т калиброванного щебня и камня.

В сентябре 2011 г., находясь на прямой связи с платформой, председатель правительства РФ В.В. Путин в ходе конференции «Арктика – территория диалога» определил строительство и постановку на точку платформы «Приразломная» как начало практического освоения российского арктического шельфа.

Высокое качество платформы было подтверждено заключением компаний Mackenzie , Aker Solutions и Kvaerner в декабре 2013 г. Аудиторская проверка показала, что «Приразломная» соответствует стандартам морских нефтегазовых объектов, уровень проекта и качество строительных работ высокие.

Платформа пережила две зимы. Датчики, во множестве закрепленные на элементах конструкции платформы, не зафиксировали каких-либо смещений в позиции платформы и нештатных напряжений. В августе 2013 г. с платформы в режиме испытания было начато бурение первой промысловой скважины. В октябре 2013 г. в танки платформы поступила первая нефть. В апреле 2014 г. первый танкер с 70 тыс. т арктической нефти отошел от терминала МЛСП «Приразломная» курсом на Роттердам (рис. 7 ).

Значение Приразломного проекта трудно переоценить. Прежде всего, на российском производстве и на российские деньги был реализован крупномасштабный инновационный проект. В ходе его реализации эффективно взаимодействовали структуры российского ресурсного, промышленного и научно-технического сообществ, которые при поддержке политического руководства страны вместе успешно реализовали стратегически важный для российского государства проект. Ключевым условием успеха стало объединение интересов инвестора («Газпром»), промышленности («Севмаш») и науки (Курчатовский институт, Крыловский государственный научный центр и др.) в рамках единой управляющей структуры «Росшельф». Уникальный опыт строительства МЛСП «Приразломная» на «Севмаше» подтвердил возможность создания в России новой отрасли машиностроения для морской добычи углеводородов на базе технологий и производств российского судостроения. Строительство МЛСП «Приразломная» вместе с сопутствующими научно-техническими разработками и морскими работами обеспечило сохранение и поддержку в России более 7 тыс. высококвалифицированных рабочих мест.

В заключение

В 1997 г. в Норвегии вышла книга о «Росшельфе» Russia s Marine Oil and Gas Industry Approaches the Arctic Shelf : A history of Rosshelf , авторы которой – Е.П. Велихов и В.П. Кузнецов. Повествование завершалось словами: «Хочется думать, что недалеко то время, когда в Северном Ледовитом океане на нефтяных и газовых месторождениях зажгутся огни российских морских добывающих платформ» (рис. 8 ). Сегодня эти огни зажглись!

Валерий Бородин и Вячеслав Кузнецов

Об авторах
Валерий Викторович Бородин - начальник производства морской техники для добычи нефти и газа и гражданского судостроения, производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие» («Севмаш»), Северодвинск.
Вячеслав Петрович Кузнецов - начальник оперативного управления при президенте НИЦ «Курчатовский институт», ответственный секретарь совета директоров компании «Росшельф» (1992-2001), Москва.

Смотрю некоторым нравятся морские посты. Поэтому решил рассказать как устроена платформа. Ниже много информации из ВиКи.

Морская ледостойкая стационарная платформа (МЛСП) «Приразломная» - ледостойкая нефтяная платформа, предназначенная для разработки Приразломного месторождения в Печорском море. В настоящий момент МЛСП «Приразломная» - единственная платформа, ведущая добычу нефти на российском арктическом шельфе. Первая партия арктической нефти сорта ARCO (Arctic oil) была отгружена в апреле 2014 года, а в марте 2016 года на «Приразломной» был добыт 10-миллионный баррель арктической нефти.

Платформа находится в 55 км к северу от посёлка Варандей в Ненецком автономном округе и в 320 км к северо-востоку от города Нарьян-Мар.Координаты: 69.265806° с. ш. 57.285917° в. д.

Морская ледостойкая стационарная платформа «Приразломная», Баренцево море, Ненецкий АО

Лицензия на Приразломное месторождение принадлежит компании ООО «Газпром нефть шельф» (дочернее общество ОАО «Газпром нефть»). Платформа создана специально для разработки месторождения и осуществляет все необходимые технологические операции - бурение скважин, добычу, хранение, отгрузку нефти на танкеры, выработку тепловой и электрической энергии. Уникальность «Приразломной» в том, что впервые в мире добыча углеводородов на арктическом шельфе ведётся со стационарной платформы в сложных условиях дрейфующих ледовых полей. Платформа рассчитана на эксплуатацию в экстремальных природно-климатических условиях, отвечает самым жестким требованиям безопасности и способна выдержать максимальные ледовые нагрузки.



Приразломное месторождение - единственное на сегодняшний день месторождение на арктическом шельфе России, где добыча нефти уже начата. Месторождение расположено на шельфе Печорского моря в 55 км к северу от посёлка Варандей. Глубина моря в районе месторождения составляет 19-20 метров. Нефть нового российского сорта получила название ARCO (Arctic oil).

Морская ледостойкая стационарная платформа (МЛСП) «Приразломная» создана специально для реализации проекта. Она обеспечивает выполнение всех технологических операций: бурение скважин, добычу, хранение, отгрузку нефти на танкеры, выработку тепловой и электрической энергии.

«Приразломная» сконструирована так, чтобы обеспечить максимальную безопасность нефтедобычи. Параметры внешней среды заложены с большим запасом - например, высота волны 10 м, которая по статистике бывает раз в 100 лет.

Специально разработанная нижняя часть платформы (кессон) способна успешно противостоять арктическому климату. Трехметровые бетонные стенки кессона покрыты четырёх сантиметровым слоем плакированной стали, устойчивой к коррозии и износу. Запас прочности нижней части платформы многократно превосходит реально существующие нагрузки. Основание платформы может противостоять прямому торпедному удару.

Верхняя часть МЛСП защищена от воздействия льда и волн специальными ледовым и волновым дефлекторами, установленными по периметру платформы. Ледовый дефлектор - это стена высотой 16,4 м, наклоненная верхняя часть которой предотвращает переливание набегающих волн.

Сам кессон является одновременно хранилищем добытой нефти, а система хранения нефти на платформе предусматривает «мокрый» способ размещения сырья в резервуарах. При этом поток сырья, поступающий в хранилище, вытесняет балластную воду, и наоборот, при откачке нефти в танкер происходит замещение её балластной водой. Таким образом хранилище нефти постоянно заполнено жидкостью: нефтью или балластной водой, что исключает попадание в ёмкости кислорода и обеспечивает отсутствие свободной зоны для накопления взрывоопасного газа.

Платформа оборудована комплексами устройств прямой отгрузки нефти (КУПОН), работающими на основе крановой системы и позволяющими производить загрузку танкеров из нефтехранилища платформы. Отгрузка нефти осуществляется через одно из носовых приемных устройств в зависимости от направления внешних нагрузок (волнения, дрейфа льда, течения, ветра). Особое внимание уделяется вопросам безопасности: отгрузка нефти начинается только при единовременном соблюдении 30 необходимых условий. Отгрузочная линия по перекачке нефти на танкер оборудована системой аварийной остановки и закрытия, которая срабатывает максимум за семь секунд.

На МЛСП «Приразломная» используется автоматизированная система управления и безопасности (АСУБ). Дистанционно и в автоматическом режиме АСУБ управляет процессами добычи, подготовки, хранения и отгрузки нефти, процессами производства и распределения электроэнергии, а также осуществляет контроль пожарогазовой обстановки. В случае необходимости система включает аварийную остановку оборудования и технологических процессов. Процесс полностью автоматизирован, так что влияние человеческого фактора сведено к нулю.

Платформа работает в соответствии с принципом «нулевого сброса». Использованный буровой раствор, шлам и другие отходы будут закачиваться в специальную поглощающую скважину, а собранные дренажной системой и очищенные масло- и нефтесодержащая вода, загрязненные дождевая вода и снег - закачиваться обратно в пласт.

По словам Валентина Минасяна, генерального директора компании «Фреком», которая занимается оценкой арктических проектов, технология добычи на «Приразломной» коренным образом отличается от процесса добычи в Мексиканском заливе. Поскольку глубина моря на месторождении небольшая - всего 20 метров, то она установлена непосредственно на дно. Таким образом все скважины «Приразломной» находятся непосредственно внутри платформы и с водой не контактируют, а её основание одновременно является буфером между скважиной и открытым морем. В Мексиканском заливе осуществляется глубоководная добыча нефти - расстояние между буровой и скважиной может составлять сотни метров, их соединяет сложная промежуточная конструкция.



В мае 2013 года компания «Газпром нефть шельф» приняла платформу в эксплуатацию от генерального подрядчика по строительству объекта ПО «Севмаш». 10 июля 2013 года было начато бурение первой скважины, 6 октября бурение было завершено. 20 декабря 2013 года на платформе «Приразломная» была начата добыча нефти.

По сообщению пресс-службы «Газпрома», извлекаемые запасы нефти Приразломного месторождения составляют 71,96 млн тонн. Отгрузка первого танкера с нефтью Приразломного месторождения началась 18 апреля 2014 года. Команду на отгрузку дал Президент России Владимир Путин. Новый сорт добытой на российском шельфе арктической нефти ARCO (Arctic Oil) впервые поступил на мировой рынок". Сырье реализовано по прямому контракту. После увеличения объёма добычи на Приразломном месторождении часть сырья будет реализовываться на основе долгосрочных контрактов. Всего в первый год промышленной разработки месторождения на нём было добыто порядка 2,2 млн баррелей нефти (около 300 тыс. тонн).

Ну а теперь немного о самом танкере и то как осуществляется погрузка самой нефти.

Транспортировкой нефти занимаются 2 челночных танкера ледового класса Л6 дедвейтом 70000 тонн, оснащенных двумя азиподами и двумя носовыми подруливающими устройствами.

Отгрузка производится при благоприятных погодных условиях у одного из двух имеющихся на платформе КУПОН-комплексов устройств прямой отгрузки нефти.

Транспортировка круглогодичная, танкера самостоятельно продвигаются во льду до 1,2 метра толщиной самостоятельно без помощи ледоколов. А так же грузиться в тяжелых ледовых условиях используя систему полусуточных приливов действующих в этом районе. Преобладающие направления течений сз-юв и наоборот.

Приливы и отливы сменяются примерно каждые 6 часов. Танкер подходит к КУПОН со стороны напротив действующего течения и во время отгрузки находится как бы под прикрытием платформы. В зимнее время он находится в ледовом канале, который образуется за платформой. Для удержания в зоне погрузки используется система динамического позиционирования, которая позволяет удерживать нос танкера в пределах допустимых отклонений от заданной позиции, предотвращая излишнее натяжение на швартов и грузовой шланг.

Носовое погрузочное устройство танкера имеет цепной стопор куда заводится цепь с платформы SWL=250 тонн (допустимая рабочая нагрузка). Так же имеется система позволяющая принять и подключить к судовым грузовым трубопроводам шланг от платформы, по которому перекачивается нефть со скоростью около 10 000 кубометров в час.

Сложность работы у платформы состоит в том, что смены приливо-отливных течений происходят примерно через 6 часов. Т.е. экипажу танкера и платформы необходимо успеть за это время безопасно приблизиться на дистанцию 80 метров, что является довольно ювелирной работой при длине танкера 257 метров, осадке 14 и ширине 34 , при полном водоизмещении около 100 000 тонн.

Затем на танкер заводится швартов-швартовка 35 минут, затем шланговка 30 минут, после этого начинается отгрузка. Отшвартовка и отшланговка так же занимают около полутора часов. Т.е. за один подход время на пер качку нефти обычно не более 2-3 часов. Главная фишка в том, чтобы своевременно уловить момент начала отшланговки и отшвартовки, т.к. в случае задержки начинается разворот течения на противоположное, что чревато навалом танкера на платформу, особенно это актуально в ледовых условиях.

Экипаж танкера 25 человек. Судоводители обязаны иметь сертификаты DP Operator. После погрузки у платформы судно следует в порт Мурманск для выгрузки на накопитель УМБА- это танкер более 300000 тон дедвейтом.

В зимнее время работа происходит в условиях полярной ночи пои температурах до минус 35 градусов. Судно имеет класс винтеризации минус 40 - это значит что системы и механизмы должны исправно работать при минус 40.

Грузовые и балластные танки оборудованы системами обогрева. Переходные мостики и трапы так же обогреваются.

На судне имеется два спортзала оборудованных современными тренажерами, сауна с бассейном, два салона отдыха. Так что работая на таком судне моряк получает полный комплекс удовольствий и адреналина.

Ну и напоследок - сам красавец.



Вызванным арестом экипажа судна «Арктик Санрайз», на котором активисты Greenpeace хотели провести акцию у платформы «Приразломная», как-то забылось, почему именно это сооружение вызвало протесты экологов. Между тем «Приразломная» - один из самых спорных проектов «Газпрома», а шлейф разного рода сомнительных историй тянется за платформой со времени начала ее возведения.

Великая арктическая

Хотя Россия и занимает одно из первых мест в мире по запасам нефти и газа, беспокойные геологи не останавливаются на достигнутом и открывают все новые и новые месторождения. Дойдя до сухопутных границ страны, они вышли в море и уже к концу 1980-х обнаружили на шельфе огромные месторождения, разработка которых может сильно изменить мировой нефтегазовый рынок.

Однако одно дело найти нефть и газ и совсем другое - начать их добычу. Суровая арктическая природа до последнего защищала Северный Ледовитый океан от людей, но высокие цены на топливо вкупе с новыми технологиями постепенно открыли доступ и к «северным» углеводородам. Вернее, почти открыли - основные проекты по извлечению нефти и газа из арктического шельфа будут запущены в ближайшие годы.

Для России разработка шельфа - это не только возможность получить нефтяные сверхприбыли, но еще и шанс заявить о себе как о «великой арктической державе», повысить престиж страны за счет по-настоящему высокотехнологичной отрасли.

Для экологов также важно, что Приразломное месторождение находится между частями Ненецкого природного заказника, места стоянки полярных птиц. Кроме того, в этой части Печорского моря расположены места нагула и миграции омуля.

В 1990-е и начале 2000-х в России о серьезной работе на шельфе говорить не приходилось, но правительство вместе с госкомпаниями сформировало пул приоритетных нефтяных и газовых месторождений в Арктике. Одно из таких месторождений - нефтяное Приразломное. Оно расположено на шельфе Печорского моря относительно недалеко от берега - в 60 километрах. Глубина моря на этом участке также невелика - 19-20 метров (для сравнения, затонувшая в Мексиканском заливе платформа Deepwater Horizon работала на глубине более километра и в 80 километрах от берега), но все вышеперечисленное вовсе не означает, что добывать нефть в Печорском море легко. Более того, раньше это считалось невозможным, поскольку нефтяники должны не только выдерживать полярную ночь и девять месяцев зимы (с температурами до минус 46 градусов), но еще и следить за тем, чтобы платформу не раздавили льды толщиной более полутора метров и торосы толщиной в три с половиной метра. Наконец, в том же районе случаются еще и так называемые ледяные штормы и дрейф ледовых полей.

В мировой истории нефтедобычи аналогов тому, что «Газпром» собирается сделать на Приразломной, нет, так что с точки зрения государственного престижа добыча нефти в Печорском море - вещь исключительно важная. Другое дело, что за стремлением установить рекорд может потеряться экономическая эффективность проекта.

Десятилетие в доках

Специальную платформу для Приразломного месторождения в России начали строить на «Севмаше» еще в 1990-х годах, но из-за недостатка финансирования проект был заморожен.

Идею возродили в начале 2000-х, причем в «Роснефти» (тогда было еще непонятно, кто из российских государственных гигантов будет разрабатывать месторождение) утверждали, что добычу в Печорском море можно наладить к 2005 году. Реальные сроки сдвинулись как минимум на восемь лет - сейчас «Газпром» планирует начать добычу в последнем квартале 2013-го. Не исключено, что и этот срок будет скорректирован - запустить эксплуатацию Приразломного ранее планировали и в 2010-м, и в 2011-м, и в 2012 году.

Еще в начале 2000-х в «Севмаше» решили, что для сокращения сроков строительства лучше заняться основной, нижней частью платформы - кессоном, а верхнюю часть с жилым блоком купить где-нибудь на стороне. В 2002 году компании приглянулась платформа «Хаттон» (Hutton), когда-то работавшая в Северном море и списанная по истечении срока годности. Если бы покупатели из России не подоспели вовремя, платформа «Хаттон» была бы порезана на металлолом.

Изображение: пресс-служба «Газпрома»

Именно с приобретением «Хаттона» связан первый скандал вокруг «Приразломной»: сделка прошла крайне непрозрачно. В течение 2002 года платформу несколько раз перепродавали, и если первая сделка прошла по цене в 29 миллионов долларов, то затем некая офшорная компания Monitor TLP Ltd продала россиянам списанную платформу уже за 67 миллионов долларов. В норвежской прессе, правда, назывались другие цифры: 365 и 500 миллионов норвежских крон соответственно (по текущим курсам это 60,7 и 83,2 миллиона долларов), но норвежцы оговаривали, что разница в 135 миллионов крон - это чистая прибыль Monitor от сделки.

Что именно произошло - переплатила ли российская сторона или недоплатил тот самый офшор, неизвестно, но на российских специализированных форумах, заинтересовавшихся чередой сделок, цитировали норвежскую прессу, в которой говорилось, что россияне приглядывались и к другим платформам, в том числе и к одной действующей на Аляске. Она якобы стоила 60 миллионов долларов, но в России сочли ее слишком дорогой.

Норвежцы действительно посвятили сделке ряд статей (например, эту ; найти процитированную на форуме заметку в открытом доступе не удалось). Их интерес понятен: владельцем Monitor TLP оказался местный житель Бьорн Осеред. Из данных норвежцев следует, что он сумел заработать 135 миллионов крон за один день: Осеред купил «Хаттон» 28 августа, а продал 29-го. квадратная платформа со стороной 126 метров на уровне основания и высотой кессона 24,3 метра (а с дефлектором - 40,5 метра), которая должна будет пробурить 36 скважин, в том числе 19 добывающих. Тогда же «Приразломная» отправилась в свой единственный рейс - до месторождения.

Параллельно для «Приразломной» создавалась инфраструктура, в том числе важнейшие ее составляющие - два танкера, которые должны в круглогодичном режиме забирать с месторождения добытую нефть. И хотя сам резервуар на «Приразломной» достаточно объемен (чуть менее ста тысяч тонн), при выходе на проектную мощность в шесть миллионов тонн нефти в год (16,4 тысячи тонн в сутки) он будет заполняться где-то за неделю. В проектной документации, в свою очередь, говорится , что танкеры будут отправляться от «Приразломной» каждые пять-шесть дней.

Сами танкеры, «Михаил Ульянов» и «Кирилл Лавров», были сданы в срок и вот уже три года ждут возможности перевезти первый груз с месторождения. Оба они влетели «Газпрому» в копеечку: по собственным данным компании, инвестиции в проект составляют 200 миллиардов рублей, из которых на строительство платформы пришлись только 60 миллиардов.

Обозначенный объем инвестиций означает, что теоретически добыча нефти на «Приразломной» может быть выгодной, но для этого должен сойтись целый ряд факторов. Всего за четверть века с месторождения планируется получить около 72 миллионов тонн нефти. Если предположить, что за это время цены на нефть не будут меняться и останутся на уровне 100 долларов за баррель, то получится, что всего с Приразломного месторождения можно будет вывезти нефти на 1,7 триллиона рублей (если, опять же, допустить, что доллар будет стоить около 33 рублей, а плотность нефти на месторождении сравнима с сибирской Urals). В эту оценку, естественно, не входит ни стоимость транспортировки, ни расходы на собственно добычу, ни потенциальные расходы на разного рода внештатные ситуации, которые - с учетом климата в Печорском море - вполне возможны.

Частично за добычу нефти на Приразломном заплатят и все россияне, так как правительство предусмотрело для «Газпрома» специальные налоговые льготы и сокращенную ставку на экспорт нефти. Это означает, что в бюджет не попадет часть тех средств, которые можно было бы зачислить в доходы, если бы «Газпром» выбрал для освоения менее сложное месторождение.

Риски

Именно на этом - экономической нецелесообразности проекта - сосредотачивали свою критику «Приразломной» природоохранные организации. Они все как одна (в том числе WWF и Greenpeace) утверждали, что Россия - великая нефтяная держава и разрабатывать месторождения в экстремальных условиях просто нет нужды.

Действительно, суммарная добыча на «Приразломной» за 25 лет составит лишь около 15 процентов ежегодно добываемой в стране нефти - в этом смысле серьезного влияния на экономику платформа не окажет. Кроме того, ни «Газпром», ни «Газпром нефть» недостатка в месторождениях на суше не испытывают.

С точки зрения создания прецедента проект «Газпрома» тоже не идеален: да, российской промышленности важно освоить строительство и платформ, и танкеров, но арктический шельф богат в первую очередь газом, и поэтому для прецедента лучше было бы выбрать какое-нибудь газовое месторождение. Например, Штокмановское - «Газпром» было активно принялся за него, но из-за сланцевой революции и отсутствия спроса на газ.

Критикуют «Приразломную» и за тот самый резервуар емкостью почти сто тысяч тонн. Если предположить, что с платформой «что-то пойдет не так», эти сто тысяч тонн выльются наружу. В WWF напоминают : утечка 40 тысяч тонн нефти на Аляске больше 30 лет назад до сих пор сказывается на экосистеме региона.


Наконец, не устраивает активистов природоохранных организаций и использование «Хаттона» при возведении платформы «Приразломная». Действительно, если в середине 1980-х «Хаттон» считался уникальным явлением, одной из первых такого рода плавучих платформ в Северном море, то к 2010-му он явно устарел. Неизвестно, что произойдет с конструкциями платформы по истечении 25-летнего срока давности - при экстремально низких температурах «Хаттон» может не спасти даже самая скрупулезная модернизация, произведенная на «Севмаше». А в том, что она была скрупулезной, заставляют усомниться даже слова заказчика: в 2012 году гендиректор компании «Газпром добыча шельф» говорил журналистам в Мурманске, что российская промышленность не готова к морским проектам и 80 процентов оборудования «Приразломной» оказалось бракованным.

Неудивительно, что на таком новостном фоне активисты Greenpeace провели уже вторую акцию у «Приразломной». В «Газпроме» нехотя уверяют, что от запуска месторождения с экологией Печорского моря ничего страшного не случится, но аргументы природоохранных организаций не становятся от этого менее убедительными.

В пятницу, 18 апреля, начнется отгрузка первой нефти, добытой на арктическом шельфе в Печорском море, с уникальной морской ледостойкой стационарной платформы "Приразломная", где добыча началась в декабре прошлого года.

Первый танкер, с полной грузоподъемностью 70 тыс. тонн, отправится в порт Роттердама, а всего по итогам 2014 г. будет экспортировано 300 тыс. тонн. Танкеры будут отправляться с "Приразломной" каждый квартал. Основные потребители – нефтеперерабатывающие компании Великобритании, Норвегии и Нидерландов.

Открыто Приразломное месторождение было в 1989 г., в 60 км от берега на шельфе Печорского моря.


С началом эксплуатации платформы был связан ряд скандалов, после того как там пытались высадиться представители Greenpeace, выступающие против бурения в Арктике.

Что такое платформа "Приразломная"

"Приразломная" - морская ледостойкая стационарная платформа, уникальность которой заключается в максимальной безопасности при добыче нефти.

При длине и ширине платформы в 126 метров и весе в 117 тыс. тонн она обеспечивает выполнение всех необходимых технологических операций, включая бурение скважин, добычу, хранение, отгрузку нефти на танкеры, выработку тепловой и электрической энергии.

На платформе могут проживать до 200 человек, она также обладает большим запасом автономности и рассчитана на максимальные ледовые нагрузки для этого региона.

Платформа надежно установлена на морском дне благодаря собственному весу и защитной бермы из камня и щебня. Толщина стенок опорного основания (кессон) составляет 3 метра, также они покрыты слоем специальной стали, устойчивой к коррозии и износу. В результате запас прочности значительно превышает реальные максимальные нагрузки.

Вероятность разлива нефти при добыче сведена к минимуму, благодаря тому что скважины находятся внутри платформы. В сочетании со специальным оборудованием это должно предотвратить неконтролируемый выброс нефти или газа.

Кроме этого, исключена возможность образования взрывоопасной среды за счет использования "мокрого" способа размещения сырья при хранении. Такой способ предполагает, что сырье хранится в водной среде.

Защитные системы предусмотрены не только при добыче. Отгрузочная линия оснащена системой аварийной остановки и закрытия, которая срабатывает максимум за семь секунд. Также рядом с платформой постоянно находятся специализированные ледокольные суда, оборудованные комплексами нефтесборного оборудования для работы в зимних условиях. Для защиты береговой линии установлено оборудование для ликвидации разливов нефти.

Всего на платформе запланирован ввод 36 скважин, из которых 19 будут добывающими, 16 – нагнетательными, 1 – поглощающей. Еще 4 скважины – резервные.

Предполагается, что сумма затрат при реализации проекта составит около 90 млрд руб.

Политическое и экономическое значение

Извлекаемые запасы нефти на Приразломном месторождении составляет 74 млн тонн, а проектный максимальный уровень добычи – примерно 5,5 млн тонн в год, этого показателя планируется достичь после 2020 г.

Благодаря вводу в эксплуатацию "Приразломной" впервые в мире добыча углеводородов на арктическом шельфе будет вестись со стационарной платформы.

Президент Владимир Путин в режиме телемоста проведет встречу с главой "Газпрома". Алексей Миллер находится на морской платформе "Приразломная" в Печерском море. Сегодня там отгрузят первую партию нефти объемом в 70 тысяч тонн.

Арктический шельф имеет крайне важное значения для энергетического лидерства России. Но в последние годы, несмотря на важность задачи, темпы разработки были низкими.

По предварительным оценкам, нефтегазовые запасы Арктики должны прийти на смену запасам углеводородов в Сибири. Но при тщательном анализе стало понятно, что разработка арктических месторождений может нанести ущерб экологии. Поэтому использование новых технологий, которые не только позволяют добывать нефть и газ с больших глубин, но и предполагают экологическую безопасность, необходимо.

Конечно, добыча в Арктике значительно дороже, чем на континентальной части. Некоторые эксперты говорят о том, что средняя себестоимость добычи тонны нефти на арктическом шельфе составляет около $700, тогда как, например, в Западной Сибири этот показатель составляет $30. Разница очень велика, но легкой нефти становится все меньше, и добыча "дорогой" нефти – мировой тренд.

И экономить на экологической защите практически бессмысленно, так как устранение последствий различных аварий обойдется дороже.

Крупные нефтяные платформы в мире

Платформа Petronius

Платформа находится в Мексиканском заливе, в 210 км от Нового Орлеана.

На палубах установлена 21 скважина, что позволяет добывать в сутки 3 тыс. куб. м нефти и 2 млн куб. м газа.

Общая стоимость проекта составила $500 млн.

Платформа Petronius является самой "высокой" нефтяной платформой в мире, она находится на 610 метров выше дна океана.

Платформа Baldpate (Лысая платформа)

Располагается около побережья Луизианы.

Вес платформы достигает 9,8 тыс. тонн.

Одна из самых высоких платформ в мире.

Платформа Bullwinkle

Построена была в 1987-1988 гг.

Располагается в Мексиканском заливе.

Стоимость постройки составила $500 млн.

Платформа Troll

Платформа располагается в Северном море у берегов Норвегии.

Постройка была завершена в 1995 г. Начало эксплуатации состоялось в 1996 г.

Во время буксировки конструкции процесс был показан по телевидению, так как платформа стала самым крупным объектом, когда-либо перемещенным человеком по поверхности Земли.

Платформа Gullfaks C

Расположена в Северном море, примерно в 160 км от берегов Норвегии.

Суточная добыча составляет до 250 тыс. баррелей.

Высота над морским дном составляет 380 метров.

Перспективы платформы "Приразломная"

Потенциальный объем добычи на платформе составит до 2 тыс. тонн в сутки.

К 2021 г. годовой объем добычи на всем месторождении составит около 5,5 млн тонн. Это будет пиковое значение, в последующие годы показатель будет снижаться.

При этом извлекаемые запасы C1 и C2 оцениваются в 74 млн тонн.

Вообще, на шельфе Печорского моря обнаружено 6 месторождений, включая крупные Долгинское, Приразломное, Медынское-море и Северо-Гуляевское.

Случайные статьи

Вверх