Опекуны_методы воспитания. Личный опыт усыновления: как принять ребенка сердцем

В первое время приемному ребенку все кажется просто чудесным : собственные мама и папа, собственная комната, собственные игрушки. Да все теперь его! И ведет себя ребенок просто чудесно. Но это только в первое время. Затем же приемные родители замечают, что их новоиспеченное чадо начинает буквально злить их. Ребенок не слушается, слова приемных родителей могут казаться ему пустым местом. Куда же подевался тот славный малыш?

Воспитание приемного ребенка - это очень сложный процесс . И среди всего прочего особенное внимание следует уделить адаптации малыша в вашей семье. Адаптация приемного ребенка в семье должна происходить медленно и ненавязчиво. Поймите, что привычные для вас вещи являются чужими для нового члена семьи. Да и привык ребенок немного к другому отношению к себе.

С первых же дней не старайтесь давать ребенку волю во всем . Детей в детдомах воспитывают в строгости. Поэтому ребенок уже привык к строгости, как к чему-то, что само собой разумеется. Естественно, что в семье так строго с ребенком обращаться никто не будет. Но будьте осторожны, так как излишняя нежность может очень быстро превратиться в неуправляемую вседозволенность. Выход из этой ситуации есть: поначалу не жалейте ребенка, думая о том, что ему уже и так довелось многое пережить. Будьте к нему немного строги. Но постепенно эта строгость должна убывать. Так вы дадите ребенку адаптироваться к вашей семье.

Воспитание ребенка в приемной семье также усложнено тем, что очень часто из детского дома малыш приносит о определенные плохие привычки . К таким привычкам относятся нецензурные выражения. Бороться с привычкой использовать нецензурные слова нужно, но нельзя это делать слишком резко. Не наказываете ребенка за его бранные выражения, а делайте замечания мягко и тактично. Обязательно покажите собственный пример, ведь ребенок все повторяет за людьми, которые его окружают. Если вы не используете нецензурные выражения, ребенок также перестанет их употреблять.

Часто воспитание приемного ребенка становится очень трудным, так как малыш перестает слушаться . Кажется, что он начинает делать все назло вам. Ребенок совершает одни и те же проступки. В этом случае не стоит выходить из себя и злиться. Да, ребенок делает все действительно назло вам, но только для того, чтобы проверить вас. Удивлены? А ведь приемный ребенок хочет удостовериться, что вы его будете любить независимо от его поступков.

Приемный ребенок в семье адаптируется достаточно быстро . Но на первых порах не стоит думать, что малыш очень быстро эмоционально привяжется к вам. Не совершайте эту ошибку, ведь на самом деле эмоциональная привязанность может отсутствовать еще очень долго. Но также будьте готовы к тому, что приемный ребенок не сможет оставаться без вас даже на короткий промежуток времени. Дело в том, что он боится быть брошенным снова.

Воспитание приемного ребенка - это очень сложное дело. Как приемным детям, так и родителям придется пройти очень сложный и длинный путь , пока между ними не наладятся хорошие доверительные отношения. Почаще бывайте с ребенком, следите за его мимикой. Чем чаще ребенок начинает проявлять эмоции, тем лучше как для него, так и для вас. Это значит, что адаптация малыша проходит успешно. Если же у вас есть хоть какие-то причины для сомнений, обратитесь к специалисту. Он вам обязательно поможет.

В новой семье;
- наследственность;
- здоровье ребенка.

Адаптация усыновленного ребенка в новой семье

Усыновляемый ребенок практически в любом возрасте имеет за плечами не самый радужный опыт. И даже если сразу окружить его максимальной заботой и любовью пережитые душевные травмы в первое время будут так или иначе, но проявляться. Это может быть беспокойство или расстройство сна, отсутствие аппетита, нестандартные реакции на то, что делают родители. На первом этапе ошибочно полагать, что тепло, забота, уютный дом и разнообразные игрушки сразу же изменят ребенка. У него часто возникают вопросы, почему его бросили, почему оставили, почему раньше никто не заботился о нем и не любил. К таким проблемам нужно подготовиться заранее и в случае необходимости оказать ребенку психологическую поддержку. Не нужно пугаться, если ребенок начинает замыкаться или, наоборот, выплескивать накопившиеся эмоции наружу.

Иногда ребенок может начать отвергать родителей, причем самыми разными способами: материться, плохо себя вести, придумывать проделки, вызывающие негативную реакцию со стороны взрослых. Эти проблемы разрешимы, главное правильно к ним подойти и в случае необходимости обратиться к психологу.

Часто возникает обратная ситуация. Ребенок, не получивший достаточного объема любви в прошлом, пытается восполнить этот пробел и очень сильно привязывается к тем, кто о нем заботится, это могут быть не только родители, а любой человек, проявляющий к ребенку внимание и заботу. В подобной ситуации у ребенка появляется несколько объектов обожания, но фактически это приводит к тому, что ребенок ни к кому не привязан по-настоящему. Он пассивен и доверчив, что является определенного рода проблемой для установления нормальных отношений и контактов с окружающими и в первую очередь с родителями.

В процессе воспитания случается такое, что родители, не находя контакта с ребенком, начинают винить не только себя, но и его в том, что он их не ценит, не пытается наладить отношения, вызывает конфликты и ссоры. Но в этом случае родители просто забывают, что подобное поведение это просто защита со стороны ребенка, чаще всего это зашита на подсознательном уровне на все то, что пережил малыш ранее. Не нужно в этом случае отказываться от ребенка (а такое часто встречается), нужно посоветоваться со специалистами и с их помощью разрешить все проблемы. При правильном подходе уже через короткий промежуток времени ребенок изменит поведение и будет не только счастлив сам, но и сделает счастливыми своих приемных родителей.

Наследственность

Многие приемные родители панически боятся наследственности, и это зачастую становится одной из проблем в воспитании. Боязнь наследственности появляется не просто так, а из-за многолетних утверждений, что яблоко от яблони не далеко падает, и ребенок алкоголика, наркомана, неблагополучного человека также не сможет стать хорошим и полноценным членом общества. Но подобное мнение – пережиток прошлого, генетики уже не раз доказывали, что наследственность хоть и влияет на развитие личности, но не является доминирующей. Только воспитание способно сформировать личность ребенка и только от него будет зависеть то, каким он вырастет.

Не нужно бояться наследственности, не нужно бояться того, что родители ребенка заложили в него что-то плохое. Нужно в первую очередь думать о том, как сделать так, чтобы ваш подход к воспитанию не спровоцировал негативных последствий.

Здоровье

Здоровье усыновленного ребенка пугает родителей не меньше, чем наследственность. Опасения оправданны, поскольку зачастую воспитание ребенка в детском доме не позволяет вплотную заняться его здоровьем, но это не должно пугать будущих родителей. Уровень развития медицины сейчас настолько высок, что все имеющиеся проблемы со здоровьем легко решаются. Да и болезни зачастую не настолько серьезны, чтобы себя ими запугивать. Тем более существует вероятность, что даже у самого здорового ребенка проблемы со здоровьем иногда проявляются с возрастом, но от подобной ситуации не застрахован абсолютно никто.

Если вы решились на очень серьезный и ответственный шаг, взвесьте все «за» и «против», чтобы не совершить ошибку и не причинить вреда ни ребенку, ни себе. Проблемы всегда будут, но при правильном подходе они будут разрешаться практически моментально. При воспитании приемного ребенка нужно обдумывать каждый шаг и поступок, поскольку только от вас будет зависеть то, каким вырастет ребенок, и как он будет относиться к вам и к окружающим. В большинстве случаев в приемных семьях счастливы и дети, и родители, и зачастую невозможно предположить, что ребенок неродной.

Страница обновлена 19.05.2012

Методы воспитания детей в приёмной семье.

СОВЕТЫ ПРИЁМНЫМ РОДИТЕЛЯМ
Журнал «Приёмная семья» № 2 от 2009 г.

ТЕРПЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ И ЕЩЕ РАЗ ТЕРПЕНИЕ!

Процесс интеграции требует от семьи и ребенка больших усилий и терпения. Его можно сравнить с браком: объединяются люди – каждый со своей историей, привычками, непонятными и порой непредсказуемыми реакциями, способами выражения чувств, которые все время сравнивают поведение партнера с привычными для них стереотипами. Точно так же – с позиции предыдущего опыта – замещающие родители и приемный ребенок оценивают действия друг друга.

Кроме того, в отношениях с приемным ребенком родители склонны проявлять большую, чем с кровным, настороженность. Это нередко связано с расхожим представлением о том, что у всех детдомовских «плохая наследственность», поэтому даже обычное для детей его возраста поведение интерпретируется как неизбежное проявление «генетики». Несомненно, подобная установка подрывает веру родителей в положительный результат их воспитательных усилий.

У ребенка первичная привязанность начинает формироваться в контакте с матерью еще на внутриутробной стадии развития и в первые часы после рождения. Но ребенок способен формировать и вторичную привязанность – любить свою замещающую семью, считать ее своей, и это может произойти в любом возрасте. Автор теории привязанности английский психолог Джон Боулби впервые доказал, что привязанность у ребенка нередко формируется через агрессию. B новой семье, пытаясь добиться исключительного внимания взрослых, ребенок, как правило, идет привычным путем и в результате провоцирует родителей на наказание. Если родители не имеют специальной подготовки, то жесткой реакцией они только подкрепляют нарушения в поведении ребенка, что может привести к самым печальным последствиям, вплоть до отказа от ребенка.

Как справиться с плохим поведением детей:

  • Стоит подробно изучить историю ребенка. То, в какой семье и как он воспитывался, как вел себя раньше, может помочь понять его поведение сейчас.
  • Обратите внимание, насколько благоприятна атмосфера в вашем доме для успешной реабилитации ребенка. Чувствует ли он себя в безопасности, под надежной защитой? Также очень важна предсказуемость, уверенность в том, что будет дальше. Если ребенок обретает это, он может сам разобраться в причинах своего поведения.

Мы склонны думать, что плохое поведение ребенка нацелено против нас, и совершенно напрасно. Мы принимаем это как личное оскорбление, сердимся в ответ и становимся участниками эмоциональной борьбы, в которой страдают все. На самом деле ребенок может проявлять плохое поведение просто потому, что в его прежней жизни только оно находило нужный отклик. Когда он вел себя хорошо, был послушен, его не замечали, и он научился выстраивать свою цепочку «действие – реакция». Вполне возможно, ребенок повторяет этy же цепочку сейчас.

Он запускает известный механизм и хочет проверить, что последует в этой ситуации. Стоит воспринимать выходки ребенка спокойно, наблюдая и оценивая их причины.

Проанализируйте, чем вызвано плохое поведение ребенка, возможно, причины те же, что раздражают и всех нас, или же ребенок просто хочет проверить вашу реакцию. Наблюдайте, и вы найдете «ключ» к этой загадке. Возможно, он в событиях этого дня, возможно – недельной давности, но ситуация всегда разрешима.

Помните: не всегда причину плохого поведения можно наблюдать во внешних проявлениях. Например, ребенок может находиться в возбужденном состоянии, услышав по радио песню, которая пробудила какое-то воспоминание. B таких случаях узнать истинную причину можно, только спросив самого ребенка, после того как все успокоится.

Обсудите с ребенком его поведение, выскажите, в чем вы видите причины, попробуйте вместе найти решение. («Я заметил(а), что как только я говорю тебе, что пора ложиться спать, ты становишься сам не свой. Давай-ка договоримся, что мы будем с этим делать».) Так вы показываете свое желание помочь, заставляете самого ребенка задумываться о причинах и последствиях своего поведения. И, поговорив напрямую, вы можете решить проблему.

СОВЕТЫ ОПЫТНЫХ ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ

  • B своем поведении демонстрируйте пример для подражания . Дети всегда будут следовать ему.
  • Старайтесь уделять время каждому ребенку . Старшим личное общение «один на один» нужно не меньше, чем младшим. Поэтому важно находить время для всех детей. Подумайте, достаточно ли у вас сил и времени для каждого, и сделайте верный выбор. Ведь важно не количество детей, которых вы сможете воспитать, а качество воспитания.
  • Говорить с ребенком и устанавливать правила для него нужно в соответствии с его возрастом и уровнем развития.
  • Реагируйте не на плохое поведение, а на чувства ребенка, которыми оно вызвано. Например, если ребенок плачет, значит, он нуждается в удовлетворении своих потребностей/эмоций. После того как он успокоится, можно поговорить с ним о том, как нехорошо было закатывать истерику в магазине при всех.
  • Старайтесь разобраться в своих чувствах. Если вы расстроены из-за проблем на работе, не переносите эти проблемы на отношения с ребенком . B конце концов, возможно, его плохое поведение сейчас просто отражает вашу напряженность?
  • Хвалите ребенка чаще – за то, например, что он выполняет какую-то pa6ory очень хорошо. Похвала повышает уверенность в себе и показывает ребенку, что вам не все равно.
  • Давайте ребенку возможность учиться на своих ошибках. Если это не угрожает его жизни, позвольте ему сделать то, что задумано, и потом быть готовым отвечать за последствия.
  • Будьте реалистами: не возлагайте слишком больших ожиданий, не ждите от ребенка больше, чем он может дать вам. Но дайте ему шанс измениться.

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ

Практически все дети, пожившие в учреждениях интернатного типа, будь то дом ребенка, детский дом или школа-интернат, имеют отклонения в физическом, эмоциональном или психическом развитии, что обязательно сказывается на их поведении. Для этих детей характерно отсутствие необходимой для ребенка ласки и внимания, на которых, по утверждению психологов, основывается доверие к окружающему миру. Поэтому помимо любви к детям родителям-воспитателям необходимо обладать добротой и терпением, чтобы принимать детей такими, какие они есть. Именно отсутствие этих качеств у родителей-воспитателей с романтическими установками или стремлением самоутвердиться посредством выполнения роли спасителей несчастных детей может послужить причиной конфликтов, стрессовых ситуаций, депрессии и нервных срывов. Незаменимыми для людей, связывающих свою судьбу с приемными детьми, являются, как уже сказано, терпение и педагогический оптимизм. В свое время А.С. Макаренко выдвинул оптимистическую гипотезу, которая ориентирует на веру в лучшее в человеке, даже с риском ошибиться. Эта гипотеза в той или иной форме обнаруживается в различных педагогических и психологических теориях, начиная с народной педагогики. Психологи говорят об эффекте ореола или отражения, когда человек зачастую ведет себя в соответствии с нашими ожиданиями. Очень образно выразил эту мысль М. Горький, сказав, что если человека долго называть свиньей, то он, в конце концов, захрюкает. А противоположное проявление этого эффекта остроумно сформулировал саркастичный француз Ф. Ларошфуко, сказав, что, как только дурак похвалит нас, он уже не кажется нам таким глупым.

В нашей реальной, обыденной жизни приходится постоянно сталкиваться с явлением, когда от одних людей ожидаешь только хорошего и они, как правило, оправдывают ожидания; других опасаешься, и они платят соответственным отношением.

Опираясь на эту теорию в воспитании своих детей и запасаясь терпением, родитель-воспитатель, в конце концов, увидит плоды своего труда, правда, может пройти более или менее длительное время, что зависит от степени педагогической запущенности ребенка.

И как бы ни были важны личностные качества родителя-воспитателя, ему все же необходимы и определенные педагогические знания, ибо он выбирает работу с детьми как профессию, следовательно, должен иметь профессиональные умения и навыки.

Приступая к работе, приемные родители должны отчетливо представлять себе, как применяемые ими методы воспитания могут сказаться на детях, какую реакцию вызвать и к каким результатам привести. Оставляя в стороне идущую в педагогической теории дискуссию относительно классификации методов воспитания и терминологии, можно воспользоваться прежними названиями, чтобы отметить особенности применения поощрения, наказания, упражнения (приучения), положительного примера и методов формирования сознания (прежнее название – методы убеждения). У каждого из этих методов воспитания есть своя психофизиологическая основа, без учета которой невозможно с достаточной вероятностью спрогнозировать возможные последствия воздействия на ребенка. Игнорирование же этой психофизиологической основы зачастую приводит к печальным ошибкам в воспитании, что вдвойне нежелательно, когда речь идет о приемных детях.

МЕТОДЫ УБЕЖДЕНИЯ

B официальной педагогике до недавнего времени наиболее рекомендуемыми были так называемые методы убеждения, когда воспитатель воздействовал словом. Но когда много говорится, как надо себя вести, то очень часто дети предпочитают этого не слышать. Причем, по утверждению психологов, есть три формы поведенческой реакции ребенка, отторгающего наставления. Если ребенок смотрит поверх головы взрослого, то он занят своими мыслями, фантазиями; если смотрит вниз, то не только не воспринимает сказанное, но яростно спорит, отвергает, находит собственные аргументы; если смотрит прямо в глаза и даже кивает, вроде бы соглашаясь, то просто обманывает, являя собой прообраз будущего подхалима. Хотя именно в последнем случае легче дойти до сознания детей.

Возникает резонный вопрос: так что, совсем не говорить с ребенком? Говорить, но точно представляя себе меру воздействия. Наиболее простая схема такова: в дошкольном и младшем школьном возрасте – рассказ , предполагающий яркую и эмоциональную форму изложения; в подростковом – беседа , т.е. вопросно-ответная форма; в раннем юношестве – диспут, дискуссия . Следовательно, можно и нужно говорить с ребенком, пока он слушает нас с раскрытым ртом и горящими глазами; с подростком – пока он спрашивает; с юношей или девушкой – пока они спорят. Только так можно избежать распространенной ошибки, которую совершают многие воспитатели, когда пытаются объяснить давно известное и слова превращаются в отскакивающий от стенки горох.

Л ИЧНЫЙ ПРИМЕР

Раньше, чем многие другие методы воспитания, начинает воздействовать на детей пример. Общеизвестно, как часто дети копируют своих близких: так, у спокойных, уравновешенных родителей даже грудные дети меньше плачут. Недаром Сенека говаривал: «Трудно привести к добру нравоучением, легко – примером». Воздействие примера основывается на заложенной в ребенке от природы склонности к подражанию.

Подражательность развивается от игрового подражания к подражанию в жизни. И поэтому в общеизвестной игре «дочки-матери» дети не только копируют реальную обстановку своего дома, но и в определенной степени практикуются в создании модели своей собственной будущей семейной жизни. Следовательно, понаблюдав за играми детей, можно увидеть себя в кривом зеркале, попытаться что-то исправить, а также постараться ненароком подбросить материал для дальнейших игр: что-то почитать, рассказать или даже включиться в игру. Побуждая к подражанию, надо обязательно вселять в ребенка веру в свои силы.

ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ

Есть группа методов, которые, по общему признанию, встyпают в наибольшее соприкосновение с личностью. Это методы поощрения и наказания. Механизм их воздействия таков: поощрение вызывает положительные эмоции, тем самым действия и поступки, за которыми оно последовало, закрепляются в поведении поощряемого. А наказание влечет за собой отрицательные эмоции, оказывающие тормозящее действие на совершенные посиyпки.

Необходимо помнить, что личность поощряется не за качества характера, а за действия и поступки, т.е. постоянно проводится мысль, что ребёнок так или иначе хорош, но сегодня он сделал добро и заслужил похвалу. И если сегодня похвалили за какой-то поступок, то завтра за него не хвалят, а принимают как должное. Теперь, чтобы заслужить поощрение, ребенок должен совершить большее, чем уже сделал. Так стимулируется его нравственное становление.

Вообще с наказаниями надо быть очень осторожными, ведь известно, что горе переживается острее и помнится дольше, чем радость. Очень больно воспринимают дети несправедливость, поэтому нельзя наказывать по подозрению. Как бы вы ни были уверены, что провинился именно этот ребенок, а не другой, не соседский, не кошка или собака, в конце концов, но «не пойман – не вор». Чересчур уверовав в свою проницательность, можно совершить непоправимую ошибку, наказав невиновного. И еще желательно хотя бы поначалу наказывать ребенка, не привлекая к этому всеобщего внимания, наедине, «по секрету». Кроме того, имея дело с приемными детьми, следует особенное внимание придавать мотивации проступка. Иногда за действием ребенка кроется желание любым способом привлечь к себе внимание, проверить, действительно ли его любят и до каких границ эта любовь простирается.

О ФИЗИЧЕСКИХ НАКАЗАНИЯХ

Особого разговора требует вопрос о физических наказаниях. Правда, как бы мы ни ратовали за их полное исчезновение, как бы ни предостерегали родителей, надо посмотреть правде в глаза и признать, что ремень довольно часто служит самым убедительным аргументом в некоторых семьях. Но подобными действиями взрослые могут доказать только то, что они сильнее детей, а это общеизвестно. Следовательно, применяя физические наказания, родители тем самым расписываются в своем бессилии, показывают свою слабость и полное отсутствие способности по-настоящему влиять на ребенка. A если учесть, что 14-15-летний подросток уже вполне способен постоять за себя и дать сдачи, следовательно, к этому возрасту родители могут потерпеть полное поражение. Чтобы предотвратить такой исход, следует четко представлять себе механизм взаимодействия физических наказании и психики ребенка.

ОШИБКИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

В педагогической теории и практике известны ошибки, вызванные нарушениями требований к применению методов воспитания. Кроме них выделяют еще общие ошибки семейного воспитания, обусловленные стилем взаимоотношений родителей и детей. Одной из наиболее распространенных являются так называемые «родительские ножницы» или расхождение в требованиях взрослых. Когда мать разрешает то, что запрещает отец, бабушка позволяет все, а дедушка – ничего, то у ребенка происходит полная потеря ориентации. В результате создается установка: когда все нельзя, тогда все можно. А ребенок точно должен знать, что нельзя и почему, или где можно, а где нельзя.

Например, после жалоб воспитательницы детского сада одна мама, считавшая, что для мальчика б лет вполне естественны желания лазить по деревьям и заборам, шлепать по лужам, разъясняла малышу, почему эти увлекательные занятия в детском саду под запретом. Мол, не все мальчики и девочки умеют лазить по деревьям и могут упасть, поэтому лучше выбирать другое место, не у всех приспособлена обувь к воде, можно промочить ноги и заболеть. Все это говорилось серьезным тоном, уважительно, и маленький мужчина согласился с мамиными доводами.

Встречается у родителей и такой ошибочный взгляд на воспитание, как концентрация основного внимания на исправлении недостатков, вместо того чтобы формировать желаемые качества и умения. Конечно, для приемных родителей избавление отвредных привычек - проблема очень актуальная, но при этом нельзя забывать и о закладывании каких-то основ на пустующем месте.

Способ избежать ошибки заключен в известной формуле: воспитывай своего ребенка (а именно таким он становится для приемных родителей), как чужого, а чужого, как своего. Механизм воплощения таков: следует представить на месте провинившегося соседского ребенка, который не вызывает откровенной неприязни, и заново оценить допущенный проступок. Во многих случаях родители более лояльно оценивают промахи детей, за которых не несут моральной ответственности. Так можно избежать многих конфликтов, которые, кстати, детьми воспринимаются намного болезненнее и помнятся дольше.

По материалам и сборника
«Проблемы социального сиротства»/
Под
ред. Л. И. Смагиной. Минск, 1999.

Ни для кого не секрет, что сегодня в России детей-сирот больше, чем после Великой Отечественной войны, причем, большинство становятся сиротами при живых родителях, опустившихся на самое дно жизни, пьющих, обколотых, с асоциальным поведением, но живых.

Это накладывает особый отпечаток на проблему социального сиротства, растущую как снежный ком.

В средствах массовой информации активно проводится пиар-компания на тему, как хорошо взять на воспитание чужого ребенка . Однако так ли все просто обстоит с усыновлением и как правильно поставить воспитание приемных детей в семье, если вы уже взяли ребенка в семью? В этой статье мы рассмотрим эти вопросы с позиций системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ. ЗАДАНО, НО НЕ ОБЕСПЕЧЕНО

Генетика отвечает, условно говоря, не только за форму носа, но и определяет врожденные психические особенности человека. Мы изначально разные, только не всегда знаем об этом. Каждый ребенок рождается с заданными природой психическими свойствами – векторами, которые ему предстоит развивать вплоть до пубертата и реализовывать в течение всей жизни.

Маленький ребенок по своим внутренним качествам, по сути, архетипичный, первобытный человек. Ему предстоит пройти долгий путь приобщения к культуре, становления Человеком в полном смысле этого слова.

При этом следует понимать, что приемный ребенок уже имеет не только заданные природой наклонности, которые можно развивать, но и свою историю жизни. Даже если он совсем маленький. В зависимости от возраста, социальной среды, где они жил, того воспитания, которое ему было дано, вектора получили то или иное развитие, а в худшем случае были травмированы.

Наиболее сложная ситуация для приемных родителей – усыновление ребенка-подростка . Развить в нужном русле его задатки, скорректировать его поведение трудно, а после пубертата невозможно. Отсюда растут ноги распространенных выводов приемных родителей: «гены оказались сильнее воспитания», «мы сделали все, что могли, а он тварь неблагодарная», «сколько волчонка не корми, все равно настоящим волком вырастет».

Но дело тут вовсе не в дурной наследственности, как это зачастую пытаются изобразить. А только и исключительно в том, о чем мы писали выше – а именно в степени развитости/неразвитости, травмированности врожденных векторов ребенка.

Как отсюда понятно, подводных камней в усыновлении детей намного больше, чем те, что лежат на поверхности. Преодолеть препоны российской бюрократии не так сложно, как взвалить на себя огромный груз ответственности за судьбу чужого ребенка, имеющего собственную жизненную историю.

С позиций системно-векторной психологии Юрия Бурлана мы не рекомендуем усыновлять детей, если только речь не идет о детях с тяжелыми, неизлечимыми заболеваниями.

Больные дети в семье получат гораздо больше ухода, внимания, заботы, возможностей для своего развития и реализации, чем в государственных учреждениях. Кроме того, это та категория детей, которая способна по достоинству оценить вклад приемных родителей.

Любовь и сострадание к больному ребенку делает приемных родителей, их собственных детей, чище, добрее, позволяя развивать чувство эмпатии, сопереживания другому человеку. История Джессики Лонг (урожденной Татьяны Кирилловой) параолимпийской американской пловчихи без ног, удочеренной американской семьей из российского детского дома – одно из ярких подтверждений данному утверждению.

АДАПТАЦИЯ ПРИЕМНОГО РЕБЕНКА


Очень значимо, подберут ли родители или лица их заменяющие ключик к детской душе, обеспечат ли лучшие условия для его развития, сумеют ли построить такие взаимоотношения с ребенком, чтобы он чувствовал себя в безопасности.

Зачастую родители наступают на грабли своего зашоренного стереотипами сознания, наивно полагая, что то, что хорошо для них самих – это благо и для ребенка.

А что бы я сделал, если был бы на его месте? А что бы я хотел получить, когда был ребенком? Как вел себя в такой ситуации?

На самом же деле, врожденные особенности родителей и ребенка могут кардинально не совпадать, как и вектора сиблингов (братьев и сестер), и попытки переделать малыша под себя, переложить на него свои несбывшиеся мечты и чаяния, собственные желания, мы, руководствуясь , направляем жизнь ребенка под откос.

Другим распространенным заблуждением родителей является постулат, что главное ребенка любить, а все остальное приложится. Любовь и воспитание идут рядом, но весьма опасно подменять одно другим.

Именно поэтому в школе жизни мы видим, что во внешне благополучной семье, у родителей с отличной родословной ребенок становится подзаборным пьяницей и разгильдяем. В одной семье, у одних и тех же родителей один малыш успешно находит свое место под солнцем, а другой остается на обочине жизни.

Системное видение позволяет родителям различать детей по их врожденным склонностям, а значит, отдавать себе полный отчет в том, какого ребенка вы взяли на воспитание и что ему действительно нужно для полноценного развития, для лучшей адаптации. Понимать, что вы сами «рыбка» и берете на воспитание «птичку» со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Так, нередко анальные родители выбирают в качестве приемной дочери кожно-зрительную девочку. Милую, красивую, стройную, активную. Потом с ней буквально воюют «нельзя краситься так ярко — это не прилично», «да она бессовестная», «всем мужикам глазки строит»… Зная о том, что по своей природе кожно-зрительная девочка особенная, «подружка вождя», для которой ценна свобода, новые впечатления, что не будет она домашней, послушной дочерью, как ни крути, то, возможно, выбрали бы другого ребенка или же не надеялись перевоспитать «кошку» в «собачку».

Тем более, не стали бы ее пороть, физически наказывать за короткие юбки, своеволие, неумение доделывать любое начатое дело до идеального завершения, понимая, что это породит еще большие проблемы, в частности воровство, склонность к мазохизму.

Следует отметить, что развитие векторов происходит до пубертата, дальше мы пожинаем то, что посеяли. Следовательно, при усыновлении ребенка важно учитывать его возраст. Гораздо больше возможностей у родителей развить природный потенциал ребенка, если есть больший запас времени для этого. Легче в раннем возрасте пройдет и адаптация приемных детей .

Каждому ребенку нужен дифференцированный подход в воспитании, каждому приемному родителю необходимо знать о психических особенностях чада, дабы помочь ему успешно пройти адаптацию в приемной семье.

К примеру, анального ребенка важно адекватно хвалить за сделанные дела, не торопить его, не говорить плохо о его родных родителях (особенно о маме, для него она святая), подталкивать его в сторону действия, помогая адаптировать ландшафт.

Звуковому ребенку необходимо создать благоприятные для его психики условия тишины и спокойствия, дать ему возможность погружаться в себя, свои размышления, отвечать на его вопросы о смысле жизни, о устройстве Вселенной.

Орального малыша нужно слушать, понимая, что у него вербальный интеллект, ни в коем случае не бить по губам. Важно направить его вербальный интеллект в нужную сторону – показать ему, что вам интересно слушать не байки о тете Глаше из соседнего подъезда, а о научных открытиях, изобретениях, отдать его в кружок ораторского мастерства.

Уретральному ребенку, по своей сущности, природному вождю, одаренному природной ответственностью за стаю, от нас нужно восхищение, умение преподнести информацию для него снизу — вверх, апеллировать к его широте души и истинной справедливости.

Обонятельный ребенок не требует воспитания как такового. Его нельзя опекать, заботиться, его нужно выталкивать в социум, чтобы там он учился выживать во что бы то ни стало, оттачивая свои природные способности.

Мышечные дети нуждаются в трудовом воспитании, для них значимо быть как все, им доставляет удовольствие сам процесс работы, а не доброе слово, похвала, как анальнику, или материальное поощрение, как кожнику. Крепкие физически развитые дети, их лучше отдать не в спорт, а приучить к труду.

Восемь мер психического человека – вот та мозаика, из которой слагается душа человека. Осознание своих векторов и окружающих, самой природы становления человека является основой для понимания сути воспитания детей, оставшихся без родителей. Это то, что останавливает благие намерения, приводящие к ужасным последствиям. То, что позволяет принять разумное решение и не наступать на одни и те же грабли психологической безграмотности родителей и воспитателей. Это то, что способно помочь новому поколению не стать «потерянным»…

Статья написана по материалам тренингов по cистемно-векторной психологии Юрия Бурлана.


Случайные статьи

Вверх