Должны ли платить алименты, лишенные прав родители?
Предлагаем обсудить две таких тесно переплетающихся темы, как лишение родительских прав и . Физические лица узнают про...
Любой иностранный гражданин, пересекший территории РФ, то есть осуществивший въезд на российскую территорию обязан оповестить об этом компетентные органы РФ. Основным государственным органом, осуществляющим помимо прочего функции по оказанию государственных услуг в миграционной области, а также контролю и надзору за оказанием этих услуг, является Федеральная миграционная служба. К числу задач ФМС отнесены реализация общей стратегии государственной миграционной политики и совершенствование нормативно-правового регулирования в миграционной сфере.
Миграционный учет выражается в комплексе мер, направленных на регистрацию, обобщение сведений об иностранных гражданах, пересекающих российскую территорию и имеющих своей целью проживание, пребывание в России, ведение трудовой или другого вида деятельности.
Все положения, касающиеся понятий, правил и особенностей миграционного учета иностранных граждан в РФ, определены законодательством России. К ним относятся: Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и постановление Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 г. № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» .
Миграционный учет был введен 15 января 2007 года. До этого существовавшая регистрация иностранных граждан, отменена.
Миграционный учет, согласно части 4 статьи 4 ФЗ №109-ФЗ, состоит из учета по месту пребывания и регистрации по месту жительства. К миграционному учету также относятся регистрации других сведений, обозначенных в вышеназванном законе.
В течение 7 дней после пересечения территории России иностранный гражданин или лицо без гражданства обязаны подать заявление в орган ФМС с целью регистрации в качестве временно проживающего или временно пребывающего гражданина.
В Федеральном законе от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» под временно пребывающим понимается лицо, прибывшее в Россию на основании визы или в безвизовом порядке. Также временно пребывающим считается лицо, если оно прибыло на территорию по миграционной карте, но при этом не имеет разрешения на временное проживание или вида на жительство (ч.1 ст. 2 ФЗ №115-ФЗ).
Временно проживающим называется лицо, получившее разрешение на временное проживание на территории России.
Заявление о регистрации подается в орган ФМС. Гражданину, подавшему заявление выдается миграционная карта – документ, подтверждающий, что гражданин, прибывший в Россию официально зарегистрирован и поставлен на учет. Другими словами, миграционная карта дает право иностранному гражданину беспрепятственно и законно находится на территории иностранного государства. Кроме того, миграционная карта выступает в роли контролирующего документа иностранца. В ней содержатся все сведения о всех пересечениях территории России (въезде и выезде), сроке временного пребывания.
Целью миграционного учета является сбор, хранение, обобщение и систематизация данных об иностранных гражданах, посещающих РФ.
Первоначально миграционный учет оформляется на срок не более 90 дней с момента въезда. В дальнейшем миграционный учет может быть продлен при наличии определенных условий: трудовая деятельность, учеба, невозможность выехать по некоторым причинам (болезнь). Первичный миграционный учет оформляется путем отправки почтового уведомления или при личном посещении Миграционной службы. Продление осуществляется только через непосредственную сдачу документов в УФМС.
В случае, если в течение 30 дней иностранный гражданин не встал на миграционный учет – данному иностранному гражданину автоматически закрывается въезд в Россию сроком на 3 года.
Прочитайте дополнительные материалы на тему миграционного учета
Понятие «миграционный учёт» введено в деловой оборот Федеральным законом 109-ФЗ от 18.07.2006 г. «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» , разделив единое до этого момента обозначение учета иностранцев словом «регистрация» на два типа: регистрация по месту жительства и миграционный учёт по месту пребывания.
Однако десятилетняя практика использования этого словосочетания позволяет сделать вывод о том, что оно до сих пор не прижилось, и отрывную часть уведомления о прибытии, подтверждающую постановку иностранного гражданина на миграционный учёт, повсеместно по-прежнему ошибочно именуют «регистрацией».
Принятие закона о миграционном учёте сопровождалось громкой кампанией об облегчении миграционного законодательства. Государство позиционировало отказ от сложной коррупционно ёмкой разрешительной процедуры регистрации в пользу простой уведомительной системы постановки на миграционный учёт как сокращение бюрократических препон с одновременным ужесточением ответственности за его неисполнение. Именно 10 лет назад размер ответственности юридических лиц за неисполнение обязанностей по миграционному учёту приобрел современные очертания - штраф от 400 000 р. до 500 000 р. за одно нарушение (статья 18.9. КоАП РФ).
В соответствии с положениями Федерального закона 109-ФЗ регистрации по месту жительства подлежат временно проживающие (РВП) и постоянно проживающие (ВНЖ) в РФ иностранные граждане. Иностранные граждане временно пребывающие в Российской Федерации подлежат только постановке на миграционный учёт. При этом при смене места жительства в РФ временно и постоянно проживающие иностранные граждане могут становиться на миграционный учёт по месту временного пребывания.
Категория иностранных граждан | Регистрация по месту жительства | Миграционный учет по месту пребывания |
Постоянно проживающие (ВНЖ) | + | + |
Временно проживающие (РВП) | + | + |
Временно пребывающие | - | + |
В первоначальной редакции закона предусматривалась обязанность иностранного гражданина и принимающей стороны исполнить требование закона по постановке на миграционный учет в 3-х дневный срок со дня прибытия в место пребывания. Также законодательство предусматривало обязательное снятие с учёта принимающей стороной иностранного гражданина в случае его убытия.
За десять лет законодательство в этой сфере подверглось некоторому смягчению, и срок постановки на миграционный учет по умолчанию с трех дней увеличился до семи рабочих дней, а для большинства государств он изменился ещё значительнее. Да и снимать иностранных работников с учёта больше не требуется. Это происходит автоматически при пересечении иностранным гражданином границы или при постановке на учёт по новому месту пребывания.
Однако на что следует обратить внимание. В большинстве международных соглашений, оговаривающих особенное отношение к сроку временного пребывания для граждан отдельных государств, имеется ввиду срок, исчисляемый от дата въезда на территорию РФ, и данное послабление рассчитано в основном на туристов и лиц, приезжающих в Россию с частными целями. Для иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию с целью трудоустройства, следует руководствоваться сроком в 7 рабочих дней для постановки на учёт, так как при выполнении многих значимых действий в Российской Федерации требуется наличие реквизитов места нахождения на территории РФ. Так, адрес постановки на учет по месту пребывания требуется указывать в заявлении о выдаче патента на работу , в уведомлении работодателем органов миграции о заключении с иностранным гражданином трудового договора , при заявлении в банк на получение банковской карты для перечисления заработной платы и т.д.
Этот же срок - 7 рабочих дней - следует брать в расчет при смене места пребывания уже на территории России, в том числе, при переходе от одного работодателя к другому.
Итак, перейдём к вопросу об ответственности работодателя за миграционный учёт своих работников. Если в отношении российских граждан, не зарегистрированных по месту жительства, у работодателя не возникает ответственности за заключение трудового договора с таким работником и даже, напротив, работодатель может быть привлечён к ответственности за отказ в трудоустройстве по такому основанию, то в отношении иностранных работников дело обстоит совсем по другому.
Определяющий момент в этом вопросе следующий: является ли работодатель для иностранного работника принимающей стороной.
Что такое - принимающая сторона? Определение этого понятия приведено в Федеральном законе 109-ФЗ.
«Сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (далее - принимающая сторона):
- гражданин Российской Федерации,
- постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства,
- юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица,
- федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления,
- дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации,
- международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации,
у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится)».
Если до принятия закона 109-ФЗ иностранный гражданин должен был быть обязательно зарегистрирован по месту жительства (временно или постоянно, на длительный срок или на короткий), то с принятием этого закона появилась возможность ставить на миграционный учёт (регистрировать) иностранных граждан по месту работы. Причём вне зависимости от того, имеется ли у работодателя по адресу постановки на миграционный учёт жилое помещение или нет и даже наличие помещения как такого не является определяющим.
Закон 109-ФЗ вводит понятие «Место пребывания»:
«Место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации - жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом».
Смысл постановки на миграционный учёт - возможность найти иностранного гражданина по адресу постановки, а что он там делает: живёт, работает или находится - не имеет значения.
Пример: Работодатель берёт в аренду участок земли. Право аренды подтверждается договором аренды и свидетельством о собственности на землю. Земельный участок представляет собой обычное поле с ромашками, на котором работодатель планирует выращивать капусту. Для обработки земельного участка он приглашает иностранных работников, которых ежедневно доставляет на полевые работы автобусом из соседнего населенного пункта. Никаких не то что жилых, но и каких-либо иных помещений в поле нет. В лучшем случае - это будет бытовка для хранения инвентаря и вагончик, где рабочие могут переждать непогоду или пообедать. При этом у работодателя есть все законные основания для того, чтобы зарегистрировать иностранных работников в поле с ромашками.
Ситуация кажется нестандартной, однако она не противоречит смыслу осуществления миграционного учета иностранных граждан. По адресу постановки на учёт можно с одинаковым успехом найти иностранного работника, как если бы это была квартира, где иностранец живёт, или поле, где он работает. Во втором случае это оказывается сделать зачастую даже значительно легче и проще, так как работодатель выступает в роли определённой организующей единицы между государственными органами и иностранными гражданами.
Федеральной миграционной службой разработан регламент постановки иностранных граждан на миграционный учёт, который действует и в настоящий момент, несмотря на расформирование ФМС. Однако ни во времена ФМС, ни сейчас, когда эти функции передали в МВД, практика постановки иностранных граждан на миграционный учёт часто не совпадает с теорией.
Регламент частично исполняется лишь в случае первичной постановки на миграционный учёт на 90 дней с момента въезда в Российскую Федерацию. В случаях, когда иностранные работники меняют место пребывания, или срок пребывания продлевается по иным законным основаниям, принимающая сторона в полной мере испытывает на себе полёт чиновничьей фантазии. Так как чёткий алгоритм действий и необходимый пакет документов не регламентирован на законодательном уровне, каждый территориальный миграционный отдел устанавливает свои порядки. В лучшем случае список документов, которые должен предоставить работодатель для постановки иностранного работника на миграционный учёт на юридическое лицо, будет вывешен на доске объявления в коридоре ведомства. Естественно, вы не найдёте там ссылок на какой-либо нормативный акт, потому что нормативных актов, устанавливающих требования к пакету документов для продления миграционного учёта или постановке на учёт свыше сроков первоначального 90-дневного пребывания - не существует.
Попытки ФМС придать этой процедуре нормативную завершённость нашли отражение в Приказе ФМС от 29 июня 2015 г. №321 , однако не увенчались успехом.
Приказ повсеместно не исполняется, и ясности благодаря своим неуклюжим формулировкам в механизм миграционного учета иностранных граждан он не добавил.
В соответствии с приказом, для продления срока временного пребывания (срока постановки на миграционный учёт) принимающая сторона подаёт в территориальный орган ФМС или его структурное подразделение по месту пребывания иностранного гражданина заявление в произвольной форме, в котором указывается ФИО, дата рождения, гражданство, адрес места пребывания и реквизиты документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.
А также документы, послужившие основанием для изменения срока временного пребывания в РФ. Какие - документы, в приказе не устанавливается. Поэтому перечень таких документов и требования, которые к ним предъявляются, устанавливают сами работники территориальных подразделений миграции и единого списка не существует.
В настоящей статье мы постараемся обобщить опыт постановки на миграционный учёт и продления срока временного пребывания, полученный в различных подразделениях ФМС Москвы и Московской области.
Итак, первое с чем вы столкнётесь - будет желание сотрудников миграционных органов получить исчерпывающую информацию о вашей компании. Впоследствии эта информация потребуется для составления административного дела в случае, если вы совершите какую-нибудь оплошность или упустите из виду какую-либо обязанность по соблюдению миграционного законодательства. Также полный имеющийся в наличии пакет документов по вашей компании облегчает сотрудникам надзорных органов включить вас в ежегодный план проведения миграционных проверок.
Повторюсь ещё раз, законодательно такие требования не предусмотрены, однако без предоставления нижеприведённого пакета документов в ста случаях из ста поставить иностранного работника на миграционный учёт на юрлицо у вас не получится. Все документы предоставляются в копиях, где необходимо заверенных печатью организации:
Учётная карточка компании с вашими контактными данными (редко);
Устав (редко);
Одно- или двухмесячная выписка ЕГРЮЛ (редко);
ИНН (всегда);
ОГРН (всегда);
Приказ/протокол о назначении ген. директора (всегда);
Копия паспорта ген. директора (почти всегда);
Доверенность на представителя;
Приказ о назначении представителя должностным лицом (редко);
Копия паспорта представителя (редко);
Правоустанавливающие документы по адресу постановки иностранца на миграционный учёт (свидетельство о собственности, договор аренды и т.д.).
Нередко требуется подавать эти документы, уже подшитые в папочку-скоросшиватель. Это - приблизительный список документов, которые требуются от принимающей стороны - юридического лица. Так как нормативными документами он не оговаривается, то вы не можете быть застрахованы не только от того, что требования будут разными в разных территориальных подразделениях ФМС, но и от того, что они будут различаться в пределах одного подразделения, но в разные дни. Вчера нужно было предоставлять одно, а завтра уже другое. Даже в пределах одного дня, утром инспектор сказал вам одно, а когда вы вернулись, исполнив его пожелания, вас встретил другой инспектор уже со своим видением.
Но во всём плохом можно всегда найти что-то хорошее. Опять же благодаря тому, что в законе не установлен исчерпывающий список требуемых документов, в большинстве случаев с инспектором можно договориться, что недостающий документ вы поднесёте в следующий раз, ибо постучавшись один раз в двери ФМС, бывать там станете очень часто.
Перейдём теперь к списку документов, которые требуется предоставить по иностранному гражданину, подтверждающих изменение условий на пребывание иностранца в РФ. Документы также предоставляются в копиях:
Заявление (ходатайство от принимающей стороны) о продлении срока временного пребывания;
Заявление (ходатайство от иностранного гражданина) о продлении срока временного пребывания (не везде);
Паспорт (Требования к паспорту везде разные. В большинстве случаев достаточно первого разворота. Если это заграничный паспорт, то иногда требуется копия страницы со штампом о последнем пересечении границы. Встречаются ФМС, где требуются копии всех страниц без исключения, включая незаполненные);
Миграционная карта (Несмотря на то, что в 321 приказе ФМС прямо указывается, что инспектор обязан поставить на миграционной карте отметку о продлении срока временного пребывания, труднее найти ФМС, где это требование выполняется, чем то, где игнорируется. Мы категорически не советуем изымать у иностранных граждан оригинал миграционной карты для проставления отметки о продлении, так как отсутствие у иностранца миграционной карты при себе в момент проверки расценивается московскими судами как нарушение режима пребывания с последующим штрафом и административным выдворением);
С примерами таких административных дел можно ознакомиться здесь: Судебное решение от 10 марта 2016 г. , Судебное решение от 04 марта 2016 г. , Судебное решение от 06 июля 2015 г.
Все квитанции об оплате патента (Текст на них должен читаться. Если он выцвел или неразличим, необходимо заранее отправить иностранного работника в банк за выпиской или получением дубликатов квитанций);
Отрывная часть уведомления о прибытии по прежнему месту пребывания (в некоторых случаях требуется оригинал);
Трудовой договор;
Уведомление о заключении трудового договора.
До вступления в силу вначале Приказа ФМС от 15 декабря 2014 № 655 , а затем Приказа ФМС от 29.06.2015 г. № 321 , миграционный учет иностранных граждан регулировался Федеральным законом № 109-ФЗ , Постановлением Правительства №9 от 15.01.2007 г. , утверждающим Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан в РФ и административным регламентом предоставления ФМС государственной услуги по осуществлению миграционного учёта в Российской Федерации .
Все эти нормативные акты предусматривали возложение обязанностей по осуществлению постановки на миграционный учёт на принимающую сторону. Присутствие иностранца для такой процедуры не требовалось. Сам иностранец мог выполнить эту обязанность лишь в исключительных случаях, предъявив в ФМС уважительные причины, по которым этого не смогла сделать принимающая сторона.
Приказ ФМС от 29 июня 2015г. № 321 открывает другие возможности. В положениях, описывающих процедуру подачи документов, заявителем может выступать, как принимающая сторона так и сам иностранный гражданин.
О случаях, когда иностранные граждане по доверенности от работодателя, сами продлевали срок пребывания, становится известно всё чаще, однако, это всё ещё скорее исключение из правил.
Итак, мы рассмотрели вопрос о действиях работодателя по постановке своих работников на миграционный учёт по месту работы, но не ответили на главный вопрос: а является ли это обязанностью работодателя?
Нет! Безусловной обязанностью работодателя - это не является. Распространённая ситуация, когда организация-работодатель выполняет свои обязанности перед ФМС по оформлению трудовых отношений в соответствии с миграционными требованиями, а обязанности по миграционному учёту на себя не возлагает, если работник стоит на учёте по адресу физического лица. Работник может жить у физического лица: у родственников, снимать квартиру или комнату у собственника жилья, при этом лицо, предоставившее ему место для проживания, также имеет право поставить его и на миграционный учёт. В этом случае работодатель лишь контролирует, чтобы работник вместе с собственником жилья своевременно продлевали срок пребывания и то, делает это не потому что к такому обязывает законодательство, а чтобы не лишиться в одночасье работника, забывшего продлить свой срок пребывания.
Более того, возможна также ситуация, когда работающий в организации иностранец стоит на миграционном учёте по адресу другого юридического лица. Допускается это в двух случаях.
Первое. Когда работник проживает в гостинице, общежитии, хостеле - тогда на учёт его ставит юридическое лицо, которое владеет объектом размещения.
Второе. Когда работник работает по совместительству, и на миграционный учёт его поставил другой работодатель.
Во всех остальных случаях, даже если срок временного пребывания не истёк, печать юридического лица на оборотной стороне отрывной части уведомления о прибытии нового работодателя должна насторожить. В большинстве случаев это обычная «купленная регистрация», которая ничего хорошего ни иностранному работнику, ни его работодателю не сулит. Ещё это может быть печать прежнего работодателя, что легко проверить, попросив у будущего работника трудовую книжку или справку 2 НДФЛ с предыдущего места работы.
Чем грозит такой миграционный учёт? Работнику грозит штраф, а в городах федерального значения и сопредельных областях - штраф, административное выдворение и закрытие въезда на 5 лет. Но только в одном случае, если работник не передал новому работодателю свои документы для постановки на миграционный учёт. А в том случае, если у него нет валидной принимающей стороны (родственников или арендодателя), он просто обязан это сделать по прибытию в новое место пребывания. При таком раскладе новая работа - и есть новое место пребывания иностранца. В этом случае ответственность по осуществлению миграционного учёта ложится на работодателя, а с иностранца такая ответственность снимается (См. Письмо ФМС от 26 марта 2013 г. № КР-1/2/2-3688).
Иностранный гражданин по прибытию к новому месту пребывания (к новому работодателю) передаёт принимающей стороне документы для постановки на миграционный учёт, а принимающая сторона обязана в течении семи рабочих дней поставить иностранного работника на учёт по новому месту пребывания.
Подводя итог статье, хочу ещё раз обратить внимание на три важные вещи.
Первое. Иностранный гражданин выполняет обязанности по соблюдению и продлению своего срока временного пребывания в РФ: своевременно оплачивает патент, подаёт документы на РВП и т.д. А принимающая сторона, в роли которой может выступать работодатель, выполняет обязанности по осуществлению миграционного учёта иностранного гражданина (работника). Объединяют эти две задачи - сроки. Срок, на который продлевается временное пребывания иностранца в РФ соответствует сроку его постановки на миграционный учёт.
Второе. Постановка на миграционный учёт в отличии от регистрации по месту жительства является уведомительной, а не разрешительной процедурой. В то время как миграционные органы зачастую продолжают относиться к ней, как к разрешительной. Требования по пакету документов, предъявляемые органами миграции законом не определены. Более того, в пункте 31 административного регламента предоставления ФМС государственной услуги по осуществлению миграционного учёта в Российской Федерации приводится исчерпывающий перечень документов, которые должна представить принимающая сторона для предоставления услуги, состоящий из двух пунктов: паспорта и миграционной карты иностранного гражданина. А в пункте 46 регламента содержится прямой запрет требовать от заявителя предоставления документов и информации, не предусмотренных нормативными актами.
И последнее. Иностранный работник может стоять на миграционном учёте, как по месту работы, так и по месту проживания. Основополагающим требованием является фактическое соответствие адреса постановки на миграционный учёт адресу нахождения иностранного работника, а в рабочее это будет время или нет - не имеет значения. Ну и нельзя допускать превышения срока постановки на миграционный учёт (срока временного пребывания) иностранного гражданина. В случае, если законных оснований для продления срока временного пребывания не имеется, иностранный гражданин обязан выехать с территории России до истечения срока временного пребывания (срока постановки на миграционный учёт).
Постановка на миграционный учет представляет из себя подачу в Управление по вопросам миграции уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания. В статье приведен график приема граждан, а также представителей юридических лиц, Управлением по вопросам миграции, порядок и основания постановки на миграционный учет, срок постановки на миграционный учет, перечень необходимых документов.
С 8 июля 2018 года изменились правила постановки на миграционный учет. Согласно закону, иностранный гражданин обязан встать на миграционный учет по месту фактического проживания.
Жители ДНР и ЛНР с 1 января 2019 года могут продлить сроки пребывания и миграционный учет без выезда за пределы РФ. По данному вопросу необходимо обращаться в районный отдел по вопросам миграции по месту регистрации.
Читайте также:
Представители больниц, гостиниц, образовательных учреждений по вопросу постановки на миграционный учет могут обратиться в районный отдел Управления по вопросам миграции (по месту нахождения учреждения) в приемные часы.
Уведомление о постановке на учет может быть подано принимающей стороной-физическим лицом лично в районных отделах Управления по вопросам миграции по месту регистрации принимающей стороны- физического лица. Часы приема граждан по вопросу на миграционный учет необходимо уточнять непосредственно в районных отделах Управления, так как они могут изменяться.
Юридические лица и ИП за постановкой на миграционный учет могут обращаться в отдел Управления по вопросам миграции по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Смолячкова, дом 15/17, 4-й этаж, в приемные часы:
В соответствии со ст. 21 ФЗ «О миграционном учете» мигрант, прибывший на территорию РФ обязан встать на учет в органах ФМС РФ, путем подачи уведомления о прибытии в место пребывания. Форма уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания и порядок его подачи установлены Приказом МВД
от 23.11.2017 N 881
(Приказ ФМС России от 29 августа 2013 г. № 364 утратил силу).
Встать на миграционный учет самостоятельно иностранный гражданин может лишь в случаях, предусмотренных законом, а именно:
В остальных случаях именно принимающая сторона, а не иностранный гражданин, обязана уведомить миграционные органы о месте пребывания мигранта.
Принимающей стороной является гражданин, предприниматель или организация, у которых иностранный гражданин фактически проживает или работает. В качестве принимающей стороны может выступить иностранец, постоянно проживающий в России, то есть имеющий вид на жительство.
Неисполнение обязанности по подаче уведомления влечет административную ответственность. На практике за отсутствие регистрации к ответственности может быть привлечен как сам мигрант, так и его принимающая сторона. Поэтому во избежание проблем необходимо соблюдать требования миграционного законодательства и своевременно вставать на учет.
Как правило, общий срок постановки на миграционный учет составляет 7 рабочих дней. На практике, отчет ведется с момента въезда в РФ. Если срок постановки на учет превышен, то мигрант привлекается к административной ответственности.
За отсутствие у мигранта миграционного учета в Санкт-Петербурге и Москве может быть назначено административное выдворение (ст.18.8 КоАП РФ).
На срок постановки на учет влияние оказывают различные международные договоры. Например, со странами Украиной, Белоруссией, Таджикистаном. Поэтому согласно закону граждане, которые пребывают из этих стран имеют статус специальных субъектов и для каждого из них устанавливаются различные сроки постановки на учет. Для граждан Украины такой срок установлен в 90 дней, для граждан стран ЕАЭС (Белоруссии, Казахстана, Армении, Киргизии) он равен 30 дням, для граждан Таджикистана срок постановки на миграционный учет составляет 15 дней.
Читайте также:
Перечень нормативно-правовых актов, которые регламентируют вопросы постановки иностранных граждан на миграционный учет:
Определение термина «миграционный учет» приведено в ст.1 Федерального закона «О миграционном учете». В соответствии с ним, миграционный учет» имеет более широкий смысл и определен как комплекс действий государственных органов по сбору и обобщению информации о въезжающих и находящихся в РФ иностранных гражданах. Также под «миграционным учетом» принято понимать регистрацию иностранных граждан по месту жительства и их учет по месту пребывания. Именно в этом смысле мы и рассмотрим миграционный учет в настоящей статье и расскажем Вам о порядке постановки и продления, сроках постановки на учет, перечне документов, а также об обязанности продлевать миграционный учет гражданам, имеющим трудовой патент. Итак, миграционный учет иностранных граждан включает в себя регистрацию по месту жительства и учет по месту пребывания.
О прибытии в место пребывания, не являющимся местом жительства, иностранные граждане обязаны уведомить миграционный орган. Данное требование касается всех иностранных граждан без исключения — и временно пребывающих иностранных граждан, а также постоянно проживающих в РФ на основании РВП или вида на жительство (в том случае, если они пребывают в помещении по иному адресу, нежели тот, по которому они зарегистрированы по месту жительства).
У каждого находящегося в РФ иностранного гражданина должно быть место пребывания. Закон о миграционном учете иностранных граждан определят место пребывания иностранного гражданина, как помещение, в котором гражданин работает или находится.
В соответствии с законом именно принимающая сторона иностранного гражданина обязана уведомлять УФМС о месте пребывания иностранца в РФ. Подать уведомление самостоятельно мигрант может лишь в двух случаях: если принимающая сторона не может сделать это в силу отъезда, занятости, болезни и прочих причин, а также в том случае, если мигрант оформляет себе регистрацию в своем собственном жилом помещении. Постановка на миграционный учет проводится уполномоченными органами, в частности, УФМС (с 2016 года вопросами постановки иностранных граждан на миграционный учет ведает Управлением по вопросам миграции) на основании поступившего уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания.
Общий срок подачи уведомления составляет 7 дней с даты прибытия гражданина в место пребывания, на практике он исчисляется со дня въезда в РФ. Для граждан некоторых государств установлены более длительные
Для граждан Украины и Таджикистана срок подачи уведомления продлен на основании международных соглашений. На основании международных соглашений граждане Украины освобождены от обязанности оформлять миграционный учет в течение 90 дней с даты въезда, а граждане Таджикистана – в течение 15.
Мигранты, въезжающие из стран ЕАЭС (Евразийского экономического союза) в целях трудоустройства, могут также не оформлять себе миграционный учет в течение 30 дней с даты въезда в РФ. В настоящее время в состав Союза входят Белоруссия, Армения, Казахстан и Киргизия.
Встать на миграционный учет можно в МФЦ (многофункциональном центре), отделении почтовой связи, а также в районном отделе УФМС (Управление по вопросам миграции) лишь в том случае, если уведомление о прибытии подаёт принимающая сторона. Подача уведомления иностранным гражданином лично в отсутствие принимающей стороны возможна только в районном отделе УФМС (УВМ) по месту пребывания.
Для постановки на миграционный учет принимающая сторона иностранного гражданина, либо иностранный гражданин лично предоставляют в УФМС (ГУВ) установленный законом комплект документов.
Постановка на миграционный учет производится органами по вопросам миграции БЕСПЛАТНО. Государственная пошлина не взимается.
Форма (бланк) уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания утверждена Приказом ФМС от 29 августа 2013 г. № 364. Этим же приказом утвержден административный регламент миграционной службы, регулирующий порядок предоставления государственной услуги по осуществлению миграционного учета.
В том случае, если в силу документально подтвержденных причин принимающая сторона не может самостоятельно подать уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, мигрант обязан сделать это самостоятельно.
В случае непредоставления указанных выше документов, УФМС (ГУВМ) вправе отказать в приеме уведомления. Однако обратите внимание, что требование сотрудников ФМС (ГУВМ) предоставить любые иные документы, не указанные в регламенте, в том числе документы, подтверждающие право собственности на жилое помещение, а также обеспечить явку собственника квартиры или иностранного гражданина, не соответствуют закону и их можно обжаловать в установленном порядке.
Как правило, миграционный учет делается сроком на 90 дней с даты въезда в РФ, однако может быть продлен в последующем. Каждый иностранный гражданин, находящийся на территории РФ должен иметь действующий миграционный учет, следовательно, в случае истечения сроков постановки на учет должен обратиться в УФМС с новым уведомлением. За отсутствие миграционного учета предусмотрена административная ответственности в виде штрафа и выдворения за пределы РФ. Для продления учета, помимо указанных выше документов, необходимо также предоставить действующую регистрацию.
Вопреки распространенному заблуждению оплата патента не продлевает миграционный учет, согласно нормам Закона о правовом положении иностранных граждан оплата патента лишь продлевает срок законного пребывания в России, при этом обязанность иметь действующий учет с обладателя патента не снята. Если у мигранта, работающего в РФ по патенту, закончился срок постановки на учет по месту пребывания он обязан его продлить в установленном законом порядке.
Процесс, который в России является обязательным. Причем речь идет обо всех гражданах. Никто не имеет права быть не учтенным при длительном нахождении на территории Российской Федерации. Об этом должны помнить все граждане. Особенно данный вопрос касается иностранцев. Дело все в том, что именно они чаще всего являются теми, кому необходимо вставать на миграционный учет в особом порядке. Так к чему готовиться? Всегда ли требуется постановка на миграционный учет? Или можно обойтись без данной особенности? На что должен обратить внимание каждый гражданин, который находится на территории РФ? Разобраться во всем этом не так трудно, как кажется. Достаточно знать несколько правил. И, конечно же, заранее побеспокоиться о сборе пакета документов для учета гражданина в качестве пребывающего на территории страны.
Первым делом предлагается изучить, насколько регистрация человека в России важна. Можно ли обойтись без нее? И при этом на законных основаниях находиться на территории страны?
Да, такое возможно. Дело все в том, что миграционный учет - обязательная процедура, которую проходят все иностранцы. Но при этом в некоторых случаях можно обойтись без данной особенности. Когда именно?
Постановка на миграционный учет граждан не обязательна, если:
Во всех остальных ситуациях требуется обратиться с соответствующими документами в тот или иной орган для учета. Причем даже граждане РФ должны быть учтены. Их никто от этой процедуры не освобождает. Просто в отношении "коренных жителей" действуют несколько иные правила, они считаются не такими жесткими.
Внимание: иногда миграционный учет считается процессом получения прописки или временной регистрации. Поэтому о данных процедурах тоже будет сказано. Ведь нахождение иностранца на территории страны без регистрации - это серьезное нарушение.
Итак, постановка на миграционный учет, как уже было сказано, не всегда имеет место. Поэтому можно обойтись без нее. Но сколько в России разрешено находиться на территории страны без так называемой регистрации?
На данный момент самым распространенным вариантом является 90 дней. Для большинства иностранных граждан действует именно такое ограничение. Что это значит?
Если гражданин не планирует непрерывно находиться в России больше 3-х месяцев, то постановка на учет ему не нужна. Исключение - трудоустройство. Тогда в течение 7 дней придется оформляться. А вот пребывание в стране свыше указанного срока без регистрации является прямым нарушением закона. Поэтому стоит поторопиться с оформлением документов. Это не так трудно, как кажется.
Постановка на миграционный учет в России - процедура крайне важная. Уже было сказано, что граждане РФ тоже должны иметь регистрацию. Только в отношении них действуют правила, которые отличаются от тех, что предлагаются иностранцам.
Дело все в том, что первичная регистрация оформляется в свободном порядке. Речь идет о новорожденных. Их можно зарегистрировать в любой момент жизни. Но при этом придется помнить, что человек не может воспользоваться без постановки на учет социальной поддержкой. Поэтому стоит поторопиться. Обычно в течение месяца оформляется Желательно не затягивать с данным процессом.
Миграционный (а в отношении граждан РФ - регистрационный) учет взрослых при выписке с одного места жительства должен быть произведен не позднее, чем через неделю. То есть всего 7 дней дается гражданину, чтобы снова прописаться в том или ином жилище. Именно такие правила действуют на данный момент в России.
Где происходит постановка на миграционный учет? Иностранные граждане не всегда знают, куда именно им приходить для осуществления поставленной задачи с соответствующим пакетом документов.
На данный момент в России разрешается обратиться в несколько органов. Куда именно нанести визит? Это должен каждый гражданин решить для себя. Обычно идут туда, куда ближе всего обращаться.
Среди органов, предлагающих постановку на миграционный учет, можно выделить:
Как правило, именно второй вариант развития событий имеет место. Раньше можно было сходить в УФМС, но с недавних пор данные службы в России упразднены. И их полномочия передали МВД.
Довольно часто при миграции имеет место так называемая принимающая сторона. То есть гражданин не самостоятельно пребывает в РФ, а по приглашению. В данном случае заявить о своем прибытии, как уже было сказано, нужно в течение недели.
Кто имеет право выступать в качестве приглашающего? Это:
Теперь понятен срок постановки на миграционный учет, а также стало известно, кто имеет право на приглашение человека. Отмечается, что сообщать о прибытии иностранца должен именно тот, кто его пригласил. И на это отводится 3 рабочих дня. А вот при самостоятельном заявлении путешественника данный период удлиняется. Об этом должен помнить каждый.
А теперь немного о документах, которые должен предоставить гражданин принимающей стороне. На данный момент серьезной бумажной волокиты не требует постановка на миграционный учет иностранных граждан. Документы, которые для этого необходимы, добыть не так трудно. Но только если речь идет об уведомлении о прибытии человека на территорию страны.
Первая бумага - это Она оформляется при прибытии в Россию иностранным гражданином. Должна быть у всех, кто законно приехал в страну. Изымается принимающей стороной на некоторое время. После обращения с соответствующим заявлением о прибытии отдается владельцу. Полное изъятие невозможно.
Также в обязательном порядке человек должен предоставить свое Под данным документом, как правило, подразумевается гражданский паспорт. Принимающей стороне запрещено даже на время изымать данную бумагу.
Как тогда быть? Необходимо предоставить копию паспорта иностранца. Желательно заверенную. На практике чаще всего уведомлять о прибытии миграционные службы приходят вместе с путешественником.
Больше никаких существенных бумаг не нужно. Таким образом происходит постановка на миграционный учет иностранных граждан. Только это еще не все. Теперь нужно побеспокоиться о такой составляющей, как регистрация. О ней уже было сказано. Именно ее довольно часто рассматривают как постановку на миграционный учет. Что же должен знать об этом процессе иностранец?
Например то, что без прописки, как уже было сказано, нельзя находиться на территории РФ. Только в исключительных случаях такое возможно. Если планируется работать, то прописка или временная регистрация - неотъемлемая часть трудоустройства.
Оформить ее можно временно (по месту пребывания) и на постоянную основу (по месту жительства). Для мигрантов чаще всего используется первый вариант развития событий. Чтобы оформить временную прописку, необходимо обратиться в один из ранее указанных органов. Лучше всего делать это параллельно с сообщением о прибытии в страну. От гражданина потребуют для прописки следующие документы:
Заявителем обычно является сам иностранец. Наличие регистрации (даже временной) на территории РФ - это залог законного нахождения в стране. Довольно часто параллельно с пропиской иностранцев принимающие стороны направляют уведомление о постановке на миграционный учет в соответствующие органы.
Но это еще не все! Дело все в том, что постановка на миграционный учет (а точнее, сообщение в миграционные службы о прибытии гражданина) - это ответственный процесс. И он имеет, как уже было сказано, свои особенности.
Стоит отметить, что бланк постановки на миграционный учет заполняется приглашающей стороной. Он не должен иметь сокращений или аббревиатур. Составляется в 2 экземплярах. Срок хранения подобного уведомления - 12 месяцев.
У уведомления есть отрывная часть. Что с ней делать? Приглашающая сторона должна отдать данную составляющую иностранному гражданину. Это своеобразное подтверждение того, что в миграционной службе знают о прибытии. При прописке человека могут запросить эту составляющую. Оригинал в таком случае отдавать не нужно, достаточно копии.
В некоторых случаях при уведомлении миграционных служб РФ о прибытии того или иного гражданина иностранного государства могут запросить дополнительные документы. Такая практика в стране распространена. Поэтому и иностранец, и приглашающая сторона должны знать, какие справки требуют на законных основаниях.
К ним относят:
Больше никаких бумаг требовать не могут. Стороны имеют право отказать в предоставлении документов, которые не имеют отношения ни к постановке на миграционный учет, ни к прописке или временной регистрации.
Изменения в постановке на миграционный учет коснулись не только туристов и тех, кто приехал в Россию работать, но и работодателей. В этой статье разберем детально основные вопросы процедуры. Каков новый порядок? В какие сроки и как это сделать? Есть ли изменения в обязанностях работодателей?
Из этой статьи вы узнаете:
Регистрацию иностранных граждан, которые приехали в Россию надолго или проезжают по ее территории транзитом, регулирует Федеральный закон №109, принятый 18 июля 2006 года. В его первоначальной редакции говорилось, что мигрант обязан стать на учет по месту пребывания у юридического или физического лица. Причем формулировка «где проживает или осуществляет трудовую деятельность» порождала разночтения, поскольку не давала четкого понимания, кто должен выступать принимающей стороной - тот, кто предоставляет жилье или тот, кто дает работу.
Федеральный закон №163-ФЗ от 26.06.2018 заметно прояснил этот вопрос. В нем четко прописаны термины «принимающая сторона» и «место пребывания», а также уточнены основания для постановки. Закон вступил в силу 8 июля 2018 года и значительно изменил процедуру.
Согласно ФЗ №163:
Место пребывания иностранца или лица без гражданства - это жилое помещение, где этот человек действительно проживает или организация, адрес которой указывается при регистрации. При этом организация должна располагать жилым фондом.
Принимающая сторона - это физическое лицо (граждане России или иностранцы с ПМЖ) и организации, которые предоставили прибывшему иностранному гражданину место проживания.
В законе четко прописано, что теперь регистрация по месту работы возможна, только если человек фактически проживает по адресу компании. Это очень важный момент, ведь раньше можно было зарегистрировать мигранта по юридическому адресу работодателя, даже если он проживал в арендованной квартире с другим расположением.
Кроме того, с марта 2019 года вступило в силу правительственное Постановление №246, в котором закреплены все перечисленные изменения и добавлены новые, которые делают МУ еще более конкретизированным и структурированным.
Можно с уверенностью сказать, что изменения введены не для того, чтобы добавить рядовым россиянам проблем. Специалисты считают, что это оправданная мера, которая поможет оптимизировать работу с мигрантами. В числе основных целей закона:
Важный момент - повышение требований к трудовым договорам, заключаемым с мигрантами . Есть мнение, что в КоАП появятся изменения, связанные с наказанием работодателей, которые привлекают к работе лиц без трудового договора, а также иностранцев, которые трудятся нелегально.
Согласно закону №109 от 18.07.2006, заявление о регистрации иностранца по адресу проживания необходимо подать в течение 7 рабочих дней после того, как он получил временное разрешение на проживание или просто прибыл на место жительства. Исключения для граждан:
Ранее это было обязанностью самого мигранта. В новой редакции, согласно Постановлению, формулировка изменена. Теперь заявление должна подавать принимающая сторона, а сроки и порядок действий остаются такими же, как в Федеральном Законе.
Есть изменения и касательно сроков, в которые осуществляется процедура. Теперь временная регистрация длится столько, сколько укажет заявитель. Главное - чтобы срок не превышал нормативов временного пребывания иностранца в РФ и не противоречили международным договорам России. Нормы пребывания установлены законом №115-ФЗ от 25.07.2002 года.
Для большинства иностранцев срок временной регистрации - 90 дней. После этого надо получить вид на жительство или покинуть Россию. Вернуться можно через 90 дней. Исключение - граждане некоторых стран и высококвалифицированные специалисты, которые могут быть зарегистрированы на срок действия трудового договора.
Не обошлось без преобразований и в порядке снятия. Их определяет Федеральный закон №257 от 29.07.2018, посвященный изменениям статей 8 и 23 закона № 109 «О миграционном учете». ФЗ №257 вступил в силу 10 августа 2018 года.
По этому закону, принимающая сторона должна уведомить орган контроля о том, что иностранец убыл с места проживания. Это можно сделать непосредственно в миграционной службе, через многофункциональный центр или по почте.
То есть снятием с учета занимается тот же человек (или организация), который проводил постановку. Если регистрация была по адресу компании-нанимателя, то снятие производит тоже работодатель.
Раньше обязанность снимать иностранцев с регистрации лежала только на больницах, предприятиях гостиничной сферы, других специализированных организациях. Физические лица и работодатели этим не занимались. В 2019 году порядок постановки и снятия с миграционного учета граждан других государств изменился и требует больше ответственности от каждой из сторон, которые взаимодействуют с иностранцем.
Гостиницы, базы отдыха, хостелы и другие предприятия отрасли должны аннулировать регистрацию иностранца в течение 3-х часов после того, как гость выехал с занимаемой площади. Для такой срочности они располагают специальным программным обеспечением и доступом.
Для физических лиц, которые сдают жилье и работодателей сроки другие. Подать заявление надо не позже, чем через 2 дня после того, как мигрант выехал из арендуемого помещения.
С точки зрения законодательства, принимающая сторона несет ответственность за проживающего у нее иностранца все время, пока действует регистрация. Если не снять иностранца с учета вовремя, могут последовать штрафы:
До внесения изменений в закон о миграционном учете утвержденной формы уведомления об убытии не было. Сейчас действительна временная форма бланка, который заполняется с двух сторон.