Формы допуска. Основания для отказа лицу в допуске и условия прекращения допуска к государственной тайне

Может вот это поможет? Правда решения КС РФ я не нашел.

ПЛЕНУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности положения абзаца четвертого статьи 22 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-1 "О государственной тайне"

Руководствуясь статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 13 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации", Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

постановил:

1. Обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности положения абзаца четвертого статьи 22 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-1 "О государственной тайне".

2. Поручить представлять интересы Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации в связи с настоящим запросом заместителю Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Андреевой Т.К.

Председатель
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
А.А.Иванов

Секретарь Пленума,
судья Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
А.С.Козлова

ЗАПРОС
о проверке конституционности положения абзаца четвертого статьи 22 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-1 "О государственной тайне"

Закон Российской Федерации "О государственной тайне" (далее - Закон о государственной тайне, Закон) подписан Президентом Российской Федерации 21 июля 1993 года (N 5485-1) и опубликован в "Российской газете" от 21 сентября 1993 года, N 182.

Согласно положению абзаца четвертого статьи 22 Закона о государственной тайне одним из оснований для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне может являться постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства.

Исходя из буквального смысла этого положения должностному лицу или гражданину может быть отказано в допуске к государственной тайне на том основании, что его близкие родственники постоянно проживают за границей или оформляют документы для выезда на постоянное жительство в другие государства.

Основанием для обращения в Конституционный Суд Российской Федерации является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли оспариваемое положение абзаца четвертого статьи 22 Закона о государственной тайне пункту 3 статьи 55 и статье 119 Конституции Российской Федерации.

Допустимость запроса обусловлена в силу части 1 статьи 85 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" тем, что Высший Арбитражный Суд Российской Федерации считает положение абзаца четвертого статьи 22 Закона о государственной тайне не подлежащим действию из-за его неконституционности в части, касающейся деятельности судей, поскольку установленные в Законе ограничения не учитывают особенностей деятельности и статуса судьи, создают не соответствующие Конституции Российской Федерации чрезмерные препятствия в осуществлении правосудия, а также при назначении на должность судьи (эти ограничения могут являться основанием для отказа в получении кандидатом на должность судьи положительных рекомендаций, тем самым нарушаются и умаляются права граждан). Данное положение не согласуется также с общеправовым принципом соразмерности, так как не обеспечивает достижения целей Закона о государственной тайне, а именно: предупреждения распространения сведений, составляющих государственную тайну.

Позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации состоит в следующем.

1. Согласно статье 119 Конституции Российской Федерации судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической проф

Государственная тайна – комплексное понятие, включающее в себя ряд сведений, разглашение или использование которых без надлежащего разрешения или в целях, отличных от исполнения служебной (профессиональной) деятельности, может нанести ущерб интересам государства.
Военнослужащие – в силу специфики их профессиональной деятельности, относятся к категории лиц, выполняющих функций по защите территориальной целостности и неприкосновенности границ Российской Федерации. Их деятельность связана с использованием различных видов вооружений, тактик и стратегий, разведданных. Именно поэтому, Министерством обороны разработаны специальные меры защиты государственной тайны, созданы специальные подразделения по защите гостайны и издан приказ, регламентирующий все сферы деятельности, связанные с защитой государственной тайны, порядком допуска военнослужащих к сведениям, составляющим государственную тайну. Периодически проводятся проверки, установлен порядок учета осведомленности после прекращения допуска к гостайне и целый ряд иных мероприятий.

Приказ Министерства обороны Российской Федерации от 27 октября 2010 г. №1313 «Об утверждении Инструкции порядке допуска к государственной тайне военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ и граждан РФ пребывающих в запасе и поступающих на военную службу по контракту либо подлежащих призыву на военную службу (в том числе по мобилизации), на военные сборы, а также граждан РФ, не пребывающих в запасе и подлежащих призыву для прохождения военной службы, которым требуется допуск к государственной тайне для исполнения служебных обязанностей»

Формы допуска к государственной тайне

В настоящее время существует три основных степени градации сведений, составляющих государственной тайну , допуск к которым оформляется соответствующими допусками:

ОВ (особой важности) – высшая степень (I);
СС (совершенно секретно) – средняя степень (II);
С (секретно) – низшая форма допуска (III ).

Ранее существовала, не входящая в перечень сведений, составляющих государственную тайну, степь ограничения допуска к некоторым служебным и иным сведениям ДСП (для служебного пользования). В настоящее время эта степень защиты данных от широкого распространения в нормативных документах не упоминается.

Допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, напрямую не зависит от звания или должности, которые занимает военнослужащий. Сведениями ОВ (I) может (по должности) владеть Министр Обороны РФ в звании генерала армии и шифровальщик в звании сержанта или прапорщика. При этом требования по её соблюдению и порядок оформления допуска к подобным сведениям для них будут совершенно одинаковыми.

Порядок оформления допуска

Допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, в РФ осуществляется исключительно на добровольных началах. Иными словами – занятие той или иной должности не влечет автоматического допуска к секретным или совершенно секретным сведениям. Более того, допуск к гостайне тесно увязан с возможностью замещения целого ряда должностей или получения образования в военных вузах по большинству специальностей. Так как владение сведениями, составляющими государственную тайну, влет целый ряд ограничений, абитуриент, призывник или лицо, заключающее контракт на службу в вооруженных силах РФ, должен осознавать, что эти ограничения будут действовать в отношении его и осознанно принимать их.
Допуск к сведениям , составляющим государственную тайну для абитуриентов военных вузов, призывников срочной службы и лиц, заключающих контракт на службу в ВС РФ оформляется военными комиссариатами по месту жительства.
В зависимости от степени секретности сведений, к которым будет допущен кандидат в процессе прохождения воинской службы, в отношении его могут (III степень) или в обязательном порядке (I и II степени) проводится проверочные мероприятия, согласие на проведение которых кандидат дает в своей анкете.
Проверочные мероприятия включают в себя:
Проверку сведений, сообщенных гражданином в анкете;
Проверку наличия снятых и не снятых судимостей;
Проверку сведений о родственниках кандидата (отца, матери, супруга, детей старше 14 лет);
Проверку физического и психического здоровья кандидата;
Выявление фактов постоянного или длительного проживания за границей РФ.

После получения всех запрашиваемых сведений от компетентных органов: ФСБ, МВД, Минздрав РФ, МИД РФ – выдается заключение о возможности допуска кандидата к сведениям, составляющим государственную тайну и форме допуска.

Основаниями для отказа могут являться:

Наличие судимостей;
Участие кандидата в деятельности, направленной против интересов государства;
Частичная или полная недееспособность в силу психического или физического заболевания;
Наличие компрометирующих данных (судимость, нахождение под следствием) близких родственников кандидата;
Длительное (более 6 месяцев) проживание за границей или наличие родственников, постоянно проживающих за рубежом;
Имевшее место отстранение (лишение допуска) к сведениям составляющим государственную тайну по компрометирующим основаниям: нарушение режима секретности, разглашение сведений, утеря секретных документов и т.п.

При этом орган, уполномоченный на проведении проверки и дающий заключение, не обязан информировать кандидата о причинах отказа в допуске к сведениям, составляющим гостайну.

После получения соответствующей формы допуска к государственной тайне лицо дает подписку о неразглашении сведений ставших ему известными в связи с исполнением служебных обязанностей и предупреждается об ответственности за нарушение порядка обращения с такими сведениями.

Порядок ознакомления со сведениями

Прохождение проверочных мероприятий и получение допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, не означает автоматического допуска ко всем сведениям, включенным в ту или иную категорию. В каждом конкретном случае лицо, уполномоченное на принятие решения о допуске к гостайне принимает решение по конкретному военнослужащему (лицу, работающему по контракту) и определяет объем сведений, с которыми может быть ознакомлен военнослужащий.

Министр обороны РФ – в отношении своих заместителей, командующими военными округами и родами войск, и лиц, непосредственно подчиненных ему;
Командиры воинских частей – в отношении всего личного состава воинской части;
Военкомы округов – в отношении демобилизованных, находящихся в запасе, подлежащих призыву на военную службу или сборы, абитуриентов военных ВУЗов;
Руководители организации - заказчика выполнения работ в интересах МО РФ – в отношении руководителей предприятий-подрядчиков и их работников.

Лица, допущенные к сведениям, составляющим государственную тайну, обязаны соблюдать должностную инструкцию МО РФ и требования сотрудников режимных объектов по обращению с документами, образцами, веществами и пр. носителями.

Срок действия и прекращение допуска

Для лиц, допущенных к сведениям, составляющим государственную тайну, проводятся периодические проверки сведений предоставленных ими при первичном оформлении допуска.
Для лиц по I форме допуска – через каждые 10 лет, а по II и III формам – через 15 лет.
По мере отпадения необходимости с ознакомлением со сведениями, составляющими государственную тайну, может быть принято решение о прекращении допуска. Такое решение принимается тем должностным лицом, которое принимало решение о допуске к сведениям.

Основания для прекращения допуска могут являться:
Прекращение контракта или организационно-штатные мероприятия (сокращение штата) ликвидация воинской части и пр.);
Однократное нарушение военнослужащим требований по обращению со сведениями, содержащими государственную тайну;
Нарушение самим лицом или его близкими родственника требований п 10 Инструкции МО (совершение уголовного преступления, выезд на постоянное место жительства за границу и т.п.).

Прекращение допуска к сведениям государственной тайны автоматически влечет расторжение с ним контракта (на воинскую службу) или занятие определенных должностей . Однако, переход на другую работу (перевод в другую в/ч, повышение по службе) не является основанием для прекращения допуска к гостайне, если необходимость в ознакомлении с содержащими её сведениями имеется и по новому месту службы.
В этих случаях дополнительные проверочные мероприятия уже не проводятся.
Допуск к сведениям, содержащим государственную тайну всегда был очень ответственным мероприятием. Лица, получившие такой допуск, на многие годы становились «невыездными». В настоящее время режим несколько смягчился, но по-прежнему, к носителям государственной тайны предъявляются повышенные требования и в отношении их действует целый ряд специальных ограничений.

Работник при приеме на работу предоставил о себе заведомо ложные данные (в анкете на допуск к государственной тайне в графе судимость указал, что судим не был, хотя на тот момент имел непогашенную судимость). На основании этого мы лишаем его допуска к государственной тайне. Но без этого допуска он не может исполнять свои трудовые обязанности (должность включена в номенклатуру должностей. по которым допуск к государственной тайне обязателен). Как нам правильно уволить данного сотрудника и как будет выглядеть запись в его трудовой книжке?

Ответ

Ответ на вопрос:

Учитывая, что работником были представлены заведомо ложные анкетные данные, руководитель организации может принять решение о прекращении допуска работника к государственной тайне. При этом работник может быть уволен в одном из следующих случаев:

Расторжение трудового договора при прекращении допуска работника к государственной тайне, предусмотренное самим трудовым договором с сотрудником;

Прекращение допуска к государственной тайне влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору. Это следует из статей 21 - 23 ЗАКОНА от 21.07.1993 № 5485-1 , подпункта 9 части 1 статьи 83 ТК РФ.

Если в трудовом договоре с работником возможность увольнения в связи с прекращением допуска к государственной тайне не предусмотрена, и работник после прекращения соответствующего допуска не может продолжать исполнять свои трудовые обязанности, то увольнение работника возможно по п. 9 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.

Увольнение по п. 9 ч. 1 ст. 83 ТК РФ возможно лишь при соблюдении одного условия. Прежде чем уволить сотрудника, организация должна предложить ему другую должность. Предложить можно как работу, соответствующую квалификации сотрудника, так и нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу. Нельзя предлагать сотруднику работу, которую он не может выполнять по состоянию здоровья. Организация должна предложить сотруднику все имеющиеся вакансии, находящиеся в данной местности. Предлагать работу в других местностях нужно, только если это условие прописано в трудовом (коллективном) договоре, внутренних соглашениях. Уведомить сотрудника об имеющихся вакансиях можно в произвольной форме.

Ели сотрудника невозможно перевести на другую работу, оформите его увольнение в общем порядке: издайте приказ об увольнении, ознакомьте с ним сотрудника под роспись.

Вопрос из практики: какой перевод обязан оформить работодатель: временный или постоянный. Сотрудник на время лишен специального права и не может исполнять свои привычные обязанности, при этом согласен перейти на другую работу

В общем случае работодатель оформляет постоянный перевод.

Сотрудник, который лишен специального права на срок более двух месяцев, по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (). При этом до увольнения работодатель обязан предложить такому сотруднику вакансии, подходящие его квалификации, а также вакантные нижестоящие должности или нижеоплачиваемый труд в организации (). Если сотрудник согласится на свободные вакансии, то работодатель . Сохранять за сотрудником прежнюю должность законодательство не требует. Если сотрудник не согласен на постоянный перевод, его можно уволить.

При желании работодатель может оформить временный перевод на период приостановления права, но делать это он не обязан. В таком случае по окончании временного перевода работодатель обязан предоставить сотруднику его прежнюю работу или должность, на которой он числился до перевода. можно только в том случае, если специальное право приостановлено не более чем на один год. Это следует из положений статьи 72.2 Трудового кодекса РФ.

Выходное пособие

В каком размере организация должна выплатить сотруднику выходное пособие при расторжении трудового договора по независящим от воли сторон обстоятельствам

При увольнении сотрудника по основаниям, изложенным в пунктах , и части 1 статьи 83 Трудового кодекса РФ, выплатите ему выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка ().

Вопросы из практики

Увольнение в период отпуска или болезни

Вопрос из практики: можно ли уволить сотрудника в период временной нетрудоспособности или отпуска, если он увольняется по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон трудового договора

Да, можно.

Прекращение трудового договора в этом случае происходит по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (). Поэтому положение статьи 81 Трудового кодекса РФ, в которой установлен запрет на увольнение сотрудника в период болезни или отпуска, не применяйте.

Иван Шкловец,

заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

С уважением и пожеланием комфортной работы, Алла Хрипушина,

эксперт Системы Кадры


Самые важные изменения этой весны!


  • В работе кадровиков произошли важные изменения, которые надо учитывать в 2019 году. Проверьте в формате игры, все ли нововведения вы учли. Решите все задачи и получите полезный подарок от редакции журнала «Кадровое дело».
  • Запретные документы в кадровой службе
    Инспекторы ГИТ и Роскомнадзора рассказали нам, какие документы теперь ни в коем случае нельзя требовать у новичков при трудоустройстве. Наверняка какие-то бумаги из этого списка есть у вас. Мы составили полный список и подобрали для каждого запретного документа безопасную замену.

  • Если выплатите отпускные на день позже срока, компанию оштрафуют на 50 000 руб. Уменьшите срок уведомления о сокращении хотя бы на день – суд восстановит сотрудника на работе. Мы изучили судебную практику и подготовили для вас безопасные рекомендации.

"Отдел кадров бюджетного учреждения", 2011, N 4

В некоторых случаях в целях обеспечения сохранности государственной тайны работодатель вправе прекратить допуск работника к определенным сведениям. При этом он может предложить ему другую должность, которая исключает доступ к государственной тайне, а в случае невозможности такого перевода - расторгнуть с данным работником трудовой договор по п. 10 ч. 1 ст. 83 ТК РФ - "прекращение допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует такого допуска". Увольнение по данному основанию относится к расторжению трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.

В данной статье рассмотрим, в каком порядке относят сведения к государственной тайне, кто имеет к ним допуск, как он осуществляется, каковы условия и особенности увольнения по п. 10 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.

Государственная тайна

Законодательством РФ предусмотрено достаточно много видов тайн, охраняемых законом: государственная, коммерческая, банковская, врачебная, тайна следствия и др. Но особое внимание государство уделяет защите государственной тайны - сведений в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-разыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ (ст. 2 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" (далее - Закон о государственной тайне)).

Какие сведения относить к государственной тайне, определяют органы государственной власти и организации, получающие такие сведения, в соответствии с Перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне, установленным Указом Президента РФ от 11.02.2006 N 90.

Засекречивание сведений, то есть введение в предусмотренном Законом о государственной тайне порядке для сведений, составляющих государственную тайну, ограничений на их распространение и на доступ к их носителям, производится с учетом степени секретности сведений.

Примечание. Носители сведений - материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения находят свое отображение в виде символов, сигналов, технических решений и процессов.

В зависимости от тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности РФ вследствие распространения сведений, различают три степени секретности и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей сведений: "Особой важности", "Совершенно секретно" и "Секретно".

Отметим, что помимо перечня секретных сведений ст. 7 Закона о государственной тайне устанавливает и перечень сведений, которые не могут быть секретными. К ним относятся сведения:

  • о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
  • о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, преступности;
  • о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;
  • о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
  • о размерах золотого запаса и государственных валютных резервов РФ;
  • о состоянии здоровья высших должностных лиц РФ;
  • о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Допуск к государственной тайне

Использовать сведения, относящиеся к государственной тайне, могут лица, получившие на это разрешение (допуск).

Общие правила допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне установлены ст. 21 Закона о государственной тайне, а порядок допуска и формы требуемых для этого документов установлены Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 N 63 (далее - Инструкция).

Государственные органы, наделенные полномочиями по распоряжению сведениями, отнесенными к государственной тайне, могут принимать ведомственные инструкции, регламентирующие порядок допуска граждан к государственной тайне в этих органах, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Президента РФ (п. 2 Инструкции).

Обратите внимание! При замещении должностей, Перечень которых утвержден Распоряжением Президента РФ от 15.01.2010 N 24-рп, лица считаются допущенными к государственной тайне. К ним относятся Председатель Правительства РФ, Генеральный прокурор РФ, секретарь Совета безопасности РФ, федеральный министр, председатель ЦБ РФ и др.

В зависимости от степени секретности сведений, представляющих собой государственную тайну (сведения особой важности, совершенно секретные, секретные), Инструкцией установлены три формы допуска к ним граждан.

Оформление гражданам допуска к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке по месту работы (службы). Перечень должностей, при назначении на которые гражданам оформляется допуск к государственной тайне, определяется номенклатурой должностей работников, подлежащих оформлению на допуск, которая разрабатывается режимно-секретным подразделением организации и подписывается его руководителем.

Граждане, которым оформляется допуск к государственной тайне, предоставляют собственноручно заполненную анкету, документы, удостоверяющие личность и подтверждающие сведения, указанные в анкете (паспорт, военный билет, трудовую книжку, свидетельство о рождении, свидетельство о заключении (расторжении) брака, диплом об образовании и т.п.), а также справку об отсутствии медицинских противопоказаний для работы со сведениями, составляющими государственную тайну. Информация, предоставленная гражданами ради допуска к сведениям "особой важности" и "совершенно секретным", подлежит обязательной проверке органами безопасности по месту расположения организации, а гражданами, допускаемыми к "секретным" сведениям, - может быть проверена по запросу руководителя организации (с письменного согласия гражданина).

Работники кадрового подразделения организации обязаны ознакомить гражданина, оформляемого на допуск к государственной тайне, с его обязательствами перед государством, с нормами законодательства РФ о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение, а также получить согласие на частичные и временные ограничения его прав. Эти ограничения касаются:

  • права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина к государственной тайне;
  • права на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения;
  • права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне (ст. 24 Закона о государственной тайне).

Ответственность за создание условий, при которых должностное лицо или гражданин знакомятся с необходимым для выполнения должностных (функциональных) обязанностей объемом сведений, составляющих государственную тайну, несут руководители органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций (ст. 25 Закона о государственной тайне).

Примечание. Должностным лицам и гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, устанавливаются процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ, а также процентная надбавка к заработной плате за стаж работы.

Итак, после проведения вышеуказанных действий руководитель государственного органа, предприятия, учреждения или организации принимает решение о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну, и с ним заключается трудовой договор (контракт). Ранее, до принятия Инструкции, с претендентом на должность (работу) заключался отдельный договор об оформлении допуска к государственной тайне, являющийся приложением к трудовому договору, но с 01.05.2010 - момента введения Инструкции в действие - этот дополнительный договор не заключается.

Возникает вопрос: какие условия, касающиеся допуска к государственной тайне, необходимо включать в трудовой договор (контракт)? Статьей 57 ТК РФ предусмотрено лишь одно дополнительное условие - о неразглашении охраняемой законом тайны. А вот в силу ч. 8 ст. 21 Закона о государственной тайне взаимные обязательства работодателя и работника, принимаемого на должность, предполагающую доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, отражаются в трудовом договоре, который заключается после окончания проверки компетентными органами. Работодателям рекомендуется включать в текст договора помимо указанного общего условия либо условие о соблюдении работником требований специальных инструкций (регламентов) по работе с секретными документами, либо все обязательства, связанные с выполнением работы с секретными сведениями.

Отметим, что не все граждане могут быть допущены к государственной тайне. Так, гражданину может быть отказано в допуске, если:

  • он признан судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, находится под судом или следствием за государственные или иные тяжкие преступления, имеет неснятые судимости за эти преступления;
  • он имеет медицинские противопоказания для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социального развития;
  • он или его близкие родственники постоянно проживают за границей и (или) оформляют документы для выезда на постоянное место жительства в другие государства;
  • в результате проверочных мероприятий выявлены действия гражданина, создающие угрозу безопасности РФ;
  • он уклоняется от проверочных мероприятий и (или) сообщил заведомо ложные анкетные данные (ст. 22 Закона о государственной тайне).

Основания прекращения допуска к государственной тайне

Допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации. При этом инициатива о прекращении допуска может исходить и от органа безопасности в виде представления.

Обратите внимание! До принятия решения о прекращении допуска к государственной тайне на время служебного расследования работник может быть отстранен от работы (ст. 76 ТК РФ).

В силу ст. 23 Закона о государственной тайне прекращение допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне осуществляется в следующих случаях:

  1. В связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий. В Трудовом кодексе понятие "организационные и (или) штатные мероприятия" не употребляется, но на практике к таким мероприятиям относятся сокращение численности или штата работников организации, смена собственника имущества организации, реорганизация, изменение организационных или технологических условий труда, повлиявшие на изменение определенных сторонами условий трудового договора, переезд (перевод) работодателя в другую местность.
  2. Однократное нарушение работником взятых на себя и предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны. Согласно Примерному содержанию обязательств граждан перед государством по соблюдению требований законодательства РФ о государственной тайне, изложенных в форме 2 Инструкции, основные обязательства, которые на себя принимает гражданин в связи с допуском к государственной тайне, таковы:
  • соблюдать требования законодательства РФ о государственной тайне;
  • в случае принятия решения о временном ограничении права на выезд из РФ в 5-дневный срок передать имеющийся заграничный паспорт на хранение работодателю до истечения установленного срока ограничения прав;
  • в полном объеме и своевременно информировать кадровое подразделение работодателя об изменениях в анкетных и автобиографических данных и о возникновении оснований для отказа в допуске к государственной тайне, предусмотренных Законом о государственной тайне;
  • представлять в установленном порядке в кадровое подразделение работодателя документы об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
  • в случае попытки посторонних лиц получить информацию секретного характера немедленно сообщить об этом в режимно-секретное подразделение работодателя или в органы федеральной службы безопасности РФ.

Закон о государственной тайне не связывает возможность прекращения допуска к государственной тайне с характером нарушения обязательств по сохранению тайны - грубое оно или малозначительное. Поэтому решение о прекращении допуска может быть принято и в случае совершения несерьезного нарушения.

  1. Возникновение перечисленных выше обстоятельств, являющихся согласно ст. 22 Закона о государственной тайне основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне. Обратим внимание на некоторые моменты:
  • основанием для прекращения допуска к государственной тайне недееспособного, ограниченно дееспособного, рецидивиста, находящегося под судом или следствием за государственные или иные тяжкие преступления, имеющего неснятые судимости за эти преступления, является только решение суда или компетентного органа. При этом указанные обстоятельства могут как иметь место при поступлении лица на работу (не выявленные в результате проверочных мероприятий), так и возникнуть в процессе трудовой деятельности;
  • место постоянного проживания работника, в том числе вид на жительство в другом государстве, по общему правилу указывается в основном документе, удостоверяющем личность гражданина РФ, - паспорте, а место постоянного проживания близких родственников - в анкете, заполненной кандидатом при поступлении на работу. Таким образом, если работник, зная о месте проживания родственников в другом государстве, сообщил в анкете заведомо ложные сведения, само по себе это будет являться основанием для прекращения допуска к государственной тайне.

Обратите внимание! Решение администрации о прекращении допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне и расторжении на основании этого с ним трудового договора (контракта) может быть обжаловано в вышестоящую организацию или в суд (ч. 4 ст. 23 Закона о государственной тайне).

Решение о прекращении допуска должностного лица или гражданина оформляется в виде приказа, в качестве основания которого указываются реквизиты заключения или представления органа безопасности или других документов, подтверждающих наличие обстоятельств, требующих прекращения допуска. В приказе о прекращении допуска можно также указать на обязанность работника по передаче носителей секретной информации и иных документов.

Расторгаем трудовой договор

Итак, в связи с прекращением допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует такого допуска, трудовой договор (контракт) с работником может быть расторгнут по п. 10 ч. 1 ст. 83 ТК РФ. Для расторжения договора по этому основанию необходимо выполнение следующих условий:

  • работник допущен к государственной тайне;
  • допуск к государственной тайне прекращен в соответствии со ст. 23 Закона о государственной тайне;
  • у работодателя нет возможности перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья (ч. 2 ст. 83 ТК РФ). При этом работодатель обязан предлагать все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Вакансии в других местностях предлагаются в том случае, если это предусмотрено коллективным или трудовым договором, соглашениями.

Обращаем внимание работодателей, что не следует путать увольнение по п. 10 ч. 1 ст. 83 ТК РФ с увольнением по пп. "в" п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ - за разглашение охраняемой законом тайны, (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей. Увольнение по п. 10 ч. 1 ст. 83 является увольнением по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, и даже если в результате однократного нарушения работником взятых на себя и предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны, соответствующая информация стала известна третьим лицам, работник не может быть уволен по пп. "в" п. 6 ч. 1 ст. 81. Разглашение же охраняемой законом тайны - дисциплинарный проступок, совершенный сотрудником умышленно, и является основанием для применения к нему дисциплинарного взыскания в виде увольнения именно по пп. "в" п. 6 ч. 1 ст. 81.

Отметим, что специальным законодательством для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены особенности прекращения трудового договора по данному основанию. Например , согласно ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" прекращение допуска гражданского служащего к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей требует допуска к таким сведениям, относится к основаниям расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя, а не к обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.

Несмотря на то что увольнение по п. 10 ч. 1 ст. 83 ТК РФ не является дисциплинарным взысканием и работодателю не вменяется обязанность по соблюдению процедуры применения дисциплинарного взыскания согласно ст. 193 ТК РФ, для установления факта и причин однократного нарушения работником обязательств, предусмотренных трудовым договором (контрактом), работодателю рекомендуется запросить с работника объяснительную.

Итак, если работник отказался от предложенной вакансии, работодатель издает приказ о расторжении трудового договора (контракта), составленный по унифицированной форме N Т-8 <1>. Основанием для его издания служит приказ (иной документ), в соответствии с которым прекращен допуск к государственной тайне. Рекомендуем как основание указать также отказ работника от предложенной вакансии. Последним днем работы при увольнении является день прекращения допуска к государственной тайне.

<1> Утверждена Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты".

С приказом (распоряжением) о прекращении трудового договора работник должен быть ознакомлен под роспись. Если данный документ невозможно довести до сведения работника или тот отказывается ознакомиться с ним под роспись, в приказе (распоряжении) делается соответствующая запись.

Запись о прекращении трудового договора вносится в трудовую книжку. При этом указывается, что договор расторгнут в связи с прекращением допуска к государственной тайне по основаниям п. 10 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.

Трудовая книжка выдается в день прекращения трудового договора (ч. 4 ст. 84.1 ТК РФ). При ее получении работник должен расписаться в личной карточке и в книге учета движения трудовых книжек и вкладышей в них (п. 41 Постановления Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 "О трудовых книжках").

Запись о прекращении трудового договора заверяется подписью сотрудника, ответственного за ведение трудовых книжек, печатью работодателя и подписью увольняемого. Все причитающиеся последнему суммы (зарплата, компенсация за неиспользованные дни отпуска согласно ст. 127 ТК РФ) должны быть выплачены в день прекращения трудового договора, то есть в день увольнения (ст. 140 ТК РФ). Если работник в этот день не работал, то соответствующие суммы выплачиваются не позднее следующего дня после предъявления уволенным требования о расчете. В случае спора о размерах указанных сумм работодатель обязан выплатить не оспариваемую работником сумму.

Е.В.Давыдова

Эксперт журнала

"Отдел кадров

бюджетного учреждения"

Согласно изменениям, внесенным в ТК РФ Федеральным законом от 30.06.06 № 90-ФЗ, прекращение допуска к государственной тайне теперь является основанием прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. Ранее в таком случае договор расторгался по инициативе представителя нанимателя, т. е. в соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Указанное изменение ТК РФ представляется вполне обоснованным, поскольку расторжение договора по инициативе работодателя является его правом, но не обязанностью. Статья 81 ТК РФ гласит, что трудовой договор «может быть расторгнут работодателем» при наличии оснований, в ней предусмотренных.

Невозможность продолжения работы – следствие отказа в допуске к тайне

Обратите внимание! Перечень медицинских противопоказаний для осуществления работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 16.03.99 № 83

Прекращение допуска работника к государственной тайне объективно влечет за собой невозможность продолжения работы и прекращение трудового договора по п. 10 ч. 1 ст. 83 ТК РФ. Статья 83 ТК РФ закрепляет, что по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, трудовой договор подлежит прекращению. Другими словами, работодатель обязан уволить работника при наличии любых обстоятельств, предусмотренных данной статьей . В этом случае решение о расторжении трудовых отношений не зависит от усмотрения сторон. Однако инициатива прекращения трудового договора может исходить и от третьих лиц (прежде всего от государства в лице уполномоченных органов).

Само по себе рассматриваемое основание прекращения трудового договора не связано с виной работника, однако прекращение допуска к государственной тайне может наступать как вследствие виновных действий работника, так и по иным обстоятельствам.

Случаи, при которых допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен, перечислены в ст. 22 и 23 Закона РФ от 21.07.93 № 5485-1 «О государственной тайне» (далее – Закон о государственной тайне).

Допуск как дополнительное условие договора

Расторжение трудового договора по данному обстоятельству возможно только в том случае, если выполнение трудовых обязанностей требует допуска к государственной тайне, что должно быть предусмотрено должностной инструкцией или должностным регламентом. Кроме того, соответствующее условие обязательно должно быть включено в трудовой договор в качестве дополнительного условия в соответствии с ч. 4 ст. 57 ТК РФ. В противном случае увольнение по данному основанию будет незаконным.

Так, Б. обратилась в суд с иском к ФГУП «Особое конструкторское бюро противопожарной техники» (ОКБ ПТ) о восстановлении на работе, оплате времени вынужденного прогула и компенсации морального вреда.

Между истицей и ответчиком был заключен контракт, в соответствии с п. 1 которого она была назначена на должность начальника планово-экономического отдела (ПЭО). Позднее приказом № 43 ее уволили в связи с прекращением допуска к государственной тайне.

Б. не согласилась с увольнением по данному основанию, так как заключенный с нею контракт не предусматривал допуска к государственной тайне. При приеме на работу ее не ознакомили с Положением, согласно которому она могла выполнять функции начальника ПЭО только при наличии допуска формы № 2. По ее мнению, действительным мотивом увольнения явилось недовольство директора ОКБ ПТ И. тем, что она сообщила о недостатках в работе предприятия в вышестоящую организацию.

Решением Тверского областного суда исковые требования Б. удовлетворены в полном объеме.

В кассационной жалобе ОКБ ПТ поставило вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального права. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ не нашла оснований для ее удовлетворения (определение Верховного Суда РФ от 13.04.04 № 35-Г04-5).

В соответствии с положениями ТК РФ трудовой договор расторгается в случае прекращения допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует такого допуска. Согласно ст. 23 Закона о государственной тайне прекращение допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне является дополнительным основанием для расторжения с ним трудового договора (контракта), если такие условия предусмотрены в трудовом договоре (контракте).

Восстанавливая истицу на работе, суд правомерно указал: в трудовом договоре истицы не была указана в качестве условия обязанность иметь допуск к сведениям, составляющим государственную тайну. Это условие не вносилось в трудовой договор ни при приеме на работу, ни в течение всего периода нахождения ее в трудовых отношениях с ответчиком. То есть истице не вменялась в обязанности работа со сведениями, составляющими государственную тайну, не оформлялся и допуск к таким сведениям, поэтому увольнение не могло быть произведено по причине прекращения допуска к государственной тайне, которого у нее не было. Доказательств того, что вышеуказанное условие предусматривалось, ответчик не представил.

Поскольку ответчик произвел увольнение без законного основания, решение суда о восстановлении истицы на работе в ранее занимаемой должности по нормам ч. 1 ст. 394 ТК РФ является правильным. При этом суд правомерно обязал ответчика оплатить весь период вынужденного прогула со дня увольнения по день восстановления на работе в соответствии с ч. 2 ст. 394 ТК РФ.

Цитируем документ

Статья 22. Основания для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне

Основаниями для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне могут являться:

  • признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления;
  • наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социального развития;
  • постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;
  • выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;
  • уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.

Решение об отказе должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне принимается руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных мероприятий. Гражданин имеет право обжаловать это решение в вышестоящую организацию или в суд.

Статья 23. Условия прекращения допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне

Допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случаях:

  • расторжения с ним трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий;
  • однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны;
  • возникновения обстоятельств, являющихся согласно статье 22 настоящего Закона основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне.

Прекращение допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне является дополнительным основанием для расторжения с ним трудового договора (контракта), если такие условия предусмотрены в трудовом договоре (контракте).

Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает должностное лицо или гражданина от взятых им обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну.

Решение администрации о прекращении допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне и расторжении на основании этого с ним трудового договора (контракта) может быть обжаловано в вышестоящую организацию или в суд.

Федеральный закон от 21.07.93 № 5485-1 «О государственной тайне»

Разглашение тайны

Рассматриваемой нормой не охватывается разглашение государственной тайны работником, допущенным к работе со сведениями, составляющими государственную тайну. В случае разглашения государственной тайны работник может быть уволен по инициативе работодателя за разглашение охраняемой законом тайны (в т. ч. государственной), т. е. в соответствии с подп. «в» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Следует заметить: ст. 81 ТК РФ, в отличие от рассматриваемой нормы, не предусматривает обязанности работодателя прекратить трудовые отношения с работником, а лишь наделяет его правом расторгнуть трудовой договор. Более того, в отношении некоторых категорий работников при увольнении по инициативе работодателя предусмотрены дополнительные гарантии, вплоть до запрета увольнения по данному основанию.

Например, беременная женщина не может быть уволена по инициативе работодателя за разглашение охраняемой законом тайны (ч. 1 ст. 261 ТК РФ).

Оформление допуска и его прекращение

Допуск граждан к государственной тайне на территории России и за ее пределами осуществляется руководителями организаций в порядке, установленном Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утв. постановлением Правительства РФ от 28.10.95 № 1050. Этим же постановлением утвержден Типовой договор (контракт) об оформлении допуска к государственной тайне (приложение к трудовому договору).

В соответствии со ст. 23 Закона о государственной тайне допуск гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя организации в перечисленных случаях.

В случае отстранения гражданина от работы со сведениями, составляющими государственную тайну, оформляется письменное заключение, подготовленное подразделением по защите государственной тайны и структурным подразделением, в котором работает указанный гражданин. Заключение утверждается руководителем организации. Об этом факте письменно сообщается в орган безопасности.

Заключение органа безопасности о нецелесообразности дальнейшего допуска гражданина к документам особой важности, совершенно секретным и секретным сведениям является обязательным основанием для отстранения этого гражданина от работы со сведениями, составляющими государственную тайну.

Гарантии при увольнении

Обратите внимание! Так как прекращение трудового договора вследствие прекращения допуска к государственной тайне не является увольнением по инициативе работодателя, то и на увольняемых по данному основанию работников не распространяются гарантии, установленные для случаев увольнения по инициативе работодателя

Следует отметить, что норма ст. 23 Закона о государственной тайне не носит императивного характера и предусматривает не обязанность руководителя прекратить допуск работника к государственной тайне, а лишь возможность его прекращения. Представляется, что подобный подход не соответствует характеру отношений, возникающих в связи с защитой государственной тайны, однако позволяет в каждом отдельном случае учесть возможные особенности наступления условий прекращения допуска.

Действующим законодательством предусматривается ряд гарантий работникам, увольняемым по рассматриваемому основанию.

Прежде всего, предусматривается обязанность работодателя предложить работнику другую работу (как вакантную должность или работу, соответствующую его квалификации, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую он может выполнять с учетом состояния его здоровья. Уволить работника можно, только если он в письменном виде отказался от перевода на предложенную работу или невозможно предоставить ему такую работу в связи с ее отсутствием.

В то же время следует помнить, что на увольняемых по данному основанию работников не распространяются гарантии, установленные для случаев увольнения по инициативе работодателя. Так, на основании прекращения допуска к государственной тайне трудовой договор может быть прекращен с беременными женщинами, а также в период временной нетрудоспособности работника и в период его пребывания в отпуске.

Для иллюстрации рассмотренного случая приведем пример дела из судебной практики Верховного Суда РФ.

Цитируем документ

Сведения, отнесенные к государственной тайне, по степени секретности подразделяются на сведения особой важности, совершенно секретные и секретные.

К сведениям особой важности следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей.

К совершенно секретным сведениям следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам министерства (ведомства)

или отрасли экономики Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей.

К секретным сведениям следует относить все иные сведения из числа сведений, составляющих государственную тайну. Ущербом безопасности Российской Федерации в этом случае считается ущерб, нанесенный интересам предприятия, учреждения или организации в военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной или оперативно-розыскной области деятельности.

Пункт 3 Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности, утв. постановлением Правительства РФ от 04.09.95 № 870

Обратите внимание! По п. 10 ч. 1 ст. 83 ТК РФ трудовой договор может прекращаться и с беременными женщинами, а также в период временной нетрудоспособности работника и в период его пребывания в отпуске

Е. была уволена с должности главного бухгалтера администрации района распоряжением главы администрации от 24.03.03 по ст. 83 ТК РФ. Не согласившись с увольнением, Е. обратилась в суд с иском о восстановлении на работе и взыскании заработной платы, сославшись на то, что уволена она незаконно – в период беременности. Решением районного суда от 21.05.03 с ответчика в пользу истицы взыскана заработная плата за время вынужденного прогула.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ удовлетворила представление заместителя генерального прокурора РФ, отменив состоявшиеся по делу судебные постановления и направив дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, по следующим основаниям (определение № 26-Впр05-4).

При удовлетворении иска Е. о восстановлении на работе судебные инстанции исходили из того, что не допускается расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременными женщинами (п. 1 ст. 261 ТК РФ). Однако, поскольку увольнение имело место не по инициативе работодателя, ссылка судебных инстанций на п. 1 ст. 261 ТК РФ, запрещающий расторжение трудового договора с беременными женщинами именно по инициативе работодателя, является безосновательной.

При увольнении по данному основанию выплата выходного пособия работнику Кодексом не предусмотрена. Однако трудовым договором или коллективным договором могут предусматриваться случаи, когда при прекращении трудового договора по п. 10 ч. 1 ст. 83 ТК РФ работнику выплачивается выходное пособие и указывается его размер (ч. 4 ст. 178 ТК РФ).

Например, выходное пособие при увольнении выплачивается в том случае, когда прекращение допуска к государственной тайне не обусловлено виновными действиями работника и не связано с исполнением работником должностных обязанностей.

В приказе (распоряжении) о прекращении трудового договора с работником в качестве основания его прекращения записывается: «…прекращение допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует такого допуска, пункт 10 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации ». Аналогичные записи делаются в трудовой книжке и в личной карточке работника (унифицированная форма № Т-2).

Случайные статьи

Вверх