Должны ли платить алименты, лишенные прав родители?
Предлагаем обсудить две таких тесно переплетающихся темы, как лишение родительских прав и . Физические лица узнают про...
Поскольку при вождении делается много ошибок, нужно знать способы их исправления. Эта статья подробно опишет, как лучше всего поступить, если , не поняв, что это было ДТП. Принципиальное значение в такой ситуации имеет факт добровольной явки нарушителя. В некоторых случаях спровоцировавшим ДТП даже удается . Обо всем этом, а также о том, когда можно оставить место ДТП, читайте в нашем обзоре.
Не всякий контакт с другим транспортным средством может быть замечен водителем. Вследствие этого и возникает большинство проблем у ответственных автовладельцев. Чаще всего они сталкиваются с ситуацией, когда , но сам этого не заметил и покинул место ДТП. То есть в конкретном случае имеет место неумышленное правонарушение.
Оставление места происшествия, независимо от его тяжести, – это проступок, носящий административный характер. Ответственность за него регламентируется Кодексом об административных правонарушениях (КоАП). Поэтому виновному нужно знать, как минимизировать тяжесть последствий своего неумышленного поступка. Однако в этом случае все зависит от оперативности пострадавшего. Если он заметит ущерб и вовремя обратится с этой проблемой в соответствующие органы, то нужно быть готовым нести ответственность.
Однако в некоторых случаях нарушителям улыбается удача. Если водитель , не нанеся тяжелого ущерба имуществу пострадавшего и не причинив вред здоровью человека, то данное правонарушение имеет статус административного. Следовательно, существует определенный срок давности, по истечении которого претензии к виновному гражданину предъявляться не могут. Об этом говорится в ст. 4.5 КоАП (п. 1) :
Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей – по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения …безопасности дорожного движения.
То есть если с момента незначительного ДТП прошло более 2 (или 3, если дело было подано в суд) месяцев, то виновник может просто забыть об инциденте.
Если срок давности еще не прошел, то законопослушный гражданин, виновник ДТП, для смягчения наказания должен добровольно явиться в дорожную инспекцию и сообщить о совершенном деянии, если он каким-то образом узнал о нем. Согласно ст. 4.2 (ч. 1.3, 1.4) КоАП , это является смягчающим обстоятельством:
Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются: …добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении; оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.
Последствия такого инцидента могут быть более чем серьезными. Тем, кто до сих пор не знает, чем грозит неумышленное оставление места аварии в 2019 году, рекомендуем обратиться к законодательной базе. Цитата из ст. 12.27 КоАП имеет однозначную трактовку:
Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Наказание виновнику ДТП за уезд с места аналогично наказанию при таком же нарушении на дороге. При этом не принимается во внимание вероятность того, что виновный мог не заметить произошедшего инцидента. В случае если при данном происшествии были свидетели, то виновный может быть определен довольно быстро. Наказанием за такие нарушения обычно служат:
Перед рассмотрением вопроса об ответственности за оставление места аварии необходимо выяснить точное определение термина «дорожно-транспортное происшествие», выяснить его основные характеристики. Не каждый инцидент на дороге может быть признан аварией. ДТП подразумевает ситуации на дороге с такими признаками:
Не относится к ДТП соприкосновение транспортных средств, при котором не повреждено лакокрасочное покрытие и образовалась лишь небольшая потертость, нет никаких других повреждений.
При этом от участников указанных выше событий закон не требует вызывать полицию, регистрировать обстоятельства, собирать документы для страховой компании. В этой ситуации не наказывают за оставление места происшествия.
Водители часто пренебрегают сложившимися обстоятельствами и могут подвергнуться строгому наказанию.
Ответственность водителя за то, что он уехал с места дорожно-транспортного происшествия, регламентирована п. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, которая устанавливает следующее наказание:
Меру наказания определяет суд. В подавляющем большинстве случаев избирается лишение прав.
Административный арест не может применяться для определенных категорий лиц:
В законе определены обстоятельства, при которых ответственность водителя не предусматривается. Свод правил дорожного движения относит к ситуациям, при которых разрешается покидать место аварии:
Только в этих случаях водителю не грозит ответственность за оставление места ДТП, поскольку все документы он успеет оформить вовремя.
Важно помнить, что при оставлении места аварии страховая компания в 100% случаев отказывает в компенсации ущерба.
Вне зависимости от того, был ли умысел в действиях водителя, он окажется в центре крупных неприятностей. По статистике, в 90% случаев удается доказать причастность автомобилиста к аварии, его доводы часто признают неубедительными, невиновность доказать трудно. Оставление места ДТП грозит лишением прав и возмещением огромных расходов на ремонт чужого авто, даже если водитель не был виновником аварии. Скрывшийся автомобиль подают в розыск и останавливают на ближайшем посту ДПС. По ориентировкам, разосланным на все посты, сотрудники полиции быстро находят авто, или его фиксируют камеры наблюдения.
Срок давности по данному нарушению составляет 3 месяца. Поэтому водители, оставившие место аварии, как правило, на это время оставляют авто в подземном паркинге или на охраняемой стоянке, а сами не появляются по месту регистрации, где полиция проводит розыскные мероприятия.
Неумышленное оставление места аварии тоже случается. Это чаще происходит ночью на плохо освещенных улицах, при неблагоприятных погодных условиях. Если автомобиль столкнется с другим, водитель может не заметить этого и поехать дальше. При данных обстоятельствах водители неумышленно становятся нарушителями, но им также грозит лишение прав. Причинами оставления места аварии без умысла часто являются:
Водителю, оставившему место ДТП, придется доказывать свою невиновность в судебных органах. Если с вами случилось подобное, мы рекомендуем обратиться за правовой помощью к нашим консультантам онлайн через сайт или по телефонам.
Водитель, выезжая со стоянки, задел соседнее авто. Заметил повреждение на своей машине лишь на следующей остановке - решил вернуться. Вернувшись, нашел на месте разъяренного владельца притертой машины и строгого инспектора ГИБДД, который вменил ему оставление места ДТП. А это, если вы помните, год без прав…
Таких примеров много. Один водитель авто уезжает с места ДТП, потому что второй участник идет на него с бейсбольной битой. Другой делает это из страха, третий – от возмущения или после потери контроля над ситуацией. Многие понимают, что поступили неправильно и возвращаются на место аварии (других вариантов мы здесь не рассматриваем). Вопрос: подлежит ли амнистии водитель, который вроде бы и оставил место ДТП, но ненадолго?
Напомним, согласно части 2 статьи 12.27 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ) «Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием» водитель, оставивший в нарушение Правил дорожного движения место дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, наказывается лишением права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административным арестом на срок до пятнадцати суток. Интересная деталь: участники ДТП могут оставить место аварии при оформлении ее по европротоколу – если в ней участвуют два автомобиля, если ущерб невелик, если водители едины в мнении о виновнике аварии. В этом случае водители столкнувшихся автомобилей могут не вызывать на место сотрудников ГИБДД – оформить аварию самостоятельно. Но это совсем другая история…
В Правилах дорожного движения и Кодексе об административных правонарушениях ничего не написано о том, как наказывать водителя, который ненадолго покинул место ДТП – намеренно или по незнанию. Следует ли применять часть 2 статьи 12.27 КоАП РФ в случае, если он вдруг понял, что был не прав, осознал свою вину и вернулся к месту аварии? Собственно, российские суды, разбирающие автоаварии, так и делают. Часто еще и издеваются, спрашивая оступившегося автомобилиста о том, что ему больше по вкусу – 15 суток или год без прав. Но в начале 2017 года Верховный суд России, рассмотрев подобную ситуацию (водитель вернулся на место ДТП еще до приезда «гаишников», но свидетели подтвердили, что он «отъезжал», на основании чего районный суд «впаял» ему лишение прав на срок один год и два месяца), дело прекратил, заявив, что в подобных обстоятельствах нет оснований для применения части 2 статьи 12.27 КоАП РФ. Если водитель не выполнил требование пункта 2.5 ПДД при аварии – не остановился, не выставил знак аварийной остановки, не включил аварийную ситуацию – его можно привлечь к административной ответственности согласно части 1 статьи 12.27 КоАП РФ. А это уже совсем другое наказание – одна тысяча рублей.
Верховный суд порекомендовал судам низших инстанций внимательно изучать судебную практику высшего судебного органа Российской Федерации, рассматривать конкретные обстоятельства дела и принимать соответствующие (читай, справедливые) решения.
Вывод: Если участник ДТП отъехал на незначительное расстояние, но потом вернулся, при этом обстоятельства происшествия были установлены с его участием, он не заслуживает наказания в виде лишения прав. Верховный суд РФ так сказал…
Интересное для водителей решение принял Верховный суд. Если виновник ДТП уехал с места происшествия, но вернулся к моменту оформления аварии сотрудниками ГИБДД, то наказывать его как скрывшегося не имеет смысла.
Дело происходило в Крыму. 13 января прошлого года некий водитель Кострыкин в 11.45 утра двигался по дворовой территории дома 1 "а" по улице Дмитрова в поселке Черноморское на своем автомобиле. И задел припаркованную машину. Из документов неясно, заметил ли он удар, останавливал ли машину, но ясно, что с места происшествия он уехал.
Далее - тоже непонятно. То ли совесть проснулась, то ли, доехав до места он обнаружил легкие повреждения на машине и, сопоставив обстоятельства, вычислил, где он их мог получить. Но Кострыкин вернулся на место происшествия. Причем еще до приезда сотрудников ГИБДД. Он присутствовал при установлении обстоятельств происшествия и подписал схему к протоколу осмотра места аварии. В протоколе об административном правонарушении он сделал отметку о том, что место ДТП не покидал. Однако его отсутствие до приезда ГИБДД подтверждалось показаниями свидетелей и было зафиксировано в протоколе.
Черноморский районный суд на основании этих документов решил, что Кострыкин скрылся с места ДТП, за что и должен понести ответственность по части 2 статьи 12.27 КоАП - "Оставление водителем в нарушение ПДД места ДТП, участником которого он являлся". И лишил его прав на один год и два месяца. Это решение подтвердил и Верховный суд республики Крым.
Виновник участвовал в оформлении происшествия ДТП. Значит, ответит только за нарушение правила
Но Верховный суд РФ с этим не согласился. Из материалов дела следует, что на момент приезда сотрудников полиции Кострыкин находился на месте. Обстоятельства происшествия установлены с его участием. Схема происшествия подписана и им, и другим участником ДТП. Второй участник и свидетели также подтверждают, что Кострыкин на момент приезда сотрудников ГИБДД присутствовал на месте.
При таких обстоятельствах нет оснований для вывода об оставлении Кострыкиным места ДТП, участником которого он является.
Да, он не выполнил требование пункта 2.5 Правил дорожного движения: немедленно остановить автомобиль, включить аварийную сигнализацию, выставить знак аварийной остановки и не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию. За что его можно привлечь к ответственности по части 1 статьи 12.27 КоАП - штраф 1 тысяча рублей. Но, поскольку он уже начал исполнять наказание по неправильно вмененной ему части 2 этой же статьи, то Верховный суд дело прекратил.
Все судьи должны внимательно изучать судебную практику Верховного суда и ориентироваться на нее. Но при этом необходимо рассматривать конкретные обстоятельства дела. Так, например, в ГИБДД считают, что подобные ситуации, когда человек во дворе задел другую машину, уехал, а потом вернулся, не заслуживают сурового наказания в виде лишения прав. Однако бывают и другие ситуации.
Например, водитель сбил человека и уехал. А потом вернулся. Это уже можно квалифицировать как оставление в опасности. И не важно, какие необходимые обстоятельства были у водителя, чтобы покинуть место ДТП в такой ситуации.
Другой случай. За рулем в момент ДТП находился нетрезвый водитель. Он уехал с места аварии, попросил трезвого родственника сесть за руль, вернуться на место аварии и поучаствовать в ее оформлении, взяв вину на себя. Если бы он сам остался на месте ДТП, ему грозила бы не только расплата с пострадавшими, но и лишение прав, а также штраф 30 тысяч - за первый случай управления в нетрезвом виде. А за повторный - уже уголовная ответственность.
А трезвый родственник за рулем, который вписан в полис ОСАГО, отделается всего лишь штрафом за нарушение правил, а также повышенным тарифом за автогражданку.