Дети имеют право на особую защиту и помощь

Тема: «Дети имеют право на особую заботу и помощь»

Цели урока:

Обучающие:

Знакомство с основными документами, где закреплены права детей;

Понимать суть основных прав ребенка.

Развивающие:

Уметь выявлять взаимосвязь между основными вехами развития ребенка и приобретаемыми правами и обязанностями;

Уметь соотносить права ребенка, зафиксированные в документах с реальным их воплощением.

Воспитательные:

Воспитание гражданственности, сознательного отношения к своим правам и обязанностям, умение защищать их.

Оборудование: документы (Конвенция о правах ребенка, Конституция ПМР, Семейный кодекс, Закон об образовании), раздаточный материал.

Тип урока: интегрированный (окружающий мир, история, обществознание)

Ход урока.

Эпиграф: (на доске)

«Тот, кто отстаивает права ребёнка, иначе говоря, отстаивает будущее»

Виктор Гюго.

«Человечество обязано давать детям лучшее, что имеет»

«Декларация прав ребенка».

Проблемный вопрос . Почему соблюдение прав ребёнка зависит от взрослых?

Работа со словарём.

Конституция

Декларация

Конвенция

Право

Права человека

Законы

Учитель начальных классов. У нас сегодня необычный урок - интегрированный урок Окружающего мира и обществознания. Этот урок будет проведён мной и учителем истории и обществознания.

Добрый день! Сегодня мы сделаем шаг, в новый для вас курс, который вы будете изучать со следующего года – «История» и «Обществознание»

Учитель начальных классов. Тема нашего урока «Дети имеют право на особую заботу и помощь» и начнём его со стихотворения, которое нам прочтёт___________ (Необходимо раздать слова стихотворения ученику в классе)

Я – ребенок, я - человек, я должен иметь права.

На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.

Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,

Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.

Я имею права, чтобы мир на Земле царил всегда и везде.

Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина.

Учитель начальных классов. Как вы уже поняли сегодня мы будем говорить о том, что является важным для всех людей – о наших правах. Давайте поговорим о том, для чего нужны права.

Скажите, пожалуйста, какие ассоциации возникают у Вас со словом «права»?

Ассоциации-

1.Закон

2.Истина

3. Правда

4. Правильно поступаю

5. Правота

6. Правовое мнение

7. Суд

8. Правосудие

9.Власть

10. Правила

11. Нормы

Учитель начальных классов. Сегодня мы много узнаем о наших правах и никому не позволим их нарушать, и сами не будем нарушать права других людей. Наша задача хорошо запомнить их и правильно пользоваться своими правами и соблюдать права других людей.

Учитель начальных классов. Вашим домашним заданием был рисунок, который надо было нарисовать на листке с проведённой прямой линией. Эта линия должна была использоваться как неотъемлемая часть рисунка. Давайте внимательно посмотрим, что же получилось. Внимательно посмотрите сначала в свои листочки, затем на листочки ваших друзей. Мы видим, что все рисунки разные. Вот такие разные и вы, непохожие друг на друга. Сколько в мире людей, столько и разных личностей, интересов, рисунков и в каждой личности заложены свои качества

Все мы разные - но одно у нас общее - это наши права и обязанности, которые общие для всех. И мы все в равной степени должны их выполнять.

Существуют документы, в которых прописаны наши права. На сегодняшнем занятии мы познакомимся с одним из таких документов.

Каждая страна живет по своим законам. В нашей стране, как и в других странах, основным законом является Конституция. Конституция Приднестровской Молдавской Республики была принята . С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны. В Конституции содержатся основные права и обязанности граждан.

Учитель начальных классов. Для каждого из вас на парте приготовлены листочки с новыми словами касающиеся нашей новой темы, дома эти листочки вклейте в свою тетрадь, а термины необходимо выучить. На листочках следующие термины –

-конституция

-декларация

-конвенция

-право

-права человека

-законы

Учитель начальных классов. Какие же права есть у человека? Чтобы ответить на этот вопрос, вам будет необходимо поработать с одним из разделов Конституции самостоятельно. У каждого на парте лежит документ, который называется « Права, свободы, обязанности и гарантии человека и гражданина». Ваша задача прочитать статьи и ответить на интересующий нас вопрос: « Какие же права есть у человека?»

Как вы считаете, какое право самое важное? Почему?

ВЫВОДЫ- Все статьи нужны, все права важны.

Мы маленькие дети,

Имеем мы права.

Ходить учиться в школу,

Лечиться – к докторам.

Свободные, счастливые

Должны мы быть всегда.

Чтоб мы не знали горя,

А нами гордилась страна.

Теперь давайте поговорим о ваших правах - о правах ребёнка, каково было положение детей в разные исторические эпохи.

Учитель истории и обществознания. Еще 200-300 лет назад, когда основной ячейкой общества являлась большая многодетная семья, детей ценили как рабочие руки. Дети - это будущие кормильцы состарившихся родителей, о которых надо заботиться. Детства, как особой стадии развития человека, в не существовало. В те времена художники изображали детей как маленьких взрослых: у них были взрослыми не только лица, но и одежда. Как только ребенок вырастал из пеленок, его сразу же одевали в костюм, ничем не отличающийся от одежды взрослого, но небольшого размера. Лишь в XVI-XVII веках появляется детская одежда, отличающая ребенка от взрослого.

Прежние времена отличались высокой рождаемостью и большой детской смертностью. Дети умирали от болезней, которые тогда не умели лечить, а также от антисанитарии, которая царила в жилищах. Кроме того, детей надо было кормить, а если случался голод - явление частое в древнем и средневековом обществах, - еду получали в первую очередь те, кто сам добывал ее, т.е. взрослые.

Вот почему в ребенке видели не только будущего кормильца, но и серьезную обузу.

Первобытные племена освобождались от детей в периоды засухи, голода и недоедания. Древние спартанцы уничтожали физически слабых младенцев, считая, что они приносят несчастье родителям и не способны защищать отечество в битве с врагом.

Средневековье пестрит сообщениями о побоях и родительском деспотизме.

Учитель начальных классов. Давайте сделаем вывод какие изменения произошли в положении ребенка в современном мире (ответы детей).

Учитель истории и обществознания. Ежегодно 1 июня почти все страны отмечают день защиты детей. Первый Международный день защиты детей был проведён в 1950 году. Дети являются самой беззащитной группой в обществе, у них нет экономической независимости, и соблюдение их прав зависит от взрослых. Дети не всегда умеют и способны за себя постоять. Этот праздник напоминание взрослым о том, что дети нуждаются в их постоянной заботе и защите и что взрослые несут ответственность за них.

20 ноября 1959 год – Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав ребёнка.

20 ноября 1989 год – Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребёнка.

С 15 сентября 1990 года участницей Конвенции ООН о правах ребёнка является РФ.

Учитель начальных классов. В ПМР права детей, кроме Конвенции о правах ребёнка, защищены Конституцией ПМР и Законом ПМР «О правах ребёнка».

Познакомтесь, пожалуйста, со статьями о правах детей .

Итак, скажите, согласно статье первой, кто является ребёнком? (Ребёнком является каждый человек по достижению 18-летнего возраста.)

Различаются ли чем-то права белого человека от чёрного? Христианина от католика? (Все дети имеют равные права, независимо от расы, национальности, этнического происхождения, пола, языка, религии, имущественного положения и социального происхождения.) Показать мульт-выпуск 1

Какие ещё права есть у ребёнка?

Давайте закрепим наш пройденный материал в игровой форме. Первое наше задание это 1.Работа с карточками «Права в сказках»

Вам даны 2 столбика. В первом столбике изображение из сказки и её название, а во втором столбике различные права. Ваша задача показать в какой сказке, какое право нарушено. Например: сказка Буратино. Папа Карло подарил ему азбуку, чтоб он учился. Но в первый же день по пути в школу мальчик видит кукольный театр и продаёт азбуку, чтобы купить билет. Из этого можно сделать вывод, что в данной сказке нарушено право на образование.

2. Игра «Разрешается - запрещается». Учитель. Ребята, вы уже знаете, что все люди - взрослые и дети - имеют различные права: на жизнь, учебу, работу, отдых и др.

Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается - запрещается».

Я буду говорить о каком-то праве, а вы - находить соответствующую ему карточку. Разрешается - зелёная карточка. Запрещается - красная карточка

Вот в углу стоит мальчонка,

Плачет, надрывается.

Бить, наказывать ребенка Строго…(запрещается.)

С мамой дети должны жить,

Ей цветы всегда дарить - Это…(разрешается).

Эта грань обозначает:

Мать с ребенком разлучают. Это…(запрещается.)

Рисовать и петь, учиться,

Если заболел - лечиться.

Это…(разрешается.)

Этот трудится ребенок, Мало у него силенок, Ноги подгибаются.

В детстве тяжкая работа …(Запрещается)

Вместе дружно в мире жить, С разными детьми дружить – Это…(разрешается.)

3. Кроссворд

1. Согласно ст. 29 конвенции о правах ребенка, образование должно быть направлено на развитие личности, умственных и физических способностей ребенка и его…

2. Ст. 31 Конвенции признает право ребенка на отдых и …

3..Кто несет основную ответственность за воспитание и развитие ребенка?

4. Право ребенка, на что закреплено в ст. 28 Конвенции?

5.Неотъемлемое право ребенка, на что закреплено в ст. 6 Конвенции?

1. Талантов. 2. Досуг. 3. Родители. 4. Образование. 5. Жизнь.

4. «Ребусы» Разгадать ребусы на тему "Твои права".

Каждый ребенок имеет право на …

Ответы: жизнь, имя.

5.Закрепление Учитель истории и обществознания. Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием - назвали все права, о которых мы вам говорили.

Вот и подходит к концу наш урок. Мы сегодня с вами очень хорошо поработали, запомнили разные , поговорили о хороших и плохих поступках. Какие выводы вы для себя сделали? Какие извлекли уроки из общения с товарищами?

Вы живёте не одни, а среди людей, поэтому учитесь принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях, контролировать своё поведение в общении с другими людьми:

Умейте выслушивать собеседника, не перебивая;

Умейте признавать, что были не правы;

Помогайте товарищу, старайтесь договориться с ним;

Говорите всегда только правду;

Радуйтесь успеху товарища;

Дал слово - держи его, дал обещание - выполни!

Я с вами прощаюсь и напоминаю о том, чтобы вы соблюдали права другого человека - не подвергали никого жестокому обращению. Помните правило:

Худо тому, кто добра не делает никому.

4. Домашнее задание стр. 22 учебника.

Анкета

1. Как вы думаете, актуальна ли в наше время проблема прав детей? Почему? Объясните свою точку зрения.

2. Знаете ли вы теперь свои права?

3. Перечислите основные права ребенка.

4. Назовите документы, в которых фиксируются права детей?

5. Назовите главный документ по правам ребенка.

6.Для чего необходимо знать свои права и обязанности?

В конце урока ученик рассказывает стихотворение Этот мир многогранен и тесен,

И ребенку не просто в нем жить...

Так, чтоб обществу был он полезен

Мог дружить и, конечно, любить

И какой бы он не был натуры,

В шутке, юморе меру чтоб знал,

Категории «долг», «честь», культура»

Без условий всегда понимал.

А поможет ему разобраться

И поверить в себя самого

Справедливый закон государства

Для защиты прав и свобод!

Новые слова, которые необходимо запомнить.

Конституция - основной закон государства, определяющий основы общественного и государственного строя, систему государственных органов, права и обязанности граждан».

Декларация – н азвание , имеющее целью придать ему ; это соглашение по специальному вопросу, обязательное для государств, которые к нему присоединились, то есть подписали договор.

Права человека - это охраняемая законом мера возможного поведения человека, направленная на реализацию его интересов.

Закон - свод обязательных норм и правил, регулирующих общественные отношения.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Правовые основы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей

2. Государственная защита прав и интересов несовершеннолетних детей

2.2 Формы и способы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей

Заключение

Литература

несовершеннолетний юстиция разбирательство семейный

Введение

Дети являются высшей ценностью каждого государства. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что критерием дееспособности и прозорливости власти является ее отношение к детям, уважение и защита их прав, свобод и законных интересов.

Преодоление глубочайшего кризиса российского общества заключается в его коренном социально-экономическом и духовно-нравственном оздоровлении. Вместе с тем социальная защита несовершеннолетних граждан не может сводиться к решению проблем лишь чисто материального характера. В связи с чем приобретает актуальность выбранной темы работы.

Каждому гражданину Российской Федерации гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст.46 Конституции РФ). Это конституционное положение относится ко всем гражданам независимо от их возраста и получило закрепление в текущем законодательстве.

Основой данного исследования явились Федеральные законы: Семейный кодекс РФ 1995 г. СЗ РФ от 1.01.1996 г. N 1 ст. 16. , «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998 г.) СЗ РФ от 3.08.1998. № 31, ст. 3802. ,«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999 г.) СЗ РФ от 28.06.1999. № 26, ст. 3177. , «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» (2001 г.)Собрание законодательства Российской Федерации от 23 апреля 2001, N 17 ст. 1643. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (1996 г.)Собрание законодательства Российской Федерации от 23 декабря 1996, N 52 ст. 5880. , Конвенция о правах ребенка 1989 года ВВС СССР. 1990. № 45. Ст. 955. и многие другие нормативно-правовые акты.

В работе использованы материалы следующих исследователей:Ананиан Л.Л., Беспалова Ю., Вышкиной С.В., Диана В., Королева Ю.А., Нечаевой А.М., Сахновой Т.В., Тер-Акопова А. А., Шнекендорфа З.К., Шерстюка В.М., Эрделевского А.М. и других ученых правоведов.

Цель и задачи настоящей работы: проанализировать способы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей, проанализировать различные точки зрения на проблему создания специализированной системы юстиции для несовершеннолетних.

Структурно работа состоит из 2 глав, разбитых на соответствующие параграфы, введения, заключения, списка источников и литературы и приложений.

1. Правовые основы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей

1.1 Правовое положение несовершеннолетних детей в России

Социально-экономический кризис в России привел к снижению уровня жизни и массовым нарушениям прав детей. За последние десять лет количество детей сократилось почти на 4 млн. Младенческая и детская смертность в России в 2005 г. в 2-3 раза выше, чем в развитых странах. Часть детей сегодня находятся вне сферы заботы государства: они не получают того, что им гарантируют Конвенция о правах ребенка и Конституция Российской Федерации, а также многочисленные законы и национальные планы Независимый доклад Российского Детского фонда «О положении детей и реализации Конвенции о правах ребенка в Российской Федерации» // Дитя человеческое. Специальный выпуск. - 2006. № 4-6. .

Результаты специального исследования реальности и реализуемости прав детей в нашем государстве за последние годы показали, что:

во-первых, принцип приоритета детства, декларируемый на всех уровнях власти, ни на одном из них не реализуется в полной мере;

во-вторых, интересы детей при разработке многих законов не принимаются во внимание;

в-третьих, проблемы улучшения положения детей решаются фрагментарно, от случая к случаю, без системной основы, т. е. в основном проводится бесперспективная политика «латания дыр»;

в-четвертых, законодательные акты, регулирующие финансовые, налоговые, экономические, правовые решения, не учитывают последствий их принятия в сфере детства, а отсюда, по существу, следует, что ни один из многочисленных законов, принятых за последние пять лет, не содержит прогноза прямых и косвенных результатов своего действия в сфере детства.

Необходимо признать, что законы создающие условий для улучшения положения детей оказались неработающими и органами исполнительной власти разных уровней они во многом не выполняются.

Россия к концу XX века не стала ни демократическим, ни правовым государством. Российское законодательство не обеспечивает в должном объеме безопасность детей, индифферентно к их физическому, духовному, психическому здоровью. Эти обстоятельства приводят к росту детской преступности. В лучшем случае власть способна фиксировать социальные девиации в детской среде. Изменить что-либо такая «социальная активность» исполнительной власти объективно не может.

Положение российских детей остается до сих пор в критическом состоянии. Около 35 млн. детей (что составляет 23,9% населения России) остаются в течение многих лет самой незащищенной частью российского общества. Жизненный уровень ребенка в нашей стране зависит от социального положения его законных представителей, государство не дает никаких гарантий для достойного развития несовершеннолетних граждан. Анализируя положение детей в ретроспективе, к числу основных причин, обусловливающих в последние годы сокращение для абсолютного большинства российских детей вышеперечисленных условий вплоть до их полной ликвидации, можно отнести:

Попрание прав детей в различных сферах их жизнедеятельности;

Снижение уровня благосостояния семьи, имеющей детей;

Неразвитость системы социальной защиты материнства и детства (пособия на детей ничтожно малы);

Рост безработицы;

Тотальную духовно-нравственную деградацию общества;

Легализацию криминальных форм жизнедеятельности не только и не столько отдельных личностей, сколько уже сформировавшихся поколений.

Конвенция ООН по правам ребенка, участником которой является и Российская Федерация, обязывает государства совершенствовать правовой механизм, препятствующий нарушению прав несовершеннолетних.

Специализация в сфере правовой защиты гражданских прав в зависимости от категории лиц, чьи права подлежат защите, - мировая тенденция.

1.2 Специализированная система юстиции для несовершеннолетних детей

На начальном этапе любого научного анализа необходимо определить исходные понятия. Применительно к данной главе основным понятием, несомненно, является термин юстиция. В юридической литературе этот термин употребляется в узком и широком смысле. В узком смысле слово юстиция понимается как «система органов судебного ведомства, находящегося в подчинении Министерства юстиции» Юридический словарь. М., 1953. С. 775. . В широком значении юстиция - это деятельность, направленная на осуществление права, правосудия, законности Энциклопедический словарь правовых знаний. - М., 1965. С. 511-512. . Для целей данного изучения представляется необходимым использовать второе более широкое понятие, имеющее не столько правовой, сколько социальный смысл. Ювенальная юстиция это система органов осуществляющих защиту прав и интересов несовершеннолетних.

Социальная потребность в системе ювенальной юстиции связана с необходимостью, прежде всего, нормализовать условия жизни и воспитания детей и подростков путем защиты их прав и свобод, оказания правового воздействия на лиц, непосредственно занимающихся воспитанием, обучением, подготовкой к труду, охраной здоровья и т.п. При наличии правового основания органы ювенальной юстиции принимают решения и реализуют в отношении лиц, не достигших 18 лет, необходимые меры правового воздействия.

Сформулированные таким образом цели ювенальной юстиции позволяют определить ее функции. Ее органы, по нашему мнению, должны обеспечить в максимально возможной степени справедливость любого правового решения в отношении несовершеннолетних. Понятие справедливости шире законности и обоснованности, оно включает:

а) правильный выбор меры воздействия в пределах санкции закона;

б) охрану несовершеннолетних от реального проявления несовершенства закона, его несоответствия реальным условиям жизни подрастающего поколения и т. п., любое несправедливое решение подростком воспринимается не так, как взрослым, оно быстрее и интенсивнее блокирует желание несовершеннолетнего исправиться и, наоборот, способствует сохранению социально-психологической установки, противоречащей нормам права;

в) защиту прав и законных интересов, несовершеннолетних при рассмотрении любого дела. Речь идет о правах и законных интересах, как связанных с предметом доказывания по делу, так и находящихся за его пределами, о нарушении которых становится известно правоохранительным органам;

г) обеспечение в максимально возможной степени социализации несовершеннолетнего. Особое воспитательное воздействие, которое должны оказывать на подростка органы ювенальной юстиции представляется недостаточным в плане адаптации его к жизни в обществе. Помимо нравственно-психологических качеств он должен приобрести социальные качества личности. В социологии и педагогике этот процесс называется социализацией личности. При этом воспитание рассматривается как одно из средств социализации. Формирование социальных свойств личности достигается образованием, подготовкой к труду, укреплением здоровья и т. п. Право на образование охрану здоровья является конституционным. Поэтому представляется, что применение к подростку мер правового воздействия не должно прерывать процесс социализации личности несовершеннолетнего. Процесс этот необходимо продолжить, включив в его реализацию органы ювенальной юстиции и предоставив им для этого соответствующие материальные условия. Помимо этого следует подчеркнуть, что все перечисленные социальные функции ювенальной юстиции, выполнение которых необходимо с точки зрения потребностей личности и общества, должны найти должное отражение в соответствующих правовых актах.

Государство, как правило, замечает и воздействует на ребенка, когда он уже стал правонарушителем или преступником. Однако тогда это воздействие становится запоздалым. Преступником мы называем подростка условно, поскольку деяния, совершенные им, при условии его совершеннолетия неизбежно повлекли бы за собой уголовную ответственность.

В рассмотрении вопросов юридической защиты прав подростков судья, прежде всего, должен подробнее разобраться в целом ряде психологически и педагогически сложных аспектов подросткового возраста. Следовательно, для правильного и взвешенного определения необходимой меры воздействия на несовершеннолетнего правонарушителя судья остро нуждается в полноценной, проанализированной, обобщенной и компетентно представленной информации о подростке и его средой окружении.

Только всестороннее рассмотрение обстоятельств и ситуации позволит принять взвешенное, справедливое судебное решение, способное вернуть подростка в общество не с «пожизненной печатью» уголовника, а полноценным его членом. Именно такая ресоциализация и должна быть основной заботой и целью общества, государства, а, следовательно, и органов правосудия.

2. Государственная защита прав и интересов несовершеннолетних детей

2.1 Семейно-правовые средства обеспечения безопасности несовершеннолетних детей России

В современной научной литературе даются различные определения безопасности личности, под которой, в частности, понимается: а) защищенность условий, обеспечивающих реализацию прав и свобод личности и возможности для ее саморазвития Геополитика и национальная безопасность. Словарь основных понятий и определений / Под общ. ред. В. Л. Манилова. - М., 2005. С.18. ; б) состояние защищенности человека от факторов опасности на уровне его личных интересов и потребностей; в) социальная защищенность человека, обеспечивающая сохранность самого человека и его отдельных жизненно важных функций в соответствии с наибольшими возможностями общества Тер-Акопов А. А. Безопасность человека. - М., 2006. С.19. .

Обеспечение безопасности личности тесно связано с решением проблемы возрождения и государственной поддержки семьи, выходом из кризисной для России демографической ситуации и созданием условий для эффективной защиты прав и законных интересов детей. Поэтому важное значение имеет рассмотрение юридической безопасности несовершеннолетних как состояния их защищенности семейно-правовыми средствами, от которой во многом зависит состояние безопасности общества в целом. Не случайно различные аспекты защиты прав ребенка в последнее время являются предметом достаточно частого исследования в юридической литературе. Более того, отмечается, что одна из основных целей семейного права - охрана прав ребенка, которая является самостоятельной областью науки семейного права Семейное право: проблемы и перспективы развития (Материалы «круглого стола») // Государство и право. 2008. N 9. С.93, 96. .

С 15 сентября 1990 года Российская Федерация является участником Конвенции ООН о правах ребенка, которая рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную соответствующими правами, способную в определенной мере к их самостоятельному осуществлению и защите. Закрепленный в Семейном кодексе РФ подход к ребенку как к самостоятельному субъекту права соответствует положениям Конвенции о правах ребенка и принятым Российской Федерацией обязательствам обеспечить всемерную защиту прав и интересов ребенка Спесивцева О. И. Права ребенка в Российской Федерации относительно Конвенции ООН о правах ребенка. - Челябинск, 2006. С. 7. .

В международном праве предусматривается необходимость защиты прав ребенка от следующих посягательств: а) произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, или посягательства на честь и достоинство; б) всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации; в) экономической эксплуатации и выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию; г) незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ; д) всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения; е) бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания; ж) всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка Конвенция о правах ребенка 1989 г. - Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г. Ст. 16, 19, 32-34, 37 .

Меры защиты ребенка от перечисленных выше угроз и посягательств могут включать как разработку социальных программ с целью предоставления необходимой поддержки ребенку и лицам, которые о нем заботятся, а также осуществления других форм предупреждения и выявления случаев жестокого обращения с ребенком, так и законодательные, административные, просветительные и иные меры Там же. Ст. 4, 19, 33 . В Российской Федерации государственные мероприятия по защите прав ребенка в соответствии с требованиями Конвенции о правах ребенка осуществляются, как правило, на основе специальных нормативных правовых актов.

2.2 Формы и способы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей

В соответствии со ст. 56 Семейного кодекса РФ ребенок имеет право на защиту своих прав и охраняемых законом интересов. Защита прав и охраняемых законом интересов ребенка осуществляется в предусмотренном законом порядке, то есть посредством применения надлежащей формы и способов защиты. Выделяются две основные формы защиты прав: юрисдикционную и неюрисдикционную. Юрисдикционная форма защиты - это деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых прав. В рамках юрисдикционной формы защиты, в свою очередь, выделяют общий и специальный порядок защиты нарушенных прав.

Неюрисдикционная форма защиты - это действия граждан и негосударственных организаций по защите прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к компетентным органам. Такие действия называют самозащитой прав.

Защита семейных прав согласно ст. 8 Семейного кодекса осуществляется в судебном порядке по правилам гражданского судопроизводства, а в случаях, предусмотренных Семейным кодексом РФ, - государственными органами или органами опеки и попечительства. Возможность судебной защиты членами семьи своих семейных прав отнесена к основным началам семейного законодательства, что соответствует и требованиям ст. 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей судебную защиту прав и свобод каждого гражданина Российской Федерации.

Под судебной защитой гражданских и семейных прав и интересов ребенка следует понимать осуществляемую в порядке гражданского судопроизводства и основанную на конституционных принципах, принципах гражданского, семейного, гражданского процессуального права, а также моральных принципах деятельность судов, направленную на восстановление нарушенных гражданских и семейных прав и интересов ребенка, посредством применения предусмотренных гражданским и семейным законодательством способов защитыБеспалов Ю.Ф. Средства судебной защиты гражданских прав ребенка //Российская юстиция, 2008, N 3. С. 17. .

Защита нарушенных или оспоренных семейных прав происходит в суде общей юрисдикции в порядке искового производства или производства, возникающего из административно-правовых отношений. Основания, в силу которых возможны обращения в суд за защитой прав ребенка, весьма разнообразны и, как правило, указаны в Семейном кодексе РФ, например: установление отцовства и материнства Ст. 48-50 Семейного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (СК РФ) (в ред. от 28 декабря 2012 г.) //СЗ РФ от 1.01.1996 г. N 1 ст. 16. ; оспаривание отцовства и материнства Там же. Ст. 52. ; разрешение разногласий между родителями о воспитании и месте жительства несовершеннолетних детей. Суд обязан определить, с кем из родителей будут проживать несовершеннолетние дети после развода и с кого из них и в каких размерах взыскиваются алименты на детей, если между супругами отсутствует соглашение по этим вопросамТам же. Ст. 24 . В суд может быть обжалован отказ в регистрации брака, назначение органами опеки и попечительства опекуна Там же. Ст. 11. . В судебном порядке может быть защищено любое нарушенное субъективное право ребенкаТам же. Ст. 8. . Таким образом, к компетенции суда закон относит принятие решений по наиболее важным вопросам в сфере защиты прав ребенка.

Суд осуществляет защиту прав детей по правилам гражданского судопроизводства. Возбуждается гражданское дело в суде по иску заинтересованного лица Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. №138-ФЗ //СЗ РФ 2002, № 40. Ст. 3. . Поскольку полная гражданская процессуальная дееспособность наступает до совершеннолетия, ребенок, не достигший 18-летнего возраста, не вправе самостоятельно обратиться в суд за защитой своих прав. Его права и интересы защищают в суде законные представители.

Вместе с тем, если ребенок до совершеннолетия приобрел полную дееспособность в порядке эмансипации либо при вступлении в брак, он может самостоятельно обратиться в суд за защитой своих прав. Кроме того, в соответствии со ст.56 Семейного кодекса РФ при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями обязанностей по воспитанию, образованию либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет - в суд. Семейное законодательство предоставляет и ребенку право самостоятельно защищать субъективные права и охраняемые законом интересы. Как уже было сказано выше, при нарушении прав и интересов ребенка родителями он вправе самостоятельно обратиться в органы опеки и попечительства, а по достижении 14 лет - в суд. Представляется, что в этом случае право ребенка на защиту не ограничивается возможностью обратиться с заявлением (иском, жалобой) в суд. Кроме того, суд обязан привлечь к участию в деле органы опеки и попечительства, которые должны назначить ребенку представителя.

Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Если ребенок достиг возраста 10 лет, органы опеки и попечительства и суд только с его согласия могут изменить его имя и фамилию (ст. 59 СК РФ); восстановить родителей, лишенных родительских прав, в родительских правах (ст. 72 СК РФ); передать его на усыновление (удочерение) (ст. 132 СК РФ); изменить фамилию, имя и отчество при усыновлении и после отмены усыновления (ст.ст. 134, 136, 143 СК РФ), а также передать в приемную семью (ст. 154 СК РФ).

Учет мнения ребенка при разрешении спора и участие в рассмотрении дел по спорам, связанным с воспитанием детей, органов опеки и попечительства также являются особенностями судебной защиты прав ребенкаБеспалов Ю.Ф. Средства судебной защиты гражданских прав ребенка //Российская юстиция, 2008, N 3. С. 18. .

Защита прав ребенка в предусмотренных законом случаях осуществляется государственными органами. К ним относятся не только федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, но и прокуратура, органы внутренних дел, органы загса, воспитательные учреждения. Так, Семейный кодекс обязывает органы исполнительной власти принимать меры по защите прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителейСт. 122, 123, 126, 169 Семейного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (СК РФ) (в ред. от 28 декабря 2004 г.) //СЗ РФ от 1.01.1996 г. N 1 ст. 16. . В этих целях органы исполнительной власти должны организовывать учет детей, оставшихся без попечения родителей, и оказывать содействие в устройстве таких детей в семьи. Органы внутренних дел могут участвовать в принудительном исполнении решений, связанных с отобранием ребенка, а также в розыске лиц, уклоняющихся от уплаты алиментов. Органы загса правомочны восстанавливать брак в случае явки супруга, объявленного судом умершим или признанного судом безвестно отсутствующим, устанавливать отцовство лица, не состоящего в браке с матерью ребенка, на основании совместного заявления отца и матери ребенка и т.д.

Действия прокурора по защите прав ребенка могут выражаться в предъявлении в суд ряда требований: о лишении родительских прав; об ограничении родительских прав; о признании недействительным соглашения об уплате алиментов; об отмене усыновления ребенка. Кроме того, прокурор обязан участвовать в делах: о лишении, восстановлении и ограничении родительских прав, об отмене усыновления ребенка и в других случаях Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в воспитательных, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения, возлагается законом на администрацию этих учреждений Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 года N 676 // СЗ РФ. 1995. N 28; 1996. N 43, N 36, N 14. .

Защита семейных прав осуществляется и органами опеки и попечительства - органами местного самоуправления, наделенными полномочиями по решению вопросов местного значения и не входящими в систему органов государственной власти, но только в случаях, непосредственно предусмотренных Семейным кодексом РФ. Организация и деятельность этих органов определяются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов РФ. В соответствии со ст.121 Семейного кодекса РФ на органы опеки и попечительства возложена защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, что требует от них выявления, учета, устройства таких детей и последующего контроля за условиями содержания и воспитания детей. Защита прав выпускников воспитательных учреждений - также обязанность органов опеки и попечительства.

Согласно ст.78 Семейного кодекса РФ органы опеки и попечительства должны быть привлечены к участию в деле при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту ребенка. Весьма значимой и ответственной является функция попечения над ребенком, который передается органам опеки и попечительства по решению суда в случаях, установленных законом. Обязательным является участие органа опеки и попечительства в исполнении решений суда по отобранию ребенка и передаче его другому лиц. В безотлагательных случаях, то есть при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью, орган опеки и попечительства вправе самостоятельно отобрать ребенка у родителей.

Определенные меры по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних в соответствии со ст.11 Федерального закона от 24 июня 1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» осуществляют комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые органами местного самоуправления. В частности, они наделены правом предъявлять в суд требование о лишении родительских прав.

Положительно, что Законом об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации предусмотрены специальные меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его воспитания и образования образовательными учреждениями: а) создание в образовательных учреждениях по инициативе обучающихся в возрасте старше восьми лет общественных объединений обучающихся; б) проведение по ходатайству обучающихся с участием их выборных представителей дисциплинарного расследования деятельности работников образовательных учреждений, нарушающих и ущемляющих права ребенка; в) обращение обучающихся за содействием и помощью в уполномоченные государственные органы при несогласии с решением администрации образовательного учреждения; г) проведение обучающимися собраний и митингов по поводу нарушения их законных прав и интересов.

Законом не исключается и самозащита гражданами своих семейных прав путем совершения действий, пресекающих нарушение права. В соответствии со п.1 ст. 56 Семейного кодекса установлено, что непосредственная защита прав и законных интересов ребенка должна осуществляться родителями или лицами, их заменяющими. Несовершеннолетнему, признанному в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, предоставлено право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе свое право на защиту. В случаях, предусмотренных законом, по делам, возникающим из трудовых и брачно-семейных правоотношений и из сделок, связанных с распоряжением полученным заработком, несовершеннолетние имеют право лично защищать в суде свои права и охраняемые законом интересы. Привлечение к участию в таких делах родителей, усыновителей или попечителей несовершеннолетних для оказания им помощи зависит от усмотрения суда.

Родители осуществляют родительские права, в том числе и защиту прав и интересов ребенка, до достижения им возраста 18 лет, т.е. до совершеннолетия. Родительские права могут быть прекращены и до достижения ребенком 18 лет в случае приобретения им полной дееспособности в порядке эмансипации либо при вступлении в брак до достижения совершеннолетия.

Родители являются законными представителями своих детей и без специальных полномочий (доверенности) выступают в защиту их прав с любыми физическими и юридическими лицами. Вместе с тем они должны представить суду доказательства, подтверждающие их родство с ребенком. Такими доказательствами являются свидетельство о рождении ребенка и документ, подтверждающий личность родителей. Представлять права и интересы ребенка могут как оба родителя, так и один из них по соглашению между ними. Причем родители должны защищать права и интересы детей, а не свои права и интересы. Если между интересами родителей и детей имеются противоречия, которые установлены органами опеки и попечительства, то родители не вправе представлять интересы детей в отношениях с другими лицами. В этом случае органы опеки и попечительства обязаны назначить представителя для защиты прав и интересов детей.

Представляется, что полномочия этого представителя должны быть подтверждены мотивированным постановлением органов опеки и попечительства. Такое представительство является вынужденной мерой и носит временный характер. Оно выступает как один из способов защиты прав и интересов ребенка, применяемый органами опеки и попечительства, и одновременно является принудительной мерой, ограничивающей права родителей. Если отпадут основания, органы опеки и попечительства отменяют представительство. Если же родители уклоняются от защиты прав и интересов детей, злоупотребляют родительскими правами, то такая защита опять-таки возлагается на органы опеки и попечительстваСт. 121 Семейного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (СК РФ) (в ред. от 28 декабря 2012 г.) //СЗ РФ от 1.01.1996 г. N 1 ст. 16. . Эти органы и должны в установленном порядке решить вопрос о защите прав детей.

Если дети, оставшиеся без родительского попечения, переданы на воспитание в семью (на усыновление, удочерение), под опеку (попечительство), в приемную семью или в учреждение для детей-сирот либо детей, оставшихся без попечения родителей, то обязанности по защите их прав возлагаются на усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей; администрацию учреждения. В случае уклонения усыновителей, опекунов (попечителей) приемных родителей от защиты прав детей в установленном законом порядке усыновление, опека (попечительство) отменяются, а договор о передаче ребенка на воспитание в семью расторгается.

Право ребенка на защиту включает и возможность самостоятельного принятия им некоторых мер в случае нарушения его законных прав и интересов. Это возможно при злоупотреблениях со стороны родителей, а равно при невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями обязанностей по воспитанию, образованию ребенка. В таких ситуациях ребенку предоставлено право обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет - в суд. Последствия такого обращения могут заключаться в привлечении родителей к административной или уголовной ответственности, отобрании ребенка у родителей органом опеки и попечительства, лишении или ограничении родительских прав в судебном порядке. Реальному осуществлению права ребенка на защиту должны способствовать введение практики ознакомления детей через школьную программу с их правами, включая информирование детей о возможности пожаловаться на насилие в семье, освещение в средствах массовой информации прецедентов - процессов над гражданами (в том числе родителями), нарушающими права детей, как в семье, так и в образовательных и иных учреждениях.

Определенной гарантией надлежащей защиты прав ребенка в семье является установление п. 3 ст. 56 Семейного кодекса обязанности должностных лиц организаций и иных граждан, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка или о нарушении его прав и законных интересов, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка. Несмотря на реализацию в семейном законодательстве РФ основных требований Конвенции о правах ребенка, существует настоятельная необходимость дальнейшего совершенствования правовых основ обеспечения защиты прав и безопасности детей в семейных правоотношениях в целях приближения к международно-правовым стандартам в данной области. В этой связи следует отметить следующее.

1. Серьезной проблемой является конкретизация объекта охраны, поскольку, как отмечает А. М. Нечаева, между понятиями «права ребенка» и «охрана детства» нет четкого разграничения, что приводит «к бездействию норм, регулирующих возникающие при этом отношения» Семейное право: проблемы и перспективы развития (Материалы «круглого стола») // Государство и право. 2009. N 9. С. 96. .

2.3 Процессуальные правила разбирательства семейных дел

Семейное право, как известно, относится к числу материальных прав. Соответственно Семейный кодекс Российской Федерации считается преимущественно материально-правовым нормативным актом. Однако традиционно в Семейный кодекс РФ включены и разнообразные процессуальные правила разбирательства семейных дел, причем по сравнению с прежним семейным законодательством их объем увеличился.

Процессуальные нормы в Семейном кодексе РФ, как и прежде, не составляют специального раздела, а содержатся практически во всех главах этого кодекса и рассчитаны на применение при разбирательстве конкретных категорий семейных дел.

Значительно меньшая группа таких правил определяет особенности движения процесса: правила отложения разбирательства дел о расторжении брака, особенности подготовки к судебному разбирательству и исполнение решений суда по делам, связанным с воспитанием детей, порядок уплаты и взыскания алиментови др.

Процессуальные правила, включенные в кодекс, по сфере применения относятся к специальным, поскольку ориентированы на конкретные категории дел. Некоторые из них являются исключительными, ограничивающими право на судебную защиту при определенных обстоятельствах. Так, согласно ст.17 Семейного кодекса РФ муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка. В ст.28 Семейного кодекса ограничено право на обращение в суд с иском о признании брака недействительным супруга, знавшего о наличии обстоятельств, препятствующих заключению брака, либо о фиктивности брака. Этот супруг может обратиться в суд лишь с требованием о расторжении брака.

Роль процессуальных правил, содержащихся в Семейном кодексе РФ, велика, поскольку они призваны специализировать процессуальную форму защиты семейных прав, сделать ее более эффективной с учетом специфики брачно-семейных правоотношений. Вместе с тем их включение не в специализированный нормативный акт создает определенные трудности в судебной практике, поскольку они должны применяться вместе с общими правилами специализированного процессуального законодательства.

Особенно остро стоит вопрос о применении тех процессуальных правил, которые не соответствуют общим процессуальным нормам.

Так, ст. 24 Семейного кодекса РФ предусмотрено, что при расторжении брака в судебном порядке суд обязан по своей инициативе определить, с кем из родителей будут проживать несовершеннолетние дети после развода, а также с кого из родителей и в каких размерах взыскиваются алименты на их детей, если супруги не представили суду соглашение по этим вопросам либо это соглашение нарушает интересы детей или одного из супругов. Здесь содержатся по существу императивные правила о соединении исковых требований, причем допускается, что инициатором такого соединения выступают не сами супруги, а суд. Между тем по общим положениям процессуального законодательства о соединении и разъединении нескольких исковых требований инициатива соединения исковых требований принадлежит только истцу. Судья лишь оценивает целесообразность такого соединения. Кроме того, процессуальное законодательство не предоставляет суду полномочий рассматривать какие-либо исковые требования, не заявленные сторонами в установленном законом порядке, тогда как в ст. 24 Семейного кодекса РФ на суд такие обязанности возлагаются.

Нельзя не отметить, что процессуальные правила разрешения комплекса вопросов при вынесении судом решения о расторжении брака направлены на защиту интересов детей, права которых нарушаются при прекращении совместной жизни их родителей. Однако эффективность этих норм существенно снижается вследствие того, что они не соответствуют правилам гражданского процессуального законодательства. Хотя некоторыми авторами высказываются соображения о том, что специальная процессуальная норма, содержащаяся в нормативных актах материального права, может совсем по-иному регулировать то или иное процессуальное отношение Шерстюк В. М. Особенности рассмотрения отдельных категорий гражданских дел. - М.: Изд-во МГУ, 2008. С.7. , большинство процессуалистов не разделяют этого взгляда. Мало того, в Гражданском процессуальном РФ сформулировано общее положение о том, что нормы гражданского процессуального права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Гражданскому процессуальному кодексу.

Ограничения в установлении происхождения детей, родившихся вне брака, которые содержатся в ст. 50 Семейного кодекса РФ. В этой статье, озаглавленной «Установление судом факта признания отцовства», говорится о том, что в случае смерти лица, которое признавало себя отцом ребенка, но не состояло в браке с матерью ребенка, факт признания им отцовства может быть установлен в судебном порядке по правилам гражданского процессуального законодательства.

При установлении отцовства важно ответить на вопрос: когда возникают права и обязанности - с момента рождения ребенка или с момента обращения в суд с иском об установлении отцовства. Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 25 октября 1996 года N 9 «О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов» разъяснил судам, что при рассмотрении дела об установлении отцовства датой рождения ребенка определяется, какой нормой следует руководствоваться. Констатируя, что обстоятельства для установления отцовства в судебном порядке, предусмотренные ст. 49 Семейного кодекса РФ, существенно отличаются от тех, которые предусматривались ст. 48 Кодекса о браке и семье, Пленум высказался за то, что положения нового Семейного кодекса РФ могут применяться только в отношении детей, родившихся после введения Семейного кодекса РФ в действие, то есть 1 марта 1996 года и позднее.

Следовательно, если исходить из тех разъяснений, которые даны Пленумом Верховного Суда РФ, то в зависимости от времени рождения внебрачного ребенка по делам об установлении отцовства применяются либо нормы Семейного кодекса РФ, либо правила Кодекса о браке и семье. Эти новые ограничения прав детей на установление отцовства усложняют судебную защиту и порождают определенное неравенство детей в зависимости от времени их рождения. Правильность данного разъяснения вызывает сомнения еще и потому, что непосредственно законодатель не предусмотрел этих ограничений, как это было ранее сделано в Законе об утверждении Основ.

В то же время Пленум Верховного Суда РФ не исключает возможность установления в особом производстве факта отцовства в случае смерти предполагаемого отца. В отношении детей, родившихся в период с 1 октября 1968 года до 1 марта 1996 года, такой факт устанавливается на основании ст. 48 Кодекса о браке и семье, в то время как в случае рождения ребенка 1 марта 1996 года и позднее факт отцовства устанавливается на основании ст. 49 Семейного кодекса РФ.

Таким образом, в особом производстве судом могут устанавливаться либо факт признания отцовства, либо факт отцовства в случае смерти предполагаемого лица, что зависит от даты рождения ребенка. Пределы судебной защиты прав детей расширены введением судебного порядка усыновления (удочерения) по ст. 125 Семейного кодекса РФ, которое ранее производилось в административном порядке. В ст. 125 Семейного кодекса РФ предусматривается, что рассмотрение дел об установлении усыновления ребенка производится судом в порядке особого производства по правилам, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством.

Определенные возражения вызывают положения ст. 18 Семейного кодекса РФ. В ней указывается, что расторжение брака производится в органах загса, а в случаях, предусмотренных статьями 21-23 Семейного кодекса РФ, - в судебном порядке. Из указанной нормы можно сделать вывод, что основной порядок расторжения брака - административный (осуществляемый в загсе), тогда как ранее таковым считался судебный. Между тем в ст. 19 Семейного кодекса РФ названы те случаи, в которых может быть произведен развод в загсе: 1) при взаимном согласии на расторжение брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей; 2) по заявлению одного из супругов, если другой признан судом безвестно отсутствующим, либо признан судом недееспособным, либо осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет.

Упомянутый перечень почти не изменился по сравнению с прежним, определяемым ранее. Единственное уточнение касается указания на общих несовершеннолетних детей, наличие которых препятствует расторжению брака в загсе при взаимном согласии супругов. Хотя данное уточнение не вызывает возражений, все же правильнее было бы указать в ст. 18 Семейного кодекса РФ, что расторжение брака в органах загса производится только в случаях, предусмотренных в ст. 19 Семейного кодекса РФ. В современном гражданском процессуальном праве, как и в семейном, усиливаются начала диспозитивности, характеризующиеся предоставлением субъектам материально-правовых и процессуальных отношений большей свободы в распоряжении своими материальными и процессуальными правами.

Усиление диспозитивных начал в Семейном кодексе РФ наиболее активно проявилось в регулировании брачных и семейных имущественных правоотношений. Супруги получили право заключить брачный договор - либо до государственной регистрации заключения брака, либо в любое время в период брака. Этим договором они вправе изменить предусмотренный законом режим совместной собственности и установить режим совместной, долевой или раздельной собственности на все имущество супругов, на его отдельные виды или на имущество каждого из супругов. Споры, связанные с изменением, расторжением брачного договора, а также с признанием его недействительности полностью или частично, должны разрешаться в судебном порядкеСт. 43, 44 Семейного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (СК РФ) (в ред. от 28 декабря 2012 г.) //СЗ РФ от 1.01.1996 г. N 1 ст. 16. . По алиментным правоотношениям между лицом, обязанным уплачивать алименты, и их получателем может быть заключено соглашение об уплате алиментов, подлежащее нотариальному удостоверению.

В судебном порядке могут рассматриваться споры об изменении или расторжении этого соглашения, а также о признании его недействительным Там же. Ст. 101, 102 . Эти споры представляют собой новые категории брачно-семейных дел.

В новом семейном законодательстве получили дальнейшее развитие, наряду с диспозитивными, и публичные начала судебной защиты брачных и семейных прав, в особенности прав несовершеннолетних и иных категорий граждан, нуждающихся в государственной защите. Данная тенденция проявляется, в частности, в тех процессуальных правилах Семейного кодекса РФ, которые закрепляют права и обязанности прокурора, а также органов опеки и попечительства по вступлению в процесс, участию в нем в различных процессуальных формах.

В Семейный кодекс РФ включены нормы об обязательном участии в процессе: прокурора - по делам о лишении родительских прав, восстановлении в родительских правах, ограничении родительских правТам же. Ст. 70, 72, 73. ; органов опеки и попечительства - по делам: о признании брака недействительным, если он заключен с лицом, не достигшим брачного возраста, а также с лицом, признанным судом недееспособнымСт. 28Семейного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (СК РФ) (в ред. от 28 декабря 2012 г.) //СЗ РФ от 1.01.1996 г. N 1 ст. 16. ; о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка Там же. Ст. 66. ; о лишении родительских прав, восстановлении в родительских правах, ограничении родительских прав, по всем спорам, связанным с воспитанием детей Там же. Ст. 70-73, 78. , а также об установлении усыновления Там же. Ст. 125. .

Все эти нормы носят императивный характер и подчеркивают публичность судебной защиты прав несовершеннолетних и недееспособных граждан. В Семейный кодекс РФ включены также правила, согласно которым прокурор и органы опеки и попечительства имеют право на обращение в суд с исковыми требованиями в защиту прав других лиц. Такое право принадлежит, в числе других заинтересованных лиц, прокурору, органам опеки и попечительства и носит диспозитивный характер, что дает этим субъектам возможность самим определять целесообразность обращения в суд.

По Семейному кодексу РФ прокурор вправе требовать признания брака недействительным, если брак был заключен при отсутствии добровольного согласия одного из супругов на его заключение: в результате принуждения, обмана, заблуждения или невозможности в силу своего состояния в момент регистрации заключения брака понимать значение своих действий и руководить ими, а также и в некоторых других случаях. Прокурор также указан в числе субъектов, имеющих право на возбуждение в суде требований: о лишении родительских прав; об ограничении родительских прав; об отмене усыновления.

Представляется, что названные нормы не должны толковаться как ограничивающие право прокурора на предъявление иных исков, когда это необходимо в целях защиты прав и охраняемых законом интересов граждан. В приведенных правилах подчеркивается публичность конкретных исковых требований и целесообразность обращения прокурора в суд именно с ними.

Подводя итог, необходимо отметить, что хотя процессуальные правила Семейного кодекса дополняют и обогащают процессуальную форму разбирательства брачных и семейных дел, они должны совершенствоваться с учетом выявленных недостатков. Одним из направлений совершенствования гражданского процессуального законодательства должен стать учет тех специальных процессуальных норм, которые содержатся в иных нормативных правовых актах и эффективно регулируют особенности разбирательства конкретных категорий гражданских дел.

Процессуальные особенности разбирательства брачных и семейных дел традиционно активно исследовались в процессуальной науке. Однако после принятия в 1995 г. Семейного кодекса РФ эти вопросы почти не рассматриваются. Между тем их исследование имеет не только теоретическое, но и прикладное значение, поскольку в структуре судебной практики по гражданским делам они занимают важное место. Велика также и социальная ценность брачных и семейных прав граждан, которые в настоящее время являются конституционными.

Заключение

Применительно к защите прав несовершеннолетних мировая практика выработала специальные механизмы. Это органы ювенальной юстиции - судьи, суды по делам несовершеннолетних, специальные омбудсманы по делам несовершеннолетних. В Нидерландах, например, в 10 муниципалитетах в целях защиты нарушенных прав ребенка действуют консультативные центры.

В России комиссии, инспекции по делам несовершеннолетних, органы социальной защиты, благотворительные учреждения и организации - традиционные и вновь образуемые механизмы защиты прав ребенка - к сожалению, не всегда действуют должным образом.

Таким образом, ювенальная юстиция представляет собой совокупность правовых механизмов и институтов, медико-социальных, психолого-педагогических и реабилитационных процедур и программ, объединенных вокруг специального судебного института ювенальных судов в систему государственных и негосударственных органов и организаций, предназначенную для обеспечения наиболее полной защиты прав несовершеннолетних.

С принятием Федерального закона от 24 июля 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» законодательно определены цели государственной политики, основные направления и организационные основы обеспечения прав ребенка, конкретизированы полномочия органов государственной власти различного уровня в этой сфере. Законом установлены основные принципы государственной политики в интересах детей, включающие законодательное обеспечение прав ребенка, государственную поддержку семьи в целях обеспечения защиты прав детей, ответственность должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, а также государственную поддержку органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.

...

Подобные документы

    Правовое положение несовершеннолетних детей в России. Семейно-правовые средства обеспечения их безопасности; формы и способы защиты их прав и законных интересов, опыт судебной практики. Цели и функции системы юстиции для несовершеннолетних.

    дипломная работа , добавлен 19.03.2011

    Права и обязанности ребенка. Правовые меры борьбы с детской проституцией, наркоманией, алкоголизмом. Защита прав детей. Личные и имущественные права несовершеннолетних. Органы опеки и попечительства. Участие органов внутренних дел в защите прав детей.

    контрольная работа , добавлен 17.02.2010

    Понятие прав несовершеннолетних, механизм и проблемы их обеспечения. Характеристика органов, осуществляющих защиту прав несовершеннолетних, анализ примеров их нарушения. Разработка мероприятий по защите прав несовершеннолетних, их основные направления.

    дипломная работа , добавлен 01.08.2016

    Конституционное право детей на социальную защиту. Ребенок как субъект права на социальное обеспечение. Защита отдельных категорий несовершеннолетних: детей, воспитываемых в родительской семье; несовершеннолетних из многодетных семей; детей-инвалидов.

    дипломная работа , добавлен 10.01.2015

    Юридическая природа и комплексная характеристика прав несовершеннолетних в Российской Федерации. Анализ функционирования правового института охраны прав и защиты интересов несовершеннолетних. Нормы и положения международной конвенции о правах ребенка.

    реферат , добавлен 20.04.2011

    Гарантии обеспечения прав и законных интересов допрашиваемых несовершеннолетних. Психологические, педагогические, этические основы допроса несовершеннолетних. Тактические приемы производства допроса несовершеннолетних, фиксация и оценка их показаний.

    дипломная работа , добавлен 19.05.2011

    Нормативно-правовое обеспечение защиты жилищных прав детей в России. Правоспособность и дееспособность несовершеннолетних. Защита жилищных прав несовершеннолетних детей органами опеки и попечительства, проблемы данного процесса и пути их решения.

    дипломная работа , добавлен 18.02.2012

    Особенности рассмотрения и разрешения гражданских дел о защите прав и интересов несовершеннолетних с участием ОВД. Анализ норм материального и процессуального права; способы судебной защиты прав несовершеннолетних; совершенствование законодательства.

    дипломная работа , добавлен 01.02.2012

    Процессуальные особенности рассмотрения судебных дел о расторжении брака супругов при наличии общих несовершеннолетних детей. Порядок обеспечения их прав и интересов. Подготовка дела к судебному разбирательству. Определение места жительства ребенка.

    дипломная работа , добавлен 08.10.2014

    Право ребенка жить и воспитываться в семье. Реализация права ребенка на общение с родителями и другими родственниками обоих родителей. Имущественные права несовершеннолетних детей. Право ребенка на имя, отчество и фамилию; защиту; выражать свое мнение.

Дети , имеющие право на государственную поддержку , получают ее в объеме, закрепленном на законодательном уровне. Чаще всего поддержка оказывается семье, в которой есть дети, нуждающиеся в помощи. Но в рамках этой статьи речь пойдет об адресной поддержке, которую получают именно дети.

Когда ребенок может надеяться на поддержку от государства?

Ребенок не может существовать вне семьи. Если он теряет родителей и нет родственников, которые бы взяли его на воспитание, то судьбой ребенка начинает заниматься государство. Отсюда становится понятно, почему многие способы государственной поддержки адресуются именно семье, где есть ребенок, а не ему самому.

Лучше всего это видно на примере материнского капитала. Здесь родители решают, каким вариантом вложения этих денег воспользоваться. Да и сама поддержка рассчитана на стимулирование роста рождаемости. Ребенок ощущает социальную заботу государства только косвенно.

Еще один важный фактор при выборе адресата господдержки — это гражданская дееспособность лица. В полной мере она проявляется только с наступлением совершеннолетия. Согласно нормам ГК РФ ребенок может самостоятельно распоряжаться своим доходом только с 14 лет. И то это право может быть ограничено судом по заявлению заинтересованных лиц.

Поэтому, даже получая денежную помощь от государства, ребенок не всегда может самостоятельно ей распоряжаться. За него это делают законные представители. К этой категории могут быть отнесены:

  • родители;
  • опекуны;
  • попечители.

Так что многие из тех видов государственной поддержки, которые адресуются детям, тоже используются законными представителями ребенка так, как они считают нужным.

Пенсии при потере кормильца

Ребенок до наступления совершеннолетия находится на содержании родителей. А если он поступил в вуз и учится на дневном отделении, то обязанность родителей по содержанию ребенка продлевается до окончания обучения, но не более чем до того момента, как ребенку исполнится 23 года.

Основываясь на этом правиле, между родителями и детьми возникают отношения кормилец — иждивенец. В случае смерти родителя ребенок теряет кормильца, и часть обязанностей по дальнейшему его содержанию берет на себя государство.

В зависимости от того, кем был кормилец, какой у него был доход и где он работал, ребенку назначается пенсия. Это может быть:

  • страховая пенсия;
  • социальная пенсия;
  • пенсия по государственному обеспечению.

Страховая пенсия выплачивается детям, умерший родитель которых имел страховой стаж. Расчет пенсии происходит согласно федеральному закону «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ. Если же такого стажа у кормильца не было, то ребенок получает социальную пенсию, размер которой устанавливается в федеральном законе «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ. К тому же социальная пенсия ежегодно индексируется.

Если кормилец может быть причислен к отдельной категории, такой как:

  • военнослужащий,
  • космонавт,
  • работник летно-испытательного состава,

то он получает пенсию по гособеспечению, размер которой также устанавливается ФЗ № 166-ФЗ.

Отдельно стоит отметить такой нормативный акт, как федеральный закон «О пособии детям военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших при исполнении обязанностей» от 4 июня 2011 года № 128-ФЗ. Согласно нормам этого закона дети погибших:

  • военнослужащих, притом что смерть случилась во время прохождения службы;
  • сотрудников органов федеральной исполнительной власти, погибших на работе;
  • лиц, которые умерли после увольнения со службы, но от военной травмы,

имеют право на ежемесячное пособие, которое устанавливается законом и ежегодно индексируется.

Социальные льготы для детей-сирот

Ребенок, у которого умерли родители или единственный родитель, может остаться жить у родственников или попасть на полное государственное обеспечение (в детдом или подобное учреждение). То же самое касается и детей, родители которых были лишены родительских прав. Но при этом все дети-сироты имеют право на дополнительные гарантии соцподдержки со стороны государства.

Виды дополнительных гарантий устанавливаются федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ. Вот они:

  • В рамках права на образование дети-сироты могут:
    • бесплатно посещать подготовительные курсы вузов перед поступлением;
    • бесплатно получать второе среднее профессиональное образование;
    • при потере родителей во время учебы в вузе могут продолжить обучение бесплатно и быть зачисленными на полное гособеспечение;
    • получать стипендии и пособие на приобретение учебников.
  • В рамках права на медицинское обеспечение дети-сироты получают медицинскую помощь бесплатно, даже высокотехнологичную. Их могут отправить на лечение за границу за счет бюджетных ассигнований.
  • В рамках права на имущество и жилье дети-сироты, если у них не осталось квартиры, могут претендовать на благоустроенное жилье из специализированного жилищного фонда. Но срок пользования таким жильем ограничен 5 годами.
  • В рамках права на труд дети-сироты после постановки на учет в службе занятости получают пособие по безработице на протяжении 6 месяцев и проходят бесплатную профориентацию.

При возникновении необходимости защиты своих прав дети-сироты могут претендовать на бесплатную юридическую помощь.

Поддержка детей-инвалидов

Глава 4 федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ посвящена обеспечению жизнедеятельности инвалидов, в том числе и детей-инвалидов. Здесь речь идет о медицинском обслуживании, улучшении доступа к инфраструктуре, образовании, трудоустройстве и обеспечении жильем.

Дети-инвалиды имеют право на материальное обеспечение в виде пенсий, пособий и других выплат. Также им ежемесячно выплачивается сумма, установленная ст. 28.1 закона № 181-ФЗ. На момент последней редакции ФЗ, вступившей в силу в 2010 году, размер ежемесячной выплаты был равен 1 544 рублям. Но эта сумма ежегодно индексируется.

Государственная поддержка детей осуществляется по различным направлениям в зависимости от их потребностей. Особое внимание уделяется детям-инвалидам и детям-сиротам. Для них в законодательстве предусмотрены многочисленные механизмы обеспечения жизнедеятельности. Но не стоит забывать и о программах выявления и развития одаренных детей, для которых действуют программы льготного обучения.

Эссе

Право ребенка на особую заботу и помощь

«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
Признание, соблюдение и защита прав и свобод
человека и гражданина – обязанность государства»
Ст.2 Конституции РФ

Человек, живущий в обществе, всегда следовал тем или иным нормам. В современном обществе важнейшим видом этих норм стало право. Права человека расширялись и закреплялись в основных правовых документах постепенно: от права на жизнь на ранних этапах развития общества до широкого набора культурных и социальных прав личности в современном обществе. Сегодня проблема прав человека широко обсуждаема. О них мы слышим с экрана телевизора, в предвыборных выступлениях, на митингах, в обсуждениях в социальных сетях. Да и просто в обыденной ситуации очень часто можно услышать заявление человека – «Это мое право!», «Я имею право…».
А много ли в действительности мы, несовершеннолетние, знаем о своих правах? И нужно ли вообще людям, а в частности детям, знать свои права? Да, нужно. И нужно для того, чтобы точно знать, на что ты можешь рассчитывать в жизни.
Знать их – это уже твое право, закрепленное в Конвенции ООН о правах ребенка: «…все дети имеют право знать о своих правах. Взрослые тоже должны знать о них».

Во Всеобщей декларации прав человека ООН провозгласила, на мой взгляд, одно из важнейших прав ребенка – право на особую заботу и помощь. При этом, признавая, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, понимания и любви.


Реализация этого права находит отражение и в ст.38 Конституции РФ: «Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей».
Как правило, в благополучных семьях родители любовь к детям, заботу о них, создание необходимых условий для физического и умственного развития не определяют как обязанность, для них забота о детях – есть «естественное право». Но, к сожалению, в нашем обществе так бывает не всегда. Есть семьи, в которых родители жестоки по отношению к своим детям, где дети лишены или ограничены в «… праве на надлежащие питание, жилище, развлечения» (принцип 4 Декларации прав ребенка). В таких семьях забота о детях не только не реализуется как право родителей, но и не выполняется как закрепленная за ними обязанность.
В этом случае заботу о ребенке, защиту его прав берет на себя государство, в частности,

через внедрение и применение ювенальных технологий. Последние включают в себя совокупность правовых механизмов (медико-социальные, психолого-педагогические и реабилитационные процедуры и программы), предназначенных для обеспечения защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних, реализуемых системой государственных и негосударственных органов, учреждений и организаций.
Отношение к этому процессу неоднозначно. Готово ли к нему наше общество? На сколько далеко государство может вмешиваться в жизнь семьи даже с благими намерениями, не нарушая при этом права семьи, родителей, ребенка? Решения о вмешательстве в дела семьи (включая изъятие ребенка из семьи, лишение родителей родительских прав) не должны приниматься в одностороннем порядке, по усмотрению органов социальной опеки (как недавние случаи в Финляндии), чтобы звонок «обиженного ребенка» или «через чур родивых соседей» не стал поводом к активным действиям ювенальных служб.
Проблемы совершенствования ювенального права в последнее время широко дискутируются не только учеными, они волнуют педагогов, родителей, детей. Только обсуждая эти непростые проблемы совместно, можно, по моему мнению, выработать правильный подход. И тогда государство сможет защищать права детей, не навредив им.
В нашем городе такая деятельность уже осуществляется: назначен Уполномоченный по правам ребенка, разработана программа мероприятий, существует сайт Уполномоченного по правам ребенка, действует детский «телефон доверия», позвонив по которому ребенок может получить квалифицированную психологическую и юридическую поддержку. Однако не все несовершеннолетние владеют этой информацией. Я думаю, что эту ситуацию можно изменить, введя, например, в журнале «Золотой ключик» рубрику «Ваши права» или поместив в Дневнике липецкого школьника контактную информацию о сайте Уполномоченного по правам ребенка и номер детского «телефона доверия».
Известное латинское изречение гласит: «Кто пользуется своим правом, тот не нарушает ничьего права». Государство не должно нарушать права родителей, а родители – права детей. Дети уже с раннего детства должны задумываться о том, что их права всегда соотнесены с обязанностями. А знание этих прав и обязанностей является необходимым в различных жизненных ситуациях.

Случайные статьи

Вверх