Эссе по обществознанию создаёт человека природа но развивает и образует его общество. “Создает человека природа, но развивает и образует его общество”. «Прогресс – это движение по кругу, но все более быстрое»


Создает человека природа, но развивает и образует его общество. (В.Г. Белинский)
Человек - это существо биологическое и социальное. Всю свою жизнь он проходит процесс социализации- приобщению к традиционным ценностям, устоям окружающего мира. Этот процесс ограничен двумя полюсами: рождением и смертью. С раннего детства человека окружают первичные агенты социализации: семья, детский сад, школа. Формирование характера и мировоззрений - вот главные задачи первичных агентов. Вторичные агенты социализации, такие как вузы, профессиональные учреждения, рабочее место, формируют картину огромного окружающего мира и места человека в нем. Благодаря агентам социализации человек становится личностью, проявляет свои индивидуальные особенности и способности во взаимодействии с людьми. Человек может определить кто он, сравнивая себя с другими людьми, прислушиваясь к мнению других. По теории Маслоу существует пирамида человеческих потребностей. Фундаментом пирамиды является биологические потребности (жажда, голод, сон, продолжение рода); в середине пирамиды находятся социальные потребности (труд, самореализация); и самыми верхними являются духовные потребности (познание, мировоззрение). Все потребности тесно связаны между собой. Человек не может жить без еды, воды, и воздуха, потом же он не может жить без общения с другими людьми. Истории известны факты о том, что без общения с людьми человек сходит с ума, а не развивая свои интеллектуальные способности, он перестает быть личностью и живет на природном уровне, удовлетворяя биологические потребности.
Таким образом, фундаментальной основой человека является его биологическая сущность, а стержневой основой - социальная. Я полностью согласна с мнением известного литератора В.Г.Белинского о том, что «создает человека природа, но развивает и образует его общество».

Руссо считал, что правильное правительство должно иметь свободу всех своих граждан в качестве своей основной цели. Социальный договор, в частности, является попыткой Руссо представить себе форму правления, которая наилучшим образом подтверждает индивидуальную свободу всех ее граждан, с определенными ограничениями, присущими сложному, современному гражданскому обществу. Руссо признал, что до тех пор, пока существуют собственность и законы, люди никогда не смогут быть настолько свободными в современном обществе, как они находятся в состоянии природы, а затем повторили Маркс и многие другие коммунистические и анархистские социальные философы.

«Создает человека природа, но развивает и образует его общество»

В. Г. Белинский

Выбранное мною высказывание связано с проблемой формированием человеческой личности, ролью и значением природных и биологических качеств, а также воздействием общества на личность. Значимость проблемы связана с тем, что для человека всегда было важно понять, что задается в нем природой, а что дается как результат воздействия общества.

Тем не менее Руссо твердо верил в существование определенных принципов правления, которые, если они были приняты, могут позволить членам общества уровень свободы, который, по крайней мере, приближается к свободе, которой пользуются в состоянии природы. В «Социальном контракте» и других его работах по политической философии Руссо посвящен изложению этих принципов и тому, как их можно выразить в функциональном современном состоянии.

Определение природы и состояния природы

Чтобы Руссо удалось определить, какие социальные институты и структуры противоречат естественной доброте и свободе человека, он должен сначала определить «естественный». Руссо отбрасывает все идеи, которые в течение столетия развития навязывали истинной природе человека, и приходит к выводу, что многие идеи, которые мы принимаем как должное, такие как собственность, закон и моральное неравенство, фактически не имеют оснований в природе. Для Руссо современное общество в целом сравнивается неблагоприятно с «состоянием природы».

Виссарион Григорьевич Белинский, великий русский мыслитель и литературный критик XIX века утверждал: «Создает человека природа, но развивает и образует его общество». То есть, с его точки зрения, изначально человек – такое же творение природы, как и любое из животных и лишь в процессе взаимодействия с обществом он становится «полноценным» человеком. Иными словами, именно общество превращает человека в личность. Я не могу не согласиться с мнением автора, так как я тоже считаю, что именно в процессе взаимодействия с обществом человек приобретает те социальные качества, которые и отличают его от животных, становится личностью в полном смысле этого слова; именно общество «развивает и образует» его.

Как говорит Руссо в «Дискурсе о неравенстве» и «Социальном контракте», состояние природы - это гипотетическое, доисторическое место и время, когда люди живут без нарушения общества. Важнейшей характеристикой состояния природы является то, что люди обладают полной физической свободой и имеют право делать по существу по своему усмотрению. Тем не менее, состояние природы также несет в себе недостаток, что люди еще не обнаружили рациональности или морали. В разных работах Руссо поочередно подчеркивает преимущества и недостатки состояния природы, но в целом он почитает его за физическую свободу, которую он предоставляет людям, позволяя им освобождаться от принудительного влияния государства и общества.

Для теоретического обоснования точки зрения рассмотрим понимание человека в общественных науках. Человек – биопсихосоциальное существо. То есть в человеке соединяются биологическая (природная), социальная и психологическая составляющие. Но в данном контексте нас будут интересовать его биологические и социальные части человеческой сущности. Соответственно этому в общественных науках введено несколько терминов для определения общественной сущности. Человек рождается носителем исключительно биологических особенностей, индивидом (единичным или типичным представителем вида Homo Sapiens). Так как человек является частью природы, ее творением, то ему от рождения присущи те же качества, что и другим ее представителям.

В связи с этим концепция Руссо о состоянии природы является полностью более позитивной, чем концепция Гоббса по той же идее, что и Гоббс, который породил этот термин, рассматривая состояние природы как по существу состояние войны и дикости. Это различие в определении указывает на разные взгляды двух философов на природу человека, которые Руссо считал по существу хорошими, а Гоббс был по существу базовым и жестоким. Наконец, Руссо признал, что, хотя мы никогда не сможем вернуться в состояние природы, понимание того, что члены общества должны более полно осознавать свою естественную доброту.

Рассмотрим процесс, в ходе которого человек становится личностью – так называемую социализацию. В процессе социализации человек становится личностью, то есть приобретает социально значимые и социально обусловленные качества, то есть, говоря словами В.Г.Белинского, «развивается и образуется». Но, рассмотрим подробнее понятие социализации. Сам по себе этот процесс и есть процесс становления личности: человек из индивида, биологического существа превращается в человека в широком смысле этого слова. Это происходит посредством освоения знаний, умений и опыта в жизни общества, освоения различных социальных ролей. Иными словами, социализация – это вхождение человека в мир социальных связей и взаимодействий.

Руссо включает анализ человеческой потребности как одного из элементов в сравнении современного общества и состояния природы. По мнению Руссо, «потребности» являются результатом страстей, которые заставляют людей желать объект или деятельность. В состоянии природы человеческие потребности строго ограничены теми вещами, которые обеспечивают выживание и размножение, включая пищу, сон и пол. Напротив, по мере развития сотрудничества и разделения труда в современном обществе потребности мужчин умножаются на многие несущественные вещи, такие как друзья, развлечения и предметы роскоши.

Социализацию мы можем разделить на первичную и вторичную. Первичная социализация происходит на самых ранних этапах жизни человека: в раннем детстве. Агентами первичной социализации могут выступать как семья, родственники, близкий социум, так и различные дошкольные образовательные учреждения (например, детские сады, кружки и т.д.) В ходе первичной социализации человек осваивает базовые социальные навыки, получает первый опыт общения, осваивает простейшие формы труда. Принято считать, что человек вступает во вторичную социализацию, когда идет в школу. То есть, по мнению ученых-обществоведов, школа – основной институт вторичной социализации. К другим институтам мы можем причислить высшие учебные заведения, армию и т.д. К основным отличительным особенностям социализации на обоих этапах мы можем отнести приобретение нового опыта, освоение новых социальных статусов, получение новых навыков и знаний. Процесс социализации просто невозможен в отрыве от общества, так как это противоречит его сущности. Значит, мы можем с уверенностью утверждать, что именно общество «развивает и образует» человека. Как сказал о социализации немецкий поэт Иоганесс Бехер: «Человек становится человеком только среди людей».

Со временем эти потребности все чаще становятся частью повседневной жизни, они становятся необходимыми. Хотя многие из этих потребностей изначально приятны и даже хороши для людей, люди в современном обществе в конечном итоге становятся рабами этих излишних потребностей, и все общество связано и формируется их стремлением. Таким образом, ненужные потребности являются основой современного «морального неравенства» в том смысле, что стремление к нуждам неизбежно означает, что некоторые будут вынуждены работать для удовлетворения потребностей других, а некоторые будут доминировать над своими товарищами, когда они смогут это сделать.

В дополнение к теоретическим доводам можно привести и ряд конкретных, фактических примеров. Приведем пример из истории русской литературы, показывающий влияние общества на становление личности человека. Рассмотрим это на примере двух титанов русской поэзии: А.С.Пушкин и М.Ю.Лермонтов. И если лирика первого наполнена философским оптимизмом и доверием к жизни, то лирика второго объята трагическим пафосом, между строк сквозит трагическое, пессимистичное мировосприятие. Литературоведы объясняют этот феномен очень просто. Основные этапы становления личности А.С.Пушкина пришлись на период приподнятого общественного настроения в связи с победой в войне 1812 года. А мировосприятие и личность М.Ю.Лермонтова формировались под влиянием разгрома восстания Декабристов 1825 года, то есть в то время, когда общество находилось в подавленном состоянии.

Концепция Руссо о необходимости и особенно более искусственные типы, которые доминируют в современном обществе, являются особенно применимым элементом его философии в настоящее время. Учитывая огромное богатство, которое существует в такой стране, как Соединенные Штаты, и в какой степени потребительский подход является движущей силой ее экономики, идеи Руссо должны спровоцировать размышления для всех, кто обеспокоен тем, как американская культура воспитывает население людей, все более порабощенных искусственные потребности.

Возможность подлинности в современной жизни

Связанная с общей попыткой Руссо понять, как современная жизнь отличается от жизни в состоянии природы, является его особый акцент на вопросе о том, насколько аутентична жизнь человека в современном обществе. Неудивительно, что Руссо чувствует, что люди в современном обществе обычно живут в совершенно неадекватной жизни. В состоянии природы человек свободен просто следить за своими собственными природными потребностями и нередко может взаимодействовать с другими людьми. Он может просто «быть», в то время как современный человек должен часто «появляться» так же, как «быть», чтобы коварно осознавать свои смешные потребности.

Другим не менее красноречивым примером мы можем считать известного всем персонажа Редьярда Киплинга – Маугли. Маугли – мальчик, воспитанный животными, а значит, лишенный влияния общества. Мы можем наблюдать за развитием в нем биологически заложенных качеств: инстинктов, примитивных навыков, направленных на удовлетворение естественных потребностей. Но о развитии социальной составляющей его сущности не могло быть и речи. Примечательно, что это не только литературный, выдуманный писателем пример. История знает немало примеров людей, воспитанных животными. Лишенные влияния общества, они были абсолютно не социализированы. Не пройдя процесс социализации они оказывались лишены даже базовых социальных навыков, не обладали элементарными знаниями и опытом.

Вся система искусственных потребностей, которая управляет жизнью гражданского общества, делает невозможным подлинность или правду в отношениях людей друг с другом. Более того, факт, что современные люди организуют свою жизнь вокруг искусственных потребностей, означает, что они неадекватны и неверны сами по себе. По мнению Руссо, происхождение самого гражданского общества можно проследить до акта обмана, когда один человек придумал понятие частной собственности, приложив кусок земли и убедившись, что его простые соседи «это мои», хотя и не имеют правдивой основы что бы это ни было.

Не стоит забывать, что процесс социализации начинается в семье, а значит, этот социальный институт имеет особое влияние на становление и формирование личности. Так, американская статистика показывает, что у детей, в раннем детстве столкнувшихся с насилием со стороны матери или отца, шанс впоследствии оказаться в тюрьме в 8 раз больше, чем у детей из благополучных семей. То есть общество может и негативно сказываться на социализации личности.

Неестественность неравенства

Учитывая этот факт, современное общество, возникшее из этого акта, может быть не чем иным, как ненастоящим до глубины души. Для Руссо вопросы о том, почему и как люди естественным образом равны и неравны, если они не равны вообще, имеют основополагающее значение для его более широкого философского исследования. Чтобы сформировать свою критику проблем современного общества, он должен показать, что многие из форм неравенства, присущих обществу, на самом деле не являются естественными и поэтому могут быть устранены.

Помимо фактических примеров можно привести пример из повседневной жизни. В процессе взаимодействия с обществом, под его влиянием даже самые естественные, физиологические проблемы социализируются. Даже такой простой и естественный процесс как прием пищи люди превратили в ритуал. Например, во многих семьях это повод собраться всем вместе, а сама по себе еда подчас больше напоминает произведение искусства, чем просто продукт для утоления голода.

Его выводы и более широкие рассуждения в этом аргументе изложены в дискурсе о неравенстве, но основной упор в его аргументе заключается в том, что человеческое неравенство, как мы его знаем, не существует в состоянии природы. На самом деле единственным естественным неравенством, по мнению Руссо, является физическое неравенство, существующее среди людей в состоянии природы, которое может быть более или менее способным обеспечить себя в соответствии с их физическими свойствами.

Соответственно, все неравенства, которые мы признаем в современном обществе, характеризуются наличием разных классов или господством и эксплуатацией некоторых людей другими. Руссо считает эти неравенства моральным неравенством, и он посвящает большую часть своей политической философии определению способов, которыми справедливое правительство может попытаться опрокинуть их. В целом, размышления Руссо о неравенстве, а также его радикальное утверждение о том, что все мужчины поровну в своем естественном состоянии, были важным источником вдохновения для обеих американских и французских революций.

Таким образом, проанализировав теоретические доводы и приведя практические примеры, можно сделать вывод, что человек, рождаясь не более, чем типичным представителем своего биологического вида, под влиянием общества становится полноценной личностью. То есть, лишь в ходе социализации общество «образует и развивает» человека.

Общая воля и общее благо

Возможно, самым сложным и квази-метафизическим понятием в политической философии Руссо является принцип общей воли. Как объясняет Руссо, общая воля - это воля суверена или всего народа вместе, направленная на общее благо, что лучше всего для государства в целом. Хотя каждый человек может иметь свою собственную особую волю, которая выражает то, что хорошо для него или нее, в здоровом состоянии, когда люди правильно ценят коллективное благо всего своего личного блага, объединяют все особые желания, воля всех, эквивалентна общей воле.

Случайные статьи

Вверх